Литература древнего рима в эпоху империи. Римские поэты: римская драма и поэзия, вклад в мировую литературу

Первые шаги римской художественной литературы связаны с распространением в Риме греческой образованности Ранние римские писатели подражали классическим образцам греческой литературы, хотя ими были использованы римские сюжеты и некоторые римские формы. Однако, на мои взгляд, именно литература стала тем видом искусства, где римляне наиболее ярко и самобытно выразили свою индивидуальность. Во времена развития гражданского общества литература стала одним из ведущих средств диалога с властью.

Нет основания отрицать наличие устной римской поэзии, возникшей в отдалённую эпоху. Самые ранние формы поэтического творчества связаны, несомненно, с культом. Так возник религиозный гимн, священная песнь (carmen), образцом которой является дошедшая до нас песнь Салиев. Сложена она сатурническими стихами. Это самый древний памятник италийского свободного стихотворного размера, аналогии которому мы находим в устной поэзии других народов.

Римская литература возникает как литература подражательная. Первым римским поэтом был Ливий Андроник, который перевёл на латинский язык «Одиссею».

По своему происхождению Ливии был грек из Тарента. В 272 г. его привезли в Рим в качестве пленного, затем он получил освобождение и занимался обучением детей аристократов. Перевод «Одиссеи» был выполнен сатурническими стихами. Язык его не отличался изяществом, и в нём встречались даже словообразования, чуждые латинскому языку. Это было первое поэтическое произведение, написанное по-латыни. В римских школах в течение долгих лет учились по переводу «Одиссеи», сделанному Андроником.

Ливий Андроник написал несколько комедий и трагедий, которые представляли собой переводы или переделки греческих произведений.

При жизни Ливия началась поэтическая деятельность Гнея Невия (около 274-204 гг.), кампанского уроженца, которому принадлежит эпическое произведение о первой Пунической войне с кратким изложением предшествующей римской истории.

Кроме того, Невий написал несколько трагедий, и в числе их такие, сюжетом для которых послужили римские сказания.

Так как в трагедиях Невия выступали римляне, одетые в торжественный костюм – тогу с пурпурной каймой, – сочинения эти называются fabulae praetextae.

«Невий писал и комедии, в которых не скрывал своих демократических убеждений. В одной комедии он иронически отозвался о всесильном тогда Сципионе Старшем; по адресу Метеллов он сказал: «Судьбою злой Метеллы в Риме консулы». За свои стихи Невий был посажен в тюрьму и освобожден оттуда лишь благодаря заступничеству народных трибунов. Тем не менее, ему пришлось удалиться из Рима.»

После второй Пунической войны появились произведения поэта Энния (239-169 гг.). Родом он был из Бруттия. Энний участвовал во второй Пунической войне, после неё служил центурионом на острове Сардинии, здесь встретился с Катоном Старшим, который привёз его с собой в Рим. С этого времени Энний жил в Риме и занимался преподаванием и литературным трудом. Энний получил права римского гражданства и вращался среди знатных римлян; особенно близок он был к кружку Сципионов.

Главным произведением Энния была «Летопись» («Annales»), но, кроме того, он подобно своим предшественникам писал трагедии и комедии. Энний первый ввёл в латинскую литературу гекзаметр. Таким образом, греческие стихотворные размеры, основанные на определенных чередованиях долгих и коротких звуков, могли быть использованы и для латинской поэзии.

Энний пользовался славой и при жизни, а после смерти почитался как один из лучших поэтов.

От сочинения всех трёх перечисленных поэтов-Ливия, Андроника, Невия и Энния - до настоящего времени дошли лишь отрывки.

Лучше представлена римская комедия. В течение многих веков считались образцовыми комедии Тита Макция Плавта (около 254-184 гг.). Плавт родился в Умбрии. Прибыв в Рим, он поступил служителем в труппу актёров, затем занимался торговлей, но неудачно, после этого работал по найму, а в свободное время писал комедии, которые ему удавалось продавать. Дальнейшая судьба Плавта нам неизвестна. Мы знаем лишь, что умер он в 184 г. Плавту пришлось много путешествовать, встречаться с людьми, принадлежавшими к самым разнообразным прослойкам населения Италии.

По сюжету, компоновке и характеру комедии Плавта являются подражательными. Они созданы под влиянием новоаттической комедии, которая в отличие от политической комедии классической эпохи была комедией бытовой. Герои Плавта носят греческие имена, действие его комедий происходит в греческих городах. В комедиях Плавта, как и в новоаттической комедии, фигурируют условные типы.

Комедии Плавта обычно издаются по алфавиту. Первая называется «Амфитрион». Сюжет в ней следующий. Фиванец Амфитрион отправляется на войну. К его жене приходит Юпитер в образе самого Амфитриона и Меркурий в обличье амфитрионова слуги. Через некоторое время возвращается истинный слуга, чтобы уведомить о приезде своего господина его жену, но его изгоняют из дома. Такая же участь постигает и самого Амфитриона. Жена не признает его и уверяет, что муж её давно уже возвратился. Наконец, боги решили удалиться. Юпитер открыл Амфитриону всю тайну и вместе с Меркурием улетел на небо. Амфитрион счастлив, что сам Юпитер снизошёл к его жене.

