Презентация «Современные концепции эволюции. Презентация Значение теории эволюции

Несколько модусов (способов) филэмбриогенеза. Основные работы, легшие в основу СТЭ. Доказательства эволюции: В ХIХ веке. Гомологичные органы. Синтетическая теория. Эмбриологические доказательства. Первая теория эволюции. Основные положения Ламарка. Рудименты. Путешествие натуралиста. Теория эволюции. Мысли о развитии природы. Portrait of Jean-Baptiste Lamarck. Теория филэмбриогенезов Северцова. Карл Бэр и закон зародышевого сходства.

«Современные концепции эволюции» - Правила макроэволюции крупных групп организмов. Формы естественного отбора. Организмы. Стабилизирующий отбор. Видовое разнообразие. Традиционная биология. Синтетическая теория эволюции. Животный мир. Борьба между различными видами. Эволюция. Жизнь. Ароморфоз. Борьба за существование. Макроэволюция и микроэволюция. Вехи эволюционного развития организмов. Адаптация группы. Ламарк. Дезруптивный (отсекающий) отбор.

«Новая теория эволюции» - Следствие вчерашней кинетики. Живая природа. Предложенная концепция. Иерархическая система живого. Элементоны. Понятие «метаэволюция». Естественный отбор. Аппарат адаптивной поисковой оптимизации. Предлагаемый поисково-оптимизационный подход. Трактовка функционирования. Микроэволюция. Регулирующий механизм эволюции популяции. Непрерывное стремление основных компонентов. Понятие метаэволюции как процесса.

«Развитие эволюционных идей» - Ж.Бюффон. Ступеньки эволюционных идей. Ступень эволюционных идей. Античные учёные. К. Линней. Эволюционная биология. Ж.Б. Ламарк. Лестница существ по Ламарку. Схема классификации растений по Линнею. Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции. Лестница существ по Аристотелю. Биологическая эволюция. Схема классификации животных по К. Линнею. Ступень эволюционных взглядов. Додарвиновский период.

«Положения синтетической теории эволюции» - Изоляция как фактор эволюции. Архантропы. Параллельная эволюция. Изменения в популяциях. Палеоантропы. Этапы развития жизни в Кембрии. Условия равновесия Харди-Вайнберга. Этапы развития жизни в Девоне. Популяция. Движение континентов. Конвергенция. Популяционно-видовой уровень жизни. Экологическая структура популяции. Эволюция человека. Современные люди. Двойники. Типы эволюционных процессов. Зональность климата.

Эволюционная биология. Лестница существ по Ламарку. Биологическая эволюция. Ступеньки эволюционных идей. Додарвиновский период. Схема классификации животных по К. Линнею. Ж.Б. Ламарк. Ступень эволюционных взглядов. К. Линней. Схема классификации растений по Линнею. Античные учёные. Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции. Лестница существ по Аристотелю. Ж.Бюффон. Ступень эволюционных идей.

«Положения синтетической теории эволюции» - Двойники. Направление эволюции. Кроманьонцы. Свойство реальности. Морфологический критерий. Параллельная эволюция. Изменения в популяциях. Климат. Нижнечетвертичный период. Этапы развития жизни в Девоне. Эффект основателя. Ароморфозы Архея и Протерозоя. Этапы развития жизни в Ордовике. Факторы эволюции. Конвергенция. Пусковой механизм видообразования. «Вид» в биологии. Австралопитек. Этапы развития жизни в Антропогене.

«Новая теория эволюции» - Понятие «метаэволюция». Непрерывное стремление основных компонентов. Трактовка функционирования. Минимизация критерия эквивалентна максимизации. Процесс поисковой оптимизации энергетики. Иерархическая система живого. Предлагаемый поисково-оптимизационный подход. Имманентная активность. Естественный отбор. Понятие метаэволюции как процесса. Живая природа. Предложенная концепция. Аппарат адаптивной поисковой оптимизации.

«Идеи развития органического мира» - Дарвин обнаруживает окаменевшее гигантское исчезнувшее млекопитающее. Карл Линней. Дарвин в качестве натуралиста отправился в кругосветное путешествие. Представители из семейства пересмешниковых отличаются от таковых в Чили. Чарльз Роберт Дарвин. Жорж Бюффон (1707 - 1788), видный французский естествоиспытатель. Чарлз Лайелл, или Лайель. Джон Рей (1628 – 1705). Ламарк Жан Батист Пьер Антуан де Моне (1744-1829).

«История эволюционного учения» - Популяция. Главные направления прогрессивной эволюции. Античные представления. Изменчивость. Основные положения теории Ч. Дарвина. Самостоятельная работа. Реально вид существует в виде популяций. Направления. Объект изучения. Что такое критерии вида. Биологические последствия адаптаций. Современные представления о теории эволюции. Эволюция. Учение Ч. Дарвина о естественном отборе. Генетические различия.

«История эволюционных идей» - Эрнст Геккель. Принципы теории Дарвина -Уоллеса. Первая теория эволюции. Биохимические доказательства. Доказательства эволюции. Карл Бэр и закон зародышевого сходства. Путешествие натуралиста. История эволюционных взглядов. Аналогичные органы. Ископаемые переходные формы. Гомологичные органы. Основные положения Ламарка. Биогенетический закон Геккеля-Мюллера. Ч. Дарвин. ХХ век – синтетическая теория эволюции.

Конспект урока по биологии в 11 классе по теме «Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина».


Описание материала: Предлагаю вам конспект урока по биологии в 11 классе по теме: «Развитие эволюционного учения Ч. Дарвина». Данный материал будет полезен учителям биологии, при объяснении нового материала по данной теме.

