Методическая разработка на тему: Тренинг для начинающих воспитателей «Призвание педагог или просто, поверь в себя. Наш арт-тренинг - это оптимальное сочетание психологического тренинга и активного отдыха! Обсуждение

Неуверенность в себе. Казалось бы, это не такой уж страшный порок. Ну, подумаешь, засомневался и не пошел на свидание с девушкой или отменил деловую встречу. Мир же от этого не рухнул. Девушка, конечно, обиделась, партнеры не захотели больше иметь с вами дела. Ну и что? А кто знает, может быть, именно эта девушка - ваша судьба, и именно эта деловая встреча повернула бы колесо фортуны в вашу пользу? Вы этого не знаете, потому что вы не использовали свой шанс из-за банальной неуверенности в себе.

А если мы подсчитаем, сколько потерь происходит в жизни из-за робости и нерешительности, уверяю вас - волосы дыбом встанут. Энергия, деньги, люди - все это пожирается беспощадным огнем ваших сомнений. На пепелище остаются лишь тени воспоминаний о нереализованных мечтах.

Но вы можете изменить свою жизнь и получить от нее все, что вам полагается по праву: хороших друзей, работу, деньги, любимую жену, здоровье.

Для этого нужно стать уверенным в себе человеком. Это в ваших руках. Нужно только прочитать книгу и проработать те задания, которые в ней приводятся.

Ведь из чего рождается уверенность?

Она рождается из знания. Знания себя и своих возможностей. Вы уверены, потому что вы знаете.

Она рождается из понимания. Понимания того, что происходит вокруг и как действовать в данной конкретной ситуации. Вы уверены, потому что вы понимаете.

Вот и все! Простая формула. Знать себя и понимать ситуацию.

Уверенность в себе рождается из знания себя и понимания ситуации.

Это теория, а что же получается на практике? Познать себя очень сложно. Мешает этому страх. Страх быть разоблаченным: а вдруг они узнают, что я не такой, как все? Страх неизвестного: А вдруг во мне есть что-то такое… такое… такое, что я прямо и сам не знаю. Но уверяю вас, все эти страхи вполне преодолимы, и вы даже представить себе не можете, насколько легче дышится без них.

Понимать ситуацию, в которой ты находишься - для большинства людей тоже очень сложная задача. Нет такого вуза, в котором бы этому обучали. Некоторые одаренные экземпляры интуитивно существуют в этом мире, управляя ситуацией и дергая за ниточки судьбы. Я предлагаю вам вывести такие навыки на сознательный уровень и научиться уверенно прокладывать курс своей жизни.

Нам от природы дана такая психологическая структура, как обучаемость. Так и давайте использовать ее на полную катушку. Вам это дано, как дано каждому. Главное - выбрать нужную методику. Я предлагаю методику, которая подходит всем. Ее универсальность уже себя зарекомендовала: и юнцы, и старики, и студенты, и менеджеры, - все обретают уверенность, все, кто ощущает внутренний дискомфорт и хочет учиться.

Конечно, если вы абсолютно уверены в себе, вам незачем читать эту книгу. Только помните, что самоуверенный человек - слеп, уверенный в себе человек - видит суть вещей. Он знает и понимает.

Итак, мы поняли, к чему мы должны стремиться: к познанию себя и к пониманию ситуации. Но вот в чем проблема. Ни одна книга не сделает с вами то, что должны делать вы сами. Я не могу взмахнуть волшебной палочкой и превратить вас в уверенного в себе человека. Но я могу показать прямой путь к уверенности, которым прошли до вас другие. Я не собираюсь тут перед вами трюкачить и показывать фокусы. То, что вы узнаете из книги, наверняка сработает, и весьма эффективно.

Итак, что вы можете получить из этой книги:

узнать себя настоящего;

научиться уверенно себя чувствовать в незнакомой ситуации;

уверенно вести беседу;

уверенно общаться;

уверенно выступать на перед аудиторией;

справляться с застенчивостью, гневом и беспокойством;

уверенно рисковать.

Вы откроете для себя новые энергетические возможности. Неуверенный человек тратит энергию на беспокойство, гнев, страх и теряет свои силы, которые необходимы для достижения цели. Вы научитесь использовать эту энергию в "мирных целях". Вы даже не представляете, насколько легче и веселее станет ваша жизнь!

Отбросьте сомнения, и вперед к уверенности, которая наполнит ваши мышцы энергией и ваше сердце - радостью бытия.

Глава 1. Я отвечаю за все

Чтобы быть собою, надо быть хоть кем-нибудь.

Станислав Ежи Леи

Рискнув оказаться здесь вместе со мной, на этой странице, вы сделали первый шаг к обретению уверенности в себе. Я описал все просто, понятно и выбрал самые эффективные упражнения. Кто-то скажет: "Это ерунда, все слишком просто". Но, как бы то ни было, эта "ерунда" работает. Даже если вы прочитаете одну-единственную главу, усвоите только то правило, которое содержится в ней, и поставите перед собой только ту задачу, которая предложена в этой главе, вы не только добьетесь некоторых результатов - ваше чувство уверенности значительно вырастет.

Итак, из чего рождается неуверенность? "А что будет, если…" - задаем мы вопрос. И рождается страх перед неизвестным. Для того чтобы стать уверенным, нужно поставить этот страх себе на службу - сделать будущее максимально предсказуемым, то есть рассмотреть все вероятные возможности поворота событий в ту или иную сторону. Ведь когда мы знаем, что может произойти, даже если это будет не самое приятное происшествие, нам уже не страшно.

И не забудьте: мы способны изменить самих себя. Мы сами выбираем себя ежеминутно, ежечасно. "Как это так?" - спросите вы. Очень просто. Например, ваша знакомая угостила вас кофе, который она приготовила в новой кофеварке, ужасно модной и очень дорогой. Приготовленный по французской технологин кофе вам понравился, он показался и ароматнее и нежнее обычного "экспрессо". Назавтра вы пошли в магазин и купили себе точно такую же кофеварку и теперь каждое утро наслаждаетесь вкусом великолепного мокко, и чувствуете себя очень современным и продвинутым, совсем как ваша подружка. Но вы могли бы поступить и наоборот: не покупать никаких новых кофеварок, а решить, что ваш способ приготовления кофе по-восточному гораздо лучше всех этих новомодных технологий, которые каждый день, как грибы, растут. И каждое утро вы завариваете в своей старенькой заслуженной турке божественный напиток и радуетесь тому, какой вы практичный и умный. Вот вам и выбор. Каким вы хотите стать: продвинутым или практичным?

Такой выбор обычно производится неосознанно. Для того чтобы стать уверенным в себе, нужно осознать себя в этот момент. Я-создаю самого себя. И вы тоже. Я изобретаю себя. И вы делаете то же самое. И вы, и я - не то, что мы едим; мы - то, что мы думаем.

По определению, уверенность - это установка, ваша позиция по отношению к себе, к людям и ситуациям. А установки можно изменить. Мир останется тем же самым, просто вы поменяете угол зрения, и привычная картина мира станет несколько иной.

Уверенность в себе - это установка.

Одна моя пациентка, Евгения, пришла ко мне с жалобой на непреходящую депрессию.

Вы моя последняя надежда, доктор, - чуть не в слезах говорила она, - Я не знаю, куда мне идти, что делать. Но моя жизнь настолько беспросветна, что я уже не могу это выносить! Я терпела, пока хватало сил, но всему есть предел!

Я видел, что она действительно в отчаянии: бледная, неухоженная женщина с потухшим взглядом. Казалось, ей совершенно нет дела до того, как она выглядит. Я спросил, что конкретно вызывает ее отчаяние.

Вся жизнь! - воскликнула она. - Я просыпаюсь утром и думаю - зачем мне все?

А точнее? Может быть, ваша семья или работа доставляют вам огорчения?

Евгения задумалась.

Работа? Да, она не доставляет мне удовольствия. Я по специальности педагог, но школа меня уже "достала". Я думаю, что когда-то давно я допустила ошибку и теперь расплачиваюсь за нее. И ведь подумать только, как поздно это всплывает, как раз тогда, когда уже ничего нельзя изменить - я люблю детей, и в институте меня интересовала педагогика, но стоило мне проработать несколько лет…. Вы знаете, у нас такой ужасный педагогический коллектив, мне все время вставляют палки в колеса, дети сейчас такие сложные, родители вообще не помогают, все свалили на нас, педагогов, а директор занят только тем, чтобы побольше денег из родителей выкачать, якобы на нужды школы….

А ваша семья?

У Евгении, оказывается, есть муж и двое детей, которых она очень любит. Но муж "не понимает ее" и "настолько неуклюже утешает, что становится только хуже", а дети не слушаются, хотя должны уже понимать как маме тяжело и работать и их кормить, поить, одевать.

