«Цветок вежливости». Сценарий мероприятия по правилам вежливости для детей старшей группы

Тема : «Современный этикет»

Аннотация

Воспитание этического, культурного поведения человека является неотъемлемой частью процесса формирования личностных нравственных отношений. Современная личность для максимальной успешной социализации должна владеть необходимыми навыками культурного поведения во всех сферах жизнедеятельности.

Форма проведения : обучающее занятие с элементами викторины

Воспитательная цель :

    формирование у учащихся устойчивых навыков этического поведения.

Воспитательные задачи:

    научить учащихся строить этически правильные отношения с людьми при повседневном общении.

    показать практическую необходимость этических взаимоотношений в профессиональной деятельности, в быту.

Оформление:

    выставка книг и учебников по деловому, дипломатическому и повседневному этикету.

    плакат № 1 «Составляющие этикета».

    плакат № 2 «Основные правила этикета».

    выставка фотографий учащихся.

Участники мероприятия

    2 учащихся - ведущие

    1 учащихся - «знаток этикета по знакомству и приветствиям»

    1 учащийся – «знаток уличного этикета»

    1 учащийся – «знаток религиозного этикета»

    1 учащийся – «знаток этикета танцев»

    1 учащийся – «знаток театрального этикета»

    1 учащийся - «знаток этикета поведения за столом»

Ход мероприятия

Первый ведущий : Этикет – составная часть внешней культуры человека и общества. Слова «этика» и «этикет» воспринимаются как близкие по значению. И это естественно. К такому восприятию подталкивает не только сходство слов, но и связь этих понятий. Однако на самом деле эти слова сблизились сравнительно поздно. Слово «этикет» заимствовано из французского языка. «Этика» - из греческого (« ethika », от « ethos »-привычка, нрав). Одно из значений слова « etiquette » - надпись.

Второй ведущий: Этикет наследует обычаи и традиции практически всех народов от седой древности до наших дней. В основе своей эти правила поведения являются всеобщими, поскольку они соблюдаются представителями самых различных социально-политических систем, существующих в современном мире.

По мере изменений условий жизни человечества, роста образования и культуры одни правила поведения сменяются другими. То, что раньше считалось не приличным, становится общепринятым и наоборот.

Первый ведущий : Нормы этикета сводятся к основному правилу: неукоснительно, везде и во всём уважать общество в целом и каждого его члена в отдельности и относится к ним так, как вы относитесь к себе.

Составляющие этикета:

    Хорошие манеры

    Умение вести себя правильно в общественных местах, в различных ситуациях

    Внешний вид

    Культура речи

Второй ведущий : этикет – поведение людей в быту и на службе, в общественных местах и на улице, в гостях и на различного рода официальных мероприятиях – приёмах, церемониях, переговорах.

Первый ведущий: Рассмотрим теоретические основы современного этикета в самых различных ситуациях. Знатоки этикета ознакомят нас с этим.

«Знаток этикета по знакомству и приветствиям»:

В узком кругу важно, чтобы каждый знал каждого, особенно если люди встречаются часто - у себя или в доме общих друзей. Поэтому представлять нового человека нужно обязательно.

Мужчину представляют женщине, младшего – старшему, подчинённого - начальнику. Возраст и авторитет имеют бесспорное преимущество. Вышестоящий всегда «принимает» представление (так же как и приветствие).

Если нужно познакомить ровесников или людей, равных по положению, лучше представить первым более близкого вам человека, например, свою сестру – своей знакомой. Знакомство с матерью и отцом – исключение из этого правила: всех знакомых необходимо представлять родителям, а не наоборот.

Если лицо, знакомящее вас, уже произнесло вашу фамилию, повторять её, подавая руку, не следует. Первым подаёт руку лицо, которому представили другого, т.е. женщина протягивает руку мужчине, старший–младшему, руководитель – подчинённому. Человек, который был представлен, терпеливо ждет, готов протянуть руку, но не торопится это сделать и лишь отвечает на рукопожатие.

Приветствие при встрече - это первая демонстрация вашего вежливого, учтивого отношения к окружающим. На всякое приветствие нужно обязательно ответить. Отказываясь поздороваться, вы наносите человеку публичное оскорбление.

Если человек, в обществе которого вы находитесь, приветствует своего знакомого, вам необходимо присоединиться к приветствию. Равно как и необходимо ответить на приветствие, с которым обратились к сопровождающему вас лицу, пусть даже оно исходит от незнакомого вам человека. Если ваш знакомый окружен людьми, вы должны поздороваться со всеми: очень грубая ошибка – приветствовать одного человека из компании.

«Знаток уличного этикета» : Чтобы не нарушать норм приличия и не привлекать к себе лишнего внимания окружающих, не следует при ходьбе слишком энергично размахивать руками, стучать каблуками, делать слишком широкие или слишком мелкие шаги (особенно это касается женщин).

По улице не принято ходить вчетвером, а тем более в пятером в одну шеренгу, загораживая весь тротуар и мешая другим прохожим. Даже если вам этого не хочется, надо разделиться на более мелкие группы.

Не следует пристально смотреть на прохожих, но нужно быть внимательным, чтобы никого не толкнуть или не наступить кому-нибудь на ногу.

На улице не принято громко разговаривать и хохотать.

Встречного прохожего на узком тротуаре пропускают, отступая назад (младший по возрасту или мужчина). Если рядом с ним молодая и пожилая женщины, то пожилая идёт посередине.

Встретив на улице знакомого и остановившись с ним для разговора, следует отойти в сторонку, чтобы не мешать прохожим.

Если, находясь в незнакомом месте, вы обращаетесь с вопросом к прохожему, то при этом сначала надо сказать «простите», а затем поблагодарить за помощь. В ответ должно раздаться «пожалуйста», «не стоит». В случае если вы не можете помочь тому, кто обратился к вам с просьбой или вопросом, вы должны вежливо ответить: «К сожалению, ничем не смогу вам помочь».

«Знаток этикета поведения за столом»: Согласно правилам этикета, сидя за столом, следует только запястьем опираться на его край. Женщина может ненадолго опереться на стол локтем. Не следует скатывать хлебные шарики, играть приборами, рюмкой, сворачивать край скатерти в трубочку, протягивать во всю длину ноги под столом.

Во время еды не следует расставлять локти и низко склонять голову над тарелкой. Голову только слегка наклоняют и на эту высоту подносят вилку или ложку. Не следует дуть на горячую еду и напитки, чавкать, причмокивать и прихлебывать. Кушать и пить нужно беззвучно.

Сегодня "амплуа" ножа на обеденном столе стало значительно шире, чем было некогда. Люди старшего поколения с ужасом смотрят на то, как режут ножом, например, блины или блинчики. Но это допустимо. Можно также пользоваться ножом для рубленого шницеля, картофельных оладий, овощных котлет, в крайнем случае, даже для вареников. По желанию можно обойтись одной вилкой.

Совершенно исключается употребление ножа к макаронам, вермишели, лапше, солянке, мозгам, омлетам, пудингам, желе, овощам. Эти блюда едят только вилкой.

После еды нож и вилку складывают в тарелке параллельно, ручками в правую сторону. Когда предполагается, что те же приборы будут использованы при следующем блюде, их кладут на стол.

Если вы пользуетесь ножом и вилкой, то все время держите вилку в левой руке, нож в правой, не перекладывая их из руки в руку.

В случаях, когда к еде предложен какой-либо напиток, следует раньше проглотить то, что находится во рту и только потом запить. Хорошо до этого протереть губы салфеткой, чтобы не оставлять на стакане жирных пятен.

