Процесс адаптации персонала на предприятии. Адаптация персонала в организации

Адаптация персонала - процесс включения новых сотрудников в организацию, предполагающий знакомство с правилами и нормами, закрепленными в корпоративной культуре, способами профессиональной деятельности, включением в системе неформальных связей.

Сам процесс адаптации персонала всегда имеет определенные временные интервалы, которые и выступают мерой его успешности. Он предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить «свое место» в социально-психологическом пространстве организации, что позволяет адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность. «Засидевшийся» в фазе адаптации специалист, не сумевший наладить взаимоотношения с коллегами, становится изгоем в трудовом коллективе. Невозможность адекватного включения в организационную деятельность обуславливает невысокий уровень его морального и материального вознаграждения, отсутствие социального признания и проч.

Адаптация персонала – это процесс вхождения новых сотрудников в коллектив, ознакомление их со спецификой работы.

Цели и задачи адаптации персонала в организации

  1. Ускорение введения в курс дела новичков.
  2. Снижение уровня текучести кадров.
  3. Мотивация сотрудников на эффективную качественную работу, максимальную отдачу и рост производительности труда.
  4. Сплоченность коллектива.

За организацию системы адаптации персонала и ее проведение отвечает служба по персоналу, руководитель структурного подразделения, где работает новый сотрудник.

Этапы адаптации персонала

В каждой компании существует своя программа адаптации персонала. Процесс адаптации персонала, как правило, включает следующие этапы:

  1. Подготовительный.
    На данном этапе происходит представление новичка сотрудникам компании, организация его рабочего места, назначение куратора, документальное оформление. Также сюда может входить знакомство с историей компании, ее структурой, миссией, целями и задачами, продукцией, нормами, порядками, правилами корпоративной культуры.
  2. Обучение.
    Данный этап включает в себя теоретическую подготовку к основной работе, знакомство непосредственно со своими функциональными обязанностями и требованиями.
  3. Практические задания.
    Новичку предлагают включиться в реальный рабочий процесс сначала в качестве наблюдателя, затем самостоятельно.
  4. Принятие решения о прохождении испытательного срока.
    На данном этапе подводятся итоги работы нового сотрудника, анализируются его сильные и слабые стороны, успехи и неудачи и принимается решение касательно его дальнейшей судьбы – прошел он успешно испытательный срок и остается работать либо провалил его и уходит из компании.

Методы адаптации персонала

    • наставничество (помощь новичку войти в курс дела, влиться в коллектив, консультирование на начальних этапах его работы более опытным сотрудником).
    • тренинги и семинары (направленные на развитие определенных навыков сотрудника: коммуникативных, овладение ораторским искусством, обучение подготовке презентаций, правила поведения в стрессовых ситуациях и развитие устойчивости к ним и т.п.)
    • беседа (личная беседа нового сотрудника с менеджером по персоналу, непосредственным руководителем, специалистом отдела кадров, в ходе которых новички получают ответы на возникающие вопросы).
    • специальная программа (ролевые игры, специально разработанные программы для укрепления командного духа, сплочения коллектива).
    • экскурсия (ознакомительная экскурсия по структурным подразделениям организации, ее территории, знакомство с историей компании, ее сотрудниками, корпоративной культурой).
    • анкетирование (новому сотруднику предлагают заполнить анкету-отзыв после завершения периода адаптации и прохождения испытательного срока).
    • другие методы (аттестация, тестирование, обучение, день новичка, корпоративные мероприятия и пр.)

Виды адаптации персонала

    Выделяют следующие разновидности трудовой адаптации персонала:
    • профессиональная адаптация.
      Подразумевает овладение новым работником своей специальностью, приобретение и доработка необходимых профессиональных навыков и умений. Профессиональная адаптация персонала зависит от обучаемости новичка, уровня подготовки его рабочего места и обеспечения необходимыми рабочими материалами.
    • социально-психологическая адаптация.
      Данный вид профориентации и адаптации персонала подразумевает вливание в новый коллектив, приспособление к руководству, коллегам, сложившимся в организации нормам и правилам поведения.
    • организационная адаптация.
      Основана на ознакомлении сотрудника с должностной инструкцией и понимании места его должности в организационной структуре компании и роли в производственном процессе.

Применение профессиональной и психологической адаптации в комплексе ведет к успешному завершению испытательного срока нового работника и экономии издержек организации на поиск, обучение и оценку персонала.

В идеале эйчары не только занимаются привлечением и оформлением сотрудника на работу, но и помогают решать трудности, с которыми сталкивается новичок в первые дни на новом месте. К примеру, во многих компаниях практикуются системы адаптационных программ. Это ряд мероприятий, позволяющих новичкам быстрее влиться в коллектив, овладеть нужной информацией, чувствовать себя в организации комфортно с первого рабочего дня.

Как правило, адаптируют «по системе» преимущественно в крупных компаниях. А в небольших организациях система адаптации персонала чаще всего «недоразвита» или отсутствует. Также программы адаптации разнятся в зависимости от того, на какую позицию пришел сотрудник.

Топ-менеджеров, как правило, «курирует» руководство компании. Кроме того, нередко считается, что позиция управленца настолько «самостоятельная», что неприятные нюансы адаптации он способен разрешить сам. Рядовым сотрудникам помогают непосредственный руководитель, коллеги и эйчары.

В какой-то мере справедливо, что об этапах адаптационного процесса в компании имеет смысл поинтересоваться на собеседовании, особенно если вы знаете за собой определенные сложности с коммуникабельностью.

В принципе, новый сотрудник – это стресс для организации. А новая работа для сотрудника – еще больший стресс. Но, приложив определенные усилия, можно сделать адаптацию компании и сотрудника друг к другу максимально безболезненной и легкой.

Для нового сотрудника первые недели в новой компании – это один из самых тяжелых периодов работы. Мы знаем, что если в жизни человека происходят какие-то перемены – не имеет значения, позитивные или негативные – он подвергается стрессу. Аналогично происходит и со сменой работы, которая воспринимается как нечто новое, неизведанное. Человек не знает, как его примут на новом рабочем месте, в каком коллективе ему придется находиться, какой у него будет руководитель и т.п. Неосведомленность вызывает настороженность, страх, который порождает некоторую неадекватность поведения. – Практически всегда ощущается значимая разница между поведением человека в привычной для него среде и на новом рабочем месте.

При этом в новой среде, у человека ожидания постоянно сопоставляются с действительностью, возникают мысли из серии: «Я рассчитывал на…», «Получится ли…?», появляются сомнения: «Нужно было остаться на прежнем месте/ выбрать другое предложение…». Если на данном этапе не оказать поддержку новому сотруднику, его можно потерять, что неприемлемо в ситуации, если это квалифицированный специалист, поиск которого был связан с острой необходимостью и стоил значительных вложений. Таких работников нередко отпускают с напутствием: «Надумаешь – возвращайся», поэтому он легко сможет вернуться на прежнее место работы или перейти в другую компанию. Как правило, востребованные кандидаты получают и рассматривают одновременно несколько предложений и часто продолжают их получать, когда выбор уже сделан.


Вообще же, многочисленные исследования показывают, что подавляющее большинство работников, добровольно уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первые дни своего пребывания в новой организации. С дугой стороны, этап работы в новой организации это время, благоприятное для перемен, т.к. человек все-таки психологически настроен на положительные изменения.

Обычна ситуация, когда новичок сталкивается с большим количеством трудностей, причем основная их масса порождается отсутствием в общем-то элементарной информации, такой, как информация о порядке работы и месте расположения отдельных подразделений организации, о том, к кому обращаться в случае возникновения проблем. Высока роль и человеческого фактора. Поэтому специальная процедура по введению нового сотрудника в организацию может способствовать снятию большого количества проблем, возникающих в начале работы. Более того, практика показывает, что способы включения новых сотрудников в жизнь организации могут существенно активизировать и творческий потенциал уже работающих сотрудников, а также поддержать корпоративную культуру организации. Полезной оказывается эта процедура и для менеджера по персоналу, так как он получает много полезной информации о том, какова степень развития коллектива, каков уровень его сплоченности и внутренней интеграции.

Вообще, целью адаптации персонала со стороны работодателя является максимально полное, быстрое и эффективное приспособление работника к организации и выполняемой работе. Цель адаптации со стороны работника – максимально полное, быстрое и эффективное приспособление к организации, создание в максимально короткие сроки имиджа профессионала, желание в течение длительного времени остаться сотрудником этой организации.