Итак, что мы имеем? У Евгении есть довольно интересная работа, которую она некогда выбрала сама. Она молода, здорова, у нее есть любящий муж и дети. Тем не менее, она глубоко несчастна. Я долго беседовал с этой женщиной, пытаясь найти корень ее бед в объективных обстоятельствах, хотя определенные догадки появились у меня почти сразу. Вскоре они подтвердились: Евгения категорически отказывалась принять на себя ответственность за свою жизнь. Несмотря на то, что она на словах признавала, что она сама выбирала профессию, мужа, детей, но вину за последствия своего выбора она благополучно спихивала на окружающих. От этого и рождается чувство неуверенности, и вслед за ним - депрессия.

Мы не можем изменить мир, поэтому, если мы уверены в том, что в наших бедах (которые являются последствиями наших поступков) виноваты другие, значит, мы не в силах повлиять на ситуацию. Необходимо осознать эту мысль. Единственный человек, которого ты реально можешь изменить - это ты сам. Но для этого необходимо понять, что только ты отвечаешь за свои поступки, решения, промахи. Не перед коллегами по работе, не перед судом присяжных, а перед самим собой.

Евгения заходила ко мне несколько дней назад. Ее не узнать - красивая, жизнерадостная женщина.

Честно говоря, - призналась она мне, - когда я вспоминаю свою жизнь год назад, я не понимаю саму себя. Почему я была несчастна? Откуда взялись эти депрессии? Я была слепа, как котенок. Такое ощущение, что это был другой человек…

Я отвечаю за все

Примите на себя личную ответственность за свое поведение. Когда вы говорите "Я отвечаю за это", вы получаете возможность построить новую жизнь, даже новый мир.

Богословы и философы на протяжении веков проповедуют простую истину, которая заключается в том, что судьба - это не то, что с вами случается, не то, чего вы ожидаете. Судьба - это выбор, ваш выбор. Вы сами выбираете ту жизнь, которую ведете. Каждый из нас обладает способностью стать счастливым.

Вы говорите: "Как я могу стать счастливым, когда у меня столько проблем!" Это уж точно. Я могу взять вас за руку, поплакать вместе с вами, выразить вам свои соболезнования, сказать: "Да, я знаю, что все плохо, что жизнь несправедлива, что вы ничего не можете поделать с неблагоприятными жизненными обстоятельствами, что вы никак не можете повлиять на события, которые портят вам жизнь, что болезнь, мучающая вас, это наказание свыше". Да, я понимаю и сочувствую вам в том, что мы не можем избежать всех разочарований, потерь и трагедий, которые встречаются в нашей жизни, и, конечно, от рождения мы получаем далеко не равные возможности. Хорошо, мы с вами согласились в том, что жизнь мерзкая штука.

И куда это заведет нас? Прямо в болото депрессии и уныния. Все! Дальше ничего нет. А вот если вы скажете себе: "За всю эту дребедень отвечаю я, и только я. И, несмотря на то, что я не в состоянии предотвратить все возможные неудачи, я отвечаю за то, что делаю, какие бы мрачные обстоятельства ни портили мне жизнь. Да, случаются ужасные вещи, но то, как я реагирую на них, определяет мой характер и качество моей жизни". Видите, в безнадежности уже намечается некоторый просвет. Идем дальше.

"Если за все отвечаю только я, то я могу сделать выбор в пользу вечной печали, парализованный тяжестью своих потерь, или я могу выбрать другой путь - подняться, несмотря на боль, и оценить главное сокровище, данное мне изначально - саму жизнь".

Задача 1. Избавьтесь от безответственности

Это просто сказать: "Я отвечаю". Но как мне в реальной жизни ежеминутно, ежечасно отвечать за свои поступки, за свою жизнь? Для начала нужно научиться вылавливать в своем сознании преступные мыслишки: "Это он виноват!" "Обстоятельства меня заставили". В этом нам поможет кино. Да, да, не удивляйтесь. Только кинофильм этот ваш и о вас. Утром, едва проснувшись, настраиваем воображаемую кинокамеру и включаем ее. Весь день эта кинокамера будет снимать художественный фильм, главный герой которого - вы. На кинокамеру фиксируются все ваши передвижения в пространстве (мизансцены), жесты (крупный план), мысли (внутренний монолог героя).

В конце дня, перед тем как лечь спать, сядьте за письменный стол, положите перед собой чистый лист бумаги и ручку. И начинайте прокручивать свой фильм, "отснятый" за день. Фильм нужно смотреть с конца. То есть, сначала вы смотрите события или мизансцены, которые были последними за этот день, затем те, которые произошли ранее, и в конце - то, что происходило утром. Обращайте внимание на те моменты, когда вы говорите кому-то или самому себе: "Я за это не отвечаю", "Я не виноват, меня заставили обстоятельства" и т. д. Записывайте все то, за что вы "не отвечали" в течение дня. Если вы сделали все правильно и ваша "кинокамера" работала непрерывно и бесперебойно, вы обнаружите огромное количество лазеек безответственности, которые вы оставляете для себя "про запас". Вам даже может не хватить одного листка бумаги. Но если вы их обнаружили и записали - это уже большое дело.

Вы сделали первый шаг к принятию ответственности, к уверенности в себе.

Мы с вами - люди, а человек способен к безграничным изменениям. Вы можете вести полноценную, богатую жизнь - главное, поверьте в это. Когда вы скажете себе "Я отвечаю за свою жизнь", вы обретете колоссальную силу для достижения своих целей, непоколебимую уверенность в себе и не будете близко к сердцу принимать огорчения и неприятности.

Вы уникальны!

Чтобы в полной мере принять ответственность, мы должны понять, кто мы на самом деле? Спрашивали вы когда-нибудь себя: "Кто я?"

Вы - единственный, кто у вас есть на протяжении всей жизни. Перед зеркалом или перед микрофоном, вы тот, кто вы есть, и признать эту простую истину значит пойти навстречу познанию себя.

Три фактора определяют, кто вы:

* наследственность,

* окружение и

* наиболее важный фактор - то, что вы отвечаете себе на вопрос: "Кто я?"

Поймите - вы неповторимы.

Наукой установлено, что шансы рождения второго точно такого же индивидуума приближаются к нулю. При эякуляции выделяется около трехсот миллионов сперматозоидов. Это триста миллионов потенциальных людей. Далее следует учесть особенности физиологии обоих родителей. При этом триста миллионов сперматозоидов участвуют только в одном половом акте в конкретный момент времени.

Простая арифметика помогает нам понять, насколько уникален каждый из нас. Представьте себе триста миллионов шансов, из которых должны были появиться вы! Добавьте к этому, что и у вашей матери был один из трехсот миллионов шансов быть именно такой, а у вашего отца - еще один из трехсот миллионов шансов. Подсчитав, вы обнаружите, что вероятность вашего рождения - 300.000.000 умножить на 300.000.000 и умножить на 300.000.000, не считая шансов встретиться для ваших родителей, во-первых, и зачать вас, во-вторых. Вы - результат невероятного стечения обстоятельств, победитель, выигравший один шанс из миллиардов.

Вы уникальны!

Давайте сделаем еще один шаг: то, что мы собой представляем, определяется нашими генами (или хромосомами, или химическими процессами)? Только отчасти. С наследственности наша уникальность лишь начинается. Наследственность -все эти генетические комбинации, которые предписывают нашим клеткам сформировать карие или голубые глаза, кудрявые или прямые волосы, обеспечивают иммунитет против определенных нарушений и болезней - это всего лишь машина, которую мы ведем.

Дорожные условия и погода - это наше окружение. Машина может ехать со скоростью 160 км в час в ясный солнечный день по только что построенному скоростному шоссе. Но по разбитой проселочной дороге ночью во время урагана этот автомобиль, может быть, вообще не сдвинется с места.

Наследственность диктует, как высоко мы можем прыгнуть при отличных условиях. Она определяет, какой объем информации мы можем воспринять и усвоить, какого роста можем достичь, насколько быстро можем бегать. Наследственность - это наш потенциал, а окружение - это наши возможности. Если генетически вы обладали данными, чтобы стать величайшим в мире пловцом на дальние дистанции, но родились, к несчастью, двести лет назад в яранге эскимосов, скорее всего, вы не реализуете свой потенциал пловца. У вас не будет ни возможности, ни подходящей среды.

Если наследственность это машина, а окружение - дорожные условия, то сами вы - водитель. Именно вы, более чем любой другой фактор, определяете скорость и надежность машины.

Кто вы, зависит от унаследованного потенциала, полученных возможностей и сделанного вами выбора. Конечный фактор - ваш ответ наследственности и окружению - является более важным, чем арифметическое умножение 300.000.000 на 300.000.000 на 300.000.000.

Именно ваш собственный выбор делает вас совершенно уникальным.

Ваши надежды реальны!

Мы располагаем той наследственностью, которая нам досталась, наше окружение по большей части не поддается нашему контролю. Ноу нас есть шанс встречать жизнь лицом к лицу, делать выбор и, главное, не терять надежду. Катастрофа может сделать вас беспомощным, но надежда - реальная надежда - заставляет снова подниматься, тренировать мускулы, заново учиться ходить и даже летать (вспомните Маресьева).

