Что нужно чтобы выложить проект на indiegogo. Краудфандинговая платформа INDIEGOGO

За последние два месяца сразу два украинских проекта успешно провели кампании по сбору средств. В июле стартап Ecois.me собрал $67 000 на Indiegogo , а 16 июня более $220 000 с Kickstarter получил Concepter на вспышку iBlazr второго поколения . На сегодняшний день краудфандинговые площадки Kickstarter и Indiegogo являются одними из лучших мест для сбора средств на свой продукт. Несмотря на американские корни, они отлично подходят и зарубежным стартапам, в том числе и с Украины.

Специально для Forbes Иван Пасечник и Антон Дятлов , основатели проекта Ecois.me, рассказали обо всех особенностях и секретах работы с каждой из площадок.

Фото Shutterstok

Краудфандинговые платформы становятся все более популярными среди разработчиков инновационных продуктов в Украине. Основное их преимущество – возможность проверить, насколько разрабатываемый продукт будет интересен на глобальном рынке, и как результат – привлечь средства на его разработку.

Подготовка кампании – довольно затратный и трудоемкий процесс, который длится от нескольких месяцев до полугода, а в некоторых проектах и дольше. За это время снимается видео, готовятся медийные материалы, ведется общение с потенциальными бэкерами (инвесторами в краудфандинговые проекты) и журналистами, составляется Roadmap и финансовый план, максимально активизируется процесс разработки.

Важный аспект для запуска краудфандинговой кампании – выбор подходящей платформы. Отдельно стоит заметить, что нежелание подробно ознакомиться с их правилами может стать причиной весьма серьезных проблем, вплоть до удаления проекта с сайта.

Перед запуском краудфандинговой кампании Ecois.me мы подробно ознакомились с двумя самыми крупными платформами – Kickstarter и Indiegogo. У каждой из них есть свои сильные и слабые стороны.

Регистрация аккаунта

Первый вопрос, который возникает перед запуском краудфандинговой кампании – доступ к площадке.

С Indiegogo все просто. Добавить новый проект может житель любой страны, достигший совершеннолетия (с 18 лет), без подтверждения личности и банковского аккаунта.

С Kickstarter все немного сложнее. Добавить компанию могут только граждане следующих стран: США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов, Германии, Дании, Ирландии, Швеции, Норвегии. Данные о гражданстве и банковском аккаунте проходят ручную модерацию (до семи дней). Отдельно стоит отметить, что валюта кампании соответствует валюте страны регистратора, и поменять ее на другую невозможно. На первый взгляд, это несущественный вопрос, однако большинство бэкеров приходится на Штаты, и запуск кампании в непонятной для них валюте уменьшает конверсию – потенциальные пользователи не понимают, сколько они на самом деле отдали денег.

Если фаундеры не являются резидентами данных стран, но все же решают запускать кампанию по сбору средств на Kickstarter, придется воспользоваться услугами посредников. В среднем цена за добавление на площадку колеблется в районе $2000, а также 1-3% от кампании.

Финансирование

Всего существует два вида сбора средств – Fixed и Flexible.

Fixed дает возможность вывести средства только при достижении цели. Данный тип сбора средств используется как в Kickstarter, так и в Indiegogo.

Flexible позволяет вывести средства, даже если цель не была достигнута. Это негативно сказывается на доверии человека к продукту и команде, что может повлиять на успешность кампании. Данный вид сбора средств есть только у Indiegogo. К примеру, украинский проект Ecozy собрал за время кампании $30 000, и уже после ее окончания – еще $10 000.

Также Indiegogo реализовала систему предзаказов – InDemand. По истечении срока сбора средств остается возможность заказать продукт.

Ниже указаны размеры комиссий, которые платформы берут за свои услуги.

Название площадки Kickstarter Indiegogo
Тип финансирования Fixed Fixed Flexible
Комиссия площадки 5% 5% 5%
Комисcия сервиса вывода средств 3% + $0,2 per pledge 3% + $0,3 per pledge 3% + $0,3 per pledge
Время вывода средств До 14 дней До 14 дней

До 14 дней
(перевод был осуществлен за 2 дня)

В Indiegogo, при использовании flexible-модели, у бэкера есть возможность оплатить товар как через Paypal, так и с помощью кредитной карты. При использовании Fixed – лишь с помощью Paypal. У Kickstarter можно оплатить награду только кредитной картой.

Отдельно хотел бы обратить внимание на то, что при работе с Indiegogo необходимо сразу привязывать Рaypal аккаунт кампании. Мы это сделали только в середине отведенного срока по сбору средств, и все деньги, собранные до этого, были отосланы на личный аккаунт одного из фаундеров, который был привязан изначально. В тот же день Paypal заблокировал аккаунт и потребовал предоставить дополнительную информацию для разблокировки.

Оформление кампании и модерация

Indiegogo и Kickstarter по-разному подходят к оформлению и модерации кампании. Для Kickstarter важен контент, качество оформления кампании и возможность последующей реализации продукта. Это отражается на требованиях к проекту, модерации и строгости правил после запуска кампании.

Чтобы пройти модерацию, команда должна представить реальные фотографии устройства либо его прототипа. Использование рендеров запрещено. Все интерфейсы, представленные в скриншотах, должны быть полностью рабочие. Модерация проектов в среднем длится до семи дней. Лишь 40% всех компаний проверяются вручную, остальные – алгоритмами Kickstarter.

На площадке запрещено размещать проекты, связанные с благотворительностью, учебными курсами, тренингами, подарочными сертификатами, а также с проектами, в которых присутствует денежное вознаграждение. К примеру, на Indiegogo была запущена кампания по сбору средств для восстановления разрушенного зоопарка в Тбилиси .

Indiegogo повышает уровень своих проектов другим путем. Написав в техническую поддержку платформы, можно получить качественную помощь от команды, начиная с оформления проекта и заканчивая выводом средств. За проектом закрепляется менеджер, который ведет определенную тематику проектов, в нашем случае – технологическую. Модерация кампании перед запуском не проводится.

Не столь критические различия также в количестве наград – до 10 у Kickstarter и до 20 у Indiegogo. Награды являются важной составляющей маркетинга компании. Их можно использовать как инфоповод, делая уникальные скидки в определенные дни. Так, ко Дню отца мы подготовили ограниченную серию сенсоров со скидкой, тем самым привлекли новых бэкеров.