Некрасиво доливать из бутылки только себе. Взяв бутылку или графин, сначала предложите соседу по столу.

Невежливо выбирать из порций, лежащих на блюде, лучшую. Берите тот кусок, который лежит к вам ближе.

Не следует обмакивать хлеб в соус, но уж если нет сил удержаться, помогайте себе при этом вилкой, а не пальцами. В любом случае не вытирайте тарелку хлебом досуха.

Если в солонке нет ложечки, соль набирают кончиком своего ножа, но нож при этом должен быть чистым.

Решительно нельзя садиться к столу с сигаретой, а на домашних приемах курить между блюдами. Позволить себе закурить можно только после полного угощения, во время кофе. В самом крайнем случае между последним блюдом и десертом - обычно в этот момент бывает небольшой перерыв по случаю перемены приборов. Но лучше подождать, пока не предложат хозяева.

Приборы держат за кончик ручки, а не посередине. Ножом следует лишь резать пищу, ни в коем случае его нельзя брать в рот. Некоторые блюда, которые можно не резать, например, омлет, яичницу, едят только вилкой. Ее держат в правой руке и помогают при еде кусочком хлеба, который держат в левой руке. Закончив еду, нож и вилку кладут на тарелку рядом друг с другом параллелью в знак того, вы уже больше есть не будете. Если вы еще не закончили есть, прибор скрещивают, нож вправо, вилку влево. Рядом с тарелкой кладут салфетку, бумажную или из ткани. Обычно ее только прикладывают ко рту, делают это перед тем, как пить, чтобы на стекле не остались следы от жирных губ. Если за столом сидят некурящие, то курение за столом исключается.

Как что следует есть?

Сидя за столом, не режем хлеб ножом, а отламываем маленькие кусочки от куска, взятого из хлебницы.

При закуске, например, если это ветчина, не кладем ее на кусочек хлеба. Ветчину едим ножом и вилкой, небольшие кусочки хлеба можно намазывать маслом. Масло при этом берем понемногу из масленки на край собственной тарелки.

Более свободно обходимся с хлебом при завтраке. Можно кусок хлеба намазать маслом и откусывать от куска. Хлеб, намазанный маслом, не режем ножом.

Во время завтрака на такой кусочек хлеба лучше положить ветчину или сыр, это будет уже бутерброд, который можно разрезать пополам, чтобы было удобнее есть. Такой бутерброд допустимо есть из тарелочки, пользуясь ножом и вилкой.

Колбаса, если подана неочищенной, то каждый кусочек очищаем на тарелке ножом и вилкой. Сухую колбасу едим с кожицей. Сосиски в тонкой кожуре можно съесть вместе с ней. Толстую кожицу лучше снять.

Паштет - отделяем кусочек вилкой. Намазывать паштет на хлеб можно только в семейном кругу.

Яйцо всмятку вставляем в рюмочку, затем краем ложечки ударяем близко к верхушке и снимаем ее. Такое движение должно быть быстрым и энергичным, иначе верхушка не отскочит. Но если именно так и произошло, можно ее снять пальцами, беда небольшая. Есть яйцо ложечкой.

Яичницу можно есть ложечкой или вилкой в зависимости от консистенции.

Супы часто заставляют растеряться: как наклонять тарелку - от себя или к себе. Вовсе не наклоняем тарелку, просто небольшое количество супа остается в тарелке. В семейном кругу можно слегка наклонить тарелку от себя. Ни во время еды, ни после еды ложку из супа не кладем на стол, оставляем ее в тарелке.

Бульоны, супы, которые подаются в чашках, пьем, как пили бы кофе или чай, не пользуясь ложкой. Ложку употребляем, когда хотим выловить плавающие в супе гренки, яйцо, кусочки мяса. Но если суп подан в чашке с двумя ушками, пользуемся ложкой.

Курица в бульоне - одновременно первое и второе, так что едим ложкой из тарелки вначале бульон, затем кусочки курицы с помощью вилки и ножа.

Рыба, как в холодном, так и в горячем виде не допускает ножа. Исключительно пользуемся ножом для маринованной селедки.

Если к рыбному блюду поданы специальные приборы - лопатка и вилка, то лопатку берем в правую руку (играет роль ножа), вилку в левую. Вилкой придерживаем кусочек, лопаткой отделяем кости. Если подаются две вилки, то правая используется для отделения костей, левой же отправляем кусочки рыбы в рот. В крайнем случае, если в нашем распоряжении имеется только одна вилка, ее берем в правую руку, в левую - кусочек хлеба. Теперь хлеб служит для придерживания кусочка рыбы, а вилка - для отделения костей, с ее помощью подносим кусок ко рту.

Если на нашей тарелке окажется рыба целиком (вареная или копченая), то вначале отделяем от скелета верхнюю часть филе, съедаем, потом отделяем позвоночник и косточки, откладываем в сторону, затем съедаем вторую часть. После того как мы справимся с этим блюдом, на тарелке должен остаться сравнительно эстетичный "натюрморт" в виде рыбного скелета.

Заблудившуюся во рту рыбью косточку незаметно кладем кончиком языка на вилку.

Раков невозможно съесть без помощи пальцев и, хотя это просто издевательство над цивилизацией, тут ничего не поделаешь.

Птицу едим с помощью ножа и вилки. При этом не обязательно в поте лица жонглировать на тарелке приборами, стремясь, во что бы то ни стало полностью очистить все косточки. Нужно смириться с тем, что при косточке останется немного мяса. В домашних условиях можно позволить себе взять куриную ножку в руку.

Мясо с овощами - блюдо проблемное. На сегодня в мире существуют противоречащие друг другу рекомендации, как есть такое блюдо. Согласно первой мясо следует нарезать на мелкие кусочки и отложить нож. По второй - ни на минуту нельзя выпускать из правой руки ножа, из левой - вилки. Первым правилом руководствуются американцы. В европейском понимании этот способ далек от элегантности. Придерживаясь второго, будет правильным отрезать кусочек мяса, придерживая его вилкой, повернутой выемкой вниз. На отрезанный кусочек мяса, наколотый на вилку, накладываем картофельное пюре, которое здесь держится вполне сносно. Вилку с этим гарниром несем ко рту. А если, кроме мяса и картошки, есть еще горошек или иные "беспокойные" овощи? Горошек на кусочке мяса не удержится, поэтому у каждого появляется откровенное желание отложить нож, взять вилку в правую руку, съесть немного горошка, опять взять вилку в левую руку и т. д. Что же делать?

Первый выход: придерживая вилкой мясо, отрезаем кусочек, затем вилку с этим кусочком поворачиваем выемкой вверх, в нее накладываем горошек и, все время держа ее в левой руке, подносим ко рту.

Второй выход: держим вилку брюшком вверх, на отрезанный кусочек мяса накладываем горошку столько, сколько удержится. Съедаем все мясо, потом, держа вилку уже в правой руке, доедаем горошек (обратите внимание: горошек не накладываем вилкой, а набираем на нее, как на лопатку). Если картофель подан целиком, его не следует раздавливать на тарелке.

Салат, поданный к мясу на отдельной тарелочке, едим из этой же тарелочки, набирая понемногу в очередности с тем, что лежит на основной тарелке. Зеленый салат, насколько это возможно, не следует резать ножом. Если он подан так, что листья слишком велики, то разрезаем их вилкой или аккуратно наматываем на нее листья, стараясь не оставлять на подбородке ручьев сметаны.

Спагетти, или макароны-соломку, очень сложно есть так, чтобы это выглядело красиво. Существуют три способа для того, чтобы достойно справиться с этим итальянским блюдом.

