Модернизация большие противолодочные корабли проекта 1155. Работы на большом противолодочном корабле "адмирал чабаненко" затянутся на несколько лет

Из них достроен только первый.

Большие противолодочные корабли проекта 1155
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Предшествующий тип Большие противолодочные корабли проекта 1134-Б
Годы постройки 1977 - 1991
Построено 12
В строю 8
Отправлено на слом 4
Основные характеристики
Водоизмещение 6930 (нормальное)
7570 (полное)
Длина 145,0 (по КВЛ)
163,5 (наибольшая)
Ширина 17,2 (по КВЛ)
19,0 (наибольшая)
Осадка 5,2 (средняя)
7,87 (по обтекателю антенны ГАК)
Двигатели 2 форсажных ГТД, 2 маршевых ГТД
Мощность 2х22 500 л. с. (форсажных ГТД)
2х9000 л. с. (маршевых ГТД)
Движитель 2 ВФШ
Скорость хода 32 узла (полная), 18 узлов (экономическая)
Дальность плавания 5000 морских миль на 14 узлах при наибольшем запасе топлива), 2400 миль на 32 узлах
Автономность плавания 30 суток (по запасам провизии)
Экипаж 220 (в том числе 29 офицеров)
Вооружение
Радиолокационное вооружение МР-145
РЛС «Фрегат »
Тактическое ударное вооружение 2 × 4 ракето-торпед ПЛРК «Раструб»
Артиллерия 2х1-100мм АУ АК-100 (1200 выстрелов)
2х1-45мм 21-КМ
Зенитная артиллерия 4х6-30 мм ЗАК АК-630
Ракетное вооружение 2 ЗРК «Кинжал » (64 ЗУР)
Противолодочное вооружение ГАК «Полином » (8 ПЛУР 85-РУ)
2х12-213мм РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 2х 533мм ТА ЧТА-53-1155 (8 торпед 53-65 К, СЭТ-65 или ПЛУР 83РН)
Авиационная группа 2 вертолёта Ка-27ПЛ
Медиафайлы на Викискладе

История разработки проекта

Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина . По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств , не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы - 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2 » и «Титан-2Т».

Конструкция

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

Служба

Оценка проекта

После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С. Г. Горшкова в 1983 году был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.

По результатам рассмотрения Главком ВМФ С. Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В. П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И. М. Шрамко, главным наблюдающим - Н. А. Андреев.

При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Метель» был заменён на противокорабельный «Москит» , 533 мм торпедные аппараты - на универсальный противолодочный комплекс «Водопад» , а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130 , реактивные бомбомётные установки РБУ-6000 - на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1» , 30-мм автоматы АК-630М - на ЗРАК «Кортик» , а ГАК «Полином» - на ГАК «Звезда-2».

Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объёмы, и был изготовлен в виде единого агрегата.

Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нём инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта - «Адмирал Чабаненко» .

Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны - именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведёт с 2008 года.

Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат» , ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут» .

Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолёты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, - пояснил собеседник издания.

По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчётам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.

Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока ещё даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта . Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны - не могут отплывать далеко от базы - и несут меньше вооружения, - пояснил Захаров.

Представители проекта

Наименование б/н Верфь Зав. № Заложен Спущен В строю Флот Состояние Прим.
Удалой 637 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 111 23.07.1977 05.02.1980 31.12.1980 СФ Списан Утилизирован
Вице-адмирал Кулаков 626 ССЗ им. А. А. Жданова 731 04.11.1977 16.05.1980 29.12.1981 СФ В строю
Маршал Василевский 687 ССЗ им. А. А. Жданова 732 22.04.1979 29.12.1981 08.12.1983 СФ Списан Утилизирован
Адмирал Трибуц 564 ССЗ им. А. А. Жданова 733 19.04.1980 26.03.1983 30.12.1985 ТОФ В строю
Адмирал Захаров 513 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 112 16.10.1981 04.11.1982 30.12.1983 ТОФ Списан Утилизирован
Адмирал Левченко 605 ССЗ им. А. А. Жданова 734 27.01.1982 21.02.1985 30.09.1988 СФ В строю Заложен как «Хабаровск»
Адмирал Спиридонов 555 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 113 11.04.1982 28.04.1984 30.12.1984 ТОФ Списан Утилизирован
Маршал Шапошников 543 Прибалтийский ССЗ «Янтарь» 114 25.05.1983 27.12.1984 30.12.1985 ТОФ В ремонте

БПК проекта 1155 / Фото: ru.wikipedia.org

Модернизированные большие противолодочные корабли (БПК) проекта 1155 будут вооружены крылатыми ракетами "Калибр" и "Оникс", сообщил журналистам в среду на главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков.

