Оформление общепита на патенте. Патент на услуги общественного питания Вид предпринимательской деятельности

"Предприятия общественного питания: бухгалтерский учет и налогообложение", 2009, N 9

В каких случаях предприятие общепита осуществляет свою деятельность через объект, не имеющий зала обслуживания посетителей? Необходимо ли создавать условия для потребления продукции объекта общепита в данном случае? Об этом в настоящей статье.

Услуги без потребления продукции

В соответствии с пп. 8, 9 п. 2 ст. 346.26 НК РФ в отношении оказания услуг общественного питания ЕНВД может применяться при их осуществлении через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту, а также через объекты общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей. Не имеющим зала обслуживания посетителей является объект организации общественного питания, не имеющий специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров.

В свою очередь, услуги общественного питания <1> - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга (ст. 346.27 НК РФ).

<1> К данным услугам не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3, 4 п. 1 ст. 181 НК РФ.

Иначе говоря, допускаются:

  • создание условий только для потребления;
  • только реализация;
  • создание условий для потребления и реализация.

В определении объекта общепита без зала обслуживания также указывается на то, что условия для потребления в таком объекте не создаются. Для целей применения ЕНВД определение услуг общественного питания, содержащееся в ст. 346.27 НК РФ, имеет преимущество перед положением ГОСТ Р 50647-94 <2> "Общественное питание. Термины и определения" (далее - ГОСТ Р 50647-94). Так, согласно ст. 3 ГОСТ Р 50647-94 под общественным питанием понимается совокупность предприятий различных организационно-правовых форм и граждан-предпринимателей, занимающихся производством, реализацией и организацией потребления кулинарной продукции. Как видим, союз "или" в данном определении отсутствует.

<2> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 21.02.1994 N 35.

Хотя, например, в ГОСТ Р 50762-2007 "Услуги общественного питания. Классификация предприятий общественного питания" <3>, введенном в действие с 01.01.2009, к предприятию общественного питания относится предприятие, предназначенное для производства, реализации и (или) организации потребления продукции общественного питания, включая кулинарную продукцию, мучные кондитерские и булочные изделия. Кроме того, одним из видов предприятий общественного питания в зависимости от характера их деятельности являются предприятия, организующие реализацию продукции общественного питания (с возможным потреблением на месте) (магазины кулинарии, буфеты, кафетерии, предприятия мелкорозничной торговой сети) (п. 4.1 ГОСТ Р 50762-2007). Ни о каком потреблении не говорится и в определении магазина кулинарии, содержащемся в ГОСТ Р 50762-2007 (п. 4.15) и ГОСТ Р 50647-94 (п. 14 Приложения А).

<3> Утвержден Приказом Ростехрегулирования от 27.12.2007 N 475-ст.

Примечание. Магазин кулинарии - предприятие общественного питания, имеющее собственное кулинарное производство и реализующее потребителям кулинарные изделия, полуфабрикаты, мучные булочные и кондитерские изделия и покупные продовольственные товары (п. 4.15 ГОСТ Р 50762-2007).

Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ установлено, что с 01.01.2009 к категории объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и другие аналогичные точки общественного питания (ст. 346.27 НК РФ). В предыдущей редакции это положение было следующим: к данной категории объектов организации общественного питания относятся киоски, палатки, магазины (секции, отделы) кулинарии и другие аналогичные точки общественного питания.

Заметим, что крытые рынки (ярмарки), торговые комплексы, киоски, торговые автоматы и другие аналогичные объекты являются объектами стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов (ст. 346.27 НК РФ). К другим аналогичным объектам Минфин относит обособленные объекты, размещенные на земельных участках и не подлежащие перемещению в течение какого-либо периода времени (например, в период действия договора аренды), в частности палатки, ларьки, контейнеры, боксы и т.д. (Письмо от 22.05.2006 N 03-11-04/3/267). Как мы видим, два объекта (киоски и палатки) могут использоваться в качестве объектов общепита и объектов торговли. Согласно ст. 346.27 НК РФ киоском признается строение, которое не имеет торгового зала и рассчитано на одно рабочее место продавца, а палаткой - сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала. Аналогичные определения содержатся и в ГОСТ Р 51303-99 "Торговля. Термины и определения" <4>. А вот в ГОСТ Р 50647-94 понятия "киоск" и "палатка" отсутствуют совсем. Да и магазины кулинарии могут быть как на предприятиях общепита, так и торговли. Представленные положения показывают, что создание условий для потребления кулинарной продукции не является обязательным требованием для признания деятельности через объект общепита без зала обслуживания услугой объекта общественного питания, переводимого на уплату ЕНВД. Как в таком случае киоски, палатки, отделы кулинарии общественного питания отличить от аналогичных объектов, относящихся к стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов?

