Что такое рыбий глаз объектив. Фишай для панорамной фотографии

Среди множества фотообъективов, пожалуй, одним из самых необычных является объектив фиш-ай (англ. - fish eye), или «рыбий глаз». Такое название ему дал в начале XX века американский физик-экспериментатор Роберт Уильямс Вуд, разработавший этот тип оптической системы по аналогии с устройством глаза рыбы. Как использовать фиш-ай в съемке природы - рассказывает участник .

Что же такое объектив фиш-ай?

Фиш-ай - это сверхширокоугольный объектив с не выправленными оптическими искажениями, так называемой бочкообразной дисторсией, в результате чего все изображение имеет характерный сферический вид. Угол зрения фиш-аев составляет 180 о и может быть даже больше. В этом случае шутят, что при съемке с таким объективом в кадр попадут уши фотографа.

Есть два вида фиш-аев - циркулярные и диагональные

Циркулярный фиш-ай - это объектив, который формирует изображение в виде круга и имеет обзор по всем направлениям 180 о или больше. Размер изображения с такого объектива соответствует короткой стороне кадра, если говорить о классическом прямоугольном кадре. Этот объектив крайне специфичен и применяется в основном в научных и исследовательских целях - с его помощью можно, например, получить снимок всей небесной сферы, что важно для метеорологов или астрономов. Ко всему прочему, некоторые модели имеют внушительные габариты и массу.

Диагональный фиш-ай - это объектив, который дает изображение на весь кадр и представляет собой, по сути, вырезку из круга изображения, создаваемого циркулярным фиш-аем. В этом случае угол обзора 180 о имеется только по диагонали кадра, из-за чего объектив и был назван диагональным. Он дает более привычную картинку и весьма активно применяется фотографами. Собственно, говоря о фиш-аях, в подавляющем большинстве случаев имеют в виду именно диагональные объективы. Практически все фирмы, выпускающие фототехнику, производят фиш-аи, а то и несколько: с разными фокусными расстояниями, максимальным значением относительного отверстия (диафрагмы) и для разных типов матриц - полнокадровых и кроп-матриц (APS-C и m4/3). Существуют даже фиш-ай-зумы, они более универсальны в использовании, но, как правило, имеют несколько худшие оптические характеристики, например, меньшую светосильность.

Достоинства и недостатки фиш-аев

К достоинствам фиш-аев можно отнести сверхширокий угол зрения, большую глубину резкости и достаточно компактные для сверхширокоугольника размеры. Также фиш-аи не искажают углы, в сравнении с обычными выправленными сверхширокоугольными объективами, которые делают углы и объекты, попавшие в них, вытянутыми. Особенно это актуально при съемке с активным и близким передним планом.

Единственным, но существенным недостатком фиш-аев можно считать сильные искажения изображения на удалении от центра кадра: все прямые линии при этом становятся изогнутыми и картинка в целом имеет сферический вид.

Зная о достоинствах и недостатках фиш-аев, можно активно использовать их при съемках, например, пейзажей и красот природы. Вот несколько простых приемов.

Расположение горизонта по центру

Зная, что при удалении от центра все прямые линии начинают становиться дугами, в частности, линия горизонта становится или выпуклой, или вогнутой, в зависимости от того, смотрит камера вверх или вниз, можно просто расположить горизонт по центру, нарушая любимое многими правило одной трети и выстраивая композицию на сочетании фактур и объектов на переднем плане, с одной стороны, и небесных объектов - красивых облаков, туч и прочего - с другой. Очень хорошо этот прием работает при съемке красивого неба с отражением в водной зеркальной глади морских и озерных пейзажей, когда хочется показать огромное пространство неба и воды. В конце концов, можно потом в фоторедакторе кадрировать изображение и расположить линию горизонта в третях. В результате мы получаем фотографию со сверхшироким углом и ровной линией горизонта. Это наиболее часто применяемый способ фотографирования с фиш-аем.

Использование неявной линии горизонта

Этот прием хорошо использовать в местности со сложным рельефом - горы, холмы, скалы. Когда мы не видим явно ровную линию горизонта, ничто не мешает располагать ее где угодно, поскольку ее изгиб будет скрываться горами или холмами. Также этот прием можно использовать и при съемке с близким крупным передним планом, заслоняющим горизонт, например при съемке с нижней точки растительности или других природных объектов.

