Презентация на тему информационная культура современного человека. Презентация "информационная культура"


В мире накоплен огромный информационный потенциал.
Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный увеличением использования в производстве знаний и ускоренным обновлением информационных технологий, получил название "Информационной революции" .
Информатизация - одна из немногих, если не единственная область экономики, которая, несмотря на современную кризисную ситуацию в нашем обществе, бурно развивается. Это, по-видимому, обусловлено тем, что увеличение содержания информации в каком-либо продукте дает возможность затрачивать на его изготовление меньше сырья, энергии и труда.
Информация - единственный уникальный вид ресурсов, который в развитии человечества не только не истощается, но качественно совершенствуется. Она не требует ни простого, ни расширенного воспроизводства.
Информационная культура - умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.
Для свободной ориентации в информационном потоке человек должен обладать информационной культурой как одной из составляющих общей культуры. Информационная культура связана с социальной природой человека. Она является продуктом разнообразных творческих способностей человека и проявляется в некоторых аспектах:
в конкретных навыках по использованию технических устройств;
в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию;
в умении извлекать информацию из различных источников: как из периодической печати, так и из электронных коммуникаций, представлять ее в понятном виде и уметь ее эффективно использовать;
во владении основами аналитической переработки информации;
в умении работать с различной информацией;
в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.
Информационные процессы - по определению Федерального Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" от 8 июля 2006 г. - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации.
Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели). Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).
Полный текст материала Презентация "Информационная культура" смотрите в скачиваемом файле .
На странице приведен фрагмент.

Слайд 1

Описание слайда:

Слайд 2

Описание слайда:

Информационная революция современного мира В мире накоплен огромный информационный потенциал. Общая сумма знаний человечества менялась раньше очень медленно, но уже с 1900г. она удваивалась каждые 50 лет, к 1950г. удвоение происходило каждые 10 лет, к 1970г. – каждые 5 лет, а с 1990г. – ежегодно. Процесс фундаментальных преобразований производительных сил общества, вызванный увеличением использования в производстве знаний и ускоренным обновлением информационных технологий, получил название "Информационной революции" .

Слайд 3

Описание слайда:

Слайд 4

Описание слайда:

Слайд 5

Описание слайда:

Слайд 6

Описание слайда:

Слайд 7

Описание слайда:

Слайд 8

Описание слайда:

Слайд 9

Описание слайда:

Слайд 10

Описание слайда:

Информационные процессы Информационные процессы - по определению Федерального Закона "Об информации, информационных технологиях и защите информации" от 8 июля 2006 г. - процессы сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и распространения информации. Информационный процесс - совокупность последовательных действий (операций), производимых над информацией (в виде данных, сведений, фактов, идей, гипотез, теорий и пр.), для получения какого-либо результата (достижения цели). Информация проявляется именно в информационных процессах. Информационные процессы всегда протекают в каких-либо системах (социальных, социотехнических, биологических и пр.).

Слайд 11

Описание слайда:

Слайд 12

Описание слайда:

Слайд 13

Описание слайда:

Слайд 14

Описание слайда:

Слайд 15

Описание слайда:

Слайд 16

Описание слайда:

Слайд 17

Описание слайда:

Слайд 18

Описание слайда:

Слайд 19

Описание слайда:

Слайд 20

Описание слайда:

Слайд 21

Описание слайда:

Слайд 22

Описание слайда:

Слайд 23

Описание слайда:

Слайд 24

Описание слайда:

Слайд 25

Описание слайда:

Слайд 26

Описание слайда:

Слайд 27

Описание слайда:

Слайд 28

Описание слайда:

Слайд 29

Описание слайда:

Слайд 30

Описание слайда:

Слайд 31

Описание слайда:

Правовые нормы информационной деятельности Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, одобрен Советом Федерации 14 июля 2006 года Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе Статья 3. Принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации Статья 4. Законодательство Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации Статья 5. Информация как объект правовых отношений Статья 6. Обладатель информации Статья 7. Общедоступная информация Статья 8. Право на доступ к информации Статья 9. Ограничение доступа к информации Статья 10. Распространение информации или предоставление информации Статья 11. Документирование информации Статья 12. Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий Статья 13. Информационные системы Статья 14. Государственные информационные системы Статья 15. Использование информационно-телекоммуникационных сетей Статья 16. Защита информации Статья 17. Ответственность за правонарушения в сфере информации, информационных технологий и защиты информации Статья 18. О признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ 2) Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января, 27 июля, 4, 30 декабря 2006 г., 9 апреля, 10 мая, 24 июля, 4 ноября, 1, 6 декабря 2007 г., 14 февраля, 8 апреля 2008 г.) Принят Государственной Думой 24 мая 1996 г., одобрен Советом Федерации 5 июня 1996 г. Глава 28. Преступления в сфере компьютерной информации Статья 272. Неправомерный доступ к компьютерной информации Статья 273. Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ Статья 274. Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, системы ЭВМ или их сети 3) Закон Российской Федерации о правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных от 23 сентября 1992 г. № 3523-I (в ред. Федерального закона от 24.12.2002 № 177-ФЗ)

Слайд 32

Описание слайда:

Интернет – основной источник информации 10 заповедей этикета Интернета 1.Помните о человеке! Не забывайте, что даже через посредство мертвой Сети и напичканного электроникой компьютера вы общаетесь с живым человеком. А часто - со многими людьми одновременно... Не позволяйте одурманить себя атмосферой анонимности и вседозволенности - помните, что на другом конце провода такой же человек, как и вы... Сочиняя электронное послание, представьте, что все это говорите человеку прямо в лицо - и старайтесь, чтобы при этом вам не было стыдно за свои слова. 2.Следуйте в Сети тем же правилам, которым вы следуете в реальной жизни. Нарушение законов человеческого общения, моральных правил или норм общественной жизни Сети, возможно, и пройдет для вас относительно безнаказанным... Но будет ли при этом чиста ваша совесть? 3.Помните, что вы находитесь в киберпространстве! Его границы куда шире, чем границы привычного нам человеческого общества, и в разных его частях могут действовать свои законы. Поэтому, сталкиваясь с новым для вас видом общения в Сети, изучайте его законы и признавайте их приоритет. Скажем, в любой группе новостей, форуме или даже канале IRC существуют собственные, локальные правила (rules) - ознакомьтесь с ними, прежде, чем отправлять свое первое сообщение! 4.Бережно относитесь ко времени и мнению других людей! Обращайтесь за помощью только тогда, когда это действительно необходимо - и в этом случае вы всегда можете рассчитывать на помощь и поддержку ваших коллег. Однако не дергайте других пользователей по пустяками - иначе в конце концов с вами просто перестанут общаться. 5.Старайтесь выглядеть достойно в глазах своих собеседников! Не экономьте свое время на "условностях" типа правил хорошего тона или, скажем, правил грамматики и орфографии. Даже комплименты теряют в весе и убедительности, будучи воплощенными в такой вот форме: "Приэт чувак я тащусь от тебя и тваих книг круто пиши ищо" 6.Не пренебрегайте советами знатоков и делитесь своими знаниями с другими! Будьте благодарны тем, кто тратит свое время, отвечая на ваши вопросы. Но и сами, получив письмо с вопросом от другого пользователя, не спешите отправлять это послание в мусорную корзину, каким бы нелепым и наивным оно не казалось. 7.Сдерживайте страсти. Вступать в дискуссии никакой этикет не запрещает, однако не опускайтесь до брани и ругательств - пусть даже ваш визави сознательно провоцирует вас на это. 8.Относитесь с уважением не только к своей, но и к чужой приватности! Если вы по каким-то причинам хотите сохранять анонимность в Сети, признавайте эти права и за вашим собеседником. Более того - он имеет право на анонимность и приватность, даже если вы выступаете "с открытым забралом". Побочное следствие из этого правила: не публикуйте информацию из ваших приватных писем без согласия их отправителей, не копайтесь в чужих почтовых ящиках и, в конечном итоге, в чужих компьютерах! Господа хакеры, это относится непосредственно к вам... 9.Не злоупотребляйте своей властью и влиянием в Сети! Завоевать доверие трудно, а потерять - так легко! 10.Будьте терпимы к недостаткам окружающих вас людей! Не смотрите на то, соблюдают или нет ваши собеседники правила сетевого этикета, соблюдайте их сами! В конце концов, предельно вежливо порекомендуйте собеседнику ознакомиться с этими правилами...