Большей популярностью пользовалась комедия «Хвастливый воин». Действие происходит в Эфесе. Главное действующее лицо - Пиргополиник - воин, состоящий на службе у Селевка. Ему удалось увезти из Афин девушку. В Эфес приезжает афинский юноша, её возлюбленный, который прилагает усилия к тому, чтобы освободить девушку. Главное участие принимают в этом раб Палестрон и добрый старец, сосед воина. Клиентка старца прикинулась влюблённой в воина, назначила ему свидание, и тот, желая освободиться от афинской девушки, отпустил её с богатыми подарками. В последнем действии интрига раскрывается, хвастливый воин при всеобщем смехе избивается рабами мудрого старца. Несмотря на то, что действие комедий Плавта разыгрывается

В греческих городах, а герои их носят греческие имена, в них немало живых откликов на римскую действительность.

У Плавта не было патронов-аристократов, он зависел, прежде всего, от массового зрителя, в его комедиях отражаются в известной степени интересы и взгляды широких масс городского плебса. Мы находим в его комедиях протест против ростовщичества, против аристократического чванства. Комедия «Хвастливый воин» была направлена, вероятно, против наемных войск и напоминала зрителям о победе над Ганнибалом.

Сюжети Плавта не оригинальны, в его комедиях выведены условные типы, но у Плавта неподражаемы комические ситуации. Они легко запоминаются. Плавт создал язык комедии, который отличается свежестью и разнообразием; искусно пользуясь игрой слов, он создавал новые образные выражения, удачно вводил неологизмы, пародировал выражения, принятые в официальном языке и в суде. Многое он взял из разговорной речи, из языка низших классов. В языке Плавта найдётся немало грубых выражений, но тем не менее, он считался образцовым.

Другой представитель сципионова кружка, Луцилий (180-102 гг.) известен своими сатирами, в которых отразилась общественная жизнь эпохи. Луцилий нападал на пороки современного ему общества: он осуждал клятвопреступление, жадность и роскошь, но наряду с этим он касался литературных и других тем. Слово satura первоначально обозначало блюдо, состоящее из разных плодов, и до Луцилия имело различные значения. Луцилий применил его к своим произведениям, чтобы указать на смешанную литературную форму, но с его времени это понятие относится обычно к дидактическим произведениям, ставящим своей целью осуждение пороков и исправление нравов современного поэту общества. От сатир Луцилия сохранились лишь отрывки.

Со времени Луцилия сатира стала чисто римским литературным жанром, получившим своё развитие в последующую эпоху. В период с конца III в. до середины II в. до н. э. Римская литература, вначале подражательная, постепенно приобретает оригинальные черты и развивается самостоятельно. Литература знакомила римское общество с новыми идеями, она способствовала созданию того латинского языка, который изучался потом в течение многих столетий.

Последний век Республики отмечен не только расцветом латинской прозы, но и выдающимися успехами в области поэтического творчества. Версификации учили в школах, и умение сочинять, стихи было признаком хорошего тона.

«В римской поэзии того времени боролись два течения: одно из них стремилось найти пошло поэтические формы, использовать многообразные поэтические приемы, которые культивировались эллинистическими, особенно александрийскими, поэтами; другое отстаивало традиционную форму стихосложения, какая шла от Энния. Приверженцем этой формы считал себя Цицерон; к этому же течению примыкал и Тит Лукреций Кар, автор знаменитой философской поэмы «О природе вещей».»

Западная Римская империя пала, и некоторым исследователям представляется, что вместе с нею погибло почти все, созданное Римом, а дальнейшее развитие началось чуть ли не на пустом месте. Но если даже в ранний период истории западных «варварских королевств» было забыто значительное число достижений материальной и духовной культуры античности, многое ею созданное продолжало жить и на Западе. На Востоке же, в Византии, античная традиция, переосмысляясь, по существу никогда не прерывалась. И на западе, и на востоке Европы господствовало христианство, впитавшее в себя ценности античной культуры. Благодаря трудам «отцов церкви» грамотные люди знакомились с некоторыми положениями античной философии, с историей, мифами.

Когда славянские страны, в том числе Русь, приняли христианство, эти труды, доставлявшиеся из Византии, как и другие христианские произведения, исторические хроники, романы об Александре Македонском, стали известны и здесь. На Западе же латынь оставалась языком церкви и науки еще много столетий после падения Рима. В монастырях переписывали рукописи античных авторов, благодаря чему они дошли до нас.

Если восточноевропейские и славянские страны знакомились с античным наследием через Византию, то в Западной Европе знали лишь то, что осталось от Рима. Только когда с наступлением турок на Византию многие византийские ученые стали переселяться в Италию, здесь они познакомились с античным наследием в его полном объеме, что стимулировало расцвет культуры Возрождения. Теперь труды римских авторов извлекались из монастырских хранилищ, переписывались, изучались, комментировались.

