Методическая разработка тренинга «Эффективное взаимодействие в коллективе. Тренинг эффективного общения методическая разработка на тему Упражнение тренинг эффективного межличностного общения

Тренинг на сплочение

Цель тренинга : сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия.

«Сплочение – это возможность для команды стать единым целым для достижений конкретных целей и задач. У Вас есть общие цели – обучение в этом колледже, получение хорошего образования, отличного диплома! И для того, чтобы более эффективно добиваться этих целей, все Вы нуждаетесь в поддержке, и Вы можете ее получить именно в своей группе! Ведь только сплоченный коллектив добивается многих вершин и побед!»

Задачи тренинга:

    формирование благоприятного психологического климата в группе;

    нахождение сходств у участников группы для улучшения взаимодействия между ними;

    первоначальная диагностика психологической атмосферы в группе;

    осознание каждым участником своей роли, функций в группе;

    развитие умения работать в команде;

    сплочение группы.

Фазы тренинга:

1. Вводная фаза

Цель фазы : Знакомство участников друг с другом, с ведущими, а также с целями тренинга, правилами работы в группе.

Название упражнений : «Смысл моего имени», «Правила группы»

Время : 5 минут.

Необходимые материалы : Карточки для имен, булавки, фломастеры, лист с правилами.

2. Фаза контакта

Цель фазы : Установление благоприятного психологического климата в группе, разминка.

Название упражнений : «Веселый счет» («Поворот в прыжках»)

Время : 5-7 минут.

3. Фаза лабилизации

Цель фазы : Формирование активного рабочего настроя, диагностика психологической атмосферы в группе.

Название упражнений : «Вавилонская башня», «Поиск сходства», «Построимся»

Время : 20-25 минут.

Необходимые материалы : Картинки с изображением животных, бланки для диагностики по количеству участников, ватман, фломастеры, карточки с индивидуальными заданиями.

4. Фаза обучения

Цель фазы : Отработка и овладение навыками, ведущими к сплочению группы, развитию умения взаимодействовать в команде, нахождение общего между участниками.

Название упражнений : «Кто быстрее», «Паззлы», «Дом»

Время : 30 минут.

Необходимые материалы : Карточки с изображением животных, паззлы.

5.Заключительная фаза

Цель фазы : Подведение итогов, снятие напряжения

Название упражнений : «Говорящие руки», «Круг», «Подарки группе»

Время : 10-15 минут.

Необходимые материалы : Карточки с изображением животных.

Общее время: 80 минут.

1. Упражнение «Смысл моего имени»

Цель : дать возможность участникам подчеркнуть свою индивидуальность.

Время : 5 минут.

Ресурсы : нарезанные листочки бумаги, фломастеры, булавки.

Ход упражнения : Ведущий предлагает познакомиться и совершить это следующим образом: всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ. Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя, а потом рассказать историю его происхождения.

2. «Правила группы»

Время : 2 минуты.

Ресурсы : ватман с уже написанными правилами.

    Проявлять активность.

    Слушать друг друга, не перебивая.

    Говорить только от своего лица.

    Если информация адресована кому-то конкретно, то обращаться напрямую к этому человеку, а не говорить о нем в третьем лице

    Не распространять и не обсуждать за пределами тренинга то, что происходит на занятиях

    Избегать критики при выполнении упражнений, если возникает потребность что-то покритиковать - дождаться обсуждения

    В случае нежелания выполнять какое-либо упражнение участник имеет право отказаться, не объясняя причину этого, но он должен публично заявить о своем отказе.

3. Упражнение «Веселый счет»

Цель : снятие внутреннего напряжения участников, сплочение группы путем совместного и одновременного выполнения упражнения.

Ход упражнения : Ведущий называет какое-либо число, не превышающее количество человек в группе. Названное количество участников встает. В выполнении упражнения необходимо добиться синхронности, участники не должны совещаться.

: упражнение позволяет участникам почувствовать другого, понять его мысли с целью более эффективного выполнения задания.

Обсуждение : почему сначала не получалось выполнить задание? Что помогло в выполнении задания?

4. Упражнение «Поворот в прыжках»

Цель : активизация группы, сплочение.

Время : 2-3 минуты.

Описание упражнения : Участники рассредоточиваются в пространстве таким образом, чтобы расстояние между соседями составляло не менее полуметра, и встают лицом в одном направлении. Далее по условному сигналу ведущего все одновременно выполняют прыжок на месте. В прыжке можно повернуться в любую сторону на 90, 180, 240 или 360°. Каждый сам решает, куда и насколько ему повернуться, договариваться об этом нельзя. Каждый следующий прыжок производится по очередному сигналу из того положения, в которое участники приземлились ранее. Задача здесь – добиться того, чтобы после очередного прыжка все участники приземлились, повернувшись лицом в одну сторону. Фиксируется количество попыток, потребовавшихся для этого.

Психологический смысл упражнения : Подобное задание не удается успешно выполнить до тех пор, пока участники подходят к нему, не ориентируясь на действия соседей. А успешно спрогнозировать действия окружающих в данном случае можно только с опорой на восприятие и прогнозирование намерений других. Кроме того, игра служит хорошей разминкой, позволяет активизировать группу, снимает напряженность.

Обсуждение : Можно ли успешно выполнить это задание, действуя по принципу «каждый за себя? Очевидно, нет. Можно очень стараться, но ничего не получится, если не пытаться понять замыслы соседей и не передать им свой замысел. А как это сделать?

