Атомные подводные крейсеры русского флота. Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения России и зарубежных стран (рейтинг)

Александр МОЗГОВОЙ

Этому событию уделили немало внимания у нас в стране и за рубежом. И это понятно. «Ясени» относятся к числу лучших АПЛ в своем классе. Согласно открытым данным, атомоходы этого типа имеют подводное водоизмещение 13800 т, их длина – 139,2 м, ширина корпуса – 13 м. Водо-водяной реактор ОК-650В позволяет развивать максимальную 31-узловую подводную скорость. Рабочая глубина погружения – 520 м, максимальная – 600 м. Идеально обтекаемый корпус и высокие меневренные характеристики способствуют выполнению самых разнообразных миссий как при действиях в океане, так и у берегов. На корпус из маломагнитной стали нанесено резиновое покрытие, снижающее шумность и уменьшающее отражение сигналов гидролокаторов.

Лодка несет широкую номенклатуру вооружения. За ограждением выдвижных устройств находятся восемь вертикальных шахт универсального корабельного стрельбового комплекса (УКСК), в каждой из которых размещается по четыре противокорабельные ракеты «Оникс» или семейства «Калибр-ПЛ», разными модификациями которого можно стрелять по кораблям или по береговым объектам. Поражение наземных целей происходит на дальности до 2650 км. Сверхзвуковой вариант данной ракеты меняет траекторию полета по курсу и высоте, при этом скорость полета боевой части ракеты после ее отделения приближается к гиперзвуковой. То есть перехватить ее нельзя. Другими словами, «ясени» будут использоваться для неядерного стратегического сдерживания. Впрочем, в некоторых публикациях говорится о возможности оснащения «калибров» ядерными боевыми частями. Комплектование ракетного арсенала подводной лодки из 32 единиц осуществляется в разных комбинациях.

В центральной части корпуса находятся десять торпедных аппаратов с боезапасом из 30 телеуправляемых и самонаводящихся торпед, в том числе новейших тепловых «Физик-1». Вместо торпед или их части возможен прием мин. Как сообщают некоторые источники, через торпедные аппараты могут выстреливаться стратегические крылатые ракеты «Гранат» с дальностью стрельбы до 3000 км и ядерными боевыми частями, а также крылатые ракеты семейства «Калибр-НК» и противолодочные ракеты «Водопад-ПЛ». Отмечается, что в перспективе ПЛАРК этого типа будут получать новые образцы торпед, в том числе пятого поколения «Ломонос», и ракет, которые в настоящее время находятся в процессе создания.

Не менее впечатляющим является электронное оснащение корабля. Боевая информационно-управляющая система (БИУС) «Округ» осуществляет в режиме реального времени контроль всех боевых систем, информации о состоянии корабля и от средств наблюдения и целеуказания. Работа БИУС обеспечивается несколькими бортовыми цифровыми вычислительными машинами на современной элементной базе. БИУС может получать и передавать данные другим кораблям по защищенной звукоподводной связи. Радиоэлектронные комплексные системы 3Ц-30.0-М предназначены для освещения обстановки и целеуказания.

Особо стоит остановиться на гидроакустическом комплексе МГК-600 «Иртыш-Амфора-Ясень», который относится к ГАК нового поколения. В носовой части лодки размещается его основная конформная крупногабаритная антенна «Амфора» с цифровой обработкой сигналов и с использованием цифровых библиотек системы автоматической классификации целей «Аякс-М». По бортам находятся конформные антенны большой площади, позволяющие контролировать обстановку вокруг корабля. Имеется и буксируемая антенна, которая выпускается из обтекателя вертикального оперения подводной лодки.

«Ясени» – высокоавтоматизированные корабли. На лодках имеются комплексные системы управления техническими средствами «Булат-Ясень», системы управления электроэнергетической системой «Луга-Ясень», системы централизованного электропитания «Косинус-Ясень» и ряд других. Вот почему экипаж ПЛАРК может состоять из 64 человек. Но на практике «для подстраховки» команды АПЛ формируются из 85-93 человек. Все они офицеры или мичманы.

Головная лодка этого типа – К-560 «Северодвинск» – вошла в строй ВМФ РФ 17 июня прошлого года. На стапеле эта АПЛ находилась очень долго. Она была заложена 23 декабря 1993 года. Но сборка корабля из-за отсутствия финансирования не велась. Работы возобновились в 2004 г. по переработанному проекту 0885. Серийные ПЛАРК («Казань», «Новосибирск», «Красноярск» и теперь «Архангельск») строятся тоже по измененному проекту – 08851 (885М). В нем используются комплектующие исключительно российского производства.

По словам Владимира Дорофеева, генерального директора Санкт-Петербургского морского бюро машиностроения «Малахит», которое является проектантом корабля, «Северодвинск» успешно выполнил все мероприятия программы заводских и государственных испытаний, а также опытной эксплуатации на флоте. «Это и глубоководные испытания – погружение на предельную глубину с испытанием всех необходимых технических средств, и мероприятия, связанные с выполнением ракетных и торпедных стрельб с борта корабля, а также завершение государственных испытаний основных комплексов радиоэлектронного вооружения на больших глубинах», – отметил он в интервью агентству ИТАР-ТАСС. Получив подводную лодку принципиально нового проекта, военные моряки отработали применение всех технических средств в различных условиях эксплуатации. «Проекты 885/885М – прорывные для нашего Военно-морского флота, – подчеркнул Владимир Дорофеев, – в них очень много серьезных новшеств. Подобные корабли сейчас отсутствуют в составе всех флотов, кроме российского».

Вот почему, как отмечалось, «ясени» вызывают большой интерес и беспокойство за рубежом. Начальник подразделения разработки подводных лодок командования военно-морских систем ВМС США (NAVSEA) контр-адмирал Дэйв Джонсон распорядился поставить в своем кабинете модель «Северодвинска». «Я должен видеть модель этой АПЛ каждый день, когда вхожу в офис, – говорит он. – В лице этой субмарины мы столкнемся с жестким оппонентом. Вот почему я попросил в Кардероке (там находится научно-исследовательский центр ВМС США – Прим. редакции) сделать для меня эту модель». В свою очередь, американский журнал The National Interest, специализирующийся на проблемах национальной безопасности Соединенных Штатов, называя пять наиболее опасных для Вашингтона российских ядерных вооружений, на первые три места поставил РПКСН проекта 955 «Борей», БРПЛ «Булава» и многоцелевые атомные подводные лодки проекта 885 «Ясень». Четвертое и пятое места занимают тактические ракеты и МБР РС-24 «Ярс».

По мнению зарубежных специалистов, ПЛАРК типа «Ясень» не уступают лучшим американским атомным многоцелевым подводным лодкам типа Seawolf (3 единицы), а по возможностям нанесения ракетных ударов по кораблям и береговым целям превосходят их. Их ставят выше и строящихся сейчас серией в 30 единиц субмарин типа Virginia (для сравнения приведем тактико-технические элементы этих лодок: подводное водоизмещение – 7900 т, длина – 115 м, максимальная скорость подводного хода – 30-35 узлов, 12 вертикальных пусковых установок с крылатыми ракетами BGM-109 Tomahawk, предназначенными для стрельбы по береговым целям, четыре 533-мм торпедных аппарата с боезапасом 27 торпед, экипаж – 115 человек).

