Ищи свой стиль. Ночная съемка пейзажей

Данные советы нужно использовать как базу, ведь каждый случай уникален. На колорит влияет множество факторов помимо положения солнца: погода, сезон, география, собственные цвета предметов и свойства их поверхностей, а так же дополнительные источники света и, наконец, личностное восприятие (помните историю про синее и золотое платье?). Освещение в 4 утра одно, а в 5 уже другое. Солнечное утро в июле отличается от дождливого в октябре. Даже у каждого города свой свет и цветовая палитра.

Как рисовать рассвет. Схема I

Утром освещение меняется стремительно. Что происходит после того, как лиловые сумерки уже растворились, но солнце ещё не поднялось высоко над горизонтом?


– Контрастность цвета и тона невысокая. – Цвета приглушенные, пастельные из-за слоев тумана. – Тени длинные, но прозрачные и рассеянные, ведь солнце ещё очень низко. – Воздушная перспектива хорошо выражена (из-за тумана опять же). – Цвета сближенные и имеют золотистый или розоватый подтон. Чем раньше (ближе к ночи) – тем темнее и холоднее, чем ближе к полудню – тем теплее. На рассвете, в отличие от заката или сумерек, мы достоверно различаем зеленые, красные, синие оттенки, просто они приглушены. Поэтому, если уже достаточно светло, картина не может быть розовой, фиолетовой, синей – это нереалистично. Всё цвета предметов уже различимы. Каждый рассвет уникален. На природе в траве собирается много тумана и картина долго стоит молочно-разбеленная. В городе цвета звонче. А зима и мороз прибавляют яркости. Если же город находится рядом с водой – то рассвет будет не розоватым, а скорее золотисто–голубым.

Как рисовать полдень. Схема II

Это время считается самым неудачным для художников и фотографов. Даже если произведение называется «какой-нибудь полдень», чаще всего на нем изображается сюжет немного "до" или немного "после" полудня. Или действие не сильно привязано к атмосфере, а происходит в интерьере или под тенью деревьев.


В полдень солнца много, и оно светит строго сверху. Что это дает: – Тона максимально контрастны. В это время белый будет белым. А тени относительно него кажутся черными. Немного до или после полудня белый приобретает золотистый оттенок. – Цвета открытые, яркие, чистые – Малая глубина перспективы: все дали равно освещены и хорошо просматриваются. – Тени собственные и падающие – темные с резкими границами. – На вертикальной поверхности (стене) тени падают строго вниз. – На горизонтальной поверхности (земле) падающие тени очень короткие, может даже вовсе не быть. ЧТО ЭТО ЗНАЧИТ НА ПРАКТИКЕ? Если не создавать в работе намеренно глубину и мягкость, картинка кажется грубой и невыразительной. Например, на лице появляются черные ямы под носом, подбородком, глазницами и в носогубных складках. Около полудня, когда солнце ниже и светит в лицо – оно кажется плоским. В пейзаже слишком короткие тени убивают пространство, делая его скучным и нереалистичным. Отсутствие воздуха между планами усиливает этот эффект. ЧТО РИСОВАТЬ И КАК? Сильнее раскрывать тени. Они, хоть и кажутся черными относительно освещенных предметов, однако, на самом деле внутри достаточно светлые. Например, люди и предметы в помещении, или под зонтиком, или в тени деревьев, будут выглядеть мягко и интересно, плюс появятся дополнительные рефлексы. Все цвета максимально звонкие. Можно сфокусироваться на многообразии оттенков, а не на глубине и получить по-настоящему яркие, эмоциональные работы. Ну или творчески переосмысливать реальность: пространство делать глубже, а тени прозрачнее и длиннее. Всё вышеперечисленное мы наблюдаем в ясный солнечный день. Если пасмурно или дождь - глубина будет выше, а цвета и тени мягче.

Как рисовать закат. Схема III

Часто, глядя на фотографию или картину, мы не понимаем, какое время суток изображено. Закат это или рассвет.