«ВМФ планирует модернизировать все восемь кораблей этого проекта, после модернизации срок их службы продлится еще на 10-15 лет»

В составе ВМФ России находятся восемь кораблей этого проекта: четыре на Тихоокеанском флоте и четыре на Северном. Эти надводные корабли являются одними из ключевых кораблей ВМФ, способных действовать в дальней морской (океанской) зоне.

"Первый корабль мы модернизируем через два года. Все эти корабли будут вооружены новыми ракетными комплексами "Калибр" и "Оникс", — сказал главком.

Ранее Чирков заявил РИА Новости , что ВМФ планирует модернизировать все восемь кораблей этого проекта, после модернизации срок их службы продлится еще на 10-15 лет.

Техническая справка

Большие противолодочные корабли проекта 1155 (шифр - «Фрегат», код НАТО - Udaloy ) - тип больших противолодочных кораблей (по классификации НАТО - эскадренных миноносцев). Были приняты в 1980-м году на вооружение Военно-Морского Флота СССР, в настоящее время в количестве 8 единиц (в том числе 1 БПК «Адмирал Харламов» с 2006 года находится в резерве) состоят на вооружении ВМФ Российской Федерации. Ещё 2 корабля, «Адмирал Чабаненко» и «Адмирал Басистый», были заложены по проекту 1155.1, из них достроен только первый.

История разработки проекта

Проект большого противолодочного корабля проекта 1155 (шифр «Фрегат») был разработан Северным проектно-конструкторским бюро под руководством Н. П. Соболева и В. П. Мишина. По первоначальному ТТЗ (тактико-техническому заданию) 1972-1973 годов корабль проектировался как развитие сторожевых кораблей проекта 1135 с устранением недостатков последнего (в числе которых были: отсутствие вертолёта и несовершенство гидроакустических средств, не способных обеспечить целеуказание ПЛУР на полную дальность стрельбы - 90 км). Изначально планировалось ограничить стандартное водоизмещение БПК 4000 тонн, но в итоге от ограничений размеров отказались по причине внесения в ТТЗ требования размещения на кораблях проекта ГАК «Полином» нового поколения, имеющей бо́льшие массогабаритные характеристики, чем ГАК предыдущего типа «Титан-2» и «Титан-2Т».

История строительства

Всего было построено 12 кораблей этого типа.

  • «Удалой» (1980)
  • «Вице-адмирал Кулаков» (1982)
  • «Маршал Василевский» (1983)
  • «Адмирал Захаров» (1983)
  • «Адмирал Спиридонов» (1984)
  • «Адмирал Трибуц» (1985)
  • «Маршал Шапошников» (1987)
  • «Североморск»(1987)
  • «Адмирал Левченко» (1988)
  • «Адмирал Виноградов» (1988)
  • «Адмирал Харламов» (1989)
  • «Адмирал Пантелеев» (1991)

Конструкция

Корпус корабля выполнен из стали, имеет удлинённый полубак (на 2/3 длины корпуса), большой развал шпангоутов в носовой оконечности и двойное дно на всём своём протяжении. В нижней части носовой оконечности смонтирован обтекатель антенного поста и приборного оборудования ГАК (гидроакустического комплекса), имеющего «торпедообразную» форму. Длина обтекателя ГАК - около 30 м, диаметр - более 5,1 м. Подобная конструкция, вызывая днищевый слеминг и сильное заливание носовой оконечности, отрицательно сказывается на мореходности кораблей этого проекта, затрудняя при этом использование корабельного оружия.

Внутренние помещения корпуса разделяются огнеупорными переборками, в отделке помещений использованы негорючие материалы. На кораблях проекта 1155 также имеется стационарная система пенотушения.