Еще одно отличие – в загрузке видео: у Indiegogo можно добавлять видео с YouTube и Vimeo, у Kickstarter необходимо выгружать на сайт, после чего оно будет сжато до разрешения 640x480. YouTube и Vimeo могут стать дополнительным каналом привлечения пользователей. Хорошим примером является кампания Flic , продукцию которой купили 12 987 человек. На данный момент их видео просмотрели уже 227 000 раз, и количество просмотров продолжает расти.

Стоит отметить, что после завершения кампании Kicktarter закрывает возможность редактирования проекта, что заставляет команду обновить описание за несколько часов до окончания. У Indiegogo данный функционал остается доступным.

Статистика и работа с бэкерами

На протяжении сбора средств важно понимать, кто клиенты разрабатываемого продукта, и каким образом можно донести им свою идею.

Indiegogo предоставляет для этого все необходимые инструменты – внутреннюю статистику системы, возможность добавлять Google Analytics и отслеживать статистику рекламы от Facebook. Кроме этого, Indiegogo с первых дней кампании предоставляет доступ ко всем данным бэкеров, что позволяет понять, кто целевая аудитория продукта, и начать с ними диалог. Ведение диалога с бэкерами также осуществляется через почту.

Kickstarter дает доступ лишь к внутренней статистике. Но, несмотря на это, есть возможность общаться с бэкерами с помощью сообщений внутри системы. По отзывам наших друзей, запускавших кампании на Kickstarter, данная система не очень удобна.

Доверие к площадке

Важный параметр для успешной компании – доверие аудитории к платформе.

Kickstarter тут выигрывает по всем параметрам. Качество проектов и доверие аудитории обеспечивается строгой модерацией и удалением проектов в случае их нарушений. Это может случиться при добавлении заведомо ложных проектов, продаже существующих товаров, нарушении авторских прав, пледже продукта самими фаундерами проекта, прямых ссылках на страницу компании с рекламных площадок, таких как Google или Facebook.

Коэффициент успешных кампаний на Kickstarter колеблется в пределах 54% против 9,8% у Indiegogo. Репутацию Indiegogo также портит отсутствие реакции администрации на заведомо ложные проекты либо на проекты, которые технически невозможно реализовать. Ярким примером являются часы-браслет Ritot, во время кампании которых велись бурные обсуждения о возможности их технической реализации. После завершения сбора денег команда начала регулярно публиковать обновления о разработке их технической части. Остается надеяться, что команда сможет закончить свой продукт, а бэкеры получат свои браслеты.

Не так давно, 11 июня, был первый прецедент, когда Федеральная торговая комиссия США подала иск против создателей проекта The Doom That Came to Atlantic City. В 2015 году они собрали $120 000 из $35 000 заявленных, но так и не выпустили игру.

Аудитория площадки

Не менее важный фактор – размеры аудитории. Для начала стоит понять, кто является аудиторией краудфандинговых платформ. Если смотреть на кривую восприятия инноваций на рынке (приведена ниже) – это новаторы. Наиболее восприимчивая к инновациям, образованию и быстро адаптирующаяся аудитория. Она составит абсолютное большинство ваших покупателей.


Однозначное преимущество в величине аудитории имеет Kickstarter: 1,1 млн подписчиков в Facebook и 1 млн – в Twitter, против 340 и 230 тысяч у Indiegogo.

Бытует мнение, что на краудфандинговых площадках «денег нет», но это не совсем так. После того как кампания в короткие сроки собирает более 30% цели, ее включают в рассылку платформы, публикуют посты в Facebook и Twitter. Только с одной рассылки Indiegogo мы получили более чем на $10 000 заказов.


Также присутствует возможность попасть на главную страницу площадки. Kickstarter отбирает проекты вручную, в то время как Indiegogo делает это автоматически.

Стоит заметить, что Indiеgogo предоставляет функционал для партнерской программы. Каждый пользователь получает уникальную ссылку, после чего команда проекта может смотреть, сколько людей купило продукт, и давать поощрительную награду за это. Если грамотно построить партнерскую программу, можно добиться вирусного эффекта и значительных продаж, как это было у Flic – за пять покупок устройства друзьями человек получал его бесплатно.

Выводы

Несмотря на то что Kickstarter и Indiegogo решают одну и ту же задачу – сбор средств для реализации проекта, при детальном рассмотрении у площадок оказалось множество различий. Запуск кампаний на обеих площадках подразумевает разные стратегии и уровень подготовки проекта, и разный набор инструментов для достижения цели.

Если команда понимает, что сроки поджимают, и она не успевает произвести полноценный прототип, либо банально не хватает финансирования, единственное правильное решение – запускаться на Indiegogo. Не менее важна тут поддержка команды краудфандинговой площадки. Особенно если это первый запуск подобных кампаний.

Рассматривать Kickstarter стоит, если у проекта рабочий прототип и сильная маркетинговая составляющая.

Перед запуском краудфандинговой кампании всегда стоит помнить, что собранные деньги не гарантируют ее успешности. По завершении отведенного срока начинается самый большой и сложный этап – разработка проекта, общение с клиентами и доведение продукта до финальной стадии. Лишь 30% команд, собравших всю необходимую сумму, смогли сдержать свои обещания и реализовать продукт.

Также при подготовке кампании на краудфандинг стоит учесть расходы на маркетинг, снятие видео и многое другое. В среднем на это уходит около $10 000 собственных средств команды.

Вместо послесловия

Краудфандинговых платформ огромное множество, и выбирая, где запустить свой проект, не стоит ориентироваться только на Indiegogo и Kickstarter. Это лишь инструмент, который позволяет воплотить проект в жизнь. И как инструмент он обладает уникальным набором свойств, нацеленных на реализацию конкретных задач.

Так, например, украинский проект Hyko – умный мишка, обучающий детей экономить электроэнергию, собрал $65 000 на платформе Doorgaan . Автор проекта был нацелен на западноевропейские рынки, где развита культура экономии и бережного отношения к природным ресурсам.

Если смотреть на Украину, в ней уже не первый год работает Biggggidea, специализирующаяся на сборе средств для культурных проектов, и Украинская биржа благотворительности, помогающая собирать на лечение детей и социальные проекты.

Генеральный директор компании Cinemood Михаил Буховцев и директор по маркетингу Дарья Мингалиева рассказали сайт, как прошла кампания проекта «Мультикубик» (гаджет, который позволяет просматривать мультфильмы на любой поверхности) на краудфандинговой платформе Indiegogo и как можно было сделать ее эффективнее. С героями материала беседовала Зера Черешнева.