С течением времени влияние античного наследия все более крепло. Европейская литература постоянно обращалась к античности, и все более прочной становилась связь между ними. Обрабатывались античные сюжеты: «Антоний и Клеопатра», «Юлий Цезарь» у Шекспира, «Федра», «Британик» у Расина, «Медея», «Гораций», «Помпей» у Корнеля. Воспроизводились целые пьесы: «Комедия ошибок» Шекспира повторяла «Менехмов» Плавта, а «Скупой» Мольера – плавтовский «Ларчик». Слуги комедий Мольера, Лопе де Вега, Гольдони навеяны образами ловких, умных рабов Плавта, помогающих господам устроить их любовные дела. Переводились античные романы и в подражание им писались новые.

Без знакомства с античной культурой невозможно понять многочисленные римские реминисценции у классиков русской литературы. В России еще в 18 веке переводили античных авторов и уже Державин написал свой «Памятник» в подражание «Памятнику» Горация. Прекрасно знал римскую литературу А. С. Пушкин. Его переводы Горация по адекватности подлиннику не знают себе равных. К античным сюжетам обращались Мережковский («Юлиан Отступник»), Брюсов («Алтарь победы»), Андреев (пьесы «Похищение сабинянок» и «Конь в сенате»). То есть это доказывает, что римская литература была явлением вполне самодостаточным, иначе она не нашла бы такого широкого отклика в мировой литературе, и который находит до сих пор.

Римская литература в своем развитии использовала богатейший опыт греков. Римляне заимствовали греческие литературные жанры, фор-мы и сюжеты, переводили греческих авторов или подражали им.

В конце 3 века до н.э. выдвинулась целая плеяда талантливых поэтов и драматургов, которые взяв за образец греческие эпические поэмы, трагедии и комедии положили начало римской литературе.

Наиболее выдающимся представителем ранней римской литературы был Энний , написавший по образцу гомеровского эпоса историю Рима под названием «Аннáлы». Наряду с «Пунической войной» Невия это первое значитель-ное эпическое сочинение на римском материале.

Вершиной же римского эпоса стала «Энеида» Вергилия , написанная в I веке до н.э., в правление Октавиана Августа. Это была эпоха «золотой латыни», классический период римской литературы.

В отличие от «Илиады» и «Одиссеи», которые создавались как поэ-мы о прошлом, «Энеида» - это поэма о будущем, что было для античной литературы опытом небывалым. Вергилий повествует о странствиях легендарного Энея, потомками которого считали себя римляне, о любви Энея к царице Карфагена Дидоне. По приказу Юпите-ра, предназначившего Энею стать предком основателей Рима, он покидает Дидону.

С помощью пророчицы Сивиллы Эней спускается в царство мертвых, где узнает свою судьбу и судьбу Рима. Он видит души римских царей и героев, в том числе и самого великого из них, Августа.

Прославлявшая великую миссию Рима, победы и величие Августа «Энеида» выразила самосознание римского народа, став самым популярным памятником римской литературы.

Вергилию принадлежат также «Букóлики» , сборник из 10 эклог о жизни идеализированных пастухов, и «Георгики» - поэма о мирном тру-де крестьян.

Основоположником римской лирики стал необычайно одарен-ный поэт Катýлл (первая половина I века до н.э.). Среди его стихотворе-ний особенно известна любовная лирика, запечатлевшая историю люб-ви поэта к знаменитой светской красавице Клодии. Здесь отражены все оттенки любовного чувства - восторги и радость, отчаяние и мука.

От пылкой страстности Катулла далека возвышенная и сдержанная муза Горáция , который был современником Вергилия. В его творчестве римская лирика достигла своей кульминации. Поэтическую славу Горация составили главным образом «Оды» - четыре книги с самой разнообразной тематикой. Здесь и любовные стихи, и оды на темы дружбы, и житейс-кие рассуждения. Немало од посвящено политической теме: похвалам Августу, победоносному римскому оружию.

Писал Гораций и сатиры, высмеивая пороки своих современников.

Талантливейшим из римских лириков был младший современник Вергилия и Горация - Овúдий . Уже ранние стихотворения - «Песни любви» - сделали его имя знаменитым. В них не только лирические излияния восхищенной или отчаявшейся души, но и юмор, ирония.

Явно пародийные произведения - «Искусство любви» и «Средства от любви» . Это своеобразное практическое руководство для влюбленных, изложенное с присущим поэту изяществом и остроумием. Октавиан Август увидел в «Искусстве любви» насмешку над своим законодательством о браке, и Овидий был отправлен в ссылку, где умер в постоянной тоске по Риму. В ссылке возникли «Скорбные элегии» и «Послания с Понта».

Венцом творчества Овидия стали две большие поэмы - «Метаморфозы» (Превращения) и «Фасты» , поэтический календарь римских праздников (не закончены). «Метаморфозы» - это своеобразная стихотворная энцик-лопедия античной мифологии. Овидий пересказал около 250 мифов о пре-вращении людей в растения и животных, подчеркивая мысль о вечности и постоянной изменчивости жизни.

Обостренный интерес римлян к повседневной действительности, к «прозе жизни» способствовал бурному развитию сатиры. «Сатира - целиком наша», - утверждали древние римляне. Действительно, именно в Риме сатира достигла своей высочайшей вершины.

