Как сушить голубую глину в домашних условиях. Запекаем цветы из полимерной глины

Для придания глиняным изделиям дополнительных свойств их подвергают воздействию высоких температур - обжигу. Но технология обжига глины достаточно сложна и ресурсоемка, поэтому я постараюсь рассказать о некоторых нюансах, с которыми вы можете столкнуться.

Подготовка к обжигу

Перед обжигом изделия его нужно хорошенько просушить в течение 2 - 7 дней в зависимости от величины изделия. Сушить изделие нужно подальше от нагревательных приборов, прямых солнечных лучей, сквозняков - то есть исключить любые резкие изменения среды, в которой находится изделие. При комнатной температуре и в темном сухом изделие будет просушиваться равномерно.

При неравномерной просушке изделие может потрескаться и его мелкие детали просто отвалятся. Недостаточная просушка приведет к возникновению дефектов при обжиге. Пересушить изделие невозможно.

После того как изделие высохло нужно внимательно осмотреть его на отсутствие трещин. Если таковые имеются - можно попробовать их замазать жидкой глиной, но это не дает гарантии сохранности изделия при обжиге. Самый лучший вариант - не допускать появления трещин, а это получается при качественной лепке и грамотной подготовке глины.

Обязательно проверьте звук свистульки - если он исчез или стал глухим, то еще не поздно попробовать все исправить.

В некоторых ситуациях за время усушки в изделиях может поселиться паучок (был случай, когда он облюбовал одну из моих свистулек), в таком случае его нужно переселить в безопасное место .

Заключительным этапом подготовки будет шлифовка изделия. При шлифовке могут исчезнуть следы отпечатков пальцев, различные крошки и бугорки, и изделие обретет благородный вид. Шлифовку можно провести наждачной бумагой небольших номеров.

Условия для обжига

Температура. Самое главное в обжиге - это плавное увеличение температуры обжига и постепенное остывание изделия после обжига. В первые два часа температура не должна превысить 400 градусов. Диапазон температур должен быть в пределах 300-900 градусов Цельсия. При более низких температурах обжиг будет недостаточным и изделие не приобретет необходимых свойств. При высоких температурах изделие может быть полностью разрушено.

Продолжительность. В зависимости от величины изделия и способа обжига длительность процесса может колебаться от 8 часов до нескольких суток. Совсем небольшие изделия можно обжечь за минимальный срок.

Состав материала. От состава глины во многом зависит технология обжига. Природная глина имеет примесь песка и чем меньше песка - тем меньше температура обжига. На моей практике были случаи, когда порошковая покупная глина при 750 градусах буквально закипала и засыхала в виде пористой губки. Изделие при этом было полностью разрушено. В составе глины не должно быть камней и воздуха. Если материал неоднороден - произойдет разрыв. Так как материалы разных плотностей будут расширяться при изменениях температуры по разному.

Качество лепки. Основным требованием к лепке является отсутствие пузырьков воздуха в изделии. При повышении температуры воздух расширится и будет искать выход, разрывая изделие. Поэтому при замазывании трещин и скреплении частей изделия исключите возможность образования воздушных капсул.

Способы обжига

Обжиг в муфельной печи. Существует несколько способов обжига глиняных изделий, но самым распространенным является обжиг в муфельной печи. Это электрическая печь, снабженная механизмом регулировки температуры.

Современные печи имеют автоматические программы обжига изделий различных типов, окно для просмотра состояния изделий и прочие опции. Еще немаловажной характеристикой муфельной печи является объем камеры. Некоторые мечи имеют цилиндрическую камеру, в которую можно поместить только небольшие изделия, а есть большие печи для обжига гончарных изделий и скульптур.

Обжиг на костре или в неэлектрической печи. Довольно нетривиальная задача, связанная прежде всего с тем, что нет возможности полностью управлять температурой. Кроме того печь редко топят в течение восьми часов да и у костра треть суток высидеть сложно. Однако если вы все-таки соберетесь - поместите изделие в емкость с песком - это сгладит резкое повышение температуры.

Обжиг в домашних условиях. На газовой или электрической плите тоже можно провести обжиг глиняного изделия, но предупреждаю - это довольно опасно и качество обжига все равно будет далеким от идеального. Для этого можно взять чугунную сковородку с промытым сухи речным песком и поставить ее на огонь. Сверху нужно аккуратно установить изделие и накрыть несгораемой емкостью - глиняным горшком или кастрюлей. Процесс должен быть под наблюдением и помещение стоит регулярно проветривать, чтобы не вызвать перегрев и перенасыщение воздуха ядовитыми газами.