1. Ты никогда не знаешь, что случится после запуска кампании

Все началось 19 апреля в час ночи по московскому времени в гостинице Сан-Франциско: часть команды прилетела туда, чтобы координировать процессы. Мы серьезно подготовились к старту краудфандинга на иностранной платформе, посетили офис Indiegogo, привлекли их к помощи за процент от кампании, взяли множество консультаций у экспертов, заранее продумали стратегии и модели привлечения клиентов. Набрали базу email в 15 тысяч человек, раскрутили сообщества в социальных сетях и собрали предзаказы.

В общем, тузов в рукаве было достаточно, чтобы со спокойным сердцем нажать на кнопку Start. Мы нажали - и после этого все наши планы провалились. Перестало работать абсолютно все, что мы готовили месяцами. Отказала реклама на Facebook, перестала работать email-рассылка. Из 15 тысяч предзаказов реально оплатить счета торопились не больше 2% клиентов. Мы словно попали в другую матрицу. Паника, апатия и джетлаг закончились на третий день, матрица была считана, мы пришли в себя, набросали новый план и стали экспериментировать.

2. Самое сложное в краудфандинге - три первых и три последних дня кампании

Мы знали, что без успешного старта денег не собрать. Необходимо доказать всем, что твой проект нужен людям, что они готовы голосовать за него долларом - это значит, что половина от заявленной суммы должна быть собрана не позже, чем за три дня. Мы сделали это за сутки.

3. Ваша страница на Indiegogo не должна выглядеть слишком красиво

Мы долго готовились к выпуску второго продукта, вложили в это около $50 тысяч и были довольны визуализацией проекта. Но люди с большим подозрением отнеслись к нашим «вылизанным» макетам и идеальным картинкам. Это сбивало их с толку. Если мы стартап, думали они, то почему все настолько грамотно сделано, откуда профессиональное видео, выверенные маркетологом тексты?

Мы считали фидбэк пользователей, поняли, что это выглядит как вброс корпорации, а не как работа команды стартапа из 15 человек, и максимально упростили картинку.

4. Американская публика не сильно отличается от российской

Первое время нас мучило дежавю: в России мы ровно год назад уже проворачивали историю с предзаказами на первый продукт. На родине мы все делали через собственный сайт, и процесс шел довольно успешно. Мы думали, американская публика будет сильно отличаться от российской. Сломали голову над новыми моделями подачи материала, брейнштормили ночи напролет, чтобы поразить американцев, изменили концепцию подачи продукта.

И вот, когда все наши гениальные идеи были воплощены в жизнь, реакция местных жителей оказалась такой же, как и у россиян: просьбы о скидках, смешные комментарии, одинаковые вопросы. У нас гораздо больше общего в менталитете, чем мы думаем.

5. Не стоит надеяться на поддержку американской прессы

Можно сказать, что иностранный пиар мы провалили: слишком поздно начали работу в этом направлении. Лично завязанные контакты работали плохо: договориться о встрече с журналистом американского издания сложнее, чем пригласить на чашечку кофе топ-менеджера известной компании. Местные журналисты не любят встречи, их больше устраивает интервью по Skype.

Мы знали, что для хорошего трафика нам нужна публикация в TechCruch, но даже создав письмо по канонам Майка Бутчера (главного редактора TechCruch), в ответ мы получили фразу: «И это вы называете продуктом?».

Тактика не сработала. Мы приняли поражение и сели мозговать, как завоевать доверие. Позже мы получили приглашение бесплатно принять участие в конференции TechCrunch и там привлекли его внимание картонной тантамареской Бутчера в полный рост с той самой цитатой. Это здорово его рассмешило, по сети разлетелись тысячи селфи двух Бутчеров, живого и бумажного - но публикация так и не появилась.

Мы понимали, что самим нам не справиться, и параллельно c попытками найти подход к прессе искали агентство, которое сделает это за нас. Цена у всех была от $10 тысяч в месяц без каких-либо гарантий.

Зато одна из самых популярных мам-блогеров Джина Ли Тэнк, которая раньше делала про нас материал , оказалась владелицей небольшого агентства и предложила нам гораздо более интересные условия за цену вдвое ниже - просто потому, что ей понравился проект. Мы также подключили агентство PR Serve, которое очень советовали в Indiegogo, но оно не принесло результатов.

6. Нужно научиться правильно рассчитывать силы команды еще до выхода на Indiegogo

Мы прилетели в Сан-Франциско за сутки до запуска, первые три дня спали по пять часов, работали и на Америку, и на Россию. Команда на момент запуска была разбросана по трем городам в трех странах. В Москве остался бэк-офис, несколько человек находились в штаб-квартире Indiegogo в Сан-Франциско, некоторые участвовали в акселерационной программе Bang & Olufsen в Дании (мы выиграли ее в конкурсе Next Step Challenge чуть раньше).

На пятый день мы поняли свою главную ошибку: одна часть команды лежала, высунув язык, а вторая работала в прежнем спокойном режиме. Мы неправильно распределили нагрузку, и два важных этапа наложились друг на друга, мы стали делать все и сразу. Сейчас мы понимаем, что старт кампании на Indiegogo стоило сдвинуть.



7. Не весь спам, который приходит вам на почту, стоит игнорировать

С первого дня запуска кампании наши почтовые ящики засыпали десятки предложений от спамеров и рекламщиков, которые якобы знали секреты привлечения трафика на краудфандинговую страничку. Сначала мы просто удаляли эти письма, а потом стали изучать. В итоге два предложения из десяти оказывались реально стоящими. Мы поняли, что весь этот хлам нужно читать и анализировать, среди него можно найти много полезного.

8. Есть внутренние инструменты платформы, способные создать трафик

На платформе есть алгоритм выдачи интересных проектов Gogofactor. Мы в первый же день попали на первую страницу Indiegogo - это обеспечило автоматическое попадание в рассылку «Тренды» по email-базе платформы, кроме того, появилась запись на странице Indiegogo в Facebook.

Другой нестандартный способ - рекомендация от успешного краудфандера другого проекта после завершения его кампании. Когда мы проходили программу акселерации в Дании, подружились с местным стартапом, который создает мини-микрофоны Instamic. Этот проект как раз успешно завершал свою кампанию , и в финале создатель разослал всем своим покупателям письма в стиле: «Познакомился с крутым проектом - взгляните, что творят российские ребята, какой классный продукт».

