Презентация на тему народные ремесла. Презентация: "Народные художественные промыслы"
Цель: - познакомить учащихся с традиционными промыслами России - Городца, Хохломы, Гжели; - формирование умений различать декоративно прикладные промыслы: хохлому, гжель и городец; - развитие понимания характерных особенностей изделий различных народных промыслов. - воспитание потребности к творчеству, стремлению вносить в свою жизнь красоту: - воспитание патриотизма, гордости и толерантности к народному творчеству.
Сегодня мы начинаем большую и очень интересную тему: «Русские народные промыслы». Древнерусское искусство является предметом нашей национальной гордости. Вы познакомитесь с традиционными народными промыслами России: хохломской, гжельской и городецкой росписью.
СЛОВАРЬ Промысел – добывание, дополнительное занятие при основном. (Промысел формировался на основе тех природных материалов, которыми был богат край: мягкие породы деревьев, залежи глины, металлов, источники натуральных природных красителей - часто определяли вид ремесла). Утварь - произошло от старого русского слова утваряти (наряжать, убирать, украшать). А ныне, утварь – украшения, наряды, драгоценности, всё движимое в доме: мебель, украшения, посуда. Творчество – это создание новых по замыслу культурных и материальных ценностей. Творить – творчески создавать.,
Литература, использованная при подготовке к уроку: Василенко В.М. Народное искусство. – М., Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: кн. для учителя – М.,1985. Ожегов С.И. Словарь русского языка.- М., Даль В.И. Толковый словарь русского языка.- М., 2008
- Дымка
- Золотая Хохлома
- Живая Гжель
- Жостово
- Палех
- Проверьте себя
- Заключение
Я приглашаю всех в путешествие по России в центры народных промыслов. И сегодня я хочу воспеть и восславить
« Сердце доброе,
Щедрость да разум,
Руки искусные люда русского»
Дымка
Наши руки крендельком,
Щёки будто яблоки.
С нами издавна рядком
Весь народ на ярмарке.
Мы игрушки расписные,
Хохотушки вятские,
Щеголихи слободские,
Кумушки посадские
Золотая Хохлома
Из торгового села Хохлома разлетались жар-птицам чашки да ложки по всей земле.
Плывёт по лету Хохлома,
Расписанная очень ловко.
Не сумрак в вазах и солонках,-
Напоминает Хохлома
Родную милую сторонку,
Где рощи словно терема,
Гда резвый Керженец струится…
Как солнце в небе, Хохлома
Ясна, чиста и круглолица!
Живая Гжель
Что только не делают в Гжели: чашки, кувшины, вазы, фигурки людей и животных. Только два цвета присутствуют в росписи: белый-цвет снега, голубой-цвет неба.
«Едва ли есть земля на свете самая чистая, какова у нас гжельская, которой нигде не видел я белизною превосходнее»
М.В.Ломоносов
Жостово
Кто смел раскинуть на подносе
Такие яркие цветы?
… Из под руки, как ветерки,
Как стая ласточек взлетела,
Разбрасывая лепестки,
Кипень цветочная.
Палех
Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни её несравненное сияние.
Русские иконные края…
Палеха несломленные крылья!
… Белый храм возносится куда-то,
Мудрый, как ушедшие века!
Сколько здесь оставлено сердец,
Сколько тут написано шкатулок?!
Проверь себя
- Какие промыслы представлены в работе?
- Почему народная мудрость гласит «Не то дорого, что красно, а то дорого, что мастера доброго».
- Какие промыслы вам ещё известны?
Заключение
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронёс через столетия»
М.И.Калинин
Я надеюсь, что собранный мною материал помог вам познакомиться с народными промыслами России.
Возможно, кому-то захочется продолжить изучение ремёсел и коллекцию слайдов.
Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
Подписи к слайдам:
НАРОДНЫЕ ПРОМЫСЛЫ Воспитатель Капюченко Л.В.
ХОХЛОМА Хохлома – старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную чёрным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы, листья и ягоды.
ГЖЕЛЬ Гжель – старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли её «жгель» или «гжель». Посуду покрывали белой эмалью и расписывали в синих тонах. Позже стали расписывать фарфоровые изделия, используя для этого синий кобальт.