В чем эксклюзивность «ясеней»? Это действительно универсальные подводные лодки. Они одинаково хороши для обороны и атаки. ПЛАРК проекта 885 и их модификации способны действовать против кораблей и судов противника, нанося по ним ракетные и торпедные удары, ставить мины. Но самое главное, эти АПЛ – идеальное средство для поражения береговых целей. При этом они могут использовать крылатые ракеты как в обычном, так и ядерном снаряжении. То есть достигается высокая степень гибкости использования оружия.

В настоящее время борьба против берега выдвигается на первый план для подводных лодок всех подклассов, в том числе и неатомных. Теперь им нет надобности рыскать в морских и океанских глубинах для поиска кораблей и судов противника. В пределах дальности стрельбы крылатых ракет субмарин находится порядка 75-80% экономического потенциала большинства стран мира, а также их политических центров. В свое время Соединенные Штаты объявляли себя «островом», мотивируя тем самым свою океанскую экспансию в соответствии с теорией «морской силы» адмирала Альфреда Мэхэна (1840-1914). Теперь «остров» может оказаться под перекрестным огнем крылатых ракет подводных лодок. Большинство западноевропейских столиц – тоже прекрасные цели для них.

Даже крылатые ракеты в обычном снаряжении способны нанести огромный ущерб городам, особенно портовым, и тем, где сосредоточены нефтехимические производства. Вспомним о трагедии, случившейся в канадском Галифаксе 6 декабря 1917 г., когда в гавани этого города столкнулись французский пароход Mont-Blanc и норвежский Imo. Mont-Blanc перевозил 2300 т пикриновой кислоты, 10 т пироксилина, 200 т тротила и 35 т бензола в бочках, размещенных на верхней палубе. От столкновения несколько бочек с бензолом дали течь, и он растекся по палубе Mont-Blanc. А когда суда расходились, то их железные борта высекли искры, которые вызвали пожар на французском пароходе. В 9.06 произошел чудовищной силы взрыв, который считается самым мощным за всю доядерную эпоху. В его результате Ричмонд – северный район Галифакса – был снесен с лица земли, погибло 1963 человека, около двух тысяч пропали без вести, почти девять тысяч получили увечья и ранения, 1600 зданий были разрушены, а приблизительно 12000 – сильно повреждены.

Современные порты с их огромными газовыми, нефтяными, химическими терминалами, а также насыщенные другой пожаро- и взрывоопасной продукцией могут представлять еще большую опасность, чем пароход Mont-Blanc. То же относится и к крупным промышленным центрам. Крылатые ракеты класса «подводная лодка-берег», как правило, атакуют хорошо разведанные цели. К ним, в том числе, относятся органы военного и гражданского управления, склады боеприпасов и базы. И избежать их попадания практически невозможно. В США и других странах НАТО с тревогой смотрят за наращиванием Россией строительства подводных лодок с крылатыми ракетами. «Если эта тенденция продолжится, – заявил 19 марта на слушаниях в американском Конгрессе глава Северного командования Вооруженных Сил США, отвечающего за оборону территории всей страны, адмирал Уильям Кортни, который одновременно возглавляет Объединенное командование аэрокосмической обороны Северной Америки (НОРАД), – то со временем НОРАД столкнется со сложностями в обеспечении защиты Северной Америки от угрозы со стороны русских крылатых ракет». В свою очередь бывший американский подводник, а ныне эксперт по военно-морской стратегии Брайан Кларк считает: «Если они действительно создадут подводный флот нового поколения, он создаст проблему для ВМС США».

Тем временем растет активность российских субмарин в морях и океанах. Как сообщил главком ВМФ РФ адмирал Виктор Чирков, «за период с января 2014 года по март 2015 года интенсивность выходов подводных лодок на боевую службу увеличилась почти на 50% по сравнению с 2013 годом». По его словам, для боевой службы в Мировом океане в прошлом году подготовлено свыше десяти экипажей ПЛ Северного и Тихоокеанского флотов.

Однако и американцы не дремлют. Не зря контр-адмирал Дэйв Джонсон держит у себя перед глазами модель «Северодвинска». От подсерии к подсерии (в США их называют «блоками») АПЛ типа Virginia совершенствуются, а возможности их наращиваются. Сейчас ведется строительство подсерии Block III. 7 марта этого года была официально заложена (ее строительство фактически началось в 2012 г.) подлодка Colorado – пятнадцатая типа Virginia и пятая подсерии Block III. У этих лодок новая носовая гидроакустическая станция LAB, которая по своим возможностям на 40% превосходит ГАС, установленные на первых лодках этого проекта. Кроме того, КР Tomahawk размещены в двух модулях, в которых в случае надобности может находиться и иная полезная нагрузка, в том числе беспилотные летательные аппараты, средства доставки боевых пловцов и т.д.

В перспективе новые модификации АПЛ типа Virginia могут менять конфигурацию вооружения. Так, путем врезки дополнительной секции предполагается увеличить количество крылатых ракет Tomahawk на 28 единиц, то есть общий боезапас составит 40 штук. Первую такую субмарину ВМС США хотят получить до 2019 года. Не исключается, что в будущем лодки могут оснащаться даже компактными баллистическими ракетами средней дальности. Сейчас речь идет о доведении серии этих лодок до 48 единиц.

На сегодняшний день ВМС США с 2000 г. получили 11 субмарин типа Virginia трех подсерий, еще две проходят испытания и будут введены в строй в ближайшее время. Промышленности поставлена задача сдавать ежегодно не менее двух АПЛ этого семейства.

Французская АПЛ Saphir.

К сожалению, темпы строительства так нужных флоту ПЛАРК типа «Ясень» нельзя признать удовлетворительными. На закладке в 2009 г. первой серийной АПЛ «Казань» тогдашний заместитель командующего ВМФ РФ по вооружению вице-адмирал Николай Борисов утверждал, что эта подлодка «войдет в строй не позже 2015 года». Сейчас уже говорят о 2017 годе.

Нет ясности и с количеством лодок, которые получит флот. Одна уже поставлена ВМФ РФ, четыре строятся, две заказаны. А вот судьба восьмой пока не ясна. Одни представители ОПК и ВМФ говорят, что она тоже будет построена, другие утверждают, что серия будет ограничена семью единицами. Хотя очевидно, что флоту требуется как минимум 20 «ясеней». От сроков строительства и количества кораблей в серии зависит цена каждой единицы. Чем выше темп и больше лодок в серии, тем меньше их себестоимость.

Требуется понимать, что военно-политическая истерия вокруг России – своеобразная модификация холодной войны 50-80-х годов прошлого века – быстро не «рассосется». В состоянии жесткого противостояния с Западом, и прежде всего с Соединенными Штатами, нам придется жить еще долго.