Незадолго до начала нашей кампании Indiegogo официально запустил функцию использования secret perk (промокода) - мы и опробовали ее одними из первых. Позже узнали, что внутри платформы есть клубы по интересам - сообщества гикоманов, которые охотятся за специальными скидками, там участники размещают специальные предложения «для своих». Забавно было обнаружить внутри краудфандинговой платформы местный Groupon. Мы тоже разместили в Backer Club свое объявление с промокодом и получили оттуда заказы.

9. Новые функции платформы могут убить ваши планы

В апреле Indiegogo запустил еще одно нововведение - функцию ReFund, с которой клиент может в любой момент вернуть свои средства. Узнали мы о ней, когда несколько клиентов внезапно обнулили свои заказы. Теперь каждый покупатель может отозвать деньги с платформы, пока продукт не пришел ему в руки. То есть доверие пользователя необходимо удерживать от начала кампании до выпуска продукта и отправки его адресатам, а это примерно полгода или год. Такое изменение условий совсем не на руку краудфандеру.

10. Пробуйте все инструменты, что-то обязательно сработает

Когда мы поняли, что план провалился, а времени строить новый не было, мы стали пробовать все подряд. Подключили к процессу всех партнеров, заставили их сделать рекламные баннеры и написать о нас на своих страницах в соцсетях, сочинили новые партнерские программы, связанные с Indiegogo. Мы попробовали множество сервисов, и самыми эффективными оказалались эти:

  • Buzzstream.com - инструмент по подбору контактов и лидеров мнений;
  • Thunderclap.it - инструмент для поднятия хештега и задания тренда в соцсетях (люди соглашаются на то, что в определенный момент от их лица публикуется пост с определенным содержанием);
  • Hey.press - платформа для поиска релевантных журналистов.

Каждый день мы что-то меняли, у нас в телефонах остались скриншоты всех ежедневных изменений с результатами. Мы поняли, что успешный краудфандинг - это не слепая удача. Ты работаешь по 14 часов в день на протяжении четырех недель, нервы на пределе, время всегда на исходе. Вообще, самое важное, что дает Indiegogo, - это ощущение времени. Оно становится материальным, ты слышишь, как тикает счетчик, начинаешь думать и действовать быстрее.

Несмотря на все неудачи, мы стали первыми русскими, которые переступили порог офиса Indiegogo, собрали больше $100 тысяч за две недели и получили приглашение бесплатно поучаствовать в лучшей технической конференции мира TechСrunch.

За последний месяц мы привлекли $200 тысяч инвестиций от Starttrack и неожиданно для себя заняли первое место на Startup Village, выиграв 3 миллиона рублей - что, кстати, вызвало панику и гнев у некоторых инноваторов, судя по их в Facebook.

Сейчас мы в состоянии паники и эйфории. Нам сыплются запросы на партнерские программы. Мы стали совершать B2B-продажи: детские лагеря, школы, детские сады, центры развития, центры реабилитации, крупные и мелкие ритейлеры. Сейчас они покупают продукт по цене в два раза ниже той, что будет после появления продукта на прилавках. Да, это история про доверие, но деньги при любых раскладах вернутся в компанию, поэтому риски для них минимальны.

Мы сделали 10 прототипов будущего портативного проектора, и каждый раз, когда их берут в руки незнакомые люди, мы получаем новый фидбэк и корректируем продукт. Но главное - это эффект от взаимодействия: ты показываешь проектор взрослому и видишь, как он про все забывает и начинает говорить о своих детях. Так мы понимаем, что не спим не зря.

Indiegogo - это Краудфандинговая платформа, основанная на принципах открытости, прозрачности, свободы выбора и действий . Она предназначена для финансирования совершенно любых проектов и в связи с этим имеет ряд преимуществ по сравнению со своим основным конкурентом - Kickstarter . На Indiegogo не существует ограничений по типу проектов . Они могут быть как технологическими (в том числе без прототипа), развлекательными, образовательными, так и благотворительными. Более того, человек может собирать средства на свои личные цели (тут область интересов пересекается с другим конкурентом - GoFundMe). Также заметным отличием является возможность запускать кампании на основе гибкой модели финансирования, а также быть открытыми для пользователей из любой точки мира.

Действительно как создавать кампании, так и финансировать их (в отличие от упомянутой выше платформы Kickstarter) может человек откуда угодно. Географических ограничений не существует. Единственно, ему нужно иметь легальный счет в банке.

Гибкая модель финасирования, которая еще называется "Оставь себе все", заключается в возможности получить деньги, даже если финансовая цель кампании не достигнута. При этом стандартная модель "Все или ничего" также существует. Автор кампании может изначально ее выбрать, дав понять своим спонсорам, что он готов идти на риск и надеется на их помощь в этой безкомпромиссной борьбе.

Безусловно, такая гибкость накладывает свои ограничения на финансовые взаимоотношения с платформой. В случае гибкой модели финансирования платформа Indiegogo забирает себе 9% от собранных средств . Однако если цель все же будет достигнута, то 5% возвращаются обратно. Понятно, что при модели "Все или ничего" возможен только вариант 4%.

Для благотворительных проектов платформа предлагает 25%-ую скидку по всем процентным ставкам. Правда некоммерческие проекты свои средства обычно получают через специальную структуру - FirstGiving, которая берет дополнительные 4% за свои услуги.

В целом схема работы с платформой Indiegogo стандартна и укладывается в следующие несколько этапов :

1) Автор готовит описание своего проекта. Пишет тексты, загружает видео-обращения, иллюстрации, таблицы. Все то, что поможет пользователю сориентироваться и принять решение в пользу именно данного проекта. На этом же этапе выбирается схема финансирования ("Оставь себе все" или "Все или ничего"), срок кампании и финансовая цель. Также автор указывает вознаграждения, которые он готов предоставить своим спонсорам. В зависимости от типа кампании это может быть что-угодно, начиная от благодарственных речей, и, заканчивая предзаказом самого товара.

2) После публикации задача автора максимально быстро известить свой ближайший круг о новом проекте. Желательно также обратиться к СМИ за поддержкой. С периодичностью в несколько дней нужно публиковать обновления по своему проекту, чтобы спонсоры и заинтересованные лица оставались замотированными.

3) После истечения срока проведения кампании автор получает свои средства. Однако тут есть свои тонкости. Остановимся на них подробнее :

Та часть средств, которая перечислялась с помощью PayPal, сразу попадает в аккаунт пользователя. За вычетом 9% (комиссия Indiegogo). При достижении финансовой цели, 5% возвращаются. Понятно, что в случае работы по модели "Все или ничего", деньги на аккаунт PayPal попадают только после удачного исхода кампании.

