Малый ракетный корабль тайфун проекта 22800 каракурт. Корветы типа «Каракурт» — реальная сила на море

Современная концепция развития военно-морского флота России предполагает строительство кораблей самых разных классов, однако в некоторых деталях Россия является законодательницей мод в нынешнем кораблестроении. Именно российский ВМФ с началом нового тысячелетия годов стал получать новейшие корабли любопытной конструкции. Небольшие по водоизмещению и по размерам корабли обладали огромной огневой мощью. Первым пробным шаром стало строительство кораблей проекта 21631 типа «Буян», которые на Западе были причислены к классу корветов. Продолжением успешного проекта стали корабли проекта 22800, в конструкции которых удалось реализовать все самые последние разработки.

Российские крылатые ракеты морского базирования «Калибр» дали реальный толчок для возрождения забытого класса кораблей – малых ракетных кораблей. Маленькие, хорошо вооруженные корабли, способные действовать одновременно на реках и на море, представляют эффективный инструмент сдерживания военной угрозы. Нынешние российские корветы типа «Каракурт», небольшие и могучие корабли, во многом схожи со своими предшественницами — канонерскими лодками. Не отличаясь большими размерами, вооруженные мощной артиллерией – эти корабли были эффективными боевыми средствами во многих флотах.

Малые ракетные корабли — российское ноу-хау

Сегодня концепция строительства малых ракетных кораблей для отечественного флота реализуется уже на основании полученных реальных результатов и фактов. Идея в том, что корабль класса «река-море», имеющий небольшое водоизмещение может нести средства вооружения огромной мощности. Благодаря появлению крылатой ракеты «Калибр-НК» это стало возможным. К тому же опыт строительства небольших кораблей класса – корвет у отечественных кораблестроителей был. Сначала были малые артиллерийские корабли проекта 21630 типа «Буян», строившиеся для нужд Каспийской военной флотилии. Далее проект получил развитие по пути усиления боевых возможностей кораблей. Улучшенный проект 21631 типа «Буян-М» уже предполагал строительство боевых кораблей не с обычной артиллерией, а вооруженных ударным ракетным комплексом.

Последующее успешное боевое применение малых ракетных кораблей в качестве ударной силы только утвердило руководство флота в правильности выбранного пути развития малых сил флота. С малых ракетных кораблей Каспийской военной флотилии «Углич», «Великий Устюг» и «Град Свияжск» 7 октября 2015 года были совершены пуски крылатых ракет «Калибр-НК» по целям Исламского Государства на территории Сирии. Ракеты, пролетев 1,5 тыс. км, поразили заданные цели. Эта операция прекрасно показала, что небольшие корабли в нынешних условиях могут представлять собой внушительную боевую силу. И это несмотря на то, что данный тип кораблей строился преимущество для действия во внутренних и в прибрежных акваториях.

Стало ясно, что при внесении некоторых изменений в конструкцию МРК, эти небольшие и грозные суда смогут действовать и на удаленных морских театрах. В данном случае брались во внимание сразу три весомых аргумента:

  • корабли такого класса могут быть построены на небольших судостроительных заводах;
  • высокие темпы строительства боевых судов;
  • сравнительно невысокая стоимость строительства в сравнении с постройкой более крупных океанских кораблей.

Тем более, что за счет малых ракетных кораблей Россия могла за короткий период существенно нарастить свою военно-морскую мощь на южном фланге. Техническим решением поставленной задачи стал корвет проекта 22800. Эти небольшие военные корабли, обладающие хорошей мореходностью и огромной огневой мощью, могут стать серьезной ударной силой отечественного флота на данный период. Новый проект получил и соответствующее название – «Каракурт». Небольших размеров, малозаметный корабль может нанести смертельный удар любому противнику как на море, так и на суше.

Каракурт – это ядовитый паук, обитающий в засушливых регионах. Несмотря на небольшие размеры, насекомое может нанести смертельный укус. Яд паука поражает центральную нервную систему, приводя к параличу сердечной мышцы и органов дыхания.

Рождение проекта и строительство судов

Проект 22800 можно смело назвать одной из самых смелых и удачных отечественных разработок в области военного кораблестроения. Основная идея проекта — создание корабля ближней морской зоны небольшого водоизмещения с развитым вооружением, которое включает оборонительные и ударные системы. Отталкиваясь от предыдущего проекта МРК типа «Буян», конструкторами было предложено ограничить водоизмещение новых кораблей 800 тоннами. Корабли должны стать универсальными боевыми единицами, способными решать широкий спектр боевых задач, как в составе флотского соединения, так и самостоятельно.

Как и прежде, разработкой проекта занималось Санкт-Петербургское ЦКБ «Алмаз». Это предприятие имеет огромный опыт создания военных кораблей всех классов и типов. Конструкторы старались использовать имеющиеся инженерно-технологические наработки по предыдущим аналогичным проектам. За образец брались ракетные катера проекта 12300 и малые ракетные корабли проект 21631 типа «Буян-М». Планировалось, используя конструктив уже имеющихся кораблей, повысить мореходность нового корабля. Предполагалось строить корабли нового проекта в трех модификациях: патрульно-сторожевой вариант, противолодочный и ударный вариант.

Впервые о новой разработке отечественного оборонпрома широкая публика узнала летом 2015 года, когда впервые был продемонстрирован макет нового корабля. Спустя пять месяцев, в декабре того же года были заложены первые две единицы МРК «Ураган» и «Тайфун». Головной корабль получил название в память о первом сторожевом корабле отечественной постройки «Ураган». Заказ на строительство новых боевых судов для отечественного флота получил Петербургский судостроительный завод «Пелла». В планах флотского командования постройка 18 судов этого класса, которые будут строиться сразу на нескольких судостроительных заводах. Для судоверфи «Пелла» в планах на ближайшие годы определено строительство 7 боевых кораблей проекта 22800, которые должны использовать производственные мощности других судостроительных предприятий. Если первые суда были заложены в Санкт-Петербурге на производственной площадке в Отрадном, то два последующих серийных корабля уже строятся на производственных мощностях судостроительного завода «Море». Строительство остальных корабли в соответствии с Госзаказом было распределено следующим образом:

  • ССЗ «Море» г. Феодосия»;
  • ССЗ «Залив» г. Керчь;
  • Зеленодольский судостроительный завод г. Зеленодольск Республика Татарстан;
  • Амурский судостроительный завод г. Комсомольск на Амуре.