Первый заключается в пользовании вилкой и ложкой. Ложку держим в левой руке. Край ложки опускаем в тарелку, на вилку наматываем макароны в углублении ложки. Намотав на вилку немного макарон, ложкой отрезаем эту порцию от остального.

Второй способ: вилку держим как нож, приготовленный для разрезания. Опускаем вилку в гущу макарон и поднимаем их вверх, отделяя небольшую порцию. Затем опять опускаем вилку с макаронами в тарелку, здесь наматываем их на вилку и быстро отправляем в рот.

Используя третий способ, накалываем макароны на вилку, которую держим вертикально, и в такой позиции наматываем на нее соответствующую нашим возможностям порцию. Основное правило: набирать на вилку не больше двух-трех ниток макарон.

Сладкое тесто хорошо есть вилочками, специально для этого предназначенными. Если таковых нет, можно пользоваться ложечкой.

Сухие пирожные, пряники, коврижку можно брать руками.

Яблоки, груши, чтобы есть их красиво, требуют некоторой эквилибристики. Для этого нам нужны нож и вилочка. Фрукт разрезаем на четвертинки, а затем, взяв ломтик на вилку, снимаем ножиком кожицу, особого мастерства требует умение удержать при этом предмет нашего лакомства на вилке. Затем, очищенный кусочек едим на тарелке, пользуясь ножиком и вилкой.

Допустимо очистить фрукты в руке, но есть на тарелочке ножом и вилкой.

Персик разрезаем на тарелке, удаляем косточку. Затем снимаем кожицу, пользуясь ножом и вилкой, с их же помощью съедаем, отрезая по кусочку.

Бананы очищаем от кожуры и едим ножом и вилкой, отрезая кружочками.

Апельсины можно (теоретически) чистить ножом и вилкой, как яблоки и груши. Но в случае с апельсинами это потребовало бы таланта циркового артиста. Так что, обращаясь к практике, чистим апельсин следующим образом: надрезаем кожуру крестообразно, снимаем ее и разделяем на дольки.

Ни апельсины, ни мандарины не чистим спиралеобразно!

Грейпфрут подается разрезанным поперек, середина отделяется от кожуры, но остается внутри. Посыпаем сахарной пудрой и едим ложечкой.

Черешни и вишни берем за веточку и отправляем в рот. По возможности незаметно выплевываем косточку в кулак, а затем на свою тарелку. Не выплевываем косточки прямо на тарелку! Не собираем их в пепельнице!

Аналогично можно поступать с виноградом, если вы не любите семечки и кожуру. Но виноград, как правило, съедают целиком.

Сливы разламывают пальцами, косточки кладут на тарелочку.

Клубнику следует подавать очищенной, без зелени. Некрасиво раздавливать на тарелке клубнику, поданную с сахаром и сметаной. Образовавшаяся масса выглядит не очень эстетично. Сказанное относится и к землянике.

Дыня не любит ножа. Пользуемся ложечкой. Арбуз прямо-таки просит, чтобы его ели самым примитивным способом, т.е. держа сочный ломоть двумя руками. Не поддавайтесь соблазну! Полукруг арбуза следует положить на тарелку, отрезать ножом кусочек и, освободив его от семечек, на вилке отправлять в рот.

Компот, поданный в вазочке, едим все время ложкой. Отпивать прямо из вазочки некрасиво. Косточки фруктов выплевываем на ложечку и кладем на стоящую рядом или под вазочкой. Не класть косточки обратно в компот! И не в пепельницу!

Сервировка обеда

Рис. 1

Рис 2

Обычно первое блюдо ставят на стол до того, как гости заняли свои места. В противном случае обеденная салфетка лежит на мелкой тарелке, а не слева от вилок, как показано на рисунке. Рыбную вилку можно разместить тремя способами, один из которых показан на рисунке1.

Необходимы также пепельницы. Меню неофициальных обедов не очень строго. Оно может включать всего два блюда, однако обычно их число ограничено пятью. Суп можно не подавать, особенно если обед начинается с закуски. На неофициальном обеде суп никогда не подают в традиционных неглубоких суповых тарелках

Салат обычно подают вместе с промежуточным блюдом - так проще. Специальный нож используется в зависимости от вида салата и от того, подан ли к нему сыр.

Салат можно подавать отдельно, в качестве четвертого блюда; он может также заменять десерт, особенно если вместе с ним подают различные сорта сыра.

Сервировка десерта Рис. 3

На неофициальном обеде десертные приборы можно положить на стол заранее, поместив их перед мелкой тарелкой. В противном случае их приносят на десертной тарелке либо хозяйка сама кладет их на десертную тарелку и передает гостям вместе с десертом. Когда десерт сервируют заранее и десертные приборы находятся на наполненной тарелке, их не перекладывают. Если же приборы лежат на пустой десертной тарелке, на которой может стоять чаша для ополаскивания пальцев, гостю следует положить десертную вилку слева, а десертную ложку справа от тарелки. Слева: как подать гостю десертный прибор: на десертной тарелке лежат десертная вилка и десертная ложка, между ними на салфеточке и (или) маленькой тарелке стоит чаша для ополаскивания пальцев (обязательная принадлежность официального обеда и ленча).

Справа: гость раскладывает десертный прибор следующим образом: салфеточку и чашу - для ополаскивания пальцев помещают перед тарелкой слева, вилку кладут слева, а ложку справа от десертной тарелки и ждут, когда подадут десерт. На неофициальном обеде вместе с десертом можно подать черный кофе в маленьких чашечках.

«Знаток религиозного этикета»: Присутствуете ли вы на торжественном богослужении, на одном из таинств – крещении, венчании – либо на обычной молитве в православной церкви, католическом соборе и т.д., вы должны вести себя в полном соответствии с принятыми в данном вероисповедании обычаями и обрядами.

Поведение во время службы.

Поведение каждого человека в храме определяется канонами его веры, однако, независимо от вероисповедания, все присутствующие на службе демонстрируют сосредоточенность, достоинство и молчаливость.

Перед началом богослужения можно улыбнуться и кивнуть или слегка помахать рукой знакомому, а если он сидит впереди вас или рядом с вами, наклониться к нему и поздороваться. Не следует, однако, заводить долгих разговоров, перешептываться или как-то иначе привлекать к себе внимание окружающих. Если вы хотите представить кого-нибудь своему знакомому, лучше дождаться окончания службы.

Как одеваться?

С течением времени ограничения и запреты, касающиеся одежды для посещения церкви, ослабели, но, тем не менее, собираясь в храм, одеваться надо строго.

В христианских храмах наличие головного убора теперь не является обязательным, однако в ортодоксальной синагоге замужние женщины должны быть в головном уборе – хотя бы в парике. Многие женщины по-прежнему предпочитают ходить в церковь в шляпе или вуали, а католички, воспитанные в те времена, когда головные уборы в церкви были обязательны, никогда не войдут в храм, не накинув на голову хотя бы шарфик или косынку. Во всяком случае, шляпа допустима, и если вам она нравиться и к лицу, вы смело можете надевать её в церковь. И не стоит огорчаться, если вы окажетесь в меньшинстве.

Мужчины всегда снимают головной убор, заходя в христианский храм, тогда как в ортодоксальную синагогу, напротив, никогда не входят с неприкрытой головой.

Перчатки надевают преимущественно в холодную погоду, но в любом случае прийти в церковь в перчатках всегда уместно.

Где садиться?

Если в храме находиться церковные служители, они провожают всех прихожан к скамьям, но на обычном богослужении женщин под руку не берут.

