Недостроенная крымская аэс. Заброшенная крымская атомная электростанция

На побережье Азовского моря в Крыму, в 75 километрах к западу от Керчи, расположен довольно популярный курортный городок Щелкино. Отдыхающие ценят его за хорошую экологию, просторные пляжи и идеальные условия для отдыха с детьми. В Щелкино расположен один из главных в Крыму центров для занятия серфингом и полетов на параплане. Рядом с поселком находится легендарный мыс Казантип. Это, пожалуй, и все, чем известен этот маленький городишко на северо-востоке Крымского полуострова.

Впрочем, есть в Щелкино еще один интересный объект, который, обычно, проходит мимо внимания большинства рядовых туристов. Речь идет о недостроенной и заброшенной Крымской атомной электростанции - одном из самых любопытных и окутанных тайнами мест на полуострове.

Далеко не все отдыхающие, приезжающие в Щелкино, знают, что этот приазовский курорт обязан своим появлением именно Крымской АЭС. Изначально Щелкино строилось, как город-спутник АЭС и его основное население планировалось составить именно из персонала станции. Имя подбирали также с учетом его основного предназначения - город был назван в честь известного физика-ядерщика Кирилла Щелкина.

Впрочем, судьба распорядилась иначе и сегодняшнее Щелкино - это небольшой городок, жители которого живут, преимущественно, на доходы от курортного бизнеса. Но обо всем по порядку…

В нашей сегодняшней статье мы расскажем об истории строительства Крымской АЭС в Щелкино, а также поговорим о перспективах возобновления атомной электроэнергетики на полуострове.

Идея построить в Крыму АЭС зародилась в политических и научных кругах Советского Союза в послевоенные годы. Одной из причин стала пресловутая ресурсодефицитность Крымского полуострова. Появление в Крыму атомной электростанции закрыло бы проблему энергоснабжения региона раз и навсегда.

Разработка проекта Крымской АЭС началась в конце 60-х годов, а уже в 1975 году стартовало непосредственно строительство станции и города-спутника.

Возведение Крымской АЭС осуществлялось в традиционном для СССР стиле «всесоюзной стройки». Со всей страны на азовское побережье Крыма съехалось множество инженеров, физиков-ядерщиков и строителей. Станцию в Щелкино строили по типовому, уже обкатанному проекту. Такие же АЭС ранее уже были построены в Хмельницком, Волгодонске и в Чехии.

Первоначально планировалось, что на АЭС в Щелкино будет построено два энергоблока мощностью по 1 ГВт каждый, при том, что максимальная потребность Крыма в электроэнергии составляет примерно 1200 МВт. Однако, уже в процессе строительства проект был расширен до четырех энергоблоков мощностью по 1 миллиону мегаватт каждый. Вы спросите, зачем так много, ведь, как мы уже упомянули, Крыму вполне хватило бы даже одного энергоблока на миллион мегаватт. Однако, планы строителей АЭС не ограничивались только электроснабжением полуострова. Так, с помощью второго энергоблока планировалось обеспечить горячей водой Феодосию и Керчь. Третий энергоблок должен был работать на опреснение морской воды в промышленных масштабах, с тем, чтобы избавить Крым от дефицита пресной воды. И наконец, четвертый энергоблок должен был работать «на экспорт», поставляя электричество в Краснодарский край и на Кавказ.

Прежде, чем приступить к возведению станции, в непосредственной близости от нее был построен город-спутник, получивший название Щелкино. Основное строительство города было завершено в 1978 году. С этого же времени город начал активно заселяться. Основной костяк его жителей составили приезжие, при этом, на ПМЖ в Щелкино съезжалась самая настоящая интеллектуальная элита страны.

Строительство самой АЭС началось в 1982 году - в период относительно благополучных времен брежневского застоя.

Для нужд грандиозной стройки от керченской ветки в сторону Щелкино протянули линию железной дороги, по которой вскоре пошли эшелоны, загруженные строительными материалами. К 1987 году основные работы были выполнены и на 1989 год на первом энергоблоке уже был запланирован пуск реактора.

Однако, в планы атомщиков вмешался начавшийся в стране политический и экономический кризис, приведший к падению советской империи. Впрочем, далеко не крушение СССР стало главной причиной остановки строительства. Ключевую роль в закрытии проекта Щелкинской АЭС сыграла авария на Чернобыльской атомной станции.

