Установка объектива canon. Использование советских объективов на бюджетных зеркальных камерах Nikon

Я писал об особенностях использования объективов, рассчитаных на большой формат кадра на цифровых камерах. Теперь поговорим о практической части.

Как установить такой объектив большого формата на цифровую камеру

Все сводится к тому, что нужно обеспечить объективу большой рабочий отрезок, а также фокусировочный механизм. Ну и третья задача это закрепить такой объектив.

Настройка рабочего отрезка
Чтобы обеспечить большой рабочий отрезок существует несколько способов. Это специальный фокусировочный геликоид, их как правило делали для макросъемки, но еще я встречал специально для установки объективов большого формата на средний и малый форматы. Если нужной длинны не достаточно, можно ее увеличить за счет макроколец.

Объектив Dagor 150 mm 6,7 присоединенный к фотоаппарату Nikon посредством макроколец и геликоида

Также эту задачу можно решить с помощью макромеха. И я встречал такие решения в Интернете. Но мне больше нравится геликоид, возможно потому, что он у меня есть.

Фокусировка с помощью макромеха.

Как правило чем больше формат, на который расчитан объектив, тем длиннее рабочий отрезок. Так, в некоторых объективах, рассчитанных на формат 18х24 см, рабочий отрезок составляет больше 30 см. А для формата 9х12 большинство около 10 см.

Крепление объектива

Закреплять объектив приходится всеми доступными методами. Старые объективы часто имеют нестандартную резьбу. Тут уж как смекалка сработает. Те объективы что имеют малые габариты, я прикрепил к геликоиду, вырезав шайбу из пластмассовой пробки для 20 литровой бутылки. Таким способом мне удалось прикрепить несколько объективов для формата 9х12 см.

Самодельное крепление, из пробки для бутылки, надевающееся на геликоид

Если диаметр задней линзы большой, то нужно искать другие способы. Некоторые объективы пришлось прикреплять изолентой, поскольку лучшего ничего не мог придумать.

Использование бленды
Еще хочу отметить, что нужно позаботиться о бленде. Ее можно изготовить из пластмассовой трубки подходящего диаметра. Для уменьшения засветток ее можно обклеить изнутри бархатом или покрыть матовой краской.

Объектив для формата 9х12 см, с прикрепленной пластмассовой трубкой, которая выполняет роль бленды. Она держится на силе трения.

Как видим, присоединить объектив с большого формата на цифровую камеру дело нехитрое. Здесь не нужно проводить сложные операции по укорачиванию заднего отрезка, а наоборот нужно удлиннить его. Немножко инженерной мысли и все получится.

О совместимости камер и объективов различных фотографических систем

Цель этой статьи - разобраться, какие объективы сторонних производителей возможно установить на ту или иную камеру без применения адаптеров с оптическими элементами, не жертвуя при этом возможностью фокусироваться на бесконечность. Мы остановимся на некоторых характеристиках объективов и камер, которые непосредственно влияют на возможность применения "неродной" оптики.

Прежде всего, надо определиться с понятиями... Помимо оптических характеристик объектива, таких как фокусное расстояние и максимальное относительное отверстие (максимальная диафрагма), очень важными, с точки зрения возможности установки какого-либо "неродного" объектива на камеру, являются ещё три характеристики. Первая из них - это рабочий отрезок объектива и камеры, вторая - задний отрезок объектива, и третья - это площадь покрытия объектива (или, что по сути тоже самое - формат кадра камеры). Мы не рассматриваем в этой статье ещё одну характеристику - диаметр посадочного байонета (или резьбы) объектива, поскольку если в продаже имеется готовый адаптер-переходник с одной фотографической системы на другую, а мы будем ориентироваться именно на те адаптеры, которые можно просто купить в фотомагазинах или через интернет, то эта характеристика в таком переходнике уже учтена. К примеру, на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha) можно установить объективы с резьбовым креплением М42х1, но вот какой-либо байонетный объектив от узкоформатных систем (Canon FD, Olympus OM, Nikon F, ...) "прикрутить" не получится именно из-за нехватки места по диаметру посадочного отверстия. Вопросов по какой-либо механической доработке того или иного объектива, связанных с его разборкой и переделкой мы касаться не будем, потому как подобное вмешательство требует определённых навыков и специальных инструментов. Вся информация, приведённая в этой статье подразумевает, что объектив устанавливается на камеру без какого-либо вмешательства в его конструкцию. Что касается особенностей использования конкретных адаптеров-переходников, то с ними Вы можете ознакомиться на страницах и .

Рабочий отрезок камеры и объектива

Рабочим отрезком камеры или объектива называют расстояние от опорной поверхности объектива (камеры) до светочувствительного элемента (плёнки или цифровой матрицы). Рабочий отрезок для всех камер и объективов одной фотографической системы всегда остаётся неизменным. Измерять рабочие отрезки принято в миллиметрах с точностью до сотых долей.

Теперь остановимся подробнее на рабочем отрезке и на том, как его величина влияет на выбор того или иного объектива. В конце этой статьи приведена таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем, как самых современных, так и снятых с производства. Все они расположены по мере увеличения рабочих отрезков. Таблица даёт представление о том, какой объектив можно использовать в той или иной фотографической системе без применения адаптеров с оптическими элементами, а какой установить вряд ли получится (а если и получится, то с определёнными ограничениями).

Если интересующий Вас "неродной" объектив относится к фотографической системе, находящейся в таблице ниже, чем камера, на которую Вы хотите его поставить, и его рабочий отрезок хотя бы на миллиметр-полтора больше рабочего отрезка камеры (это расстояние нужно для установки адаптера, который тоже имеет некоторую толщину), то в этом случае, практически наверняка, Ваши эксперименты увенчаются успехом и подобный адаптер Вы без труда найдёте в продаже (но есть и исключения, о которых будет рассказано далее в этой статье). Если система, к которой принадлежит Ваш объектив находится выше системы Вашей камеры, то такой объектив установить не получится (или надо будет изрядно потрудиться). По сути, его надо будет при установке заглубить в камеру, а про небольшой зазор, необходимый для того, чтобы ещё и адаптер-переходник уместился и говорить не приходится - для него просто не остаётся места.

Рисунок, поясняющий такие понятия как рабочий и задний отрезки объектива.

В этом случае придётся либо переделывать хвостовик объектива (что всегда довольно проблематично, а чаще вообще не представляется возможным), либо использовать для установки на камеру адаптер-переходник с оптическим элементом (но это уже нарушает "чистоту эксперимента", потому как любая линза между объективом и светочувствительным элементом в значительной степени изменяет оптическую схему объектива и привносит определённые искажения, о чём Вы можете прочесть и убедиться воочию на страничке ), либо использовать объектив без возможности фокусироваться на бесконечность (такой вариант вполне приемлем для съёмки портретов, натюрмортов или для макросъёмки).

