План текста — простой, сложный, тезисный. Как составить сложный план текста Составить план русскому языку пример

Имейте в виду, что большинство рабочих планов рассчитаны на определенный период времени (например 6 месяцев или 1 год).

  • На рабочем месте рабочий план помогает начальнику знать, над чем сотрудник будет работать в течение нескольких следующих месяцев. Такой план, как правило, составляют сразу после ежегодного отчета о результатах работы или перед тем, как команда приступает к большому проекту. Рабочий план может также быть результатом заседания, посвященного стратегическому планированию, которое организация проводит в начале календарного или фискального года.
  • В академической сфере рабочий план может помочь студентам создать рабочее расписание для большого проекта. Он также может помочь преподавателям спланировать материалы курса на семестр.
  • В личном проекте рабочий план поможет вам описать, что нужно делать, как вы планируете это делать и к какой дате вы планируете закончить. Персональный рабочий план, хоть это и необязательно, поможет следить за вашими целями и достижениями.

Напишите вступление и основу плана. В профессиональном рабочем плане вам нужно будет написать вступление и основу. Это даст вашему руководителю или менеджеру информацию, необходимую для внедрения рабочего плана. Написание плана и основы, как правило, необязательно для академического рабочего плана.

  • Вступление должно цеплять и быть коротким. Напомните вашему начальству, зачем вы пишете этот рабочий план. Представьте специфику проекта(-ов), над которым вы будете работать в течение этого периода времени.
  • В предпосылках нужно выделить причины, по которым вы создаете этот рабочий план. Например, изложите детали или статистику последних отчетов, выделите цели которые должны быть поставлены или составьте список рекомендаций или отчетов, полученных вами с прошлых рабочих проектов.
  • Определите цели и задачи. Цели и задачи взаимосвязаны, и оба этих аспекта указывают на вещи, которые вы надеетесь сделать в ходе выполнения рабочего плана. Однако помните также и разницу между ними; цели более общие, а задачи более конкретизированы.

  • В своем рабочем плане руководствуйтесь целями "SMART" . SMART - это сокращение, используемое отдельными личностями, которые стремятся к более реальным, практичным результатам рабочего плана.

    • Конкретика (Specific). Что именно мы будем делать и для кого? Продумайте для какого слоя населения вы будете предоставлять услуги и что конкретно вы будете делать, чтобы помочь этим людям.
    • Измеримость (Measurable). Можно ли это измерить, дать оценку? Можете ли вы подсчитать результаты? Структурировали ли вы рабочий план так, чтобы "уровень здоровья в южной Африке повысился в 2020?" или структурировали ли вы его так, чтобы "случаи ВИЧ/СПИД среди новорожденных в южной Африке уменьшился на 20 % к 2020?"
      • Помните, что основные данные должны быть исчисляемы, написаны в цифрах. Если вы не знаете коэффициент заболеваемости ВИЧ/СПИД среди новорожденных в южной Африке, будет невозможно с уверенностью утверждать, что этот уровень снизился на 20 %.
    • Достижимость (Attainable). Можем ли мы это сделать за отведенное время с учетом ресурсов, которые нам доступны? Учитывая трудности, задача должна быть реальной. Увеличение продаж на 500 % реально, только если вы представляете маленькую компанию. Для компании, доминирующей на рынке, увеличение продаж на 500 % практически невозможно.
      • В некоторых случаях нужно проконсультироваться с экспертами или знатоками, чтобы убедиться, реальны ли задачи вашего рабочего плана.
    • Актуальность (Relevant). Будет ли эта задача эффективна для желаемой цели и стратегии? Да, для общего здоровья важно измерять рост и вес старшеклассников, однако приведет ли это непосредственно к изменениям в психическом здоровье? Убедитесь, что задачи и методы четко и ясно взаимосвязаны между собой.
    • Ограниченность во времени (Time-bound). Когда задача будет выполнена и/или когда мы будем знать, что дело сделано? Установите конечную дату проекта. Обозначьте условия, что при определенном доходе, когда все результаты будут достигнуты, проект заканчивается преждевременно.
  • Создайте перечень ресурсов. Включайте все, что будет необходимо для выполнения поставленных задач и целей. В зависимости от назначения рабочего плана, ресурсы будут отличаться.

