Исследование эффективности использования приватного подвижного состава транспортной компанией. Дп - праздничные дни, Дп=12 дней

Анализ подвижного состава (табл.9) автопарка выявил, что на конец 2013 года в парке насчитывается 20 транспортных единицы, из них 10 ед. приходится на основной транспорт малой грузоподъёмности - ГАЗ-3302.

Таблица 9 - Анализ состава автопарка

Состав автопарка

По состоянию на конец года

Структура, %

Камаз 53215

Эвакуатор ГАЗ-3309

В 2011году автопарк составлял 11 единиц подвижного состава, в 2012году количество подвижного состава увеличилось на 5 единиц подвижного состава, в 2013 году подвижной состав достиг размера в 20 единиц. Увеличение автопарка произошло на основе увеличение клиентской базы и потребности в новых единицах транспорта.

Рисунок 3 Структура подвижного состава 2013г

Структура подвижного состава показывает, что значительная доля транспортных единиц в общем объеме приходится на основной ресурс - Газ3302: рост удельного веса наблюдается с 45% в 2011 году до 50% в 2013 году. Выбранная марка является основной для предприятия, т.к. перевозка осуществляется в черте города и не большими объёмами. Для междугородних перевозок компания использует автомобили марки КамАЗ 53215. Структура подвижного состава в 2013 году представлена на рис.3.

Для более полного анализа подвижного состава транспортного парка был проведен анализ эксплуатационных показателей (табл. 10).

Таблица 10 - Анализ эксплуатационных показателей

Показатели

Отклонение по факту

Режим работы

Эксплуатационная скорость

Среднесуточный пробег

Среднее расстояние перевозок

В 2013г режим работы увеличился на 7,8%, это было вызвано увеличением объёмов работ, что привело к увеличению выручки на предприятии.

Увеличение эксплуатационной скорости на 0,6% свидетельствует об улучшении использования автомобилей и своевременному ремонту автопарка.

Увеличение среднесуточного пробега за 2013г на 1,1% было вызвано увеличением клиентской базы, за счёт этого увеличилось количество ездок.

Среднее расстояние перевозок в 2013 году увеличилось на 0,2%, этому способствовало поиск новых маршрутов доставки товаров и увеличением клиентов в области.

В настоящее время рассматриваемое предприятие специализируется на торговле котельного оборудования, котлов, нефтяного и газового оборудования.

Рассматриваемое предприятие имеет определенную положительную репутацию на рынке. Не смотря на то что предприятия имеет положительную тенденцию к развитию, оно имеет не большую чистую прибыль. Для увеличения прибыли предлагается диверсификация деятельности.

Предлагается ввести на предприятии предоставление транспортной услуги. Транспортная услуга будет актуальна для данного предприятия так, как предприятие уже работает с подвижным составам, но только в нуждах организации. Предлагается закупить подвижной состав для предоставления услуги на стороне.

Анализ наличия подвижного состава автотранспортного предприятия

осуществляется на основании данных по поступлению и выбытию подвижного состава автотранспортного предприятия (таблица 2.1).

Таблица 2.1 – Поступление и выбытие подвижного состава

Квартал

Количество автомобилей, выбывающих в текущем году

Количество автомобилей, поступающих в текущем году

На первом этапе рассчитывается среднесписочное количество автомобилей за год по формуле:

где - списочное количество автомобилей на начало года;

Количество автомобилей, выбывающих в текущем году;

Количество календарных дней в году(365 дней);

Количество автомобиле-дней пребывания на автотранспортном предприятии поступивших автомобилей, авт.-дни;

Количество автомобиле-дней пребывания на автотранспортном предприятии выбывших автомобилей,авт.-дни.

Условно принимается, что поставка и списание автомобилей происходит в середине квартала.

где - количество выбывающих автомобилей вi-м квартале;

Количество дней пребывания автомобилей на автотранспортном предприятии, выбывающих в i-м квартале.

Количествоавтомобиле-дней пребывания на автотранспортном предприятии выбывших автомобилей:

авто-дней.

