Капустные посиделки в доу материал на тему. Сценарий праздника Весны «Веселые посиделки» в детском саду Русские посиделки в детском саду

«Капустные посиделки».

Цель : Приобщение детей к истокам русской народной культуры.

Задачи. 1. Развивать интерес к русскому народному творчеству, фольклору.

2. Развивать у детей любовь к русским традициям;

3. Воспитывать чувство патриотизма.

Зал декорирован под русскую избу: печка, лавки, расставлены столы с поделками из капусты, небольшие столики, на которых лежат доски с кусочками капусты, другие овощи.

ВЕДУЩИЙ. Здравствуйте, гости дорогие! Милости просим к нам на праздник. Без гостей праздник – не праздник. Ох, и много праздников раньше было на Руси. Самые веселые и щедрые были осенью, когда люди, убрав урожай, делали заготовки на зиму. Один из осенних праздников Воздвиженье – 27 сентября. С Воздвиженья начало капустникам, вечерам, которые длились две недели. Хозяйки приглашали подруг на вечерки – помочь нарубить на зиму капусты.

(Входят две хозяйки)

ХОЗЯЙКА 1:(обращаясь к зрителям). - Здравствуй, народ честной!

Айда к нам домой

Будем петь и шутить

Да капустку рубить.

ХОЗЯЙКА 2: -Ото всех дверей, ото всех ворот

Приходи скорей, торопись, народ.

За дверью раздается пение. Дети в рус. нар. костюмах с песней_"Чей то двор" входят в зал.

ХОЗЯЙКА 1: (приглашает всех) Здравствуйте, гости дорогие! Просим в избу! Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке.

ХОЗЯЙКА 2: Красному гостю – красное место (предлагает сесть на лавки) . Рассаживайтесь. Где потеснее, там веселее.

ХОЗЯЙКА1: В старые времена на Руси был обычай заготавливать по осени капусту. В эти дни дворы были завалены грудами кочанов. Молодежь собиралась вместе, ходили из дома в дом и рубили капусту в корытах и квасили ее в бочках. Так они помогали друг-другу. Помощь такая была очень нужна, капусты-то заготавливали много-много, на всю зиму.

ХОЗЯЙКА 2: Капуста - богатый витаминами овощ. Её надо есть и старым, и малым, а также тем, у кого слабое здоровье.

Хозяйка 1: Видов капусты очень много, и все они объединяются под одним видом - «капуста огородная». Как вы думаете почему? (Потому что она растёт на огороде.)

ХОЗЯЙКА2: Ой, какие молодцы! А какие сорта капусты вы знаете? (Кочанная (белокочанная и краснокочанная, цветная, брокколи, пекинская капуста, китайская капуста, брюссельская капуста, савойская капуста, кольраби).

ХОЗЯЙКА1: Молодцы, красны девицы и добры молодцы. Но ведь чтобы что-то при готовить из капусты, её надо было порубить.

ХОЗЯЙКА 2: Эй, подружки, выходите да капусту порубите.

Пособите мне капусту порубить,

Пособите-ка её мне усолить!

Выходят красные девицы к столу, имитируют рубку капусты.

Мы капусту рубим, рубим,

Мы морковку трём, трём.

Мы капусту солим, солим.

Мы капусту мнём, мнём

Да в кадушечку кладём.

ХОЗЯЙКА 2: Кончил дело - гуляй смело. А кто знает пословицы про капусту?

ДЕТИ: «Для чего огород городить, коли капусту не садить?»

«Ни один рот без капусты не живёт»

«Сентябрь пахнет яблоками, октябрь-капустой»

«Без капусты щи не густы!»

«Капуста не пуста, сама лезет в уста»

ХОЗЯЙКА 1: Хлеб да капуста лихого не допустят.

ХОЗЯЙКА2: Ай да молодцы! Как солёны огурцы!

ХОЗЯЙКА 1: Вот и кончилась работа.

Веселиться вам охота?

Тогда быстренько вставайте,

Песню громко запевайте.

Песня р. н. п. «Я капустицу полола»

Что за славный денёк! Собирайся, народ, в хоровод!

Хоровод заведём,

дружно все запоём.

Хоровод р. н. п. "На горе то калина"

ХОЗЯЙКА: Вижу я, что вы мастера петь да хороводы водить. А загадки отгадывать умеете? Вот послушайте:

Загадывает загадки, за правильную отгадку вручается приз – соответствующий овощ.

1. Растет она на грядке,

Одета в шумные шелка.

Мы для нее готовим кадки

и крупной соли пол мешка.

(капуста)

2. Не шит, не кроен,

а весь в рубцах.

Без счету одежек –

И все без застежек.

(кочан капусты)

3. Лоскуток на лоскуток –

Зеленые заплатки,

Целый день–деньской она

Нежится на грядке.

(капуста)

РОДИТЕЛИ: Да, хорошо вы отгадываете загадки. А ну-ка попробуйте отгадать другие загадки – не про капусту, а про те продукты, которые в нее добавляли, когда квасили, чтобы капуста получилась вкусной.

4. За кудрявый хохолок

лису из норки поволок.

На ощупь очень гладкая,

На вкус – как сахар сладкая.

(Морковь)

5. Я красна, я кисла.

На болоте я росла,

Созревала под снежком.

Ну-ка, кто со мной знаком?

(Клюква)

6. Я румяную матрешку

От подруг не оторву.

Подожду пока матрешка

Упадет сама в траву.

(Яблоко)

Правильно, это морковь, клюква и яблоки. Именно их добавляли в капусту, чтобы она стала не только вкусной, но и красивой.

ХОЗЯЙКА: А какой же капустник без шуток и прибауток! Молодцы хотят повеселить вас, да позабавить.

Мальчики инсценируют русскую народную песню «Где был Иванушка?"

ХОЗЯЙКА: Вот так весельчаки-балагуры, всех насмешили, позабавили.

ДЕВОЧКА: Эй девчонки – хохотушки,

Не пора-ли спеть частушки

МАЛЬЧИК: А мальчишки тоже встанут

от девчонок не отстанут!

Дети поют ЧАСТУШКИ

1. Выходи скорей, подружка

Мы на публике блеснем,

И задорные частушки

Про капусту пропоем.

2. Хороша моя капуста,

Ну, а я-то чем плоха?

Вот сижу теперь на грядке,

Поджидаю жениха

3. В огород козла пустил,

Чтоб капусту сторожил.

Несознательный козел

Съел капусту

И ушел.

4. За капусту мы боролись

Каждый день и каждый час.

Только гусеницы все же

Победить сумели нас.

5. Я капустицу полола,

Все боялась не успеть.

Ни травы и ни капусты –

Любо-дорого смотреть!

6. Я соседского мальчишку

К себе быстро присушу.

Каждый день по кочерыжке

На свидание ношу.

7. Положу-ка я в кадушку

Всю капусту поскорей.

Буду петь я ей частушки,

Чтоб хрустела веселей.

8. Я мальчишка складненький

Тонкая фигурочка,

Неужели не полюбит

никакая Шурочка?

9. Всю неделю не пилось,

Не пилось не елось,

В этом зале спеть частушку,

Очень уж хотелось. (родитель)

10. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялась

Как гармошка заиграла,

Я не удержалась. (родитель)

11. Капуста моя,

все четыре кочана.

