Самый большой военный крейсер в мире. Оружие века

На данный момент российский ВМФ опирается на четырех китов: Балтийский, Черноморский, Северный, Тихоокеанский флоты, а также на краснознаменную Каспийскую флотилию. По последним данным в них располагаются не только боевые надводные линкоры, но и числятся субмарины и около двухсот боевых единиц. Да, России есть чем гордиться, не зря ее флот считается одним из самых величественных на планете. Познакомьтесь с десяткой самых крупных кораблей ВМФ России.

Принадлежит Северному флоту Российской Федерации, несколько лет назад назван крупнейшим на планете ударным крейсером. И было за что: его длина больше 250 метров, а ширина – почти 30 метров! Основные технические показатели: два ядерных реактора (между прочим их можно спокойно эксплуатировать целых полстолетия); скорость до 31 узла. Команда, состоящая из тысячи человек можно спокойно уходить в независимое плавание сроком в шестьдесят дней. Вооружение «Петра Великого» впечатляет: артустановки с дальностью поражения больше двадцати километров, разнообразное ракетное вооружение, которое с легкостью может уничтожать цели в радиусе семисот километров. А еще на «Петре» имеется три вертолета. Именно поэтому атомный гигант является столь внушительным кораблем.


Этот гигантский крейсер с максимальным водоизмещением в 58,6 тысячи тонн также находится на Северном флоте России. На нем числятся двадцать самолетов и семнадцать вертолетов, и это не единственные летательные аппараты – всего их около пятидесяти. Авианосец прекрасно вооружен, что не может не восхищать: на нем ракетные комплексы «Кортик», «Гранит», «Кинжал», а также шестьдесят глубоководных бомб.


Некоторое время назад начали модернизировать этот крейсер, поэтому он на данный момент выбыл из строя, но все же нельзя о нем не рассказать в нашем ТОПе. И до этого атомный гигант славился своим ракетным оружием и артустановками, а после завершения обновлений руководством ВМФ было обещано приобрести множество современных устройств и комплексов. К 2018 году усовершенствования должны были завершить. С нетерпением ждем, чем поразит крейсер весь мир!


Исполин водоизмещением почти в 12 тысяч тонн известен своей мощью и разнообразным вооружением: у него шестнадцать пусковых установок, различные артустановки, зенитно-ракетные комплексы, противолодочное вооружение и вертолет.


Еще одна гордость Северного флота с внушающим ужас вооружением: множеством ракетных комплексов, в том числе «Кинжал», «Кортик», «Водопад» и «Удав», гидроакустическим комплексом, навигационными системами и собственной авиагруппой, состоящей из двух Ка-27. Этот противолодочный корабль отличается маневренностью и высокими огневыми показателями.


Второй по размерам и вооружению варяг после ГРК «Москва» принадлежит Черноморскому флоту. Он может развивать скорость до 33 узлов и отправляться в независимое плавание сроком до месяца. Его вооружение включает в себя две установки противолодочного комплекса «Метель», зенитно-ракетный комплекс «Шторм», вызывающую уважение суперартиллерию и торпедные аппараты, кстати, имеется и вертолет.


Каждая подлодка ВМФ отечества заслуживает нахождения в нашем ТОПе, тем более «Дмитрий Донской» – самая гигантская из всех, что делает ее одной из самых больших подлодок на планете. В течение четырех месяцев «Донской» может плавать в морских водах, полностью обеспечивая команду, состоящую из более 160 человек. На линкоре имеется ракетный комплекс «Булава» с шестью ядерными боеголовками.


Одна из мощнейших современных лодок Северного морского флота. Вооружена «Булавами», баллистическими ракетами (БРПЛ), боевым стартовым комплексом, множеством торпед, ракет и мин.


Еще один подводный гигант хоть и меньше предыдущих и не самый быстрый, но зато может погрузиться до 480 метров. «Владимир Мономах» вооружен торпедными аппаратами, ракетами, “Булавами” (всего их шестнадцать) и переносными зенитными комплексами.


Завершает наш список эскадренный миноносец, принадлежащий российскому Северному флоту. На вооружении гиганта числятся палубные артиллерийские установки и зенитная артиллерия, авиагруппа с вертолетом, ракетные комплексы, множество мин и ракет-торпед.

Все корабли нашего ТОПа служат ВМФ Российской Федерации, в скором будущем на воду спустят другие, современные корабли, столь же мощные, а иногда и более внушительные. Ждем с нетерпением новых гигантов, защищающих Россию.

