Домовая резьба по дереву. Домовая резьба в украшении строений своими руками Прорезная домовая резьба украшение дома орнаментом

Символика, используемая в традиционных мотивах домовой резьбы имеет не только эстетический, но и глубокий этический смысл. По сути, определённый набор символов, нанесённый вокруг «незащищённых» участков дома, является оберегом. Считается, что неправильное сочетание символов может быть не только бесполезно, но и вредоносно.

Орнамент обычно классифицируется на зооморфный, антропоморфный, геометрический и растительный. Орнаментика резьбы консервативна и очень традиционна. Именно благодаря стойкости культурных традиций, мы получаем возможность видеть древние символы, элементы, украшавшие жилища наших предков.

Идея охраны человека, его жилища, предметов быта, домашних животных при помощи различных магических изображений возникла в незапамятной древности и просуществовала очень долго. По представлениям древних славян, анимистическая повсеместность рассеянного в природе зла была столь велика, что ей не мог противостоять человек. Поэтому человек должен был защитить себя с помощью охранительной символики. Защищали прежде всего свои дом и одежду.

Орнаментировали дом доброжелательными языческими символами, размещенными на самых уязвимых участках жилища и двора. Обратим внимание, что и в архитектуре, и в одежде был проведен последовательно один и тот же принцип размещения заклинательного орнамента - орнаментировались все проемы, все отверстия, через которые всевозможные «злыдни» могли проникнуть к человеку. Декоративные (а в свое время магическо-заклинательные по смыслу) элементы располагаются на воротах, вокруг окон, у застрехи; то или иное «священное» изображение (конь, олень, богиня и птицы, солнце) увенчивало наивысшую точку дома - щипец крыши.

«Сумма подобных оберегов, постоянно присутствующих на всех уязвимых участках дома, и превращала каждую «хоромину» в недоступное для «навий» убежище всех членов семьи» (Рыбаков Б.А. Язычество древней Руси). Внутри дома все обиходные предметы тоже были покрыты охраняющими знаками, облегчавшими одоление зла внутри убежища. Традиционно в домовой резьбе славянского жилища большое внимание уделялось окнам, через которые могли проникнуть «вездесущие навьи». Щели в оконницах, сквозняки, зимний холод, все то, что могло вызвать болезнь, - все это преображалось в сознании древних в образы невидимых, неосязаемых «навий», несущих людям «на злых ветрах» различные несчастья. В связи с этим возник такой важный элемент заклинательного декора, как наличник, обрамление окна, обычно обильно насыщенное языческой символикой. Обрамление окон было всегда очень значимым элементом, ведь оконный проем - это не только окно в мир, в «белый свет» для обитателей избы, но и глазок для чужих людей и сторонних злых сил, которые могут подглядеть в него жизнь внутри жилища.

Сибирские переселенцы XVII века, осваивая Западную и Восточную Сибирь, несли с собой традиции домовой резьбы Русского Севера и средней части России, которые, в свою очередь, были основаны на древнеславянских языческих представлениях. «Изба русского крестьянина - это не просто его жилище, это его мир, в котором отражена вся вселенная и определено свое место в ней. Дом служил защитой, оберегал. Эти орнаменты и детали - это просьбы и пожелания, обращенные к силам природы и символизирующие единение с ней человека» (Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Дерево и гармония).

Этнографические исследования свидетельствуют об устойчивом и широко распространенном изображении «небесных хлябей» «верхнего неба» - волнистых линий, на причелинах домовых кровель. Самым частым является волнистый орнамент, или узор из «городков», которые на расстоянии воспринимаются как волны. Обычно волны идут в два ряда, как бы подчеркивая глубину «хлябей». Очень часто наряду с волнистыми линиями изображаются небольшие кружки, очевидно, символизирующие дождевые капли, те «груды», которые, по мнению язычников, являлись причиной жизни на Земле. «Грудие росное» - «капли росы, живительной влаги небесной. Русские язычники полагали в XII–XIII веках, что роса, опадающая с небес в виде тумана-облака, посылается богом неба Родом именно как всерождающая влага жизни» (Рыбаков Б.А. Ремесло древней Руси).

Нам известно о существовании причелин с изображением волнистых струй в Новгородской, Архангельской, Вологодской, Ярославской областях, в русских селах Карелии и в ряде других мест центральной России, севера страны и Сибири.

Причелины русских изб украшались в два–четыре ряда, тот же порядок мы видим на карнизе и причелинах дома Прокопьева (конец XIX в.). Верхний ряд занят зигзагообразнойлинией, являвшейся архаичной и устойчивой идеограммой воды, в данном случае - «хлябей небесных», недосягаемых дождевых запасов. Система построения декора избяныхпричелин состояла в том, что проводились две неразрывно связанные друг с другом идеи: во-первых, наличие в верхнем небе (над твердью) запасов дождевой воды (зигзаги имеандры), а во-вторых, передача этой воды вниз, на землю к пахарям, показанная посредством мифологического символа грудей небесных богинь, орошающих землю «родивыми грудами росными».