ДЕЙСТВИТЕЛЬНО, В ЧЕМ ЖЕ РАЗНИЦА? – Рассветный свет розовый, золотистый. Закатный свет – красноватый, бронзовый, коричневый. То есть, закат более теплый, рассвет более холодный. – Если сделать картинку черно-белой – то рассвет будет более серым, сглаженным, а закат – контрастным. – На рассвете цвета пастельные, сероватые. На закате – насыщенные и яркие. В ясную погоду в обеих ситуациях тени длинные и резкие. Но утром они мягче, прозрачнее. – Утром мы различаем больше оттенков. Вечером они обобщаются через красный закатный свет. – Утренний свет мягкий, очертания предметов размытые. Вечером границы более четкие и резкие. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ? У предметов, стоящих против света, можно наблюдать золотистую "обводку". Это очень эффектно – вот почему многие художники и фотографы любят это время дня. Но не надо обводить предмет линией одной толщины. Где-то она тонкая, где-то исчезает, а где-то настолько широкая, что превращается в пятно. В том же положении полупрозрачные предметы (например, пышные волосы, воздушный шар, сохнущее бельё) наливаются светом, и, кажется, сами начинают излучать свет.

Как рисовать сумерки. Схема IV

На восходе/закате картина освещенности меняется очень быстро. Пограничным состоянием между светом и тьмой являются сумерки. Этому непродолжительному моменту я хочу посвятить отдельный блок.


Картина позднего вечера и зарождающегося утра очень похожа: – Высокий тоновой и цветовой контраст. Предметы сплавляются и погружаются во тьму на фоне относительно светлого и насыщенного неба. – Мы видим предметы более холодными из-за особенностей строения глаза. Если ранний закат золотой, то на пике он бронзово-красный. В таком случае сумерки – это царство синих, фиолетовых и розовых оттенков с изумрудными тенями. – Яркие блики не пропали совсем. Но их мало и, что важно, они располагаются близко к земле, либо подсвечивают предметы снизу, так как солнце уже тоже очень низко. Например, мы видим яркие сполохи в траве. А дорога, лужи, рельсы могут стать самыми яркими пятнами в картине. – Удивительный рисунок неба. Можно наблюдать розовые, оранжевые и золотые облака, подсвеченные снизу, на темно-фиолетовом небе. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ? Сказочное сочетание розово-сиреневых оттенков служит вдохновением для многих романтичных натур. Создавайте простые, но эффектные картины в ограниченной палитре. Двух-трех красок достаточно для написания убедительных сумерек. Обратите внимание на работы с ажурными графическими силуэтами. Такие силуэты очень эффектно выглядят на фоне сумеречного неба. Здания, людей, деревья можно смело делать почти плоскими, в отличие от заката, где даже темные предметы нуждаются в проработке деталей. Создавайте впечатляющие пейзажи, где главными героями будут небо или вода. Интересна городская тема. Уже включили фонари, подсветку, фары – эти разбросанные огоньки станут удачным аккомпанементом яркому цветному небу.

Как рисовать ночь. Схема V

Наступает ночь и на небе появляется луна. Что мы увидим? В безлунную ночь картина будет напоминать квадрат Малевича. Зато при полной ясной луне ночной пейзаж раскрывается в полной мере. Ночью все кошки серы? Нет, скорее они зеленоватые.


Лунное освещение: – Небо – часто самый темный или средний объект в пейзаже. Что важно, поскольку в сумерках мы наблюдаем обратную картину: ВСЕ предметы черные на фоне яркого неба. – Мы хорошо различаем при ночном освещении белые, средние и отражающие поверхности. Например, кожа человека тоже достаточно светлая и хорошо отражающая. – Цветовая гамма ограничена. Красный полностью уходит из ночной картины. Все оттенки максимально холодные. Это синие и зеленые, которые ближе к рассвету переходят в сиреневые и пурпурные. – Белый и желтый неотличимы друг от друга, они превращаются в лимонный, салатовый и изумрудный. – Тени длинные и четкие. – Слои тумана делают перспективу более глубокой. КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ? Можно воссоздать полноценное ночное освещение всего одной краской – хорошее упражнение для новичков. Ночь – не самое популярное время для отображения. Поэтому ваши работы всегда будут выделяться атмосферностью и необычным освещением. Особенно, если вы попробуете изобразить светлые, желтые и красные предметы. Отдельного внимания заслуживают сцены, с дополнительным источником света. Сюжет, разыгрывающийся в свете фонаря, фар машины, пламени свечи – это всегда очень эффектно. Разумеется, темы города и моря с лунной дорожкой – это классика ночных сюжетов.