Как вести себя на службе, если вы исповедуете другую веру?

В том случае, когда богослужение не противоречит вашим религиозным убеждениям, вы должны выполнять все принятые в данной церкви обряды наравне с прихожанами этого храма – вставать, петь, молиться тогда же, когда делают они. Если же каноны исповедуемой вами религии не позволяют вам принимать участие в каких-то обрядах, просто сидите неподвижно и молча, пока этот обряд или часть службы не завершиться.

Знаток этикета танцев

Как приглашать на танец?

Словом «Потанцуем?» может пригласить женщину на танец близкий товарищ, возлюбленный или муж. Незнакомый мужчина, приглашая женщину на танец, подходит к ней, слегка кланяется и просит разрешения пригласить её.

Женщина выражает своё согласие дружелюбным взглядом и кивком головы.

Кавалера может оскорбить, если дама делает при этом насмешливую или заносчивую мину. Ей лучше отказаться от танца, нежели идти танцевать с таким настроением.

Если женщина уже обещала этот танец кому-нибудь другому, она приветливо благодарит пригласившего и говорит « Благодарю, этот танец уже обещан».

В таком случае мужчина кланяется и удаляется. Если он хочет обязательно танцевать с этой партнёршей, то приглашает её вторично. После второго отказа он должен понять, что больше приглашать её не следует.

Не стоит приглашать женщину, у которой есть спутник. Такое приглашение будет невежливым по отношению к её партнёру, которому придется остаться одному, пока его спутница танцует. Это относиться к тем случаям, когда танцевальный вечер происходит в ресторанном зале и пара сидит за столиком. На вечере в зале без столиков этого правила можно не придерживаться, но и здесь не мешает знать чувство меры.

Дама, пришедшая в сопровождении кавалера, может танцевать с незнакомыми ей мужчинами, непременно предварительно согласовав это со своим кавалером.

В ресторане не принято приглашать одну и ту же женщину, сидящую за чужим столиком.

Представляться партнерше, приглашая её на танец в ресторане или на танцплощадке, не принято. Если же кавалер танцует с одной и той же дамой несколько раз, то ему следует после четвёртого или третьего танца представиться ей. Даме при этом называть своё имя не обязательно.

После танца мужчина обязан проводить свою партнершу к её столику и поблагодарить за танец.

«Знаток театрального этикета»: В зрительный зал после третьего звонка не впускают. Поэтому в театр желательно прийти чуть раньше, спокойно раздеться в гардеробной, привести себя в порядок.

Вежливый мужчина поможет женщине снять пальто, возьмёт номерки.

Старайтесь избегать резких духов, одеколонов, дезодорантов.

В зрительный зал первым входит мужчина, а если вы в театре с детьми, то лучше пропустить их вперед. Если входят две пары, первым идёт мужчина, за ним две дамы, а за ними второй мужчина.

Не делайте недовольного лица, если вы уже сидите, а по ряду кто-то пробирается на своё место; заранее встаньте, чтобы пропустить опоздавшего.

Не садитесь на чужие места, так как это может вызвать много неприятностей, в особенности, если хозяева этих мест опаздывают.

Мужчина обычно сидит по левую руку женщины, но если его место окажется удобнее, внимательный мужчина уступит его даме. Избегайте шума, когда садитесь и встаете. Оба подлокотника не занимайте. Не опирайтесь на спинку переднего кресла.

Можно уйти, но только в антракте, не привлекая к себе внимания. Очень не прилично уходить во время действия или выступления.

Запомните, аплодировать принято:

На концерте джаз-оркестра можно аплодировать после выступления солиста, исполнившего свою партию, даже если оркестр продолжает играть.

Можно аплодировать певцу в начале выступления, если он начинает петь по просьбе зрителей, в благодарность, но, как правило, эти аплодисменты не продолжительны.

На больших симфонических концертах принято аплодировать в момент, когда дирижер поворачивается к зрителю лицом.

Если вам представление не понравилось, не аплодируйте вовсе. Но никакими другими действиями не выражайте своего недовольства.

В фойе, комнатах для курения, буфете, вестибюле при встрече со знакомыми вы ведете себя как при встречах на улице. Этому способствует и то обстоятельство, что во время антракта принято прогуливаться по фойе, размяться после долгого сидения. Прогуливаться по фойе под руку не стоит.

Не следует так же перед началом спектакля или в антракте рассматривать публику в бинокль. Это не прилично. Бинокль служит лишь для того, чтобы лучше видеть происходящее на сцене.

При посещении кинотеатра следует руководствоваться теми же правилами: стараться быть вежливым и предупредительным, не шептаться с соседкой, постоянно вертя головой, не делиться впечатлениями во время сеанса, громко не смеяться.

Второй ведущий : Проведём конкурс по нормам этикета. Для участия в конкурсе необходимо, чтобы все присутствующие разделились на две команды и сели напротив друг друга. Я буду задавать вопросы по практическому этикету, а каждая команда, посовещавшись между собой 1 минуту, даст правильный ответ. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. Если команда, которой будет задан вопрос, ответ не знает, то может отвечать команда соперников и дополнительно получать поощрительный балл.

Вопрос для 1-й команды:

Как исторически можно объяснить, почему мужчина, входя в помещение снимает головной убор?

Вопрос для 2-й команды:

Как исторически можно объяснить, что, здороваясь, мы пожимаем друг другу руки?

Вопрос для 1-й команды:

Почему мужчина, спускаясь по лестнице, идёт впереди женщины?

Вопрос для 2-й команды:

Почему заходя в магазин, необходимо сначала пропустить выходящих?

Вопрос для 1-й команды:

Если мужчина с женщиной заходят в ресторан, то кто должен первым проходить в зал?

Вопрос для 2-й команды:

Вам домой позвонил преподаватель, но по техническим причинам разговор прервался. Кто должен перезвонить?

Вопрос для 1-й команды:

Можно ли в комнату, где собрались гости к вам на вечеринку, впустить собаку или кота и почему?

Вопрос для 2-й команды:

Что должен сделать мужчина, если женщина пригласила его на белый танец, а он не может по каким-то причинам танцевать?

Первый ведущий :

Подведём итоги конкурса. Команда, знающая лучше этикет и получившая наибольшее количество баллов, получает в подарок книгу по этикету.

В конце нашей встречи хочу напомнить всем высказывание английского философа Джона Локка “Изящная манера и форма во всём – вот что украшает человека и делает его привлекательным”.

Цели занятия:

  1. Познакомить детей с правилами этикета; сформировать у учащихся понимания необходимости выполнения правил этичного поведения.
  2. Организовать знакомство детей с правилами поведения за столом, в гостях; упражнять в использовании слов, означающих просьбу, извинения.
  3. Формировать задатки самоконтроля в поведении детей.
  4. Воспитывать доброжелательную атмосферу в их взаимоотношениях.

В гостях у дедушки Этикета.

Ответ: Это совокупность норм и правил поведения, установленных для различных форм общения, или просто – соблюдения правил хорошего поведения.

Ведущий: Теперь нам необходимо выбрать 2 команды и жюри.

(Ребята делятся на 2 команды. Назначается жюри.) – Итак, команды готовы, объявляю первый конкурс!

“Здравствуй, дедушка Этикет” (конкурс №1) .

(На доске два плаката с заготовками “фоторобота дедушки Этикета”)

В данном конкурсе вам предстоит сделать “фоторобот дедушки Этикета”. Посмотрите на плакаты. Вы видите веселое лицо, но все линии этого рисунка пока намечены пунктиром. Вам предстоит “проявить” рисунок: напишите на каждой линии слова, которые, на ваш взгляд, относятся к теме “Волшебные слова”.