Распределение госзаказа на постройку малых ракетных кораблей сделано не случайно. В каждом отдельном случае можно говорить о том, что постройка судов ведется в рамках программы пополнения Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов. Следом за первыми двумя судами, которыми должен пополниться Балтийский флот, на верфях в Отрадном заложили уже два следующих МРК «Шквал» и МРК «Буря», место службы которых еще не определено. Первыми кораблями, которыми может пополниться Черноморский флот должны стать корабли в ударном варианте исполнения «Шторм» и «Охотск», заложенные в Феодосии в 2016-17 гг.

Производственные мощности Зеленодольского судостроительного завода уже загружены строительством двух «каракуртов», МРК «Муссон» и «Пассат». Готовы к началу строительства и три других корабля, контракты на постройку которых, уже подписаны. Прорабатываются технологические возможности Амурского судостроительного завода для начала постройки судов нового поколения, которые, по планам военного флотского командования, в количестве 6 единицы будут переданы Тихоокеанскому флоту РФ.

Строительство новых ракетных кораблей ведется активными темпами. В июле-декабре 2017 года планируется сдача приемной комиссии первых двух кораблей проекта 22800 «Ураган» и его аналог, ракетный корабль «Тайфун». В данном случае прослеживается преемственность поколений военных кораблей. Практически 88 лет назад на Николаевской верфи в Ленинграде было начато строительство сторожевых кораблей типа «Ураган», которые стали на тот период основным ядром молодого советского флота. Сегодня новые ракетные корабли проекта 22800 продолжают славную традицию своих предшественников.

Особенности кораблей проекта 22800

Все суда проекта, которые сегодня строятся в рамках Государственного заказа, должны быть переданы флотам до 2020 года. Корабли, которые будут строиться на Дальнем Востоке должны быть готовы к 2022 году.

По мнению военных экспертов, МРК типа «Каракурт» — это суда класса «река-море», которые усовершенствованы в соответствии с новой оперативно-тактической обстановкой, сложившейся на флангах. В целом, новые суда являются универсальными боевыми единицами и должны стать важным компонентом для укрепления обороноспособности РФ на море.

Строительство мореходных небольших платформ с комплексом ударных вооружений может нейтрализовать создавшуюся угрозу военно-морским силами РФ в Европейской части и на Дальнем Востоке. Ракетная компонента, которая является основным коньком данного проекта, позволяет накрывать любые цели в радиусе 1500-2000 км. В зону действия ракетных комплексов «Калибр» морского базирования входят практически все сухопутные и морские объекты в Западной Европе и на тихоокеанском побережье. Из района Каспийского моря малые ракетные корабли способны накрывать цели в районе Персидского залива. Другими словами, обладая многочисленной группировкой кораблей подобного класса, Российский Военно-Морской флот становится способным ответить на любые внешние угрозы.

Основное новшество, которым отличается этот проект, — улучшенные мореходные качества судов. Корабли, несмотря на принадлежность к классу судов «река-море», тяготеют больше к корветам — судам, способным свободно действовать в акваториях прибрежных морей. При сравнительно скромных размерах: длина судна 67 метров и ширина 11 метров, корабли могут выдерживать волнение силой до 6-7 баллов. Этому способствовало увеличение осадки кораблей до 4 метров. Дальность действия малых ракетных кораблей проекта 22800 осталась такой же, как и у корветов проекта 21631 и составила 2500 миль. Зато увеличилась автономность плавания, которая выросла до 15 суток.

Интересным выглядит и корпус корабля. Геометрия палубных надстроек и обводы корпуса разработаны с учетом малой заметности. В качестве основного конструктивного материала использованы специальные сплавы, способные снизить радиолокационную заметность корабля на экранах радаров. Наличие на корветах типа «Каракурт» нового и совершенного радиолокационного и навигационного оборудования делает эти корабли зрячими и скрытными.

Что касается систем вооружения, то новые корабли флота имеют комбинированную систему вооружений. Основной акцент делается на ударный противокорабельный ракетный комплекс «Оникс» и на крылатые ракеты «Калибр-НК», которыми оснащаются суда. Установки вертикального пуска располагаются в корпусе основной настройки, сразу за боевой рубкой. Такое расположение пусковых установок ракетных комплексов позволяет выгодно использовать остальные палубные пространства корабля. В комплексе с ударными средствами вооружений, новые строящиеся корабли будут оснащаться противовоздушным комплексом «Панцирь-М». В его задачи входит создание мощной и эффективной противовоздушной обороны корабля от воздушного нападения любого вида. На первых двух судах МРК «Ураган» и «Тайфун» функции ПВО выполняют артиллерийские установки Ак-630М и переносные ПЗРК «Игла».

В заключение

Строительство новых малых ракетных кораблей типа «Каракурт» выводит Российский военно-Морской Флот в ряды наиболее боеспособных флотов мира. Несмотря на малый тоннаж новых боевых единиц, огневая мощь флота заметно вырастет. Это касается в первую очередь регионов, где постоянно наблюдается внешнеполитическая напряженность. Акватория Черного моря и Восточное средиземноморье на сегодняшний день для России являются ключевыми зонами действия флота. Сирийский кризис, ситуация на Украине заставляют российское командование постоянно работать над усилением своей военно-морской группировки на южном фланге.

Не стоит забывать и о Дальнем Востоке, где ракетно-ядерные амбиции Северной Кореи угрожают всему региону. Растущая мощь китайских ВМС также становится причиной роста напряженности в Японском и в Восточно-Китайском море.

Благодаря проекту 22800 российский флот может в течение 4-5 лет в разы увеличить свою огневую мощь, создав реальный противовес военно-морским силами других стран на основных оперативно-тактических направлениях.

Администрация Зеленодольского завода имени Горького сообщила, что на период с 2019 по 2021 год предприятие запланировало постройку пяти малых ракетных кораблей типа корвет проекта 22800 «Каракурт». Еще три корабля предполагается выпустить на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла», а на мощностях феодосийского судостроительного завода «Море» построят еще один. Малые ракетные корабли в количестве еще трех единиц будут построены предприятиями «Пелла» и «Море».

