Чему учит сказка как коза избушку построила. Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Как коза избушку построила

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит - и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты - ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать…

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали. Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, - отвечает яблонька. - Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Ступай еще куда-нибудь.

Пошла коза к елке:

Елка, елка! Можно мне под тобою избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, - отвечает елка.
- Шишки с меня упадут - твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?
- Не строй подо мною избушку, - отвечает дуб. - По осени жёлуди с меня упадут - твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

Мои листики и днём и ночью шумят - твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать - всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к берёзе:

Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула берёзка веточками, сказала:

Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у неё коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха всё на печке полёживает. Только к обеду подымится, поест, попьёт и давай говорить. Говорит, говорит, говорит — и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житьё нам у старухи-говорухи! Пойдёмте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева — они и побежали.

Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут — твоих козляток ушибут. Найди место получше!

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечал дуб. — По осени жёлуди с меня упадут — твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

— Мои листики и днём и ночью шумят — твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать — всю шёрстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к берёзе:

— Берёзка, берёзка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула берёзка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под берёзкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

Жила когда-то старуха-говоруха, и была у нее коза с козлятами. Утром люди встанут, за работу примутся, а старуха все на печке полеживает. Только к обеду подымется, поест, попьет и давай говорить. Говорит, говорит, говорит —и с соседками, и с прохожими, и сама с собой!

А коза с козлятами в хлеву заперты — ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать...

Вот как-то раз и говорит коза своим козлятам:

— Козлятушки-детушки, не житье нам у старухи-говорухи! Пойдемте-ка мы в лес, построим себе избушку и будем в ней жить.

Как выпустила старуха-говоруха козу с козлятами из хлева —они и побежали.

Только их старуха и видела!

Прибежали они в лес и стали искать место, где бы избушку построить.

Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

— Яблонька, яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечает яблонька. — Яблоки с меня упадут —твоих козляток ушибут. Найди место получше!

Увидела высокий дуб и говорит ему:

— Дуб, дуб! Можно мне под тобою избушку построить?

— Не строй подо мною избушку, — отвечал дуб. — По осени желуди с меня упадут —твоих козляток ушибут. Сама горевать будешь.

Пошла коза к осине:

— Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?

Затрясла осинка своими ветками, всеми листьями:

— Мои листики и днем и ночью шумят —твоим деткам спать не дадут. Найди местечко получше!

Нечего делать, отправилась коза с козлятами дальше. Пришла к шиповнику:

— Шиповник, шиповник! Можно мне под тобою избушку построить?

Закачался шиповник:

— Что ты, что ты, коза! Или не видишь? Вон какие на мне колючки острые. Будут твои козлятки прыгать-скакать —всю шерстку себе повыдерут. Ступай, коза, дальше, ищи местечко получше!

Пошла коза к березе:

— Березка, березка! Можно мне под тобою избушку построить?

Качнула березка веточками, сказала:

— Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу, от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под березкой избушку и стала жить в ней со своими козлятами.

по мотивам русской народной сказки

Оборудование:

Фланелеграф, картинки для него - старуха - говоруха, коза с козлятами, дуб, яблоня, осина, елка, шиповник, береза, избушка; схемы, изображающие различные позы; маски ежика и волка; фонограмма русской народной мелодии «Травушка-муравушка» в оркестровом исполнении.

Дети входят в зал под звучание русской народной мелодии «Тра­вушка-муравушка» и садятся на места. Воспитатель расска­зывает сказку, выкладывая ее персонажей на фланелеграфе.

Воспитатель .

В одной деревне жила-была старуха - гово­руха, и была у нее коза с козлятами. Люди с утра за работу принимаются, а старуха до обеда на печи лежит. К обеду встанет, поест, попьет и начинает говорить - и с соседками, и с прохожими. Даже сама с собой скороговорки болтает.

Скороговорки

Дети повторяют за воспитателем.

Варвара варенье доваривала,

Ворчала да приговаривала.

Насыпал Парамошка

Горошка на дорожку,

Ведет теперь к порожку

Дорожка из горошка.

Маланья-болтунья молоко болтала,

Выбалтывала да не выболтала.

Воспитатель .

