Индивидуальные различия восприятия в психологии. Индивидуальные различия в восприятии

Ознакомившись с тем, насколько сложен процесс восприятия, мы легко можем понять, что у разных людей он протекает неодинаково. Каждый человек имеет свою индивидуальную «манеру» воспринимать, свои привычные способы наблюдения, которые объясняются общими особенностями его личности и теми навыками, которые создались в ходе его жизни.

Перечислим наиболее характерные признаки, в которых могут выражаться индивидуальные различия в восприятии и наблюдении.

Одни люди склонны в процессе восприятия и наблюдения обращать внимание главным образом на самые факты, другие - на значение этих фактов. Первые интересуются главным образом описанием, вторые - объяснением того, что они воспринимают и наблюдают. Восприятие и наблюдение первого типа называются описывающими, второго типа - объясняющими.

Указанные типологические различия во многом объясняются своеобразием взаимоотношения двух сигнальных систем. Склонность и способность к объясняющему типу наблюдения связаны с относительно большей ролью второй сигнальной системы.

Очень существенно различие между объективным и субъективным типами восприятия. Объективным называется восприятие, отличающееся точностью и обстоятельностью, на которое мало влияют предвзятые мысли наблюдателя, его желания и настроение. Человек воспринимает факты такими, каковы они есть, ничего не привнося от себя и мало прибегая к догадкам. Субъективное восприятие характеризуется противоположными чертами: к тому, что человек видит и слышит, тотчас присоединяются образы воображения и различные предположения; он видит вещи не столько такими, каковы они на самом деле, сколько такими, какими ему хочется их видеть.

Иногда субъективность восприятия выражается в том, что внимание человека направляется на те чувства, которые он переживает под влиянием воспринимаемых фактов, и эти чувства заслоняют от него самые факты. Нередко приходится встречать людей, которые, о чём бы они ни рассказывали, больше всего говорят о собственных переживаниях, о том, как они взволновались, испугались, растрогались, а о самых событиях, которые вызвали все эти чувства, могут сказать очень мало.



В других случаях субъективность восприятия проявляется в стремлении как можно скорее составить себе общее впечатление о наблюдаемом факте, хотя бы для этого и не было достаточных данных. Эта особенность крко обнаруживается в опытах с тахистоскопом, когда показывается какое-нибудь слово на такой короткий срок, что прочесть его целиком заведомо невозможно. Показывается, например, слово «конторка». При объективном типе восприятия человек читает сначала «конт»; при втором показывании он может уже прочесть «контор» и, наконец, после третьего показывания - «конторка». Совсем иначе идёт процесс восприятия у представителя субъективного типа. После первого показывания он читает, например, «корзинка», после второго - «касторка», после третьего - «конторка».

При характеристике индивидуальных различий в восприятии и наблюдении важнейшее значение имеет та черта, которая называется наблюдательностью. Этим словом обозначается способность подмечать в вещах и явлениях признаки и черты существенно важные, интересные и ценные с какой-либо точки зрения, но мало заметные и поэтому ускользающие от внимания большинства людей. Наблюдательность не сводится к одному лишь уменью вести наблюдение. Она предполагает любознательность, постоянное стремление узнавать новые факты и подробности их, своеобразную «охоту за фактами». Наблюдательность проявляется не только в те часы, когда человек специально занят наблюдениями в лаборатории, музее, на наблюдательном посту и т. д.



Наблюдательным мы называем человека, который способен подмечать ценные факты «на ходу», в любых ситуациях жизни, в процессе любой деятельности. Наблюдательность предполагает постоянную готовность восприятия.

Наблюдательность - очень важное качество, ценность которого сказывается во всех областях жизни. Особенно необходима она в некоторых видах деятельности, например в работе учёного. Недаром великий русский учёный И. П. Павлов на здании одной из своих лабораторий сделал надпись: «Наблюдательность и наблюдательность».

Без наблюдательности невозможна работа писателя-художника: она даёт возможность писателю накапливать те запасы жизненных впечатлений, которые служат материалом для его произведений.

Вопросы для повторения

1. Что такое восприятие и чем оно отличается от ощущения?

2. Каковы физиологические основы восприятия?

3. Перечислите условия, от которых зависит объединение в группы (группировка) отдельных пятен и линий в зрительном восприятии.

