Корабль нового поколения проекта 22800. Корветы серии «каракурт» — это «чёрная вдова» для флота нато

Головной малый ракетный корабль проекта 22800 «Ураган» вышел на заводские ходовые испытания May 18th, 2018

Как сообщают из Санкт-Петербурга, 17 мая 2018 года был отправлен на заводские ходовые испытания (ЗХИ) головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт"), построенный на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" (Отрадное, Ленинградская область). Корабль буксирами был отведен с завода по Неве на Ладожское озеро, в акватории которого и будет проходить ЗХИ. Государственные испытания малого ракетного корабля (МРК) «Ураган» будут проводиться в Балтийском море.


Проект 22800 разработан АО «Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» (Санкт-Петербург) и должен фактически сменить в строительстве для ВМФ России МРК проекта 21631 (шифр "Буян-М") разработки АО «Зеленодольское проектно-конструкторское бюро» (строительство последних ограничено 12 единицами). Известно, что ВМФ России планируют иметь не менее 18 МРК проекта 22800. Строительство первых семи МРК проекта 22800 осуществляется заводом "Пелла" по полученному контракту в соответствии с распоряжением правительства Российской Федерации о получении этой компанией статуса единственного поставщика по данному проекту.

Церемония закладки для ВМФ России двух первых малых ракетных кораблей проекта 22800 «Ураган» (заводской номер 251) и "Тайфун" (заводской номер 252) на заводе "Пелла" 24 декабря 2015 года. Спуск на воду МРК «Ураган» был 29 июля 2017 года. Контрактным сроком сдачи «Урагана» был обозначен 2017 год, но, как сейчас очевидно, корабль войдет в состав ВМФ России только к концу 2018 года. МРК "Тайфун" был на воду 24 ноября 2017 года, и, возможно, будет сдан в контрактный срок к концу 2018 года. По имеющейся информации, два первых МРК войдут в состав Балтийского флота.

Третий МРК «Шквал» (заводской номер 253) был на заводе "Пелла" 29 июля 2016 года и на воду 5 мая 2018 года. 24 декабря 2016 года на заводе "Пелла" был четвертый МРК этого проекта "Буря" (заводской номер 257).

Поскольку завод "Пелла" выступает основным инвестором ФГУП "Судостроительный завод "Море" в Феодосии (Крым), и в ноябре 2016 года получил мощности последнего в аренду на срок до 31 декабря 2020 года, то соответственно, из семи МРК проекта 22800, заказанных "Пелле", три корабля должны быть построены на СЗ "Море" в тесной кооперации с "Пеллой", что привело к передаче постройки трех единиц в Феодосию. Первый МРК данного проекта "Шторм" (заводской номер 254) был в Феодосии 10 мая 2016 года, второй "Охотск" (заводской номер 255) - в Феодосии 17 марта 2017 года, и третий "Вихрь" (заводской номер 256) - был 19 декабря 2017 года. Строящиеся в Феодосии МРК получили строительные номера с 254 по 256 "в ряду" строительных номеров этого проекта на "Пелле".

5 августа 2016 года контракт Министерства обороны России на постройку для ВМФ еще пяти малых ракетных кораблей проекта 22800 АО "Зеленодольский завод имени А.М. Горького" (Зеленодольск). При этом Зеленодольский завод с конца 2014 года фактически получил под временное управление ООО "Судостроительный завод "Залив" в Керчи (Крым). По неофициальным сведениям, головной зеленодольский МРК проекта 22800, получивший название "Циклон" (заводской номер 801), был без особой огласки заложен на судостроительном заводе "Залив" в Керчи летом 2016 года. В настоящее время на заводе "Залив" уже ведется постройка двух следующих МРК проекта 22800 с заводскими номерами 802 (был также заложен в 2016 году) и 803.

5 мая 2018 года на церемонии спуска МРК «Шквал» заместитель Министра обороны России Юрий Борисов сообщил, что в 2019 году Министерство обороны планирует заключить контракт на шесть малых ракетных кораблей проекта 22800 для Тихоокеанского флота. Четыре из них будут построены на АО "Амурский судостроительный завод" (Комсомольск-на-Амуре) и два на АО "Восточная верфь" (Владивосток).




Головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт"), построенный на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", выводится по Неве на заводские ходовые испытания, которые будут проходить на Ладожском озере. 17.05.2018 (с) Curious / forums.airbase.ru




















Головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт"), построенный на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла", выводится по Неве на заводские ходовые испытания, которые будут проходить на Ладожском озере. 17.05.2018 (с) Алексей Акентьев / [email protected] / vk.com/marinist.spb

Военные корабли - это одна из самых ценных единиц боевой мощи каждой страны, поэтому ведущие инженеры мира постоянно работают над проектированием и производством все более и более эффективных и функциональных проектов. Ни для кого не секрет, что Военно-Морской Флот России является одним из сильнейших в мире, но и в данном случае прогресс не остановился на одном месте. Российские инженеры также работают над тем, чтобы ВМФ РФ становился все сильнее и сильнее с каждым годом. Именно поэтому в 2015 году и был введен проект 22800 «Каракурт», который предполагает строительство почти двадцати новых эффективных боевых единиц, которые пополнят Военно-Морской Флот. Однако что это за единицы? Каковы их технические характеристики? Какие у них имеются особенности конструкции? Из данной статьи вы узнаете все о проекте 22800 «Каракурт».