МАТРЁШКА Матрёшка – русская деревянная игрушка, состоящая из нескольких разрисованных кукол, вложенных одна в другую. Каждая кукла, кроме последней, раскладывается на две части. Существует несколько традиций росписи матрёшек.
ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ Городецкая роспись – русский народный промысел, зародившийся в районе города Городец. В городецкой росписи часто используются образ коня, который является символом богатства, и образ птицы – символ счастья.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА Дымковская игрушка – русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятка. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера используют яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.
ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА Филимоновская игрушка – это русская народная глиняная игрушка, которая изготавливалась в деревне Филимоново Тульской области. Главное в ней – свисток.
БОГОРОДСКАЯ ИГРУШКА Богородская игрушка – это народный промысел, который возник в селе Богородское около Сергиева Посада. Богородские мастера вырезают из дерева игрушки, которые приходят в движение при помощи веревочек, планок, пружинок. Символом этого промысла считается игрушка «Мужик и медведь»
КАРПОГОЛЬСКАЯ ИГРУШКА Карпогольская игрушка - русский художественный промысел, который был распространен в районе города Каргополя Архангельской области. В росписи современной игрушки сохранилась традиционная символика: круг и крест в различных сочетаниях как солярные знаки (символы солнца), знаки земли, огня, воды, засеянного поля, урожая, плодородия.
ПАЛЕХ Палех – русский народный промысел, который зародился в посёлке Палех Ивановской области. Палехские мастера покрывают чёрным лаком шкатулки, броши, кулоны и расписывают их.
ЖОСТОВСКАЯ РОСПИСЬ Жостовская роспись – народный художественный промысел, который зародился в деревне Жостово Московской области. Жостовские мастера расписывали металлические подносы разной формы. Роспись они делают по чёрному фону, в качестве основного мотива используют букет из садовых и полевых цветов.
Использованные источники: Ресурсы интернета
1 из 11
Презентация на тему: Русские народные промыслы
№ слайда 1
Описание слайда:
№ слайда 2
Описание слайда:
Хохлома - старинный русский народный промысел, возникший в 17 веке в Заволжье (селе Семино Нижегородской губернии). Это самый известный вид русской народной живописи. Он представляет собой декоративную роспись по деревянной посуде и мебели, выполненную красным и черным (реже зеленым) тонами и золотом по золотистому фону. При выполнении росписи на дерево наносят не золотой, а серебристый оловянный порошок. Потом изделие покрывают специальным составом и три-четыре раза обрабатывают в печи. Тогда и появляется медово-золотой цвет, благодаря которому легкая деревянная посуда кажется массивной. Традиционный хохломской орнамент - сочные красные ягоды земляники и рябины, цветущие ветки. Реже встречаются птицы, рыбы и всякие зверушки.
№ слайда 3
Описание слайда:
№ слайда 4
Описание слайда:
№ слайда 5
Описание слайда:
Матрёшка (предположительно от уменьшительного имени «Матрёна») - Русская деревянная игрушка в виде расписной куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трех и более. Почти всегда они имеют овоидную («яйцеподобную») форму с плоским донцем и состоят из двух частей - верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и желтом платке. В наше время с появлением авторского направления в искусстве создания матрёшки темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, часта тема России в образе девушки, а так же семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей, что явилось полным уходом от канона и смысла матрёшки, в основе которой всегда был образ женщины, а не мужчины.
№ слайда 6
Описание слайда:
№ слайда 7
Описание слайда:
Городецкая роспись держит свое начало от резных городецких прялок, имевших свою особенность: гребень и донце. Для украшения донец городецкие мастера пользовались своеобразной техникой - инкрустацией: фигуры вырезались из дерева другой породы и вставлялись в соответствующее по форме углубление. Вставки, сделанные из темного мореного дуба, рельефно выделяются на светлой поверхности донца. Таким образом, располагая всего двумя оттенками дерева и несложным инструментом, народные умельцы превращали поверхность доски донца в настоящую картину. Городецкие мотивы - сцены городской жизни Позже мастера для изобразительного богатства стали применять подкраску, яркое сочетание желтого цвета с темным дубом, добавление синего, зеленого, красного цветов делало донце еще более нарядным и красочным. Известным мастером инкрустированных донец с подкраской был Л. В. Мельников.