Полностью убрать линию горизонта из кадра

В этом случае наше восприятие не цепляется за форму линии горизонта, и искажения практически незаметны. Можно или опустить камеру вниз, показав какой-нибудь красивый уголок природы, или, наоборот, сильно поднять вверх, оставив только красивое небо или крону дерева. Вообще-то ради красивого неба можно и оставить искаженную вогнутую линию горизонта, потому что это уже второстепенный элемент изображения, не влияющий на производимое впечатление, а лишь усиливающий впечатление огромного неба.

Частным случаем можно считать съемку в тумане, когда дальние планы и горизонт скрыты за ним. В этом случае появляется практически полная свобода творчества, поскольку можно снимать в любых направлениях, не опасаясь изогнутой линии горизонта.

Сделать основной частью изображения какой-нибудь объект

Например, сложно изогнутое дерево, ветки или стебли травы, интенсивно заполняющие кадр. Также это может быть живописная груда камней или снежных и ледяных глыб. В этом случае достаточно важно поймать красивое сочетание этих элементов, чтобы они образовали красивый рисунок благодаря дополнительному изгибу от искажений фиш-ая.

Обрамление изображения

Красивые фотографии получаются, если не пытаться выправить изогнутые стволы деревьев или стебли травы по краям кадра, а использовать это для обрамления пейзажного вида. Интересной получается съемка из зарослей травы и деревьев, грота, пещеры, особенно если они имеют на стенах какие-то необычные природные элементы - растительность, красивые камни, сталактиты, сосульки и прочее.

Круглая земля

А можно, наоборот, не пытаться выправить изогнутый горизонт, а показать, что наша планета круглая. Для этого желательно иметь какие-то интересные и красивые передний и средний планы, и совсем хорошо находиться немного на возвышении, чтобы оказалось включено как можно больше пространства земли.

Расположить близко красивый и интересный передний план

Это, можно сказать, беспроигрышный вариант использования фиш-ая. Практически все фиш-ай-объективы имеют небольшую минимальную дистанцию фокусировки и позволяют использовать их для съемки достаточно крупных передних планов, практически макро. Получается и природный объект крупно, и видно его окружение, место, где он обитает.

Как можно заметить из приведенных примеров, многие из этих приемов можно использовать в сочетании друг с другом, что превращает съемку фиш-аем в интересный творческий процесс.

Таким образом, творчески используя объективы фиш-ай, можно делать интересные и красивые пейзажные и природные фотографии, как усиливая впечатление от интересных мест, так и показывая свежий, новый взгляд на места привычные и, казалось бы, обыденные и скучные.

Для создания интересных эффектов на снимках и придания им большей выразительности используются разные средства. Например, необычные объективы. Рыбий глаз, или фишай, - это разновидность короткофокусных сверхширокоугольных объективов с бочкообразной дисторсией.

Что такое дисторсия?

Это геометрические искажения, которые могут возникать на фотографии, искривления линий и объектов. Самый распространенный вариант - бочкообразная, линии словно выгибаются наружу, объекты при этом становятся выпуклыми. Подушкообразная дисторсия - это обратный эффект, объекты начинают производить впечатление вогнутых.

Иначе еще бочкообразное искажение называют положительным, а подушкообразное - отрицательным. В классической фотографии дисторсия является браком, поэтому фотографы стараются предотвратить ее появление. В широкоугольные объективы встраивают специальные корректирующие линзы для того, чтобы избежать такого эффекта.

Однако, если искажение работает на задачи фотографа, то оно может стать интересным художественным приемом, способом получить необычные, яркие снимки.

Рыбий глаз (объектив) характеристики

Главным отличием этого объектива является угол обзора. Он составляет минимум 180 градусов, поэтому в один кадр становится возможным уместить половину пространства. Считается, что рыба именно так и видит предметы, почему и прижилось название - "эффект «рыбий глаз»".

Следующая характеристика - фокусное расстояние. Оно является коротким, 6-15 мм.

Бленды для таких объективов очень маленького размера либо вовсе не используются. Это связано с тем, что из-за огромного угла обзора объектива бленда может попасть в кадр. Также традиционная установка светофильтра на фишай невозможна.

Разновидности объектива

Выделяют два типа: циркулярные и диагональные. Циркулярный "рыбий глаз" (объектив) дает круговую перспективу, но изображение не заполняет кадр полностью. По краям кадра на полнокадровой камере видно, что часть изображения отсутствует и заменена на черные углы. Используется такой тип объектива только в прикладных направлениях фотографии (например, метеорологии).