С местами строительства еще шести кораблей пока еще не определились. Таким образом, Черноморскому, Балтийскому и Тихоокеанскому флотам прибудет достойное пополнение из восемнадцати малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Первый из них, сторожевой корабль с наименованием «Ураган», не исключено, что появится на вооружении Черноморского Флота уже в течение следующего года. Последующие корабли также уже нарекли не менее грозными именами - «Тайфун», «Шквал» и «Шторм»

Малый ракетный корабль проекта 22800 «Каракурт»

Малые ракетные корабли типа «Каракурт» были разработаны питерским ЦМКБ «Алмаз» — Центральным морским конструкторским бюро как альтернативный вариант кораблей в проекте 21631 «Буян-М» . Этот проект создавался всего лишь пятью годами ранее Зеленодольским проектно-конструкторским бюро. Соответственно, строительство этих «Буянов» также ведет Зеленодольское предприятие. Каспийская флотилия и Черноморский флот располагают уже сейчас пятью такими кораблями. Кроме того, еще четыре находятся в стадии постройки. Планировалось, что «Буяны» будут построены в количестве до десяти единиц. Вследствие того, что было отдано предпочтение «Каракуртам», последний девятый малый ракетный кораблю проекта 21631 начали собирать в апреле 2019 г. Спустя восемь месяцев удалось запустить в серию и «Каракурты».

Уникальный МРК нового поколения проекта 22800

Что касается ударного вооружения этих двух катеров — то оно приблизительно одинаковое. Почти такими же характеристиками обладает и сторожевой корабль того же класса «Ураган». Водоизмещение обоих катеров не слишком велико, тем не менее, «Буян-М» считается кораблем класса «река-море». Он уверенно себя чувствует как в волжских устьях, так и в акватории Каспийского моря. Однако при его невысокой мореходности даже просторы относительно небольшого Черного моря окажутся великоватыми. «Каракурт» проектировали как корабль для действий на открытых морских театрах.

Как недочет стал преимуществом российской промышленности

Не так давно прибавился еще один недочет к этому проекту. По причине введения западными странами против российского государства санкций, немецкая компания-производитель двигателей для «Буянов» приняла решение прекратить дальнейшее сотрудничество и отказалась предоставлять нам двигатели. Но им быстро нашли замену. Зеленодольские корабелы стали приобретать аналогичных 16-цилиндровые двигатели у Коломенского предприятия и петербургского завода «Звезда».

Слава о русском оружии прокатилась по всему миру

Осенью 2017 г. «Буранам-М» удалось прогреметь на весь мир. Четыре корабля из состава Каспийской флотилии - малые ракетные корабли «Углич», «Град Свияжский» и «Великий Устюг», а также ракетный крейсер «Дагестан» обстреляли цели с помощью крылатых ракет «Калибр». Массированный ракетный удар был нанесен по позициям террористической организации ИГИЛ (запрещенной в РФ), которые находились на дальности приблизительно полторы тысячи километров от точки старта.

О дальности и точности боевых стрельб, произведенных российскими кораблями, в мировых СМИ дискутировали почти неделю. Тем не менее, это не все, на что способны ракеты такого класса, ведь предельная дальность их полета может достигать более двух с половиной тысяч километров.

На вооружении малого ракетного корабля, «Каракурта» имеются те же самые ракеты, а именно «Калибр-НК ». Кроме того, используются еще и сверхзвуковые противокорабельные ракеты «Оникс», дальность стрельбы которых равна пятистам километров. Корабль вооружен также автоматической артиллерийской установкой калибра 100 мм либо 76 мм. Средства противовоздушной обороны оснащены зенитным ракетно-артиллерийским комплексом 3М89 «Палаш».

Всеракурсная многофункциональная радиолокационная станция, имеющая четыре неподвижные фазированные антенны решетки, а также высокоэффективная оптико-локационная станция обеспечивают «Палашу» возможность всепогодного и круглосуточного обнаружения любых целей, которые могли бы хоть как-то угрожать кораблю. Это могут быть, к примеру, самолеты, вертолеты, крылатые ракеты, даже беспилотники . Открытие огня на поражение этих целей может производиться на дальности до десяти километров и на высоте до пяти километров. Режим функционирования всего комплекса — автоматический.

Оснащение кораблей станциями радиоэлектронной борьбы

МРК «Каракурты», корабли проекта 22800, являются кораблями для действий в ближней морской зоне с дальностью плавания до 2500 миль и автономностью до пятнадцати суток. Катер водоизмещением восемьсот тонн имеет в длину шестьдесят метров, в ширину — десять метров, осадку - четыре метра. Скорость достигает тридцати узлов.

«Каракурты», так же как и «Буяны-М», создавались для того, чтобы заменить малые ракетные корабли «Овод» проекта 1234. Самые разнообразные их модификации были выпущены в 1967-92 годы. Всего построили сорок семь кораблей, но сейчас их осталось только двенадцать.

«Оводы», разработанные «Алмазом», выглядели куда солиднее «Каракуртов» по их ходовым качествам. Так, скорость «Овода» достигала до 35 узлов, а дальность - до 4000 миль. Однако устаревшее морально и физически вооружение все эти достоинства сводит к нулю. «Овод» вооружен «Малахитом», шестью противокорабельными ракетами П-120, имеющими предельную дальность до ста двадцати километров, а это значительно уступает восьми «Калибрам-НК» или «Ониксам».

Уникальность нового малого ракетного корабля

Заместитель министра обороны Юрий Борисов при закладке на стапеле судостроительного завода «Пелла» в конце июля прошлого года четвертого малого ракетного корабля по проекту 22800 заявил: «кораблей с аналогичной классификацией в мире просто не существует». У конструкторов КБ «Алмаз» получилось расположить на малом пространстве «Каракурта» множество грозного оружия. Кстати, это оружие можно именовать стратегическим, потому что любая ракета «Калибр» может быть оснащена ядерной боеголовкой.

Радиус действия ракетного вооружения «Каракуртов» в составе Черноморского и Балтийского флотов, а также представляющих Каспийскую флотилию, перекрывает ближневосточный регион и почти весь европейский континент. Если будет принято решение о поступлении этих кораблей в распоряжение Тихоокеанского флота, тогда перекроется почти все восточное полушарие в северной его половине.

Кто в классе сравнится «Каракуртом»: западные образцы кораблей

По мнению многих военных экспертов, «Каракурты» своей ударной мощью опережают все современные аналоги.

С «Каракуртами» может пойти в сравнение лишь один корвет на планете — к тому же, выпущенный пока в единственном экземпляре. Это последний корабль серии многоцелевых шведских корветов типа «Висбю». Он был принят на вооружение шведскими военно-морскими силами весной 2013-го года.