О проекте

В первую очередь нам стоит разобраться с тем, что представляет собой проект 22800 «Каракурт». Такую шифровку будут носить малые многоцелевые ракетно-артиллерийские корабли малого водоизмещения, которые будут функционировать в ближней морской зоне. По некоторым классификациям такие корабли описываются как «малые корветы». Они предназначены для того, чтобы вести боевые действия в ближней морской зоне, а также на реках, так что им приписывается условный класс «море-река». Также «Каракурты» будут выполнять определенные задачи и в мирное время, так что сложно переоценить важность данного начинания. И именно поэтому сейчас вы узнаете все важнейшие детали, касающиеся проекта 22800 «Каракурт»: начиная от истории его возникновения и заканчивая обзором текущих работ.

История проекта

История проекта 22800 «Каракурт» является пока что не очень длинной, так как впервые он был представлен общественности только в 2015 году. Однако его корни уходят гораздо глубже в прошлое. Дело в том, что основой этого проекта считается «Скорпион», который был спроектирован в конце девяностых и начале нулевых. Однако проект оказался далеко не таким успешным, как планировалось. Единственный «Скорпион», который был поставлен на производство в 2001 году, так и не был достроен. Очень большое влияние на «Каракурт» оказал также крайне популярный на сегодняшний день малый ракетный корабль «Буян-М», который широко используется в Каспийском море. Однако он гораздо более эффективен на реках и в малых водах, поэтому в условиях открытого моря он не показывает своих лучших качеств. Именно для того, чтобы дополнить функциональность «Буянов», и было запланировано производство «Каракуртов», которые, как предполагается, будут мореходной альтернативой «Буянам». Всего в рамках проекта 22800 «Каракурт» запланировано строительство 18 кораблей, но более детально это будет описано немного позже, сейчас же стоит сосредоточить внимание на основных технических характеристиках корабля, за которым видится будущее российского Военно-Морского Флота.

Технические характеристики

Как уже было сказано ранее, малые ракетные корабли (МРК) проекта 22800 «Каракурт» имеют не самое большое водоизмещение - 800 тонн. При этом в длину такой корабль после завершения первого строительства будет достигать шестидесяти метров, в то время как его ширина будет составлять десять метров. Осадка корабля, то есть глубина, на которую он будет погружаться в воду, составит четыре метра. Приводиться в движение данная модель будет дизель-электрическим двигателем, при максимальных оборотах скорость хода «Каракурта» составит тридцать узлов. Также стоит обратить внимание на еще две характеристики: дальность и автономность плавания. Первая характеристика показывает, сколько корабль может пройти без дозаправки, а вторая - фактическое время, которое корабль сможет пробыть в открытой воде, не приставая к берегу, чтобы пополнить запасы. Дальность плавания у данной модели составит ориентировочно две с половиной тысячи миль, а автономность плавания - около пятнадцати суток. Как видите, по техническим характеристикам малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт» является крайне эффективным, компактным и имеет высокий потенциал. Но что насчет его вооружения, которым он будет оснащен?

Вооружение

Если говорить о вооружении ракетного корабля проекта 22800 «Каракурт», то здесь стоит выделить пять различных групп, каждая из которых заслуживает отдельного внимания. Во-первых, на борту корабля будет находиться радиолокационное вооружение в виде РЛС «Минерал-М». Во-вторых, он будет снабжен и радиоэлектронным оружием: одновременно «Каракурт» будет оснащен и радиолокационным комплексом «Трасса-Э», и информационно-управляющей системой «Сигма-Э». В-третьих, основной ударной силой будет восьмизарядная установка вертикального пуска ЗС14. В-четвертых, не обойдется и без артиллерийского орудия: здесь будет выбор между 100-миллиметровой и 76-миллиметровой автоматическими установками. Ну и наконец, в-пятых, будет на борту и зенитная артиллерия. Для этих функций был выбран зенитно-ракетный комплекс «Панцирь-М». Как видите, корабль проекта 22800 «Каракурт» будет очень неплохо вооружен, но более подробно о его боевой мощи будет рассказано немного позже.

Особенности конструкции корпуса

У каждого корабля имеются свои особенности и уникальные черты, которые отличают его от стандартных моделей. Это может быть расположение мачт, орудий, наличие или отсутствие каких-либо элементов и так далее. Корабль 22800 «Каракурт» имеет несколько таких особенностей, и самые главные из них касаются конструкции корпуса и надстроек на нем. Как уже было сказано ранее, этот корабль будет во многом похож на «Буяны», которые сейчас широко используются в ВМФ России. «Буян» также имеет которая расположена в задней части надстройки, только она размещается вдоль диаметральной плоскости. Что касается «Каракурта», то в случае с этим кораблем установка будет располагаться поперек. Также стоит отметить наличие на борту интегрированной мачты, на которой можно будет найти антенны, входящие в состав радиолокационного комплекса. Однако МРК проекта 22800 «Каракурт» имеет гораздо больше особенностей, о которых стоит рассказать отдельно.

