Фотограф энни лейбовиц фотографии. Фотографии знаменитостей Энни Лейбовиц (Annie Leibovitz)


Коллекция фотографий из альбома Энни Лейбовиц под незамысловатым названием "A Photographer"s Life: 1990-2005", идея создания которого неслучайно родилась одновременно со смертью известной американской интеллектуалки, любовницы и близкой подруги фотографа - Сьюзан Сонтаг. Открытие выставки с работами серии и выпуск одноименного фотографического издания по её мотивам заставляют сторонних наблюдателей подтвердить, не раз поморщившись в процессе, что жизнь фотографа - это стандартный набор событий и впечатлений, который выдают каждому посетителю нашей планеты при рождении. Семья, любовь, смерть, появление первого ребенка, а затем еще двух. Колесо времени, которое неким случайным образом курсирует от "ракового корпуса" до родильной палаты, из Нью-Йоркской студии на войну, с теплой домашней софы на голливудскую вечеринку. Так - помимо длинной вереницы черно-белых снимков из личного архива экспозицию составили, ставшие визитной карточкой фотографа и успевшие сделаться культовыми, портреты разномастных знаменитостей. И в довершение всего, Лейбовиц виртуозно разбавляет серию своими малоизвестные медитативными пейзажами, которые отлично справляются с ролью знаков препинания в масштабном и иногда чересчур напряженном фото-изложении.
Стоит добавить, что именно эту, нестандартную во всех отношениях, пятнадцатилетнюю ретроспективу, Лейбовиц, чье портфолио неизменно кажется абсолютно безграничным, впоследствие назовет своей самой важной фотографической работой.

Julian Schnabel in his studio on West 11th Street, 1995
(Портрет американского художника и кинорежиссёра Джулиана Шнабеля.)


My parents, Peter"s Pond Beach, Wainscott, Long Island, 1992
(Беззаботная пара на снимке - родители Лейбовиц, мать - Мэрилин, в прошлом преподаватель современного танца, демонстрирует профессиональную гибкость.)


My brother Philip and my father, Silver Spring, Maryland, 1988
(С этого симметричного портрета зрителю улыбаются, стоя бок о бок, сразу два поколения семьи Лейбовиц: брат Энни Филип и отец Самуэль - отставной подполковник военно-воздушных сил США.)


Susan Sarandon
(Портрет известной американской киноактрисы Сьюзан Сарандон.)


My parents with my sisters, Paula and Barbara, and Paula"s son Ross, Peter"s Pond Beach, Wainscott, Long Island, 1992
(Всего в семье Самуэля и Мэрилин Лейбовиц шестеро детей, Энни - третий ребенок.)


Patti Smith with her children, Jackson and Jesse, St. Clair Shores, Michigan, 1996
(Портрет американской певицы и поэтессы Патти Смит с сыном Джексоном и дочерью Джесси.)


Susan with Sarah, West 23rd Street, 2001
(Сара появилась на свет в результате кесарева сечения. Лежа на операционном столе, Лейбовиц попыталась запечатлеть процесс рождения дочери на камеру. Смеясь, она признается: "Всё выглядело ужасно и абсолютно не в фокусе.")


My parents dancing with their grandson, Ross, Hedges Lane, Wainscott, Long Island, 1992.
(Энни описывает свою мать как человека творческого и восторженного. Тип матери, которая обязательно понравится твоим друзьям и одновременно заставит тебя смущаться перед ними.)



("Сьюзан не особенно вдохновляла идея моего материнства. Думаю она просто не хотела делиться мной с ребенком. Однако я приняла решение и родила маленькую Сару. И она полюбила её. Да, она просто полюбила её," - рассказывает Лейбовиц репортеру "The Guardian".)


William S. Burroughs in his garage, Lawrence, Kansas, 1995
(Портрет американского писателя и эссеиста Уильяма С. Берроуза.)


My parents with their grandson, Ross, Hedges Lane, Wainscott, Long Island, 1992
(Снимок родителей Энни с их внуком Россом.)


Philip Johnson, Glass House, New Canaan, Connecticut, 2000
(Портрет американского архитектора Филипа Джонсона.)


Susan Sontag, Petra, Jordan, 1994
(Эта фотография расположена в альбоме первой. Маленькая фигурка, луч света и кромешная темнота по краям. Лейбовиц шутит, говоря: "Я просто использовала Сьюзан, что бы вы смогли оценить масштаб всего этого." Потом добавляет о том, что этот снимок несомненно о любви Сонтаг к путешествиям, природе, искусству и цивилизации.)


Susan"s Shell Collection, King Street sunporch, New York, 1990
("Все прочие думают, что она была такой сильной, и она была, но так же она была очень чувствительной, уязвимой. Помню, впервые оказавшись в квартире Сьюзан, я заметила вот эти вот её небольшие коллекции камней и ракушек." В своем альбоме, подчеркивая символичность кадра, Лейбовиц размещает еще один "коллекционный" снимок следом за фотографией мертвой Сонтаг. Между этими мгновениями пятнадцать неполных лет.)


