Сценарий репортажа с места событий. Репортаж с места событий: интересный праздник и пример как делаю я

Майдурова О.Ф. Работа над телевизионным репортажем. СПб., 2004.

РАБОТА НАД ТЕЛЕВИЗИОННЫМ РЕПОРТАЖЕМ

ВИДЫ СОВРЕМЕННОГО ТЕЛЕВИЗИОННОГО РЕПОРТАЖА

В событийном репортаже информационным поводом является сам факт события , о котором рассказывает сюжет. Любой событийный репортаж можно отнести к одной из двух групп: либо он ситуативный , рассказывающий о событии незапланированном, неожиданном – часто на уровне ЧП (диапазон тут самый широкий – от стихийного бедствия до отставки президента), либо репортаж является запланированным , так как о грядущем событии известно заранее.

Несколько лет назад продолжительность событийного репортажа почти во всех европейских странах составляла 90 секунд. Сегодня многие каналы стараются придерживаться именно этого стандарта. Однако в перспективе технологии монтажа, вероятно, будут способствовать развитию так называемого «модульного репортажа», когда хронометраж сюжета об одном и том же событии в выпусках новостей в течение дня будет варьироваться.

Репортаж часто называют жанром синтетическим , поскольку в него органично входят составляющие других информационных жанров – например, видеоинформации (закадровые тексты) или интервью («синхроны» в репортаже – фрагменты интервью).

Репортаж является жанром пограничным : различные его виды относятся, соответственно, к разным группам жанров. Если событийный репортаж входит в группу информационных жанров, то аналитический (или, как его еще называют, проблемный репортаж) можно отнести к группе жанров аналитических. Наиболее точным представляется все-таки определение «аналитический», а не проблемный, поскольку аналитический подход подразумевает не только обязательное наличие некой проблемы – скорее, это определяется тематикой материала. Здесь кроме сущностного признака любого репортажа – необходимости непосредственного присутствия журналиста на месте событий, сильнее ощутимо личностное восприятие этих событий автором материала – даже на уровне отбора фактов и деталей. Основная задача репортера в этом случае – говорить о причинах и последствиях, то есть о неочевидном, но важном, проводить аналогии, искать связь с другими событиями и явлениями.

Как правило, работа над аналитическим сюжетом требует больше времени, чем подготовка событийного репортажа и для его выхода в эфир требуется информационный повод. Хронометраж аналитического репортажа в программе порой достигает 3-3,5 минут.

Репортаж оказался наиболее подвержен явлению, которое иногда именуют «диффузией жанров», когда один жанр перенимает некоторые особенности другого. Например, такой относительно новый вид телерепортажа как специальный, возникнув в формате информационных программ, сначала отличался от обычного аналитического репортажа только большим хронометражем (до 5-6 минут) и особым местом, которое отводилось ему в верстке выпуска новостей – как правило, специальный репортаж – «гвоздь» программы.

Со временем, выйдя за рамки информационной программы и переняв ряд особенностей таких жанров художественной публицистики, как зарисовка и очерк (в частности, в использовании выразительных средств) он занял свое место в современном телеэфире в формате самостоятельных цикловых авторских программ: «Специальный репортаж» (5 канал), «Специальный корреспондент» (Россия), «Профессия – репортер» (НТВ) и др. Специальный репортаж сегодня имеет хронометраж, свойственный, скорее очерковому материалу или документальному фильму – от 10 до 40 минут.

КОМПОНЕНТЫ ТЕЛЕРЕПОРТАЖА

Любой телевизионный репортаж – это история, рассказанная выразительными средствами телевидения, которых всего три: ви­деоизображение, звук и монтаж. Каждая такая история, независимо от ее хронометража в эфире, должна выглядеть как законченный телевизионный сюжет, имеющий свою композицию и драматургию.

Прежде чем приступить к монтажу, журналист выстраивает сценарий сюжета из имеющегося у него исходного материала, учитывая все компоненты, которые могут быть задействованы в репортаже согласно его авторскому замыслу.

На первой схеме указано минимальное количество компонентов, необходимое для сценария самого обычного событийного репортажа. Вторая схема включает в себя почти максимальное количество компонентов, из которых может состоять телевизионный сюжет.

Постановочные съемки

Стоит выделить несколько слагаемых репортажа, которые создает непосредственно сам журналист: закадровый текст и стенд-ап (и то, и другое – авторский текст), а также синхрон (фрагмент интервью) – тут репортер, разумеется, выступает в роли интервьюера.

Термин «закадровый текст» не нуждается в толковании, но, что касается понятий «стэнд-ап» и «синхрон», здесь надо внести некоторую ясность относительно значения и употребления этих слов журналистами в процессе современного телевизионного производства.

Слово «синхрон» в профессиональный журналистский слэнг пришло из кинопроизводства, где в процессе работы над отснятым материалом необходимо синхронизировать кинопленку с пленкой, на которую записан звук. На телевидении «синхронами» называют фрагменты интервью, используемые в сюжетах. Чаще всего это ответы интервьюируемых – вопросы журналистов обычно убирают при монтаже.

Англоязычный термин «stand-up» уже давно вошел в обиход тележурналистов – гораздо удобнее произнести «стэнд-ап», чем «журналист на месте события, произносящий текст в кадре».