Никогда я не плясала,

Только нынче начала! (родитель)

ХОЗЯЙКА: Эй, веселый народ,

Не стой у ворот!

Выходи веселей,

Попляши для гостей!

Исполняется ТАНЕЦ

ХОЗЯЙКА: а теперь пора и в игры поиграть, свою ловкость показать, ведь игра - дело серьёзное! А что, ребята, много игр знаете? А какую нам покажете?

РЕБЕНОК: а давайте в «Капусту» поиграем!

ИГРА «КАПУСТА"

Дети водят хоровод и поют; в центре круга – хозяин, он охраняет капусту (мячи). За кругом зайцы. По окончании песни дети опускают руки, а зайцы пытаются забрать капусту. Хозяин может их ловить только на территории круга.

Я на камушке сижу, мелки колышки тешу

Мелки колышки тешу, огород свой горожу

Чтоб капусту не украли, в огород не прибегали

заинька усатый, медведь толстопятый!

Неожиданно из-за печки раздаётся грохот - это дед свалился с печи. Он встаёт, берёт прут и замахивается на детей.

ДЕД: Вы чего тут расшумелись? Только я пригрелся, уснул, а вы тут со своими песнями, плясками да играми меня разбудили, мешаете мне отдыхать, Вот я вас, озорников! Ну-ка сейчас же прекратите шум и гам, разбегайтесь по углам!

Дети начинают дразнить деда, прыгая вокруг него и приговаривая:

Дед хотел уху сварить

И пошёл ершей кормить,

А за дедом - кот Лаврентий,

За котом - петух Терентий.

Тащат удочки вдоль улочки,

Деду бедному невмочь,

Надо старому помочь.

Проводится игра «Догонялки"

ДЕД: Что-то я с вами разыгрался. Пойду-ка в огород на свою капустку посмотреть.

ХОЗЯЙКА сейчас посоревнуемся.

Проводятся игры-соревнования.

1. Кто точнее определит вес кочана. Тому, кто угадает, в качестве приза дарят этот кочан капусты.

2. Кто скорее нашинкует капусту. (Две мамы или бабушки)

3. Кто быстрее продаст капусту .(двое детей расхваливают только-что нашинкованную капусту, предлагают ее купить детям и гостям)

4. ХОЗЯЮШКА: Урожай у нас хороший,

Будет сыта вся семья!

Отгадать сумей на ощупь

Что в корзинке у меня?

Игра для родителей «Угадай, что в корзинке?"

ХОЗЯЙКА: Спасибо вам, красавицы и добры молодцы! Расскажу вам ещё об одной потехе. На Руси добры молодцы очень любили силой меряться. Садились парни друг против друга, ногами упирались друг в друга, руками палку держали, и каждый ее на себя тянул. Кто перетянет палку на свою сторону - тот и сильнее. Давайте же и мы померяемся силой.

Проводится игра с мальчиками «Перетягивание палки»

Входит дед: Эй, хозяйка, не зевай, Принимай-ка урожай!

А что это вы тут силу понапрасну тратите? Палку перетягиваете? Вот сейчас посмотрим, кто из вас сильней, кто быстрее перенесёт капусту с огорода в дом.

Проводится игра «Перенеси капусту»

ХОЗЯЙКА 1: Ну спасибо тебе, дед, за капусту. Будут у нас и щи густы, будет что и на зиму засолить, будет чем детишек накормить. Садись, дед, отдохни.

ХОЗЯЙКА 2: А сейчас, давайте нашим хороводом большой кочан капусты закрутим!

Мы по кругу пойдем, да капусту завьем!

Такую, чтобы на весь детский сад хватило! Держитесь крепче за руки!

Под р. н. п. «ВЕЙСЯ КАПУСТКА" дети идут по кругу завивая «капусту»

Появляется Козел (взрослый)

КОЗЕЛ: Вот так капуста!

Вот так кочан!

Стоит наливается, меня дожидается.

Сейчас я тебя съем!

Дети разбегаются, козел их догоняет.

ХОЗЯЙКА предлагает построить плетень, чтобы не пустить козла в огород. Для того чтобы плетень был прочнее, зовут на подмогу родителей.

Игра «ПЛЕТЕНЬ"

По окончании все танцуют под Р. Н. Мелодию

КОЗЕЛ: Эх вы, от меня капусту спасаете, а её уже давно едят.

ХОЗЯЙКА: Кто?

КОЗЕЛ: Гусеница!

ХОЗЯЙКА: Ой, и правда, гусеница - первый враг капусты. Сейчас мы её поймаем.

КОЗЕЛ: Да где уж вам без меня! Так и быть, помогу. Дети встают друг за другом «паровозиком» И берут друг друга за пояс, первым встаёт Козёл.

Проводится игра «Гусеница» козёл должен поймать хвост гусеницы, который всё время уворачивается. В конце игры Козёл ловит хвост.

ХОЗЯЙКА: Вот и хорошо, гусеницу мы поймали, теперь она не будет нам вредить. А тебе, Козёл, большое спасибо за помощь и наша песня:

Р. н. п. «КАК У БАБУШКИ КОЗЕЛ»

Хозяюшки и дед выносят на подносе пироги с капустой.

ХОЗЯЙКА1: Пока вы пели да плясали, у меня и пироги капустные поспели. Приглашаю всех на чай с пирогами.

ХОЗЯЙКА2: Как в народе говорится, не красна изба углами, а красна пирогами. А у нас угощение все вкусное, пироги, да салаты капустные.

Все проходят в группу на чаепитие


Цель : Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

· Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

· Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

· Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Фольклорный праздник «Сибирские посиделки»

Цель : Воспитание патриотизма, приобщение детей к истокам народной культуры и духовности на основе сибирского фольклора.

Задачи:

Познание:

  • Воспитание любви к родному краю, знакомство детей с характерными особенностями сибирского фольклора;

Социализация:

  • Воспитание нравственных качеств личности ребенка: доброты, справедливости, правдивости, гордости за свой край;

Музыка:

  • Развитие творческих способностей детей: певческих навыков, актерского мастерства, музыкальности на основе разных жанров сибирского фольклора.

Звучит веселая музыка. Вбегает скоморох.

Скоморох: Здравствуйте гости дорогие, званые! Расскажу вам сказочку простую, незатейливую! А вы слушайте, да запоминайте!

В некотором царстве,

Беловском государстве,

Стоит терем-теремок,

Детский садик «Огонек»!

Все добротно в нем, красиво,

Так уютно и так мило!

Ребятишек целый рой

Не хотят идти домой!

Девицы там службу служат,

Верой, правдой детям служат.

А еще и вяжут, шьют,

Словом – рукодельем занимаются!

Песни звонкие поют

И фольклором увлекаются!

Скоморох убегает. Гаснет свет. Звучит русская народная музыка. Входит хозяйка, зажигает свечу, готовится к встрече гостей (раскладывает рукоделье, поправляет свой костюм). Входит хозяин, садится на скамью и плетет корзину. Зажигается свет.

Хозяйка:

На завалинках, в светелках иль на бревнышках каких

Собирали посиделки пожилых и молодых.

При лучине ли сидели иль под светлый небосвод

Говорили, песни пели и водили хоровод.

А играли, как в Сибири! Ах, как игры хороши!

Словом эти посиделки были праздником души!

