Индивидуальные различия в восприятии в психологии. Индивидуальные различия в восприятии

Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

42. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении

Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями . Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в отражательной психической деятельности дает возможность людям понимать друг друга, приходить к понятным для всех заключениям, объективно отражать окружающий мир.

Воспринимает и наблюдает конкретный человек. Поэтому в процессе восприятия и наблюдения каждый из нас обнаруживает свои индивидуальные особенности. Это объясняется психическим складом личности, апперцепцией. Индивидуальные особенности могут зависеть также от различий встроении и функционировании органов чувств. Это определяет остроту зрения, чуткость слуха, тонкость обоняния, вкуса, осязания.

Индивидуальные особенности придают восприятию каждого человека особую окраску, делают отражение индивидуально-своеобразным. Индивидуальный характер восприятий и наблюдений проявляется в их динамике, точности, глубине, степени их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски.

В человеческой практике и при психологическом изучении особенностей восприятия людей сложились знания о следующих основных типах восприятия и наблюдения: синтетическом, аналитическом, аналитико-синтетическом и эмоциональном.

У людей синтетического типа проявляется явная склонность к обобщенному отражению явлений и к определению основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не любят вдаваться в них.

Люди аналитического типа в меньшей мере проявляют склонность к обобщенной характеристике явлений действительности. Для них характерно стремление выделить и проанализировать прежде всего детали, частности. Они скрупулезно вникают во все обстоятельства, подробности. Преувеличенно внимательно относясь к деталям, такие люди нередко затрудняются понять основной смысл явлений.

У людей аналитико-синтетического типа восприятия и наблюдения в равной мере обнаруживается стремление к пониманию основного смысла явления и фактическому его подтверждению. Такие люди всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов – с их объяснением. Этот тип в жизни встречается чаще других. Восприятие и наблюдение людей такого склада является наиболее благоприятным для деятельности.

Люди эмоционального типа восприятия – те, для которых характерно не столько выделение сущности явления и его частностей, сколько стремление прежде всего выразить свои переживания, вызванные этим явлением.

Из книги История современной психологии автора Шульц Дуан

Индивидуальные различия: Френсис Гальтон (1822–1911) Своими работами по проблемам психической наследственности и индивидуальных различий человеческих способностей Гальтон привнес в психологию дух эволюционной теории. До него вопрос об индивидуальных различиях в

Из книги История психологии автора Смит Роджер

Из книги Психология индивидуальных различий автора Ильин Евгений Павлович

Часть третья Индивидуальные различия в поведении

Из книги Стыд. Зависть автора Орлов Юрий Михайлович

Постижение себя в наблюдении собственного поведения Поэтому постижение самого себя путем сосредоточения или просто погружения в самого себя является бесполезным занятием. А постижение себя происходит в наблюдении собственного поведения: вот что я сегодня делал? Какие

Из книги Физиогномика и выражение чувств автора Мантегацца Паоло

О наблюдении психических явлений (Введение, составленное автором для русского издания) Что психическая сторона человека исследована еще очень мало – в этом никто не сомневается. Войдите в самую богатую библиотеку в мире, вы найдете там атласы, содержащие рисунки

автора Резепов Ильдар Шамильевич

38. Понятие о восприятии Процесс восприятия протекает в связи с другими психическими процессами личности: мышлением (мы осознаем то, что перед нами находится), речью (называем предмет восприятия), чувствами (определенным образом относимся к тому, что воспринимаем), волей (в

автора Теплов Б. М.

§20. Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении Ознакомившись с тем, насколько сложен процесс восприятия, мы легко можем понять, что у разных людей он протекает неодинаково. Каждый человек имеет свою индивидуальную «манеру» воспринимать, свои привычные способы

Из книги Психология. Учебник для средней школы. автора Теплов Б. М.