Светопись - именно так называли фотографию в начале прошлого века. Слово удивительно меткое и содержит в себе основную идею создания снимка. Фотография создается светом, и именно от него зависит то, какой снимок получится в результате. При съемке пейзажа фактор света становится еще более важным, так как управлять положением и мягкостью излучения единственного осветительного прибора - солнца - фотограф не может. Поэтому на первый план в пейзажной съемке выходит опыт и знания, полученные в результате наблюдения и анализа снимков, сделанных в разное время суток. В зависимости от положения солнца относительно земли направление солнечных лучей и характер света в течение суток постоянно меняются. И если фотограф знает, чего ждать и к чему готовиться в тот или иной час, шансы сделать очень хорошие фотографии стремительно вырастут.

За час до рассвета

Для получения эффектных снимков раннего утра вставать и выходить из дома нужно еще до восхода солнца. Приблизительно минут за 30 до того, как солнечный диск покажется из-за горизонта, первые его лучи, отражаясь от атмосферы Земли, начинают освещать пространство. Этот свет поначалу имеет минимальную интенсивность и практически не заметен глазу, но чем ближе момент восхода, тем больше лучей попадает на сцену. Снимать в таких условиях, разумеется, возможно лишь со штатива на очень длинных выдержках - от нескольких десятков секунд до нескольких минут.

В предрассветные минуты холодные ночные оттенки слегка ослабевают, и общая световая температура повышается. А на востоке, в том месте, где вскоре появится солнце, появляется красивое сияние. Свет в эти мгновения очень мягкий, тени полностью отсутствуют, так как прямых солнечных лучей пока нет, а сцену освещает только отраженный свет. Контраст между освещенными и теневыми участками сцены - минимальный. В этих условиях на снимке хорошо прорабатывается фактура, к примеру, галька и большие камни на морском побережье. Еще один плюс для съемки моря в предрассветные минуты - общая низкая освещенность сцены, которая позволяет выставить длинную выдержку и превратить воду в туман. Такие мистические снимки имеют особое настроение и выглядят довольно эффектно. Выбирать точку съемки для работы в это время суток нужно накануне при хорошем свете. Поскольку найти что-либо интересное в предрассветной мгле будет весьма проблематично.

Рассвет

В момент появления солнца из-за горизонта снимать можно два типа сюжетов. Если над горизонтом зависла плотная облачность или стоит дымка, сдерживающая яркость солнца, то можно включать солнечный диск в кадр и снимать рассвет в контровом освещении. Вероятность поймать нежелательный блик при этом близка к нулю. Если же вы смотрите на солнце с напряжением, щурясь, то в такой ситуации, включая солнце в кадр, вы практически гарантированно получите на фотографии блики. Можно попробовать отвернуть камеру в сторону и использовать бленду. Но есть еще один интересный вариант - нужно просто обернуться. Часто бывает, что теплые рассветные лучи очень красиво освещают сцену за спиной фотографа, важно не забывать об этом, чтобы не упустить момент.

При появлении солнца над горизонтом сцену начинают освещать прямые лучи, при этом появляются красивые длинные тени, создающие объем. А небо, что очень важно, по-прежнему отражает большое количество солнечных лучей, выполняя роль заполняющего источника света (рисующим здесь выступает солнце). Из-за этого контраст между освещенными и теневыми участками сцены не очень большой, и это важное свойство, так как детали на фотографии будут хорошо проработаны как в светах, так и в тенях. По мере увеличения яркости света, разница в освещенности неба и земли будет увеличиваться. Таким образом, чтобы правильно проэкспонировать весь кадр, нужно воспользоваться градиентным фильтром или сделать несколько кадров в режиме брекетинга, для того чтобы потом собрать их в одну фотографию на компьютере во время постобработки.

