Оператор станционного поста централизации. Тема: «Железнодорожные станции» МДК «Выполнение работ по рабочей профессии оператор поста централизации

Характеристика работ . Перевод централизованных стрелок и управление сигналами с пульта поста централизации или пульта местного управления стрелочными переводами и сигналами. Контроль за правильностью приготовления маршрутов по показаниям приборов управления. Участие в процессе производства маневровых работ. Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы. Проверка свободности пути, перевод централизованных стрелок курбелем и проверка правильности приготовления маршрутов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее - СЦБ). Закрепление составов и вагонов тормозными башмаками и их изъятие. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе в соответствии с техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы железнодорожной станции.

Должен знать: техническо-распорядительный акт железнодорожной станции; технологический процесс работы железнодорожной станции согласно нормативным актам, относящимся к кругу выполняемых работ; устройство централизованных стрелок, правила перевода их курбелем; правила эксплуатации устройств СЦБ; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; правила перевозки груза.

При обслуживании постов централизации или пультов местного управления стрелочными переводами и сигналами:

в малодеятельных маневровых районах железнодорожного транспорта необщего пользования - 2-й разряд;

в напряженных маневровых районах железнодорожного транспорта необщего пользования и в малодеятельных маневровых районах железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожных станций V - II классов - 3-й разряд;

в малодеятельных маневровых районах железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожных станций I класса, внеклассных, в малодеятельных маневровых районах железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожных станций V - II классов при участии в приготовлении маршрутов приема, отправления и пропуска поездов и в напряженных маневровых районах железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожных станций V - II классов - 4-й разряд;

в напряженных маневровых районах железнодорожного транспорта общего пользования железнодорожных станций I класса, внеклассных - 5-й разряд.

Наименование организации УТВЕРЖДАЮ РАБОЧАЯ ИНСТРУКЦИЯ Наименование должности руководителя организации _________ N ___________ Подпись Расшифровка подписи Место составления Дата ОПЕРАТОРУ ПОСТА ЦЕНТРАЛИЗАЦИИ

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Оператор поста централизации принимается на работу и увольняется с работы приказом руководителя организации по представлению ____________________________________________________________________________.

2. Оператор поста централизации подчиняется __________________________.

3. В своей деятельности оператор поста централизации руководствуется:

Уставом организации;

Правилами трудового распорядка;

Приказами и распоряжениями руководителя организации (непосредственного руководителя);

Настоящей рабочей инструкцией.

4. Оператор поста централизации должен знать:

Принцип работы устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи, правила их эксплуатации;

Инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ;

Правила перевозки грузов;

Техническо-распорядительный акт и технологический процесс работы железнодорожной станции в соответствующих объемах.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

5. Оператору поста централизации поручается:

5.1. Перевод централизованных стрелок и управление сигналами с пульта поста централизации и пульта местного управления.

5.2. Контроль за правильностью приготовления маршрутов по показаниям приборов управления.

5.3. Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы.

5.4. Проверка свободности пути, перевод централизованных стрелок курбелем и проверка правильности приготовления маршрутов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки.

5.5. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе в соответствии с техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы железнодорожной станции.

3. ПРАВА

6. Оператор поста централизации имеет право:

6.1. Требовать прохождения периодических инструктажей по охране труда.

6.2. Иметь необходимые для работы инструкции, инструмент, индивидуальные средства защиты и требовать от администрации обеспечения ими.

6.3. Знакомиться с правилами внутреннего трудового распорядка и коллективным договором.

6.4. Вносить предложения по совершенствованию технологии работы.

6.5. ________________________________________________________________. (иные права с учетом специфики организации)

4. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

7. Оператор поста централизации несет ответственность:

7.1. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) своей работы, в пределах, определенных действующим трудовым законодательством Республики Беларусь.

7.2. За совершенные в процессе осуществления своей деятельности правонарушения - в пределах, определенных действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

7.3. За причинение материального ущерба - в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством Республики Беларусь.

Наименование должности руководителя структурного подразделения _________ _______________________ Подпись Расшифровка подписи Визы С рабочей инструкцией _________ _______________________ ознакомлен Подпись Расшифровка подписи _______________________ Дата

1. Как называется ваша профессия (должность)?

