Презентация по дисциплине "искусство" на тему "древняя месопотамия". Художественная культура междуречья Художественная культура междуречья изобразительное искусство презентация

Слайд 1

Месопота́мия лат. Mesopotamia - «Междуре́чье»

Слайд 2

Месопотамия – страна, где возникла древнейшая в мире цивилизация, просуществовавшая ок. 25 веков, начиная с времени создания письменности и кончая завоеванием Вавилона персами в 539 до н.э.

Слайд 3

Слайд 4

Эта страна, отделенная от всей остальной Передней Азии едва проходимыми пустынями, начала заселяться ещё примерно в VI тысячелетии до н. э. В течение VI-IV тысячелетий поселившиеся здесь племена жили крайне бедно: ячмень, высеваемый на узкой полосе земли между болотами и выжженной пустыней и орошаемый нерегулируемыми и неравномерными разливами, приносил небольшие и неустойчивые урожаи. Лучше удавались посевы на землях, которые орошались каналами, отведенными от небольшой реки Диялы, притока Тигра. Лишь в середине IV тысячелетия до н. э. отдельные группы общин справились с созданием рациональных осушительно-оросительных систем в бассейне Евфрата.

Слайд 5

Жители Месопотамии

Слайд 6

Слайд 7

Религия. Религия Месопотамии во всех ее главных моментах была создана шумерами. С течением времени аккадские имена богов стали заменять шумерские, а олицетворения стихий уступили место звездным божествам. Местные боги могли также возглавить пантеон того или иного региона, как это произошло с Мардуком в Вавилоне или Ашшуром в ассирийской столице. Но религиозная система в целом, взгляд на мир и на происходившие в нем изменения мало чем отличались от первоначальных представлений шумеров. Ни одно из месопотамских божеств не было исключительным источником силы, ни одно не имело верховной власти. Полнота власти принадлежала собранию богов, по традиции избиравшему предводителя и утверждавшему все важные решения. Ничто не было установлено навечно и не считалось само собой разумеющимся. Но неустойчивость космоса вела к интригам среди богов, а значит сулила опасность и порождала тревогу у смертных.

Слайд 8

Слайд 9

Экономика. Экономика Месопотамии определялась природными условиями региона. Плодородные почвы долины давали богатые урожаи. Юг специализировался на разведении финиковой пальмы. Обширные пастбища близлежащих гор позволяли содержать большие стада овец и коз. С другой стороны, страна ощущала нехватку камня, металла, дерева, сырья для изготовления красящих веществ и других жизненно необходимых материалов. Избыток одних товаров и недостаток других привел к развитию торговых связей.

Слайд 10

В то же время всегда оставалась возможность, что события повернутся в лучшую сторону, если человек будет вести себя правильно. Храмовая башня (зиккурат) была местом, где останавливались небожители. Она символизировала человеческое стремление установить связь между небом и землей. Как правило, обитатели Месопотамии мало полагались на благоволение богов. Они старались умилостивить их, совершая все более сложные обряды.

Слайд 11

Слайд 12

Письменность и наука. Высшая власть закона была характерным признаком Месопотамии исторического периода и могла даже предшествовать ему, но эффективность законодательной деятельности связана с использованием письменных свидетельств и документов. Есть основания полагать, что к изобретению письменности древних шумеров привела в первую очередь забота о частных и общинных правах. Уже самые ранние известные нам тексты свидетельствуют о необходимости фиксации всего, будь то предметы, необходимые для храмового обмена, или дары, предназначавшиеся божеству. Такие документы удостоверялись оттиском цилиндрической печати.

Слайд 13

Древнейшая письменность была пиктографической, и ее знаки изображали предметы окружающего мира – животных, растения и т.д. Знаки образовывали группы, каждая из которых, состоявшая, например, из изображений животных, растений или предметов была составлена в определенной последовательности. Со временем списки приобрели характер своего рода справочников по зоологии, ботанике, минералогии и т.д. Поскольку шумерский вклад в развитие местной цивилизации воспринимался как весьма существенный, а после утверждения династии Аккада разговорный шумерский стал малоупотребительным, аккадцы делали все, что было в их силах, для сохранения шумерского языка. Усилия в этом направлении не прекратились падением III династии Ура и продолжались в аморитское время. В результате были созданы списки слов, многочисленные шумеро-аккадские словари и исследования в области грамматики.