Зачем нужен обжиг

В процессе обжига глина избавляется практически от всей влаги, поэтому изделие становится значительно легче. Кроме того элементы глины спекаются и превращаются в единый керамический слиток, который устойчив к деформациям и проникновению влаги. Отсюда и вся необходимость обжига.

Обожжённые изделия готовы к окраске, а после окраски и к использованию.

Это важно знать

После обжига глина не пригодна для лепки, так как это уже не глина, а керамика.

Обжиг можно производить из нескольких раз, постепенно увеличивая предельную температуру для достижения оптимальных результатов и наработки опыта.

После основного обжига изделие можно покрыть специальным составом и еще раз обжечь. Расплавившись состав образует глазурь.

В процессе усушки и обжига изделие может быть деформировано и в итоге стать меньше чем планировалось. Поэтому при создании изделия нужно учитывать состав глины и назначение будущего изделия. Глина с высоким содержанием песка менее подвержена сжатию.

В процессе обжига будут выгорать органические соединения (особенно у природной глины) - это может привести к неприятным запахам. Необходимо иметь возможность проветривать помещение.

Готовность изделия можно определить по весу, цвету и звуку. После обжига любая цветная глина краснеет. Если она почернела - изделие перегрелось, если не изменила цвет - недостаточно обожглось. Обожжённые изделия имеют более малый вес и звонкую натуру. Однако свистульки при обжиге могут полностью потерять звук (неисправимо) или наоборот преобразиться.

В любом случае правильный обжиг глиняных изделий может быть достигнут только с опытом. Поэтому дерзайте и удачи!

Пластичность сырой глины и её способность затвердевать после испарения влаги издавна используется людьми для производственных и бытовых нужд. Сегодня в домашних условиях из этого материала делают большей частью игрушки, различные элементы интерьера. Все реже он становится сырьем для самобытных мастеров гончарных дел. После создания глиняной заготовки её необходимо полностью высушить перед обжигом. Делать это следует правильно, чтобы не испортить уникальное изделие.

Способы сушки глины

Для того чтобы высушить глину потребуется:

  • полиэтиленовый пакет, коробка или емкость;
  • газета или ветошь;
  • фиксирующие форма и подпорки (при необходимости);
  • наждачная бумага;
  • кисть;
  • гладкий предмет;
  • духовка, радиатор отопления или микроволновка;
  • печь или костёр для обжига.

Не старайтесь как можно быстрее высушить глину, иначе, оставшаяся в порах вода, испаряясь, попросту разорвет вашу поделку в процессе обжига. Глиняная заготовка может сохнуть от двух-трех дней до двух недель и даже дольше - это зависит от толщины изделия. Влага должна испаряться из сырой глины постепенно, день за днем.

Обеспечьте правильный температурный режим для сушки глины. Оптимальной будет комнатная температура затемненного места вдали от сквозняков. Если в помещении будут резкие колебания температуры, глиняная поверхность может пойти трещинками и необратимо деформироваться.

Положите заготовку в полиэтиленовый пакет, металлическую ёмкость или картонную коробку и поставьте на идеально ровную поверхность. Вниз можно постелить газетный лист (чтобы он впитывал влагу), верх же накройте чистой ветошью. Глину в полиэтилене не забывайте регулярно проветривать, чтобы в мешке не накапливался конденсат.

Для мелких деталей можно сделать специальную форму, особенно если их требуется зафиксировать в определённом положении. Например, выполните соответствующие углубления в куске пенопласта, используйте картонные подпорки.

Выдержите сохнущую глину под тряпкой в течение двух суток, после чего обязательно снимите покрытие и досушивайте открытое изделие в тени.

Внимательно осмотрите глиняную заготовку. Если изделие стало гораздо легче и светлее, чем оно было в сыром виде, то из неё испарилось достаточно влаги.

Осторожно очистите высохшую поверхность глиняной вещицы с помощью самой мелкозернистой наждачной бумаги, пока не удалите с поверхности все небольшие выпуклости и шероховатости. Появившиеся после обработки глиняные пылинки смахните чистой сухой кистью.

Чтобы глина заблестела, как следует натрите (вылощите) её гладким предметом (например, металлической ложкой). Это сделает верхний слой глиняной поверхности более плотным, и появится красивый блеск. После обжига ваша вылощенная поделка заблестит ещё сильнее.

Сушка изделий из глины – не простое дело, требует внимательности и неспешности. Свежее изделие просушивают медленно, избегая сквозняков. Маленькую поделку я сушу примерно три дня в помещении. Затем ставлю в более тёплое место на печь, но не на горячее! Постепенно игрушка приобретает твёрдость.