Старуха - говоруха болтает, а коза с коз­лятками в хлеву заперты - ни травки им пощипать, ни водицы попить, ни побегать... Однажды коза решила уйти от старухи, избушку себе в лесу построить. Выпустила старуха - говоруха козу с козлятами из хлева - они и побежали. Толь­ко старуха их и видела! Забежали козочки в огород, капустой пообедали, посмотрели, как люди урожай собирают.

Хоровод «Урожай собирай»

Мы корзиночки несем, Дети идут по кругу, взявшись

за руки.

Хором песенки поем.

Урожай собирай

И на зиму запасай.

Ой-да, собирай Хлопают в ладоши 2 раза, при-

топывают (3 раза).

И на зиму запасай. Кружатся на топающем шаге.

Мы - ребята-молодцы, Слегка наклоняются вперед,

опуская правую руку, затем

сгибая ее в локте и прикасаясь к

ладони левой руки («складыва­ют

в корзинку».

Собираем огурцы,

И фасоль, и горох.

Урожай у нас не плох!

Ой-да, и горох. Повторяют движения 1-го куп-

лета.

Урожай у нас не плох!

Ты, пузатый кабачок, Грозят пальцем.

Отлежал себе бочок.

Не ленись, не зевай, Водят указательным пальцем

из стороны в сторону.

А в корзину полезай! «Зовут» руками к себе.

Ой-да, не зевай, Повторяют движения 1-го куп-

лета.

А в корзину полезай.

Едем, едем мы домой Идут друг за другом топающим

шагом, руки «держатруль».

Садятся на места.

На машине грузовой.

Ворота отворяй,

Едет с поля урожай!

Ой-да, отворяй,

Едет с поля урожай! Т. Волгина

Воспитатель .

Побежала коза с козлятами в лес. Бегут, оглядываются - боятся, как бы старуха - говоруха их не дог­нала.

Упражнение на развитие внимания «Замри»

Дети бегут легко на носках, поскоками или широким ша­гом, после окончания музыкального фрагмента замирают, при­нимая позу, изображенную на схеме, которую им показывает воспитатель.

Воспитатель .

Прибежали они в лес, стали искать, где бы им избушку построить. Увидели высокий дуб.

Чистоговорка «Д - Д"»

Ду-ду. ду - к дубу подойду. Дети «пробегаются »

указа­тельными и средними паль­цами

по бедрам.

Ды-ды-ды - где твои плоды? Ритмично сжимают пальцы

в кулаки и разжимают их.

Ди-ди-ди - это желуди. Соединяют указательные и

большие пальцы в кольцо.

Воспитатель .

Не разрешил дуб строить рядом с собой избушку:

По осени желуди с меня упадут - твоих козляток ушибут.
Подошла коза к лесной яблоньке и говорит:

Яблонька! Яблонька! Можно мне под твоими ветками избушку построить?

Не строй подо мною избушку, - отвечает яблонька. - Яблоки с меня упадут - твоих козляток ушибут.

Сказала так яблонька и уронила яблочко на ежика, кото­рый отдыхал под ней. Он сразу проснулся и быстро-быстро побежал.

Игра «Кто скорее?»

Воспитатель .

Пошла коза к елке. Но и елка не посове­товала строить здесь избушку:

Шишки с меня упадут - твоих козляток ушибут, ветки мои колючие уколют малышей.

Стихотворение с движениями «Елка»

Были бы у елочки ножки, Дети качают головой вправо-

влево, подняв руки вверх и

соединив их над головой

(«макушка елки»).

Побежала бы она по дорожке, Переступают с ноги на ногу,

руки на поясе.

Заплясала бы она вместе с нами, Поочередно выставляют ноги

на пятку.

Застучала бы она каблучками. Поднимаются на носки и
опускают на всю ступню.

К. Чуковский.

Воспитатель .

Решила Коза построить избушку около шиповника. Но козлята запрыгали, заскакали рядом с кус­том да шерстку свою повыдирали, шкурку поцарапали.

Упражнение на развитие мимики

Дети передают выражением лица боль козлят, показыва­ют, как они жалуются маме-козе.

Воспитатель .

Пошла тогда коза к осине:

Осинка, осинка! Можно мне под тобою избушку построить?
Затрясла осинка всеми ветками:

Мои листики и днем и ночью шумят - твоим деткам
спать не дадут. Да волк часто ходит рядом со мной, за зайца­
ми гоняется и твоих козлят напугает.