§61. Индивидуальные различия в области чувств Различия в эмоциональной стороне психики имеют важнейшее значение для психологической характеристики человека. Чтобы понять человека, надо знать не только то, как он мыслит, как он действует, но и как он чувствует.Каковы же те

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

77. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ЗАДАТКИ В психологии чаще всего встречается следующая классификация уровней развития способностей: способность, одаренность, талант, гениальность.Всякие способности в процессе своего развития проходят ряд

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Войтина Юлия Михайловна

78. УРОВНИ РАЗВИТИЯ СПОСОБНОСТЕЙ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ. ОДАРЕННОСТЬ, ТАЛАНТ И ГЕНИАЛЬНОСТЬ Следующим уровнем развития способностей является одаренность. Одаренностью называется своеобразное сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность

Из книги Измените своё мышление– и воспользуйтесь результатами. Новейшие субмодальные вмешательства НЛП автора Андреас Коннира

Индивидуальные различия Мужчина: Являются ли эти последовательности специфичными для индивидов, или имеются какие-то общие черты в переживаниях, которые испытывают разные люди, принимая определенный наркотик?Похоже, что это во многом зависит от наркотика. Мы видели

Из книги Язык взаимоотношений (Мужчина и женщина) автора Пиз Алан

Чем мы отличаемся в восприятии Мужчины и женщины одно и то же явление воспринимают по-разному. Мужчина видит вещи и объекты в их пространственной взаимосвязи между собой, как будто складывает картинку мира из мозаики. Женщина сразу вбирает в себя более широкую картину.

Из книги Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных автора Берн Эрик

6. Индивидуальные различия. Гипотеза, согласно которой мозг отчасти подвергается эндокринному влиянию, при всей кажущейся правоте еще должна быть доказана. В этом смысле представляет интерес применение лития для лечения маниакально-депрессивных психозов.

Из книги Улучшаем память - в любом возрасте автора Лапп Даниэль

ПОУПРАЖНЯЙТЕСЬ В НАБЛЮДЕНИИ НА МАТЕРИАЛЕ КАРТИН Вообразите, что ваш мозг – это фотоаппарат, способный схватывать наблюдаемую сценку с разных позиций. Хороший фотограф обращается ко всем своим чувствам, чтобы отобразить то, что он находит особенно

Из книги Живите без проблем: Секрет легкой жизни автора Манган Джеймс

Трещины в восприятии Ваше подсознание слышит каждое слово, которое вы произносите вслух или про себя. Сознание же всегда с трудом ясно формулирует ваши внутренние переживания. Таким образом, подсознание является вашим истинным слухом в отличие от совершенно глухого

Из книги Мозг, разум и поведение автора Блум Флойд Э

Каждый из нас постигает мир, опираясь на информацию, которую обеспечивают нам пять классических органов чувств: зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. Правда, существует немало претендентов на роль шестого (седьмого, восьмого и далее) чувства; основной из них - КИНЕСТЕТИЧЕСКИЕ ощущения (ощущения движения и положения собственного тела, а также мышечных усилий). Образ мира, возникающий у человека на основе наших ощущений, кажется естественным, понятным и единственно возможным. И почти такой же - единственно возможной, устоявшейся и монументальной - может показаться психология восприятия - классический объект интересов научной психологии в течение уже более ста лет, с самого ее рождения. И вот оказалось, что в этой “классической” области сделаны новые открытия, несколько пошатнувшие наши представления о “единственно возможном” образе мира. Эти открытия связаны с модным ныне нейролингвистическим программированием (НЛП).

Основатели НЛП Джон Гриндер и Ричард Бэндлер - специалист по информатике и лингвист - не ученые, а прагматики. Задавшись вопросом, почему некоторые психотерапевты успешно помогают людям, а другие нет, они не стали углубляться в дебри теорий или рассуждать о замечательном даре и интуиции. Они пошли по другому пути: наблюдая и анализируя работу лучших психотерапевтов 1970-х годов, старались вычленить составные элементы их успеха, то есть понять, “как они делают то, что делают”. Вычленили. Систематизировали. Создали технологию успешного поведения и общения. Проверили - работает. Не стали интересоваться, как соотносится то, что у них получилось, с устоявшимися психологическими знаниями и теориями: какая разница, если работает. Объяснили другим. Стали распространять - пришел неслыханный успех.

Представление о репрезентативных системах, которые определяют индивидуальные различия в восприятии и других познавательных процессах - одно из достижений НЛП. Для того чтобы понять, что стоит за красивым словосочетанием “репрезентативная система”, прочитайте отрывки из беседы с девятилетней девочкой Ксенией. Постарайтесь как можно ярче представить себе ее мир. Какой он?

Ксения, расскажи, пожалуйста, о чем хочется.

Я не знаю… Ладно… Расскажу, как мы с дедушкой в лес ходили. Мы зашли в лес и пошли по тропинке. КОЛЮЧИЕ, ВЫСОХШИЕ от солнца ветки ХЛЕСТАЛИ нас по лицу. Потом появились черные тучи, пошел дождь. Я ПОЧУВСТВОВАЛА, как на меня падают капли. Началась гроза. Было страшно.