5. Упражнение «Вавилонская башня»

Время : 15 минут.

Ресурсы : цветные маркеры, ватман, заготовленные заранее индивидуальные задания.

Ход упражнения : Участники делятся на 2 команды. Каждому члену команды дается индивидуальное задание. Индивидуальные задания: кратко прописаны на отдельных листах, каждый лист является строго конфиденциальным для одного участника. Например, «Башня должна иметь 10 этажей» – листок с такой надписью вручается одному участнику тренинга, он не имеет права никому его показывать, обязан сделать так, чтобы нарисованная совместно башня имела именно 10 этажей! Второе задание: «Вся башня имеет коричневый контур» – это задание для следующего участника. «Над башней развивается синий флаг», «В башне всего 6 окон» и т.д. Участникам запрещено разговаривать и вообще как-нибудь использовать голос.

Необходимо совместно нарисовать Вавилонскую башню. Время выполнения ограничено (5-7 минут).

Психологический смысл упражнения : В ходе упражнения участники учатся координировать свои действия, взаимодействовать в команде. Развиваются навыки невербального общения.

Обсуждение : Трудно ли было выполнять задание? Что показалось наиболее трудным? Успешно ли было взаимодействие в группах? Почему?

6. Упражнение «Поиск сходства»

Цель : Сплочение группы через нахождение сходств у ее участников.

Время : 20 минут.

Ресурсы : карточки с изображением животных, листы бумаги.

Ход упражнения : Каждая команда должна написать на листе черты сходства (первая команда) и черты различия (вторая команда) в своей группе.

Выигрывает та команда, которая больше напишет сходств или различий за определенное время. Учитывается количество названных сходств и их качество.

Психологический смысл упражнения : Упражнение эффективно работает на сплочение группы, так как участники начинают более внимательно присматриваться друг к другу и обнаруживают, что сходства между ними гораздо больше, чем они думали раньше.

Обсуждение : Постараться подвести участников к мысли, что, хотя они все такие разные, сходства между ними гораздо больше, чем может показаться на первый взгляд.

7. Упражнение «Построимся»

Цель : обучение умению распределять роли в команде, сравнивать себя с другим участником по схожим признакам.

Время : 10 минут.

Ход упражнения : «Теперь мы посмотрим, насколько Ваши общие черты проявляются у каждого из вас в отдельности!». Задача участников – построиться в одну линию по росту. При этом нельзя разговаривать. Затем задание усложняется – им нужно построиться по дате и месяцу рождения, по длине волос, по отдаленности места проживания от колледжа, по цветам радуги в их одежде.

Психологический смысл упражнения : Участники лучше узнают друг друга, обучаются эффективному взаимодействию в команде.

Обсуждение : Трудно ли Вам было выполнять это упражнение? Почему? Какую роль Вы избрали для себя? Какая стратегия выполнения была наиболее эффективна?

8. Диагностика психологической атмосферы в группе

Участникам выдаются бланки для заполнения.

Здесь приведены противоположные по смыслу 10 пар слов, с помощью которых Вам предлагается описать психологическую атмосферу в Вашей группе. Поставьте знак? (звездочка) ближе к тому признаку в каждой паре, который, по Вашему мнению, более выражен в Вашей группе.

1 2 3 4 5 6 7 8

    Дружелюбие – Враждебность

    Согласие – Несогласие

    Удовлетворенность – Неудовлетворенность

    Продуктивность – Непродуктивность

    Теплота – Холодность

    Сотрудничество – Несогласованность

    Взаимная поддержка – Недоброжелательность

    Увлеченность – Равнодушие

    Занимательность – Скука

    Успешность – Безуспешность

9. Упражнение «Паззлы»

Цель : формирование команды, обучение умению распределения ролей в группе.

Время : 10-15 минут.

Ресурсы : карточки с изображениями животных, маленькие головоломки «пазлы».

Ход упражнения : участники делятся на команды. Каждая команда получает головоломку. Задача – собрать ее как можно быстрее.

Психологический смысл упражнения : участники в игровой форме учатся эффективному взаимодействию в команде, учатся распределять роли, к улучшению качества работы, при этом важно, что объединены общей целью.

Обсуждение : Сложно ли было выполнять это упражнение в команде? Почему? Что нужно для того, чтобы более эффективно работать в команде?

10. Упражнение «Кто быстрее?»

Цель : сплочение коллектива.

Время : 10 минут.

Ход упражнения : Группа должна быстро, без слов, построить, используя всех игроков команды, следующие фигуры:

    квадрат;

    треугольник;

    ромб;

    букву;

    птичий косяк.

Психологический смысл упражнения : координация совместных действий, распределение ролей в группе.

Обсуждение : Трудно было выполнять задание? Что помогло при его выполнении?

11. Упражнение «Дом»

Цель : осознание своей роли в группе, стиля поведения.

Время : 15 минут.

Ресурсы : карточки с изображением животных.

Ход упражнения : участники делятся на 2 команды. Ведущий дает инструкцию: «Каждая команда должна стать полноценным домом! Каждый человек должен выбрать, кем он будет в этом доме – дверью, стеной, а может быть обоями или предметом мебели, цветком или телевизором? Выбор за Вами! Но не забывайте, что Вы должны быть полноценным и функциональным домом! Постройте свой дом! Можно общаться между собой».