Силовая установка

Одной из самых ярких отличительных черт, имеющихся у проекта МРК «Каракурт» 22800, является его силовая установка. На различных кораблях можно найти разные двигатели, если сравнивать с наиболее близкой моделью, о которой в статье было упомянуто уже не раз, то у нее устанавливается исключительно дизельный двигатель. Что касается «Каракурта», то в данном случае двигатель является дизель-электрическим, что является внушительным шагом вперед во всех аспектах, в том числе в дальности и автономности плавания (по последнему параметру «Каракурт» превосходит «Буян» на целых пять суток). Двигатель нового поколения проекта 22800 «Каракурт» производится на отечественном заводе «Звезда» и может стать универсальным для кораблей похожего типа в ближайшем будущем.

Особенности вооружения

Учитывая тот факт, что данный корабль является боевым, стоит более детально остановиться на вопросе его вооружения. Как вы уже могли понять ранее, вооружение на борту корабля будет крайне разнообразным, что делает модель многофункциональной. Основным орудием, естественно, будет восьмизарядная вертикальная пусковая установка, которая может использовать ракеты семейств «Оникс» и «Калибр». Что касается артиллерийской поддержки, то окончательный вариант пока что не утвержден, но, вероятнее всего, основным орудием станет либо 100-миллиметровая АУ А-190, либо 76-миллиметровая АУ АК-176. Если будет утвержден второй вариант, то дополнительную огневую мощь более слабому орудию будут придавать две малокалиберные артиллерийские установки АК-630. Также существует предположение, что основным артиллерийским орудием будет 57-миллиметровая АУ А-220М, но этот вариант кажется наименее вероятным. Что касается противовоздушной обороны, то последний вариант зенитной установки - это «Панцирь», однако ходят слухи о том, что на ее месте может оказаться ЗРАК «Палаш». В ближайший год ответ на этот вопрос вряд ли появится, поэтому стоит ждать появления первого готового корабля, созданного в рамках данного проекта. О том, когда он будет спущен на воду, речь пойдет позже.

Мореходность

Выше уже было указано, что корабли данной модели будут обладать лучшей мореходностью по сравнению с наиболее близкими родственниками - «Буянами». Инженеры, спроектировавшие «Каракурт», сообщают, что причиной этому является тот факт, что «Буяны» используются в основном на побережьях морей, а также в речных условиях, то есть им не нужен большой запас дальности и автономности плавания. Что касается «Каракуртов», то их планируется использовать в открытых морях, так что им нужна была лучшая мореходность, которая и станет одной из основных их отличительных особенностей.

«Ураган»

Итак, вы узнали все подробности о проекте 22800, имеющем шифровку «Каракурт». Теперь пришло время обратить внимание на конкретные корабли, которые уже находятся в процессе строительства. Первый из них получил название «Ураган». Его производство было начато 24 декабря 2015 года на заводе «Пелла». Все корабли проекта «Каракурт» будут производиться в рамках программы импортозамещения. Это значит, что все комплектующие к ним будут выполнены на отечественных заводах. «Ураган» будет предназначен для Северного Флота ВИФ России. Планируется, что его строительство будет завершено в 2017 году.

«Тайфун»

В тот же день, 24 декабря, на том же заводе "Пелла" было начато строительство второго корабля данного проекта. Ему было дано название «Тайфун». Он также после завершения процесса производства будет отправлен в ВМФ России, однако стоит отметить, что произойдет это немного позже: запуск второго корабля на воду планируется не на 2017, а на 2018 год.

«Шторм»

Что касается третьего корабля, то он немного выбивается из общей картины. Дело в том, что на его производство право получил завод «Море» в Феодосии. Производиться он будет не для Северного, а для Черноморского Флота ВМФ России. Произошло это десятого мая 2016 года, именно тогда и началось строительство «Шторма». В соответствии с представленным планом, завершение производства ожидается еще на год позже - в 2019 году.

«Шквал»

29 июля 2016 года началось производство четвертого «Каракурта», который получил название «Шквал». Этот корабль также будет строиться на заводе «Пелла» и, как и другие корабли, которые будут изготовлены там, отправится в стан Северного Флота. Завершено строительство «Шквала» будет в 2019 году, но он, определенно, не станет последним кораблем проекта 22800, произведенным на заводе «Пелла».