В средней и кормовой частях корпуса кораблей проекта расположены 3 группы надстроек. При их изготовлении широкое применение нашли алюминиево-магниевые сплавы. В кормовой надстройке расположены два полуутопленных вертолётных ангара, кормовые ВПУ ЗРК «Кинжал» и 2 реактивно-бомбовых установки РБУ-6000.

Энергетическая установка

Главная энергетическая установка, полностью идентичная ГЭУ, установленной на сторожевых кораблях проекта 1135 «Буревестник», состоит из 2 ГТА (газо-турбинных агрегатов) М9, каждый из которых устроен так, что работает только на свою линию вала. Каждый агрегат включает в себя маршевый двигатель ГТД Д090 мощностью 9000 л. с. и форсажный ГТД ДТ59 мощностью 22 500 л. с. Предусмотрен аварийный пост управления форсажными ГТА; при нормальном функционировании всех систем корабля управление главными механизмами осуществляется с помощью пневмоэлектрической системы. Газовывод от ГТА осуществлён от каждого эшелона в 2 дымовые трубы: это позволяет, при необходимости, произвести агрегатную замену ГТД.

Электроэнергетическая система состоит из 4 (по 2 в носовом и кормовом машинных отделениях) газотурбогенераторов ГТГ-1250-2 по 1250 кВт, из которых по одному ГТГ в каждом из машинных отделений корабля имеют теплоутилизационные котлы, работающие на теплоотдаче уходящих газов ГТГ, которые дополняют паропроизводительность паровых котлов и обеспечивают паром общесудовые потребители.

Служба

На начало 2010 года в составе ВМФ Российской Федерации находится 8 кораблей этого типа, в том числе:

  • Северный флот - «Адмирал Левченко», «Североморск», «Вице-адмирал Кулаков», «Адмирал Харламов» (в резерве, начало планировавшейся модернизации отсрочено).
  • Тихоокеанский флот - «Адмирал Виноградов», «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Трибуц».

Оценка проекта

После вступления в строй первых кораблей проекта 1155 и накопления опыта их эксплуатации на одном из совещаний у Главкома ВМФ С.Г. Горшкова в 1983 г. был поставлен вопрос о недостатках проекта 1155. Таковыми считалось отсутствие на корабле ПКР, слабое зенитное и артиллерийское вооружение.

По результатам рассмотрения Главком ВМФ С.Г. Горшков принял решение о разработке модификации корабля с усиленным артиллерийским и управляемым ракетным оружием. Главным конструктором нового проекта 1155.1 стал В.П. Мишин, заместителями были назначены его помощники по проекту 1155, позже заместителем был назначен И.М. Шрамко, главным наблюдающим - Н.А. Андреев.

При сохранении практически всех кораблестроительных элементов в новом проекте противолодочный ракетный комплекс «Метель» был заменен на противокорабельный «Москит», 533 мм торпедные аппараты – на универсальный противолодочный комплекс «Водопад», а две 100-мм артиллерийских установки АК-100 на одну 130-мм АК-130, реактивные бомбометные установки РБУ-6000 – на ракетный комплекс противоторпедной защиты «Удав-1», 30-мм автоматы АК-630М – на ЗРАК «Кортик», а ГАК «Полином» – на ГАК «Звезда-2».

Для повышения мореходности, улучшения условий использования вооружения и комфортности экипажа на БПК проекта 11551 впервые установили успокоитель качки с неубирающимися рулями. По сравнению с ранее применявшимися успокоителями с выдвижными рулями, новый успокоитель стал занимать значительно меньшие объемы, и был изготовлен в виде единого агрегата.

Сравнительная оценка по совокупности решаемых противолодочных, противоторпедных, ПРО-ПВО и противокорабельных задач БПК проекта 1155.1 и корабля проекта 1155 показывает, что БПК проекта 1155.1 превосходит своего предшественника в 1,3-1,4 раза и, по существу, является прототипом для перспективных многоцелевых кораблей охранения. Заложенные в нем инженерные решения и высокий модернизационный потенциал могут быть базовыми для создания новых (в том числе экспортных) вариантов, максимально учитывающих требования заказчика. В составе ВМФ России находится только один корабль этого проекта – «Адмирал Чабаненко».