<4> Утвержден Постановлением Госстандарта России от 11.08.1999 N 242-ст.

Полагаем, что предлог "при" в определении объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей, играет ключевую роль: только те киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии, которые находятся при заведении общепита, осуществляют деятельность, относящуюся к услугам общественного питания. Хотя, заметим, Минфин считает, что понятие "объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания" с 01.01.2009 по сути не изменилось (Письмо от 24.12.2008 N 03-11-05/309). Он указывает, что деятельность организации по реализации кулинарной продукции собственного производства (мучных кулинарных, хлебобулочных и кондитерских изделий) через магазины кулинарии, а также отделы кулинарии при кулинарных цехах как в 2008 г., так и с 1 января 2009 г. относится к предпринимательской деятельности в сфере оказания услуг общественного питания, осуществляемой через объекты организации общественного питания, не имеющие зала обслуживания посетителей, и, соответственно, подлежит переводу на уплату ЕНВД.

Мнение чиновников: услуги для потребления нужны в любом случае

Финансовый орган в своих ранних письмах указывал, что деятельность объекта организации общественного питания, как имеющего зал обслуживания посетителей, так и не имеющего его, независимо от месторасположения и вида (киоск, палатка и другие аналогичные точки общественного питания), предусматривает также организацию потребления приобретенной продукции на месте (Письмо от 01.02.2006 N 03-11-04/3/55). Обосновывается данный вывод тем, что в противном случае возникает несоответствие понятию "общественное питание", содержащемуся в ст. 3 ГОСТ Р 50647-94. Аналогичные выводы были озвучены и в Письме от 25.07.2007 N 03-11-04/3/295. Заметим, что в Приложении А "Описание группировок" ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) <5> сказано, что в группировку "Гостиницы и рестораны" (код 55) не включается производство кулинарной продукции, полуфабрикатов или готовых продуктов, не предназначенных для потребления на месте.

<5> Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1), утв. Приказом Ростехрегулирования от 22.11.2007 N 329-ст.

Позже Минфин в Письме от 18.02.2008 N 03-11-05/34 указал, что деятельность по изготовлению и реализации кулинарной продукции (кур гриль, блинчиков, горячих сосисок с булочками, кофе) через киоск относится к услугам общественного питания, оказываемым через объект организации общественного питания, не имеющий зала обслуживания посетителей, и, соответственно, может быть переведена на уплату ЕНВД. Причем о создании условий для потребления в данном Письме не говорится ни слова.

Однако в этом году на аналогичный вопрос в отношении кур гриль, реализуемых через киоск, в котором не созданы условия для их потребления, Минфин указал, что поскольку приготовляемые куры гриль реализуются без потребления на месте, то данная деятельность не относится к сфере общественного питания, облагаемой ЕНВД (Письмо от 01.07.2009 N 03-11-09/233). Не является данный вид деятельности и розничной торговлей, облагаемой ЕНВД, поскольку происходит реализация продукции собственного производства <6> (ст. 346.27 НК РФ). Исходя из этого, отмечается, что такой вид деятельности подлежит налогообложению в рамках ОСНО или УСНО.

<6> С 01.01.2009 в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2008 N 155-ФЗ к розничной торговле относится реализация через торговые автоматы товаров и (или) продукции общественного питания, изготовленной в этих торговых автоматах.

В отношении реализации кулинарной и кондитерской продукции собственного производства через лоток на улице Минфин в Письме от 06.03.2007 N 03-11-04/3/63 указал, что этот вид деятельности относится к разносной торговле и на него распространяются положения, предъявляемые к розничной торговле. Поскольку реализация продукции собственного производства (изготовления) не относится к розничной торговле, реализация организацией кулинарной и кондитерской продукции собственного производства через лоток на улице не является розничной торговлей и должна находиться на общем режиме налогообложения.

Как видим, несмотря на наличие в определении объекта общепита без зала обслуживания посетителей (ст. 346.27 НК РФ) указания на то, что отсутствует специально оборудованное помещение (открытая площадка) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, чиновники настаивают на необходимости создания условий потребления и в этом случае.