В тот самый момент, когда строительство Крымской АЭС уже вышло на финишную стадию, грянул Чернобыль. Страшная трагедия, разыгравшаяся в Киевской области, очень сильно напугала мировую общественность. Атомная энергетика и все, что с ней было связано, в одночасье превратилась в объект самого пристального внимания. На этой волне в Крыму началась активная кампания против дальнейшего строительства атомной электростанции в Щелкино. Одним из аргументов активистов этой кампании стал тот факт, что Крым является сейсмоопасной зоной и в случае землетрясения, ядерный монстр, заключенный в реакторы, может выйти из-под контроля.

Впрочем, многие специалисты считают, что истерия, раздутая вокруг этой темы, не имела под собой серьезных оснований, поскольку Крымская и Чернобыльская АЭС принципиально отличались, как по типу используемых реакторов, так и по системе защиты от нештатных ситуаций. Многие инженеры-ядерщики утверждали и продолжают утверждать, что реакторы Крымской АЭС с точки зрения конструкции были крайне надежными и безопасными в использовании.

Однако, одиночные голоса в защиту станции, потонули в общем хоре противников строительства Крымской АЭС. Под давлением общественности и обстоятельств, в 1987 все работы по строительству станции были остановлены, несмотря на то, что к тому времени первый энергоблок АЭС уже был готов почти на 80%. На момент остановки строительства, на складах в районе Щелкино еще хранилось стройматериалов на 250 миллионов советских рублей. Грандиозная по тем временам сумма!

Больше всех решением законсервировать стройку были разочарованы жители города Щелкино. Ведь отказ от дальнейшего строительства станции для многих из них означал крушение планов и надежд, связанных с дальнейшей работой. Когда стало очевидным, что проект Крымской АЭС окончательно похоронен, многие собрали вещи и уехали из Щелкино, где кроме несостоявшейся АЭС, не имелось никакого производства.

Однако, несмотря на решение части населения покинуть Щелкино, значительная часть жителей осталась. Город спасло…море. Вернее, тот факт, что Щелкино расположено в достаточно неплохом месте азовского побережья. Если бы не этот фактор, Щелкино, с высокой долей вероятности превратилось бы в город-призрак.

Впрочем, несмотря на свой «курортный статус», Щелкино, по большому счету, является депрессивным городом с весьма туманными перспективами. Население города сократилось с 25 тысяч до 11 и продолжает уменьшаться.

После того, как строительство остановилось, несостоявшаяся АЭС начала постепенно приходить в упадок и разворовываться. Количество материальных ресурсов, вложенных в Крымскую АЭС, оказалось настолько огромным, что наиболее ценные комплектующие распродавались и растаскивались вплоть до недавнего времени. Все самое «вкусное» было продано за большие деньги, а местные жители и заезжие гастролеры растащили станцию по мелочам. Не избежал печальной участи и реактор, который распилили на металлолом в 2005 году.

Саму территорию несостоявшейся АЭС облюбовала активная молодежь. Так, в 90-е годы в турбинном отделении станции проходили дискотеки знаменитого рейв-фестиваля Kazantip. А с высоких стрел датского крана «Kroll», который был куплен для монтажа ядерного реактора, регулярно прыгали бейсджамперы.

Недостроенная Крымская АЭС успела побывать и в роли кинематографической площадки. Здесь снимались эпизоды нескольких фильмов, самым известным среди которых стала картина Федора Бондарчука «Обитаемый остров».

Сегодня территория АЭС и ее внутреннее пространство вполне пригодны для съемок фильмов, основанных на сюжете знаменитой компьютерной игры «Half Life».

Кстати, территория недостроенной АЭС в Щелкино открыта для посещения, а потому, если вы любитель нетрадиционных туристических маршрутов, то здесь вам будет весьма интересно. Но будьте осторожны и предельно внимательны - недостроенный техногенный объект таит в себе немало опасностей.

К слову, вопреки многочисленным слухам, Крымская АЭС не представляет собой радиационной опасности, поскольку ядерное топливо сюда не завозилось.

Что касается перспектив возобновления строительства Крымской АЭС в Щелкино, то они пока остаются весьма туманными. Сравнительно недавно Росатом обозначил свой интерес к этой теме и даже проводил консультации. Однако, до настоящего времени никаких решений относительно возрождения проекта строительства Крымской АЭС не принималось и по всей вероятности, приниматься уже не будет, ввиду экономической целесообразности. Как утверждают специалисты, проще и дешевле построить новую станцию, нежели пытаться восстановить разрушенную и разграбленную АЭС в Щелкино.