Сейчас это основные российские корабли дальней морской зоны - именно их отправляют в Аденский залив на борьбу с сомалийскими пиратами, которую Россия активно ведет с 2008 года.

Как рассказал «Известиям» источник в главном штабе ВМФ, 30-летние БПК оснастят современными пушками А-192 «Армат», ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами от С-400 «Редут».

- Благодаря такой переделке БПК станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки, но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями, - пояснил собеседник издания.

По его словам, модернизация БПК 1155, по предварительным расчетам, обойдется в 2 млрд рублей за каждый корабль, тогда как стоимость строительства нового эсминца сравнимого уровня начинается от 30 млрд рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил «Известиям», что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота.

«Новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Удалых», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения, как БПК 1155, пока еще даже нет в проекте. А из современных кораблей такие функции, как у него, есть только у фрегатов проекта 22350. Но они почти в два раза меньше, поэтому менее автономны - не могут отплывать далеко от базы - и несут меньше вооружения,» - пояснил Захаров.

Тактико-технические показатели
Основные характеристики
Водоизмещение, т 6930 – нормальное;
7570 - полное
Длина, м 145,0 - по КВЛ;
163,5 - наибольшая
Ширина, м 17,2 - по КВЛ;
19,0 - наибольшая
Осадка, м 5,2 – средняя;
7,87 - по обтекателю антенны ГАК
Двигатели 2 форсажных ГТД;
2 маршевых ГТД
Мощность, л.с 2х25 250 - форсажных ГТД;
2х9000 - маршевых ГТД
Движитель 2 ВФШ
Скорость хода, узла

32 – полная;
18 - экономическая

Дальность плавания, морских миль 5000 - на 14 узлах при наибольшем запасе топлива;
2400 - на 32 узлах
Автономность плавания, суток 30 (по запасам провизии)
Экипаж 220 (в том числе 29 офицеров)
Вооружение
Радиоэлектронное вооружение РЛС «Фрегат»;
ГАК «Полином»
Артиллерия 2х1 100-мм АУ АК-100 (1200 выстрелов);
2х1 45-мм 21-КМ
Зенитная артиллерия 4х6 ЗАК АК-630
Ракетное вооружение 2 ЗРК «Кинжал» (64 ЗУР)
Противолодочное вооружение 2х4 ПУ ПЛУР «Раструб-Б» (8 ПЛУР 85-РУ);
2х12 213-мм РБУ-6000
Минно-торпедное вооружение 2х4 533-мм ТА ПТА-53-1155 (8 торпед 53-65К, СЭТ-65 или ПЛУР 83РН)
Авиационная группа 2 вертолёта Ка-27ПЛ

Работы по ремонту по техническому состоянию большого противолодочного корабля Тихоокеанского флота «Маршал Шапошников» проекта 1155 (заводской номер 114) с продлением межремонтных сроков и выполнением отдельных модернизационных работ, выполняемые ОАО «Центр судоремонта «Дальзавод» (ЦСД) во Владивостоке, вступают в активную фазу.

С одной стороны, наконец-то, почти через год после заключения государственного контракта (1 апреля 2015 года), на БПК «Маршал Шапошников» начат доковый ремонт — 30 марта 2016 года на Морском форуме Авиабазы появились фото БПК, поставленного в сухой док Дальзавода.

Так, еще 31 июля 2015 года был заключен договор с АО «Конструкторское бюро машиностроения», входящим в АО «Корпорация Тактическое ракетное вооружение». Предмет договора — поставка комплекта из двух изделий 3С-24 стоимостью 47 млн руб. По известным данным 3С-24 (она же КТ-184) — это пусковая установка корабельного ракетного комплекса 3К24 «Уран» с противокорабельными ракетами Х-35 (3М24). Срок изготовления установок определен в 18 месяцев. Ранее о планах установки «Уранов» на БПК проекта 1155 не сообщалось.