ЗАКАДРОВЫЙ ТЕКСТ В СЦЕНАРИИ РЕПОРТАЖА

Процесс написания текста – это процесс сокращения текста.

«Теленовости: секреты журналистского мастерства», И. Фэнг

Связь изображения и слова на телеэкране довольно сложна. Если видеоряд грамотно и обдуманно снят и смонтирован, то он часто оказывается куда более выразительным, чем текст. В подобных случаях соотношение слова и изображения на телеэкране – в пользу последнего. Опытный журналист всегда пишет закадровый текст ориентируясь на «ключевые», наиболее удачно отснятые кадры, которые он использует в своем сюжете и которые сами по себе не требуют лишних пояснений. Одна из самых распространенных ошибок начинающих тележурналистов – невнимательный просмотр отснятого (исходного) видеоматериала и неспособность выделить кадры, наиболее выигрышные для сюжета. В результате, особенно учитывая сложившуюся практику монтажа (когда видеомонтаж осуществляется уже после записи фонограммы закадрового текста) получается довольно скучный, бессвязный видеоряд, демонстрирующий попытки журналиста «подогнать» отснятые кадры под написанный им текст. Иногда в таких сюжетах текст и изображение кажутся совершенно не связанными между собой.

Другая крайность, в которую порой впадают неопытные журналисты– дублирование видеоряда текстом. Описательная функция слова, имеющая большое значение на радио, в телевизионном сюжете близка к нулю. Закадровый текст должен дополнять, обогащать видеоряд, содержать информацию, которая известна журналисту и не может быть донесена посредством «картинки».

Поскольку основным, наиболее распространенным жанром информационной тележурналистики сегодня является событийный репортаж, все приведенные далее рекомендации представляются актуальными для работы над текстовыми сценариями репортажей.

1.Телевизионный текст изначально менее информативен, чем печатный. Не нужно «перегружать» его информацией – в тексте должна присутствовать только информация, относящаяся к основному событию.

2.Первое предложение текста сценария играет важную роль – роль «лида» (развернутого заголовка) для печатного материала, если сравнивать телерепортаж с репортажем в газете. Первое предложение должно привлечь внимание зрителей. Ни в коем случае нельзя начинать репортаж с общих фраз, вроде: «Двадцать первый век – век компьютерных технологий» или со слов, вроде: «Как следовало ожидать...», «Удивительным образом...» и т.п.

Хорошо, если первая фраза содержит некоторый элемент интриги , например: «Исход парламентской борьбы не мог предположить никто». Всегда вызывает интерес какая-нибудь упомянутая автором деталь , например: «Букет полевых цветов появился у неприметной мемориальной доски ранним утром».

Зачастую функцию лида выполняет «подводка» ведущего информационной программы (анонс сюжета). Желательно, чтобы сам репортер подготовил текст анонса. Это поможет избежать смысловых и лексических повторов – в «подводке» и в первых фразах видеосюжета.

3.Чем короче фрагменты закадрового текста, тем меньше должно быть в них лексических повторов. Если возникают затруднения, стоит заглянуть в словарь синонимов.

4.Ни одно предложение не должно быть лишним: каждое предложение в телевизионном тексте либо содержит необходимую информацию, либо является логической связкой между смысловым частями сценария и продвигает повествование вперед.

5.Текст, написанный для телевидения должен быть удобен как для устного произнесения, так и для восприятия на слух заложенной в нем информации. Следует избегать сложных конструкций – длинных сложносочиненных и сложноподчиненных предложений, нагромождения причастных и деепричастных оборотов. Например, вместо: «В поселке Колганово, что находится в Лужском районе, состоялись соревнования спортсменов-конников, проходящие здесь каждую осень», правильнее сказать: «В поселке Колганово Лужского района области прошли ежегодные осенние соревнования спортсменов-конников».

6.Порядок слов в предложениях желателен прямой, инверсию лучше не использовать.

7.Необходимо соблюдать последовательность в выборе временных форм глаголов. Стоит помнить, что настоящее время создает у телезрителей чувство присутствия на месте происходящего и придает сюжету актуальность.

8.Активный залог глаголов более эффективен, чем пассивный. Например, вместо: «Было решено, что новая взлетно-посадочная полоса международного аэропорта «Пулково-2» откроется в 2003 году», лучше сказать: «Международный аэропорт «Пулково-2» откроет новую взлетно-посадочную полосу в 2003 году». Некоторые глаголы, например «поступить» и «унести» зачастую напрасно используют для передачи пассивности: «От губернатора поступило требование...» (вместо: «Губернатор потребовал...»), или: «Землетрясение унесло 100 человеческих жизней» (вместо: «При землетрясении погибли...»).

Пассивная конструкция уместна, если она позволяет начать с самого важного момента в репортаже, например: «Только одного из пяти матросов маленького танкера удалось спасти в среду вечером...»

9.Следует избегать вводных слов и словосочетаний, вроде: «Общеизвестно, что...», «Не приходится сомневаться, что...» «Следует отметить также...». Они замедляют темп повествования в сюжете.

10. Язык информационного телевизионного текста должен быть простым как по синтаксису, так и по лексике – предпочтительна лексика нейтральная. Информация лучше воспринимается и запоминается, когда в эфире звучат слова, понятные любому телезрителю. Ни в коем случае не стоит употреблять таких слов, как «экзистенциальность», «трансцендентальность», «брутальность» и прочие малопонятные среднестатистическому зрителю слова. Не стоит также использовать в тексте пусть и всем понятные, но труднопроизносимые слова.