Как можно создать условия для потребления при отсутствии зала обслуживания? Ответа на данный вопрос Минфин не дает. При этом, если рядом с отделом кулинарии устанавливаются столики, налоговый орган считает, что в этом случае отдел кулинарии в торговом зале магазина нельзя отнести к объектам организации общественного питания, не имеющим зала обслуживания посетителей (Письмо УФНС по Московской обл. от 07.02.2007 N 24-16/0106@). В другом Письме (от 06.03.2007 N 03-11-04/3/63) Минфин также говорит, что если в инвентаризационных документах площадь, оборудованная для потребления кулинарной продукции и кондитерских изделий (для размещения столиков), в отделе кулинарии выделена, то ее следует отнести к объекту организации общественного питания, имеющему зал обслуживания посетителей.

Примечание. В соответствии со ст. 346.27 НК РФ под залом обслуживания понимается специально оборудованное помещение или открытая площадка для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров. К данной категории объектов организации общественного питания относятся рестораны, бары, кафе, столовые и закусочные. А открытая площадка - специально оборудованное для общественного питания место, расположенное на земельном участке.

Какие условия для потребления можно создать в киосках, палатках, магазинах (отделах) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и в других аналогичных точках общественного питания, чтобы при этом не возник зал обслуживания посетителей? Для налогоплательщиков, не желающих вступать в спор с чиновниками, можно порекомендовать разве что снабжение посетителей салфетками, одноразовой посудой, пакетами.

Считаем численность

Физическим показателем оказания услуг общественного питания через объект общепита, не имеющий зала обслуживания посетителей, на основании п. 3 ст. 346.29 НК РФ является количество работников, включая предпринимателя. Базовая доходность составляет 4500 руб. в месяц.

Если предприятие общественного питания осуществляет два вида деятельности (с площадью зала обслуживания посетителей и без нее), возникает вопрос: как определить физический показатель "количество работников, включая индивидуального предпринимателя", необходимый для расчета величины единого налога?

Примечание. Количество работников - среднесписочная (средняя) за каждый календарный месяц налогового периода численность работающих с учетом всех работников, в том числе работающих по совместительству, договорам подряда и другим договорам гражданско-правового характера (ст. 346.27 НК РФ).

Порядок распределения данного показателя Налоговым кодексом не определен. В свою очередь, административно-управленческий персонал - АУП (руководство, бухгалтеры и др.) и вспомогательный персонал (дворники, уборщицы и др.) задействованы во всех видах деятельности. Чиновники до мая этого года считали, что в численность работников, занятых в деятельности, облагаемой ЕНВД, надо включать тех, кто непосредственно связан с этой деятельностью, и тех, кто напрямую с ней не связан (Письма Минфина России от 06.03.2009 N 03-11-09/88, от 28.08.2008 N 03-11-04/3/404, от 06.09.2007 N 03-11-05/216). Причем, как указал ФАС ЗСО в Постановлении от 09.12.2008 N Ф04-7728/2008(17505-А03-19), без сотрудников управленческого персонала невозможно получение потенциально возможного дохода. В связи с этим включение данных работников в физический показатель "количество работников" при исчислении налоговой базы является правомерным.

В недавних разъяснениях (Письма от 25.06.2009 N ШС-22-3/507@, от 08.05.2009 N 3-2-16/49@) налоговики кардинально поменяли свою позицию, указав, что считают целесообразным при определении физического показателя "количество работников, включая индивидуального предпринимателя" среднесписочную (среднюю) численность работников, участвующих одновременно во всех видах деятельности, распределять по видам осуществляемой деятельности пропорционально исчисленной среднесписочной (средней) численности работников, непосредственно участвующих в каждом виде их деятельности.

Причем в данных Письмах налоговый орган со ссылкой на утратившие силу Методические рекомендации по применению главы 26.3 НК РФ и Письмо Минфина России от 18.03.2003 N 04-05-12/21 утверждает, что и раньше придерживался данной точки зрения, "забыв" о представленных выше официальных разъяснениях.

При этом федеральная налоговая служба отмечает, что, если распределить численность по видам предпринимательской деятельности невозможно (отсутствует закрепление работников по конкретным видам деятельности), величина данного показателя должна определяться исходя из общей списочной численности работников, включающей в себя и административно-управленческий, и вспомогательный персонал, а также численности внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера. Это означает, что все работники предпринимателя, например, в отделе кулинарии работают посменно, значит, ЕНВД нужно будет уплачивать с общей численности работников, включая АУП, вспомогательный персонал, а также численность внешних совместителей и работников, выполняющих работу по договорам гражданско-правового характера.