Ты боялась ярких молний или грома?

Нет, а чего грома бояться?

А почему страшно?

Просто страшно, и все. А еще могло что-нибудь на меня УПАСТЬ: ветка или даже дерево. Все вокруг развезло. Такая НЕПРИЯТНАЯ ГРЯЗЮКА вокруг. Мы шли по упавшим деревьям, поросшим мхом и древесными грибами. Вокруг нас прыгали зеленые лягушки. Лягушкам хорошо - им НРАВИТСЯ МОКРЯТИНА, и совсем им не страшно…

Ксения, расскажи, как ты в гости ходила.

Я опишу их квартиру: темная, ДУШНАЯ, НЕПРОВЕТРИВАЕМАЯ, и большой кот у них живет - им ПАХНЕТ…

Ты наряжаться любишь?

Терпеть не могу. Замучили бедного ребенка. Вчера куртку покупали. Напялили на меня одну: “Посмотри, какой фасон модный! Посмотри, как идет!” А у этой куртки РУКАВА КАК МАНЖЕТЫ.

Какие манжеты?

От аппарата, которым давление меряют.

Купили куртку?

Эту нет, купили другую, очень МЯГКУЮ.

Мир Ксении, - мир колючих веток и мокрых капель, душных комнат, тесных или мягких курток. Ксения - КИНЕСТЕТИК, то есть для ее сознания наибольшее значение имеют ощущения тела, движения, прикосновения, а также запахи и вкусы.

А теперь - мир одиннадцатилетнего Саши.

Расскажи, пожалуйста, как ты любишь проводить свое свободное время.

Я иногда с друзьями, а иногда с собакой люблю ходить гулять в лес. Могу бродить часами, СЛУШАЯ ЗВУКИ ПРИРОДЫ: то ШЕЛЕСТ ЛИСТЬЕВ на деревьях, то ЩЕБЕТАНИЕ ПТИЦ. В лесу есть небольшая ЖУРЧАЩАЯ РЕЧКА. Там, где я гуляю, почти не бывает людей, поэтому ЧУВСТВУЕШЬ ТАКОЕ УДОВОЛЬСТВИЕ ДАЖЕ ОТ ТИШИНЫ ЛЕСА.

А вообще, я испытываю большую радость от ОБЩЕНИЯ с друзьями. Мы обмениваемся КАССЕТАМИ, бывает, что ходим на КОНЦЕРТЫ. Мне очень нравятся ГРУППЫ “Машина времени”, “Блэк Саббэт”, “Ария”. Когда я СЛУШАЮ такую музыку, меня охватывает чувство необыкновенной радости, внутреннего подъема.

Какой твой любимый урок?

Люблю историю и иностранный язык. Из истории узнаешь, как люди жили раньше. Иностранный - для умения ОБЩАТЬСЯ с людьми на другом языке.

У мальчика неплохо развита кинестетическая система: постоянным рефреном в его рассказе звучат слова “чувствую”, “охватывает чувство”. И все же он в первую очередь - АУДИАЛ, то есть опирается в постижении мира на слуховую информацию. Его мир - мир звуков природы и любимых рок-групп, радости общения (разговора) с друзьями. Его любимые предметы дают возможность общаться (на другом языке) или узнавать интересные истории (как люди жили раньше).

Кроме кинестетиков и аудиалов, принято выделять также ВИЗУАЛОВ - для их сознания преимущественное значение имеет зрительная информация. Таким образом, существует три типа людей, различающихся по типу ВЕДУЩЕЙ РЕПРЕЗЕНТАТИВНОЙ СИСТЕМЫ.

Преобладание того или иного вида репрезентативной системы может быть выражено очень ярко, а может и достаточно слабо. Первое в большей степени характерно для маленьких детей, у которых сначала развивается лишь одна из репрезентативных систем (чаще - кинестетическая) и лишь потом - вторая и третья. К примеру, у девятилетней Ксении, наряду с кинестетическими, отмечаются яркие визуальные и слуховые образы. Приведем беседу с шестилетним Колей. Обратите внимание, что даже отдельные обращения к визуальной системе быстро переводятся в привычный для мальчика кинестетический код.

Коля, чем ты больше всего любишь заниматься?

Спортом, лыжами. На них можно покататься с горки, потренироваться. Поиграть, разогнаться, на скорости поездить и с горки можно порулить, как на машине.