Задний отрезок объектива

Задний отрезок - это расстояние от внешней поверхности последней линзы объектива (или от самой выступающей задней части объектива) до светочувствительного элемента. Всё дело в том, что конструктивно последняя линза объектива может находиться как довольно глубоко в самом объективе (что характерно для объективов теледиапазона), так и достаточно сильно выступать за его пределы (такая конструкция присуща широкоугольной оптике). А потому, задний отрезок у объективов различных конструкций может варьировать в довольно широких пределах.

Широкоугольный объектив Юпитер-12 (35mm/2.8) для дальномерных камер с байонетом Contax/ Киев с далеко выдающимся назад блоком линз. Устанавливать подобные объективы на зеркальные камеры категорически не рекомендуется воизбежании заклинивания зеркала.

В том случае, когда последняя линза заглублена в объективе, никаких проблем с использованием такого объектива с адаптером на "неродной" камере не возникает. Но вот когда задняя линза значительно выступает за габариты байонета, могут возникнуть определённые проблемы. К примеру, некоторые широкоугольные объективы для дальномерных камер конструктивно сделаны так, что практически весь линзблок выступает за задние габариты объектива, а спереди остаётся лишь его небольшая часть. При установке на камеру, бо льшая часть линзблока такого объектива оказывается внутри камеры. Но для "дальномерок" это не является чем-то экстраординарным. У них нет поднимающегося зеркала, а значит и выступающие внутрь камеры линзы никак не мешают затвору. Не возникнет проблем и с установкой такого объектива на современные беззеркальные камеры (лишь бы задняя линза не упёрлась во внутреннюю поверхность адаптера, в шторки или лепестки затвора) . Другое дело - зеркальные камеры. Во время срабатывания затвора сначала поднимается зеркало, а уж потом начинают движение шторки затвора. И тут может возникнуть проблема - не исключено, что зеркало при подъёме просто упрётся в эти самые выступающие линзы. Этого ни в коем случае допускать нельзя, потому что извлечь объектив без негативных последствий для него и для зеркала камеры не получится! Одним словом, и рабочий, и задний отрезки необходимо учитывать при выборе "неродного" объектива.

Площадь покрытия объектива или формат кадра

Площадью покрытия объектива называют круг определённого диаметра, в который можно вписать кадр фотографического изображения без значительного в углах. Диаметр этого круга будет равен диагонали кадра, используемого в фотографической системе. В реальности объектив должен покрыть площадь прямоугольника или квадрата, для систем использующих квадратный кадр, которые называются форматом кадра . В дальнейшем мы будем использовать термин формат кадра для характеристики площади покрытия объективов той или иной фотографической системы. различных фотографических систем Вы можете посмотреть в таблице на этой странице.

Что самое важное в этой характеристике для нас? Если формат кадра "неродного" объектива больше или равен формату кадра камеры, на которой мы хотим его использовать, то такой объектив, в большинстве случаев, установить получится. Да и с приобретением адаптера-переходника проблем не возникнет - современная промышленность наверняка давно такие адаптеры производит. Если же формат покрываемого кадра объектива меньше, чем формат кадра камеры, то на снимках мы получим либо сильно по углам изображение, либо кадр с круглой картинкой в центре и совершенно чёрный по всему остальному полю. На наш взгляд, целесообразность использования такого объектива весьма сомнительна, за исключением тех случаев, когда относительно приемлемое и применяется, как художественный приём.

может проявляться в разной степени для различных объективов, даже если они рассчитаны на один и тот же формат кадра. Всё определяется конструктивными особенностями и, в немалой степени, фокусным расстоянием объектива. гораздо более выражено у широкоугольной оптики и в меньшей степени проявляется у объективов теледиапазона. Так что, перед приобретением объектива, формат кадра которого меньше формата кадра камеры, на которую Вы хотите его поставить, обязательно убедитесь в том, что Вас полностью устраивает конечный результат! Обязательно сделайте несколько контрольных снимков, внимательно их рассмотрите и только после этого принимайте окончательное решение о покупке.

Примерно так выглядит кадр, снятый "кропнутым" объективом на цифровую камеру с Full Frame матрицей или на плёночную камеру с форматом кадра 24 х 36 mm .

С связано и ещё одно, довольно актуальное сегодня понятие - это "обратная совместимость" оптики внутри одной фотографической системы. Правильнее было бы сказать "обратная несовместимость"... В настоящее время Canon, Nikon, Pentax и Sony производят цифровые зеркальные камеры с матрицами APS-C формата и объективы, рассчитанные на работу с этими матрицами. Трое из них - Canon, Nikon и Sony, - выпускают ещё и камеры с матрицами Full Frame и широкий ассортимент полноформатной оптики к ним . Pentax для своих плёночных камер также выпускала много хороших полноформатных объективов. Так вот... Если Full Frame объектив с успехом можно использовать на камерах как с матрицами APS-C так и Full Frame форматов, то объектив, предназначенный для камер с матрицами APS-C формата (в просторечьи - "кропнутый") можно использовать только на них самих или на камерах с ещё меньшим форматом кадра (Olympus 4/3, Nikon 1, Sony NEX, ...) . "Кропнутые" объективы не рассчитаны на покрытие полноформатного кадра. (Но, как и в любом правиле, есть и приятные исключения. Nikon, к примеру, на своих "топовых" цифровых Full Frame камерах, таких как Nikon D3X , Nikon D4, Nikon D800/810 или Nikon D850 предусмотрел возможность установки "кропнутой" оптики. Камера, в случае установки на неё "кропнутого" DX- объектива, автоматически переключается в режим использования не всей площади матрицы, а лишь её части, равной по площади кадру APS-C формата.)

Выводы

Итак... Подведём итоги и конкретизируем всё выше описанное для некоторых, наиболее популярных на сегодняшний день фотографических систем. Начнём со среднеформатных камер (мы объединили их в один раздел) и закончим беззеркалками форматов Micro 4/3 , Sony Alpha NEX и Nikon 1 .