Предприятия, не согласные с данной точкой зрения, могут воспользоваться выводами Президиума ВАС. Так, в качестве базы для распределения можно использовать и выручку. Касается Постановление Президиума ВАС РФ от 23.06.2009 N 17123/08 площади торгового зала и свидетельствует о праве налогоплательщика уплачивать ЕНВД не с общей площади магазина, а соответствующей части (через магазин реализовывались покупные товары и собственная продукция). В частности, Президиум ВАС пришел к выводу, что анализ положений ст. 346.26 НК РФ и общие начала законодательства о налогах и сборах позволяют сделать вывод, что физический показатель "площадь торгового зала" нужно определять в рассматриваемом случае пропорционально выручке. Полагаем, что данные выводы можно перенести и на наш физический показатель - "количество работников, включая индивидуального предпринимателя". Единственное, нужно помнить, что возможен спор с контролирующим органом, поэтому выбранная база для распределения показателя должна иметь экономическое обоснование.

Н.В.Лебедева

Редактор журнала

"Предприятия общественного питания:

бухгалтерский учет и налогообложение"

ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД (ЕНВД)

Рассматривая деятельность хозяйствующих субъектов, оказывающих услуги общественного питания, нельзя не остановиться на едином налоге на вмененный доход. Дело в том, что деятельность по оказанию услуг общественного питания подлежит налогообложению единым налогом на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

ЕНВД представляет собой специальным налоговый режим, который регулируется положениями главы 26.3 «Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности», вступившей в действие с 1 января 2003 года. До указанного момента, этот налоговый режим также существовал, однако, регулировался он положениями Федерального закона от 31 июля 1998 года №148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности», действие которого и отменила глава 26.3 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ). То есть, сказать, что данный налоговый режим является чем-то новым и неизвестным, нельзя. Многие организации и частные предприниматели, чья деятельность попадает под действие «вмененки», уже давно работают на этой системе налогообложения.

Отметим сразу одну особенность, что применение данного налогового режима не может быть добровольным, то есть с момента введения субъектом федерации на своей территории данного налога, организации и частные предприниматели, осуществляющие виды деятельности, попадающие под «вмененку», переводятся на уплату ЕНВД в обязательном порядке.

В соответствии с пунктом 2 статьи 346.26 система налогообложения в виде ЕНВД может применяться (по решению) субъекта Российской Федерации в отношении следующих видов деятельности:

8) оказания услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания. Для целей настоящей главы оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей более 150 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания, признается видом предпринимательской деятельности, в отношении которого единый налог не применяется;

Статьей 346.27 НК РФ установлено, что:

«услуги общественного питания - услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга».

Объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, признается здание (его часть) или строение, предназначенное для оказания услуг общественного питания, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга. К указанной категории объектов организации общественного питания относятся:

Рестораны;

Столовые;

Закусочные.

Поскольку Федеральный закон от 21 июля 2005 года №101-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.3 части второй Налогового кодекса РФ и некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах, а также о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» (далее – Закон №101-ФЗ), расширил перечень видов предпринимательской деятельности, подпадающих под налогообложение единым налогом, этот же закон внес изменения и в НК РФ, в котором установлены следующие физические показатели и базовая доходность в месяц, характеризующие определенный вид предпринимательской деятельности:

Базовая доходность корректируется (умножается) согласно НК РФ на коэффициенты К1 и К2.

Корректирующие коэффициенты базовой доходности показывают степень влияния того или иного условия на результат предпринимательской деятельности, облагаемой ЕНВД.

Налоговая база, представляющая собой показатель вмененного дохода за , рассчитывается по формуле:

ВД = БД х (N1 + N2 + N3) х K1 x K2, где:

ВД - величина вмененного дохода;

БД - значение базовой доходности в месяц по определенному виду предпринимательской деятельности НК РФ);

N1, N2, N3 - физические показатели, характеризующие данный вид деятельности в каждом месяце налогового периода (показатель за первый месяц квартала, второй месяц и третий месяц квартала);

K1, K2 - корректирующие коэффициенты базовой доходности.

Обратите внимание, что от итогов деятельности налогоплательщика сумма вмененного дохода не зависит.

«При этом в целях учета фактического периода времени осуществления предпринимательской деятельности значение корректирующего коэффициента К2, учитывающего влияние указанных факторов на результат предпринимательской деятельности, определяется как отношение количества календарных дней ведения предпринимательской деятельности в течение календарного месяца налогового периода к количеству календарных дней в данном календарном месяце налогового периода».