Здесь различали две ее формы. Одна, исключительно стихотворная, развивалась поэта-ми. Это Луцилий, Гораций, Ювенал. Другая разновидность сатиры пред-ставляла собой смесь прозы и стихов («мениппова сатира»). Ее ярчай-шими образцами явились два замечательных сочинения эпохи Нерона (се-редина I века н.э.). Это знаменитый роман Петрония «Сатирикон» и анонимный памфлет «Апофеоз Божественного Клавдия» , где пародируется обожествление императора Клавдия, который вместо того, чтобы сделать-ся богом, превратился в тыкву.

Сатирическое изображение нравов составляет главное содержание и эпиграмм Марциала , величайшего мастера этого жанра в мировой литературе, и комедий Плавта и Теренция.

Создателем классической латинской художественной прозы стал непревзойденный римский оратор и политический дея-тель Цицерон . Его речи, переработанные для изданий, письма к друзь-ям, трактаты по риторике, философские работы (популярное изложение греческих философских теорий, казавшихся Цицерону полезными для соотечественников) явились ценным вкладом в римскую культуру.

Наиболее выдающимися представителями исторической прозы были Катон Старший , Тит Ливии , Тацит , создавшие труды по истории Рима. В жанре исторической биографии работал Светоний , автор биографий первых двенадцати Цезарей.

В специальной литературе выделяются:

энциклопедические сочинения Варрона , величайшего эрудита, признан-ного корифея в области научных изысканий, писавшего на самые различ-ные темы, начиная с сельского хозяйства и кончая историей римских культов;

архитектурный трактат Витрувия ;

энциклопедическая «Естественная история» Плиния Старшего , включав-шая все области науки своего времени;

труды врача Цельса , географа Страбона , теоретика сельского хозяйст-ва Колумеллы .

Хотя в Риме и не было создано абсолютно новых философских сис-тем, он дал миру замечательных философов , по-новому осмысливших уже известные теории. Выдающимся римским мыслителем был Лукреций Кар , автор знаменитой поэмы «О природе вещей». В ней блистательное поэтическое воплощение получило учение Эпикура. Целью учения Эпикура было избавление человека от страха перед богами и смертью. Тем же стремлением пронизана поэма Лукреция, который видит путь к преодолению страха в познании истины о природе. Он одно за другим исследует явления природы, делая вывод о естественном, без вмешательства богов, происхождении Вселенной, Земли, всего живого.

Лукреций Кар был не только философом, но и поэтом. Его поэма, изложенная латинским гекзаметром, это шедевр римской поэзии. Рас-суждая о строении материи, о движении первоначал, о возникновении мира, автор разворачивает великолепную красочную картину с описани-ем рассветов и гроз, весенних ливней и тенистых рощ. Такого единст-ва философии и поэзии, как у Лукреция, в мировой литературе еще не было.

Среди наиболее значительных римских философов выделяется также Сенека - знаменитый писатель и политический деятель, ближайший со-ветник императора Нерона, впоследствии впавший в немилость и казнен-ный по его приказу. Сенека написал множество философских сочинений по вопросам практической морали в духе римского стоицизма , полных пафоса свободы от страстей («Письма к Луцилию» ).

Представителем стоицизма был и "философ на престоле" - импера-тор Марк Аврелий.

С I века н.э. в римскую литературу уверенно включаются предста-вители «провинций»:

- блестящий греческий оратор и философ из Малой Азии Дион Хрисостом , проповедовавший возврат к природе и простой жизни;

- замечательный греческий писатель Плутарх , один из образованней-ших людей своего времени, мировую славу которому принесли «Сравни-тельные жизнеописании» (биографии знаменитых греческих и римских деятелей) и «Нравственные сочинения»;

- происходивший из сирийского города Самосаты крупнейший гречес-кий писатель-сатирик и мыслитель Лукиан , насмешник и вольнодумец;

- оратор, философ и художник Апулей из Медавры (Африка) - автор едва ли не самого знаменитого романа античности «Метаморфозы» или «Золотой осел», повествующий о приключениях обращенного в осла юноши.

Во 2 веке греко-римская культура стала уже единой.

В переходный период от античности к средним векам были написаны сочинения римского философа и политического деятеля, симпатизиро-вавшего христианству, Боэция (трактаты о логике, арифметике, музы-ке, богословским вопросам). Последним произведением Боэция был трак-тат «Утешение философией», вошедший в сокровищницу мировой литера-туры.

стоицизм - философское течение, основанное на вере в провидение. Высшую цель человеческой жизни стоицизм усматривал в добродетели.

На становление и развитие как русской, так и мировой литературы оказала немалое влияние литература Древнего Рима. Сама же римская литература взяла свое начало из греческой: римские поэты писали стихи и пьесы, подражая грекам. Ведь довольно сложно было создать нечто новое в скромном латинском языке, когда совсем рядом уже были написаны сотни пьес: неподражаемый эпос Гомера, эллинская мифология, стихотворения и легенды.

Зарождение римской литературы

Первые шаги развития поэзии связаны с внедрением греческой культуры в Римской империи. Широкое распространение получило направление лирической поэзии. Благодаря греческим писателям и мыслителям римская поэзия приобрела чувственность и переживания лирического героя, за которым стоит автор произведения.

Первый римский литератор

Первооткрывателем в Рима, первым римским поэтом стал Ливий Андроник - этнический грек, уроженец города Тарента. Свой талант он начал проявлять еще в детстве, но когда римляне захватили его родной город, попал в рабство и пробыл рабом довольно продолжительное время, обучая литературе и письменности отпрысков своего владельца. За хорошие заслуги господин подарил Ливию Андронику вольную грамоту, и он смог полноценно заняться литературным трудом.