28 мая 2015 года был подписан договор с владивостокским ОАО «Изумруд» (входит в ОАО «Концерн «Моринформсистема-Агат») на поставку изделия МР-123-02/3 .Универсальная система управления огнем корабельной артиллерии МР-123-02/3 «Багира» предназначена для управления стрельбой корабельной зенитной артиллерии калибра 30-100 мм и неуправляемым реактивным оружием калибра 122, 140 мм по воздушным целям, включая противокорабельные и противорадиолокационные ракеты, при самообороне корабля от средств воздушного нападения, по морским и береговым целям для обеспечения огневой поддержки десанта и поражения береговых объектов в глубине обороны в условиях применения активных и пассивных радиолокационных и оптико-электронных помех. В состав СУО «МР-123-02/3» в полном исполнении входят радиолокационный и оптико-электронный каналы. Цена СУО — 165,3 млн руб., срок поставки — до конца 2016 года.

23 декабря 2015 года был заключен договор с санкт-петербургским ЗАО «ПКБ «РИО» на поставку автоматизированного комплекса связи Р-779-28 и комплекса связи глобальной морской системы связи при бедствии ГМССБ. Стоимость соглашения — 422,786 млн руб., срок исполнения договора — 12 месяцев.

В дополнение к ранее заключенным договорам с АО «НПП «Салют» на поставку РЛС общего обнаружения  МР-710 и 5П-30Н2 стоимостью свыше 980 млн руб., 2 февраля 2016 года был подписан еще один договор на поставку системы обработки радиолокационной информации 5П-30П. Цена договора — 122 млн руб., срок действия — до конца 2016 года.

Кроме того, в 2015 году был подписан договор с АО «Таганрогский научно-исследовательский институт связи» на поставку комплекса ТК-25-2 с ценой 280,6 млн руб. и сроком исполнения 16 месяцев. По данным Концерна «Радиоэлектронные технологии», в который входит ТНИИС, Корабельный комплекс радиоэлектронного подавления ТК-25 предназначен для обеспечения радиоэлектронной защиты объекта от радиоуправляемого оружия воздушного и корабельного базирования путем создания активных помех с шириной спектра от 64 до 2000 МГц, а также импульсных дезинформирующих и имитационных помех с использованием копий сигналов. Комплекс способен одновременно анализировать до 256 целей.

Главный штаб ВМФ России принял решение провести модернизацию больших противолодочных кораблей (БПК) проекта 1155 «Фрегат» (по классификации НАТО — Udaloy). На сегодня это основные корабли дальней морской зоны в российском флоте. Именно их отправляют к Африканскому рогу для борьбы с сомалийскими пиратами.

Модернизация БПК будет включать в себя оснащение современными пушками А-192, крылатыми ракетами «Калибр» и новейшим комплексом ПВО и ПРО с ракетами С-400 «Редут» . Благодаря этому корабли «станут фактически эсминцами и смогут уничтожать не только подводные лодки но и надводные корабли, самолеты, ракеты и наземные объекты. То есть станут универсальными боевыми кораблями », — пояснил представитель Главкомата ВМФ газете «Известия».

По его словам, модернизация 30-летних БПК проекта 1155 может обойтись в 2 млрд. рублей за один корабль . При этом стоимость строительства нового эсминца дальней морской зоны превышает 30 млрд. рублей.

Адмирал в отставке Владимир Захаров пояснил, что модернизация БПК 1155 позволит за короткий срок получить корабль, отвечающий всем насущным требованиям флота. Захаров пояснил, что новый эсминец дальней морской зоны, который сможет заменить «Фрегаты», появится не раньше 2020 года. Новых кораблей такого водоизмещения как БПК 1155 даже нет в проекте. А из современных кораблей, стоящих на вооружении ВМФ России такие функции есть только у . Но они в два раза меньше, менее автономны и хуже вооружены.

В 1970-е годы из-за габаритного бортового оборудования было решено разделить функции универсального корабля между двумя специализированными - ударным эсминцем стал проект 956 «Современный», а противолодочным - БПК 1155 «Фрегат» с мощной гидроакустической станцией в носу. На сегодня ударные эсминцы проекта 956 «Современный» практически не эксплуатируются из-за проблем с котлами — на ходу всего три корабля. Их также готовят к модернизации. Вместе с обновленными БПК они составят основу океанской группировки российских ВМФ.

В ВМС США на сегодня больше 40 универсальных эсминцев , способных топить подводные лодки, надводные корабли и поражать наземные цели крылатыми ракетами «Томагавк».