То есть, с 2006 года не корректируется базовая доходность на корректирующий коэффициент, учитывающий совокупность особенностей ведения предпринимательской деятельности в различных муниципальных образованиях, особенностей населенного пункта или места расположения, а также места расположения внутри населенного пункта.

Изменениями, внесенными пунктом 16 статьи 1 Закона №101-ФЗ, отменена и формула, по которой рассчитывался коэффициент К1. Кроме того, поскольку корректирующий коэффициент базовой доходности К1 определялся в зависимости от кадастровой стоимости земли по месту осуществления предпринимательской деятельности налогоплательщиком, а земельный кадастр не был принят, напомним, что в 2005 году коэффициент К1 не применялся (Федеральный закон от 24 июля 2002 года №104-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах») (далее Закон №104-ФЗ)).

Объектом обложения страховыми взносами и базой для начисления страховых взносов являются объект налогообложения и налоговая база по ЕСН, установленные главой 24 НК РФ (пункт 2 статьи 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).

Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей (пункт 2 статьи 24 Закона об обязательном пенсионном страховании).

Начисленная сумма страховых взносов составит:

На финансирование страховой части трудовой пенсии за месяц составит 3000 рублей (30 000 х 10%), за квартал - 9 000 рублей (3000 х 3 месяца);

На финансирование накопительной части трудовой пенсии за месяц составит 1200 рублей (30 000 рублей х 4%), за квартал - 3600 рублей (1200 х 3 месяца).

Итого сумма страховых взносов, начисленная за квартал, составит 12600 рублей (9 000 рублей + 3600 рублей).

Сумма пособия, выплачиваемая за счет средств ФСС Российской Федерации, отражается в бухгалтерском учете по дебету счета в корреспонденции с кредитом счета .

Оставшаяся сумма пособия, выплачиваемая за счет средств организации (статья 2 Федерального закона от 31 декабря 2002 года №190-ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан»), на основании пунктов 4, 5 ПБУ 10/99 признается расходом по обычным видам деятельности и отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета в данном случае в корреспонденции с дебетом счета .

В приведенной ниже таблице использованы следующие наименования субсчетов второго порядка по балансовому счету :

69-1-1 «Расчеты по социальному страхованию в части пособий по временной нетрудоспособности»;

69-2-1 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии»;

69-2-2 «Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии».

Также в таблице использованы следующие наименования субсчетов по балансовому счету :

68-1 «Расчеты по НДФЛ»;

68-2 «Расчеты по ЕНВД».

Корреспонденция счетов

Сумма, рублей

Дебет

Кредит

Бухгалтерские записи января

Начислена заработная плата работникам за январь

Начислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии (30 000 х 10%)

Начислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии (30 000 х 4%)

Бухгалтерские записи февраля

Уплачен удержанный НДФЛ с заработной платы за январь

Уплачена сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за январь

Уплачена сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за январь

Начислена заработная плата работникам за февраль

Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ

Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств организации

Бухгалтерские записи марта

Удержан НДФЛ с заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности ((30 000 + 130,43 + 1986,50) х 13%)

Выплачена заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности (за вычетом удержанного НДФЛ)

Уплачен удержанный НДФЛ с заработной платы за февраль

Уплачена сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за февраль

Уплачена сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за февраль

Начислена заработная плата работникам за март

Начислены страховые взносы на финансирование страховой части трудовой пенсии (40 000 х 10%)

Начислены страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии (40 000 х 4%)

Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств ФСС РФ

Начислено пособие по временной нетрудоспособности за счет средств организации

Бухгалтерские записи по итогам I квартала

Отражена общая сумма ЕНВД, подлежащая уплате за налоговый период

Бухгалтерские записи апреля

Удержан НДФЛ с заработной платы и пособия по временной нетрудоспособности ((30 000 + 130,43 + 1986,50) х 13%)

Выплачена заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности (за вычетом НДФЛ)

Уплачен удержанный НДФЛ с заработной платы за март

Уплачена сумма страховых взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии за март

Уплачена сумма страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии за март

Уплачен ЕНВД за налоговый период

Окончание примера.