Среднеформатные камеры. Мы не будем рассматривать совершенно экзотические случаи - как, к примеру, установить объектив от Mamiya RB67 на Hasselblad (вряд ли такое придёт кому-то в голову), а остановимся на вполне реальных и прагматичных примерах, которые фотографы давно используют в своей практике. Начнём с актуальных для России, ввиду их широкой распространённости, объективов для камер Киев 88 и Салют. Крепление объективов на этих камерах осуществлялось при помощи многозаходной резьбы. Обозначалось такое крепление буквой "В" ("винтовое" крепление). Объективы с байонетом "В" с успехом можно использовать на камерах с другим креплением, применявшимся на советских среднеформатных камерах, и обозначавшимся буквой "Б" ("байонетное" крепление с накидным кольцом). Это камеры Киев 6, Киев 6С, Киев 60 и более поздние Киев 88СМ (он же Hartblei) и Arax, являющийся по сути тем же самым Киевом 88СМ, но подвергшимся некоторой модификации и доводке. В мире такое крепление объектива больше известно под маркой , потому как впервые было использовано именно на камерах этой фирмы. Отметим, что весь ассортимент советских объективов для среднеформатных камер отечественного производства выпускался как с креплением "В" так и с креплением "Б", что, как правило, было отражено в названии объектива (к примеру, Вега-12В или Вега-12Б). Поэтому не имеет особого смысла приобретать советский объектив с креплением "В", если Вы хотите использовать его, например на Киеве 60 или Pentacon Six, чтобы потом через переходник приспосабливать его к аппарату. Гораздо проще поискать такой советский объектив уже с нужным байонетом "Б". Тем более, что цены на идентичные объективы, но с разным креплением примерно одинаковы. Исключение составляет один единственный объектив, выпускавшийся только с креплением "В" - это Индустар-29 (80mm/2.8). Им комплектовались самые первые советские среднеформатные зеркальные камеры Салют и Салют С. Этот объектив достоин внимания по двум причинам. Во-первых потому, что это первый серийный советский объектив для среднеформатных зеркалок, а во-вторых потому, что он выполнен по схеме классического четырёхлинзового Tessar"а (все советские Индустары - это ни что иное как Tessar"ы). Впоследствии Индустар-29, на выпускавшихся серийно среднеформатных камерах, был заменён на Вегу-12 (90mm/2.8), а ещё позже на Волну-3 (80mm/2.8). Но эти объективы имели уже иные, более сложные оптические схемы шестилинзовых Planar"ов.

Но куда более широкие возможности в использовании "неродных" среднеформатных объективов предоставляют камеры Pentax 645 и Mamiya 645. Через соответствующие адаптеры-переходники, которые имеются в продаже, на эти камеры можно без ограничений устанавливать как среднеформатные объективы советского производства с креплением "В" и "Б", так и великолепную и очень качественную оптику Carl Zeiss Jena производства ГДР с байонетом (он же "Б"). На Pentax 645 отлично "садятся" и объективы от Pentax 67 . Причём на рынке имеются адаптеры производства как самой Pentax , так и более дешёвые от сторонних производителей.

Nikon. Среди камер с форматом кадра 24 х 36 mm (и APS-C) , у самый большой рабочий отрезок - 46.50 mm. Поэтому начнём с него. (Мы намеренно пропускаем такие системы как Praktina, Contax N и Leica R. Первые две по причине неактуальности этих камер на сегодняшний день. Praktina - это вообще большая редкость на нашем рынке. Камеры Contax в России встречаются не намного чаще Praktina . Что же касается Leica R, то обладатели этих камер вряд ли будут пытаться что-либо к ним прикрутить "неродное" - не тот уровень!)

Сначала разберёмся с совместимостью внутри самой системы . На сегодняшний день - самая универсальная система, в смысле совместимости оптики и аксессуаров внутри одной фотографической системы. Всё дело в том, что , за всё время производства зеркальных камер, ни разу принципиально не менял байонет крепления оптики. Впервые байонет был применён на одноимённой зеркальной камере в апреле 1959 года и, без существенных изменений, благополучно дожил до наших дней и используется на современных цифровых зеркальных камерах Full Frame и APS-C форматов.

За столь длительный период производства зеркальных камер и оптики к ним, компания создала огромное множество прекрасных объективов. Со временем менялся способ переноса значений диафрагмы в камеру (подробнее об этом Вы можете ознакомиться на страничке в разделе "Объективы/ Nikon " ), но байонет принципиально оставался неизменным. А значит и практически все ранее выпускавшиеся объективы с байонетом , без каких-либо адаптеров можно установить на современные цифровые зеркалки. Исключение составляют только самые ранние версии объективов, так называемые Non-AI (или Pre-AI) , выпускавшиеся для камер и первых версий камеры . Диаметр корпуса этих объективов в том месте, где закреплён байонет, больше, чем у всех последующих поколений Nikkor" ов, а значит установке такого объектива будет мешать поводок кольца переноса значений диафрагмы, который применяется на камерах начиная с (причём на самом эти объективы можно применять без каких-либо ограничений, так как на этих камерах есть возможность отвести поводок переноса значений диафрагмы в сторону) . Более подробно о том, на каких камерах можно использовать объективы Non-AI, а на каких нет, мы обсудим в статье, посвящённой .

Следующее поколение оптики от - это неавтофокусные объективы AI и AI-S. Они "садятся" на современные цифровые и плёночные зеркалки от практически без каких-либо ограничений. Естественно, что какие-то функции на определённых камерах будут поддерживаться, а какие-то нет, но установить объектив можно на любую современную зеркалку. (Подробнее о том, какие автоматические функции камер возможно реализовать и с какими объективами, можно ознакомиться на официальном .) В любом случае, полностью ручные режимы съёмки Вам будут доступны всегда. То же можно сказать и об объективах AI-P. Их можно использовать на любых современных зеркальных камерах , причём, на большинстве камер, помимо ручных режимов, будут доступны и режимы автоматики с приоритетом диафрагмы (A). Но вот чего не будет точно, так это автофокуса, потому как объективы AI, AI-S и AI-P мануальные, то есть с ручной фокусировкой.

Теперь обратимся к автофокусной оптике... С точки зрения совместимости, её условно можно разделить на пять групп. AF - объективы с механической передачей фокусировки без встроенного процессора; AF-D - но со встроенным процессором; AF-G - с механической передачей фокусировки, со встроенным процессором, но без кольца установки диафрагм; AFS - D - объективы со встроенным мотором и процессором, и с кольцом установки диафрагм; AFS-G - со встроенным мотором и процессором, но без кольца установки диафрагмы. Объективы серии AF и AF-D можно использовать практически на любой зеркальной камере . На неавтофокусных камерах, естественно, не будет автофокусировки. Автофокусировка невозможна и с младшими моделями современных цифровых зеркалок, в которых отсутствует мотор привода фокусировки. С AF- объективами не будут доступны некоторые режимы iTTL (интеллектуальной совместимости со вспышками), предполагающие наличие в объективе встроенного процессора. Что касается ручных режимов, то они полностью доступны на всех камерах от , начиная с и заканчивая самыми современными цифровыми камерами. Объективы AFS-D обладают, пожалуй, самой полной совместимостью - они будут отлично работать в ручных режимах с механическими камерами, а автофокус будет доступен и с самыми простыми цифровыми зеркалками.