Звучит русская народная музыка. Входят 2 девочки

Хозяйка: Здравствуйте гости дорогие! Проходите, будьте как дома!

1девочка: Не беспокойся хозяюшка, мы дома не лежим, а в гостях не стоим!

Хозяйка усаживает девочек на скамью. Девочки берут рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяин: Проходите красавицы! У нас для каждого найдется и местечко, и словечко!

2 девочка : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сядут!

Хозяин провожает девочек на скамью, те достают рукоделие. Входят еще 3 девочки.

Хозяйка: Проходите гости дорогие! Гостю - почет, хозяину – честь.

3 девочка: Туда голуби летают, где их привечают.

Хозяин: Давно мы вас ждем – поджидаем, посиделок без вас не начинаем.

Хозяйка: Припасли мы для вас дел на всякий вкус: кому вязание, кому вышивание, кому сказку, кому правду, кому песни, кому пляски.

Все поют песню «На горе-то калина».

На горе-то калина,
Под горою малина.
Ну что ж, кому дело, калина!
Ну, кому какое дело, малина!

Там девицы гуляли,
Там красные гуляли.
Ну что ж, кому дело, гуляли!
Ну, кому какое дело, гуляли!

Калинушку ломали,
Калинушку ломали,
Ну что ж, кому дело, ломали!
Ну, кому какое дело, ломали!

Во пучочки вязали,
Во пучочки вязали.
Ну что ж, кому дело, вязали!
Ну, кому какое дело, вязали!

На дорожку бросали,
На дорожку бросали,
Ну что ж, кому дело, бросали!
Ну, кому какое дело, бросали!

Хозяйка:

Уж в Сибири так идет, что талантливый народ,

Сам себе и швец, и жнец, и на дудочке игрец.

И блоху он подкует, дом добротный возведет

Утварь всю по дому справит,

Чашей полной дом тот станет!

Хозяин: Сейчас мы убедимся в мастерстве и ловкости наших красавиц. Ведь с детства не научишься, всю жизнь намучишься! Кто хочет показать свое умение?

Игра «Кто быстрее смотает клубок?»

После игры звучит русская народная музыка. Входят 4 мальчика.

1 мальчик:

Эй, девчата выходите, хороводы заводите!

2 . Ведь сибирский наш народ ловко пляшет и поет!

3. Парни здесь мастера, ловко правят все дела!

4 . Да и девушки под стать, им не станут уступать!

Хоровод « А мы просо сеяли»

Хозяйка:

Небылицы в лицах сидят в теремах – светлицах,

Щелкают орешки, да творят посмешки

Ни короткие, ни длинные

А такие, что в самый раз, как от меня до вас!

Гости переговариваются небылицами

1 .Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

2 .На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В одно воскресенье.

3 .Ехала деревня мимо мужика,
А из-под собаки лают ворота:
«Караул, деревня, мужики горят!
Бабы сарафаном заливать хотят».

4. Тимошка в лукошке поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается.
Агафон на печи обувается.

5. Агафонова жена при дороге жила,
Калачи пекла.
Уж как эти калачи
Во весь день горячи.

Мальчик:

Мы по улице гуляем, хороводы выбираем.

Где веселый народ – тут и будет хоровод

Хоровод «Тетера»

(перепляс)

На правой руке парня лежит правая рука девушки. Левой рукой он обхватывает её талию, она держится за эту руку своей левой рукой. На первую фразу «ох, я!» парень кружит девку под своей правой рукой. На словах «я тетёрку нашла», когда девка обернулась лицом к парню, он левую руку подаёт девке слева от себя, она левую руку - парню слева от себя.
Дальше всё время на протяжении припева меняются партнёрами, хватаясь то правой, то левой рукой.
Я у батюшки жила,
Я тетёрочку пасла.
Ох, я, я тетёрку пасла,
Ох я, на зелёном лугу,
Ох я, не поймала тетевину,
Ох я, только вырвала перину.
Ох я, уж я с этой тетевины
Ох я, уж я сделаю дуду,
Ох я, уж ты, дудка моя,
Ох я, веселушка моя
Ох я, весели-ка меня
Ох я, на чужой стороне
Ох я, у большой у семье.
Ох я, а семья - три сына,
Ох я, один коней пасёт,
Ох я, другой лапти плетёт,
Ох я, третий сидит на камушке,
Ох я, держит козу на вязушке,
Ох я!
На последней фразе «на чужой стороне» с новой партнёршей становятся в первую позицию и идут по кругу до припева.

Хозяйка:

Посмотрите-ка в окно

Скоморохов там полно!

В дудочки играют,

Народ созывают!

Звучит веселая музыка. Входит скоморох с медведем.

Скоморох : Здравствуйте народ честной! Зовут меня скоморох Тимошка - шуток полное лукошко!

А это мой дружок лохматый.

Ну-ка, мишка, топни лапой!

Я на балалайке буду играть,

А мой мишенька будет плясать!

Скоморох играет. Медведь пляшет. Все хлопают.

Скоморох:

Мишка, Мишка! Не ленись, добрым людям поклонись.

Продолжаем играть и друг друга забавлять.

Мишка, покажи, как малые дети плачут!

А как смеются? Как солдаты шагают?

Как мышки от кота убегают?

Как Дуняша пляшет и платочком машет?

А, теперь мишенька покажи, как девицы в лес по грибы да по ягоды ходят.

Медведь показывает.

Скоморох: Вижу себя вы узнали! А в такую игру вы играли?

Подвижная игра «У медведя во бору»

Скоморох: Славно мы повеселились, пора и честь знать. Пойдем мишенька дальше, по деревням, по городам. Себя показывать, да на людей смотреть!

Скоморох и медведь кланяются и уходят.

Хозяйка: Молодец, Михаил, добрым людям угодил! Доброго тебе пути, к нам ещё приходи!

Хозяин:

Как известно всем подружки-

Мастерицы петь частушки

И вы парни не зевайте

А девчатам помогайте!

СИБИРСКИЕ ЧАСТУШКИ «ЕЛОЧКИ – СОСЕНОЧКИ»

1. У елочки – сосеночки

Тоненькие веточки,

Мы сибирские девчонки,

Все мы как конфеточки

2. Девушки – белянушки,

Садитеся на санушки.

На моей каурушке,

Прокатимся по улушке.

3. Я хотела пофорсить,

Длину юбку поносить.

Мой Мишутка косолапый

Наступил на юбку лапой.

4. Как сибирские девчонки

Не умеют танцевать.

Все посидки, те же речи –

«Смолки дайте пожевать».

5. Хорошо гармонь играет,

Раздается тут и там.

Мы сибирские девчонки,

Хорошо живется нам.

6. Вот в Белово я живу

Песни про Сибирь пою

А приеду на Алтай,

Не забуду родной край.

7.Ах, седая ты тайга,

Чем к себе ты приковала?

Кедрами над кручею,

Да силою могучею.

Кто-то пусть скороговорит.

Остальных прошу молчать!

Девочка:

Ну что ж, говори свою скороговорку.

Нам ее повторить,

Что комара словить!

Бой скороговорок между гостями и хозяевами.

Хозяйка: Вижу я, что вам поиграть захотелось. Есть у меня для вас сибирские игры.