Количество автомобиле-дней пребывания на автотранспортном предприятии поступивших автомобилей:

автомобиле-дней.

Среднесписочное количество автомобилей за год:

автомобилей.

2.2 Основные технико-эксплуатационные показатели

К основным технико-эксплуатационным показателям относят общую грузоподъёмность автомобилей, объём перевозок, грузооборот, общий пробег автомобиля и другие показатели.

Расчёт технико-эксплуатационных показателей осуществляется на основании показателей работы предприятия, которые приведены в таблице 2.2.

Таблица 2.2 - Показатели работы предприятия

Показатели

Значения

Списочное количество автомобилей на начало года, ед. (А нг)

Марка и модель грузового автомобиля

Нормативная грузоподъёмность, т. (ГР а)

Перевозимый груз

Гипс строительный

Коэффициент выпуска автомобиля на линию (α)

Продолжительность нахождения автомобиля на линии, ч. (Т н)

Расчетная норма пробега автомобиля, км/час. (НП р)

Коэффициент использования пробега. (К п)

Средняя длина ездки с грузом, км. (L ср)

Общая грузоподъемность автомобиля рассчитывается по формуле:

где - нормативная грузоподъемность автомобиля, т.

Годовой объем перевозок определяется по формуле:

, (2.4)

где - коэффициент выпуска автомобиля на линию;

Продолжительность нахождения автомобиля на линии, ч.;

Расчетная норма пробега автомобиля, км/ч.;

Коэффициент использования пробега;

Коэффициент использования грузоподъемности;

Средняя длинна ездки с грузом, км.;

Время простоя на погрузку разгрузку приходящийся на 1 ездку, рассчитывается по формуле:

(2.5)

где - норма времени простоя при погрузке-разгрузке,зависит от грузоподъемности автомобиля,3-5 мин/т

Коэффициент использования грузоподъемности зависит от класса груза. На автомобильном транспорте все грузы разделяются на 4 класса. Эта классификация применяется для тарификации перевозок. Чем тяжелее груз, тем меньше коэффициент, соответственно меньше тарифная перевозка.

1-й класс – 1;

Коэффициент использования грузоподъемности (К гр) для перевозимого груза смолы синтетические (2-й класс) – 1,25.

Грузооборот определяется по формуле:

Общий пробег автомобиля определяется по формуле:

где - среднесуточный пробег автомобиля, он рассчитывается по формуле:

, (2.7)

,

где - автомобиле-дни в работе,определяется по формуле:

Автомобиле-часы в работе:

АЧр=1788*7,3=13052 а/м-ч

Годовая выработка на 1 среднесписочную авто-тонну (т, т-км)

, (2.10)

, (2.11)

Результаты расчетов основных показателей работы АТП представлены в таблице 2.3.

Таблица 2.3 Показатели работы АТП

Показатели

Условные обозначения

Значение показателя по АТП за год

Производственная база

Среднесписочное количество автомобилей, ед.

Общая грузоподъемность автомобиля, т.

Производственная программа эксплуатации автомобиля

Объем перевозок, т.

Грузооборот, т-км.

Общий пробег автомобиля, км.

Автомобиле-часы в работе, а/м-ч.

Технико-эксплуатационные показатели

Коэффициент выпуска автомобиля на линию

Продолжительность нахождения автомобиля на линии в течение суток, ч.

Расчетная норма пробега автомобиля, км/ч.

Коэффициент использования грузоподъемности.

Время простоя на погрузку разгрузку за ездку, ч.

Коэффициент использования пробега

Средняя длинна ездки с грузом, км.

Среднесуточный пробег автомобиля, км.