Однажды мне попался на глаза рейтинг 10 лучших кораблей ХХ века, составленный каналом Military Channel. По многим пунктам с выводами американских экспертов сложно не согласиться, но что неприятно удивило, в рейтинге не было ни одного русского (советского) корабля.
В чем смысл подобного рейтинга, спросите вы. Какое практическое значение он имеет для настоящего Военно-морского флота? Красочное шоу с корабликами для обывателя, не более того.

Нет, все намного серьезнее. Во-первых, с вами не согласятся создатели тех самых «корабликов». Тот факт, что именно их корабли были выбраны среди тысяч других конструкций – это признание работы их коллектива, а зачастую и главное достижение всей их жизни. Во вторых, эти своеобразные эталоны показывают, в каком направлении движется прогресс, какие силы военно-морского флота являются наиболее эффективными. Ну и в третьих, подобный рейтинг – гимн достижениям Человечества, ведь многие из представленных в списке военных кораблей являются шедеврами морской инженерии. В сегодняшней статье я постараюсь исправить некоторые, на мой взгляд, ошибочные выводы экспертов Military Channel, а лучше, давайте вместе порассуждаем в виде такого несколько информационно – развлекательного спора на тему 10 лучших военных кораблей ХХ века.

Теперь самый важный момент - критерии оценки. Как видите, я намеренно не использую фразы «самый большой», «самый быстрый» или «самый мощный»…Лучшим признается только тот тип корабля, который принес максимальную пользу своей стране, оставаясь при этом интересным с технической точки зрения. Исключительно высоко ценится боевой опыт. Большое значение играют тактико-технические характеристики, а также такие незаметные, на первый взгляд, параметры, как количество единиц серии и срок активной службы в боевом составе флота. Плюс капля здравого смысла. Вот, например, «Ямато» - самый крупный линкор, когда-либо построенный человеком, мощнейший линкор своего времени. Был ли он лучшим? Разумеется, нет. Создание линкоров типа «Ямато» стало грандиозным провалом Императорского флота по критерию «стоимость/эффективность», своим присутствием он принес больше вреда, чем пользы. «Ямато» опоздал, время дредноутов закончилось.
Ну а теперь, собственно, сам список:

10 место - серия фрегатов «Оливер Хазард Перри».

Один из самых распространенных типов современных военных кораблей. Количество построенных единиц серии – 71 фрегат. Уже 35 лет состоят на вооружении военно-морских сил 8 стран мира.
Полное водоизмещение - 4200 тонн
Основное вооружение – пусковая установка Мк13 для запуска ЗУР «Стандард» и ПКР «Гарпун» (боекомплект - 40 ракет).
Имеется ангар на 2 вертолета системы LAMPS и 76-мм артиллерия.
Основной целью программы «Оливер Х. Перри» было создание недорогих эскортных фрегатов УРО, отсюда трансокеанская дальность хода: 4500 морских миль на 20 узлах.

Почему такой замечательный фрегат на последнем месте? Ответ прост: малый боевой опыт. Боевое столкновение с иракской авиацией получилось не в пользу фрегата – USS "Stark" едва живой уполз из Ормузского залива, получив в борт два “Экзосета". Но, в целом, «Оливеры Перри» уже много лет непрерывно несут вахту в самых напряженных точках на Земле – в Персидском заливе, у берегов Кореи, в Тайваньском проливе…

9 место - Атомный крейсер «Лонг-Бич»

USS "Long Beach" (CGN-9) стал первым в мире ракетным крейсером, а также первым крейсером с ядерной энергетической установкой. Квинтэссенция передовых технических решений 60-х годов: радары с фазированной антенной решеткой, цифровая БИУС и 3 новейшие ракетные системы. Создавался для совместных действий с первым атомным авианосцем «Энтерпрайз». По назначению – классический эскортный крейсер (что не помешало в ходе модернизации вооружить его «Томагавками»).

В течение нескольких лет (спущен на воду в 1960) честно "нарезал круги" вокруг Земли, ставя рекорды и веселя публику. Затем занялся более серьезными вещами – до 1995 года прошел все войны от Вьетнама до "Бури в пустыне". Несколько лет находился на передовой линии в Тонкинском заливе, контролируя воздушное пространство над Северным Вьетнамом, сбил 2 МиГа. Вёл радиотехническую разведку, прикрывал корабли от налетов авиации ДРВ, спасал из воды сбитых летчиков.
Корабль, с которого началась новая ракетно-ядерная Эпоха флота, имеет право быть в этом списке.