Предпочтительно использование общеупотребительных слов – по принципу «пишем, как говорим», например: посылать, а не отправлять; покупать, а не приобретать; участвовать, а не принимать участие; стараться, а не предпринимать попытку; арестовать, а не взять под арест; показать, а не продемонстрировать, и т. д.

11.Если не представляется возможным избежать употребления специальных терминов (научных, технических и т. д.), то необходимо пояснить их значение.

12.Несмотря на то, что современный телеэфир засорен словесными «шедеврами», вроде: «творить беспредел», «разрулить ситуацию», «устроить разборку» и т. п., уважающий себя и зрителя автор всегда помнит, что жаргонизмам не место в журналистском тексте.

14.Информационному тексту противопоказаны эмоции. Это требование вдвойне справедливо по отношению к телевизионному тексту – ведь на телевидении основным средством эмоционального воздействия на зрителя является изображение. Закадровый текст, сопровождающий видеоряд не должен содержать сильных эпитетов, гипербол и метафор. Неуместны риторические вопросы и восклицания. Чтобы проверить уместность того или иного прилагательного или наречия, надо представить, как предложение будет выглядеть без него.

15.Разнообразные местоимения (указательные – «этот», «эта», «эти»; личные – «он», «она»; притяжательные – «его», «ее», «их», и т. д.) – это хороший способ привязать закадровый текст к видеоряду, если они относятся к вещам, которые зритель одновременно видит на экране.

16.В закадровый текст нежелательно включать длинные цитаты. Произносимую вслух цитату нельзя сокращать, если она одновременно не продублирована видеокадром, где приводится текст цитаты и удаленные места обозначены многоточием.

17.Текст не должен быть перегружен цифрами – обилие цифр плохо воспринимается на слух и не запоминается. Желательно называть только самые важные цифры. Не стоит произносить дословно сложные цифры – лучше их округлить. Например, вместо: «Бюджет предусматривает выделение 480 миллионов 700 тысяч рублей на социальные нужды, сказать: «...почти 500 миллионов рублей.»

Для удобства прочтения текста лучше всего написать цифры, обозначающие крупные величины в словесной форме – легче прочитать «для победы на выборах ему не хватило тысячи ста тридцати трех голосов» намного проще, чем «...ему не хватило 1133 голосов».

18. Лучше не использовать в материале малопонятные аббревиатуры: ЕЭС, ФКС, МСЭ, СПУ и т. п. Если без этого не обойтись, надо расшифровать их значение. Не стоит забывать и о том, что уловить на слух разницу ЕС и ЕЭС практически невозможно.

19. В тексте, предназначенном для устного произнесения «не работают» кавычки и многоточия.

20.Нельзя заканчивать сюжет предложениями, в которых звучат фразы, вроде: «Хочется верить, что...», «Хочется надеяться, что...», «Время покажет...» и прочие неуместные штампы и банальности.

21.Словарь ударений – настольная книга тележурналиста. При малейших сомнениях лучше лишний раз заглянуть в словарь, чем дать зрителям и коллегам законный повод для критики.


Похожая информация.


Привет, друзья и коллеги. На связи Павел Ямб, и сегодня выкладываю пример написания репортажа. Это одновременно текст в портфолио и в рубрику “про меня”, потому что я являюсь активным участником описываемых событий – праздника, проводимого в северных городах.

День оленевода

Ежегодно в последние выходные марта в северных городах, таких как Ноябрьск, Сургут, Салехард проходит праздник “День народов Севера”. Местные жители называют его День оленеводов. В город съезжаются коренные жители западной Сибири – ханты. Они прибывают на оленях, привозят свежую, на днях выловленную рыбу, раскидывают чумы и накрывают столы.

Чум – конической формы шалаш, сооруженный из веток деревьев и покрытый оленьей шкурой, в котором ханты проводят большую часть своей кочевой жизни в тундре, далеко от города.

Мы побывали на этом празднике и многое узнали об этом удивительном народе.
С самого утра на городской площади обнаружили толпящихся людей, желающих купить свеженькую рыбу. Ханты продают ее c грузовиков. Муксун, щука, щекур, ряпушка – местные виды рыб, которые можно приобрести здесь. Рыба из наших супермаркетов ни в какое сравнение не идет с этой. Мы пришли очень рано и успели купить копченого муксуна. (Теперь я сомневаюсь, что куплю рыбу в супермаркете).

С самого утра на главной сцене площади раздается непривычная музыка и песни коренных народов – необычно протяжная мелодия с использованием самобытных музыкальных инструментов.

Неподалеку от центра празднования пасутся олени. Каждый желающий может за 400 рублей сделать несколько кругов вокруг площади на санях с оленями, погладить их и сфотографироваться. Дети в восторге от такого развлечения. Наш Сережка точно.

Наш Сережка и олени

Хозяева чумов, раскинутых по периметру, также рады гостям и их кошелькам. За 500 рублей любой житель города может окунуться в атмосферу этого жилища: посидеть за столом, принять угощение от хозяев и пообщаться с ними.

Сложно удержаться от желания взглянуть, как живут эти люди далеко в тундре, среди снега. Не удержались и мы.