Адаптация персонала – это процесс взаимного приспособления работника и организации, активного освоения индивидом профессиональных и социальных функций, предполагающий преодоление возможных негативных моментов, инициированных работником и работодателем.

Также, вы знаете, что социальная адаптация – это взаимодействие личности и социальной среды, которое приводит к оптимальному соотношению целей, ценностей, норм, представлений личности и социальной группы. Она предполагает активную позицию личности, осознание своего социального статуса и связанного с ним ролевого поведения.

Поэтому под адаптацией персонала понимается также и процесс знакомства сотрудника с деятельностью организации и самой организацией, а также изменение собственного поведения в соответствии с требованиями организационной среды, принятие новым сотрудником ценностей, установок, принципов организации, (при чем, в идеале, без ущерба для личностных ценностных ориентаций).

Выделяю несколько видов АП

Социально-психологическая адаптация персонала отражает направленность личности на снятие эмоциональной напряженности, возникающей из-за вхождения в новую социальную группу, из-за отсутствия необходимого опыта выполнения требуемых функций и задач. Такая стратегия обычно определяется как «пассивное приспособление». С другой стороны, социально-психологическая адаптация представляет собой активное приспособление нового работника к ситуации. Это поиск способов налаживания деловых и личностных взаимоотношений в новом коллективе, организация темпа, ритма и объема интеллектуальной и физической нагрузки, нахождение путей и средств освоения новых функций, мобилизации творческих сил, направленности на достижения и т.д.

Все это предполагает наличие у человека умений достаточно быстро находить «свое место» в социально-психологическом пространстве организации, что позволяет адекватно и эффективно включиться в совместную организационную деятельность. «Засидевшийся» в фазе адаптации работник, не сумевший наладить взаимоотношения с коллегами, становится изгоем в трудовом коллективе.

Одним из первых шагов в социально-психологической адаптации является знакомство только что пришедших сотрудников между собой и с уже работающими сотрудниками. Это позволяет преодолеть ощущение обособленности, чужеродности в коллективе. Основная ответственность за процесс вхождения новичка в коллектив обычно ложится на его непосредственного руководителя.

Важен момент предоставления новому сотруднику рабочего места: выделением для него стола, стула, шкафчика/ ящика в столе, т.е. маленького кусочка своей территории. Психологи считают необходимым это ощущение личного пространства. Отсутствие закрепленного за сотрудником рабочего места – это, на самом деле, одна из распространенных причин ухода во время испытательного срока.

Влияние на адаптацию к неформальной стороне общения в организации оказывают прежде всего:

Руководитель – человек, оценивающий работу и поведение персонала (субъективность или объективность оценки, наличие обратной связи, умение руководителя общаться повлияет на психологическое состояние нового сотрудника);

Коллектив – коллеги с уже сложившейся системой неформальных отношений, скрепленной традициями, сплетнями, ссорами и привязанностями (формирование взаимоотношений будет зависеть и от коллектива, и от нового сотрудника: доброжелательность с одной стороны, и ответная реакция – с другой);

Организация – общая для всех работников среда взаимодействия с некоторыми едиными правилами и нормами поведения, отличающими эту компанию от других. Сотрудникам важно передать новичку ощущение причастности к общему делу, объединившему этих людей.

Адаптация к должности

Сотруднику необходимо понять формальную сторону общения, сложившуюся в организации, а именно:

Систему подчиненности, т.е. иерархии. Однако не всегда должность соответствует реальному статусу сотрудника в компании. В каждой организации могут быть и неавторитетные руководители, и «серые кардиналы», и «свои люди». Желательно каким-либо способом рассказать новому сотруднику о таких подводных камнях.

Прописанные и предполагаемые полномочия. Они определяют не только вертикальные, но и горизонтальные связи сотрудника в организации, возможности его взаимодействия с работниками других подразделений. Желательно описать нормы поведения и общения, сложившиеся в компании.

Информацию о:

организации, ее планах, продуктах, клиентах, конкурентах;

системе оплаты труда, льготах и причинах поощрений;

возможностях карьерного или профессионального роста.

Частично новый сотрудник получил сведения о перечисленных аспектах еще на этапе собеседования. На стадии начала работы в компании ему необходимы уточнения и подтверждения этого.

Профессиональная адаптация

Профессиональная адаптация связана со следующими факторами:

Определением содержания работы, т.е. каковы должны быть содержание и результат деятельности. Желательно объяснить сотруднику, какие моменты при выполнении работы требуют особого подхода, иными словами, что оценивает непосредственный руководитель, когда принимает работу.

Выяснением особенностей эксплуатации оборудования. В данном случае может быть необходимо обучение, или как минимум, демонстрация работы техники.

Определением требований к документации, за которую отвечает данный сотрудник. (Метод подготовки документов может быть принципиально другим, чем тот, который применялся на прежнем месте работы).

Отдельно выделяют адаптацию новых работников к организационной культуре.

Часто знакомство с организационной культурой ограничивается только поверхностным уровнем (уровнем «артефактов» – которые видимы, но часто не интерпретируются – логотип, гимн, флаг, дресскод, внешний вид сотрудников в целом; уровнем декларируемых норм и ценностей, философии компании; уровнем официальных корпоративных стандартов (положений)).

Вместе с тем для нового работника в большей степени интересна именно скрытая, «незримая» часть айсберга, называемого организационной культурой: отношение работников организации к корпоративным стандартам и обязательность следования им; круг тем, которые принято обсуждать с коллегами, и круг тех вопросов, на которые наложены табу; манера поведения на корпоративном мероприятии; обязательность и особенности празднования событий личной жизни с коллегами по работе и т.д. Более глубинный уровень – герои и антигерои, легенды, мифы, ритуалы. Стиль руководства, стиль принятия решений.

(более наукообразно, выделяют также психофизиологические, организационно-административные, экономические, санитарно-гигиенические измерения АП).

Рассмотрим, кто и как должен или может влиять на процесс адаптации сотрудника в компании:

Руководитель. Он хорошо понимает цель работы и задачи сотрудника, заинтересован в быстрой отдаче от новичка. Однако очень часто участие топ-менеджера ограничивается личной беседой и представлением сотрудника коллективу. Причины заключаются не только в недостатке времени: не каждый руководитель способен, как это ни странно, грамотно управлять людьми. Также встречаются ситуации, когда руководитель не хочет настолько активно взаимодействовать со своими подчиненными.

Коллеги. Они в любом случае вовлечены в процесс адаптации, активно или пассивно участвуют в нем: подсказывают, объясняют, указывают основные моменты новому сотруднику. Обычно их участие носит массовый характер, каждый поддерживает работника, исходя из собственных интересов: из сочувствия к новичку или из чувства самосохранения, если итог деятельности нового сотрудника может повлиять на результаты работы его коллег. В случае когда специфика деятельности нового работника создает конкуренцию, рассчитывать на поддержку коллег бессмысленно: никому не выгодно иметь рядом сильного конкурента.

HR-менеджеры. Им известны особенности компании, требования к должности, они заинтересованы в закреплении сотрудника в организации. Преимущество заключается в том, что HR-менеджеры разбираются в деятельности компании и проведении различных кадровых процедур, а недостатком является их высокая загруженность.

Привлекаемые специалисты. На практике услуги бизнес-тренеров и консультантов используются крайне редко, в том случае когда у организации нет своего ресурса для качественного введения специалиста в должность. При этом адаптация совмещается с обучением. Крупные компании обращаются к привлекаемым специалистам, однако это связано с финансовыми затратами и не отменяет собственной работы.

Наставники. В принципе, организованный процесс адаптации нового сотрудника обычно реализуется именно через наставничество. Для нас это весьма традиционный институт, однако в современных компаниях наставничество может позиционироваться по-разному.

Наставничество – это дополнительная нагрузка к основному объему работы, требующая компенсации. При таком позиционировании необходимо разрабатывать систему мотивации, основанную как на материальном, так и нематериальном стимулировании. В некоторых ситуациях сотрудники с удовольствием, даже когда их не просят об этом, занимаются наставничеством. Для них это способ самореализации или повышения авторитета. Методы мотивации такого персонала нематериальные – признание заслуг, моральная поддержка, выражение благодарности. Однако в большинстве случаев наставничество подразумевает дополнительное денежное вознаграждение.