Любопытный факт: у Крымской АЭС имеется станция-близнец. Это недостроенная АЭС Штендаль, расположенная к западу от Берлина в Германии. С 1982 по 1990 годы ее строили в ГДР по аналогичному проекту. Как и АЭС в Щелкино, ее германская «сестра» была также готова на 85%.

На этом все, приятного вам отдыха в Крыму!

Во время одной из своих очередных поездок я решил посетить недостроенную Крымскую АЭС, расположенную недалеко от Щелкино. Вообще я любитель нестандартных решений, к тому же сам работаю на атомной электростанции. Поэтому мне было очень интересно посмотреть объект, который мог стать одним из самых значимых в Крыму.

Расположение, история

Находится так и не ставший значимым для всего полуострова, а может и целой страны, объект Крымская АЭС в непосредственной близости от поселка Щелкино и местной достопримечательности – . Разработка очень дорогого в те времена проекта началась еще в далеком 1968 году. Само строительство развернули спустя семь лет – в 1975. Уже в восемьдесят четвертом году объект считался «ударной стройкой».

И на то были веские причины, ведь его проектная мощность должна была занимать место между Балаковской и Хмельницкой атомными станциями. Расчет проводился на 2 ГВт. Именно в те времена Щелкино называли «городом-спутником», к сожалению, сегодня он имеет вид обычного поселка.

На строительном объекте впервые задействовали в процессе мостовой агрегат кругового действия, так называемый «Полярный кран». Тут же использовали первую в советском союзе солнечную станцию СЭС-5. Через одиннадцать лет объект был готов на 80 процентов, но произошла трагедия на Чернобыльской АЭС (1986 год). Все работы временно остановили, а через три года стройку вообще закрыли.

Существуют разные мнения, почему так произошло, одна из версий именно авария в Чернобыле. По другой версии были серьезные проблемы с вводом объекта. Спорить на эту тему можно очень долго, но это все бесполезно. Факт остается фактом – строительство так и не окончили. А объект решили продать, но и тут что-то пошло не так.

Чем привлекает туристов недостроенная АЭС

Интересно это место молодежи, в первую очередь турбинное отделение. Именно в нем основатели «Республика Казантип» на протяжении трех лет, с 1996 по 1999, проводили свои знаменитые вечеринки с громким названием «Атомная вечеринка в реакторе». После недостроенную станцию стали эксплуатировать разные экстрим клубы. Они предлагали всем любителям острых ощущений прыжки с небольшой высоты (бейсджампинг).

Кстати, если вы смотрели фильм Федора Бондарчука «Обитаемый остров», то сразу увидите знакомые пейзажи. Ведь многие кадры он снимал именно тут. И Бондарчук не единственный, увидеть силуэт так и вошедшего в эксплуатацию энергоблока можно и других фильмах.

К тому же прогулки здесь абсолютно безопасны для здоровья человека, так как сырье, хоть и довезли до Щелкино , разместить на станции так и не успели. Сегодня тут полным ходом идет утилизация конструкций. Министерство энергетики России планирует создать на месте недостроенной Крымской АЭС целый индустриальный парк. Так что вполне возможно, что эти края станут настоящей . Недостроенная АЭС больше по душе любителям угрюмых, мрачных пейзажей. Мне как работнику, такой же точно АЭС, было интересно. Вход бесплатный.

Как добраться (доехать) до Крымской АЭС

Проще всего сюда попасть на собственном автомобиле. Точные координаты и карта внизу страницы . Едите в сторону поселка Щелкино, от села Семеновка, садового общества «Вишня-96» держите путь к Акташскому озеру (водохранилищу). Его берег и является конечной точкой пути. Кстати, если нет своего транспорта без проблем можно .

Фото

Точное место на карте, GPS координаты: 45°23’30.0″N 35°48’12.0″E (45.391673, 35.803341)

Вот о таком, не совсем обычном месте я хотел сегодня написать. Если вы желаете лично увидеть остатки так и возведенной атомной станции на Крымском полуострове, рекомендую не терять зря времени. Тщательно подготовиться к поездке и подыскать место проживания. Тем более что жилье в Крыму сегодня есть возможность забронировать онлайн не только быстро, но и выгодно. Тем самым, обеспечив себе интересный, полезный и комфортный отдых.