    • Например, на рабочем месте ресурсы могут включать финансовый бюджет, персонал, консультантов, здания или комнаты и книги. Детальный бюджет может быть лишним, если ваш рабочий план более формальный.
    • В академической сфере ресурсы могут включать доступ к разным библиотекам; такие материалы для исследования, как книги, газеты и журналы; доступ к компьютеру и интернету; профессора и отдельные личности, которые могут помочь вам, если у вас возникнут вопросы.
  • Выполнение этого задания предполагает:

    1) корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
    2) полноту отражения основного содержания в плане;
    3) соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    Основным условием выполнения данного задания является системное, глубокое, достаточно объемное и разностороннее знание темы, требующее привлечения обществоведческого материала, а также знаний из смежных учебных дисциплин и, по возможности, оперативных знаний, получаемых из СМИ.

    При выполнении заданий выпускникам предстоит:

    а) с одной стороны, в заданной формулировке темы обнаружить известный им содержательный материал;
    б) с другой стороны, выстроить логику презентации знания по теме в виде пунктов сложного плана;

    При составлении сложного плана можно воспользоваться следующими рекомендациями:

    1) представьте содержание обществоведческого курса, раскрывающее данную проблему;
    2) разделите это содержание на смысловые части, выделив в каждой из них главную мысль;
    3) озаглавьте каждую часть;
    4) в каждой части выделите несколько положений, развивающих главную мысль;
    5) проверьте, не совмещаются ли пункты и подпункты плана, связан ли последующий пункт плана с предыдущим, полностью ли отражено в них основное содержание темы;
    6) в случае необходимости внесите корректировки;
    7) помните, что план должен охватывать основное содержание темы;
    8) в заголовках (пунктах или подпунктах плана) нежелательно повторять сходные формулировки.

    Есть ли модель для составления плана?

    Главное – мысленно представить изученный материал и последовательно изложить содержание предложенной темы.

    Помните, что всё зависит от предложенной Вам темы. Некоторые ниже перечисленные пункты могут к каким-то темам и не подойти. Я попыталась написать только общую схему, которая сможет помочь Вам при составлении плана.

    1. Сначала необходимо обозначить предмет предложенной темы. Для этого существует несколько вариантов. Например:

    1) Что такое…
    2) Понятие…
    3) Определение…

    2. Затем, если возможно, выделите следующие моменты:

    1) Причины возникновения (появления, развития)…
    Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые причины.

    2) Подходы к определению понятия... (сущности...). Например:
    - Теории происхождения…
    - Взгляды мыслителей на…
    Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые подходы.

    3. Далее выделите характерные черты (признаки; особенности; главные элементы и т.п.)...
    Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые характерные черты (признаки; особенности главные элементы и т.п.).

    4. Функции…
    Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах, перечислив эти самые функции.

    5. Типы (виды, формы, структура, классификации, критерии, факторы)...
    Этот пункт можете детализировать в отдельных подпунктах.

    6. Значение (роль, последствия, тенденции, цель)…

    7. Особенности (проблемы, традиции и т.п.)… в современном обществе (мире).

    8. Пути решения

    Лучше детализировать в отдельных подпунктах где-то 2-4 пункта.

    Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы и раскрывают её в определённой последовательности.
    3 балла

    Формулировки плана корректны. Отдельные существенные для данной темы аспекты не нашли отражения в плане. Тема разворачивается не последовательно.
    ИЛИ
    Формулировки пунктов плана корректны. В совокупности пункты плана охватывают основные аспекты темы, но не представлены в определённой, адекватной теме, последовательности.
    2 балла

    Отдельные формулировки пунктов плана корректны. Целостного и последовательного раскрытия темы план не даёт.
    1 балл

    Формулировки пунктов плана не соответствуют теме.
    ИЛИ
    Ответ неправильный.
    0 баллов

    Примеры задания С8

    1) Вам поручено подготовить развернутый план по теме "Биологическое и социальное в человеке". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    1) Деятельность как способ человеческого бытия
    2) Специфические особенности человеческой деятельности
    3) Структура деятельности:
    а) субъект
    б) объект
    в) цель
    г) средства
    д) результат
    4) Мотивы деятельности
    5) Два основных типа деятельности
    а) практическая деятельность
    б) духовная деятельность
    6) Ведущие виды деятельности в жизни человека:
    а) игра
    б) учение
    в) труд

    2) Для выступления на семинарском занятии вам нужно подготовить развернутый ответ на тему "Межличностные конфликты и способы их разрешения". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    1) Понятие и специфические особенности межличностного конфликта
    2) Участники конфликта
    3) Причины возникновения межличностного конфликта
    4) Повод для конфликта
    5) основные концепции, раскрывающие сущность конфликта
    6) Функции конфликтов
    а) позитивные
    б) негативные
    7) Классификация межличностных конфликтов:
    а) по направленности
    б) по мотивам
    в) по последствиям
    г) по эмоциональной силе воздействия на конфликтующих
    д) по масштабу воздействия
    е) по длительности течения
    ж) по форме проявления
    з) по источнику возникновения
    8) Взаимосвязь межличностных конфликтов с другими видами социальных конфликтов

    3) Вы являетесь участником конкурса научно-исследовательских работ старшеклассников с докладом на тему "Многовариантность и движущие силы развития общества". Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

    1) Источники и движущие силы развития общества:
    а) преобразовательная деятельность людей
    б) природно-климатические условия
    в) выдающиеся личности
    2) Понятия "прогресс" и "регресс"
    3) Современные подходы к развитию общества:
    а) формационный подход
    б) стадиально- цивилизованный подход
    в) локально-цивилизованный подход
    4) Форма социального изменения:
    а) эволюция
    б) революция

    План текста – это последовательный и связный перечень основных мыслей, которые автор в нем высказывает. Он необходим школьнику для того, чтобы понять, о чем говорил автор, а также лучше запомнить все то, что изложено в его произведении. Таким образом, систематизация текстового материала является необходимостью, позволяющей ученику не только улучшить навыки работы с текстом, но и научиться лучше и быстрее понимать написанное, что поможет ему в будущем.

    Основные требования к сложному плану текста

    Чтобы составить грамотный сложный план текста, нужно понимать, каким критериям должен соответствовать результат. И первый из них – это структурированность, то есть план, как и сам текст, должен иметь начало и конец и вообще полностью соответствовать по структуре исходнику.

    Второй важный критерий касается грамотной формулировки заголовков и подзаголовков, которые должны выражать законченную мысль. В хорошем сложном плане они не повторяются и не наслаиваются друг на друга.

    Третий критерий – это информативность. Он означает, что, взяв в руки составленный план, школьник не должен испытывать затруднений при пересказе по нему текста. При этом он не должен быть чересчур общим – это сильно помешает при воспроизведении.

    И последний критерий – это последовательность, то есть все пункты и подпункты следуют в таком плане друг за другом, последовательность повествования и изложения мыслей не нарушается.

    Как составить сложный план: порядок работы

    Обращая внимание на пример сложного плана текста, составленный действительно грамотно, можно увидеть, что автор работы опирался на абзацы и выделял самые яркие из использованных в этом тексте образов. Это действительно сильно облегчает выполнение работы.