Его водоизмещение составляет шестьсот сорок тонн, длина семьдесят один метр, а ширина почти десять с половиной метров. При скорости тридцать пять узлов его дальность составляет две тысячи триста миль. Строили корабль с учетом требований стелс-технологий. Четыре первых серийных корвета были сконструированы преимущественно как противолодочные корабли. Пятый имеет восемь дозвуковых противокорабельных ракет с дальностью до двухсот километров.

Израильский аналог — «Эйлат»

Имеется также израильская аналогия, но также выпущенная в единичном экземпляре. Речь идет об «Эйлате», ракетном корвете. Военно-морские силы Израиля приняли его в эксплуатацию еще в девяностых годах. Он обладает водоизмещением тысячу двести семьдесят пять тонн, длиной восемьдесят пять метров, шириной почти двенадцать метров. При дальности хода в экономном режиме может пройти три с половиной тысячи мили, а его максимальная скорость равна тридцати трем узлам.

Вооружение «Эйлата» также не дотягивает до уровня «Каракурта». Израильским конструкторам удалось разместить на борту корвета американские противокорабельные ракеты «Гарпун» с дальностью до ста тридцати километров и массой боевой части двести двадцать семь килограмм, при этом корабль располагает и дополнительным противокорабельным вооружением.

Противовоздушная оборона оснащена зенитно-ракетным комплексом «Барак» с 32 ракетами в боекомплекте, их дальность достигает десяти километров. «Эйлат» имеет в своем распоряжении 20-ти мм скорострельную пушку для стрельбы на дистанциях до полутора километров.

Проект 22800 — экономическая составляющая

Ракетные корабли с водоизмещением менее 1000 тонн — практически уникальная российская особенность. Вследствие этого сопоставлять «Каракурт» можно только лишь с более солидной техникой. По функциональности и дальности хода она превосходит наши корветы, но по ударному оружию и по мощи не дотягивают до российских кораблей. При этом противолодочное оружие, а также вертолеты или беспилотники усиливают живучесть кораблей более солидного водоизмещения.

Однако есть и обратная сторона медали — стоимость их строительства и эксплуатации, что нынешней российской действительности чрезвычайно актуально. Как бы там ни было, но по классическим параметрам «цены и качества» «Каракурты» получились прекрасными ракетными кораблями, пожалуй, даже мировыми лидерами.

Немецкий корвет «Брауншвейг»

Более основательным по массе является немецкий корвет проекта К130. Спуск на воду «Брауншвейга» в 2013-ом году, пятого корабля этой серии корветов, ознаменовал завершение ее выпуска. Корабли серии имеют водоизмещение тысячу восемьсот сорок тонн, длину до девяноста метров, оснащены вертолетом на борту. Корвет располагает противолодочными торпедами, зенитно-ракетным комплексом, спаренной зенитной пушкой калибра 27 мм, и 76 мм артиллерийской установкой.

Главным ударным вооружением, как и у шведов, является ПКР RBS 15M Mk3. Однако ракетных единиц в два раза меньше - только четыре. У «Брауншвейга» такая же дальность хода, как у «Каракурта» — до двух с половиной тысяч миль, но он обладает меньшей скоростью — двадцать пять узлов.

Американские эсминцы

Не мелочится и американский флот. Самыми малыми ракетными кораблями, построенными в количестве шестидесяти двух единиц, являются эсминцы, на вооружении которых — управляемое ракетное оружие проекта «Арли Берк». Эти корабли обладают дальностью хода шесть тысяч миль и водоизмещением до девяти тысяч тонн. При длине сто пятьдесят метров, высоте сорок пять метров обладают скоростью до тридцати двух узлов.

Противокорабельное вооружение укомплектовано 8 ракетами «Гарпун». Эсминцы располагают и зенитно-ракетными комплексами с артиллерией (зенитной и обычной), и противолодочным оружием (ракетами, торпедами и минами), а также вертолетом.

При необходимости они могут оснащаться общеизвестными «Томагавками », крылатыми ракетами численностью от восьми до шестидесяти единиц. Конечно, оружие солидное — но дозвуковое, имеющее дальность полета до тысячи шестисот километров. Однако оно лишь немного уступает «Калибрам» по скорости, точности и дальности, управление этим вооружением возложено на широко разрекламированную систему «Иджис».

Если у вас возникли вопросы - оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

С 2015 года российские судостроительные предприятия занимаются выполнением заказа на строительство большого количества малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт». К работам уже привлечены три верфи, а в ближайшем будущем к строительству присоединится еще один завод. На разных стадиях строительства сейчас находится девять кораблей. Строительство девятого только началось. Торжественная церемония его закладки состоялась во вторник 19 декабря.

Как сообщает пресс-служба министерства обороны России, 19 декабря в одном из цехов судостроительного завода «Море» (г. Феодосия) в торжественной обстановке был заложен новый малый ракетный корабль (МРК) проекта 22800. В соответствии с приказом главнокомандующего ВМФ адмирала Владимира Королева, новому кораблю было присвоено имя «Вихрь», продолжающее своеобразную традицию наименования новых МРК. В церемонии участвовали представители министерства обороны и флота, руководство завода «Море», делегация феодосийского руководства, а также судостроители и ветераны.


В соответствии с текущими планами министерства обороны, в течение нескольких следующих лет военно-морской флот должен будет получить почти два десятка малых ракетных кораблей типа «Каракурт». Ранее сообщалось, что строительство таких МРК будет осуществляться четырьмя судостроительными заводами в разных частях страны. Одним из исполнителей заказа стал завод «Море» в Феодосии. Часть производственных мощностей этого предприятия ранее была передана в ведение Ленинградского судостроительного завода «Пелла», что, как предполагалось, позволило бы повысить эффективность работ и ускорить выполнение заказа.

На данный момент в портфеле заказов завода «Пелла» присутствует восемь МРК проекта 22800. Половина этих кораблей будет построена на площадке в Отрадном, другие четыре – в Феодосии. Необходимо отметить, что завод «Море» в настоящее время строит уже три «Каракурта» из четырех, которые ему предстоит сдать. В обозримом будущем должна будет состояться торжественная закладка четвертого корабля. Кроме того, не за горами и сдача первого МРК, построенного в Крыму.

В мае 2016 года на судостроительном заводе «Море» в Феодосии состоялась закладка малого ракетного корабля с именем «Шторм» и заводским номером 254. Это третий корабль проекта 22800 и второй серийный. Для крымского завода, в свою очередь, «Шторм» является первым в рамках нового заказа. По известным данным, этот корабль должны будут достроить, испытать и передать флоту уже в следующем 2018 году.