Хороводная игра «ЗАИНЬКА» (выбор с поклоном)

Хоровод водят, взявшись за руки и высоко подняв над головой, образуют «окошки», в которые пытается выскочить «заинька». В той стороне хоровода, куда устремляется «зайка», резко опускают руки, мешая ему.

Заинька серенький,
Заинька беленький,
Некуда зайке выскочить,
Некуда серому выпрыгнуть.
Есть города турецкие,
Есть замки немецкие.

Попытки обычно безуспешны, хоровод останавливается, все хлопают в ладоши:

Ну-ка, зайка, скоком-боком
Перед нашим хороводом,
Ну-ка, зайка, не ленись,
Кого любишь, поклонись.

Тот, кому кланяется «заинька», выходит в круг. Начинают сначала. Если же «зайка» выскочит в круг входят двое, кто выпустил.

Льдинки, ветер и мороз

Играющие встают парами лицом друг к другу. Хлопают в ладоши, приговаривая:

Холодные льдинки,

Прозрачные льдинки,

Сверкают, звенят

Дзинь, дзинь...

Делают хлопок на каждое слово: сначала в свои ладоши, затем в ладоши с товарищем. Хлопают в ладоши и говорят дзинь, дзинь до тех пор, пока не услышат сигнал «Ветер!». Дети-льдинки разбегаются в разные стороны. На сигнал «Мороз!» все выстраиваются в круг и берутся за руки.

Мальчик:

Много танцев есть на свете

Мы их любим танцевать

И на этих посиделках

Мы б хотели вам сплясать!

Хоровод «Восьмера»

Эта фигура образуется из двух кругов, стоящих рядом. Круги движутся в различные стороны. В определенный момент ведущие одновременно разрывают круги, и участники через одного переходят из одного круга в другой, их общее движение образует рисунок, похожий на цифру «8». Круги как бы переливаются один в другой. Руки разрываются только в момент перехода из одного круга в другой. Количество участников или пар в каждом круге должно быть одинаковым. «Восьмерку» лучше всего исполнять простым или переменным шагом.

Хозяин: Играми, да плясками сыт не будешь! Славится наш сибирский народ гостеприимством, да угощением знатным!

Хозяйка:

Чай горячий – наша сила, украшение стола.

С чая лихо не бывает!» - так в народе говорят!

Чай - здоровье, всякий знает

Пей, хоть 5 часов подряд!

Хозяин: Мы вас к чаю приглашаем

И заданье назначаем

Угадайте-ка, гости дорогие

С чем мы чай вам наливаем!

Игра «Определи на вкус»

На подносе стоят заварочные чайники, в которых заварен травяной, ягодный чай.

Мальчик: Посидели, повеселились, пора и по домам!

Девочка: Спасибо хозяин и хозяюшка, за веселье и за угощенье!

Гости кланяются и уходят. Звучит русская колыбельная музыка. Хозяйка зажигает свечу. Гаснет свет.

Хозяйка: За окном вечер наступает,

На нас дрему напускает.

Хозяин: И то верно, посидели, повеселились, пора и на покой.

Хозяйка и хозяин дуют на свечу и уходят. Звучит веселая музыка. Входит скоморох.

Скоморох:

Вот и весь наш сказ! Мы порадовали вас?

Строго нас вы не судите,

И почаще на наш огонек заходите!

Скоморох кланяется и уходит.


Цели : формировать умение организованно и интересно проводить досуговое время; вызвать интерес к русским традициям.

Оформление: убранство зала стилизовано под деревенскую избу: столы, лавки, печь, самовар, деревянная и глиняная посуда.

Ход досуга

I. Вступительная часть.

Ведущая. Посиделки - это вечер отдыха, который можно приурочить к православным праздникам, к выходным дням. На посиделки сходятся для увеселений. Здесь поют, пляшут.

Посиделки - встречи с теми, кто приятен, интересен, кто тебе нужен и кому ты нужен. Посиделки часто просто необходимы для поддержания и продолжения фольклорных традиций, для культуры общения.

Культуре праздничного общения надо учиться. Русские люди должны уметь отдыхать, используя опыт традиций своих предшественников.

На посиделки собираются в установленное время. Помещение (комнату) украшают предметами старины.

II. Посиделки.

Под звуки баяна выходит Хозяйка посиделок.

Хозяйка.

Собрались сегодня мы,

Хвори - нет и нет тоски.

Начинаем с хлеба-соли,

А букет наш - колоски.

Ставит букет - снопик из колосьев в глиняной вазе на стол. Входят 3 девочки в русских костюмах с хлебом и солью, кланяются.

1-я девочка.

Мы начинаем посиделки,

Несем вам хлеб и соль

На этой расписной тарелке.

2-я девочка.

Живы традиции Руси,

Какого б не было пути,

От старины нельзя нам отступать,

Традиции нам надо соблюдать.

3-я девочка.

Тот, кто пришел на посиделки,

На этой праздничной тарелке,

Из наших рук вам хлеб и соль!

Ешь на здоровье, хочешь сколь!

Кланяются на все четыре стороны и вручают хлеб самому старшему. Тарелку двигают по кругу, каждый участник отщипывает кусочек от каравая, макает в соль и съедает.

III. Программа «Пельмени».

Хозяйка.

Русские пельмени,

Пельмени-пельмешки.

Ешь - не хочу,

Сто штук проглочу!

Звучит русская народная музыка. Девочки вносят на тарелках горячие пельмени, ставя перед гостями на стол.

Гости после отведывания пельменей слушают хозяйку.

Хозяйка . Бежали овечки по калинову мосту, увидели огонь, кинулись в воду. О чем идет речь?

Дети . О пельменях.

Хозяйка. Правильно! По-фински пельмени - «пельняни». На вогульском языке пельмени называют так: пель - ухо, нянь - хлеб, получилось «ушки из хлеба».

Дети. Давайте поиграем!

Хозяйка . Хорошо! А в какую игру?

Мальчик . В ушки.

Хозяйка . Итак, игра «В ушки».

Двое играющих становятся друг против друга и поднимают обе руки, согнутые в локтях, так, чтобы ладони рук одного были обращены к ладоням другого. В такт песне они ударяют в ладоши друг другу:

Мама била, била, била

И все папе доложила,

Папа бил, бил, бил

И все бабе доложил.

Баба била, била, била

И все деду доложила.

Дед бил, бил, бил

И все сестрам доложил.

Сестры били, били, били

И все братьям доложили.

Братья били, били, били

И в кадушку закатили.

А в кадушке две лягушки - Закрывай скорее ушки!

Произнося последнюю строчку, играющие быстро прикрывают ладонями уши. Побеждает тот, кто сделает это первым.

Девочка . Если это ушки, то при чем пельмешки?

Хозяйка. Потому что пельмешки похожи на детские ушки.

Дети обращают внимание на уши соседа и убеждаются, что пельмени напоминают форму детского уха.

IV. Игры, забавы.

Игра «Баба-Яга».

Играющие выбирают Бабу-Ягу и двух «собак». На полу проводят черту. По одну сторону черты становится Баба-Яга с «собаками», по другую - дети. Бабу-Ягу дразнят:

Баба-Яга,

Костяная нога,

С печки упала,

Ногу сломала.

Пошла в огород,

Испугала народ.

Побежала в баньку,

Испугала зайку!