Именно Андроник - первый римский поэт, перевел на латинский с греческого «Илиаду» Гомера, также он переводил греческие трагедии, пьесы и драмы. А однажды коллегия понтификов поручила ему написать гимн, прославляющий богиню Юнону.

Ливий Андроник переводил не совсем точно - он позволял себе изменять имена, сцены и диалоги.

Невий и Энний

Современниками Ливия Андроника были такие римские поэты, как Невий и Энний. Невий в своем творчестве отдавал предпочтение трагедиям и комедиям, зачастую заимствовал сюжеты у греческих писателей и адаптировал их в культуру и быт Древнего Рима. Самым главным его произведением стала поэма о первой Пунической войне, в которой он также коротко рассказал историю Римской Империи. Энний же описал историю Рима подробно - с датами и фактами.

Невий - римский поэт, поэма которого стала первым оригинальным литературным произведением Древнего Рима. Он может по праву считаться и одним из самых известных литераторов античности.

Актер, который писал стихи

Не меньший вклад в развитие римской литературы и поэзии сделал и Тит Макций Плавт - актер театра. Жил он в конце III - начале II в. до н. э. и за всю свою жизнь написал примерно около 300 поэм, 20 из которых дошли до наших дней. И хоть работал он исключительно в комедийном жанре, его пьесы ставились в театрах всей Римской Империи даже после его смерти.

Сюжеты его произведений не отличаются большой оригинальностью, но всегда захватывающие и разнообразные. Он писал как о бытовой жизни рядовых горожан, так и о жизни солдатской казармы. И всегда в его пьесах присутствовали рабы, как правило, находчивые, умные и ловкие.

Римский поэт сатирик Тит Макций Плавт также считается одним из первых литераторов Древнего Рима и занимает в его истории не последнее место.

Эпоха золотой латыни

Еще одним ярким представителем ранней римской литературы был Тацит - римский поэт, автор произведения «Анналы». Вместе с «Пунической войной» Невия «Анналы» стали самым значительным и великим произведением литературы Древнего Рима.

Вершиной же римского эпоса по праву считается написанная Вергилием «Энеида». Все римские поэты прославляли ее как лучшее произведение эпохи правления Октавиана Августа.

Многие сравнивали ее также с «Илиадой» и «Одиссеей» Гомера, хотя в отличие от них «Энеида» - поэма скорее о будущем, нежели о прошлом. Римский поэт Вергилий рассказывает в своей поэме о странствиях и приключениях легендарного Энея, потомками которого считали себя граждане Римской империи. Рассказывается там и о романе главного героя с царицей Карфагена Дидоной, которую он вынужден был покинуть по приказу главного бога римского пантеона - Юпитера, чтобы положить начало существованию Рима.

Лирика Древнего Рима

Основоположником лирики в Рима стал талантливый поэт Катулл. По большей части он писал лирические сонеты о любви. Особенно известным стало стихотворение о любви римского поэта к красавице Клодии - знаменитой светской дамы Древнего Рима. Катулл сумел отразить в своем произведении все оттенки любви: от восторга и восхищения, до мук и жгучей тоски.

Но достигла лирика своей кульминации в творчестве не менее известного римского поэта Горация. Славу ему принесли его великолепные «Оды» - четыре книги стихотворений с разной тематикой. Писал Гораций, в отличие от Катулла, не только о любви. Немало внимания в своих произведениях он уделял и Октавиану Августу, воспевая и прославляя его ум и силу римского оружия, бытности и дружбы.

Нередко Гораций сатирически высмеивал нравы своих современников.

Песни любви

По праву одним из самых одаренных римских литераторов наряду с Горацием и Вергилием считается и Овидия - их младший современник. Будучи уже знаменитым римским поэтом, Овидий написал такие произведения, как «Искусство любви» и «Средство от любви», благополучно дожившие до наших дней. А прославили его еще ранние стихи, вошедшие в сборник с названием «Песни любви».

«Искусство любви» и «Средство от любви» - это, скорее, пародийные произведения, в которых даются советы молодым влюбленным, изложенные с остроумием и сатирой. Именно это и послужило причиной для отправки Овидия в долгосрочную ссылку. Император Октавиан Август увидел в его стихах насмешку над проводимой им политикой, которая затрагивала институт брака и семьи.

Овидий скончался вдали от Рима, успев написать перед смертью «Послания с Понта» и «Скорбные элегии».

Философия в Древнем Риме

Философские системы возникли не в Древнем Риме и вообще задолго до его формирования, но все же римляне смогли дать миру немало выдающихся философов, писателей и мыслителей, одним из которых был Лукреций Кар. Он был вольнодумцем, не боялся переосмыслять уже существующие системы, за что и снискал себе славу.

Также он был и поэтом - писал как лирические сонеты, так и пьесы для театра. Как римский поэт Лукреций тоже достиг немалых успехов. Его поэма «О природе вещей», написанная неповторимым латинским гекзаметром - это, несомненно, шедевр всей древнеримской литературы.