Средства, перечисляемые через банковский аккаунт, отправляются пользователю только после истечения срока проведения кампании. Причем это может занять до 16 рабочих дней.

Наконец средства, получаемые некоммерческими организациями, перечисляются ей каждую неделю или месяц в зависимости от типа кампании и договоренности.

Создатели платформы Indiegogo неустанно напоминают, что конечный результат зависит исключительно от собственной активности, которая выражается в продвижении кампании в первую очередь по социальным каналам. Они называет это gogofactor. Чем выше данный показатель, тем больше вероятность, что проект попадает на главную страницу в список выделенных. Безусловно, при этом его шансы еще больше вырастут. Так что все находится в руках авторов .

Несмотря на глобальность платформы и отсутствие в ней видимых ограничений по участию, собирать средства можно только в нескольких валютах: Доллары США, Канадские доллары, Английский фунт стерлингов и Евро .

Следует отметить, что зачастую кроме сбора средств компании используют Краудфандинговые платформы, подобные Indiegogo, для пиара своих проектов и прощупывания рынка. Особенно часто эа этим замечаются технологические компании, которые выпускают новый продукт и с помощью технологии Краудфандинга собирают предзаказы, желая удостовериться, что новинка пришлась по душе. Этот способ также во многом помогает компании впоследствии привлечь крупного венчурного инвестора, так как есть прямая доказательная база положительного отношения клиентов к продукции!

На момент публикации обзора самым крупным проектом на Indiegogo остается кампания смартфона Ubuntu Edge , которая собрала почти $13 млн. из запланированных $32 млн. Однако, учитывая модель "Все или ничего", кампания в итоге стала неудачной, хоть и во многом знаковой.

В 2014 году на платформе произошло рекордное количество обновлений:

  • январь: запуск сервиса Outpost , который дает компаниям возможность переносить кампании с Indiegogo непосредственно на свой сайт, сохраняя такие преимущества платформы, как маркетинговые каналы, аналитика и пользовательская сеть;
  • апрель: смена логотипа и дизайна сайта;
  • июль: запуск канадского мобильного приложения для iOS ;
  • август: увеличение списка сервисов, интегрированных с Facebook ;
  • август: запуск международного мобильного приложения для iOS ;
  • сентябрь: открыт офис в Израиле ;
  • сентябрь: запуск модели Forever Funding для компаний, которые уже привлекли необходимое финансирование и хотели бы получать дополнительные средства на постоянной основе;
  • октябрь: Indiegogo становится первым Краудфандинговым партнером Apple Pay ;
  • декабрь: запуск сервиса добровольного страхования бекеров;
  • декабрь: запуск

    Адрес сайта:

    Дата запуска:

    Место размещения:

    Соединенные Штаты Америки

    История:

    Платформа в виде концепции появилась в 2007 году под именем "Project Keiyaku". Сайт был официально запущен в январе 2008 года на кинофестивале Sundance. Такой выбор был сделан не случайно. Упор делался на финансирование кинопроектов. В 2009-ом году платформа расширила поле своей деятельности и стала принимать любые проекты.
    В феврале 2008-го платформа получила Ангельские инвестиции.
    В сентябре 2011-го года - посевные инвестиции в размере $1.5 млн.
    В июне 2012-го года - $15 млн. в рамках Раунда А.
    В январе 2014-го года - $40 млн. в рамках Раунда B.

    Основатели:

    Слава Рубин (Slava Rubin), Эрит Шел (Eric Schell) и Дана Рингельман (Danae Ringelmann)

Генеральный директор компании Cinemood Михаил Буховцев и директор по маркетингу Дарья Мингалиева рассказали сайт, как прошла кампания проекта «Мультикубик» (гаджет, который позволяет просматривать мультфильмы на любой поверхности) на краудфандинговой платформе Indiegogo и как можно было сделать ее эффективнее. С героями материала беседовала Зера Черешнева.

1. Ты никогда не знаешь, что случится после запуска кампании

Все началось 19 апреля в час ночи по московскому времени в гостинице Сан-Франциско: часть команды прилетела туда, чтобы координировать процессы. Мы серьезно подготовились к старту краудфандинга на иностранной платформе, посетили офис Indiegogo, привлекли их к помощи за процент от кампании, взяли множество консультаций у экспертов, заранее продумали стратегии и модели привлечения клиентов. Набрали базу email в 15 тысяч человек, раскрутили сообщества в социальных сетях и собрали предзаказы.

В общем, тузов в рукаве было достаточно, чтобы со спокойным сердцем нажать на кнопку Start. Мы нажали - и после этого все наши планы провалились. Перестало работать абсолютно все, что мы готовили месяцами. Отказала реклама на Facebook, перестала работать email-рассылка. Из 15 тысяч предзаказов реально оплатить счета торопились не больше 2% клиентов. Мы словно попали в другую матрицу. Паника, апатия и джетлаг закончились на третий день, матрица была считана, мы пришли в себя, набросали новый план и стали экспериментировать.

2. Самое сложное в краудфандинге - три первых и три последних дня кампании

Мы знали, что без успешного старта денег не собрать. Необходимо доказать всем, что твой проект нужен людям, что они готовы голосовать за него долларом - это значит, что половина от заявленной суммы должна быть собрана не позже, чем за три дня. Мы сделали это за сутки.

3. Ваша страница на Indiegogo не должна выглядеть слишком красиво

Мы долго готовились к выпуску второго продукта, вложили в это около $50 тысяч и были довольны визуализацией проекта. Но люди с большим подозрением отнеслись к нашим «вылизанным» макетам и идеальным картинкам. Это сбивало их с толку. Если мы стартап, думали они, то почему все настолько грамотно сделано, откуда профессиональное видео, выверенные маркетологом тексты?

Мы считали фидбэк пользователей, поняли, что это выглядит как вброс корпорации, а не как работа команды стартапа из 15 человек, и максимально упростили картинку.

4. Американская публика не сильно отличается от российской

Первое время нас мучило дежавю: в России мы ровно год назад уже проворачивали историю с предзаказами на первый продукт. На родине мы все делали через собственный сайт, и процесс шел довольно успешно. Мы думали, американская публика будет сильно отличаться от российской. Сломали голову над новыми моделями подачи материала, брейнштормили ночи напролет, чтобы поразить американцев, изменили концепцию подачи продукта.

И вот, когда все наши гениальные идеи были воплощены в жизнь, реакция местных жителей оказалась такой же, как и у россиян: просьбы о скидках, смешные комментарии, одинаковые вопросы. У нас гораздо больше общего в менталитете, чем мы думаем.