Интеграция образовательных областей
Научить детей:
а) не бояться проявлять инициативу;
б) научиться критически, смотреть, думать;
в) уважать других и другое вокруг себя;
г) хотеть быть честным и быть самим собой;
д) научиться сотрудничать.
Нужно: «учиться, чтобы жить» и «жить, чтобы учиться».
Цель: изучение сущности естественного отбора и борьбы за существование как основных факторов эволюции.
Задачи:
-познакомить учащихся с историей формирования и развития эволюционных идей;
-рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории, познакомить учащихся с взглядами К. Линнея, Ж.Б.Ламарка, Ж. Кювье, К.Бэра, Ч. Лайеля;
- раскрыть основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина.
Элементы содержания: изменчивость, естественный отбор, искусственный отбор, передовые свойства, борьба за существование.
Оборудование : портреты ученых, карточки для закрепления изученного материала.
Тип урока: комбинированный.
I Организационный момент:
II Актуализация знаний учащихся:
Учитель:
1.Чем можно объяснить господство представлений о неизменности видов в XVIII веке?(ответы детей)
2.Как вы понимаете, что такое эволюция?(ответы детей)

III Изучение нового материала:

Слайд № 1
С высказыванием древнегреческого философа Гераклита. «Все есть и не есть, потому что хотя и настанет момент, когда оно есть, но оно тут же перестает быть… Однако и то же и молодо и старо, и мертво и живо, то изменяется в это, это, изменяясь, снова становится тем».
Учитель: Прочитайте высказывание древнегреческого философа Гераклита. Как вы понимаете эти слова?
На уроке мы будем говорить о развитии эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Слайд № 2
На слайде вы видите задачи нашего урока.
Познакомить с историей формирования и развития эволюционных идей;
Рассмотреть предпосылки возникновения эволюционной теории;
Познакомить учащихся с работами Ж-Б Ламарка и других ученых.
Раскрыть основные положения эволюционной теории Ч. Дарвина.
Учитель:
Основной труд Чарльза Дарвина « Происхождение видов» в корне изменивший представление о живой природе, появился в 1859 году. Этому событию предшествовала более чем двадцатилетняя работа по изучению и осмыслению богатого фактического материала, собранного как самим Дарвином, так и другими учеными. Сегодня мы поговорим с основными предпосылками эволюционных представлений, первой эволюционной теорией Жана Батиста Ламарка, узнаете о теории Чарльза Дарвина об искусственном и естественном отборе.
Сайд № 3
Основные понятия урока.
Запишите основные понятия, которые вы должны усвоить на уроке.
- Эволюция
-Наследственная изменчивость
-Естественный отбор
-Искусственный отбор
- Борьба за существование
Слайд № 4
Портрет Ч.Дарвина и цитата « Чем больше мы познаем неизменные законы природы, тем больше невероятными становятся для нас чудеса».

Слайд № 5
Чарльз Дарвин.
Английский ученый натуралист и путешественник. Одним из первых осознал и наглядно продемонстрировал, что все виды живых организмов эволюционируют во времени от общих предков. В своей теории основной движущей силой эволюции Дарвин назвал естественный отбор и неопределенную изменчивость. Идеи и открытия Дравина формируют фундамент современной теории эволюции и составляют основу биологии.
Учитель: Проследим основные пути формирование мировоззрения Дарвина и его систему доказательств.
Слайд № 6
Биография
1827-в течение трех лет изучал богословие в Кембриджском университете.
1831- по окончании университета отправился в кругосветное путешествие на экспедиционном судне королевского флота « Бигль».
За время путешествия побывал на Галапагосских островах и других местах.
Результаты исследований изложил в трудах Дневник изысканий, Происхождение видов путем естественного отбора.
Слайд № 7
План изучения урока
1. Эволюция.
2. Система органической природы К. Линнея.
3. Эволюционная теория Ж-Б Ламарка и других ученых.
4.Успехи в новых областях биологии в начале XIX века.
5.Предпосылки возникновения эволюционной теории.
6.Основные положения Ч. Дарвина.
Учитель: Термин « эволюция» (от латинского evolution- развертывание) ввел в XVIII веке швейцарский натуралист Шарль Боннэ.
Под эволюцией в биологии понимают необратимое историческое развитие природы. В биологии эволюция рассматривается как сила. ведущая к образованию новых форм организмов, как процесс, благодаря которому доклеточные формы жизни, возникшие более 3 млрд лет назад, дали начало исключительно сложным многоклеточным организмам нашего времени.
Слайд № 8
(портрет К. Линнея) Система органической природы К. Линнея (1707-1778)- шведского естествоиспытателя.


Учитель: Потребность в упорядочении быстро накапливающихся знаний привела к необходимости систематизировать их. Большой вклад в создание системы природы внес выдающийся шведский естествоиспытатель Карл Линней. Ученый описал более 8000 видов растений и свыше 4000 видов животных, установил единообразную терминологию и порядок описания видов.
Слайд 9
За единицу классификации он принял вид- совокупность особей, сходных по строению.
Выделил три царства: Растения, Животные и Минералы.
Установил единообразную терминологию.
Закрепил использование в науке бинарной (т.е. двойной) номенклатуры для обозначения видов. Каждый вид обозначается двумя словами. Например: Кошка домашняя (ливийская).
Установил принцип соподчиненности: соседние категории связаны не только сходством, но и родством, но чем дальше друг от друга находятся категории, тем меньше степень их родства.
Ошибочность его теории:
Видов столько, сколько создал Творец.
Ученый во многих случаях правильно объединил виды организмов по сходству их строения. Однако произвольность в выборе признаков для классификации привела Линнея к ряду ошибок. Он сознавал искусственность своей системы и указывал на необходимость разработки естественной системы природы.
Учитель: Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде французского естествоиспытателя Жаном Батистом Ламарком.
Слайд10


-Эволюционная теория Ж.Б. Ламарка.
(1744-1829) Основы первого учения об эволюции органического мира были разработаны и опубликованы в труде « Философия зоологии» в 1809г. французским естествоиспытателем Жаном Батистом Ламарком
Слайд 11
- Жан Батист Ламарк.
Эволюционная идея тщательно разработана, подкреплена многочисленными фактами, превращается в теорию.
Приводит доказательства изменяемости видов.
Ошибочные механизмы изменчивости:
1)стремление организмов к совершенствованию;
2) прямое влияние внешней среды и наследование признаков, приобретенных в течение жизни организма.
Учитель: В биологии был сделан ряд крупных открытий, которые оказались несовместимыми с представлениями о неизменяемости природы, об отсутствии родства между ними.
Слайд 12
Портрет Жоржа Кювье - французского ученого
(1769-1832)