Французская народная игра

«Зайцы и волк»

Дети - «зайцы» идут хороводом

вокруг «волка».

Вот они пустились в пляс.

Эй, косые! Не боитесь волка? Выставляют ноги на пятку.

Он поймать не сможет нас!

Ха -ха-ха-ха-ха-ха-ха! Ставят руки на пояс, поднимают

и опускают плечи.
Серый волк, выходи! Притопывают одной ногой.

Я шапку надеваю! Показывает, как надевает шапку.

Воспитатель

Скачут зайцы весело под елкой, Дети повторяют движения.

Вот они пустились в пляс.

Эй, косые! Не боитесь волка?

Он поймать не сможет нас! Ха-ха-ха-ха-ха-ха-ха!

Серый волк, выходи! Волк

Я шубу надеваю! Показывает, как надевает

шубу.

Воспитатель .

Пошла коза к березе, попросила около нее избушку построить. Качнула березка веточками, сказала:

Я твоих козляток от зноя уберегу, от дождика спрячу,
от ветра укрою. Строй подо мною избушку.

Обрадовалась коза. Построила под березой свой дом.

Пальчиковая игра «Строим дом»

Тук-ток, тук-ток! Дети ударяют кулачками

друг о друга.

Застучал молоток.

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом, Поднимают руки.

С окнами большими, Сгибают поднятые руки в

локтях и кладут одну ладонь

на другую («окно»).

Со ставнями резными. Разводят руки в стороны

(«раскрывают ставни»).
Тук-ток, тук-ток! Ударяют кулачками друг о

друга.
Замолчал молоток. Опускают руки.

Вот готов новый дом. Соединяют руки над головой

(«крыша»).
Будем жить мы в нем. Прикасаются ладонями к

груди и вытягивают руки

вперед.

Воспитатель .

Стала жить коза с козлятами в доме око­ло березы. Сделали они рядом с домом качели. Целыми дня­ми козлята резвятся, на качелях качаются, а березка им улы­бается.

Логопедическая гимнастика

1. «Улыбка». Удерживать губы в улыбке. Зубы не видны.

2. «Качели-1». Откидывать челюсть вниз с максимальным вытягиванием языка к подбородку.

3. «Качели-2» (на развитие гибкости и точности движе­ний кончика языка, выработки умения быстро менять поло­жение языка). Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий язык положить сначала на верхнюю губу, потом на нижнюю, ста­раясь подворачивать кончик языка как можно больше.

Попевка «Качели»

Е. Тиличеевой

На качелях я лечу: Дети, стоя, покачиваются с

ноги на ногу.
Вверх, вниз! Поднимают и опускают руки.

Вверх, вниз!

Я пою, смесь, кричу: Покачиваются с ноги на ногу.

Вверх, вниз! Поднимают и опускают руки.

Вверх, вниз!

Л. Дымова

Воспитатель .

Осенью березка сменила зеленый наряд на золотой.

Кружатся листья над нами,

Тихо шуршат под ногами.

Кажется, каждый листочек

Что-то поведать нам хочет.

М. Дружинина

Пальчиковая игра «Осень»

Ветер по лесу летал, Дети делают кистями плав-

ные движения вперед - к груди.

Ветер листики считал:

Вот дубовый, Поочередно загибают пальцы

на руке.

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки - золотой,

Вот последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку. Встряхивают кистями рук.

Н. Нищева

Воспитатель

Несмотря на всю красу,

Опустело вдруг в лесу.

Птицы к югу улетели.

Скоро прилетят метели. Т. Крюкова

Песня об осени (по выбору)

Воспитатель . Подул холодный ветер. Облетела листва с березы. Ждет березка, когда зимушка-зима укроет ее снежным платком. Козлята тоже ждут зиму, хотят по снегу побегать, в снежки поиграть. А пока они не скучают, свои пляски затевают.

Танец (по выбору)

  • развитие речевых навыков
  • развитие навыка чтения
  1. развивающие:
  1. воспитательные:

Оборудование:

  1. учебник З.И. Романовской «Литературное чтение 1 класс
  2. использование ПК и интерактивной доски
  3. зеленые кружки для каждого ученика

Ход урока

  1. Оргмомент
  1. Актуализация опорных знаний
  • Введение в тему

Слайд 1:

Слайд 2:

Слайд 3:

Чтение с остановками

- Как же жилось козе? (плохо)

-

-

  1. Чтение 2 части (по цепочке)
  1. Чтение 3 части (по цепочке)

А яблонька что ответила?