Моя профессия называется Оператор поста централизации.

2. В чем заключается Ваша работа, и какие у Вас обязанности?

Моя работа заключается в приготовлении маршрута, для маневрового тепловоза. Раньше этим занимались стрелочники, которые вручную переводили стрелки…. За каждым было закреплено несколько стрелок, и каждый раз для приготовления маршрута им приходилось бегать впереди тепловоза и «перекидывать противовесы».

Теперь, благодаря техническому прогрессу, я одна выполняю всю работу по приготовлению маршрутов для нечётного парка.

Под моим управлением находиться пять стрелок и пять путей для закрепления вагонов «башмаками». Для «закрепления» раньше тоже существовала отдельная должность, «Башмачники», обязанности которых теперь распределили между нами и составителями поездов. Поэтому получается, что сейчас я выполняю обязанности, пяти или шести человек одновременно.

3. Какое образование необходимо, чтобы получить Вашу должность?

Для работы оператором необходимо получить железнодорожное образование, хотя бы на уровне техникума. И пройти стажировку непосредственно на рабочем месте.

4. Опишите свой рабочий день.

Мой рабочий день (как и у всех железнодорожников) начинается с инструктажа по технике безопасности и приёма смены у предыдущего оператора. Принимается «журнал закреплений» и журнал учёта «тормозных башмаков», принимается очень внимательно, потому что за утерю такого башмака в лучшем случае строгий выговор, а в худшем, уголовная ответственность. Дальнейшая смена проходит довольно буднично, манёвры и закрепления, закрепления и манёвры. Я сижу за пультом и переключаю тумблера перевода стрелок, ничего сложного, везде стоит блокировка от «неправильного приготовления маршрута» и «перевода стрелки под составом»…. Но бывают коварные ситуации, в которых автоматика не помощник, поэтому нужно всегда внимательно следить за тем, что делаешь. Тяжелее всего приходиться ночью, когда всем хочется спать, и контролировать друг друга становиться сложнее, а монотонное переключение тумблеров и «бубнение» в рацию просто усыпляют….

5. Насколько комфортны условия Вашего труда (целый день на улице, или в офисе с чашечкой кофе)?

Конечно мой «пост» это не офис, но внутри тепло и чисто, есть чайник и возможность попить чайку самой и угостить составителей, если у них образовалось «окно» в работе. За горячую чашку чая после морозной улицы, прощаеться многое, и в случае проблем, я всегда могу на них рассчитывать.

6. Что Вам больше всего нравится в своем деле?

Мне нравится хороший, дружный коллектив, нужная и ответственная работа, и график, «День, ночь два дня дома». Вообщем моя работа мне нравиться.

7. Что Вам больше всего не нравится в своем деле?

Да наверное, как и всем ночные смены…. Очень тяжело морально. Особенно под утро, именно в это время по статистике больше всего сходов и несчастных случаев.

8. Если не секрет, Ваш уровень зарплаты (достаточно написать устраивает или нет)?

Зарплата у меня небольшая, и если честно, то её всегда не хватает. Но со временем, будет доплата за выслугу лет, а ещё нашей станции обещают (уже который год) поднять классность….. Так что работаю, можно сказать, на перспективу.

9. Опишите Ваш коллектив, какие люди работают вместе с Вами?

Как уже писала выше, коллектив у нас дружный. Работа сложная, и без командного духа, и чувства локтя, здесь никак не обойтись. Поэтому некоторые приходят и уходят, а остаются лучшие из лучших, способные не только свою работу выполнить, но и другим помочь.

10. Какие человеческие качества, по Вашему мнению, наиболее важны в вашем деле?

Для моей работы важна в первую очередь внимательность, и переносимость монотонной работы без потери бдительности, ну и конечно умение ладить с людьми….

11. Работа дает мне дополнительные возможности (тут все, что дает вам работа кроме денег, от самовыражения и общения с интересными людьми до возможности побывать в различных странах).

Никаких особых возможностей моя работа не даёт. Разве что льготный проезд один раз в год, но это тоже немало. Каждый год куда-нибудь езжу отдыхать, бесплатная дорога для этого бывает как нельзя кстати….