Годовая выработка на 1 среднесписочную авто-тонну:

Для перевозки грузов в автотранспортных предприятиях имеется различный подвижной состав. Это – одиночные автомобили и автопоезда, автомобили с различным типом кузова, универсальные и специализированные, различной грузоподъемности и т.д. Экономические показатели перевозочного процесса во многом зависят от правильного использования подвижного состава. Для перевозки грузов необходимо выделять автомобили и прицепной состав, обеспечивающие минимальные издержки в конкретных эксплуатационных условиях. Особую актуальность приобретает рационализация использования подвижного состава автотранспортных предприятий в современных экономических условиях, когда при снижении объема перевозок требуется обеспечить финансовую устойчивость транспортного процесса. Отдельную и сложную проблему представляет собой задача формирования рациональной структуры парка подвижного состава по грузоподъемности. Структура парка подвижного состава по грузоподъемности должна быть такой, чтобы осуществлять с максимальной эффективностью перевозки различных по величине партий грузов.

Транспортно-экспедиционная компания «ВИТТРАНС» до недавнего времени не имела собственного подвижного состава и оказывала услуги по экспедиционному обслуживанию, выступая в качестве посредника между грузоотправителем и грузополучателем. Однако в 2011 году компания решила расширить спектр предоставляемых транспортных услуг, в связи с чем были закуплены 3 тягача МАЗ (рисунок 2.1) и 3 полуприцепа МАЗ. В начале 2012 года компания пополнила парк собственных транспортных средств и закупила 7 тягачей DAF и специализированный прицеп FAYMONVILLE для перевозки негабаритных грузов.

Тентованный полуприцеп Минского автомобильного завода является универсальным полуприцепом, наиболее часто используемым для перевозки большинства видов грузов в составе автопоезда. Грузоподъемность полуприцепа составляет 22 т, объем кузова 90 м 3 , вместимость 22-33 европаллета. Погрузка груза в полуприцеп может осуществляться с помощью 3-ех различных способов погрузки: верхней, задней, боковой.

Тягач DAF нидерландского производства предназначен для транспортировки грузов на дальние расстояния, т.е. для осуществления международных автомобильных перевозок. Данный автомобиль характеризуется низкими эксплуатационными расходами, максимальным удобством для водителя и высокой надежностью.

Рисунок 2.1 – Тягачи МАЗ

Негабаритная платформа FAYMONVILLE (рисунок 2.2), производимая бельгийской компанией, имеет длину площадки 13,4 м с раздвижным участком длиной 4 м. Грузоподъемность данного полуприцепа составляет 32 т. Негабаритная площадка FAYMONVILLE представляет собой 4-хосный удлиняемый низкорамный полуприцеп, предназначенный для транспортировки тяжеловесных и негабаритных грузов, в первую очередь, для перевозки тяжеловесной техники.

Рисунок 2.2 – Специализированный полуприцеп FAYMONVILLE

Компания «ВИТТРАНС» использует имеющийся подвижной состав для транспортировки различных видов грузов: продукции сельского хозяйства, скоропортящихся грузов, продуктов химической промышленности и т.д.

Перевозка грузов осуществляется с применением транспортно-технологических схем. При их обосновании одним из важнейших вопросов является выбор подвижного состава. Решение этого вопроса тесно связано с технологией подготовки и перемещения, потребления и пакования груза, применяемым транспортным оборудованием, способами и средствами выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Подвижной состав, выбранный для перевозки грузов, должен обеспечивать минимальные суммарные издержки на перемещение и хранение грузов по всей грузопроводящей цепи.

На выбор подвижного состава влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить:

1) объем и расстояние перевозок;

2) условия и методы организации перевозок;

3) размер отправок;

4) род груза и его цена;

5) средства и способы производства погрузочно-разгрузочных работ;

6) дорожные и климатические условия.

Тягачи для перевозки тяжеловесных грузов выбираются исходя из требуемых тягово-скоростных и динамических свойств автопоездов.

Поскольку компания «ВИТТРАНС» осуществляет перевозки различных видов грузов, в том числе скоропортящихся грузов и грузов, требующих поддержания специального температурного режима, негабаритных и тяжеловесных грузов, опасных и других видов грузов, то для лучшего использования подвижного состава предлагается переоборудование транспортных средств.

Конструкция тентованных полуприцепов позволяет снимать тент, снимать борта, снимать стойки для боковой погрузки длинных грузов, а при необходимости можно полностью разобрать каркас. Это делает данный тип кузова одним из наиболее распространенных и наиболее востребованных во всех вариантах городских, междугородних и международных перевозок.