Жорж Кювье.
Исследовал органы позвоночных;
Установил:
Все органы представляют собой части одной целостной системы;
Ни одна часть тела не может изменяться без соответствующего изменения других частей;
Установил, что вымирание древних животных и растений могло быть следствием крупных катастроф геологического характера.
Слайд 13
- Карл Бэр - российский ученый (1792-1876)


Впервые описал процесс возникновения тканей и органов в ходе развития эмбриона.
Сформулировал закон зародышевого сходства:
«Сходство зародышей разных систематических групп свидетельствуют об общности их происхождения»
Слайд 14
Чарльз Лайель - английский ученый (1797-1876)


Удалось расшифровать и датировать геологическую историю Земли.
Показал, что горообразование, вулканизм, оледенения, потоки, дождь, ветер, приливы, объясняют изменения земной поверхности, а значит и изменения в составе органического мира.
Учитель: Великий английский ученый Чарльз Дарвин разработал научную теорию об эволюции живой природы путем естественного отбора на основе синтеза огромного количества фактов из различных областей науки и сельскохозяйственной практики.
Слайд 15
Предпосылки возникновения эволюционной теории Дарвина.
1)Социально-экономические.
2)Научные.
Слайд 16
Социально- экономические предпосылки.
Развитие промышленности в Англии, интенсивный рост городов. Развитие колоний, бурное развитие селекций, выведение новых сортов растений и животных, проведение многочисленных научных экспедиций.
Слайд 17
Научные предпосылки.
Успехи систематики растений и животных, развитие биогеографии, сравнительной анатомии, эмбриологии и палеонтологии, появление клеточной теории и эволюционного учения Ламарка.
Учитель: Эволюционная теория Дарвина представляет собой целостное учение о развитии органического мира.
Слайд 18
Основные положения эволюционного учения Чарльза Дарвина.
Любой вид растений и животных в природе стремится к размножению в геометрической прогрессии. В природе происходит непрерывная борьба за существование. В борьбе за существование выживают и оставляют потомство особи, обладающие таким комплексом признаков и свойств, который, позволяет наиболее успешно конкурировать с другими. Движущей силой изменения видов является естественный отбор.
Учитель: В эволюционной теории Дарвина предпосылкой эволюции является наследственная изменчивость, а движущими силами эволюции - борьба за существование и естественный отбор.
Слайд 19

Это изменения признаков организма, обусловленные изменением генотипа.
Комбинативная - в результате перекомбинации хромосом в процессе полового размножения.
Мутационная - возникает в результате внезапного изменения состояния генов. Характер случайный, ненаправленный.
Слайд 20
Наследственная изменчивость (неопределенная)
Наследственная изменчивость и производимый человеком отбор представляют собой движущие силы эволюции.
Однако свойства, полезные с точки зрения человека, могут оказаться бесполезными и даже вредными в борьбе за жизнь, происходящей в дикой природе.
Слайд 21
Учение Дарвина об искусственном отборе.
Искусственный отбор - это процесс создания новых пород животных и сортов культурных растений путем сохранения и размножения особей с определенными, ценными для человека признаками и свойствами в ряду поколений.
Слайд 22
Формы искусственного отбора.
1.Сознательный (методический).
2.Бессознательный.
Признаки, накапливаемые при искусственном отборе, полезны для человека, но необязательно выгодны для животных.
Слайд23
Сознательный.
(Методический) искусственный отбор.
При методическом отборе селекционер ведет отбор по одному- двум признакам.
Условия успеха методического искусственного отбора- большое исходное число особей.
Слайд 24
Бессознательный искусственный отбор.
Человеком не ставилось цели вывести определенную породу или сорт.
Например: убивали или съедали в первую очередь худших животных, а сохранялись при этом наиболее ценные.
Слайд 25
Учение Дарвина о естественном отборе.
В результате борьбы за существование происходит естественный отбор - «Сохранение благоприятных индивидуальных различий и уничтожение вредных».
Накапливаются признаки, полезные только для организма в целом, в результате чего образуются виды и разновидности.
IV. Закрепление изученного материала.
Учитель:Работа по карточкам
Задание № 1
Какие утверждения верны:
1. Ламарк создал лучшую искусственную систему(-)
2. Линней считал, что виды существуют и не изменяются(+)
3. Ламарк создал первую эволюционную теорию.
4. Ламарк считал,что организмы изменяются от простого к сложному(+)
5.Ламарк отрицал изменчивость видов(-)
6.Линней разделил всех животных на 5 классов(-)
7.Ламарк считал, что все признаки, приобретенные в течение жизни, наследуются потомками(+)
8. Линней закрепил использование бинарной номенклатуры (двойных названий) для вида(+)
Домашнее задание:
Ответить устно на вопросы.
1.Как Ж.-Б. Ламарк объяснял многообразие видов в природе?
2.Какие предпосылки послужили толчком к созданию эволюционной теории?
3.В чем состоят основные положения учения Дарвина?
знать термины.