Физкульминутка

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно!

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

  1. Чтение 5 части
  1. Чтение 6 части

Как тогда она могла сказать?

  1. Чтение 7 части
  1. Чтение 9 части
  1. Чтение 10 части

Как она могла отказать?

Как поступит коза?

  1. Чтение 11 части
  1. Чтение 12 части

Почему шиповник отказал?

Физкульминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Давайте проверим.

  1. Проверка усвоения

Слайд 4

  1. Анализ

-

  1. Домашнее задание

Ход урока

  1. Оргмомент

Звенит звонок- начинается урок.

Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют гости. (представляю)

Восточная мудрость гласит: «Гость в дом – радость в дом». Я надеюсь, что урок у нас будет радостным и интересным.

  1. Актуализация опорных знаний
  • Введение в тему

Сегодня мы будем знакомится с новым литературным произведением.

Ребята, какие литературные произведения вы знаете? (стихи, сказки, рассказы)

А какие из этих произведений вы больше любите? (сказки)

  • Хотите узнать, почему я люблю сказки?

Лучше всего ответ передаст пословица::

Слайд 1: «Сказка-ложь, да в ней намек - добрым молодцам урок».

Ложь- это плохо. Что же, выходит, я люблю плохое?

Что значит «ложь» в пословице? (Ложь- значит вымысел, а это не плохо)

Я знаю, что вы любите сказки, поэтому мы прочитаем интересную сказку и очень поучительную.

А вас я попрошу подумать и попытаться сказать, какой намек в этой сказке?

  • Ведение главных героев сказки через проблемную ситуацию и классификация видов сказок по авторству

Слайд 2: старуха, коза с козлятами, яблоня, дуб, осина, шиповник, береза.

Это главные герои сказки. Назовите их.

Видите, здесь персонажи: и люди, и животные, и растения. Как вы думаете, кто написал эту сказку? (русский народ)

А кто еще может писать сказки? (писатель)

Молодцы, вы угадали, это действительно народная сказка.

Слайд 3: «Как коза избушку построила»(русская народная сказка)

Открываем книгу на странице 86.

  1. Восприятие, осмысление, и первичное запоминание

Как вы думаете, где живет коза? (в хлеву)

Что вы о ней знаете? (домашнее животное, дает молоко, ест траву и кусты, у нее есть козлята)

Как вы думаете, как живется козе? (хорошо)

Хотите узнать, правы вы или нет?

Чтение с остановками

  1. Чтение 1 части (хорошо читающим учеником)

- Как же жилось козе? (плохо)

- Что бы вы посоветовали козе? (…)

- А хотите узнать, как поступила коза?

  1. Чтение 2 части (по цепочке)

Как вы думаете, в каком месте лучше строить избушку – на ровном лугу, или там, где деревья? Почему?

А хотите узнать, какое место захотела выбрать коза?

  1. Чтение 3 части (по цепочке)

Коза захотела построить избушку под деревом. (Тень, зелень, красиво, можно от дождя укрыться)

Как вы думаете яблонька разрешила?

  1. Чтение 4 части (самостоятельно)

Как вы думаете, почему яблонька не разрешила?

Как бы вы ответили, если бы ваш друг попросил сесть с вами рядом, а стул оказался сломан?

А яблонька что ответила?

На самом деле, может быть, яблонька не хотела помочь козе?

А может она хотела, но боялась за козлят?

Как тогда она могла сказать?

Очень опасно, если яблоко упадет? (возможно, будет шишка, но зато всегда есть еда)

На самом деле, хотела ли яблонька помочь козе? (Мы не знаем правильный ответ)

Вот и в жизни бывает трудно понять, хочет человек по-настоящему помочь или нет?

Как вы думаете, как поступит коза? (попросит еще кого-нибудь)

Физкульминутка

Вот так яблоко!

Оно соку сладкого полно!

Руку протяните, яблоко сорвите.

Стал ветер веточку качать,

И трудно яблоко достать.