Слайд 14

Слайд 15

Было много других явлений культуры, которые систематизировались благодаря письменности. Среди них особое место занимают предзнаменования, посредством которых люди пытались узнать свое будущее через различные знаки, такие, как форма печени принесенной в жертву овцы или расположение звезд. Перечень предзнаменований помогал жрецу предсказать следствия тех или иных явлений. Было распространено также составление списков наиболее употребительных юридических терминов и формул. В математике и астрономии древние месопотамцы также достигли значительных успехов. По мнению современных исследователей, система египетской математики была грубой и примитивной по сравнению с вавилонской; считается, что даже греческая математика почерпнула много полезного из достижений более ранней месопотамской. Высоко развитой областью была и т.н. «халдейская (т.е. вавилонская) астрономия».

Слайд 16

КУЛЬТУРА Сатериальная культура. Керамика постепенно совершенствовалась с точки зрения техники изготовления, разнообразия форм и орнамента, это можно проследить от древнейшей культуры джармо через другие доисторические культуры вплоть до возникновения единой технологии производства каменных и металлических сосудов. Сейчас невозможно сказать, какие важные открытия в области изготовления керамики были привнесены в Месопотамию извне. Значительным достижением было введение в употребление закрытой печи для обжига, которая позволяла мастеру добиваться более высокой температуры и легче ее контролировать и в результате получать высококачественную по форме и тщательности отделки посуду. Впервые такие печи были обнаружены в Тепе Гавре к северу от современного Мосула. В этом же поселении найдены древнейшие известные образцы тщательно изготовленных печатей-штампов.

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Месопотамия создала древнейшие известные сооружения монументальной архитектуры на севере – в Тепе Гавре, на юге – в Эриду. О высоком техническом уровне этого времени можно судить по акведуку в Джерване, длиной ок. 50 км, через который в Ниневию поступала вода. Месопотамские мастера довели работу с металлом до уровня высокого искусства. Об этом можно судить по изделиям из драгоценных металлов, замечательные образцы которых, относящиеся к раннединастическому времени, найдены в погребениях в Уре, известна также серебряная ваза лагашского правителя Энтемены.

Слайд 20

Скульптура в Месопотамии достигла высокого уровня развития еще в доисторические времена. Известны цилиндрические печати с вдавленными изображениями, прокатка которых на глине позволяла получать выпуклые оттиски. Образцами крупной формы древней эпохи являются рельефы на стеле Нарам-Суэна, тщательно выполненные портретные скульптуры правителя Лагаша Гудеа и другие памятники. Наивысшего развития месопотамская скульптура достигла в I тыс. до н.э. в Ассирии, когда были созданы колоссальные фигуры и изысканные рельефы с изображениями животных, в частности, скачущих лошадей, поражаемых охотниками диких ослов, умирающих львиц. В этот же период были изваяны великолепные рельефы, изображающие отдельные эпизоды военных действий.

Слайд 21

Слайд 22

Слайд 23

О развитии живописи известно мало. Стенопись не могла сохраниться из-за воздействия влаги и особенностей почв, но сохранившиеся образцы различных эпох показывают, что этот вид искусства был широко распространен. Великолепные образцы расписной керамики найдены, в частности, в Ашшуре. Они свидетельствуют о том, что их создатели предпочитали яркие краски.




Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.)


Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.) Статуя сановника Эбих-Иля из Мари. Середина 3-го тыс. до н.э. Лувр, Париж Адорант – статуя молящегося, ее дарили храму Инкрустированные глаза. Инкрустация – украшение поверхности изделия кусочками камня, дерева, металла и т.д., которые отличаются от нее цветом или материалом.






Шумеро-Аккадское царство (30 в. до н.э. – 20 в. до н.э.)с Стела царя Нарамсина. 23 в. до н.э. Рельеф стелы царя Аккада Нарамсина рассказывает о его победоносном походе против горного племени луллубеев. Мастеру удалось передать пространство и движение, объем фигур и показать не только воинов, но и горный пейзаж. На рельефе представлены знаки Солнца и Луны, символизирующие божеств – покровителей царской власти.