Реальная надежда опирается на реальные возможности, даже если вам кажется, что жизнь похожа на сценарий, написанный кем-то, желавшим посмотреть, какое количество трудностей мы способны перенести.

Реальная надежда обращена к реальному миру, реальной жизни, это активное усилие.

Нереальные надежды опасны, они патологичны. Нереальные надежды обуревают больного раком, отрицающего, что он болен. Реальная надежда признает болезнь и стремится к тому, чтобы выздороветь или признать неизлечимость.

Реальная надежда напоминает нам, что каждый из нас -водитель собственной машины, а не беспомощный придаток к колесам.

Один из участников тренинга "Сверхвозможности", известный политик, рассказал мне однажды эпизод из своего детства:

"Детство и отрочество я провел в небольшом вымирающем поселке в пригороде, три четверти населения которого составляли алкоголики. Осенью, зимой и весной я наблюдал, как в промозглой предутренней темноте, часов в семь утра, по направлению к электричке валит черная безмолвная толпа, распространяя вокруг себя неистребимый запах перегара. Вечером, тоже в воняющей бензином темноте, толпа возвращалась и растекалась по пивным ларькам и гнилым покосившимся домикам. И так день за днем. Я ходил в школу в том же поселке, и мне казалось, что на лицах моих одноклассников я вижу печать обреченности. Так жили их отцы и деды - работали и пьянствовали - так суждено жить и их детям. Моя судьба будет иной, думал я; не знаю какой, но лучшей. При мысли о будущем мне представлялось нечто сияющее и аморфное. Но время шло, и однажды я понял: а ведь я ничем не отличаюсь от этих ребят. Их судьба - это моя судьба. Меня ждет то же самое, что их. Когда я осознал это, то у меня по спине от ужаса побежали мурашки.

Но затем я почувствовал дикую злость.

Я выберусь отсюда, поклялся я себе. И, насколько я помню, это было первое серьезное решение подобного рода в моей жизни".

Его рассказ - характерный пример того, как человек может преодолеть неблагоприятные обстоятельства, и даже более того - как именно эти обстоятельства могут послужить стимулом к преодолению собственной инертности и пробудить в человеке бойцовские качества: упорство, целеустремленность, азарт.

Сознательные, активные усилия - вот основа перемен к лучшему. Если вы будете прилагать усилия, то ваша надежда превратится в уверенность. Если же вы не шевельнете пальцем, то надежда превратится в пустые мечты.

Задача 2. Ищите реальную надежду

На протяжении следующих семи дней обращайте внимание на все случаи, когда вы сталкиваетесь с реальной надеждой, а когда с пустыми мечтами, вне зависимости от того, большие они или малые.

Скажем, просыпаетесь вы утром, потягиваетесь и думаете: "Эх, сейчас бы устроить пробежку по парку, а потом под холодный душ!.." (и засыпаете снова или - бодро выскакиваете из постели, надевая спортивный костюм…) Потом садитесь завтракать ("Что-то стул подо мной треснул - надо бы, наконец, похудеть") и едите овсянку на воде и яблоко (или кусок торта, оставшийся с ужина). Ваш сотрудник, подходя к своему учреждению с двадцатиминутным опозданием, с удовольствием окидывает здание взглядом и говорит: "Когда я стану директором, надо будет перекрасить его в зеленый цвет". Ваш приятель рассказывает вам о том, какой автомобиль он хочет купить - спросите его, что он предпринял для осуществления своей мечты, и т. д. Составьте список.

В конце недели рассмотрите внимательно список. Задайте себе следующие вопросы:

Какой отклик встречают у окружающих люди, которые живут реальными надеждами, а какой - пустыми мечтами? На чем сосредотачивается человек в первом и втором случае? Не забудьте сохранить список. Мы еще вернемся к анализу полученных данных.

А теперь - старинная китайская притча.

Жил-был один старик, который каждый день вставал на рассвете, взбирался на вершину ближайшего холма, перекрывавшего восходящее солнце, поднимал камень, спускался с холма и бросал камень на противоположный берег ручья за домом. Со временем к нему присоединились его сын и внук. Однажды внук спросил: "Почему мы это делаем?" "Ты будешь делать это, научишь тому же своих детей и внуков переносить камни", - ответил старик,- "и рано или поздно мы передвинем холм". Мальчик возразил: "Но, дедушка, ведь ты никогда не увидишь холм, перенесенным на другое место". Старик покачал головой и сказал: "Нет, но я знаю, что наступит день, когда он будет перенесен".

Глава 2. Что я собой представляю, что я имею, каким я кажусь

Обязан ли каждый, найдя в себе что-нибудь ценное, сообщить об этом в ближайшее отделение милиции?

Станислав Ежи Лец

Давайте сразу условимся: мы - то, что мы думаем. Конечно, большинство из нас привыкло воспринимать окружающее отдельно от своего Я. Например, обычный стол. Что может с ним произойти, если вы подумаете о нем? Казалось бы, ровным счетом ничего - как стоял на своих четырех ногах, так и будет стоять. Вот я смотрю внимательно на свой письменный стол: обычный старый стол, с выдвижным ящиком. Когда я был школьником, то выдвигал этот ящик, раскрывал на нужной странице любимую книжку, а на столешнице раскладывал учебники. И если мама заходила в комнату, я непринужденным движением задвигал ящик стола и делал вид, что усердно занимаюсь. Даже сейчас этот ящик скользит легко и бесшумно. А вот в этом месте столешница прожжена. Подпалина появилась, когда я впервые влюбился. Я торопился на свидание, гладил рубашку и забыл выключить утюг. Когда я смотрю на это черное пятно, я сразу вспоминаю то безумное лето, и мой щенячий восторг и эту девушку… Этот стол - часть моей жизни, и мне даже кажется, что именно он приносит мне удачу. За ним удивительно хорошо работается, все мои книги я писал именно здесь. Вот и получается, что если внимательно оглядеться вокруг, то становится понятным, что вы наделяете окружающий вас мир своими воспоминаниями, впечатлениями, эмоциями. И видите немножко не ту картинку, которую вижу я или ваша подруга, любой другой человек.

Мир, в котором мы живем, сформирован тем, как мы его воспринимаем. Для одного человека то, что лежит впереди, является пустым пространством. Для другого - это поле, которое надо вспахать. Мы не рождаемся оптимистами или пессимистами. Просто одни из нас учатся видеть опасность, в то время как другие учатся видеть возможности. Но в человеке от природы заложена способность к обучаемости. И вы, и я можем научиться видеть мир яснее и отчетливее.

Уверенность в себе - это установка, система убеждений, которые заставляют нас видеть мир под определенным углом зрения. Это фильтр, сквозь который проходит весь наш жизненный опыт, фильтр, который мы, люди, начинаем формировать в своем сознании с самых первых младенческих движений. Почему же у кого-то эта уверенность есть, а кто-то всю жизнь мучается сомнениями в своей компетентности?

Живой организм повторяет действия, которые в прошлом принесли ему удовлетворение, и эти действия зачастую закрепляются и настойчиво повторяются даже в том случае, если они давно перестали ожидаемое удовлетворение приносить.

Это справедливо как для простейших организмов, так и для сложно устроенных человеческих существ. Каждый школьник читал об опытах И. П. Павлова с собаками, которые выделяли слюну в ответ на звонок колокольчика, даже когда эта реакция уже не подкреплялась пищей.

А как насчет нас самих?

Вы можете вспомнить хоть одного человека, который никогда не ведет себя по-детски? Мы постоянно повторяем поведенческие стереотипы, которым научились в наши ранние годы.

Для начала давайте посмотрим, насколько глубоко внедрились в нашу личность старые добрые способы восприятия. Помните, сколько раз вам говорили в детстве: "Не трогай это! Не глотай это! Не ходи туда! Поставь на место!" И это при том, что самое главное оставалось невысказанным: "Делай то, что я тебе говорю делать!" Помните?

Конечно, ваши родители так поступали исключительно из любви к вам. Но вы должны осознать - значительная часть того, что мы помним, подавляет в нас способность к смелым действиям: старшие больше, сильнее и мудрее. Вот к чему это может привести.

В качестве примера приведу случай из собственной практики. Ко мне в кабинет заходит приземистый мужчина средних лет. Он привел на прием своего сына, подростка лет шестнадцати. Парень сразу садится на стул у дальней стенки и мрачно смотрит на меня исподлобья. Отец, тоже не производящий впечатления жизнерадостного человека, начинает жаловаться на поведение сына.

Вы только представьте, что он нам выдал недавно! Хочу, говорит, играть на гитаре!

Ну и что?! Это разве плохо!

Ему в институт поступать надо, о деле думать! Мы его растили, воспитывали, а вырос… - Отец прикусывает язык - похоже, сдерживается, чтобы не охарактеризовать сына резким словом при чужом человеке. - Бездельник, бездарь, ветер в голове гуляет! Л кто родителей будет в старости кормить? Жизнь свою погубит, и только.