Диагональный тип иначе называют полнокадровым. Изображение с такого объектива заполняет кадр целиком, достигается это за счет небольшого сокращения угла обзора. Такой тип объектива является и самым востребованным.

История возникновения объектива

Термин «рыбий глаз» ввел в употребление американский физик Роберт Вильмс Вуд, который первым задумался о том, как может рыба видеть окружающий мир. Он выдвинул предположения и провел эксперимент с участием герметичного ящика, наполненного водой и содержащего небольшое отверстие. Первые фотографии, сделанные при помощи такого ящика, увидели свет в 1906 году.

Линза "рыбий глаз" стала использоваться с 20-х годов, она применялась в метеорологии для съемки облачности. Также линзы были необходимы для астрономических съемок.

На сегодняшний день существуют уже десятки подобных объективов, угол обзора отдельных моделей достигает 220 градусов, да и сфера их использования значительно расширилась. Помимо объектива, есть еще и камера "рыбий глаз". Это панорамные модели с углом обзора в 360 градусов.

В СССР первым фотографом, который использовал для своих работ такой объектив, стал Бородулин Л. А., мастер спортивной фотографии.

Для чего используют эффект "рыбий глаз"?

Объективы с таким эффектом часто используют для съемок экстремальных видов спорта, это дает возможность показать в кадре не только самого спортсмена, но и весь трюк полностью. При этом можно вести съемку с небольшого расстояния.

Объектив хорош для съемки сферических панорам. Можно встретить использование такого объектива для интерьерной съемки, особенно если речь идет о небольших по площади и узких пространствах (коридоры, ванные комнаты). Если необходимо создать виртуальную 3D-панораму, тоже не обойтись без фишай.

Для достижения комедийного эффекта при съемке портретов людей или животных тоже используют такие объективы. Получаются забавные и яркие кадры.

Если обобщить, то этот объектив дает возможность увидеть привычные вещи с необычной точки зрения, и это может оказаться очень интересным. Можно вести съемку архитектуры, пейзажа, деревьев с необычных ракурсов. Странные снимки вызывают очень живую и эмоциональную реакцию у зрителей.

Можно снимать и людей, для этого человека нужно разместить в центре кадра и отойти от него подальше. Человеческая фигура получится при этом в полный рост, небольшого размера и без искажений, а вот пространство вокруг объекта съемки очень интересно искривится.

Как правильно выбрать объектив

Если вы решили, что вам необходим объектив «рыбий глаз», то вот несколько советов, которые помогут избежать разочарования после покупки.

Учитывайте размер матрицы своего фотоаппарата, приобретая объектив. Для полнокадрового фотоаппарата будет достаточно фокусного расстояния 15-16 мм, для фотоаппарата с кроп-матрицей потребуется объектив с фокусным расстоянием 8-11 мм.

Из существующих двух типов объективов - диагонального и циркулярного - первый является наиболее предпочтительным. Примеры подходящих объективов: Canon EF 15 мм F/2,8 Fish-eye, МС Зенитар-М.

Этот объектив вряд ли станет вашим основным рабочим объективом, слишком узки рамки его использования. Но для пополнения арсенала средств художественной выразительности он действительно хорош и достоин того, чтобы занять свое место в сумке фотографа.

Одна оптика позволяет увидеть отдалённые предметы так, как будто они находятся рядом. Другие объективы имеют необычайно большой угол зрения. В них используются линзы большой кривизны, поэтому прямые линии на фотографиях сильно искажаются. Поскольку с точки зрения биологов именно так видят надводное пространство рыбы, объектив с зоной захвата от 90° получил название «рыбий глаз». Что такое объектив рыбий глаз (fish-eye), его преимущества и недостатки и для каких фотосъёмок он используется – тема данной статьи.

Конструкция сверхширокоугольного объектива

Объектив «Рыбий глаз» или в русской транскрипции английского названия «фишай», представляет собой короткофокусную оптику, которая обладает естественной , поэтому его можно назвать «дисторсирующим». На фотографии присутствуют сильные геометрические искажения, связанные с искривлением прямых линий. Схема объектива «рыбий глаз» включает в себя вогнутый мениск и линзы с положительными диоптриями в задней части оптики. Для увеличения угла обзора в передней части могут быть установлены до трёх отрицательных менисков. Такая схема используется в семействе отечественных короткофокусников «Зодиак» и «Руссар». Оригинальная оптическая схема «рыбий глаз», отличающаяся от ортоскопической оптики, предполагает определённые достоинства и некоторые недостатки.