Психологический смысл упражнения : Участники задумываются над тем, какую функцию они выполняют в этом коллективе, осознают, что все они нужны в своем «доме», что способствует сплочению.

Обсуждение : Как проходило обсуждение в командах? Сразу ли Вы смогли определить свою роль в «доме»? Почему Вы выбрали именно эту роль? Я думаю, Вы все поняли, что каждая часть Вашего «дома» важна и нужна в нем, каждая несет свою определенную функцию, без которой дом не может быть полноценным!

12. Упражнение «Говорящие руки»

Цель : эмоционально-психологическое сближение участников.

Время : 5-7 минут.

Ход упражнения : Участники образуют два круга: внутренний и внешний, стоя лицом друг к другу. Ведущий дает команды, которые участники выполняют молча в образовавшейся паре. После этого по команде ведущего внешний круг двигается вправо на шаг.

Варианты инструкций образующимся парам:

    Поздороваться с помощью рук.

    Побороться руками.

    Помириться руками.

    Выразить поддержку с помощью рук.

    Пожалеть руками.

    Выразить радость.

    Пожелать удачи.

    Попрощаться руками.

Психологический смысл упражнения : происходит эмоционально-психологическое сближение участников за счет телесного контакта. Между ними улучшается взаимопонимание, развивается навык невербального общения.

Обсуждение : Что было легко, что сложно? Кому было сложно молча передавать информацию? Кому легко? Обращали ли внимание на информацию от партнера или больше думали, как передать информацию самим? Как Вы думаете, на что было направлено это упражнение?

13. Упражнение «Построение круга»

Время : 10 минут.

Описание упражнения : Участники закрывают глаза и начинают хаотично перемещаться по помещению (можно при этом издавать гудение, как потревоженные пчелы; это позволяет избежать разговоров, создающих помехи в выполнении упражнения). По условному сигналу ведущего все останавливаются в тех положениях, где их застал сигнал, после чего пытаются встать в круг, не открывая глаз и не переговариваясь, можно только трогать друг друга руками. Когда все занимают свои места и останавливаются, ведущий подает повторный условный сигнал, по которому участники открывают глаза. Как правило, построить идеально ровный круг не удается.

Данное упражнение создает очень хорошие условия для наблюдения ведущего за стилями поведения участников. Кроме того, его можно использовать для экспресс-диагностики групповой сплоченности.

Психологический смысл упражнения : Упражнение направлено на развитие навыков координации совместных действий, сплочение группы. Кроме того, оно позволяет развивать навыки невербального общения и саморегуляции.

Обсуждение : Что дает эта игра? Почему идеальный круг не получался сразу? Нужно дать понять участникам, что в этом упражнении важна общая согласованность их действий.

14. Упражнение «Подарок»

Цель : положительное завершение тренинга, рефлексия.

Время : 3-5 минут.

Описание упражнения : Ведущий: «Давайте подумаем, что мы могли бы подарить Вашей группе, чтобы взаимодействие в ней стало еще эффективнее, а отношения в ней – более сплоченными? Давайте скажем, что каждый из нас дарит группе. Я, например, дарю вам оптимизм и взаимное доверие». Далее каждый из участников высказывается, что он хотел бы подарить группе. «Давайте наградим себя за успешное плавание аплодисментами!»

Психологический смысл упражнения : Ритуал, позволяющий завершить тренинг красиво и на положительной эмоциональной ноте.

Обсуждение : «Наш тренинг подошел к завершению. Хочу спросить у Вас, что нового вы сегодня узнали? Что полезного вынесли для себя, для группы?

Ну вот, все подарки подарены, игры пройдены, слова сказаны. Вы все были активны, слаженно работали в команде. Не забывайте, что Вы – единое целое, каждый из Вас – важная и необходимая, уникальная часть этого целого! Вместе Вы – сила! Спасибо всем за участие!»

Информирование о существовании ролевой модели по Э. Берну. Согласно теории известного психолога Э. Берна личность состоит из трех основных компонентов. В каждый отдельный момент времени мы находимся в одном из состояний, соответствующих этим ролям личности.

  1. Дискуссия:
  • Как вы думаете, что характерно для каждой из ролей (что свойственно каждой роли).

Сухой остаток: Для эффективного взаимодействия и управления эмоциональным состоянием важно учитывать информацию о структуре личности по Э. Берну (Родитель, Ребенок, Взрослый)

  1. Упражнение «Рукопожатие»

Цель: Распознавание ролевых позиций в момент тактильного контакта.

Инструкция:

Группа свободно распределена по аудитории. Выбирается один из участников, он становится напротив всех остальных, закрывает глаза и протягивает руку вперед. Остальные по - одному подходят и пожимают ему руку. Его задача: всех присутствующих объединить в 3 группы: взрослого, ребенка или родителя на основе внутреннего ощущения (из какого состояния человек пожимал руку). Участники расходятся на три соответствующие группы. Участников эксперимента может быть 3-4.

Обсуждение:

  • Выбирали ли Вы какую-нибудь стратегию взаимодействия перед рукопожатием?
  • Как вы думаете, почему Вы определены в эту группу?
  • Что этому способствовало?
  • Насколько этот выбор совпадает с Вашей обычной ролевой позицией?

Сухой остаток: В каждый момент времени я могу быть разным. Мое восприятие себя может не совпадать с тем, как воспринимают меня другие. Я могу управлять впечатлением о себе.