4. Какое значение для восприятия имеет прошлый опыт?

5. Что называется иллюзией?

6. Объясните иллюзии, изображённые на рис. 12 и 13.

7. Что называется наблюдением?

8. Перечислите условия, от которых зависит качество наблюдения.

Глава V. ВНИМАНИЕ

Общее понятие о внимании

Вниманием называется направленность сознания на определённый объект. Объектом внимания может быть любой предмет или явление внешнего мира, наши собственные действия, наши представления и мысли.

Я читаю книгу и целиком занят содержанием рассказа; я слышу разговоры, происходящие в комнате, но не обращаю на них внимания. Но вот кто-то из присутствующих начал рассказывать что-то интересное, и я замечаю, что мои глаза машинально бегают по строчкам книги, а внимание моё перешло к разговору.

И сначала и потом я одновременно и слышал разговор и читал книгу. Но организация моей психической деятельности была в обоих случаях совершенно различной. Сначала моё сознание было направлено на понимание читаемого; содержание книги находилось в центре, а содержание разговора на периферии, на краю сознания. Потом сознание направилось на слушание разговора; разговор стал в центре сознания, а чтение книги оказалось на краю его. Моё внимание, говорим мы, переместилось с чтения книги на слушание разговора.

В результате направленности сознания на определённый предмет он сознаётся ясно и отчётливо, тогда как все другие раздражители, действующие в то же время, переживаются более или менее смутно и неотчётливо. В то время, когда моё внимание было занято книгой, я с полной ясностью воспринимал её содержание, разговор же слышал смутно, как говорят, «краем уха». Если бы меня внезапно спросили, о чём идёт разговор, я, вероятно, сумел бы воспроизвести только мало связанные друг с другом обрывки фраз. Но дело тотчас же изменилось, как только моё внимание перешло с книги на разговор. Теперь содержание разговора я воспринимаю с полной ясностью, а из книги до меня доходят только смутные клочки мыслей, хотя глаза и продолжают читать.

В явлениях внимания обнаруживается избирательный характер сознания: если человек обращает внимание на одни объекты, то он тем самым отвлекается от других.

Внимание нельзя назвать особым психическим процессом в том же смысле, как мы называем особыми процессами восприятие, мышление, воспоминание и т. д. Во всякий момент своей жизни человек или воспринимает что-нибудь, или вспоминает что-нибудь, или размышляет о чём-нибудь, или о чём-либо мечтает. Но не может быть такого момента, чтобы человек был занят процессом внимания. Внимание - это свойство психики, это особая сторона всех психических процессов.

Восприятие -непосредственное, чувственное отражение пред­метов и явлений в целостном виде в результате осознания, их опозна­вательных признаков.

Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие связано с опознанием, пониманием, осмыслением предметов, явлений, с отнесением их к определенной категории по соответствующим при­знакам, основаниям.

Привычные объекты воспринимаются одномоментно (симультанно), малознакомые - поэтапно (сукцессивно).

Восприятие осуществляется посредством действия.

Результатив­ность восприятия зависит от того, какие признаки объекта будут выделены субъек­том в качестве исходных опорных элементов.

Составной частью каждого акта восприятия являют­ся двигательные процессы (движе­ние глаза по контуру предмета, движение руки по поверхности предмета, движение гортани, вос­производящее слышимый звук).

Нейрофизиологические основы восприятия

Механизмом (физиологическим) восприятия является комплексная деятельность анализаторов.

Поскольку в процессе восприятия устанавливаются отношения меж­ду частями и свойствами предмета , то одним из физиол. меха­низмов восприятия является образование условных рефлексов на отно­шения. Если на анализатор постоянно воздействует система раздражителей, то ответная ре­акция начинает зависеть не от отдельного раздражителя, а от связи раздражителей, их соотношений.

Одним из основных физиологических механизмов восприятия яв­ляется образование динамического стереотипа, а также установление условно-рефлекторных связей между анализаторами.

Восприятие человека всегда связано с деятельностью второй сиг­нальной системы.

Классификация восприятий:

1)в зависимости от модальности рецеп­торов: зрительные, слуховые и осязательные восприятия.

2)сложные виды восприятий: восприятие пространства и времени.