Комедия и трагедия

Комедийный и трагический жанр в Риме развивался под влиянием образов Древней Греции. Поэтому с давних времен комедия и трагедия не считаются родными жанрами для римской культуры. Исконно римским был жанр, который называется сатура. Это слово имеет значение блюда, наполненного различными продуктами.

Затем оно стало обозначать смешение стихов различных направлений, объединенных в едином образе. Размер не имел значения, поэтому размер таких стихов мог быть как большим, так и маленьким.

Одним из поэтов, работавших в подобном стиле, является Энний. Он издал свой сборник, в который входили как и полуразвлекательные, так и поучительные стихи.

Значительный вклад в развитие сатуры внес Луцилий Гай. В его творчестве подобный жанр оставил большой след. За неполных 72 года Луцилий написал порядка 30 сатур, в которых обличаются пороки человечества и современников:

  • взяточничество;
  • корысть;
  • моральное "гниение";
  • жадность.

Для своих произведений Гай Луцилий находил персонажей из реальной жизни. В те времена расцветало рабство, экономика, а успешное ведение боевых действий Римской империи привели к увеличению богатств, скопленных и сосредоточенных в одних руках среди узкого круга элиты. Аристократы в погоне за золотом и деньгами проходили, так называемое, моральное разложение.

По мнению историков, сатура дала жизнь такому направлению литературы, как римский реализм. После смерти великого писателя Луцилия сатура была определена как произведение небольшого объема, имеющее обличительный подтекст.

Развитие римской литературы

Произведения римских поэтов были очень поэтичными, а форма их - стихотворная. С появлением все новых поэтов развивалась поэтическая речь на латинском языке. В стихотворениях поэты начали выражать свои философские мысли и идеи. При помощи образов и литературных приемов создавались движения чувств человека.

Углубление в изучение мифологии, религии и искусства Греции повлекло за собой обогащение латинской поэзии. Писатели, соприкоснувшись с богатой историей греческой литературы, расширяли свой кругозор, создавая все новые и улучшенные произведения.

В конце существования Римской империи можно выделить Катулла. Он был мастером поэзии, который создавал лирические стихи небольшого объема. В них римский поэт описывал основные чувства любого человека:

  • любовь;
  • ревность;
  • радость;
  • дружба;
  • природолюбие;
  • любовь к родным местам.

Но помимо них в творчестве Катулла выделяются произведения, направленные против правления Цезаря, а также против его клевретов, которые были невыносимо алчными. Основным рычагом, который оказал на поэзию Катулла значимое влияние, было александрийское творчество поэтов. Александрийская литература отличается отсылками к мифологии, личным чувствам и переживаниям самого поэта. Творчество Катулла занимает важное место в мировой поэзии. Даже сам Пушкин высоко оценивал стихи римского писателя.

I . ВВЕДЕНИЕ

Три специфические особенности римской литературы.

Первой отличительной чертой римской литературы в сравнении с греческой является то, что это литература гораздо более поздняя и потому гораздо более зрелая. Первые памятники римской литературы относятся к III в. до н. э., в то время как первые письменные памятники греческой литературы засвидетельствованы в VIII в. до н. э.

Следовательно, римская литература выступает на мировой арене по крайне мере на 400-500 лет позже греческой. Рим мог воспользоваться уже готовыми результатами векового развития греческой литературы, усвоить их достаточно быстро и основательно и создавать на этой основе уже свою собственную, гораздо более зрелую и развитую литературу. С самого начала развития римской литературы чувствуется сильное греческое влияние.

Второй особенностью римской литературы является то, что она возникает и расцветает в тот период истории античности, который для Греции был уже временем упадка. Это был период эллинизма, поэтому и говорят об общем эллинистически-римском периоде литературы и истории.

Эллинизм характеризуется крупным рабовладением, это создавало в области идеологии, с одной стороны, черты универсализма, а с другой - черты крайнего индивидуализма, с очень большой дифференциацией духовных способностей человека. Итак, римская литература есть по преимуществу литература эллинистическая.

Из этих особенностей литературы - более позднего ее происхождения и ее эллинистической природы - выступает еще третья особенность. Римская литература воспроизводила эллинизм чрезвычайно интенсивно, в крупных и широких масштабах и в гораздо более драматических, горячих и острых формах. Так, например, комедии Плавта и Теренция, хотя формально и являются подражанием новоаттической комедии, например Менандру, но их натурализм и трезвая оценка жизни, их использование окружающего быта и драматизм их содержания являются особенностью именно римской литературы.

Точно так же, например, «Энеида» Вергилия, формально являясь подражанием Гомеру или Аполлонию Родосскому, по существу своему несравнима с ними своим драматизмом и трагизмом, своей остротой и нервозностью, своим напряженным универсализмом и страстным индивидуализмом. Нигде в античной литературе не было такого трезвого анализа действительности, как в римском натурализме или у римских сатириков, хотя и натурализм и сатира свойственны и греческой литературе. Но обе эти особенности римской литературы - натурализм и сатирическое изображение жизни - настолько здесь велики, что натуралистическая сатира вполне может считаться специфически римским литературным жанром.