А еще чем ты любишь заниматься?

Зарядкой. Там много всяких упражнений. Особенно ползать по канату. Нравится, что можешь на высоте посидеть, так интересно.

А почему интересно на высоте посидеть?

Все ВИДНО.

А что тебе видно?

Ну, будешь старше всех.

А тебе хочется быть старше всех?

Да. Чтобы быть высоким. Чтоб ДОСТАТЬ до неба и СНЯТЬ оттуда солнышко…

Представь такую ситуацию: ты оказался в лесу один и заблудился. Как ты будешь выбираться, искать дорогу домой?

По дереву можно определить. ПОСМОТРЕТЬ, где больше мха, где меньше. Где меньше мха - там север, где больше - там юг.

И куда пойдем?

Пойдем по той дороге, ГДЕ ТЫ УЖЕ ХОДИЛ.

Что определяет в жизни человека его ведущая репрезентативная система? Во-первых, она определяет то, какая информация из окружающего мира усваивается легче и быстрее всего, на какие ее аспекты прежде всего будет обращено внимание. Скажем, ребенок видит в магазине новую интересную игрушку. Визуал постарается рассмотреть ее как следует. Аудиал начнет расспрашивать, что это такое, для чего нужна игрушка и как с ней играть. Кинестетик же попытается подержать в руках и потрогать игрушку. Скорее всего эти трое и предпочтут разное: визуал - яркую и красивую игрушку, кинестетик - мягкую или приятную на ощупь. Что касается аудиала, то если звучащей или говорящей игрушки в магазине не будет, он, возможно, предпочтет выбрать персонаж сказки или мультфильма - того, с кем связана какая-нибудь интересная история.

Второе различие, связанное с ведущей репрезентативной системой, - предпочитаемая форма хранения информации в памяти и легкость извлечения из памяти разных видов информации. Скажем, думая о любимом человеке, один вспомнит прежде всего его лицо, другой - голос, а третий - мягкость рук или запах.

Третий важный аспект репрезентативных систем - легкость оперирования с разными типами информации в процессе мыслительной деятельности. Рассмотрим для примера процесс выбора правильной дороги в незнакомой местности. Визуал постарается запастись планом и ориентироваться по нему. Если же плана нет, он попытается как можно лучше представить себе местность и выбрать дорогу, исходя из ее зрительного образа. Аудиал будет расспрашивать прохожих. Кинестетик, скорее всего, станет искать правильный путь, двигаясь в разных направлениях, пока не доберется до цели.

Однако не всегда существует возможность выбора оптимального способа представления информации. Скажем, в процессе школьного обучения визуалу легче усваивать новый материал с доски или из книги, а аудиалу - из объяснения учителя. Но учитель выберет лишь что-то одно (что именно, скорее всего будет зависеть от его собственной ведущей системы). Кинестетику же почти никаких возможностей современная система образования не предоставляет. Однако среди детей младшего школьного возраста именно кинестетиков оказывается больше всего. Поэтому очень многие трудности начальных этапов обучения определяются тем, что форма обучения плохо согласуется с ведущей репрезентативной системой ребенка. Преодолевать такие трудности следует, развивая все три репрезентативные системы и формируя навыки перекодирования информации из одной системы в другую. Именно это происходит стихийно в первые годы обучения в школе.

Наконец, репрезентативные системы во многом определяют, в какие образы переводятся эмоции и чувства, переживания и внутренние состояния, а также то, на каком “языке” мы пытаемся поведать о них другим. Так, об одном и том же состоянии три человека с различными ведущими системами скажут совершенно по-разному. Визуал: “Когда я смотрю в свое будущее, оно кажется мне неясным”. Аудиал: “Я не могу ничего сказать о своем будущем”. Кинестетик: “Я не могу почувствовать, что должно произойти”.

О том, насколько сложно понимать друг друга даже самым близким людям, если у них различные репрезентативные системы, свидетельствует следующий пример, приведенный Гриндером и Бэндлером.

Муж-кинестетик приходит с работы домой усталым и хочет уюта. Он садится в кресло, скидывает обувь, обкладывается газетами и журналами. Заходит жена-визуал. Она весь день убирала в доме, чтобы все хорошо выглядело. Она видит вещи, разбросанные по всей комнате, и взрывается. Муж жалуется: “Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта!”