Техническое задание на проект модернизации БПК проекта 1155 будет разработано до конца года. Его поручили подготовить 1-му и 2-му центральным НИИ ВМФ. После этого будет объявлен конкурс среди конструкторских бюро на лучший проект модернизации, а затем выбран завод. Основные претенденты на этот заказ — «Северная верфь» в Петербурге и завод «Янтарь» в Калининграде.

Кроме вооружения на БПК обновят ходовую часть, а также изменят центр тяжести, из-за которого на большом ходу корабль начинает задирать нос и бить днищем об воду (это явление называется «днищевый слемминг»). В Северном проектно-конструкторском бюро, которое разрабатывало БПК проекта 1155 и, скорее всего, получит заказ, рассказали, что для внедрения современных оружейных комплексов придется менять и корабельную систему управления, то есть практически всю электронику.

При модернизации могут столкнуться с рядом серьезных технических проблем — подойдут ли габариты новых оружейных систем для строго корпуса БПК. Если придется ломать корпус, это существенно может повысить стоимость проекта. «Калибр» может встать на место «Раструба», а вот «Москит» - уже нет, говорят специалисты КБ.

В настоящее время БПК проекта 1155 вооружены артиллерийскими установками АК-100 калибра 100 мм, полуавтоматическими пушками 21-КМ калибра 45 мм, зенитными артиллерийскими установками калибра 30 мм, зенитными ракетными комплексами «Кинжал», противолодочными ракетными комплексами «Раструб-Б», реактивно-бомбовыми установками , а также двумя четырехтрубными торпедными аппаратами калибра 533 мм. В состав авиагрупп кораблей проекта 1155 входят по два вертолета Ка-27ПЛ.

Первый модернизированный БПК появится не раньше 2016 года : разработка головного проекта займет около 1,5 года - каждую деталь придется согласовывать с разработчиками и производителями комплексов вооружения, оборудования и других систем корабля. После этого еще от 2 до 4 лет будет дорабатываться технический проект модернизации - пошаговые инструкции для завода.

За 11 лет, с 1980 по 1991 год, было построено 13 БПК проекта 1155 (один из них по улучшенному проекту 1155.1). Кораблям присваивают имена российских и советских адмиралов. Сейчас в строю осталось 8 таких кораблей - четыре на Тихоокеанском флоте и столько же - на Северном . С 2008 года для борьбы с пиратами в Сомали привлекались пять из них - «Маршал Шапошников», «Адмирал Пантелеев», «Адмирал Левченко», «Адмирал Виноградов» и «Адмирал Чабаненко». БПК «Адмирал Харламов» стоит в резерве с 2006 года. Возможно, именно он будет головным кораблем модернизации всего проекта.

Когда-то их было 13 (планировалось 50). Первым был списан 10-летний "Адмирал Захаров" (05.07.1994), серьёзно пострадавший при пожаре двумя годами ранее. За ним последовал головной "Удалой" (16.08.1997, в возрасте 16 лет), затем - "Адмирал Спиридонов" (20.07.2001) и "Маршал Василевский" (10.02.2007). Каким-то чудом уцелел второй корабль проекта и первый, построенный на заводе им. Жданова (СВ) - "Вице-адмирал Кулаков", находившийся в ремонте без малого 20 лет (1991-2010). Удалось сберечь и все остальные БПК пр. 1155 и 11551 (для ВМФ это был вопрос жизни и смерти - демонстрировать флаг в дальних водах без них было бы практически некому).


12.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4200 пикс.)



"Адмирала Харламова" флот принял 30.12.1989 (традиционно "под ёлочку"), военно-морской флаг был поднят 25.02.1990 (день рождения корабля). Моложе него в серии чисто 1155-х только "Адмирал Пантелеев" (в более широком смысле - ещё и "Адмирал Чабаненко" пр. 11551). Первые 10 лет служба "Харламова" носила весьма активный характер. "Он был визитным кораблём, ходил не только в Швецию, Норвегию, но и на другой континент, в Канаду" (1993 - Галифакс, Канада и Бостон, США; 1994 - Роттердам, Нидерланды ).