Дата
Тема урока:
СИНТЕТИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
ЭВОЛЮЦИИ

Основные положения эволюционного учения Ч.Дарвина
1. Все виды живых существ, населяющих Землю,
никогда и никем не были созданы.
2. Возникнув естественным путем, виды медленно и
постепенно преобразовывались и
совершенствовались в соответствии с окружающими
условиями.
Ч.Дарвин
(1809 -1882)

Основныеположения
положенияэволюционного
эволюционного учения
Основные
ученияЧ.Дарвина
Ч.Дарвина
3. Факторами создания сортов и пород являются
наследственная изменчивость и искусственный
отбор.
Ч.Дарвин
(1809 -1882)

Основныеположения
положенияэволюционного
эволюционного учения
Основные
ученияЧ.Дарвина
Ч.Дарвина
4. Факторами, приводящими к образованию новых
видов в природе являются наследственная
изменчивость и естественный отбор.
Ч.Дарвин
(1809 -1882)

Основныеположения
положенияэволюционного
эволюционного учения
Основные
ученияЧ.Дарвина
Ч.Дарвина
5. Борьба за существование – сложные и
многообразные отношения организмов между
собой и с условиями внешней среды. Неизбежность
борьбы за существование вытекает из
противоречия между способностью организмов к
неограниченному размножению и
ограниченностью жизненных ресурсов.
Ч.Дарвин
(1809 -1882)

Основныеположения
положенияэволюционного
эволюционного учения
Основные
ученияЧ.Дарвина
Ч.Дарвина
6. Следствием борьбы за существование является
естественный отбор – выживание наиболее
приспособленных особей. Естественный отбор
сохраняет особей с полезными в данных условиях
среды наследственными изменениями и устраняет
особей, не имеющих этих изменений.
Ч.Дарвин
(1809 -1882)

Основныеположения
положенияэволюционного
эволюционного учения
Основные
ученияЧ.Дарвина
Ч.Дарвина
7. Таким образом, из поколения в поколение в
результате наследственной изменчивости, борьбы за
существование и естественного отбора виды
изменяются в направлении все большей
приспособленности к условиям среды обитания.
Приспособленность не абсолютна, она носит
относительный характер.
Ч.Дарвин
(1809 -1882)

Основныеположения
положенияэволюционного
эволюционного учения
Основные
ученияЧ.Дарвина
Ч.Дарвина
8. Естественный отбор вызывает дивергенцию
(расхождение признаков) внутри вида и может
привести к видообразованию.
Ч.Дарвин
(1809 -1882)

Основныеположения
положенияэволюционного
эволюционного учения
Основные
ученияЧ.Дарвина
Ч.Дарвина
9. Способность организмов выживать в борьбе за
существование не обязательно связана с более
высокой организацией, поэтому наряду с
высокоорганизованными формами жизни
существуют и низкоорганизованные.
Ч.Дарвин
(1809 -1882)

На что не посмотрел Дарвина
Дарвин рассматривал
изменения нормы
реакции, при этом не
задался вопросом, каков
механизм выхода за
пределы нормы реакции.
Дарвин рассматривал изменения тех
признаков, которые уже были.
То есть, он не обратил внимания, или
игнорировал тот факт, что возникают
такие признаки, которых ранее не
существовало. Иными словами,
Дарвин не учитывал мутации.
Дарвин упростил понимание живой природы. Лишил представлений о
главном – о гармонии жизни, о изначальной целесообразности, о том,
что Ламарк называл внутренним стремлением к
самосовершенствованию, Аристотель изначальной целесообразностью.

Три
периодаразвития
развития дарвинизма
Три
периода
дарвинизма
Первый период - романтический (вторая половина XIX в.), когда
эволюционное учение одержало победу над метафизическим подходом, что
дало толчок к развитию новых областей науки: эволюционной
палеонтологии, экологии, биоценологии, эволюционной эмбриологии и т. д.
Пропагандистами и сторонниками учения Ч. Дарвина были русские ученые К.
А. Тимирязев, И. И. Мечников, А. О. и В. О. Ковалевские, И. М. Сеченов и ряд
зарубежных ученых, в числе которых Э. Геккель, А. Уоллес, Ф. Мюллер и др.
И. И. Мечников
И. М. Сеченов
А. О. и В. О.
Ковалевские
К. А. Тимирязев
А. Уоллес
Ф. Мюллер
Э. Геккель

Три
периодаразвития
развития дарвинизма
Три
периода
дарвинизма
Второй период - «отрицания» (конец XIX - начало XX в.)
Были переоткрыты законы Менделя. Генетика противопоставлена
дарвинизму. В это время эволюционное учение продолжало развиваться, а
теория естественного отбора стала подвергаться жесткой критике.
Этой теории были противопоставлены другие: мутационная, хромосомная,
миграционная, гибридизационная, которые утверждали, что виды
образуются не постепенно - эволюционно, а скачкообразно.
Автором мутационной теории был голландский ученый Г. де Фриз,
хромосомной – американский ученый Т. Морган.
Третий период - разработка синтетической
теории эволюции. Началом его следует
считать 1926 г., когда советский ученый С. С.
Четвериков сформулировал основные
положения популяционной генетики и
соединил дарвинизм с современной
генетикой. На этой базе сформировалось
современное учение о микроэволюции.



Большинство контраргументов против дарвинизма за
первую четверть века её существования было собрано в
двухтомной монографии «Дарвинизм: Критическое
исследование» русским философом и
Николай Яковлевич
публицистом Н. Я. Данилевским.
Данилевский

Данилевский наибольшее значение придавал контраргументу английского
инженера Ф. Дженкина, который с лёгкой руки Дарвина получил название «кошмар
Дженкина».
Согласно ему, случайно появившийся у отдельной особи полезный признак в
популяции постепенно будет нивелирован скрещиванием с обычными особями.
В статье Дженкина «аргумент заболачивания» был выдвинут для того, чтобы
показать, что случайное отклонение от «нормы» не сможет вызвать изменения
популяции в целом.
По Дженкину, полезный признак мог сохраниться только в случае его
возникновения сразу у большого числа особей и в короткий промежуток
времени (в одном поколении).

Проблемы в оригинальной дарвиновской теории, приведшие к утере её популярности

А. Беннетта высказывал соображения, сходные с идеями
Дженкина.
Суть их сводилась к следующему.
Допустим, для получения полезного признака требуется 10
поколений, причём в каждом признак может изменяться 20
способами. В таком случае для обнаружения полезного признака
требуется перебрать 2010 особей. Пусть численность особей в
популяции не превышает 106. В этом случае для образования
нового признака понадобится 1013 особей, или 107 поколений.
Следовательно, естественный подбор не может быть
эффективным как фактор образования новых видов.