Для того чтобы супруги поняли друг друга, необходимо найти кинестетическое соответствие визуальным жалобам. Например, так: “Вы действительно не понимаете, что переживает ваша жена. Представьте себе, что вы пришли вечером в спальню, чтобы лечь спать, а жена сидит в кровати и ест печенье. Вы ложитесь и чувствуете, что крошки впиваются вам в кожу. Знаете ли вы теперь, что она испытывает, заходя в гостиную и видя раскиданные вещи?”

Говорить с собеседником на “языке” его ведущей репрезентативной системы - значит, сохранять с ним тесную связь и добиваться взаимопонимания. Навыки ведения такого разговора важны для практических психологов и всех, кто работает с людьми.

Таким образом, учет индивидуальных особенностей восприятия позволяет повысить эффективность обучения и организации познавательной деятельности, а также улучшить взаимопонимание между людьми.

Специалисты НЛП определяют ведущую репрезентативную систему по движениям глаз, что, однако, требует специального обучения. Менее точно, но все же возможно определить ведущую репрезентативную систему по особенностям речи и поведения. Именно это мы предлагали вам выполнить в задании практикума.

Литература

1. Гриндер Д., Бэндлер Р. Из лягушек в принцы. - Екатеринбург, 1998.

2. Гобова Е.С. Понимать детей - дело интересное. Чтение, словесность, письменность. Игровой курс. - М., 1997.

Задание 14. Определение ведущей репрезентативной системы

ИСПЫТУЕМЫЙ. Возраст от шести лет; можно выбрать испытуемого любого возраста, но у детей шести-десяти лет ведущая репрезентативная система как правило, определяется легче.

ПРОЦЕДУРА. Определение ведущей системы восприятия (визуальной, аудиальной или кинестетической) проводится на основе неформализованного наблюдения и беседы с испытуемым. Наиболее тщательно анализируются особенности речи и частота использования характерных для каждого типа восприятия слов, в частности:

ВИЗУАЛЬНАЯ СИСТЕМА. Картина, точка зрения, перспектива, видение, угол зрения, аспект, горизонт, иллюзия, экран.

Видеть, представлять, появляться, замечать, освещать, описывать, различать, иллюстрировать, прояснять, наблюдать, смотреть, показывать, затемнять.

Четкий, блестящий, ясный, цветной, размытый, светящийся, большой, маленький, открытый, закрытый, изолированный, удаленный, узкий, широкий.

Я вижу, о чем вы говорите. Видеть в розовом свете. Пролить свет. Быть на виду. Показать в истинном свете. На первый взгляд.

АУДИАЛЬНАЯ СИСТЕМА. Тон, слово, крик, интонация, симфония, речь, шепот, голос, болтовня, монолог, диалог, музыка, ритм, мелодия, эхо, песня.

Слушать, усиливать, гармонировать, говорить, рычать, молчать, звать, напевать, объявлять, спрашивать, выражать, обсуждать, излагать, кричать, звонить.

Говорящий, шумный, молчаливый, глухой, немой, болтливый, мелодичный, неслыханный.

Говоря иными словами. Задавать тон. Напрячь слух.

КИНЕСТЕТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА. Тяжесть, дыхание, чувство, напряжение, нагрузка, вес, давление, удар, контакт, движение, температура.

Касаться, трогать, поражать, ощупывать, стучать, мять, брать, смягчать, сжимать, держать, ощущать, стабилизировать, шевелиться.

Чувствительный, ощутимый, крепкий, парализованный, холодный, душевный, раздраженный, ледяной, твердый, вялый, закоренелый, невыносимый.

Чувствовать проблему. Камень с души свалился. Развязывать узел. Вбивать клин. Наложить лапу. Резать подметки на ходу. Крепко держаться.

Помимо особенностей речи, предметом наблюдения, анализа и беседы могут являться:

Любимые занятия, хобби (для детей - уроки).

Оптимальная форма отдыха (для детей - что ребенок предпочитает делать на переменах).

Оптимальный способ получения информации, например, понимание нового материала, ориентация в незнакомом месте.

Как описывает предметы или события.

О чем любит вспоминать.

Любимые предметы (для детей - игрушки); почему они любимые.

Насколько разборчив и что больше всего ценит в одежде и прочее.

ВОПРОСЫ ДЛЯ АНАЛИЗА

1. Какова ведущая репрезентативная система испытуемого? Почему? Если ведущую систему выделить не удалось, то почему?

