Ли ты русь что. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Работа с текстом, составленным из разных источников

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства...

Возьми стакан.
- Взял!
- А теперь сделай так, что бы он упал, и посмотри что с ним случиться.
- Ну он разбился, и что?
- А теперь проси прощения и посмотри, станет ли он опять целым..?

То, что позади нас, и то, что впереди нас значит так мало по сравнению с тем, что внутри нас.

А стоит ли кого-то осуждать?
За их ошибки в жизни и паденья,
Мы все умеем падать, к сожаленью.
Не все умеют руку подавать.

Когда вам становится очень туго, и все оборачивается против вас, и, кажется, нет сил терпеть ни одной минуты больше, - ни за что не отступайте: именно в такие моменты наступает перелом в борьбе.

Победа не дает силу. Силу дает борьба. Если ты борешься и не сдаешься - это и есть сила.

Помни - ты, и только ты отвечаешь за свои поступки, и только от тебя зависит, сможешь ли ты изменить свою жизнь!

Ты - рядом, и все прекрасно:
И дождь, и холодный ветер.
Спасибо тебе, мой ясный,
За то, что ты есть на свете.

Спасибо за эти губы,
Спасибо за руки эти.
Спасибо тебе, мой любый,
За то, что ты есть на свете.

Ты - рядом, а ведь могли бы
Друг друга совсем не встретить.
Единственный мой, спасибо
За то, что ты есть на свете!

Влюбитесь заново в жену,
Да так, чтоб стало всем завидно.
Возьмите на себя вину
За все морщинки и обиды.
За то, что с вами жизнь прошла
И никогда не изменяла.
Детей взрастила, подняла,
И вам грехи всегда прощала.
За грустный взгляд, за седину
И за печальную усталость.
Влюбитесь заново в жену,
Как в ту, что в юности осталась...

Один бойкий журналист, держа в руках записную книжку и карандаш, спросил Эйнштейна:
- Есть ли у вас блокнот или записная книжка, куда вы записываете свои великие мысли?
Эйнштейн посмотрел на него и сказал:
- Молодой человек! По-настоящему великие мысли приходят в голову так редко, что их нетрудно и запомнить.

Ты к ней привык, она тебя любила.
Подарки не дарил ей и цветов,
Не говорил ей, как она красива,
И что на все ради нее готов.

Ты был все время занят. Раздражался,
Когда она заботилась, любя.
И даже ты ни разу не пытался
Узнать о чем кричит ее душа.

Она хотела стать неповторимой,
Стать самой главной в жизни для тебя,
Но снова, засыпая, видит спину,
А ей так хочется взглянуть в твои глаза.

А ей так хочется тепла и понимания,
Немного ласки и простой совсем заботы,
Чтоб уделял ей чуточку внимания,
Хотя бы в воскресенье и субботу.

Она ведь за тобой хоть даже в бездну,
И в беды не предаст, и будет рядом.
Ей хочется быть для тебя полезной,
Встречать с работы ужином и чаем.

Не ценишь ты ее, совсем не ценишь.
И не боишься вовсе потерять.
Ах, если б знал ты, скольким отказала,
Чтобы с тобой ей рядом засыпать…

10–11-е классы

Работа с текстом,
составленным из разных источников

На уроках русского языка мы часто обращаемся к текстам – старшеклассники анализируют их содержание под руководством учителя. Как правило, в процессе такой работы исследуется один текст одного автора. Мы предлагаем задание посложнее: работу с “ложным” текстом, составленным из отрывков двух произведений.

Псевдотекст 1

Прочитайте текст.

Покаюсь. Придуманный мною заголовок “разнозвучащие, но равнозначные” далек от научной непреложности. Он всего лишь силуэт, грубое очертание еще одного вида словесных взаимосвязей – явления синонимии. Понятие синонимы давно уже является предметом разнообразных лингвистических истолкований. О том, что такое синоним, какие бывают синонимы, насколько это понятие вообще реально и т.д., были высказаны в лингвистической литературе самые разнообразные, часто противоречивые соображения. Еще древние греки обратили внимание на свойство одних и тех же слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но осознавали различие между ними…

Существуют и различные определения синонимов. Синонимы определяются как слова, имеющие тождественное значение, как слова, обозначающие одно и то же понятие или же способные обозначить один и тот же предмет… Одни считают синонимами слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.