Если в организации будет создана система мотивации, наставничество повлияет и на обучение, и на дисциплину нового сотрудника. Таким образом, наставничество может позиционироваться как:

Обязательная функция руководителя, которая требует расширения его компетенций и фиксации их в должностной инструкции, для того чтобы топ-менеджер осознавал объем личной ответственности. Не каждый руководитель способен заниматься наставничеством, однако умение наставлять необходимо как подчиненному, так и руководителю. Во многом такая форма помощи новому сотруднику схожа с управлением целями.

Дополнительная возможность для наставника, не требующая компенсации, т. к. он получает ее в виде работы новичка. Однако в данной ситуации новый сотрудник вряд ли в скором времени достигнет хороших самостоятельных показателей.

Общее дело команды, что связано с наличием навыков командообразования у руководителя. В данном случае наставничество будет задачей, для решения которой потребуется согласованность в работе команды.

Адаптировать сотрудника следует в любой компании. Необходимо, чтобы все процессы в организации были управляемыми, а не протекали бесконтрольно. Наставничество эффективно развивать в тех организациях, где:

на работу принимаются сотрудники, требующие обучения;

присутствует сложность в выполнении работы;

имеет место интенсивный рост.

Также стоит использовать метод наставничества в тех компаниях, где уделяется внимание формированию организационной культуры и командной работе, где декларирование руководителями красивых фраз перерастает в действующую компетенцию.

С учетом ошибок при использовании программ адаптации следует:

Создавая систему адаптации, хорошо продумывать меры поддержки – мотивацию сотрудников, задействованных в этом процессе. Это может быть как коллективное, так и персональное стимулирование, включающее несколько составляющих, а также мотивация определенных работников. Главное, чтобы был обеспечен процесс регулярности исполнения.

Разрабатывая методы контроля прохождения адаптации и оценки результатов, использовать принцип: чем понятнее и проще, тем эффективнее. Как говорила Екатерина Великая: «Издавая закон, ставь себя на место того, кто должен ему подчиняться». Следуя этому правилу, можно обеспечить достижение положительных результатов и сохранение в организации перспективных сотрудников.

На семинар:

1. Оцінка персоналу: сутність і цілі.

2. Атестація персоналу.

3. Критерії, методи і процедури оцінки й атестації персоналу.

Каждому из нас хоть раз в жизни приходилось бывать в ситуации смущения от новизны, неизвестности, непонимания и своего рода «дебютности». Такая ситуация не добавляет оптимизма и не вселяет особой уверенности. У некоторых наступает, что называется, ступор, развивается стрессовое состояние, появляются иные проблемы психологического характера. Все это сказывается на общем самочувствии, ведет порой даже к различным заболеваниям нервной и других систем организма. Действительно, по данным статистики, выяснилась интересная зако­номерность: многие люди, из только что принятых на новое место работы, в течение первых 2-3 недель заболевают и даже выписывают больничные листы.

В организации вышеописанная ситуация касается в основном тех сотрудников, которые работают на предприятии или в новой должности относительно недавно. Про таких сотрудников, как правило, говорят, что они «новички», «дебютанты», «первачки», «новенькие»... И это отнюдь не показатель пренебрежительного отношения к таким работникам со стороны остальных «генералов» организации. Это, скорее всего, характеристика того периода работы сотрудника, которое в науки принято называть периодом адаптации. В научно-абстрактном смысле адаптация представляет собой частный случай процесса социализации, под которым в широком смысле понимается процесс приобщения человека к нормам и ценностям того общества, в которого он реализует себя как личность.

Адаптация персонала - это включение работника в новую для него организационно-производственную среду; освоение сотрудником требований, норм и ценностей организации и должности; оказание помощи новому сотруднику успешно влиться в организацию, приспособиться к содержанию и условиям работы, новому коллективу.

Типологию адаптации персонала представим в виде таблицы:

Критерии типологии

Типы адаптации персонала

компоненты системы адаптации персоналом

профессиональная (производственная), психофизиологическая, организационная, социально-психологическая, экономическая, внеорганизационная

наличие опыта профессиональной или служебной деятельности

первичная, вторичная

сферы адаптации

адаптация в новой организации, адаптация в новой должности

субъекты адаптации

адаптация работника, адаптация работы к человеку

1. Система адаптации персонала включает в себя такие компоненты, как: профессиональный (производственный), психофизиологический (эргономический), организационный (корпоративный, ценностный), социально-психологический, экономический (материальный), внеорганизационный (внепроизводственный).

Профессионально-производственная адаптация - освоение своих прямых функциональных обязанностей. Цель - освоение новым сотрудником системы профессиональных знаний и навыков и их эффективное применение на практике. Необходимо объяснить новому сотруднику основные задачи и непосредственные обязанности, обсудить задачи и показатели эффективности на период адаптации. Прикрепить нового сотрудника к наставнику и провести стажировку.

Психофизиологическая адаптация - это приспособление сотрудника к новым психофизиологическим нагрузкам и условиям труда; это поиск эффективной модели соответствия возможностей работника и требований его рабочих функций и места.

Организационная адаптация - это усвоение писанных и «неписанных» норм и правил компании. Цель данной адаптации - принятие новым сотрудником ценностей, установок и принципов организации. Необходимо ознакомить нового сотрудника с организационной структурой, политикой компании (миссией, целями, корпоративной культурой), предоставить правила внутреннего распорядка, ознакомить с фирменными стандартами компании и стилем.

Социально-психологическая адаптация - это включение в коллектив компании нового сотрудника. Цель - более быстрое преодоление новым сотрудником неуверенности в новой компании. Основными задачами являются: представить нового сотрудника непосредственно руководителю, познакомить нового сотрудника с сотрудниками отдела, представить сотрудникам других отделов, с которыми он будет постоянно сотрудничать. Также важно и участие нового сотрудника в праздничных и культурных мероприятиях компании. Большую роль в адаптации персонала играет и моральная поддержка на преодоление трудностей вхождения в компанию. Хорошим инструментом является обратная связь о проделанной работе: что получилось хорошо, что можно сделать лучше и каким образом. Регулярная обратная связь позволяет отслеживать настроение новых сотрудников, их впечатление от работы, коллектива, понять насколько совпадает ожидание нового сотрудника от компании.

Экономический компонент адаптации персонала означает, насколько сотрудник удовлетворен системой, видом оплаты труда и иными формами материального поощрения.

Внеорганизационная адаптация - это общение и взаимоотношение работника с коллегами в нерабочее время и не по поводу организации или работы: спорт, отдых.

2. Наличие опыта профессиональной деятельности и работы в организации (рабочем коллективе) предопределяют такие типы адаптации персонала как первичная и вторичная адаптация.

Первичная адаптация - приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности.

Вторичная адаптация - адаптация работников, уже имеющих опыт профессиональной деятельности, работы в организации или трудовом коллективе.

3. Сферами адаптации являются сама организация и должность, в которых предстоит работать специалисту.

Адаптация в новой организации относится к тем работникам, которые впервые устроились на работу в компанию, и не важно какую должность они занимают.

Адаптация в новой должности относится либо к сотрудникам организации, которые получили новую должность, либо к новичкам, которые в новой организации занимают ту или иную должность впервые в своей профессиональной деятельности.

4. К субъектам адаптации относятся работники и, как ни парадоксально это звучит, сама работа в качестве организации, трудового коллектива, должности, рабочих функций и места.

Адаптация работника - в основном об этом типе адаптации и пишут во всех учебниках по управлению персоналом.

Адаптация работы к персоналу предполагает организацию рабочих мест в соответствии с требованиями эргономики; гибкое регулирование ритма и продолжительности рабочего времени; выработку и построение организационной структуры; распределение рабочих функций, прав и обязанностей, а также конкретных заданий; оптимизацию систем стимулирования и поощрения труда работников по принципу адресности и особых заслуг.

Трудовая адаптация персонала — взаимное приспособление работника и организации, основывающееся на постепенном включении работника в процесс производства в новых для него профессиональных, психофизиологических, социально-психологических, организационно-административных, экономических, санитарно-гигиенических и бытовых и отдыха.

В условиях функционирования возрастает роль адаптации . При этом необходимо внимательно изучать опыт зарубежных фирм, которые уделяют повышенное внимание адаптации молодых работников. Данная категория персонала нуждается в особой заботе со стороны администрации организаций.