Проблемы в оригинальной дарвиновской теории, приведшие к утере её популярности

В итоге в конце XIX - начале XX веков большинство биологов
принимало концепцию эволюции, но мало кто считал, что
естественный отбор является главной её движущей силой.
Господствовать стали неоламаркизм, теория ортогенеза и
комбинация менделевской генетики с мутационной теорией
Коржинского - Де Фриза.
Неоламаркизм - отрицание как единственной
формообразующей роли естественного отбора и признание
наследования приобретенных признаков.

Проблемы в оригинальной дарвиновской теории,
приведшие к утере её популярности
Ортогенез- концепция в эволюционном учении,
утверждающая, что развитие живой природы обусловлено
внутренними причинами, направляющими ход эволюции по
определённому маршруту, строго определяя его направление.
По этой концепции, направленность эволюции определяется
тем, что сама изменчивость изначально имеет определённую
направленность.
Направленность эволюции не зависит от естественного отбора.
Все изменения живых форм происходят по немногим, строго
предопределённым природой организма направлениям и
передаются по наследству.
Эту ситуацию английский биолог Джулиан Хаксли окрестил
«затмением дарвинизма».

В первой половине ХХ века была создана синтетическая теория эволюции
также современный эволюционный синтез.
СТЭ является синтезом генетики и дарвинизма.
Синтетическая теория, т.к. сложилась благодаря дарвинизму, генетике,
систематике, цитологии, морфологии, молекулярной биологии, биохимии,
физиологии, экологии.
Толчок к развитию
синтетической
теории дала
гипотеза о
рецессивности
новых генов.
Синтетическая теория эволюции (СТЭ) состоит из двух основных частей:
теории микроэволюции и теории макроэволюции

ВКЛАД
РУССКИХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ СТЭ
С.С Четвериков
Ввел в популяционную биологию концепцию «волн жизни»
И.И. Шмальгаузен
Создатель концепции стабилизирующего отбора. Но главным
достижением Шмальгаузена было развитие эволюционной
морфологии.
Н.В. ТимофеевРесовский
Сформулировал положение об элементарных явлениях и
факторах эволюции.
Г.Ф. Гаузе
С.С
Автор принципа конкурентного
исключения (принцип Вольтерры
- Гаузе; иногда закон Гаузе)
Четвериков
Дрейф генов
А.Л. Тахтаджян
Основные труды - по систематике,
эволюционной морфологии и филогении высших растений
Н.К.Кольцов
Один из основателей генетики в России и слияния её
достижений с эволюционной теорией.
Ф.Г.Добржанский
Интеграция дарвинизма и данных генетики.

Четвериков Сергей Сергеевич

В 1926 г. им была опубликована статья «О
некоторых моментах эволюционного
процесса с точки зрения современной
генетики»
данные генетики должны быть положены в
основу учения об изменчивости и стать
ключом к пониманию процесса эволюции.
Четвериков доказал, что мутации в
природных популяциях животных не
исчезают, могут накапливаться в скрытом
(гетерозиготном) состоянии и давать
материал для изменчивости и естественного
отбора.
Таким образом ему удалось связать
эволюционное учение Дарвина и законы
наследственности, установленные генетикой.

ВКЛАД ЗАРУБЕЖНЫХ УЧЕНЫХ В РАЗВИТИЕ СТЭ
В. Иогансен
Доказал неэффективность отбора у самоопыляющихся растений
Э. Майр
Разработал концепцию биологического вида.
Создал.теорию перипатрического видообразования.
Э. Баур
Разработал принципы генетического (факториального) анализа
В. Циммерман
Основные научные работы посвящены систематике, географии и
филогении споровых и цветковых растений, эволюционной морфологии,
палеоботанике и теории эволюции.
Дж. Симпсон
Впервые использовал выражение «синтетическая теория эволюции».
Заложил основы современного учения о макроэволюции
Дж. Хаксли
Изложил основы С Т Э изложены в книге «Современный синтез»
Г.Харди
один из авторов закона Харди - Вайнберга в популяционной генетике.
Джон Холдейн
Один из основоположников современной популяционной,
математической, молекулярной и биохимической генетики, а
также синтетической теории эволюции.

Основные положения синтетической теории
эволюции в общих чертах можно выразить
следующим образом:
Материалом для эволюции служат
наследственные изменениямутации (генные) и их комбинации
Основным движущим фактором эволюции
является естественный отбор, возникающий на
основе борьбы за существование.
Наименьшей единицей
эволюции является популяция.

Эволюция носит в большинстве случаев
дивергентный характер, т. е.
один таксон может стать предком
нескольких дочерних таксонов.
Эволюция носит постепенный и длительный характер.
Видообразование как этап эволюционного процесса
представляет собой последовательную смену одной
временной популяции чередой последующих временных
популяций.
Вид состоит из множества соподчиненных,
морфологически, физиологически, экологически,
биохимически и генетически отличных, но
репродуктивно не изолированных единиц -
подвидов и популяций.

Вид существует как целостное и замкнутое образование.
Целостность вида поддерживается миграциями особей из
одной популяции в другую, при которых наблюдается обмен
аллелями («поток генов»).
Макроэволюция на более высоком уровне, чем вид идет
путем микроэволюции.
Согласно синтетической теории эволюции, не существует
закономерностей макроэволюции, отличных от
микроэволюции. Для эволюции групп видов живых
организмов характерны те же предпосылки и движущие силы,
что и для микроэволюции.
Любой реальный (а не сборный) таксон имеет
монофилетическое происхождение.
Эволюция имеет ненаправленный характер, т. е. не идет в
направлении какой-либо конечной цели.



1. Материалом для эволюции служат
очень мелкие дискретные изменения
наследственности – мутации.
2. Мутационный процесс, волны
численности – факторы-поставщики
материала для отбора носят случайный
и ненаправленный характер.
3. Единственный направляющий фактор
эволюции – естественный отбор,
основанный на сохранении и
накапливании случайных и мелких
мутаций.