Я украдкой смотрю на сына: На его лице привычная угрюмость и равнодушие. Кажется, что он вообще не слышит отца, словно за стеклянной стеной сидит. Но кто знает, что он чувствует на самом деле? Я прошу отца пояснить ситуацию. Чем плоха игра на гитаре? Отец охотно развивает тему: оказывается, сын не хочет поступать в институт, который ему выбрали родители. Он вообще не хочет поступать в вуз. Все, что его интересует - музыка.

Почему бы в таком случае вашему сыну не поступить в консерваторию или хорошее музыкальное училище? - спрашиваю я.

Да куда ему! - машет рукой отец. - Я же сказал - полный бездарь. Шел бы, куда ему говорят, и не дергался. Я знаю, что советовать - сам учился в этом институте. Знакомые там есть, помогут поступить, а закончит, с работой подскажу… В общем, без присмотра не оставлю. А будет он бренчать на своей гитаре, так через месяц сопьется.

С отцом мне все ясно, теперь надо поговорить с сыном. Я прошу отца выйти и подождать за дверью минут пятнадцать. Неожиданно наталкиваюсь на сопротивление - отец в категорической форме заявляет, что должен слышать все, что скажет его сын. В конце концов, мне удается вывести папашу за дверь. Напоследок он громко шепчет мне: "Уломайте его, доктор, пусть бросит дурака валять, а то я уже не знаю, как с ним справиться!" Я закрываю за ним дверь и оборачиваюсь к сыну. В его глазах - неприкрытая ненависть. Ясно, что он не поверит ни единому моему слову, а все советы воспримет с точностью до наоборот. Я невольно вздыхаю: ситуация тяжелая, впереди много работы, и лечить, похоже, нужно не сына, а отца.

Думаю, любой нормальный мужчина, имеющий детей, считает себя добрым, способным и любящим отцом. Однако любовь к ребенку не страхует родителей от ошибок. Например, отец неразумно переносит ряд своих комплексов н сына. Без сомнения, он хочет уберечь своего ребенка от слишком большого риска, а потому акцентирует внимание на опасности, а не на возможностях, на уязвимости, а не на силе. Почему? Потому что он, по-своему, очень любит своего сына, беспокоится за его безопасность, за его будущее.

Иногда наши тревоги берут верх над здравым смыслом, и мы, родители, невольно наносим вред своим детям. Поэтому не осуждайте ваших старших родственников за то, что они вели себя с вами не всегда разумно, но задайте важные вопросы самим себе - вопросы, которые подтолкнут вас к тому, чтобы понять, кто вы на самом деле, а значит и - достичь желаемой уверенности в себе.

Или вот другой случай. Передо мной сидит Елена, богато и со вкусом одетая женщина. С виду ей никак не дашь 39 лет. Поведение, манера разговаривать - как у человека, который сам определяет свою судьбу и все держит в своих руках. Типичная деловая женщина. Но в глазах - растерянность. Она начинает издалека. Долго, с увлечением рассказывает о студенческих годах, о надеждах молодости. По образованию она скульптор, закончила Академию Художеств и несколько лет работала "свободным художником": ваяла, изредка выставлялась… Но энтузиазм угасал, материальные проблемы заслоняли творческие перспективы. А тут наступили 90-е годы…

Я окончательно забросила скульптуру и ушла в бизнес. Дело пошло почти сразу, - рассказывает Елена. - Знаете, контраст разительный. Раньше - постоянное одиночество, пыльная мастерская… А теперь - всегда на людях, в центре событий, и деньги, большие деньги… Несколько лет я не вспоминала о том, что там, внутри, я все-таки художник.

А сейчас вспомнили?

Вы думаете, я разорилась? Или устала, постарела, и захотелось покоя? - надменно спрашивает она. - Я никогда не тяну время, принимая важные решения. Год назад я поняла, что моя жизнь духовно абсолютно пуста, что единственный стимул к деятельности теперь, когда я финансово обеспечена - еще деньги, еще больше денег! Я считаю себя не настолько примитивной личностью, чтобы удовлетвориться таким грубым стимулом.

А вы не можете сочетать творчество и бизнес?

Нет, - уверенно отвечает Елена, - ненавижу полумеры. Понимаете, дело не в том, что я не могу принять решение. Я ведь уже давно продала свое дело и вернулась к тому, в чем всегда было мое призвание - к скульптуре. Сожалений не было. Я чувствую, что поступила правильно. Но моя проблема в том, что вот уже почти три месяца я только и делаю, что сравниваю себя с друзьями, коллегами, знакомыми! И это меня ужасно мучает! Многие мои бывшие однокурсники добились успеха, стали известными художниками, а я снова нахожусь на нулевом уровне и вряд ли уже смогу перегнать их. С другой стороны, мои друзья из деловых кругов теперь считают меня чудачкой, которая вдобавок разорилась. А я и с ними себя не вольно сравниваю! Что мне делать? Как мне избавиться от всех этих сравнений, метаний.

Совершенно естественно сравнивать себя с другими людьми, даже вашими друзьями, смотреть на свои дела как бы со стороны. Но, как вы понимаете, то, насколько преуспели ваши друзья, - это мера их результативности, а не вашей. Каждый спортсмен, добившийся успеха, знает, что самый эффективный способ улучшить свои результаты - играть против более сильного игрока. С другой стороны, если ваше самоутверждение зависит целиком и полностью от того, чтобы бежать быстрее, одеваться лучше, зарабатывать больше, чем кто-то другой, вас постигнет разочарование. Всегда будет кто-то, способный превзойти вас, и теперь, и в будущем. Соревнование поддерживает вашу уверенность лишь в том случае, когда перед вами стоит реальная цель улучшить самого себя, а не побить чьи-то достижения.

Вы никогда не замечали, что люди, добивающиеся отличных результатов, например, спортсмены, всегда поднимают планку чуть-чуть выше? Они достигают большего и еще большего, потому что ставят задачи перед собой.

Единственное, ради чего стоит соревноваться в этой жизни - это совершенствование самого себя.

Вы задаете себе вопрос "Кто я?" И с этого момента вы уже совершаете движение вперед по дороге, ведущей к изменению ваших ориентиров. Я думаю, вы понимаете, насколько полезно следовать в этом направлении - через взросление к зрелости.

Как мы взрослеем

Однажды скорлупа детскости сваливается с вас, словно разбилось какое-то яйцо, в котором вы пребывали. Внезапно перед нами появляется некто, преисполненный собственной значительности, странно реагирующий, провоцирующий нас, нетерпимый, готовый постоянно спорить, грубый, хвастливый, возможно даже лживый. Мы называем этот период своей жизни юношеским, а наши родители вспоминают его как кошмарный сон.

Кажется, только вчера мы обращались к старшим за одобрением и поддержкой. Теперь, в подростковые годы, когда детская скорлупа кусками осыпается с нас, мы находимся в раздерганном состоянии. Мы не уверены в том, какие мы - хорошие или плохие, сильные или слабые - я мужчина или мальчик, женщина или девочка. Порой за высокомерием и хвастовством мы пытаемся скрыть неуверенность, которую постоянно испытываем. Растерянные, подавленные и зачастую испуганные, мы можем действовать эгоистично, нечестно, опрометчиво. С одной стороны, жизнь предстает радостным, возбуждающим откровением. С другой - она расстраивает и тревожит нас. Кожу покрывают прыщи, в укромных местах вылезают пучки волос, голос ломается, одолевают эротические сны. Мы страстно желаем понять, взять под контроль все то, что происходит с нами.

Мы настойчиво спрашиваем: "Кто я?"

Конечно, вопрос этот возникает на протяжении всей жизни, но никогда уже мы не будем искать ответ с таким пылом и безрассудной нетерпимостью - и никогда ответ не будет казаться нам столь неуловимым. Кто я?

Дети учатся доверять, подростки ищут самих себя.

Именно в подростковые годы мы начинаем нашу борьбу за понимание, кто и что мы есть, а наша жизнь начинает казаться нам совершенно хаотической. Мы отчаянно бросаемся в ситуации, которыми не готовы управлять, неминуемо забредая из одной запутанной истории в другую. Жизнь пребывает на пределе. Мы должны быть девочкой или женщиной, мальчиком или мужчиной, хорошими или плохими, прекрасными или недостойными. Никаких теней и полутонов.

Вы помните, действительно помните?

КГУ «Детский дом города Петропавловска»

Тренинг для развития педагогической уверенности

«Поверь в себя!»

г.Петропавловск, 2017 г.

Тренинг поверь в себя

Цель: отработка навыка уверенного поведения, самопознание, самосовершенствование, познание своего, не выявленного потенциала.