Искусство Старовавилонского царства (20 в. до н.э. – 17 в. до н.э.) Статуя молящегося – 1750 гг. до н.э. Лувр, Париж Стела вавилонского царя Хаммурапи с текстом 247 законов. Записанных клинописью. Самый древний из существующих сборников законов. Стела царя Хаммурапи из Суз. 28 в. до н.э. Лувр, Париж


Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.)






Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.) Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.)








Искусство Ассирии (9 в. до н.э. – 7 в. до н.э.) Царь Саргон II. Рельеф из дворца в Дур-Шаррукине. 8 в. до н.э. Статуя царя Ашшурнасирапала II. 883 – 859 гг. до н.э. Британский музей, Лондон Гильгамеш со львом. Рельеф ворот дворца в Дур- Шаррукине. 8 в. до н.э. Лувр, Париж




Искусство Древнего царства (28 – 22 вв. до н.э.) Лента времени (ось времени) 15 тыс. 8 тыс. 4 тыс. 2 тыс. 1 тыс тыс. 12 тыс. 18 тыс. 30 тыс г г. 3 тыс. наша эра до нашей эры каменный век бронзовый век (мегалиты) век железа (метал. оружие и ДПИ) палеолит («палеолитические венеры», изображения животных в пещерах) мезолит (сюжетные композиции, пиктограммы) неолит (керамика, петроглифы) Рождество Христово Искусство Среднего царства (21 – 18 вв. до н.э.) Искусство Нового царства (16 – 11 вв. до н.э.) Искусство Шумеро- Аккадского царства (27 – 21 вв. до н.э.) Вавилонское искусство (19 – 12 вв. до н.э.) Искусство Ассирии (9 – 7 вв. до н.э.) Искусство Нововавилонского царства (7 – 6 вв. до н.э.)


Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.) Зиккурат Этеменанки. Реконструкция. 6 в. до н.э. Этеменанки – «Дом основания неба и земли» Вавилонская башня имела грандиозные размеры = 91 х 91 м в основании и высоту 90 м или по легенде это -




Искусство Нововавилонского царства (7 в. до н.э. – 6 в. до н.э.) Ворота богини Иштар из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин Львы. Изразцовая облицовка стены тронного зала царя Навуходоносора из Вавилона. 6 в. до н.э. Государственные музеи, Берлин






Для искусства Месопотамии характерно: В культуре 1. Обожженные глиняные таблички с письменами – клинопись, предтеча греческого и др. алфавитов. В архитектуре 2. Строительный материал – глина (т.к. поблизости нет ни камня, ни дерева). 3. Арочные конструкции, сводчатые перекрытия, облицовка стен красочными изразцами. 4. Фантастические существа (над богами) – сила судьбы и рока: шеду (крылатые 5-ногие быки с человеческими головами), Ламашту (львиноголовая женщина-демон), Мушхуш или Сируш («огненно-красный» дракон бога Мардука), Анзуд (орел с львиной головой) – посредник между богами и людьми, символизирующий голос судьбы, который воплощал борьбу жизни и смерти. 5. В храмах перед статуями богов – небольшие фигурки (от 10 до 70 см) – адор Анты. Пропорции человеческого тела и портретное сходство не важны. 6. В отличие от Египта, вавилонский жрец не обещал благ после смерти, но в случае послушания обещал их при жизни.

Нажав на кнопку "Скачать архив", вы скачаете нужный вам файл совершенно бесплатно.
Перед скачиванием данного файла вспомните о тех хороших рефератах, контрольных, курсовых, дипломных работах, статьях и других документах, которые лежат невостребованными в вашем компьютере. Это ваш труд, он должен участвовать в развитии общества и приносить пользу людям. Найдите эти работы и отправьте в базу знаний.
Мы и все студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будем вам очень благодарны.

Чтобы скачать архив с документом, в поле, расположенное ниже, впишите пятизначное число и нажмите кнопку "Скачать архив"

Подобные документы

    Образование Месопотамии (междуречье Тигра и Евфрата) и ее социальное устройство. Предыстория Двуречья: шумеро-аккадская культура. Мировоззрение: культы, верования, письменность, литература и мифология. Технические достижения, строительство и архитектура.