Следующая церемония закладки «Каракурта» состоялась в середине марта текущего года. Кораблю с заводским номером 255 присвоили имя «Охотск». Второй для «Моря» и шестой в серии МРК должен будет войти в состав военно-морского флота не позднее 2019-20 годов. Буквально на днях был дан официальный старт строительству корабля «Вихрь» – третьего для феодосийского предприятия.

По имеющимся данным, Ленинградский судостроительный завод «Пелла», управляющий производственными мощностями «Моря», уже имеет планы по строительству очередного малого ракетного корабля. Вскоре в Феодосии состоится закладка очередного «Каракурта». Как сообщает пресса, этот корабль может получить имя «Циклон», продолжающее сложившуюся «метеорологическую» традицию. Его строительство должно будет завершиться не позднее начала двадцатых годов.

Как видим, ситуация со строительством кораблей проекта 22800 на заводе «Море» в Феодосии может быть поводом для оптимизма. Имеются заказы на четыре ракетных корабля, из которых три уже находятся на разных стадиях строительства, а четвертый будет заложен в самом ближайшем будущем. В то же время, ни один из крымских «Каракуртов» пока не был спущен на воду, но, судя по последним , подобные события не заставят себя долго ждать.

Завод «Пелла», располагающий двумя площадками в разных регионах, в настоящее время играет ключевую роль в строительстве перспективных малых ракетных кораблей. Он должен построить восемь «Каракуртов» и на данный момент, насколько известно, справляется с поставленными задачами. Два корабля (головной «Ураган» и первый серийный «Тайфун») в этом году были спущены на воду. Еще пять – «Шторм», «Шквал», «Буря», «Охотск» и «Вихрь» – находятся на стапелях на разных стадиях строительства. В ближайшее время состоится закладка восьмого корабля.

Также к строительству малых ракетных кораблей проекта 22800 «Каракурт» планируется привлечь два других предприятия. Не так давно стало известно, что Зеленодольский завод им. А.М. Горького получил заказ на строительство пяти ракетных кораблей. Два из них были заложены в прошлом году и в настоящее время строятся. Сведения о строительстве трех других «Каракуртов» пока не публиковались. Тот факт, что о закладке кораблей «Муссон» и «Пассат» стало известно только в 2017-м из отчета завода за предыдущий год, позволяет предполагать, что последний уже мог заложить новые корабли. Тем не менее, такая информация пока не подтверждается и не имеет прямых опровержений.

Для полного выполнения планов по строительству сравнительно крупной серии боевых кораблей необходим контракт еще на пять или шесть «Каракуртов». Согласно ранее опубликованным данным, в ближайшем будущем появится заказ на шесть таких кораблей. Их предполагается передать Тихоокеанскому флоту, и потому строительство будет вестись на минимально возможном расстоянии от будущих баз. Известно, что заказ должен будет получить Амурский судостроительный завод (г. Комсомольск-на-Амуре). В настоящее время военное ведомство и промышленность обсуждают условия такого соглашения.

Летом этого года было объявлено, что контракт с Амурским заводом появится в 2018-м. Вскоре после этого должна будет состояться закладка первого из кораблей новой серии. Строительство шести «Каракуртов» займет несколько лет и завершится не позднее 2022-23 годов. Со сдачей последнего «амурского» корабля текущие планы по строительству новых МРК проекта 22800 будут полностью выполнены. Будет ли после этого продолжено строительство новых ракетных кораблей или их в серии сменят другие проекты – пока говорить рано.

Из почти двух десятков малых ракетных кораблей не менее двух будет передано в состав Балтийского флота. По разным данным, на Балтику могут отправить головной корабль «Ураган» и первый серийный «Тайфун». Впрочем, имеются и иные сведения, согласно которым эти корабли войдут в боевой состав Черноморского флота. Так или иначе, основной задачей заводов «Пелла» и «Море», по всей видимости, является обновление корабельных соединений на Балтийском и Черном морях.

Где будут служить «Пассат», «Муссон» и три других корабля, построенные в Зеленодольске, тоже до конца не ясно. Относительная ясность присутствует только в случае с шестью «Каракуртами», которые в будущем будут построены Амурским судостроительным заводом. Передача этих кораблей любому оперативно-стратегическому объединению ВМФ России, за исключением Тихоокеанского флота, связана с множеством различных трудностей и попросту нецелесообразна.

Тем не менее, передача новых кораблей будущим эксплуатантам пока является делом будущего. На разных стадиях строительства находится 9 малых ракетных кораблей из 13 заказанных, и только два из них к настоящему времени были спущены на воду. Строительство «Каракуртов» идет рекордными темпами, но корабли пока не готовы к сдаче заказчику. Впрочем, первый акт о приемке корабля проекта 22800 будет подписан уже в следующем году, и после этого подобные события будут происходить с завидной регулярностью вплоть до начала следующего десятилетия.

Проект перспективного корабля с развитым ракетно-артиллерийским вооружением был разработан Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз» (г. Санкт-Петербург). На стадии формирования требований МРК нового типа рассматривались в качестве дополнения к кораблям проекта 21631 «Буян-М», пригодного для использования в иных условиях. Малые ракетные корабли проекта 22800 «Каракурт», согласно информации министерства обороны и организации-разработчика, предназначаются для ведения боевых действий в ближней морской зоне, а также для выполнения некоторых задач мирного времени.

«Каракурт» в некоторой мере похож на корабль «Буян-М», однако имеет заметные отличия того или иного рода. Проект 22800 предусматривает строительство корабля длиной 67 м и максимальной шириной 11 м с осадкой 4 м. Водоизмещение такого корабля – 800 т. В состав энергетической установки входят дизельные двигатели М-507Д-1 и дизель-генераторы ДГАС-315. По имеющимся данным, МРК проекта 22800 смогут развивать скорость до 30 узлов. Дальность плавания при экономном расходе топлива достигнет 2500 миль. Автономность по припасам – 15 суток.

Основой бортовых радиоэлектронных систем является боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». С ней сопряжены радиолокационная станция наблюдения «Минерал-М» и разнообразная аппаратура управления стрельбой из всех видов вооружения. Также предусматривается использование средств радиоэлектронной борьбы, комплексов связи и т.д.

Несмотря на сравнительно малые размеры, ракетный корабль типа «Каракурт» должен нести развитый комплекс вооружения разных классов и типов. Основным ударным средством корабля являются ракеты типа «Оникс» или «Калибр», используемые с универсальной вертикальной пусковой установкой 3С14. Боекомплект состоит из восьми ракет. Надводные, береговые или воздушные цели также можно атаковать при помощи артиллерийской установки АК-176МА с 76-мм автоматическим орудием.

Для защиты от ударов с воздуха МРК проекта 22800 могут получать разное . Первый вариант проекта предлагал монтировать на борту артиллерийские установки АК-630 с 30-мм зенитными автоматами, а также использовать переносные зенитные ракетные комплексы. Начиная с третьего корабля серии, «Каракурты» будут комплектоваться ракетно-пушечным комплексом «Панцирь-М», способным решать те же задачи, но имеющим больший потенциал в определенных ситуациях. Сравнительно мощное артиллерийское вооружение дополняется парой установок с крупнокалиберными пулеметами.

По официальным данным, при проектировании новых малых ракетных кораблей использовались определенные решения и подходы, направленные на получение тех или иных преимуществ. Благодаря этому корабль, несмотря на сравнительно малые размеры, отличается не только высокой маневренностью, но и хорошей мореходностью. Архитектура корпуса и надстройки была сформирована с учетом снижения заметность для всех существующих средств обнаружения. Сокращено отражение зондирующих сигналов РЛС противника. Отражение электромагнитного излучения производится преимущественно в сторону от источника.

МРК проекта 22800 «Каракурт» – имея сравнительно малые размеры и водоизмещение – несут развитый комплекс вооружения, в который входят мощные ударные средства с большим радиусом действия. Характерные ходовые качества и параметры вооружения делают такие корабли уникальным средством решения боевых задач в ближней морской зоне. Находясь вблизи берега, такие корабли способны контролировать значительные акватории и крупные зоны суши, а также наносить удары по надводным или сухопутным целям.

Несколько дней назад российская судостроительная промышленность приступила к строительству очередного корабля типа «Каракурт». Тем временем первые представители этого проекта уже достраиваются у стенки и в скором будущем должны будут выйти на испытания. Согласно известным планам промышленности и министерства обороны, головной корабль под именем «Ураган» будет принят на службу уже в 2018 году. Далее, в течение нескольких лет, за ним последуют остальные МРК, которые уже были заказаны либо только планируются к заказу. Таким образом, каждая церемония, подобная прошедшей в минувший вторник, является важным событием в жизни флота и прямо способствует его скорейшему перевооружению.

По материалам сайтов:
https://function.mil.ru/
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://rg.ru/
http://pellaship.ru/

На ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» спущен на воду головной малый ракетный корабль (МРК) «Ураган» проекта 22800 «Каракурт». Корабль, строительство которого началось в декабре 2015 года, должен быть передан Балтийскому флоту в декабре 2017 года.

МРК проекта 22800 был разработан в петербургском ЦМКБ «Алмаз» в качестве дополнения к уже выпускающимся на Зеленодольском судостроительном заводе им. Горького МРК проекта 21631 «Буян-М». Но, по сути, дополнение «Буянов-М» «Каракуртами» — это не только форсированное наращивание количества МРК в ВМФ РФ, но и повышение качества их группировки. При одном и том же составе ударного оружия (крылатые ракеты «Калибр» и противокорабельные крылатые ракеты «Оникс»), при примерно равном водоизмещении (900 т у «Каракурта» и 950 т у Буяна-М") новый корабль имеет два существенных отличия.

Во-первых, у проекта 22800 лучше мореходность, он способен действовать в ближней морской зоне в условиях сильного волнения. «Буян-М» — это скорее корабль класса «река-море». Ну и скорость у «Каракурта» повыше — 30 узлов против 25 узлов.

Во-вторых, новый МРК лучше защищен от атак с воздуха. Причем — значительно лучше защищен. На «Буяне-М» лишь зенитная 12-ствольная пушка калибра 30 мм и ПЗРК «Игла». На «Каракурте» — корабельная модификация зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Панцирь-М». Правда, этот комплекс начнут устанавливать лишь начиная с третьего корабля проекта 22800, «Шторма». Поскольку корабельный вариант «Панциря» еще не готов. По этой причине два первых «Каракурта» — «Ураган» и «Тайфун» — вынуждены будут довольствоваться зенитным артиллерийским комплексом «Палаш» и шестиствольной 30-мм артиллерийской установкой АК-306. Однако и эти огневые средства обслуживает мощная РЛС с четырьмя фазированными антенными решетками, обеспечивающими круговой обзор.

Существует и еще одно важное обстоятельство. Серийное строительство МРК «Буян-М» было начато в 2010 году. Планировали построить 12 кораблей. Тогда и в помине не было никаких санкций со стороны Запада. Но в 2014 году, когда достраивались четвертый и пятый корабли («Зеленый Дол» и «Серпухов»), немецкая компания MTU Friedrichshafen прекратила поставку двигателей. И проект повис в воздухе.

На настоящий момент лишь еще один «Буян-М» (шестой в серии, «Вышний Волочок»), спущен на воду и уже буксируется в Севастополь. А четыре застряли в доках. Для них замену германскому двигателю нашли в Китае. Но выйти на прежний ритм работы завод пока не в состоянии.

С «Каракуртами» подобных проблем нет. В их конструкцию сразу же был заложен двигатель отечественного производства.

К настоящему моменту запланирована передача на Балтийский и Черноморский флоты, а также — на Каспийскую флотилию 12 МКР «Каракурт». Однако рассматривается вопрос о том, чтобы построить еще как минимум шесть таких кораблей. И они должны поступить на Тихоокеанский флот. Похоже, вопрос будет решен положительно, о чем чуть ниже.

В строительстве «Каракуртов» принимают участие четыре завода: вышеупомянутый «Пелла», судостроительный завод «Море» в Феодосии (филиал «Пелла»), Зеленодольский завод, а также завод «Залив» в Керчи (филиал Зеленодольского завода). В связи с тем, что МРК «Каракурт» является более эффективным, чем «Буян-М», есть вероятность, что после достройки уже заложенных «Буянов» зеленодольские судостроители полностью переключатся на МРК проекта 22800.

И вот на днях стало известно, что в следующем году Министерство обороны намеревается разместить заказ на строительство шести «Каракуртов» на Дальнем Востоке — на Амурском судостроительном заводе. На то есть два резона. Во-первых, эти корабли предназначены для Тихоокеанского флота, а перегонять их на Дальний Восток с верфей европейской части России слишком накладно.