(Команды выполняют задание)

Ученик читает стихотворение.

Извини,
Пожалуйста,
Прости, И разреши.
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы –
Таблицы умножения –
Есть еще таблица –
Таблица уважения!
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
волшебные слова!
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит
И пройдет.
Перед словом вежливым
Двери отворятся!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
“Спасибо” и “Пожалуйста” -
Волшебные слова.

Ведущий: Вот у нас и готовы “фотороботы дедушки Этикета”. Но конечно, не все “волшебные слова” мы использовали. Волшебными мы называем те слова, которые действуют на нас как какое-то волшебство, магия. Давайте их вспомним. Чья команда назовет слово последней, та и выигрывает.

“Волшебные слова” (конкурс № 2)

Сценка “Волшебное слово”.

Сидел на скамейке старик с бородой
И зонтиком что-то чертил на песке.
А мальчик Павлуша, сердитый такой,
Сказал ему:

Ну-ка, подвиньтесь скорей!

Глянув на Павлушу, старик пересел.
Мальчик сердитый с ним рядом присел.

Почему ты, мальчик, так сердит?
Может быть, с тобой случилось что-то?

Ну а вам-то что? Сердит иль не сердит?
Это моя личная забота.

Да, твоя. Но только слышал как-то раз,
Что кричал ты.
Может, дрался со знакомым?

На свою семью сердит я и сейчас,
Может, даже убегу из дома.

Конечно, убегу.
Ленку больше видеть не могу.
Сколько красок у сестры родной,
Мне же дать не хочет ни одной.

Из-за этого не стоит убегать.

Да не только из-за этого.
Опять утром бабушка из кухни прогнала,
Даже маленькой морковки не дала.

Ведущий.

От обиды громко Павел засопел.
Опустил глаза, на землю посмотрел.

Пустяки, что один поругает,
А другой, может быть, поласкает.

Совсем не к кому мне приласкаться.
Брат вот на лодке едет кататься.
Но не хочет с собой взять меня.
Я сказал: “Все равно от тебя
Не отстану, весло утащу,
За тобой следом в лодку вскачу”.

Павлик тут кулаком постучал по скамейке.
И вдруг замолчал.

Брат не хочет тебя с собой взять?

Ну а вам для чего это знать?

Я помочь тебе, мальчик, сумею,
Так как словом волшебным владею./
Это слово тебе я скажу,
Как им пользоваться подскажу.
Слово нужно негромко сказать,
Собеседнику глядя в глаза.

Старик. (шепчет мальчику на ухо: “Пожалуйста”. Вслух.)

Помни, как говорить по-особому.

Я сейчас же, сейчас же попробую!

Со скамейки тотчас мальчик встал
И домой скорее побежал.
Он увидел, что Лена сидела
Тихо в комнате светлой своей,
Краски разные чудно блестели
На рабочем столе перед ней.
Увидала она брата тоже
И прикрыла их быстро рукой.

Павел (бурчит себе под нос).

Обманул меня дедушка все же,
Не поможет волшебное слово.

Подошел к Лене Павлик тихонько,
За рукав ее дернул легонько.
Заглянул осторожно в глаза,
Наклонился и тихо сказал:

Дай, пожалуйста, краску одну.

Пододвинулась Лена к окну,
Свои руки сняла со стола.

Тебе краска какая нужна?

Дай мне синюю.

Лена.

Вот, можешь взять.
А не хватит, еще могу дать.

Взял Павлуша краску синюю,
Подержал ее в руке,
Походил с ней по квартире он,
А затем вернул ее сестре.

Пойду я к бабушке сейчас,
Она в кухне стряпает как раз.

Отворил он на кухню дверь,
Прижался к бабушке своей,
Взглянул ей ласково в глаза
И тихим голосом сказал:

С утра я, бабуля, не кушал пока,
Пожалуйста, дай мне кусок пирожка.

Волшебное слово ей вмиг осветило
Улыбку, глаза и морщины

Горячего захотел, внучек милый?
Возьми-ка вот этот с малиной.

Пирожок у бабушки он взял
От радости ее расцеловал.

Павел (вспомнил старика и прошептал).

Он волшебник! Как я сразу не узнал?!

За обедом ближе к брату сел Павлуша,
Все, что брат говорил, он слушал.

Лодку свою я вчера починил
Весла наладил, на воду спустил.
Покатаюсь на лодке на той.

Ты, пожалуйста, возьми меня с собой!

Ведь тебе не стоит это ничего.
Ну, пожалуйста, возьми с собой его.

Покатай его, будь чуточку добрей.

Собирайся, путешественник, скорей!

Берет меня брат! Как же мне повезло!
Волшебное слово опять помогло!

Из-за стола Павлуша встал
И в сквер к скамейке побежал.
Но он немного опоздал
И старика там не застал.
Лишь зонтиком начерченные знаки
На песке заметны четко были для того,
Чтоб дети все случайно
Слов волшебных больше не забыли.

Ведущий: А знают ли наши команды вежливые слова на иностранных языках?

Англ. яз. – Please – пожалуйста, Excuse me – извините, Thank you – спасибо, I am sorry – простите.

Нем. яз. – Guten Tag – добрый день, Auf Wiedersehen – до свидания.

Мордовский – Васта мазанок – До свидания. Шумбрат – здравствуйте.

Ведущий: А теперь несколько сообщений из истории вежливых слов (рассказывают болельщики).

1. ученик: Самое простое слово “здравствуйте” означает: “Я вижу тебя, человек! Ты мне приятен. Знай, что я тебя уважаю и хочу, чтобы ты ко мне хорошо относился. Я желаю тебе доброго здоровья, мира, счастья”.

2. ученик: Движения и жесты, которыми издавна обменивались люди во время приветствия, были очень разнообразными! Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись лбом о землю, третьи прижимали руку ко лбу и сердцу, четвертые прикасались носами, пятые показывали язык...

3. ученик: Слово спасибо известно в русском языке с XVI века. Оно произошло от слов “спаси бог”. Теперь слово спасибо – отдельное слово. В конце второго слова исчезла буква Г, и образовалось слово, которое передает следующий смысл” “Я вас благодарю и желаю вам всех благ”.

4. ученик: Слово благословлять произошло от слов “говорить благое”, т.е. доброе слово. Благословлять – значить желать добра.

Песня “Если добрый ты”.

Ведущий: “Пригласительный Этикет”, (конкурс №3)

Перейдем к третьему конкурсу. Представьте себе, что вы приглашаете гостей к себе на день рождения. И многое зависит от того, как вы их пригласите, с каким настроением они придут к вам. Пригласить в гости можно в письменной или устной форме. Ваша задача – написать пригласительные открытки другу или подруге. Но сначала разминка по вопросам:

  1. Как поступить, если тебя пригласили в гости? (поблагодарить, спросить разрешения у родителей.)
  2. Можно ли пригласить на день рождения по телефону? (можно, но только очень близкого друга)
  3. Прилично ли опаздывать в гости? (неприлично)
  4. Если по какой-то причине ты не можешь принять приглашение, как поступить, чтобы не обидеть приглашающего? (извиниться и обязательно назвать причину отказа)
  5. Как нужно пригласить на день рождения: за несколько часов до празднования или заранее? (заранее)
  6. Как нужно вести себя в гостях? (быть веселым, приветливым, не пытаться привлечь к себе особого внимания)

(Команды пишут, затем зачитывают приглашения). Ведущий: Итак, приглашение получено, теперь нужно подобрать подарок, следующий конкурс посвящен подарочному этикету.