5. Не стоит надеяться на поддержку американской прессы

Можно сказать, что иностранный пиар мы провалили: слишком поздно начали работу в этом направлении. Лично завязанные контакты работали плохо: договориться о встрече с журналистом американского издания сложнее, чем пригласить на чашечку кофе топ-менеджера известной компании. Местные журналисты не любят встречи, их больше устраивает интервью по Skype.

Мы знали, что для хорошего трафика нам нужна публикация в TechCruch, но даже создав письмо по канонам Майка Бутчера (главного редактора TechCruch), в ответ мы получили фразу: «И это вы называете продуктом?».

Тактика не сработала. Мы приняли поражение и сели мозговать, как завоевать доверие. Позже мы получили приглашение бесплатно принять участие в конференции TechCrunch и там привлекли его внимание картонной тантамареской Бутчера в полный рост с той самой цитатой. Это здорово его рассмешило, по сети разлетелись тысячи селфи двух Бутчеров, живого и бумажного - но публикация так и не появилась.

Мы понимали, что самим нам не справиться, и параллельно c попытками найти подход к прессе искали агентство, которое сделает это за нас. Цена у всех была от $10 тысяч в месяц без каких-либо гарантий.

Зато одна из самых популярных мам-блогеров Джина Ли Тэнк, которая раньше делала про нас материал , оказалась владелицей небольшого агентства и предложила нам гораздо более интересные условия за цену вдвое ниже - просто потому, что ей понравился проект. Мы также подключили агентство PR Serve, которое очень советовали в Indiegogo, но оно не принесло результатов.

6. Нужно научиться правильно рассчитывать силы команды еще до выхода на Indiegogo

Мы прилетели в Сан-Франциско за сутки до запуска, первые три дня спали по пять часов, работали и на Америку, и на Россию. Команда на момент запуска была разбросана по трем городам в трех странах. В Москве остался бэк-офис, несколько человек находились в штаб-квартире Indiegogo в Сан-Франциско, некоторые участвовали в акселерационной программе Bang & Olufsen в Дании (мы выиграли ее в конкурсе Next Step Challenge чуть раньше).

На пятый день мы поняли свою главную ошибку: одна часть команды лежала, высунув язык, а вторая работала в прежнем спокойном режиме. Мы неправильно распределили нагрузку, и два важных этапа наложились друг на друга, мы стали делать все и сразу. Сейчас мы понимаем, что старт кампании на Indiegogo стоило сдвинуть.



7. Не весь спам, который приходит вам на почту, стоит игнорировать

С первого дня запуска кампании наши почтовые ящики засыпали десятки предложений от спамеров и рекламщиков, которые якобы знали секреты привлечения трафика на краудфандинговую страничку. Сначала мы просто удаляли эти письма, а потом стали изучать. В итоге два предложения из десяти оказывались реально стоящими. Мы поняли, что весь этот хлам нужно читать и анализировать, среди него можно найти много полезного.

8. Есть внутренние инструменты платформы, способные создать трафик

На платформе есть алгоритм выдачи интересных проектов Gogofactor. Мы в первый же день попали на первую страницу Indiegogo - это обеспечило автоматическое попадание в рассылку «Тренды» по email-базе платформы, кроме того, появилась запись на странице Indiegogo в Facebook.

Другой нестандартный способ - рекомендация от успешного краудфандера другого проекта после завершения его кампании. Когда мы проходили программу акселерации в Дании, подружились с местным стартапом, который создает мини-микрофоны Instamic. Этот проект как раз успешно завершал свою кампанию , и в финале создатель разослал всем своим покупателям письма в стиле: «Познакомился с крутым проектом - взгляните, что творят российские ребята, какой классный продукт».

Незадолго до начала нашей кампании Indiegogo официально запустил функцию использования secret perk (промокода) - мы и опробовали ее одними из первых. Позже узнали, что внутри платформы есть клубы по интересам - сообщества гикоманов, которые охотятся за специальными скидками, там участники размещают специальные предложения «для своих». Забавно было обнаружить внутри краудфандинговой платформы местный Groupon. Мы тоже разместили в Backer Club свое объявление с промокодом и получили оттуда заказы.

9. Новые функции платформы могут убить ваши планы

В апреле Indiegogo запустил еще одно нововведение - функцию ReFund, с которой клиент может в любой момент вернуть свои средства. Узнали мы о ней, когда несколько клиентов внезапно обнулили свои заказы. Теперь каждый покупатель может отозвать деньги с платформы, пока продукт не пришел ему в руки. То есть доверие пользователя необходимо удерживать от начала кампании до выпуска продукта и отправки его адресатам, а это примерно полгода или год. Такое изменение условий совсем не на руку краудфандеру.

10. Пробуйте все инструменты, что-то обязательно сработает

Когда мы поняли, что план провалился, а времени строить новый не было, мы стали пробовать все подряд. Подключили к процессу всех партнеров, заставили их сделать рекламные баннеры и написать о нас на своих страницах в соцсетях, сочинили новые партнерские программы, связанные с Indiegogo. Мы попробовали множество сервисов, и самыми эффективными оказалались эти:

  • Buzzstream.com - инструмент по подбору контактов и лидеров мнений;
  • Thunderclap.it - инструмент для поднятия хештега и задания тренда в соцсетях (люди соглашаются на то, что в определенный момент от их лица публикуется пост с определенным содержанием);
  • Hey.press - платформа для поиска релевантных журналистов.

Каждый день мы что-то меняли, у нас в телефонах остались скриншоты всех ежедневных изменений с результатами. Мы поняли, что успешный краудфандинг - это не слепая удача. Ты работаешь по 14 часов в день на протяжении четырех недель, нервы на пределе, время всегда на исходе. Вообще, самое важное, что дает Indiegogo, - это ощущение времени. Оно становится материальным, ты слышишь, как тикает счетчик, начинаешь думать и действовать быстрее.

Несмотря на все неудачи, мы стали первыми русскими, которые переступили порог офиса Indiegogo, собрали больше $100 тысяч за две недели и получили приглашение бесплатно поучаствовать в лучшей технической конференции мира TechСrunch.

За последний месяц мы привлекли $200 тысяч инвестиций от Starttrack и неожиданно для себя заняли первое место на Startup Village, выиграв 3 миллиона рублей - что, кстати, вызвало панику и гнев у некоторых инноваторов, судя по их в Facebook.