Потом дети разбегаются, а Баба-Яга посылает «собак» их ловить. Кого «собаки» поймают, проводят к Бабе-Яге. После этого пойманные становятся «собаками» и также ловят детей. Когда «собаки» переловят всех детей, игра заканчивается.

Игра «Заяц и волк».

Ведущий вытягивает перед собой руку ладонью вверх. Каждый из играющих кладет свой указательный палец на ладонь.

Ведущий (считает).

Сидит заяц

На припечке,

Молвит слово

По-турецки:

Эванк, бонк,

Куралоне,

Этот - заяц,

Этот - волк!

При каждом слове ведущий дотрагивается своим указательным пальцем до пальцев игроков. Участник, на палец которого пришлось слово «заяц», - убегает, а другой, на палец которого пришлось слово «волк», - ловит его. Волка, не поймавшего зайца, легонько «бьют» жгутами, скрученными из платков, и прогоняют. Затем выбирают новых зайца и волка, игра начинается сначала.

Игра «Челнок».

Выбирают двух ведущих. Один из них - челнок, другой - нитка. Остальные участники встают парами в круг, берут друг друга за руки и поднимают их вверх, образуя ворота. Челнок встает у одной пары, нить - у другого. Все поют:

Челнок бежит,

Земля дрожит,

Шьет-пошивает,

Дале посылает.

Со словами «дале посылает» челнок начинает бегать змейкой, пробегая через каждые ворота, а нить его догоняет. Если нить догоняет челнок прежде, чем он обежит круг, то она становится челноком, а нитью выбирается новый игрок.

Хозяйка.

У кого хороший вкус,

Начинаем перекус.

Входят три девочки, выносят на тарелках жареный картофель с соленым огурчиком (порезать кружочками).

Девочки.

Русская картошка,

Каждому по плошке.

На масле поджаренная,

С мяском да с кваском!

Всем по плошке -

Нет лучше картошки!

К картошке подают по кружке квасу.

Хозяйка.

Говорилки, прибаутки -

Это русские шутки.

Говорить, шутить мы будем,

Про веселье не забудем.

Выбегает Тит с ведром «смолы» (имитация).

Дети. Куда, Тит, идешь со смолой?

Тит. Лодку смолить.

Дети . На что лодка?

Тит. Рыбу ловить.

Дети . На что рыба?

Тит . Ковалёчка (кузнеца) кормить.

Дети . На что ковалёчек?

Тит. Ковать тополёчек.

Дети . На что тополёчек?

Тит. Рубить лесочек.

Дети . Что в том лесочке?

Тит. Дубовая бочка.

Дети . Что в той бочке?

Тит. Маковое зерно.

Дети . А где зерно?

Тит. Куры склевали, в поле побежали.

Дети . А где поле?

Тит . Цветами заросло.

Дети. А где цветы?

Тит. Дети пощипали.

Дети . А где дети?

Тит. На войну побежали.

Дети. А где война?

Тит. Посреди двора!

Хозяйка.

Кто шутку расскажет,

Тот свой ум покажет!

Мальчик.

Вот приехали два брата

Во деревню из села,

Одного зовут Ерема,

А другого звать Фома.

Вот Ерема купил лодку,

А Фома купил челнок.

У Еремы лодка с дыркой,

У Фомы челнок без дна.

Вот Ерема стал тонуть,

Фому за ноги тянуть,

Вот Фома пошел на дно,

А Ерема там давно.

Девочка.

Это, дети, да не чудо ли?

Бегала дубинка с мальчиком в руках,

А за ним тулупчик с бабой на плечах.

Кнут схватил собаку парить мужика,

А мужик со страху влез на ворота.

Деревня закричала: «Озеро горит!»

Сено со дровами тушить пожар спешит.

Дети водят хоровод.

Хозяйка.

Собирайся, народ,

Становись в хоровод,

Будем бойко плясать,

Каблуки ломать!

Дети становятся в круг, поют и пляшут.

Уж я топну ногой,

Да притопну другой.

Выходи ко мне, Ванюша,

Попляши-ка со мной!

Дроби бей, дроби бей,

Под ногою воробей!

Под другою - серый гусь,

Я плясать-то не боюсь!

Бабка Оля пляшет,

Платочком белым машет,

Песни новые поет,

В пляске спуска не дает!

Эх, топни, нога,

Топни, правенькая!

Я плясать пошла,

Хоть и маленькая!

Пойду плясать

По соломушке.

Раздайся, народ,

По сторонушке!

Встал наш Ваня на носок,

А потом на пятку

Стал он русскую плясать,

А потом вприсядку!

Топ-топ, топочок.

Приударь-ка, башмачок!

Так и этак,

Так и сяк!

Вот и этак!

Вот и так!

Ух, ух, во весь дух!

Попляши, Игнат,

Мы частушек много знаем,

И хороших, и плохих.

Хорошо тому послушать,

Кто не знает никаких!

V. Заключительная часть.

Выходит хозяйка с девочками, которые обслуживали гостей, и скоморохами.

Хозяйка.

До свиданья, посиделки,

Посиделкам каждый рад,

Делу - время, а потехе -

Удели счастливый час!

Девочки.

Посиделки, вечеринки,

Наши яркие картинки.

Это русские картинки,

Жизни нашей на Руси!

Скоморохи.

Отшумели посиделки

В нашей праздничной светелке,

До свиданья, ждем еще,

Любим вас - и это все!

Посиделки окончены.

Описание работы: сценарий данного мероприятия «Весёлые посиделки» предназначен для музыкальных руководителей и воспитателей ДОУ и рекомендован к проведению с детьми старшего дошкольного возраста. Посвященный фольклорной тематике, он, вместе с соответствующими декорациями, костюмами и музыкальными номерами, потешными аттракционами, непременно вызовет у детей интерес к русскому народному творчеству.

Цель: Воспитывать любовь к народному творчеству.

Задачи:

· Продолжать знакомить детей с обычаями и традициями русского народа;

· Развивать эстетическое восприятие фольклорных произведений;

· Дать представление о различном характере народных песен, танцев, игр, хороводов;

· Доставить детям радость.

Взрослые:

· Ведущая

· Хозяйка

· Домовой Кузя

Дети:

· Колобок

· Медведь

· Машенька

Атрибуты :

· Четыре клубка пряжи

· Лисья рукавичка

· Корзинка с рыбой

· Платочек для игры, 8 платков для танца

· 2 ведра, коромысло, снежки

· 8 деревянных ложек

· Короб, пирожки

Анализ : На основе данного сценария был проведен фольклорный праздник с детьми подготовительной к школе группе детского сада «Колосок». Стоявшая изначально цель - воспитывать у детей любовь к народному творчеству была достигнута: дошкольники с интересом рассматривали использованные декорации, с удовольствием исполняли русские народные напевы и танцы, с неподдельным задором участвовали в играх фольклорного характера. Детям к изучению были представлены пословицы, поговорки, песни, которые, несомненно, послужили развитию эстетического восприятия народного творчества. Сюжет мероприятия, его действующие персонажи, пляски, песни вызвали у детей огромный интерес, о чем свидетельствовал высокий уровень их концентрации на происходящем на протяжении всего праздника.

Ход мероприятия

Зал красочно оформлен в стиле русской избы. В оформлении использованы предметы быта и прикладного искусства: прялка, стол, скамьи, вышитые полотенца, плетёные кружева, деревянные, расписные и гончарные изделия, русские народные игрушки и т.д..