Но вот современные объективы AF-G и AFS-G имеют один существенный недостаток - у них отсутствует кольцо установки диафрагм, а значит их применение ограничено исключительно теми камерами, которые имеют электронное управление значениями диафрагмы. К сожалению, эти объективы не удастся в полной мере использовать на неавтофокусных плёночных камерах (даже на довольно современных ) , потому как установить какую-либо диафрагму, кроме полностью открытой, будет невозможно.

Пару слов надо сказать о DX объективах . Их ещё называют "кропнутыми" (от английского crop factor - коэффициент пересчёта фокусного расстояния объектива, подробнее об этом читайте в этой статье в главе "Площадь покрытия объектива или формат кадра"). Они рассчитаны на применение с камерами, оснащёнными матрицами APS-C формата, которые примерно в полтора раза меньше по площади, чем Full Frame кадр. А значит и покрытие кадра этими объективами гораздо меньше, чем у объективов, рассчитанных на полный кадр. Поэтому применение таких объективов ограничено именно камерами DX формата. Они не способны полностью покрыть кадр формата 24 x 36 mm .

Обладая довольно широкой совместимостью оптики внутри самой системы, камеры , ввиду весьма большого рабочего отрезка, крайне ограничены в применении объективов сторонних производителей (если конечно эти объективы не рассчитаны на применение именно с камерами ). Без использования адаптеров с оптическими элементами, не потеряв при этом возможности фокусироваться на бесконечность, на камеры не удастся поставить объективы Pentax, Olympus OM , Canon FD и Canon EOS, объективы с резьбовым креплением M42x1... (Подробнее об использовании адаптеров без оптических элементов, в том числе и на камерах , можно прочесть в статье .) Но вот среднеформатную оптику можно использовать на камерах без ограничений. В продаже имеются адаптеры-переходники практически с любой из среднеформатных систем на Nikon. Особого внимания заслуживает адаптер , который позволяет устанавливать на камеры среднеформатные объективы как советского производства (с байонетом "Б"), так и первоклассную немецкую среднеформатную оптику от Carl Zeiss Jena .

Olympus OM. Многие фотографы и по сей день используют в своей практике отличные плёночные камеры Olympus OM . А великолепная оптика Olympus OM Zuiko не потеряла своей актуальности и привлекательности не только для фотографов, снимающих Olympus" ами OM, но и современными цифровыми камерами Olympus 4/3 и Canon EOS. Но об этом чуть позже... Что же касается применения на камерах Olympus OM "неродной" оптики, то, как правило, всё сводится к использованию объективов сторонних производителей, но изготовленных специально для системы Olympus OM с её "родным" байонетом. Очень неплохие объективы с байонетом Olympus OM , к примеру, выпускала компания Tokina. Теоретически на камерах можно использовать практически любые объективы от среднеформатных фотографических систем, но на практике этим никто не пользуется. Подавляющее большинство приверженцев системы старается обзавестись "родными" объективами OM Zuiko .

Pentax. Как и компания , принципиально не меняла конструкцию байонета с самого первого момента его применения на однообъективных зеркальных камерах. Мало того, первые зеркалки от имели резьбовое крепление оптики М42х1, и байонет "К" разрабатывался с таким расчётом, чтобы на камеры с этим байонетом можно было устанавливать ранее выпускавшиеся объективы с резьбовым креплением. С самых первых дней выпуска камер с байонетом , компания производит адаптер-переходник , не содержащий никаких оптических элементов в своей конструкции. (В настоящее время на рынке доступны как "родные" переходники от Pentax, так и адаптеры сторонних производителей. В своё время и советский фотопром производил такой переходник для камер Зенит и Алмаз. Первые модели Зенитов имели резьбовое крепление объективов М42х1, а последние модели - байонет "К". Подробнее об этом Вы сможете прочитать на странице .)

Итак, говоря о внутрисистемной совместимости оптики , можно с уверенностью констатировать, что она ни в чём не уступает системе , а в чём-то её и превосходит. Превосходство это состоит в том, что на камерах с байонетом , без каких-либо ограничений можно с успехом использовать объективы с резьбовым креплением М42х1 (о некоторых нюансах использования читайте в статье ). А таких объективов произведено мировой фотопромышленностью огромное множество. Это и объективы от самой Pentax ; и объективы таких производителей как Sigma, Tokina, Tamron и Vivitar ; и великолепная немецкая оптика заводов и ; и, конечно же, огромный выбор советских объективов для камер Зенит. Ограничение существует только одно - на первых зеркалках от с резьбовым креплением оптики не удастся использовать объективы с байонетом "К".

Кроме того, помимо плёночных камер с форматом кадра 24 x 36 mm и цифровых зеркалок формата APS-C , компания имеет в своём арсенале и среднеформатные фотографические системы Pentax 67 и Pentax 645. Причём адаптеры-переходники со среднеформатной оптики Pentax на байонет "К" доступны на рынке как в "родном" исполнении от самой Pentax, так и от сторонних производителей. К слову сказать, на камерах Pentax можно использовать любые объективы от среднеформатных систем, лишь бы нашёлся подходящий переходник.

Что касается обратной совместимости "кропнутых" объективов (у Pentax они обозначаются аббревиатурой DA), то её, естественно нет. "Кропнутые" объективы на полноформатных камерах использовать не получится. (Подробнее о функиональной совместимости объективов и камер от Pentax Вы можете узнать на официальном .)

Praktica. Зенит. Камеры и советские Зениты оснащались резьбовым креплением оптики М42х1 (исключение составляют байонетные Praktica B и Зениты последних лет выпуска с байонетом "К"). Объективов с этим креплением на рынке огромное множество. Это и "родные" объективы для камер , и советские объективы для камер Зенит, и широчайший выбор оптики сторонних производителей. Кроме того, многие немецкие среднеформатные объективы завода Meyer-Optik Gorlitz выпускались со съёмной взаимозаменяемой задней частью, которая позволяла установить на объектив либо байонет , либо байонет Praktica B, либо резьбовой адаптер М42х1. А завод Carl Zeiss Jena выпускал автоматический адаптер . Перед съёмкой такой адаптер взводился и производилась фокусировка при полностью открытой диафрагме, а в момент спуска затвора камеры, взведённая пружина адаптера диафрагмировала объектив до установленного рабочего значения.