Широкое бытование этой системы на всем Русском Севере позволяет нам считать ряды узоров русских причелин на избах XIX века, находящихся в музее, не случайным набором орнаментальных приемов, а пережитком древних космологических представлений о небесах, дающих дождь.

С удивительной строгостью соблюдалась эта древняя картина мира в системе архитектурного убранства, явившегося повторением макрокосма в микрокосме славянского жилища; путь солнца по небу подчеркнут тем, что для показа солнечных знаков в надлежащей зоне применялись искусственные, не игравшие никакой конструктивной роли особые доски-«полотенца», спускавшиеся от причелин вертикально вниз. Солярные знаки на этих «полотенцах» размещались ниже зоны небесных вод причелин, на фоне затененного кровлей фронтона.

Полдневное солнце изображалось на фасаде избы на самом верху, под фигурой главенствующего коня, но все же ниже «хлябей небесных», являвшихся верхним небом.

Повалы - выступы до 1,5 метра двух–трех верхних бревен сруба -служили для поддержки кровли, выдвинутой далеко вперед от главного фасада. Повалы всегда были очень важной конструктивной деталью русских изб. Так же как и охлупень, традиционно повалы имели вид конской головы. Образ головы не всегда натуралистичен, иногда только по характерной криволинейной форме можно угадать, что повалы вырезаны в виде «солнечных коней» с ногами в форме гроздей-полуваликов. Такая форма повала с полуваликами (от двух до шести штук) характерна именно для сибирских изб русских переселенцев. Ее семантический смысл понятен сразу, ведь конь - это символ солнца - солярный знак, главный «защитник» русской избы от злых сил.

Со второй половины XIX века в Сибири получила широкое распространение художественная обработка наличников. Деревенские сибирские мастера любили украшать наличники геометрическим орнаментом. Преобладающими мотивами были солярные розетки (полукруги), ромбы, круги. Особенно часто встречаются в городах и селах Сибири наличники в стиле барокко. Сибирские деревенские наличники отличаются от городских наличников барочного стиля тем, что чаще всего между волютами вместо вазона и балясины в середине композиции помещены сложные геометрические, зооморфные, антропоморфные элементы или солярная розетка.

Сибирские деревенские мастера, зная основные композиционные элементы домовой славянской резьбы, вносили свои мотивы орнамента, заимствованные из городской архитектуры середины XIX века. И хотя древний магический смысл орнамента домовой резьбы к концу XVIII века был практически забыт, главные его мотивы и способы размещения элементов орнамента остались почти неизменными и передавались из поколения в поколение мастерами-резчиками по дереву, строителями и плотниками. Особенно хорошо это видно на примере деревянной домовой резьбы, сохранившейся в сибирской глубинке.

Горизонтальные орнаменты прорезной домовой резьбы

Домовая резьба

Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.

По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и объемной. Поскольку об этих видах резьбы и технике их исполнения мы рассказывали в предыдущих разделах, основное внимание уделим элементам, которые можно использовать в домовой резьбе.

Глухой (поскольку фон не прорезался) рельефной резьбой декорировали фронтоны, наличники. Чаще всего воплощали флористические орнаменты, в которых листья образуют гирлянды, закручиваются спиралями, перемежаются розетками, цветами. Нередко в растительные мотивы вставляли изображения русалок, львов и др.

Секреты между строк

Можно ли в домашних условиях определить химический состав стали, которую предполагается использовать для инструмента?

Способ, конечно, есть. Он достаточно прост, но его результат может быть только приблизительным. Тестируют искры, которые дает материал на шлифовальном круге. Анализ проводится в затемненном помещении. Углеродистая сталь отбрасывает белый пучок искр со звездочками (чем их больше, тем выше содержание углерода в стали); хром – чуть заметные желтые; вольфрам – очень заметные красные; сталь Р18 – короткий пучок темно-красных искр без звездочек.

Прорезная домовая резьба относится к середине XIX в. Ею украшали фронтоны, обрамления окон и дверей, балконы и перила лестниц.

Пример объемной домовой резьбы – охлупень, представляющий собой изображение головы и верхней части туловища крупного животного, например оленя, или птицы. Их вырезали из корневища и устанавливали на гребень крыши или на нос корабля.

Орнамент в домовой резьбе можно отнести к основным способам украшения дома и предметов домашнего обихода. Он представляет собой узор, в котором в соответствии с заданным ритмом чередуются изобразительные элементы. Орнаменты могут быть растительными, геометрическими, сюда же можно отнести разнообразные плетенки.

При этом элементы, положенные в основу орнамента, стилизуются в декоративные формы, которые легки для восприятия и достаточно просты в исполнении.