Наконец, хотя талантливых и глубоких историков в Греции было достаточно, только в Риме могли появиться такие историки, как Тацит, с таким острым и проницательным анализом исторической жизни, с такой беспощадной критикой императорской эпохи и с таким свободно-демократическим настроением. Колоссальные размеры Римской республики и империи, небывалый размах и драматизм социально-политической жизни Рима, бесчисленные войны, тончайшая организация военного дела, продуманная дипломатия и юриспруденция, т. е. все то, чего требовали огромные размеры Римской республики и империи в сравнении с миниатюрной и разъединенной классической Грецией, - все это наложило неизгладимый отпечаток на римскую литературу и все это явилось ее национальной спецификой.

II . Периодизация римской литературы.

Так же как и греческую литературу, римскую литературу необходимо делить на периоды - доклассический, классический и послеклассический.

1. Доклассический период уходит в глубь веков и характеризуется сначала, как и в Греции, устной народной словесностью, а также началом письменности. До половины III в. до н. э. этот период называется обычно италийским. В течение его Рим, первоначально маленькая городская община, распространил свою власть на всю Италию.

С середины III в. возникает письменная литература. Она развивается в эпоху экспансии Рима в страны Средиземноморья (включительно по первую половину II в.) и начавшихся гражданских войн (вторая половина II в. - 80-е годы I в. до н. э.).

2. Классический период римской литературы - это время кризиса и конца республики (с 80-х годов до 30 года I в. до н. э.) и эпоха принципата Августа (до 14 года I в. н. э.).

3. Но уже в начале I столетия н. э. вполне отчетливо намечаются черты упадка классического периода. Этот процесс деградации литературы продолжается до падения Западной Римской империи в 476 г. н. э. Это время можно назвать послеклассическим периодом римской литературы. Здесь следует различать литературу расцвета империи (I в. н. э.) и литературу кризиса, падения империи (II - V вв. н. э.).

III . Доклассический период

1. Фольклор. Фольклорный период отличался в Риме теми же чертами, что и во всех других странах. Здесь, по-видимому, были представлены все обычные жанры устного народного творчества. К сожалению, у нас нет почти никаких материалов, которые бы дошли из этой древности; и мы принуждены здесь ограничиваться либо ничтожнейшими и малопонятными цитатами из позднейшей римской литературы, либо даже не цитатами, а только глухими упоминаниями о них.

Здесь, несомненно, была трудовая песня, связанная, например, с прядильным и ткацким делом, со сбором винограда, с лодочной греблей.

Особенным распространением пользовались так называемые фесценнины, песни шуточного, пародийного, а иной раз и непристойного характера, которые, по-видимому, обладали большой социальной значимостью. Ими пользовались не только во время пиров или отдыха от работ, но и для осмеяния и даже во время триумфальных шествий по адресу того самого полководца-победителя, в честь которого и совершалось триумфальное шествие.

Как и во всяком фольклоре, здесь мы находим также зачатки народной драмы и даже не только зачатки. Были в ходу так называемые сатуры (слово неясного происхождения), нечто вроде наших импровизированных сценок.

Историк Тит Ливий (VII, 2, 4) сообщает, что в 364 г. до н. э. для умилостивления богов во время эпидемии были приглашены актеры, танцоры из Этрурии, которые создали с помощью римских молодых людей здесь уже нечто вроде настоящего театра, с мимическими плясками под аккомпанемент флейты. Наконец, в области драмы большим распространением пользовались в Риме ателланы, особого рода фарс, пришедший из кампанского города Ателлы. Он тоже отличался пародийным и сатирическим характером, часто нападал на общественные порядки и частных лиц и держался в Риме очень долго.

Кроме всей этой художественной словесности, с давних пор была представлена проза, считавшаяся привилегией знати и получавшая фиксацию сначала в виде надписей на памятниках и колоннах, а впоследствии составляющая целые книги. Эти прозаические произведения отчасти тоже обладали стихотворным размером и потому приближались к поэзии. Можно отметить: книги главных жрецов и прочих жрецов, имевшие вначале форму летописи, куда кратко заносились выдающиеся события данного времени (вроде начала и конца войны, затмения солнца и т. д.); памятники частного характера (похоронные речи или надписи в домах покойников); стихотворные надписи в связи с триумфами полководцев или надписи надгробные. Все это дошло до нас в разрушенном виде и в ничтожном количестве.

2. Аппий Клавдий Слепой. Это был государственный деятель конца IV- начала III вв. до н. э.; он может считаться первым известным нам римским писателем. Он реформировал орфографию, составил сборник поэтических сентенций, был автором юридических трактатов и написал одну военно-политическую речь (против эпирского царя Пирра), которая имела хождение еще в I в. н. э. (произнесение ее относят к 280 г.).

3. Общая характеристика литературного периода. Весь этот период отличается тем, что здесь еще нет никакого греческого влияния, которое в дальнейшем было настолько велико, что литература Рима уже оказывается без него немыслимой.

Но не следует думать, что в римской литературе все определялось греческим влиянием, что сама римская литература не обладала ровно никакой оригинальностью.

Если греческое влияние с известного момента возымело здесь огромное значение, то это только потому, что сам Рим достаточно созрел в социально-политическом отношение, вероятно, было поверхностным и, главное, совершенно не отразилось на литературе.