8 место – «Бисмарк»

Гордость Кригсмарине. Самый совершенный линейный корабль на момент спуска на воду. Отличился в первом же боевом походе, отправив на дно флагман Королевского флота «Худ». Принял бой со всей британской эскадрой и погиб, не спустив флага. Из 2200 человек команды спаслось лишь 115.
Второй корабль серии - «Тирпиц», за годы войны не сделал ни одного залпа, но одним своим присутствием сковал огромные силы союзников в Северной Атлантике. Английские летчики и моряки предприняли десятки попыток уничтожить линкор, потеряв огромное количество людей и техники.

7 место – Линкор «Марат»

Единственные дредноуты Российской Империи – 4 линкора типа «Севастополь» - стали колыбелью Октябрьской революции. Они достойно прошли сквозь вихри Первой Мировой и Гражданской войны, а потом сыграли свою роль и в Великой Отечественной. Особенно отличился «Марат» (бывший «Петропавловск», спущен на воду в 1911 году) - единственный советский линкор, участвовавший в морском сражении. Участник Ледового похода. Летом 1919 подавил своим огнем восстание в Кронштадском укрепрайоне. Первый в мире корабль, на котором была испытана система защиты от магнитных мин. Принял участие в Финской войне.

23 сентября 1941 года стало роковым для «Марата» - попав под удар немецкой авиации, линкор лишился всей носовой части и лег на грунт. Тяжело раненный, но не сложивший линкор продолжал защищать Ленинград. Всего за годы войны «Марат» провел 264 стрельбы главным калибром, выпустив 1371 305-мм снаряд, что сделало его одним из самых «стреляющих» линкоров в мире.

6 – тип «Флетчер»

Лучшие эсминцы Второй Мировой войны. Благодаря своей технологичности и простоте конструкции были построены огромной серией – 175 единиц (!)
Несмотря на относительно невысокую скорость, «Флетчеры» имели океанскую дальность хода (6500 морских миль на 15 узлах) и солидное вооружение, включавшее пять 127-мм орудий и несколько десятков стволов зенитной артиллерии.
За время боевых действий потеряно 23 корабля. В свою очередь, «Флетчеры» сбили 1500 японских самолетов.
Пройдя послевоенную модернизацию, еще долго сохраняли боеспособность, служа под флагами 15 государств. Последний «Флетчер» был списан в Мексике в 2006 году.

5 место – авианосцы типа «Эссекс»

24 ударных авианосца этого типа стали становым хребтом ВМС США в годы войны. Активно участвовали во всех боевых операциях на Тихоокеанском театре военных действий, прошли миллионы миль, были лакомой целью для камикадзе, но, тем не менее, ни один из «Эссексов» не был потерян в боях.
Огромные для своего времени корабли (полное водоизмещение – 36 000 тонн) имели на своих палубах мощное авиакрыло, что делало их господствующей силой на Тихом океане.
После войны многие из них прошли модернизацию, получили угловую палубу (тип «Орискани») и оставались в действующем составе флота до середины 70-х годов.

4 место – «Дредноут»

Построенный всего за 1 год огромный корабль, полным водоизмещением 21 000 тонн, произвел революцию в мировом кораблестроении. Один залп HMS "Deadnought" был равен залпу всей эскадры броненосцев времен Русско-Японской войны. Поршневая паровая машина впервые была заменена на турбину.
Единственную победу «Дредноут» одержал 18 марта 1915 года, возвращаясь вместе с эскадрой линкоров на базу. Получив с линкора «Мальборо» сообщение о находящейся в зоне видимости подводной лодке, он протаранил её. За эту победу капитан «Дредноута», позволивший себе вывалиться из кильваторного строя, получил с флагманского корабля высшее одобрение, которое только может получить капитан HMS на английском флоте: «Хорошо сделано».
«Дредноут» стал именем нарицательным, что позволяет в этом абзаце говорить обо всех кораблях этого класса. Именно «Дредноуты» стали основой флотов передовых стран мира, засветившись во всех морских сражениях Первой Мировой войны.

3 место – эсминцы типа «Орли Берк»

На 2012 год в составе ВМС США находится 61 Иджис-эсминец, каждый год флот получает еще по 2-3 новые единицы. Вместе со своими клонами - японскими эсминцами УРО типа «Атаго» и «Конго», "Орли Берк " является самым массовым в боевым кораблем с водоизмещением свыше 5 000 тонн.
Самые совершенные на сегодняшний день эскадренные миноносцы способны наносить удары по любым наземным и надводным целям, бороться с подводными лодками, самолетами и крылатыми ракетами, и даже обстреливать космические спутники.
Комплекс вооружений эсминца включает в себя 90 вертикальных пусковых установок, из них – 7 «длинных» модулей, что позволяет разместить до 56 крылатых ракет «Томагавк».

