Проект зимующие птицы вторая младшая. Проект для детей второй младшей группы "зимующие птицы"

Образовательная область: «Коммуникация» , «Познание» , «Социализация» , «Художественное творчество» , «Чтение художественной литературы» , «Музыка» , «Физическая культура» .

Вид проекта: информационно-творческий

Актуальность темы: большое количество птиц гибнет в зимние холода. Зимой корм птицам недоступен под снегом и льдом. Птицам нужна помощь людей. Отсутствие у детей представлений о жизни птиц зимой.

Цель проекта: выявить знания детей о зимующих птицах. Вызвать эмоциональный отклик и сочувствие к голодающим и замерзающим птицам зимой. Побудить детей помочь птицам.

Задачи проекта:

Образовательные: -формировать у детей экологические представления об окружающем мире, поддерживать интерес к объектам живой природы, закреплять и обобщать представление детей о сочувствии, сопереживании, доброте.

Воспитательные: -воспитывать духовно-нравственные качества у детей: любовь к родному краю; помочь осознать главные этические законы жизни человека-любви, добра, красоты, справедливости к окружающему миру.

Развивающие: - дать первоначальные представления о зимующих птицах, их жизни зимой. Развивать умение считать в пределах 5 в прямом порядке, ориентироваться в пространстве. Развивать ловкость, координацию движений.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, родители, воспитатели.

Продолжительность выполнения проекта: 1 неделя

Основные направления реализации проекта:

  • Оснащение предметно-развивающей среды
  • Работа с родителями

Предполагаемый результат: у детей расширятся элементарные представления о жизни птиц зимой. Развитие любознательности, познавательной активности, коммуникативных навыков. У родителей повысится заинтересованность в заботе о птицах совместно с детьми, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц) .

Продукт проектной деятельности: итоговое занятие, папка-передвижка для родителей, кормушки.

Презентация проекта: отчет-сообщение о проекте.

Перспективный план:

1. Создание условий для реализации проекта

  • выявление знаний у детей
  • оформление календаря наблюдений за птицами
  • наблюдение за птицами («Птицы большие и маленькие» , «Птичьи следы на снегу» )

2. Чтение стихотворений: (приложение 1)

В. Стоянов «Воробей»

М. Пожарова «В саду»

А.Прокофьев «Снегири»

Р.Бухарев «Кормушка»

4. Оформление папки-передвижки для родителей на тему «Зимующие птицы» (приложение 2)

  • консультация, рекомендации
  • д/и и упражнения

5. Домашнее задание: изготовление кормушек с родителями. Выставка кормушек.

6. Развешивание кормушек Подкормка птиц

7. Наблюдение за птицами на кормушке. Фиксирование наблюдений в уголке природы (приложение 3)

8. Д/и «Какая птица улетела»

  • «Покорми птичку»
  • «Чего не хватает?»
  • «Птицы большие и маленькие»

9. Пальчиковая игра «Стайка»

10. П/и «Птички в гнездышках»

  • «Воробушки и кот»

11. Лепка «Птички» (приложение 4)

12. Рисование «Птички прилетели» (приложение 5)

13. Итоговое занятие «Покормим птиц зимой» (приложение 6)

Результат проекта: у детей расширились представления о жизни птиц в зимний период, с интересом наблюдали за птицами на участке детского сада.

Родители приняли участие: мастерили кормушки для птиц, приносили корм. Таким образом, задачи и цели проекта реализованы.

Евгения Попова

Актуальность

Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. Веками человек был потребителем по отношению к природе : жил и пользовался её дарами, не задумываясь о последствиях.

Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к нашим соседям по планете- птицам , желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели . Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой .

В совместной работе с родителями мы должны создать условия для общения ребенка с миром природы и для посильной помощи нашим пернатым друзьям.

Цель : сформировать общее представление дошкольников о зимующих птицах , их образе жизни, характерных признаках и связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц .

Задачи :

Сформировать представления о зимующих птицах ;

Формировать желание помогать птицам в трудных зимних условиях;

Сформировать навыки у детей правильно подкармливать птиц ;

Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности;

Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей, развивать связную речь;

Привлечь родителей к более тесному сотрудничеству в проектной деятельности ;

Создать условия для расширения представлений о птицах (пополнить развивающую предметно-пространственную среду по теме проекта ).