“Подарочный этикет” (конкурс № 4)

(Помощники выносят стол, на котором лежат самые разные предметы: носки, носовой платок, вазочка, цветок, коробка конфет, книга, мягкая игрушка).

Вы видите на столе много подарков. Участник команды должен выбрать тот подарок, который бы он хотел подарить своему другу, подруге, маме. Учтите главное: вам необходимо будет объяснить, кому именно вы преподнесете этот подарок и почему ваш выбор пал именно на эту вещь.

(Член команды показывает подарок и объясняет свой выбор).

Ведущий: Подарок выбран. Можно идти в гости. Но на самом деле это еще не все. Ведь внешний облик человека – это тоже очень важно!

Каждая команда сейчас должна составить правила внешнего вида воспитанного человека.

  1. Одежда должна быть чистой.
  2. Волосы должны быть уложены в прическу.
  3. Одежда должна быть скромной, неброской.

Ведущий: Сейчас вопросы для тех, у кого хорошее чувство юмора. Я буду называть вам юмористические определения предметов одежды, а вы угадывайте, что на самом деле я имею в виду.

  • сапоги-теплицы (унты, валенки)
  • дубленки для сторожа (тулуп)
  • головной убор для дурака (колпак)
  • безрукавка с подолом (сарафан)
  • бабочка на косе(бант)
  • зонтик для носа (козырек)
  • стрелочники (брюки)
  • дамская треуголка (косынка)
  • защитная одежда стряпухи (фартук)
  • сверх обувь (галоши)
  • кистяное изделие (шаль).

Ведущий: Ну вот, теперь вы действительно готовы. Можно идти в гости. В гостях вас уже просят занять место за столом. Теперь необходимо вспомнить правила поведения за столом.

“Застольный этикет” (конкурс № 5)

Вопросы с ответами задаются командам по очереди.

1. Когда можно сесть за праздничный стол?

  • как только вошли в комнату.
  • только после того, как сядут хозяева.
  • после приглашения хозяйки +

2. Вы садитесь за стол, берете салфетку и...

  • заправляете за воротник.
  • кладете на колени +
  • кладете рядом с тарелкой.

3. Как себя вести, если вам предложили блюдо, которое вы не очень любите?

  • гневно отказаться.
  • отказаться, назвав причину отказа.
  • взять немного, поблагодарив +

4. Как правильно есть котлету?

  • ножом и вилкой.
  • одной вилкой +
  • одним ножом.

5. Для чего к рыбе подается нож?

  • чтобы отделять мясо от костей +
  • чтобы разрезать большой кусок на маленькие.
  • чтобы придерживать кусок, когда пользуются вилкой.

6. Какие куски из общих блюд следует выбирать?

  • самые большие.
  • самые маленькие.
  • те, что лежат ближе к вам +

7. Если нужно порезать еду на кусочки, в какой руке следует держать нож, а в какой вилку?

  • в правой руке – вилка, в левой – нож.
  • в правой руке – нож, в левой – вилка +
  • по очереди.

8. Как поступить, если вы нечаянно уронили на пол вилку, нож или ложку?

  • поднять и продолжать есть.
  • попросить другой прибор.
  • извиниться и попросить подать другой прибор +

Ведущий: Конечно, главная задача гостей – не как можно больше съесть, а хозяина – откармливать гостей. Главной целью дружеской встречи является атмосфера – приветливые жесты, взгляды, улыбка. Здесь хорошо помогают игры, танцы, песни.

Песня “Дорога добра”.

(Подведение итогов, выступление жюри, награждение команд).

18 сентября в детской библиотеке-филиале №3 состоялось обучающее мероприятие — школа хороших манер «Добро пожаловать в Этикетск» (Проект «КультУРА»), на котором присутствовали читатели библиотеки – ученики МБОУ СОШ №8.

Что же это за страна «Этикет»? Как попасть в такой славный город «Этикетск»? На эти вопросы ребятам помогли ответить библиотекари в ходе мероприятия.

В начале мероприятия ведущая Черкасова Е.Е. рассказала об истории этикета , о том какие наставления по правилам поведения содержались в книгах «Домострой» и «Юности честное зерцало». Некоторые правила этикета кажутся нам сегодня смешными, устаревшими, но значит ли это, что можно вообще обойтись без них?

Так как большую часть своего времени ребята проводят в школе, то разговор продолжился о нормах современного школьного этикета, о требованиях к внешнему виду ученика. Была разыграна сценка «Дефиле нарушителей школьного дресс-кода».

Часто ребята используют в своей речи сленговые слова, уподобляясь героине романа Ильфа и Петрова «12 стульев» «людоедке» Эллочке. Наглядно продемонстрировать такую беседу вызвалось 3 добровольца (один использовал в разговоре сленговые слова, другой обычные слова, а третий – выступил в роли синхронного переводчика первого). О нашей речи, о телефонном этикете шла речь в этом разделе путешествия по Этикетску.

Мальчикам было предложено принять участие в экзамене джентльменов , с чем они успешно справились.

Во время литературного конкурса ребята угадывали название произведения и его героев по отрывку, прочитанному библиотекарем (А. Милн. «Винни-Пух и все-все-все»; А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино»).

Умение встречать гостей и правильно вести себя в гостях – большое искусство, которому не так просто научиться. Проверить свои знания в этой области ребята смогли, отвечая на вопросы блиц-тура «Гость в дом – радость в нём».

Затем настало время практических заданий, и ребята показали свои умения в правильной сервировке стола, а также провели соревнование на звание «Самого аккуратного» (ели арбуз).


«
Ничто не даётся нам так дёшево и не ценится так дорого как вежливость».
Эти слова М. Сервантеса как нельзя лучше отражают одну из важнейших норм этикета – вежливое, доброжелательное отношение к старшим и младшим, к своим ровесникам. Все вместе участники мероприятия вспоминали «волшебные» слова, а так же прослушали стихотворение С.Маршака «Ежели вы вежливы…».

Поговорили и о библиотечном этикете, о том, как нужно себя вести в библиотеке.

Завершилось занятие в «Школе хороших манер» на шутливой ноте. Библиотекарь Игнатова О.В. подарила ребятам шуточную песню про учащихся, не признающих школьного этикета. Зажигательная мелодия (на мотив песни «Остров Невезения») не оставила никого равнодушным и ноги сами пустились в пляс.

В ГОСТЯХ У ЭТИКЕТА
(Час информации)

Дефицит культуры поведения, элементарной вежливости в общении между людьми – такова сегодняшняя реальность. В наше время, время сверхзвуковой и электронной техники, время немыслимых ускорений современный человек то и дело оказывается в ситуациях, которые требуют от него специфических навыков поведения и общения. Мы едем за границу, вступаем в деловые и личные отношения; посещаем дипломатические приемы, презентации и вернисажи. Все это предъявляет новые требования к нашему поведению и внешнему виду, к языку и культурному кругозору. Именно поэтому в нашей библиотеке 8 ноября 2011 г. было проведено мероприятие « В гостях у Этикета» для учащихся 9-х классов.

Целью данного мероприятия было привлечь внимание ребят к правилам хорошего тона, показать, каким приятным может быть общение, если следовать правилам этикета. Объяснить,как знание и применение правил поведения позитивно влияют на формирование имиджа человекаи как с их помощью получать удовольствие от ежедневных контактов с окружающими.