Основные постулаты синтетической
теории эволюции: (по Н.Н. Воронцову)
4. Наименьшая эволюционная единица –
популяция, а не особь. Популяция –
элементарная структурная единица
вида.
5. Эволюция носит дивергентный
характер, т.е. один таксон может стать
предком нескольких дочерних
таксонов. Но каждый вид имеет
единственный предковый вид,
единственную предковую популяцию.

Основные постулаты синтетической
теории эволюции: (по Н.Н. Воронцову)

длительный характер.
Видообразование как этап
эволюционного процесса
представляет собой
последовательную смену одной
временной популяции чередой

Основные постулаты синтетической
теории эволюции: (по Н.Н. Воронцову)
7. Вид состоит из множества соподчиненных
морфологически, биохимически, экологически,
генетически отличных, но репродуктивно не
изолированных единиц – подвидов и популяций.
8. Обмен аллелями, «дрейф генов», возможны
лишь внутри вида, при миграции особей из
одной популяции в другую. Если мутация имеет
положительную ценность, то она может
распространиться по всем его популяциям и
подвидам. Отсюда: вид – генетически целостная
и замкнутая система.
9. Основной критерий вида – его репродуктивная
изоляция. К формам, не имеющим полового
процесса (прокариоты, низшие эукариоты), не
применим.

Основные постулаты синтетической
теории эволюции: (по Н.Н. Воронцову)
10. Макроэволюция (на уровне выше
вида: род, семейство, отряд, класс и
т.д.) идет лишь путем микроэволюции.
Согласно СТЭ не существует
закономерностей макроэволюции
отличных от микроэволюции.
11. Эволюция непредсказуема и имеет
ненаправленный к некоей конечной
цели характер, т.е. не носит
финалистический характер.

БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:

Современное развитие биологической
науки вносит свои коррективы в
некоторые постулаты синтетической
теории эволюции.

СТЭ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:
Постулат 3
Единственный
направляющий
фактор эволюции –
естественный
отбор, основанный
на сохранении и
накапливании
случайных и мелких
мутаций.
Естественный
отбор – бесспорно
движущий фактор
эволюции, но не
единственный.
Формирующую
роль в
изолированных
популяциях
носит «дрейф
генов».

СТЭ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:
Постулаты 5-6
5. Эволюция носит дивергентный характер, т.е. один таксон может стать
предком нескольких дочерних таксонов. Но каждый вид имеет единственный предковый вид, единственную предковую популяцию.
6. Эволюция носит постепенный и
длительный характер. Видообразование как этап эволюционного
процесса представляет собой
последовательную смену одной
временной популяции чередой
последующих временных популяций.
Новые открытия
говорят, что
эволюция носит не
всегда дивергентный
и постепенный
характер.
Видообразование
может происходить внезапно,
путем
полиплоидии,
гибридизации,
хромосомных
перестроек.

СТЭ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:
Постулат 10
Макроэволюция (на
уровне выше вида: род,
семейство, отряд, класс
и т.д.) идет лишь путем
микроэволюции. Не
существует
закономерностей
макроэволюции
отличных от
микроэволюции.
Макроэволюция
может идти
через
микроэволюцию,
так и минуя
традиционные
микроэволюционные пути.

СТЭ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ РАЗВИТИЯ
БИОЛОГИЧЕСКОЙ НАУКИ:
Постулат 11
Эволюция
непредсказуема и
имеет
ненаправленный к
некоей конечной цели
характер, т.е. не носит
финалистический
характер
Несмотря на огромное
количество фактов, влияющих
на эволюционный процесс,
эволюция может быть
прогнозируема.
Оценивая прошлую историю,
генотипическое окружение и
возможное влияние среды,
можно предсказать
общее направление
эволюции, хотя эволюция и
не носит финалистический
характер.

Основные положения синтетической эволюции
Элементарной единицей эволюции считается популяция;
Материалом для эволюции являются мутационная и
рекомбинационная изменчивость;
Естественный отбор рассматривается как главная причина
развития адаптаций, видообразования и происхождения
надвидовых таксонов;
Дрейф генов выступает причиной формирования нейтральных
признаков;
Вид есть система популяций, репродуктивно изолированных от
популяций других видов, и каждый вид экологически обособлен;
Видообразование заключается в возникновении генетических
изолирующих механизмов и осуществляется преимущественно в
условиях географической изоляции.

Все сторонники синтетической теории признают участие в эволюции
трех процессов (факторов)
Мутационный
Генерирующий
новые
варианты генов
Селекционный
Рекомбинационный
Определяющий
соответствие
данным
условиям
обитания
Создающий новые
фенотипы особей

Сходства
Различия
1.
1.
2.
2.
3
3.
4
4.

Синтетическая теория эволюции не вызывает сомнений у большинства
биологов. Считается, что эволюция в целом удовлетворительно объясняется
этой теорией. Тем не менее за последние два десятилетия возросло число
публикаций, в которых отмечается, что СТЭ неадекватна современным
знаниям о ходе эволюционного процесса.
В качестве одного из наиболее часто критикуемых положений СТЭ можно
привести ее подход к объяснению вторичного сходства.
1. По неодарвинизму, все признаки живых существ полностью определяются
составом генотипа и характером отбора. Поэтому параллелизм объясняется
тем, что организмы унаследовали большое количество одинаковых генов от
своего предка, а происхождение конвергентных признаков целиком
приписывается действию отбора. Вместе с тем, хорошо известно, что черты
сходства, развивающиеся в достаточно удаленных линиях, часто бывают
неадаптивны и поэтому не могут быть правдоподобно объяснены ни
естественным отбором, ни общим наследованием. Независимое наследование
одинаковых генов и их сочетание заведомо исключается, поскольку мутации и
рекомбинации – случайные процессы.