Орнамент решает сразу несколько задач:

1) украшает предмет;

2) ориентирует предмет в пространстве (обозначает его левую и правую стороны, верх, низ);

3) представляет поверхность в виде незамкнутого фрагмента (например, сетчатый орнамент) или ограничивает ее по краю путем выполнения бордюра или каймы.

Секреты между строк

Как самому сделать нож-косяк?

Для этого подойдет кусок ножовочного полотна из быстрорежущей стали. Сначала на шлифовальном круге стачивают зубья, потом затачивают лезвие под углом 40–45°. Заточка возможна как правая, так и левая, оптимальной считается двустороння. Такой нож-косяк не требует термообработки. Поскольку в этой стали отверстия проделываются с трудом, делают примитивную ручку: соответствующее место смазывают клеем БФ-2, оборачивают резиной и плотно обматывают шпагатом.

Ажурный орнамент обычно состоит из прорезных розеток, которые в домовой резьбе играют роль накладных элементов, например в подзорах.

Арабеска – сложный орнамент, состоящий из затейливо переплетающихся геометрических и флористических мотивов.

Бусы – незатейливый орнамент из шаров и всевозможных продолговатых элементов.

Букля – орнамент, состоящий из колец, в которые заключены розетки.

Венок – орнамент, который выглядит как флористический мотив, перевязанный лентами.

Волюта – своеобразное украшение, состоящее из спиралевидных завитков. В домовой резьбе часто украшает кронштейны.

Геометрический орнамент представляет собой полосу, которая состоит из ритмически организованных элементов (кругов, уголков, зигзагов и пр.). Сюда относятся розетки, звезды, каймы. Геометрический орнамент, в котором линии переплетаются под прямым углом, называется меандром, а орнамент, заполняющий все пространство мелким узором, – сетчатым. Чаще всего геометрический орнамент реализуется в контурной, геометрической и прорезной резьбе.

Геральдическим называется орнамент, в котором представлены оружие, символы, знаки, эмблемы и пр.

Гирлянда – декор, по форме похожий на волну, которую образуют листья, цветы, ленты и др.

Годрон – особая разновидность орнамента, построенного из ритмически повторяющихся полуовалов и продолговатых выпуклых элементов, которые называются выкружками и каннелюрами.

Городковый орнамент – это зубчатые полосы, наложенные друг на друга, как ступени.

Секреты между строк

Возможно ли самому изготовить ложечный резец?

Часто мастера именно так и поступают. Подбирают инструментальную сталь, изготавливают из нее прямое лезвие, которое обрабатывают слесарными инструментами, как и обыкновенный нож. Длина лезвия определяется радиусом и углом дуги изгиба. Лезвие нагревают и придают ему необходимую форму. Дальнейшие операции типичны: нож нагревают, медленно остужают, закаляют.

Жгут по своему строению напоминает витой пояс.

Животный орнамент – стилизованное изображение животных, птиц и фантастических существ, которое вырезают, сочетая разные техники, чем добиваются его большей выразительности.

Картуш – виньетка, представляющая собой плоскость, по форме напоминает свиток с заворачивающими краями, в центре которого имеются надпись, цифра, вензель и т. п.

Ленточный орнамент – это всевозможные прямо– и криволинейные орнаменты, которые декорируют поверхность предмета, окаймляя его. Кайма представляет собой узкую полосу ажурного орнамента.

Люнет – полукруглая плоскость, выполненная в любой технике резьбы.

Плетенка – это орнамент из переплетающихся полос, лент, стеблей и прочего, является одним из древнейших способов декорирования предметов и жилища.

Пальметта – разновидность растительного орнамента, имеющего веерообразную форму. Ею завершают резной декор, используют в виде полосы на фризе.

Растительный орнамент состоит из стилизованных флористических форм (цветов, плодов, листьев и пр.), которые, переплетаясь, складываются в полосу. Этот орнамент встречается во всех видах домовой резьбы.

Секреты между строк

Существует ли разница между заточкой и переточкой инструмента?

Заточка представляет собой снятие тонкого слоя металла по всей фаске. К ней прибегают при монотонном (равномерном) затуплении инструмента. При переточке снимают более толстый слой металла. Этот способ используют при аварийном износе и подготовке нового инструмента.

Солярные знаки – стилизованные символические изображения (восходят к эпохе язычества) божеств, например солнца. Подобные изображения нередко встречаются на фронтонах, крыльце.

Некоторые из представленных орнаментов показаны на рис. 95.

Рис. 95. Орнаменты, использующиеся в домовой резьбе: а – геометрический; б – растительный; в – зооморфный; г – ленточный; д – ажурный; е – городковый; ж – плетенка; з – пальметта; и – венок; к – бусы; л – букля; м – годрон; н – жгут; о – арабеска

Домовая резьба предназначена для акцентуализации таких конструктивных элементов здания (рис. 96), как фронтон, ставни, балкон, конек, крыльцо и др.