В день закладки ПЛАРК «Архангельск» Виктор Чирков сообщил журналистам, что до 2020 г. флот получит десять модернизированных АПЛ проектов 971 и 949А. Они тоже станут носителями крылатых ракет. Например, субмарины проекта 949АМ будут нести 72 крылатые ракеты разного назначения.

Однако главком не упомянул о титановых АПЛ проектов 945 и 945А. Они тоже должны были пройти модернизацию для придания им современных качеств. 14 мая прошлого года с Центром судоремонта «Звездочка» был подписан контракт на капитальный ремонт и модернизацию АПЛ «Карп» и «Кострома» – первых двух лодок этого типа из четырех, которые должны радикально «омолодиться». На «Карпе» начались активные работы. Предполагалось, что эта АПЛ вернется в строй в 2017 году. Но в феврале появились первые сообщения о приостановке работ на лодке. И хотя от «Звездочки» поступали вялые опровержения этой информации, как раз в день закладки «Архангельска» стало известно, что из-за сокращения бюджетных расходов в связи с финансовым кризисом все работы на «Карпе» заморожены. То-то радуются недруги России! Ведь они предрекали, что падение цен на нефть и западные санкции затормозят, а то вовсе остановят обновление российского подводного флота. «У Путина не так уж много денег, с падением цен на нефть у России возникли очень тяжелые проблемы», – заявлял в конце января известный американский военно-морской аналитик Норман Фридман. Вот почему «в будущем Россия вряд ли развернет на передовых позициях в Мировом океане подводный флот в количестве, способном угрожать ВМС США», – отмечал тогда же обозреватель влиятельного американского издания Defense News Кристофер Кейвас.

Да, санкции и низкие цены на энергоносители заставляют «поджиматься». И тут важен выбор приоритетов. На наш взгляд, в кризисный период и с учетом складывающейся вокруг России обстановки как раз следует сосредоточиться на строительстве и модернизации подводных лодок. Большие надводные корабли, предназначенные для демонстрации флага в далеких морях, подождут до лучших времен.

Тем паче, что они, несомненно, уступают по боевой устойчивости субмаринам. Достаточно вспомнить недавний эпизод у берегов США, когда перед отправкой в дальнее плавание 12-я авианосная ударная группа ВМС США во главе с атомным авианосцем Theodore Roosevelt провела в феврале этого года у берегов Флориды десятидневные учения. В них приняла участие французская атомная подводная лодка Saphir. Ей удалось благополучно преодолеть ордер противолодочной обороны и выйти в атаку. В реальных боевых условиях она бы потопила или, по крайней мере, серьезно повредила бы авианосец. А ведь эскортировали атомный плавучий аэродром очень серьезные корабли: недавно завершивший модернизацию крейсер Normandy, новейшие ракетные эсминцы Farragut, Forrest Sherman и Winston S. Churchill, а также атомная подводная лодка Dallas. Но перехватить Saphir они не смогли, хотя и знали о ее присутствии.

Это не первый случай, когда субмарины выставляют на посмешище надводные корабли. Самый одиозный случай произошел 26 октября 2006 г. в районе Окинавы, когда китайская дизель-электрическая подводная лодка типа Song провела успешную учебную атаку на американский авианосец Kitty Hawk. Она благополучно миновала противолодочный ордер и всплыла в пяти милях от американского корабля. И только после этого была обнаружена.

Можно привести пример и из отечественной практики. На учениях, проводившихся в июне 2003 г. в Балтийском море, ДЭПЛ проекта 877 «поразила» торпедами атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Противолодочные силы, а они были немалые, очень не хотели ударить в грязь лицом, поскольку за учениями с борта крейсера «Маршал Устинов» наблюдали президенты России Владимир Путин и Польши Александр Квасьневский, но сорвать атаку так и не удалось. Когда большой противолодочный корабль «Адмирал Левченко» выпустил по лодке торпеды и обрушил на нее реактивные бомбы, та уже сделала свое дело.

Для отработки противолодочных действий ВМС США на регулярной основе привлекают не только свои атомные подводные лодки, но и дизель-электрические субмарины других государств, поскольку те имеют меньшую шумность по сравнению с АПЛ. Шведская НАПЛ Gotland была даже взята американским флотом на два года в лизинг. К подобным учениям привлекаются ДЭПЛ и НАПЛ ВМС Австралии, Южной Кореи, Японии, ФРГ, Нидерландов, Португалии, Перу и других стран. И, как правило, они берут верх над американскими силами ПЛО.

Те же учения подтвердили, что самым эффективным средством борьбы с современными подводными лодками являются подводные лодки. Это особенно актуально в связи с намерением Соединенных Штатов обновить флот своих стратегических ракетных АПЛ. 12 подлодок SSBN(X) подводным водоизмещением 20810 т каждая будут строиться по программе Ohio Replacement Program (ORP) на грандиозную сумму $347 млрд. Закладка первой намечена на 2021 г., а ввод в строй в 2031 году. Носовая оконечность вместе с ГАС LAB и двумя модулями для крылатых ракет Tomahawk «заимствуется» у многоцелевых АПЛ типа Virginia Block III. У ПЛАРБ – движитель водометного типа pump-jet. Но самое главное – лодки получат полностью интегрированную электросистему, что позволит избавиться от гидроприводов, а винты не будут связаны турбозубчатыми агрегатами, с шумом ворочающими гребные валы. Вращать винт будет кормовой электромотор. Таким образом значительно уменьшится акустическая заметность субмарины. Конструкторы пришли к оригинальному исполнению ограждения выдвижных устройств. Это очень узкая конструкция, в профиль напоминающая небольшой надутый ветром парус. В подводном положении он будет играть роль киля, только находящегося не в нижней части корпуса, а в верхней. За ограждением выдвижных устройств – четыре блока пусковых установок БРПЛ Trident II D-5 LE. Всего их – 16 единиц.

Обнаружение, слежение, а в случае надобности и уничтожение таких ПЛАРБ ляжет на плечи российских многоцелевых субмарин. Вот почему при проектировании атомных подводных лодок пятого поколения, по словам Виктора Чиркова, главные требования флота к проектантам - увеличение скрытности и совершенствование систем вооружения. Это относится и к АПЛ стратегического назначения. Как заявил генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин», проектирующего российские ПЛАРБ, Игорь Вильнит, «у «бореев», безусловно, будут модификации «Борей-Б», «Борей-Д» и т.д.». То есть соперничество под водой продолжается. И это дерби, судя по всему, не будет иметь остановки.

8:26 / 24.02.12

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения России и зарубежных стран (рейтинг)

Информационное агентство «Оружие России» продолжает публиковать рейтинги различного вооружения и военной техники. На этот раз российские эксперты сравнивают тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПК) России и зарубежных стран.