    Приступая к составлению плана, нужно прочитать текст целиком и выделить его главную мысль. После этого нужно разделить весь текст на отдельные смысловые части и придумать им соответствующие заглавия, которые и станут основными пунктами плана. После этого каждая большая часть разделяется на более мелкие по основным мыслям, которые высказывает автор. К этим частям придумываются названия, которые становятся подпунктами.

    Такие подпункты должны быть в каждом основном пункте плана и их должно быть не меньше двух.

    После этого нужно проверить, насколько удачно сформулированы пункты и подпункты – они ни в коем случае не должны быть просто цитатами из текста или выдержками из отдельных предложений. Также нужно проверить, насколько хорошо этот план отражает структуру текста и его основную мысль.

    Пример сложного плана текста

    В качестве примера можно рассмотреть план текста о феодальной раздробленности Руси, который легко найти в учебнике истории.

    1.Феодальная раздробленность: причины явления.

    а) социально-экономические предпосылки;
    б) политические предпосылки.

    2. Как развивалась Русь в период феодальной раздробленности.

    а) русские княжества и специфика их развития;
    б) культура этого исторического периода;
    в) борьба с иноземными захватчиками.

    3. Последствия феодальной раздробленности.

    а) социально-экономические последствия;
    б) политические последствия.

    По составленному таким образом плану школьник без труда может воспроизвести глазу из учебника, так что полученный навык можно и нужно использовать при подготовке к экзаменам.

    Что мы узнали?

    Составление сложного плана – это полезный навык. Он делается по определенной схеме и должен соответствовать четырем критериям. По хорошо составленному сложному плану школьник с легкостью может воспроизвести исходный текст.

    Тест по теме

    Оценка статьи

    Средняя оценка: 4.5 . Всего получено оценок: 101.

    Смысл составления плана на год – прожить год счастливее, чем без плана. План должен вести нас по пути счастливой жизни. Поддержать наш рост над собой. Расширить наши возможности и вырастить представление о себе.

    План на год – структурирует наше развитие и слегка подталкивает в спину, когда мы останавливаемся. В нём должны быть цели, достижение которых для нас значимо. Сверхценно быть эффективным, план на год служит этой задаче.

    А «держать цели в голове» – это рогатка, плавно переходящая в пульт от телика.

    Я планирую цели уже 5 лет. Чтобы убедить вас в пользе составления плана и не засорить статью, мне сложно привести не сотни, а всего один сильный аргумент. Слышал, все хотят «путешествовать и лежать под пальмой». Без работы – это скучная сказка. Так что я тружусь и живу в пальмовых странах 260 дней в году.

    План должен расширить нашу свободу , а не зажать нас в рамки старых и навязанных целей. Если наша жизнь скована: обязанность зарабатывать на жизнь или работать над чужими целями, то будет дальновиднее составить план чтобы изменить свою жизнь.

    Основные принципы планирования жизни

    На первом этапе – составляем черновой список целей. Удобно с декабря приняться собирать цели, присматриваться к ним. Можно проверить их на соответствие себе, если это вокал – пойти на пробное занятие.

    Но ещё до начала составления плана, полезно принять принципы, чтобы движение по плану было в радость:

    Источники целей

    Главный источник целей на год – наш персональный смысл жизни . Если мы его составили – на будущее нам будет намного легче: определить что для нас ценно в году, а что отбросить. Или будем исходить из идеи – чего мы хотим достичь через 5 лет. Привожу сокращённые примеры.

    Мой черновой вариант персонально смысла жизни : разобраться «Кто я?» и где нахожусь.
    Цели на год: читать книги по психологии , философии, религии. Расширять «Я» – непривычное поведение, роли, привычки, представление о себе, путешествия.


    Итоги планирования года

    Мы не знаем, что случится через год. Мы можем ошибаться по поводу своих желаний. Пример – запланировали переезд в центр города, но уехали заграницу. План не выполнился – просто мы изменились.