Сейчас мы в состоянии паники и эйфории. Нам сыплются запросы на партнерские программы. Мы стали совершать B2B-продажи: детские лагеря, школы, детские сады, центры развития, центры реабилитации, крупные и мелкие ритейлеры. Сейчас они покупают продукт по цене в два раза ниже той, что будет после появления продукта на прилавках. Да, это история про доверие, но деньги при любых раскладах вернутся в компанию, поэтому риски для них минимальны.

Мы сделали 10 прототипов будущего портативного проектора, и каждый раз, когда их берут в руки незнакомые люди, мы получаем новый фидбэк и корректируем продукт. Но главное - это эффект от взаимодействия: ты показываешь проектор взрослому и видишь, как он про все забывает и начинает говорить о своих детях. Так мы понимаем, что не спим не зря.

Особенности самых популярных краудфандинговых площадок.

Фото Shutterstok

За последние два месяца сразу два украинских проекта успешно провели кампании по сбору средств. В июле стартап Ecois.me собрал $67 000 на Indiegogo, а 16 июня более $220 000 с Kickstarter получил Concepter на вспышку iBlazr второго поколения. На сегодняшний день краудфандинговые площадки Kickstarter и Indiegogo являются одними из лучших мест для сбора средств на свой продукт. Несмотря на американские корни, они отлично подходят и зарубежным стартапам, в том числе и с Украины.

Специально для Forbes Иван Пасечник и Антон Дятлов , основатели проекта Ecois.me, рассказали обо всех особенностях и секретах работы с каждой из площадок.

Краудфандинговые платформы становятся все более популярными среди разработчиков инновационных продуктов в Украине. Основное их преимущество - возможность проверить, насколько разрабатываемый продукт будет интересен на глобальном рынке, и как результат - привлечь средства на его разработку.

Подготовка кампании - довольно затратный и трудоемкий процесс, который длится от нескольких месяцев до полугода, а в некоторых проектах и дольше. За это время снимается видео, готовятся медийные материалы, ведется общение с потенциальными бэкерами (инвесторами в краудфандинговые проекты) и журналистами, составляется Roadmap и финансовый план, максимально активизируется процесс разработки.

Важный аспект для запуска краудфандинговой кампании - выбор подходящей платформы. Отдельно стоит заметить, что нежелание подробно ознакомиться с их правилами может стать причиной весьма серьезных проблем, вплоть до удаления проекта с сайта.

Перед запуском краудфандинговой кампании Ecois.me мы подробно ознакомились с двумя самыми крупными платформами - Kickstarter и Indiegogo. У каждой из них есть свои сильные и слабые стороны.

Регистрация аккаунта

Первый вопрос, который возникает перед запуском краудфандинговой кампании - доступ к площадке.

С Indiegogo все просто. Добавить новый проект может житель любой страны, достигший совершеннолетия (с 18 лет), без подтверждения личности и банковского аккаунта.

С Kickstarter все немного сложнее. Добавить компанию могут только граждане следующих стран: США, Великобритании, Канады, Австралии, Новой Зеландии, Нидерландов, Германии, Дании, Ирландии, Швеции, Норвегии. Данные о гражданстве и банковском аккаунте проходят ручную модерацию (до семи дней). Отдельно стоит отметить, что валюта кампании соответствует валюте страны регистратора, и поменять ее на другую невозможно. На первый взгляд, это несущественный вопрос, однако большинство бэкеров приходится на Штаты, и запуск кампании в непонятной для них валюте уменьшает конверсию - потенциальные пользователи не понимают, сколько они на самом деле отдали денег.

Если фаундеры не являются резидентами данных стран, но все же решают запускать кампанию по сбору средств на Kickstarter, придется воспользоваться услугами посредников. В среднем цена за добавление на площадку колеблется в районе $2000, а также 1-3% от кампании.

Финансирование

Всего существует два вида сбора средств - Fixed и Flaxible.

Fixed дает возможность вывести средства только при достижении цели. Данный тип сбора средств используется как в Kickstarter, так и в Indiegogo.

Flaxible позволяет вывести средства, даже если цель не была достигнута. Это негативно сказывается на доверии человека к продукту и команде, что может повлиять на успешность кампании. Данный вид сбора средств есть только у Indiegogo. К примеру, украинский проект Ecozy собрал за время кампании $30 000, и уже после ее окончания - еще $10 000.

Также Indiegogo реализовала систему предзаказов - InDemand. По истечении срока сбора средств остается возможность заказать продукт.

Ниже указаны размеры комиссий, которые платформы берут за свои услуги.

В Indiegogo, при использовании flaxible-модели, у бэкера есть возможность оплатить товар как через Paypal, так и с помощью кредитной карты. При использовании Fixed - лишь с помощью Paypal. У Kickstarter можно оплатить награду только кредитной картой.

Отдельно хотел бы обратить внимание на то, что при работе с Indiegogo необходимо сразу привязывать Рaypal аккаунт кампании. Мы это сделали только в середине отведенного срока по сбору средств, и все деньги, собранные до этого, были отосланы на личный аккаунт одного из фаундеров, который был привязан изначально. В тот же день Paypal заблокировал аккаунт и потребовал предоставить дополнительную информацию для разблокировки.

Оформление кампании и модерация

Indiegogo и Kickstarter по-разному подходят к оформлению и модерации кампании. Для Kickstarter важен контент, качество оформления кампании и возможность последующей реализации продукта. Это отражается на требованиях к проекту, модерации и строгости правил после запуска кампании.

Чтобы пройти модерацию, команда должна представить реальные фотографии устройства либо его прототипа. Использование рендеров запрещено. Все интерфейсы, представленные в скриншотах, должны быть полностью рабочие. Модерация проектов в среднем длится до семи дней. Лишь 40% всех компаний проверяются вручную, остальные - алгоритмами Kickstarter.

На площадке запрещено размещать проекты, связанные с благотворительностью, учебными курсами, тренингами, подарочными сертификатами, а также с проектами, в которых присутствует денежное вознаграждение. К примеру, на Indiegogo была запущена кампания по сбору средств для восстановления разрушенного зоопарка в Тбилиси.

Indiegogo повышает уровень своих проектов другим путем. Написав в техническую поддержку платформы, можно получить качественную помощь от команды, начиная с оформления проекта и заканчивая выводом средств. За проектом закрепляется менеджер, который ведет определенную тематику проектов, в нашем случае - технологическую. Модерация кампании перед запуском не проводится.