При автомобильных перевозках легких, но объемных грузов автомобильный перевозчик может нарастить борта кузова грузового транспортного средства. Данные мероприятия обеспечат повышение использования его грузоподъемности.

Конструкция полуприцепа позволяет убирать тент и тем самым даёт возможность производить погрузку/выгрузку сбоку или сверху. Кроме того, полуприцеп без тента позволяет использовать полуприцеп как открытую площадку с высотой бортов от 35 до 50 см.

На полуприцепе может устанавливаться дополнительное погрузочное оборудование (лифт, ремни, поручни и прочее).

Подвеска полуприцепов может быть пневматической или рессорной, при этом пневматическая обеспечивает автопоезду более плавный ход, что предохраняет от повреждений легкобьющийся груз.

С целью перевозки скоропортящихся грузов полуприцеп может быть оборудован автономной холодильной установкой. Современные холодильные установки имеют различные уровни защиты от аварийного изменения температуры, что обеспечивает сохранность груза. На подвижном составе, оборудованном холодильной установкой, можно транспортировать грузы, требующие поддержания определенного температурного режима.

Для перевозки некоторых скоропортящихся грузов может быть использован изотермический полуприцеп, представляющий собой полуприцеп, борта грузового отсека которого изготовлены из пенопласта, обшитого жестью. Двери грузового отсека оборудуются уплотнителем.

Для перевозки негабаритных грузов целесообразнее использовать специализированный подвижной состав. Негабаритная платформа FAYMONVILLE оборудована выдвижными расширителями на 230 мм с каждой стороны, имеется также раздвижка длиной 4 м. Для перевозки тяжелой техники на данном подвижном составе предусмотрены ниши для колес. (рисунок 2.3)

Рисунок 2.3 – Негабаритная платформа FAYMONVILLE

Низкорамный полуприцеп FAYMONVILLE оснащен необходимым дополнительным оборудованием для закрепления груза. Такое сочетание технических средств позволяет осуществлять транспортировку дорожно-строительной техники, энергетических установок, громоздких металлоконструкций, горнодобывающего оборудования.

Тип кузова применяемого автотранспортного средства определяется в зависимости от рода и характера перевозимого груза, климатических условий и достигаемой грузовместимости. В случае если имеется возможность использования нескольких типов кузова, то принимаемый должен обеспечивать наиболее высокую эффективность перевозки груза.

Грузоподъемность автотранспортных средств выбирается в зависимости от размера партии груза, срочности его доставки и дорожных условий. Подвижной состав большой грузоподъемности обладает высокой производительностью при условии полного использования грузовместимости. Поэтому во всех случаях целесообразно использование подвижного состава максимально возможной грузоподъемности, допускаемой в данных условиях эксплуатации.

При выборе подвижного состава пользуются комплексными измерителями эффективности перевозки грузов и частичными. К комплексным показателям относятся:

1) производительность транспортных средств;

2) транспортные издержки;

3) себестоимость перевозок;

4) прибыль;

5) энергоемкость перевозок (удельный расход топлива).

Рациональный подвижной состав, применяемый для перевозки грузов, должен обеспечивать максимальную производительность при минимальных значениях стоимостных показателей и энергоемкости перевозок.

В основу выбора подвижного состава могут быть включены отдельные эксплуатационные качества, например, грузовместимость, проходимость и др.

Парк ТОО «РОСТ» состоит из автобусов различных марок и различной вместимости. В таблице представлены марки автобусов и их количество.

Таблица 1-Состав парка транспортных средств ТОО «РОСТ»

Марка автомобиля

Количество, шт.

Автобусы

ИТОГО автобусов: 197 ед.

Грузовые автомобили

Газ Саз 53Б

ИТОГО грузовых автомобилей: 9 ед.

Легковые автомобили

ИТОГО легковых автомобилей: 14 ед.