Утренние часы

Показавшись за горизонтом, солнце движется вверх очень быстро, и с каждой минутой яркость света его лучей становится все больше и больше. Первые два часа после восхода дарят фотографу восхитительный свет для съемки пейзажа. Все это время сцена пронизана длинными тенями, создающими объем, ночная синева полностью исчезает и все пространство залито теплыми лучами. Даже если вы проспали сам рассвет, попасть в нужное место в эти самые два часа нужно обязательно. Потому что чем выше поднимается солнце, тем более нейтральной становится цветовая температура, тем глубже тени, тем выше контраст сцены. И в какой-то момент детали в тенях уже заметно проваливаются в черноту, а вместе с этим и вся утренняя атмосфера улетучивается. Опаздывать ни в коем случае нельзя.

День

В большинстве случаев днем гонку за эффектными кадрами можно отложить и смело идти досыпать те часы, которых не хватило из-за раннего подъема. При ясном небе днем жесткий солнечный свет создает очень сильный контраст между светами и тенями, что полностью уничтожает детали. Цветовая температура днем - нейтральная. Свет просто выполняет свою утилитарную функцию, не добавляя при этом в кадр особого настроения. Все дневные кадры отдают грязноватой синевой, а в воздухе появляется неприятная дымка. Когда солнце находится в зените, тени от объектов сцены практически отсутствуют, вследствие чего фотография получается плоской. Исключением может быть разве что зимнее время, когда солнце даже днем находится довольно низко.

Несмотря на все вышеприведенные минусы, снимать пейзаж днем при определенных условиях все же можно. К примеру, если днем небо затянуто плотными облаками, характер освещения меняется кардинально. Свет становится рассеянным, контраст сцены сильно сокращается. Это можно использовать при съемке движущейся воды - рек или водопадов, а также для макросъемки. Второй случай, когда выйти днем на улицу все же стоит - сразу после дождя. Грозовые облака действуют как гигантские рассеиватели, снижая жесткость света, при этом после дождя в облачном небе могут наблюдаться разрывы, через которые на землю прорываются пучки солнечных лучей. Подобные моменты, пойманные в кадр, могут сделать фотографию достаточно эффектной.

Заключение

В этом материале нерассмотренными остались две интересные темы для пейзажного фотографа - съемка вечером и ночью. Об этом речь пойдет во второй части статьи. Резюмируя все вышесказанное, можно сказать, что как данность следует принять тот факт, что лучшие пейзажные фотографии в первой половине дня могут быть сделаны только ранним утром, поэтому подъем за час или два до восхода солнца для фотографа должен быть правилом. И днем, кстати, спать тоже необязательно. Если вы фотографируете не в диких местах, после утренней сессии можно взять камеру и поехать в ближайший город поснимать архитектуру, ровные линии которой очень часто выгодно смотрятся в высококонтрастном освещении. Самое главное - вы должны знать сильные и слабые стороны того или иного типа света в разное время суток и уметь правильно использовать эти знания для получения эффектных снимков.

Уилкс выбирает общеизвестные знаковые места, которые составляют часть нашей коллективной памяти, например, Таймс-Сквер и торговый центр Вашингтона.

Фотограф просыпается до рассвета и часто использует подъемный кран, чтобы получить вид с высоты как минимум 15 м. Первые снимки он делает на рассвете. За 12-15 часов съемки Стивен Уилкс делает от 1200 до 1500 кадров. Около 50 из них войдут в конечную фотографию, процесс редактирования может растянуться на несколько месяцев.

Это самоотверженный труд, так как во время съемки у фотографа нет перерывов ни на обед, ни на туалет. Для каждой картины ему нужен кадр, в котором он захватит пространство без посторонних объектов. Уилкс называет его "голой тарелкой ", на которую он накладывает детали из всех других изображений. "Это как кубик Рубика в реальном времени в моем мозгу" , - говорит автор.