80 %, второго - 18 %).

Крымская АЭС
Страна СССР СССР →Россия /Украина
Местоположение Крым , Щёлкино
Статус недостроенная
Год начала строительства
Ввод в эксплуатацию планировалось в
Основные характеристики
Электрическая мощность, МВт 0 (проект - 4 000)
Характеристики оборудования
Основное топливо U 235
Количество энергоблоков 2 (строилось)
4 (планировалось)
Строится энергоблоков 0
Тип реакторов ВВЭР-1000
Эксплуатируемых реакторов 0
Закрытых реакторов 4
На карте
Категория на Викискладе

История строительства

Первые проектные изыскания были проведены в 1968 году. Строительство начато в 1975 году. Станция должна была обеспечить электроэнергией весь Крымский полуостров, а также создать задел для последующего развития промышленности региона - металлургической, машиностроительной, химической. Проектная мощность Крымской АЭС 2 ГВт (2 энергоблока по 1 ГВт) с возможностью последующего наращивания мощности до 4 ГВт, - типовой проект предусматривает размещение на площадке станции 4 энергоблоков с реакторами ВВЭР-1000/320 .

В ноябре 1980 года строительство АЭС объявлено Республиканской ударной комсомольской стройкой, а 26 января 1984 года - Всесоюзной ударной стройкой . После строительства города-спутника Щёлкино , насыпи водохранилища и вспомогательных объектов с 1982 года началось возведение собственно АЭС. От керченской ветки железной дороги была проложена временная линия, и в разгар строительства по ней прибывали по два эшелона стройматериалов в сутки. В целом строительство шло без существенных отклонений от графика с запланированным пуском 1-го энергоблока в 1989 году.

В реакторное здание первого энергоблока уже был поставлен и установлен на проектное место уникальный полярный кран .

С помощью этого крана должны были выполняться дальнейшие подъёмно-транспортные и строительно-монтажные операции внутри реакторного отделения:

  • в период строительства АЭС: операции по перемещению и складированию оборудования (частей реактора , корпусов парогенераторов , компенсатора давления , главных циркуляционных трубопроводов и насосов и др.), а затем их установке на проектные места.
  • после пуска станции: выполнять транспортно-технологические и ремонтные работы по обслуживанию ядерного реактора .

По оценке директора концерна «Росэнергоатом», строительство новой АЭС на полуострове бесперспективно, а энергию можно вырабатывать ветряными, солнечными и неядерными теплоэлектростанциями. Из текущего состояния площадки Крымской АЭС восстановить её невозможно. Также в ней использовался проект 1960-х годов, тогда как сейчас строительство АЭС ведётся по проектам 2000-х годов. Построить полностью новую АЭС может быть экономически выгодней, чем восстанавливать старую, но архитектурных проектов для атомных электростанций малой и средней мощности в настоящее время нет. С другой стороны АЭС, особенно в условиях постоянно предпринимаемых украинскими властями попыток экономически блокировать Крым, надёжно обеспечила бы Крыму энергетическую автономность.

В феврале 2016 года было объявлено, что на месте строительства АЭС будет разбит новый индустриальный парк. Госсовет Республики Крым по имущественным и земельным отношениям дал согласие местному министерству имущества на списание с баланса недостроенной Крымской атомной электростанции «путём сноса». При этом полученные в результате демонтажа объекта стройматериалы планируется направить на строительство транспортного перехода через Керченский пролив.

  • Крымская АЭС была занесена в Книгу рекордов Гиннесса как самый дорогой в мире атомный реактор [ ] . Это связано с тем, что, в отличие от остановленных в это же время однотипных ей Татарской АЭС и Башкирской АЭС , она на момент остановки строительства имела более высокую степень готовности.
  • В 1986 году рядом построена экспериментальная (первая в СССР) солнечная электростанция СЭС-5 . Возле неё на восточной части берега Акташского водохранилища расположены также экспериментальная ветряная электростанция Южэнерго и восемь старых неработающих экспериментальных ветряков, установленных ещё в советское время. Неподалёку от неё находится Восточно-Крымская ВЭС , состоящая из 15 ветроагрегатов мощностью по 100 кВт и двух мощностью 600 кВт каждая .
  • У АЭС есть практически полный «близнец» - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии , возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990 год. К моменту остановки строительства готовность первого энергоблока АЭС Штендаль составляла 85 %. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС - использование для охлаждения градирен , а не водохранилища. К 2010 году АЭС Штендаль была почти полностью разобрана. На территории бывшей АЭС открыта целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжёлой строительной техники завершается разбор реакторных цехов.
  • АЭС снималась во множестве фильмов, из которых самым известным стал снимавшийся там в 2007 году «Обитаемый остров » Ф. Бондарчука (фото станции в кадре фильма).