Попав вовнутрь, оказываешься в полумраке, освещением служит свет от небольшой печки, которая располагается в центре. Недалеко от входа стоит стол с яствами, специально приготовленными для гостей. Мы сели на мягкий ковер, не снимая обуви. Нас принялась угощать молодая женщина – Айгуль, в ярко-красной одежде с вышитой северной символикой. После ухи, налитой в одноразовый стаканчик, мы отведали свежей рыбки. В прямом смысле – свежезамороженная рыба, от которой отрезаются тоненькие кусочки и кладутся на тарелку. Называется строганина. Необычно, но вкусно. Запиваем чаем, вприкуску клюква с сахаром.

Мы с Инной в чуме

За едой мы разговорились с Айгуль и задали интересовавшие нас вопросы:

— Скажите, а вы постоянно живете в тундре в таких чумах?
— Да, — ответила она.
— А чем занимаетесь?
— Мы пасем наших оленей, шьем одежду, воспитываем детей. Муж занимается охотой и рыбалкой.
— А сложно так жить, вдали от цивилизации?
— Нет, мы привыкли, с самого детства так живем. К тому же сейчас у нас появился снегоход, на котором муж может ездить в город продавать рыбу или менять ее на другие товары. На тот же бензин, например. Сейчас мы намного современней, чем еще 20 лет назад.
— А правда, что вы можете различать 100 оттенков снега?
— Почти, — Айгуль засмеялась.

Это мы у нее в гостях

После полудня на улице, за импровизированными столиками ели шашлык, который был приготовлен при нас. Особенная северная романтика заключалась в том, что пока мы ели наше мясо, в тарелку попал снег – еле заметные снежинки, которые надуло ветром.

В память об этом дне мы купили по сувениру, отражающему суть этого праздника: магнитики на холодильник с изображением одиноко стоящего чума посреди тундры, фигурки оленей и их хозяев – хранителей севера – хантов.

Затем пошли смотреть на соревнования оленеводов

Соревнования включали в себя национальные виды борьбы, перетягивание палки и прыжки на скорость через нарты. Нарты это узкие сани, в которых впрягаются олени. Суть соревнований – как можно быстрее перепрыгнуть через 20 нарт выстроенных в ряд. Очень интересно и не так легко, как может показаться. По крайней мере, добровольцам из городских жителей, которые вызвались поучаствовать в этих прыжках, пришлось нелегко. Они смогли перепрыгнуть только через 3 или 4 нарт, в то время как оленеводы перепрыгивали через них, даже не вспотев.

Вечером в 18:00 прошла церемония награждения победителей соревнований. Все достойные получили награду – медали, кубки и аплодисменты.

На этой приятной ноте завершилось наше путешествие в удивительный мир северного народа. Пусть немного, но все мы (присутствующие) прикоснулись к этой жизни – полной романтики и приключений на наш взгляд, но обыденной и повседневной для них – оленеводов.

В современной журналистской практике насчитывается множество жанров. Одним из самых популярных и востребованных по праву считается репортаж. Именно он первым появляется на свет после каждого общественно значимого события.

Что такое репортаж?

Определение одного из важнейших в СМИ понятий можно найти в любом словаре журналистской терминологии. Так, авторы характеризуют репортаж как «материал с места событий, отличающийся объективностью и оперативностью». Его главная цель - создать «эффект присутствия», дать возможность зрителю, слушателю или читателю увидеть ситуацию глазами журналиста.

Композиционно репортаж состоит из 3 частей.

  1. Вступление : краткая зарисовка происходящего. Место и время, а также описание его участников. Вступление должно быть ярким, чтобы привлечь внимание и вызвать желание продолжить знакомство с материалом.
  2. Основная часть : информационный блок. Характеристика события, диалоги с участниками, описания деталей, которые помогут лучше вникнуть в суть происходящего и почувствовать свою вовлеченность в историю.
  3. Концовка : впечатление автора, его мысли и эмоции, а также суммированная оценка эпизода.

Стиль написания репортажа может варьироваться в зависимости от характера события. Это может быть легкое описание молодежной атмосферы: «09:30. Солнце давно взошло, но наши атлеты и не думают просыпаться. Неужели они так уверены в своей победе?» Если же мероприятие более формальное, нужно выдержать официоз: «Вечер открыл глава организации. Он поблагодарил всех собравшихся и признался, что еще никогда не произносил речь перед такой изысканной публикой».

Виды репортажа

Событийный

Поводом для создания данного вида репортажа служит яркий и запоминающийся случай, происшествие или инцидент, которые привлекли внимание общественности. «Эффект присутствия» достигается благодаря хронологической последовательности, указанию четкого времени и места происходящего, использованию подробностей и ярких деталей.

Постановочный

Журналист становится главным участником, а не пассивным наблюдателем, если происходящее действие срежиссировано им самим. Например, спровоцированная уличная демонстрация, созданная, чтобы проследить реакцию людей на нее. В этом случае репортаж с места событий - пример полевого медиа-эксперимента.

Тематически познавательный

События и процессы в таком виде репортажа не требуют оперативного освещения, читателю нужно во всей полноте раскрыть новые грани жизни общества.