3. Предложите меры по улучшению когнитивных процессов испытуемого (работа, учеба, любая деятельность с информацией), по оптимизации отдыха и общения, а также общения с ним окружающих.

Восприятие во многом зависит от особенностей воспринимающего субъекта. Воспринимаемый образ индивидуален, он принадлежит внутреннему миру данного человека, поскольку избирательность восприятия при формировании конкретного образа детерминирована его личными интересами, потребностями, мотивами и установками, что и определяет уникальность и эмоциональную окраску образа. Зависимость восприятия от содержания психической жизни человека, особенностей его личности называют апперцепцией.

Швейцарским психологом Г. Роршахом было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна (рис. 7) всегда воспринимаются как что-то осмысленное. При этом человек в зависимости от индивидуальных особенностей вкладывает свой смысл в содержание увиденного.

Рис. 7.

Индивидуальные различия восприятия можно условно классифицировать на следующие типы: синтетический и аналитический, объяснительный и описательный, объективный и субъективный. Выделение этих типов основано на установлении соотнесенности сенсорной организации с мыслительными и эмоциональными процессами.

Для людей с синтетическим типом характерно обобщенное отражение и определение основного смысла происходящего. Они не придают значения деталям и не видят их. Люди с аналитическим типом выделяют при восприятии прежде всего детали, частности. Они нередко затрудняются понять общий смысл явлений. Общее представление об объекте, событиях часто подменяют тщательным анализом отдельных поступков, деталей, оказываясь при этом не в состоянии выделить главное.

Относящиеся к описательному типу восприятия люди ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат. Напротив, люди, принадлежащие к объяснительному типу, пытаются объяснить суть воспринятого явления.

Людям с объективным типом восприятия свойственно строгое соответствие воспринятого тому, что происходит в действительности. Имеющие субъективный тип восприятия привносят свое собственное отношение к воспринимаемому объекту, явлению. Они больше говорят о том, что думали или чувствовали в момент событий, о которых рассказывают.

Большое значение для индивидуальных различий восприятия имеют личностные особенности наблюдательности. Наблюдательность - свойство личности, в основе которого стремление и умение с наибольшей полнотой подмечать особенности предметов и явлений. Характерным признаком наблюдательности является быстрота восприятия малозаметного. Одним из факторов, способствующих развитию наблюдательности, является любознательность. Процесс наблюдения - активная форма познания действительности.

При определенных обстоятельствах (резких физических, эмоциональных, психических перегрузках, действии некоторых химических веществ, заболеваниях и др.) наблюдаются нарушения восприятия. Страховые компании располагают статистикой, доказывающей, что от зрительного образа до реальности - целая пропасть. Сколько раз дерево принималось за продолжение дороги, а тень от скалы - за поворот? Если посмотреть на рисунок 8, мы увидим мерцающие точки, хотя они не нарисованы. Данный феномен - иллюзия восприятия, то есть искаженное восприятие реально существующего объекта. Образцом психологических иллюзий может служить переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными (при условии объективного равенства длины отрезков), иллюзия железнодорожных путей (линия, расположенная в более узкой части пространства, заключенного между двумя сходящимися прямыми, кажется длиннее) и т. п. Чаще всего иллюзии проявляются в определении размеров, параллельности и удаленности, контраста предметов. Предмет кажется больше в соседстве с мелкими предметами и меньше - рядом с более крупными.


Рис. 8.

Наиболее известным расстройством восприятия являются галлюцинации - мнимое восприятие. Человек во власти галлюцинаций воспринимает отсутствующие в реальности объекты как реально существующие.

Восприятие во многом зависит от особенностей личности. Наши знания, инте­ресы, привычные установки, эмоциональное отношение к тому, что воздействует на нас, как уже было отмечено, влияют на процесс восприятия объективной реальности. Поскольку все люди различаются как по своим интересам и установкам, так и по целому ряду других характеристик, мы можем утверждать, что существуют индивидуальные различия в восприятии.

Индивидуальные различия в восприятии велики, но тем не менее можно выде­лить определенные типы этих различий. К их числу в первую очередь необходимо отнести различия между целостным и детализирующим, или синтетическим и ана­литическим, восприятием.