ВСЕГО по ТОО «РОСТ»: 220 единиц

Рисунок 1 – Состав парка транспортных средств ТОО «РОСТ»

Таким образом, 90% всего подвижного состава ТОО «РОСТ» составляют автобусы различной вместимости. Грузовые и легковые автомобили составляют 4% и 6% от всего парка соответственно. Грузовые и легковые автомобили служат для выполнения вспомогательных операций по обслуживанию предприятия.

Возрастная структура подвижного состава представлена в таблице 2.

Таблица 2 – Возрастная структура парка подвижного состава ТОО «РОСТ»

Рисунок 2– Возрастная структура парка подвижного состава ТОО «РОСТ»

Таким образом, автомобили со сроком эксплуатации от 15 до 19 лет составляют почти половину (42%) всего парка подвижного состава ТОО «РОСТ». Автомобили со сроком эксплуатации от 5 до 9 лет составляют 34% и автомобили со сроком эксплуатации менее 5 лет – 15%. Хорошим показателем служит то, что автомобили со сроком эксплуатации более 25 лет составляют минимальный процент от всего парка. В-основном это грузовые автомобили, которые предназначены для обслуживания предприятия на его территории и для собственных нужд.

Основную долю автобусов со сроком эксплуатации от 10 до 15 лет составляют автобусы Scania производства Германия. Автобусы со сроком эксплуатации менее 5 лет представлены маркой King Long (производства КНР). Эти автобусы в количестве 25 единиц были приобретены ТОО «РОСТ» в 2007 году.

Финансовое состояние предприятия характеризуется системой показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность субъекта хозяйствования финансировать свою деятельность на фиксированный момент времени.

Финансовое состояние может быть устойчивым, неустойчивым (предкризисным) и кризисным. Способность предприятия успешно функционировать и развиваться, сохранять равновесие своих активов и пассивов в изменяющейся внешней и внутренней среде, постоянно поддерживать свою платежеспособность и инвестиционную привлекательность в границах допустимого уровня риска свидетельствует о его устойчивом финансовом состоянии, и наоборот.

Финансовая устойчивость отражает сбалансированность денежных и товарных потоков, доходов и расходов, средств и источников их формирования.

Для обеспечения финансовой устойчивости предприятие должно обладать гибкой структурой капитала и уметь организовать его движение таким образом, чтобы обеспечить постоянное превышение доходов над расходами с целью сохранения платежеспособности и создания условий для нормального функционирования.

Главная цель финансовой деятельности предприятия ― наращивание собственного капитала и обеспечение устойчивого положения на рынке. Для этого необходимо постоянно поддерживать платежеспособность и рентабельность предприятия, а также оптимальную структуру актива и пассива баланса.

Одним из главных экономических показателей работы фирмы является показатель прибыли. Так, по данным отчета о прибылях и убытках с 1 января по 30 июня 2011 года чистая прибыль на предприятии составила 418,6 млн. бел. рублей, а выручка от реализации услуг составила 552,3 млн. бел.руб.

Анализ основных экономических показателей приведён в Приложении Б.

Расчет технико-экономических и финансовых показателей работы осуществляется планово-экономическим отделом предприятия. Данные показатели рассчитываются за определенный промежуток времени (месяц, квартал, год, за период с начала года), затем сравниваются с аналогичными показателями прошлых лет. На основании этого делаются выводы об эффективности деятельности предприятия.

Среди таких показателей можно назвать следующие:

– объем перевозок;

– фондоотдача;

– коэффициент текучести кадров;

– коэффициент сменности;

– темпы роста заработной платы;

– темп роста численности рабочих;

– выработка на одного рабочего и другие.

Работу автотранспортного предприятия в целом и каждого автомобиля в отдельности оценивают на основании показателей, характеризующих техническое состояние подвижного состава, организацию транспортного процесса и рациональность использования подвижного состава.

Такими показателями являются: коэффициент технической готовности, коэффициент использования парка, продолжительность работы автомобиля на линии, техническая и эксплуатационная скорости движения, коэффициенты использования пробега и грузоподъемности, объем перевозок.

