Как пользоваться и работать с онлайн-кассой
Онлайн-кассы отличаются от своих предшественников, но это почти не повлияло на работу персонала. Кассир всё так же заправляет бумагу, пробивает чеки и печатает отчёты о закрытии смены.
Подготовка к работе
Чтобы работать на ККТ, кассир должен:
- ознакомиться с типовыми правилами эксплуатации кассы;
- расписаться в специальном журнале о том, что знает правила работы с онлайн-кассой;
- заключить договор о полной материальной ответственности.
В начале рабочего дня кассиру выдают материалы, необходимые для работы:
- ключи от кассовой кабины и денежного ящика;
- чековую ленту;
- разменные деньги.
Когда кассир получает или сдаёт разменную монету, чек пробивать не нужно. Отразите эту информацию в книге учёта принятых и выданных кассиром денежных средств (форма № КО-5).
Работайте с кассой без ошибок!
Техническое сопровождение от 450 р/мес.
Оставьте заявку и получите консультацию
в течение 5 минут.
Открытие смены
Перед тем как пользоваться онлайн-кассой, нужно напечатать отчёт об открытии смены. Он отправляется ОФД и содержит информацию о технике, фискальном накопителе, смене и кассире.
Пример отчёта об открытии смены
Лучше не открывайте смену, если не уверены, что у Вас сегодня будет хоть один клиент. Если часто отправлять отчёты об открытии и не пробивать ни одного чека в течение дня, это привлечёт налоговую. Советуем открывать смену перед тем, как первый покупатель расплатится.
Как выдавать чек покупателю
В момент оплаты кассир действует так:
- считает итоговую сумму и называет её;
- получает оплату от клиента и называет полученную сумму;
- печатает чек на онлайн-кассе;
- называет сумму сдачи и отдает её с чеком.
Кассир выдаёт клиенту бумажный чек или отправляет электронный (на почту или по СМС в виде ссылки на страницу с чеком). ОФД может отправлять электронные чеки вместо Вас. При этом Вы просто получаете от клиента контакты и передаёте их оператору.
Пример тарифов на отправку чеков клиентам
Покупатель может попросить электронный чек двумя способами:
- сказать свой номер телефона или адрес электронной почты;
- предоставить телефон с мобильным приложением ФНС, на котором будет изображен QR-код с зашифрованными личными данными.
В приложении ФНС зашифрован телефон и почта покупателя
Клиент вернул товар
Кассир пробил чек с ошибкой
Сформируйте чек коррекции. Как это сделать, читайте в руководстве по эксплуатации кассы.
Клиент внёс аванс
Выдайте кассовый чек со способом расчёта «аванс». После оплаты пробейте чек по всем правилам с реквизитом «полная оплата» (письмо ФНС России от 11 ноября 2016 г. № АС-4-20/21345@).
Что нельзя делать кассиру во время работы
- Работать без контрольной ленты.
- Подпускать к кассе посторонних людей.
- Уходить от кассы без предупреждения руководства.
- Оставлять включённую кассу без присмотра.
- Держать в денежном ящике личные деньги.
Закрытие смены и инкассация
В конце дня кассир закрывает смену и сдаёт наличность. Отчёт о закрытии нужно напечатать не позднее, чем через 24 часа после открытия. Если смена длиться дольше, касса перестанет пробивать чеки.
Отчёт о закрытии смены тоже отправляется ОФД. В нём указано:
- сколько чеков напечатано за смену;
- сколько чеков не дошло до ОФД;
- информация о смене, кассире и т. д.
В конце дня выручка сдаётся старшему кассиру. Если в магазине работают всего 1–2 кассира, они могут отдать выручку сразу инкассатору.
В конце дня печатается отчёт о состоянии счётчиков. В нём указана вся информация о суммах и расчётах:
- выручка;
- приходы и расходы;
- сумма возвратов;
- способы оплаты - наличные или электронные деньги.