Дальнейшие планы

Как вы прекрасно понимаете, все не ограничится четырьмя кораблями: планируется производство гораздо большего количества корветов в рамках данного грандиозного проекта. Ранее речь шла о том, что всего будет 18 кораблей этого типа, но сейчас пока что такая информация не подтверждается. На сегодняшний день, по общим подсчетам, кроме четырех кораблей, находящихся на стадии производства, будет изготовлено еще восемь штук. На три из них заказ уже получил завод «Пелла», который уже занят производством сразу трех «Каракуртов». Однако стоит принять во внимание тот факт, что завод «Море» был выкуплен «Пеллой», поэтому велика вероятность того, что часть этих заказов (может, и все три) будет передана заводу в Феодосии. Но что с оставшимися пятью судами? На них 3 августа 2016 года получил заказ имени А. М. Горького. Работы над их производством еще не были начаты, но факт того, что в ближайшие пять лет у ВМФ России будет двенадцать новых и современных кораблей, уже неоспорим. А если проект 22800 окажется успешным, то велика вероятность того, что первоначальная норма в восемнадцать судов будет выполнена, а может, даже и перевыполнена. Пока еще нельзя сказать, получит ли «Пелла» больше заказов на изготовление «Каракуртов», достанутся ли они Зеленодольскому заводу или же к производству кораблей этого типа будут подключены другие предприятия. Остается дожидаться того момента, когда в 2017 году на воду будет спущен первый «Каракурт» и его можно будет опробовать в реальных условиях, чтобы понять, насколько масштабным будет данный проект в будущем и что его ждет.

Проект "Каракурт" – это новая серия небольших кораблей. Водоизмещение – 800 тонн, длина около 60 метров, а максимальная скорость более 30 узлов, то есть примерно 55 километров в час. Но скромные размеры компенсирует внушительное вооружение.

На корабли планируют ставить ракетные комплексы "Калибр". Они использовались во время военного конфликта в Сирии, и успели зарекомендовать себя как мощное и точное оружие. Кроме того, "Каракурты" получат современные артиллерийские установки АК-176МА и системы противовоздушной обороны.

76-миллиметровые автоматические корабельные артиллерийские установки - это универсальное оружие, способное бороться с широкой номенклатурой целей. Они способны поражать не только вражеские корабли, но и воздушные цели, в том числе и беспилотники. Также с высокой эффективностью пушки можно использовать для обстрела берега, в том числе и целей, расположенных на значительном удалении от береговой черты. По сравнению с предыдущими модификациями, у АК-176МА более чем в 2 раза повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность стрельбы, значительно выросла скорость наведения, а масса артиллерийской установки снижена и составляет менее 9 тонн.

Благодаря принятию на вооружение орудия АК-176МА российский флот получит преимущество над кораблями стран НАТО, оснащенными итальянскими пушками Oto Melara .

ВМФ России принял решение оснастить все малые ракетные корабли и катера сверхскорострельной 76-миллиметровой автоматической пушкой АК-176МА, уникальная точность которой благодаря цифровому управлению и всепогодной оптико-электронной системе не уступает снайперской винтовке. Примечательно, что в зависимости от типа корабля новейшее изделие, разработанное в КБ «Арсенал»*, может размещаться как в обычной шарообразной, так и в стелс-башне, которая за счет своих угловатых форм незаметна для радаров противника.

Строительство военной гавани в Новороссийске >>

Принципиальное решение об определении новейшей АК-176МА в качестве основного артиллерийского вооружения всех кораблей прибрежной зоны, малых ракетных кораблей (МРК) и ракетных катеров (РК) было принято летом нынешнего года. Ожидают до конца года завершения испытаний АК-176МА, после чего решение будет оформлено документально и подписано всеми заинтересованными сторонами. В настоящее время артиллерийская установка уже вошла в состав вооружения МРК проекта 22800 «Каракурт», а также РК проекта 1241.

АК-176МА является развитием семейства корабельных скорострельных пушек АК-176, первая из которых была принята на вооружение еще в 1979 году. При весе в 10 тонн новейшая артиллерийская установка способна за одну минуту выпускать по цели, находящейся на расстоянии 15 км, не менее 150 артиллерийских снарядов. Главное отличие АК-176МА от своих предшественниц - это система цифрового управления, а также новейшая оптико-электронная станция «Сфера-2», позволяющая обнаруживать цели на дальности в десятки километров днем и ночью, в сильный дождь и даже шторм.

Приводы горизонтального и вертикального наведения АК-176МА, которые вращают вправо и влево башню, а также поднимают вверх и вниз само орудие, оснащены цифровой системой передачи информации , благодаря которой артиллерийская установка, получив команду оператора или бортовой информационной системы корабля, перемещается с очень высокой точностью.

Убийца авианосцев >>

Сочетание высоких баллистических характеристик новейшей корабельной пушки и электронной системы управления обеспечивает АК-176МА полное превосходство над ближайшим конкурентом - 76-миллиметровой артиллерийской установкой итальянской фирмы Oto Melara.

Созданная в конце 60-х годов универсальная артиллерийская установка 76/62 принята на вооружение практически всеми крупными зарубежными флотами, включая и ВМС США , где ей присвоено обозначение Mk 75. Исключение составляют лишь ВМС Франции, Великобритании и Швеции, где используются артиллерийские установки собственной разработки.