Сверхширокоугольники позволяют вместить на изображение больше информации, чем обычная оптика. Например, получить на одной фотографии панораму небольшого помещения возможно только применив «рыбий глаз». Оптика с очень большим углом захвата допускает съёмку широкого плана без необходимости удаления от объекта съёмки. Короткофокусники с изменяемым намного расширяют возможности фотографа и позволяют получить уникальные панорамные фотографии с близкого расстояния. Fish-eye обладает следующими недостатками:

  • Искажения перспективы;
  • Большой диаметр оптики.

При фотосъёмке с использованием сверхширокоугольной оптики избежать сильной дисторсии на изображении невозможно. Фотографии с искривлением прямых линий могут использоваться в рекламных целях, в прикладной съёмке и как специальное наглядное пособие. Если дисторсия нарушает творческий замысел фотографа, то её можно исправить в фоторедакторе. Для этого открывается раздел «Фильтр» и вызывается пункт «Исправление дисторсии». Виньетирование так же можно убрать в редакторе фотографий. Кроме того большой диаметр передней линзы делает невозможным процесс установки светофильтров и солнечных бленд. Оптические фильтры устанавливаются за задней линзой, что делает очень сложной оперативную смену фильтров. Применение специальных оптических фильтров исключает их вращение, которое требуется для получения нужного эффекта. Некоторые модели fish-eye оборудованы встроенной солнечной блендой, но она обычно малоэффективна.

Разновидности объективов «рыбий глаз»

Короткофокусная оптика включает в себя две разновидности объективов «рыбий глаз»:

  • Циркулярный;
  • Диагональный.

Первый тип проецирует на светочувствительный материал круг, который заполняет поле кадра только частично. Он даёт угол зрения 180° по всем направлениям. Фокус составляет 6-8 мм и при , за счёт гиперфокального эффекта, он обеспечивает резкое изображение на всю глубину изображения. При необходимости фотографию можно обрезать в фоторедакторе, чтобы убрать нежелательное виньетирование. Циркулярные объективы «рыбий глаз» имеют очень большой размер передней линзы, поэтому оптика такого типа редко применяется в любительской фотографии. Основная область их применения – это метеорология и аэрофотосъёмка. Они позволяют получить на одном снимке всю видимую картину неба и облаков, что необходимо для составления карт погоды. Для того, чтобы при панорамной аэрофотосъёмке получить неискажённое изображение большой площади, снимок выводят на экран или фотобумагу через объектив с обратно пропорциональной дисторсией.

Диагональный fish-eye называют полнокадровым, так как картинка, полученная через эту оптику, занимает всё поле кадра. Эта конструкция обеспечивает горизонтальный угол около 150° и вертикальный угол немного больше 90°. Такой fish-eye является наиболее востребованным в любительской и профессиональной съёмке.

Применение дисторсирующих объективов

История создания объективов «рыбий глаз» насчитывает более 100 лет. Тогда впервые были изготовлены наборы линз, создающие сильную геометрическую аберрацию. Практическое применение началось в середине 20-х годов прошлого века. Тогда возникла необходимость получить на фотографии изображение всего небесного свода из одной точки. Сейчас такая оптика широко применяется во многих сферах деятельности:

  • Метеорологическая съёмка;
  • Аэрофотосъёмка;
  • Панорамные изображения из космоса;
  • Фоторепортаж;
  • Рекламные изображения;
  • Охранные системы.

В метеорологии, аэрофотосъёмке и с космических аппаратов очень важно получить на одной фотографии как можно большую площадь. Такие изображения можно получить специальным панорамным фотоаппаратом с поворотным объективом или склейкой отдельных изображений в одно целое, но это более сложный и дорогостоящий процесс. Если фоторепортёру потребуются фотографии важного совещания, которое происходит в небольшом помещении, то помочь может «рыбий глаз». Дисторсия впоследствии исправляется и фотография готова к печати. Применение fish-eye в рекламных целях позволяет получать гротескные и гипертрофированные изображения рекламируемого предмета, что может привлечь к нему повышенное внимание. Дверные глазки в домашних охранных системах используют схему «рыбий глаз». Благодаря большому углу зрения они позволяют увидеть всю зону перед входной дверью. Кроме того, fish-eye используются в планетариях для проецирования картины звёздного неба и в тренажёрах для подготовки лётчиков и космонавтов.