Leonardo DiCaprio, Tejon Ranch, Lebec, California, 1997
(Портрет двадцатитрехлетнего американского актера Леонардо Ди Каприо. Одна из наиболее известных и тиражируемых работ Лейбовиц.)


Susan and Sarah, Harbor Island, Bahamas, 2002
(В своих интервью, вспоминая первые встречи с Сонтаг, Лейбовиц описывает другую, ранее неизвестную почитателям Сьюзан, эдакую противоположность её публичной картинке: "Она была душевной и открытой, очень-очень очаровательной, даже в какой-то степени по-детски наивной".)


Vandam Street studio, New York, 1999
(В 1998 году у Сонтаг случился рецидив ракового заболевания. Лейбовиц фотографирует её новый, отчасти продиктованный химиотерапией, непривычный образ.)


Nelson Mandela, Soweto, 1990
(Портрет Нельсона Манделы, восьмого президента Южно-Африканской Республики и одного из самых известных активистов в борьбе за права человека в период существования апартеида.)


Susan Sontag, New York, 1993
("Когда-то у Сьюзан был велосипед и она даже ездила на нем, у меня есть эти фотографии. Потом я помогла ей получить водительские права. Правда тогда я подумала, "О, Боже, что я натворила!". Поскольку я понимала, что по-настоящему управляться с автомобилем Сьюзан не могла. Она была просто-напросто этим милым и очаровательным ребенком внутри," - вспоминает Лейбовиц в интервью газете "The New York Times".)


Susan and Samuelle Leibovitz, Clifton Point, 2005
(На фотографии младшие дочери Энни: Сьюзан и Самуэлль, рожденные суррогатной матерью в мае 2005 года. Близнецов Лейбовиц назвала в честь своих близких людей, которых она почти одновременно потеряла годом ранее: отца и писательницы Сьюзан Сонтаг.)


Mick Jagger, Los Angeles, 1992
(В начале семидесятых, на заре своей фотографической карьеры, Лейбовиц отправилась в американский гастрольный тур вместе с музыкантами популярной рок-группы "The Rolling Stones". Ян Веннер, будучи основателем культового музыкального альманаха с похожим названием, признаётся в интервью: "Это было очень соблазнительным предложением, однако я никогда бы не посоветовал Энни ехать с ними. Просто я знал слишком многих, возвращавшихся оттуда законченными наркоманами." Многим позже, она назовет этот опыт совместной гастроли - идиотской ошибкой. "В то время, работая в "Rolling Stone" ты моментально становился частью наркоманской культуры. В конце концов, моим наставником был Хантер Томпсон, настоящий маньяк, всегда под кайфом," - вспоминает Лейбовиц.)


Sarah with Susan Leibovitz, on the plane back to New York, 2005
("Эта фотография говорит сама за себя. Обнимая сестру, она так горда собой." Лейбовиц родила свою старшую дочь Сару в 52 года, а всего через несколько лет на свет появились близнецы.)


Martina Navratilova, Dallas, 1994.
(Портрет чехословацкой и американской теннисистки, первой ракетки мира в 1978—1987 гг, Мартины Навратиловой.)


Susan in a bear costume, New Year"s Eve, Paris.
(Портрет Сьюзан Сонтаг в костюме медведя.)


Leigh Bowery, Vandam Street studio, New York, 1993
("У меня нет двух жизний, но вот вам одна со всеми её составляющими," - этими словами Лейбовиц объясняет равноправное существование личных и заказных фотографий в альбоме.)


Susan"s collection of stones, King Street Sunporch, New York, 1990
(Второй "коллекционный" снимок Лейбовиц.)


Photograph taken by Susan, London Terrace, West 23rd Street, October 15, 2001.
(За день до рождения первой дочери Лейбовиц.)


Susan, Paris, 2002
("Все фотографии - это memento mori. Сделать чью-либо фотографию означает участвовать в его смертности, уязвимости, изменчивости," - выжимка из сборника эссе Сьюзан Сонтаг "О фотографии", ставшая, по сути, лейтмотивом альбома Лейбовиц.)


Cindy Sherman
(Портрет популярной современной американской художницы, работающей в технике постановочных фотографий, Синди Шерман.)


Sarajevo; Fallen bicycle of teenage boy just killed by a sniper, 1994
(Этот знаменитый снимок велосипеда, принадлежавшего погибшему под минометным обстрелом подростку, был сделан во время боснийской войны. Лейбовиц, ехавшая в тот момент снимать мисс Сараево, стала очевидцем трагедии, однако спасти мальчишку ей так и не удалось, он умер по пути в больницу в арендованной ею машине.)


Mitsuko Uchida with Jesse Mills, Marlboro Music Festival, Marlboro, Vermont, 2002
(Про этот портрет Мицуко Утиды и её ученика Джесси Миллса, журналист Дэвид Герман в своей критической статье точно подметит следующее: "В книге, большая часть которой посвящена старению, болезни и смерти без сомнения можно отыскать множество мрачных иллюстраций. Одиночество, кажется вот она - реальная проблема людей на снимках. Как же беспощадно мало здесь счастливых лиц. Но есть одно приятное исключение - фотография Мицуко Утиды со своим студентом на музыкальном фестивале в Вермонте. Он играет на скрипке с оглядкой на ноты. Однако она полностью увлечена процессом, она растрогана и сосредоточена. Искусство, а не титулованное имя музыканта приводит её в чувства.")