    реферат , добавлен 29.06.2009

    Возникновение и развитие культуры Двуречья, её значение для мировой культуры. Культура Шумеро-аккадского государства: клинопись, наука, мифологические сказания, архитектура, искусство. Древний и Новый Вавилон, культура Ассирии, мифология Месопотамии.

    реферат , добавлен 01.03.2010

    Древнейшая культура народов Месопотамии: вавилоно-ассирийская, шумеро-аккадская. Расцвет городов, изобретение клинописи, летоисчисления. Культ и его особенности. Научные знания: медицина, математика, литература, развитие астрономии и астрологии.

    реферат , добавлен 17.12.2010

    Как возникла культура в Двуречье Тигра и Евфрата, основные этапы ее развития. Культура Шумера, его письменность, наука, мифологические сказания, искусство. Культура Ассирии: военное устройство, письменность, литература, архитектура, искусство.

    реферат , добавлен 02.04.2007

    Убежденность шумеров в том, что они созданы богами для того, чтобы приносить им жертвы и работать на них. Развитие религии и мифологии в Месопотамии. Письменность, литература и наука, первые шумерские иероглифы. Архитектурные формы шумерского зодчества.

    реферат , добавлен 18.01.2010

    Расцвет культуры и искусства Месопотамии во время существования Ассирийской державы. Господствующая роль религии в идеологической жизни Древней Месопотамии. Роль письменности в становлении культуры древнего общества. Упадок месопотамской цивилизации.

    презентация , добавлен 06.04.2013

    Зарождение культур Месопотамии и Руси. Религиозные факторы формирования культуры Месопотамии и Киевской Руси. Образование и наука. Литература. Летописи–особый жанр древнекиевской литературы. Архитектура. Особенности искусства Ассирии и Киевской Руси.

    контрольная работа , добавлен 24.12.2007

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Древняя Месопотамия (Междуречье, Двуречье) В плодородной долине между рек Тигр и Евфрат в IV – I тыс. до н.э. сформировались такие крупные города-государства, как Шумер, Аккад, Вавилон, а также Ассирийская держава. Здесь на протяжении веков в результате многочисленных кровопролитных войн возникали и гибли государства, сменяли друг друга народности, распадались и вновь возникали древние сообщества. Здесь жили народы высокой культуры, которым мы обязаны основами математических знаний и делением часового циферблата на 12 частей. Здесь научились с большой точностью вычислять движение планет, время обращения Луны вокруг Земли.

2 слайд

Описание слайда:

Древние дворцы Ниневии, столицы, построенной ассирийским царем А ш ш у р н а с и р п а л о м II в IX в. до н.э. Богатейшая мифология народов Междуречья оказала огромное влияние на культуру Европы и Азии. Впоследствии некоторые их легенды стали частью Библии и даже скандинавских саг. В Месопотамии умели возводить высочайшие башни, осушали болотистую местность, прокладывали каналы и орошали поля, сажали прекрасные сады, изобрели колесо, гончарный круг, строили корабли, изготавливали из меди орудия труда и оружие.

3 слайд

Описание слайда:

Мелкие города-государства с прилегающими к ним землями имели своего владыку и покровителя – какое-либо божество плодородия, входившее в многочисленный пантеон богов. В отличие от Др. Египта, человек Др. Месопотамии не слишком беспокоился о загробной жизни, гораздо больше его прельщали сиюминутные радости земной жизни. Богиня плодородия, кормящая козлов. 14 век до н.э.

4 слайд

Описание слайда:

Возникновение письменности К III тыс. до н.э. в южной долине Междуречья образовалось город-государство Шумер. В историю шумеры вошли, прежде всего, благодаря изобретению письменности, которая возникла здесь примерно на 200 - 300 лет раньше, чем в Др. Египте. Культура древней Месопотамии известна благодаря древним глиняным таблицам с клинописью.

5 слайд

Описание слайда:

В Месопотамии существовали школы для писцов – эддубба, что означало «дом табличек». По сохранившимся глиняным табличкам мы можем судить как строился учебный процесс. Учителя держали учеников в строгости и повиновении. Об этом нам рассказывают многочисленные древние жалобы, оставленные на табличках воспитанниками.