Актуальный

Представляет собой сиюминутный отклик на происходящее. Актуальный репортаж - пример материала, требующего особенной оперативности: чем быстрее общественность узнает о важном событии, тем быстрее сможет прореагировать на него.

Проблемный

Создавая такой репортаж, журналист стремится не только осветить происходящее событие, но и исследовать социальные явления, которые стали его причиной. Этот вид требует собственных размышлений автора, его анализа и оценки.

Как написать проблемный репортаж?

Этот вид также называют аналитическим. В своей работе над проблемным репортажем журналист в первую очередь задается вопросом не «Что?», а «Почему?» Базовым является поиск причин возникновения тех или иных общественных проблем, волнений.

Чтобы написать проблемный репортаж, в первую очередь следует разобраться со всеми составляющими ситуации. Место, время, участники, хронология событий. Случались ли подобные истории раньше? Есть ли статистика по данному вопросу?

Когда база собрана, можно приступать к написанию статьи. Проблемный репортаж - пример журналистского материала со смешанными жанровыми элементами. Автор активно использует зарисовки, фактическую информацию, выражает свое мнение и дает собственные прогнозы дальнейших событий.

По какой схеме строится такой репортаж в газете? Пример плана статьи: тезис (описание ситуации и постановка проблемного вопроса), аргументы (автор разъясняет причины возникновения вопроса обсуждения, дает интерпретацию фактов, сравнивает подобные явления), вывод (итог осмысления всех фактов, оценка уровня их значимости, обозначение своей позиции).

Как написать тематически познавательный репортаж?

Данный журналистский материал делится на два подвида: специальный и расследование. Первый - требует от журналиста раскрытия актуального вопроса. Нужно удостовериться, что выбранную тему действительно можно отнести к категории «специальных». В основе второго - непосредственно процесс получения информации. Тематический репортаж - пример того, как журналист может расширять кругозор своего читателя.

Для создания подобного материала первым делом следует определиться со сферой жизни социума, которая будет освещена. Затем выбрать в ней аспект, способный вызвать резонанс.

Особое внимание нужно уделить способу подачи информации: активные диалоги, постоянное движение и яркие детали будут держать читателей в постоянном тонусе.

Часто с целью лучше разобраться в происходящем авторы на время меняют профессию и полностью внедряются в изучаемый процесс. Такой тематически познавательный репортаж - пример полного перевоплощения журналиста. Уровень сложности в таком случае повышается в несколько раз.

Как написать актуальный репортаж?

Сначала следует разобраться в том, что же попадает под ключевую категорию этого понятия? Актуальность - значительность чего-то в текущей ситуации. Исходя из определения, такой репортаж освещает события «на злобу дня», произошедшие за вечер до или непосредственно в день создания материала.

Главное - оперативность. Автор еще не успевает оценить ситуацию и составить свое мнение, но он должен осветить то, что произошло. Для этого необходимо иметь большой список контактов, в котором найдется тот, у кого сразу же можно взять комментарий и выяснить подробности.

Журналист должен быстро найти ответы на множество вопросов, чтобы подготовить актуальный репортаж. Пример: что случилось, где, когда, с кем, почему и каковы будут возможные последствия?

Хотя скорость и давление в таких ситуациях зашкаливают, нужно готовить публикацию оперативно. При написании статьи в жанре "репортаж" примеры текстов других авторов смогут помочь создать материал быстро и качественно. Таким образом, журналист убивает двух зайцев: пишет актуальную новость и оперативно, и по всем правилам жанра.

Кратчайший совет: чем актуальнее, ярче и динамичнее, тем лучше. Читатель должен чувствовать себя непосредственным участником событий, вплоть до того, что можно заставить его почувствовать силу шквального ветра на зимнем митинге в пользу бродячих животных или соблазнительный запах в булочной, где производится бесплатная раздача сладостей бездомным в канун праздников.

Живости материалу добавят диалоги и описание эмоций людей, собственные наблюдения и мысли по поводу происходящего.

Запомните план того, как писать репортаж. Пример: вступление (в Лос-Анджелесе ночь, но никто не спит. Ведь именно сегодня кинокритики определят лучшие фильмы ушедшего года. Фавориты 87-й церемонии вручения премии «Оскар» давно определены. Это …), основная часть (хотя, как поговаривают, в моду вошло давать статуэтки молодым актерам, маститые «акулы» кинематографа также уверены в своей победе…), заключение (драма на сцене вполне могла бы посоперничать с тем, что мы видели на экранах…).

Осваивая репортаж, примеры текстов этого жанра можно посмотреть на страницах известных печатных изданий. В процессе знакомства с работами других авторов и постоянной практики вырабатывается свой неповторимый стиль и индивидуальная манера освещения важных событий.

Данный сценарий с успехом может использоваться классным руководителем для учащихся 5-7-х классов не только на День Учителя, но и на празднике Знаний, прзднике Последнего звонка, на классных "огоньках". Во время репетиций дети сами могут придумывать юморески, отражающие специфику данной школы. Главное: дети должны увидеть личную заинтересованность классноего руководителя в их успехах. Тогда даже репетиции превращаются в праздник.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий выступления учащихся шестого класса в общешкольной концертной программе, посвященной Дню Учителя

Мод музыкальное сопровождение мелодии «Наш край» две пары учащихся, стоящих по разным краям сцены, бросают на пол листья, которые собраны у них в руках в виде букетов. Один учащийся, стоящий по центру сцены, начинает читать стихи под это же музыкальное сопровождение. Его выступление продолжают другие учащиеся, стоящие на сцене.