Mexico, 1989
(Портрет Сьюзан Сонтаг из совместного путешествия.)


Quai des Grands Augustins, Paris, 2002
(Последняя поездка в Париж. В конце 70-х, в своем очередном сборнике эссе, Сонтаг безапелляционно объявит читателю о том, что: "Фотография - реестр смертности. Достаточно движения пальца, чтобы вложить в момент посмертную иронию.")


Cindy Crawford, Brookville, New York , 1993
(Портрет американской супермодели Синди Кроуфорд.)


Monument Valley, Arizona, 1993
(Долина монументов на северо-востоке Аризоны.)


Arnold Schwarzenegger, Malibu, California, 1988
(Портрет американского культуриста, политика-республиканца и актёра австрийского происхождения Арнольда Шварценеггера.)


Willie Nelson, Luck Ranch, Spicewood, Texas, 2001
(Портрет американского кантри-музыканта Вилли Нельсона.)


Johnny Cash and Roseanne Cash, Hiltons, Virginia, 2001
(Портрет американского кантри-музыканта Джонни Кэша и Розанны. Согласно легенде оставленной Лейбовиц - в своей студии, собирая по укромным углам негативы, которые уже через месяц станут общественным достоянием, она плакала неизменно под альбом "Black Cadillac" талантливой дочери человека легенды в темных одеждах.)


Leaving Seattle, November 15, 2004
(Свое отсутствие рядом, в момент смерти Сонтаг, Лейбовиц называет самым большим жизненным сожалением. В конце 2004 года, разрываясь между двумя американскими штатами, в каждом из которых в ней буквально смертельно нуждался близкий ей человек, Энни пыталась совершить невозможное. В день, когда Лейбовиц поехала навестить умирающего от рака отца во Флориду, Сьюзан выглядела плохо, но из-за неоднократно виденных ранее последствий химиотерапии, такое состояние можно было без лишних эмоций обозвать "обыкновенно плохим".
Но уже через несколько часов Дэвид, сын Сонтаг, попросит Лейбовиц вернуться назад. Он её успокоит и скажет, что время у них еще есть. Сьюзан Сонтаг умерла 28 декабря 2004 года. Похоронена в Париже на кладбище Монпарнас.)


(Повествование Лейбовиц не кончается со смертью Сонтаг, Энни потребуется всего лишь еще один год для того, что бы завершить некий цикл. В своём интервью она говорит: "Со Сьюзан у меня был роман. Отношения с родителями длинной в жизнь. А будущее - это мои дети. Работая над альбомом, я старалась оставаться предельно честной по поводу всех этих вещей.")


Annie Leibovitz, Hotel Gritti Palace, Venice, December 1994 by Susan Sontag
(Описывая свои ощущения от работы над фотокнигой "A Photographer"s Life: 1990-2005", Лейбовиц скажет: "Когда альбом был готов, я почувствовала в себе какую-то неожиданную силу, что-то от Сьюзан. То, что дала мне её смерть. Да, она до сих пор со мной чем-нибудь делится.")


«У меня только одна жизнь
и все мои фотографии-личные и сделанные
по заданию-часть этой жизни»
Энни Лейбовиц



Как бы мы не отрицали стереотипность нашего мира, вряд ли это что-то изменит, ведь мир, в котором мы живём, по-прежнему остаётся миром полным стереотипов. ? Модель обязательно девушка, она обязательно глупенькая. Модель-юноша – а это уже как-то не прилично. Фотограф? Фотограф – это мужская профессия, как и художник. Знаменитый художник женщина? Знаменитый фотограф женщина? Нет, такое, наверное, бывает, но это исключение. Вот таким «исключением» и стала Анни Лейбовиц, которая сегодня является не только самым востребованным фотографом, но и самым известным из фотографов, работающих в жанре портрета.




Энни Лейбовиц родилась 2 октября 1949 года в Уотербери, Коннектикут. Её отец был офицером ВВС США, мать – учителем танцев. И как любая семья военных Энни со своими родителями, братом и сестрой много путешествовала, сменяя одно место жительства за другим. Так свои первые кадры Энни Лейбовиц отсняла на Филиппинах, где находилась часть её отца во время войны во Вьетнаме.



Увлекаясь фотографией с детства Энни поступает в институт искусств в Сан-Франциско. С 1970 года она начинает свою работу для журнала Rolling Stone, журнала, посвящённого рок-музыке. Для них Энни проработает более десяти лет, изначально будучи фотографом-внештатником, а затем став главным фотографом издания. И в те годы Анни называли не иначе, как «фотографом рок-н-ролла». Так известная рок-группа The Rolling Stones только ей доверяла съёмку на концертах и во время международного турне 1975.



Именно в годы работы для журнала Rolling Stone Энни Лейбовиц сделала одну из самых знаменитых своих фотографий – снимок Джона Леннона и его жены Йоко Оно. Снимок был сделан 8 декабря 1980 года за несколько часов до убийства Джона Леннона. На фотографии изображён обнажённый Леннон, обнимающий одетую Йоко Оно.