Minolta AF. Sony Alpha. Цифровая фотографическая система Sony Alpha унаследовала свой байонет от автофокусных плёночных камер Minolta и вместе с ним получила полную совместимость с автофокусными объективами Minolta AF. Но, как и на камеры Minolta с байонетом AF , на современные цифровые зеркалки Sony Alpha установить без адаптера с оптическим элементом мануальные объективы системы Minolta MD не представляется возможным. Из-за относительно небольшого диаметра посадочного отверстия байонета Minolta AF (Sony Alpha) нет возможности и установки каких-либо байонетных объективов от других распространённых узкоформатных фотографических систем, таких, к примеру, как Canon FD, Olympus OM , и других. Исключение составляют объективы с резьбовым креплением М42х1, которые прекрасно "садятся" через соответствующий адаптер-переходник на камеры с байонетом Minolta AF (Sony Alpha). Имеется только одно ограничение и связано оно с конструктивными особенностями байонета Minolta AF (Sony Alpha) - разместить на адаптере полочку для поджима штока нажимной диафрагмы автоматических объективов М42х1, нет возможности. Поэтому, объективы без переключателей А - М (автоматический - ручной) возможно использовать только на полностью открытых диафрагмах. Кроме объективов с резьбой М42х1, реально на камерах Sony Alpha из "неродной" оптики можно использовать только объективы от среднеформатных фотографических систем. На рынке доступны адаптеры-переходники: Mamiya 645 - Sony Alpha, Pentax 67 - Sony Alpha, Hasselblad - Sony Alpha, Pentacon Six - Sony Alpha.

Canon EOS. На сегодняшний день остались лишь две компании из "Великой Японской Пятёрки" - Nikon и Canon, - предлагающие полный ассортимент камер и оптики, от любительских до профессиональных. Pentax и Olympus полностью покинули нишу профессиональной фототехники, а Minolta вообще прекратила своё существование, продав всё производство и технологии Sony. И если Nikon сохранила приверженность байонету до настоящего времени, то Canon , перейдя на байонет Canon EOS, пожертвовал совместимостью со своей же мануальной оптикой с байонетом Canon FD. Но, как показало время, подобный риск был вполне оправдан. Конструкция нового байонета Canon EOS оказалась очень удачной с точки зрения возможности использования "неродной" оптики. Этому способствовало применение в системе EOS относительно небольшого рабочего отрезка (всего 44 .00 mm) и увеличенного, по сравнению с другими системами, внутреннего диаметра кольца байонета. Именно эти два нововведения и позволяют системе Canon EOS применять на камерах огромное количество объективов сторонних производителей. И этот факт, в немалой степени, добавляет компании Canon сторонников.

Остановимся более подробно на том, какие объективы можно установить на камеры Canon EOS. Начнём со среднеформатных объективов. Их можно применять практически без каких-либо ограничений, лишь бы был в наличии соответствующий адаптер. А их сегодня на рынке предлагается достаточное количество. Вот только некоторые из доступных адаптеров-переходников со среднеформатных фотографических систем на Canon EOS - Hasselblad, Pentax 67, Pentax 645, Mamiya 645, Pentacon Six.

Но главным достоинством байонета EOS являются, конечно же, поистине безграничные возможности применения объективов, рассчитанных на работу с камерами с форматом кадра 24 х 36 mm. Нет никаких ограничений на использование мануальных объективов от главного конкурента - компании . На камеры Canon EOS можно устанавливать даже объективы Non-AI, которые на современные цифровые зеркальные камеры от самой Nikon установить без серьёзного вмешательства в конструкцию объектива не получится. Nikon" овская мануальная оптика AI-S, автофокусная AF, AF-D и AFS-D также без проблем "сядет" на байонет EOS. Единственным исключением будут объективы серии G, не имеющие кольца установки диафрагм. Поставить на камеру через адаптер такой объектив можно, но вот снимать придётся только на полностью открытой диафрагме.

Ещё одно неоспоримое достоинство камер Canon EOS (если это цифровые камеры, то это касается их Full Frame представителей) - это возможность в полной мере использовать великолепную оптику Olympus OM Zuiko . Никакие другие цифровые зеркальные камеры, в том числе и камеры Olympus 4/3, ввиду применения в них матриц сравнительно небольшого формата, не позволяют полностью раскрыть все прелести и достоинства замечательных объективов Olympus OM Zuiko . А Full Frame камерам Canon EOS это по плечу!

Но и это ещё не всё... Отличные объективы от Pentax с байонетом Pentax K с не меньшим успехом могут быть использованы на камерах Canon EOS. Ограничения, как и в случае с объективами от серии G, будут касаться только современной оптики без колец установки диафрагм. А для Российских фотографов немаловажным будет тот факт, что на камерах Canon EOS без ограничений можно использовать объективы с резьбовым креплением М42х1, и не только советского производства, выпускавшихся для камер Зенит, но и отличную немецкую оптику от и для камер . Ограничение может быть только одно - если объектив автоматический и не имеет переключателя управления диафрагмой А - М (автоматический - ручной), то не со всеми адаптерами получится задиафрагмировать объектив до рабочей диафрагмы, или придётся что-нибудь изобрести, чтобы поджать поводок нажимной диафрагмы в объективах с резьбовым креплением М42х1 или зафиксировать поворотный рычаг в объективах с байонетом "К". Подробнее с тем, каким требованиям должен отвечать адаптер-переходник Вы можете ознакомиться на странице .

Из всего выше сказанного напрашивается вывод, что на сегодняшний день система Canon EOS является самой универсальной профессиональной фотографической системой, с точки зрения возможности использования оптики сторонних производителей. Из доступных на российском рынке объективов от зеркальных фотографических систем, на камерах Canon EOS можно использовать практически любые, за исключением объективов Canon FD , Minolta MD и Minolta AF / Sony Alpha (последние не получится установить ввиду слишком маленькой разницы в рабочих отрезках систем Canon EOS и Sony Alpha - всего полмиллиметра) . В продаже можно встретить адаптеры без оптических элементов с дальномерных фотосистем Contax или Leica M39 на Canon EOS, но использование таких адаптеров ограничено только специальными видами съёмки, например макросъёмкой, репродукцией и некоторыми видами портретной съёмки, так как наводка на бесконечность будет невозможна. Это обусловлено тем обстоятельством, что рабочие отрезки дальномерных фотосистем значительно меньше рабочего отрезка системы Canon EOS и для того, чтобы они могли фокусироваться на бесконечность, их пришлось бы заглублять внутрь камеры. Кроме того, стоит очень внимательно относиться к установке объективов, особенно широкоугольных, от дальномерных систем на камеры Canon EOS. Нельзя допускать, чтобы выступающие за корпус объектива линзы блокировали движение зеркала Вашей камеры Canon EOS. Это может привести к необратимым последствиям и даже к поломке камеры. Что касается обратной совместимости "кропнутой" оптики Canon EOS, то ситуация совершенно такая же, как и с "кропнутыми" объективами от Nikon или Pentax - на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm их применение не представляется возможным.