12. У Вас есть возможность оценить по пятибалльной шкале свою работу, какую оценку Вы бы поставили?

Думаю, что четвёрка будет вполне справедливо. Такая работа конечно не предел мечтаний, но мне она нравиться, и как первый шаг по карьерной лестнице, она вполне подходит.

13. Почему Вы выбрали такую работу?

Наверное, потому что, у нас семья потомственных железнодорожников, по материнской линии. С детства я слышала разговоры, о поездах тепловозах, стрелочных переводах и перегонах…. Как то всё отложилось, и когда пришло время выбирать профессию, вопросов уже не возникало.

Я бы, наверное, приложила свою должностную инструкцию но, во-первых, не железнодорожник её не поймёт, а во-вторых, это очень и очень много писать. 🙂

Так что, пожалуй, добавить больше нечего.

Какие обязанности регулировщика скорости движения вагонов во время роспуска состава?

Регулировщики должны помнить, что производственные условия, в которых они работают, требуют постоянной осторожности и внимания.

Для обеспечения личной безопасности регулировщик обязан:

Хорошо отдохнуть перед дежурством;

Одеваться для работы так, чтобы одежда была плотно застегнута и не мешала действиям при производстве работы; иметь при себе рукавицы;

Не отвлекаться посторонними разговорами на работе;

При выходе из служебных помещений, расположенных на междупутьях станции, убедиться, не происходит ли движение по путям, а затем идти посередине междупутья или по обочине земляного полотна, регулярно оглядываясь;

Строго соблюдать требования обеспечения безопасности при нахождении на станционных путях.

Запрещается:

Перебегать пути перед движущимся поездом, локомотивом или отцепом вагонов;

Подлезать под вагоны для перехода занятого пути;

Проходить в пространстве между стоящими расцепленными вагонами, если расстояние между ними менее 5 м;

Брать башмак сверху за опорную колодку.

Во время работы по торможению вагонов регулировщики должны:

1. находиться на обслуживаемых путях к началу роспуска состава;

2. внимательно слушать извещения по двусторонней парковой связи о движении отцепов, а также сигналы, подаваемые составителем, дежурными стрелочного поста и локомотивом;

3. быть особенно внимательными и осторожными при укладке башмаков на рельсы, чтобы не быть задетыми подножками, откинутыми бортами платформ, расцепными рычагами вагонов приближающихся отцепов, проволокой и другими предметами;

4. брать тормозной башмак за ручку;

5. укладывать башмак на рельс для торможения первой колесной пары отцепа заблаговременно, находясь на безопасном расстоянии от приближающегося отцепа или вагона. После укладки башмака отойти в сторону от пути на расстояние до 1,5 м, имея в виду возможность выброса башмака;

6. подкладывать башмаки под колеса любых тележек движущихся отцепов только специальной вилкой;

7. соблюдать особую осторожность при следовании с горки вагонов, оборудованных роликовыми подшипниками, учитывая, что такие вагоны развивают более высокую скорость, чем вагоны на подшипниках скольжения;

8. быть особенно осторожным при торможении цистерн, налитых кислотой и другими едкими жидкостями, а также битумных полувагонов, поскольку при жестком торможении и при соударении с вагонами на пути может произойти выплеск через верхний люк;

9. снимать башмак с рельса из-под вагона после его остановки только в рукавицах во избежание ожога руки, так как от трения башмак сильно нагревается;

10. брать башмак, который выбит из-под колеса, только после прохода отцепа;

11. пользоваться ломами и аншпугами, при изъятии заклиненных башмаков из-под колеса во избежание

Чем должен владеть и что должен знать регулировщик скорости движения вагонов для обеспечения безаварийной работы?

Для обеспечения бесперебойной и безаварийной работы каждый регулировщик должен в совершенстве владеть техникой торможения и обязан хорошо знать:

Расположение, нумерацию и назначение (по специализации) каждого пути сортировочного парка;

Вместимость (в вагонах) каждого пути сортировочного парка;

Высоту и профиль горки, профиль путей сортировочного парка;

Расположение и мощность тормозных позиций; расположение и номера стрелочных переводов; ходовые качества вагонов.