2 место – линкоры типа «Айова»

Эталон линейного корабля. Создателям «Айов» удалось найти оптимальное сочетание огневой мощи, скорости и защищенности.
9 орудий калибра 406 мм
Основной бронепояс – 310 мм
Скорость хода – свыше 33 узлов
4 линкора этого типа успели принять участие во Второй Мировой войне, войне в Корее, войне во Вьетнаме. Затем наступила долгая передышка. В это время шла активная модернизация кораблей, были установлены современные ЗРК, 32 «Томагавка» еще больше усилили ударный потенциал линкоров. Полный комплект артиллерийских стволов и бронирования оставили без изменений.
В 1980 году у побережья Ливана вновь заговорили гигантские пушки «Нью-Джерси». А потом была "Буря в пустыне", поставившая, наконец, точку в более чем 50-летней истории кораблей этого типа.

Сейчас «Айовы» выведены из боевого состава флота. Их ремонт и модернизация признаны нецелесообразным, линкоры за полвека полностью выработали свой ресурс. Три из них превращены в музеи, четвертый – «Висконсин», до сих пор тихо ржавеет в составе «Резервного флота».

1 место – авианосцы типа «Нимитц»

Серия из 10 атомных авианосцев, общим водоизмещением 100 000 тонн. Самые крупные военные корабли в истории человечества. Последние события в Югославии и Ираке показали, что корабли этого типа способны стереть с лица земли не самые маленькие страны за считанные дни, в то время как сами «Нимитцы» останутся невосприимчивы к любому противокорабельному оружию, за исключением ядерных зарядов.

Только Военно-Морской Флот Советского Союза ценой огромных усилий и затрат мог противостоять авианосным ударным группировкам, используя сверхзвуковые ракеты с ядерными боевыми частями и орбитальные группировки разведывательных спутников. Но даже самые современные технологии не гарантировали точное обнаружение и поражение подобных целей.
В настоящий момент «Нимитцы» являются полноправными хозяевами Мирового океана. Регулярно проходя модернизацию, они останутся в действующем составе флота до середины ХХI века.

1 место:

«Энтерпрайз» , США – 342 м

Авианосец. Корабль спустили на воду в начале 60-х годов. Он был одним из самых больших авианосцев, запланированных к постройке. Однако из-за дороговизны «Энтерпрайза» (450 млн. долларов), проект остановили. Это самый большой военный корабль в мире , единственный в группе гигантов, который увидел мир.

2 место:

«Нимиц», США – 330 м

Класс авианосцев. Являются вторыми в мире по величине военными кораблями и самыми крупными действующими авианосцами. В группу входит десять кораблей, которые создавались с 1975 года. Они оснащены ядерными силовыми установками и могут перевозить воздушные средства в количестве 90 штук.

В арсенале американского флота есть и другие группы авианосцев с похожими размерами: «Китти Хоук», «Форрестол», «Джон Кеннеди», «Мидуей».

3 место:

«Адмирал Кузнецов», Российская Федерация – 305 м

Авианосец. В состав знаменитого корабля входит тяжелое оборонительно-наступательное оружие: ракеты, зенитки, противолодочные пушки. Он может перевозить десятки воздушных средств. Из-за высокой обороноспособности корабль называют авианесущим крейсером.

4 место:

«Ляонин», Китай – 304 м

Авианосец. Первоначально корабль входил в группу авианосцев «Адмирал Кузнецов». После распада Советского Союза судно списали в собственность Украины, которая позже продала его Китаю за 25 млн. долларов. Китайцы покупали военный корабль под предлогом преобразования его в казино на воде. Однако авианосец, получив другое имя, стал первым в китайском морском флоте.

5 место:

«Кречет», Индия – 283 м

Группа крейсеров. В морском флоте Индии на вооружении находится два авианосца. Самый большой из них называется «Викрамадитья», который раньше был собственностью СССР и назывался «Баку». Индия приобрела корабль за 2,5 млрд. долларов. Его оснастили российскими самолетами, удалили тяжелое вооружение и установили новую взлетную рампу. Таким образом, советский крейсер стал усовершенствованным авианосцем.

6 место:

«Клемансо», Бразилия – 264 м

Авианосец. Бразилия купила его у Франции. Корабль, переименованный в «Сан-Паулу», остался последним авианосцем этого класса, введенным в эксплуатацию. Его оснастили новыми оборонительными системами, двигателями и датчиками. Судно может перевозить одновременно 39 воздушных средств.