Во-вторых, к принятию такого решения приложила руку Объединенная судостроительная корпорация (ОСК). Дело в том, что Амурский завод входит в ОСК, а «Пелла» и Зеленодольский завод — не входят. Поэтому решение принималось под лозунгом «необходимо равномерное распределения заказов».

Решение, казалось бы, логичное. Но при ближайшем рассмотрении возникают сомнения относительно того, сможет ли завод на Амуре выполнить масштабный заказ не только в отведенные сроки, но и вообще? То есть хотя бы когда-нибудь?

Без преувеличения можно сказать, что основанный в 1936 году в Комсомольске-на Амуре Амурский судостроительный завод — прославленное предприятие. Всего на нем было построено 49 дизель-электрических подводных лодок, 59 атомных подводных лодок, включая стратегические ракетоносцы, эсминцы различных проектов. В общей сложности до 1991 года на воду здесь было спущено более трехсот различных кораблей и судов. То есть — ежегодно завод сдавал флоту в среднем по четыре корабля приличного водоизмещения.

В постсоветский период завод был практически остановлен. За последнюю четверть века на Амуре достроены лишь две дизельные и две атомные подводные лодки. К советскому наследию не относится лишь один корвет «Совершенный» проекта 20380. Вот он заложен в 2006 году и сдан Тихоокеанскому флоту нынешним летом. И давно стал поводом для многих скандалов. Причем — скандалов заранее предсказуемых.

Строить сравнительно небольшой боевой корабль целых 11 лет — это, видимо, мировой рекорд. При этом внешних проблем, связанных с несвоевременной поставкой оборудования, не существовало. Все срывы графика работ происходили по вине предприятия.

Кроме того, АСЗ катастрофически и регулярно не хватало денег на «Совершенный». В связи с этим Минобороны пошло на беспрецедентный шаг, повысив стоимость проекта с 7 млрд. рублей до 13 млрд. И это при том, что стратегическая атомная подводная лодка четвертого поколения стоит 25 млрд.

Тем не менее, в Москве кораблестроение на Дальнем Востоке решили поддерживать любой ценой. Видимо поэтому на АСЗ в 2012 году был заложен и второй корвет того же проекта — «Громкий». Тут дело пошло резвее, хотя тоже очень медленно. В июле этого года «Громкий» был спущен на воду. В строй он ступит в лучшем случае осенью следующего года. Таким образом, и эта стройка на АСЗ очень затянется — минимум на шесть лет. В соседнем Китае за такое время строят авианосцы.

При этом завод продолжает терпеть громадные убытки, которые стремительно нарастают. В 2015 году они составили 60 млн. рублей. В прошлом году — 8 млрд. рублей. Строительство одного МРК «Каракурт» стоит 2 млрд. рублей. Таким образом, если АСЗ получит контракт на шесть таких кораблей, то заработает лет за пять (если не будут сорваны сроки строительства) максимум 12 млрд. К сожалению, долги завода за тот же период наверняка возрастут намного больше.

В этом десятилетии кризисные менеджеры приходят на завод один за другим, примерно с полуторагодичным интервалом. С 2010 года заводом руководит уже пятый генеральный директор Владимир Кулаков , занявший этот пост в мае 2016 года. Несмотря на получение инженерного образования в Ленинградском кораблестроительном институте, назвать его корабелом крайне затруднительно. Поскольку трудовую деятельность он начал в 1978 году на Ижорских заводах, дойдя в 2009 году до должности директора по продажам. Затем был коммерческим директором в ряде предприятий нефтехимической промышленности. В судостроение пришел лишь в 2014 году, временно исполняя обязанности гендиректора судостроительного завода «Лотос» в Астраханской области, специализирующегося на строительстве сухогрузов, танкеров и барж.

То есть это типичный современный «эффективный» менеджер, оперирующий, прежде всего, экономическими категориями. Что, например, можно видеть из его интервью информагентству «Восток России», данном спустя год после вступления в должность. Разумеется, говорил Кулаков и о необходимости модернизации завода, и о закупке современного оборудования, и о ремонте производственных объектов. На это, по словам директора, ему необходимо почти 5 млрд. рублей. Однако, как заявляет Кулаков, «пока модернизация завода еще не началась — для ее реализации заводу нужно завершить ряд определенных мероприятий, связанных с мировыми соглашениями, долговыми обязательствами завода, в частности, банкам и инвестиционным компаниям».

Поэтому совершенно непонятно, каким же образом завод будет строить новейшие МРК, требующие современных технологических подходов? При этом гендиректор рассчитывает получить и заказ еще на пару корветов проекта 20380. Любопытно, что в этом его интервью нет ни слова о дефиците профессиональных кадров на АСЗ.

Удивляет и взгляд гендиректора на будущее завода: «Пока АСЗ специализируется на морских, речных судах и военных кораблях. Но я надеюсь, что только с таким производством завод связан не будет. Его будущее я во многом связываю со строительством газоперерабатывающего завода в Амурской области. Завод мог бы принять большое участие в данном проекте с точки зрения обеспечения его соответствующими объектами, необходимыми для производства». Между прочим: строительством именно таких объектов и занимаются Ижорские заводы, где гендиректор АСЗ начинал трудовую карьеру.

Таким образом — да, строительство МКР «Каракурт» для ТОФа, разумеется, рационально реализовывать и на Дальнем Востоке. Но при современном состоянии Амурского судостроительного завода это очень рискованно.

Проект "Каракурт" – это новая серия небольших кораблей. Водоизмещение – 800 тонн, длина около 60 метров, а максимальная скорость более 30 узлов, то есть примерно 55 километров в час. Но скромные размеры компенсирует внушительное вооружение.

На корабли планируют ставить ракетные комплексы "Калибр". Они использовались во время военного конфликта в Сирии, и успели зарекомендовать себя как мощное и точное оружие. Кроме того, "Каракурты" получат современные артиллерийские установки АК-176МА и системы противовоздушной обороны.

76-миллиметровые автоматические корабельные артиллерийские установки - это универсальное оружие, способное бороться с широкой номенклатурой целей. Они способны поражать не только вражеские корабли, но и воздушные цели, в том числе и беспилотники. Также с высокой эффективностью пушки можно использовать для обстрела берега, в том числе и целей, расположенных на значительном удалении от береговой черты. По сравнению с предыдущими модификациями, у АК-176МА более чем в 2 раза повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность стрельбы, значительно выросла скорость наведения, а масса артиллерийской установки снижена и составляет менее 9 тонн.