Рис. 96. Основные конструктивные элементы строения, украшаемые домовой резьбой: 1 – крыльцо; 2 – пилястра; 3 – ставни; 4 – обшивка; 5 – наличник; 6 – кронштейн (консоль); 7 – кисть причелины; 8 – балкон; 9 – причелина (левая); 10 – фриз; 11 – кисть полотенца; 12 – слуховое окно; 13 – карниз; 14 – скат (вальма) 15 – конек

К внешнему декорированию дома приступают после того, как закончены все строительные и отделочные работы, а деревянный дом миновал стадию осадки, которая длится около 2 лет.

Наиболее интересно и затейливо стараются украсить фасад дома. На его фронтоне может размещаться мансарда с балконом, оформленным резным ограждением, или окнами, рамы которых украшают вставками, наличниками, накладными розетками.

Причелины, карнизы, подзоры и фризы обычно выполняют в технике прорезной резьбы, благодаря приемам которой все ажурные конструкции выглядят очень легкими. Особое внимание уделяют украшению окон. При этом наличники не только создают декор, но и выполняют чисто утилитарную функцию, маскируя щели между стеной и оконной коробкой. В украшении наличников используются все виды резьбы.

Крыльцу также придается особое значение, поэтому у хорошего хозяина это не просто навес над ступеньками, а навес с кронштейном, декорированным изящной резьбой. Крыльцо оформляется резными столбиками или ажурным ограждением.

Дом, украшенный резьбой, выгодно отличается от обычных строений. При этом мастер должен выдержать общий стиль оформления и сохранить при этом собственный. Помимо разнообразной техники резьбы, можно использовать и другие способы отделки, например тонирование, окраску, которые позволяют увидеть текстуру и оценить красоту дерева.

Домовая резьба предполагает украшение и внутреннего убранства жилища, в которое входят мебель, посуда. Все они должны быть выполнены в одном стиле. Мастер может применять здесь всевозможные техники, которыми владеет: контурную, геометрическую, прорезную, ажурную, рельефную, скульптурную резьбу.

Секреты между строк

Что надо учитывать при заточке инструмента?

Требования к заточке: необходимо выдерживать угол заострения и форму лезвия; фаска должна быть ровной, без заоваливания, острота – без заусенцев; засинение инструмента недопустимо. Обучаться затачиванию инструмента нужно на кусках металла.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Стильная бижутерия своими руками. Бусы, браслеты, серьги, пояса, ободки и заколки автора Хворостухина Светлана Александровна

Резьба Резьба является одним из самых сложных видов декорирования, потому что требует определенного опыта и четких движений руки. Для этой работы понадобятся очень острые ножи с тонкими лезвиями. Резьбу лучше всего делать на толстой коже, тогда вырезанные узоры могут

Из книги Секреты резьбы по дереву автора Серикова Галина Алексеевна

Плосковыемчатая резьба Как следует из названия резьбы, ее фоном является плоская поверхность (как заготовки, так и декорируемого предмета), а рисунок складывается из углублений (выемок), разнообразных по своей форме. Плосковыемчатая резьба подразделяется на контурную и

Из книги Выжигание по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Плоскорельефная резьба При выполнении плоскорельефной резьбы изображение располагается в одной плоскости, при этом рельеф, разнообразный по рисунку и композиции, выявляется своеобразно. Для этого фон, окружающий элемент или орнамент, выбирается или углубляется. В

Из книги Резьба по дереву [Техники, приемы, изделия] автора Подольский Юрий Федорович

Рельефная резьба Из представленных разновидностей рельефная резьба является наиболее выразительной, поэтому в прежние времена ею покрывали стеновые панели, мебель, двери и потолки. Она и сейчас актуальна при декорировании интерьера. Различают 2 вида рельефной резьбы –

Из книги автора

Прорезная резьба Название этой разновидности резьбы означает, что при таком способе обработки древесины удаляют фон. Поэтому такая резьба по-другому называется пропильной или сквозной.Приемы прорезной резьбы являются достаточно простыми, поэтому она еще издревле

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная резьба является наиболее древней и берет свое начало еще с тех времен, когда человек вырезал из дерева фигурки языческих богов, которым поклонялся и у которых искал помощи и защиты.В период после Крещения Руси из древесины стали вырезать

Из книги автора

Домовая резьба Название этого вида резьбы говорит само за себя: домовая резьба предназначена для наружного украшения жилища и выполнения внутреннего его убранства.По характеру и технике исполнения домовая резьба неоднородна и может быть рельефной, прорезной и

Из книги автора

Из книги автора

Плосковыемчатая резьба Плосковыемчатая резьба характеризуется тем, что ее фоном является плоская поверхность украшаемого изделия или заготовки, а рисунок образуют различной формы углубления – выемки. Низшие точки рельефа расположены ниже уровня украшаемой

Из книги автора

Плоскорельефная резьба Суть рельефной резьбы заключается в том, что узор (рисунок) формируется путем выборки фона вокруг него. Такая выборка может быть равномерной по глубине. В этом случае формируемый узор (рисунок) будет иметь одну и ту же высоту (обычно 5–7 мм) по всей

Из книги автора

Рельефная резьба Рельефную резьбу выполняют путем подрезки плоского орнамента, оставленного на углубленном фоне, и проработки форм на поверхности этого орнамента. Рельефная резьба почти не имеет плоских поверхностей. Формы рисунка выявляются рельефом разной высоты.