Four Thirds 4/3 . Olympus E, Panasonic Lumix DMC-L, Leica Digilux . Эта фотографическая система, поддерживаемая несколькими производителями фототехники, отличается от систем конкурентов двумя основными характеристиками - относительно небольшой по размеру матрицей (12.98 х 17.30 mm , с кроп-фактором х2) и меньшим рабочим отрезком камер (38.67 mm).

Сочетание этих двух параметров позволяет использовать в системе 4/3 огромное множество "неродных" объективов от зеркальных фотографических систем, начиная со среднеформатных и заканчивая "кропнутыми" объективами Nikon, Pentax и Canon EOS. Вот далеко не полный перечень доступных в продаже адаптеров-переходников со среднеформатной оптики на систему 4/3 - это Pentacon Six, Pentax 67, Pentax 645, Mamiya 645.. . Теоретически можно установить и любой другой среднеформатный объектив, но адаптер либо придётся мастерить своими руками, либо использовать комбинацию из двух переходников, к примеру и .

Линейка доступной оптики на формат кадра 24 х 36 mm и APS-C просто безгранична... В первую очередь хотелось бы отметить легендарные объективы Olympus OM Zuiko . Адаптеры выпускает как сама Olympus так и множество независимых производителей. Правда цены на "родные" адаптеры от Olympus на порядок выше, чем цены на "неродные" переходники. Объективы от можно использовать практически без ограничений. Исключение составляют только объективы серии G ввиду отсутствия кольца установки диафрагм. Весь остальной парк оптики с байонетом (Non-AI, AI, AI-S, AI-P, AF, AF-D, AFS-D) , причём, как рассчитанные на полный кадр, так и "кропнутые", прекрасно установятся на камеры системы 4/3 через соответствующий переходник. Далее следует вся линейка объективов от Canon. И не только современные EOS объективы, но и старые с байонетом FD. Переходники и имеются в продаже. С использованием объективов от Pentax с байонетом "К" тоже не возникнет никаких проблем, причём как с Full Frame объективами, так и с "кропнутыми". Ограничение, как и с объективами от Nikon серии G , будет касаться только оптики без колец установки диафрагм. Российским фотографам наверняка будет не безразлично, что обширный парк советской оптики с посадочной резьбой М42х1 также прекрасно будет себя чувствовать на камерах формата 4/3 (соответствующие переходники доступны в продаже). И даже объективы с байонетом Minolta MD, которые невозможно установить ни на Nikon, ни на Canon EOS, ни на Pentax , через соответствующий адаптер отлично "сядут" на камеры формата 4/3.

Не получится установить на камеры формата 4/3 только объективы от дальномерных систем, таких как Nikon S, Contax / Киев и Leica. Объясняется это тем, что в этих фотографических системах рабочие отрезки меньше, чем на камерах формата 4/3.

Беззеркальные фотографические системы. В последнее время среди фотографов всё более популярными становятся беззеркальные фотографические системы. Компактность, небольшой вес, функциональная насыщенность, стильный дизайн и при этом съёмная оптика - всё это придаёт беззеркалкам привлекательности. И все ведущие фотопроизводители (за исключением пока только Pentax ) не преминули отметиться в этом сегменте фоторынка. Мы не будем здесь обсуждать достоинства или недостатки беззеркалок вообще и преимущества какой-либо из систем в частности. Наша задача - оценить возможности использования "неродной" оптики на беззеркальных камерах. А возможности эти поистине безграничны! И уже только поэтому, беззеркальные камеры достойны внимания.

На сегодняшний день три беззеркальные системы доступны на рынке - это Micro Four Thirds 4/3, Sony Alpha NEX и Nikon 1. Принципиально отличаются они одна от другой размером используемых матриц. Самая большая матрица у камер Sony Alpha NEX - она APS-C формата (15.6 x 23.4 mm) и соответствует по размеру матрицам, применяемым в "кропнутых" зеркальных камерах Sony Alpha. В камерах формата Micro Four Thirds 4/3 используется матрица системы 4/3, размером 1 2 . 98 x 17 . 30 mm . Самая маленькая матрица (CX формата) у камер Nikon 1 - её размер всего 8 . 8 x 13 . 2 mm . А поскольку рабочие отрезки у всех трёх беззеркальных систем довольно небольшие, то ограничения на применение "неродной" оптики будут продиктованы именно размерами матриц.

Поскольку все три беззеркальные системы позволяют использовать огромное количество самой разнообразной оптики, мы ограничимся только перечислением доступных в продаже адаптеров-переходников для каждой из систем и отметим самые важные ограничения в применении того или иного объектива.

, которые, впрочем, доступны и в "неродном", но гораздо более дешёвом исполнении . Всё остальное изобилие переходников производится сторонними фирмами. Начнём со среднеформатных фотографических систем, переходники с которых на Micro 4/3 имеются в продаже - это Hasselblad, Pentacon Six, Pentax 645, Mamiya 645. Нам не удалось найти переходник заводского изготовления , но если у кого-либо возникнет желание водрузить объектив от Pentax 67 на камеру Micro 4/3, то проблем это не составит. Можно с успехом использовать любую из множества возможных комбинаций: и ... Вопрос в другом! А стоит ли вообще изощряться и приспосабливать громоздкую и тяжёлую среднеформатную оптику на миниатюрные и довольно хрупкие камеры формата Micro 4/3 ? Предостаточно более компактных и лёгких объективов, которые можно использовать на этих камерах.

Приводим перечень фотографических систем с форматами кадров 24 х 36 mm , APS-C формата и полуформатных (18 х 24 mm), объективы которых с успехом можно устанавливать на камеры формата Micro 4/3. Зеркальные системы - Leica R, Nikon F / Киев Н , Olympus OM, Yashica / Contax, Pentax K, M42x1 (Praktica / Зенит), Minolta AF / Sony Alpha, Canon EOS, Canon FD, Minolta MD, 4/3. Дальномерные - Nikon S, Contax G (Contax / Киев), M39 (Leica / ФЭД / Зоркий), Leica M. Полуформатные - Olympus Pen F. Адаптеры-переходники со всех перечисленных систем на Micro 4/3 имеются в продаже.