Целостный, или синтетический, тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Они не выделяют их специально, а если схватывают, то не в первую оче­редь. Поэтому многие детали остаются незамеченными ими. Они больше улавли­вают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части. Для того чтобы увидеть детали, им приходится ставить себе специальную задачу, выполнение которой порой дается им с трудом.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим, или аналитическим, - наоборот, склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замеча­ется. Для того чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет, им необходимо поставить перед собой специальную задачу, выполнить которую им не всегда удается. Их рассказы всегда наполнены подробностями и описанием частных деталей, за которыми весьма часто теряется смысл целого.

Приведенные выше характеристики двух типов восприятия характерны для крайних полюсов. Чаще всего они дополняют друг друга, поскольку наиболее про­дуктивно восприятие, опирающееся на положительные характеристики обоих ти­пов.

Существуют и другие типы восприятия, например описательный и объясни­тельный. Лица, относящиеся к описательному типу, ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания. Напротив, лица, относящиеся к объяснительно­му типу, не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Также выделяют объективный и субъективный типы восприятия. Для объек­тивного типа вос-приятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Лица же с субъ-ективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышен-но пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению. Такие люди, рассказывая о чем-либо, склонны передавать не то, что восприняли, а свои субъек­тивные впечатления об этом. Они больше говорят о том, что чувствовали или что думали в момент событий, о которых рассказывают.

Можно также выделить еще один признак по которому описываются индивидуальные разли-чия в восприятии – это его эмоциональность. Эмоциональный тип восприятия характеризуется повышенной чувственной реакцией на возникшую ситуацию, которая как правило мешает ее адекват-ному восприятию. Очевидно, что на другом полюсе должен лежать рациональный тип восприятия.

Теперь зададимся вопросом, какой набор из только что описанных индивидуальных характеристик восприятия является наиболее благоприятным управленческой деятельности? Очевидно, что ни один из крайних полюсов первой пары не подходит для менеджера, в этом континууме следует выбрать промежуточный, т.е. аналитико-синтетический тип восприятия. Далее можно отметить, что из двух последующих пар наиболее благоприятными для менеджера, безусловно, являются объяснительный и объективный типы восприятия, а описательный и субъективный в управленческой деятельности будут не эффективны. Относительно последнего континуума можно утверждать, что ярко выраженный эмоциональный тип восприятия вообще выступает как противопоказание к руководству. Однако и крайне рациональный тип очевидно не даст желаемого эффекта, так как эмоции обычно характеризуют значимость того или иного явления для воспринимающего. Поэтому в данном случае, по-видимому, также следует говорить о неком промежуточном значении, которое все-таки должно быть ближе к рациональному типу.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия особенно для менеджеров играют также раз­личия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало за-метно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или ха­рактерно с какой-либо точки зре-ния. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное. Наблюда­тельность присуща далеко не всем людям и не в одинаковой степени. Различия в наблюдательности в значительной степени зависят от индивидуальных особен­ностей личности. Развитию наблюдательности, например, способ­ствует любознательность.

По отношению к управленческой деятельности принято говорить не просто о наблюдательнос-ти, а об «изощренной наблюдательности» (Б.М. Теплов) как важном качестве руководителя.

Поскольку мы коснулись проблемы наблюдательности, то следует отметить, что существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (или не-произвольное) и преднамеренное (произ­вольное) восприятие. При непреднамеренном восприятии мы не руководствуем­ся заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Вос­приятие направляется внешними обстоятельствами. Преднамеренное восприятие, напротив, с самого начала регулируется задачей - воспринять тот или иной пред­мет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная дея­тельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно высту­пает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью про­следить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность. Хорошее наблюдение, направленное на широ­кое, разностороннее изучение предмета, всегда проводится по четкому плану, определенной системе, с рассмотрением одних частей предмета вслед за другими в определенной последовательности. Только при таком подходе наблюдатель ни­чего не пропустит и не будет возвращаться вторично к тому, что было воспринято.

Целостный ,или синтетический ,тип восприятия характеризуется тем, что у склонных к нему лиц ярче всего представлено общее впечатление от предмета, общее содержание восприятия, общие особенности того, что воспринято. Люди с этим типом восприятия меньше всего обращают внимание на детали и на подроб­ности. Они больше улавливают смысл целого, чем детальное содержание и особенно его отдельные части.

Лица с другим типом восприятия - детализирующим , или аналитическим , склонны к четкому выделению деталей и подробностей. Именно на это направленно их восприятие. Предмет или явление в целом, общий смысл того, что было воспринято, отходит для них на второй план, иногда даже совсем не замечается.