Информация об энергоблоках

Энергоблок Тип реакторов Мощность Начало
строительства
Подключение к сети Ввод в эксплуатацию Закрытие
Чистый Брутто
Крым-1 ВВЭР-1000/320 950 МВт 1000 МВт 01.12.1982
Крым-2 ВВЭР-1000/320 950 МВт 1000 МВт 1983 год Строительство остановлено 01.01.1989
Крым-3 ВВЭР-1000/320 950 МВт 1000 МВт Строительство не начиналось
Крым-4 ВВЭР-1000/320 950 МВт 1000 МВт Строительство не начиналось

[:RU]Свой рассказ про Крым я начну с недостроенной атомной электростанции, которая находится недалеко от города Керчь. Именно эта АЭС могла сыграть важную роль в жизни всего полуострова Крым и стать дешевым источником энергии для будущих производств, которые планировали разместить на полуострове. Увы, сейчас АЭС стала всего лишь неплохим источником металла, причем, скорее всего, уже для иностранных производителей.

Случайным образом я встретил человека принимавшего активное участие в строительстве станции. Я забыл спросить его имя, настолько был интересен его рассказ, но успел сделать его фотопортрет.

Крымская АЭС

«Как после войны, а такая красота была», - за время нашей беседы пожилой мужчина произнес эту фразу несколько раз. Крым планировали превратить в рай для туристов, а местных жителей обеспечить работой на новых производствах. От города Керчь планировали пустить троллейбусы аж до самого Севастополя (сейчас таких курсируют между Ялтой и ближайшими поселками). Для осуществления всех этих планов необходимо было достаточное количество электроэнергии. В 1975 году начали строить АЭС, предварительно подготовив город спутник Щёлкино.

Крымская АЭС

Кстати, строительство было завершено, успели завести даже реактор, а в здании установили полярный кран для монтажа тяжеловесного оборудования. Запуск станции запланировали на 1989 год, но… Катастрофа 1986 года на Чернобыльской АЭС оставила свой отпечаток. Только отпечаток этот наложился не столько на атомную энергетику, сколько на и так уже подорванную экономическую ситуацию в стране. Тут огромное «спасибо» надо сказать Михаилу Сергеевичу, который получил Нобелевскую премию за развал страны и сейчас припеваючи живет за кордоном.

Крымская АЭС

Далее история самой дорогой АЭС в мире пошла по наклонной. С 1995 года по 1999 на территории АЭС проходили фестиваль «Республика КаZантип». Затем Восточно-Крымская энергетическая компания начала распродавать оборудование электростанции. Непонятно только почему компания звалась «Энергетическая компания».

Назвались бы честно - «Компания по сбыту металла оставленного Советским союзом». Остатки АЭС переданы Совету министров Крыма и вроде бы должны распродаваться с целью вложения денег в город Щёлкино. Но таблички с надписью «частная собственность» заставляют задуматься, нужно ли частнику вкладывать деньги в город Щёлкино?

Также, при строительстве использовался и уникальный башенный кран, один из самых больших в мире, с грузоподъемностью 240 т. Простоял он до середины 2000-х, после чего продан на металлолом. На фото это самый высокий кран. Кстати, обратите внимание, машинный блок, пристроенный к реакторному блоку построен в конструкциях, однако в настоящее время он полностью уничтожен.

А это уже настоящий парогенератор: На крымской АЭС их не успели поставить, также как и реактор. Их привезли и положили на травку.

Так они там пролежал до 2005 года, когда пришли двое людей с автогеном и превратили реактор в металлолом за несколько дней.

В 2005-м году реактор был распилен автогеном, затем вывезен на чермет. Из залов управления все оборудование также вывозилось и сдавалось на чермет. Такое ощущение, что через пару лет от станции не останется вообще ничего.

У станции есть практически полный близнец - заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85%. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС - использование для охлаждения градирен, а не водохранилища.
Место, куда должен был быть установлен реактор.