6 слайд

Описание слайда:

«В доме табличек надсмотрщик сделал мне замечание: «Почему ты опоздал?» Я испугался, сердце моё бешено заколотилось. Подойдя к учителю, я поклонился до земли. Отец дома табличек выпросил мою табличку, он был ею недоволен и ударил меня. Потом я усердствовал с уроком, мучился с уроком… Классный надсмотрщик приказал нам: «Перепишите!» Я взял свою табличку в руки, писал на ней, но было на табличке и то, чего я не понимал, чего не мог прочесть… Судьба писца мне опостылела, Судьбу писца я возненавидел! (перевод Л. Шаргиной)

7 слайд

Описание слайда:

В г. Неневии была обнаружена библиотека царя А ш ш у р н а с и р п а л а (669 – ок. 633 г. до н.э.), насчитывавшая более 30 тыс. табличек. Священная табличка Урнана.

8 слайд

Описание слайда:

Выдающийся памятник литературы «Эпос о Гильгамеше» (« О всё видавшем») III тыс. до н.э. – правителе шумерского города Урука - сохранился на глиняных табличках, дотируемых началом II тыс. до н.э. «Гильгамеш, куда направляешься ты? Жизни, которой ты так добиваешься, ты никогда не сможешь достичь. Потому что, когда боги создавали человека, они вселили в него смертность, оставив бессмертие самим себе. Гильгамеш, наполняй свое чрево, веселись денно и нощно, пусть дни твои будут полны веселья…»

9 слайд

Описание слайда:

Архитектура Месопотамии Самыми заметными произведениями архитектуры Месопотамии являются храмы и дворцы. Самые ранние из храмов учёные относят ещё к 4-3 тысячелетиям до нашей эры. Это были з и к к у р а т ы, что в переводе значит «святая гора». В Междуречье не придавали столь великого значения, как в Египте, погребальным сооружениям, так как население не находило связи между бессмертием и сохранностью тела умершего.

10 слайд

Описание слайда:

Из-за того, что на этих землях было недостаточно дерева и камня, храмы возводились из непрочного кирпича-сырца и в условиях повышенной влажности требовали постоянного обновления. Традиция не менять место и строить «жилище бога» на одной и той же платформе обусловили появление з и к к у р а т а – многоступенчатого храма, состоящего из поставленных друг на друга кубических объёмов, причём, каждый последующий объём был по объёму меньше предыдущего. На верхней площадке з и к к у р а т а располагалось святилище, в нём помещалась статуя божества. Простые люди никогда не допускались в святилище, там могли находиться только цари или жрецы, наблюдавшие за небесными светилами.

11 слайд

Описание слайда:

Наибольшую известность приобрёл зиккурат бога Луны в Уре (современный Ирак). Частые, а временами катастрофические подъёмы грунтовых вод на поверхность и песчаные бури заставляли строить сооружения на высоких платформах с лестницами или пологим въездом – пандусом.

12 слайд

Описание слайда:

13 слайд

Описание слайда:

Города занимали площадь 2-4 кв. км и насчитывали не один десяток тысяч жителей. В центре города помещался храмовый комплекс, обнесённый стеной, с зиккуратом, воздвигнутым в честь бога - покровителя города. Здесь же находились дворец царя или правителя и основные государственные хозяйственные строения. Остальная часть города была занята жилыми домами и иными постройками, между ними располагались небольшие храмы менее важных божеств. Дома стояли вплотную друг к другу, образуя извилистые улицы шириной 1,5-3 м. На берегу реки либо канала, около которых вырос город, находилась гавань, где стояли купеческие корабли. На площади, примыкавшей к гавани, шла бойкая торговля. Жизнь горожан была сосредоточена вокруг многочисленных храмов и дворцов.

14 слайд

Описание слайда:

15 слайд

Описание слайда:

3иккурат Э т е м е н н и г y р у в Уре До нашего времени сохранилось очень немного архитектурных сооружений Месопотамии. Чаще всего это лишь фундаменты зданий. Строились они из необожжённой глины-сырца и в условиях повышенной влажности быстро разрушались. Не пощадили их и многочисленные войны.