Следует отметить, что организация, которая принимает решение о прекращении деятельности, облагаемой ЕНВД, в середине месяца обязана исчислить налог за весь месяц. Об этом говорится в Комментарии к письму Минфина РФ от 19 августа 2004 года №03-06-05-04/07 «Об уплате ЕНВД при прекращении деятельности»: периодом по ЕНВД признается квартал. Но исчислять суммы ЕНВД организация будет только за те месяцы квартала, в которых непосредственно велась деятельность.

Налоговым периодом по единому налогу на вмененный доход согласно НК РФ признается квартал.

Ставка единого налога согласно НК РФ устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода. То есть размер ставки и налоговый период остались прежними.

ЕНВД = ВД x 15: 100, где:

ВД - вмененный доход за квартал.

«1. Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода» (статья 346.32 НК РФ).

Согласно данному пункту сначала получает доход, а потом из этого дохода уплачивает налог. Подлежащая уплате сумма ЕНВД уплачивается налогоплательщиком по итогам I, II, III, IV квартала соответственно до 25 апреля, до 25 июля, до 25 октября, до 25 января. Уплата единого налога производится в наличной или безналичной форме.

В течение года сумма страховых взносов в виде фиксированного платежа учитывается индивидуальными предпринимателями в тех налоговых периодах по единому налогу, в которых она была ими фактически уплачена. Такие разъяснения изложены в Письме МНС РФ от 2 марта 2004 года №22-2-14/336@. Предприниматели, уплатившие сумму страховых взносов в виде фиксированного платежа за истекший год после 31 декабря истекшего года, вправе включить указанную сумму страховых взносов в налоговую декларацию по ЕНВД за IV квартал истекшего года. Кроме того, согласно разъяснениям предприниматели вправе уточнить свои налоговые обязательства по единому налогу за указанный налоговый период, представив в налоговый орган в установленном порядке уточненную налоговую декларацию по единому налогу.

Обратите внимание, что Закон №101-ФЗ внес изменения в НК РФ, которые несколько ухудшают положение налогоплательщика, с 2006 года пункт 2 указанной статьи имеет следующее содержание:

«2. Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплаченных (в пределах исчисленных сумм) за этот же период времени в соответствии с законодательством Российской Федерации при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование, и на сумму выплаченных работникам пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов».

То есть изменения, внесенные пунктом 17 статьи 1 Закона №101-ФЗ с 1 января 2006 года, одновременно ухудшают положение налогоплательщика по двум направлениям.

Во-первых - для уменьшения суммы налога необходимо, что бы суммы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование были не просто уплачиваемы за данный период времени, а фактически уплачены (перечислены). При этом уплата должна совпадать с периодом времени, за который начисляется налог. Фактически, это означает то, что необходимо досрочно оплатить всю сумму взносов, причем в том же налоговом периоде, если, например страховые взносы по зарплате за декабрь мы заплатим в январе, то нам могут не подтвердить уменьшение налоговой базы. Повторяем - при уменьшении суммы налога (авансовых платежей по налогу) на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование берется сумма уплаченных взносов в тот же период, но в пределах исчисленных в тот же период сумм.

Во вторых - неизвестно, что значит фраза «При этом сумма налога (авансовых платежей по налогу) не может быть уменьшена более чем на 50 процентов». Неизвестно – пятьдесят процентов чего – суммы налога, либо суммы уменьшения налога. То есть, например, если налогоплательщик исчислил налог в сумме 3000 руб., страховые взносы и пособия по временной нетрудоспособности исчислил в сумме 2000 руб., уплатил 1600 руб., то он вправе уменьшить сумму налога либо на 1500 рублей (пятьдесят процентов суммы налога), либо на 800 рублей (пятьдесят процентов оплаченной предельной суммы уменьшения налога). Налоговые органы, наверное, вначале, из–за инертности мышления и того, что в том предложении, где стоят слова про 50% есть только сумма налога, согласятся с тем, чтобы это было пятьдесят процентов суммы налога. Но, затем они могут сыграть на неустранимом противоречии и предложить уменьшение на пятьдесят процентов предельной суммы уменьшения налога или пятьдесят процентов суммы налога, в зависимости оттого, что будет выгоднее.

Таким образом, декларацию за I квартал необходимо представить в налоговые органы не позднее 20 апреля (по итогам следующих налоговых периодов в течение года - соответственно не позднее 20 июля, 20 октября и 20 января).

Декларация имеет сквозную нумерацию страниц и состоит:

· титульный лист;

· раздел 1 «Сумма единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, подлежащая уплате в бюджет»;

· раздел 2 «Расчет единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности»;

· раздел 2.1 «Расчет корректирующего коэффициента К1»;

· раздел 3 «Расчет суммы единого налога на вмененный доход, подлежащей уплате в бюджет за налоговый период».