Подпрыгну, руку протяну

И быстро яблоко сорву.

  1. Чтение 5 части

Как вы думаете, что ответила елка?

  1. Чтение 6 части

Может, она не хотела помочь козе?

Как тогда она могла сказать?

Как вы думаете, как поступит коза? (обратится еще к кому-нибудь)

  1. Чтение 7 части

Как вы думаете, что ответит дуб?

  1. Чтение 8 части (жужжащее чтение)

Почему дуб не разрешил строить избушку?

Опасны ли для козлят маленькие желуди?

На самом деле хотел ли дуб помочь козе?

Как тогда он должен был сказать?

Как вы думаете, как поступит коза? (снова будет искать)

  1. Чтение 9 части

Как вы думаете, что ответит осинка?

  1. Чтение 10 части

Мешает ли спать шелест листвы?

Тогда почему осинка отказала?

Как она могла отказать?

Как поступит коза?

  1. Чтение 11 части

Как вы думаете, что ответит шиповник?

  1. Чтение 12 части

Почему шиповник отказал?

Действительно ли он беспокоился за козлят?

Что он мог предложить козе? (построить избушку немного в стороне)

Физкульминутка

Дует ветер нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Ребята, можно ли осудить растения за отказ?

Имеют ли они право отказать, если не хотят помочь?

Представьте себе ситуацию: вы торопитесь домой, там мама ждет, волнуется. А друг попросил попускать кораблики в луже. Как вы поступите?

Ребята, если бы вам раз отказали, другой, третий, четвертый, какие чувства вы испытывали?

Как бы вы поступили, отказались бы искать помощника или продолжили поиск?

Как вы думаете, а коза как поступила?

Давайте проверим.

  1. Чтение 13 части (пауза после чтения)
  1. Проверка усвоения

Можно ли сказать, что козе повезло? (она искала, трудилась, поэтому нашла.)

Слайд 4 : «Без труда не выловишь рыбку из пруда».

Ребята, в начале урока мы говорили, что нам надо узнать из этой сказки намек, мораль. Чему же она учит?

У вас иногда не получается, например, когда нужно было искать помощи не один раз, и, наконец, нашли того, кто вам помог? Расскажите.

  1. Анализ

- Ребята, я предлагаю продолжить фразу тому, кому я брошу мяч. (игра)

Если в жизни у меня не будет чего-то получаться, то я …(попрошу кого-нибудь помочь)

Я имею право отказать в помощи, если я …(не могу, не хочу)

Отказывая в помощи, я постараюсь…(не обидеть, объяснить)

Ребята, поступки каких героев вам нравятся, и другом кого вы хотели бы быть?

Положите зеленые кружки в карманчики под картинками. (на доске)

Цель задания: увидеть социальную ценность поступков героев сказки

  1. Домашнее задание

Нарисуйте картинки к сказке, чтобы получился картинный план. Можно собраться группами, где каждый нарисует свой рисунок. А потом на уроке попробуем пересказать с опорой на ваш рисунок.

ТЕМА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Русская народная сказка « Как коза избушку построила»

ЗАДАЧИ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

  1. дидактические:
  • развитие речевых навыков
  • развитие навыка чтения
  1. развивающие:
  • развивать навык анализа текста
  • развивать умение объяснять поступки героев
  • развивать умение сравнивать объекты, поступки
  • развивать коммуникативные навыки
  1. воспитательные:
  • воспитывать понимание того, что в любой ситуации есть выход
  • развивать понимание того, что если ищешь помощи, то всегда ее найдешь
  • формировать понимание того, что человек вправе отказать
  • учить видеть за поступками мотивы, причины и их вероятный характер

ТИП УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Урок усвоения новых знаний (по П. И. Третьякову)

Этапы урока

формы

методы

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Репродуктивная деятельность

Конструктивная деятельность

Творческая деятельность

1.Оргмомент

Фронтальная

Здоровается, эмоционально настраивает на работу, предлагает проверить готовность к уроку

Проверяют готовность к уроку

Подготовить учеников к работе

2. Актуализация опорного материала

Фронтальная

Проблемная беседа

Предлагает вспомнить, какие виды произведений читали, кто автор этих произведений. Предлагает предположить, что будут читать и к какому жанру относится произведение

Вспоминают и называют известные жанры: сказка, рассказ, стихотворение, называют виды сказок (авторские, народные)

Эмоционально настроить на чтение сказки и выявление ее основной идеи, сформировать потребность в чтении сказки.