16 слайд

Описание слайда:

Важнейшим архитектурным достижением Месопотамии стало изобретение сводчато-арочной конструкции. Ворота богини Иштар были построены по распоряжению царя Навуходоносора, правителя Др. Вавилона в VI в. до н. э. . Они являют собой огромных размеров полукруглую арку, по сторонам ограниченную высокими стенами. Они выходили на Дорогу Процессий и были сложены из кирпича, покрытого белой, черной, голубой и жёлтой глазурью. Необыкновенной красоты барельефы, изображающие животных, украшали стены ворот и Дороги Процессий. На стенах ворот перемежающимися рядами были изображены быки и сирруши (драконы). В общей сложности на воротах было изображено около 575 животных.

17 слайд

Описание слайда:

В 1930-х годах ворота Иштар и Дорога Процессий были реконструированы в Берлине в Пергамском музее. Восстановленные ворота имеют высоту 14 метров и длину 10 метров. В Ираке была построена копия ворот при входе в музей, который так и не был достроен до конца.

18 слайд

Описание слайда:

Висячие сады Семирамиды - одно из Семи чудес света. Правильное название этого сооружения - Висячие сады А м и т и с: именно так звали жену вавилонского царя Навуходоносора, ради которой сады были созданы.

19 слайд

Описание слайда:

Навуходоносор приказал своим воинам выкапывать все неизвестные растения, встречавшиеся им во время военных походов, и немедленно доставлять в Вавилон. Не было караванов или судов, которые бы не привозили сюда из дальних стран всё новые и новые растения. Так в Вавилоне вырос большой и разнообразный по составу сад – первый ботанический сад на свете. Там были миниатюрные речки и водопады, на маленьких прудах плавали утки и квакали лягушки, пчёлы, бабочки и стрекозы перелетали с цветка на цветок.

20 слайд

Описание слайда:

Само название чуда - Висячие Сады - вводит нас в заблуждение. Сады не висели в воздухе. Сады были, скорее, не висячими, а выступающими. В архитектурном плане сады представляли собой пирамиду, состоявшую из четырёх ярусов-платформ. Их поддерживали колонны высотой до 25 метров. Пирамида напоминала вечноцветущий зелёный холм. В полости колонн помещались трубы. День и ночь сотни рабов вращали подъёмное колесо с кожаными ведрами, подавая воду из Евфрата в сады.

21 слайд

Описание слайда:

Висячие сады просуществовали около двух столетий. Сначала перестали ухаживать за садом, затем мощные наводнения разрушили фундамент колонн, и все сооружение рухнуло. Так погибло одно из чудес света. Современные археологи всё ещё стараются собрать достаточно подтверждений перед тем, как сделать конечные выводы о местоположении Садов, их системе орошения и об истинных причинах их появления и исчезновения.

22 слайд

Описание слайда:

Слегка приоткрыть тайну существования грандиозного памятника инженерной мысли удалось лишь в 1898 г. благодаря раскопкам Роберта Кольдевея. При раскопках он обнаружил сеть пересекающихся траншей близ иракского города Хилле (в 90 км от Багдада), в срезах которых и сейчас видны следы полуразрушенной кладки. Сейчас туристам, приезжающим в Ирак, предлагают посмотреть на развалины, оставшиеся от Садов, но эти обломки вряд ли могут впечатлить.

23 слайд

Описание слайда:

Изобразительное искусство Изобразительное искусство Месопотамии представлено, главным образом, рельефами и мозаикой, которые украшали внутренние парадные залы храмов и дворцов.

24 слайд

Описание слайда:

Значительная их часть посвящена жизни царей и их приближённых. Главное место занимают темы торжественных процессий. Штандарт Ура 3 тыс. до н.э.

25 слайд

Описание слайда:

Крылатый бык Ш е д у из дворца С а р г о н а II. Барельеф В аккадской мифологии были добрые демоны шеду - крылатые быки (или львы - ламассу) с мужскими головами, украшенными типичными для ассирийской и иранской культуры прямоугольными бородами. Основной функцией шеду была защита жилища. Около дверей обычно ставились две небольшие фигуры шеду (либо под порог закапывалась глиняная табличка с их изображением). Входы в города охраняли статуи колоссального размера, украшенные заклинательной резьбой. Борода отождествлялась с умом.