7 место:

«Шарль де Голль», Франция – 261 м

Первый европейский атомный авианосец надводного назначения. Он оснащен наступательным оружием, оборонными ракетными установками и перевозит сорок самолетов одновременно. Судно может находиться без дозаправки на протяжении двадцати лет.

8 место:

«Америка», США – 257 м

Десантные корабли. Эти судна являются универсальными, так как могут перевозить авиа средства всех классов (в том числе, конвертопланы и истребители-бомбардировщики), танки, все виды артиллерии и различные группы транспорта.

9 место:

«Орлан», Российская Федерация – 252 м

Являются атомными крейсерами оборонно-наступательного назначения. Созданы в 70-х – 90-х годах. В группе «Орлан» четыре судна, но в эксплуатации находится одно. Корабль оснащен разными видами ракетных установок дальнего поражения, противолодочным оружием и другим тяжелым вооружением.

10 место:

«Идзумо», Япония – 247 м

Эскадренный миноносец-вертолетоносец. На сегодняшний день существует лишь один корабль данного типа, но планируется создание еще одного. Миноносец ориентирован на идентификацию подводных суден и их уничтожение. Он перевозит одновременно 15 вертолетов, несколько сотен пехотинцев и десятки автомобилей. В его арсенале нет наступательного оружия, так как это противоречит конституции страны.

В 1945 году, после изгнания японских колонизаторов, корейцы жили беднее аборигенов Новой Гвинеи. В Сеуле не было ни одного человека с высшим образованием, а американские временные власти не могли найти корейца, способного водить трамвай. Разразившаяся братоубийственная война окончательно превратила юг Корейского полуострова в край тотального хаоса и разрухи. Страну терзал острейший энергетический кризис - все гидроэлектростанции остались на территории КНДР. К концу 50-х треть трудоспособного населения страны не имела работы, а ВВП на душу населения составлял $79 - меньше, чем в странах Африки и Латинской Америки.


Сейчас, глядя на сияющие небоскребы Сеула, трудно поверить, что полвека назад здесь все было иначе. Захолустная окраина мира превратилась в ведущего мирового экспортера морской и автомобильной техники, электроники и товаров народного потребления.

Одним из локомотивов южнокорейской промышленности считается судостроение. К примеру, «Хундай» известен в мире не только как производитель дешевых автомобилей, но и как лидер крупнотоннажного судостроения - океанские линейные контейнеровозы, супертанкеры, паромы… Всего на долю «Хундай Хэви Индастриз» приходится 17% объема всего мирового судостроения и 30% объема производства судовых двигателей!

Корейцы не сидят на месте и агрессивно завоевывают новые рынки, поглощая своих конкурентов. Не секрет, что российский «Мистраль» де-факто строит южнокорейская корпорация STX, которой принадлежит верфь в Сен-Назере.

Обитатели Корейского полуострова обеспечивают морской техникой добрую половину мира. При этом они никогда не забывают о собственных интересах: военно-морской флот Республики Корея является четвертым по силе в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Ключевым вектором развития выбраны «продвинутые» технологии - без ущерба для численности корабельного состава. Флот мощен, современен и многочислен. В отличие от японцев, придерживающихся строго оборонительной концепции развития своих ВМС, южнокорейские моряки активно экспериментируют с крылатыми ракетами морского базирования. Ведутся работы в области создания ПКР и противолодочных ракетоторпед, на вооружение принята установка вертикального пуска собственной разработки и аналог «Томагавка» (КРМБ Hyunmoo-IIIC).

Усилия корейцев были щедро вознаграждены - в 2008 г. на вооружение южнокорейских ВМС был принят корабль, считающийся самым сильно вооруженным кораблем в мире.


Sejong the Great (DDG-991). Проект Korean Destroyer eXperimental-III (KDX-III)


Конечно, со стратегической точки зрения, эсминец «Седжон Великий» необходимо сравнивать с кораблями КНДР - основного геополитического противника Южной Кореи. По понятным причинам, сделать подобное сравнение затруднительно. Южнокорейский суперэсминец категорически не похож на деревянные фелюги и сторожевики постройки 60-х годов.

По количеству установленных на нем ракет «Седжон Великий» имеет смысл сравнивать с другим морским чудовищем - атомным крейсером «Петр Великий» (оба корабля, несомненно, заслуживают приставку «великий»).

144 ракеты различного назначения против 124 ракет «Петра» (не считая боекомплектов ЗРК самообороны - «Кинжал», «Кортик», RIM-116). Если же учесть все зенитные ракеты малой дальности, то соотношение станет 165 ракет у «корейца» против 444 ракет нашего крейсера.