1-й Учащийся

Листочки в вальсе кружатся,

У школы листопад.

2-й Учащийся

Сверкает солнце в лужицах,

Улыбки у ребят.

3-й Учащийся

Поздравляет вся Земля

В этот день осенний:

4-й Учащийся

«С праздником, учителя,
Счастья Вам, веселья!»

5-й Учащийся

Спасибо Вам за все труды,

3-й Учащийся

За то, что рядом всегда Вы.

Под музыкальное сопровождение песни на сцену выходят учащиеся, составляющие хор шестиклассников .

Песня из к/ф «Карнавальная ночь» на мотив песни «Улыбка»

1-й Учащийся

В школе нашей мы весело живем.

2-й Учащийся

Правила учим, песни поем.

3-й Учащийся

Знает точно каждый ученик

Что без школы мир тускнеет вмиг.

Из первого ряда хора в зал спускаются трое мальчиков. Разыгрывается сценка «Веселый репортаж». Сцена закрывается. Участники хора уходят за кулисы.

Копцов. Внимание! Внимание!

Рассохин. Я, Рассохин Крилл,

Копцов. И я, Копцов Игорь,

ОБА: Ведем веселый репортаж!

Копцов. Наш микрофон установлен на площадке третьего этажа.

Рассохин. До конца перемены осталось пять минут.

Копцов. В коридоре у окна мы видим Суркова Влада и Александрова Артема.

Рассохин. Оба они в хорошей форме! Внезапно Артем дает подзатыльник Владу. Влад отвечает серией легких ударов.

Копцов. К ним присоединяются еще трое ребят.

Рассохин. В результате этого «пятиборья» Влад и Артем теряют свою форму!

Копцов. У Влада оторван рукав и отлетает одна пуговица.

Рассохин. У Артема стоит под глазом огромный синяк величиной с куриное яйцо.

Копцов. Соревнования продолжаются. Скоростной спуск по перилам лестницы совершает Лужин Олег.

Рассохин. Один из приемов борьбы самбо, а именно «болевой прием», провел Станкунов Денис: он дернул за волосы Афанасьеву Женю.

Копцов. Позор Денису! Они в разных весовых категориях! Но вот прозвенел звонок. (Звонок на урок)

Рассохин. У входа в кабинет биологии начинается соревнование по «легкой атлетике». Особенно отличается Рома Гиоргадзе. Он применяем жим, рывок и…врывается в класс первым. Ура!

Копцов. Ай-ай-ай! Победа была так близка! Но, увы, Роман опоздал. Под партами первого ряда уже лежат Листьев и Леушин, заготавливающие шпаргалку для контрольной работы. (Листьев и Леушин ползут по полу, подбирая разбросанные листья)

Рассохин. До начала урока остается совсем немного.

Копцов. Алеша Ларин и Петя Милич на последних секундах заканчивают упражнение…заданное на дом.

Рассохин. Для участников этих неспортивных игр приготовлены всевозможные сюрпризы,

Копцов. Начиная от двойки по поведению и кончая очередным вызовом родителей в школу.

Рассохин. На этом наш репортаж заканчивается.

Копцов. Напоминаем, что вели репортаж нештатные корреспонденты из 6-А

Рассохин. Рассохин Кирилл и

Копцов. Копцов Игорь

ОБА: Спасибо за внимание!

Лужин. А теперь посмотрите материалы, снятые скрытой камерой!

В зал выходят все учащиеся, принимающие участие в сценках «Скрытая камера»

Биология.

На урок биологии всем известный по школьным анекдотам мальчик Вовочка пришел с бо-ольшим опозданием. Юлия Николаевна очень удивилась:

Что случилось, Вовочка?

На меня напал вооруженный бандит!

Боже! И что же он у тебя отнял?

Домашнее задание (плачет).

Перемена.

А это было во время перемены.

Дети, кто разбил окно?

Молчание.

Дети, кто разбил окно?

Молчание.

Я в последний раз спрашиваю, кто разбил окно?

Да ладно, Лидия Олеговна, чего там… Спрашивайте уж и в четвертый раз.

Классный руководитель вручает огромную записку: Срочно вызываю в школу родителей!

Дома.

Вовочка пошел домой (на сцену, на которой уже стоят стол и стул. Отец читает газету. За газетой не видно его лица). Ой, что будет?

Папа, в школе сегодня родительское собрание, но только для самого узкого круга.

Для самого узкого круга? (Отец опускает газету. Видны его очки). Как это понять?

Будут только учитель и ты.

Отец встает из-за стола, снимает ремень. Вовочка убегает. Сцена закрывается.

У завуча.

Татьяна Сергеевна решила поговорить с Вовочкой по душам:

Вовочка, вот с математикой у тебя плохо, с русским тоже, с английским – еще хуже… У тебя вообще есть любимый предмет?

Ага!

Какой?

Компьютер!

Опять дома.

Семестр подходит к концу, и мама спрашивает Вовочку:

Сынок, ты когда, наконец, исправишь свои отметки по географии?

Мам, я каждый день стараюсь. Но Галина Петровна, как назло, ни на минуту не оставляет журнал без присмотра.