3)в зависимости от участия воли, целенаправленности: непроизвольное (непреднамеренное, не связанное с волевым напряжением и заранее поставленной целью) и преднаме­ренное (целенаправленное), произвольное.

4)в зависимости от специ­фики объекта отражения (восприятие величины и формы предмета, объемности и удаленности; восприятие человека человеком, воспри­ятие речи и т.п.).

5)в зависимости от сложности деятель­ности восприятие бывает одноактным и поэтапным, последовательным.

Восприятие обычно включается в какую-либо деятельность, но оно может выступать и в качестве самостоятельной деятельности. Наблюдение – это специальное, организованное восприятие для раз­решения какого-либо вопроса.

Общие закономерности восприятия:

1) осмысленность и обобщенность;

2) предметность;

3) целостность; 4)структурность;

5) избирательная направленность; 6)апперцепция; 7) константность.

1.Осмысленность и обобщенность восприятия.

Восприятие связаны с от­несением данного предмета к определенной категории, понятию. Только определив категорию воспринимае­мого объекта, мы распознаем его признаки.

Процесс опознания воспринимаемого объекта имеет структуру:

Выделение из потока информации таких стимулов, которые можно объединить в самостоятельные комплексы;

Актуализация в памяти эталонного объекта, с которым соотно­сится воспринимаемый объект (узнавание);

Отнесение воспринимаемого объекта к определенной категории объектов, поиск дополнительных признаков, подтверждающих или опровергающих правильность принятого решения;

Окончательный вывод по идентификации объекта восприятия.

Установка – это зависимость восприятия от опыта и задач деятельности. В объекте на передний план выступают те его стороны, которые соответствуют данной задаче.

Наиболее простой формой осмысливания является узнавание . Здесь восприятие тесно связано с памятью. Уз­нать предмет - это значит воспринять предмет и соотнести его с ранее сформировавшимся образом. Узнавание может быть обоб­щенным , когда предмет относится к какой-либо общей категории (стол, дерево), дифференцированным , когда объект отождествляется с ранее воспринимавшимся единичным предметом.

Узнавание характеризуется определенностью, точностью и быстро­той. При узнавании человек не выделяет всех признаков предмета, а использует его характерные опоз­навательные признаки (так, пароход мы издали узнаем по наличию трубы и не думаем, что это лодка).

2. Псих. образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их. Предметность восприятия - отнесенность мозговой информации о предметах к реальным предметам. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным предметам действительности.

3.Целостность восприятия. В вос­приятии отражаются устойчивые связи между компонентами. Целостность восприятия - это отражение предмета в качестве устойчивой системной целостности.

Даже в тех слу­чаях, когда мы воспринимаем лишь некоторые признаки знакомого объекта, мы мысленно дополняем недостающие признаки и части.

4.Структурность восприятия. Мы узнаем различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии осуществляется выч­ленение взаимоотношений, частей, сторон предмета (дом мы воспри­нимаем и интерпретируем как дом вне зависимости от частных призна­ков данного конкретного дома). Осознанность восприятия неразрывно связана с отражением отношений между элементами воспринимаемого объекта. В тех случаях, когда выделение частей объекта затруднительно, затрудняется и восприятие предмета в целом.

5.Избирательная направлен­ность восприятия . Из бесчислен­ного количества предметов и явлений мы выделя­ем неко­торые из них. Это зависит от направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов . (при осмот­ре места происшествия следователь выделяет прежде всего следы пре­ступника, вещ. доказательства).

Избирательность восприятия - преимущественное выделение объек­та из фона. Если объект и фон равнозначны для данной деятельности, то они могут переходить друг в друга: фон становится объектом, а объект фоном (ваза на черном фоне или 2 профиля на белом).

Выделение объекта из фона осуществляется по его контуру. Чем резче, контрастнее контур предмета, тем легче его выделение.

6.Апперцепция (от лат. восприятие) - зависи­мость восприятия от опыта, знаний, интересов и установок личности, в соответствии с которой человек избирательно воспринимает различ­ные стороны предметов. Апперцепция бывает личностной и ситуативной.

Глядя на горящий костер издали, мы не ощущаем его тепла, но в восприятие костра включено это его качество. В нашем опыте костер и тепло вошли в прочную связь.