В настоящее время данный тип реакторов является самым распространённым в своей серии - 31 действующий реактор (из 54-х ВВЭР), что составляет 7,1% от общего количества эксплуатирующихся в мире энергетических реакторов всех типов.
Вход в гермозону - гермодвери уже давно нет.

Если туда кто-то соберется поехать, обязательно возьмите фонарик и смотрите под ноги, в полу очень много сквозных технических отверстий.

Технические отверстия для кабелей и коммуникаций. Ранее здесь стояло оборудование.

Для демонтажа используется кран, а ранее, для строительства, был установлен другой кран - полярный. Он был одним из самых высоких кранов в мире с грузоподъемностью 240т, по высоте он был практически в 2 раза выше крана на фото. Кран был разобран и продан для использования.

В начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается. Сейчас на станции непрерывно ведутся работы по демонтажу и вывозу частей блока на чермет.

Крымская АЭС была занесена в Книгу рекордов Гиннеса как самый дорогой в мире атомный реактор.

C 1995 по 1999 год в турбинном отделении проводились дискотеки фестиваля «Республика KaZaнтип». Реклама гласила: «Атомная вечеринка в реакторе».

В качестве пруда-охладителя планировалось использовать Акташское водохранилище, на берегу которого и построена станция.

На станции должно было быть установлено 2 реактора ВВЭР-1000 с номинальной мощностью 1000 МВт каждый.

Железнодорожный шлюз, предназначеный в первую очередь для замены ядерного топлива на АЭС.

Смотрим наверх из шлюза. Виден большой кран, который когда-то умел двигаться по кругу и поднимать всё вплоть до самого реактора.

Место под реактор, который сюда так и не был завезен.

Некий мобильный трансформатор, судя по всему.

Яма реактора.

Вид наверх. Виден кран и стены из нержавейки

Один из нескольких котлов непонятного предназначения, скорее всего часть системы охлаждения реактора.

Опять же нержавейка

Брызгальные бассейны.

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Крымская АЭС

Этот заброшенный объект занесен в Книгу Рекордов Гиннеса как самый дорогой атомный реактор в мире. Который так и остался не построенным.
Крымскую АЭС начали строить в 1975-м году и она должна была обеспечивать электроэнергией весь Крым. В 1984-м ее даже объявляли Всесоюзной комсомольской стройкой. В самый разгар строительства в день осваивалось по два (!!!) эшелона стройматериалов.
Но в 1987-м году в этих местах поселился известный пушной зверек. Причины две - катастрофа на Чернобыльской АЭС и неблагоприятная экономическая ситуация в СССР. Готовность станции на тот момент составляла почти 80%...
Более подробную информацию я дам в конце поста, после снимков. А пока смотрите что происходит с одним из самых больших недостроев СССР сегодня


2. Подъезжаем к станции. Административный корпус и наблюдательная вышка

3. Повсюду битый кирпич и крошки бетона. На заднем плане - первый энергоблок и инженерный корпус

4. Инженерный корпус станции. Спутниковые тарелки намекают что здесь есть люди

5. И вот перед нами первый энергоблок. Здесь же уникальный гигантский кран. Только он уже не строит станцию а разваливает ее.
Здесь хочу немного остановиться. Дело в том что во время строительства в реакторное здание первого энергоблока уже был установлен уникальный полярный кран - датский Kroll K-10000. С помощью этого крана должны были осуществлять дальнейшие подъёмно-транспортные и строительно-монтажные операции внутри реакторного отделения. Это был самый высокий в Европе кран. В 2003-м году Фонд Госимущества продал его за... 310 тысяч гривен при стартовой цене в 440. Даже сданный на металлолом он бы стоил дороже.
До его демонтажа высотный кран использовался для бейсджампинга. Прыжки осуществлялись с нижней (80 м) и верхней (120 м) стрел крана.
Сегодня здесь установлен подобный кран, но меньших размеров для демонтажа станции. Его размеры вы можете оценить на фоне стоящей "девятки".

6. И вот то, для чего сегодня нужна эта станция... Мощная техника, выглядящая игрушечной на фоне бетонного монстра выкрашивает его тело, добывая оттуда металлическую арматуру. Сюда мы еще вернемся, а пока сходим в помещение реактора.