Конечно, сравнение кораблей по количеству ракет похоже на курьез. Как можно ставить в один ряд 7-тонную П-700 «Гранит» и дозвуковую ПКР Hae Sung, имеющую в 10 меньшую стартовую массу?

Тем не менее, боекомплект южнокорейского корабля на треть превышает б/к любого американского или японского Иджис-эсминца. А по числу зенитных ракет большой дальности, противолодочных ракетоторпед, ПКР и КРМБ - «Седжон Великий» оставляет позади даже российский суперкрейсер. Фактически, по этому показателю, он не имеет равных в мире (до вступления в строй модернизированного ТАРКРа «Адмирал Нахимов»).

В отличие от российского корабля, «Седжон Великий» способен нести высокоточное для нанесения ударов по целям в глубине побережья. Второе преимущество «Седжона» - как и любой Иджис-эсминец, он оснащен мощной РЛС AN/SPY-1 (наиболее современной модификации «D»), идеально подходящей для контроля воздушного пространства на больших дистанциях, в т.ч. на заатмосферных высотах. Впрочем, в отличие от японских ВМС, корейцы пока не планируют оснащать свои эсминцы космическими ракетами-перехватчиками SM-3.

Вообще, возможности системы ПВО Иджис-эсминцев заметно преувеличены. Универсальный радар AN/SPY-1 и низкое расположением антенных решеток - неустранимый недостаток всех «Орли Берков» и их японских и южнокорейский клонов. Радар, как оказалось, совсем не «универсальный» и плохо различает низколетящие ракеты.

Не меньше сомнений вызывают системы управления огнем - «Седжон» оснащен стандартным комплектом из трех радиолокаторов подсветки AN/SPG-62 с механическим сканированием по азимуту и углу места. Система надежная, но с момента её создания прошло уже 30 лет. На многих флотах появились куда более продвинутые СУО на основе радаров с ФАР и активных РЛГСН для зенитных ракет. Лишь янки и их союзники продолжают «крутить старую шарманку».

Помимо стандартных радаров, в комплекс средств обнаружения «Седжона» входит французская ИК-система обнаружения Sagem IRST.

Зенитный боекомплект «Седжона» состоит из 80 ЗУР большой дальности SM-2MR Block IIIB производства США. Сравнение этих боеприпасов с зенитными ракетами «Петра» дает следующий результат: SM-2MR превосходят по дальности стрельбы С-300Ф и, примерно, соответствует по данному параметру С-300ФМ. Американская ракета компактнее и имеет в два раза меньшую массу, как результат - её скорость полета почти в два раза меньше, чем у отечественной ракеты 46H6E2, к тому же, SM-2MR оснащена БЧ меньшей массы. В то же время, SM-2MR Block IIIB, помимо обычной РЛГСН, имеет режим активного наведения в ИК-диапазоне (режим предназначен для обстрела «стелсов» и пр. целей с низкой ЭПР).

Из других зенитных средств на борту «Седжона» имеется ЗРК самообороны RIM-116 Rolling Airframe Missile - 21-зарядная ПУ на подвижном лафете, в носовой части надстройки. Технически, ракеты RAM представляют собой авиационные УР малой дальности «Сайдуиндер» с инфракрасными ГСН от ПЗРК «Стингер». Макс. дальность пуска - 10 000 метров. Любопытно, что «Седжон» стал первым из Иджис-эсминцев, получившим на вооружение такую систему.

Кормовые углы прикрывает другая система самообороны - семиствольная автоматическая пушка «Голкипер». Благодаря качественным приводам и средствам управления огнем, высокой скорострельности и могуществу 30 мм снарядов, голландский «Голкипер» считается одной из лучших систем данного назначения.

Конструктивно «Седжон» представляет собой увеличенный «Берк» серии IIA с усиленным боекомплектом и расширенными боевыми возможностями. Южнокорейский эсминец на 10 метров длиннее и на метр шире своего американского «прародителя». Полное водоизмещение «Седжона» достигло 11 тысяч тонн и соответствует в/и ракетного крейсера «Москва»!

Внешний облик с элементами технологии «стелс», компоновка, оружие и ГЭУ в составе четырех газовых турбин LM2500 - «Седжон» унаследовал большинство черт типичного Иджис-эсминца. Со всеми его несомненными достоинствами и недостатками.

Резерв водоизмещения был рационально потрачен на увеличение боекомплекта и запаса топлива на борту: дальность плавания «Седжона» на крейсерском, 20-узловом узловом ходу возросла на 600 миль (5500 миль против 4890 у самых современных «Берков»).