Ожидаемые результаты реализации проекта :

Усвоение знаний детьми о зимующих птицах и их детенышах ;

Определение среды обитания;

Установление причинно-следственных связей между образом жизни и средой обитания;

Заинтересованность детей совместно с родителями в заботе о птицах , желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой ) ;

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Сроки реализации проекта :1.02.16- 14.02.16

1. Подготовительный этап :

Определение темы проекта ;

Разработка перспективного плана проекта ;

Создание необходимых условий для реализации проекта ;

Подготовка атрибутов для проведения мероприятий (иллюстрации, маски для игр, художественная литература, создание картотеки пальчиковых игр по теме «Зимующие птицы » )

2. Основной (практический)

Представляет собой внедрение в воспитательно- образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знаний дошкольников о зимующих птицах , их повадках, особенностях жизни в зимний период.

1. Работа воспитателей с детьми;

2. Работа воспитателей с родителями;

3. Совместная деятельность родителей и детей.

Работа с воспитанниками

Образовательные области проекта : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.

Формы работы : непосредственно организованная деятельность, беседы, наблюдения, дидактические и подвижные игры, чтение художественной литературы, прослушивание аудиозаписей, продуктивные виды деятельности.

Познавательное развитие :

Беседы : «Что ты знаешь о зимующих птицах , «Чем птицы отличаются от животных?; «Где живут птицы , «Какие птицы прилетают на участок детского сада?» ; «Нужно ли заботиться о птицах ; «Какую пользу приносят птицы : «Меню птиц » ; «Найди домик для птички» .

Рассматривание зимующих птиц на иллюстрациях в книгах и журналах.

Рассматривание картин : «Птицы на кормушке » ; «Дети кормят птиц » .

Дидактические игры : «Один - много» ; «Угадай по описанию» ; «Что за птица ; «Угадай, кого не стало» ; «Большие и маленькие птицы на кормушке » ; «Накорми птиц » ; «Найди маме птенца» ; «Каких птиц много на дереве ; «Назови и покажи зимующих птиц » .

Разгадывание загадок о зимующих птицах .

Социально- коммуникативное развитие :

Подкормка птиц во время прогулок ; вывешивание кормушек, сделанных руками родителей.

Сюжетно- ролевые игры : «Больница птиц » ; «Пригласи синичку в гости» ; «Птичкина столовая» .

Ситуативный разговор : «Можно ли подбирать птичьи перышки?» , «Как птицы защищаются ; «Что значит заботиться о зимующих птицах ; «Пернатые друзья» .

Художественно- эстетическое развитие :

Рисование : «Приглашаем снегирей съесть рябинку поскорей» .

Раскрашивание раскрасок : «Воробей» , «Снегири на ветке» , «Синичка и рябина» и т. д.

Лепка : «Птички в гнездышках» .

Речевое развитие :

Беседы : «Каких птиц я видел , гуляя с родителями?» ; «Что кушает воробей?» , «Кормушки бывают разные» ; «Почему нужно зимой кормить птиц » .

Разучивание стихотворения А. Игнатовой «Алой кисточкой заря…» .

Чтение : С. Маршак «Где обедал воробей?» ; З. Александрова «Гули-гули» ;

Н. Хилтон «Скворечник» ; В. Звягина «Воробей» ; Т. Евдошенко «Берегите птиц » ; В. Берестов «Воробушки» ; А. Барто «Воробей» .

Словесные игры : «Назови ласково» ; «Кто кем будет?» .

Физическое развитие :

Подвижные игры : «Птички летают» ; «Вороны и собачка» ; «Птички в гнездышках» ; «Воробушки и автомобиль» ; «Кот и воробьи» .

Пальчиковые игры : «Воробьи – воробышки» ; «Птичья кормушка» ; «Сел на ветку снегирек» ; «Сорока» ; «Птичка крылышками машет» .

2. Работа воспитателей с родителями.

Консультации : «Как помочь птицам пережить зиму » ; «Как и из чего можно сделать кормушку для птиц » .