Задачи тренинга:

    расширить представление о себе;

    актуализировать и осознать свои сильные стороны;

    помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного;

Материалы: стимульный материал, фломастеры, А4, шкатулка

Количество участников: 12

Ход тренинга

Разминка

Игра «Нарисуй свой портрет» . Нужно расположить лист А4 на голове и рисовать «свой портрет» на голове. При этом выполнять следующие действия:

Нарисуй свою голову;

Нарисуй себе волосы;

Нарисуй себе правый глаз;

Нарисуй свой левый глаз;

Нарисуй себе реснички на каждый глаз;

Нарисуй себе нос;

Нарисуй свой рот;

Нарисуй свое правое ухо;

Нарисуй свое левое ухо;

Нарисуй свою шею, правое плечо, левое плечо, правую руку, левую руку, туловище, ноги.

Нарисуй себе часы на правой руке, а на левой – браслет. Также дорисуй себе красивое колье на шею. После выполнения задания все участники делятся своими впечатлениями.

Упражнение «Ромашка откровений». На лепестках ромашки пишутся фразы, нужно продолжить и завершить фразу. Высказывание должно быть искренним.

    1. Я отличаюсь от других тем, что...

    3. Я счастлив потому, что...

    4. Меня радует, когда...

    5. Меня раздражает...

    8. Я обижаюсь, когда...

    9. Я себя люблю за то, что...

    10. Я хочу, чтобы...

    14. Друзья меня ценят за...

    15. Мое жизненное кредо...

    18. Мир вокруг кажется мне...

Теоретическая часть

Сегодня мы попробуем разобраться со своими особенностями, узнать, как используя свои ресурсы и зная их влиять на различные события в нашей жизни.
И сначала я хочу рассказать вам притчу.
Однажды стая мышей собралась на печальное совещание. «Все нас гнобят. Все стараются нас извести. Жить так больше нельзя. Что же делать?» - причитали они. Вдруг один из мышей сказал: -"Я знаю! Нужно спросить у Филина. Он известный и мудрый стратег!» И вся толпа пошла к Филину. Они окружили Филина и спросили: -"Как нам быть? Мы беззащитны, и каждый может нас обидеть!» Филин глубокомысленно воздел очи и сказал:- - «Все очень просто: вам нужно стать ежиками». Мыши обрадовались и помчались обратно с восторженными криками: -"Да-да! Конечно! Все так просто, мы и сами могли до этого додуматься! Нужно просто стать ежиками!» Вдруг один мышь остановился и озадаченно уставился в землю. -"Да… - задумчиво произнес он, -… я вот подумал: а как же мы станем ежиками?» - «Точно, точно! - закричали мыши. - И правда, как же мы станем ежиками? Пойдемте обратно к Филину, спросим у него». И вся стая развернулась, как большой пароход, и понеслась обратно к Филину. -"Филин, а как же нам стать ежиками?» - вновь спросили мыши. -"Ну, - задумчиво и гордо сказал Филин, - это вам решать. Я - стратег. А как стать ежиками - это уже технология».
- Что имел в виду филин, говоря о технологии?
Как можно измениться, не меняя себя в корне?

Ответы участников
- Действительно, чтобы быть успешным человеком в любой сфере деятельности не нужно менять себя до неузнаваемости, мы не можем стать кем-то другим, но можем научиться использовать тот ресурс, который в нас заложен, и тогда каждый сможет добиться успеха.
Как вы думаете, что это за ресурс?
Ответы участников
- Этот ресурс – уверенность в себе, вот об этом сегодня и пойдёт речь!
Основная часть
- Что такое уверенность в себе, как вы считаете? Кто такой уверенный в себе человек?

Практическое задание : придумать ассоциации к слову «уверенность».
- Уверенный человек – это человек, исполненный спокойного сознания своей силы, своих возможностей, способный к решительным действиям, внушающий доверие и располагающий к себе окружающих. Уверенные в себе люди живут полной жизнью и не позволяют страхам и сомнениям управлять собой. Они отлично справляются со своими эмоциями и всегда мыслят позитивно. Эти умения играют огромную роль в их жизни, так как именно от мозга зависит поведение человека, его поступки и то, сможет ли человек чувствовать себя по-настоящему счастливым
«Быть уверенным в себе – значит доверять себе и верить в себя». Ральф Эмерсон.

Практическое задание : Нужно составить психологический портрет уверенного человека по следующему плану:

Как выглядит?
- О чём думает?
- Что говорит?
- Как действует?

Существует 7 особенностей поведения уверенных в себе людей. Начинайте развивать в себе эти качества прямо сейчас!

Осанка и положение тела

Осанка и положение тела отражают настроение человека и степень его уверенности в себе. Поэтому наблюдая за большой группой людей со стороны, можно с легкостью указать на уверенного в себе человека: он чувствует внутреннюю силу и умеет воздействовать на окружающих с помощью осанки и положения тела. Такой человек твердо стоит на одном месте (не ходит туда-сюда, не переминается с ноги на ногу) и всегда удерживает зрительный контакт с собеседником.

Они часто улыбаются окружающим

Они не критикуют и не осуждают окружающих

Уверенный в себе человек не тратит время на сплетни и критику других людей, а наоборот, всегда поддерживает своих друзей и относится к ним с пониманием и добротой. Он всегда очень осторожен в своих словах и поступках. Именно поэтому с таким человеком многие хотят общаться.

Люди, которые по-настоящему уверены в себе, не лезут в жизнь окружающих – они сосредоточены на достижении своих целей и преодолении различных трудностей.

Они коммуникабельны

Многим людям часто не хватает решительности, чтобы начать разговор с незнакомцем. Однако уверенный в себе человек может с легкостью начать разговор, потому что он считает, что новое знакомство – это новые возможности, и оно может привнести что-то хорошее в его жизнь. Такое отношение к окружающим действительно дает уверенным в себе людям новые возможности, например, кто-то из новых знакомых может помочь с работой или с открытием бизнеса.

Начинайте развивать коммуникативные навыки – так вы сможете преодолеть свои страхи и избавиться от напряжения.

Они не боятся, что будут глупо выглядеть

Вы часто делаете экстраординарные вещи? Вы боитесь, что если сделаете что-то странное или необычное, то будете глупо выглядеть в глазах окружающих? Постарайтесь избавиться от этих страхов и быть более уверенными в себе, потому что именно уверенность позволяет людям чувствовать себя достаточно комфортно (без напряжения и волнения), даже когда что-то идет не так и они предстают перед окружающими не в лучшем свете. Важно понять, что в жизни будет много ситуаций, в которых, возможно, вы будете выглядеть глупо. Однако никакие насмешки не смогут вывести из равновесия уверенного в себе человека или заставить усомниться в себе.

Когда уверенный человек попадает в неловкую ситуацию, он старается выйти из нее с наименьшими потерями, и юмор – отличный способ это сделать. Умение все повернуть в шутку – очень важное качество для уверенного человека, потому что действительно достаточно сложно оставаться позитивным, когда ты выглядишь глупо.

Они легко могут похвалить или сделать комплимент

Один из основных признаков уверенного человека – это умение с легкостью делать комплименты, а не скрепя сердце. И вам нужно развивать в себе это умение! Когда вы видите, например, что ваш коллега хорошо выполнил какую-то работу, то скажите ему об этом! Говорите комплименты как можно чаще, а повод может быть любой! Главное, чтобы комплименты шли от сердца. Будьте искренни со своим собеседником. Уверенные в себе люди очень внимательны по отношению к окружающим: они умеют точно подмечать сильные стороны человека, чтобы потом сделать ему комплимент – тем самым они помогают людям поверить в себя.

На комплименты они всегда отвечают улыбкой

Многие люди не любят, когда им делают комплименты, и стараются всеми возможными способами этого избежать. Подобное поведение означает, что человеку не хватает уверенности в себе. Если вы будете игнорировать комплименты или, например, стараться сменить тему, то тем самым можете обидеть человека, который вас похвалил. Помните, что уверенные в себе люди чувствуют себя вполне комфортно, когда им делают комплименты. На приятные слова они отвечают искренней улыбкой – такое поведение говорит о хороших манерах и дружелюбии по отношению к собеседнику. Поэтому если вы хотите стать более уверенными в себе, то проявите уважение к тому, кто делает вам комплимент, и будьте мягче. Если вы не знаете, что говорить в этот момент, то просто скажите "спасибо".

Тест на самооценку «Лесенка». Участникам предлагается нарисовать лесенку из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

    1-4 ступенька – самооценка занижена

    5-7 ступенька – самооценка адекватна

    8-10 ступенька – самооценка завышена

Упражнение «Великан» (направлено на активизацию участников группы и повышение их самооценки).

Психолог предлагает всем стать в круг и произносит приблизительно такой текст: «Представьте себя великанами. Расправьте плечи, оглядитесь вокруг. Внизу – маленькие лилипуты, а каждый из вас – огромный человек – великан. Чувствуете себя сильным? Хорошо! Наклонитесь и возьмите в руки кого – либо из маленьких человечков, разглядите их. Почувствуйте себя большим человеком, а их – маленькими».