Экспериментирование с проявлением разных ролей

1. Упражнение «Вербальные и невербальные проявления»

Работа в группах.

Цель: Выявить вербальные и невербальные проявления особенностей ролевых позиций.

Инструкция:

Объединить участников в 3 группы: Родители, Дети, Взрослые. Каждая группа определяет невербальные и вербальные проявления, выражающие особенности ролевых позиций. Затем от каждой группы выступает по одному представителю и сообщают мнение группы.

Обсуждение:

  • Что влияет на выстраивание эффективного взаимодействия?
  • Какие трудности возникали в определении проявлений каждой ролевой позиции?
  • Какие вербальные и невербальные проявления наиболее эффективны для взаимодействия?

Сухой остаток: Для каждой из ролей характерны свои поведенческие и речевые проявления, которые помогают отличить роли друг от друга. Это помогает выстраивать эффективное взаимодействие.

Принятие позиции Взрослого как эффективный способ управления эмоциональным состоянием

  1. 1. Упражнение «Я - Взрослый»

Цель: Проработать разные роли и осознать, какая из них оптимальна для выстраивания эффективного взаимодействия в ситуации конфликта.

Инструкция :

Участники работают в парах. В паре один из участников берет на себя роль конфликтующего, другой участник отвечает из трех ролей: Ребенка, Родителя, Взрослого. Каждый из участников должен побывать в роли конфликтующего. На каждое отреагирование в конфликтной ситуации с позиций: Ребенка, Родителя, Взрослого дается по 3 минуты.

Обсуждение:

  • Что помогло Вам договориться в конфликтной ситуации?
  • Кто в конфликтной ситуации в большей степени может повлиять на выстраивание отношений «взрослый-взрослый»
  • Какой формат общения будет оптимальным (Р-Р, Р-В, В-В и т.д) в конфликтной ситуации?

Сухой остаток: Позиция Взрослого является наиболее оптимальной для взаимодействия в ситуации конфликта. Отвечая из позиции Взрослого легче снизить негативное отношение со стороны конфликтующего и договориться. Важно не подстроиться к конфликтующему, а перевести его в состояние общения «взрослый-взрослый».

Типичные схемы взаимодействия

Мини-лекция «Типичные схемы взаимодействия»

Параллельное взаимодействие: В-В, Р-Р, Д-Д, Р-Д, Д-Р

Перекрещивающееся взаимодействие: Стимул: Взрослый обращается к взрослому, Ответ: Ребенок к Родителю или Родитель к Ребенку.

Каждый раз, высказываясь, мы находимся в каком-то конкретном состоянии и обращаемся к конкретному состоянию партнера. Отвечая, партнер тоже находится в определенном состоянии и обращается к нашему состоянию.

Если партнер отвечает из того состояния, к которому мы обращались и его реплика адресована к нашему актуальному состоянию, то разговор может продолжаться долго, конструктивно и не влиять на эмоциональное состояние партнеров.

Трансакции являются параллельными, когда векторы стимула и ответа совпадают, и перекрещивающимися, когда векторы пересекаются. При параллельных трансакциях общение идет неограниченно долго (первый закон общения), при перекрещивающихся оно прекращается и развивается конфликт (второй закон общения).

Понимание особенностей ролевых позиций, обеспечивающих э ффективное взаимодействие:

Психологическая амортизация.

1. Мини-лекция «Психологическая амортизация»

См. материалы к мини-лекциям

2. Упражнение «Амортизация»

Инструкция:

1-й этап . Группа делится на две команды. В течение 5 минут команды придумывают 5 реплик из позиции Родителя и 5 реплик из позиции взрослого.

2-й этап . Один игрок перовой команды обращается к игроку другой команды с одной из реплик, задача второго применить принцип амортизации. Затем игрок второй команды обращается к игроку первой и т.д., пока все придуманные реплики не получат ответ.

Обсуждение:

Какие впечатления?

Что было трудно?

Принятие критики. Модель взрослого поведения при обвинении

1. Упражнение «Критика»

Цель: Понять собственные эмоции в момент принятия критики и научиться использовать критику с пользой для себя.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто справа. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику с позиции Ребенка, следующий - с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого. Далее по кругу: четвертый - критик, схема повторяется. Важно, чтобы каждый побывал в роли критика.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и как мы реагируем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда нас критикуют?

Работа в группах.

Все участники объединяются в 2 подгруппы. Первая группа, отвечая на вопрос: почему бывает трудно использовать критику с пользой для себя, приводит примеры из личного опыта, либо демонстрирует небольшие сценки.

Вторая группа, знакомясь с правилами принятия критики, приводит примеры из личного опыта, на каждое из правил.

Группы обмениваются мнениями.

Высказывание критики: основные принципы действенной критики

Цель: Понять собственные эмоции в момент высказывания критики. Научиться конструктивно влиять на другого для достижения собственной цели.

Инструкция: Участники стоят в круге. Один из участников высказывает некоторое критическое замечание тому, кто слева, с позиции Ребенка. Первый, кому адресовано замечание, реагирует на критику спонтанно. Далее он выступает в роли критика по отношению к тому, кто слева. Выполнение упражнения происходит по кругу, при этом, каждый критикующий высказывает замечание с позиции Ребенка.

Второй круг проходит высказывание с позиции Родителя, третий - с позиции Взрослого.