Сравнительная оценка проводилась по следующим параметрам:

  • огневая мощь (количество боевых блоков (ББ), суммарная мощность ББ, максимальная дальность стрельбы межконтинентальной баллистической ракеты, ее точность – КВО)
  • конструктивное совершенство ТРПК (водоизмещение, габаритные характеристики, условная плотность ТРПК – отношение полной массы подлодки к ее объему)
  • техническая надежность (вероятность безотказной работы систем подлодки, время проведения залпового пуска всех ракет, время подготовки к пуску ракеты, вероятность успешного старта)
  • эксплуатация (скорость хода ТРПК как в надводном, так и в подводном положении, характеристики безшумности, время автономного плавания)

Сумма баллов по всем параметрам дала общую оценку сравниваемого ТРПК. При этом учитывалось, что каждый ТРПК, взятый из статистической выборки, сравниваясь с другими ТРПК, оценивался, исходя из технических требований своего времени.

В рейтинге проведенным ИА «Оружие России» рассматривались ТРПК всех стран, являющихся ныне полноправными членами мирового атомного подводного клуба. В него, напомним, кроме США («отца-основателя»), России входят также Великобритания, Франция, Китай и Индия, уже имеющая опыт эксплуатации сдававшейся ей в аренду в 1988-1991 годах советской многоцелевой ракетной АПЛ проекта 670 и строящая собственную атомную субмарину-ракетоносец «Арихант».

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения России и зарубежных стран








По количеству набранных баллов перечисленные комплексы распределились следующим образом:

Условное обозначение ТПРК

Страна

Количество набранных баллов

ТРПК типа Ohio

США

49,4

ТРПК 667БДРМ «Дельфин»

Россия

47,7

ТРПК 941«Акула»

Россия

47,1

ТРПК 955«Борей»

Россия

41,7

ТРПК типа Vanguard

Англия

35,9

ТРПК типа Le Triomphant

Франция

33,4

ТРПК проекта 094 «Цзинь»

Китай

30,1

ТРПК проекта INS Arihant

Индия

17,7

Согласно данных, приведенных в таблице, по количеству набранных баллов первые 4 места заняли:

ТРПК типа Ohio

Основные характеристики :

  • скорость (надводная) 17 узлов
  • скорость (подводная) 25 узлов
  • рабочая глубина погружения 365 м
  • предельная глубина погружения 550 м
  • экипаж 14-15офицеров,140 матросов и старшин

Размеры :

  • водоизмещение надводное 16 746 т
  • водоизмещение подводное 18 750 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 170,7 м
  • ширина корпуса наиб. 12,8 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 11,1 м

Силовая установка атомная:

  • водо-водяной реактор типа GE PWR S8G
  • две турбины по 30 000 л. с
  • 2 турбогенератора по 4 МВт
  • дизель-генератор мощностью 1,4 МВт

Вооружение:

  • ракетное - 24 баллистические ракеты Trident II D5

Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN) — серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения, вступивших в строй с 1976 по 1992 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы «Трайдент».

Первая серия из восьми ракетоносцев была вооружена ракетами Trident I C-4 и базировалась на военно-морской базе (ВМБ) Бангор, штат Вашингтон, на Тихоокеанском побережье США. Остальные 10 лодок, второй серии, были вооружены ракетами Trident II D-5 и размещались на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия.

В 2003 году в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк», завершившаяся в 2008 году.

Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами «Трайдент-2», а все ракеты «Трайдент-1» были сняты с боевого дежурства. Из-за сокращения ракетоносцев на Тихом океане часть лодок типа «Огайо» была переброшена с Атлантического океана на Тихий.

Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое дежурство, проводя в море 60 % времени. К началу 1960-х годов после ряда проведённых исследований американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии «массированного возмездия».

В 1950-х годах американские стратеги рассчитывали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР превентивным ракетным ударом. Проведённые исследования показали, что одним ударом не могут быть уничтожены все стратегические цели, и ответный ядерный удар будет неотвратим. В этих условиях зародилась стратегия «реалистического устрашения».

Как скажет в начале 1980-х годов начальник ГШ ВС СССР Н. В. Огарков, "появление и быстрое совершенствование ядерного оружия поставили совершенно по новому вопрос о целесообразности войны как средства достижения политической цели. Отказ от необходимости ведения всеобщей ядерной войны привёл к пересмотру требований к разрабатываемым стратегическим вооружениям".

ТРПК проекта 667БДРМ «Дельфин»

Основные характеристики:

  • скорость (надводная) 14 узлов
  • скорость (подводная) 24 узла
  • предельная глубина погружения 650 м
  • экипаж 140 человек

Размеры :

  • водоизмещение надводное 11 740 т
  • водоизмещение подводное 18 200 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 167,4 м
  • ширина корпуса наиб. 11,7 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 8.8 м

Силовая установка атомная :

  • 2 реактра ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 Мвт
  • 2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л. с
  • 2 турбогенератора ТГ-300 по 3 кВт
  • 2 дизель-генератора ДГ-460 по 460 кВт
  • резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с

Вооружение:

торпедно- минное - 4 ТА калибра 533 мм

ракетное - 16 баллистических ракет Р-29РМ

Последним кораблем “семейства 667”, а также последним Cоветским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически “плавно перешедшим” в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр “Дельфин”) так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ “Рубин” под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева.

Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г. Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году.

Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, “позаимствованных” у пусковой установки.

По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В извесном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

ТРПК проекта 941 «Акула»

Основные характеристики :

  • скорость (надводная) 12 узлов
  • скорость (подводная) 25 узлов
  • рабочая глубина погружения 400 м
  • предельная глубина погружения 500 м
  • автономность плавания 180 суток
  • экипаж 160 человек

Размеры :

  • водоизмещение надводное 28 500т
  • водоизмещение подводное 49 800 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м
  • ширина корпуса наиб. 23,3 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м

Силовая установка :

  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый
  • 2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
  • 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
  • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
  • свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение:

  • торпедно-минное - 6 ТА калибра 533 мм
  • 22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 или ракето-торпеды «Водопад»
  • Ракетное - 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
  • ПВО 8 ПЗРК «Игла»

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо». Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку.

По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако, при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. "Акула", проект 941. Первая лодка этого типа ТК-208 была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года.

Перед спуском, в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года).

ТК-208 вступил в строй в 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции. Строительство «9-ти этажных» подводных лодок обеспечивало более 1000 предприятий Советского Союза.

Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Назначение Предназначен для нанесения ракетно-ядерных ударов на большие расстояния по крупным военно-промышленным объектам и пунктам базирования сил.