Установка предназначена для поражения быстроходных надводных кораблей малого водоизмещения и катеров, нанесения огневых ударов по береговым сооружениям и борьбы с противокорабельными ракетами, маневрирующими на конечном участке траектории. При маневрировании ракеты ЭВМ системы управления стрельбой вычисляет новое упрежденное место встречи, команда на корректировку траектории снаряда передается по радиоканалу и отрабатывается с помощью шести пороховых двигателей, расположенных вблизи центра тяжести снаряда. Скорость вращения снаряда благодаря раскрывающемуся хвостовому стабилизатору уменьшена до 200 об/мин, а траектория его полета может быть изменена на 15°. Снаряд весом 6,66 кг начинен 500 г взрывчатого вещества и 1100 г вольфрамовых кубиков, которые при подрыве заряда взрывчатого вещества контактным взрывателем надежно поражают крылатую ракету .

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» >>

АК-176МА выпускается в модульном исполнении и включает кроме модуля собственно артустановки, также выполненные в виде модулей, главный распределительный щит и пульт дистанционного управления. Модуль артиллерийской установки состоит из надпалубной и подпалубной частей. Станок и люлька изготовлены из легкого антикоррозийного алюминиевого сплава. В механизмах вертикальной и горизонтальной наводки используются электродвигатели с высокой удельной мощностью и очень малой инерцией.

В настоящее время АК-176МА проходит испытание на борту пограничного сторожевика 1-го ранга «Полярная звезда», головного корабля проекта 22100 «Океан», который должен быть передан погрануправлению до конца текущего года.

Проведенные стрельбы показали полное соответствие характеристик новейшей артиллерийской установки указанным в тактико-техническом задании. На «Полярной звезде» и ее «систершипах» (серийных кораблях одного проекта) будут стоять АК-176МА в классических куполообразных башенных установках, так как радиолокационная незаметность для таких кораблей не так важна. В то же время на малых ракетных кораблях проекта 22800 АК-176МА будет исполнена в специальной стелс-башне с большим количеством углов, необходимых для отражения электромагнитных волн.

Малый ракетный корабль Черноморского флота «Серпухов» сменит «Зеленый Дол» >>

Радиолокационные волны отражаются в первую очередь от надстройки корабля и артиллерийских установок, которые из-за своей формы и большей концентрации метала в конструкции зачастую при облучении вражеской РЛС служат главным демаскирующим признаком. Поэтому стелс-башня АК-176МА гарантированно защитит корабли от обнаружения радиолокационными средствами противника.

P .S . 17 марта 2017 года на судостроительном заводе "Море" в Феодосии прошла церемония закладки нового малого ракетного корабля "Охотск". Это уже второй МРК проекта 22800 "Каракурт". Производство первого, под именем "Шторм", стартовало на полуострове в мае 2016 года, а третий собираются заложить в конце 2017.

Технологический цикл строительства - порядка 32 месяцев. Поэтому сдавать корабли будут в период с 2018 по 2020 годы. Всего Военно-морскому флоту России передадут восемнадцать "Каракуртов". Три из них построят в Крыму, пять в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе, а остальные в Ленинградской области, на предприятии "Пелла" .

* Конструкторское бюро «Арсенал» (г. Санкт-Петербург) более 60 лет специализируется на разработке артиллерийских установок (АУ) различных калибров и корабельных ракетных пусковых установок. В течение 1949-1980 гг. КБ «Арсенал» разработало для вновь строившихся, а также проходивших модернизацию боевых надводных кораблей более 12 типов полуавтоматических и автоматических зенитных и универсальных АУ калибра 45, 57, 76, 100 и 130 мм. Практически все корабли ВМФ РФ водоизмещением более 600 тонн вооружены АУ, разработанными конструкторским бюро «Арсенал».

главного конструктора АО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" Дмитрия Цымлякова о программе проектирования и строительства для ВМФ России малых ракетных кораблей проекта 22800 (шифр "Каракурт").

Малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800 "Каракурт" стал одним из самых популярных объектов судостроения на форуме "Армия-2018". Макеты корабля, в том числе экспортная версия, красовались на стендах трёх разных верфей, а в рамках деловой программы были заключены контракты на постройку шести новых МРК на Дальнем Востоке. Об истории создания, особенностях и причинах популярности проекта 22800 в интервью Sudostroenie.info рассказал главный конструктор Центрального морского конструкторского бюро "Алмаз" Дмитрий Цымляков.

Головной малый ракетный корабль «Ураган» (заводской номер 251) проекта 22800 (шифр "Каракурт") на полном ходу на пробеге во время заводских ходовых испытаний на Ладожском озере. 2018 год (с) sudostroenie.info

- Дмитрий Евгеньевич, почему было принято решение о создании проекта МРК 22800?

Главной причиной была остановка постройки фрегатов "адмиральской серии" проекта 11356 из-за отказа украинской стороны в поставке ГГТА после известных событий весны 2014 года.

Вторая причина - старение нашего корабельного состава. Проект 22800 пришёл на смену РКА проекта 1241 "Молния" и МРК проекта 1234 "Овод". Последний МРК "Овод" был построен в конце 80-х годов прошлого века.

Поэтому по таким параметрам, как главные размерения, водоизмещение, скорость эти корабли сопоставимы. Сходны они и по основному назначению.

- По ходовым характеристикам и энергетической установке, в чём отличия "Каракурта" от "Овода"?