Чаще всего профессиональная адаптация рассматривается как процесс приобщения человека к труду в рамках определенной , включения его в производственную деятельность, усвоения им условий и достижения нормативов эффективности труда. Однако адаптацию нельзя рассматривать только как овладение специальностью. Она предусматривает также приспособление новичка к социальным нормам поведения, действующим в коллективе , установление таких отношений сотрудничества работника и коллектива, которые в наибольшей мере обеспечивают эффективный труд, удовлетворение материально-бытовых и духовных потребностей обеих сторон.

Цели адаптации персонала:

  1. уменьшение стартовых издержек, так как пока новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат;
  2. снижение степени озабоченности и неопределенности у новых работников;
  3. сокращение текучести рабочей силы, так как если новички чувствуют себя неуютно на новой работе и ненужными, то они могут отреагировать на это увольнением;
  4. экономия времени руководителя и сотрудников, так как проводимая по программе работа помогает экономить время каждого из них;
  5. развитие позитивного отношения к работе, удовлетворенности работой.
Задачи подразделения или специалиста по управлению адаптацией:
  • организация семинаров, курсов по различным вопросам адаптации;
  • проведение индивидуальных бесед руководителя, наставника с новым сотрудником;
  • прохождение интенсивных краткосрочных курсов для руководителей, вновь вступающих в должность;
  • прохождение специальных курсов подготовки наставников;
  • использование метода постепенного усложнения выполняемых новичком заданий;
  • выполнение разовых общественных поручений для установления контактов нового работника с коллективом;
  • подготовка замены при ротации кадров;
  • проведение в коллективе специальных ролевых игр по сплочению сотрудников.

Процесс адаптации персонала

Информационное обеспечение процесса адаптации заключается в сборе и оценке показателей ее уровня и длительности. Сбор и обработку информации рекомендуется проводить в рамках процедуры текущей деловой оценки персонала . Для отечественных организаций главная проблема информационного обеспечения адаптации состоит в необходимости накопления нормативных показателей уровня и длительности адаптации.

Для руководителя информация о том, как организован в его подразделении процесс адаптации новых работников, может многое сказать о степени развития коллектива, уровне его сплоченности и внутренней интеграции.

Формы адаптации персонала

Различают следующие формы адаптации:

Социальная адаптация — это процесс вживания индивида в социальную среду и превращение ее в сферу его деятельности, что предполагает следующие этапы:

  • внедрение в среду;
  • принятие и усвоение норм и ценностей этой среды;
  • активное отношение субъекта к этой среде с целью наиболее полного удовлетворения обоюдных интересов.

Производственная адаптация — процесс включения работника в новую для него производственную сферу, усвоения им производственных условий, норм трудовой деятельности, установления и расширения взаимосвязей между работником и производственной средой.

Профессиональная адаптация характеризуется дополнительным освоением возможностей, знаний и навыков, а также формированием профессионально необходимых качеств личности, положительного отношения к своей работе.

Психофизиологическая адаптация — приспособление к новым физическим и психическим нагрузкам, физиологическим условиям труда.

Социально-психологическая адаптация — одновременно с освоением работник вступает в процесс социально-психологической адаптации к коллективу организации.

Организационная адаптация — сотрудник знакомится с особенностями организационного механизма управления предприятием, местом своего подразделения и должности в общей системе целей и в организационной структуре. При данной адаптации у сотрудника должно сформироваться понимание собственной роли в производственном процессе.

Экономическая адаптация . Каждая профессия отличается особыми способами материального стимулирования, а заработная плата связана с его условиями и организацией. Объектом экономической адаптации является уровень заработной платы и, что стало актуальным в последнее время, своевременность ее выплаты.

Виды адаптации персонала

Выделяют два вида адаптации:

  1. Первичная адаптация — приспособление молодых кадров, не имеющих опыта профессиональной деятельности (как правило, в данном случае речь идет о выпускниках учебных заведений).
  2. Вторичная адаптация — приспособление работников, имеющих опыт профессиональной деятельности (как правило, меняющих объект деятельности или профессиональную роль, например, при переходе в ранг руководителя).

Адаптационный период можно условно разбить на три стадии :

Стадия ознакомления

На этой стадии новый специалист узнает цели и задачи организации, микроклимат среды, сопоставляет их со своими целями, ожиданиями и представлениями о данной организации. По окончании этой стадии работник должен четко представлять — подходит ему данная организация и рабочее место или он ошибся.

Администрация в свою очередь проводит следующую работу по отношению к новому сотруднику:

  • окончательно подтверждает правильность решения о зачислении сотрудника в штат;
  • обеспечивает скорейший переход специалиста в режим полноценного исполнения возложенных на него функций;
  • выявляет потенциальные возможности работника;
  • окончательно определяет профессиональные категории нового сотрудника и последующего индивидуального развития в процессе дальнейшей работы.

Все вышеназванные вопросы должны быть разрешены во время испытательного срока или стажировки нового сотрудника.

Стадия приспособления

Период адаптации сотрудника может охватывать период от одного месяца до одного года. Конкретная его продолжительность прямо зависит от помощи, которую ему оказывают непосредственный руководитель, служба персонала, коллеги и подчиненные. В этот период новичок должен «вписаться» в коллектив.

Стадия ассимиляции

В этот период работник проходит этап полного приспособления, полностью справляется со своими должностными обязанностями, может сам намечать дальнейшие целевые установки, становится полноправным членом коллектива.

Система наставничества

Введение


Начало работы в новой должности - это совершенно уникальный опыт. Сотрудник входит в новое рабочее окружение, и его переполняет огромное количество новых впечатлений. В тоже время ему приходиться сражаться с несколькими противоречивыми по своей сути эмоциями. С одной стороны, ему хочется взяться за все, что только можно. Он наблюдает за людьми, их рабочими навыками и процедурами, за структурой предприятия и отмечает массу подробностей. Он пытается впитать все в себя, так как не понимает, что важно, а что не очень. С другой стороны он понимает, что остальные сотрудники также наблюдают за ним. Новичок понимает, что он у всех на виду, поэтому чувствует напряженность, ему кажется, что все взгляды прикованы к нему. Это обусловлено тем, что коллеги хотят понять оправдает ли он ожидания. Именно в этот момент дожжен прийти на помощь наставник, квалифицированный менеджер по персоналу. Так как только эффективная программа адаптации может положительно повлиять на успешное вхождение новичка в коллектив, на его безпромедлительный и уверенный старт в работе, а так же поможет стать как можно быстрее ценным сотрудником и надежным коллегой, для того чтоб внести свой вклад в развитие компании.

Актуальность выбранной темы позволила определить цель работы: используя опыт отечественных и зарубежных ученых, определить какую роль играет система наставничества в процессе адаптации персонала.

Задачи работы следующие:

1.выделить цели адаптации и определить ее сущность;

2.изучить этапы адаптационного процесса;

.рассмотреть роли, которые исполняет наставник в адаптации персонала.

Глава 1. Адаптация сотрудников


.1 Сущность и цели адаптации


Адаптация персонала на предприятии является своего рода индикатором успешности или провала работы по поиску, отбору и найму персонала.

В процессе адаптации работник проходит несколько стадий:

oобщее ознакомление с ситуацией;

oприспособление (привыкание, усвоение стереотипов);

oассимиляция (полное приспособление);

oидентификация (отождествление личных целей с целями коллектива).

Важную роль в становлении карьеры новичка в организации играет процесс адаптации, период приспособления работника к новому рабочему месту, трудовому коллективу, организации в целом

Понятий адаптации существует целое множество.

Шапиро С. А. и Шатаева О. В. Выделяют адаптацию - как процесс ознакомления нового сотрудника с организацией и изменения его поведения в соответствии с требованиями и правилами данной организационной культуры.

На мой взгляд, одно из понятных и простых определений дают Аширов Д. А. и Резниченко Л. А. Они определяют адаптацию, как включение личности в новую для нее предметно-вещевую и социальную среду.

Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных трудовых отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Поступая на предприятие, человек имеет определенные цели, потребности, ценности, нормы, установки поведения. В соответствии с ними работник предъявляет и требования к организации к условиям труда, к оплате, содержанию, возможностям роста, к социальной среде.

Термин «адаптация» чрезвычайно широк и применяется в различных областях науки. В социологии и психологии выделяют социальную и производственную (трудовую) адаптацию. В определенной мере эти два вида адаптации пересекаются друг с другом, но каждая из них имеет и самостоятельные сферы приложения: социальная деятельность не замыкается на производстве, а производственная - включает и технические, и биологические, и социальные аспекты.