Ребята узнали об истории этикета и значении этого слова, познакомились с основными требованиями этикета. Была проведена викторина, с вопросами связанными с правилами поведения в транспорте, ресторане, при общении по телефону и т.д. По итогам викторины были определены настоящие « леди» и « джентльмены“, которые были награждены. Всем участникам мероприятия вручены буклеты» « Дисциплина клерикалис“, или Правила хорошего тона». В конце мероприятия был показан фильм « Этикет – трактат для подростков, желающих стать культурными людьми», который помог понять, как важно правильно себя держать в разных ситуациях, как легче добиться успеха, соблюдая этикет.
Мероприятие понравилось учащимся, они активно принимали участие в викторине, с интересом посмотрели фильм, познакомились с книжной выставкой « Этикет от А до Я».

В ходе проведенного мероприятия удалось привлечь внимание учащихся к проблемам этикета,к проблемам человеческого взаимопонимания. Присутствующие на нем смогли расширить свои представления о человеческом общении и надеемся,в дальнейшей жизни будут использовать любую возможность, чтобы применять на практике то, что узнали.

Тема воспитательного мероприятия в 6 классе «Этикет и мы».

    Цель мероприятия: создание условий для усвоения и обобщения обучающимися основных этических требований к поведению и общению с людьми, овладения навыками культурного поведения.

    Задачи:

Познакомить обучающихся с основными этическими требованиями в поведении и общении с людьми;

Помочь обучающимся усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.

    Правила проведения викторины:

      1. Класс разделить на три команды.

        Команды придумывают название.

        Очередность команд в игре определяется жеребьёвкой.

        Вопросы задают каждой команде по очереди.

        За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

        Остальные команды могут дополнять или исправлять неправильные ответы отвечающей команды.

        Побеждает команда, которая набирает наибольшее количество баллов.

    Вступление:

Приветствие участников мероприятия.

Вступительное слово учителя.

Сообщение темы мероприятия.

Постановка цели и задач мероприятия обучающимися.

    Основная часть.

Проведение тестирования обучающихся на тему « «На высоте ли ваши манеры? »

Вопросы теста:

    Ваш гость случайно выливает себе на брюки сок. Вы …

      1. пытаетесь остроумной репликой подбодрить его

        кидаетесь к нему на помощь

        никак не реагируете

    Вы взяли у соседки кофемолку и нечаянно сломали её. Что вы будете делать?

    извинюсь перед ней;

    отдам ей деньги;

    куплю ей точно такую же;

    Концерт, на который вы пришли, оказался весьма скверным. Вы решили уйти с него. Когда это лучше сделать?

    сразу же;

    в антракте;

    по окончании любой песни

    Надо ли стучаться, входя в чей – либо служебный кабинет?

    да, мало ли что делает хозяин;

    нет, так как на рабочем месте о приватности речь не идёт;

    только в кабинет начальника;

    Ваш собеседник чихнул несколько раз к ряду. Вы…

    промолчите;

    скажите ему 1 раз «Будь здоров»;

    будете желать ему здоровья после каждого «чиха»;

    Вы опоздали на рандеву минут на 15. Что будете делать?

  1. извинюсь;

    сошлюсь на веские причины.

Если школьники по итогам опроса набрали от 10 до 24 баллов, то это означает: «В плане этикета Вы относитесь к большинству людей, которые более – менее знают азы хорошего тона. Но порой Вы допускаете досадные ошибки в мелочах».

Учитель совместно с обучающимися обсуждают вопросы, находят правильные варианты ответов.

    Заключительная часть.

Сообщение правил проведения викторины.

Проведение викторины.

Вопросы для викторины:

1. Может ли молодой человек вступить в беседу людей, старших по возрасту?

/может, если в беседу его вовлекут старшие/

1. Можно ли подсказать собеседнику слово, которое он затрудняется найти? /лучше воздержаться от подобного момента/

2. Следует ли деловому мужчине одеваться слишком модно? /нет. Это считается дурным вкусом, однако на шляпу, перчатки, ремень, часы, туфли следует обратить особое внимание: по ним зачастую судят об элегантности и даже порядочности мужчины /

3. Как подобрать носки к деловому и праздничном костюму? / носки подбираются в тон: их цвет должен соответствовать цвету костюма и обуви /

4. Нужен ли галстук в костюме мужчины?/ Да, непременно, галстук – важнейшая деталь в костюме мужчины. Это показатель вкуса и статуса владельца /

5. Какой должна быть длина галстука? /Длина галстука должна быть такой, чтобы в завязанном виде он доставал пряжку ремня/

6. Если опоздали в театр, куда садиться? Нужно ли искать своё место?

/ нет, необходимо сесть на ближайшее свободное место/

7. Как мужчины и женщины супруги должны сидеть за столом?

/ не садятся рядом: мужчины с мужчинами, женщины с женщинами /

8. Мужчина и женщина входят в помещение. Кто первый? / входит всегда первой дама /

2. Какого цвета предпочти-тельнее подобрать костюм деловому человеку?

/Темно – синий, темно – серый, костюм в светлую вертикальную полоску/

3. Каким должен быть тон разговора?

/разговаривать следует негромким, сдержанным, уважительным тоном/

4. Должен ли пиджак быть застёгнут на все пуговицы?

/нижняя пуговица на пиджаке не должна застёгиваться/

5. Какая допускается рубашка под пиджак?

/только с длинным рукавом, манжеты должны быть видны из-за рукавов на 1,5 – 32 см., плотно прилегать к руке./

6. Паре нужно в театре, кинозале пройти до места. Кто идёт первым?

/ищет и ведёт до места - мужчина/

7. Должна ли вставать женщина, приветствуя мужчину?

/да, если это пожилой человек/

8. На улице кто должен здо-роваться первым: стоящий или проходящий?

/проходящий/

    Кто первым здоровается – мужчина или женщина?

/ первым следует здороваться мужчине/

10. При разговоре по телефону кто здоровается первым, позвонивший, или тот кому звонят? /позвонивший

11. Кто первым здоровается при входе в помещение? /первым здоровается всегда входящий/

12. Если при разговоре по телефону неожиданно прервалась связь, кто должен перезвонить? /позвонивший/.

13. При входе или выходе из общественного транспорта, кому отдаётся первенство? / выходит (садиться) первой дама. Выходит первым - мужчина/

14. Как вести себя, если вам грустно, а вас пытаются развлечь, развеселить? /Изо всех сил нужно постараться скрыть своё психологическое состояние/

    Что является завершающим штрихом во внешнем виде женщины? /Умело подобранные духи/

    Можно ли обсуждать зарплату свою и других людей? / Это не принято/

    Можно у потреблять в беседе односложные вопросы и ответы (что; да; нет)? / односложных вопросов и ответов следует

избегать/

    Должна ли женщина при рукопожатии снимать перчатки ? /нет, у женщины немаловажное преимущество – при рукопожатии им не нужно снимать перчатки/

19. Пара поднимается или спускается по лестнице. Кто идёт первым? /Вверх – мужчина; вниз - дама/

20. Как поступить, если Вы замечаете, что ваш рассказ не интересен окружающим? / Немедленно прекратить рассказ, сменить тему или передать инициативу другому рассказчику/

21. Можно ли обсуждать с собеседникам возраст присутствующих? /Этой темы лучше избегать, особенно когда речь идёт о женщинах и пожилых людях/

22. Можно ли во время беседы с кем - либо смотреть телевизор или листать журнал, рыться в сумке и т.д.? /Нельзя, это не вежливо/

23. Можно ли прерывать собеседника? /нет, нужно дать собеседнику высказаться /

24. Стоит ли прислушиваться к критике и советам? Почему? / стоит, так как нет бесполезной критики; необходимо деловое восприятие критики вне зависимости от того, кто критикует и в какой форме./

25. Как лучше реагировать на комплимент? / скромно поблагодарить /

Проведение беседы на тему «Мобильный этикет».

