Подводная лодка 670. Российский подводный флот - подводные лодки

К концу 50-х годов в СССР велись работы по созданию АПЛ 2-го поколения, пригодных для серийного производства. Основной задачей являлась борьба с крупными НК и особенно с АУГ. ПЛАРК пр. 661 в серию не пошла и в мае 1960 г. в ЦКБ-112 (с 1974 г. - ЦКБ Лазурит) был разработан проект ПЛАРК пр. 670 (шифр "Скат", по классификации НАТО -"Charlie").

К концу 50-х годов в СССР велись работы по созданию АПЛ 2-го поколения, пригодных для серийного производства. Основной задачей являлась борьба с крупными НК и особенно с АУГ. ПЛАРК пр. 661 в серию не пошла и в мае 1960 г. в ЦКБ-112 (с 1974 г. - ЦКБ Лазурит) был разработан проект ПЛАРК пр. 670 (шифр "Скат", по классификации НАТО -"Charlie"). Этот молодой конструкторский коллектив, образованный в 1953 году при заводе "Красное Сормово", ранее занимался работами по дизель-электрическим лодкам (в частности, готовил документацию по кораблям проекта 613, предназначенную для передачи Китаю), поэтому создание первого атомохода стало для СКБ серьезным испытанием. Проект разрабатывался на основе РЭВ, энергетического и другого оборудования, создаваемого промышленностью для серийных АПЛ 2-го поколения. Так же при конструировании использовался опыт накопленный при создании ПЛАРК пр. 661. При создании лодки использовались технические решения не применявшиеся ранее в практике отечественного подводного кораблестроения. Так как АПЛ планировалась к постройке в Горьком, с последующей транспортировкой по внутренним водным путям к месту достройки и эксплуатации, были выдвинуты жесткие требования по водоизмещению и габаритам. В связи с этим вооружение ограничивалось восемью ПКР "Аметист" , была принята одновальная схема, уменьшена предельная глубина погружения. Так же пришлось пожертвовать обеспечением надводной плавучести при затоплении любого из водонепроницаемых отсеков. Интересно что в средней части ПЛ была однокорпусной. Все это позволило уложиться в рамках эскизного проекта в нормальное водоизмещение 2 400 т (впрочем, в процессе дальнейшего проектирования этот параметр все же увеличился, превысив 3 000 т).

Однореакторная АЭУ была в четверо меньшей мощности чем на ПЛРК пр. 661. При этом разработка и производство комплектующего оборудования отставали по срокам от от проектирования и строительства ПЛАРК. Это касалось ракетного комплекса, ГТЗА, Гак и др. и привело к тому, что массогабаритные характеристики комплектующего оборудования, принятые в проекте, иногда отличались в меньшую сторону от постовляемых на строящиеся корабли. В результате пришлось дважды корректировать технический проект и при второй корректировке длина ПЛ увеличилась примерно на 4 метра. Утверждение технического проекта ПЛАРК состоялось в июле 1963 г. Конструктивно лодка была одно-двухкорпусной с веретенообразными обводами легкого корпуса, имеющего в носовой части эллиптическое сечение, обусловленное размещением ракетных пусковых контейнеров. Применение крупногабаритных гидроакустических систем, а также стремление обеспечить им максимально возможные углы обзора в кормовых секторах, вызвали "притупление" носовых обводов. По этим же причинам часть приборов пришлось разместить в верхней части носовой оконечности легкого корпуса. Передние горизонтальные рули (впервые в практике отечественного подводного кораблестроения) были сдвинуты к средней части лодки. В качестве материала ПК использовалась сталь АК-29. Легкий корпус, балластные цистерны и прочная рубка изготавливались из маломагнитной стали и сплава АМг, а надстройка и ограждение выдвижных устройств рубки - из алюминиевого сплава. В обтекателях гидроакустических антенн, а также в проницаемых частях кормовой оконечности и в кормовом оперении использовались титановые сплавы. Применение столь разнородных материалов, в ряде случаев образующих гальванические пары, потребовало принятия специальных мер по защите от коррозии (цинковые протекторы, прокладки и т.п.). Впервые в отечественной практике были применены механизмы закрытия шпигатных и вентиляционных отверстий, что позволило снизить гидродинамический шум на больших скоростях. Так же была примененена звукоизолирующая амортизация механизмов и их фундаментов.

Переборки и палубные настилы были облицованы вибродемпфирующими покрытиями. Снаружи лёгкий корпус облицован резиновым противогидролокационным покрытием. Аналогичным материалом покрыт так же и ПК. Благодаря этим мерам, а также одновальной схеме ПЛ имела весьма низкий, для своего времени, уровень акустической заметности. Среди лодок 2-го поколения она являлась самой малошумной. На полном ходу в ультразвуковом диапазоне частот ее шумность не превышала 80 децибел, в звуковом диапазоне - 110 децибел и в инфразвуковом - 100 децибел, причем большая часть акустического диапазона совпадала с естественными шумами моря. Для уменьшения заметности по магнитному полю было применено размагничивающее устройство. Носовая часть прочного корпуса состояла из цилиндров, расположенных друг над другом, образующих "восьмерку" в поперечном сечении. Такая компоновка позволила компактно разместить пусковые контейнер с ПКР "Аметист". Однако это привело к усложнению конструкции прочного корпуса в районе перехода от "восьмёрочной" части к цилиндрической. ПК был поделен на 7 отсеков плоским переборками, расчитанными на давление до 15 кгс/см2. 1-й (составленных из трех цилиндров) - торпедный, жилой и аккумуляторный; 2-й - жилой; 3-й - центральный пост и аккумуляторный; 4-й - электромеханический; 5-й - реакторный; 6-и - турбинный; 7-й - электромеханический. По сравнению с локами первого поколения условия обитания экипажа были улучшены. Весь личный состав корабля обеспечивался индивидуальными спальными местами. Имелись кают-компании для офицеров и столовая матросского и мичманского состава. Улучшился дизайн внутренних помещений. На корабле были применены лампы дневного света. ГЭУ мощностью 15000 л.с. однореакторная и включала в себя:водо-воводяной реактор ВМ-4 (89,2 мВт) и ГТЗА-631.

Движетелем являлся 5-ти лопастной ГВ. В дальнейшем на лодках, построенных по проекту 670М монтировались новые малошумные четырехлопастные винты диаметром 3,92 и 3,82 м, установленные по схеме "тандем"). АЭУ в значительной степени была унифицирована с ГЭУ АПЛ проекта 671. В качестве резервных движителей использовались два водомета с электоприводом (мощность - 270 кВт), обеспечивающих возможность движения со скоростью до 5 узлов. В электрической цепи лодки был использован трехфазный переменный ток напряжением 380 В и частотой 50 Гц. На ПЛАРК были смонтированы два автономных турбогенератора ТМВВ-2 (2 000 кВт), дизель-генератор переменного тока мощностью 500 кВт с дистанционной автоматизированной системой управления, а также две группы аккумуляторных батарей (по 112 элементов каждая). Гидравлическая система корабля разделялась на три автономные подсистемы, служащие для привода общекорабельных устройств, крышек ракетных контейнеров, а также рулей. Для регенерации воздуха служила стационарная электролизная система, благодаря которой стал возможен отказ от регенерационных патронов, повышенная пожароопасность которых послужила причиной серьёзных аварий в прошлом. Для борьбы с огнём служила система объемного фреонового пожаротушения. РЭВ включало в себя: ГАК "Керчь" (первоначально планировалось установить более крупный гидроакустический комплекс "Рубин"), обеспечивающий обнаружение целей на дальностях до 25 км; Инерциальный навигационный комплекс Сигма-670; БИУС Брест; РЛС кругового обзора "Альбатрос" (МРК-50); СОРС "Залив-П"; Система управления ракетной стрельбой "Аметист"; Система управления торпедной стрельбой "Ладога-П-670" (УСТА-670). По сравнению с лодками предыдущего поколения более активно внедрялась автоматика. Было автоматизировано управление движением лодки по глубине и курсу, стабилизация на ходу и без хода, процесс погружения и всплытия, предотвращение аварийных дифферентов и провалов, управление подготовкой к ракетной и торпедной стрельбе.

Торпедное вооружение ПЛ состояло из четырех 533-мм и двух 400-мм носовых ТА. Боезапас состоял из двенадцати 533-мм торпед (53-65К, СЭТ-65) и четырех 400-мм торпед (СЭТ-40, МГТ-2). Также в боекомплект входили иммитаторы Анабар. Через ТА была возможна постановка мин. Вместо торпедного боезапаса лодка могла принимать на борт до 26 мин. Основное вооружение ПЛАРК составляли восемь ПКР с подводным стартом "Аметист", которые распологались в прочных контейнерных пусковых установках СМ-97 в носовой части корабля в межкорпусном пространстве, по четыре с каждой стороны. Контейнеры имели постоянный угол возвышения 32.5°. В стандартный боекомплект входили: шесть ракет с обычной БЧ (около 1 000 кг ВВ) и две ракеты с ЯБЧ. Запуск ракет мог осуществляться двумя двумя четырехракетными залпами. Пуск ракет производился с глубины 30 м при скорости лодки до 5.5 узлов и волнении моря до 5 баллов. Ракетной стрельбой управлял комплекс "Аметист". Эффективная дальность стрельбы не превышала 60-70 км, но в связи с малым уровнем акустического шума лодка вполне могла преодолеть рубежи противолодочной обороны и приблизиться к цели на требуемое растояние. В тоже время подводный старт ракет, малое подлетное время и небольшая высота полета ставили под вопрос эффективность противоракетной обороны противника. Проведенные в Средиземном море в мае 1972 года, с ПЛ К-313 ракетные стрельбы по кораблю-мишени, наглядно продемонстрировали боевые возможности наших ПЛАРК. Основным районом боевого патрулирования лодок 670-го проекта было Средиземное море. В тот период (70-80 гг.) в этом районе мирового океана противостояние между двумя супердержавами было наиболее острым и ПЛАРК пр.670 представляли собой реальную угрозу для АУГ и других соеденений НК, не имевших эффективных средств защиты от них.

В конце 1960-х годов в СКБ-112 (г. Горький) началась разработка над модернизированным вариантом ПЛАРК пр.670. Она получила обозначение пр.670М (шифр "Чайка"). Главный конструктор В.П. Воробьев, затем А.Г. Лещев. Главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга B.Р. Мастушкин. Основным направлением модернизации являлось усиление вооружения как ракетного так и торпедного. В итоге лодка получила два 650-мм и четыре 533-мм ТА с боезопасом в 14 едениц (торпеды, ракетоторпеды). Было решено кардинально модернизировать главное оружие ПЛ - крылатые ракеты. Вместо ракетного комплекса "Аметист" на ПЛАРК пр.670М монтировался ракетный комплекс "Малахит" с повышеной дальностью стрельбы и с более совершенной системой наведения. Количество пусковых контейнеров и их расположение было как у пр. 670. При этом длина лодки увеличилась на 10 м, а водоизмещение на 700 т. Для компенсации плавучести раздутой носовой части перед ограждением боевой рубки смонтировали гидродинамический стабилизатор, который представлял из себя плоскость с отрицательным углом атаки. При модернизации лодка получила более совершенные гидроакустические покрытия, снижающие шумность и уменьшающие интенсивность отраженного гидроакустического импульса. Характеристики этих покрытий в меньшей степени зависели от изменения гидростатического давления, кроме того, они более надежно крепились к корпусу корабля. РЭВ так же было модернизировано. На лодке устанавливался ГАК "Рубикон" с дальностью обнаружения до 150 км. Начиная с 1978 года на части лодок пр.670М устанавливался более совершенный цифровой ГАК МГК-500 "Скат". В его состав входили четыре гидроакустические антенны, обеспечивающие круговой обзор в режиме шумопеленгования, независимое автоматическое обнаружение и сопровождение целей, определение дистанции в режиме эхолокации, направленную кодированную гидроакустическую связь, а также обнаружение работающих в активном режиме гидролокаторов противника.

Оба типа ГАК обеспечивали целеуказание ракетного оружия на максимальной дальности стельбы. Стабилизация подводной лодки по глубине и дифференту во время ракетной стрельбы с использованием горизонтальных рулей и системы замещения отрицательной плавучести осуществлялась посредством автоматического программного управления. Так же лодка получила новую систему управления огнем "Радуга", аппаратуру получения и обработки данных космического и авиационного целеуказания, комплекс связи "Молния", а также буксируемую антенну "Параван", обеспечивающую прием радиосигналов на глубине до 150 м. Предстартовая подготовка ракетного залпа обеспечивалась с использованием цифровой ЭВМ, которая могла контролировать все восемь ПКР одновременно. По сравнению с комплексом "Аметист" (имеющим аналоговую аппаратуру) время предстартовой подготовки сократилось в 1.3 раза. ПЛАРК пр 670 и 670М входили в состав 11-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок СФ и 10-й дивизии 2-й флотилии ПЛ ТОФ. Лодки использовались для слежения за АУГ и их уничтожения после получения соответствующего приказа. На ТОФ ПЛ пр.670 использовались также в качестве противолодочных, для обнаружения и слежения за американскими ПЛ в районе патрулирования наших РПКСН. 5 января 1988 года ПЛАРК К-43 (УТС-550) была передана ВМФ Индии. Лодка получила тактический номер S-71 и наименование "Чакра". За три года аренды лодка провела в море более года. Офицеры индийских ВМФ, проходившее на ней службу в данный момент занимают ключевые посты в руководстве индийского ВМФ. 5 января 1991 г. срок аренды лодки истек. Индийская сторона не только хотела продлить срок аренды но и приобрести еще одну лодку, но тогдашнее руководство России под давлением США ответило отказом. 28 апреля 1992 года лодка вновь была зачислена в состав ВМФ и была передислоцированна на Камчатку. 3 июля 1992 года она была выведена из боевого состава ВМФ. Служба лодок пр.670(М) не обошлась без аварий.

Наиболее неудачно сложилась судьба К-429. 24 июня 1983 г. она затонула на глубине 40 м на полигоне боевой подготовки в бухте Саранная. Погибло 16 членов экипажа. 9 августа того же года лодка была поднята и поставлена на ремонт (СРЗ в в Большом Камне). Ремонт закончился к сентябрю 1985 года, но 13 сентября лодка вновь затонула прямо у заводской стенки. Лодку вновь подняли и исключили из состава ВМФ. Она была переоборудована в учебно-тренировочную станцию УТС-130, базирующуюся на Камчатке и использующуюся до настоящего времени.

Русская Цивилизация

Array ( => Подводные лодки, Судостроение [~TAGS] => Подводные лодки, Судостроение => 62393 [~ID] => 62393 => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) [~NAME] => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => 104 [~IBLOCK_SECTION_ID] => 104 =>


[~DETAIL_TEXT] =>

В СССР в конце 1950-х гг. отечественные конструкторы развернули работы по формированию облика АПЛ второго поколения, предназначавшихся для крупносерийного производства. Данные суда были призваны решать различные боевые задачи, среди которых была и задача по борьбе с авианосцами противника, а также другими крупными судами.

После рассмотрения нескольких предложений КБ техническое задание на разработку дешёвой и относительно простой атомной подлодки проекта 670 (шифр «Скат»), которая была оптимизирована для борьбы с надводными целями, выдали в мае 1960 год горьковскому СКБ-112 (в 1974 году переименовано в ЦКБ «Лазурит»). Этот молодой коллектив конструкторов, образованный при заводе «Красное Сормово» в 1953 году, до этого занимался работами по дизель-электрическим подводным лодкам проекта 613 (в частности, СКБ-112 готовил документацию, которая передавалась Китаю), поэтому для СКБ создание первого атомохода стало серьёзным испытанием. Воробьев В.П. был назначен главным конструктором проекта, а Мастушкин Б.Р. – главным наблюдающим от военно-морского флота.

Основным отличием нового судна от ПЛАРК 1-го поколения (проекты 659 и 675) было оснащение субмарины противокорабельным ракетным комплексом «Аметист», имеющим возможность подводного старта (разработчик – ОКБ-52). 1 апреля 1959 года вышло правительственное постановление, согласно которому создавался этот комплекс.

Одной из самых сложных проблем во время разработки проекта новой атомной подлодки с крылатыми ракетами, серийное строительство которой должно было быть организовано в самом центре России – в Горьком, на удалении тысячи км от ближайшего моря, было удержание водоизмещения и габаритов корабля в пределах, которые допускают транспортировку субмарины по внутренним водным путям.

В результате конструкторы были вынуждены принимать, а также «пробивать» у заказчика некоторые нетрадиционные для отечественного флота тех. решений, которые противоречили «Правилам проектирования подлодок». В частности, решили перейти на одновальную схему и пожертвовать обеспечением надводной плавучести в случае затопления любого водонепроницаемого отсека. Все это дало возможность уложиться в рамки эскизного проекта в нормальное водоизмещение 2,4 тыс. т (впрочем, во время дальнейшего проектирования данный параметр увеличился, превысив 3 тыс. т).

По сравнению с другими субмаринами второго поколения, которые проектировались под мощный, но довольно тяжёлый и крупногабаритный гидроакустический комплекс «Рубин», на 670-м проекте было решено использовать более компактный гидроакустический комплекс «Керчь».


=> html [~DETAIL_TEXT_TYPE] => html => В СССР в конце 1950-х гг. отечественные конструкторы развернули работы по формированию облика АПЛ второго поколения, предназначавшихся для крупносерийного производства. Данные суда были призваны решать различные боевые задачи, среди которых была и задача по борьбе с авианосцами противника, а также другими крупными судами. [~PREVIEW_TEXT] => В СССР в конце 1950-х гг. отечественные конструкторы развернули работы по формированию облика АПЛ второго поколения, предназначавшихся для крупносерийного производства. Данные суда были призваны решать различные боевые задачи, среди которых была и задача по борьбе с авианосцами противника, а также другими крупными судами. => text [~PREVIEW_TEXT_TYPE] => text => [~DETAIL_PICTURE] => => 05.07.2017 09:29:32 [~TIMESTAMP_X] => 05.07.2017 09:29:32 => 05.07.2017 [~ACTIVE_FROM] => 05.07.2017 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/62393/ [~DETAIL_PAGE_URL] => /news/104/62393/ => / [~LANG_DIR] => / => atomnye_podvodnye_lodki_s_krylatymi_raketami_proekt_670_skat_charlie_i_class [~CODE] => atomnye_podvodnye_lodki_s_krylatymi_raketami_proekt_670_skat_charlie_i_class => 62393 [~EXTERNAL_ID] => 62393 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => s1 [~LID] => s1 => => 05.07.2017 => Array ( => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. проект 670 «скат» (charlie-i class) => В СССР в конце 1950-х гг. отечественные конструкторы развернули работы по формированию облика АПЛ второго поколения, предназначавшихся для крупносерийного производства. Данные суда были призваны решать различные боевые задачи, среди которых была и задача по борьбе с авианосцами противника, а также другими крупными судами. => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. проект 670 «скат» (charlie-i class) => В СССР в конце 1950-х гг. отечественные конструкторы развернули работы по формированию облика АПЛ второго поколения, предназначавшихся для крупносерийного производства. Данные суда были призваны решать различные боевые задачи, среди которых была и задача по борьбе с авианосцами противника, а также другими крупными судами. => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class) => Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами. Проект 670 «Скат» (Charlie-I class)) => Array ( => Подводные лодки, Судостроение) => Array () => Array ( => 1 [~ID] => 1 => 15.02.2016 17:09:48 [~TIMESTAMP_X] => 15.02.2016 17:09:48 => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => s1 [~LID] => s1 => news [~CODE] => news => Пресс-центр [~NAME] => Пресс-центр => Y [~ACTIVE] => Y => 500 [~SORT] => 500 => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ [~DETAIL_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/#ELEMENT_ID#/ => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ [~SECTION_PAGE_URL] => #SITE_DIR#/news/#SECTION_ID#/ => [~PICTURE] => => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => 24 [~RSS_TTL] => 24 => Y [~RSS_ACTIVE] => Y => N [~RSS_FILE_ACTIVE] => N => 0 [~RSS_FILE_LIMIT] => 0 => 0 [~RSS_FILE_DAYS] => 0 => N [~RSS_YANDEX_ACTIVE] => N => clothes_news_s1 [~XML_ID] => clothes_news_s1 => [~TMP_ID] => => Y [~INDEX_ELEMENT] => Y => Y [~INDEX_SECTION] => Y => N [~WORKFLOW] => N => N [~BIZPROC] => N => L [~SECTION_CHOOSER] => L => [~LIST_MODE] => => S [~RIGHTS_MODE] => S => N [~SECTION_PROPERTY] => N => N [~PROPERTY_INDEX] => N => 1 [~VERSION] => 1 => 0 [~LAST_CONV_ELEMENT] => 0 => [~SOCNET_GROUP_ID] => => [~EDIT_FILE_BEFORE] => => [~EDIT_FILE_AFTER] => => Разделы [~SECTIONS_NAME] => Разделы => Раздел [~SECTION_NAME] => Раздел => Новости [~ELEMENTS_NAME] => Новости => Новость [~ELEMENT_NAME] => Новость => [~CANONICAL_PAGE_URL] => => clothes_news_s1 [~EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => / [~LANG_DIR] => / => www.alfa-industry.ru [~SERVER_NAME] => www.alfa-industry.ru) => Array ( => Array ( => Array ( => 104 [~ID] => 104 => 2015-11-25 18:37:33 [~TIMESTAMP_X] => 2015-11-25 18:37:33 => 2 [~MODIFIED_BY] => 2 => 2015-07-17 14:13:03 [~DATE_CREATE] => 2015-07-17 14:13:03 => 1 [~CREATED_BY] => 1 => 1 [~IBLOCK_ID] => 1 => [~IBLOCK_SECTION_ID] => => Y [~ACTIVE] => Y => Y [~GLOBAL_ACTIVE] => Y => 5 [~SORT] => 5 => Интересные статьи [~NAME] => Интересные статьи => [~PICTURE] => => 9 [~LEFT_MARGIN] => 9 => 10 [~RIGHT_MARGIN] => 10 => 1 [~DEPTH_LEVEL] => 1 => [~DESCRIPTION] => => text [~DESCRIPTION_TYPE] => text => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ [~SEARCHABLE_CONTENT] => ИНТЕРЕСНЫЕ СТАТЬИ => [~CODE] => => 104 [~XML_ID] => 104 => [~TMP_ID] => => [~DETAIL_PICTURE] => => [~SOCNET_GROUP_ID] => => /news/ [~LIST_PAGE_URL] => /news/ => /news/104/ [~SECTION_PAGE_URL] => /news/104/ => news [~IBLOCK_TYPE_ID] => news => news [~IBLOCK_CODE] => news => clothes_news_s1 [~IBLOCK_EXTERNAL_ID] => clothes_news_s1 => 104 [~EXTERNAL_ID] => 104 => Array ( => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => интересные статьи => => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи => Интересные статьи)))) => /news/104/)

В СССР в конце 1950-х гг. отечественные конструкторы развернули работы по формированию облика АПЛ второго поколения, предназначавшихся для крупносерийного производства. Данные суда были призваны решать различные боевые задачи, среди которых была и задача по борьбе с авианосцами противника, а также другими крупными судами.

После рассмотрения нескольких предложений КБ техническое задание на разработку дешёвой и относительно простой атомной подлодки проекта 670 (шифр «Скат»), которая была оптимизирована для борьбы с надводными целями, выдали в мае 1960 год горьковскому СКБ-112 (в 1974 году переименовано в ЦКБ «Лазурит»). Этот молодой коллектив конструкторов, образованный при заводе «Красное Сормово» в 1953 году, до этого занимался работами по дизель-электрическим подводным лодкам проекта 613 (в частности, СКБ-112 готовил документацию, которая передавалась Китаю), поэтому для СКБ создание первого атомохода стало серьёзным испытанием. Воробьев В.П. был назначен главным конструктором проекта, а Мастушкин Б.Р. – главным наблюдающим от военно-морского флота.

Основным отличием нового судна от ПЛАРК 1-го поколения (проекты 659 и 675) было оснащение субмарины противокорабельным ракетным комплексом «Аметист», имеющим возможность подводного старта (разработчик – ОКБ-52). 1 апреля 1959 года вышло правительственное постановление, согласно которому создавался этот комплекс.

Одной из самых сложных проблем во время разработки проекта новой атомной подлодки с крылатыми ракетами, серийное строительство которой должно было быть организовано в самом центре России – в Горьком, на удалении тысячи км от ближайшего моря, было удержание водоизмещения и габаритов корабля в пределах, которые допускают транспортировку субмарины по внутренним водным путям.

В результате конструкторы были вынуждены принимать, а также «пробивать» у заказчика некоторые нетрадиционные для отечественного флота тех. решений, которые противоречили «Правилам проектирования подлодок». В частности, решили перейти на одновальную схему и пожертвовать обеспечением надводной плавучести в случае затопления любого водонепроницаемого отсека. Все это дало возможность уложиться в рамки эскизного проекта в нормальное водоизмещение 2,4 тыс. т (впрочем, во время дальнейшего проектирования данный параметр увеличился, превысив 3 тыс. т).

По сравнению с другими субмаринами второго поколения, которые проектировались под мощный, но довольно тяжёлый и крупногабаритный гидроакустический комплекс «Рубин», на 670-м проекте было решено использовать более компактный гидроакустический комплекс «Керчь».




В ОКБ-52 в 1959 году разработали эскизный проект ракетного комплекса «Аметист». В отличие от «челомеевских» противокорабельных ракет первого поколения П-6 и -35, где использовался турбореактивный двигатель, на ракете, имеющей подводный старт, решили применить твердотопливный ракетный двигатель. Это значительно ограничило максимальную дальность ведения огня. Однако в то время другого решения просто не существовало, поскольку на технологическом уровне конца 1950-х г. не представлялось возможным разработать систему пуска воздушно-реактивного двигателя во время полета, после старта ракеты. В 1961 году начались испытания противокорабельных ракет «Аметист».

Утверждение тех. проекта новой атомной подлодки состоялось в июле 1963 года. Атомная подлодка с крылатыми ракетами 670-го проекта имела двухкорпусную архитектуру и веретенообразные обводы лёгкого корпуса. Носовая часть корпуса имела эллиптическое сечение, что обуславливалось размещением ракетного вооружения.

Использование крупногабаритных ГАС и стремление обеспечить данным системам в кормовых секторах максимально возможных углов обзора, стали причиной «притупления» носовых обводов. В связи с этим часть приборов было размещено в носовой оконечности верхней части лёгкого корпуса. Горизонтальные передние рули (впервые для отечественного подводного кораблестроения) сдвинули к средней части подлодки.


Для изготовления прочного корпуса использовалась сталь АК-29. На протяжении 21 метра в носовой оконечности прочный корпус имел форму «тройной восьмерки», которую образовывали цилиндры относительно малого диаметра. Данная форма обуславливалась необходимостью размещения ракетных контейнеров в лёгком корпусе. Корпус субмарины разделялся на семь водонепроницаемых отсеков:
Первый отсек (составлен из трёх цилиндров) – аккумуляторный, жилой и торпедный;
Второй отсек – жилой;
Третий отсек – аккумуляторный, центральный пост;
Четвертый отсек – электромеханический;
Пятый отсек – реакторный;
Шестой отсек – турбинный;
Седьмой отсек – электромеханический.

Концевая носовая переборка и шесть межотсечных переборок – плоские, рассчитанные на давление до 15 кгс/см2.

Для изготовления лёгкого корпуса, прочной рубки и балластных цистерн была использована маломагнитная сталь и АМГ. Для надстройки и ограждения выдвижных устройств рубки использовался алюминиевый сплав. Обтекатели гидроакустических антенн, проницаемые части кормовой оконечности, и кормовое оперение изготовлены с использованием титановых сплавов. Применение разнородных материалов, образующих в ряде случаев гальванические пары, потребовало специальных мер для защиты от коррозии (прокладки, цинковые протекторы и тому подобное).

Чтобы снизить гидродинамический шум при движении на больших скоростях, а также для улучшения гидродинамических характеристик впервые на отечественных подлодках применили механизмы закрытия вентиляционных и шпигатных отверстий.

Главная энергетическая установка (мощность 15 тыс. л.с.) была в значительной степени унифицирована с вдвое более мощной ГЭУ скоростной атомной подлодки 671-го проекта – однореакторная паропроизводящая установка ОК-350 включала водо-водяной реактор ВМ-4 (мощность 89,2 мВт). Турбиной ГТЗА-631 приводился во вращение пятилопастной гребной винт. Также имелись два вспомогательных водомёта с электроприводом (270 кВт), которые обеспечивали возможность движения на скорости до 5 узлов.


ПЛАРК S71 «Chakra» проходит рядом с индийским авианосцем R25 «Viraat»

На лодке 670-го проекта, как и на других подлодках второго поколения, в системе генерирования и распределения электроэнергии использовался трёхфазный переменный ток частотой 50 Гц, напряжением 380 В.

Корабль оснащается двумя автономными турбогенераторами ТМВВ-2 (мощность 2000 кВт), 500-киловаттным дизельным генератором переменного тока с автоматизированной дистанционной системой управления и двумя группами аккумуляторных батарей (каждая по 112 элементов).

Для снижения акустического поля ПЛАРК применялись звукоизолирующая амортизация механизмов и их фундаментов, а также облицовка палубных настилов и переборок вибродемпфирующими покрытиями. Резиновым противогидролокационным покрытием были обшиты все наружные поверхности лёгкого корпуса, ограждение рубки и надстройка. Внешнюю поверхность прочного корпуса покрывал подобный материал. Благодаря этим мерам, а также однотурбинной и одновальной компоновке, ПЛАРК 670-го проекта имела очень низкий, для того времени, уровень акустической заметности (среди советских атомоходов второго поколения данная подлодка считалась самой малошумной). Её шумность на полном ходу в ультразвуковом диапазоне частот была менее 80, в инфразвуковом – 100, в звуковом – 110 децибел. При этом большая часть акустического диапазона и естественные шумы моря совпадали. На подлодке имелось размагничивающее устройство, призванное снизить магнитную заметность судна.

Гидравлическая система подводной лодки была разделена на три автономные подсистемы, которые служили для привода общекорабельных устройств, рулей, крышек ракетных контейнеров. Рабочая жидкость гидросистемы в процессе эксплуатации подлодок, являвшаяся из-за своей высокой пожароопасности предметом постоянной «головной боли» для экипажей, была заменена на менее горючую.

ПЛАРК 670-го проекта имела электролизную стационарную систему регенерации воздуха (это дало возможность отказаться от другого источника пожарной опасности на субмарине – регенерационных патронов). Система фреонового объёмного пожаротушения обеспечивала эффективную борьбу с пожаром.

Подлодка была оснащена инерциальным навигационным комплексом «Сигма-670», точность работы которого превосходила соответствующие характеристики навигационных комплексов лодок первого поколения в 1,5 раза. ГАК «Керчь» обеспечивалась дальность обнаружения в 25 тыс. м. На борту лодки для управления боевыми системами была размещена БИУС (боевая информационно-управляющая система) «Брест».

На корабле 670-го проекта по сравнению с судами первого поколения резко увеличили уровень автоматизации. Например, автоматизировались управление движением подлодки по курсу и глубине, стабилизация без хода и на ходу, процесс всплытия и погружения, предотвращение аварийных провалов и дифферентов, управление подготовкой к торпедной и ракетной стрельбе и тому подобное.

Несколько улучшили и обитаемость на подлодке. Весь личный состав был обеспечен индивидуальными спальными местами. У офицеров имелась кают-компания. Столовая для мичманского и матросского состава. Дизайн внутренних помещений улучшился. На субмарине применялись лампы дневного света. Перед ограждением рубки располагалась челночная всплывающая спасательная камера, предназначенная для спасения экипажа в аварийной ситуации (всплытия с глубин до 400 метров).

Ракетное вооружение ПЛАРК 670-го проекта – восемь противокорабельных ракет «Аметист» – располагалось в пусковых контейнерных установках СМ-97, размещённых вне прочного корпуса в передней части корабля побортно под углом 32,5 градуса к горизонту. Твердотопливная ракета П-70 (4К-66, натовское обозначение – SS-N-7 «Starbright») имела стартовую массу 2900 кг, максимальную дальность 80 км, скорость 1160 километров в час. Ракета выполнялась по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло, раскрывающееся после старта автоматически. Полёт ракеты проходил высоте 50-60 метров, что затрудняло ее перехват средствами противовоздушной обороны кораблей противника. Радиолокационная система самонаведения противокорабельных ракет обеспечивала автоматический выбор самой крупной в ордере цели (то есть цели, которая имеет наибольшую отражающую поверхность). Типовой боекомплект подлодки состоял из двух ракет, оснащенных ядерными боеприпасами (мощность 1 кт) и шести ракет с обычными боевыми частями массой около 1000 кг. Огонь противокорабельными ракетами мог выполняться с глубины до 30 метров двумя четырёхракетными залпами при скорости под лодки до 5,5 узлов, при волнении моря менее 5 баллов. Существенным недостатком ракет П-70 «Аметист» являлся сильный дымный след, оставляемый твердотопливным ракетным двигателем, который демаскировал субмарину во время пуска противокорабельных ракет.

Торпедное вооружение подлодки проекта 670 размещалось в носовой части судна и состояло из четырех 533-миллиметровых торпедных аппаратов с боекомплектом из двенадцати торпед СЭТ-65, САЭТ-60М или53-65К, а также двух 400- миллиметровых торпедных аппаратов (четыре торпеды МГТ-2 или СЭТ-40). Вместо торпед подлодка могла нести до 26 мин. Также, в торпедный боекомплект субмарины входили ложные цели «Анабар». Для управления торпедной стрельбой служила система ПУС «Ладога-П-670».

На Западе субмаринам проекта 670 присвоили обозначение «Charlie class». Необходимо отметить, что появление в составе флота СССР новых ракетоносцев значительно усложнило жизнь авианосным соединениям ВМФ США. Обладая меньшей шумностью, по сравнению с предшественниками, они были менее уязвимы от противолодочных средств потенциального противника, а возможность подводного старта ракет делало использование их «главного калибра» более эффективным. Низкая дальность ведения огня комплексом «Аметист» требовала подхода к цели на дальность до 60–70 километров. Однако у этого были и свои плюсы: небольшое подлётное время маловысотных трансзвуковых ракет делало весьма проблематичным организацию противодействия удару из-под воды с «кинжальных» дистанций.

Модификации

Пять ПЛАРК 670-го проекта (К-212, -302, -308, -313, -320) в 1980-х годах были подвергнуты модернизации. Гидроакустический комплекс «Керчь» был заменен новым ГАК «Рубикон». Также, на всех подлодках перед ограждением выдвижных устройств рубки установили гидродинамический стабилизатор, представлявший собой плоскость имеющую отрицательный угол атаки. Стабилизатор компенсировал излишнюю плавучесть «раздутого» носа подлодки. На некоторых субмаринах данной серии прежний гребной винт был заменен новыми малошумными четырёхлопастными винтами диаметром 3,82 и 3,92 м, установленные на одном валу тандемно.

В 1983 г. атомная подводная лодка с крылатыми ракетами К-43, намеченная для продажи Индии, прошла капремонт и модернизацию по проекту 06709. В результате субмарина получила гидроакустический комплекс «Рубикон». Также в ходе работ установили систему кондиционирования воздуха, оборудовали новые кубрики для личного состава и каюты для офицеров, сняли секретную аппаратуру управления и связи. После завершения проведения обучения индийских экипажей подлодка опять встала на ремонт. К лету 1987 г. она была полностью подготовлена к передаче. 5 января 1988 года К-43 (переименовали в УТС-550) во Владивостоке подняла индийский флаг и отбыла в Индию.

Позднее на базе проекта 670 разработали его усовершенствованный вариант – проект 670-М – имеющий более мощные ракеты «Малахит», дальность стрельбы которых составляла до 120 километров.

Программа строительства

В Горьком на ССЗ «Красное Сормово» в период с 1967 г. по 1973 г. было построено одиннадцать ПЛАРК 670-го проекта. После транспортировки в спец. доке по Волге, Мариинской водной системе и Беломоро-Балтийскому каналу, подлодки переводились в Северодвинск. Там производили их достройку, испытания и сдачу заказчику. Необходимо отметить, что на начальном этапе реализации программы рассматривали вариант передачи ПЛАРК проекта 670 на Чёрное море, однако его отвергли, главным образом, по геополитическим соображениям (проблема черноморских проливов). 6 ноября 1967 года был подписан приёмный акт по К-43 – головному кораблю серии. 3 июля 1968 года после испытаний на подлодке К-43, на вооружение военно-морского флота приняли ракетный комплекс «Аметист» с ракетами П-70.

В 1973-1980 годах на том же заводе построили ещё 6 субмарин модернизированного проекта 670-М.

Статус на 2007 год

К-43 – головная атомная подводная лодка с крылатыми ракетами проекта 670 –– вошла в состав Одиннадцатой дивизии Первой флотилии подлодок Северного Флота. Позднее в данное соединение включили и остальные суда проекта 670. Первоначально ПЛАРК 670-го проекта числились как КрПЛ. 25 июля 1977 года их отнесены к подклассу БПЛ, однако 15 января следующего года вновь отнесены КрПЛ. 28 апреля 1992 года (отдельные подлодки – 3 июня) – к подклассу АБПЛ.

Подлодки проекта 670 приступили в 1972 году к несению боевой службы. Субмарины данного проекта осуществляли слежение за авианосцами ВМС США, активно привлекались к различным учениям и манёврам, самые крупны – «Океан-75», «Север-77» и «Разбег-81». В 1977 г. осуществили первую групповую стрельбу противокорабельными ракетами «Аметист» в составе 2-х ПЛАРК 670-го проекта и 1-го малого ракетного корабля.

Одним из основных районов несения боевой службы кораблей проекта 670 было Средиземное море. В данном регионе в 1970-80-х гг. тесно переплелись интересы США и СССР. Основная цель советских ракетоносцев – боевые корабли Шестого американского флота. Необходимо признать, что средиземноморские условия делали подлодки проекта 670 на данном театре самым грозным оружием. Их присутствие вызывало обоснованное беспокойство у американского командования, которое не имело в своем распоряжении надёжных средств противодействия этой данной угрозе. Эффектной демонстрацией возможностей субмарин стоящих на вооружении ВМФ СССР стали ракетные стрельбы по мишени, проведённые лодкой К-313 в мае 1972 года в Средиземном море.

Постепенно география походов североморских подлодок 670-го проекта расширялась. В январе-мае 1974 года К-201 совместно с атомной подлодкой К-314 проекта 671 совершили уникальный 107-суточный переход с СФ на ТОФ через Индийский океан по южному маршруту. 10-25 марта субмарины вошли в сомалийский порт Бербера, где экипажи получили кратковременный отдых. После этого плавание продолжилось, в начале мая завершившись на Камчатке.

К-429 в апреле 1977 года совершила переход с Северного флота на Тихоокеанский флот Северным морским путем, где ПЛАРК 30 апреля 1977 года вошла в состав Десятой дивизии Второй флотилии подлодок, базирующейся на Камчатке. Подобный переход в августе-сентябре 1979 года, продолжавшийся 20 суток, совершила субмарина К-302. В дальнейшем на Тихий океан по Севморпути прибыли К-43 (1980 год), К-121 (до 1977 года), К-143 (1983 год), К-308 (1985 год), К-313 (1986 год).

К-83 (в январе 1978 года переименована в К-212) и К-325 в период с 22 августа по 6 сентября 1978 года совершили первый в мире групповой подлёдный трансарктический переход на Тихий океан. Первоначально планировали, что первая подлодка, пройдя из Баренцева в Чукотское море подо льдами, передаст сигнал о всплытии, после чего второй корабль в путь отправится. Однако предложили более надёжный и эффективный способ перехода – переход в составе тактической группы. Это уменьшало риск подлёдного плавания однореакторных лодок (в случае выхода на одной из ПЛАРК реактора из строя другая лодка смогла бы оказать помощь в поиске полыньи). Кроме того, лодки в группе имели возможность поддерживать между собой связь в телефонном режиме с помощью УЗПС, что позволяло субмаринам взаимодействовать друг с другом. Кроме того групповой переход удешевлял вопросы надводного («надлёдного») обеспечения. Командиры кораблей и командир Одиннадцатой дивизии подводных лодок за участие в операции были удостоены звания Герой Советского Союза.

Все тихоокеанские корабли 670-го проекта вошли в состав Десятой дивизии Второй флотилии подводных лодок. Основной задачей субмарин являлось слежение (при получении соответствующего приказа – уничтожение) авианосцев ВМФ США. В частности, в декабре 1980 года подлодкой К-201 было осуществлено длительное слежение за ударной авианосной группой, которую возглавлял авианосец «Coral Sea» (за это ее удостоили благодарности Главкома Военно-морского флота). Из-за нехватки на Тихоокеанском флоте противолодочных подводных лодок ПЛАРК 670-го проекта привлекали для решения задач по обнаружению американских подлодок в районе боевого патрулирования советских РПКСН.

Судьба К-429 сложилась наиболее драматично. 24 июня 1983 года в результате ошибки экипажа субмарина затонула на глубине 39 метров в бухте Саранная (около берегов Камчатки) на полигоне боевой подготовки. В результате инцидента погибло 16 человек. Подлодка 9 августа 1983 года была поднята (во время операции по подъёму случилось происшествие: «дополнительно» затопили четыре отсека, что значительно усложнило работы). Восстановительный ремонт, который обошелся казне в 300 миллионов рублей, был завершен в сентябре 1985 года, но 13 сентября, через несколько дней после окончания работ, в результате нарушений требований живучести, субмарина вновь затонул в Большом Камне у стенки СРЗ. В 1987 году так и не введённую в строй подлодку исключили из состава флота и переоборудовали в учебно-тренировочную станцию УТС-130, которая базируется на Камчатке и используется посей день.

Вслед за АПЛ К-429, оставившей в 1987 году боевой строй, в начале 1990-х списали и другие подлодки 670-го проекта.


Подъем затонувшей АПЛ К-429 понтонами

Один из кораблей 670-го проекта – К-43 – стал первой атомной подлодкой индийского военно-морского флота. Эта страна в начале 1970-х гг. начала реализацию национальной программы создания атомных подводных лодок, однако семь лет работы и четыре млн. долларов истраченных на реализацию программы к ожидаемым результатам не привели: задача оказалась намного сложнее, чем казалось вначале. В итоге приняли решение арендовать у СССР одну из АПЛ. Выбор моряков Индии пал на «Чарли» (на Тихоокеанском театре корабли данного типа отлично себя зарекомендовали).

В 1983 году во Владивостоке в учебном центре военно-морского флота, а позднее на борту субмарины К-43, намеченной для передачи индийским ВМФ, началась подготовка двух экипажей. К этому времени подлодка уже прошла капремонт и модернизацию по проекту 06709. Лодка, после завершения обучения индийских экипажей, вновь встала на ремонт. К лету 1987 г. ее полностью подготовили к передаче. К-43 (получившая обозначение УТС-550) 5 января 1988 года подняла во Владивостоке флаг Индии и через несколько дней отбыла в Индию с советским экипажем.

Для нового, мощнейшего боевого корабля ВМФ Индии, получившего тактический № S-71 и название «Chakra», были созданы очень благоприятные условия базирования: спец. пирс, оснащенный 60-тонным краном, крытый док-эллинг, службы радиационной безопасности, мастерские. На борт лодки во время стоянки подавали воду, сжатый воздух и электроэнергию. В Индии «Chakra» эксплуатировалась три года, при этом около года она провела в автономных плаваниях. Все проводимые учебные стрельбы увенчались прямыми попаданиями в цель. 5 января 1991 году срок аренды подлодки истёк. Индия настойчиво пыталась продлить лизинг и даже купить ещё одну подобную подводную лодку. Однако на эти предложения Москва не согласилась по политическим соображениям.

Для индийских подводников «Чакра» был настоящим университетом. Многие из офицеров, служивших на ней, сегодня в военно-морских силах этой страны занимают ключевые посты (достаточно сказать, что атомная подлодка с крылатыми ракетами дала Индии 8 адмиралов). Опыт, полученный во время эксплуатации атомохода, дал возможность продолжить работы по созданию собственной индийской атомной подводной лодки «S-2».

28 апреля 1992 года «Chakra», вновь зачисленная в состав ВМФ России, прибыла своим ходом на Камчатку, где завершила свою службу. Из боевого состава флота ее исключили 3 июля 1992 года.

Основные тактико-технические характеристики ПЛАКР проекта 670 «Скат»:
Надводное водоизмещение – 3574 тонн;
Подводное водоизмещение – 4980 тонн;
Габаритные размеры:
Наибольшая длина – 95,5 м;
Наибольшая ширина – 9,9 м;
Осадка по КВЛ – 7,5 м;
Главная энергетическая установка:
- паропроизводящая установка ОК-350; ВВР ВМ-4-1 – 89,2 мВт;
- ГТЗА-631, паровая турбина, 18800 л.с. (13820 кВт);
- 2 турбогенератора ТМВВ-2 – 2х2000 кВт;
- дизель-генератор – 500 кВт;
- вспомогательный ЭД – 270 л.с.;
- вал;
- пятилопастной ВФШ или 2 по схеме «тандем»;
- 2 вспомогательных водомёта;
Надводная скорость хода – 12 узлов;
Подводная скорость хода – 26 узлов;
Рабочая глубина погружения – 250 м;
Предельная глубина погружения – 300 м;
Автономность 60 суток;
Экипаж – 86 человек (в т.ч. 23 офицера);
Ударное ракетное вооружение:
- пусковые установки СМ-97 противокорабельного ракетного комплекса П-70 «Аметист» - 8 шт.;
-противокорабельные ракеты П-70 (4К66) «Аметист» (SS-N-7 «Starbright») – 8 шт.;
Торпедное вооружение:
- 533-миллиметровые торпедные аппараты – 4 (носовые);
- 533-миллиметровые торпеды 53-65К, САЭТ-60М, СЭТ-65 – 12;
- 400-миллиметровые торпедные аппараты – 2 (носовые);
-400-миллиметровые торпеды СЭТ-40, МГТ-2 – 4;
Минное вооружение:
- может нести до 26 мин вместо части торпед;
Радиоэлектронное вооружение:
Боевая информационно-управляющая система - «Брест»
Радиолокационная система общего обнаружения – РЛК-101 «Альбатрос»/МРК-50 «Каскад»;
Гидроакустическая система:
- гидроакустический комплекс «Керчь» или МГК-400 «Рубикон» (Shark Fin);
- ЗПС;
Средства радиоэлектронной борьбы:
- МРП-21А «Залив-П»;
- «Весло-П» пеленгатор;
- ВАН-М ПМУ (Stop Light, Brick Group, Park Lamp);
- ГПД «Анабар» (взамен части торпед);
Навигационный комплекс – «Сигма-670»;
Комплекс радиосвязи:
- «Молния»;
- «Параван» буйковая антенна;
- «Искра», «Анис», «Тополь» ПМУ.

Уважаемые коллеги, представляю Вам свою очередную модель. Это советская ПЛАРК 2-ого поколения проекта 670 «Скат» (по классификации НАТО - Charlie I), выполненная в масштабе 1/350 отечественной фирмой Polar Bear.

Прототип

После рассмотрения нескольких предложений КБ техническое задание на разработку дешёвой и относительно простой атомной подлодки проекта 670 (шифр «Скат»), которая была оптимизирована для борьбы с надводными целями, выдали в мае 1960 год горьковскому СКБ-112 (в 1974 году переименовано в ЦКБ «Лазурит»). Этот молодой коллектив конструкторов, образованный при заводе «Красное Сормово» в 1953 году, до этого занимался работами по дизель-электрическим подводным лодкам проекта 613 (в частности, СКБ-112 готовил документацию, которая передавалась Китаю), поэтому для СКБ создание первого атомохода стало серьёзным испытанием.

Проект был разработан ЦКБ -112 на основе РЭВ, энергетического и другого оборудования, создаваемого промышленностью для серийных АПЛ 2-ого поколения, а также с использованием технического задела в части ракетного вооружения, полученного при разработке и постройке ПЛАРК проекта 661 «Анчар». В качестве корпусного материала ПЛАРК проекта 670 была принята сталь. Спроектированная для строительства на внутренних заводах, специализирующихся на постройке ПЛ, ПЛАРК имела ограничения по водоизмещению и главным размерениям, обеспечивающим ее спуск на воду и последующую транспортировку по внутренним водным путям к местам достройки и базирования. Для выполнения требований ТТЗ ВМФ с учетом ограничений по постройке ПЛАРК, ее ракетный боекомплект был ограничен 8-ю ПКР «Аметист», уменьшена по сравнению с АПЛ 2-ого поколения других типов предельная глубина погружения, принята одновальная, однореакторная АЭУ с уменьшенной в четыре раза, по сравнению с АЭУ ПЛАРК проекта 661, мощностью. ПЛАРК сконструирован однокорпусной в средней части корабля . В носовой части ПК выполнен в форме двойной вертикальной восьмерки для компактного расположения ракетных контейнеров в междубортном пространстве.

Корпус субмарины разделялся на семь водонепроницаемых отсеков:
1-ый отсек (составлен из трёх цилиндров) - аккумуляторный, жилой и торпедный;
2-ой отсек - жилой;
3-ий отсек - аккумуляторный, центральный пост;
4-ый отсек - электромеханический;
5-ый отсек - реакторный;
6-ой отсек - турбинный;
7-ой отсек - электромеханический.
Чтобы снизить гидродинамический шум при движении на больших скоростях, а также для улучшения гидродинамических характеристик впервые на отечественных подлодках применили механизмы закрытия вентиляционных и шпигатных отверстий.
Поскольку на корабле была только одна линия вала, конструкторами были предусмотрены 2 резервных движителя - водометы с электроприводами, обеспечивающими движение лодки со скоростью до 5 узлов.
Для снижения акустического поля ПЛАРК применялись звукоизолирующая амортизация механизмов и их фундаментов, а также облицовка палубных настилов и переборок вибродемпфирующими покрытиями. Резиновым противогидролокационным покрытием были обшиты все наружные поверхности лёгкого корпуса, ограждение рубки и надстройка. Внешнюю поверхность прочного корпуса покрывал подобный материал. Благодаря этим мерам, а также однотурбинной и одновальной компоновке, ПЛАРК 670-го проекта имела очень низкий, для того времени, уровень акустической заметности (среди советских атомоходов второго поколения данная подлодка считалась самой малошумной). При этом большая часть акустического диапазона и естественные шумы моря совпадали. На подлодке имелось размагничивающее устройство, призванное снизить магнитную заметность судна.

Гидравлическая система подводной лодки была разделена на три автономные подсистемы, которые служили для привода общекорабельных устройств, рулей, крышек ракетных контейнеров. Рабочая жидкость гидросистемы в процессе эксплуатации подлодок, являвшаяся из-за своей высокой пожароопасности предметом постоянной «головной боли» для экипажей, была заменена на менее горючую.

На корабле 670-го проекта по сравнению с судами первого поколения резко увеличили уровень автоматизации. Например, автоматизировались управление движением подлодки по курсу и глубине, стабилизация без хода и на ходу, процесс всплытия и погружения, предотвращение аварийных провалов и дифферентов, управление подготовкой к торпедной и ракетной стрельбе и т.п.

Несколько улучшили и обитаемость на подлодке. Весь личный состав был обеспечен индивидуальными спальными местами. У офицеров имелась кают-компания. Столовая для мичманского и матросского состава. Дизайн внутренних помещений улучшился. На субмарине применялись лампы дневного света. Перед ограждением рубки располагалась челночная всплывающая спасательная камера, предназначенная для спасения экипажа в аварийной ситуации (всплытия с глубин до 400 метров).

Ракетное вооружение ПЛАРК 670-го проекта - восемь противокорабельных ракет «Аметист» - располагалось в пусковых контейнерных установках СМ-97, размещённых вне прочного корпуса в передней части корабля побортно под углом 32,5 градуса к горизонту. Твердотопливная ракета П-70 (4К-66, натовское обозначение - SS-N-7 «Starbright») имела стартовую массу 2900 кг, максимальную дальность 80 км, скорость 1160 км/ч. Ракета выполнялась по нормальной аэродинамической схеме, имела складное крыло, раскрывающееся после старта автоматически. Полёт ракеты проходил высоте 50-60 метров, что затрудняло ее перехват средствами противовоздушной обороны кораблей противника. Радиолокационная система самонаведения противокорабельных ракет обеспечивала автоматический выбор самой крупной в ордере цели (то есть цели, которая имеет наибольшую отражающую поверхность). Типовой боекомплект подлодки состоял из двух ракет, оснащенных ядерными боеприпасами (мощность 1 кт) и шести ракет с обычными боевыми частями массой около 1000 кг. Огонь противокорабельными ракетами мог выполняться с глубины до 30 метров двумя 4-хракетными залпами при скорости подлодки до 5,5 узлов, при волнении моря менее 5 баллов. Существенным недостатком ракет П-70 «Аметист» являлся сильный дымный след, оставляемый твердотопливным ракетным двигателем, который демаскировал субмарину во время пуска противокорабельных ракет.

Торпедное вооружение подлодки проекта 670 размещалось в носовой части судна и состояло из четырех 533-миллиметровых торпедных аппаратов с боекомплектом из двенадцати торпед СЭТ-65, САЭТ-60М или 53-65К, а также двух 400-миллиметровых торпедных аппаратов (четыре торпеды МГТ-2 или СЭТ-40). Вместо торпед подлодка могла нести до 26 мин. Также, в торпедный боекомплект субмарины входили ложные цели «Анабар».
Всего было построено 11 лодок.

ТТХ АПЛ:
Водоизмещение:
надводное: 3 580 т
подводное: 4 980 т
Длина: 95,6 м
Ширина (корпуса): 9,9 м
Осадка (средняя): 7,5 м
Скорость:
надводная: 12-13 уз.
подводная: 25-26 уз.
Глубина погружения:
рабочая: 240 м
предельная: 300 м
Экипаж: 90 (77?) человек, в т.ч. 20 офицеров
Автономность: 60 суток
Вооружение: 4х533 торпедных аппарата (боезапас 12 торпед)
2х400 торпедных аппарата (боезапас 4 торпеды)
8 ракет П-40 «Аметист»

На Западе субмаринам проекта 670 присвоили обозначение «Charlie class». Необходимо отметить, что появление в составе флота СССР новых ракетоносцев значительно усложнило жизнь авианосным соединениям ВМФ США. Обладая меньшей шумностью, по сравнению с предшественниками, они были менее уязвимы от противолодочных средств потенциального противника, а возможность подводного старта ракет делало использование их «главного калибра» более эффективным. Низкая дальность ведения огня комплексом «Аметист» требовала подхода к цели на дальность до 60-70 километров. Однако у этого были и свои плюсы: небольшое подлётное время маловысотных трансзвуковых ракет делало весьма проблематичным организацию противодействия удару из-под воды с «кинжальных» дистанций.
Информацию взял отсюда: РАЗ и ДВА

Набор

Корпус лодки выполнен одной деталью с рубкой и кормовым оперением. Отдельно идут только гребной винт, НГР и несколько ВУ. Декалей в наборе нет, есть несколько невнятных наклеек.
Длина модели составляет 272 мм, ширина (корпуса) - 28 мм. Выполнена модель из очень твердой смолы, поверхность не гладкая, пошкурить можно не везде из-за опасения утраты тонких элементов поручней, лючков и т.п. Расшивка на корпусе, прямо скажем, траншейная.

Сборка:

Как обычно, первым делом зашпаклевал и зашлифовал продольный шов от стыка пресс-форм. Теперь, можно сказать, полдела сделано, самая кропотливая работа закончена. Далее сделал посадочные места для АСБ на корпусе, высверлив их, из пластикового прутка D=3,2 мм сделал сами АСБ. Также подготовил места для навигационных огней на кормовом вертикальном оперении лодки.

Чуть больше пришлось поработать с крышей рубки. Зашпаклевал там лючки ВУ и прорезал их заново в соответствии с фото. Засверлил заново отверстия под ВУ чуть большего диаметра чем были, иначе верхние части ПМУ просто не поместились бы там.
ВУ сделал заново из мед иголок, пластиковых прутков и других деталей из запасов, комплектное осталось только РКП.

Обозначение проекта 670 «Скат» Разработчик проекта ЦКБ-112 (Лазурит) Кодификация НАТО "Charlie-1" Скорость (надводная) 12-13 узлов Скорость (подводная) 25 узлов Рабочая глубина погружения 250 м Предельная глубина погружения 300 м Автономность плавания 60 суток Экипаж 100 человек Размеры Водоизмещение надводное 3 580 т Водоизмещение подводное 4 980 т Длина наибольшая (по КВЛ) 95,6 м Ширина корпуса наиб. 9,9 м Средняя осадка (по КВЛ) 7,5 м Силовая установка Водо-водяной реактор ВМ-4-1 89,2 МВт Вооружение Торпедно-
минное вооружение 6 носовых ТА : 4 x 533 мм (12 торпед) и 2 x 400 мм (4 торпеды) Ракетное вооружение 8 крылатых ракет ПКР П-70 «Аметист» Категория на Викискладе Подводные лодки проекта 670 «Скат»

Подводные лодки проекта 670 «Скат» - серия советских атомных подводных лодок , построенных в 1960-х - 1970-х годах. Разработка горьковского ЦКБ-112 («Красное Сормово »), главный конструктор - В. П. Воробьев .

Сравнительно дешёвые и небольшого водоизмещения, вооружённые ПКР П-70 «Аметист» , лодки типа «Скат» предназначались для уничтожения кораблей, идущих в составе конвоев, в основном - авианосцев в составе авианосных ударных групп .

История

С постройкой другой подводной лодки этого проекта, К-320 , связана радиационная авария в городе с миллионным населением , с радиоактивным сбросом в Волгу.

Было построено одиннадцать лодок проекта 670 и шесть проекта 670М. Все подводные лодки были утилизированы в период с 1991 по 1994 год.

Конструкция

Напишите отзыв о статье "Подводные лодки проекта 670 «Скат»"

Примечания

Литература

  • Тарасов А. Е. . - М .: АСТ, Мн.: Харвест, 2006. - 216 с. - ISBN 985-13-8436-4 .
  • Павлов А. С. Гремучие змеи океанов. - Якутск: ООО «Литограф», 1999. - 40 с.

Ссылки

  • на deepstorm.ru
  • на ruspodlodka.narod.ru

Отрывок, характеризующий Подводные лодки проекта 670 «Скат»

Борис Друбецкой, обчищая рукой коленки, которые он запачкал (вероятно, тоже прикладываясь к иконе), улыбаясь подходил к Пьеру. Борис был одет элегантно, с оттенком походной воинственности. На нем был длинный сюртук и плеть через плечо, так же, как у Кутузова.
Кутузов между тем подошел к деревне и сел в тени ближайшего дома на лавку, которую бегом принес один казак, а другой поспешно покрыл ковриком. Огромная блестящая свита окружила главнокомандующего.
Икона тронулась дальше, сопутствуемая толпой. Пьер шагах в тридцати от Кутузова остановился, разговаривая с Борисом.
Пьер объяснил свое намерение участвовать в сражении и осмотреть позицию.
– Вот как сделайте, – сказал Борис. – Je vous ferai les honneurs du camp. [Я вас буду угощать лагерем.] Лучше всего вы увидите все оттуда, где будет граф Бенигсен. Я ведь при нем состою. Я ему доложу. А если хотите объехать позицию, то поедемте с нами: мы сейчас едем на левый фланг. А потом вернемся, и милости прошу у меня ночевать, и партию составим. Вы ведь знакомы с Дмитрием Сергеичем? Он вот тут стоит, – он указал третий дом в Горках.
– Но мне бы хотелось видеть правый фланг; говорят, он очень силен, – сказал Пьер. – Я бы хотел проехать от Москвы реки и всю позицию.
– Ну, это после можете, а главный – левый фланг…
– Да, да. А где полк князя Болконского, не можете вы указать мне? – спросил Пьер.
– Андрея Николаевича? мы мимо проедем, я вас проведу к нему.
– Что ж левый фланг? – спросил Пьер.
– По правде вам сказать, entre nous, [между нами,] левый фланг наш бог знает в каком положении, – сказал Борис, доверчиво понижая голос, – граф Бенигсен совсем не то предполагал. Он предполагал укрепить вон тот курган, совсем не так… но, – Борис пожал плечами. – Светлейший не захотел, или ему наговорили. Ведь… – И Борис не договорил, потому что в это время к Пьеру подошел Кайсаров, адъютант Кутузова. – А! Паисий Сергеич, – сказал Борис, с свободной улыбкой обращаясь к Кайсарову, – А я вот стараюсь объяснить графу позицию. Удивительно, как мог светлейший так верно угадать замыслы французов!
– Вы про левый фланг? – сказал Кайсаров.
– Да, да, именно. Левый фланг наш теперь очень, очень силен.
Несмотря на то, что Кутузов выгонял всех лишних из штаба, Борис после перемен, произведенных Кутузовым, сумел удержаться при главной квартире. Борис пристроился к графу Бенигсену. Граф Бенигсен, как и все люди, при которых находился Борис, считал молодого князя Друбецкого неоцененным человеком.
В начальствовании армией были две резкие, определенные партии: партия Кутузова и партия Бенигсена, начальника штаба. Борис находился при этой последней партии, и никто так, как он, не умел, воздавая раболепное уважение Кутузову, давать чувствовать, что старик плох и что все дело ведется Бенигсеном. Теперь наступила решительная минута сражения, которая должна была или уничтожить Кутузова и передать власть Бенигсену, или, ежели бы даже Кутузов выиграл сражение, дать почувствовать, что все сделано Бенигсеном. Во всяком случае, за завтрашний день должны были быть розданы большие награды и выдвинуты вперед новые люди. И вследствие этого Борис находился в раздраженном оживлении весь этот день.

В конце 50-х годов в СССР развернулись работы по формированию облика атомных подводных лодок 2-го поколения, предназначенных для крупносерийного производства и призванных решать различные боевые задачи, одной из которых традиционно являлась борьба с авианосцами, а также другими крупными кораблями противника.

После рассмотрения ряда предложений конструкторских бюро техническое задание на разработку относительно простой и дешевой атомной подводной лодки проекта 670 (шифр «Скат»), оптимизированной для борьбы с надводными целями, было выдано горьковскому СКБ-112 (с 1974 г. - ЦКБ «Лазурит») в мае 1960 г. Главным конструктором лодки пр.670 был назначен В.П. Воробьев, главным наблюдающим от ВМФ - Б.Р. Мастушкин.

Основным отличием нового корабля от ПЛАРК первого поколения (пр.659 и 675) являлось оснащение его ракетным противокорабельным комплексом «Аметист» с подводным стартом (головной разработчик - ОКБ-52).

Утверждение технического проекта нового атомохода состоялось в июле 1963 г. ПЛАРК пр.670 имела двухкорпусную архитектуру с веретенообразными обводами легкого корпуса, имеющего в носовой части эллиптическое сечение, обусловленное размещением ракетного вооружения. Применение крупногабаритных гидроакустических систем, а также стремление обеспечить им максимально возможные углы обзора в кормовых секторах, вызвали «притупление» носовых обводов. По этим же причинам часть приборов пришлось разместить в верхней части носовой оконечности легкого корпуса. Передние горизонтальные рули (впервые в практике отечественного подводного кораблестроения) были сдвинуты к средней части лодки.

Для снижения гидродинамического шума при движении с большой скоростью, а также улучшения гидродинамических характеристик впервые на отечественных подводных лодках были применены механизмы закрытия шпигатных и вентиляционных отверстий. Меры по снижению акустического поля ПЛАРК включали применение звукоизолирующей амортизации механизмов и их фундаментов, а также облицовку переборок и палубных настилов вибродемпфирующими покрытиями.

Все наружные поверхности легкого корпуса, надстройка и ограждение рубки также были обшиты резиновым противогидролокационным покрытием. Подобное покрытие имела и внешняя поверхность прочного корпуса. Благодаря этому, а также одновальной и однотурбинной компоновке, лодка пр.670 имела весьма низкий, для своего времени, уровень акустической заметности (среди отечественных атомоходов 2-го поколения ПЛАРК пр.670 считалась наиболее «тихой»).

Главная однореакторная энергетическая установка мощностью 15.000 л. с. в значительной степени была унифицирована с вдвое более мощной ГЭУ скоростной ПЛА проекта 671. ППУ ОК-350 включала водоводяной реактор ВМ-4 (89,2 мВт). Турбина ГТЗА-631 приводила во вращение пятилопастный гребной винт (в дальнейшем в процессе модернизации лодка получила новые малошумные четырехлопастные винты диаметром 3,92 и 3,82 м, установленные по схеме «тандем»). Имелось два вспомогательных водомета с электроприводом (мощность - 270 кВт), обеспечивающих возможность движения со скоростью до 5 узлов.

По сравнению с другими лодками 2-го поколения, проектировавшимися под мощный, но довольно крупногабаритный и тяжелый гидроакустический комплекс «Рубин», на проекте 670 было решено остановиться на более компактном ГАК «Керчь».

По сравнению с лодками 1-го поколения на корабле пр.670 был резко увеличен уровень автоматизации. В частности, автоматизировались управление движением лодки по глубине и курсу, стабилизация на ходу и без хода, процесс погружения и всплытия, предотвращение аварийных дифферентов и провалов, управление подготовкой к ракетной и торпедной стрельбе и т. п.

Ракетное вооружение ПЛАРК пр.670 - восемь ПКР «Аметист» - располагалось в контейнерных пусковых установках СМ-97, размещенных в передней части корабля вне прочного корпуса под углом 32,5° к горизонту. В 1977 году состоялась первая групповая стрельба ПКР «Аметист» в составе двух ПЛАРК проекта 670 и МРК (малого ракетного корабля). В типовой боекомплект лодки входили две ракеты, оснащенные ядерными боеприпасами (тротиловый эквивалент - 1 кт), а также шесть ракет с обычными БЧ массой порядка 1000 кг. Стрельба ПКР могла выполняться двумя четырехракетными залпами с глубины до 30 м при скорости лодки не более 5,5 узлов и волнении моря до 5 баллов.

Торпедное вооружение корабля размещалось в носовой части и включало четыре 533-мм торпедных аппарата с боекомплектом из 14 торпед различных типов. Вместо торпед лодка могла брать на борт до 26 мин. Кроме того, в торпедный боекомплект входили и ложные цели «Анабар».

Подводные лодки пр.670 приступили к несению боевой службы в 1972 г. Они осуществляли слежение за американскими авианосцами, активно привлекались к участию в различных учениях и маневрах, наиболее крупными из которых были «Океан-75», «Север-77», «Разбег-81» и другие.

На Западе кораблям пр.670 было присвоено имя Charlie («Чарли») или Charlie 1. Следует заметить, что появление новых ракетоносцев в составе советского флота заметно «усложнило жизнь» американским авианосным соединениям. Обладая меньшей шумностью, чем их предшественники - ПЛАРК пр.675, «Чарли» были значительно менее уязвимы от противолодочных средств противника, а подводный старт ракет делал применение их «главного калибра» значительно более эффективным. Относительно низкая дальность стрельбы комплексом «Аметист» требовала сближения с целью на дальность 60-70 км. Однако это имело и свои плюсы: малое подлетное время трансзвуковых маловысотных ракет делало организацию противодействия их удару из-под воды с «кинжальной» дистанции весьма проблематичным.

Одним из основных районов, где несли боевую службу корабли пр.670, являлось Средиземное море. В 70-80-х годах там тесно переплелись интересы двух «сверхдержав» - СССР и США. Главной целью советских ракетоносцев были боевые корабли 6-го американского флота. Следует признать, что географические условия Средиземноморья делали лодки пр.670 наиболее грозным оружием на данном театре. Их присутствие вызывало вполне обоснованное беспокойство американского командования, не имевшего в своем распоряжении сколько-нибудь надежных средств противодействия этой угрозе.

Постепенно география походов «североморских» лодок пр.670 расширялась. В январе-мае 1974 г. состоялся уникальный 107-суточный переход К-201 (командир капитан 2 ранга В.Д. Хайтаров) совместно с ПЛА пр.671 К-314 с Северного на Тихоокеанский флот по южному маршруту через Индийский океан. 10-25 марта лодки совершили заход в порт Бербера (Сомали), где их экипажам был предоставлен кратковременный отдых, после чего плавание продолжалось, успешно завершившись на Камчатке в начале мая.

Все «тихоокеанские» корабли проекта 670 вошли в состав 10-й дивизии 2-й флотилии ПЛ. Их основной задачей являлось слежение (а при получении соответствующего приказа - и уничтожение) американских авианосцев. В частности, К-201 в декабре 1980 г. осуществляла длительное слежение за авианосной ударной группой, возглавляемой авианосцем «Coral Sea» (за что была удостоена благодарности Главкома ВМФ). Из-за нехватки на ТОФ противолодочных подводных ПЛА «тихоокеанские» ПЛАРК пр.670 привлекались и для решения задач по поиску американских подводных лодок в районах боевого патрулирования наших РПКСН.

Один из кораблей проекта 670 (командир капитан 2 ранга Теренов) стал первой атомной подводной лодкой военно-морского флота Индии. Для нового, самого мощного боевого корабля индийского флота, получившего название «Чакра» и тактический номер S-71, были созданы самые благоприятные условия базирования. «Чакра» эксплуатировалась в Индии в течение трех лет, при этом приблизительно год проведя в автономных плаваниях. Все учебные ракетные стрельбы завершились прямым попаданием в цель. «Чакра» стала настоящим университетом для индийских подводников. Многие из служивших на ней офицеров в настоящее время занимают ключевые командные посты в ВМС этой страны. Достаточно сказать, что ПЛАРК дала Индии восемь адмиралов.

Таким образом, подводные лодки проекта 670 оставили заметный след в истории советского ВМФ. Вполне можно сказать, что проектные решения, заложенные в их конструкцию, позволили «Скатам» быть страшным оружием в умелых руках и вполне соответствовать требованиям своего времени. А имеющиеся боевые возможности и модернизационный потенциал обеспечили долгую и успешную службу на различных театрах.