Отдельный интерес представляют подпалубные установки вертикального запуска (УВП/VLS). По сравнению с оригинальной конструкцией, носовая секция УВП была увеличена с 32 до 48 ячеек Mk.41. Кормовой пусковой ракетный комплекс также претерпел большие изменения - число ячеек Mk.41 сократилось до 32 единиц. Взамен, чуть дальше в корму, разместились 48 ячеек УВП K-VLS собственного корейского производства. Таким образом, общее число ячеек УВП на ракетном эсминце достигло 128 единиц.

Боекомплект размещен следующим образом: по данным из открытых источников, все 80 оригинальных Mk.41 используются дл хранении и запуска зенитных ракет SM-2MR. В ячейках корейской K-VLS «вытянулись во фрунт» 32 крылатые ракеты Hyunmoo IIIC и 16 противолодочных ракет «Красная акула» (также известные, как K-ASROC).

«Красная акула» представляет собой типичную ПЛУР с противолодочной торпедой в качестве боевой части. Основным отличием от американского ASROC-VL является малогабаритная торпеда: вместо Mk.50 используется 324 мм торпеда собственной разработки K745 «Синяя акула».

КРМБ Hyunmoo IIIC - аналог «Томагавка». Согласно заявлением корейцев, ракета способна запускаться на дальность 1000…1500 км. Оснащена 500-кг боевой частью, но, в отличие от «Топора», она способна выходить на сверхзвук (1,2М). Маршевая высота полета - 50…100 м. Наведение - ИНС и GPS.


Запуск КРМБ Hyunmoo с одного из кораблей ВМС Республики Корея


Также в состав вооружений корейского эсминца входят:

16 противокорабельных ракет SSM-700K Hae Sung. Малогабаритная дозвуковая ПКР, очередной «национальный» клон американского «Гарпуна». Ракеты размещены в счетверенных ПУ в средней части корабля;

127 мм универсальное орудие Mk.45 (новейшая модификации Mod.4 с длиной ствола 62 калибра);

Две противолодочные системы с малогабаритными торпедами «Синяя акула» (всего шесть единиц);

Вертолетная площадка, ангар на два вертолета - используются британские «Супер Линкс» или Сикорский SH-60 «Сихок».

Эпилог

Феномен превращения отсталой аграрной страны в одну из ведущих экономик мира получил название «Чудо на реке Ханган». Не менее удивительно прозвучит другой факт: в период с 2007 по 2012 годы корейцам удалось построить три суперэсминца!

Sejong the Great (DDG-991) и Seoae Ryu Seong-ryong (DDG-993) строились на мощностях «Хундай Хэви Индастриз».

Yulgok Yi I (DDG-992) построила компания «Дэу Шипбилдинг и Марин Инжиниринг».

В ближайшем будущем в планах корейцев построить еще шесть Иджис-эсминцев по проекту KDX-IIA. В отличие от крупных «Седжонов», новые корабли будет иметь полное водоизмещение в пределах 5500…7500 тонн и будут ориентированы на ведение боевых действий в прибрежной зоне. Передача кораблей флоту состоится в период 2019 - 2026 гг.


С древних времен мощный и хорошо организованный военно-морской флот имел решающее значение для любой страны, которая боролась за мировое господство и заботилась о собственной безопасности. Поэтому за последних 100 лет в разных странах по всему миру были построены тысячи мощных линкоров и авианосцев. В этом обзоре о самых больших военных кораблях в мире.

1. «Akagi»


«Акаги» - авианосец, который был построен для Императорского японского флота. Он находился в эксплуатации с 1927 по 1942 год и принимад участие в нападении на Перл-Харбор в декабре 1941 года. Затем «Акаги» во время битвы за Мидуэй в июне 1942 г был сильно поврежден, после чего намеренно затоплен. Длина корабля составляла 261,2 м.

2. «Yamato»


Линейные корабли класса «Ямато» были построены для Императорского японского флота и эксплуатировались во время Второй мировой войны. Поскольку их водоизмещение составляло 73 000 тонн, они были самыми тяжелыми линкорами в истории. Длина такого корабля составляла 263 м. Хотя первоначально планировалось построить 5 судов класса «Ямато», были завершены только 3.

3. «Essex»


Основу боевой мощи ВМС США во время Второй мировой войны составляли авианосцы класса «Эссекс». Когда-то было 24 таких корабля, но сегодня сохранилось только 4, которые используются в качестве кораблей-музеев.