Вопросы и задания

1. О каком языковом явлении рассказывают авторы?

2. Какие фрагменты содержат одинаковую информацию, а значит, не могут принадлежать одному и тому же тексту?

3. Определите существенные стилистические различия между этими фрагментами.

4. Соедините стилистически близкие фрагменты, чтобы выявить два исходных текста.

Пояснение для учителя.

Например, 1-е и 2-е предложения 3-го абзаца написаны научным стилем, а следующие три предложения написаны куда более свободно (вплоть до использования словечка надцатые ).

Для самопроверки

Покаюсь. Придуманный мною заголовок “разнозвучащие, но равнозначные” далек от научной непреложности. Он всего лишь силуэт, грубое очертание еще одного вида словесных взаимосвязей – явления синонимии.

Еще древние греки обратили внимание на свойство одних и тех же слов выражать одну и ту же мысль. Римляне продвинулись дальше. Они увидели в синонимах не только средство заменять одно слово другим без ущерба для смысла, но осознавали различие между ними…

И все же до сегодняшнего дня исследователи не выработали единого взгляда на синонимическую природу слова.

Одни считают синонимами слова, которые, называя одно и то же явление действительности, называют его по-разному, придают ему какие-то новые смысловые или эмоциональные оттенки.

Другие в ранг синонимов возводят только слова с цельным смысловым тождеством, такие, как бегемот – гиппопотам, языковедение – языкознание…

Надцатые полагают, что богатство синонимов – это беда языка, так как затрудняет пользование им…

Что же все-таки понимать под синонимами? – резонно спросите вы.

(Э.Варатьян. Путешествие в слово)

Понятие синонимы давно уже является предметом разнообразных лингвистических истолкований. О том, что такое синоним, какие бывают синонимы, насколько это понятие вообще реально и т.д., были высказаны в лингвистической литературе самые разнообразные, часто противоречивые соображения.

Существуют и различные определения синонимов. Синонимы определяются как слова, имеющие тождественное значение, как слова, обозначающие одно и то же понятие или же способные обозначить один и тот же предмет…

(Д.Н. Шмелев. Современный русский язык. Лексика)

Псевдотекст 2

В псевдотексте 2 переплетены строки из известного вам произведения Н.В. Гоголя и дневниковой записи А.А. Блока. “Расплетите” этот текст, предварительно ответив на вопросы.

Вопросы

1. К кому обращены разные фрагменты?

2. Какие фрагменты различаются отношением авторов к неудержимому бегу тройки?

…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? …И вот поднимается тихий занавес наших сомнений, противоречий, падений и безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной равнины? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Это – Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен – на разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные ночи с мольбой, обращенною к нам: – Полюби меня, полюби красоту мою! Русь, куда же несешься ты? Дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства… – Но нас от нее отделяет эта бесконечная даль времен, эта синяя морозная мгла, эта снежная звездная сеть. – Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукою опрокинет демонского ямщика…

Для самопроверки

…Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда же несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства…

(Н.В. Гоголь. Мертвые души)

…И вот поднимается тихий занавес наших сомнений, противоречий, падений и безумств: слышите ли вы задыхающийся гон тройки? Видите ли ее, ныряющую по сугробам мертвой и пустынной равнины? Это Россия летит неведомо куда – в сине-голубую пропасть времен – на разубранной своей и разукрашенной тройке. Видите ли вы ее звездные очи с мольбой, обращенною к нам: – Полюби меня, полюби красоту мою! – Но нас от нее отделяет эта бесконечная даль времен, эта синяя морозная мгла, эта снежная звездная сеть. – Кто же проберется навстречу летящей тройке тропами тайными и мудрыми, кротким словом остановит взмыленных коней, смелой рукою опрокинет демонского ямщика…

(А.А. Блок. Фрагмент из дневниковых записей)

Д.А. ХАУСТОВА,
школа № 553,
г. Москва

Россия Русь птица тройка Гоголь Russia Rus Ptitsa Troika Gogol

Россия Русь Птица Тройка. Русь, куда несёшься ты?Николай Васильевич Гоголь Мертвые души поэма редкое видео rare video video HD Играет замечательный актёр русского театра и кино Леонид Дьячков Leonid Diachkov

Rus RussiaPtitsaTroika. Rus’ Kuda Nesioshsia Ty?! Russian writer Nickolai Gogol "Miortvye Dushi" the end of the 11-th Chapter. rare video редкое видео video HD

Высокое культурное наследие Русского народа.