Описание слайда:

Литература Литература Макарова Н. В. Программа по информатике (системно – информационная концепция). – СПб.: Питер, 2004. – 64с.: ил. Информатика и ИКТ. Учебник. 11 класс. Базовый уровень / Под ред. проф. Н. В. Макаровой. - СПб.: Питер, 2008. – 224с. Журнал «Информатика и образование», 2007 – 2009гг. Большая школьная энциклопедия, Т. 1. Естественные науки (автор – составитель раздела информатики Симонович С. В.). – М.: Русское энциклопедическое товарищество, 2004. – 704с. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10 – 11 классов / Н. Д. Угринович. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2004. – 512с.: ил. Список рекомендуемых Интернет-ресурсов http://www.bogomolovaev.narod.ru - Информация по теории и методике обучения информатике, научной организации труда учителя информатики, примеры уроков и внеклассных мероприятий по информатике, занимательные задания и др. http://center.fio.ru - Сайт Московского Центра Интернет Образования: «Дистанционное образование», «Сетевое объединение методистов», «Вопросы интернет-образования» http://iatp.vspu.ac.ru/ch2000/doc/conceptl.doc - Информация о стандарте обучения информатике в школе http://www.ito.Su/l999/l/3/3115.html - Выравнивающе-развивающая методика преподавания информатики (И. Н. Фалина). http://www.omsu.omskreg.ru - Методика преподавания информатики в школе http://eclu.hl.ru/metodic/ - Методика преподавания информатики. Материалы для студентов, преподавателей и учителей по методике преподавания информатики http://www.sch2.ru/kafedra/info - Методика преподавания информатики в средней школе http://www.ioso.ru/distant/ - Методика дистанционного обучения http://yz.firo.ru - Учебный центр Федерального Института Развития Образования, 2006 http://tests.pp.ru – различные тесты http://www.ege.edu.ru – демоверсии ЕГЭ по информатике http://www.fipi.ru – вопросы, связанные с ЕГЭ по информатике, демонстрационные варианты ЕГЭ. http://synopsis.kubsu.ru/informatic - сайт основан на издании учебника по информатике под редакцией Н.В. Макаровой, предоставляет разносторонние знания о содержании и сущности базы информационной культуры, о современном состоянии и тенденциях развития компьютерной техники, сетей, программном обеспечении. http://psbatishev.narod.ru/test - тесты по информатике. http://www.yakutia.ru – теория по информатике.

Слайд 35

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Изучив эту тему, вы узнаете: какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»; как проявляется информационная культура человека; каковы основные факторы развития информационной культуры.

3 слайд

Описание слайда:

Введение Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей. Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин «информационная культура».

4 слайд

Описание слайда:

Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический.

5 слайд

Описание слайда:

Информологический подход В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

6 слайд

Описание слайда:

Культурологический подход При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.

7 слайд

Описание слайда:

Информационная культура - это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

8 слайд

Описание слайда:

Проявления информационной культуры в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей; в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты; в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать; во владении основами аналитической переработки информации; в умении работать с различной информацией; в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

9 слайд

Описание слайда:

Факторы развития информационной культуры система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей; информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию; развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Основы социальной информатики


Изучив эту тему, вы узнаете:

  • какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
  • как проявляется информационная культура человека;
  • каковы основные факторы развития информационной культуры.