Несомненно, с позиции управления персоналом наибольший интерес представляет производственная адаптация. Именно она является инструментом в решении такой проблемы, как формирование у нового рабочего требуемого уровня производительности и качества труда в более короткие сроки.

Причины, по которым изменились условия трудовой деятельности, могут, быть различны: поступление на новое место работы, переход в другое подразделение, на новую должность, внедрение новых форм организации труда, его оплаты и т.д. Поэтому увеличение числа работников, вынужденных либо осваивать новые профессии, либо менять свое рабочее место и коллектив, повышает важность проблемы адаптации. Эта проблема в той или иной мере касается всех категорий работающих, но, несомненно, наиболее остро она стоит для молодых рабочих и молодых специалистов.

Перемена рабочего места предполагает не только изменение условий труда, смены коллектива, но и часто связана с изменением профессии, вида деятельности, что придает адаптации новый, более сложный характер.

Когда человек поступает на работу, он включается в систему внутриорганизационных отношений, занимая в ней одновременно несколько позиций. Каждой позиции соответствует совокупность требований, норм, правил поведения, определяющих социальную роль человека в коллективе как работника, коллеги, подчиненного, руководителя, члена коллективного органа управления, общественной организации и т.п. От человека, занимающего каждую из названных позиций, ожидают соответствующего ей поведения. В соответствии с имеющимися у человека определенными целями, потребностями, нормами поведения, он предъявляет определенные требования к организации: к условиям труда и его мотивации.

Процесс взаимного приспособления, или трудовой адаптации, сотрудника и организации будет тем успешнее, чем в большей степени нормы и ценности коллектива являются или становятся нормами и ценностями отдельного сотрудника, чем быстрее и лучше он принимает, усваивает свои социальные роли в коллективе.

Существуют ошибки, связанные с адаптацией сотрудника на новом месте работы. Их можно условно разделить на два вида: поведенческие и функциональные.

Поведенческие зависят от самого человека, его воспитания и культуры. Макарова И. К. к ним относит:

oзавышенные ожидания и притязания;

oнежелание понимать и принимать корпоративную культуру компании;

oнеумение ждать, склонность делать преждевременные выводы;

oбезынициативность, нежелание брать на себя ответственность и т.д.

Функциональные ошибки связаны с профессиональными качествами новичка, но нередко они совершаются по вине организации. К функциональным ошибкам Макарова И. К. отнесла:

oформализм или поспешность адаптационных программ;

oнедооценку роли и значения адаптации для развития персонала организации;

oневнимание к новым сотрудникам, особенно к их психологической адаптации к новому трудовому коллективу;

oперекладывание задач адаптации на линейных руководителей, загруженных текущей производственной деятельностью.

В существующей литературе по данной теме можно найти различные подходы к выделению главных целей адаптации. Поэтому, на мой взгляд, принципиальным является то, чтоадаптация:

1.ввиду того, что новый работник плохо знает свое рабочее место, он работает менее эффективно и требует дополнительных затрат, адаптация помогает уменьшить начальные издержки.

2.снижает степень нервозности и долю неопределенности у новых сотрудников;

.сокращает текучесть работников, потому что, если новичок чувствует себя «не в своей тарелке» на новом месте, то он может отреагировать на это увольнением;

.экономит время руководителя и сотрудников, на долгие поиски новых работников, и разговоры с увольняющимися;

.развивает позитивное отношение к работе, и способствует получению удовлетворения от работы.

Организация предъявляет требования к образованию, квалификации, производительности, дисциплине, умению работать в коллективе, готовности положительно воспринимать имеющиеся условия производства. В ходе взаимодействия работника и организации происходит их взаимное приспособление, протекает процесс адаптации.

1.при переходе работника на новое рабочее место, со сменой или без смены профессии,

2.при существенных изменениях производственной среды, ее технических, экономических или социальных элементов.

Существуют еще и другие классификации адаптации в отечественных и зарубежных трудах. Например, Макарова И. К. выделяет:

1.Профессиональная адаптация включает освоение профессии, ее специфики, приобретение новыми сотрудниками трудовых навыков, приемов, технологий, необходимых для эффективной деятельности в данной организации. В этих целях в первые недели испытательною срока про водятся лекции, тренинги, деловые игры.

2.Социальная адаптация направлена на знакомство новою сотрудника с организацией как социальной системой: ее историей, кадровой и социальной политикой, системой внутренних и внешних коммуникаций, правилами внутреннего распорядка, корпоративной культурой компании, ее целями и ценностями.

.Психологическая адаптация нацелена на включение нового работника в систему межличностных отношений коллектива. Факторами психологической адаптации являются моральный климат внутри коллектива, стиль руководства, традиции и нормы взаимоотношений между сотрудниками.

Хотелось бы отметить некоторые правила, которыми следует воспользоваться в первые дни на новой работе. Как отмечает Резник С. Д., самое главное - «залечь на дно», для того чтобы выслушать все что вам говорят, сохранять выдержку и говорить меньше.

Существуют также правила, которые желательно соблюдать новичку в течение первого времени:

1.не будьте слишком самоуверенны. Не пренебрегайте существующими правилами и традициями.

2.будьте осторожны с введением новшеств.

.не давайте необдуманных обещаний.

.воздерживайтесь от поощрений, пока вы не будете точно уверены, кто именно его заслуживает.

.если вы отдаете приказы, делайте это спокойно и твердо.

.не обзаводитесь фаворитами, т.к каждый ждет внимания.

.не заваливайте себя работой.

.не сваливайте вину на других.

.не пользуйтесь особыми привилегиями.

.не будьте слишком фамильярны или официальны.

.сохраняйте дистанцию, к которой обязывает ваше положение.

.учитесь слушать. Понимая подтекст и намеки, вы сможете лучше и быстрее разобраться в ситуации на новом месте.

.разберитесь в неформальной структуре, т.к часто неформальные лидеры определяют жизнь организации.

.уделяйте людям не меньше внимания, чем поставленной перед вами задаче. адаптация сотрудник персонал наставничество

.полностью используйте все свои ресурсы. Старайтесь больше узнать и освоить что-то новое.

.не откладывайте работу в «долгий ящик».

.осуществляйте самоконтроль.

Благодаря этим нехитрым правилам, на мой взгляд, вхождение новичка в жизнь организации будет более эффективным и успешным.

1.2 Этапы адаптационного процесса персонала


Как уже говорилось, в первый же день нового сотрудника начинается его адаптации. Примерный список процедур, которые проходит почти каждый новичок выглядит следующим образом:

1.знакомство с фирмой, ее особенностями, внутренним трудовым распорядком и т.д.;

2.представление коллективу, ознакомление с рабочим местом;

.беседа с руководителем, или непосредственным начальником;

.ознакомление с социальными льготами и стимулами, вознаграждениями;

.инструктаж по пожарной безопасности и технике труда;

.обучение по специальной программе;

.работа на своем рабочем месте.

При этом лучше будет, если с момента знакоместа с организацией рядом будет находиться инструктор (наставник), который сможет всегда разъяснить любую ситуацию, познакомить с людьми, или просто поддержать.

Процедуры адаптации персонала призваны облегчить вхождение новых сотрудников в жизнь организации. Как показывает практика, 90% людей, уволившихся с работы в течение первого года, приняли это решение уже в первый день своего пребывания в новой организации. Как правило, новичок в организации сталкивается с большим количеством трудностей, основная масса которых порождается именно отсутствием информации о порядке работы, месте расположения, особенностях коллег и т.д. То есть процедура введения нового сотрудника в жизнь организации будет способствовать снятию большего количества проблемных ситуаций, возникающих в начале работы.

Кроме того, во время включения новых сотрудников в трудовой процесс организации будет способствовать активизации творческих сил уже работающих сотрудников, и усилению их доли включения в корпоративную культуру организации. Для руководителя информация об организации процесса адаптации новых работников в его подразделении, может многое сказать о степени развития коллектива, его толерантности и уровне его сплоченности.