7. Входим в энергоблок. Масштабы и толщина стен с затворами впечатляет

8. Транспортный коридор энергоблока

9. Вход в реакторную зону. Металл толщиной с руку.

10. Туда, внутрь реактора идут толстые кабеля и слышны звуки резки. Там вовсю вырезают металл

11. Торцом стоят пульты управления реактором

12. А там был сам реактор... Смотрим на него с нижнего коридора. Видны торцы труб охлаждения

13. Найденный здесь болт. Явно не из детского конструктора. Удивило почти полное отсутствие коррозии за столько лет - только окисленная поверхность

14. Вернемся к крану.

15. Кабина

16. Катки. Под каждой парой - узкоколейка

17. Трубы нарезают словно колбасу. Только не на стол, а на металл

18. Одну из труб приспособили под бытовку

19. Техники много. Она востребована

20. А вот это старье здесь стоит явно давно

21. Баллоны здесь - как сменные батарейки в пульте телевизора

22. Разрушенный внешний переход из инженерного корпуса в энергоблок

23. То, что остается после работы "металлистов"

24. Ударно строили, ударно ломают

25. Чем-то напоминает дымоходы печей в сожженных фашистами белорусских деревнях

28. Панорама площадки под инженерным корпусом. Здесь вырезано все

29. Панорама площадки резки металла

Немного информации из Википедии:
К моменту остановки постройки станции, на строительство АЭС было затрачено 500 млн советских рублей в ценах 1984 года. На складах оставалось материалов ориентировочно еще на 250 млн. рублей. Станцию начали медленно растаскивать на черный и цветной металлолом. Есть свидетельство, что в начале 90-х годов проводились изыскания, целью которых было «подогнать» дополнительное геологическое обоснование под закрытие Крымской АЭС. Впрочем, и это было лишь формальным поводом — к концу 80-х годов ситуация в экономике СССР усугубилась настолько, что были свернуты практически все крупные стройки, как в энергетике, так и в промышленности, транспорте, градостроительстве.
C 1995 по 1999 год в турбинном отделении проводились дискотеки фестиваля «Республика KaZaнтип».
В 1998—2000 годах созданное на базе АЭС дочернее предприятие «Восточно-Крымская энергетическая компания» реализовало имущества станции на 2,204 млн гривен. К 1 февраля 2003 года на балансе ДП «Восточно-Крымская энергетическая компания» остался только спецкорпус, блок мастерских, реакторное отделение и масло-дизельное хозяйство.

В 2004 году Кабинет министров Украины передал Крымскую АЭС из ведения Министерства топлива и энергетики Совету министров Крыма. Далее, Совмин Крыма должен был продать полученное имущество АЭС, а деньги должны были пойти на решение социальных и экономических проблем Ленинского района Крыма, и в частности г. Щёлкино.
После этого должны были распродаваться оставшиеся части Крымской АЭС: реакторное отделение, блочная насосная станция, корпус мастерских, охладитель на Акташском водохранилище, плотина Акташского водохранилища, подводящий канал с водоприёмным резервуаром, масло-дизельное хозяйство станции, дизель-генераторная станция. Далее, известно, что в начале 2005 года Представительство Фонда имущества Крыма реализовало реакторное отделение Крымской АЭС за 1,1 млн грн ($207,000) юридическому лицу, название которого не разглашается.
Существует свидетельство, что реактор ВВЭР-1000, так и не установленный в подготовленное для него помещение, был разрезан на лом в 2005 году
АЭС снималась во множестве фильмов, из которых самым известным стал снимавшийся там в 2007 году «Обитаемый остров» Ф. Бондарчука
Ядерное топливо сюда не завозилось, поэтому радиационной опасности АЭС не представляет.

Малоизвестный факт: у станции есть практически полный близнец — заброшенная недостроенная АЭС Штендаль в 100 км западнее Берлина в Германии, возводившаяся по этому же советскому проекту с 1982 по 1990-й годы. К моменту остановки строительства, готовность первого энергоблока составляла 85%. Единственное её существенное отличие от Крымской АЭС — использование для охлаждения градирен, а не водохранилища. В настоящее время АЭС Штендаль (2010 год) уже почти полностью разобрана. На территории бывшей станции теперь работает целлюлозно-бумажная фабрика, градирни демонтированы в 1994 и 1999 годах. С помощью экскаваторов и тяжелой строительной техники завершается разбор реакторных цехов.

Предыдущие мои фоторепортажи: