Ракетные крейсера типа тикондерога. Ракетные крейсера типа Ticonderoga

Для сравнительной оценки ракетного крейсера «Москва» можно было бы взять эсминец УРО типа «Орли Берк», однако это все-таки корабль другого класса, хотя и близкий по составу вооружения и водоизмещению.

Простое сопоставление тактико-технических характеристик образцов вооружения мало что дает. Причины просты: каждое государство создает оружие в соответствии с требованиями, которые определяются в первую очередь содержанием военных угроз, избранными методами и способами их нейтрализации, общим уровнем промышленности, специфическими особенностями военно-технических школ. Поэтому необходимо учитывать условия боевого применения сравниваемых образцов и характер решаемых ими задач. Строго говоря, надо сопоставлять не ТТХ, а вытекающие из них боевые возможности. Для этого необходимо соблюдать определенную методику анализа.

“ Во встречном бою шансы поразить авианосец будут значительно меньшими, если не нулевыми – он не допустит приближения нашего крейсера на дистанцию залпа ”

Прежде всего важен корректный выбор претендентов для сопоставления. Иностранный аналог должен относиться к тому же классу, что и российский образец. Целесообразно, чтобы они были примерно из одного поколения боевой техники. Хотя это требование не является обязательным, поскольку часто новые системы вооружения, выигрывая в одном, проигрывают предшественникам в другом. В результате в конкретных условиях при решении специфических задач более современный образец может оказаться менее эффективным.

Также важны корректные условия сравнения, то есть в каком конфликте, против какого противника, какими способами применяются сравниваемые образцы. Часто рассматриваются действия по схеме «один на один». Однако есть такие образцы боевой техники, которые не предполагают прямого противоборства. В качестве примера можно привести противолодочные самолеты – им попросту нечем воевать между собой. Если эффективность сравниваемых образцов несимметрична по условиям боевого применения, необходимо рассматривать различные варианты с учетом ожидаемой вероятности их реализации.

Только после этой работы имеет смысл переходить к анализу тактико-технических характеристик. При этом необходимо акцентировать внимание на тех данных, которые значимы применительно к выбранным боевым задачам и условиям обстановки. На этой основе можно сделать оценки ожидаемой эффективности, в том числе в схеме «один на один». Расчет производится для каждого сопоставляемого образца по всем рассматриваемым боевым задачам и при возможных вариантах условий применения. Далее вычисляется интегральный показатель эффективности. В нем суммированы результаты решения всех типовых боевых задач в прогнозируемых вариантах обстановки. Это уже более или менее объективная характеристика сопоставляемых тактических единиц. Такой показатель дает всестороннюю оценку сравниваемых образцов. Можно говорить, какой из них будет более эффективен в реальной боевой обстановке.

Важна и экономическая оценка изделий. Но бывает, что ее нельзя привести к общему эквиваленту.

На ринг вызываются

С учетом сказанного оценим российский крейсер типа «Москва» проекта 1164. Прежде всего найдем ему подходящего соперника. Не вдаваясь в детали технологии выбора, констатируем, что в наибольшей мере подходит американский крейсер типа «Тикондерога». Представители этой серии, фактически единственные в иностранных флотах, относящиеся к классу крейсеров УРО, имеют сопоставимое с «Москвой» вооружение. В определенной мере схожи и задачи, для решения которых создавались сравниваемые корабли. Их проектирование и постройка велись в 70–80-e годы, то есть это одно поколение.

Крейсер «Москва» проекта 1164
Полное водоизмещение - 11 500 тонн
Длина - 186,5 метра
Экипаж - 510 человек
Полный ход - 32 узла

Фото: blackseanews.net

Относясь к весьма универсальному классу, корабли рассчитаны на применение во всех видах военных конфликтов. И уже показали себя. Российский крейсер – в отражении агрессии Грузии в 2008 году и в сирийских событиях, правда, в обоих случаях без применения оружия. Американские крейсеры действовали в полной мере во всех вооруженных конфликтах и региональных войнах начиная с «Бури в пустыне» в 1991-м до операции против Ливии в 2011-м.

Соответственно будем рассматривать два варианта условий: действия сопоставляемых кораблей в локальном столкновении со слабым в военно-морском отношении противником в интересах группировки ВВС и СВ, в крупномасштабной войне Россия – НАТО. Кроме того, имеет смысл рассмотреть вариант: наш крейсер против американского в составе корабельной ударной группы (КУГ). Такой вариант вполне возможен, поскольку оба могут действовать в качестве ядра КУГ с охранением из кораблей более легких классов. Здесь для чистоты сравнения целесообразно принять, что поражающий потенциал средств ПВО кораблей охранения у российской и американской групп примерно одинаков.

В конфликтах оба корабля решают следующие основные задачи, по которым и предстоит провести сопоставление: уничтожение авианосных ударных и многоцелевых групп противника, уничтожение КУГ и КПУГ, уничтожение подводных лодок, отражение ударов средств воздушного нападения противника, нанесение ударов по наземным объектам.

В локальной войне против слабого в военно-морском отношении противника с учетом вероятности возникновения той или иной задачи весовые коэффициенты распределяются так: уничтожение групп надводных кораблей и катеров – 0,1, уничтожение подводных лодок – 0,05, отражение СВН – 0,3, нанесение ударов по наземным объектам – 0,55. Этот расклад относится как к российскому, так и к американскому кораблю. Задача уничтожения авианосных сил противника в данном случае, очевидно, стоять не будет.

В крупномасштабной войне весовые коэффициенты распределяются иначе и различаются для российского и американского кораблей. Их значение для «Москвы» можно оценить следующим образом: уничтожение авианосных ударных и многоцелевых групп противника – 0,4 (в том числе 0,1 – из положения слежения оружием и 0,3 – во встречном бою), уничтожение КУГ и КПУГ – 0,25, подводных лодок – 0,1, отражение СВН – 0,2, удары по наземным объектам – 0,05. У «американца» иначе: уничтожение КУГ и КПУГ – 0,2, подводных лодок – 0,3, отражение СВН – 0,3, удары по наземным объектам – 0,2. С учетом того что Россия располагает одним авианосцем, который будет действовать в составе группировки ударных сил, решая главным образом задачи ПВО этого соединения или в системе ПВО морского района, задача его уничтожения для американского ракетного крейсера будет малозначимой.

В красном углу

Ракетный крейсер проекта 1164 при полном водоизмещении более 11 000 тонн в качестве основного вооружения имеет комплекс «Вулкан» с боезапасом 16 ПКР. Максимальная дальность стрельбы – до 700 километров. Основное зенитное вооружение представлено многоканальным комплексом «Форт» (С-300Ф). Боезапас – 64 ракеты. Дальность стрельбы – до 90 километров. Зенитные огневые средства самообороны: два одноканальных комплекса «Оса-МА» и три батареи по два 30-мм автомата АК-630. Противолодочное вооружение включает два пятитрубных торпедных аппарата и две РБУ-6000. Универсальная артиллерия представлена двуствольной АУ АК-130 калибра 130 миллиметров. Корабль имеет эффективные средства РЭБ для нарушения работы РЭС самолетов и ГСН ПКР. На крейсере предусмотрено базирование вертолета Ка-27. По оценке западных экспертов, для уничтожения или вывода из строя таких кораблей требуется попадание четырех – шести ПКР «Гарпун» или двух-трех «Томагавк».

В синем углу

Крейсеры типа «Тикондерога» при водоизмещении около 9600 тонн имеют различные виды ракетного оружия, расположенные в двух универсальных вертикальных подпалубных пусковых установках Mk-41 общей емкостью 122 ячейки. Типовая загрузка – 24–26 КР «Томагавк», 16 ПЛУР ASROC и 80 ЗУР «Стандарт-2». Кроме этого, корабль располагает 16 ракетами «Гарпун» в палубных пусковых установках. Корабли оснащены боевой информационно-управляющей системой типа «Иджис». Универсальная артиллерия представлена двумя АУ Mk-45 калибра 127 миллиметров. Противолодочное вооружение включает два трехтрубных ТА для малогабаритных противолодочных торпед Mk-46. Корабли имеют мощные гидроакустические средства поиска подводных лодок и противолодочные вертолеты. Потребное число попаданий тяжелых российских ПКР для вывода крейсера из строя или его потопления можно оценить в один – три, для уничтожения американского авианосца – в три – семь.

Встречный бой

Наиболее благоприятная ситуация решения задачи поражения авианосца крейсером типа «Москва» – стрельба из положения слежения оружием. В этом случае корабль при прочих равных с АУГ условиях гарантированно нанесет удар по ордеру главных сил (авианосец и три-четыре корабля охранения). Залп из 16 ракет встретит противодействие многоканальных систем ПВО, истребителей боевого воздушного патруля и средств РЭБ. До двух ракет могут быть сбиты истребителями. Суммарный потенциал средств ПВО ордера, составляющий от 7–8 до 10–12 единиц, позволит уничтожить до 70–80 процентов оставшихся ракет залпа. Средства РЭБ снижают вероятность попадания в цель еще на 50–60 процентов. В итоге до авианосца дойдут максимум одна-две ракеты при самых благоприятных условиях. То есть вероятность вывода авианосца из строя таким залпом составляет не более 0,2.


Крейсер USS Port Royal (CG-73) типа «Тикондерога»
Полное водоизмещение - 9800 тонн
Длина - 172,8 метра
Экипаж - 387 человек
Полный ход - 32 узла
Дальность плавания - 6000 миль
Фото: warday.info

Во встречном бою шансы поразить авианосец будут значительно меньшими, если не нулевыми – он не допустит приближения нашего крейсера на дистанцию залпа (поэтому, кстати, ключевую роль в бою с АУГ будут играть подводные лодки и морская ракетоносная авиация).

В бою с соединениями надводных кораблей наш крейсер выглядит существенно лучше. При действиях против КУГ в составе двух – четырех эсминцев и фрегатов УРО он способен вывести из строя или потопить до двух кораблей противника, сам оставаясь неуязвимым для них (за счет превосходства в дальности ракетного оружия). Удар по десантному отряду или конвою позволит уничтожить три-четыре корабля из их состава. То есть боевую эффективность нашего крейсера в данном противоборстве можно оценить в 0,3–0,5.

Эффективность средств ПВО корабля при отражении удара эскадрильи самолетов тактической авиации или ракетного залпа из 12–16 ракет «Томагавк»/«Гарпун» определяется (на основании открытых данных) в 0,3–0,6 в зависимости от типа СВН.

Возможны варианты

В ударах по наземным объектам наш крейсер будет использовать ПКР «Вулкан». В этом случае возможности по поражению целей следует оценить в два-три точечных объекта на глубину до 600–650 километров от побережья. Учитывая, что целью таких ударов является нарушение функционирования какой-либо системы, в частности ПВО или управления войсками в определенном районе, эффективность действий надо сопоставлять с общим количеством целей, которые необходимо поразить. Если речь идет об упомянутых сложных системах, то точечных объектов даже в отдельном ограниченном районе может быть 20 и более. Соответственно эффективность воздействия оценивается в 0,1 и меньше.

Возможности нашего крейсера по борьбе с подводными лодками рассчитываются по критерию вероятности уничтожения субмарины до ее выхода в позицию торпедного залпа. Этот показатель зависит от многих факторов, но главнейшим является энергетическая дальность обнаружения цели ГАК корабля. С учетом всего комплекса факторов эту вероятность для нашего крейсера я оцениваю в 0,3–0,6 в зависимости от гидро-акустических условий и типа подлодки.

Аналогичные показатели для крейсера «Тикондерога» выглядят следующим образом. Уничтожение групп надводных кораблей (КУГ, КПУГ, десантных отрядов и конвоев) примерно эквивалентно: три-четыре надводных корабля или 0,3–0,5. Эффективность борьбы с подводными лодками с учетом более мощного ГАК может составить 0,5–0,9. Решение задач ПВО – 0,4–0,7 в зависимости от типа СВН. Поражение наземных объектов «Томагавками» – шесть – восемь точечных целей на глубину до тысячи километров, то есть 0,2–0,4.

В дуэльной ситуации при прочих равных условиях «Москва» за счет значительного превосходства в дальности стрельбы имеет возможность вывести из строя или потопить американский крейсер с вероятностью до 0,5–0,7, сама не входя в зону поражения противника.

В условиях взаимного обнаружения на дальности досягаемости ракет «Тикондероги» шансы последнего выше. Однако вероятность такого события крайне мала. «Американцу» для выхода в позицию залпа надо будет сближаться с нашим кораблем, находясь в зоне досягаемости его оружия несколько часов.

Победа по очкам

Проведенный анализ позволяет вывести интегральный показатель соответствия предназначению двух кораблей. У российского крейсера он составляет: применительно к локальным войнам – 0,23, а к крупномасштабной – 0,28. У «американца» эти показатели 0,39 и 0,52 соответственно. То есть по степени соответствия боевой эффективности корабля его предназначению наш крейсер уступает «американцу» около 40 процентов. Однако в дуэльной ситуации российский корабль бьет оппонента за счет значительного превосходства в дальности применения оружия.

Главная причина в том, что наш крейсер более специализирован как ударный, предназначенный для борьбы с крупными группами надводных кораблей противника. При этом его возможности по решению главной задачи – разгрома АУГ относительно невелики, тогда как крейсер «Тикондерога» универсальнее и ориентирован на решение широкого круга задач, которые актуальны в большем спектре возможных ситуаций.

Рассматривавшийся как платформа для зенитно-ракетного комплекса «Иджис» зональной противовоздушной обороны при минимальной стоимости для строительства в большом количестве, класс «Тикондерога» базируется на корпусе популярного эсминца класса «Спрюэнс». Первоначальные планы — построить 30 единиц, но затем эта величина сократилась до 27. Корпус и схема расположения машинных механизмов — аналоги базового класса «Спрюэнс», но большее водоизмещение привело к заметному уменьшению скорости хода. В связи с этим высказывалась некоторая критика, касающаяся максимального водоизмещения корабля, но испытания головного корабля «Тикондерога» (CG47) в 1983 г. показали, что его остойчивость достаточна.

Основу корабля составляет компьютеризированная система зональной противовоздушной обороны «Иджис», которая имеет радиолокационную станцию SPY-1A с двумя парами фазированной антенной решеткой, способная как управлять своими самолетами, так и одновременно обеспечивать наблюдение, обнаружение и слежение за целями по всей верхней полусфере над и вокруг корабля. Используемые ракеты — «Стандарт» SM2-ER на двух пусковых установках Мк 26 считаются эффективным средством противодействия массированным атакам высокоманевренных самолетов, взаимодействующих с высотными и низковысотными противокорабельной ракеты, запущенными как с поверхности, так и из-под воды, в условиях интенсивного РЭП. С шестого корабля две пусковых установки Мк 26 и их магазины для боеприпасов будут заменены на две вертикальные пусковые установки Мк 41, рассчитанные на размещение 122 ракет «Томагавк», «Гарпун», «Стандарт» SM2-ER и противолодочных ракет вместо 104 ракет, которые несли первые корабли. Последний в классе корабль «Шилох» был введен в строй в 1994 г. «Принстон» был сильно поврежден иракской миной во время войны в Заливе в 1991 г.

Тактико-технические характеристики крейсера «Тикондерога»

  • Водоизмещение, т: полное 9600;
  • Размеры, м: длина 172,8; ширина 16,8; осадка 9,5;
  • Главная энергетическая установка: четыре газотурбинных установки LM 2500 фирмы «Дженерал Электрик», работающие на два вала, мощностью, л. с. (кВт): 80 000 (59 655);
  • Скорость хода, узлов: 30;
  • Самолет: два многоцелевых вертолета SH-2D «Сиспрайт» или SH-60B «Сихок»;
  • Вооружение: две восьмизарядные пусковые установки с 16 противокорабельными ракетами «Гарпун», две спаренные пусковые установки для зенитной управляемой ракеты «Стандарт» SM2-ER и противолодочных ракет ASROC (боекомплект соответственно 68 ракет и 20 ракет), две одноствольные 127-мм артиллерийские установки, два 20-мм зенитных артиллерийских комплекса самообороны "Фаланкс ", два трехтрубных торпедных аппаратов Мк 32 калибра 324 мм с боезапасом 14 торпед Мк46 ;
  • Электроника: две объединенные фазированные антенные решетки SPY-1A«Иджис», радиолокационная станция обнаружения воздушных целей SPS-49, радиолокационная станция обнаружения надводной (наземной) цели SPS-10, система SPQ-9A системы управления огнем, четыре радиолокационные станции системы управления огнем SPG-62 для зенитная управляемая ракета «Стандарт», один комплект средств радиоразведки SLQ-32, четыре пусковых устройств Мк 36 Super RBOC для постановки дипольных отражателей, система спутниковой навигации NAVSAT, одна гидроакустическая станция SQS-23, гидроакустическая станция SQR-19 с буксируемой антенной решеткой, спутниковая система связи SATCOMM;
  • Экипаж, чел.: 360.

Корабли класса «Ticonderoga» относятся к типу ракетных крейсеров, которые состоят на вооружении ВМС США. Боевые корабли данного класса стали первыми в американском военном флоте, которые оснащены боевой информационно-управляющей системой «Aegis».

Заказ от военно-морского флота на постройку головного корабля поступил в 1978 году, причем корабль изначально был заложен как УРО, однако 1 января 1980 года еще до окончания спуска на воду, в силу более расширенных возможностей получил иную классификацию - крейсер УРО. При разработке проектно-технической документации крейсера класса «Ticonderoga » был использован корпус эсминца класса «Spruance ».

Данного класса имеет характерный корпус с вытянутым в корму полубаком, проходящим через 2/3 всей длины крейсера, нос, а также транцевую корму. Обводы корпуса крейсера спроектированы таким образом, что конструкция способствует снижению амплитуды бортовой и килевой качки, а также несколько уменьшает сопротивление воды. С учетом опыта эксплуатации эскадренных миноносцев класса «Spruance » на крейсере была увеличена общая длина корабля на 1,1 метр, где был установлен специальный фальшборт высотой 1,4 м для снижения воздействия волн в штормовых условиях, а также защищает носовые артиллерийские установки и пусковые шахты ракет. Дымовые трубы разнесены по бортам и длине крейсера . За ходовой рубкой и в средней части надстройки располагаются решетчатые мачты.

К характерным особенностям крейсеров класса «Ticonderoga » можно отнести наличие плавниковых стабилизаторов и способность этих кораблей длительное время идти со скоростью хода не менее 20 узлов при волнении моря 7 балов.

При строительстве крейсеров данного класса были широко применены долговечные материалы, такие как алюминиевые сплавы, пластик, износоустойчивые покрытия и тому подобные.

Погреба для хранения боеприпасов защищены 25 мм стальными плитами. Наиболее жизненно важные детали надстройки также дополнительно имеют протекцию в виде сотовых панелей. Верхняя палуба крейсера имеет виниловое покрытие.

В сравнении с другими проектами кораблей американского флота на крейсерах класса «Ticonderoga» несколько увеличена площадь жилых помещений, которые находятся в средней части корпуса. Американскими корабелами также были предусмотрены помещения для активного отдыха и занятий спортом.

Все крейсеры «Ticonderoga » приспособлены для действий в условиях применения оружия массового поражения. Для чего в корпусе и надстройке отсутствуют иллюминаторы. Все внутренние помещения оснащены системой кондиционирования воздуха.

На крейсере установлены ленточные транспортеры для передачи различных грузов с верхней на нижние палубы и передачи их по отсекам. Одно из таких устройств обеспечивает горизонтальное перемещение грузов через всю длину корабля. В носу и корме крейсера оборудованы посты для приема грузов, доставляемых вертолетами.

Еще одной отличительной особенностью данного проекта является применение модульной конструкции устройств , что дает возможность использовать метод агрегатной замены оборудования и в кротчайшие сроки вводить в строй различные системы корабля силами и средствами личного состава корабля.

крейсеры класса «Ticonderoga»







крейсер «Philippine Sea» (CG 58) в Севастополе

крейсер «USS Lake Champlain»

крейсер УРО «USS Monterey» (CG 61)


127 мм автоматическая пушка Mk 45

сравните корпуса двух кораблей: эсминца «Spruance» и крейсера «Ticonderoga»

немного о ракетном вооружении крейсера «Ticonderoga»

В период с 2000 по 2011 год все крейсеры класса «Ticonderoga » прошли модернизацию вооружения. получили возможность использования ракет-перехватчиков RIM-161 «Standard Missile 3 », которые с помощью системы наведения атаковать заатмосферные цели на удалении до 500 км при высоте 160 км и ярким примером тому стало событие, состоявшееся 21 февраля 2008 года. Впервые в истории флота с крейсера «USS Lake Erie » при помощи такой ракеты был успешно произведен перехват неуправляемого спутника USA-193 на расстоянии в 275 км.

На первых пяти ракетных крейсерах класса «Ticonderoga » размещались обычные двухбалочные универсальные пусковые установки для запуска противокорабельных ракет типа «Harpoon », зенитных «Standard » и противолодочных «ASROC». Однако в 1986 году на вооружение ВМС США поступили установки вертикального пуска ракет с ячейками-контейнерами. Применение этого комплекса позволило повысить живучесть установки, увеличить боезапас и номенклатуру запускаемых ракет, а также сократить время контратаки. Типовая загрузка установки вертикального пуска ракет на шестом и последующих крейсерах класса «Ticonderoga » следующая: 26 крылатых ракет класса «Tomahawk », 16 противолодочных управляемых ракет «ASROC» и 80 зенитных управляемых ракет «Standard 2 » - всего 122 ракеты в двух модулях.

Всего построено 27 крейсеров УРО этого класса. Девятнадцать крейсеров данного проекта были построены на верфи «Ingalls Shipbuilding », а восемь - на предприятии «Bath Iron Works », США. Четыре из них крейсеры «USS Yorktown », «USS Vincennes », «USS Valley Forge », «USS Thomas S. Gates » уже выведены из состава американского флота, и готовятся к утилизации, а головной корабль «USS Ticonderoga » станет плавучим кораблем-музеем, о чем недавно было достигнуто соглашение с правительством США.

«USS Ticonderoga » в качестве морского музея будет установлен в городе Паскагоула, штат Миссисипи. Стоимость всех работ, включающих подготовительный ремонт, подготовку причала, буксировку и установку корабля оценивается в сумму 17 миллионов долларов США.

Все крейсеры кроме «USS Thomas S. Gates » названы в честь знаменательных событий связанных с Америкой в период второй мировой войны.

Технические характеристики ракетного крейсера «USS Ticonderoga»:
Водоизмещение - 9800 тонн;
Длина - 172,8 м;
Ширина - 16,8 м;
Осадка - 10,2 м;
Силовая установка - четыре газовых турбины типа LM2500 «General Electric»
Мощность - 80000 л. с.;
Скорость хода - 32,5 узла;
Дальность плавания - 6000 миль при скорости хода 20 узлов;
Экипаж - 387 человек;
Вооружение :
Артиллерийские установки Mk45 127 мм - 2;
Ракетное вооружение: ракеты «Tomahawk» - 26, противолодочные управляемые ракеты ASROC - 16, зенитно-управляемые ракеты «Standard 2» - 80. Общий боезапас - 122 ракеты;
Зенитные установки «Phalanx» 20 мм - 2;
Зенитные установки Mk38 25 мм - 2;
Пулемет 12,7 мм - 2;
Торпедные аппараты 324 мм - 2 (трехтрубные);
Вертолеты «Sikorsky» SH-60B или MH-60R «Seahawk» - 2;

Военно-морских сил Соединенных Штатов являются ракетные крейсера типа Ticonderoga. Корабли этого проекта, способные нести большое количество ракетного, артиллерийского и минно-торпедного вооружения, служат с начала восьмидесятых годов и решают широкий круг боевых задач. Тем не менее, часть этих крейсеров уже отличается достаточно большим возрастом, и потому в скором будущем должна завершить свою службу. Списание боевых кораблей может привести к определенным потерям в контексте общей боеспособности флота.

Головной крейсер USS Ticonderoga (CG-47), по имени которого была названа вся серия, заложили в 1980 году и передали ВМС в начале 1983-го. Летом 1994 года флот получил последний 27-й корабль проекта. Интересной особенностью проекта «Тикондерога» стала переработка комплекса вооружения. Так, первые пять крейсеров имели специализированные пусковые установки для ракет разных типов. Все последующие корабли, начиная с USS Bunker Hill (CG-52), оснащались универсальными вертикальными пусковыми установками Mk 41.

Крейсер USS Bunker Hill (CG-52) - один из первых кораблей, подлежащих выводу из состава ВМС

В 2004-2005 годах первые пять кораблей серии, отличавшиеся менее совершенными средствами хранения и запуска ракет, были выведены из боевого состава флота. Прочие, оснащенные универсальными пусковыми установками, продолжили службу. Тем не менее, в обозримом будущем флоту придется отказаться и от них. Сроки службы крейсеров приближаются к максимально допустимым значениям, что соответствующим образом сказывается на их перспективах.

В 2020 году корабли USS Bunker Hill (CG-52) и USS Mobile Bay (CG-53), принятые в состав ВМС США в 1985 году, отметят 35-летие службы. При этом максимальный срок службы крейсеров типа «Тикондерога» определен именно на уровне 35 лет. Таким образом, американскому флоту придется списать их и затем отправить на разделку. Кроме того, темпы поставок кораблей в восьмидесятых годах прошлого века должны привести к постепенному отказу от части оставшихся кораблей.

Американское издание Defense News не так давно смогло получить доступ к ряду документов, оговаривающих дальнейшее развитие надводного флота ВМС Соединенных Штатов. Согласно этим бумагам, командование намерено до 2026 года включительно списать 11 ракетных крейсеров Ticonderoga. Прочие корабли, однако, должны будут пройти ремонт и модернизацию, по результатам которых смогут продолжать службу в течение нескольких следующих десятилетий.

По данным Defense News, в 2020 году «на иголки» отправят корабли USS Bunker Hill (CG-52) и USS Mobile Bay (CG-53). В следующем 2021-м из состава флота выведут USS Antietam (CG-54) и USS Leyte Gulf (CG-55). В 2022 году завершится служба крейсеров USS San Jacinto (CG-56) и USS Lake Champlain (CG-57). 2023-й пройдет без сокращений, но уже в следующем году флот останется без кораблей USS Philippine Sea (CG-58) и USS Princeton (CG-59). В 2025 году службу закончат USS Normandy (CG-60) и USS Monterey (CG-61). Предлагаемая программа списания «Тикондерог» завершится в 2026 году вместе с выведением из боевого состава корабля USS Chancellorville (CG-62).

В результате подобного сокращения в составе военно-морских сил останется лишь 11 крейсеров из 27 построенных. По мере необходимости они будут проходить ремонт и модернизацию, которые позволят продлить сроки службы сверх 35 лет, установленных для первых кораблей серии. Согласно текущим планам, оставшиеся корабли, начиная с USS Cowpens (CG-63), будут оставаться в строю, как минимум, до середины тридцатых годов. Последние корабли могут быть списаны только в середине сороковых или позже.

По целому ряду причин, текущие планы по выведению части крейсеров из состава флота стали причиной споров на разных уровнях. Подобные планы, прямо связанные с состоянием техники, могут иметь серьезные последствия в области национальной безопасности. Существуют определенные риски в контексте количества и качества вооружения. Кроме того, возможны проблемы экономического характера. Очевидным выходом из подобной ситуации, позволяющим избавиться от возможных проблем, является сохранение имеющихся крейсеров в строю.

Бывший офицер ВМС США и ныне аналитик Center for a New American Security Джерри Хендрикс прокомментировал сложившуюся ситуацию и имеющиеся планы следующим образом. Правильным вариантом развития событий он считает включение самых старых крейсеров Ticonderoga в программу ремонта и модернизации Service Life Extension Program. Это, как минимум, будет дешевле, чем строительство новых кораблей с требуемыми характеристиками.


USS Mobile Bay (CG-53)

Кроме того, Дж. Хендрикс отметил определенные сложности, связанные с боекомплектом современных кораблей. Вертикальные пусковые установки крейсеров Ticonderoga могут одновременно нести до 122 ракет разных типов. Единственной реальной заменой подобным кораблям в настоящее время являются эсминцы типа Arleigh Bukre, так же оснащаемые установками Mk 41. Тем не менее, боекомплект эсминцев состоит лишь из 96 ракет.

Это означает, что при замене крейсера эсминцем флот теряет четверть доступных ячеек для ракет. По словам Дж. Хендрикса, военно-морские силы действительно нуждаются в этих ячейках. «Нам нужна массовость – нам нужна емкость».

Издание Defense News цитирует Брайана Макграта – специалиста по безопасности из аналитической организации The FerryBridge Group. Он тоже считает, что списание старых ракетных крейсеров может ударить по боеспособности надводных сил ВМС США. Он согласен с тем, что включение 11 кораблей в программу ремонта Service Life Extension Program является наилучшим решением имеющихся проблем.

Также Б. Макграт затронул тему финансов. Он отмечает, что текущие планы по сокращению надводных сил явно говорят об экономических проблемах флота. Для составления сбалансированной программы модернизации, обслуживания, закупок и т.д. необходимы серьезные суммы. При этом, однако, командование, образно выражаясь, теперь урезает не кожу и не жир, но кости флота. Причины этого кроются в неоднозначной политике властей. Новые хозяева Белого дома говорят о необходимости строительства флота из 350 надводных кораблей, но при этом не выделяют должного финансирования. Б. Макграт назвал такие действия властей печальными и безответственными, а также призвал остановить их.

В соответствии с имеющимися планами, все остающиеся в строю 22 ракетных крейсера типа Ticonderoga будут продолжать службу до 2020 года, после чего начнется постепенное списание самых старых представителей этой группировки. До 2026 года из боевого состава выведут 11 кораблей, прослуживших отведенные им 35 лет. Параллельно будет проводиться модернизация прочих крейсеров, по результатам которой они смогут продолжать службу до середины сороковых годов.

Главной проблемой планируемой программы сокращения крейсеров является уменьшение общего боекомплекта надводного флота с соответствующими последствиями в контексте его боеспособности. Корабли типа Ticonderoga отличаются наличием нескольких пусковых установок с 122 ячейками для ракет различных типов – на 26 больше, чем у эсминцев Arleigh Burke. Нетрудно подсчитать, что при выводе из эксплуатации 11 крейсеров флот в целом потеряет 1342 пусковые ячейки. При строительстве 11 новых эсминцев «Арли Берк» большая часть этих потерь удастся компенсировать, но суммарный боекомплект сократится на две с половиной сотни условных ракет.

Потери такого рода в некоторой мере могут быть компенсированы при помощи новых многоцелевых атомных подводных лодок, несущих крылатые ракеты семейства Tomahawk. Тем не менее, потенциал такой «компенсации» не слишком велик. АПЛ типа Virginia, строящиеся серийно, вне зависимости от модификации несут всего по 12 крылатых ракет. Кроме того, подлодки, по очевидным причинам, не могут нести зенитные ракеты разных типов, входящие в боекомплект надводных кораблей. Как следствие, эсминцы и субмарины – при всех их преимуществах – не смогут полноценно заменить списываемые корабли типа «Тикондерога».

Универсальная пусковая установка Mk 41 может использоваться для стрельбы ракетами разных типов. Среди прочих, в боекомплект такой системы могут входить ракеты-перехватчики, используемые в составе противоракетной обороны. Любопытно, что грядущее сокращение ракетных крейсеров не окажет негативного влияния на развитие американской флотской ПРО стратегического назначения.


Корабль USS Chancellorville (CG-62); его служба завершится в 2026 году

В прошлом, еще на стадии разработки необходимых проектов, командование приняло принципиальное решение: несмотря на определенную унификацию бортовых систем крейсеров Ticonderoga и эсминцев Arleigh Burke, основными носителями противоракетного комплекса Aegis BMD (Ballistic Missile Defense) станут последние. Впрочем, несколько крейсеров тоже получили подобную аппаратуру. Пять кораблей «Тикондерога», оснащенных средствами ПРО, пока не подпадают под действие программы сокращения и смогут продолжать службу в дальнейшем.

Еще на стадии проектирования срок службы ракетных крейсеров Ticonderoga был ограничен 35 годами. Первые корабли серии были выведены из эксплуатации задолго до выработки назначенного ресурса, тогда как оставшиеся уже приближаются к указанным датам. В соответствии с новыми планами Пентагона, половина имеющихся крейсеров пройдет модернизацию и продолжит службу, а остальным предстоит выйти из состава флота и в дальнейшем отправиться на утилизацию.

Намерение отказаться от устаревающих кораблей с завершающимися сроками службы не выглядит неожиданным или удивительным. При этом, однако, подобные логичные шаги могут иметь серьезные последствия для боеспособности надводного флота. Как именно предлагается их решать – пока до конца не ясно. Очевидно, что недостаток развернутых ракет придется компенсировать за счет новых кораблей.

Еще одним интересным последствием текущих планов станут определенные затруднения в ходе желаемого развития ВМС. В соответствии с указаниями властей, в обозримом будущем надводная группировка военно-морских сил США должна иметь в своем составе более трех с половиной сотен боевых кораблей. Реализация подобных планов связана с определенными трудностями, а сокращение числа наличных кораблей дополнительно усложнит решение поставленной задачи.

Очевидно, что имеющаяся группировка ракетных крейсеров типа Ticonderoga имеет заметные проблемы, а часть подобных кораблей может нуждаться в замене. Равноценная замена крейсерам, однако, отсутствует. Таким образом, перед американским командованием сейчас стоит несколько специфических проблем и вызовов, от решения которых зависит дальнейшее развитие военно-морских сил. До старта вывода крейсеров из боевого состава остается несколько лет. За это время Пентагон может найти оптимальные методы решения имеющихся проблем, способные сократить негативные последствия и привести к желаемым результатам. Тем не менее, пока нельзя исключать и негативные сценарии. Как именно будут развиваться события – покажет время.

По материалам сайтов:
https://defensenews.com/
https://executivegov.com/
http://naval-technology.com/
http://globalsecurity.org/
http://navy.mil/
https://news.usni.org/

Корабль создан на базе корпуса и ГЭУ Главная энергетическая установка эскадренного миноносца Спрюенс , что позволило ускорить и удешевить его строительство, упростить эксплуатацию и обеспечение запасными частями, облегчить подготовку личного состава. При этом получили дальнейшее развитие методы проектирования корабля как комплексной системы оружия, включающей его корпус, вооружение, боевые и технические средства, личный состав. Большое внимание было уделено размещению и условиям функционирования различных систем. В первую очередь это коснулось радиоэлектронных средств, так как значительное количество разнообразных антенных устройств, создающих взаимные помехи при работе, потребовало создать оптимальные условия для их размещения.

Одной из наиболее серьезных задач, поставленных перед проектировщиками корабля, являлась разработка такой архитектуры корпуса, конструкций его секций и блоков, чтобы можно было без больших материальных затрат и в сравнительно короткое время проводить их модернизацию. Подобная задача, отмечает иностранная печать, вытекает из опыта эксплуатации кораблей ВМС Военно-морские силы США, который показывает, что в течение своего 25 - 30-летнего срока службы они, как правило, проходят две модернизации.

Данные крейсера строятся на поточной линии блочно-секционным методом (корабль разбит на десять блоков и секций) с модульным монтажом комплектующего оборудования и предварительно высокой степенью насыщенности им секции. Корабль имеет корпус с далеко вытянутым в корму полубаком, простирающимся на 85%. Его длины, клиперский нос и транцевую корму. Обводы корпуса спроектированы с учетом уменьшения амплитуд бортовой и килевой качки и сопротивления воды движению корабля. На основе опыта эксплуатации эскадренных миноносцев типа Спрюенс общая длина корабля за счет удлинения носовой части увеличена на 1,1 м, на ней установлен фальшборт длиной около 40 м и высотой 1,4 м для уменьшения воздействия волн и брызг в штормовую погоду на носовые установки - артиллерийскую и универсальную ракетную пусковую. С этой же целью крейсера оснащаются системой стабилизации качки и бортовыми килями. Согласно проекту корабль длительное время должен удерживать скорость 20 уз при состоянии моря 7 баллов. Дымовые трубы разнесены по бортам и длине корабля. За ходовым мостиком и в средней части надстройки возвышаются решетчатые мачты. При проектировании ставилась задача повысить ударо- и взрывостойкость корпусных конструкций и оборудования. Полуавтоматическая аварийная система с помощью специальных датчиков информирует командование о характере и объеме повреждений и позволяет дистанционно закрывать люки и двери для предотвращения распространения огня и воды.

Проектом предусматривается использование различных шума поглощающих устройств и покрытий, малошумного энергетического оборудования, изготовляемого по специально разработанной технологии. В качестве движителя выбран пятилопастный винт регулируемого шага (ВРШ) с подачей воздуха на входящие кромки лопастей для снижения кавитационного шума. В результате этих нововведений ожидается, что уровень шума этого корабля будет меньше, чем у других надводных кораблей ВМС Военно-морские силы США.

В конструкции корабля широко применены также новые долговечные материалы (алюминиевые сплавы, пластмассы, износоустойчивые покрытия и т. Д.). Погреба боеприпасов защищены 25-мм стальными плитами. Наиболее важные части надстройки дополнительно защищены сотовыми панелями. Верхняя палуба имеет виниловое покрытие. По сравнению с другими кораблями увеличена площадь жилых помещений, которые размещены в средней части корпуса и в надстройке. Койки сгруппированы в блоки по шесть штук и разделены легкими переборками. Предусмотрены специальные помещения для отдыха и занятий.

Корабль приспособлен для действий в условиях применения оружия массового поражения. В корпусе и надстройке полностью отсутствуют иллюминаторы. Все внутренние помещения оборудованы системой кондиционирования воздуха.

На корабле смонтированы ленточные транспортеры и элеваторы для передачи грузов с верхней палубы на нижние и перемещения их по отсекам. Один из транспортеров обеспечивает горизонтальное перемещение грузов по всей длине корабля - с носа до кормы. В носовой и кормовой частях оборудованы два поста приема грузов, доставляемых вертолетами.

Модульная конструкция оборудования дает возможность использовать метод агрегатного ремонта и быстро заменять неисправные блоки силами личного состава корабля и обслуживающей его плавбазы.

Автоматизация управления движением и маневрированием корабля, системами вооружения и энергетической установкой позволила сократить численность личного состава.

Боевой информационный пост (БИП) крейсера размещен на платформе 01 в носовой части надстройки, что вызывает сомнения у иностранных специалистов в достаточной его защищенности и живучести. Он разделен на шесть функциональных зон, в которых установлено оборудование (пульты, индикаторы) подсистем, обеспечивающих сбор, анализ, обобщение и отображение информации для принятия решений на применение оружия против подводных лодок, воздушных целей, надводных кораблей, а также для контроля за тактической обстановкой, управления действиями как одного корабля, так и всего соединения.

После вступления в строй крейсера УРО Управляемое ракетное оружие "Тикондерога" в иностранной печати был опубликован ряд статей, критически оценивающих серию новых кораблей. Прежде всего отмечалось возросшее по сравнению с проектным водоизмещение (с 8900 до 9600 т), которое приближается к предельному (10200 т) для данного корпуса. Это объясняется тем, что вес установки вертикального пуска на 225 т больше, чем у пусковых установок Мк26. Указывается также, что вес РЛС Радио-локационная станция AN/SPS-49, являющейся резервной на случай выхода из строя станции AN/SPY-1A, составляет 17 т (в то же время, отмечают зарубежные специалисты, она не сможет даже частично заменить РЛС Радио-локационная станция AN/SPY-1A, поскольку не определяет высоту полета воздушной цели). В результате центр тяжести переместился на 0,152 м выше, что привело к уменьшению остойчивости корабля и снизило без того небольшой запас его плавучести. Для компенсации этого отрицательного последствия было добавлено не менее 70 т балласта. Увеличение водоизмещения сократило дальность плавания корабля, сохранение которой на прежнем уровне требуя дополнительно 150 т топлива. Так как энергетическая установка осталась без изменений, то высказываются опасения, что крейсер не сможет поддерживать скорость, необходимую при выполнении задачи охранения авианосцев, идущих полным ходом. Все вместе взятое, подчеркивает иностранная печать, серьезно скажется на боевых возможностях нового корабля.