Обжиг игрушки производят в муфельных печах, горнах, или в русской печи. Температура обжига от 500 до 900 градусов. Более крепкая керамика получается при более высокой температуре до 1200 градусах. Здесь требуется навыки и опыт. Если ваша игрушка содержит пустоты или примеси, то может треснуть в печи. Изделие более объёмное, с большим количеством деталей, сушить надо с осторожностью, не спеша.

Обычно используют какие-либо металлические ёмкости, куда помещают изделие, прикрывая его сухой тряпкой. Через 4-5 дней досушивают на печи или батарее.

Мелкие изделия можно обжигать в печи, предварительно уложив в металлические банки, закрывают крышкой и пробивают маленькие отверстия для выхода газов. Если вы хотите получить чёрное изделие, закрывайте плотно и делайте одно отверстие.

Панно для обжига разделяют при работе над ним на части, чтобы обжечь в муфельной печи.

Летом можно обжигать и на костре. Хороший костёр даёт температуру до 700 градусов. Но это процесс длительный, примерно 8-12 часов.


Делают это так: выбирают ровное место, раскладывают кирпичи. На них выкладывают изделия сначала крупные, потом, сверху, мелкие. Осторожно обкладывают дровами и зажигают костёр. Костёр должен гореть долго, не менее 8 часов, но для небольших изделий можно и меньше, 3-4 часа.

Если вы не занимаетесь профессионально глиной, то эти сложности вам не нужны. Игрушки, хорошо просушенные и, покрытые лаком, служат долго и без обжига. Я просушенные изделия покрываю водно – эмульсионной краской, расписываю гуашью и покрываю масляным лаком для дерева.

А если вам всё же необходимо обжечь свои изделия, то следует хорошо изучить этот вопрос. Муфельные печи для обжига керамики продаются в магазинах.

Сушка и обжиг придают изделиям прочность и долговечность. Оба процесса способствуют испарению воды, присутствующей в глине. Большая часть воды испаряется в процессе сушки изделий на воздухе, но, невозможно полностью изделие высушить таким путем. В любом случае, перед обжигом в печи изделие должно быть просушено полностью. Влага, оставшаяся в глине, при обжиге разрывает глину.

Только, пройдя через огонь, глина полностью теряет воду. При этом ее структура изменяется. Испарение воды вызывает усадку глиняной массы на 6-12% (чем пластичнее глина, тем больше ее усадка ).

Процесс сушки должен протекать постепенно и равномерно, иначе увеличивается вероятность того, что изделие разобьется или деформируется. Почему как можно медленнее должно высыхать изделие? Потому что степень влажности и усадки глины очень высока. А равномерной сушка должна быть по той причине, что места соединений, выступающие и мелкие части высыхают значительно быстрее, чем основная масса изделия. Хорошая среда - это ровная поверхность (желательно деревянная, можно подложить газеты для впитывания влаги), на которой мы размещаем изделия, отсутствие сквозняков и попадание прямых солнечных лучей; в дали от отопительных приборов. В среднем процесс сушки изделий при комнатной температуре длится в течении двух недель (в зависимости от размеров изделия, срок может быть меньше или больше), особенно осторожно нужно отнестись к сушке больших и сложных изделий В течении первых 2-3 дней сушки (особенно это касается изделий с тонкими частями) изделия лучше сушить в полиэтиленовом пакете, периодически открывая его, чтоб не скапливался конденсат. Когда глина приобретает определенную плотность (цвет глины при этом меняется, она осветляется), изделия можно продолжать сушить на открытом воздухе (желательно во влажном помещении). На последнем этапе процесс сушки можно ускорить, например, досушивая в более теплых местах (в печи, духовом шкафу с доступом воздуха, т.е. оставлять чуть приоткрытой дверцу шкафа) без попадания на изделие потоков теплого воздуха с постепенным повышением температуры. До полного остывания нельзя извлекать изделия. Процесс сушки виден глазом – изделие светлеет, твердеет и становится легче. Если температура не превышает 110 градусов, глина теряет только гигроскопическую влагу. При температуре до 250 градусов из промежутков между частицами уходит конституционная вода и отдельные частицы вступают в контакт друг с другом. При температуре свыше 250 градусов глина теряет кристаллизационную воду, частицы постепенно теряют способность присоединять воду. Такая глина больше не разбухает, даже если окажется в воде. Пока в глине присутствует хоть какое-то количество воды, вся тепловая энергия тратится на удаление влаги и вещества, входящие в ее состав, не окисляются. При этом изделия не достигают прочности и твердости, свойственной керамике , поскольку керамикой они становятся после обжига. Перед самым обжигом подсушенные изделия можно еще дополнительно просушить в духовке или печи. Высохшая глина приобретает достаточно высокую прочность, что позволяет обрабатывать изделие и при необходимости окончательно зачистить его мелкозернистой наждачной бумагой, а затем удалить образовавшуюся глиняную пыль широкой кистью или щеткой.