Индивидуальные беседы : «Обсуждаете ли вы дома с ребенком тему недели?» .

Памятка для родителей : «Покормите птиц » .

В ходе данного проекта была реализована акция : «Покормите птиц » .

3. Работа родителей и воспитанников.

Участие в конкурсе «Птичкина столовая» (изготовление кормушек для птиц ) ; а также подкормка птиц во время прогулок .

Сбор корма для птиц .

Наблюдение за птицами вне детского сада .

3. Заключительный этап. Подведение итогов.

В результате проведения данного проекта «Зимующие птицы » у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности; также были созданы благоприятные условия для формирования у младших дошкольников целостного представления о жизни зимующих птиц , для воспитания у детей бережного отношения к природе; были сформированы для развития у детей любознательности, творческих способностей.

В групповом помещении улучшилась предметно-развивающая среда. Воспитанники и их родители приняли активное участие в оказании помощи птицам в трудных зимних условиях.





Диана Крупина
Педагогический проект совместной деятельности во 2 младшей группе «Птицы нашего двора»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА :

В ходе образовательно – воспитательного процесса выявилось, что у детей недостаточно развиты знания о птицах родного края . Дети зачастую путают зимующих и перелётных птиц . Также у детей недостаточно развито чувство заботы о птицах . Следовательно, я решили реализовать проект «Птицы – нашего края » ! Это позволит расширить и углубить знания детей о птицах нашего края , послужит формированию бережного отношения к птицам , осознанию того, что необходимо ухаживать за пернатыми в самое трудное для них время года. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Поэтому необходтимо у детей сформировать умение рассказывать, умение сопоставить наблюдения реальной действительности с содержанием рассказов, сказок, стихов, пословиц, загадок. Учить, самостоятельно придумать рассказ с помощью иллюстраций. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно-речевой деятельности . Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине.

ТИП ПРОЕКТА : педагогический

ВИД ПРОЕКТА : познавательно-речевой.

УЧАСТНИКИ :Дети 2 младшей группы ; Воспитатели; Родители 2 младшей группы

ВОЗРАСТ ДЕТЕЙ –3-4 лет.

СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ : ноябрь 2013 года

ЦЕЛЬ :расширение знаний детей о птицах родного края , их образе жизни.

ЗАДАЧИ :

Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют,вьют гнёзда, выводят птенцов) ;

Формирование желания беречь и заботиться о братьях наших меньших;

- формирование умений : наблюдать, сравнивать, анализировать и отражать результаты наблюдений в разных видах творческой деятельности (театральной, игровой, музыкальной, художественной, продуктивной) ;

Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки;

Расширение представлений детей о прилётных птицах (грачи, трясогузки, ласточки и др., выведение птенцов, забота о них;

Учить устанавливать простейшие связи между условиями наступающего весеннего времени года и поведением птиц ;

Повышение уровня педагогической культуры родителей через привлечение к совместной деятельности с детьми (изготовление кормушек, скворечников) .

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ :

Участвовать в изготовлении кормушек для птиц . Участие в акции «Птичья столовая» .

Оказывать помощь дошкольному учреждению в организации праздников, конкурсов, театральных постановках, в изготовлении атрибутов и элементов костюмов.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ :

Интегрированные занятия;- игры-ситуации;- беседы;- выставки рисунков и поделок;- экскурсии;- просмотр мультфильмов;НЕОБХОДИМЫЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :

Интерес детей и родителей;

Материальное обеспечение проекта ;

Методические разработки.

Организовать выставку совместных работ по теме «Птички-невелички» ;

Оформление папки-передвижки на тему : «Сохраним природу любовью и заботой» ;

Привлечение родителей к изготовлению кормушек,скворечника,кучастию в конкурсе рисунков или фотографий птиц .

Предполагаемый результат :

Систематизация знаний детей о птицах ;

Формирование осознанного действенного отношения к птицам ,

Желание заботиться о пернатых;

Понимание значимости птиц в жизни людей ;

Родитель, активно участвующий в проекте , способен воспитать у детей любовь и бережное отношение к птицам .

1 этап. Подготовительный

Подготовка к проведению проекта .