"В 2000 году, когда погиб "Курск", в районе его гибели практически целый год постоянно несли охранную службу два корабля - "Чабаненко" и "Харламов". После той вахты корабль и стал к причалу". Другой причиной выхода БПК из строя стало то, что "в силу экономических проблем на флоте не всегда соблюдаются циклы технического обслуживания кораблей, которые... заложены при постройке. А ведь каждые два с половиной года корабль должен осматриваться в доке, каждые пять лет проходить ремонт. Причём ремонт соответствующего уровня. "Харламову" 17 лет (на 02.2007 - А.Ш.), но ремонта он не имел ни одного" . "Корабль не выходил в море с июля 2001 года " .


"Адмирал Харламов", Североморск, 10.06.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru, по клику 4650 пикс.)

Ещё несколько цитат (с небольшими стилистическими правками) из интервью действующего (на тот момент) и бывшего командиров корабля капитана 2-го ранга А. Сперанского и капитана 1-го ранга В. Кондратова от 14.02.2007 :

"Период ожидания ремонта затянулся настолько, что в свете реформирования и сокращения наших Вооруженных сил у командования появилась мысль включить "Адмирала Харламова", который ещё не выслужил установленные сроки службы, в перечень кораблей, подлежащих списанию. Узнав об этом, я (В.К.) созвонился с сыном адмирала Харламова... Он преподавал в Академии Генерального штаба, в звании контр-адмирала... Николай Николаевич встретился со своими бывшими выпускниками, которые занимают достаточно высокие, ключевые посты в военном ведомстве. Было подготовлено и направлено в правительство Москвы письмо с предложением... о возможном шефстве московской мэрии над "Адмиралом Харламовым"...

Вот уже два года (с тех пор, как у нас есть шефы) мы, например, не испытываем нужды в лакокрасочных материалах. Скажу по секрету, в краске на флоте нужда есть у всех. На флоте краску получают на великий праздник в июле (в День ВМФ - А.Ш.). Благодаря шефам у нас есть финансирование, и мы можем покупать нормальную, качественную краску у оптовых поставщиков и поддерживать подобающий боевому кораблю внешний вид...

Сейчас наша работа вышла на новый этап... заключён договор с судоремонтным предприятием, имеющим право работать на кораблях Военно-морского флота по ремонту бытовых помещений. В первую очередь ремонтируем помещения, которые обеспечивают жизнедеятельность экипажа. Например, наш камбуз теперь оснащён новым технологическим оборудованием... В помещениях установлены кондиционеры..." .

С 2004 года корабль находится в резерве по техническому состоянию (в техническом резерве 2-ой категории), формально - в ожидании планового среднего ремонта с заменой главных двигателей (предполагалось, что он начнётся в 2014 г. на Северной верфи) . . Как видно на фото в начале публикации, сделанном 9 месяцев назад (в День России), . корабль ухожен, при флаге, гюйсе и, надо полагать, частично (за вычетом ГЭУ) технически исправен. Фактически "Харламов" уже давно является и. о. стационарного учебного корабля , на котором готовят специалистов для более удачливых 1155-х и других кораблей Северного флота (например, во второй половине 2014 г. на нём прошёл стажировку действующий командир машинно-котельной группы БЧ-5 эсминца "Адмирал Ушаков" ).

Надежда на то, что БПК б/н 678 вернётся в строй, ещё есть. При этом вряд ли стоит принимать в расчёт сообщение двухгодичной давности о запланированной главкоматом ВМФ глубокой модернизации всех кораблей пр. 1155, начиная с "Харламова" - уж слишком фантастичной выглядит идея заменить чуть ли не всё вооружение на А-192, "Калибр" и "Редут". А вот окончание в 2016 г. среднего ремонта БПК "Адмирал Чабаненко" в 35-м СРЗ вполне может сыграть в биографии 678-го судьбоносную роль, т. к. не исключено, что именно он станет следующим кораблём, которому в мурманском филиале "Звёздочки" дадут вторую жизнь.


БПК "Адмирал Харламов", Североморск, 10.07.2014 (фото Кай-8 с fotki.yandex.ru). На снимке, сделанном спустя месяц после двух предыдущих (к сожалению, в гораздо худшем разрешении) можно видеть одну интересную новость - государственный герб РФ на корме вместо закрашенного шаровой краской герба Советского Союза .

Источники