В целях ускорения проектирования на проекте 22800, аналогично проекту 1234, использована отечественная энергетическая установка на базе трёх дизелей М507, оптимизированных для увеличения ресурса.

Чтобы сделать корабль максимально быстро, установка по своей компоновке была во многом заимствована у "Овода".

Однако в силу применения другой формы корпуса (на "Оводе" использовался глиссирующий корпус, а на "Каракурте" - обводы переходного режима) удалось улучшить мореходность, обитаемость, решить проблемы, связанные с большим углом наклона валов, характерным для глиссирующих корпусов. На "Оводах" достаточно большой угол наклона, что вызывало большую вибрацию и дополнительное сопротивление движению.

На "Каракурте" угол наклона валов находится в приемлемых пределах: 5 градусов на носовом машинном отделении и 10 градусов на кормовом. Соответственно, все характеристики, как пропульсивные, так и вибрационные у нового корабля лучше.

- Что можете рассказать про вооружение нового корабля?

Сейчас практически стандартом для отечественного флота стал комплекс "Калибр", обеспечивающий в том числе и решение стратегических задач. Также в проекте используется усовершенствованная пушка АК-176МА. У неё за счёт применения электрических приводов повышена точность стрельбы.

С 253-го заказа, строящегося на заводе "Пелла", второго серийного МРК проекта 22800, на такие корабли устанавливается зенитный ракетно-артиллерийский комплекс "Панцирь-М".

- ЗРАК "Панцирь" будет устанавливаться и на последующих кораблях этого проекта?

Да, на всех последующих. Так предполагается, по крайней мере.

Всё остальное - в соответствии с воззрениями наших военных на применяемое оружие. Так, в проекте используется современные комплексы радиотехнического вооружения, навигации, связи.

- Чем "Каракурт" отличается от других отечественных проектов?

Одна из изюминок проекта - практически полное импортозамещение. Чтобы исключить возможность блокировки поставок, импортное оборудование закладывалось по минимуму.

В настоящее время у нас используется ряд позиций импортного оборудования. В основном это бытовое оборудование, обеспечивающее комфорт экипажа: стиральные машины, холодильники, плиты, мойки, кофеварки, кофемолки и т.п. Разумеется, этот перечень прошёл определённую процедуру, и есть решение о его применении.

Всё серьёзное оборудование - отечественное.

Ещё головной корабль примечателен тем, что при его создании на нём не проводилось никаких сопутствующих ОКР. Заказчиками была поставлена задача - использование только серийного, освоенного промышленностью оборудования. Применяли то, что имеет литеры, либо разработано по завершённым ОКР Минпромторга, то есть образцы уже существуют, их нужно только военным соответствующим образом принять. Поэтому в такие сжатые сроки всё получилось.

- Когда началось создание проекта 22800?

В 2015 году. В начале апреля я был назначен главным конструктором проекта и с этого момента пошла основная работа: инструкционный чертёж, графики, СТУ .

- Довольно сжатые сроки…

Очень сжатые. Сокращённый технический проект был готов за полтора месяца. Это было сделано, чтобы получить общие характеристики корабля, определиться с основным оборудованием, разработать заказные ведомости и, самое главное, по итогам защиты получить добро от заказчиков на продолжение работы. А к концу 2015 года технический проект уже был полностью закончен. И, соответственно, выданы первые корпусные чертежи и спецификации на судостроительный завод "Пелла".

В декабре 2015 года заводчане уже имели определённый задел по корпусной части, и 25-го числа головной МРК "Ураган" был заложен. Далее работа шла в очень быстром темпе. Мы разрабатывали документацию, судостроители "Пеллы" с колёс воплощали задуманное в металле. И одновременно учились строить боевые корабли, поскольку на тот момент их опыт, к сожалению, ограничивался только буксирами и скоростными катерами. К чести заводчан, несмотря на то, что многое для них было впервой, они справились.

В итоге, от принятия решения о начале постройки до выхода корабля на испытания прошло всего три года. В нашей последней истории боевой корабль так быстро никогда не строился. Даже над схожим проектом "Буян-М" Зеленодольское ПКБ и Зеленодольский завод работали дольше. И потом, у них была определённая база - уже существовал проект 21630.

- На какой стадии сейчас находится головной МРК "Ураган"?

Сейчас корабль завершает заводские ходовые испытания. И, надеюсь, что уже в сентябре-октябре месяце выйдет на государственные.

- Каков запланированный срок сдачи корабля?

Конец 2018 года.

- "Пелла" уже спустила на воду три МРК проекта 22800 - "Ураган", "Тайфун" и "Шквал". На этом заводе ещё будут строиться такие корабли?

В цеху стоит ещё четвёртый МРК - "Буря". Его спуск на воду ожидается осенью.

- 22 августа были заключены контракты на постройку шести МРК на Дальнем Востоке. Они будут чем-то отличаться?

Возможно будут какие-то изменения в части энергетики. У нас сейчас сделаны соответствующие проработки. Есть вариант с газотурбинными двигателями. Для того чтобы обеспечить высокий темп строительства, есть разные предложения. Ждём решения Заказчика. Пока что завод "Звезда" в его нынешнем состоянии не может обеспечить необходимый темп изготовления дизелей.