Существует и ещё один переходник на систему Micro 4/3 - это адаптер . Но, поскольку рабочие отрезки объективов С- mount меньше, чем рабочие отрезки камер Micro 4/3, то конструктивно адаптер выполнен таким образом, что его рабочая поверхность заглублена внутрь камеры. Это накладывает некоторые ограничения на применение объективов С- mount. Кроме того, покрытие кадра объективов С- mount меньше по площади, чем матрица камер Micro 4/3, а значит, может возникать довольно заметное кадра, особенно сильно выраженное при использовании широкоугольной оптики.

Кроме того, надо быть очень внимательным при установке объективов от дальномерных систем на беззеркалки Micro 4/3. Особенно это касается некоторых широкоугольных объективов с линзблоком далеко выступающим за задние габариты объектива. Не исключено, что задняя линза может упереться во внутреннюю поверхность адаптера. Подробнее об этом Вы сможете прочитать на странице Hasselblad, Pentax 67, Mamiya 645, Pentacon Six. Нам не удалось найти переходник , но эта проблема легко решается с помощью комбинации из двух адаптеров (вариантов предостаточно). Зеркальные на формат кадра 24 х 36 mm и APS-C формата - Leica R, Nikon F / Киев Н, Olympus OM, Yashica / Contax, Pentax K, M42x1 (Praktica / Зенит), Minolta AF / Sony Alpha, Canon EOS, Canon FD, Minolta MD, 4/3. Дальномерные - Nikon S, Contax G (Contax / Киев), M39 (Leica / ФЭД / Зоркий), Leica M. Полуформатные - Olympus Pen F.

Выпускаются даже переходники и . Но, ввиду того, что матрица системы Sony NEX больше матриц, применяемых в камерах Micro 4/3 (и гораздо больше кадра, покрываемого объективами С- mount), применение объективов от систем Micro 4/3 и С- mount на камерах Sony NEX, на наш взгляд, является нецелесообразным. Компания Nikon не отстаёт от конкурентов и заявила о себе на ниве производства беззеркальных камер выпуском моделей серии Nikon 1. Камеры имеют самую маленькую по площади матрицу среди беззеркальных систем (кроп-фактор х2.7). А посему, применение на камерах "неродной" оптики практически не имеет границ (даже объективы С- mount смогут практически полностью покрыть кадр CX формата). На момент написания этой статьи нами были найдены в продаже адаптеры: Nikon F, Canon EOS, Canon FD, Olympus OM, Olympus Pen F, Minolta MD, Minolta AF (Sony Alpha), M42x1, M39x1, Leica M, Leica R, Pentax K, Contax/Yashica, C-mount. Понятно, что через два переходника можно установить любые объективы от среднеформатных камер.

Мы не упоминаем в нашем обзоре зеркальных камер от Fuji и Sigma, потому что камеры Fuji выпускаются в корпусах от Nikon с байонетом и для них справедливо всё то, что относится к камерам . Что касается камер от Sigma , то на протяжении довольно длительного периода времени эта компания вообще о себе никак не заявляет в сфере производства "тушек", а те камеры, которые были выпущены ранее, на сегодняшний день уже морально устарели.

И немного о целесообразности.. . Стоит сказать, что использование "неродной" оптики не всегда оправдано. К примеру, тяжёлый 120-ти или 180-ти миллиметровый объектив от какой-либо из среднеформатных систем на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm может выполнять функции хорошего портретника и его использование вполне целесообразно. Чего нельзя сказать о среднеформатных широкоугольных объективах... Вряд ли стоит городить несусветную конструкцию и "прикручивать" подобные "ширики" на камеры с форматами кадров 24 х 36 mm и меньше. И тому есть две причины. Первая. Широкоугольные объективы делаются по сложным многолинзовым схемам, а значит и переотражений внутри такого объектива больше, что не лучшим образом сказывается на контрасте получаемых изображений, и , Olympus OM или Pentax. Так что перед тем, как Вы решите попробовать установить на свою камеру "неродной" объектив, подумайте, что Вы хотите получить на выходе.

В заключении хотелось бы сказать о тех преимуществах, которые даёт использование объектива с покрытием кадра бо льшим, чем формат кадра камеры, на которую его предполагается водрузить (или гораздо бо льшим, в случае применения среднеформатного объектива на камерах с форматом кадра 24 х 36 mm или меньше). Общеизвестно, что всех объективов неравномерна по полю кадра. Она наибольшая в центре и уменьшается по мере приближения к краям кадра. Кроме того, любому объективу присуще, в той или иной степени, и . , к примеру, становится гораздо заметнее в углах кадра и практически отсутствует в центре. Таким образом, применяя на камере объектив, с б о льшим покрытием, чем формат кадра камеры, Вы используете только среднюю часть изображения, формируемого этим объективом, а значит и

Таблица рабочих отрезков и форматов кадров некоторых фотографических систем

Главным преимуществом использования зеркальных и системных фотоаппаратов является возможность замены объективов, в зависимости от условий и объекта съемки. Возможность смены объектива дает фотографу полную свободу творчеств. Он может самостоятельно решать, что и каким образом фотографировать в той, или иной ситуации. Однако, как правильно менять объектив на фотоаппарате знает далеко не каждый, а неаккуратное обращение с фототехникой значительно уменьшает срок её службы. Известно, что во время смены объектива есть возможность занести пыль на матрицу, в результате чего качество изображений резко ухудшится.

Ниже мы объясним, шаг за шагом, как правильно менять объективы на фотоаппарате.

Как правильно менять объектив на фотоаппарате. Шаг 1

Прежде всего, позаботьтесь о чистоте помещения, в котором происходит смена оптики. Это должна быть чистая комната, в которой нет потока воздуха. Это может быть ванная комната, или небольшое, защищенное помещение.

Положите фотоаппарат экраном вниз на мягкую поверхность, например на верхнюю одежду или мягкую часть сумки. Мягкая поверхность защитит дисплей от царапин и освободит руки для комфортной замены оптики.

Как правильно менять объектив на фотоаппарате. Шаг 2

Приготовьте объектив, который хотите установить на фотоаппарат вместо прежнего. Он должен быть под рукой, что бы вы ни тратили время на его поиски в момент, когда камера уже лежит с открытой матрицей.

Используйте левую руку, чтобы надавить на кнопку разблокировки, правой рукой прокрутит новый объектив в направлении против часовой стрелки. Снимите объектив и отложите его в сторону. Тут же возьмите в руки объектив, который необходимо присоединить.

Как правильно менять объектив на фотоаппарате. Шаг 3

На фотоаппарате и объективе есть белые или красные точки (зависит от модели), объектив необходимо присоединять к камере строго по этим точкам. Присоединив объектив к фотоаппарату по точкам, прокрутите по часовой стрелке. Если услышите щелчок, значит, объектив установлен. Закройте снятый объектив крышкой, что бы защитить линзы от повреждений и загрязнений.