/ На середину зала выходит ведущая (воспитатель) /

Ведущая : На завалинке, в светёлке

Иль на брёвнышках каких

Собирали посиделки

Пожилых и молодых

При лучине ли сидели

Иль под светлый небосвод -

Говорили, песни пели

И водили хоровод.

А играли как! В горелки!

Словом, эти посиделки

Были праздником души.

Быт людей отмечен веком,

Поменялся старый мир

Нынче все мы по «сусекам»

Личных дач или квартир

Наш досуг порою мелок,

И чего там говорить.

Скучно жить без посиделок,

Их бы надо возродить.

/ Под русскую народную мелодию «Коробейники» выходит Хозяйка и встречает гостей /

Хозяйка: Милости прошу гости дорогие. Гости званые, желанные. Занимайте места, где кому нравится. Будьте как дома.

/ Входят дети подготовительной группы /

Мальчик: Не беспокойся, Хозяйка, мы дома не лежим, и в гостях не стоим.

/ Хозяйка рассаживает детей /

Хозяйка: У меня для каждого найдется и местечко, и словечко.

Мальчик : Гости - люди подневольные, где посадят, там и сидят.

Хозяйка : Редкий гость никогда не в тягость.

Девочка: Дома сидеть - ничего не высидеть. Решили на людей посмотреть, да себя показать.

Хозяйка : Давно я Вас жду - поджидаю, праздник без Вас не начинаю. Удобно ли Вам, гости дорогие? Всем ли видно, всем ли слышно, всем ли места хватило?

Мальчик : Гостям то, известное дело, хватило места, да не тесновато ли хозяйке?

Хозяйка: В тесноте, да не в обиде. Нет в мире нигде дома уютнее, чем наша русская изба.

Срублена она из сосновых брёвен, воздух в ней пахнет смолой. Особенно хорошо в избе зимой. За окном Дедко Морозко, да бабка Вьюга, снежные бураны крутят, а в избе тепло и радостно.

/ Дети по очереди говорят пословицы /

1) Наша изба ровно тепла - на дворе метель, а у нас тепло!

2) Домом жить - не лукошко шить!

3) Домом жить - не развеся уши ходить!

4) Домом жить - обо всём не тужить!

5) Дом вести - не лапти плести.

6) Хозяюшка в дому, что оладушек в меду:

Она приберёт, она позовёт,

Она одна за всех отвечает!

Хозяйка: Молодцы, ребята. Вон сколько пословиц про мою избу знаете, и про меня не забыли.

Ведущая : Хозяюшка, а мы песню про твою избу знаем. Хочешь послушать?

Хозяйка: С удовольствием, я Вам даже подыграю.

/ Исполняется песня «Русская изба», музыка и слова З. Я. Роот /

Хозяйка:

Вот спасибо мои милые, песня и впрямь про мою избу.

Ну, хватит песни распевать, пора и за работу браться.

Есть у меня для Вас, красны девицы и добры молодцы, одно задание: все нитки мои кот Васька размотал (игрался), помогите мне их в клубочки смотать. Мальчики будут нитки держать, а девочки - сматывать. Как музыка зазвучит, надо ниточку в клубочек наматывать, а как прекратится - хватит Вас и ниточку мотать. Понятно ли задание? Начинаем соревнование.

/ Проводится соревнование «Смотай нитку в клубок» /

Хозяйка : Ну-ка, как вы потрудились? Чей же клубочек больше, да тяжелее? (Хвалит детей)

Работать-то Вы - мастера, а плясать-то умеете».

Ведущая : Веселил нас много раз хороводный перепляс,

Сколько удали, задора, сколько радости во взоре!

/ Исполняется хороводный перепляс «Полянка» (русская народная мелодия) /

Хозяйка: Ребята, как Вы думаете, почему в моей избе так тепло и уютно? (ответы детей)

Правильно! Весь день печка пыхтит - старается. Хлеб печёт, щи, да кашу варит.

Печь избу согревает, да освещает.

Хозяйка : Кто это из-за печи со мной разговаривает?

Хозяйка: Запечный житель? Кто бы это мог быть? А как тебя зовут, запечный житель? Может, ты из-за печки вылезешь, да снами поговоришь?

Хозяйка: Слыхали, слыхали. Как не слыхать? Говорят, ты по ночам любишь пугать стонами, да охами. И не только людей, но и животных домашних? Правда это? А?

Хозяйка: Обижаться не надо - уж очень мы с ребятами хотим на тебя посмотреть. Ребята,

Хочется Вам увидеть настоящего Домового?

Дети: Да!!!

Хозяйка : Тогда давайте дружно позовём его все вместе: «Домовой, Домовой, приходи к нам Домой». А ну, повторяйте все вместе со мной, да подружнее.

/ Хозяйка вместе с ребятами повторяет призыв несколько раз. Наконец, появляется Домовой».

Кузя: (неуверенно) Здра-а-асте, это Вы меня звали?

Хозяйка: Мы, мы, Домовой. Как мы тебе рады, правда, ребята? Проходи, садись к печке, здесь тебе будет уютнее.

Кузя: Спасибо. Добрая ты, видать, Хозяюшка. И меня в гости пригласила, и всех ребят

Научила, как это сделать. И сама какая красавица. Да какая мудрая - ты Хозяюшка чудная!

Хозяйка: Спасибо, спасибо. Захвалил ты меня, а про себя то нам расскажешь?

Кузя : Ну…так и быть - слушайте! (поёт)

Я хозяйственный такой -

Добрый Кузя Домовой.

Сказки сказывать могу,

Всем испечь по пирогу.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Чтобы в доме был покой,

Рад стараться Домовой,

Чтобы мир был и лады -

Охраняю от беды.

Эх, раз, ещё раз

Кузя спляшет Вам сейчас.

Хозяйка: Прекрасная песня. Так тебя Кузей зовут? Давайте поиграем с Кузей, порадуем его.

/ Проводится игра «Домовой». Дети встают в круг и, взявшись за руки, двигаются по кругу под песню:

Кузя, Кузя Домовой мы хотим играть с тобой.

Ты на месте повернись, вправо, влево наклонись,

Приседай и вставай, да и нам заданье дай.

Ты на печке не лежи, что нам делать покажи!

(Кузя в центре круга выполняет соответствующие движения. С окончанием пения дети останавливаются и повторяют движения, которые им показывает Кузя.)/

«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ»

Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музея

Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа

Задачи:

Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;

Познакомить с традициями русского народа;

Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;

Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;

Обобщить знания детей о народных промыслах;

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», « Русская изба»;

Чтение русских народных сказок, былин;

Рассматривание иллюстраций;

Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;

Организация и проведение с детьми русских народных игр;

Разучивание поговорок и пословиц о труде; разучивание дразнилок, русских народных песен.

Методы и приемы:

Игровой (появление интерьера русской избы);

Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);

Практический (лепка из соленого теста);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Калыта; Цапки; Калачи»);

Тип занятия: комбинированное;
Форма организации занятия: групповая;
Материал: лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные (по количеству детей), 2 протвеня.

Ход занятия:
В: - Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики)




В: - Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно!
В: - Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается.
Музыка (Волшебство)
-Куда же это мы с вами попали? (в русскую избу). Правильно- Ребята, раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом они могли заниматься?