Из книги автора

Прорезная резьба Прорезная резьба может быть выполнена как в технике плоскорельефной (с плоским орнаментом), так и рельефной резьбы. Фон в прорезной резьбе удаляют долотом или пилой. В последнем случае резьбу называют пропильной.Прорезная резьба получила широкое

Из книги автора

Скульптурная резьба Скульптурная, или объемная, резьба характеризуется тем, что в ней рельефное изображение частично или полностью отделяется от фона, превращаясь в скульптуру. В отличие от одностороннего изображения объекта в прочих видах резьбы, объемную резьбу можно

Из книги автора

Контурная резьба По технике выполнения контурная резьба как разновидность геометрической является самой простой. Изображения, выполненные таким способом, напоминают четкий графический рисунок. Применяя различные виды прорезов и сочетания прямых, кривых,

Из книги автора

Геометрическая резьба Все элементы геометрической резьбы представляют собой простейшие геометрические фигуры, образованные прямыми и кривыми линиями либо сочетанием четырехгранных или полукруглых выемок. Основные элементы геометрической резьбы – это двугранные,

Из книги автора

Скобчатая, или ногтевидная, резьба Скобчатую резьбу выполняют полукруглыми стамесками, применяя нож-косяк как вспомогательный инструмент. В результате применения полукруглой стамески на поверхности древесины остается след, похожий на скобку или след от ногтя, отсюда и

Домовая резьба по дереву своими руками занимала почетное место в русском народном творчестве. В русских глубинках можно увидеть большое количество домов, фасады, окна и стены которых украшены красивыми узорами и орнаментами. Сейчас этот вид ремесла становится популярным. Как научиться искусству резьба по дереву своими руками?

Резные элементы декора сделанные своими руками

Домовая резьба — это один из самых древних видов резьбы по дереву. Ремесло возникло на берегах Волги, когда зодчие стали украшать носовую часть корабля. Они изображали животный и растительный мир, а также символику, связанную с водной стихией. Поэтому домовую резьбу часто называют корабельной. Россия всегда была богата лесами и большими запасами древесины. Поэтому хижины и жилые постройки чаще всего строились из дерева. Некоторые из таких домов сохранились по сей день.

Поскольку фактура древесины позволяет с легкостью ее обработать, то свои дома украшали даже самые простые крестьяне.

По сложности и размерам деревянных кружев и орнаменту можно было судить о статусе и материальном положении семьи.


Изготовление резной ручки для ножа

В начале XIX века, русские мужчины Среднего Поволжья, переняв опыт у корабельщиков, узорами начали украшать крыши домов, а именно коньки. Затем этот вид творчества стал более популярным, и мастера направили свою работу на украшение наличников вокруг окон.

Домовая резьба по дереву в то время была очень трудоемкой и сложной работой, поскольку мужчины выполняли работу руками с помощью топоров и долота. А результаты творчества были крупномасштабными, что еще больше усложняло процесс создания неповторимых шедевров. В качестве материала они использовали только долговечные и твердые породы деревьев, такие как сосна и ель, которые на протяжении многих лет могли выстоять при суровой зиме и знойной жаре.


Изготовления резной чашки из дерева

Поскольку зодчими были сильные деревенские мужчины, о них ходили настоящие легенды. Во время работы они веселились: пели и шутили, отгоняя тоску. Ремесло стремительно развивалось.

Мастера стали украшать резьбой не только ставни, и двери домов, но и перила, ворота и калитки. Помимо и узоров, они создавали своего рода обереги для семьи, проживающей в доме. Чаще всего это были изображения улыбающихся русалок. Такие обереги украшали окна и двери и должны были охранять семью от злых духов.


В середине XIX века корабельная резьба стала настолько популярной, что зодчие начали украшать рисунками мебель, корпуса часов, зеркальные рамки. Мастера могли изображать различные растения с причудливыми листьями и цветами, которые переплетались между собой, фантастических животных и других мифических персонажей на глухом фоне.

Также это могли быть ажурные абстракции без конкретных рисунков. Техника и схемы кружев, обогащенные традицией, передавались из поколения в поколение.


Пример узора резных наличников для дома

Домовая резьба стала неотъемлемой частью архитектуры жилища на Руси. Современное творчество утратило магический смысл, но орнамент практически не изменился за столько веков.