2 Подвижной состав предприятия

Для перевозки грузов в автотранспортных предприятиях имеется различный подвижной состав. Это – одиночные автомобили и автопоезда, автомобили с различным типом кузова, универсальные и специализированные, различной грузоподъемности и т.д. Экономические показатели перевозочного процесса во многом зависят от правильного использования подвижного состава. Для перевозки грузов необходимо выделять автомобили и прицепной состав, обеспечивающие минимальные издержки в конкретных эксплуатационных условиях. Особую актуальность приобретает рационализация использования подвижного состава автотранспортных предприятий в современных экономических условиях, когда при снижении объема перевозок требуется обеспечить финансовую устойчивость транспортного процесса. Отдельную и сложную проблему представляет собой задача формирования рациональной структуры парка подвижного состава по грузоподъемности. Структура парка подвижного состава по грузоподъемности должна быть такой, чтобы осуществлять с максимальной эффективностью перевозки различных по величине партий грузов.

Транспортно-экспедиционная компания «ВИТТРАНС» до недавнего времени не имела собственного подвижного состава и оказывала услуги по экспедиционному обслуживанию, выступая в качестве посредника между грузоотправителем и грузополучателем. Однако в 2011 году компания решила расширить спектр предоставляемых транспортных услуг, в связи с чем были закуплены 3 тягача МАЗ (рисунок 2.1) и 3 полуприцепа МАЗ. В начале 2012 года компания пополнила парк собственных транспортных средств и закупила 7 тягачей DAF и специализированный прицеп FAYMONVILLE для перевозки негабаритных грузов.

Тентованный полуприцеп Минского автомобильного завода является универсальным полуприцепом, наиболее часто используемым для перевозки большинства видов грузов в составе автопоезда. Грузоподъемность полуприцепа составляет 22 т, объем кузова 90 м 3 , вместимость 22-33 европаллета. Погрузка груза в полуприцеп может осуществляться с помощью 3-ех различных способов погрузки: верхней, задней, боковой.

Тягач DAF нидерландского производства предназначен для транспортировки грузов на дальние расстояния, т.е. для осуществления международных автомобильных перевозок. Данный автомобиль характеризуется низкими эксплуатационными расходами, максимальным удобством для водителя и высокой надежностью.

Рисунок 2.1 – Тягачи МАЗ

Негабаритная платформа FAYMONVILLE (рисунок 2.2), производимая бельгийской компанией, имеет длину площадки 13,4 м с раздвижным участком длиной 4 м. Грузоподъемность данного полуприцепа составляет 32 т. Негабаритная площадка FAYMONVILLE представляет собой 4-хосный удлиняемый низкорамный полуприцеп, предназначенный для транспортировки тяжеловесных и негабаритных грузов, в первую очередь, для перевозки тяжеловесной техники.

Рисунок 2.2 – Специализированный полуприцеп FAYMONVILLE

Компания «ВИТТРАНС» использует имеющийся подвижной состав для транспортировки различных видов грузов: продукции сельского хозяйства, скоропортящихся грузов, продуктов химической промышленности и т.д.

Перевозка грузов осуществляется с применением транспортно-технологических схем. При их обосновании одним из важнейших вопросов является выбор подвижного состава. Решение этого вопроса тесно связано с технологией подготовки и перемещения, потребления и пакования груза, применяемым транспортным оборудованием, способами и средствами выполнения погрузочно-разгрузочных и складских работ.

Подвижной состав, выбранный для перевозки грузов, должен обеспечивать минимальные суммарные издержки на перемещение и хранение грузов по всей грузопроводящей цепи.

На выбор подвижного состава влияет множество факторов. Среди них необходимо выделить:

    объем и расстояние перевозок;

    условия и методы организации перевозок;

    размер отправок;

    род груза и его цена;

    средства и способы производства погрузочно-разгрузочных работ;

    дорожные и климатические условия.

Тягачи для перевозки тяжеловесных грузов выбираются исходя из требуемых тягово-скоростных и динамических свойств автопоездов.