- На "Звезде" не так давно сменился владелец. Может быть, ситуация изменится…

Надеемся. Но пока имеем то, что имеем.

Судя по экспозиции форума "Армия-2018", "Каракурт" является одним из наших ключевых экспортных товаров. У экспортной модификации - проекта 22800Э есть отличия?

Всё зависит от требований заказчика. Если заказчик захочет поставить своё радиотехническое вооружение или комплексы внутренней связи, то, соответственно, корабль будет доработан.

И энергетика. Наверняка, они захотят поставить что-то своё. Мы рассматривали возможность установки дизелей MTU 20V4000 мощностью 4300 кВт. По расчётам, трёхвальная установка может обеспечить несколько меньшую скорость, чем с двигателями "Звезды", но для кораблей такого водоизмещения и такой ударной мощи этого, наверняка, будет достаточно.

- По вооружению экспортный вариант отличается?

Только ракетами. Их дальность ограничена договором о нераспространении. В остальном, экспортный комплекс "Панцирь" есть, артиллерийская установка тоже есть в экспортном варианте.

- Какие зарубежные страны проявляют интерес к проекту 22800Э?

Интерес очень большой. Со стороны традиционных партнёров по ВТС: Вьетнама, Индии. Рассчитываем на интерес со стороны Индонезии, Алжира, стран Персидского залива.

- О модернизации "Каракурта" речь пока вести рано?

Зачем модернизировать то, что хорошо получилось, хотя, не скрою, прорабатываются варианты с другим составом вооружения, позволяющим расширить боевые возможности корабля.

- Возможно, какие-то решения будут приняты по результатам испытаний головного МРК…

Возможно. Пока могу честно сказать, что, как платформа, корабль оправдывает все наши ожидания. Всё, что рассчитывали получить, мы получили. С точки зрения скорости, с точки зрения управляемости, мореходности. Разгонные характеристики великолепные. По сути дела, это катер, но большого водоизмещения.

А что касается экономической составляющей проекта? В последнее время это важный критерий для Минобороны при формировании гособоронзаказа.

По этому поводу лучше спрашивать у заводчан "Пеллы", но могу сказать, что корабль получился недорогой по сравнению с тем, что строит флот. Стоимость оказалась сильно меньше 10 млрд рублей.

- Этим объясняется такая популярность корабля?

Конечно. ЦМКБ "Алмаз" и завод "Пелла" доказали, что создать боевой корабль можно быстро и недорого.

Беседовал Александр Полунин

Главный конструктор АО "Центральное морское конструкторское бюро "Алмаз" Дмитрий Цымляков (с) sudostroenie.info


Спуск на воду на АО "Ленинградский судостроительный завод "Пелла" третьего строящегося для ВМФ России малого ракетного корабля проекта 22800 «Шквал» с заводским номером 253. На корабле установлен новый корабельный зенитный ракетно-пушечный комплекс "Панцирь-М". Отрадное (Ленинградская область), 05.05.2018 (с) sudostroenie.info

МРК проекта 22800 Каракурт

Проект 22800 "Каракурт" - малый ракетный крейсер прибрежной зоны. Несмотря на малые размеры, его боевой радиус может достигать 2500 км при определенном типе вооружения.

Проект 22800 «Каракурт» – адаптация к морским и океанским водам проекта 21361 «Буян-М», класса «река-море» – новое поколение русских малых ракетных кораблей (МРК) ближней и средней морской зоны. Главное конструктивное отличие «Каракурта» от базового проекта «Буян-М» и – это морской корпус с осадкой 4 м, он устойчивее для боевого применения, чем река-море с осадкой 2,5 м. Это позволяет быстрее выводить на цель мощные ракеты и артустановки, не мешкать при сильном волнении моря. По правилам кораблестроения России платформа 22800 является универсальной, подходит для сторожевых и пограничных МРК, для противолодочных малых кораблей (МПК). Россия значительно укрепит ВМС РФ к 2030-му году, 23 «Каракурта» поступит на Северный ВМФ, Тихоокеанский ВМФ, Балтийский ВМФ и Черноморский ВМФ.

Задачи проекта 22800

МРК 22800 – корабль 3-го ранга, является представителем уникальной линейки «смертоносных насекомых», разрабатываемой в СССР с 1950-х годов. Отечественные МРК и МПК занимают место между катерами и кораблями 2-го ранга. У больших морских катеров и малых кораблей разные габариты и осадка, радиус боевых возможностей. По вооружённости МРК сопоставимы с корветами и фрегатами. В США и Англии с 2000-х годов разрабатывается и вводится в состав ВМС НАТО новый класс кораблей, литеральных LCS (прибрежных, для дальней морской зоны), хорошо вооружённые аналогичны своим же корветам, нежели нашим МРК и МПК, а с водоизмещением 500 – 1000 т по боеспособности напоминают катера. Связано это больше с тем, что флот НАТО не для обороны своих рубежей, а чтобы ходить в чужие моря, поэтому малыми могут быть только корветы, преодолевающие от 3 000 миль.