Обсуждение:

  • Что мы чувствуем и какие установки используем, находясь в позиции Р, Реб., В, когда мы критикуем?

Тренер все варианты записывает на флипчарте (данные заносятся в таблицу)

  • Что помогает понять, что цель критики достигнута?

Модель конструктивной критики

Мини-лекция.

Конструктивная критика - это подкрепленное фактами, обсуждение целей, средств или действий вашего оппонента и обоснование их несоответствия вашим целям, условиям, требованиям.

Общие характеристики:

1) Фактологичность - оцениваются возможности, факты, события и их последствия, а не личности

2) Корректность - допускаются только парламентские выражения

3) Бесстрастность - анализ производится «без эмоций», отстраненно.

Неконструктивной критикой является:

Пренебрежительные или оскорбительные суждения о личности человека;

Грубое агрессивное осуждение, поношение или осмеяние его дел и поступков, значимых для него людей, социальных общностей, идей, ценностей, произведений, материальных объектов и т.п.

Риторические вопросы, направленные на обнаружение и «выправление» недостатков («когда ты прекратишь»)

Конструктивная критика, обращенная к человеку в тот момент, когда он ошеломлен неудачей, провалом и т.п.

Техники конструктивной критики:

Выражение сомнения в целесообразности (Предлагаю разместить производство ложек на местном комбинате - Полагаю, что реализация этого проекта потребует слишком больших затрат )

Цитирование прошлого случая (Наша компания планирует заключить договор на обслуживание с фирмой С. - В прошлом мы уже работали с этой фирмой и нас не устроил их уровень услуг)

Ссылка на три причины. Сообщение о том, что предложение не может быть принято по трем причинам. 3 причины - это веско. К тому же они всегда есть. Когда человек говорит «по трем причинам», он сам структурирует свое отношение к предложению. (Я не могу принять этот метод по трем причинам. Во первых, он манипулятивен и поэтому не соответствует моим внутренним убеждениям. Во вторых, для того, чтобы найти три причины мне может понадобится некоторое время, а партнер будет вынужден ждать. В третьих, этот метод слишком длинный .)

Упражнение «Конструктивная критика»

Цель: Отработка техникиконструктивной критики

Инструкция: Участники садятся в два круга: внешний и внутренний.

1 этап упражнения: Те, кто сидят во внутреннем круге в течение 5 минут перечисляют конкретные факты того, что им не нравится в человеке напротив, используя Я-сообщения. Важно отделять факты от мнений и не использовать слова, имеющие оценочный оттенок.

2 этап упражнения : Участники сдвигаются по часовой стрелке на 2 человека. Те, кто сидят во внешнем круге - проговаривают в течение 5 минут, что они чувствовали, когда слышали конструктивную критику. При этом важно помнить об использовании Я-сообщений.

3 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 3 человека. Те, кто сидят во внутреннем круге описывают свои пожелания партнеру. Например, «Я был бы Вам очень признателен, если бы Вы…….», «Я бы предпочел….»

4 этап упражнения: Участники сдвигаются по часовой стрелке на 1 человека. Те, кто во внешнем круге выражают свое позитивное отношение к личности партнера по взаимодействию. Выразите ему поддержку, как зрелой личности.

Обсуждение:

  • Какие впечатления от работы?

Теоретические сведения

Психология - удивительная наука. Одновременно она и молода, и является одной из самых древних наук. Уже философы античности размышляли над проблемами, которые актуальны и для современной психологии. Вопросы соотношения души и тела, восприятия, памяти и мышления; вопросы обучения и воспитания, эмоций и мотивации поведения человека и многие другие ставились учеными, начиная со времени возникновения первых философских школ Древней Греции в 6-7 веках до нашей эры. Но древние мыслители не были психологами в современном понимании. Символической датой рождения науки психологии считают 1879 год, год открытия Вильгельмом Вундтом в Г ермании, в городе Лейпциг, первой экспериментальной психологической лаборатории. До этого времени психология оставалась умозрительной наукой. И только В. Вундт взял на себя смелость объединить психологию и эксперимент. Для В. Вундта психология была наукой о сознании. В 1881 г. на базе лаборатории открывается институт экспериментальной психологии (существующий и поныне), который становится не только научным центром, но и международным центром по подготовке психологов. В России первую психофизиологическую лабораторию экспериментальной психологии открыл В.М. Бехтерев в 1885 г. при клинике Казанского университета.

Педагог-психолог Гатилова Вероника Сергеевна

Тренинг эффективное взаимодействие

Пояснительная записка

Переход в среднее звено одновременно предъявляет повышенные требования к интеллектуальному и личностному развитию, и при этом предоставляет бОльшую свободу выбора, нежели этом было в начальной школе. В 5ом классе ребята выходят из-под опеки первой учительницы, и переходят в среднюю школу, в которой каждый учитель ведет свой предмет и предъявляет свои требования к выполнению работы. И этот переход совпадает с естественным взрослением, началом младшего подросткового возраста, когда огромное значение приобретает умение общаться со сверстниками и находить с ними общий язык. Этот тренинг создан с целью профилактики возможных проблем в межличностном общении в дальнейшем и с целью помощи в формировании сплоченного коллектива.