На каникулах.

Во время каникул Нина Григорьевна позвала Вовочку:

Нужно покрасить окна на втором этаже. Сделай это, пожалуйста, побыстрее.

Через два часа Вовочка спрашивает:

Нина Григорьевна, а рамы тоже красить?

Что?

У директора.

В кабинете Жанны Григорьевны:

Ирочка, напечатай, пожалуйста, объявление:

«Пропал шестиклассник Вовочка.

Особые приметы: уши оттопыренные, руки не мыты, брюки не глажены, в портфеле – ни одного учебника.

Сбежал с уроков в неизвестном направлении. Нашедших просим не беспокоиться, к нам его не приводить.»

1-й Учащийся

Не так уж просто быть учителем,

2-й Учащийся

Мы это поняли давно.

3-й Учащийся

Об этом говорят родители,

4-й Учащийся

Об этом книжки и кино.

5-й Учащийся

Вы для всех несете факел знаний,

Тот, что не погаснет никогда.

1-й Учащийся

Пусть же ваши сбудутся желанья,

2-й Учащийся

Пусть ваш дом не навестит беда!

3-й Учащийся

От души мы поздравляем

4-й Учащийся

Наших всех учителей

5-й Учащийся

И здоровья всем желаем

ХОРОМ: От проказников детей!

В зал бросают шарики. Уходят.


ЭКСКЛЮЗИВНЫЙ РЕПОРТАЖ

Действующие лица

Мужчина - диктор - Владимир Викторович

Женщина - диктор - Янина Леонидовна Ростислав

Свидетель

Никодим Пилат Солдаты

СЦЕНА 1

Два диктора - мужчина и женщина - сидят за столом в углу сцены. Звучит музыка.

Мужчина. Добрый вечер и добро пожаловать на шестичасовые новости. Сегодня с вами в студии Янина Леонидовна...

Женщина. И Владимир Викторович. Сегодня у нас эксклюзивный репортаж из Иерусалима. Там происходит что-то необыкновенное. Человек по имени Иисус провозглашает себя Богом. Сейчас там находятся наши корреспонденты Елена Сергеевна и Ростислав Николаевич. Они будут вести прямой репортаж из Иерусалима. Ростислав?

Ростислав. Да, добрый вечер Янина, здесь происходит что-то необыкновенное. Человек по имени Иисус провозглашает себя Мессией. Я разговаривал со многими людьми и некоторые думают, что так оно и есть, а некоторые не верят этому. И кое-кто даже покушался на Его жизнь. Я наблюдал за всем этим на протяжении трех лет и все, что делал этот Иисус, приноси-ло Только добро. Он даже совершал чудеса.

Янина. Какие чудеса? Что ты имеешь в виду, Ростислав?

Ростислав. Вот что я видел. Он исцелял больных и даже воскрешал из мертвых. Просто не-вероятно! Могу вам с уверенностью сказать, что нет никакого обмана. У Этого человека Иисуса есть двенадцать последователей, которые следуют за ним, куда бы Он ни шел. А когда Он учит, собираются огромные толпы народа. У меня все. До встречи в новом эфире.

Янина. Спасибо Ростислав. Мы скоро к тебе вернемся.

Владимир. До встречи в восьмичасовых новостях.

СЦЕНА 2

Владимир. Добрый вечер и добро пожаловать на восьмичасовые новости. Как вы уже знаете и шестичасовых новостей, что что-то необычное происходит в Иерусалиме.

Янина. Да, и теперь давайте вернемся к нашим специальным корреспондентам, которые сей-час находятся там. Елена?

Елена. Добрый вечер Янина. Случилось так, что один из последователей Иисуса предал Его. Его арестовали в Гефсиманском саду, и солдаты, которые арестовывали Его, были поражены тем, что Он не сопротивлялся и добровольно пошел с Ними.

Янина. Елена, а где Он находится сейчас?

Елена. Сейчас он стоит перед Синедрионом. Я тоже нахожусь здесь. Я могу вести прямой ре-портаж прямо отсюда. Вот этот человек, который Сидит впереди на возвышении, Каиафа, пер-восвященник. Они пытаются выдвинуть против Иисуса обвинение для Того, чтобы предать смерти, но пока еще ничего не нашли.

На сцене первосвященник. Перед ним Иисус и свидетели.

Свидетель. Этот человек говорил, что Он за три дня разрушит Божий храм, а потом восстановит его в течение трех дней. (В комнате слышны "охи" и "ахи"),

Каиафа. Ты что, не собираешься нам отвечать? Что ты можешь сказать в Свою защиту по по-воду тех обвинений, которые эти люди выдвигают против тебя? Заклинаю Тебя Богом живым, Ты ли Христос, Сын Божий?

Иисус. Ты сказал. Сказываю вам: отныне узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных.

Каиафа вскакивает.

Каиафа. Он богохульствует! На что нам еще свидетели? Вот теперь вы слышали богохульство его! Как вам кажется?!

Солдаты, Свидетели и Каиафа (все вместе): "Повинен в смерти!"

Никодим. Нет, что вы делаете? Может быть, Он не виновен?

Потом солдаты завязывают глаза Иисусу, бьют Его и говорят, чтобы ОН из-рек; кто Его ударил.