1. Подобрать методическую литературу по теме.

2. Подобрать художественную и познавательную литературу по теме.

3. Подобрать дидактический материал, наглядные пособия (альбомы для рассматривания, картины, иллюстрации, игровые задания и упражнения, аудиозаписи с голосами птиц , музыкальные произведения).

4. Составить перспективный план.

5. Изготовление шапочек - птичек; дидактические игры; создание атрибутов для занятий и игр.

6. Изготовление кормушек и скворечника.

7. Изготовление поделок для организации выставки «Птички-невелички» .

На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной и

исследовательской деятельностью .

- Птицы , какие они?

Что ты знаешь о птицах ?

Как узнать птицу ?

Как разделить птиц на перелетных и зимующих?

Какое значение имеют птицы в жизни человека ?

Чтобы найти ответы на эти вопросы :

Определили цель и задачи проекта ,

Разработали план-график работы,

Изучили познавательную, художественную и методическую литературу,

Подготовили оборудование для реализации данного проекта ;

Сделали подборку игр для детей;

Сделали опорные карточки с изображением птиц ;

Разработали цикл наблюдений за птицами нашего края ;

2 этап. Этап практический

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ

по формированию элементарных экологических представлений

у детей 2-ой младшей группы в рамках проекта «ПТИЦЫ »

«Птицы нашего двора »

1. Наблюдение за птицами :

Какие птицы прилетают на участок?;

Воробей;- Ворона;- Голубь;

Какие звуки издают птицы ?;

Сколько ног у птиц и как они ходят ?;

Сколько крыльев у птиц и как они летают ?

2. Подвижные игры :

- «Воробушки и кот» ; - «Воробушки и автомобиль» ; - «Большая птица » .- «Воробьи и автомобиль» , «Наседка и цыплята»

3. Игровые упражнения «Покажи птицу » (воробья, ворону и т. п.) .

4. Раскрашивание силуэтов птиц (воробья, вороны, голубя) .Аппликация «Домик для скворушки»

5. Игры-драматизации «Русские народные потешки о птицах » .

7. Чтение : Е. Чарушин «Почему Тюпа не ловит птиц » .

8. Аппликация «Воробей» .

9. Лепка «Птичка» .

10. Итоговое занятие «Птицы на участке детского сада» .

Птицы нашего участка

1. Наблюдение за птицами :

Синица;- Снегирь;- Сорока;

- Птицы большие и маленькие ;- Чем питаются птицы ?

Какие птицы кормятся на кормушке?- Птичьи следы на снегу

2. Лепка : «Воробей» , «Ворона» , «Сорока» .

3. Раскрашивание силуэтов птиц (синица, снегирь) .

4. Чтение стихотворений :

А. Прокофьев «Снегири» ;

В. Стоянов «Воробей» ;

Р. Бухараев «Кормушка» .

6. Заучивание стихотворения В. Приходько «Воробей» .

7. Разучивание песни «Воробей» (сл. А. Чепцова, муз. В. Герчик)

8. Домашнее задание : изготовление кормушек.

9. Сюжетно-ролевые игры : «Птичья столовая» , «Птица с птенчиками » . «Экскурсия в лес»

10. Развешивание кормушек.

11. Коллективная аппликация «Птицы на кормушке » .

12. Рисование «Следы птиц » .

13. Итоговое занятие «Птицы зимой » .

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Раздел программы

1. «Как узнать птицу » .

2. «Осенние заботы птиц » .

2. «Составление описательного рассказа о птицах » .

3. «Птицы – наши друзья » ,

4. «Самая печальная книга природы – Красная книга» ,

5. Аппликация, лепка, рисование :«Снегири - как розовые яблоки» ,«Птицы прилетели » ,«Волшебный птичий хоровод» .

Рассматривание альбомов :«Всё о птицах »

Просмотр видеофильмов из серии «Уроки тётушки Совы»

Наблюдение на улице «Гнездо среди ветвей»

Игры имитации : «Мы птички» ,«Узнай меня, я- птица… » .

Настольно-печатные игры :

Лото «Птицы » ,Разрезные картинки,Узнай и назови 2х одинаковых птиц .