© 2014 сайт

Главное преимущество фотоаппаратов со сменной оптикой перед компактными камерами – это, как очевидно уже догадался проницательный читатель, возможность менять объективы. Сама по себе смена объектива – дело несложное и вкратце освещенное в инструкции к любой фотокамере. Тем не менее, существует ряд нюансов, о которых в инструкциях не пишут, но которые вам следует принять во внимание, если вы хотите научиться менять объективы оперативно, уверенно и с минимальным риском для фотооборудования.

Смену объектива нужно проводить по возможности быстро. И не только из-за боязни упустить эффектный кадр, возясь с техникой, но и из-за нежелания надолго оставлять сенсор фотоаппарата без защиты от пыли. Пыль, которая может осесть на матрице, – это наш главный враг при замене объектива, и потому, меняя оптику в полевых условиях, следует сократить до минимума то время, в течение которого байонет камеры открыт всем ветрам. Разумеется, небольшое количество пыли всё равно проникает в камеру даже при самом бережном к ней отношении, и рано или поздно сенсор обязательно придётся чистить , но наша задача – по мере сил отдалить это событие.

Существует множество способов поменять объектив, и вы вольны выбрать тот из них, который покажется вам наиболее удобным. Я же предлагаю вашему вниманию подробное описание процедуры, которой я пользуюсь сам. Преимущество этого способа в том, что в процессе смены объектива байонет камеры остаётся открытым не более пары секунд, что очень ценно, если вы меняете объективы не в самой чистой обстановке. Описываемый способ может быть использован, когда фотоаппарат висит на шейном ремне или же закреплён на штативе. Это важно, поскольку обе руки у вас будут заняты объективами, и держать камеру на весу вам будет попросту нечем. Способы, которые предполагают удерживание камеры в одной руке, в то время как вторая меняет объективы, плохи тем, что пока вы прячете только что снятый объектив в сумку, достаёте новый объектив и устанавливаете его на камеру, проходит довольно много времени, в течение которого камера остаётся без объектива. Передние и задние крышки объективов тоже требуют внимания, и управляться с ними удобнее двумя руками. Некоторые фотографы, правда, умудряются держать два объектива в одной руке, но это, на мой взгляд, небезопасно, да и трудновыполнимо с крупными объективами.

Пару слов о сумке со сменными объективами. Сумка должна предоставлять быстрый доступ к своему содержимому, поэтому я предпочитаю поясные или наплечные сумки фоторюкзакам. Также объективы могут располагаться на поясе в индивидуальных чехлах.

Прежде чем приступать к замене объектива, разберитесь с тем, в какую сторону следует вращать объектив при снятии и установке. Информацию об этом можно найти в инструкции к фотоаппарату. Так, например, у Canon правый байонет, а у Nikon – левый . Таким образом, если у Canon объективы закручиваются по часовой стрелке (при взгляде со стороны объектива), а откручиваются – против, в полном соответствии с правилом буравчика, то у Nikon – всё наоборот. Точно так же и задние крышки должны сниматься и надеваться с учётом особенностей байонета.

Итак, предположим, что вам нужно заменить объектив А на объектив Б. Всю процедуру можно условно разбить на четырнадцать шагов:

Вот и всё! Вы собственноручно осуществили замену объектива!

Приведённый алгоритм может поначалу показаться сложным, но с опытом вы научитесь выполнять эту рутинную операцию быстро и чётко. Потренируйтесь в спокойной обстановке, отрабатывая каждый шаг и доводя всю процедуру смены объектива до автоматизма. Затем начинайте увеличивать скорость, и со временем вы научитесь менять объективы за считанные секунды. Я же позволю себе ещё несколько комментариев.

Во втором пункте я советую выключать камеру, поскольку этого требуют все инструкции к фотоаппаратам. Считается, что сенсор генерирует слабый статический заряд, способный притягивать пыль. Не уверен, что это действительно так, тем более что на сенсор зеркальной камеры напряжение подаётся только во время экспозиции или в режиме Live View, но лучше зря не рисковать. Впрочем, я неоднократно забывал выключить фотоаппарат перед сменой объектива, и никаких фатальных последствий это не имело.

Лично мне комфортнее, когда в пункте 6 левая рука поддерживает объектив Б снизу. Многим же, напротив, будет удобнее обхватить его сверху. Попробуйте оба способа и определитесь, какой из них кажется вам более естественным. Выбранный вами хват повлияет на то, как вы будете извлекать объектив из сумки в пункте 4.

Кнопку отсоединения объектива в пункте 7 можно при желании нажимать пальцем левой руки, которая держит объектив Б.

Если к обоим объективам подходят передние крышки одного размера, то вместо того, чтобы в пункте 3 извлекать крышку для объектива А из сумки, можно просто переставить крышку с объектива Б на объектив А в промежутке между пунктами 5 и 6.

При должной сноровке можно не прятать заднюю крышку в сумку, как я это делаю в пункте 5, а положить её в левую руку, так, чтобы рука удерживала одновременно и объектив и снятую с него крышку.

Если вам часто приходится фотографировать в спешке, то можно попробовать обойтись вовсе без передних крышек. Я не сторонник такого подхода, но он позволит вам выиграть несколько секунд в пунктах 3 и 13. Если вы не пользуетесь передними крышками, то все объективы должны быть в обязательном порядке снабжены защитными фильтрами.

Отказываться от задних крышек крайне нежелательно, поскольку незащищённая крышкой байонетная часть объектива будет собирать в сумке пыль, которая потом вся окажется в фотоаппарате.

Если вы пользуетесь блендами, то вся процедура осложняется необходимостью снимать и надевать бленды на объективы. Радикальным решением здесь будет обзавестись сумкой, в которую объективы помещались бы вместе с блендами в рабочем положении. Это не только избавит вас от лишней возни с блендами, но и позволит забыть о передних крышках, поскольку бленда сама по себе достаточно неплохо защищает переднюю линзу объектива.

Спасибо за внимание!

Василий А.

Post scriptum

Если статья оказалась для вас полезной и познавательной, вы можете любезно поддержать проект , внеся вклад в его развитие. Если же статья вам не понравилась, но у вас есть мысли о том, как сделать её лучше, ваша критика будет принята с не меньшей благодарностью.

Не забывайте о том, что данная статья является объектом авторского права. Перепечатка и цитирование допустимы при наличии действующей ссылки на первоисточник, причём используемый текст не должен ни коим образом искажаться или модифицироваться.