Аширов Д. А. и Резниченко Л. А., как и многие другие авторы, выделяют четыре этапа адаптации :

1.Оценка уровня подготовленности новичка необходима для разработки наиболее эффективной программы адаптации. Если сотрудник имеет не только специальную подготовку, но и опыт работы в аналогичных подразделениях других компаний, период его адаптации будет минимальным. Следует помнить, что даже в этих случаях в организации возможны не привычные для него варианты решения уже известных ему задач. Поскольку организационная структура зависит от ряда параметров, таких, как технология деятельности, внешняя инфраструктура и персонал, новичок неизбежно попадает в какой-то степени в не знакомую ему ситуацию. Адаптация должна предполагать как знакомство с производственными особенностями организации, так и включение в коммуникативные сети, знакомство с персоналом, корпоративными особенностями коммуникации, правилами поведения и т. д.

2.Ориентация - практическое знакомство нового работника со своими обязанностями и требованиями, которые к нему предъявляются со стороны организации. Значительное внимание, например, в компаниях США, уделяется адаптации новичка к условиям организации. К этой работе привлекаются как непосредственные руководители новичков, так и сотрудники служб по управлению персоналом.

.Действенная адаптация. Этап состоит в собственно приспособлении новичка к своему статусу и значительной степени обусловливается его включением в межличностные отношения с коллегами. В рамках данного этапа необходимо дать новичку возможность активно действовать в различных сферах, проверяя на себе и апробируя полученные знания об организации, важно оказывать максимальную поддержку новому сотруднику, регулярно вместе с ним проводить оценку эффективности деятельности и особенностей взаимодействия с коллегами.

.Функционирование. Этим этапом завершается процесс адаптации, он характеризуется постепенным преодолением производственных и межличностных проблем и переходом к стабильной работе. Как правило, при спонтанном развитии процесса адаптации этот этап наступает после 1 - 1,5 лет работы. Если же процесс адаптации регулировать, то этап эффективного функционирования может наступить уже через несколько месяцев. Такое сокращение адаптационного периода способно принести весомую финансовую выгоду, особенно если в организации привлекается большое количество персонала.

Особо следует отметить, что роль руководителя в осуществлении программы адаптации новичка очень велика, т.к. именно руководитель является для сотрудников воплощением корпоративной культуры, по его поведению подчиненные могут прояснить для себя те ценности, нормы и правила поведения, которые характерны для конкретной организации. Исходя из этого, оценка работы новичка является обратной связью, который позволит сотруднику разобраться в корпоративных ценностях. Очень важно чтобы наставник пояснил новичку правила распорядка, систему оплаты труда, порядок коммуникации внутри организации, принципы работы и другие параметры. Для того, чтобы проанализировать проблемы, которые возникали, предложить несколько вариантов разрешения трудных ситуаций, с которыми столкнулся новый сотрудник, необходимо проводить собеседования с новичком в течение первой недели и по окончании одного месяца работы.

В процессе адаптации используются лекций, экскурсии, практикумы (работа на отдельных рабочих местах или с определенным оборудованием).

В ходе проведения общей программы адаптации затрагиваются следующие вопросы:

1)Общее представление о компании: цели, приоритеты, проблемы; традиции, нормы, стандарты; продукция и ее потребители, стадии доведения продукции до потребителя; разнообразие видов деятельности; организация, структура, связи компании; информация о руководителях.

2)Политика организации: принципы кадровой политики; принципы подбора персонала; направления профессиональной подготовки и повышения квалификации; содействие работникам в случае привлечения их к судебной ответственности; правила пользования телефоном внутри предприятия; правила использования различных режимов рабочего времени; правила охраны коммерческой тайны и технической документации.

)Оплата труда: нормы и формы оплаты труда и ранжирование работников; оплата выходных, сверхурочных.

)Дополнительные льготы: страхование, учет стажа работы; пособия по временной нетрудоспособности, выходные пособия, пособия по болезням в семье, в случае тяжелых утрат, пособия по материнству; поддержка в случае увольнения или ухода на пенсию; возможности обучения на работе; наличие столовой, буфетов; другие услуги организации для своих сотрудников.

)Охрана труда и соблюдение техники безопасности: места оказания первой медицинской помощи; меры предосторожности; предупреждение о возможных опасностях на производстве; правила противопожарной безопасности; правила поведения при несчастных случаях и порядок оповещения о них.

)Работник и его отношения с профсоюзом: сроки и условия найма; назначения, перемещения, продвижения; испытательный срок; руководство работой; информирование о неудачах на работе и опозданиях на работу; права и обязанности работника; права непосредственного руководителя; организации рабочих; постановления профсоюзов и политика компании; руководство и оценка исполнения работы; дисциплина и взыскания, оформление жалоб; коммуникация: каналы коммуникации, почтовые материалы, распространение новых идей.

)Служба быта: организация питания; наличие служебных входов; условия для парковки личных автомобилей.

)Экономические факторы: стоимость рабочей силы; стоимость оборудования; ущерб от прогулов, опозданий, несчастных случаев.

После общей программы адаптации может быть проведена специальная, осуществляемая как в формах бесед с сотрудниками того подразделения, в которое пришел новичок, так и собеседований с руководителем (непосредственным и вышестоящим). Обычно в специальной программе затрагиваются следующие вопросы.

oФункции подразделения: цели и приоритеты, организация и структура; направления деятельности; взаимоотношения с другими подразделениями; взаимоотношения внутри подразделения.

oРабочие обязанности и ответственность: детальное описание текущей работы и ожидаемых результатов; разъяснение важности данной работы, как она соотносится с другими в подразделении и на предприятии в целом; нормативы качества выполнения работы и основы оценки исполнения; длительность рабочего дня и расписание; дополнительные ожидания (например, замена отсутствующего работника).

oТребуемая отчетность: виды помощи, которая может быть оказана, когда и как просить о ней; отношения с местными и общегосударственными инспекциями.

oПроцедуры, правила, предписания: правила, характерные только для данного вида работы или данного подразделения; поведение в случае аварий, правила техники безопасности; информирование о несчастных случаях и опасности; гигиенические стандарты; охрана и проблемы, связанные с воровством; отношения с работниками, не принадлежащими к данному подразделению; правила поведения на рабочем месте; вынос вещей из подразделения; контроль за нарушениями; перерывы (перекуры, обед); телефонные переговоры личного характера в рабочее время; использование оборудования; контроль и оценка исполнения.

oПредставление сотрудников подразделения.

Несомненно, используя все вышесказанные процедуры адаптации, сам процесс включения нового сотрудника в жизненный цикл организации будет намного легче и быстрее.

Глава 2. наставник, как участник адаптационного процесса


.1 Значение наставника в адаптации персонала


Обучать сотрудников методом наставничества в России начали еще в прошлом веке на производственных предприятиях, с целью «передачи передовых методов труда» новичкам. Большинство западных исследований по оценке эффективности данного способа обучения говорило в его пользу: наставничество считалось залогом успешной карьеры.

Старейший метод передачи опыта использовался до недавнего времени в основном в производственных сферах. Однако сейчас многие компании, чья деятельность не связана с этой областью, все чаще и чаще обращаются к зарекомендовавшей себя практике. И одной из отраслей, где сегодня работодатели применяют систему наставничества, являются продажи. Объясняется это очень просто.

Наставничество - это не что иное, как шефство опытного сотрудника в воспитании, профессиональной подготовке и адаптации над отдельными молодыми рабочими или группами, предполагающее передачу опыта и прививание культуры труда и корпоративных ценностей новичку.

Система наставничества важна в адаптации персонала, поэтому в данной главе мы рассмотрим, какую роль играет наставник в этом процессе.

Следует отметить, что разработка мер, которые положительно влияют на адаптацию нового сотрудника, требует знаний в различных областях производства, психофизиологических особенностей человека, факторов окружающей организацию среды и т.д. Поэтому, при оптимизации самого процесса вхождения человека в коллектив, необходимо учитывать возможности той организации, которая привлекает специалиста (например, условия труда, финансовые возможности, партнерство с агентствами, график рабочего времени, наличие системы наставничества). Если возможностей у организации достаточно, то и процесс адаптации пройдет «безболезненно» для новичка и коллектива компании.

Если фирма может позволить выделить человека из коллектива, для выполнения функций наставничества, на мой взгляд, это будет огромным плюсом в нелегком процессе адаптирования новых работников.