Елена. Вот так, Янина. Они признали Его виновным. Однако, по крайней мере, есть один первосвященник, который думает, что Иисус не виновен. Но, похоже, что это не повернет ход дела. Со-гласно слухам, Его поведут к Пилату. Я вернусь после того, когда узнаю точно, куда они Его поведут. Янина, Да! ВОТ это история. Ну ЧТО ж, надеюсь, мы скоро узнаем, что из этого всего получилось.

Владимир. О! Я получил сигнал от Ростислава. Итак, Ростислав, что там сейчас происходит? Ростислав. Я сейчас нахожусь во дворце Пилата. Сейчас Пилат будет допрашивать Иисуса. На сцене Пилат, а перед ним стоит Иисус.

На сцене Пилат, а перед ним стоит Иисус.

Пилат. Ты Царь Иудейский?

Иисус. Ты сказал.

Пилат. Разве ты не слышишь, сколько свидетельствуют против Тебя?

Пилат удивлен, зовет стражу.

Пилат. Эй, стража, возьмите заключенного Варраву, выведите их обоих на балкон, и пусть на-род решит, кого ОТПУСТИТЬ.

Ростислав, Я должен объяснить, что это значит. Согласно здешним традициям, на праздник Пасхи правитель имел обычай отпускать по решению народа одного узника. А Варрава - изве-стный бунтовщик и убийца, и, похоже, что люди его не очень-то жалуют. Его имя у всех на ус-тах. И говорят о нем не очень хорошо.

Владимир. Спасибо, Ростислав. Мы скоро вернемся к тебе. Янина, Мы прерываемся всего на несколько минут.

СЦЕНА 3

Янина. Мы снова с вами, и давайте вернемся в Иерусалим. Владимир. Ростислав, кого выбрала толпа?

Ростислав. Владимир, это просто ужасно! Толпа выбрала Варраву и потребовала распять Иисуса.

Владимир. Распять Его!? Что же он такого сделал?

Солдаты выводят на сцену Иисуса, бьют Его, издеваются над Ним, надевают на голову терновый венок. Потом распинают Его. Вокруг стоят люди. Некоторые радуются, а некоторые плачут.

Владимир. По моим сведениям Его вина так и не была доказана. Они били Его плетью, наде-ли на Него багряницу, а на голову терновый венец. Потом заставили Его нести Свой собствен-ный крест. Они распяли Его. Многие плачут и сожалеют о смерти Иисуса.

На сцене распятый Иисус.

Иисус. Отче, прости им, ибо не знают, что делают.

Солдаты. Ха, других спасал, а себя Самого не может спасти! Давай, сойди с креста, если, конечно, сможешь.

Другой солдат. Да, да, сойди с креста!

Владимир. Ростислав, похоже, что они что-то делают возле креста? Ты не знаешь, что там происходит?

На сцене кружочкам расположились, стражники и бросают жребий.

Ростислав. Это те, которые распяли Его, бросая жребий, делят Его одежды. И поставили над головою Его надпись: "Сей есть Иисус, царь Иудейский"

Иисус. Отче! В руки Твои предаю Дух Мой!

Иисус умирает.

Ростислав. Вот такие дела. Невиновный был осужден сегодня и распят. Один из сотников сказал, что воистину этот человек был Сын Божий.

Владимир. На этом мы заканчивает наш репортаж

Янина. Всего хорошего. До следующей встречи.

СЦЕНА 4

Владимир. Доброе утро! В эфире восьмичасовые новости. В студии с вами Янина Леонидовна...

Янина. И Владимир Викторович. Здравствуйте. Сегодня мы возвращаемся в Иерусалим, где находятся наши корреспонденты Елена и Ростислав. Расскажи нам, Елена, что там сейчас про-исходит?

Елена. Итак, уже прошло три дня с тех пор, как человек, по имени Иисус, умер и был похоронен.

Янина. Спасибо Елена. Теперь посмотрим, что там у Ростислава. Он как раз сейчас находится у гробницы. Ростислав, ты нас слышишь, что там происходит?

Ростислав. То, что я вижу, невероятно! Гробница пуста!

Янина. Пуста!? Кто-то украл тело?

Ростислав. Нет. Украсть его было невозможно, потому что гробница была Привалена огром-ным камнем и запечатана римской печатью, и каждый, кто посмеет снять эту печать без специ-ального разрешения, будет предан смерти, а для того, чтобы сдвинуть камень нужно десять и даже больше человек. Также там было несколько римских Солдат, которые охраняли гробни-цу. Так что никто не мог пробраться туда.

Янина. Спасибо, Ростислав. Теперь посмотрим, что там у Елены.

Елена. Я слышала, как некоторые фарисеи говорили, что Иисус заявлял о том, что на третий день воскреснет.

Владимир. Я получил сигнал от Ростислава. Ростислав? Да, мы слушаем тебя.

Ростислав. Его тело никто не крал. Он жив!!!

Владимир. Откуда ты это знаешь?

Ростислав. Я разговаривал с женщиной, которую зовут Мария Магдалина. Этим утром она и другая Мария были в гробнице Иисуса, и они не нашли Его там. По Дороге назад Иисус явил-ся Марии Магдалине. Она пошла в город и рассказала ученикам, что Иисус воскрес. И на самом деле... Иисус воскрес!

Янина и Владимир (говорят вместе). Воистину воскрес!