Впоследствии на данную фотографию делалось множество вариаций, как в фотографии, так и в живописи. К примеру, в 2009 году Терри Ричардсон сделал работу с той же композицией, как и на фотографии Энни Лейбовиц, но вот только роль Йоко Оно была у сына Джона Леннона - Шона Леннона, а на месте его самого теперь оказалась подруга Шона актриса и модель Кемп Мул. Таким образом, гендерная композиция данного снимка была перевёрнута обратно к принятой в искусстве «норме» (мужчина одет, женщина раздета).



В 1983 году Энни Лейбовиц переходит работать в журнал Vanity Fair, для которого ей было создано множество портретов знаменитых людей, как звёзд, так и политиков.




В 1990-х Энни открывает собственную фотостудию в Нью-Йорке. В 1991 году состоится выставка её работ, проведённая как в Америке, так и в Европе. Затем в свет выходит книга «Photographs: Annie Leibovitz 1970-1990». В 1999 году Анни Лейбовиц вместе со своей подругой Сьюзен Зонтаг - известной американской писательницей, критиком, лауреатом национальных и международных премий, издаёт книгу «Women», на страницах которой можно увидеть как самых знаменитых женщин планеты, так и простых жительниц Америки.

Что такое кадр? Возможно, попытка остановить время, заглянуть в лицо миру, в котором живешь. Фотограф - летописец иллюзий. Власть кадра безоговорочна. Ее нельзя переизбрать, отправить в отставку, поднять восстание против нее. Она вечна.

Энни Лейбовиц - женщина, которая превратила глянец в искусство. Когда-то она сделала кадры, которые сегодня «цитируют» фотографы всего мира. Ее фото и ее жизнь - всегда на грани. О провокации от Leibovitz мечтает любой, лишь бы оставить в истории сделанный ею кадр. Вупи Голдберг лежала в ванне с молоком, Бэтт Мидлер - под восхитительными, но нестерпимо колючими розами, а Ее Величество Елизавету II Энни однажды попросила снять на время корону. Монаршая особа подумала, и…выполнила просьбу. Самый легендарный снимок Лейбовиц - фото Джонна Леннона и Йоко Оно. Джон, беззащитный, как младенец, обнимает музу. Это было 8 декабря 1980 года, за несколько часов до убийства Джона Леннона. Эта обложка журнала «Rolling Stone» в 2005 году получила первое место на конкурсе «Лучшая журнальная обложка за последние 40 лет».

Энни Лейбовиц родилась 2 октября 1949 года в США в семье подполковника воздушных сил и учителя танцев. Потом она скажет: «Я была частью поколения, которое выступало против войны, и в то же время я понимала, что должна примириться с тем - что мой отец выполняет военные миссии во Вьетнаме…» Порой детские впечатления определяют всю жизнь человека. Энни навсегда запомнит самый яркий кадр своего детства - маму, танцующую на пляже. Память старалась запечатлеть движения, резкие позы, движение самой жизни.

Свой первый фотоаппарат она купит в Японии - и возьмет его с собой в восхождение на Фуджи. Это был первый урок уважения к своей камере, усвоенный на всю жизнь. После поездки Энни поняла - если она собиралась жить с этой вещью, то должна понять, что эта вещь из себя представляет. Тогда она запишется на вечерние курсы фотографии в Институте Искусств Сан-Франциско, где училась. «Нас учили, что самая важная вещь, которую может сделать молодой фотограф - научиться видеть», - рассказывает фотограф. Днем они снимали, вечером проявляли снимки, у них были свои герои и свои идеи. «Фотоаппарат дает право выйти в мир с определенной целью», - уже тогда поняла Энни Лейбовиц.

Именно в тогда - в 70-е, во время расцвета рок-н-ролла и молодежных движений начнет формироваться уникальный, отрицающий трафареты, стиль Энни. 21 января 1970 года фото со Студенческой демонстрации против вторжения в Камбоджию станет обложкой музыкального журнала «Rolling Stone», с которым ее свяжет многолетняя работа. Настоящий успех обрушился на Лейбовиц, когда лидер «Rolling Stones» Мик Джаггер пригласил ее в качестве официального фотографа на гастрольный тур. Из целой плеяды уже знаменитых рок-фотографов выбрал почти неизвестную Энни. Как-то она признается: «Что касается музыки, то тут я пропустила самый важный момент. Джими Хендрикс и Дженис Джоплин оба умерли осенью 1970-го». С Миком они встретились несколькими годами раньше. У Энни тогда была «сумасбродная идея» сфотографировать рок-бэнд в золотом Кадиллаке. Ребята приехали, осмотрели машишу, взятую в прокат и Мик сказал: «Машины как вина. Есть удачные года выпуска, а есть плохие». И они развернулись - и ушли. Но потом он вернулся.