ТРПК проекта 955 «Борей»

Основные характеристики:

  • скорость (надводная) 15 узлов
  • скорость (подводная) 29 узлов
  • рабочая глубина погружения 400 м
  • предельная глубина погружения 480 м
  • автономность плавания 90 суток
  • Экипаж 107 человек

Размеры :

  • водоизмещение надводное 14 720 т
  • водоизмещение подводное 24 000 т
  • длина наибольшая (по КВЛ) 160 м
  • ширина корпуса наиб. 13,5 м
  • средняя осадка (по КВЛ) 10 м

Силовая установка ядерная

  • ОК-650В 190 МВт
  • ПТУ с ГТЗА
  • гребной вал
  • водомётный движитель

Вооружение :

  • торпедно-минное - 6 ТА x 533 мм, торпеды, торпедоракеты, крылатые ракеты.
  • Ракетное - 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) «Булава» Количество ракет: 16 (проект 955)

На вооружение ВМФ приходят атомные подводные лодки стратегического назначения нового - четвертого поколения проекта 955 шифр «Борей». Головным кораблем этого проекта стала субмарина, названная в честь князя Юрия Долгорукого. Проектно-техническая документация была разработана инженерами Конструкторского Бюро «Рубин».

После утверждения плана атомная подводная лодка была заложена 22 декабря 1996 года на судостроительном заводе ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске. Во время строительства АПЛ «Юрий Долгорукий» был применен опыт советских кораблестроителей.

Также в создании атомной подводной лодки была заимствована идея создания корпусной конструкции, которая позволила снизить стоимость строительства субмарины. На атомной подводной лодке установлен водо-водяной ядерный реактор типа ОК-650В на тепловых нейтронах. Мощность паротурбинных установок составляет 190 МВт.

Новинкой в конструкции серии «Борей» стал водометный движитель, что значительно снизит уровень шума подлодки. Еще одной характерной особенностью подводной лодки проекта 955А станет вооружение, состоящее из 12 баллистических ракет типа «Булава» российского производства.

Следующая модернизированная серия подводных ракетоносцев проекта 955 будет иметь 16 таких ракет. После серии успешных швартовных и ходовых испытаний атомная подводная лодка-ракетоносец «Юрий Долгорукий» получила бортовой номер К-535 и вошла в состав ВМФ РФ. Вскоре с АПЛ была произведена серия успешных ракетных стрельб новыми баллистическими ракетами.

Правительство Российской Федерации планирует построить 8 ракетоносцев проекта 955 «Борей». Однако, на сегодняшний день довольно медленно продвигается окончание строительства второй подводной лодки К-550 «Александр Невский», заложенной 19 марта 2004 года, и продолжение строительства третьей АПЛ «Владимир Мономаx, заложенной 19 марта 2006 года.

Также уже известно название четвертой субмарины этого проекта - «Святитель Николай». Все четыре атомные подводные лодки будут дислоцироваться на военно-морской базе в Вилючинске (полуостров Камчатский) и войдут в состав Тихоокеанского флота.

Там уже проведена огромная работа по возведению необходимой инфраструктуры, как для кораблей, так и для подводников:

  • полностью перестроена пирсовая зона
  • организована техническая защита системы базирования
  • проведена модернизация учебного центра
  • сданы в эксплуатацию несколько жилых домов для членов семей моряков-подводников

Корабли, подобные ракетному подводному крейсеру стратегического назначения «Юрий Долгорукий», скоро станут основой морской составляющей ядерной триады Российской Федерации.

При написании статьи использовались открытые материалы интернет-источников

Информационное агентство «Оружие России» продолжает публиковать рейтинги различного вооружения и военной техники. На этот раз российские эксперты сравнивают тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения (ТРПК) России и зарубежных стран. Сравнительная оценка проводилась по следующим параметрам :

— огневая мощь (количество боевых блоков (ББ), суммарная мощность ББ, максимальная дальность стрельбы межконтинентальной баллистической ракеты, ее точность – КВО);

— конструктивное совершенство ТРПК (водоизмещение, габаритные характеристики, условная плотность ТРПК – отношение полной массы подлодки к ее объему);

— техническая надежность (вероятность безотказной работы систем подлодки, время проведения залпового пуска всех ракет, время подготовки к пуску ракеты, вероятность успешного старта);

— эксплуатация (скорость хода ТРПК как в надводном, так и в подводном положении, характеристики безшумности, время автономного плавания).

Сумма баллов по всем параметрам дала общую оценку сравниваемого ТРПК. При этом учитывалось, что каждый ТРПК, взятый из статистической выборки, сравниваясь с другими ТРПК, оценивался, исходя из технических требований своего времени.

В рейтинге проведенным ИА «Оружие России» рассматривались ТРПК всех стран, являющихся ныне полноправными членами мирового атомного подводного клуба. В него, напомним, кроме США («отца-основателя») и России входят также Великобритания, Франция, Китай и Индия, уже имеющая опыт эксплуатации сдававшейся ей в аренду в 1988-1991 годах советской многоцелевой ракетной АПЛ проекта 670 и строящая собственную атомную субмарину-ракетоносец «Арихант».

ТРПК 941 «Акула» — Россия

ТРПБ 667БДРМ «Дельфин» — Россия

ТПРК 955 «Борей» — Россия

ТПРК типа «Огайо» — США

ТПРК типа «Вэнгард» — Англия

ТПРК типа Le Triomphant — Франция

ТПРК 094 класс «Цзинь» — Китай

ТПРК проект «Арихант» — Индия

По количеству набранных баллов перечисленные подводные крейсеры распределились следующим образом:

Согласно данных, приведенных в таблице, по количеству набранных баллов первые 4 места заняли:

Основные характеристики:
скорость (надводная) 17 узлов

рабочая глубина погружения 365 м
предельная глубина погружения 550 м
экипаж 14-15офицеров,140 матросов и старшин

Размеры:
водоизмещение надводное 16 746 т
водоизмещение подводное 18 750 т
длина наибольшая (по КВЛ) 170,7 м
ширина корпуса наиб. 12,8 м
средняя осадка (по КВЛ) 11,1 м

Силовая установка атомная:
реактор типа GE PWR S8G
две турбины по 30 000 л. с
2 турбогенератора по 4 МВт
дизель-генератор мощностью 1,4 МВт

Вооружение:
торпедно-минное — 4 ТА калибра 533 мм
ракетное — 24 баллистические ракеты Trident II D5

Подводные лодки типа «Огайо» (англ. Ohio class SSBN/SSGN) - серия из 18 американских стратегических атомных подводных лодок 3 поколения, вступивших в строй с 1976 по 1992 год. С 2002 года единственный тип ракетоносцев, находящихся на вооружении ВМС США. Каждая лодка вооружена 24 ракетами системы «Трайдент».

Первая серия из восьми ракетоносцев была вооружена ракетами Trident I C-4 и базировалась на военно-морской базе (ВМБ) Бангор, штат Вашингтон, на Тихоокеанском побережье США. Остальные 10 лодок, второй серии, были вооружены ракетами Trident II D-5 и размещались на ВМБ Кингс-Бей, штат Джорджия.

В 2003 году в целях выполнения договора об ограничении вооружений была начата программа переоборудования первых четырёх лодок проекта в носители крылатых ракет «Томагавк», завершившаяся в 2008 году.