7.Константность восприятия (от лат. постоянный)-это независимость отражения объективных качеств предметов (вели­чины, формы, характерного цвета) от измененных условий их воспри­ятия - освещенности, расстояния, угла зрения.

При восприятии прямоугольного предмета (папки, листа бумаги) с разных точек зре­ния на сетчатке глаза могут отобразиться и квадрат, и ромб, и даже прямая линия. Однако во всех случаях мы сохраняем за этим предме­том присущую ему форму.

Аконстантность - зрительные иллюзии (искажения). Они вызыва­ются физ., физиолог. и психич.причинами.

Так, если мы смотрим вниз с большой высоты, то привычные для нас предметы могут восприниматься несколько искаженно (люди, автомобили кажутся нам неестественно уменьшенными).

Особенности восприятия пространства и времени

Восприятие пространства состоит из вос­приятия величины, формы, объема, удаленности, местоположения пред­метов и их движения .

Восприятие формы -сложный процесс зрительного восприятия конфигурации объекта, в котором большое значение имеют быстрые, скачкообразные движения глаз: они как бы ощупывают предмет.

При восприятии плоскостной формы большую роль играет отчет­ливое различение очертаний предмета, его контура. При восприятии объемной формы существенную роль играет глубинное зрение.

При восприятии формы предмета существенно его взаимодействие с фоном. Фон дает информацию о ситуации восприятия, обеспечивает кон­стантность восприятия. В ситуациях равнозначности объекта и фона возникает эффект двойственной фигуры. При этом происходит перио­дическое колебание внимания - возникает его флуктуация.

Рельеф и объемность предметов, глубина пространства восприни­маются за счет того, что изображение объекта возникает на несовпа­дающих (диспаратных) точках сетчатки двух глаз; при этом не про­исходит полного совпадения изображения в сетчатках обоих глаз, и в результате возникает стереоскопический эффект.

Удаленность предметов воспринимается также за счет бинокуляр­ного зрения (зрения двумя глазами). Восприятие удаленности пред­мета зависит не только от величины его изображения на сетчатке гла­за, но и от силы напряжения глазных мышц, кривизны хрусталика, взаиморасположения зрительных осей.

Изменение кривизны хрусталика в зависимости от удаленности предметов называется аккомодацией. Аккомодация дает информацию об отдаленности предметов лишь в пределах до 6 м. Если же предметы удалены на большее рас­стояние, то информация об их удаленности поступает в мозг от взаи­морасположения зрительных осей. Но определение глубины про­странства ограничено порогом глубинного зрения (=5).

Расстояние, с которого опознаются объекты, называется простран­ственным порогом различения .

Пространственное перемещение предметов, их движение восприни­мается благодаря перемещению их изображения на сетчатке глаза. Для восприятия движения существенное значение имеет также движение головы, парное движение глаз

Способность правильно оценивать пространственные отношения объектов называется глазомером. Различают статический и динами­ческий глазомеры:

-статический глазомер - определение размеров неподвижных пред­метов с учетом их удаленности;

-динамический глазомер - способность определять соотношение между движущимися объектами.

Существуют значительные индивидуальные особенности глазоме­ра. Способность видеть самые мелкие предметы называется остротой зрения или разрешающей способностью глаза.

Осязание -один из основных источников наших пространствен­ных представлений. Ощупывающие движения рук воспроизводят кон­тур, объем, рельеф и фактуру предмета.

Различаются пассивное и активное осязание:

-пассивное осязание формирует осязательный образ контура пред­мета при его перемещении на покоящейся руке;

-активное осязание характеризуется активным ощупыванием объекта;

-бимануальное осязание - осязание двумя руками - оптимизиру­ет стратегию восприятия.

Восприятие времени - отражение длительности, скорости и после­довательности явлений. Временные отношения отражаются посредством:

-хронометрии - отсчета времени, измеряемого при помощи рав­номерного движения объектов (стрелки часов);

-хронологии - отражения времени в соответствии с общими для всех событиями (времена года, исторические события);

-хроногнозии - субъективного времени (субъективного пережи­вания длительности событий в зависимости от их значимости и эмоциональной окрашенности).

При оценке временных интервалов и продолжительности событий следует учитывать особенности субъективного восприятия времени.