Повторить основные жанры литературных произведений и виды сказок по авторству

3. Восприятие, осмысление, первичное запоминание

Индивидуальная, фронтальная

«Чтение с остановками» (Вопросы Блума)

Основа – проблемный метод

Организует чтение текста сказки по частям, задает вопросы к тексту.

Читают текст сказки по частям (13 уч-ся), остальные - слушают

Выдвигают гипотезы, проверяют свои предположения, анализируют поступки героев сказки, сравнивают с ситуациями из собственной жизни

4.Проверка усвоения, закрепление.

Фронтальная

Эвристическая беседа

Задает вопросы причинно-следственного характера, направленные на осмысление основной идеи сказки

Высказывают свое мнение о поступках героев сказки, проецируют ситуацию сказки на реальные жизненные ситуации,

Формировать коммуникативные умения, учить анализировать поступки героев сказки, понимать причины поступков героев, анализировать эти поступки

5. Анализ, рефлексия

Фронтальная

Эвристическая беседа

Проектируют собственное поведение в подобных ситуациях, дают оценку поступкам героев сказки

Учить планировать и анализировать собственные поступки, находить выход из различных сложных ситуаций, видеть различные способы решения проблем, развивать навыки связного высказывания.

Подписи к слайдам:

«Как коза избушку построила» Выполнила: Даникова Н.В.

Цели дидактические: развитие речевых навыков развитие навыка чтения развивающие: развивать навык анализа текста развивать умение объяснять поступки героев развивать умение сравнивать объекты, поступки развивать коммуникативные навыки воспитательные: воспитывать понимание того, что в любой ситуации есть выход развивать понимание того, что если ищешь помощи, то всегда ее найдешь формировать понимание того, что человек вправе отказать учить видеть за поступками мотивы, причины и их вероятный характер

Оборудование учебник З.И. Романовской «Литературное чтение 1 класс использование ПК и интерактивной доски мяч зеленые кружки для каждого ученика

Что значит «ложь» в пословице? Ложь- значит вымысел, а это не плохо

«Как коза избушку построила»

«Как коза избушку построила»

«Как коза избушку построила»

«Как коза избушку построила»

«Как коза избушку построила» Как вы думаете, где живет коза? Что вы о ней знаете? Как вы думаете, как живется козе? Хотите узнать, правы вы или нет?

Чтение 1 части Как же жилось козе? Что бы вы посоветовали козе? Хотите узнать, как поступила коза? Чтение 2 части Как вы думаете, в каком месте лучше строить избушку – на ровном лугу, или там, где деревья? Почему? А хотите узнать, какое место захотела выбрать коза?

Чтение 3 части Коза захотела построить избушку под деревом. Почему? Как вы думаете яблонька разрешила? Чтение 4 части (самостоятельно) Как вы думаете, почему яблонька не разрешила? Как бы вы ответили, если бы ваш друг попросил сесть с вами рядом, а стул оказался сломан? Что ответила яблонька? На самом деле, может быть, яблонька не хотела помочь козе? А может она хотела, но боялась за козлят? Как тогда она могла сказать? Очень опасно, если яблоко упадет? На самом деле, хотела ли яблонька помочь козе?

Чтение 5 части Как вы думаете, что ответила елка? Чтение 6 части Может, она не хотела помочь козе? Как тогда она могла сказать? Как вы думаете, как поступит коза? Чтение 7 части Как вы думаете, что ответит дуб?

Чтение 8 части Почему дуб не разрешил строить избушку? Опасны ли для козлят маленькие желуди? На самом деле хотел ли дуб помочь козе? Как тогда он должен был сказать? Как вы думаете, как поступит коза? Чтение 9 части Как вы думаете, что ответит осинка?

Чтение 10 части Мешает ли спать шелест листвы? Тогда почему осинка отказала? Как она могла отказать? Как поступит коза? Чтение 11 части Как вы думаете, что ответит шиповник? Чтение 12 части Почему шиповник отказал? Действительно ли он беспокоился за козлят? Что он мог предложить козе?

Итог «Без труда не выловишь рыбку из пруда»