К характерным признакам наставничества относятся:

1)гибкость. Наставничество может осуществляться самыми разнообразными способами и в самых различных ситуациях. Необходимыми условиями являются время и наличие хотя бы двух человек;

2)прикладной характер. Наставничество имеет отношение к профессиональной деятельности и охватывает весь диапазон этой деятельности;

)индивидуальность. Наставничество напрямую связано с потребностями и интересами личности;

)ориентация на людей. Люди воспринимаются такими, какие они есть, со всеми их ценностями, мотивами, чувствами;

)наличие обратной связи;

)высокий мотивационный потенциал.

Наставник должен иметь ввиду возрастные особенности человека, так как для молодого работника, впервые устроившегося на работу, будет сложнее освоить все нюансы производственной адаптации, чем социально-психологической, а для взрослого - наоборот.

В данной работе хотелось бы рассмотреть, какую роль играет наставник в адаптации молодых сотрудников, начавших свою трудовую деятельность впервые.

Для начала, будет правильным, исследовать ожидания сотрудника, его цели и мотивы, которые привели его в данную организацию. Это можно сделать во время беседы при приеме или анкетирования. На основании полученных данных, можно провести мероприятия по профессионально ориентации.

После чего, следует очень важный этап адаптации - знакомство с коллегами и руководителями подразделений. Так как ни для кого не секрет, что первое впечатление оставляет глубокий след в восприятии человека.

Надо сказать, что на протяжении всех этапов вхождения новичка в организацию, необходимо опрашивать коллег, менеджеров по персоналу, руководителей, по вопросам деятельности нового в компании человека, а также контролировать выполнение всех процедур.

Представляется важным упомянуть, что управление адаптацией - это процесс активного воздействия на факторы, предопределяющие ход ее развития и позволяющие снизить неблагоприятные последствия.

Несомненно, управление адаптацией - это очень важный процесс, без которого невозможно получить эффект от адаптации. И заниматься управлением может как непосредственный руководитель, так и наставник.

Наставнику необходимо обобщать данные и знакомить с ними администрацию и менеджеров по персоналу.

В адаптации молодых специалистов, следует особое внимание уделять к деятельности в первые месяцы работы, так как именно в этот период можно увидеть недостаточный уровень освоения профессии, напряженность работника.

Адаптация работников требует колоссальной работы по организации всех мероприятий, поэтому будет полезным в фирме сформировать специальную службу, или ввести в штат должность специального сотрудника, занимающегося только вопросами производственной и психофизиологической адаптации.

Основными задачами такой службы, по мнению Шапиро С. А. и Шатаевой О. В., являются: разработка и внедрение с участием функциональных служб управления организацией мероприятий по сокращению неблагоприятных последствий от работы неадаптированного работника, по стабилизации трудового коллектива, росту трудовой отдачи коллектива, повышению удовлетворенности трудом и координации деятельности всех подразделений организации, имеющих отношение к адаптации, к осуществлению конкретных мероприятий.

Одним из мероприятий по адаптации нового персонала является тренинг. Он может быть направлен на ознакомление с культурой и историей организации, усвоение новых действий, трудовых функций, улучшение коммуникационных процессов и т.д.

Тренинги не дают возможности в полной мере использовать полученные навыки в силу очевидной разницы в целях обучения и целях текущей ежедневной работы. Наставничество во многом позволяет восполнить этот пробел. За счет того, что наставник постоянно держит «руку на пульсе» и оценивает уровень своего ученика, не позволяя ему терять квалификацию. В данном случае наставника можно назвать тренером, который играет вместе со своей командой. Таким образом, он внимательно следит за тем, что беспокоит новых сотрудников и какие существуют слабые места в системе обучения.

В отличие от корпоративного тренера, который в большей степени знает инструментарий, но в меньшей степени «варится» в процессе трудовой деятельности нового сотрудника, наставник лучше знает все тонкости функций и обязанностей коллег. Он, как правило, несет ответственность за весь процесс обучения и сам моделирует программу, по которой будет обучать подопечных. И, наконец, для своих младших товарищей наставник является «лидером мнения», к которому априори больше доверия, чем к корпоративному тренеру.

Также многие руководители организаций, желая сэкономить на затратах, которые приведут к увеличению фонда оплаты труда на квалифицированного тренера, не вводят в штат данную единицу. Так как расходы на содержание наставника потребуют лишь некоторой прибавки к основному заработку квалифицированного продавца, который готов взять на себя эту функцию.

Исходя из вышесказанного, на мой взгляд, система наставничества, безусловно, важна в адаптации персонала. Ведь наставник выполняет следующие полезные действия:

1.Формирует положительный имидж компании на рынке труда, используя механизм «сарафанного радио»;

2.Способствует уменьшению ошибок сотрудников в период вхождения в должность, а тем самым повышает эффективность их деятельности;

.Помогает уменьшить число увольнений сотрудников по собственному желанию в период испытательного срока;

.Передает свой опыт, накопленный в компании;

.Является мотиватором для продолжения работы квалифицированных специалистов в компании и т.д.


2.2 Роли наставника


Чтобы как следует мотивировать и поддерживать нового сотрудника, ему необходим наставник, который будет давать соответствующие установки. Наставник должен быть в различных ролях: учитель, руководитель и коллега.

1.основная роль наставника - это учитель.

Наставник, на протяжении всех этапов адаптации обучает сотрудника различным процедурам, операциям, манерам общения с клиентами, методам работы с различной техникой и т.д. При этом учитель должен отвечать на все возникающие вопросы без раздражения в голосе и напряженности. На интуитивном уровне наставник понимает, насколько сотрудник проникся целями организации, ее культурой и атмосферой. Обязательно учитель рассказывает о формальных и не формальных традициях, группах и правилах, сложившихся в организации.

2.Такая роль наставника, как руководитель и коллега является дополнительной.

Как руководитель, наставник должен предлагать выбор из лучших методов работы, которые в дальнейшем помогут работать эффективнее и быстрее. Наставник в данной роли должен поощрять успехи и поддерживать похвалой профессионализм своего ученика, а так же оказывать помощь в установлении контактов с другими коллегами. И при необходимости, наставник должен в любой ситуации быть готовым «протянуть руку помощи».

Несомненно, существуют и роли, которыми пользоваться не рекомендуется, например, «мастер» или «занятой шеф», так как они могут внести отрицательней эффект в процесс адаптации.

Так, например, если у наставника существует установка на роль «мастера», то он требует от сотрудника непрекословного обучения по графику самого учителя, при этом, не учитывая темп, способности нового сотрудника. Так же многие наставники, примерев на себя данную роль, высмеивают сотрудников за изобилие вопросов и некомпетентность в какой-либо области, или что еще хуже серьезно наказывают за любые нарушения правил внутреннего распорядка и совершенные ошибки. Тем самым подавляют естественное желание дальнейшего обучения. Бывают ситуации, когда наставники читают своих подопечных неудачниками или неспособными освоит ту или иную деятельность. Естественно, что сами сотрудники начинают сомневаться в своих силах и считать также.

Другой отрицательной ролью может выступать «занятой шеф».

В этом случае наставник будет отмахиваться от новичка, в виду соей занятости, там самым давая понять, что обучение - это не важная и ненужная задача. Также новичку может быть предложено пройти обучающий курс в свободное от работы время, что явно доказывает нежелание руководства считаться с интересами новичка и его распорядком дня. Вызвать раздражение у нового сотрудника может и тот факт, что некоторые наставники перекладывают ответственность за обучение на других, не желая участвовать ни в самом процессе адаптации, ни в контроле за ним, ни в обратной связи.

Рассмотренные роли, ни в коем случае не должен примерять на себя наставник, который заинтересован в успешной и быстрой адаптации сотрудников.

Очень важно в первые дни новичку наладить хорошие отношения с руководителем для того, чтобы быть более уверенным в своих силах, чувствовать поддержку и «необходимость» данной организации. Чтобы отношения такого рода были хорошими и надежными, новичка необходимо быстро ввести в курс дела. Если человек быстро входит в команду, если его принимают в команду и ясно дают знать, что от него ждут, то новый сотрудник будет горазда лучше относится к организации, ее целям, миссии, деятельности и самому себе. Программы адаптации так популярны потому, что она позволяет переориентировать сотрудника на новые ценности в новой организации.

Для реальных положительных эффектов от адаптации нового сотрудника, необходимо стремиться к выполнению следующих задач:

1.сотрудник должен быть ориентирован на обслуживание клиентов, производство качественной продукции, выполнение наилучшим образом услуг, в зависимости от рода деятельности организации;

2.у сотрудников должно возникнуть чувство хозяина и ответственности за все операции организации;

.каждый сотрудник должен стремиться к саморазвитию, к профессиональному росту и продвижению по карьерной лестнице.