Энни Лейбовиц щелкала фотоаппаратом каждую секунду, так, что роллинги уже и не реагировали на ее камеру, в это время фиксировавшие легенду века. Уже тогда она воспримет всем существом главную заповедь каждого фотографа, но произнесет ее вслух лишь потом: «Мне понадобилось много лет, чтобы понять: просить человека улыбнуться перед камерой - то же, что попросить его сфальшивить…» В 1983 году Энни начала работу в известном журнале «Vanity Fair». В 90-х Энни Лейбовиц становится одним из самых высокооплачиваемых фотографов мира, открывает личную фотостудию в Нью-Йорке. Она теперь работает для «Harper´s Bazaar» и «Vogue».

Но всегда была и другая Эннни Лейбовиц. «Меня не покидало ноющее чувство, что я выбрала неверный путь. Но чувство вины - это не плохо», - говорит она. На одном из самых сильных снимков - только велосипед, лежащий на дороге, резкий след. Фото называется «Велосипед мальчика, убитого снайпером». «Я ехала фотографировать Мисс Сараево, вдруг раздался выстрел и прямо перед моей машиной упал мальчик на велосипеде. Мы повезли его в госпиталь, но он скончался по дороге», - рассказывает она. Власть кадра беспощадна. Нет политических идей, нет амбиций, нет ничего - есть только мальчик, которого больше нет ни на кадре, ни в жизни.

В мире глянца Энни давно воплощает свои невероятные, сумасшедшие идеи в жизнь, по привычке оставляя в кадре ироничную суть. Она как театральный режиссер, ставит пьесы. «Страна Оз», «Алиса в Стране Чудес», «Ромео и Джульетта», «Королева». В 51 год она родила первого ребенка от писателя Дэвида Риффа. В 55 лет Энни с помощью суррогатной матери родила еще двух малышей. Сейчас ей за 60, она занимается детьми, и остается самым востребованным фотографом планеты. И по-прежнему не изменяет себе. Она давно стала Annie Leibovitz и может позволить себе быть самой собою.


Высокая женщина с чуть вьющимися светлыми волосами и пронзительным взглядом - Анни Лейбовиц предпочитает оставаться в тени своей славы и редко дает интервью для прессы. Фотоработы Анни Лейбовиц знает весь мир, однако, и по сей день далеко не каждый сможет без труда назвать их автора. За сорок лет своей творческой деятельности Анни Лейбовиц работала в самых различных жанрах фотоискусства: интерьерная съемка, пейзаж, натюрморт, репортажные и жанровые зарисовки, обнаженная натура, и, конечно, портретные работы. Именно портретные фотографии принесли Анни Лейбовиц мировую славу и известность, раскрыли ее талант фотохудожника.


Героями фотоснимков Энни Лейбовиц становятся не только знаменитые музыканты, актеры, модели и политики, но и обычные люди разных профессий и возрастов. Анни Лейбовиц работала с такими известными личностями, как Арнольд Шварценеггер, Джек Николсон, Джонни Депп, Анджелина Джоли, Хоакин Феникс, Вупи Голдберг, Джуд Лоу, Кейт Мосс, Наталья Водянова, Барак Обама, Михаил Горбачев и многими другими. Наверное, самая титулованная и почетная клиентка талантливого фотографа - королева Великобритании - Елизавета Вторая.


Родилась в 1949 году 2 октября в небольшом городке Вестпорт (пригород Уотербери, штат Коннектикут, США) в семье Самюэля и Мерилин Лейбовиц. Отец Анни Лейбовиц - офицер ВВС, мать - преподавательница современного танца в Институте искусств Сан - Франциско. Первоначально Анни Лейбовиц хотела стать преподавателем искусств, поэтому после окончания школы поступила в институт, где работала ее мать. Искусство фотографии впервые заинтересовало её во время поездки в Японию после второго курса. По возвращении домой Анни Лейбовиц сразу же записалась на курсы фотографов. На третьем курсе Анни Лейбовиц принимает решение оставить учебу и уезжает в поисках новых впечатлений с археологической экспедицией в Израиль на раскопки дворца царя Соломона. Именно здесь Анни приходит в голову мысль посвятить свою жизнь искусству фотографии. По ее собственным воспоминаниям в один из дней она листала присланные другом номера журналов «Rolling Stone» - просмотр фотографий музыкантов стал отправной точкой ее творческого пути.



фото: Энни Лейбовиц

После возвращения из Израиля в Штаты Анни Лейбовиц удалось не только познакомиться с идейным вдохновителем и главным редактором журнала «Rolling Stone» - Дженом Уэннером, но и стать внештатным фотокорреспондентом его издания. Талант фотохудожника Анни Лейбовиц здесь оценили по достоинству - уже через несколько лет она стала главным фотографом самого популярного журнала в музыкальной среде. В течение следующих тринадцати лет она неустанно наводила объектив фотоаппарата на знаменитых музыкантов, актеров и политиков. Многие ее снимки впоследствии приобрели мировую известность.