Длительность не­больших промежутков времени обычно несколько преувеличива­ется, а большие интервалы време­ни несколько уменьшаются. Бы­стрый темп также ведет к преуве­личению интервала времени, а медленный - к преуменьшению. Период времени, связанный с ин­тересными, значительными собы­тиями, кажется более коротким (а при воспоминании, наоборот, бо­лее длительным). При положи­тельных эмоциях время недооце­нивается, а при отрицательных - переоценивается.

Жизненный опыт, знания, интересы, уровень психического раз­вития определяют индивидуальные особенности восприятия – его избирательную направленность, полноту и точность.

Синтетический тип восприятия характеризуется большей целост­ностью и эмоциональностью. Обладатели аналитического типа про­являют большую склонность к выделению и объяснению отдельных сторон объекта. Наиболее распространен средний аналитико-синте­тический тип восприятия.

Людям с недостаточным развитием дифференцировочной деятель­ности свойственны неполнота и неточность восприятия. Значительное влияние на восприятие оказывает подверженность личности косным стереотипам.

Неполнота опыта и знаний обусловливает фрагментарность вос­приятия, его недостаточную осмысленность и целостность. Восприни­мая предметы и явления, человек оценивает их.

2.Как объект восприятия человек отличается особой социальной значимостью. При восприятии нового для себя человека субъект вы­деляет в нем те особенности его внешности, которые дают информа­цию о его психических и социальных качествах. Особо выделяются осанка, походка, жестикуляция, мимика, голос, речь, поведенческие привычки, манеры.

На одном из первых мест оказываются профессиональная характе­ристика человека, его социальный статус, основные нравственные и коммуникативные качества: злой, добрый, веселый, замкнутый, общи­тельный и др. Отдельные черты его лица выделяются также избира­тельно.

Возникший по внешним признакам обобщенный образ человека влияет на взаимодействие с ним.

Восприятие человека человеком подвержено определенным соци­ально сформированным стереотипам, эталонам, меркам.

Оценки и чувства людей при их восприятии друг другом многогран­ны. Но в основном они подразделяются на конъюнктивные - объеди­няющие и на дизъюнктивные - разъединяющие. Дизъюнктивные чув­ства вызываются тем, что осуждается в данной среде.

3. Восприятие речи. С физической точки зрения речь - это комби­нация звуков, изменяющаяся по высоте и интенсивности. Максималь­ная понятность речи возникает при интенсивности речи в 40 дБ. При интенсивности речи в 10 дБ звуки речи не воспринимаются в виде свя­занных слов.

Особенно сильно речь заглушается шумами низкой частоты.

Разборчивость речи повышается при зрительном контроле за гово­рящими, привычном для слушателей словарном составе речи, значи­тельной интенсивности речи, повторении сложных фраз в первона­чальном виде.

Оптимальный темп речи - 70 слов в минуту, верхний предел- 120 слов в минуту. Длинные слова понимаются, опознаются лучше, чем короткие. Объем фразы не должен превышать 7 ± 2 слова.

Наиболее значимые слова следует располагать в первой трети фра­зы. Однообразие звуковых частот, длительные паузы, так же как и от­сутствие пауз, затрудняют восприятие речи.

Учет закономерностей восприятия в следственной практике.

При допросе свидетеля следователь должен отчленить объектив­ные факты от субъективных наслоений, необходимо:

Выяснить усло­вия, в которых происходило восприятие происшествия (освещенность, продолжительность, удаленность, метеорол. условия). Следует учитывать, что люди часто не способны точно оце­нить количество предмето в, расстояние между ними, их размеры .

Правильно установить вре­мя совершения расследуемого события, его длительность и последо­вательность.

Учесть особенности восприятия человека человеком. В зависимости от того, какое значение люди придают различным особенностям личности, они по-разному относятся друг к другу, ис­пытывают различные чувства и при даче показаний выдвигают на передний план те или иные индивидуальные стороны другого человека.

При производстве предъявле­ние для опознания, необходимо, чтобы опознание осуществлялось по специфическим признакам (не менее 3х). При предъявлении для опознания необходимо учитывать объективные и субъективные условий .

К объективным относятся физические условия перво­начального восприятия объекта (освещение, ракурс, расстояние).