Виды резьбы

Ремесло стало сочетать в себе различные направления творчества и способы нанесения деревянных кружев. Постепенно усложнялись орнаменты и техника нанесения изображений. Основные виды домовой резьбы:

  • глухая или рельефная;
  • объемная или скульптурная;
  • прорезная или ажурная.

Представляет собой технику, при которой рисунки и узоры наносятся на сплошной фон. Мотивами служили растительные, зооморфные и антропоморфные орнаменты. Чаще всего это были изображения виноградной лозы с большим количеством сплетений, русалки, красивые листья, птицы и животные.


Этими объектами украшали фронтоны домов, наличники вокруг окон и торцевые доски. В более ранние времена глухая корабельная резьба представляла собой геометрическую резьбу, которая несла в себе рисунки геометрических фигур. Например, это были круги с восходящими от него лучами, напоминающие солнце. Или ромбы, треугольники и пирамидки, которые много раз повторялись на всей поверхности изображения. Корни узоров уходят в язычество, когда различные фигуры применялись в качестве сильнейших оберегов, неся магическую силу.

Читайте также

Способы художественной резьбы по дереву

Сейчас рельефная резьба делится на два подвида:


В настоящее время глухая рельефная резьба по дереву широко применяется для украшения мебели: дверей, спинок стульев. Такой вид творчества используется для создания настенных панно для отделки интерьера.

Скульптурная и прорезная резьба

Объемная или до того, как перешла в домовую резьбу, использовалась для украшения носовой части кораблей. Затем объемные объекты перешли на крыши домов, когда мастера стали декорировать коньки крыш.

Результатом скульптурной резьбы является объемное изображение, которое полностью или частично отделено от фона. Рисунками, которые применялись при скульптурной резьбе, поначалу были птицы или животные, мифологические персонажи.

Статуэтка выполненная скульптурной резьбой

Затем, когда на Русь пришло христианство, из дерева изображали святых, которых ярко раскрашивали и украшали ими храмы. В то время большой популярностью по всей Руси пользовались деревянные игрушки. Мастера из Загорска и села Богородское получили широкую известность благодаря своим шедеврам из дерева.

В своих поделках они воплощали юмор, шутку и сатиру. А зодчие Костромской, Нижегородской и Ярославской губерний на дереве изображали птиц, которые были символами доброго начала. Скульптурная резьба представляет собой выточенный объект, здесь присутствует и узорная обработка поверхности изделия, которая имитирует оперение птиц или шерсть животных. Данный вид резьбы применялся и применяется для украшения мебели и предметов интерьера.

Объемные скульптуры, такие как лапы животных или мифологические птицы, украшают подлокотники кресел, элементы перил и и балконах.
Прорезная резьба выглядит как орнамент или узоры, которые не имеют фон. Ее еще называют ажурной, поскольку она похожа на кружева. Ажурная домовая резьба может быть выполнена в двух стилях:

  • плоскорельефная — рисунки имеют плоскую поверхность;
  • рельефная — выпуклые узоры.

Прорезная резьба широко применялась как в украшении жилищ с внешней стороны, так и для декорирования различной мебели. Так, ажурные узоры были своего рода оберегом на наличниках окон и над дверями, они украшали карнизы на крылечках и перила на лестницах, декорировали фронтоны домов, поражая своей красотой.


Узор выполненный плоскорельефной резьбой

Особенным мастерством в изготовлении деревянных кружев отличались зодчие с русского севера, которые научились высшей степени ремесла.

Чтобы сделать ажурные узоры, мастерам приходилось убирать фон с помощью долота или пилы. Сейчас этот процесс стал намного проще, поскольку специалисты по дереву используют электрический лобзик. При серийном производстве мебели удаление ненужного фона происходит механическим способом при помощи специального оборудования.

Считается, что такая резьба взяла начало от украшательства судов, ходивших по Волге еще в середине XVIII-начале XIX веков. В те времена суда - бáрки было принято украшать резными досками с узорами в виде орнаментов и диковинных существ.

LICA_ALICA , CC BY-SA 3.0

Судостроители воздвигали суда как правило в холодное время года, а весной им приходилось искать подработку. Так видимо и повелось, что своё искусство они применяли не только на кораблях, но и для украшения жилищ.


LICA_ALICA , CC BY-SA 3.0

Но сама традиция вырезать травяной орнамент и «чудо-существ» сохранилась ещё с языческих времён, когда люди придавали каждому изображению смысл и вкладывая в них значение оберегов.


LICA_ALICA , CC BY-SA 3.0

Известны археологические находки деревянных коней-охлупеней, украшавших жилища древних славян.

Значения и символика орнаментов хранятся в легендах, преданиях и сказках, но они явно взяты за основу при создании нижегородской корабельной резьбы.

Особенности и технология

Нижегородская глухая резьба выполнялась обычно целой артелью. Обязанности в ней были чётко распределены. У артели был бригадир, у которого хранились рисунки с образцами.