Другое дело - влияние Греции после 1-й Пунической войны. Один из первых римских писателей, грек Ливий Андроник, в 240 г., ставит в Риме драму на латинском языке. Эта драма, как и все другие произведения этой эпохи, писалась в подражание греческим образцам, а первые прозаики, будучи римлянами (Фабий Пиктор), даже писали по-гречески.

IV . Первые шаги римской поэзии под влиянием греческой

1. Ливий Андроник, грек из Тарента, прибывший в Рим в 272 г., после взятия его родного города.

Для учебных целей он переложил сатурнийским стихом «Одиссею». После 1-й Пунической войны, в 240 г., Ливий поставил на праздничных играх одну трагедию и одну комедию, переделки с греческого, имевшие огромный успех. Кроме того, сохранились названия его трагедий: «Ахилл», «Аякс-биченосец», «Троянский конь», «Эгисф», «Гермиона», «Андромеда», «Даная», «Ино», «Те-рей». Известно, что в 204 г. Ливий Андроник сочинил по поручению властей гимн в целях предотвращения одного дурного предзнаменования.

2. Гней Невий (ок. 270-201) был свободнорожденным уроженцем Кампании; его поэтическая деятельность протекала в Риме уже после 1-й Пунической войны. Его трагедии были тоже близким воспроизведением греческих подлинников. Сохранились такие заглавия: «Троянский конь», «Даная», «Гесиона», «Выступающий Гектор», «Андромаха», «Ифигения», «Ликург». Невий впервые вводит римскую национальную драму, претек-стату (претекста - римский сенаторский костюм с пурпуровой каймой). Имеется известие о драмах «Ромуле» и «Кластидии» (победа консула Клавдия Марцелла над галлами при Кластидии в 222 г.). Гораздо более Невий был популярен в комедии, в которой он допускал «контаминацию» (объединение и переработку двух греческих пьес в одну) и внесение черт из римской жизни (сохранились названия 33 пьес). Известна, например, «Таренти-ночка» с ярким образом гетеры. Будучи либерально настроенным, он пытался подражать древнеаттической комедии и нападал на современников, но этот плебейский задор встретил отпор со стороны правительства и привел к изгнанию его из Рима.

в Греции на разных этапах ее исторического пути, оказывались пригодными для второго античного общества, римского, в соответствующие моменты его развития. «Заимствование» у греков играло поэтому очень значительную роль в самых различных областях римской культуры, в религии и в философии, в искусстве и в литературе. Однако, «заимствуя» у греков, римляне приспособляли заимствуемое к своим потребностям и развивали его соответственно специфическим особенностям своей истории. Стилевые формы римской литературы представляют собой повторение, но вместе с тем и видоизменение греческих стилевых форм, и римская литература в целом является вторым вариантом античной литературы, как особой ступени всемирноисторического литературного процесса.

Историческое значение этого варианта, место римской литературы в истории литератур Европы, определяется исторической! ролью Рима в культурном" развитии европейского Запада. Римская литература служила передаточным звеном между литературами греческой и западноевропейской. Формирующая роль античности для западноевропейской литературы основывалась вплоть до XVIII в. на воздействии римского, а не греческого варианта. И в эпоху Возрождения и в XVII - XVIII вв. греческая литература воспринималась в Европе сквозь призму Рима. Античная струя в трагедии европейского «классицизма» исходила в гораздо большей мере от римского драматурга Сенеки, чем от Эсхила, Софокла и Эврипида; европейский; эпос этого времени был ориентирован на «Энеиду» Вергилия, а не на гомеровские поэмы. Только буржуазный «неогуманизм» XVIII в. (стр. 7) принес с собой новую ориентировку, обращенную на этот раз уже непосредственно к греческой литературе. Перемена ориентировки привела к тому, что в XIX в. римскую литературу стали недооценивать, рассматривать как чисто подражательную. Значение ее стали сводить к одной лишь «посреднической» роли, обусловленной будто бы только тем обстоятельством, что латинский язык был более распространен в Западной Европе, чем греческий. Эта точка зрения совершенно неправильна. Действительно, в первую половину Средних веков и во времена раннего итальянского Возрождения греческий язык был в Западной Европе почти неизвестен, между тем как латинский знали повсеместно. Но период наибольшего воздействия античной литературы на европейскую наступает с XV - XVI вв., когда греческий язык в Европе уже знали. И если. Европа обращается теперь к античной литературе в ее римском варианте, то происходит это не в силу незнакомства с греческим языком, а потому, что римский вариант более соответствовал художественному вкусу этого времени и его литературным потребностям. Теоретики европейского классицизма XVI - XVII вв., занимаясь сравнительной оценкой обеих античных литератур, всегда приходят к выводу о «превосходстве» римлян. Очень показательна в этом отношении «Поэтика» Юлия Цезаря Скалигера (1484 - 1558), один из самых влиятельных в это время трактатов по теории литературы. Скалигер, после детального сопоставления гомеровского эпоса с «Энеидой» Вергилия, отдает предпочтение «Энеиде». Такого рода суждения, при всей их исторической ограниченности вкусами определенной эпохи, свидетельствуют все же о том, что «посредническая» роль выпала на долю римской литературы не случайно, в результате большей распространенности латинского языка, а в силу ее собственных специфических качеств,