Дидактические игры :

«Кто где живёт» «Зимующие и перелётные птицы »

«Летает, плавает, бежит» «Откуда птица прилетела

«Чей клюв?» «Узнай по следу»

«Найди пару» «Что за птица ;

«Раздели птиц на перелетных и зимующих» ; «Лишняя картинка» ;

«Угадай по описанию» ;«Составь картинку из частей» .

Пальчиковые игры :

«Воробьи» ;«Птички» ; «Веселое путешествие» ;«Птенчики в гнезде» .

Социализация

Занятие по экологии «Поможем птицам зимой »

Тематическое занятие «Зимующие птицы »

Развлечение «Дома птиц »

Участие в акции «Птичья столовая»

Сюжетно-ролевые игры : «Птичья столовая» , «Птица с птенчиками » .

Здоровье, Физическая культура

Подвижные игры :"Воробьи и автомобиль», «Наседка и цыплята» , «Птички и птенчики» , «Найди своё гнездо» , «Птицы в гнездышках » , «Воробушки и кот» , «Перелет птиц » . «Гуси-лебеди» ; «Воробышки и автомобиль» ;

«Лиса и куры» ; «Не боимся мы кота»

Психогимнастика : «Пёрышки и камушки»

Изготовление и вывешивание кормушек для птиц .

Подкормка птиц «Вкусняшки для птиц » .

Фотографирование с кормушками и скворечником.

Художественная литература.

Пословицы и поговорки о птицах .

Приметы с птицами .

Отгадывание загадок.

Придумывание загадок детьми.

Чтение :А. Барто «Птичка» , «Кто как кричит?» ; Е. Чарушин «Яшка» ; М. Зощенко «Умная птичка» ; А. Майков «Ласточка примчалась» ;Е. Авдеенко «Воробей» ;А. Толстой «Умная галка» ; М. Пришвин «Дятел» , «Гаечки» ;М. Горький «Воробьишко» ;Бианки «Синичкин календарь» ;А. Кушнер «Птицы » . К. Д. Ушинский «Ласточка» .Чтение сказки В. Даля «Ворона» .Стихи : Александрова А. «Скворцы» ;А. Яшин «Покормите птиц зимой » , В. Берестов «Птицы »

Изобразительная деятельность

Рисование «Снегири» .Составление композиции птицы - из сухих листьев . Лепка «Птичка» .Ручной труд «Гнёздышко» .лепка «Птичка клюет зернышки» ,«Кормушкас зернышками» .Аппликация «Домик для скворушки» , «Снегирь» .Рисование «Птичка клюют рябину» , «Птичка в ладошке» .Книжки-раскраски : «Птицы » , «Лесные пернатые» , «Птичий двор » .Трафареты с изображением птиц .

Исследовательская деятельность

Целевые прогулки. Наблюдения :

Птицы , что изменилось в поведении осенью?

Наблюдение и сравнение следов на снегу под кормушками и под елью.

Наблюдение и сравнение птиц на кормушках .

Рассматривание проблемных ситуаций. Почему птицы могут летать по воздуху, а человек нет?Какие животные посещают деревья садов и нашего участка- птицы , насекомые, пауки.

Безопасность. Беседа на тему : «Осторожно – кошка!» , «Не дадим птичке умереть от холода и голода» .Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие , беззащитные,не могут постоять за себя)

Коммуникация

Рассматривание фотографий птиц : «Птицы России » , «Зимующие птицы » , «Перелетные птицы » .Рассматривание сюжетных картинок : «Грачи прилетели» , «Кормление птиц » ; «Сороки на ветке рябины» , «Снегири» .

Составление описательных рассказов по картинкам. Заучивание стихотворений о птицах , отгадывание загадок.

ПРОДУКТЫ ПРОЕКТА :

1. Цикл НОД по теме «Птицы » .

2. Презентация на тему «Птицы нашего двора »

3. Картотека художественного слова «Птицы нашего двора » .

4. Выставка (рисование, аппликация, лепка) на тему «Птицы нашего двора » .

5. Кормушки для птиц .

6. Скворечники.

РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОЕКТА :

1. В реализации проектной деятельности дети научились :

Задавать вопросы;

Давать определения понятиям;

Классифицировать;

Наблюдать;

Проводить эксперимент;

Делать выводы и умозаключения;

Сочинять сказки, истории о птицах .

знания детей о птицах расширились ;

2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих .

3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья » у детей развивалась связная речь.

4. Дети научились правильно подкармливать птиц . У многих детей появилось заботливое отношение к птицам .

5. Повысился познавательный интерес у детей.

Тип проекта: информационно-ориентированный.

Срок: среднесрочный.

Состав участников Актуальность проекта:

В холодное время года перед зимующими птицами встают жизненно важные вопросы: как прокормиться. Доступной пищи становится значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Иногда естественный корм становится практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Задача взрослых - воспитывать интерес у детей к друзьям нашим меньшим - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. Дать детям элементарные знания о том, чем кормить птиц зимой.

Развитие у дошкольников нравственных чувств через экологическое воспитание с выходом в продуктивную деятельность. Создание оптимальных условий для развития творческой активности и положительного эмоционального состояния у ребенка через организацию совместной познавательной и продуктивной трудовой деятельности.

Проблемы:

Недостаток знаний детей о зимующих птицах.

Нет навыка в умении подкормки птиц в зимнее время года.

Цель проекта:

Формирование основ экологической культуры, осознанно-правильного отношения к птицам ближайшего окружения, желание практически сохранить, поддержать, создать для них нужные условия.

Задачи проекта:

  • Закрепить ранее полученные знания дошкольников о зимующих птицах, их образе жизни, повадках, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
  • Пополнить имеющиеся знания новыми сведениями.
  • Научить детей правильно подкармливать птиц.
  • Способствовать развитию познавательной и творческой активности, любознательности.
  • Формировать заботливое отношение к птицам, желание помогать в трудных зимних условиях.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

Заинтересовать детей совместно с родителями в заботе о птицах, желание помогать им в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой).

Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, коммуникативных навыков.

Участники проекта : дети второй младшей группы, родители, воспитатели.

I. Подготовительный этап .

Определение уровня знаний детей о зимующих птицах.

Сбор информации по данной теме.

Создание необходимых условий для реализации проекта.

II. Основной этап.

1 . НОД познавательное "Крылатые соседи".

("Ребенок в детском саду" № 6- 2009 стр. 57.)

2. Наблюдения "Птицы зимой", "Следы птиц".

3. Опытно-экспериментальная деятельность "Почему птичкам не холодно?" (рассматривание перьев птиц).

4. Чтение: Н.Грибачева "Ну, морозы, ну, морозы!”, Т. Евдошенко "Берегите птиц", "Зимние гости", Ю.Никонова "Воробьишко", В.Н. Морозов "Птичьи хлопоты".

Стихи о зимующих птицах

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед.

В гости в первый день недели

К нам синицы прилетели.

А во вторник, посмотри,

Прилетели снегири.

Три вороны были в среду,

Мы не ждали их к обеду.

А в четверг со всех краёв -

Стая жадных воробьев.

В пятницу в столовой нашей

Голубь лакомился кашей.

А в субботу на пирог

Налетело семь сорок.

В воскресенье, в воскресенье

Прилетел к нам гость весенний -

Путешественник-скворец...

Вот и песенке конец.

Мы кормушку смастерили,

Птиц на завтрак пригласили.

Но пернатые друзья

Не пришли встречать меня.

Ждали-ждали мы гостей,

Но от них все нет вестей.

А сегодня две синички -

Желтогрудые сестрички -

Зачирикали с утра

Возле самого окна.

Зернышки они склевали

И подруг своих позвали.

К нам в окно стучится птичка –

Желтогрудая синичка.

На нас смотрит сквозь стекло,

Говорит: "У вас тепло… А мне холодно.

Зёрнышек нигде не видно.

Я прошу вас: вы немножко

Мне насыпьте хлебных крошек,

А ещё б немного сала

Мне бы в стужу не мешало…

С вами буду я дружить –

Обещайте лишь кормить.

Если вам не жалко крошек –

Созову моих подружек.

Вместе станем прилетать,

На окошке щебетать".

Родился снегирь с красным брюшком.

Снег одарил снегиря кожушком.

