Газотурбинные установки гтэ 160. Парогазовый энергоблок

Завоевание трехмерного пространства на ЛМЗ

Ю.Г. Котельников, П.И. Попов, П.С. Митюшин

В 1996 году для нужд конструкторских бюро Ленинградским металлическим заводом была приобретена специализированная программа трехмерного проектирования CADMATIC. Надо сказать, что в составе конструкторских бюро паровых и газовых турбин традиционно были подразделения, которые проектировали турбоустановки. Что такое проект турбоустановки? Чтобы ответить на этот вопрос, придется просто перечислить чертежи, которые мы выпускаем: компоновка турбоагрегата со вспомогательным оборудованием, фундамент турбины с генератором, площадки обслуживания турбоагрегата, трубопроводы обвязки турбоагрегата и вспомогательного оборудования с опорами и подвесками. Проект турбоустановки - это только часть единого большого проекта электростанции, и, чтобы эта частичка органично влилась в общий проект, необходима стыковка с программным обеспечением генеральных проектировщиков.После долгих поисков нужного нам программного продукта и неоднократных попыток создать собственную программу для выполнения этих задач наилучшим образом нам подошла программа CADMATIC.

Компоновка К-1000-60/3000, АЭС Кудан-Кулам, Индия; стадия строительства. В Индии строится атомный блок 1000 МВт электрической мощности с водоводяным энергетическим реактором ВВЭР-1000 производства ОМЗ, паровой турбиной на 3000 об./мин К-1000-60/3000 производства ЛМЗ и генератором с водородным охлаждением ТВВ-1000-2МТ3 производства «Электросилы»; все оборудование российское

Система CADMATIC представляет собой уникальное CAD/CAM-решение для проектирования промышленных объектов и инженерных коммуникаций. Пакет принадлежит к новому поколению открытых систем для создания технологических схем, решения задач по проектированию строительных конструкций, компоновке оборудования и прокладке инженерных коммуникаций, для обвязки турбоустановок (трубопроводы, вентиляция, кабельные трассы), подготовки технологической и сборочной информации, а также для связи проектных данных с автоматизированными системами обслуживания предприятия.

Компоновка ГТЭ-160, Геллер, Венгрия; стадия проектирования. На ТЭС Геллер будет построена парогазовая установка электрической мощностью 230 МВт, то есть одна газовая турбина ГТЭ-160 и одна конденсационная паровая турбина К-80-7,2 производства ЛМЗ, с генераторами с воздушным охлаждением соответствующей мощности производства «Электросилы», а также котел-утилизатор двух давлений производства ЗИО. Коэффициент полезного действия ПГУ - 52%

Система CADMATIC применяется во всех СКБ филиала для задач 3D-компоновки оборудования и проектирования трубопроводов турбоустановок.

Система CADMATIC использует открытую базу данных которая может быть использована совместно с другим програмным обеспечением, используемым основными контрагентами филиала ЛМЗ – генеральными проектировщиками ТЭС и АЭС.

Компоновка ГТЭ-160, ТЭС Дибис, Ирак; стадия строительства. ТЭС Дибис строится очередями. Первая стадия строительства - установка двух газовых турбин ГТЭ-160 производства ЛМЗ с работой в открытом цикле на байпасную трубу. Вторая очередь строительства - паротурбинная надстройка с котлами-утилизаторами. Строительство станции ведется в рамках программы помощи Организации Объединенных Наций «Нефть в обмен на продовольствие». Газовая турбина имеет следующие характеристики в условиях ISO: 157 МВт, расход воздуха 500 кг/с, температура газов на выходе из газовой турбины 535 °С. Сложность данного проекта заключается в том, что газовая турбина должна работать на четырех видах топлива: природный газ, дизельное топливо, нафта, сырая нефть

Система CADMATIC позволяет выпускать де-факто стандартную для проектировщиков трубопроводов документацию, необходимую для расчетов, изготовления (в том числе и на трубогибочных станках с ЧПУ), монтажа и обслуживания оборудования и трубопроводов.