Таким образом, эволюция, начавшаяся
на нашей планете с момента появления
на ней жизни, - это непредсказуемый и
необратимый процесс развития живого
мира, идущий напрограммировано,
происходящий сопряженно между
видами и средой.

Повторение:
1. Перечислите факторы эволюции, которые различал Ч. Дарвин.
2. Почему популяционные волны можно считать фактором
эволюции?
3. Почему изоляция является важным фактором эволюции?
4. Какие факторы эволюции случайно и ненаправленно изменяют
частоту встречаемости генотипов в популяции?
5. Какой фактор эволюции имеет направляющий характер?
6. Перечислите все факторы эволюции.
7. Причины приспособленности организмов по К. Линнею – ….
8. Многообразия видов К. Линней объяснял ….
9. Причины приспособленности организмов по Ж. Б. Ламарку – ….
10. Появление многообразия видов Ж. Б. Ламарк объяснял ….
11. Причины приспособленности организмов по Ч. Дарвину – ….
12. Появление многообразия видов Ч. Дарвин объяснял ….
13. С точки зрения Ж. Б. Ламарка единицей эволюции является …,
так как….
14. С точки зрения Ч. Дарвина единицей эволюции является …, так
как ….

Е с т е с т в е н н ы й о т б о р
1
В и
2
д о о
б р а
з о в
а н и е
П о п у л я ц и я
В и
3
4
И з м е н ч и в о с т
5
Д р е
6
й ф г
е
н
о в
д
ь

Архив

Основные положения статьи Хаксли 1936 года можно очень кратко изложить в такой форме:
Мутации и естественный отбор - комплементарные процессы, которые по отдельности не способны создать
направленные эволюционные изменения.
Отбор в природных популяциях чаще всего действует не на отдельные гены, а на комплексы генов. Мутации не
могут быть полезными или вредными, но их селективная ценность варьирует в разных средах. Механизм
действия отбора зависит от внешней и генотипической среды, а вектор его действия от фенотипического
проявления мутаций.
Репродуктивная изоляция - главный критерий, свидетельствующий о завершении видообразования.
Видообразование может быть непрерывным и линейным, непрерывным и дивергентным, резким и
конвергентным.
Градуализм и панадаптационизм не являются универсальными характеристиками эволюционного процесса.
Большинству наземных растений свойственна именно прерывистость и резкое образование новых видов.
Широко распространённые виды эволюционируют градуально, а малые изоляты - прерывисто и не всегда
адаптивно. В основе прерывистого видообразования лежат специфические генетические механизмы
(гибридизация, полиплоидия, хромосомные аберрации). Виды и надвидовые таксоны, как правило,
различаются по адаптивно-нейтральным признакам. Главные направления эволюционного процесса
(прогресс, специализация) - компромисс между адаптивностью и нейтральностью.
В природных популяциях широко распространены потенциально преадаптивные мутации. Этот тип мутаций
играет важнейшую роль в макроэволюции, особенно в периоды резких средовых перемен.
Концепция скоростей действия генов объясняет эволюционную роль гетерохроний и аллометрии. Синтез
проблем генетики с концепцией рекапитуляции ведет к объяснению быстрой эволюции видов, находящихся в
тупиках специализации. Через неотению происходит «омоложение» таксона, и он приобретает новые темпы
эволюции. Анализ соотношения онто- и филогенеза дает возможность обнаружить эпигенетические
механизмы направленности эволюции.
В процессе прогрессивной эволюции отбор действует в сторону улучшения организации. Главным результатом
эволюции было появление человека. С возникновением человека большая биологическая эволюция
перерастает в психосоциальную. Эволюционная теория входит в число наук, изучающих становление и
развитие человеческого общества. Она создает фундамент для понимания природы человека и его будущего.

Появились новейшие теоретические разработки, позволившие ещё больше приблизить СТЭ к реально существующим
фактам и явлениям, которые её первоначальная версия не могла объяснить. Достигнутые эволюционной биологией на
настоящий момент рубежи отличаются от представленных ранее постулатов СТЭ:
Постулат о популяции как наименьшей эволюирующей единице остается в силе. Однако огромное количество
организмов без полового процесса остается за рамками этого определения популяции, и в этом видится значительная
неполнота синтетической теории эволюции.
Естественный отбор не является единственным движителем эволюции.
Эволюция далеко не всегда носит дивергентный характер.
Эволюция не обязательно идет постепенно. Не исключено, что в отдельных случаях внезапный характер могут иметь и
отдельные макроэволюционные события.
Макроэволюция может идти как через микроэволюции, так и своими путями.
Сознавая недостаточность репродуктивного критерия вида, биологи все ещё не могут предложить универсального
определения вида как для форм с половым процессом, так и для агамных форм.
Случайный характер мутационной изменчивости не противоречит возможности существования определенной
канализированности путей эволюции, возникающей как результат прошлой истории вида. Должна стать широко
известной и теория номогенеза или эволюция на основе закономерностей, выдвинутая в 1922-1923 гг. Л.С. Бергом. Его
дочь Р. Л. Берг рассмотрела проблему случайности и закономерности в эволюции и пришла к заключению, что
«эволюция совершается по разрешенным путям».
Наряду с монофилией признается широкое распространение парафилии.
Реальностью является и некоторая степень предсказуемости, возможность прогнозирования общих направлений
эволюции.
Уверенно можно сказать, что развитие СТЭ будет продолжаться с появлением новых открытий в области эволюции.

Перапатрическое видообразование - термин,
предложенный Эрнстом Майром, является наиболее поздним
синонимом термина «квантовое видообразование», предложенного
Грантом для обозначения процесса отпочковывания нового
дочернего вида от небольшого периферического изолята
обширного полиморфного предкового вида. Этот процесс впервые
описан Майром в 1954 году.
Проще говоря, новые виды формируются в малых популяциях,
изолированных у самых границ
географического ареала распространения древней, родительской
популяции.