Д: В: Правильно.
В: - Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.


То печет блины,
То показывает сны. (печка) Что это?

Д: Печь

В:

1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит.

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная.

В: А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт. (ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе? (дети показывают)

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Расскажи нам…………………как пользовались самоваром

5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.

В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы

В: расскажи нам…………………..что это

6-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки, и рассказываете о предметах быта русской избы.

Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней.



Дело мастера боится.

В: - А какие вы пословицы знаете?
()
()
()
()
()
()
-Молодцы, ребята!
- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать. Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? Молодцы!

В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем.

Молодцы, ребята, садитесь на стульчики

- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?(да) . Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,

Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (…………………..)
. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (…………………)
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (…………….)
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин. (………………..)
- Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели.

Давайте и мы с вами споем русскую народную песню –

«Во деревне, то было в Ольховке».
- Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).
В: - Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! . Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете.


Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки -
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.

- Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить.
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.


Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!

В: Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.

- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему? .

- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте поиграем в игру Калачи

Бай, качи, качи, качи, Испекли мы калачи, С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи. Налетели тут грачи Похватали калачи.

Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки.

Музыка (Волшебство)

- Понравилось вам путешествие? (да).
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси? (русская изба)
- Чем освещали избу, когда темнело?(лучиной)
- Каким ремеслом занимались люди в старину?
- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений? (посиделки)
- Что было главным украшением избы? (красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ПОСИДЕЛКИ В РУССКОЙ ИЗБЕ»

Подготовила: воспитатель МБДОУ

«Полтавский»д.с. «Родничок» Вагнер Е.И.

2013г.

Открытое занятие по патриотическому воспитанию детей с участием сотрудников Полтавского музея

Цель: формировать у детей представления о русской избе и традициях русского народа

Задачи:

Познакомить детей с внутренним убранством русской избы;

Познакомить с традициями русского народа;

Знакомить детей с новыми русскими пословицами и поговорками о труде;

Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству: пословицам, поговоркам, загадкам;

Обогащать словарный запас новыми и уменьшительно – ласкательными словами;

Обобщить знания детей о народных промыслах;

Воспитывать уважение, интерес к обычаям старины, к русскому фольклору;

Предварительная работа:

Беседы по ознакомлению с окружающим: «Предметы русской старины», « Русская изба»;

Чтение русских народных сказок, былин;

Рассматривание иллюстраций;

Слушание русских народных песен, колыбельных, сказок;

Организация и проведение с детьми русских народных игр;

Разучивание поговорок и пословиц о труде; разучивание дразнилок, русских народных песен.

Методы и приемы:

Игровой (появление интерьера русской избы);

Наглядный (презентация на тему: «Посиделки в русской избе», показ предметов старины);

Практический (лепка из соленого теста);

Словесный (беседы, рассказ воспитателя);

Музыкальный (русская народная песня «В деревне, то было в Ольховке», игра: «Калыта; Цапки; Калачи»);

Тип занятия: комбинированное;
Форма организации занятия: групповая;
Материал: лучина, шкатулка, карточки с пословицами, предметы быта и утварь русской старины, презентация на тему: «Посиделки в русской избе», бусы, соленое тесто, блюдо, поднос, доски разделочные (по количеству детей), 2 протвеня.

Ход занятия:
В : - Здравствуйте добрые молодцы и красные девицы! Рассаживайтесь поудобнее. (Дети садятся на стульчики) . В старину, встречая гостей, всегда говорили: «Дай Бог тому, кто в нашем дому, чтобы хорошо было все: и житье, и бытье, и здоровьице».
Русь деревянная – края дорогие.
Здесь издавна русские люди живут.
Они прославляют жилища родные,
Раздольные русские песни поют.
В: - Ребята, а знаете, почему Русь называют деревянной? Давным-давно на Руси люди строили себе жилища из бревен. Как называли такие дома? (Изба). Правильно!
В: - Сейчас мы с вами попадем в то время, когда жили ваши прабабушки и прадедушки и узнаем, как же раньше люди жили, чем они занимались, как развлекались. Для этого мы возьмемся за руки, закроем глаза. Превращение начинается. (Дети становятся в круг, берутся за руки, раскрываются шторы и открываются декорации русской избы.)
Музыка (Волшебство)
-Куда же это мы с вами попали?
(в русскую избу). Правильно- Ребята, раньше в избах не было света, и в старину пользовались лучиной (вот такая палочка), поджигали ее, и она освещала избу и благодаря этому взрослые вечерами могли заниматься своим ремеслом. А каким ремеслом они могли заниматься?

Д: (шить, вязать, вышивать, прясть пряжу, лапти плести, лепить игрушки). В: Правильно.
В: - Посмотрите на убранство русской избы. Украшением ее всегда был и остается до сих пор КРАСНЫЙ УГОЛ - это место где стоят иконы, вышитое полотенце покрывает их от пыли, есть лампадка, где зажигали свечу в праздничные и горестные для семьи дни. В этом же углу всегда находился большой стол, где сразу могла разместиться вся семья. Около стола стояли лавки. В центре избы – русская печь, в которой не только готовили, но и спали на ней. Народная мудрость гласит: «Не красна изба углами, а красна пирогами». Все это хозяйство у печи называлось бабьим кутом. Здесь было все, что нужно ей, чтобы приготовить обед и накормить домашних животных. А готовить приходилось много, ведь семьи были большие.

Сейчас я вам загадаю загадки о предметах быта, а вы постарайтесь их угадать.
То печет блины,
То показывает сны. (печка) Что это?

Д: Печь

В: Для чего она служила и из чего была сделана?

1-й ребенок: Печку называли – печь-матушка. Печь складывали из кирпича, а сверху обмазывали глиной. Топили печь дровами – березовыми, ольховыми. Служила она для обогрева избы и в печке готовили еду: щи, кашу, пекли пироги

В: Молодцы, послушайте дальше

Книзу узок, верх широк,
Не кастрюля … (чугунок)
- Покажите мне, пожалуйста, а где в нашей избе чугунок стоит.
(дети показывают). Расскажите мне о нем

2-й ребенок: Чугунок – это посуда, в которой варили щи и кашу, картошку, парили репу. Еда, приготовленная в чугунке в русской печи была очень вкусная.

В: А вот и следующая загадка
Рогат, да не бык,
Хватает, да не сыт,
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт.
(ухват)
- А давайте посмотрим, где у нас ухват в избе?
(дети показывают)

Подскажите мне, что такое ухват и для чего служил он?

3-й ребенок: Ухват – это палка с надетой на нее металлической рогаткой. Он был нужен для перемещения чугунков в печи.

Хозяюшка: Затем чугунок с пищей ставили на стол и все кушали приготовленную еду.

Маленький черпачок,

Красненький колпачок.

Три раза в день берется

И опять на место кладется.

(Рассматривание деревянных ложек.)

4-й ребенок: Деревянные ложки и миски – посуда, которую люди делали из дерева своими руками. Ею пользовались во время еды.

В: Молодец, угадайте, а что это за предмет?

Стоит бычок

Подбоченивши бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит. (самовар)

Расскажи нам…………………как пользовались самоваром

5-й ребенок: Самовар – при помощи углей кипятили в нем воду для чая. Вода была вкусная, с дымком. По вечерам у самовара собиралась вся семья.