Существуют и другие типы восприятия - описательный и объяснительный .

Лица, относящиеся к описательному типу , ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат, не пытаются объяснить себе суть воспринято­го явления. Движущие силы поступков людей, событий или каких-либо явлений остаются вне поля их внимания.

Лица, относящиеся к объяснительному типу , не удовлетворяются тем, что непосредственно дано в восприятии. Они всегда стремятся объяснить увиденное или услышанное. Этот тип поведения чаще сочетается с целостным, или синтетическим, типом восприятия.

Такжевыделяют объективный и субъективный типы восприятия . Дляобъективного типа восприятия характерно строгое соответствие тому, что происходит в действительности.

Лица с субъективным типом восприятия выходят за пре­делы того, что им дано фактически, и привносят многое от себя. Их восприятие подчинено субъективному отношению к тому, что воспринимается, повышено пристрастной оценке, сложившемуся ранее предвзятому отношению.

Большое значение среди индивидуальных различий восприятия играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность - это умение подмечать в предметах и явлениях то, что в них мало заметно, не бросается само собой в глаза, но что существенно или характерно с какой-либо точки зрения. Характерным признаком наблюдательности является быстрота, с которой воспринимается что-либо малозаметное.

Существуют различия восприятия по степени преднамеренности. Принято выделять непреднамеренное (непроизвольное) и преднамеренное (произвольное) восприятие .

При непреднамеренном восприятии люди не руководствуются заранее поставленной целью или задачей - воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

Преднамеренное восприятие регулируется задачей - воспринять тот или иной предмет или явление, ознакомиться с ним. Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляться по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность. Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении . Наблюдение - преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы и с перерывами) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия. Наблюдение - это активная форма чувственного познания человеком действительности, а наблюдательность - характеристика активности восприятия.

Исключительно велика роль активности наблюдения. Она выражается как в мыслительной деятельности, сопровождающей наблюдение, так и в двигательной деятельности наблюдателя. Для успеха наблюдения важна его планомерность и систематичность.

Наблюдательность, как и восприятие в целом, не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не в состоянии воспринимать окружающий его мир в виде целостной предметной картины. Способность предметного восприятия у ребенка проявляется значительно позже. О первоначальном выделении ребенком предметов можно судить по разглядыванию ребенком этих предметов.

По мнению Б .М .Теплова , восприятие у ребенка начинают проявляться в раннем младенческом возрасте (два-четыре месяца), когда начинают формироваться действия с предметами. По мнению А . В . Запорожца , развитие восприятия осуществляется и в более позднем возрасте. При переходе от преддошкольного к дошкольному возрасту у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза, включая способность мысленно расчленять воспринимаемый объект на части в зрительном поле, исследуя каждую из этих частей в отдельности и затем объединяя их в одно целое.

В процессе обучения ребенка в школе активно происходит развитие восприятия, которое в этот период проходит несколько этапов. Первый этапсвязан со становлением адекватного образа предмета в процессе манипуляции этим предметом. На следующем этапе дети знакомятся с пространственными свойствами предметов при помощи движений рук и глаз. На следующих, более высоких ступенях психического развития дети приобретают способность быстро и без каких-либо внешних движений узнавать определенные свойства воспринимаемых объектов, отличать их на основе этих свойств друг от друга. В процессе восприятия уже не принимают участия какие-либо действия или движения.

Важнейшим условием развития восприятия является труд , который у детей может проявляться не только в форме общественно полезного труда, но и в форме рисования, лепки, занятия музыкой, чтением и др., т. е. в форме разнообразной познавательной предметной деятельности. Не менее важно для ребенка участие в игре . В процессе игры ребенок расширяет не только свой двигательный опыт, но и представление об окружающих его предметах.

Ребенок совершает большое количество ошибок при оценке пространственных свойств предметов. Линейный глазомер у детей развит значительно хуже, чем у взрослого. Еще большую трудность представляет для детей восприятие времени. Ребенку очень трудно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Определенные затруднения возникают у детей при восприятии изображений предметов.

Важную роль во всех этих случаях играет недостаточность знаний ребенка , небольшой его практический опыт . Этим же обусловливается и ряд других особенностей детского восприятия: недостаточное умение выделить основное в том , что воспринимается ; пропуск многих деталей ; ограниченность воспринимаемой информации . Со временем эти проблемы устраняются, и к старшему школьному возрасту восприятие ребенка практически не отличается от восприятия взрослого.