Цель: формирование навыков работы в команде

Задачи :

    Тренировать навык презентации себя

    Развить организаторские качества

    Способствовать формированию групповой сплоченности

    Создание положительного психологического климата в классе

    Развивать умение действовать сообща

Контингент участников : параллель 5ых классов

Возраст : 10, 11 лет

Количество участников : 20 человек

Продолжительность : 1 час

Вид мероприятия : тренинг

Необходимое оборудование : план занятия, мяч, лист ватмана и маркеры, музыка(колонки), пазлы, рисунок корзины, стикеры, раздаточный материал «неоконченные предложения».

Ожидаемые результаты : повышение эффективности работы в команде

1 Занятие «Давайте знакомиться заново»

Цель: знакомство, выявление ожиданий, правил работы в группе, работа с понятием «команда».

Разминка : упражнение снежный ком

Ведущий передает мяч по кругу, и каждый участник представляется по имени и называет имена всех, кто представился перед ним.

Основная часть : бегущая ассоциация на слово «команда »,

Участники высказывают свои предположения, образы, все, что приходит на ум, когда называют данное слово. Затем по очереди записывают все на листе ватмана. Затем обобщает все сказанное и выдает сложившееся в группе представление о команде.

упражнение «образ команды» + рефлексия,

Ведущий предлагает рассчитаться на 1ый, 2ой. Образуются 2 подгруппы. Каждая подгруппа получает метафору, которую необходимо обсудить, и на основании общего решения представить образ команды, который соответствует данной метафоре. Метафоры:

- Команда – это живой, творчески функционирующий организм

- Команда – это слаженный, четко действующий механизм

Время на обсуждение и подготовку 10-15 минут.

упражнение «полянка» + рефлексия

Все участники группы представляют себя на поляне в лесу в виде любого объекта. Выбирают себе удобное местоположение и стараются изобразить этот объект. В течении 3 минут под музыку на поляне происходит действие. Как только заканчивается музыка, все участники возвращаются в круг.

Рефлексия(кем был сам, какие объекты заметил на поляне, о своих ощущениях, чувствах, которые появились у него на поляне)

Заминка: упражнение «цветочная фантазия» + рефлексия всего занятия

Участникам предлагается представить себя на поляне, где можно увидеть рядом любые цветы – от самых экзотических, и возможно, очень привередливых в уходе, до самых обычных, полевых, радующих взгляд человека и не требующих от него чрезмерной заботы. Присмотреться и выбрать тот цветок, который больше всего понравился. Рассмотреть его повнимательнее: какие у него лепестки, стебель, у него один цветок или это соцветие. Почувствовать его аромат. Обратите внимание на то, что произрастает вокруг него, и рассказать об этом участникам группы.

Необходимые инструменты : мяч, лист ватмана и маркеры, музыка(колонки)

2 Занятие «Приглядись к тому, кто рядом»

Цель: обратить внимание участников группы на особенности друг друга, то, каким воспринимают человека со стороны, развить организаторские качества в игровой ситуации, умение презентовать себя, свою работу; способствовать развитию групповой сплоченности.

Разминка: отзеркаливание приветствия

Ведущий предлагает поприветствовать друг друга в своей собственной манере, по очереди выходить в круг, после представления участника, вся группа повторяет движение и здоровается в ответ.

Основная часть : упражнение «атомы»

Ведущий предлагает всем представить себя атомами, которые выглядят следующим образом: руки согнуты в локтях, кисти прижаты к плечам. Атомы постоянно двигаются и время от времени объединяются в молекулы. Число атомов в молекуле может быть разное. Ведущий называет число атомов, которые объединяются в молекулы. Например, число 3 – по 3 атома в каждой молекуле. Таким образом, группа объединяется то в пары, то в тройки, четверки, пятерки, постоянно двигаясь по комнате.

упражнение «оркестр» + рефлексия

Из группы выделяется несколько человек – «дирижеров», которые будут создавать себе «оркестр». Каждый дирижер набирает себе подгруппу из оставшихся участников – «инструментов» и создает свой музыкальный шедевр. Участники группы могут припевать гласные звуки, хлопать в ладоши, топать ногами, как поочередно, так и все вместе.

Время на подготовку 5-7 минут. Затем каждый «дирижер» представляет свой «оркестр» и тот шедевр, который они создали вместе.

Рефлексия(что вызвало приятные чувства, ощущение комфорта, что вызвало противоположные чувства, возможно ощущение дискомфорта)

упражнение «сказочные герои»

Ведущий: Часто, встречаясь с людьми, мы испытываем достаточно разные чувства, ощущения. С одним человеком нам легко и приятно общаться, улыбка не сходит с нашего лица, он кажется нам таким близким, почти родным, мы готовы рассказать ему о себе все. А с другим испытываем неловкость, наше тело напряжено, что-то вызывает у нас опасения, мы стараемся как можно быстрее закончить свое общение с ним. Как вы считаете, с чем это может быть связано? Ответы ведущий записывает и затем резюмирует.

А были ли у вас случаи, когда люди напоминали вам сказочных персонажей?

Ведущий предлагает участникам занятия вспомнить своих любимых сказочных героев, которые привлекали их, возможно они чувствовали себя на них похожими. Он просит записать этих персонажей на правой стороне листа, а слева – тех героев, которые являются совершенно противоположными по своему характеру, поведению с любимыми героями.