В фотолюбительской практике диагональный «рыбий глаз» применяется для самых различных целей. Если при съёмке линия горизонта будет проходить через центр, то в результате получаются хорошие

1. Что это такое - объектив типа «Рыбий Глаз»?

Объектив типа «Рыбий Глаз» - это сверх широкоугольный объектив с углом зрения около 180°. Он характеризуется сильными геометрическими искажениями - бочкообразной дисторсией.

Название «Рыбий Глаз» было озвучено в 1906 Робертом Вудом и представляет собой оптический эффект видения рыбой объектов из-под воды.

Впервые объектив был применен в метеорологии, поскольку позволял единовременный обзор всей небесной сферы.

Этот объектив по-прежнему используется в науке, когда необходимо получить панорамные сверх-широкоформатные изображения.

Объективы типа «Рыбий Глаз» имеют очень короткие фокусные расстояния. Например, типичное фокусное расстояние объектива для 35мм пленочного формата (Дальше: Полный кадр) ~8мм для «циркулярного» объектива и ~16мм для «диагонального» объектива.

Типичный угол зрения объектива типа «Рыбий Глаз» оставляет 100° - 180°.

В настоящее время объективы типа «Рыбий Глаз» популярны и среди фотолюбителей. В основном используются для фотографирования пейзажей, архитектурной съемке и для "карикатурных" портретов.

2. Типы объективов «РыбийГлаз».

Объективы типа «Рыбий Глаз» в принципе можно поделить на две группы: Циркулярный «Рыбий Глаз» и Диагональный «Рыбий Глаз».

Циркулярный «Рыбий Глаз» даёт изображение в виде полного круга, только частично покрывающего светочувствительную матрицу / кадр (дальше - сенсор). Такой объектив даёт угол зрения 180° в любом направлении. (фотография взята из Wikipedia)

Диагональный«Рыбий Глаз» покрывает всю площадь сенсора.Такой объектив даёт угол зрения 180° по диагонали кадра, ~147° по горизонтали и ~ 94° по вертикали.

Обратите внимание - разделение на «циркулярный» или «диагональный» «Рыбий Глаз» вполне относительно и определяется степенью перекрытия сенсора создаваемым изображением. Таким образом разделение зависят от того, для какого размера сенсора предназначен тот или иной объектив, и на каком сенсоре он реально используется.

Например: (см. фотографию справа) объектив с фокусным расстоянием 8мм спроектирован как циркулярный «Рыбий Глаз» для полного кадра.

Изображение будет представлять полный круг, вписанный в кадр 24мм х 36мм (черный).

Этот же объектив может быть использован на формате Four Third (17.3הмм x 13мм красный), где он становится диагональным «Рыбьим Глазом».

На данный момент на рынке существует довольно большое разнообразие комбинаций объективов «Рыбий Глаз», спроектированных и используемых под разные форматы (спроектирован под Полный кадр - используется на APS-C формате, спроектирован под APS-C формат - используется на формате Four Third и т.д.)

В результате всякие классификации объективов не могут быть строгими. Например, Samyang 8mm f3.5 спроектированный под APS-C формат как диагональный «Рыбий Глаз» может быть использован на формате Four Third, при этом будет иметь угол зрения 165°-167°. Будьте внимательны...

3. Особенности изображений, получаемых объективом «Рыбий Глаз».

a. На изображении можно выделить две центральные линии: горизонтальная (синяя) и вертикальная (зеленая) которые НЕ ИМЕЮТ искажений (дисторсии).

b. Можно выделить центральную область (голубая) где искажения МИНИМАЛЬНЫЕ.

c. Четыре угловых области (желтые) имеют НАИБОЛЕЕ выраженные искажения.

С фокусировкой объективов «Рыбий Глаз» не должно быть никаких проблем даже в НЕ автофокусном варианте. Глубина резкости у объективов с таким фокусным расстоянием просто огромная. Поэтому при съемке при достаточно хорошем освещении можно прикрыть диафрагму до f5.6-f8.0, настроить резкость на выбранный объект (при пейзажной съемке - чуть не-до бесконечности) и спокойно снимать. Из-за гиперфокального эффекта всё будет в резкости.