Введение

Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин « информационная культура ».


  • Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический .

Информологический подход

  • В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Культурологический подход

При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.


Информационная культура

- это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.


Проявления информационной культуры

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Факторы развития информационной культуры

  • система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
  • информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
  • развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную культуру?

2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?

3. Как проявляется информационная культура?

4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура»?

5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?

6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?

7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?


  • Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
  • Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
  • Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Основы социальной информатики


Изучив эту тему, вы узнаете:

  • какой смысл вкладывается в понятие «информационная культура»;
  • как проявляется информационная культура человека;
  • каковы основные факторы развития информационной культуры.

Введение

Информационное общество в своей основе опирается на интеллект как инструмент познания, на информацию как результат познания, на интерес и активность к восприятию информации, на желание применить интеллект и информацию для определенных целей.

Новые условия работы порождают зависимость информированности одного человека от информации, приобретенной другими людьми. Поэтому уже недостаточно уметь самостоятельно осваивать и накапливать информацию, а надо научиться такой технологии работы с информацией, когда решения подготавливаются и принимаются на основе коллективного знания. Это говорит о том, что человек должен иметь определенный уровень культуры обращения с информацией. Для отражения этого факта был введен термин « информационная культура ».


  • Понятие информационной культуры связано с двумя фундаментальными понятиями - «информация» и «культура», поэтому при определении понятия «информационная культура» выделяются два аспекта: информологический и культурологический .

Информологический подход

  • В рамках информологического подхода под информационной культурой подразумевается совокупность знаний, умений и навыков поиска, отбора, хранения, анализа информации, то есть всего, что включается в информационную деятельность, направленную на удовлетворение информационных потребностей.

Культурологический подход

При использовании культурологического подхода содержание понятия «информационная культура» расширяется, так как вся накопленная человечеством информация является достоянием мировой культуры. В таком плане информационная культура рассматривается как способ жизнедеятельности человека в информационном обществе, как составляющая процесса формирования культуры человечества.


Информационная культура

- это умение целенаправленно работать с информацией и использовать для ее получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.


Проявления информационной культуры

  • в конкретных навыках по использованию технических устройств, от телефона до персонального компьютера и компьютерных сетей;
  • в способности использовать в своей деятельности компьютерную информационную технологию, базовой составляющей которой являются многочисленные программные продукты;
  • в умении извлекать информацию из различных источников, как из периодической печати, так и из электронных коммуникационных систем, представлять ее в понятном виде и уметь эффективно использовать;
  • во владении основами аналитической переработки информации;
  • в умении работать с различной информацией;
  • в знании особенностей информационных потоков в своей области деятельности.

Факторы развития информационной культуры

  • система образования, определяющая общий уровень интеллектуального развития людей;
  • информационная инфраструктура, определяющая возможности людей получать, передавать, хранить и использовать информацию;
  • развитие экономики страны, определяющей материальные возможности людей при использовании современных информационных технических средств: компьютеров, телевизоров, электронных средств коммуникации и т. п.

Контрольные вопросы

1. Как вы понимаете информационную культуру?

2. Информационная культура присуща человеку или (и) обществу?

3. Как проявляется информационная культура?

4. В чем выражается информологический подход к понятию «информационная культура»?

5. В чем выражается культурологический подход к понятию «информационная культура»?

6. Какие основные факторы способствуют развитию информационной культуры?

7. Почему в формировании необходимого уровня информационной культуры большую роль играет английский язык?


  • Используя всевозможные источники информации (справочники, словари, Интернет, периодические издания), выпишите все встретившееся определения или толкования понятия «информационная культура» и проведите их анализ.
  • Проанализируйте понятие «культура», воспользовавшись различными источниками, и сопоставьте его с понятием «информационная культура».
  • Приведите примеры ситуаций, где человек должен обладать определенным уровнем информационной культуры.