Фото: Энни Лейбовиц


В 1975 году Энни Лейбовиц сопровождала группу Rolling Stones во время их турне по США в качестве официального фотографа. Одна из ее самых культовых фотографий 70-80-х гг. - Джон Леннон и Йоко. Эта фотосессия отняла много времени и сил - Анни несколько раз меняла планы и начинала все заново. Затем они втроем долго разглядывали получившийся снимок, после чего Джон Леннон сказал фотографу: «Пообещай мне, что это будет на обложке». Всего через пять часов его не стало - знаменитый на весь мир музыкант был убит. Анни Лейбовиц выполнила свое обещание - ее снимок появился на обложке журнала «Rolling Stone». Спустя двадцать пять лет, в 2005 году, фотография Джона Леннона и Йоко была признана лучшей журнальной обложкой за последние четыре десятка лет.




С 1983 году работает в самом «звездном» американском журнале - «Vanity Fair», а в начале 90-х годов Энни Лейбовиц открывает в Нью - Йорке собственную фотостудию. Один из судьбоносных моментов в жизни талантливого фотографа - встреча в 1989 году с знаменитой американской писательницей Сьюзан Зонтаг. Знакомство для обеих обернулось долголетней дружбой сплетенной из нитей любви и общих интересов в области фотоискусства.

Сьюзан Зонтаг стала для Анни Лейбовиц возлюбленной, другом, партнером и советчиком. Именно благодаря ее влиянию мир увидел фотографию Анни Лейбовиц с места военных действий в Сараево (1993 г.) - «Велосипед мальчика, убитого снайпером». Фотограф и писательница в 1999 году выпустили в соавторстве книгу «Женщины», представляющую собой собирательный портрет представительницы прекрасного пола конца XX века. Издание содержит около двухсот фотографий женщин разных профессий, социальных принадлежностей, национальностей, вероисповеданий и возрастов. Позднее Анни Лейбовиц издала еще одну фотокнигу - «Жизнь фотографа: 1990 - 2005», ставшую ее своеобразным дневником. Большинство фотографий в книге из личного архива Анни Лейбовиц: фотоснимки семьи, рождение ее дочери, путешествия с Сьюзен Зонтаг и ее трагическая смерть в декабре 2004 года. Фотостудия Анни Лейбовиц в Нью-Йорке сотрудничает со многими известными глянцевыми журналами, ее фотовыставки каждый год проходят по всему миру. В 2001 году в возрасте 52 лет Анни Лейбовитц родила дочь. Еще двоих детей - двойняшек ей выносила суррогатная мать.

Невероятно атмосферные и сильные снимки Энни Лейбовиц впервые появились в 1970-x годах в журнале Rolling Stone. Работы такого уровня не могли остаться незамеченными. Энни стала звездой издания и позднее начала снимать для Vanity Fair и Vogue. Сейчас ее работы можно увидеть не только в журналах или на рекламных плакатах, но и в национальных музеях и галереях по всему миру.

Из этой статьи вы узнаете о:

  • семье и молодости Энни Лейбовиц;
  • проектах в журналах Rolling Stone и Vanity Fair;
  • работе с мировыми знаменитостями;
  • отношениях со Сьюзен Зонтаг;
  • о том, как работает Энни Лейбовиц.

Энни Лейбовиц. Жизнь с фотокамерой

Автопортрет Энни Лейбовиц, 1970

Мост «Золотые Ворота», Сан-Франциско, 1977

Энни родилась 2 октября 1949 года в семье офицера ВВС США. Из-за работы отца семья постоянно перемещалась по стране. В каком-то смысле Лейбовиц всю жизнь смотрела через рамку. В детстве - через окно автомобиля, а с 1968 - через объектив. «Когда тебя практически вырастили в машине, легко стать художником. Ты видишь мир уже в готовой рамке», - рассказывает о себе Энни.

Всемирная известность и огромное количество коммерческих заказов не уменьшили ее одержимость качеством работы. Лейбовиц профессионал, перфекционист. Порой кажется, что она забыла про свою жизнь и живет теми, кто попадает в объектив фотоаппарата.

Учеба и курсы фотографии

В 1968 году в Японии Лейбовиц купила камеру Minolta ST-R 101, с которой поднялась на гору Фудзияму, где сделала свои первые снимки. У нее не было запасной пленки, а на той, что была в фотоаппарате, оставалось всего несколько кадров. Это был первый урок для Энни как фотографа - думать о своей камере.

После возвращения в Сан-Франциско Лейбовиц поступила на вечерние курсы фотографии. В то время она училась уже на втором курсе факультета искусств. На рисовании преподавали в основном абстракцию и экспрессионизм, это было непонятно для Энни. Она хотела видеть результат своей работы, делать что-то действительно важное. Фотография давала такую возможность. С камерой у тебя есть миссия, повод для социальной активности.

Начало звездного пути

В 1970 друг Энни уговорил отнести снимки в журнал Rolling Stone. Она пришла с чемоданом фотографий: протесты, митинги против войны в Сан-франциско и Беркли, Израиль, где она снимала некоторое время. Молодому коллективу Rolling Stone понравилась Энни, и ее взяли. Она быстро стала звездой журнала и проработала в нем 13 лет.