Регулировщики должны изучать и учитывать при работе степень тормо-жения вагонов при различных атмосферных условиях и принимать необходимые меры к смягчению или усилению торможения.

Меры электробезопасности на постах ЭЦ и в помещениях ДСП.

Оператор поста ЭЦ и ДСП станции в помещениях должны соблюдать следующие требования электробезопасности:

 знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения;

 покидая бытовые помещения, убедиться, что условия к загоранию в них исключены (выключены электроприборы, выключено внутреннее освещение);

 о всех неисправностях бытовых электроприборов, приборов освещения немедленно сообщать станционному диспетчеру.

Операторам поста ЭЦ и ДСП станции в помещениях запрещается:

 загромождать противопожарные проходы;

 пользоваться противопожарными приборами (электрочайниками, электроплитами, электрообогревателями и т.п.) в местах, необорудованных и не установленных для этих целей;

 пользоваться временной или неисправной электропроводкой, электрооборудованием, производить переоборудование электросети;

 работать с электроприборами, имеющими повреждение изоляции;

 оставлять без присмотра включёнными в сеть какие - либо электрические приборы;

 защемлять электрические провода дверьми, оконными рамами, створками шкафов, забивать гвозди между проводами, а также вешать на провода, выключатели, рубильники, одежду и другие предметы;

 отвёртывать электрические лампы бумагой или тканью, заклеивать провода бумагой;

 устраивать кладовые, мастерские в помещениях, занятых электрораспределительными устройствами и щитами;

 разводить костры.

Регулировщик – работник железнодорожного транспорта, выполняющий операции торможения отцепов, ограждения стоящих на сортировочных путях вагонов тормозными башмаками. Участвует в операциях осаживания вагонов со стороны горки, подтягивания вагонов со стороны выходной горловины (вытяжных путей) сортировочного парка, перестановки вагонов с пути на путь. В процессе сцепления вагонов при их осаживании извлекает из-под колес вагонов тормозные башмаки.

Рабочие места регулировщиков находятся на междупутьях и путях станции. Регулировщик обязан соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте, все посторонние предметы должны быть убраны, изъятые из подвижного состава тормозные башмаки должны быть убраны с междупутий и заперты в стеллажах.

Регулировщик обязан следить за тем, чтобы все объекты станционного хозяйства, где выполняются технологические операции были освещены, технологические дорожки и междупутья были свободны от постоянных предметов, а в зимнее время посыпаны песком или мелким шлаком.

Правила личной гигиены

Регулировщик обязан знать и выполнять правила личной гигиены при выполнении им служебных обязанностей:

 на рабочем месте находиться в исправной и опрятной спецодежде, одежда не должна мешать движениям, а пуговицы верхней одежды были застегнуты. Головной убор не должен мешать нормальной слышимости, обувь должна быть на широком низком каблуке. Поверх одежды должен быть одет сигнальный жилет;

 спецодежду, спецобувь по окончании рабочей смены необходимо оставлять в гардеробных, хранить грязную одежду отдельно от чистой;

 индивидуальные шкафы для хранения спецодежды должны содержаться в чистоте;

 запрещается хранить в шкафах посторонние предметы;

 перед едой тщательно вымыть руки с мылом;

 запрещается оставлять грязную посуду и остатки пищи на столах и холодильниках общего пользования;

 после работы необходимо принять теплый душ.

Требования безопасности, предъявляемые оператору поста

Перечислите обязанности оператора поста централизации при производстве маневров.

1. Обеспечить закрепление подвижного состава до отцепки локомотива тормозными башмаками(ТБ) или устройством тормозным стационарным (УТС-380).

2. После прицепки локомотива и полной готовности поезда к отправлению произвести или проконтролировать уборку ТБ или снятие УТС-380 на закрепленных путях.

3. Производить запирание стеллажей с ТБ на навесной замок.

4. Производить проверку сохранности ТБ с периодичностью 1 раз в 2 часа с оформлением записи результатов проверки в «Книге учета закрепления вагонов».

5. Вести номерной учет ТБ в специальном журнале.