4. «Nimitz»


Суперкэрриеры класса «Нимиц» - 10 атомных авианосцев, построенных для ВМС США. Эти суда длиной 333 м и весом при полной нагрузке более 100 000 «длинных» тонн были крупнейшими военными кораблями в истории. Корабли участвовали во многих сражениях и операциях по всему миру, в том числе в операции «Орлиный коготь» в Иране, войне в Персидском заливе, в Ираке и Афганистане.

5. «Shinano»


«Синано» - корабль длиной 266,1 м и водоизмещением 65 800 тонн, который был самым большим авианосцем, построенным для Императорского японского флота во время Второй мировой войны. Тем не менее, поскольку сроки поджимали, военный корабль был отправлен в бой без исправления нескольких серьезных проектных и конструкционных недостатков. В итоге она затонул всего через 10 дней после того, как был введен в эксплуатацию 29 ноября 1944 года.

6. «Iowa»


В 1939-1940 годах по заказу ВМС США было заложено 6 линейных кораблей класса «Айова», но в конечном счете было завершено только 4. Они участвовали в нескольких крупных американских войнах, в том числе во Второй мировой войне, войне в Корее и войне во Вьетнаме. Длина этих линкоров составляла 270 м, а водоизмещение 45 000 «длинных» тонн.

7. «Lexington»


Два авианосца класса «Лексингтон» были построены для ВМС США в течение 1920-х годов. Военные корабли оказались чрезвычайно успешными и служили во многих сражениях. Один из них, «Лексингтон» был потоплен в сражении в Коралловом море в 1942 году, а другой, «Саратога» был разрушен во время испытания атомной бомбы в 1946 году.

8. «Киев»


Также известные как «Проект 1143 Кречет», авианосцы класса «Киев» были первыми авианесущими противолодочными крейсерами, построенными в Советском Союзе. Из 4 судов класса «Киев», которые были завершены, 1 был списан, 2 законсервированы, а последний («Адмирал Горшков») был продан ВМС Индии, где эксплуатируется до сих пор.

9. «Queen Elizabeth»


«Королева Елизавета» - 2 авианосца, которые в настоящее время находятся в стадии строительства для британского Королевского военно-морского флота. Первый из них, «Королева Елизавета», будет готов к использованию в 2017 году, а второй, «Принц Уэльский», планируется завершить в 2020 году. Длина корабля - 284 метра, а водоизмещение - около 70 600 тонн.

10. «Адмирал Кузнецов»


Корабли класса «Кузнецов» - последние 2 авианосца, построенные в Советском флоте. Сегодня один из них, «Адмирал Кузнецов» (построен в 1990 году) находится на вооружении Российского флота, а второй, «Ляонин» был продан в Китай и достроен только в 2012 году. Длина корабля - ошеломляющие 302 м.

11. «Midway»


Авианосцы класса «Мидуэй» были одними из наиболее долго прослуживших в строю авианосцев в истории. Первый из введен в эксплуатацию в 1945 году и списан только в 1992 году, вскоре после участия в операции «Буря в пустыне».

12. «John F. Kennedy»


Получивший прозвище «Большой Джон», военный корабль ВМС США «Джон Ф. Кеннеди» является единственным кораблем в своем классе. Это был авианосец длиной 320 м, который был способен даже эффективно бороться с подводными лодками.

13. «Forrestal»


В 1950-х годах для ВМС США были спроектированы и построены 4 авианосца класса «Форрестол» (Forrestal, Saratoga, Ranger и Independence). Это был первый суперкэрриер, который сочетал в себе высокий тоннаж, лифты-подъемники для самолетов и угловую палубу. Длина кораблей составляла 325 м, а водоизмещение 60 000 тонн.

14. «Gerald R. Ford»


«Джеральд Р. Форд» - cуперкэрриеры, которые строятся, чтобы заменить некоторые из существующих носителей класса «Нимиц». Хотя новые суда имеют корпус, похожий на авианосцы «Нимиц», но в них были внедрены новые технологии, такие как электромагнитная система запусков самолетов, а также другие конструктивные особенности, предназначенные для повышения эффективности и снижения эксплуатационных расходов. Также военные корабли «Джеральд Р. Форд» будут немного больше, чем «Нимиц» (их длина составит 337 м).

15. «USS Enterprise»


Первый в мире корабль, перевозящий самолеты с ядерным оружием, «Энтерпрайз» (длиной 342 м) был самым длинным и, возможно, также самым известным военным кораблем за всю историю. Он пробыл в строю 51 год подряд, дольше, чем любой другой американский военный корабль, и использовался в многочисленных сражениях и войнах, включая кубинский кризис, Вьетнамскую войну, войну в Корее и т.д.