    На Новый Год мы составляем план. Если он будет реализован, мы будем в восторге. А не выполненный план останется в нашей голове – неприятным грузом. Поэтому хитрим.

    План на начало года – принимаем за 100%. Те 25% свободного места – заполняем новыми целями. Считаем всё исходя из первоначального плана, а дополнительные цели – как перевыполнение плана.

    План необходим, чтобы мы себя чувствовали лучше, чтобы он нас наполнял волей двигаться вперёд, а не тормозил. В жизни произойдёт на порядок больше, чем записано в плане. Не запланированные встречи с друзьями, душевные посиделки, какие-то радостные моменты. Но они не будут учтены в плане. Помните, что движение по плану – это часть жизни, а не вся жизнь.

    Значимо не правильно составить план, а значимо само планирование жизни.

    При написании изложения, изучении художественных и прочих текстов нередко требуется составить план. Информация, которая в нем содержится, помогает восстановить в памяти ключевые моменты, подробности сюжета, имена, важные факты. При наличии качественного плана работать с данными очень легко, вот только как правильно его сделать?

    Определитесь с разновидностью плана. В зависимости от формулировок, различают такие его типы:
    • тезисный – кратко отображает суть, содержит много глаголов;
    • назывной – оперирует тезисами, но в его основе лежат существительные;
    • вопросный – составляется в виде вопросов к каждой части текста;
    • план-опорная схема – состоит из наиболее информативных слов и отрывков предложений;
    • комбинированный – сочетает несколько видов плана.
    Кроме того, план может быть простым или сложным. Простой обычно имеет 3-5 пунктов, он передает содержание очень сжато. Сложный делится на пункты и подпункты, что позволяет максимально раскрыть сюжет, учесть все нюансы, а в дальнейшем отлично воссоздает полную картину текста. Чтобы составить план, нужно внимательно прочитать произведение и осмыслить его. При необходимости следует выписать имена персонажей и сложные названия. Если встретились неясные слова, обязательно узнать их значение, они могут оказаться сюжетообразующими и крайне важными. Далее разделим текст на части. Если он достаточно объемный, помогут сориентироваться названия глав. Если же план составляется к статье, можно отталкиваться от абзацев. В каждой части выделяем основную мысль. Характеризуем части лаконично, но красноречиво. Так, чтобы короткое предложение несло максимум информации и моментально вызывало в памяти яркие образы. Записываем названия пунктов. Следим, чтобы в плане не повторялись речевые обороты, используем синонимы. Проверяем, насколько точно и последовательно план передает мысль автора. Можем ли мы воссоздать текст по указанным пунктам? Не пропущена ли весомая информация? Соответствует ли план той разновидности, которую мы задали в самом начале (пункты 1 и 2)? Качество плана может существенно снизиться из-за ряда типичных ошибок:
    • пункты выглядят слишком обобщенными и не раскрывают идею, тематику произведения;
    • описания очень краткие, неинформативные или наоборот излишне объемные и детальные;
    • пункты непропорциональны, то есть одни лаконичны, другие достаточно развернуты;
    • не отображены основные структурные элементы (вступление, заключение);
    • отсутствует логика повествования;
    • смысловые фрагменты наслаиваются друг на друга в соседних пунктах.
    Рассмотрим составление комбинированного плана на примере сказки про Золушку:
    1. Нелегкая жизнь Золушки в новой семье.
    2. Сестры и мачеха собираются на бал.
    3. Явление Феи, чудесное перевоплощение.
    4. Золушка в королевском замке. Встреча с принцем.
    5. Волшебство развеивается в полночь.
    6. Поиски загадочной гости с помощью хрустальной туфельки.
    7. Встреча влюбленных.

    При составлении плана обязательно вчитайтесь в текст, выделите основные его части, придумайте названия к пунктам. При возможности задайте сложную, развернутую структуру, чтобы отобразить как можно больше информации. Проверьте работоспособность своего плана.