Учитель. В 2005 году «Билайн» поднял вопрос о мобильном этикете. В 2006 году было проведено национальное исследование «Правила мобильного этикета»

Было опрошено более 2000 пользователей мобильной связи, мужчины и женщины в 21 городе России. Область исследования: повседневные правила общения по мобильному телефону

В результате исследования было выявлено наличие проблем в использовании правил мобильного этикета в общественных местах, местах культуры и отдыха.

– незнание правил мобильного этикета.

– недостаточный уровень воспитания.

– нежелание знать правила мобильного этикета.

В 14 городах России был создан экспертный совет.

Цель – предложить базовые правила мобильного этикета.

После продолжительных дебатов участники экспертного совета договорились о том, что хартия (не имеющий обязательной силы акт, формулирующий общие принципы и цели каких-либо договоренностей) «мобильного этикета» должна носить рекомендательный характер и включать положения об использовании сотовых телефонов в общественных местах, в деловой среде, за рулем автомобиля и в авиаперелетах, а также давать рекомендации операторам сотовой связи. Согласовывая содержание каждого пункта хартии, эксперты пришли к следующему варианту:

Хартия мобильной вежливости

Мобильный телефон или смарт-устройство на его базе становятся, если уже не стали, элементарными предметами личного обихода. Однако зона использования личного мобильного телефона далеко не всегда остаётся зоной частной жизни. Этот факт диктует необходимость усвоения каждым пользователем сотовой связи морально-этических принципов, непременное соблюдение которых мы считаем одним из основных факторов благоприятного развития мобильной связи.

Любой человек вправе пользоваться личным мобильным телефоном свободно, но не вправе ограничивать при этом личные свободы других людей.

Исходя из этого, мы признаём и утверждаем:

1. Необходимо выключать личный мобильный телефон безусловно в тех случаях, когда использование радиосвязи может подвергнуть опасности жизнь других людей (летательные аппараты, операционные медицинские комплексы и т.п.);

2. Необходимо выключать личный мобильный телефон или переводить его в беззвучный режим на спектаклях, киносеансах, концертах, в музеях и выставочных залах, во время церемоний и ритуалов;

3. Следует воздерживаться от использования мобильного телефона во время управления транспортом;

4. Следует выключать мобильные телефоны или переводить их в беззвучный режим на деловых встречах и переговорах, если нет иных договорённостей;

5. В общественных местах (кафе, рестораны, магазины, общественный транспорт и т.п.) мобильный телефон следует использовать с наименьшим возможным уровнем громкости сигнала и голоса и с наибольшим возможным уважением к окружающим;

6. Не следует использовать в качестве звукового сигнала то, что может оскорбить или встревожить окружающих (нецензурная лексика, грубые и резкие выражения и звуки);

7. Недопустимо использование чужих мобильных телефонов и сообщение их номеров третьим лицам без разрешения на то их владельцев;

8. Определение местоположения абонентов, отправка на их номера различного формата сообщений со справочной информацией и другие действия операторов мобильной связи в отношении своих абонентов возможны только с согласия абонентов;

9. Тайна телефонных переговоров и конфиденциальность сведений об абонентах сотовой связи - предметы неукоснительного соблюдения уполномоченными государственными органами, операторами мобильной связи и самими пользователями

Хартия была единогласно принята всеми участниками экспертного совета и подписана ими 19 июля 2006 года

Каждый из вас получит текст хартии, и дома ещё раз внимательно прочитаете и подумаете о мобильной вежливости.

Мобильный телефон в театре

Мы все обязаны выключать телефоны на время спектакля. Во многих театрах к зрителям специально обращаются с этой просьбой.

Если чувствуете себя незащищенным при выключенном телефоне, то выключите все звуки, а в антракте посмотрите, кто же вам звонил.

Мы приходим в театр, чтобы на время сбежать от нашей обычной жизни и неожиданный звонок сотового телефона резко вырвет всех зрителей из воображаемого мира.

Виброзвонок противно жужжит и кроме того он у всех одинаковый. И если у кого-то в центре зала зажужжит мобильник, остальные кинутся проверять - а не их ли это аппарат.

Текстовые сообщения сейчас очень распространены. Они не слышны, но какая яркая подсветка у дисплея. В полутьме зала она непременно отвлечет внимание ваших соседей.

Мобильный телефон на вечере

· Допустим, в один прекрасный вечер ужинаете в шикарном ресторане, и вдруг звонит ваш телефон. Допустимо, если вы ответите на звонок и пообщаетесь. Так же ситуация и на дружеской вечеринке.

· Другое дело - если вы пришли на торжественный юбилей кого-то очень уважаемого. Если мелодия телефона зазвучит не в самый лучший момент, это привлечет к вам всеобщее внимание и может вызвать конфуз.

· На официальных вечерах принято переводить телефоны в бесшумный режим, даже если вы очень важная персона. На таких мероприятиях обычно достаточно тихо.

Мобильный телефон на уроке

· Большинство наших друзей и родители знают, в какое время мы находимся на занятиях, но они могут забыть об этом и все-таки позвонить во время урока.

· Советую перевести ваш телефон в бесшумный режим. Вообще-то вибрация на уроке вполне допустима - ведь в классе более шумно, чем в театре.

· В любом случае, не стоит давать учителю повод для претензий к вам

· То же можно сказать и об SMS-ках.

· Нередки случаи, когда особо ярые любители переписки заканчивали год с неудовлетворительными оценками или многократно были выставлены из класса.

· Если звонок, по вашему мнению, очень важен, спросите разрешения выйти.

Заключительная часть.

Мобильный телефон…Он есть у КАЖДОГО - у мужчин и женщин, у стариков и детей. Но - что, если однажды по чьей-то воле МОБИЛЬНЫЕ телефоны превратятся в источники воспитания и обучения жителей планеты мобильной вежливости. И каждый, кто берет трубку, подвергается некоему воздействию, с помощью которого происходит внушение правил использования сотового телефона.

Плюс

1. Прекратятся «хулиганские» звонки днём и ночью.

2. Твой номер не окажется у человека, которому ты его не давал.

3. На уроках улучшится дисциплина (нет звонков, никто под партой не играет в игры).

4. Учителя не будут отвлекаться на звонки своего телефона и телефонов учеников.

5. Не будет отвлекающих и раздражающих зрителей звонков на спектаклях, концертах и т.д.

6. Не будут расстраиваться из-за телефонных трелей артисты, певцы, музыканты.

7. Водители за рулём не станут говорить по телефону, уменьшится количество аварий на дорогах.

8. Уменьшится нервозность в автобусах, так как никто не кричит в телефонную трубку.

9. Никто не снимет тебя на камеру, если ты плохо выглядишь.

10. На остановке никто рядом с тобой не будет обсуждать вчерашний вечер.

Минус

1. Воздействие на подсознание (неизвестно какие последствия)

2. Возможность использования разными службами (МВД, ФСБ и т.д.)

3. Возможность использования не только с целью воспитания.

4. Возможность взлома и использование технологий:

5. Бывает, что исполнение правил опасно для жизни, а мы их не сможем нарушить.

6. Вероятность пропустить очень важный звонок.

7. Может произойти сбой в системе, и тогда последствия не предсказуемы.

8. Будут беспокоиться родители, не дозвонившись до детей.

Надеюсь, что мероприятие, в котором вы сегодня участвовали, помогло вам познакомиться, усвоить и обобщить основные этические требования в поведении и общении с людьми, овладеть навыками культурного поведения.