На основании вышеперечисленных особенностей можно попробовать выстроить правила использования объективов «Рыбий Глаз».

4. Фотографирование пейзажей.

a. Совместите горизонт со средней горизонтальной линией объектива (синяя линия). Изображение будет выглядеть как панорама:

b. Для лучшей визуализации можно обрезать изображение снизу или сверху для получения «золотого» сечения:

c. Помните про углы - там искажения наиболее выражены. Имейте это ввиду, когда фотографируете объекты с прямыми линиями - в углах кадра это иногда выглядит забавно. Но может и испортить композицию:

5. Архитектурная и Городская съемка.

a. Постарайтесь удерживать прямые линии объектов (фундаменты, фасады, дороги, крыши, колонны) параллельно или в области средней горизонтальной или вертикальной линий объектива:

b. Используйте симметричные элементы композиции для компенсации искажений:

6. Предметная и "карикатурная" фотография.

Даже большие объекты объективом «Рыбий Глаз» можно фотографировать с небольшого расстояния. Лучше если бОльшая часть основного объекта будет находиться в центре кадра - там, где искажения меньше (голубая область):

7. Фотографии неба.

a. Поскольку объектив изначально предназначался для снимков небесной сферы, совсем не плохо получаются фотографии, где горизонта совсем невидно. Для получения такого эффекта объектив нужно нацеливать точно в зенит:

За последние три года наша команда сняла более 10 000 сферических панорам. При таких объемах работы мы постоянно стараемся развивать технику и технологию съемки. Экономия времени в одну минуту на каждой панораме позволяет нам сэкономить за съемочный день от одного часа времени. А получение качественных исходных фотографий позволяет экономить уйму времени на обработке и сборке. Мы достигли предела в производительности съемки фотографом: 40-110 точек в день (в зависимости от условий). Дальнейшие запланированные мероприятия могли добавить, скорей, качество и комфортность съемки, но не увеличить производительность труда.

Исходные данные

Место съемки : крупные химические производства.
Manfrotto: штативы 190 и 055 модели, штативные головки для сферических панорам, уровневые головки, штативные чехлы.
Камеры: полнокадровые. Основные - Nikon 750, Canon 5D-II (запасная). В дальнейшем полностью перейдем на Nikon.
Объективы: Samyang 14mm f/2.8.
Съемка: в формат RAW. Большая часть снимается в один проход (6 кадров) с верхним надиром. В некоторых случаях, когда снимаемое оборудование подходит близко к точке съемки, мы снимаем в два ряда без надира. При контрастных условиях съемки снимается HDR, чтобы покрыть весь диапазон контраста от светов до теней. Заказчику изображение передается уменьшенным до 10 000 точек по длинной стороне.

Сборка: программа Kolor Autopano Giga. При съемке 14 мм объективом в 2 ряда обеспечивается хорошее перекрытие между двумя рядами, и проблем со сборкой не возникает. Но при съемке «1 ряд + надир» надир дает небольшие пропуски в местах соединения с рядом. Чтобы обеспечить минимальное перекрытие надира мы вынуждены поднимать горизонтальный ряд панорамы на 5 градусов вверх. Так, мы полностью избавляемся от «дыр», однако, несколько недостаточных по площади перекрытий между рядом и надиром остаются. Естественно, качественно «сшить» ряд и надир в этом случае (почти) невозможно. К тому же, Samyang 14мм, имеющий сложную дисторсию, только усугубляет проблему. Поэтому, почти в каждой панораме, мы имеем места неточного соединения («призраки»), которые приходится вручную «допиливать» в Photoshop. Это самые значительные трудозатраты на этапе пост-обработки.

Что хотелось

Расширить угол обзора объектива, то есть сократить его фокусное расстояние. Это позволит избавиться или, хотя бы, сократить количество двурядных панорам. Вторая причина для увеличение угла обзора - обеспечить большее перекрытие надира, и снизить затраты времени на постобработку.

Изначально линзы фишай не рассматривались вовсе из-за отсутствия опыта съемки таким объективом и предубеждений относительно качества их изображения. Поэтому, я размышлял в сторону сверхширокоугольных объективов с фокусом менее 14 мм. Кандидатов было совсем не много, если убрать оптику c плохой разрешающей способностью, типа Sigma (фото слева).