Новая гипотеза эволюции
Ученые из штата Теннеси США создали новую гипотезу,
которая существенно меняет взгляды на процесс
эволюции живых организмов.
Согласно этой гипотезе, организмам удается
выживать не благодаря усовершенствованию и
приобретению новых возможностей, а наоборот –
отбрасывая лишние гены и полагаясь на
другие виды.

Новая гипотеза эволюции
Анализ генетического
материала микробов показывает,
что действительно, некоторые
линии имеют тенденцию к
упрощению. Новую эволюционную
гипотезу ученые выдвинули после
проведения исследований
на фотосинтезирующих бактериях
Prochlorococcus.

Новая гипотеза эволюции
Новая гипотеза получила название Black Queen Hypothesis
(гипотеза черной королевы). Существует карточная игра
Hearts, суть которой состоит в том, чтобы набрать как можно
меньше очков и избавится от карт.
Ученые считают, что у эволюции тот же принцип.
Исходя из этой гипотезы получается, что в ходе процесса
эволюции, микроорганизмы теряют некоторые свои
возможности, которые могут выполнять другие организмы. То
есть, организмы просто полагаются на другие виды, которые
помогают им выживать. Такая идея полностью противоречит
существующим законам эволюции, согласно которым,
организмы постоянно усовершенствуются, а не упрощаются.

Новая гипотеза эволюции
Исследователи подчеркивают, что
гипотеза указывает на
важность биологического
разнообразия организмов;
сложность взаимосвязей
между организмами.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Презентацию на тему "Синтетическая теория эволюции" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: Биология. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 10 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

Слайд 2

Датский биолог, профессор Института физиологии растений Копенгагенского университета, член шведской Академии наук. Выступил в поддержку голландского ботаника Хуго де Фриза, установившего, что генотип может изменяться вследствие мутаций. Опытами над ячменём и фасолью доказал неэффективность отбора у самоопыляющихся растений, создал на этой основе закон «о чистых линиях» - о частичном наследовании приобретённых признаков. Таким образом заложив основы современных принципов селекции. Книга «Элементы наследственности» оказала большое влияние на читателей, а введённые им термины «фенотип», «генотип» и «популяция» вошли в научный язык генетики.

Первые камни в фундамент новой теории:

ИОГАНСЕН Вильгельм Людвиг (1857-1927)

Слайд 3

Выдающийся русский биолог, генетик-эволюционист, сделавший первые шаги в направлении развития современной теории эволюции. Его статья «О некоторых моментах эволюционного процесса с точки зрения современной генетики» по сути стала ядром будущей синтетической теории эволюции и основой для дальнейшего развития неодарвинизма и генетики. В этой статье Четвериков показал, что: мутационный процесс происходит в природных популяциях. большинство вновь возникших мутаций понижает жизнеспособность, хотя изредка возникают и мутации, повышающие таковую. генетическая изменчивость проявляется наиболее сильно, когда многочисленный вид распадается на ряд небольших, изолированных колоний.

ЧЕТВЕРИКОВ Сергей Сергеевич (1880-1959)

Новый взгляд на эволюционный процесс:

Слайд 4

Английский генетик, эволюционист, физиолог, биохимик, популяризатор и философ науки. Один из основоположников современной генетики, а также синтетической теории эволюции. Наряду с другими учёными сумел связать дарвиновскую теорию эволюции и учение Грегора Менделя о наследственности, основываясь на математических и статистических доказательствах, почерпнутых из анализа показателей мутаций. Это позволило ему разработать математическую теорию моделирования гена и сцепления наследственных факторов. Выступил против использования ядерного оружия, вычислив повышение вероятности возникновения мутаций в человеческой популяции вследствие радиоактивного облучения, вызванного взрывом атомной бомбы.

Возникновение теоретической генетики:

ХОЛДЕЙН Джон Бердон Сандерсон (1892-1964)

Слайд 5

Возникновение популяционной генетики:

Английский статистик, эволюционист и генетик. Работая в области генетики, Фишер ввел систематический подход анализа данных, что стало началом для развития новых статистических методов и статистики как науки в целом. В 1925 году он опубликовал свою первую книгу о статистических методах для научных работников, которая стала стандартным справочным пособием для ученых во многих дисциплинах. Его работы по теории популяционной генетики сделали Фишера одним из трех великих ученых в этой области.

ФИШЕР Роналд Эйлмер (1890-1962)

Слайд 6

Советский генетик, академик АН СССР по отделению биологических наук Областью научных интересов была общая и эволюционная генетика, а также применение генетики в сельском хозяйстве. Показал дробимость гена, а также явление комплементарности гена. Опубликовал ряд важных научных работ по структуре и функциям хромосом, показал наличие в популяциях генетического груза - летальных и сублетальных мутаций. Работал также в области космической генетики и над проблемами радиационной генетики.

Эволюционная генетика:

ДУБИНИН Николай Петрович (1906-1998)

Слайд 7

Английский биолог, эволюционист и гуманист. Труд Хаксли «Эволюция: современный синтез» по объему анализируемого материала и широте проблематики превосходит даже книгу самого Дарвина. Он на протяжении многих лет держал в уме все направления в развитии эволюционной мысли, внимательно следил за развитием родственных наук и имел личный опыт генетика-экспериментатора. Хаксли показал, что естественный отбор действует как фактор эволюции и как фактор стабилизации популяций и видов. Видный историк биологии Провин так оценил его труд: «Книга Хаксли стала доминантной силой в эволюционном синтезе».

Обобщение концепции эволюции:

ХАКСЛИ Джулиан Сорелл (1887-1975)

Слайд 8

Синтетическая теория эволюции (СТЭ) – современная эволюционная теория, которая является синтезом различных дисциплин, прежде всего, генетики и дарвинизма и опирается на палеонтологию, систематику, молекулярную биологию. Все сторонники синтетической теории признают участие в эволюции трех факторов: Мутационный (генерирующий новые варианты генов) Селекционный (определяющий соответствие данным условиям обитания) Рекомбинационный (создающий новые фенотипы особей)

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.