Психолог: О чем это упражнение? что вы испытывали при выполнении данного упражнения? Для чего предназначено?

Психолог: как вы думаете, что является основным признаками неуверенного человека? Что мешает неуверенному человеку принять тот или иное решение, либо выполнить какое то действие?

Ответ: страх, боязнь, стресс, волнение, отсутствие веры в себя и свои силы, комплексы, сомнение, низкая самооценка и т.д.

Практическое задание: На контуре человека, нужно указать в какой части тела может спрятаться страх, стресс, волнение и т.д.

Разминка. Проективная методика «Автопортрет».
Предлагается участникам нарисовать на чистых листочках бумаги большой овал, олицетворяющий лицо рисующего человека. После этого педагогам предлагается изобразить:
- вместо глаз – то, на что они любят смотреть;
- вместо носа – то, что они любят нюхать;
- вместо рта – то, что они любят произносить;
- вместо ушей – то, что они любят слушать;
- вместо волос – то, о чем они чаще всего думают.
По завершению работы присутствующие анализируют собственные рисунки, делая вывод о состоянии собственного психологического здоровья; гармоничного отношения к себе и к окружающему миру.

Упражнение «Зато ты…»

    Инструкция : подпишите, пожалуйста, чистый лист бумаги, написав сверху свое имя и фамилию…Подумайте и запишите ниже какое-либо качество вашей личности, которое вы считаете негативным, плохим…Передайте лист соседу справа…На полученном листе под плохим качеством напишите «зато», а затем – положительное качество этого человека…(упражнение продолжается до тех пор, пока листы не вернутся к своим хозяевам.)

    Посмотрите на свой лист и прочитайте все написанное вам другими участниками. Кто-то увидит в списке те качества, которые у него уже есть, и он это твердо знает. Но наверняка вы найдете и те, о которых даже не догадывались, -это ваши ресурсы . У каждого из вас есть все, что нужно уверенному человеку. Сохраните эти листы. В моменты, когда вам будет трудно, просто заглядывайте в них и вспомните, что у вас есть все для решения любой проблемы, и вы в состоянии ее решить.

Практическое задание: Разработайте план действий для развития уверенности.

Практическое задание: Нужно указать, что развивает в человеке уверенность (чего может достичь уверенный в себе и своих силах человек).

Упражнение «Рецепт на каждый день»

    Инструкция. Работа в группах. Участникам предлагается прослушать «рецепт на каждый день», проанализировать его составляющие и их воздействие на человека. Затем по аналогии придумать и представить аудитории свой рецепт, аргументировав его полезность.

    Материал к упражнению «Рецепт на каждый день»

Аффирмации – это формулы самовнушения, которые помогают человеку настроить свое сознание на позитивную волну. С их помощью можно ускорить процесс исполнения желаний. Главное соблюдать определенные правила для составления и применения этих волшебных формул. Как работают аффирмации?

Аффирмации работают по принципу замещения. В определенный момент времени разум может удерживать только одну-единственную мысль, поэтому суть аффирмаций заключается в наполнении и удержании в сознании мыслей, которые подкрепляют ваше желание.

Представьте стакан с мутной водой.
Вы берете этот стакан и ставите его под кран, включаете воду и начинаете наливать в него чистую воду. Мутная вода начинает переливаться через края, а чистая поступает в стакан. Со временем вся мутная вода заменится чистой.

То же самое происходит и в голове человека. Сейчас мозг (стакан) заполнен мыслями и убеждениями до краев. Когда Вы прорабатываете новую аффирмацию, она заменяет старую. Но замена происходит не сразу, а со временем. Чем сильнее аффирмация, которую Вы желаете заменить, тем больше времени и усилий придется потратить, чтоб осуществить замену.

Суть аффирмаций заключается в том, чтоб окружить себя ментально позитивными мыслями, которые способствуют достижению желаемого результата.

  • Люби себя такой, какая(-ой) ты есть, -неповторимой (-ый)!

    Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

    Все твои желания и мечты реализуются –поверь в это!

    Мои мысли помогают мне реализоваться в жизни.

    Обстоятельства моей жизни – материал для успеха.

    Я извлекаю пользу из любых ситуаций.

    Моя жизнь – путь творческого раскрытия.

    У тебя уже есть всё, что тебе нужно для успеха, это «Всё» – ты сам!

Упражнение «Ручеек»

Участники выстраиваются в две шеренги, становятся друг напротив друга, образуя коридор.

Инструкция : «Сейчас я поведу по коридору человека с закрытыми глазами. По ходу движения вы должны будете шептать ему на ухо слова, которые написаны у вас на карточке. Говорить нужно одновременно в правое и левое ухо».

Ты слабый!

Ты неуверенный!

У тебя ничего не получится!

Ты тихо говоришь!

Ты неспособный!

С тобой очень скучно!

Ты жизнерадостный!

Ты многое умеешь!

Ты смелый и уверенный!

С тобой приятно говорить!

Ты красивый!

Тебе можно доверять!

Заключительная часть тренинга Упражнение «Кто я»

Предлагается честно и откровенно закончить предложения:

    Я горжусь собой, когда я…

    Я симпатичный человек, потому что…

    У меня есть два таких замечательных качества…

    Одна из самых лучших вещей, которые я сделал(а) в своей жизни

Спасибо за внимание! Всем удачи и добра!

    Я отличаюсь от других тем, что...

    2. Моя самая большая проблема - это...

    3. Я счастлив потому, что...

    4. Меня радует, когда...

    5. Меня раздражает...

    6. Я себе не нравлюсь за то, что...

    8. Я обижаюсь, когда...

    9. Я себя люблю за то, что...

    10. Я хочу, чтобы...

    11. Когда я окончу университет...

    12. Если бы я был(а) волшебником...

    13. Мне хотелось бы изменить...

    14. Друзья меня ценят за...

    15. Мое жизненное кредо...

    16. Я не смогу простить человека, если он...

    17. В людях я больше всего ценю...

    18. Мир вокруг кажется мне...

    19. Иногда люди не понимают меня, потому что...

    20. Мне бывает стыдно, когда...

Ты слабый!

Ты неуверенный!

У тебя ничего не получится!

Ты тихо говоришь!

Ты неспособный!

С тобой очень скучно!

Ты жизнерадостный!

Ты многое умеешь!

Ты смелый и уверенный!

С тобой приятно говорить!

Ты красивый!

Тебе можно доверять!





    это «Всё» – ты сам!

    Люби себя такой, какая(-ой) ты есть, - неповторимой (-ый)!

    Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

    Все твои желания и мечты реализуются – поверь в это!

    Мои мысли помогают мне реализоваться в жизни.

    Обстоятельства моей жизни – материал для успеха.

    Я извлекаю пользу из любых ситуаций.

    Моя жизнь – путь творческого раскрытия.

    У тебя уже есть всё, что тебе нужно для успеха, это «Всё» – ты сам!

    Люби себя такой, какая(-ой) ты есть, - неповторимой (-ый)!

    Наступило время сделать то, что ты постоянно откладываешь!

    Все твои желания и мечты реализуются – поверь в это!

    Мои мысли помогают мне реализоваться в жизни.

    Обстоятельства моей жизни – материал для успеха.

    Я извлекаю пользу из любых ситуаций.

    Моя жизнь – путь творческого раскрытия.

    У тебя уже есть всё, что тебе нужно для успеха, это «Всё» – ты сам!


«Рецепт на каждый день»

    1.Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.

    2. Добавляем три полные (с верхом) столовые ложки оптимизма.

    3. Большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости.

    4. И, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем.

    5. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью.

    6. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания.

    7. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.

«Рецепт на каждый день»

    1.Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.

    2. Добавляем три полные (с верхом) столовые ложки оптимизма.

    3. Большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости.

    4. И, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем.

    5. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью.

    6. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания.

    7. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.



«Рецепт на каждый день»

    1.Берем день и хорошо очищаем его от зависти, ненависти, огорчений, жадности, упрямства, эгоизма, равнодушия.

    2. Добавляем три полные (с верхом) столовые ложки оптимизма.

    3. Большую горсть веры, ложечку терпения, несколько зерен терпимости.

    4. И, наконец, щепотку вежливости и порядочности по отношению ко всем.

    5. Всю получившуюся смесь заливаем сверху любовью.

    6. Готовое блюдо украшаем лепестками цветов доброты и внимания.

    7. Подаем ежедневно с гарниром из теплых слов и сердечных улыбок, согревающих сердце и душу.


Уважаемые коллеги!

Приглашаем принять участие в тренинге на повышение уверенности «Поверь в себя!», который состоится 10.10.2017 г. в 15.00 часов в кукольном театре.


Психологи детского дома

Тренинг «Просто поверь в себя»

Введение : Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Цель : способствовать приобретению опыта выступления перед аудиторией, повышение самооценки, отработка навыка уверенного поведения, самопознание.

Необходимое время : 1 ч 40 м.