Laowa 12mm f/2.8 – пожалуй, лучший кандидат для замены наших Samyang 14 мм. Есть для Nikon и Canon. Хорошая разрешающая способность, при рекордном фокусном расстоянии (на время моего размышления). Недостатки: 1) высоковата цена в 1000 US$; б) продается только по предварительному заказу с непонятным сроком доставки, ибо это новый продукт и много желающих его купить во всем мире.

Объективы Canon в своей линейке имели зум Canon EF 11-24mm f/4L USM. Разрешающая способность, судя по тестам, превосходит наш фикс Samyang. Но цена 2500 US$ удручает. Будь этот зум долгое время в работе, я бы смирился. Но условия наших съемок бывают столь сложны, что нет никакой гарантии, что оборудование не будет фатально повреждено на первой же съемке. Так, однажды, моя камера, вместе со штативом, летела вертикально вниз на голову инженера из нашей команды. Саша поймал падающий «снаряд», сперва каской, потом руками.

Nikon не мог мне предложить ничего, кроме двух фишаев. Но фишай вначале я не рассматривал.

Сомнения

Основные сомнения были в том, что уход на 12 или даже 11 мм объектив не меняет ситуацию кардинально. Ну да, будет чуть лучше, а хотелось прорыва. Сомнения исчезли, когда я еще раз проанализировал значения углов поля зрения. У нашего 14 мм он равен 115,7 градусов по диагонали. Laowa 12 мм дает 122 градуса по диагонали, то есть обеспечит прирост 6 градусов. Это могло нас избавить от наклона камеры вверх, при сохранении малого перекрытия надира. Или увеличит перекрытие, что, возможно, упростит постобработку, но при этом сохранится наклон ряда вверх на 5 градусов.

Canon EF 11-24 имеет 126 градусов по диагонали (прирост 10 градусов). Это уже кое-что. Такой угол зрения позволит избавиться от наклона камеры вверх, в некоторых случаях сократить количество двурядных панорам и немного увеличить перекрытие надира. Однако, я хотел «соскочить» с Canon на Nikon, по определенным причинам.

Фишай

Из любопытства я посмотрел угол зрения у фишай – 175-180 градусов. Ого! То, что нужно. Возможно даже, что при таком угле обзора мы можем покрыть полный поворот всего за 4 вертикальных снимка. Но как быть со снижением качества? Придется тестировать. Сперва определил кандидатов для тестирования: Samyang 12mm F2.8 Fish-eye и Fisheye-Nikkor 16mm f/2.8 . Fisheye-Nikkor 8-15mm f/3.5-4.5 на время моего тестирования еще не был в продаже. Canon тоже имеет фишай, но я не стал его рассматривать по вышеизложенной причине.

Цель тестирования: удастся ли получить панораму, снятую фишаем, по качеству не хуже, чем снятую Samyang 14мм. Сравнивать буду как разрешающую силу объективов, так и способность держать контровый свет в условиях высокого контраста.

Далее я нашел компанию, сдающую в прокат фотооборудование. Rentaphoto могло предоставить мне оба испытуемых объектива, но, к сожалению Samyang 12мм был только для Canon, еще и в исполнении «для видео». Впрочем, в других компаниях, ситуация с этим фишаем была точно такой же. Поэтому объективы я буду сравнивать попарно. Для Nikon: Samyang 14мм и Fisheye-Nikkor 16mm. Для Canon: Samyang 14мм и Samyang 12мм Fish-eye. "Рыбьи глаза" тестировались на диафрагме 8, как оптимальной. Наводка на резкость осуществлялась по тексту на ближней стойке.

Фото 1: Nikkor, планка головки в кадре.
Фото 2: Перекрытие при 4-х кадровой панораме.
Фото 3: "Призраки" при недостаточном перекрытии.
Фото 4: Небольшие "призраки"

Fisheye-Nikkor 16mm

Фишай от Nikon был небольшого размера и сперва это радовало. Я заметил, что нижняя и боковая планка головки входит в кадр (фото 1). Хм… не критично, в крайнем случае, это место можно откадрировать. В 4 вертикальных кадра панорама, формально, может быть снята. Но по центру вертикальной стороны перекрытие между снимками слишком маленькое (фото 2). На всякий случай, я снял панораму за 4 кадра, чтобы посмотреть, можно ли будет ее собрать. Панорамы сшивались с очень сильными ошибками, нерабочий вариант (фото 3). Возможно, что достаточное перекрытие было бы обеспечено при 5-ти кадровой панораме, но у делителя головки Manfrotto нет возможности такого деления: только 4 или 6. Я был вынужден выставить делитель на 6. А значит, уменьшить количество кадров не удастся даже при 180-градусном угле зрения (при вертикальном кадре). Жаль.