Уилкс изучал творчество художника Дэвида Хокни, который часто снимал по 250 изображений одной сцены, а затем сопоставлял их вместе, чтобы создать ощущение временного скачка. На съемочной площадке Уилкс решил снять как обнимаются звезды Леонардо Ди Каприо и Клэр Дэйнс, а затем камера отъехала и он захватил отражение, как они целовались секундой позже. Законченное сложное изображение одновременно показывает оба контрастирующих изображения.

Для проекта «День и ночь» Уилкс пытается добавить ощущение непостоянства пейзажа, захватывая случайные события, которые разворачиваются на его фоне. Чаще всего происходят неожиданные вещи. Во время съемки на Таймс-сквер случилась воздушная тревога, и полицейские оперативно очистили одно из самых оживленных мест на Земле, получился город-призрак. Во время фотографирования на пирсе Санта-Моники он увидел человека в наручниках и полицейскую машину. Это изображение позже Уилкс аккуратно соединил со снимком детей, бегущих с воздушными шарами.

Его фотографии стали очень популярны в сети Интернет, поэтому Уилкс решил расширить географию своего проекта. Недавно он снимал в Шанхае, Париже и в Лондоне, а в этом месяце планирует фотографировать Парад Мэйси в честь Дня Благодарения.

Стивен Уилкс – художественный и коммерческий фотограф из Нью-Йорка . Его награждали Photo District News (Award of Excellence) в 2011 и 2012 годах. Он представлен в галерее Питера Феттермана (Peter Fetterman Gallery) в Лос-Анджелесе и в галерее Монро в Санта-Фе.

1. Стадион Wrigley Field в Чикаго, 2013 год
На этом снимке редкое явление для высшей лиги бейсбола. Wrigley Field - это Большой Храм бейсбола. Он кардинально изменится в течение следующего года, так как здесь установят гигантские электронные табло.


2. Кони-Айленд, Бруклин, 2011 год
Это был один из тех прекрасных дней, когда самое время понежиться на пляже. Погода стояла теплая и солнечная. Мне даже удалось захватить гонку регаты у побережья Атлантического океана.

3. Iron, Нью-Йорк, 2010 год
Эта фотография была сделана 9/11/2010. Я чувствовал, что это образ отражает состояние, в котором находимся мы, жители Нью-Йорка. Жизнь движется дальше, но мы продолжаем ощущать прошлое.


4. Миллениум парк (Millenium Park), Чикаго, 2013 год
Миллениум парк это идеальное место, чтобы запечатлеть красоту Чикаго. Мы ждали до 21:30, чтобы сфотографировать фейерверк, но в девять часов вечера погода резко изменилась. Пошел муссонный дождь, который позволил захватить один из важнейших элементов в этой фотографии.


5. Инаугурация президента, Вашингтон округ Колумбия, 2013 год
Для этой фотографии мы взобрались на 50-ти футовый подъемник по центру над Национальной аллеей (National Mall) в ходе утреннего заседания инаугурации президента. Вечером сорвался порывистый ветер, если бы он начался на 5 минут раньше, то у нас не было бы ни одной ночной фотографии.

6. Вашингтон Сквер, Нью-Йорк, 2009 год
С этим снимком связано одно из моих любимых воспоминаний. Я заметил нескольких мужчин, одетых в смокинги и в этом не было ничего чрезвычайного за исключением того, что у всех этих ребят были одеты большие белые кроличьи головы.


7. Шанхай, Китай, 2012 год
Один из моих любимых элементов этого изображения - точки перехода, где день превращается в ночь. Мне удалось захватить одну лодку в дневное время, а затем снова в ночное. Если смотреть внимательно, то можно заметить, как лодка меняется от дня к ночи.


8. Gramercy Park, Нью-Йорк, 2011 год
Это настоящий оазис зелени в нижнем Манхэттене и единственный частный парк в Нью-Йорке. Мне посчастливилось запечатлеть этот вид, показывающий активность внутри парка и ночь за его пределами.