Компоновка ГТЭ-160, ТЭЦ-27 Мосэнерго, Россия; введена в эксплуатацию в 2007 году. На ТЭЦ-27 Мосэнерго, блок ПГУ-450, аналогичный Калининградской ТЭЦ-2, возведен в рекордные сроки - за 2 года и 2 месяца. На ТЭЦ-27 продолжается строительство еще двух блоков ПГУ-450. Таким образом, в системе Мосэнерго эта станция будет самой крупной по установленной электрической мощности

Виброизолированный фундамент ГТЭ-160, ТЭЦ-27 Мосэнерго, Россия. Для строительства виброизолированного фундамента нами применяются пружинные блоки и демпферы вязкого трения немецкой фирмы GERB. ЛМЗ накопил достаточно большой опыт в проектировании виброизолированных фундаментов

Данное программное обеспечение позволяет значительно повысить эффективность проектирования и существенно сократить сроки выпуска технической документации благодаря следующим возможностям:

  • параллельное ведение проекта;
  • использование баз данных как по западным стандартам (DIN, ANSI, ASTM и т.д.), так и по российским ГОСТам, в том числе по стандартам для проектирования атомных станций;
  • ускорение внесения изменений в проект, когда их можно быстро провести по всем чертежам, расчетам и спецификациям;
  • легкость в использовании и совместимость с другими CAD-системами (например, с AutoCAD), а также экономия времени при связи партнеров через интерактивный просмотрщик - eBrowser, в том числе и в Интернете;
  • возможность передачи электронной модели для расчетов трубопроводов, изготовления, монтажа и обслуживания с применением безбумажной технологии.

Компоновка ГТЭ-65, ТЭЦ-9 Мосэнерго, Россия; стадия строительства. На ТЭЦ-9 Мосэнерго идет строительство газотурбинной надстройки к существующему паротурбинному оборудованию. Данная ТЭЦ работает по схеме с поперечными связями, то есть энергетические котлы подают пар в трансферт, а паровые турбины получают пар из этого общего трансферта. Новый котел-утилизатор тоже будет подавать пар с параметрами 130 ата в трансферт. На ТЭЦ-9 будет установлена газовая турбина ГТЭ-65, головная, собственной разработки ЛМЗ. После монтажа и пусконаладочных работ ГТЭ-65 будет год находиться в опытной эксплуатации, будут проводиться испытания систем и узлов газовой турбины. Характеристики ГТЭ-65 в условиях ISO следующие: 62,5 МВт, число оборотов 5441 об./мин, расход воздуха 180 кг/с, температура газов за турбиной 555 °С

Поскольку современное требование заказчиков и контрагентов - использование систем 3D-проектирования, то широкое применение системы CADMATIC в филиале ЛМЗ необходимо.

Торжественное подписание пуска в эксплуатацию блока ПГУ-450 на Калининградской ТЭЦ-2

Парогазовый энергоблок Правобережной ТЭЦ состоит из парогазовой установки электрической мощностью 450 МВт и тепловой мощностью 316 Гкал/ч.

Установка включает в себя две газовые турбины ГТЭ-160 по- ставки ОАО «Силовые машины» (ЛМЗ) мощностью по 150 МВт, два паровых котла-утилизатора производства ОАО «Подольский машиностроительный завод» и паровую турбину Т-150 ОАО «Силовые машины» (ЛМЗ) электрической мощностью 150 МВт.

Газовая турбина ГТЭ-160

ГТЭ-160 предназначена для привода электрического генератора с частотой вращения 3 000 об/мин при эксплуатации в пиковом или базовом режимах использования как в составе парогазовой установки, так и в открытом цикле. ГТЭ-160 может эксплуатироваться на газообразном и жидком топливе.

Характерными особенностями ГТЭ-160 являются:

  • 16-ступенчатый осевой компрессор;
  • 4-ступенчатая турбина;
  • выносная камера сгорания.

Компрессор и турбина

Двухопорный ротор турбокомпрессора состоит из дисков, не- сущих по одному венцу лопаток, и трех пустотелых валов, стянутых центральной стяжкой. Соединения дисков и валов выполнены хиртовыми. Применение хиртов гарантирует надежную центровку дисков и валов, обеспечивает их свободное расширение в радиальном направлении и передачу вращающего момента.

Лопатки входного направляющего аппарата выполнены поворотными и могут регулировать расход воздуха через компрессор (от 70 до 100 %). От компрессора сделаны отборы воздуха в систему охлаждения 4-ступенчатой турбины.

Направляющие лопатки 1–3 ступеней охлаждаются отбираемым от компрессора воздухом. Направляющие и рабочие лопатки имеют защитные покрытия, их ресурс прочности - не менее 33 000 часов.