Благодаря принятию на вооружение орудия АК-176МА российский флот получит преимущество над кораблями стран НАТО, оснащенными итальянскими пушками Oto Melara .

ВМФ России принял решение оснастить все малые ракетные корабли и катера сверхскорострельной 76-миллиметровой автоматической пушкой АК-176МА, уникальная точность которой благодаря цифровому управлению и всепогодной оптико-электронной системе не уступает снайперской винтовке. Примечательно, что в зависимости от типа корабля новейшее изделие, разработанное в КБ «Арсенал»*, может размещаться как в обычной шарообразной, так и в стелс-башне, которая за счет своих угловатых форм незаметна для радаров противника.

Строительство военной гавани в Новороссийске >>

Принципиальное решение об определении новейшей АК-176МА в качестве основного артиллерийского вооружения всех кораблей прибрежной зоны, малых ракетных кораблей (МРК) и ракетных катеров (РК) было принято летом нынешнего года. Ожидают до конца года завершения испытаний АК-176МА, после чего решение будет оформлено документально и подписано всеми заинтересованными сторонами. В настоящее время артиллерийская установка уже вошла в состав вооружения МРК проекта 22800 «Каракурт», а также РК проекта 1241.

АК-176МА является развитием семейства корабельных скорострельных пушек АК-176, первая из которых была принята на вооружение еще в 1979 году. При весе в 10 тонн новейшая артиллерийская установка способна за одну минуту выпускать по цели, находящейся на расстоянии 15 км, не менее 150 артиллерийских снарядов. Главное отличие АК-176МА от своих предшественниц - это система цифрового управления, а также новейшая оптико-электронная станция «Сфера-2», позволяющая обнаруживать цели на дальности в десятки километров днем и ночью, в сильный дождь и даже шторм.

Приводы горизонтального и вертикального наведения АК-176МА, которые вращают вправо и влево башню, а также поднимают вверх и вниз само орудие, оснащены цифровой системой передачи информации , благодаря которой артиллерийская установка, получив команду оператора или бортовой информационной системы корабля, перемещается с очень высокой точностью.

Убийца авианосцев >>

Сочетание высоких баллистических характеристик новейшей корабельной пушки и электронной системы управления обеспечивает АК-176МА полное превосходство над ближайшим конкурентом - 76-миллиметровой артиллерийской установкой итальянской фирмы Oto Melara.

Созданная в конце 60-х годов универсальная артиллерийская установка 76/62 принята на вооружение практически всеми крупными зарубежными флотами, включая и ВМС США , где ей присвоено обозначение Mk 75. Исключение составляют лишь ВМС Франции, Великобритании и Швеции, где используются артиллерийские установки собственной разработки.

Установка предназначена для поражения быстроходных надводных кораблей малого водоизмещения и катеров, нанесения огневых ударов по береговым сооружениям и борьбы с противокорабельными ракетами, маневрирующими на конечном участке траектории. При маневрировании ракеты ЭВМ системы управления стрельбой вычисляет новое упрежденное место встречи, команда на корректировку траектории снаряда передается по радиоканалу и отрабатывается с помощью шести пороховых двигателей, расположенных вблизи центра тяжести снаряда. Скорость вращения снаряда благодаря раскрывающемуся хвостовому стабилизатору уменьшена до 200 об/мин, а траектория его полета может быть изменена на 15°. Снаряд весом 6,66 кг начинен 500 г взрывчатого вещества и 1100 г вольфрамовых кубиков, которые при подрыве заряда взрывчатого вещества контактным взрывателем надежно поражают крылатую ракету .

«Корабль-невидимка» российского флота: на что способен фрегат «Адмирал флота Советского Союза Горшков» >>

АК-176МА выпускается в модульном исполнении и включает кроме модуля собственно артустановки, также выполненные в виде модулей, главный распределительный щит и пульт дистанционного управления. Модуль артиллерийской установки состоит из надпалубной и подпалубной частей. Станок и люлька изготовлены из легкого антикоррозийного алюминиевого сплава. В механизмах вертикальной и горизонтальной наводки используются электродвигатели с высокой удельной мощностью и очень малой инерцией.

В настоящее время АК-176МА проходит испытание на борту пограничного сторожевика 1-го ранга «Полярная звезда», головного корабля проекта 22100 «Океан», который должен быть передан погрануправлению до конца текущего года.

Проведенные стрельбы показали полное соответствие характеристик новейшей артиллерийской установки указанным в тактико-техническом задании. На «Полярной звезде» и ее «систершипах» (серийных кораблях одного проекта) будут стоять АК-176МА в классических куполообразных башенных установках, так как радиолокационная незаметность для таких кораблей не так важна. В то же время на малых ракетных кораблях проекта 22800 АК-176МА будет исполнена в специальной стелс-башне с большим количеством углов, необходимых для отражения электромагнитных волн.

Малый ракетный корабль Черноморского флота «Серпухов» сменит «Зеленый Дол» >>

Радиолокационные волны отражаются в первую очередь от надстройки корабля и артиллерийских установок, которые из-за своей формы и большей концентрации метала в конструкции зачастую при облучении вражеской РЛС служат главным демаскирующим признаком. Поэтому стелс-башня АК-176МА гарантированно защитит корабли от обнаружения радиолокационными средствами противника.

P .S . 17 марта 2017 года на судостроительном заводе "Море" в Феодосии прошла церемония закладки нового малого ракетного корабля "Охотск". Это уже второй МРК проекта 22800 "Каракурт". Производство первого, под именем "Шторм", стартовало на полуострове в мае 2016 года, а третий собираются заложить в конце 2017.

Технологический цикл строительства - порядка 32 месяцев. Поэтому сдавать корабли будут в период с 2018 по 2020 годы. Всего Военно-морскому флоту России передадут восемнадцать "Каракуртов". Три из них построят в Крыму, пять в Татарстане, на Зеленодольском судостроительном заводе, а остальные в Ленинградской области, на предприятии "Пелла" .

* Конструкторское бюро «Арсенал» (г. Санкт-Петербург) более 60 лет специализируется на разработке артиллерийских установок (АУ) различных калибров и корабельных ракетных пусковых установок. В течение 1949-1980 гг. КБ «Арсенал» разработало для вновь строившихся, а также проходивших модернизацию боевых надводных кораблей более 12 типов полуавтоматических и автоматических зенитных и универсальных АУ калибра 45, 57, 76, 100 и 130 мм. Практически все корабли ВМФ РФ водоизмещением более 600 тонн вооружены АУ, разработанными конструкторским бюро «Арсенал».