№ слайда 8
Описание слайда:
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. Расположены металлургические заводы были в Демидовых (Нижний Тагил, Невьянск, Верх-Нейвинск), и только в первой половине XIX века подносы стали изготавливать в деревнях Московской губернии - Жостове, Троицком, Новосельцеве и др. Скоро московский промысел стал ведущим. В настоящее время производство подносов с лаковой росписью сосредоточено в деревне Жостово Московской области и в Нижнем Тагиле. С первой половины XIX века мастерские по производству расписных подносов работали в нескольких деревнях Московской губернии: Осташкове, с. Троицком, Сорокине, Хлебникове и др. Жостовская фабрика ведет свое начало от мастерской (открытой в 1825 году) откупившихся на волю крестьян - братьев Вишняковых. В 1928 году несколько артелей, образованных на базе мастерских после революции, объединились в одну - «Металлоподнос» в деревне Жостово, которая в дальнейшем (1960 г.) была преобразована в Жостовскую фабрику декоративной росписи.
№ слайда 9
Описание слайда:
Название Гжель имеет балтийское происхождение, вследствие чего наиболее близкие ему топонимические параллели находятся на западе, в области балтийской гидронимии. Так, в левобережье верхнего Приднепровья находим реку Агжелка, она же Гжелка, Гжолка, Гжелька; в Смоленской области близко к рассматриваемому названию река Гжать (правый приток Вазузы), а название её притока Кзелка сопоставимо с Кжеля, наиболее ранней формой названия села Гжель (чередование ж-з в названиях Верхнего Поднепровья встречается часто). Допускается образование гидронима Гжель из балтийского gud(i)-el- (сравни др.-прусск. "кустарник"). Эта основа широко представлена в балтийской гидронимии: прусск. Gudeniten, лит. Gudelupis, латыш. Guddel, курш. Gudde и ряд других
№ слайда 10
Описание слайда:
Возникновению ремесла способствовало наличие залежей глины. Первые письменные источники о гончарном промысле относятся к 1640 году. Производство было основано в 1860-х гг. крестьянами братьями Оводовыми. Всероссийская известность пришла к нему во II половине XIX века. Преостановилось во время Первой мировой войны и в 20-е годы. С 1934 года производство возродилось на Скопинской фабрике художественных изделий. В 1969 году на базе артели «Керамик» была создана Скопинская фабрика художественной керамики, сейчас - ЗАО «Скопинская художественная керамика» и ЗАО «Скопинский сувенир».
№ слайда 11
Описание слайда:
Палех еще с допетровских времен славился своими иконописцами. Наибольшего расцвета палехское иконописание достигло в XVIII - начале XIX века. Местный стиль сложился под влиянием московской, новгородской, строгановской и ярославской школ. Кроме иконописи, палешане занимались монументальной живописью, участвуя в росписи и реставрации церквей и соборов, в том числе Грановитой палаты Московского Кремля, храмов Троице-Сергиевой лавры, Новодевичьего монастыря. После революции 1917 художники Палеха были вынуждены искать новые формы реализации своего творческого потенциала. В 1918 художники создают Палехскую художественную декоративную артель, которая занималась росписью по дереву. Родоначальниками палехского стиля являются выдающиеся деятели искусств Голиков Иван Иванович и Глазунов Александр Александрович, в московской мастерской которого и была написана Голиковым Иваном первая работа в так называемом палехском стиле. В 1923 работы были представлены на художественно-промышленной выставке в Москве и удостоены диплома 2 степени. Тогда же палешане впервые познакомились с новым материалом папье-маше, являвшимся на протяжении века основой для лаковой миниатюры Федоскина. Мастера освоили новый материал, перенеся на него традиционную для древнерусской иконы технологию темперной живописи и условную стилистику изображения. Впервые палехские миниатюры на папье-маше, выполненные по заказу Кустарного музея, демонстрировались на сельскохозяйственной выставке в 1924. 5 декабря 1924 семь палехских художников И. И. Голиков, И. В. Маркичев, И. М. Баканов, И. И. Зубков, А. И. Зубков, А. В. Котухин, В. В. Котухин объединились в «Артель древней живописи». Позднее к ним присоединились художники И. П. Вакуров, Д. Н Буторин, Н. М. Зиновьев. Уже в 1925 палехские миниатюры с успехом экспонировались на Всемирной выставке в Париже.