В: А еще Вечерами женщины собирались и пряли пряжу вот на этом предмете и вели беседы

В: расскажи нам…………………..что это

6-й ребенок: Прялка – это предмет на котором русские женщины пряли пряжу, а из пряжи вязали одежду. (рассматривание прялки)

Молодцы, ребята, хорошо отгадываете загадки, и рассказываете о предметах быта русской избы.

Ой, посмотрите, какая красивая шкатулка. Давайте посмотрим, что в ней . (в шкатулке пословицы и поговорки о труде).

Красна птица опереньем, а человек – уменьем.
Кто работы не боится, тот и пляшет, и поёт.
Дело мастера боится.
Торопливый дважды одно дело делает.
В: - А какие вы пословицы знаете? (дети рассказывают пословицы).
1. Любишь кататься – люби и саночки возить. ()
2. Без труда не вынешь и рыбку из пруда. ()
3. Делу - время, потехе - час. ()
4. Сделал дело – гуляй смело. ()
5. Семь раз отмерь – один раз отрежь. ()
6. Терпение и труд, всё перетрут. ()
-Молодцы, ребята!
- Взрослые в старину трудились, и детей приучали к труду начиная с 5 лет. Как вам сейчас. Дети помогали взрослым: лаком покрывали изделия, раскрашивали, девочкам дарили маленькие прялки и учили их прясть, а мальчики учились гвозди забивать.
(по ходу рассказа воспитатель показывает детям расписную посуду, прялку). Посмотрите на эту посуду. Из чего она сделана? (из дерева и глины). Правильно, раньше вся посуда была деревянная и глиняная. А скажите, какой росписью раскрашена эта посуда? (хохломская и городецкая роспись). Молодцы!

В старину дети не только помогали взрослым, но и любили играть. Давайте и мы с вами поиграем.

Игра:

Калыта

Молодцы, ребята, садитесь на стульчики .(дети садятся на стульчики).
- В старину в каждой деревне, в каждом селе устраивали посиделки. Парни и девушки - собирались в какой-нибудь избе, чтобы себя показать, на других посмотреть, переброситься частушкой, посоперничать в потехах и забавах. На посиделки приходили после трудового дня. Посиделки были праздником. Но молодых людей не всегда отпускали родители. Нужно было хорошо поработать дома, чтобы заслужить это. Да если и отпустят – обязательно работу дадут: напрясть пряжи из шерсти, связать кружево. Юноши плели лапти, делали короба, туески.
- Вот так “всем миром” коротали время долгими зимними вечерами за работой, разговорами, весёлой шуткой, разными сказками. А вы знаете, какие-нибудь шутки-дразнилки?
(да) . Расскажите их.
У нас Арина маленька,
Чуть повыше валенка
В лапотки обуется,
Как пузырь надуется. (……………….)
Упал Фома в кадушку,
Задавил лягушку,
Задавил мышонка
И три поросёнка. (…………………..)
. Обманули простака-
На четыре кулака,
На щелбан и на подушку,
На зелёную лягушку. (…………………)
Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй,
Чисти картошку,
Ешь понемножку. (…………….)
Плакса, вакса,
Гуталин
Проглотил
Горелый блин. (………………..)
- Молодцы. Но парни и девушки на посиделках не только работали, но и песни пели.

Давайте и мы с вами споем русскую народную песню –

«Во деревне, то было в Ольховке». (Поют песню, показывая сценку).
- Ай да молодцы! А сейчас, красны девицы и добры молодцы приглашаю вас к столу. (Дети садятся за стол).
В: - Когда я была маленькой, мне моя бабушка всегда говорила - «Умелые руки не знают скуки». А знаете почему? Я всегда ей во всем помогала. Давайте и вы мне сейчас поможете тесто замесить, да калачи испечь в нашей печке. А перед тем, как тесто месить надо печь затопить, дров в топку положить, да лучше березовых, они жарче горят! (воспитатель кладет дрова в печку) . Для того, чтобы работа спорилась, нужно сказать приговорочку, а вы мне ребята поможете .

(пальчиковая гимнастика – «Я колю, колю дрова…»).
Я колю, колю дрова,
Колю дрова на чурочки -
Гори огонь в печурочке!
Гори, гори жарче, печь,
Будет Дуня пышки печь.

- Ай, да молодцы, вот и печь наша разгорелась, теперь можно и тесто месить. (воспитатель берет блюдо с тестом начинает перемешивать тесто). Чтобы тесто было вкуснее, в старину, когда его замешивали, приговаривали:
Над квашнёй сижу,
Пятернёй вожу,
Мешу, мешу тесто,
Есть в печи место.
- Вот и тесто замесили, а пока оно доходит, мы ребятки поиграем в «цапки».
Проводится игра «В цапки». Дети встают в круг. Водящий вытягивает руку ладонью вниз. Каждый играющий ставит свой указательный палец под ладонь водящего. Все говорят слова:
Под моею крышей,
Собрались мыши,
Заяц, белка, жаба. Цап!
При последнем слове все должны быстро убрать пальцы. Чей палец схвачен водящим, тот выбывает из игры.
В: Вот и тесто подоспело,
Нужно взяться нам за дело.
Напечь калачи всем дружно.
(воспитатель раздает детям уже приготовленное тесто, все вместе лепят калачи складывают их на противень, ставят в печку)
В: - Берем кусочек теста скатываем его колбаской, вот так и соединяем по кругу, получается у на вот такая баранка, и кладем ее на противень. Вот и налепили мы с вами калачей, теперь поставим их в печку.А пока калачи пекутся, расскажу я вам одну историю.
«Жили в одной деревушке две девчушки, Настенька и Алёнушка. Настенька очень любила наряжаться в мамины вещи, надевать бусы, туфли и всем говорить «Я уже стала взрослая! ». Алёнушка в тоже время убирала игрушки, подметала пол в избе и тоже говорила: «Я уже стала взрослая! ».
- Как вы думаете, какая же из девочек стала взрослая? Почему?
(Алёнушка стала большой, потому что она помогает маме . А Настя только, любит наряжаться).
Так вот ребята, в народе говорят «По одёжке не суди, по делам гляди».
- Ну, что ж ребята «Делу время, а потехе час», давайте поиграем в
игру Калачи

Бай, качи, качи, качи, Испекли мы калачи, С пылу с жару из печи

Все румяны, горячи. Налетели тут грачи Похватали калачи.

Вот и поспели наши калачи. Красивые румяные, не зря мы с вами постарались. Молодцы! А сейчас проходите к столу пить чай из самовара, как делали наши бабушки. (Воспитатель достаёт из печи калачи).

Музыка (Волшебство)
Ну, что ребята пришло время возвращаться нам из старины в наше время и в наш детский сад. Давайте возьмемся за руки, закроем глаза, и скажем раз-два-три домой попади.
- Понравилось вам путешествие?
(да).
- Как называется жилище из бревен, которые строили на Руси?
(русская изба)
- Чем освещали избу, когда темнело?
(лучиной)
- Каким ремеслом занимались люди в старину?
(шили, вязали, плели лапти, пряли пряжу).
- Как называлось событие, когда парни и девушки собирались в какой-нибудь избе для работы и развлечений?
(посиделки)
- Что было главным украшением избы?
(красный угол, печка).
- Молодцы, ребята!