Камеры сгорания

В ГТЭ-160 применены выносные низкоэмиссионные камеры сгорания. Две камеры сгорания расположены вертикально по обе стороны турбины и присоединены на фланцах к боковым патрубкам корпуса.

Каждая камера сгорания оборудована восемью гибридными горелками, которые в зависимости от потребностей могут быть приспособлены для работы на газе или на жидком топливе. Внутренняя поверхность камеры сгорания облицована огнестойкими керамическими плитками. Принятое расположение камер сгорания обеспечивает удобство доступа ко всем узлам при ревизии и упрощает сборку и демонтаж.

Котел-утилизатор ПК-59

Модель представляет собой двухконтурный котел- утилизатор с принудительной циркуляцией в испарительных поверхностях с вертикальной компоновкой. Устройство предназначено для получения перегретого пара высокого и низкого давлений и подогрева конденсата паровой турбины за счет использования тепла горячих выхлопных газов, поступающих с газотурбинной установки.

Котел-утилизатор ПК-59 (Пр-228/47-7,86/0,62-515/230) генерирует пар высокого и низкого давлений. Для генерации пара конденсат поступает в газовые подогреватели и далее в барабаны контура низкого давления (БНД). В БНД котлов встроены деаэрационные устройства, в которых осуществляется деаэрация конденсата.

Питательными насосами высокого давления часть воды из БНД подается в экономайзеры и далее в барабаны контура высокого давления котлов. Из барабанов вода циркуляционными насосами подается в испарительные поверхности котлов.

Регулирование температуры пара как высокого, так и низкого давления на выходе из котлов не предусматривается.

Автономная работа газотурбинной установки без котла-утилизатора не предусмотрена.

Газотурбинная установка Siemens V94.2(SGT5-2000E) прекрасно зарекомендовала себя на рынке энергетики как надежный источник выработки тепла и электроэнергии.

Используется по всему миру как в простом, так и в комбинированном цикле. По всему миру установлено более 380 единиц с суммарной наработкой более 16 миллионов часов.

Модель имеет уникальную конструкцию с 2-мя выносными кольцевыми камерами сгорания. Каждая камера оборудована 8-ю гибридными горелками. Внутренняя поверхность облицована керамическими термобарьерными пластинами. Конструкция позволяет обслуживать камеры без снятия крышки.

Технические характеристики. Компрессор.

16-ступенчатый осевой компрессор с регулируемыми лопатками входного направляющего аппарата. Опционально производитель позволяет установить быстродействующий регулируемый входной направляющий аппарат, если ГТУ эксплуатируется на пиковых нагрузках. Опция позволяет снижать нагрузку на компрессор и стабилизировать частоту.

Технические характеристики. Камера сгорания.

2 выносные камеры сгорания оборудованы низкоэмиссионной системой сжигания топлива. Гибридные горелочные устройства имеют конструкцию с различными каналами подачи топлива – пилотным и каналом предварительного смешения. Имеется возможность сжигания различных видов топлива – природного газа, мазута и нефтепродуктов, тяжелых остатков нефтепереработки.

Технические характеристики. Турбина.

На ГТУ установлена 4-х ступенчатая турбина. Рабочие лопатки производятся литьем, первые ступени имеют керамическое термобарьерное покрытие.

Общие сведения:

  • Электрическая мощность – 160 МВт;
  • КПД 34,4 %;
  • Эмиссия оксидов азота NO x – 50 ppm.

В 1992 г. филиал ОАО «Силовые машины» «ЛМЗ» приступил к освоению производства энергетических газотурбинных установок V94.2 по лицензии фирмы Siemens. С 2001 года ОАО «Силовые машины» получило права на производство и продажи данной ГТУ под собственной маркой ГТЭ-160. За этот период была проделана большая работа по переработке конструкторской и технологической документации, подбору и согласованию с Siemens применения российских материалов-аналогов, позволившая выполнять закупку поковок, отливок, проката на российском рынке. Было локализовано изготовление свыше 60% компонентов ГТУ. Специалисты филиала «ЛМЗ» приняли участие в разработке электронной системы регулирования и создании алгоритмов управления ГТУ совместно с Siemens.

Первые две ГТЭ-160 были изготовлены и поставлены на Калининградскую ТЭЦ-2 в 2004 г. Пилотный блок ПГУ-450 на базе отечественного оборудования был успешно сдан в эксплуатацию в 2005 г. с подтверждением всех гарантийных показателей газотурбинных установок.