Свирелку дала ветла,

А песня сама пришла.

Воробьи-воробушки,

Серенькие пёрышки!

Клюйте, клюйте крошки

У меня с ладошки!

Нет, с ладошки не клюют

И погладить не дают.

Как бы нам поладить,

Чтоб дались погладить?

Лес очень любит тишину,

В нём пасмурно и тихо.

И только дятел о сосну

Вызванивает лихо.

Так добывает червяков

Лесной умелец этот.

И звери знают,

Что таков

Его рабочий метод.

И только старый бурундук,

Живущий на раките,

К двери бежит на этот стук

И говорит: "Войдите!"

На дворе морозище

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро.

В. Звягина.

Воробышки игривые,

Как детки сиротливые,

Прижались у окна.

Озябли пташки малые,

Голодные, усталые,

И жмутся поплотней.

С. Есенин.

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Н. Рубцов.

Вот ворона сидит на заборе.

Все амбары давно на запоре.

Все обозы прошли, все подводы,

Наступила пора непогоды.

Суетится она на заборе -

Горе ей, настоящее горе!

Ведь ни зернышка нет у вороны

И от холода нет обороны.

Н. Рубцов.

Голуби, голуби,

Раз, два, три...

Прилетели голуби-сизари.

И. Токмакова.

Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок,

Завертелась как волчок.

Выбегай поскорей,

Посмотри на снегирей!

Прилетели, прилетели!

Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос

Им рябинки принес.

А. Прокофьев.

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

А. Чепуров.

Живет в лесу,

Ухает, как разбойник,

Люди его боятся,

А он людей боится.

Днем молчит,

Ночью кричит.

(Филин, сова.)

Днем спит,

Ночью летает,

Прохожих в лесу пугает.

Странный доктор есть на свете,

Он деревья лечит, дети.

Где болит?

А, нашел. Тут, тут.

Посередь деревьев кузнецы куют.

Черный жилет,

Красный берет,

Нос как топор,

Хвост как упор.

Ты с модницей этой,

Конечно, знаком:

Вертушке на месте

Никак не сидится -

Все хвастает

Синим своим сюртуком

И шапочкой синей

Гордится...

Синяя косынка,

Темненькая спинка,

Маленькая птичка,

Звать ее...

(Синичка.)

От простуд он не страдает,

Не страшится злобных вьюг

И к зиме не улетает

На далекий знойный юг.

Пусть покроют снега груды

И пригорок, и пустырь -

Раз красавец прилетел к нам,

Житель севера... (снегирь).

Чернокрылый, красногрудый,

И зимой найдет приют:

Не боится он простуды,

С первым снегом

Тут как тут!

(Снегирь.)

Выпал снег, а эта птица

Снега вовсе не боится.

Эту птицу мы зовем

Красногрудым... (снегирем).

В серой шубке перовой

И в морозы он герой,

Скачет, на лету резвится,

Не орел - а все же птица!

(Воробей)

Это кто там на дорожке

Испугался нашей кошки?

Это кто там поднял крик -

Чик-чирик да чик-чирик?

(Воробей.)

Чик-чирик!

К зернышку прыг,

Клюй, не робей,

(Воробей.)

Е. Серова.

Непоседа пестрая,

Птица длиннохвостая,

Птица говорливая,

Самая болтливая!

Вертится, стрекочет,

Весь день хлопочет.

На голом суку сидит,

На весь двор кричит:

"Кар-кар-кар!"

А. Чепуров.

5. Беседа " Зачем помогать птицам зимой".

Цель: воспитать бережное отношение к живой природе.

6. Оформление папки - передвижки для родителей "Покормите птиц зимой".

7. Изготовление буклета родителями "Зимующие птицы".

8. Поделка кормушек детьми совместно с родителями.

9. Открытие "птичьей столовой".

10 . Приготовление корма для птиц, кормление птиц.

11 . НОД лепка "Птицы на кормушке".

12. Пальчиковая гимнастика "Кормушка"

Сколько птиц к кормушке нашей Ритмично сжимают и разжимают кулачки.

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Н. Нищева.

13. Подвижная игра "Птичья столовая".