Почему трескаются при сушке изделия из глины?

Какие причины влияют на это? И как разрешить эту проблему?

Сушка глиняных изделий - это один из самых важных этапов в гончарном ремесле. И от того КАК высохнут ваши изделия, зависит и то, как в обжиге поведут себя ваши изделия. Ведь могут быть почти незаметные микротрещины на изделии, а при обжиге они просто превратятся в реальные трещины.

Самые главные, на мой взгляд, причины возникновения трещин при сушке изделий у новичков, это:
- плохой промин глины, и как результат - образование воздушного пузыря на дне изделия, который впоследствии и разорвет изделие при сушке.
- стенки изделия получились слишком тонкие по соотношению с толщиной донышка. В итоге стенки уже высохли, а дно еще сырое и толстое. Донышко пытается сузиться (при сушке), но высохший каркас из стенок ему не дает. В результате - образуется s-образная трещина.

Представим, за окном зима, окна - стеклопакеты, батареи - жарят.. В комнате 23-25 градусов, а влажность - всего 25..30 (!!) процентов (можно измерить с помощью специального прибора)

И что? Получается форсированная и неравномерная сушка изделий, а глина этого не любит, особенно жирная глина.

Вы наверное замечали, если сырое изделие поставить на подставку дном вниз, то уже утром верх изделия - светлый (высох), а нижняя часть - темная, влажная. А такого быть не должно - сохнуть изделие должно максимально однородно, и минимум пару-тройку дней, а лучше неделю! Трещины образуются когда каркас (верх высох), начинает сохнуть дно. При сушке размеры сокращаются, вот и дно стремиться сжаться - а не получается: каркас то уже высох, и не дает. Вот дно и рвет «S»-образная трещина.


Летом бы вы такого не получили - влажность около 90..100 проц., горшки сохнут более-менее однородно. А зимой, в квартире - совсем иначе.

Какой выход? Есть шаманский бубен, заклинания..:)) - но, надежнее будет разобраться и понять механизм образования трещин в глине при сушке.

Есть неплохие книжки, в которых анализируются подобные проблемы. Но, там применительно к плоским плиткам, у нас - объемные изделия, поэтому чуть сложнее.

Мастера советуют накрывать стеклянными колпаками, бумажными кульками, ставить на гипсовые подставки, накалывать донышко сырого сосуда иголкой (для снятия напряжений) и т.д. и т.д.


Сделав массу экспериментов, перепробовал все варианты, в разных комбинациях (потребовался месяц) оказалось, что все это не очень-то работает.

Я для себя нашел два решения:
1. Искусственно замедлять скорость сушки изделий (ставить горшки в прохладное помещение (но без сквозняков), с 80.. 100-проц. влажностью)
2. Или, как вариант, довести ситуацию с сушкой до абсурда - искусственно форсировать сушку донышка (изнутри!) сырого изделия.

Как я это делаю: ставлю на гипсовую подставку срезанный горшок (дном вниз), и строительным феном, на минимальной его температуре, круговыми движениями начинаю просушивать донышко (до его посветления). Если при этом образуются микротрещины - просто проминаю их пальцем. И все!

После этого ставлю изделие вместе с подставкой на полку, на досушку. Сохнет за 1-2 дня. Для подстраховки, делаю то, что описано ниже...

Если изделие узкое, высокое, и ко дну не добраться рукой, то также ставлю его на гипсовую подставку и аккуратно оборачиваю сам венчик (верхушка) сосуда черным мусорным пакетом (вроде, 30 литровым - он длиннее). Главное - просто укутать венчик так, чтобы был проход воздуха внутрь, иначе сохнуть будет не равномерно. И, в таком укутанном виде - на полку, сохнуть! Или, на пол - там самая минимальная температура в комнате.


Лучше - держать ваши изделия при сушке подальше от батареи - а то один бок будет быстрее сохнуть, и напряжения в стенках накопятся.

Также я обратил внимание, что в старину почти все гончарные изделия были с узким донышком, чтобы изделие быстрее сохло! Видать и тогда были аналогичные проблемы, а фена строительного под руками не было!!! -))

Надеюсь, что мой опыт поможет вам избежать проблем с сушкой глиняных изделий.
Желаю вам успехов.

С уважением,
ваш Андрей Кудрявцев