К субъективным факторам опознания относится псих. со­стояние человека в момент наблюдения объекта и в момент его опоз­нания (испуг, отвращение, нервозность и т.д.), а также псих. свойства человека (развитость того или иного вида памяти, восприя­тия, способности к соотнесениям, группировке признаков).

При предъявлении для опознания следователь должен проявлять крайнюю осторожность в словесных воздействиях на опознающего, помня, что первая сигнальная система (непосредственное впечатле­ние человека) зависит от второй сигнальной системы (слова) .

Для квалифицированного ведения допроса следователю необхо­димы некоторые сведения о восприятии речи человека.

Наблюдательность следователя - это форма восприятия вещ. док, место происшествия, производит допрос и очную ставку или следственный эксперимент с целью реше­ния вопроса.

Наблюдательность не врожденное качество, она вырабатывается практикой, упражнениями. Следователю полезно специально упражняться в следу­ющем:

1)в сравнении и сопоставлении сходных предметов;

2)в быстром восприятии наибольшего количества особенностей предмета;

3) в обнаружении ничтожных, малозаметных изменений в объектах;

4) в выделении существенного с точки зрения цели наблюдения.

В восприятии проявляются индивидуальные особенности людей, которые объясняются всей историей формирования каждой личности и характером ее деятельности. Прежде всего, различают два типа людей по их индивидуальному типу восприятия: аналитический и синтетический.

Для людей аналитического типа восприятия характерно внимание к частностям, деталям, отдельным признакам предмета или явления. Лишь затем они переходят к выявлению общих моментов.

Люди синтетического типа восприятия проявляют больше внимание к целому, к основному в предмете или явлении, иногда в ущерб восприятию частных признаков. Если первый тип более внимателен к фактам, то второй – к значению их.

Однако многое зависит от знаний об объекте восприятия и от цели, стоящей перед человеком. Тип восприятия менее обнаруживается при непроизвольном восприятии и в тех случаях, когда перед человеком стоит цель сравнить два объекта.

Психологические исследования по выявлению типов восприятия убедительно показали, что одни испытуемые преимущественно выделяют «абсолютные» свойства предметов, а другие – преимущественно отношения между этими свойствами. Первое характерно для аналитического типа, второе – для синтетического типа. С учетом этого различают два типа людей: аналитического и синтетического типа восприятия. Для одних важное значение имеет сам факт или событие, а для других, как это происходило.

На восприятие влияют чувства, переживаемые человеком. Люди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и впечатлительностью, гораздо чаще видят объективные факторы в свете своих личных переживаний, своих симпатий и антипатий. Тем самым в описание и оценку объективных фактов они невольно привносят налет субъективизма. Таких людей относят к субъективному типу восприятия в отличие от объективного типа, для которого характерна большая точность и в отношениях, и в оценках.

ЛЕКЦИЯ 7

Тема: ВНИМАНИЕ

1. Понятие о внимании.

2. Функции и теории внимания.

3. Виды и основные свойства внимания.

4. Развитие внимания.

ПОНЯТИЕ О ВНИМАНИИ

На человека постоянно воздействует множество самых различных раздражителей. Сознание человека не в состоянии охватить одновременно с достаточной ясностью все эти объекты. Из множества окружающих объектов, предметов и явлений человек выделяет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям и жизненным планам. Любая деятельность человека требует выделения объекта и сосредоточенности на нем. Вниманием называют направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального.

Известно, что если человек не мобилизует своего внимания, то в его работе неизбежны ошибки, а в восприятии – неточности и пробелы. Не сосредоточив внимания, мы можем:

Ø смотреть и не видеть,

Ø слушать и не слышать,

Ø есть и не ощущать вкуса.

Внимание имеет большое значение для человека, поскольку:

1. Внимание организует нашу психику на все многообразие ощущений.

2. С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов

3.Вниманием определяются:

Ø точность и детализация восприятия (внимание является своеобразным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

Ø прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти);

Ø направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и решения задачи).

4. В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных конфликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.

Объективной реальности влияют знания, интересы, эмоции, привычные установки и др. Если исходить из того, что люди различаются по своим установкам и интересам, по своим характеристикам, то и в восприятии существуют индивидуальные различия.

Несмотря на то, что эти различия в восприятии достаточно велики, тем не менее, выделяются определенные типы этих различий. Они будут характерны для целой группы людей, а не для одного конкретного человека.