14. Настольные игры:

"Собери птицу"

Цель: развитие полноты зрительного восприятия, умения планомерно и целенаправленно обследовать объект, выделять главные признаки, складывать из частей целостную картину.

"Покорми птиц"

Цель: Формирование знаний о пище птиц.

III. Итоговый этап.

Развлечение "Птичьи секреты".

Продукт проекта : фоторепортаж.

"Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

На дворе морозище

Градусов под сорок.

Плачутся воробышки,

Что весна не скоро.

Когда Снежная Королева появляется в своих владениях, перед зимующими у нас птицами встает жизненно важный вопрос: как прокормиться.

Мало корма находят птицы зимой, насекомые в спячке, плоды и ягоды под снегом. C утра до вечера птички ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые перья защищают от холода, но не от голода.

Во время снегопадов, метелей и сильных морозов птицы голодают и массово гибнут .

Люди стремятся помочь нашим пернатым соседям пережить этот трудный для них период, устраивают подкормочные площадки и кормушки. Вот и ребятишкам нашей группы тоже захотелось помочь птичкам в зимний период времени.

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К вам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо.

Решили наши малыши открыть "птичью столовую", да одним им не справиться. Помощь родителей в мастерской по изготовлению кормушек оказалась своевременной. А в придачу к кормушкам еще и буклет о зимующих птицах оформили для ознакомления маленьких дошколят с пернатыми.

«Буклеты почитаем, о птицах все узнаем»

Трудно птицам зимовать,

Надо птицам помогать!

Распилить я попросил

Досочку еловую,

Вместе с папой смастерил

Птичкину столовую.

Кормушки получились разные, красивые! Ребята вместе с воспитателями развесили их на участке детского сада во время прогулки, так, чтобы в окно можно было за птицами наблюдать.

Мы кормушку смастерили,

Мы столовую открыли.

Воробей, снегирь-сосед,

Будет вам зимой обед

Каково же было огорчение ребят, когда в первый день птиц на кормушке не было замечено.

Мы кормушку смастерили,

Птиц на завтрак пригласили.

Но пернатые друзья

Не пришли встречать меня.

Зато на второй день птицы появились возле кормушки: синички и воробушки, но к пище не притронулись. И только на третий день решились пернатые попробовать наш корм.

А сегодня две синички -

Желтогрудые сестрички -

Зачирикали с утра

Возле самого окна.

И теперь каждый день прилетают. А ребята из окна птицами любуются и в календаре наблюдений фиксируют.

Сколько птиц к кормушке нашей

Прилетело? Мы расскажем.

Две синицы, воробей,

Шесть щеглов и голубей,

Дятел в пестрых крылышках.

Всем хватило зернышек.

Главное, чтобы кормушки были не пустыми, а ежедневно насыпался в них корм для птичек. С удовольствием и трепетной заботой ребята готовят корм птицам «Будьте сыты и радуйте нас своими песнями, синички, воробьи, поползни!».

Для клеста-шишки, для воробьев и Бусы из сала для синички

голубей-семечки.

Насыплю крошек и крупы.

Чтоб пировали воробьи.

Чтоб птички в гости прилетали.

И никогда не голодали.

Ребятишки хоть и маленькие, но знают, если взялся подкармливать птиц, приучил и резко бросил, подставишь под удар своих пернатых приятелей. Поэтому в выходные дни, когда никого нет в детском саду, кормить птиц ребята поручают дворнику Александру Григорьевичу.

Ведь на сытый- то желудок

Нам, пернатым, ерунда.

И любое время суток,

и снега и холода!

Взрослые, создавая условия для общения ребенка с миром природы, воспитывают интерес у детей к нашим соседям по планете - птицам, желание узнавать новые факты их жизни, заботиться о них, радоваться от сознания того, что делясь крохами, можно спасти птиц зимой от гибели. И, наблюдая, как маленькие экологи вместе со взрослыми заботливо и трепетно ухаживают за пернатыми друзьями в холодную, морозную зиму, верится, что весна порадует нас звонким пением птиц в нашем небольшом родном поселке.

Приучите птиц в мороз

К своему окну,

Чтоб без песен не пришлось

Нам встречать весну!