Ее снимки всегда были откровением. Энни Лейбовиц проводила 3-4 дня с теми, кого снимала, чтобы добиться нужного уровня доверия. «Лучшие снимки - это всегда о том, что окружает тебя»

В начале 70-х годов профессиональные фотографы предпочитали снимать на Никон, и Энни тоже вскоре поменяла на него свой Минолта. В ранние годы работы в журнале она носила с собой три камеры, поскольку не хотела тратить время на установку линз. Техника с зумом в те годы не воспринимались всерьез - фотограф должен был сам строить экспозицию.

Джон Леннон и Йоко Оно

Джон Леннон, Нью-Йорк, 1970

Энни дважды фотографировала Джона Леннона для Rolling Stone. Первый раз - в 1970 году. Именно эта съемка положила начало ее работе со звездами мировой величины.

В то время она была очень юна, это было ее первое важное задание от журнала. Джон и Йоко были очень удивлены, что редакция направила на интервью именно Энни, но все равно общались с ней как с профессионалом. «Джон - настоящая легенда, тот, перед кем я благоговела - научил меня тому, что я могу быть собой».

Лейбовиц взяла на съемку три Никона, 105-миллиметровый объектив и экспонометр. Она использовала этот объектив, когда Джон внезапно посмотрел в камеру. Именно эту фотографию выбрали для обложки номера с его интервью.

В 1980 Энни сделала фотографию обнаженного Джона, обнимающего жену. Через несколько часов после съемки музыкант был убит. Обложка с этой фотографией была признана лучшей за несколько десятков лет.

Турне с группой The Rolling Stones

Фанаты Rolling Stones, 1975

The Rolling Stones, Филаделфия, 1975

Mick Jagger, Чикаго, 1975

Keith Richard, 1977

В 1975 Энни работала тур-фотографом группы The Rolling Stones. Мик Джаггер (вокалист группы) пригласил ее присоединиться к туру, и редакция журнала согласилась. Фотограф считала, что проект будет успешным, если она полностью сольется с группой и их образом жизни, будет хамелеоном. В этот период она подсела на наркотики. От зависимости Энни вылечилась только после переезда в Нью-Йорк.

Мик попросил меня быть их Картье-Брессоном. Не знаю точно, что он имел ввиду

За тур было отснято несколько сотен метров пленки, только некоторые кадры были опубликованы в журнале. На тот момент это был самый сильный и энергозатратный проект Энни.

Съемки моды и звезд мировой величины

Работа в Vogue и Vanity Fair

Demi Moore, 1991

Nicole Kidman, 2008

Andree Putman, Нью Йорк, 1989

Leonardo DiCaprio, 1997

В начале 1980 Энни поняла, что хочет двигаться дальше, и начала снимать для Vanity Fair. До этого девушку отождествляли только с рок-н-роллом. Эта работа открыла ей дверь в мир коммерческой и фэшн-фотографии. Лейбовиц начинает придавать большое значение ракурсам, стилю, образам тех, кто попадает в ее объектив. В это время ее наставником была Бея Файтлер, известный и влиятельный дизайнер, редактор Vanity Fair.

В 1983 Лейбовиц начала работать с Vogue, снимать рекламные кампании и проекты для Михаила Барышникова, Американского театра балета и Бруклинской музыкальной академии.

В работах Энни открывается целый мир, чем больше смотришь на ее снимки, тем больше понимаешь, какая огромная работа и команда за ними стоит. Самолеты, цирковые животные, на некоторые съемки были потрачены колоссальные бюджеты.

Фотография беременной Деми Мур произвела такое впечатление, что номер с этой обложкой поднял тираж Vanity Fair с 800 тысяч до одного миллиона. Энни снова своим творчеством затронула вопрос, который нашел бурный отклик в обществе. На этот раз через тему женского тела и беременности.

Николь Кидман, Кейт Бланшет, Джонни Деппа Энни относит к числу фотогиеничных людей, которым просто достаточно быть собой. Фотографу не нужно ничего делать, выстраивать картинку. Харизма и какая-то их внутренняя черта делает все сама. «Не важно, кто фотографирует Мерилин Монро. Она берет все на себя».

Работа со знаменитостями

Арнольд Шварценеггер


Arnold Schwarzenegger, 1997
Arnold Schwarzenegger, 1988

Энни нашла подход и к 28-летнему чемпиону Мистер Олимпия, и к Терминатору, а позднее и к бизнесмену и политику Арнольду Шварценеггеру. Знаменитая фотография Арнольда в Сан-Валли (США) была сделана в 1997 году. В горах была ужасная вьюга, и у Лейбовиц было крошечное окно, чтобы подняться на вертолете на нужную высоту и сделать снимки. Она фотографировала, лежа на животе в снегу. Получившиеся кадры оправдывают эти усилия, хотя условия были настолько экстремальными, что даже стилист отказался лететь на съемку.

Михаил Барышников


Mikhail Baryshnikov, 1989
Mikhail Baryshnikov, 1990

Мэрилин Лейбовиц была танцовщицей, и одно из самых живых воспоминаний о детстве Энни - танцующая на пляже мама. У Энни получается особенно чутко видеть этот вид искусства и движения вообще, хотя в книге «Annie Leibovitz at Work» она пишет, что танец невозможно сфотографировать, это искусство, «парящее в воздухе». «Все танцоры, по большому счету, - мечта фотографа. Они общаются при помощи тел и умеют очень чутко сотрудничать». Лейбовиц всегда была очень воодушевлена сотрудничеством с Михаилом и его командой.