В первую очередь к их числу относят различия между синтетическим и аналитическим восприятием. Индивидуальные различия в восприятии показаны на схеме.

Синтетический тип восприятия

Синтетический тип восприятия характеризуется тем, что у людей к нему склонных, общее впечатление от предмета, общие особенности того, что воспринято, представлено ярче всего. Человек с синтетическим типом восприятия меньше всего внимания обращает на детали и на подробности, не выделяет их специально, поэтому многие детали остаются незамеченными. Представители данного типа восприятия больше улавливают смысл целого, а не детальное содержание, для восприятия которого им необходимо ставить специальную задачу.

Люди данного склада умеют выделять главное из всего, что их окружает, они с уникальной способностью отделяют основное от частного. Они с большой легкостью расставляют приоритеты между важными и не важными делами, планируют свою деятельность согласно внутреннему распорядку. Невнимание к «мелочам» могут привести к тому, что упущенные детали могли бы стать полезными в деловой практике или обыденной жизни.

Например, если к данному типу восприятия относится учитель, то характеристика ученика будет очень обобщенная – «дисциплинированный, исполнительный, добросовестный», или «разболтанный, невоспитанный», при этом должного внимания к анализу причин поступков не проявляется. Прочным будет общее мнение об ученике, а его поступки перестают быть существенными.

Аналитический тип восприятия

Аналитический тип восприятия или детализирующий, представляет собой противоположность синтетического типа восприятия. Люди, имеющие данный тип, склонны к четкому выделению деталей и подробностей, их восприятие направлено именно на это. Общий смысл воспринятого у них отходит на второй план, а иногда не замечается совсем.

Как и в первом типе, им необходимо ставить перед собой специальную задачу, чтобы понять суть явления или адекватно воспринять какой-либо предмет. Рассказы таких людей, как правило, наполнены большими подробностями, за которыми часто теряется смысл целого.

Эти два типа восприятия характерны для крайних полюсов, чаще всего они дополняют друг друга. Их крайние варианты нельзя рассматривать как отрицательные, потому что они определяют то своеобразие восприятия, которое дает человеку возможность быть неординарной личностью.

Другие типы восприятия

К другим типам восприятия относятся, например:

  • Описательный и объяснительный. Лица описательного типа ограничиваются фактической стороной того, что видят и слышат и не пытаются объяснить себе суть воспринятого явления. Вне поля их внимания остаются движущие силы поступков людей. Люди объяснительного типа, наоборот, не удовлетворяются тем, что дано в восприятии. Им необходимо объяснить увиденное и услышанное. Чаще всего данный тип поведения сочетается с целостным или синтетическим типом восприятия;
  • Объективный и субъективный тип восприятия. Для объективного типа важно строгое соответствие тому, что происходит в действительности. Представители субъективного типа привносят многое от себя и выходят за пределы того, что дано фактически. Чаще всего они передают не то, что восприняли, а свои субъективные впечатления.

Среди индивидуальных различий восприятия большую роль играют различия в наблюдательности.

Наблюдательность

Под наблюдательностью понимается умение в предметах и явлениях подмечать то, что в них мало заметно и не бросается в глаза само собой. Признаком наблюдательности является быстрота восприятия чего-либо малозаметного. Умение это характерно далеко не для всех людей и в разной степени.

В основном различия в наблюдательности зависят от индивидуальных способностей человека. Именно она является тем фактором, который способствует её же развитию.

Существуют различия восприятия по степени преднамеренности:

  • Преднамеренное – произвольное восприятие. С самого начала оно регулируется задачей – воспринять тот или иной предмет, ознакомиться с ним. Оно может быть включено в какую-то деятельность и осуществляться по ходу её выполнения, но может выступать и как самостоятельная деятельность;
  • Непреднамеренное или непроизвольное восприятие. При данном восприятии человек не руководствуется заранее поставленной целью воспринять данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

Как и восприятие, наблюдательность не является врожденной характеристикой. Новорожденный ребенок не может воспринимать окружающий мир в виде целой предметной картины. Эта способность появляется значительно позже.