Оставшиеся четыре лодки первой серии перевооружены ракетами «Трайдент-2», а все ракеты «Трайдент-1» были сняты с боевого дежурства. Из-за сокращения ракетоносцев на Тихом океане часть лодок типа «Огайо» была переброшена с Атлантического океана на Тихий.

Лодки типа «Огайо» составляют основу стратегических наступательных ядерных сил США и постоянно выходят на боевое дежурство, проводя в море 60% времени. К началу 1960-х годов после ряда проведённых исследований американские аналитики пришли к выводу о бесперспективности стратегии «массированного возмездия».

В 1950-х годах американские стратеги рассчитывали вывести из строя стратегические ядерные силы СССР превентивным ракетным ударом. Проведённые исследования показали, что одним ударом не могут быть уничтожены все стратегические цели, и ответный ядерный удар будет неотвратим. В этих условиях зародилась стратегия «реалистического устрашения».

Как скажет в начале 1980-х годов начальник ГШ ВС СССР Н.В.Огарков, «появление и быстрое совершенствование ядерного оружия поставили совершенно по новому вопрос о целесообразности войны как средства достижения политической цели. Отказ от необходимости ведения всеобщей ядерной войны привёл к пересмотру требований к разрабатываемым стратегическим вооружениям «.

Основные характеристики:
скорость (надводная) 14 узлов
скорость (подводная) 24 узла

предельная глубина погружения 650 м

экипаж 140 человек

Размеры:
водоизмещение надводное 11 740 т
водоизмещение подводное 18 200 т
длина наибольшая (по КВЛ) 167,4 м
ширина корпуса наиб. 11,7 м
средняя осадка (по КВЛ) 8.8 м

Силовая установка атомная:
2 реактра ВМ-4СГ суммарной мощностью 180 Мвт
2 паровых турбины суммарной мощностью 60 000 л. с
2 турбогенератора ТГ-300 по 3 кВт
2 дизель-генератора ДГ-460 по 460 кВт
резервный гребной электродвигатель мощностью 325 л. с

Вооружение:
торпедно- минное — 4 ТА калибра 533 мм
ракетное — 16 баллистических ракет Р-29РМ

Последним кораблем «семейства 667», а также последним советским подводным ракетоносцем 2-го поколения (фактически «плавно перешедшим» в 3-е поколение) стал ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 667БРДМ (шифр «Дельфин») так же, как и его предшественники, созданный ЦКБ МТ «Рубин» под руководством генерального конструктора, академика С.Н.Ковалева.

Правительственное постановление о разработке нового подводного атомохода вышло 10 сентября 1975 г. Основным оружием корабля должен был стать новый ракетный комплекс Д-9РМ с 16 межконтинентальными жидкостными ракетами Р-29РМ (РСМ-54, SS-N-24), имеющими увеличенные дальность стрельбы, точность и радиус развода боевых блоков. Разработка ракетного комплекса началась в КБМ в 1979 году.

Его создатели были ориентированы на достижение максимально возможного технического уровня и ТТХ при ограниченном внесении изменений в проект подводной лодки. Поставленные задачи удалось успешно решить за счет реализации оригинальных компоновочных решений (совмещенные баки последней маршевой и боевой ступеней), использования двигателей с предельными характеристиками, применения новых конструкционных материалов, улучшения технологии производства, а также увеличения габаритов ракеты за счет объемов, «позаимствованных» у пусковой установки.

По своим боевым возможностям новые БР превосходили все модификации наиболее мощного американского морского ракетного комплекса «Трайдент», имея при этом меньшие массу и габариты. В зависимости от числа головных частей и их массы дальность стрельбы МБР могла значительно превышать 8300 км.

Р-29РМ стала последней ракетой, разработанной под руководством В.П.Макеева, а также последней отечественной жидкостной МБР. В известном смысле, она явилась «лебединой песней» жидкостных баллистических ракет подводных лодок. Все последующие отечественные БР проектировались твердотопливными.

Основные характеристики:
скорость (надводная) 12 узлов
скорость (подводная) 25 узлов
рабочая глубина погружения 400 м
предельная глубина погружения 500 м
автономность плавания 180 суток
экипаж 160 человек

Размеры:
водоизмещение надводное 28 500т
водоизмещение подводное 49 800 т
длина наибольшая (по КВЛ) 172,8 м
ширина корпуса наиб. 23,3 м
средняя осадка (по КВЛ) 11,2 м

Силовая установка:
2 ядерных реактора ОК-650ВВ по 190 МВт каждый
2 турбины по 45000-50000 л.с. каждая
2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
4 паротурбинных АЭУ по 3,2МВт
2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
свинцово-кислотная АБ, изделие 144

Вооружение:
торпедно-минное — 6 ТА калибра 533 мм
22 торпеды 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80 или ракето-торпеды «Водопад»
Ракетное — 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52)
ПВО — 8 ПЗРК «Игла»

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972 года, главным конструктором проекта был назначен С. Н. Ковалёв. Новый тип подводных крейсеров позиционировался как ответ на строительство США ПЛАРБ типа «Огайо». Размеры нового корабля обуславливались габаритами новых твердотопливных трёхступенчатых межконтинентальных баллистических ракет Р-39 (РСМ-52), которыми планировалось вооружить лодку.

По сравнению с ракетами «Трайдент-I», которыми оснащались американские «Огайо», ракета Р-39 обладала лучшими характеристиками дальности полёта, забрасываемой массы и имела 10 блоков против 8 у «Трайдента». Однако при этом Р-39 оказалась почти вдвое длиннее и втрое тяжелее американского аналога. Для размещения столь больших ракет стандартная схема компоновки РПКСН не подошла.

19 декабря 1973 года правительством было принято решение о начале работ по проектированию и строительству стратегических ракетоносцев нового поколения. «Акула», проект 941. Первая лодка этого типа ТК-208 была заложена на предприятии «Севмаш» в июне 1976 года, спуск на воду состоялся 23 сентября 1980 года.

Перед спуском, в носовой части ниже ватерлинии на борт подлодки было нанесено изображение акулы, позднее нашивки с акулой появились и на форме экипажа. Несмотря на более поздний запуск проекта, головной крейсер вышел на морские испытания на месяц раньше американской «Огайо» (4 июля 1981 года).

ТК-208 вступил в строй в 12 декабря 1981 года. Всего с 1981 по 1989 год было спущено на воду и введено в строй 6 лодок типа «Акула». Планировавшийся седьмой корабль так и не был заложен; для него готовились корпусные конструкции. Строительство «9-ти этажных» подводных лодок обеспечивало более 1000 предприятий Советского Союза.

Только на «Севмаше» 1219 человек, участвовавших в создании этого уникального корабля, получили правительственные награды. Подлодка «Акула» предназначена для нанесения ракетно-ядерных ударов на большие расстояния по крупным военно-промышленным объектам и пунктам базирования сил.