Поскольку компания «ВИТТРАНС» осуществляет перевозки различных видов грузов, в том числе скоропортящихся грузов и грузов, требующих поддержания специального температурного режима, негабаритных и тяжеловесных грузов, опасных и других видов грузов, то для лучшего использования подвижного состава предлагается переоборудование транспортных средств.

Конструкция тентованных полуприцепов позволяет снимать тент, снимать борта, снимать стойки для боковой погрузки длинных грузов, а при необходимости можно полностью разобрать каркас. Это делает данный тип кузова одним из наиболее распространенных и наиболее востребованных во всех вариантах городских, междугородних и международных перевозок.

При автомобильных перевозках легких, но объемных грузов автомобильный перевозчик может нарастить борта кузова грузового транспортного средства. Данные мероприятия обеспечат повышение использования его грузоподъемности.

Конструкция полуприцепа позволяет убирать тент и тем самым даёт возможность производить погрузку/выгрузку сбоку или сверху. Кроме того, полуприцеп без тента позволяет использовать полуприцеп как открытую площадку с высотой бортов от 35 до 50 см.

На полуприцепе может устанавливаться дополнительное погрузочное оборудование (лифт, ремни, поручни и прочее).

Подвеска полуприцепов может быть пневматической или рессорной, при этом пневматическая обеспечивает автопоезду более плавный ход, что предохраняет от повреждений легкобьющийся груз.

С целью перевозки скоропортящихся грузов полуприцеп может быть оборудован автономной холодильной установкой. Современные холодильные установки имеют различные уровни защиты от аварийного изменения температуры, что обеспечивает сохранность груза. На подвижном составе, оборудованном холодильной установкой, можно транспортировать грузы, требующие поддержания определенного температурного режима.

Для перевозки некоторых скоропортящихся грузов может быть использован изотермический полуприцеп, представляющий собой полуприцеп, борта грузового отсека которого изготовлены из пенопласта, обшитого жестью. Двери грузового отсека оборудуются уплотнителем.

Для перевозки негабаритных грузов целесообразнее использовать специализированный подвижной состав. Негабаритная платформа FAYMONVILLE оборудована выдвижными расширителями на 230 мм с каждой стороны, имеется также раздвижка длиной 4 м. Для перевозки тяжелой техники на данном подвижном составе предусмотрены ниши для колес. (рисунок 2.3)

Рисунок 2.3 – Негабаритная платформа FAYMONVILLE

Низкорамный полуприцеп FAYMONVILLE оснащен необходимым дополнительным оборудованием для закрепления груза. Такое сочетание технических средств позволяет осуществлять транспортировку дорожно-строительной техники, энергетических установок, громоздких металлоконструкций, горнодобывающего оборудования.

Тип кузова применяемого автотранспортного средства определяется в зависимости от рода и характера перевозимого груза, климатических условий и достигаемой грузовместимости. В случае если имеется возможность использования нескольких типов кузова, то принимаемый должен обеспечивать наиболее высокую эффективность перевозки груза.

Грузоподъемность автотранспортных средств выбирается в зависимости от размера партии груза, срочности его доставки и дорожных условий. Подвижной состав большой грузоподъемности обладает высокой производительностью при условии полного использования грузовместимости. Поэтому во всех случаях целесообразно использование подвижного состава максимально возможной грузоподъемности, допускаемой в данных условиях эксплуатации.

При выборе подвижного состава пользуются комплексными измерителями эффективности перевозки грузов и частичными. К комплексным показателям относятся:

    производительность транспортных средств;

    транспортные издержки;

    себестоимость перевозок;

  1. энергоемкость перевозок (удельный расход топлива).

Рациональный подвижной состав, применяемый для перевозки грузов, должен обеспечивать максимальную производительность при минимальных значениях стоимостных показателей и энергоемкости перевозок.

В основу выбора подвижного состава могут быть включены отдельные эксплуатационные качества, например, грузовместимость, проходимость и др.

Общая схема выбора эффективных автомобильных транспортных средств приведена на рисунке 2.4.