Не столь критические различия также в количестве наград - до 10 у Kickstarter и до 20 у Indiegogo. Награды являются важной составляющей маркетинга компании. Их можно использовать как инфоповод, делая уникальные скидки в определенные дни. Так, ко Дню отца мы подготовили ограниченную серию сенсоров со скидкой, тем самым привлекли новых бэкеров.

Еще одно отличие - в загрузке видео: у Indiegogo можно добавлять видео с YouTube и Vimeo, у Kickstarter необходимо выгружать на сайт, после чего оно будет сжато до разрешения 640x480. YouTube и Vimeo могут стать дополнительным каналом привлечения пользователей. Хорошим примером является кампания Flic, продукцию которой купили 12 987 человек. На данный момент их видео просмотрели уже 227 000 раз, и количество просмотров продолжает расти.

Стоит отметить, что после завершения кампании Kicktarter закрывает возможность редактирования проекта, что заставляет команду обновить описание за несколько часов до окончания. У Indiegogo данный функционал остается доступным.

Статистика и работа с бэкерами

На протяжении сбора средств важно понимать, кто клиенты разрабатываемого продукта, и каким образом можно донести им свою идею.

Indiegogo предоставляет для этого все необходимые инструменты - внутреннюю статистику системы, возможность добавлять Google Analytics и отслеживать статистику рекламы от Facebook. Кроме этого, Indiegogo с первых дней кампании предоставляет доступ ко всем данным бэкеров, что позволяет понять, кто целевая аудитория продукта, и начать с ними диалог. Ведение диалога с бэкерами также осуществляется через почту.

Kickstarter дает доступ лишь к внутренней статистике. Но, несмотря на это, есть возможность общаться с бэкерами с помощью сообщений внутри системы. По отзывам наших друзей, запускавших кампании на Kickstarter, данная система не очень удобна.

Доверие к площадке

Важный параметр для успешной компании - доверие аудитории к платформе.

Kickstarter тут выигрывает по всем параметрам. Качество проектов и доверие аудитории обеспечивается строгой модерацией и удалением проектов в случае их нарушений. Это может случиться при добавлении заведомо ложных проектов, продаже существующих товаров, нарушении авторских прав, пледже продукта самими фаундерами проекта, прямых ссылках на страницу компании с рекламных площадок, таких как Google или Facebook.

Коэффициент успешных кампаний на Kickstarter колеблется в пределах 54% против 9,8% у Indiegogo. Репутацию Indiegogo также портит отсутствие реакции администрации на заведомо ложные проекты либо на проекты, которые технически невозможно реализовать. Ярким примером являются часы-браслет Ritot, во время кампании которых велись бурные обсуждения о возможности их технической реализации. После завершения сбора денег команда начала регулярно публиковать обновления о разработке их технической части. Остается надеяться, что команда сможет закончить свой продукт, а бэкеры получат свои браслеты.

Не так давно, 11 июня, был первый прецедент, когда Федеральная торговая комиссия США подала иск против создателей проекта The Doom That Came to Atlantic City. В 2015 году они собрали $120 000 из $35 000 заявленных, но так и не выпустили игру.

Аудитория площадки

Не менее важный фактор - размеры аудитории. Для начала стоит понять, кто является аудиторией краудфандинговых платформ. Если смотреть на кривую восприятия инноваций на рынке (приведена ниже) - это новаторы. Наиболее восприимчивая к инновациям, образованию и быстро адаптирующаяся аудитория. Она составит абсолютное большинство ваших покупателей.

Однозначное преимущество в величине аудитории имеет Kickstarter: 1,1 млн подписчиков в Facebook и 1 млн - в Twitter, против 340 и 230 тысяч у Indiegogo.

Бытует мнение, что на краудфандинговых площадках «денег нет», но это не совсем так. После того как кампания в короткие сроки собирает более 30% цели, ее включают в рассылку платформы, публикуют посты в Facebook и Twitter. Только с одной рассылки Indiegogo мы получили более чем на $10 000 заказов.

Также присутствует возможность попасть на главную страницу площадки. Kickstarter отбирает проекты вручную, в то время как Indiegogo делает это автоматически.

Стоит заметить, что Indiеgogo предоставляет функционал для партнерской программы. Каждый пользователь получает уникальную ссылку, после чего команда проекта может смотреть, сколько людей купило продукт, и давать поощрительную награду за это. Если грамотно построить партнерскую программу, можно добиться вирусного эффекта и значительных продаж, как это было у Flic - за пять покупок устройства друзьями человек получал его бесплатно.

Выводы

Несмотря на то что Kickstarter и Indiegogo решают одну и ту же задачу - сбор средств для реализации проекта, при детальном рассмотрении у площадок оказалось множество различий. Запуск кампаний на обеих площадках подразумевает разные стратегии и уровень подготовки проекта, и разный набор инструментов для достижения цели.

Если команда понимает, что сроки поджимают, и она не успевает произвести полноценный прототип, либо банально не хватает финансирования, единственное правильное решение - запускаться на Indiegogo. Не менее важна тут поддержка команды краудфандинговой площадки. Особенно если это первый запуск подобных кампаний.

Рассматривать Kickstarter стоит, если у проекта рабочий прототип и сильная маркетинговая составляющая.

Перед запуском краудфандинговой кампании всегда стоит помнить, что собранные деньги не гарантируют ее успешности. По завершении отведенного срока начинается самый большой и сложный этап - разработка проекта, общение с клиентами и доведение продукта до финальной стадии. Лишь 30% команд, собравших всю необходимую сумму, смогли сдержать свои обещания и реализовать продукт.

Также при подготовке кампании на краудфандинг стоит учесть расходы на маркетинг, снятие видео и многое другое. В среднем на это уходит около $10 000 собственных средств команды.

Вместо послесловия

Краудфандинговых платформ огромное множество, и выбирая, где запустить свой проект, не стоит ориентироваться только на Indiegogo и Kickstarter. Это лишь инструмент, который позволяет воплотить проект в жизнь. И как инструмент он обладает уникальным набором свойств, нацеленных на реализацию конкретных задач.

Так, например, украинский проект Hyko - умный мишка, обучающий детей экономить электроэнергию, собрал $65 000 на платформе Doorgaan. Автор проекта был нацелен на западноевропейские рынки, где развита культура экономии и бережного отношения к природным ресурсам.

Если смотреть на Украину, в ней уже не первый год работает Biggggidea, специализирующаяся на сборе средств для культурных проектов, и Украинская биржа благотворительности, помогающая собирать на лечение детей и социальные проекты.