Боевые возможности МРК проекта 22800 Каракурт

Основное вооружение МРК 22800 – противокорабельное – в основе мощный ракетный комплекс «Калибр-НК» для уничтожения надводных и наземных целей с расстояния 0,1 – 5 тыс. км., в перспективе, с 2025-го года, основными противокорабельными ракетами станут гиперзвуковые «Цирконы», скоростью 8 Маха. В радиусе «мёртвой зоны» ракет применяется скорострельная крупнокалиберная артиллерийско-зенитная установка АУ А-190, защиту с воздуха обеспечивает ракетно-пушечный зенитный комплекс Панцирь-СМ с радиусом поражения 40 км, а также турельная установка 3М47 и АК-630. В отличие от корветов 22380 и фрегатов 22350 в составе вооружения сторожевых МРК 22800 нет гибких гидроакустических антенн для обнаружения подлодок, а также и средств их уничтожения, бомбомётных установок и торпедных аппаратов. У своих границ можно лишь держать оборону, чтобы победить, необходимо наступать к чужим берегам, ходить в моря противника – МРК РФ это позволяет, его можно включать в ударную группу в качестве сторожевого.

class="eliadunit">

Технические характеристики Каракурта 22800

  • Скорость 30 узлов.
  • Дальность хода на минимальной скорости – 2 500 миль.
  • Автономность по запасам провизии – 15 суток.
  • Корпус стальной цельносварной 70х11 м с многослойным покрытием из стекловолокна, с фальшбортами, технологии Стелс.
  • Главная энергетическая установка (ГЭУ) дизель-газотурбинная из 2-х двигателей 10Д49, создающих вращение водомётных винтов до водоизмещения 800 т.
  • Экипаж 52 человека.
  • За управление всех систем отвечает боевая система корабля БИУС Сигма-Э, которой подчинена РЛС Минерал М, АМКОИ Трасса-Э.

История проекта 22800

Проектирование МРК 22800 начато спустя 5 лет после разработки МРК 22361. По сути, является модернизацией только что созданной боевой единицы. У обоих проектов одни и те же предшественники, советские корабли проектов 1234, 12341, 12347 и созданный на их базе речной проект 2001-го года 12300 «Скорпион» с вертикальным пуском ракет. В СССР было построено по этим проектам 48 кораблей и ещё столько противолодочных, к началу 1990-х все были в строю, сегодня 13 МРК + «Бора» и «Самум», отнесенные по характеристикам во 2-й ранг, двухкорпусные катамараны со скоростью 45 узлов, проекта 1239 «Сивуч». Отдельную историю затаил пока в себе сгоревший на стоянке в 1992-м сверхскоростной МРК-5 проекта 1240 «Ураган» (на подводных крыльях, скорость 57 уз.), со временем тоже может повлиять на модернизацию 22800-го. Умами и усилием многих людей за 12 лет создан новый тип кораблей, недорогих, быстро строящихся, «насекомые» вооружены тем же классом ракет, что и 1-й ранг. Это означало, что копеечная надводная единица запросто способна потопить авианосец или эсминец НАТО.

Начиналось так. В 1959 году, ещё на заводе №5 «Алмаз», ныне «Пелла», был построен ракетный катер 183-Р «Комар» с противокорабельным комплексом П-15. С 1959 по 1965 гг. было построено 112 надводных единиц. Слишком малы были размеры катера 25,5х6,2 м, чтобы также эффективно выполнять боевые задачи, как и корабли 2-го и 1-го ранга, да и противостоять агрессорам желательно как можно подальше от своих берегов. В это же время, с 1958-го, тактико-техническое задание (ТТЗ) для создания кораблей-ракетоносцев передано сразу трём ленинградским КБ, ЦКБ-5 (Алмаз), ЦКБ-53 (Северное), МАЦКБ-340 (КБСМ). С 1958-го года по 1968-й, выдающимся ракетостроителем Челомеем, впервые в мире создаётся ПКР П-70 для стрельбы ракетами из подводного положения, вначале только для проектов лодок 670, с 1960-го разрабатывалась уже надводная версия П-25, с нетоксичным и не пожароопасным топливом, с хорошей головкой самонаведения на цель (ГСН). С появлением во флоте в 1970-м году первого МРК проекта 1234 «Овод», водоизмещением 600 т, размеров 59х11 м, расклад сил между СССР и НАТО изменился качественно.

Первый МРК 22800, головной, с собственным именем «Ураган», уже в строю ВМФ РФ, пока единственный. Был заложен на стапеле «Ленинградского судостроительного завода «Пелла» в Санкт-Петербурге 12.12.2015. Названия этих кораблей напоминают о силе стихийного ветра и моря. Строительство идёт быстрыми темпами и на разных верфях. Второй корабль Тайфун строился там же, Балтийский или Северный флот пополнят ещё 4 корабля, заложены на «Зеленодольском заводе им. Горького». Сразу 6 кораблей для Черноморского флота строятся на площадке «Алмаз» в Феодосии, столько же, сколько и на «Амурском судостроительном заводе», укрепляющем Тихоокеанский флот.

class="eliadunit">