9. Нью-йоркская библиотека, Нью-Йорк, 2011 год
Во время съемки на 5-ой Авеню, захватывая шум и поток людей, мне особенно понравилось наблюдать за группой рабочих-строителей, которые обедали, сидя на внешней стороне стены библиотеки, глядя на людей. Эта картина напомнила мне известный снимок Чарльза Эббетса (Charles C. Ebbets) «Обед на небоскрёбе», который он сделал в 1932 году.


10. Центральный Парк, Нью-Йорк, 2010 год
Я всегда любил фотографировать метель в Нью-Йорке. Обнаружив этот удивительный вид из редакционного задания, я договорился вернуться и провести съемку из этого места. А через несколько месяцев у нас прошла одна из самых снежных метелей.


11. Западная Стена, Иерусалим, 2013 год

Мы провели месяцы изучения каждого аспекта Западной стены, глядя на ее бесчисленные изображения. Затем выяснили, что три раза в год у стены молятся почти 100 000 людей. Я сразу решил, что это должно быть на переднем плане повествования в фотографии. Мы сделали это изображение на день "священнического благословения" или "биркат-коханим" во время праздника Суккот в октябре 2012 года. Я фотографировал в течение 18 часов и сделал более 1800 изображений.


Ночная съёмка позволяет отобразить сцену в необычном освещении - так же как «золотой час» на закате и на рассвете может добавить элемент настроения и уникальность сцене, освещённой солнечным светом. Так же как съёмки спорта и пейзажей упираются в пределы возможностей камеры по выдержке и диафрагме, ночная съёмка зачастую упирается в технические пределы по обоим параметрам (см. ниже).


В связи с недостаточным знакомством с предметом, а также поскольку ночная съёмка зачастую предельно техническая, многие фотографы просто убирают камеры после заката и «ждут дня». Данная глава призвана ознакомить фотографов со сложностями, с которыми они могут столкнуться ночью, и рассматривает способы преодоления многих из них.

Основы

Ночная съёмка определяется теми же параметрами, что и дневная, а именно - диафрагмой, выдержкой и чувствительностью ISO, - но при этом все они зачастую достигают предельных значений. По этой причине распространение и разнообразие ночных фотографий тесно связано с развитием фотографических технологий. Ранее плёночные фотографы избегали съёмки ночных сцен, поскольку для получения адекватной глубины резкости они требовали невозможно длительных выдержек или порождали неприемлемое количество визуального шума . Далее, проблема с плёнкой, так называемое явление невзаимозаместимости, означает, что при увеличении времени экспозиции требуется всё большее количество света, достигающее плёнки, - что приводит к снижению отдачи по сравнению с более короткими выдержками. Наконец, даже если соответствующая экспозиция была достигнута, фотограф должен впоследствии дождаться проявки плёнки, чтобы оценить, получился ли снимок - степень неопределённости, которая зачастую неприемлема для того, кто задержался допоздна и потратил минуты или даже часы на экспозицию каждого кадра.

Издержки цифровой ночной съёмки

К счастью, со времён первых попыток ночной съёмки времена изменились. Современные цифровые камеры более не подвержены невзаимозаместимости и обеспечивают немедленный результат - невероятно повышая удовольствие от процесса и снижая риск затрат времени на неудачные фотографии в неурочные часы.

При всех этих достижениях цифровая ночная съёмка тем не менее не обходится без своих технических пределов. Снимки неизбежно являются компромиссом между глубиной резкости, длительностью выдержки и визуальным шумом. Следующая диаграмма иллюстрирует все возможные сочетания этих параметров для типичной ночной съёмки при полной луне при ручной выдержке:

Обратите внимание, что свои проблемы имеет любой из четырёх сценариев. Для большинства статических ночных снимков выбор осуществляется между сценариями 2, 3 и 4. Для каждого из них зачастую есть способы, которые минимизируют недостатки; к ним относятся усреднение изображений , каскадирование и множественные фокальные плоскости (требуют отдельной статьи). Заметьте также, что минимальной возможной длительностью выдержки является одна секунда - это означает, что наличие устойчивого штатива при ночной съёмке является существенным.