Необходимые материалы : музыкальный проигрыватель, музыка диско (темп умеренный), цветные мелки, карандаши, фломастеры, бумага А4.

Разогрев

Упражнение «Стирка»

Цель : развитие уверенности в своих телодвижениях; преодоление боязни выступать перед аудиторией.

Время : 5 м.

Материалы : музыка (темп умеренный).

Процедура:

    Стираем бельё (исходное положение – ноги в 6-й позиции, руки внизу, перед собой, сжаты в кулаки): движения руками вверх – вниз, ноги выполняют пружинку.

    Отжимаем бельё (исходное положение – ноги слегка расставлены, руки сжаты в кулаки): поворот корпуса вправо, вес тела на правую ногу, круговые движения руками – отжим; поворот корпуса влево, вес тела на левую ногу, круговые движения руками – отжим. Повторить движения ещё раз.

    Вешаем бельё (исходное положение – полуприсест, руки вдоль корпуса): движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх вправо; движение ногами с выпрямлением, руки поднимаются вверх влево.

    Прикрепляем бельё (исходное положение ноги в 6-й позиции, руки на поясе): держа левую руку на поясе, поднимаем левую руку вверх накрест; держа левую руку на поясе, поднимаем правую руку вверх накрест.

    Обмахиваемся (жарко): движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом вправо; движения ладонями обоих рук в направлении корпуса с поворотом влево.

    Вытираем пот со лба (исходное положение ноги по 6-й позиции, руки произвольные): по очереди левой и правой руками проводим по лбу.

    Вытираем ноги и заходим в дом (исходное положение – ноги по 6-й позиции, руки на поясе): движения ногами, как будто их вытирают об пол; два шага вперед.

Основная деятельность

Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Время : 10 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы:

    Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

    Почему, как вы думаете?

    Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

    Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

5. Упражнение «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Время : 30 м.

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время. Например, 10 минут, по истечении, которого всё же не следует жёстко требовать окончания рисования, надо дать возможность каждому участнику закончить свой рисунок в спокойной обстановке.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

Вопросы:

    Какими качествами обладает этот человек?

    Это уверенный в себе человек или наоборот?

    Когда высказывались по поводу вашего рисунка, какие чувства вы переживали?

    Всё ли высказанное об этом рисунке совпадает с Вашими качествами?

Упражнение «Дополнительное рисование»

Цель : выявить склонность к неуверенности.

Время : 30 м.

Материалы : цветные мелки, карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Рисунок посылается по кругу. Один из участников начинает рисовать, другой продолжает, что-то добавлять и так по кругу.

Рисунок может выполняться цветными мелками, фломастерами, карандашами... Рисунок выполняется на одном альбомном листе т.к. тема является повышение уверенности. С каждым последующим дополнением места будет уменьшаться, что может смутить не уверенного человека, т.к. он будет «нарушать» рисунок другого.

При анализе полученного рисунка художественный уровень его выполнения не учитывается. Речь идет прежде всего о чувствах испытуемых субъектом при дополнении чужого рисунка, дифици места где можно нарисовать что то свое, боязнь испортить уже нарисованное...

Вопросы:

    Дополнили ли вы рисунок?

    Если нет то почему?

    Это именно то что вы хотели бы добавить?

    Если нет то почему?

    Что именно Вы изобразили?

Упражнение «Я – звезда»

Цель : отработка навыков уверенного поведения.

Время : 20 м.

Материалы : не требуются.

Процедура : Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

    Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?

    Что схожего между Вами и выбранной звездой?

    Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?

    Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?

    Где было легче, показывать или отгадывать?

Завершение

Упражнение «Пожелания по кругу»

Цель : поднять общий эмоциональный настрой и акцентировать доброжелательное отношение друг к другу.

Время : 5 м.

Материалы : не требуются.

Ведущий предлагает членам группы пожелать своему соседу что-нибудь.

Вопросы ко всему тренингу:

    Изменилось ли ваше представление о себе?

    Какой опыт вы получили для себя на данном тренинге сегодня?

    Что нового вы узнали о себе?

    Какие выводы вы сделали для себя?

Источники:

    Горбушина О.П. Психологический тренинг. Секреты проведения. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.: ил. – (Серия «Практическая психология»). 105 с.

    Кирейчева Е.В., Кирейчев А.В. Психологический тренинг развития Я-концепции. – Ялта, 2006. – С. 80. 11 с.

    Психомоторика: практикум. Навчальний посібник. – К.: Р59 Главник, 2006. – 144с. – (серія «Психол. Інструментарій»). 55-56 с.

    Яценко Т.С., Кміт Я.М.,Олексіенко Б.М. Активне соціально-психологічне навчання: теорія, процес, практика: Навчальній посібник. – Хмельницький: Видавництво НАПВУ, 2002. -792 с. 52 с.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 82»

муниципального образования города Братска

Тренинг

для начинающих воспитателей

«Призвание педагог

или просто, поверь в себя»

Подготовила:

старший воспитатель

Банцова Е.В.

Цель : развитие самопознания, рефлексии в группе, формирование положительного эмоционального климата, личностный и профессиональный рост, познание своего, не выявленного, потенциала.

Задачи:

  • Обеспечить участников средствами самопознания (самонаблюдение, рефлексия и т.д.).
  • Укрепить чувство собственного достоинства.
  • Развить навыки, необходимые для уверенного поведения.
  • Развить навыки, необходимые для позитивного преодоления конфликтных ситуаций.
  • Открыть и осознать свои взгляды и привычки.

1. Упражнение «Приветствие»

Цель: приветствие участников, зарядить группу энергией.

Ход упражнения

Участникам предлагается образовать круг и разделиться на три равные части: «европейцев», «японцев» и «африканцев». Потом каждый из участников идёт по кругу и здоровается со всеми «своим способом»: «европейцы» пожимают руку, «японцы» кланяются, «африканцы» обнимаются.

Вопросы для обсуждения:

  • Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  • В какой роли вам было удобнее и почему?
  • В жизни отвечаете ли вы взаимностью, когда с вами здороваются непривычным для вас способом?
  • Какие чувства вы при этом испытываете?

Мы с вами много говорили о методической стороне воспитательно –образовательного процесса, сегодня я хотела бы с вами поговорить об эмоциональной стороне нашей профессии. Что, по вашему мнению, является основным качеством педагога, для достижения профессиональных и личностных целей? (рассуждения участников ). Для успешной профессиональной деятельность необходимо быть уверенным в себе и своих силах.

Введение: Уверенность в себе – это переживание человеком своих возможностей как адекватных тем задачам, которые перед ним стоят в жизни, так и тем, которые он ставит перед собой сам. Уверенность в себе в каком-либо виде деятельности имеет место, когда самооценка человека соответствует его реальным возможностям. Если самооценка выше (ниже) реальных возможностей, имеет место соответственно самоуверенность (неуверенность в себе). Уверенность в себе может стать и устойчивым качеством личности. Неуверенность в себе и самоуверенность часто связаны с отрицательными эмоциональными переживаниями, нарушающими ход психического развития человека.

Я предлагаю вам показать,прочувствовать, проанализировать это качество в контексте собственного восприятия.

2.Упражнение «Я сильный – Я слабый»

Цель : помочь членам группы отличить уверенное поведение от неуверенного, способствовать развитию уверенности в себе через ролевое проигрывание.

Процедура : Участники разбиваются по парам и становятся каждый друг напротив друга. Первый участник в паре вытягивает вперёд свою руку. Второй участник в паре пытается опустить руку напарника, нажимая на неё сверху. Первый участник в паре должен постараться удержать руку, говоря при этом громко и решительно: «Я сильный». Теперь повторяем тоже самое, но первый участник в паре говорит «Я слабый», произнося это с соответствующей интонацией, т.е. тихо, уныло. Попробуйте поменяться.

Вопросы: Когда вам было легче удержать руку: в первом или во втором случае?

Почему, как вы думаете?

Какие чувства Вы испытывали при выполнении этого упражнения?

Какое влияние оказывали произносимые Вами фразы «Я сильный», «Я слабый» на выполнение задания?

3.Упражнение «Рисунок Я»

Цель : расширить представление о себе, самопознание.

Материалы : карандаши или фломастеры, бумага А4.

Процедура : Взяв карандаши, либо фломастеры, бумагу участники располагаются в любом месте комнаты. Желательно чтобы рядом с друг другом никто не сидел. На листке бумаги им предстоит нарисовать собственный образ в аллегорической форме так, как они себя представляют. Для рисования даётся определённое время.

Инструкция участникам : «Можете рисовать всё, что хочется. Это может быть картина природы, натюрморт, абстракция, фантастический мир, остросюжетная ситуация, нечто в стиле ребуса, в общем всё, что угодно, но с чем вы ассоциируете, связываете, объясняете, сравниваете себя, своё жизненное состояние, свою натуру».

4.Упражнение «Я – звезда»

Цель : отработка навыков уверенного поведения.