26 слайд

Описание слайда:

Изразцы Дороги Процессий Благодаря технике эмалированного кирпича, древняя живопись Месопотамии выглядела реалистично и эффектно. Структура кирпича дала возможность строить огромные стены, на которых изображали священные эмблемы, зооморфные фигуры и другие мотивы. Кирпичи могли окрашиваться в разные цвета, а некоторые части рисунка делались объёмными.

КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

НИКИТИНА Ю.И.


Шумеро-аккадская культура XXVII–XX вв. до н. э.

  • Архитектура
  • Создаются многочисленные храмы, украшенные произведениями скульптуры и живописи. Распространяется уникальный тип культовых построек – зиккурат. Памятники эпохи: «царские гробницы» в Уре, подземные и надземные усыпальницы царей, овальный храм в Хафафже, дворец «А» в Кише с колонным залом и стенной мозаикой.

Религия и письменность

Религиозная система основана на поклонении сложному пантеону богов и обожествлении власти царя. Распространяются различные типы письма: рисунчатое и клинописное. Таблички с клинописью представляют из себя учебные тексты, списки богов, математические задачи, перечень лекарственных трав, литературные каталоги. Сохранился древнейший свод законов (2112 г. До н. э.) Ур-Намму.


Искусство

Впервые в украшении зданий применены круглая скульптура и рельеф. Сохранились стелы царя Эанатума с рельефными изображениями и царя Нарамсуэна со спиралевидным снизу вверх изображением, скульптурные медные и каменные портреты правителей, шедевры ювелирного искусства из сердолика, лазури и золота.


Ассиро-вавилонская культура XIX–VII вв. до н. э.

  • Архитектура
  • К памятникам эпохи относятся: дворцовохрамовый комплекс и зиккурат в Мари, храм Караиндаша в Уруке, храм Иштар, архитектурный комплекс дворцакрепости Саргона II.

Религия, наука, литература

Шумерская письменность распространяется по всей Передней Азии. Аккадское письмо переживает свой расцвет. Сохранились ассирийские записи литературного вавилонского канона «Нисхождение Иштар», эпос о Гильгамеше, кодекс законов Хаммурапи, первые астрономические тексты. Создаются частные, храмовые и казенные школы. В VII веке до н. э. были написаны анналы – первые летописи. Была собрана библиотека Ашшурбанипала в Ниневии.


Искусство

Памятники эпохи: стела царя Хаммурапи с рельефными изображениями царя и бога солнца и правосудия Шамаша, глиняные статуэтки личных божеств и гениев – хранителей дома, росписи дворца в Мари с попыткой перспективного изображения), статуи крылатых быков и львов (5,5 м) у дворца Саргона II. Было предпринято функциональное соединение архитектуры и скульптуры в статуе богини Иштар (полая статуя соединена с водой канала).


Культура Нововавилонского царства VII–VI вв. до н. э.

Архитектура Из памятников эпохи сохранились: архитектурный ансамбль Вавилона (10 кв. км), три дворца Навуходоносора, облицованные глазурованным кирпичом, «висячие сады» Амиты – жены Навуходоносора, храмовая башня «Эсагилы» – семиярусный зиккурат, т. н. Вавилонская башня, храмовый комплекс Изиды, «Ворота Иштар» – 4 башни с арками.


Религия, литература, наука и техника

Создано арамейское алфавитное письмо из 20 знаков. Проведены социальнорелигиозные реформы Набонида. Организована астрономическая регулярная служба. Сооружен 400-километровый канал Паллуката между Тигром и Ефратом.


Искусство

Сохранились рельефные изображения животных и фантастических существ из глазурованного кирпича. Был создан музей Навуходоносора с коллекцией произведений искусства. Совершенствовалась глиптика – искусство резьбы на драгоценных и полудрагоценных камнях.


Пантеон вавилонских Богов (в скобках указан шумерский вариант имени)

Ану (Ан) - Бог Неба, отец богов Эллиль (Энлиль) - Бог Земли и воздуха, властитель плодородия и судеб людей, наслал Всемирный Потоп Эйя (Энки) - Бог водной стихии, покровитель ремесла и мудрости, создал людей Шамаш (Уту) - Бог солнца, правды и справедливости Син (Нанна) - Бог Луны Иштар (Инанна) - Богиня любви, плодородия, войны, дочь Сина