упражнение «режиссер» + рефлексия

Ведущий: сегодня у нас с вами есть потрясающая возможность принять участие в кастинге актеров на роли в фильмах-сказках известной студии Уолт Диснея. Я предлагаю тем, кто уверен в своих силах и кому интересно, на какую роль они могли бы претендовать в новой сказке, выйти в круг. Остальные участники – режиссеры, которые и будут проводить отбор актеров. Каждый актер по очереди присаживается на стул и выслушивает предложения режиссеров. Режиссеры, предлагая ту или иную роль актеру, объясняют по каким параметрам они видят данного актера в этом образе. Актер записывает на другой стороне листа все роли, которые ему были предложены, затем зачитывает те роли, которые ему приятно было бы сыграть, возможно они совпадут с любимыми сказочными персонажами из упражнения, которое проводилось ранее. Далее актер объясняет, в какой роли он себя не видит и в какой не захотел бы сниматься ни под каким предлогом. Возможно, что актеров будет меньше, поэтому ведущий может ввести четкую директиву, например, рассчитаться на 1,2,3,4 и каждый четвертый – актер.

Заминка : упражнение «мы один цветок» + рефлексия всего занятия

Ведущий: Сегодня мы с вами еще раз увидели, что то, каким нам хотелось бы быть в глазах других, не всегда совпадает с тем, что есть на самом деле, какими нас видят окружающие. И хочется надеяться, что нас есть о чем подумать.

Участники представляют групповую композицию «Мы один цветок», где каждый – лепесток, который индивидуален и неповторим, но при этом все вместе – это единый цветок.

3 Занятие «Дружба – доверие без границ»

Цель : создание в группе атмосферы доброжелательности, расширение пространства доверия, развитие осознанного отношения к дружеским связям.

Разминка: упражнение «имя и любимое число»

Ведущий предлагает участникам группы назвать свое имя и показать любимое число в пределах 10.

упражнение «приветствие на пальцах»

Все участники хаотично передвигаются по комнате и, встречаясь с кем-то, стараются вспомнить его любимое число и поприветствовать, выбросив число на пальцах. Внимание, игра проводится в полной тишине, договариваться, чье число выбрасывают первым можно только с помощью глаз.

игра «меняются местами те, кто..» + рефлексия

Ведущий предлагает участникам группы поменяться местами, если они согласны с такими утверждениями:

    Утром умывался

    Одет в брюки

    У него голубые глаза

    Сегодня пришел на занятие в хорошем настроении

    Сыт, не хочет есть

    Устал и хотел бы сегодня быть менее активным на занятии

    Бодр и активен

Основная часть: упражнение «чувствоеды»

Все участники объединяются в круг, каждый задумывает какое-либо чувство и представляет его участникам группы с помощью мимики и жестов. Участники называют, какое это может быть чувство.

игра «мозг и руки» + рефлексия

Ведущий предлагает разбиться на пары. Паре дается задание, разрезанная на части картинка, которую им необходимо собрать. Один – «мозг» - говорит какую часть картинки необходимо взять, он направляет своего партнера, а второй – «руки» - становится за спиной первого, берет его руки в свои и выполняет указания «мозга».

Необходимо, чтобы все пары собрали свою картинку. После того, как задание выполнено, партнеры меняются ролями.

Рефлексия по парная.

упражнение «слепой и поводырь»

Участники делятся на пары и выполняют следующее задание. Один закрывает глаза: он «слепой», который прислушивается к своим внутренним ощущениям и старается их запомнить. Второй – его «поводырь», который помогает «слепому» познакомиться с тем, что есть в комнате.

Заминка : упражнение «корзина дружеских качеств» + рефлексия

Ведущий предлагает участникам занятия положить в нарисованную корзину главные качества личности, которые необходимы, чтобы отношения между ними можно было назвать дружескими. Участники пишут качества и накаливают их на ватман, как бы вкладывая в корзину.

Необходимые инструменты : пазлы, рисунок корзины, стикеры.

4 Занятие «Мы – команда!»

Цель: развивать умение действовать сообща, быть гибкими, прислушиваться к мнению друг друга, способствовать развитию групповой сплоченности.

Разминка: упражнение «аббревиатура имени»

Представление участников занятия по именам, но так, чтобы каждая буква имени имела свою характеристику, которая соответствует чертам характера ученика. Например:

О – обаятельная

Л – любознательная

Я - яркая

упражнение «построй фигуру» + рефлексия

Всем участникам предлагается хаотично передвигаться под музыку по комнате, а по условному сигналу ведущего, объединиться в названную геометрическую фигуру.

Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник

Затем задание усложняется, ведущий предлагает участникам образы, которые необходимо создать вместе:

Солнце, дом, цветок

Основная часть: упражнение «образ команды»

Ведущий предлагает ребятам вспомнить свои высказывания, которые были на слово «команда» на первом занятии. Он вывешивает ватман с их высказываниями и предлагает дополнить список или изменить что-нибудь. Затем ведущий предлагает определить, является ли их класс командой. Нарисовать на новом листе ватмана образ команды карандашами и фломастерами.

упражнение «ладонь в ладонь» + рефлексия

Ведущий предлагает группе разделиться на пары и, прижимая ладони друг к другу, передвигаться по воображаемому пути с некоторыми сюрпризами и испытаниями. При передвижении участники не отрывают свои ладони от ладоней своего партнера. Затем партнеры становятся в строй на расстоянии 1 метра друг от друга.

Ведущий: вы отправляетесь в путь, но вам будет нелегко, так как ваши ладони как бы приклеились друг к другу, разъединить вы их не сможете. По пути вам предстоит преодолеть ряд препятствий, и только от согласованности и умения находить взаимопонимание зависит успех этого путешествия.