Основные характеристики:
скорость (надводная) 15 узлов
скорость (подводная) 29 узлов
рабочая глубина погружения 400 м
предельная глубина погружения 480 м
автономность плавания 90 суток
Экипаж 107 человек

Размеры:
водоизмещение надводное 14 720 т
водоизмещение подводное 24 000 т
длина наибольшая (по КВЛ) 160 м
ширина корпуса наиб. 13,5 м
средняя осадка (по КВЛ) 10 м

Силовая установка ядерная
ядерный реактор ОК-650В 190 МВт
ПТУ с ГТЗА
гребной вал
водомётный движитель

Вооружение:
торпедно-минное — 6 ТА x 533 мм, торпеды, торпедо-ракеты, крылатые ракеты.
Ракетное — 16 ПУ комплекса Д-30, БРПЛ Р-30 (SS-NX-30) — количество ракет: 16 (проект 955)

На вооружение ВМФ приходят атомные подводные лодки стратегического назначения нового — четвертого поколения проекта 955 шифр «Борей». Головным кораблем этого проекта стала субмарина, названная в честь князя Юрия Долгорукого. Проектно-техническая документация была разработана инженерами Конструкторского Бюро «Рубин».

После утверждения плана атомная подводная лодка была заложена 22 декабря 1996 года на судостроительном заводе ОАО ПО «Северное машиностроительное предприятие» в Северодвинске. Во время строительства АПЛ «Юрий Долгорукий» был применен опыт советских кораблестроителей.

Также в создании атомной подводной лодки была заимствована идея создания корпусной конструкции, которая позволила снизить стоимость строительства субмарины. На атомной подводной лодке установлен ядерный реактор типа ОК-650В на тепловых нейтронах. Мощность паротурбинных установок составляет 190 МВт.

Новинкой в конструкции серии «Борей» стал водометный движитель, что значительно снизит уровень шума подлодки. Еще одной характерной особенностью подводной лодки проекта 955А станет вооружение, состоящее из 12 баллистических ракет типа «Булава» российского производства.

Следующая модернизированная серия подводных ракетоносцев проекта 955 будет иметь 16 таких ракет. После серии успешных швартовных и ходовых испытаний атомная подводная лодка-ракетоносец «Юрий Долгорукий» получила бортовой номер К-535 и вошла в состав ВМФ РФ. Вскоре с АПЛ была произведена серия успешных ракетных стрельб новыми баллистическими ракетами.

Правительство Российской Федерации планирует построить 8 ракетоносцев проекта 955 «Борей». Однако, на сегодняшний день довольно медленно продвигается окончание строительства второй подводной лодки К-550 «Александр Невский», заложенной 19 марта 2004 года, и продолжение строительства третьей АПЛ «Владимир Мономаx, заложенной 19 марта 2006 года.

Также уже известно название четвертой субмарины этого проекта — «Святитель Николай». Все четыре атомные будут дислоцироваться на военно-морской базе в Вилючинске (полуостров Камчатский) и войдут в состав Тихоокеанского флота. Там уже проведена огромная работа по возведению необходимой инфраструктуры, как для кораблей, так и для подводников:
— полностью перестроена пирсовая зона
— организована техническая защита системы базирования
— проведена модернизация учебного центра
— сданы в эксплуатацию несколько жилых домов для членов семей моряков-подводников.

Корабли, подобные ракетному подводному крейсеру стратегического назначения «Юрий Долгорукий», скоро станут основой морской составляющей ядерной триады Российской Федерации.

При написании статьи использовались открытые материалы интернет-источников.

Подводные лодки составляют основной костяк морского вооружения России. Они способны выполнять ряд стратегически важных задач. Их используют для уничтожения вражеских кораблей, различных подводных и надводных объектов, а также поражения целей в прибрежной акватории противника. К тому же они способны незаметно выполнять боевые задания и покидать места временной дислокации. Считается, что подводные флоты Российской Федерации и США являются самыми сильными, и эти державы делят пальму первенства в господстве над Мировым океаном.

Как зарождался атомный подводный флот

В середине прошлого столетия, в 1954 году, на воду был спущен «Наутилус», который считается первой атомной подлодкой, выпущенной США. Разработки подводного судна типа SSN 571 велись с 1946-го, и уже в 1949 году началось его строительство. Основой для конструкции послужила немецкая военная подлодка 27-й серии, конструкцию которой американцы изменили до неузнаваемости и установили в ней атомную энергоустановку. До начала 1960 года был налажен выпуск первых АПЛ проекта EB 253-A, более известных как субмарины «Скейт».

Спустя всего лишь 5 лет, в начале 1959 года, появился проект 627, ставший первой атомной подлодкой Советского Союза. Ее сразу же приняли на вооружение ВМФ. Вскоре после этого советскими конструкторами был разработан проект 667-A, который изначально задумывался для применения в качестве подводного крейсера-ракетоносца для выполнения стратегических задач (РПКСН). Собственно, принятие 667-х на вооружение в качестве боевых единиц принято считать началом развития II поколения атомных подлодок СССР.

В 1970 г прошлого столетия в Союзе был принят и одобрен проект 667-Б. Это была АПЛ, носившая название «Мурена». Она была оснащена мощным морским БРК (ракетный баллистический комплекс) «Д-9» межконтинентального использования. Вслед за этой подлодкой появилась «Мурена-М» (проект 667-БД), а уже в 1976 г советский флот получил на вооружение первую серию подводных ракетоносцев ─ проект 667-БДР. Они вооружались ракетами, которые имели разделяющиеся боеголовки.

Дальнейшее развитие подлодок стран-лидеров осуществлялось таким образом, что в основу конструкции легли бесшумные гребные винты и некоторые изменения в корпусе. Так, в 1980 г. появилась первая подлодка ударного типа, которая стала проектом 949 III поколения. Для выполнения ряда стратегических задач на ней использовались торпеды, а также крылатые ракеты.

Немногим позже появился проект 667-АТ, флагманом которого стала атомная подлодка К423. Ее приняли в 1986 г. на вооружение советского флота. Также стоит отметить, что этому проекту удалось дожить до наших дней. Как и другие атомные подводные лодки России, в число действующих боевых единиц флота входит модель К395 проекта 667.

Нельзя не отметить и созданные в 1977 г. советские подлодки. Они стали модификацией проекта 667 ─ 671 РТМ, которых до конца 1991 г. было построено 26 единиц. Вскоре после этого были созданы первые отечественные многоцелевые АПЛ, корпус которых был изготовлен из титана ─ "Барс-971" и 945, известные как «Барракуда».

Полста ─ много или мало?

На вооружении подводного флота РФ числится 76 единиц подлодок различного класса, среди которых РПКСН, АМПЛ (многоцелевые), дизельные, а также суда спецназначения. На вопрос о том, сколько атомных подводных лодок в России, можно ответить таким образом: их 47 единиц. Необходимо отметить, что это очень большое количество, поскольку постройка одной АПЛ обходится сегодня государству свыше 1 миллиарда долларов. Если учитывать суда, находящиеся на переоснащении и в судоремонтных вервях, то количество атомных подводных лодок в России будет равно 49. Для сравнения приведем некоторые данные о подлодках, стоящих на вооружении сверхдержав. Американский подводный флот насчитывает 71 боевую единицу подлодок, а у Великобритании и Франции их числится по 10 единиц.