Для достижение перечисленных выше задач не должно препятствовать никаких психологический состояний и индивидуальных особенностей сотрудника. Можно с уверенностью сказать, что у нового сотрудника возникают некоторые потребности. Эти потребности хорошо описаны у Стаут Л. У. в книге «Управление персоналом. Настольная книга менеджера».

.Потребность в самом себе.

oСотрудник понимает, что ему не хватает знаний, поэтому он пытается утвердиться в новой должности, чтоб доказать себе и окружающим, что знает он многое.

oСотрудник осознает, что коллеги его оценивают. Поэтому, новички беспокоятся о том, как их воспринимают окружающие и прикладывают много усилий для того, чтоб понравиться.

oСотрудники желает произвести хорошее впечатление и доказать свою состоятельность своим коллегам, особенно руководителю.

oКаждый сотрудник желает, чтобы его усилия были оценены.

2.потребность в своих задачах.

oВ начале своей деятельности сотрудники ведут себя очень осторожно, чтобы не совершить нежелательных ошибок. Это исходит из того, что человек понимает, если в начале своей работы он наделает много ошибок, это оставит нехороший опечаток на впечатлении от него.

oСотрудник оценивает качество и количество своей работы на основании работы своих коллег. Даже если, человек понимает, что изначально его не будут оценивать как и всех, но все же он стремиться придерживаться общих стандартов.

oНовичок нуждается в обратной связи, т.к. его положение не позволяет объективно оценивать себя и свою работу. Именно поэтому очень важна оценка его работы коллегами, а особенно руководителем.

3.потребность в других людях.

oКогда свои потребности новичок удовлетворил, он начинает уделять внимание потребностям других людей. Это заложено на психологическом уровне.

oСотрудник начинает осознавать то, как его работу оценивают потребители, клиенты, поставщики и. т.д. Это связано с тем, что сотрудник начинает ценить не только мнение коллег и руководителя, но и окружающих компанию людей.

oЕсли потребности удовлетворены, сотрудник начинает понимать и осознавать, каким образом ему лучше строить отношения с коллегами, клиентами, потребителями.

Естественно, что при адаптации персонала могут возникать и неудачные моменты. Именно о них рассказывает Стаут Л. У. По его мнению причины таких неудач могут быть следующие:

1.Неадекватная программа обучения. Успешная программа адаптации не может появиться сама по себе. Поэтому недостатки сотрудника нужно тщательно и полно компенсировать.

2.На адаптацию и обучение выделяют слишком мало времени. Так как, после прихода в организацию нового сотрудника, и он сам, и его руководители стремятся как можно быстрее добиться положительных результатов, в такой ситуации обучение часто сводиться на нет.

.Адаптация и обучение мало финансируется. Это происходит в тех случаях, когда руководство компании не считает обучение важной задачей, поэтому не спешит тратить средства на такого рода деятельность.

.Высшее руководство организации не всегда и в полном объеме поддерживает программы по адаптации и обучению. Поэтому, даже если непосредственный руководитель стремиться внедрить эффективные процедуры адаптации, ему приходится согласовывать это с руководителем высшего уровня.

.Если требования к результатам очень жесткие, рабочая атмосфера может не способствовать успешному обучению и адаптации нового сотрудника.

.В некоторых организациях программы по обучению и адаптации устарели, поэтому они не всегда соответствуют новым тенденциям и требованиям, предъявляемым к сотрудникам.

.Часто психологическое состояние новенького не принимается во внимание. Для того чтобы были положительные успехи от адаптации, новому сотруднику необходима обратная связь по его методам и навыкам выполнения функций и обязанностей, а так же его необходимо мотивировать на лучшее выполнение своей работы.

Заключение


Большой процент новых сотрудников, уволившихся из организации по собственной инициативе, принимают это решение в первые дни работы, остальные - в первую неделю. И не имеет значения то, сколько потом человек проработает на этом месте, главное, что решение уже было принято, и работа для него всего лишь временная ступень к чему-то лучшему. Сотрудник, который подыскивает себе новую работу, или просто считает нынешнюю - временной, является плохим сотрудником. Поэтому, можно сказать, что у компании есть всего лишь одна неделя произвести «нужное первое впечатление».

Несомненно, вопрос о том проводить или не адаптацию, отнюдь не риторический, и каждая компания решает для себя его самостоятельно. К сожалению, правда такова, что многие руководители даже не задумываются о трудном периоде жизни человека. «Вышел на работу, приступай к обязанностям» - такой подход встречается тогда, когда на рынке труда без лишних проблем можно подобрать специалиста, т.к. там их достаточно - «не подойдет один, найдем другого»! Есть и другой принцип у руководителей - «прыжок в воду. Если выплывет, значит выживет». Но, как правило, в компаниях это выглядит очень жестоко: новые сотрудники сами ищут свой кабинет, обустраивают свое рабочее место, идут знакомиться с коллегами и руководителями и т.д. Несомненно, это плохой опыт, после которого мало кому захочется работать в фирме, продвигать ее интересы, прикладывать максимальные усилия для ее развития. Поэтому бережное отношение к новому сотруднику имеет глубоко коммерческие корни.

Список источников и использованной литературы


1.Армстронг М. Стратегическое управление человеческими ресурсами / Армстронг М. - М.: Инфра-М, 2002 - 328 с.

2.Аширов Д. А., Управление персоналом / А. Д. Аширов, Л. А. Резниченко. - М.: Московский международный институт эконометрики, информатики, финансов и права, 2004. -193 с.

Володина Н. Адаптация персонала: российский опыт построения комплексной системы / Н. Володина. - М.: Эксмо, 2009. - 240 с.

Дмитренко Г. А. Мотивация и оценка персонала: учеб. Пособие / Г. А. Дмитренко, К. А. Шарапатова, Г. М. Максименко. - М.: МАУП, 2002. - 248 с.

Драчева Е. Л. Менеджмент / Е. Л. Драчева. - М.: Академия, 2010. - 288 с.

Драчева Е. Л Менеджмент. Практикум / Е. Л. Драчева, Л. И. Юликов. - М.: Академия, 2010. - 304 с.

Иванова С. Развитие потенциала сотрудников. Профессиональные компетенции, лидерство, коммуникации / С. Иванова, Д. Болдогоев, Э. Борчанинова, А. Глотова, О. Жигилий. - М: Альпина Бизнес Букс, 2008. - 279

Кови С. Лидерство, основанное на принципах / С. Кови. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2011. - 302 с.

Козлов В. В. Психология управления / В. В. Козлов. - М.: Академия, 2011. - 224 с.

Магура М. И. Организация обучения персонала компании / М. И. Магура, М. Б. Курбатова. - М.: Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2002. - 244 с.

Макарова И. К. Управление человеческими ресурсами: пять уроков эффективного НR - менеджмента / И. К. Макарова. - М.: Дело, 2007. - 232 с.

Музыченко В. Мастер-класс по управлению персоналом / В. Музыченко. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2009. - 322 с.

Персональный менеджмент. Учебник / под ред. С. Д. Резник. - М.: Инфра-М, 2004. - 621 с.

Стаут Л. У. Управление персоналом. Настольная книга менеджера / Л. У. Стаут. - М.: Добрая книга, 2006. - 536 с.

Стивен У. Фланнес Навыки работы с людьми для менеджеров проектов / Стивен У. Фланнес, Джинджер Левин. - М.: Технологии управления Спайдер, 2004. - 380 с.

Столяренко Л. Д. Психология управления / Л. Д. Столяренко. - М.: Феникс, 2007. - 507 с.

Травин В. В. Мотивационный менеджмент / В. В Травин. - Изд. 4-е. - М.: Дело, 2011. - 128 с.

Шапиро С. А. Мотивация и стимулирование персонала / С. А. Шапиро. - М.: ГроссМедиа, 2005. - 224 с.

Шапиро С. А. Шатаева О. В. Основы управления персоналом в современных организациях. Экспресс-курс / С. А. Шапиро, О. В. Шатаева. - М.: ГроссМедиа, РОСБУХ, 2008. - 400 с.

Шевченко Т. В. Нестандартные методы оценки персонала / Т. В. Шевченко. - СПб: Ай Пи Эр Медиа, 2010. - 128 с.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.