Итак, вы идете по большой и светлой проселочной дороге, она сворачивает в поле, вы благополучно его пересекаете, и перед вами тропинка, уходящая в лес. Вы видите впереди огромную яму, которую необходимо преодолеть.

Молодцы, справа от вас коряга, которая не дает возможности двигаться дальше, обойти ее невозможно, вы пытаетесь ее отодвинуть, делаете это аккуратно, ведь за вами следующая пара. Теперь, на вашем пути мостик, который пересекает лесную речку. Мостик очень шаткий и достаточно узкий; чтобы его преодолеть, вам необходимо прижаться друг к другу и передвигаться мелкими шажками. Вот снова перед вами тропинка, она вывела вас к бурному течению реки, которую можно преодолеть, если вы одновременно будете размахивать руками, как в стиле «кроль». Старайтесь двигаться синхронно. Вот река позади, и вы можете сделать привал в тени деревьев, но помните, что ваши ладони не должны размыкаться. Вдруг, налетел сильный ветер, он очень силен. Поэтому постарайтесь, не размыкая рук, короткими перебежками добежать до пещеры. Пещера в горе, которая находится в 20 метрах от вас, именно в ней вы можете укрыться от ветра и предстоящего дождя. Помогая друг другу, вы добираетесь до пещеры: еще шаг направо, 3 нага вперед, 2 шага налево, и вы у ее входа. Вы входите в пещеру, и теперь у вас есть возможность отдохнуть. Ладони можно разъединить.

Рефлексия:

Какие ощущения и чувства вы испытали? Что вызывало дискомфорт? Что порадовало? Легко ли было преодолевать препятствия или это вызывало затруднения? Какое из препятствий оказалось самым сложным? С каким справились без труда?

упражнение «таинственная пещера» + рефлексия

Итак, вы находитесь в пещере. Вы отдохнули, полны сил, и вас интересует пещера, ведь это напоминает приключения Индианы Джонса. Вы отправляетесь вглубь, по дороге ломает ногу один из товарищей. Вам предстоит решить, оставить его или нести с собой. У вас есть время на обсуждение 5 минут. Если хоть один из вас будет против принятого решения, то вам придется искать другой вариант решения задачи. Только когда вы все будете едины в своем выборе, сможете продолжить свой путь. (команда озвучивает решение) Теперь вы прошли глубоко в пещеру, перед вами дверь. Вы открываете ее и видите склад, где есть провиант(продукты питания и вода), а также золото и драгоценности. Вам предстоит принять важное решение, что взять с собой из пещеры. Помните, что решение вы должны принять единогласно, если хоть один из вас против, то необходимо искать другой вариант. (Время на обсуждение 10 минут – затем озвучивается решение) Вот вы возвращаетесь, помните, что у все есть раненный и те, кто его несет, должны быть освобождены от другой ноши, а также имеют право на питание и привал. Вы должны решить кто несет раненого, а кто вещи. (Время на обсуждение 10 минут. По истечении данного времени, команда объявляет о своем решении. Ведущий предлагает участникам обосновать свой выбор, то есть ответить на вопрос: почему именно эти люди понесут раненого.)

Вы благополучно вышли из пещеры и добрались до поляны, где уже вас ждет вертолет на Большую землю.

Рефлексия:

Что было трудно? В какой момент вы почувствовали себя командой? Какие чувства и ощущения вы испытали за время путешествия? Что вы выбрали и почему?

упражнение «вертолет на большую землю»

Вы в вертолете, раненый жив, вот уже через каких-то два часа дома, но что происходит..Вертолет теряет высоту, пилот не может выяснить причину неполадки. Однако, есть выход: чтобы дотянуть до ближайшего населенного пункта, вам необходимо облегчить вертолет, избавиться от всего тяжелого. Снова вы стоите перед выбором: у вас есть продукты питания, вода, золото, драгоценности. С чем вы готовы расстаться? Вы помните, что решение принимается сообща, если хоть один из вас не согласен, то оно не является выходом.(Время на обсуждение – 10 минут. Затем группа озвучивает свой вариант. Постепенно необходимо подвести группу к тому, что на карту поставлена жизнь людей, самая великая ценность) Вертолет благополучно приземляется, все живы. Ваше путешествие подошло к завершению.

Рефлексия:

Опишите, какие чувства и ощущения вы испытали. Что порадовало, что огорчило? Изменилось ли ваше представление о классе, как о команде? Что по-вашему помогает вам почувствовать себя командой сейчас?

Заминка: дополнение «портрета команды»

Ведущий предлагает участникам после перенесенных тягот и радостей путешествия внести дополнения в рисунок.

Время выполнения 5-7 минут

итоги работы, рефлексия

письменная рефлексия «неоконченные предложения»

Необходимые инструменты: лист ватмана, рисунок с первого занятия, раздаточный материал «неоконченные предложения».

Использованная литература :

    Коробкина С.А. «Адаптация учащихся на сложных возрастных этапах», 2015 г.

    Крыжановская Л.М. «Психологическая коррекция», 2014 г.

    Рудякова О.Н. «Развитие культуры общения в подростковой среде», 2011 г.

    Свешникова Л.В. «Рефлексивные техники эмоционального состояния детей», 2015 г.

    Эксакусто Т.В. «Групповая психокоррекция»,2015 г.