Диаграмма не учитывает дополнительные ограничения: снижение разрешающей способности вследствие дифракции и усиление подверженности структурному шуму при длительных выдержках. В цифровой фотографии структурный шум является единственным недостатком нарастающих по длине выдержек (кроме их вероятной непрактичности), сильно похожим на явление невзаимозаместимости, наблюдаемое для плёнки. Далее, предельное время выдержки могут ограничить движение луны и следы от звёзд (см. ниже).

Значимость лунного света

Также как при дневной съёмке внимание уделяется положению и углу солнца, при ночной съёмке следует также уделять пристальное внимание луне. Низкая луна может создать длинные тени на объектах с перекрёстным освещением, тогда как луна в зените создаёт более жёсткие, нисходящие тени.

Ещё одной переменной является интенсивность света луны, в зависимости от её положения в 29.5 дневном цикле нарастания и убывания. Полная луна может бросить вам спасательный круг, уменьшив требуемое время экспозиции и позволив увеличить глубину резкости, в то время как безлунная ночь невероятно повышает видимость звёзд. Далее, интенсивность лунного света может быть подобрана во времени так, чтобы обеспечить идеальный баланс между искусственным светом (уличных фонарей) и лунным.

Расчёт длительности выдержки в полнолуние может оказаться непростым; используйте f/2.0 и 30 секунд при ISO 100 как точку отсчёта (если предмет съёмки распределён и освещён прямо), далее подбирайте параметры согласно сценариям 1-4 соответственно.

Ещё один фактор, который редко можно заметить в дневном свете, - это движение источника света (солнца или луны). Длительная выдержка, требуемая для съёмки при лунном свете, зачастую означает, что луна успевает значительно сместиться за время экспозиции. Движение луны сглаживает резкие тени, однако слишком сильное движение может создать видимость плоского света.

Обратите внимание, как минутная выдержка фиксирует высокий контраст и тени даже от тонких веток. тогда как выдержка длиной 4 минуты показывает меньший контраст и тени только от толстых веток. Выбор длительности экспозиции может отличаться гораздо более, чем вчетверо- существенно акцентируя показанный эффект.

Снимки, в которых луна попадает в кадр, также чувствительны к движению луны. На пальцах, луна перемещается на размер своего диаметра приблизительно каждые 2 минуты . В результате, если длительность выдержки приближается к этому времени, луна на снимке станет вытянутой.

Яркость видоискателя

Подбор композиции снимка через видоискатель может оказаться проблематичным, когда света мало. Даже если снимать предполагается при закрытой диафрагме, объектив с большей максимальной шириной диафрагмы может значительно повысить яркость видоискателя в процессе композиции кадра. Чтобы оценить влияние различных диафрагм, выберите её величину вручную, нажав кнопку «предпросмотр глубины резкости» (обычно расположенную на камере у основания объектива).

Способ, которым зеркальная камера перенаправляет свет из объектива к вашему глазу, также может влиять на яркость. Камеры с пентапризмой (в отличие от пентазеркала) обеспечивают минимальные потери света, однако зачастую это значительно повышает стоимость камеры. Сенсоры большего формата также обеспечивают более яркое изображение в видоискателе (как например, полный кадр 35 мм по сравнению с кроп-фактором 1.5-1.6 или меньшими). Наконец, убедитесь, что вы дали своим глазам время на адаптацию к убыванию света, особенно после выхода из ярко освещённой зоны или использования вспышки.

Влияние блокировки зеркала

Блокировка зеркала (БЗ) - это функция, доступная в некоторых зеркальных камерах, которая предназначена для минимизации сотрясения камеры, вызванного ходом зеркала (который создаёт характерный щёлкающий звук зеркальных камер). Работает она посредством разбиения подъёма зеркала и начала экспозиции на отдельные этапы. Тем самым любые вибрации, вызванные зеркалом, могут погаснуть, прежде чем начнётся экспозиция.