LICA_ALICA , CC BY-SA 3.0

Для резьбы чаще всего брали сосновую доску. На неё наносили рисунок — припорку. Доску гладко обстругивали, затем наносили рисунок, протыкая образец иглой по всему контуру. Затем мастер припорашивал рисунок холщовым мешочком с истолченным углем – паузой.

На доске чётко проступал нужный рисунок. Глубину резьбы намечали с торца доски. После этого мастер обводил контур плотницким карандашом и пиступал к резьбе.


Сергей Соколов , CC BY-SA 3.0

В работе мастер использовал набор различных долот. В начале это закруглённые долота, для вырезания основного рельефа. Затем велась работа по выглаживанию, приданию большей выразительности. Резчик стремился скруглить завитки, не оставляя острых углов. Вырезались даже прожилки листьев, лепестки цветов отличались тонкой рельефностью.


Путеводитель по русским ремёслам , CC BY-SA 3.0

После окончания резной работы доска 2–3 раза покрывалась олифой в целях консервации и иногда раскрашивалась.

Образы и символика

Резьбой украшали наличники, ставни, подзоры, ворота. При этом народные умельцы использовали различные мотивы родной природы и образы мифических, сказочных существ: русалок, с женским лицом и роскошным хвостом павлина, львов с ветвью в лапах, чудесных птиц.


LICA_ALICA , CC BY-SA 3.0

Эти символы, в древности, как бы оберегали вход на двор, в дом, окна от «нежелательных гостей» — злых существ.

Скорее всего, при украшении кораблей, да и в домовой резьбе в XIII — XIX вв русалок и львов изображали уже с некоторым юмором в стиле « ».


LICA_ALICA , CC BY-SA 3.0

Среди излюбленных мотивов сразу запоминается улыбающийся лев с хвостом, прорастающим цветочным побегом. Он принимает самые разные позы - то вытягивается вдоль узкой горизонтальной доски,то сжимается, вписываясь в орнаментальный круг. Встречаются даже изображения коней, телом, лапами и позой напоминающие льва.

Другой распространенный образ - русалка-«фараонка». Среди других фигур, встречающихся на резных досках - цапли, лисы, собаки, осетры.

Домовая резьба в наше время

Несмотря на ярко выраженную индивидуальность тех, или иных образцов резьбы, имен мастеров сохранилось очень немного. Михайла Малышев, С.Удалов, А.С. Нестеров известны лишь благодаря тому, что среди завитков орнамента остались их подписи и даты выполнения работы.


Алексей Нефёдов , CC BY-SA 3.0

В настоящее время резчиков-специалистов нижегородской резьбы не так много. Увлечённые люди, овладевшие старинным ремеслом, внимательно изучают сохранившиеся образцы наличников и декоров ворот и помогают в их восстановлении. Много образцов сохранилось в , городке в Нижегородской области.


Алексей Нефёдов , CC BY-SA 3.0

Ценные экземпляры есть в хранилищах музеев. Там резные доски хранят с соблюдением температурного и светового режима.

Фотогалерея
















Полезная информация

Нижегородская глухая
Домовая
Корабельная
Бáрочная

Памятники

Такая резьба теперь считается памятником культуры. В 1920-е -30-е годы в Приволжских землях велось переустройство и при этом безжалостно уничтожались целые поселения, а вместе с ними и образцы народного искусства.

Но благодаря научным работникам ряда музеев, образцы резьбы удалось сохранить. Например, Государственный исторический музей хранит в своих фондах экспонаты, привезённые из экспедиций в Нижегородскую область.

«Такие экспедиции, отправлявшиеся на Волгу, буквально спасали народную память и народное искусство от того, чтобы было оно сожжено или сгинуло на дне строившихся водохранилищ».

Кроме Нижегородской области глухая резьба встречается в селах соседних областей – Костромской и Ивановской.

Термины

У мастеров-резчиков заведены свои, специальные термины:

  • припорка - предварительный рисунок-основа
  • пауза - холщовый мешочек, наполненный порошком древесного угля

Бáрочная

Из-за неправильно поставленного ударения, корабельную резьбу часто объединяют с термином «барокко».

Но тут нет ничего общего. Произносить нужно именно - бáрочная, с ударением на первый слог, поскольку название пошло от обычая украшать волжские суда-бáрки.

Фараонка

По местной легенде, «фараоны» (египтяне), преследовавшие евреев при переходе через Красное море, утонули, но не умерли, а превратились в морских чудовищ. Поэтому «фараонкам» нередко придавали мужские черты лица, хотя и изображают их с женской грудью. Иногда им даже добавляли курительные трубки.

Использованные материалы

В статье использованы материалы из блога ЖЖ lica-alica и из статьи Щёболевой Е. Г. (государственный институт искусствознания).