Атомные тяжелые крейсеры-ракетоносцы

Наиболее крупными и опасными с точки зрения поражения вражеской силы и разрушающей способности считаются тяжелые ракетоносцы. Такие атомные подводные лодки России на вооружении находятся в количестве 3 единиц. Среди них и ракетоносец «Дмитрий Донской» (тяжелый крейсер ТК208), а также «Владимир Мономах». Они были построены по проекту 945. Их вооружение представлено ракетной системой «Булава».

Крейсер ТК-17 типа «Акула», являющийся составной частью проекта 941УМ, находится на вооружении подводного флота и именуется «Архангельском». Лодка ТК-20 имеет название «Северсталь», и она была также построена по этому проекту. Одной из причин вывода их из строя является нехватка баллистических ракет P-39. Отметим также, что эти суда являются одними из самых больших в мире, а их общее водоизмещение составляет около 50 тыс. тонн.

В начале 2013 г. на АПЛ К-535 (проект 955 «Борей»), получившей имя Юрия Долгорукого, был поднят флаг. Эта подлодка стала головным подводным ракетным крейсером Северного флота. Не прошло и года, как уже в декабре Тихоокеанский флот получил на вооружение К-550. Эта АПЛ носит имя Александра Невского. Все лодки представляют собой стратегические ракетоносцы IV поколения.

Стратегические атомные подлодки «Дельфин»

Проект 667-БДРМ представляют атомные подводные лодки ВМФ России в количестве 6 единиц:

  • «Брянск» ─ К117;
  • «Верхотурье» ─ К51;
  • «Екатеринбург» ─ К84;
  • «Карелия» ─ К118;
  • «Новомосковск» ─ К407;
  • «Тула» ─ К114.

В середине 1999 г. атомный крейсер К64 перестал быть действующей единицей ВМФ и его сняли с вооружения. Все атомные подводные лодки России (фото некоторых можно увидеть выше), входящие в состав проекта, состоят на вооружении Северного МФ.

Проект 667-БДР. Атомные лодки «Кальмар»

По своему количеству в составе ВМФ современные атомные подводные лодки России класса «Кальмар» идут сразу за «Дельфинами». Строительство лодок по проекту 667БДР началось еще до начала 1980 г в СССР, поэтому большая часть АПЛ уже списана и пришла в негодность. На сегодняшний день на вооружении российского флота имеется лишь 3 единицы таких подводных крейсеров:

  • «Рязань» ─ К44;
  • «Святой Георгий Победоносец» ─ К433;
  • «Подольск» ─ К223.

Все субмарины состоят на вооружении Тихоокеанского флота РФ. Самой «молодой» из них считается «Рязань», поскольку ее пустили в эксплуатацию позже остальных, в конце 1982 г.

АПЛ многоцелевого назначения

Многоцелевые атомные подводные лодки России, которые были собраны согласно проекту 971, считаются самыми многочисленными в своем классе («Щука-Б»). Они способны уничтожать цели в прибрежной акватории, на берегу, а также поражать подводные сооружения и объекты, находящиеся на поверхности воды. Северный и Тихоокеанский флоты имеют на своем вооружении 11 АПЛ этого типа. Однако 3 из них по различным причинам больше не будут эксплуатироваться. Например, АПЛ «Акула» не используется вообще, а «Барнаул» и «Барс» уже переданы в утилизацию. Подлодка «Нерпа» К152 с 2012 г по контракту была продана в Индию. Позже ее передали на вооружение индийскому ВМФ.

Проект 949А. Многоцелевые АПЛ «Антей»

Атомные подводные лодки России проекта 949А присутствуют в количестве 3 единиц и входят в состав Северного флота. 5 АПЛ «Антей» стоят на вооружении флота Тихого океана. Когда задумывалась эта субмарина, то предполагалось ввести в эксплуатацию 18 единиц. Однако дефицит финансирования дал о себе знать, поэтому их было спущено на воду всего лишь 11.

Сегодня атомные подводные лодки России класса «Антей» находятся на вооружении флота в количестве 8 боевых единиц. Несколько лет назад субмарины «Красноярск» К173 и «Краснодар» К178 были отправлены на разборку и утилизировались. 12.09.2000 г в акватории Баренцева моря произошла трагедия, унесшая жизнь 118 российских моряков. В этот день затонул АПРК проекта «Антей» 949А «Курск» К141.

АПЛ «Кондор», «Барракуда» и «Щука» многоцелевого использования

С начала 80-х до 90-х годов были построены 4 лодки, которые являлись проектами 945 и 945А. Они получили названия «Барракуда» и «Кондор». Согласно 945 проекту, были построены атомные подводные лодки России «Кострома» Б276 и «Карп» Б239. Что касается проекта 945А, то по нему были созданы «Нижний Новгород» Б534, а также «Псков» Б336, изначально поставленные на вооружение Северного флота. Все 4 субмарины несут службу по сей день.

Также на вооружении имеется 4 подлодки многоцелевого проекта «Щука» 671РТМК, среди которых:

  • «Обнинск» ─ Б138;
  • «Петрозаводск» ─ Б338;
  • «Тамбов» ─ Б448;
  • «Даниил Московский» ─ Б414.

Министерство обороны планирует списать эти лодки и заменить их боевыми единицам совершенно нового класса.

АПЛ 885 типа «Ясень»

На сегодняшний день ПЛАРК «Северодвинск» является единственной действующей подлодкой этого класса. 17 июня прошлого года на К-560 состоялось торжественное поднятие флага. В течение ближайших 5 лет планируется создать и спустить на воду еще 7 таких судов. Уже полным ходом идет постройка подлодок «Казань», «Красноярск» и «Новосибирск». Если «Северодвинск» является проектом 885, то остальные лодки будут созданы по проекту улучшенной модификации 885М.

Что касается вооружения, то АПЛ «Ясень» будут оснащаться сверхзвуковыми крылатыми ракетами типа «Калибр». Дальность стрельбы этих ракет может составлять 2.5 тыс. км,и они представляют собой высокоточные снаряды, основной задачей которых будет уничтожение вражеских авианосцев. Также планируется, что АПЛ «Казань» будет оснащаться принципиально новым оборудованием, которое ранее не использовалось при разработке подводных аппаратов. Мало того, по ряду технических характеристик, в первую очередь благодаря минимальному уровню шума, обнаружить такую субмарину будет весьма проблематично. К тому же эта многоцелевая подлодка составит достойную конкуренцию американскому SSN575 Seawolf.

В конце ноября 2012 г осуществлялись испытания ракетного комплекса «Калибр». Стрельба проводилась из погруженной субмарины «Северодвинск» по наземным целям с расстояния 1.4 тыс. км. К тому же была запущена сверхзвуковая ракета типа «Оникс». Произведенные запуски ракет оказались успешными и доказали целесообразность своего применения.