Особенность фотографии в том, что либо ты делаешь момент ярким, либо просто его фиксируешь.

Карл Льюис


Carl Lewis, 1996

Не менее продуктивно получается у Энни работать со спортсменами. Их тело - это инструмент, над которым они работают всю жизнь, они знают, как позировать и вести себя перед камерой. Фотография легкоатлета Карла Льиса вошла в серию портретов участников Олимпийских игр 1996 года, которых Лейбовиц снимала во время тренировок. Почти все кадры были сделаны на Polaroid. Каждая фотография - это «портрет момента», как говорит сама фотограф.

Патти Смит


Patti Smith, 1996

Погружаясь в творчество Энни Лейбовиц, начинаешь по-настоящему чувствовать силу ее работ. Фотографии как будто начинают говорить с тобой, рассказывать историю. Ей нет равных, когда речь идет о портрете. Патти Смит была поражена снимком, который сделала Энни. Уже спустя годы она говорила, что стала той личностью, которую удалось поймать Лейбовиц. Сама автор снимка не считает, что способна показать душу человека. Она снимает лишь верхний слой.

Творческий союз Энни и Сьюзен


Susan Sontag. Автор фото: Jill Krementz

В 1988 году в жизни Энни появилась Сьюзен Зонтаг. Cьюзен на тот момент была знаменитой писательницей, и ей нужны были рекламные снимки. Интересно, что одно из самых известных эссе Сьюзен посвящено фотографии (On Photography, 1977 ) .

«Я пошла на эти отношения, полагая, что стану ближе к этому величию и подниму свои работы на большую высоту». Сьюзен стала самым близким человеком для Энни. Она как никто другой могла наблюдать, обсуждать и критиковать ее снимки.

Сьюзан целиком принадлежала миру слова, а Энни - миру фотографии

Лейбовиц всегда хотела сделать что-то важное для Америки, и Сьюзан предложила совместный проект про американских Женщин. В 2000 году они выпустили книгу «Женщины» с фотографиями Энни и эссе Сьюзен. Это собирательный портрет американских женщин разных профессий, сословий, вероисповеданий. Фотограф поняла, что снимает нечто, чего не было на ее фотографиях раньше. «Я никогда не видела такого разнообразия, это было очень эмоционально».

Между женщинами была очень сильная эмоциональная и интеллектуальная связь. В 2001 году Энни родила дочь, которую они с Сьюзен назвали Сарой. К тому моменту Лейбовиц было уже 52 года, а Зонтаг 68. Через несколько лет женщины решились на еще одного ребенка, но уже с помощью суррогатной матери. Сьюзен умерла, не увидев новорожденных двойняшек Сьюзан и Сэмюэль Лейбовиц. Энни сделала посмертные фотографии подруги.

Жизнь сегодня


Селфи Энни Лейбовиц в наши дни

В 2016 году Энни выпустила продолжение проекта Женщины (WOMEN: New Portraits) . Новые фотографии были презентованы ей лично в 10 городах. В проект вошли как старые снимки, сделанные в 1999, так и новые: Глория Стайнем, Мишель Обама, Адель.

Сейчас, в 2018 году, Энни Лейбовиц 69 лет. Она больше времени уделяет детям, продолжает снимать, ведет онлайн-курсы по фотографии. Еще в молодости, поступая на факультет искусств, она хотела преподавать. Тогда ей сказали, что сперва нужно самой стать художницей. Так и получилось.

Другие известные работы

Leonardo DiCaprio

Cate Blanchett

Gwyneth Paltrow, Blythe Danner

Michael Jordan

Michael Jordan

Michael Johnson

Keira Knightley

Jennifer Lawrence

Как фотографирует Энни Лейбовиц

  • Изучает работы других художников. Энни фанат фотографии, особенно работ Роберта Франка, Генри Картье-Брессона, Ричарда Аведона и Ирвина Пенна.
  • Лейбовиц понимает: если работать в одиночку, можно упустить что-то важное, не увидеть своих ошибок. Она всегда говорит о своих фотографиях и съемках, принимает критику.
  • Фотография, по мнению Энни, должна рассказывать историю. Поэтому она готовится, изучает личность и предыдущие проекты и фотосессии тех, с кем ей предстоит работать.
  • Никого не просит улыбаться на камеру. Энни считает, что люди чувствуют облегчение, когда понимают, что им не нужно ничего изображать.
  • Не боится влюбляться в того, чей портрет делает. «Это то, что вы видите на моих фотографиях».
  • Выбирает 35мм камеру.

Однажды вокалист группы The Rolling Stones позвал Энни в тур и попросил быть их Картье-Брессоном. Если вы не знаете, кто это такой, или слышали, но не изучали его работы, то предлагаем почитать материал - . Также Losko писал биографии и других фотографов:

- : художник и пионер цветной фотографии

- : самый дорогой фотограф современности