Прекрасный методический материал для занятия в школе, лицее или университете по теме

Русская литература 19 век, история России, патриотизм, любовь к родине, идеалы человека в русской культуре, свобода, воля, простор страны, будущее России. Подготовка к ЕГЭ EGE . Подготовка к поступлению в вуз, в университет.

Россия Русь Птица тройка Гоголь Мёртвые души Рахманинов 3-й концерт

Россия Русь Птица тройка Гоголь Мёртвые души Рахманинов 3 концертаудио audio mp 3 Отрывок из замечательной аудио-книги по поэме в прозе Николая Васильевича Гоголя "Мёртвые души".

К сожалению, в анотации ошибочно указано имя чтеца (якобы Михаил Ульянов, но это не Ульянов). Если кто-то узнает имя чтеца, а также музыкальное произведение и его исполнителя, которое идёт в конце аудиоспектакля, пожалуйста, напишите, кто это. Пусть будут известны имена этих прекрасных исполнителей.



Перед началом чтения и как музыкальный парафраз между частямизвучит мелодия, отрывок из Третьего концерта для фортепиано с оркестром Сергея Рахманинова. Партия фортепианогениальный пианист Владимир Горвиц. Это было одно из лучших исполнений 3 концерта Сергея Рахманинова за всю историю.

"Русь! Русь!.. Какая же непостижимая тайная сила влечёт к тебе?! Почему слышится и раздаётся немолчно в ушах твоя тоскливая, несущаяся пог всей длине и ширине твоей, от моря до моря, песня? Что в ней, в этой песне? Что зовёт, и рыдает, и хватает за сердце?!..Русь!..Какая непостижимая связь таится между нами?.."



Н. В. Гоголь . Мертвые души. Том первыйГлава одиннадцатая (где искать в тексте - это отрывок - часть предпоследнего абзаца и последний абзац 11-той главы)

Селифан только помахивал да покрикивал: «Эх! эх! эх!» — плавно подскакивая на козлах, по мере того как тройка то взлетала на пригорок, то неслась духом с пригорка, которыми была усеяна вся столбовая дорога, стремившаяся чуть заметным накатом вниз. Чичиков только улыбался, слегка подлетывая на своей кожаной подушке, ибо любил быструю езду. И какой же русский не любит быстрой езды? Его ли душе, стремящейся закружиться, загуляться, сказать иногда: «черт побери все!» — его ли душе не любить ее? Ее ли не любить, когда в ней слышится что-то востороженно-чудное? Кажись, неведомая сила подхватила тебя на крыло к себе, и сам летишь, и все летит: летят версты, летят навстречу купцы на облучках своих кибиток, летит с обеих сторон лес с темными строями елей и сосен, с топорным стуком и вороньим криком, летит вся дорога невесть куда в пропадающую даль, и что-то страшное заключено в сем быстром мельканье, где не успевает означиться пропадающий предмет, — только небо над головою, да легкие тучи, да продирающийся месяц одни кажутся недвижны. Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да долотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню — кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход — и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что-то пылит и сверлит воздух.

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный Божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земле, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы и государства.

Тройка

Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься?

«Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несешься? Дымом дымится под тобою дорога, гремят мосты, все отстает и остается позади. Остановился пораженный божьим чудом созерцатель: не молния ли это, сброшенная с неба? что значит это наводящее ужас движение? и что за неведомая сила заключена в сих неведомых светом конях? Эх, кони, кони, что за кони! Вихри ли сидят в ваших гривах? Чуткое ли ухо горит во всякой вашей жилке? Заслышали с вышины знакомую песню, дружно и разом напрягли медные груди и, почти не тронув копытами земли, превратились в одни вытянутые линии, летящие по воздуху, и мчится вся вдохновенная Богом!.. Русь, куда ж несешься ты? дай ответ. Не дает ответа. Чудным звоном заливается колокольчик; гремит и становится ветром разорванный в куски воздух; летит мимо все, что ни есть на земли, и, косясь, постораниваются и дают ей дорогу другие народы» («Мёртвые души». глава 11)