Признаки предметного восприятия у ребенка, по мнению Б.М. Теплова, начинают проявляться в раннем младенческом возрасте – начинают формироваться действия с предметами. В 5-6 месяцев начинается фиксация взгляда на предмете.

Под влиянием игровой деятельности к дошкольному возрасту у детей складываются сложные виды зрительного анализа и синтеза. Они включают способность, воспринимаемый в зрительном поле объект, расчленять на части и объединять его в целое.

Условием развития восприятия является труд, как физический, так и умственный. Не менее важно для ребенка участие в игре, в ходе которой он расширяет двигательный опыт и представление об окружающих его предметах.

Восприятие времени представляет большую трудность для ребенка – ему сложно овладеть такими понятиями, как «завтра», «вчера», «раньше», «позже».

Восприятие изображений предметов тоже вызывают определенные затруднения. Рассказывая о том, что на картинке, дошкольники делают ошибки в узнавании изображенных предметов, опираясь на какие-то случайные признаки. Безусловно, недостаточность знаний и небольшой практический опыт играют в этом важную роль. Со временем эти проблемы устраняются, и восприятие старшего школьника практически не отличается от восприятия взрослого человека.

В восприятии проявляются индивидуальные особенности людей, которые объясняются всей историей формирования каждой личности и характером её деятельности. Прежде всего, различают два типа людей по их индивидуальному типу восприятия˸ аналитический и синтетический.

Для людей аналитического типа восприятия характерно внимание к частностям, деталям, отдельным признакам предмета или явления. Лишь затем они переходят к выявлению общих моментов.

Люди синтетического типа восприятия проявляют больше внимание к целому, к основному в предмете или явлении, иногда в ущерб восприятию частных признаков. Если первый тип более внимателен к фактам, то второй – к значению их.

Однако многое зависит от знаний об объекте восприятия и от цели, стоящей перед человеком. Тип восприятия менее обнаруживается при непроизвольном восприятии и в тех случаях, когда перед человеком стоит цель сравнить два объекта. Психологические исследования по выявлению типов восприятия убедительно показали, что одни испытуемые преимущественно выделяют ʼʼабсолютныеʼʼ свойства предметов, а другие – преимущественно отношения между этими свойствами. Первое характерно для аналитического типа, второе – для синтетического типа.

На восприятие влияют чувства, переживаемые человеком. Люди, отличающиеся повышенной эмоциональностью и впечатлительностью, гораздо чаще видят объективные факторы в свете своих личных переживаний, своих симпатий и антипатий. Тем самым в описание и оценку объективных фактов они невольно привносят налет субъективизма. Таких людей относят к субъективному типу восприятия в отличие от объективного типа, для которого характерна большая точность и в отношениях, и в оценках.

Индивидуальные различия в восприятии - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Индивидуальные различия в восприятии" 2015, 2017-2018.

  • -

    Восприятие и наблюдение человека характеризуются как общими закономерностями, так и индивидуальными особенностями. Всем людям свойственны общие проявления психики, благодаря чему происходит отражение основных закономерностей действительности. Наличие общего в... .


  • - Индивидуальные различия в восприятии

    В восприятии проявляются индивидуальные особенности людей, которые объясняются всей историей формирования каждой личности и характером ее деятельности. Прежде всего, различают два типа людей по их индивидуальному типу восприятия: аналитический и синтетический. Для... .


  • - Индивидуальные различия в восприятии и наблюдении

    Ознакомившись с тем, насколько сложен процесс восприятия, мы легко можем понять, что у разных людей он протекает неодинаково. Каждый человек имеет свою индивидуальную «манеру» воспринимать, свои привычные способы наблюдения, которые объясняются общими особенностями его... .


  • - Восприятие.Нейрофизиологические основы восприятия. Классификация восприятия. Общие закономерности восприятия. Индивидуальные различия в восприятии.

    Восприятие-непосредственное, чувственное отражение пред­метов и явлений в целостном виде в результате осознания, их опозна­вательных признаков. Образы восприятия построены на основе различных ощущений. Однако они не сводятся к простой сумме этих ощущений. Восприятие... .


  • - Виды восприятий. Индивидуальные различия в восприятии.

    Опираясь на современную психологическую литературу, можно выделить несколько подходов к классификации восприятия. В основе одной из классификаций восприятия, так же как и ощущений, лежат различия в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой... .