Один из самых ярких народных промыслов - домовая резьба, характерная черта фасадов в этническом стиле. Фронтальная часть дома украшается сочетаниями растительных и геометрических орнаментов, фигурами животных, замысловатыми сюжетами. Художественная композиция при помощи специального столярного инструмента наносится на деревянную поверхность. Элементы резьбы, как правило, съёмные. После нанесения изображения резные части накладываются на наличники, кровельные лемеха. Исключение составляют колонны, двери дома, когда резьба наносится непосредственно на часть строения.

Выбор подходящих для выполнения своими руками домовой резьбы пород древесины велик. Больше всего среди народных мастеров пользуется древесина. Наиболее популярными породами являются липа, дуб, берёза, орех, груша, ольха. Они обладают такими качествами:

Хвойные породы древесины нелегко использовать для украшения жилища домовой резьбой своими руками. Они волокнисты и склонны к образованию трещин, однако также пользуются популярностью благодаря дешевизне и податливости материала. При грамотном подходе к обработке древесины, домовая резьба из хвойных пород может сохраняться в целости годами.

Основной особенностью резьбы по дереву на наличниках, крышах, фасадах домов можно назвать частое повторение сюжетной линии, орнаментов на разных частях здания. Техник, используемых для украшения домов резьбой, несколько. Наиболее распространёнными являются следующие способы:

Азы домовой резьбы лучше осваивать с последнего вида работ по дереву, постепенно нарабатывая навыки, осваивая более сложные приёмы. Дерево стоит выбирать в пределах средней ценовой категории. Первые попытки вряд ли будут настолько успешными, чтобы тратить ценные породы древесины на резные украшения деревянного дома, а некачественное дешёвое сырье может отбить желание развивать умения.

Перед началом любых работ по дереву необходимо изучить правила техники безопасности. Именно на них основывается охрана жизни и здоровья. Для столярного дела они таковы:

  • Работы производятся либо на свежем воздухе, либо в помещении с хорошей вентиляцией.
  • Обязательное условие - наличие защитных перчаток. Органы дыхания защищаются от пыли респиратором, при работе с инструментом надеваются очки для защиты органов зрения от попадания инородных тел.
  • Помещение должно быть хорошо освещено, лучше работать в светлое время суток.

Для работы необходимо подготовить инвентарь - лобзик с набором пилок или фрезер. Дополнительно может понадобиться набор наждачной бумаги разной фракции для полировки, электрическая или ручная дрель. На этапе декорирования пригодятся кисти разной формы, толщины, лак, набор красок по дереву.

Все части дома, на которых будут располагаться декоративные элементы, нужно тщательно замерить. Если позволяют художественные навыки, можно нарисовать предварительный проект украшенного дома, соблюдая пропорции . После этого можно приступать к закупке дерева для работы: лучше, если оно приобретается со склада, сухое - тогда ему не нужно будет предварительно «вылёживаться». Древесина подбирается без видимых дефектов. Для накладных элементов толщина доски должна составлять порядка 2,5 см. Далее можно приступать к разработке детальных эскизов декоративных элементов.\

Не обладающим талантом художника мастерам рекомендуется найти готовые шаблоны в специализированной литературе - их с лёгкостью можно скопировать на бумагу в нужном масштабе. Эскизы резьбы по дереву с домовым узором без труда можно разработать в любой из утилит по графике. Вручную эскиз рисуется в полном масштабе на специально разлинованной бумаге карандашом или ручкой со специальным пером - её можно приобрести в магазинах для творчества.

Когда эскиз готов, его контуры переносят на плотный картон, вырезают трафарет. Далее по вырезанному контуру рисунок переносят на деревянную заготовку с помощью простого карандаша. Если узор представляет собой орнамент, операцию повторяют несколько раз, сдвигая лист картона. После нанесения рисунка можно выполнять непосредственно работы. Вне зависимости от избранной техники, сначала очерчиваются контуры рисунка, а затем наносится рельеф.

Резные элементы перед монтажом окрашиваются, покрываются слоем лака, предотвращающего преждевременное разрушение композиции. Самый простой способ прикрепить деталь - прибить обыкновенным гвоздём . Шляпки необходимо замаскировать, закрасив тон в тон с деревом. Более эстетично выглядят резные элементы, прикреплённые шкантами. Со стороны их не видно, а прочность такого крепления высока.

Несмотря на то что строительный рынок завален разнообразными клеями по дереву для внешних работ, использовать их не рекомендуется. Никаких гарантий, что клеевая смесь обеспечит достаточную прочность, нет. Не стоит забывать о двух золотых правилах удачного декора резьбой: в орнаментах нужно соблюдать принцип зеркальности, перед окончательным монтажом крайне важно проверить симметричность прикрепляемых деталей.

Осваивание промысла требует скрупулёзности, взвешенности, тщательности, неспешности в выполнении работ. Результат стараний мастера домовой резьбы по дереву своими руками не только прекрасен, с художественной точки зрения, но и масштабен. Любой промах в работе может стоить многих недель труда, иногда ошибки не поддаются исправлению.

Внимание, только СЕГОДНЯ!