Блокировка зеркала может существенно повысить резкость для длительности экспозиции, сравнимой со временем позиционирования зеркала (от ~1/30 до 2 секунд). С другой стороны, сотрясение зеркала ничтожно для выдержек, длительность которых намного дольше; как следствие, БЗ в большинстве случаев для ночной съёмки не критична . Если вы вынуждены использовать шаткий штатив (лучше этого избегать) или длиннофокусные телеобъективы, время стабилизации может значительно увеличиться (до 8 секунд).

Появление следов звёзд

Даже умеренно длительные выдержки могут обнаружить вращение звёзд на небе. Использование больших фокусных расстояний и съёмки звёзд на заметном удалении от Полярной звезды увеличивают дистанцию в изображении, которую преодолевают звёзды. Этот эффект может создать потрясающий вид, однако порой эти следы могут повредить художественному замыслу, если в него входило ощущение незыблемости и спокойствия.

Нормальные фокусные расстояния (28-50 мм) обычно показывают минимальное движение звёзд, если выдержки не превышают 15-30 секунд. Если следы звёзд являются желаемым эффектом, использование открытой диафрагмы и повышенной чувствительности (ISO 200-400) может повысить яркость каждого следа.

Фокусировка и глубина резкости

Тщательная фокусировка является критичной при съёмке ночью, поскольку закрытые диафрагмы зачастую практически невозможны - а следовательно, неверное положение глубины резкости неприемлемо (см. гиперфокальное расстояние). Чтобы ещё больше усложнить фокусировку, ночные сцены редко содержат достаточно света или контраста для работы автофокуса, но и яркости видоискателя для ручной фокусировки тоже не хватает.

К счастью, есть несколько решений этой фокусной дилеммы. Можно попробовать сфокусироваться на любом точечном источнике света, который находится на расстоянии, аналогичном расстоянию до предмета съёмки. На снимке слева гарантированный автофокус может быть получен с использованием яркого света внизу цели фокусировки.

Центральная точка фокусировки на многих камерах является более чувствительной и точной, так что лучше всего использовать её (вместо внешних точек фокусировки) - даже если её использование требует последующей рекомпозиции.

Если вы хотите сфокусироваться на бесконечности, наведите свою камеру на луну, сфокусируйтесь и затем подбирайте композицию кадра. Иначе, прихватите с собой небольшой фонарик, который можно установить на предмете, сфокусироваться на нём и затем убрать его перед началом экспозиции . Если все эти подходы нереализуемы на практике, всегда можно использовать ручную фокусировку на основе маркеров расстояния на объективе (и соответствующем гиперфокальном расстоянии).

Ночной экспозамер

К сожалению, большинство встроенных в камеру экспонометров оказываются неточными или имеют предел выдержки 30 секунд. Обычно можно сперва осуществить замер для открытой диафрагмы (так чтобы время экспозиции было менее 30 секунд), затем закрыть диафрагму до нужной величины и увеличить время экспозиции соответственно. Как вариант, можно обзавестись внешним экспонометром для получения наиболее точного измерения. Для выдержек длительностью свыше 30 секунд камеру нужно переключить в режим «bulb» и использовать внешний таймер или спусковое устройство:

Ночные сцены, содержащие источники искусственного света, практическ всегда будут иметь гистограммы в низком ключе , в противном случае на них проявятся значительные засветки. Экспозамер может оказаться непростой задачей, если автозамер камеры откажет; хорошей точкой отсчёта будет замер по распределённому объекту, который непосредственно освещён одним из источников. Если ничто из этого не помогает, обязательно снимайте с вилкой экспозиции (брэкетингом) или подбирайте её, контролируя результаты на экране камеры.

Какая экспозиция верна ночью? В отличие от дневной съёмки, где эталоном является 18% серая карточка , для экспонирования ночных фото подобных общепринятых эталонов не существует. Кто-то «недодержит» снимок, чтобы сохранить темноту ночи, кто-то, наоборот, постарается заполнить гистограммой весь тональный диапазон, как при дневной съёмке. Я в целом рекомендую всегда экспонировать полностью, как при дневной съёмке, и снимать в режиме RAW. При таком подходе экспозицию всегда можно погасить впоследствии - сохранив при этом минимальный визуальный шум, поскольку сенсора достигло больше света.