При ручной наводке на резкость, мы используем две дистанции: 1,5 и 0,5 метра. Кольцо фокусировки Nikon вращается слишком легко и во время съемки оно запросто уйдет с нужной дистанции. С этой проблемой мы справимся, используя бумажную малярную ленту. Картинка, при вращении кольца, «гуляла» во все стороны. Было ощущение, что я работаю хлипким «стеклом» дешевле 100$. В общем, неприятные впечатления. Однако, мне важней какого качества панорама будет собрана с этого объектива.

Фото 5: Контровый свет Nikkor держит лучше Samyang 14 мм.
Фото 6: Разрешающая способность Nikkor чуть выше Samyang 14 мм.
Фото 7: Острова падения разрешающей способности Nikkor.
Фото 8: Снижение разрешающей способности в углах кадра Nikkor.

1) Планки, входящие в изображение, при сборке отбрасываются Autopano Giga, то есть их можно не кадрировать.

2) Небольшие "призраки" остались, несмотря на то, что зоны перекрытия увеличились значительно (фото 4).

3) Контровый свет объектив держит немного лучше, чем Samyang 14 мм (фото 5).

4) Разрешающая способность Nikkor немного выше, чем Samyang 14 мм (фото 6). После уменьшения размера фотографии до 10 000 точек - разница не видна.

5) Возникают «острова» сильного падения разрешающей способности (фото 7). Подозреваю, что причиной этому является сильное падение разрешающей способности в углах кадра (фото 8). Это сыграло решающую роль, чтобы я принял решение – «не вариант».

Samyang 12мм

Samyang 12мм Fish-eye сделан добротно, как и его 14 мм брат. Сразу проверил юстировку. У 14-ти миллиметрового варианта это больное место - объективы почти всегда разюстированы после завода, и при наводке на «бесконечность» по шкале расстояний можно значительно промахнуться по резкости. Все в порядке, «бесконечность» на месте.

Фото 9: Samyang, планки головке торчат меньше.
Фото 10: Samyang в углах лучше Nikkor.
Фото 11: Samyang чуть менее резкий чем Nikkor.
Фото 12: Контровый свет Samyang держит лучше всех.

Планка головки Manfrotto тоже входит в кадр, но значительно меньше (фото 9). Задумался, почему так. Как будто угол зрения этого фишая меньше чем у Nikkor, чего быть не должно. Ха, размер имеет значение! Объектив Samyang длинней, его передняя линза выдвинута вперед относительно планки головки, поэтому она в меньшей степени попадает в кадр.

Падение разрешающей способности в углах не фатальное, как у Nikkor (фото 10). В целом, разрешающая способность этого объектива чуть ниже, чем у Nikkor (фото 11), но при уменьшении панорамы до 10 000 точек разница несущественна. Я вполне допускаю, что это можно объяснить тем, что у Canon 5D-II, на котором я тестировал этот объектив, матрица имеет на борту 21 мегапиксель, а у Nikon – 24 мегапикселя.

Контровый свет фишай держит лучше, чем Samyang 14мм и Nikkor (фото 12). Цвета передаются ярче (выяснено позже, при выполнении заказа). Полагаю что причиной тому - лучшее просветление передней линзы у фишая.

Панорама из 4-х снимков собирается, но ошибки в сшивке очень сильные, даже без надира. Чуда не произошло.

Выводы

Мы купили два Samyang 12мм и не были разочарованы. Фишай прекрасно держит контровый свет и солнце, позволяет снимать сферическую панораму (от ножек штатива) за 7 кадров. Значит 12-ти кадровые панорамы для нас остались в прошлом. Это сократит время съемки и обработки, все панорамы будут визуально однотипные, а не в 1 и 2 прохода. Стоимость объективов, покупку которых оплатил заказчик, вернется ему, за счет экономии, на паре производств, и, в дальнейшем, будет давать заказчику существенную экономию стоимости работ по съемке и обработке. Мы довольны.

PS: благодарю Андрея, сотрудника Rentaphoto, за помощь в тестировании объективов и удивительное буддийское спокойствие.