Процедура: Упражнение проводится по кругу. Каждый участник выбирает для себя роль значимой для него и в то же время известной присутствующим звезды (Алла Пугачёва, президент Украины, сказочный персонаж, литературный герой и т.д.). Затем он проводит самопрезентацию (вербально или невербально: произносит какую-либо фразу или показывает какой-либо жест, характеризующий его звезду). Остальные участники пытаются отгадать имя «кумира».

Вопросы:

  • Сложно ли Вам было выбрать для себя роль значимой и известной звезды?
  • Что схожего между Вами и выбранной звездой?
  • Какие чувства возникли у вас в ходе презентации?
  • Вы старались показать выбранную Вами звезду так, чтобы было понятно другим?
  • Где было легче, показывать или отгадывать?

5.Упражнение «Самоценность»

Цель: позитивизация Я-концепции.

Материалы: бумага, карандаши, стулья.

Процедура: Каждый из нас представляет собой ценность. Мы отличаемся друг от друга своей индивидуальностью, личными достижениями, целями и многим другим. О своей ценности мы узнаем от других людей. Сейчас необходимо будет взять лист бумаги и в центре нарисовать круг, в котором написать букву «Я».

Теперь вокруг этой буквы ты можешь нарисовать столько кружочков, сколько захочешь, а в них ты напишешь имена тех людей, которые говорили тебе о твоей индивидуальности и ценности. От каждого кружочка к своему «Я» проведи стрелки. Используй для этого разные цвета, чтобы передать свои чувства.

А теперь вспомните, пожалуйста, что Вам говорили все эти люди и кратко напиши рядом со стрелками, направленными от них.

У Вас получилась карта самоценности.

Обсуждение:

  • Что такое самоценность?
  • Какими цветами ты обозначил стрелки идущие от других к тебе и почему?

6.Упражнение для поднятия настроения, снятия усталости

Участники садятся в круг.

Ведущий: «Я раздам вам карточки, на которых написано название животного. Названия повторяются на двух карточках. К примеру, если вам достанется карточка, на которой будет написано "слон", знайте, что у кого-то есть карточка, на которой также написано "слон"».

«Прочитайте, пожалуйста, что написано ни вашей карточке. Сделайте это так, чтобы надпись видели только вы. Теперь карточку можно убрать. Задача каждого – найти свою пару. При этом можно пользоваться любыми выразительными средствами, нельзя только ничего говорить и издавать характерные звуки "вашего животного". Другими словами, все, что мы будем делать, мы будем делать молча.

Когда вы найдете свою пару, останьтесь рядом, но продолжайте молчать, не переговаривайтесь. Только когда все пары будут образованы, мы проверим что у нас получилось».

После того как все участники группы нашли свою пару, ведущий спрашивает по очереди у каждой пары: «Кто вы?».

Упражнение способствует развитию выразительного поведения, побуждает участников, с одной стороны, быть внимательными к действиям других, а с другой стороны, искать такие средства самовыражения, которые будут поняты другим.

7.Упражнение «Ступеньки»

Цель упражнения : помочь участникам выстраивать адекватную самооценку.

Участникам раздается бланк с нарисованной на ней лесенкой из 10 ступеней. Дается инструкция: «Нарисуйте себя на той ступеньке, на которой, как вы считаете, сейчас находитесь».

После того, как все нарисовали, ведущий сообщает ключ к этой методике:

1-4 ступенька – самооценка занижена

5-7 ступенька – самооценка адекватна

8-10 ступенька – самооценка завышена

8.Упражнение «Дерево помощи»

Цель: конкретизация личностных ресурсов при стрессе, анализ вариантов поведения при выходе из состояния стресса; обмен мнениями, приобщение к чужому опыту борьбы со стрессами.

Материал: большой лист ватмана с нарисованным деревом с пятью ветками - «Семья», «Воспитанники», «Коллеги», «Рабочее место», «Деятельность/Творчество», листочки-карточки желательно разных цветов, маркеры, клеевой карандаш.

Ведущего: «Мы уже много говорили о том, что иногда при профессиональном становлении возникают трудности, которые приводят к стрессу, и как можно с ним бороться. Сейчас перейдем к конкретике, касающейся ваших собственных, проверенных опытом способов борьбы со стрессами. Мы все получаем стресс во всех сферах жизни каждый день, но продолжаем жить. На доске вы видите пять таких сфер. На карточках напишите, как они помогают вам бороться со стрессом, спасать себя от выгорания? Что конкретно (какое ваше или чужое действие, какой объект или предмет в этих сферах) вам всякий раз помогает, словно протягивает руку? Что вы делаете в этой сфере, чтобы снять стресс? Напишите на листочках и, давайте их наклеим, как листья на дерево, на свою ветку. Спасибо! А теперь посмотрите, на какой из веток оказалось больше всего листьев? Как вы думаете, это что-нибудь значит? Что вас удивило? Есть ли такой способ выхода из стресса, который вас особенно поразил?

9. Ведущий: И в завершении, я предлагаю вам презентацию – релаксацию , что бы ещё раз убедиться, что уверенность в себе и своих силах, даёт хорошую мотивацию для достижения цели. (показ презентации Робина Шарма «Цитаты меняющие сознание»).


Тема уверенности в себе в той или иной степени волнует каждого из нас. Все мы хотим обладать даром убеждения, умением отстаивать свои интересы, с достоинством разрешать конфликты, ставить себе самые высокие цели и достигать их.

ОСНОВНОЙ МЕТОД РАБОТЫ на нашем тренинге – Арт-терапия.

В арт-терапии вам предоставляется возможность посмотреть на свое творчество как в зеркало. Рисуете вы или лепите, танцуете или сочиняете сказки, ваше творчество будет именно таким, каким вы являетесь на данный момент времени. Созданные вами произведения подсказывают порой нестандартные и эффективные решения сложных жизненных ситуаций.

Лейтмотив всех заданий – ваши чувства и ощущения, ваше состояние. Целительный эффект наступает от самого творческого акта. Каждое упражнение, снимая маски и зажимы, возвращает вас к сути, к корням, к сердцу, к первопричинам, что помогает ощутить уверенность в себе и в своих силах.

ДЛЯ КОГО ТРЕНИНГ

Арт-тренинг будет полезен Вам, если Вы:

  • заинтересованы в собственном развитии и испытываете интерес к новому
  • стремитесь расширить свой внутренний потенциал
  • хотите разобраться в жизненных затруднениях и проблемных отношениях
  • осознать новые перспективы и цели

ЧТО ПОЛУЧАТ УЧАСТНИКИ

Вы сможете приобрести такие навыки, как:

  • Уверенное поведение во взаимоотношениях с другими
  • Прямое и открытое выражение собственного мнения без оглядки на окружающих
  • Способность отказывать и говорить «нет», когда это необходимо
  • Открытость в выражении чувств и желаний
  • Уверенное выступление перед аудиторией

В нашей программе также интересные экскурсии. Путешествия и арт-терапия восстановят ваше внутреннее равновесие. Вы сможете ощутить свою собственностью ценность, обрести уверенность в своих силах и найти внутренний ресурс.

УНИКАЛЬНЫЕ БОНУСЫ ТРЕНИНГА

  • Творческие мастерские Светланы Веремейцевой
  • Кино-терапия Ирины Кранк

Стоимость участия 26000 рублей. Для постоянных участников скидка 20% (23 500 руб).

В СТОИМОСТЬ ВХОДИТ: тренинговая программа, проживание (без питания), экскурсии.

НАШ АРТ-ТРЕНИНГ - ЭТО ОПТИМАЛЬНОЕ СОЧЕТАНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ТРЕНИНГА И АКТИВНОГО ОТДЫХА!

РАСПИСАНИЕ

ЗАПИСАТЬСЯ

ПРОГРАММА АРТ-ТРЕНИНГА

Я в своих глазах и в глазах других

Каким я хочу и могу быть

Моя уверенность и мое тело

Работа с Внутренним Критиком

Моя уверенность – мой потенциал

ВЕДУЩИЕ ТРЕНИНГА

УЧЕНИКИ М.Е. ЛИТВАКА

Наши тренеры - это практики, профессионалы своего дела. Это значит, что все знания, методы и техники, которые мы предлагаем, проверены нами на собственном опыте. Наряду с этим наши тренеры внимательны к групповой динамике; психологический комфорт каждого участника и настроение группы является предметом нашего пристального внимания и заботы.

У каждого из нас есть свой особенный и уникальный путь. Он индивидуален и не похож на другие. Природа в каждом заложила интуитивное понимание, что нам нужно для развития и здоровья. Главное - найти свою индивидуальность, слушать себя и понимать, почему в нашей жизни происходят те или иные события. Мы верим в ценность индивидуальности, и считаем, что внутренняя гармония, а также состояния радости, наполненности и смысла имеют первостепенную важность в жизни человека. Психология - это возвращение к себе. И у каждого свой ПУТЬ – это дорога, по которой мы идём, встречаясь, общаясь, помогая друг другу.