6. Если в ведомом хозяйстве имеются стрелочные переводы, включенные в ЭЦ, то переводить их с пульта управления при передаче их на местное управление для производства маневровой работы.

7. При оставлении состава поезда с вагонами, загруженными грузами – ВМ, без локомотива на путях парка нужно производить ограждение состава переносными сигналами остановки и запирание стрелок обязательно на закладку и навесной замок.

8. Перед приемом поезда на станцию с грузами боковой и нижней негабаритности 4-6 степени необходимо проверить, чтобы подвижной состав по соседним путям был отведен от предельных столбиков на расстояние не менее 10м.

9. Проверять свободность путей, стрелочных переводов. Переводить стрелочные переводы курбелем, а также убеждаться в правильности приготовления маршрута при нарушении нормальной работы устройств СЦБ и связи (убеждаться личным визуальным контролем).

10. Производить посыпку служебных проходов песком при неблагоприятных погодных условиях (в частности зимой – гололед, снег…).

11. Проводить уборку поста и прилегающих к нему территорий.

12. По указанию ДСП производить проверку наличия прохода по смежным путям.

13. По указанию ДСП убеждаться в прибытии поезда в полном составе по наличию хвостового сигнала или по номерам хвостового сигнала.

14. По указанию ДСП вручить машинисту (ТЧМ) путевую записку, письменное разрешение на прием, отправление груза.

15. По указанию ДСП производить наблюдение за осаживанием подвижного состава для исключения случаев его выхода за границу полезной длины пути.

16. Выполнять другую работу, направленную на обеспечение безопасности движения, охрану труда и выполнения производственных задач по указанию руководителей станции или ДСП.

§ 52. Оператор поста централизации

Характеристика работ. Перевод централизованных стрелок и управление сигналами с пульта поста централизации или пульта местного управления стрелочными переводами и сигналами. Контроль за правильностью приготовления маршрутов по показаниям приборов управления. Участие в процессе производства маневровых работ. Подача звуковых и видимых сигналов при приеме, отправлении, пропуске поездов и производстве маневровой работы. Проверка свободности пути, перевод централизованных стрелок курбелем и проверка правильности приготовления маршрутов в условиях нарушения нормальной работы устройств сигнализации, централизации и блокировки (далее - СЦБ). Закрепление составов и вагонов тормозными башмаками и их изъятие. Обеспечение безопасности движения в обслуживаемом маневровом районе в соответствии с техническо-распорядительным актом и технологическим процессом работы железнодорожной станции.
Должен знать: техническо-распорядительный акт железнодорожной станции; технологический процесс работы железнодорожной станции согласно нормативным актам, относящимся к кругу выполняемых работ; устройство централизованных стрелок, правила перевода их курбелем; правила эксплуатации устройств СЦБ; инструкцию по обеспечению безопасности движения поездов при производстве работ по техническому обслуживанию и ремонту устройств СЦБ; правила перевозки груза.
При обслуживании постов централизации или пультов местного управления стрелочными переводами и сигналами:
в малодеятельных маневровых районах железнодорожного транспорта
необщего пользования - 2-й разряд;
в напряженных маневровых районах железнодорожного транспорта необщего
пользования и в малодеятельных маневровых районах железнодорожного
транспорта общего пользования железнодорожных станций V - II
классов - 3-й разряд;
в малодеятельных маневровых районах железнодорожного транспорта общего
пользования железнодорожных станций I класса, внеклассных, в малодеятельных

железнодорожных станций V - II классов при участии в приготовлении
маршрутов приема, отправления и пропуска поездов и в напряженных
маневровых районах железнодорожного транспорта общего пользования
железнодорожных станций V - II классов - 4-й разряд;
в напряженных маневровых районах железнодорожного транспорта общего
пользования железнодорожных станций I класса, внеклассных - 5-й разряд.

С 1 июля 2016 года работодатели обязаны применять профессиональные стандарты , если требования к квалификации, которая необходима сотруднику для выполнения определенной трудовой функции, установлены Трудовым кодексом, федеральными законами или иными нормативно-правовыми актами (Федеральный закон от 2 мая 2015 г. № 122-ФЗ).
Для поиска утвержденных профстандартов минтруда РФ используйте