Обратите внимание, что раздел 2.1 декларации в 2005 году сдавать в налоговую инспекцию не нужно, поскольку в этом разделе рассчитывается корректирующий коэффициент базовой доходности К1, а в 2005 году, как было сказано, он не применяется.

Ранее налогоплательщики заполняли декларацию, утвержденную Приказом МНС России от 21 ноября 2003 года №БГ-3-22/648. Изменения, внесенные в декларацию по единому налогу Приказом №96н, коснулись в основном титульного листа. Новая декларация отличается от прежней декларации незначительно:

1) на титульном листе в качестве налогового периода указан квартал и, следовательно, в ячейке «Налоговый период» указывается значение 3 (в прежней форме предлагались варианты: 1 - для отчета за месяц, 3 - квартальной декларации, 6 – для полугодовой, 9 - для бланка за 9 месяцев, 0 - для годовой отчетности, 2 - для прочей);

2) из титульного листа исключена страница для указания сведений о руководителе, главном бухгалтере и уполномоченном представителе, у которых нет ИНН (титульный лист теперь состоит из 1 страницы);

3) на титульном листе появилась строка, в которой индивидуальные предприниматели указывают основной государственный регистрационный номер (ОГРНИП);

4) до 20 знаков расширено поле для указания кода бюджетной классификации в разделе 1;

5) в разделе титульного листа, где проставляются подписи ответственных лиц, подтверждающих достоверность сведений, больше нет строки, которая предназначалась для подписи уполномоченного представителя. То есть достоверность сведений, указанных в декларации, теперь могут подтверждать только индивидуальные предприниматели;

6) таблица кодов видов предпринимательской деятельности и значений базовой доходности на единицу физического показателя дополнена соответствующими данными в отношении деятельности, связанной с оказанием услуг по хранению автотранспортных средств на платных автостоянках.

Кроме того, начиная с расчетов за I квартал 2005 года, согласно Приказу Минфина РФ от 17 февраля 2005 года №23н «О внесении изменения в приложение №2 к инструкции о порядке заполнения налоговой декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, утвержденной Приказом министерства финансов Российской Федерации от 1 ноября 2004 года №96н» таблица кодов видов предпринимательской деятельности и значений базовой доходности на единицу физического показателя дополнена соответствующими данными в отношении деятельности, связанной с распространением и (или) размещением печатной и (или) полиграфической наружной рекламы, распространением и (или) размещением посредством световых и электронных табло наружной рекламы.

Суммы единого налога зачисляются на счета органов федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Хотя статья 346.33 НК РФ относится к органам казначейства, упоминание внебюджетных фондов представляется весьма важным, поскольку именно это позволяет налогоплательщику требовать от Фонда социального страхования возмещения сумм, выплачиваемых работникам по больничным листам, и иных страховых выплат.

С 1 января 2005 года статья 48 БК РФ утратила силу в соответствии с Федеральным законом от 20 августа 2004 года №120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений». В 2005 году ЕНВД должен зачисляться в местные бюджеты по нормативам, установленным законами субъектов РФ (пункт 2 статьи 2 Закона №120-ФЗ)).

Более подробно с вопросами, особенностей учета на предприятиях общественного питания, Вы можете ознакомиться в книге ЗАО «BKR-Интерком-Аудит» « Общественное питание ».

47. Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания:

Вид предпринимательской деятельности

Размер потенциально возможного к получению годового дохода (руб.)

РАСЧЕТНО стоимость патента, руб.*

1 месяц

1 квартал

47.1. Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (кроме услуг питания столовой):
47.1.1. количество площадей до 5 кв. м включительно
47.1.2. количество площадей от 5 до 10 кв. м включительно
47.1.3.
47.1.4.
47.1.5.
47.1.6.
47.1.7.
47.1.8.
47.1.9.
47.1.10.
47.1.11.
47.1.12.
47.1.13.
47.1.14.
47.1.15.
47.1.16.
47.1.17.
47.1.18.
47.1.19.
47.1.20.
47.1.21.
47.1.22.
47.1.23.
47.1.24.
47.1.25.
47.1.26.
47.1.27.
47.1.28.
47.1.29.
47.1.30.
47.1.31.
47.1.32.
47.1.33.
47.1.34.
47.1.35.
47.1.36.
47.1.37.
47.1.38.
47.1.39.
47.1.40.
47.1.41.
47.1.42.
47.1.43.
47.1.44.
47.1.45.
47.1.46.
47.1.47.
47.1.48.
47.1.49.
47.1.50.
47.1.51.
47.1.52.
47.1.53.
47.1.54.
47.1.55.
47.1.56.
47.1.57.
47.1.58.
47.1.59.
47.1.60.
47.1.61.
47.1.62.
47.1.63.
47.1.64.
47.1.65.
47.1.66.
47.1.67.
47.1.68.
47.1.69.
47.1.70.
47.1.71.
47.1.72.
47.1.73.
47.1.74.
47.1.75.
47.1.76.
47.1.77.
47.1.78.
47.1.79.
47.1.80.
47.1.81.
47.1.82.
47.1.83.
47.1.84.
47.1.85.
47.1.86.
47.1.87.
47.1.88.
47.1.89.
47.1.90.
47.1.91.
47.1.92.
47.1.93.
47.1.94.
47.1.95.
47.1.96.
47.1.97.
47.1.98.
47.1.99.
47.1.100.
47.2. Услуги общественного питания, оказываемые через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания (услуги питания столовой):
47.2.1. количество площадей до 10 кв. м включительно
47.2.2. количество площадей от 10 до 15 кв. м включительно
47.2.3. количество площадей от 15 до 20 кв. м включительно
47.2.4. количество площадей от 20 до 25 кв. м включительно
47.2.5. количество площадей от 25 до 30 кв. м включительно
47.2.6. количество площадей от 30 до 35 кв. м включительно
47.2.7. количество площадей от 35 до 40 кв. м включительно
47.2.8. количество площадей от 40 до 45 кв. м включительно
47.2.9. количество площадей от 45 до 50 кв. м включительно
47.2.10. количество площадей от 50 до 55 кв. м включительно
47.2.11. количество площадей от 55 до 60 кв. м включительно
47.2.12. количество площадей от 60 до 65 кв. м включительно
47.2.13. количество площадей от 65 до 70 кв. м включительно
47.2.14. количество площадей от 70 до 75 кв. м включительно
47.2.15. количество площадей от 75 до 80 кв. м включительно
47.2.16. количество площадей от 80 до 85 кв. м включительно
47.2.17. количество площадей от 85 до 90 кв. м включительно
47.2.18. количество площадей от 90 до 95 кв. м включительно
47.2.19. количество площадей от 95 до 100 кв. м включительно
47.2.20. количество площадей от 100 до 105 кв. м включительно
47.2.21. количество площадей от 105 до 110 кв. м включительно
47.2.22. количество площадей от 110 до 115 кв. м включительно
47.2.23. количество площадей от 115 до 120 кв. м включительно
47.2.24. количество площадей от 120 до 125 кв. м включительно
47.2.25. количество площадей от 125 до 130 кв. м включительно
47.2.26. количество площадей от 130 до 135 кв. м включительно
47.2.27. количество площадей от 135 до 140 кв. м включительно
47.2.28. количество площадей от 140 до 145 кв. м включительно
47.2.29. количество площадей от 145 до 150 кв. м включительно
47.2.30. количество площадей от 150 до 155 кв. м включительно
47.2.31. количество площадей от 155 до 160 кв. м включительно
47.2.32. количество площадей от 160 до 165 кв. м включительно
47.2.33. количество площадей от 165 до 170 кв. м включительно
47.2.34. количество площадей от 170 до 175 кв. м включительно
47.2.35. количество площадей от 175 до 180 кв. м включительно
47.2.36. количество площадей от 180 до 185 кв. м включительно
47.2.37. количество площадей от 185 до 190 кв. м включительно
47.2.38. количество площадей от 190 до 195 кв. м включительно
47.2.39. количество площадей от 195 до 200 кв. м включительно
47.2.40. количество площадей от 200 до 205 кв. м включительно
47.2.41. количество площадей от 205 до 210 кв. м включительно
47.2.42. количество площадей от 210 до 215 кв. м включительно
47.2.43. количество площадей от 215 до 220 кв. м включительно
47.2.44. количество площадей от 220 до 225 кв. м включительно
47.2.45. количество площадей от 225 до 230 кв. м включительно
47.2.46. количество площадей от 230 до 235 кв. м включительно
47.2.47. количество площадей от 235 до 240 кв. м включительно
47.2.48. количество площадей от 240 до 245 кв. м включительно
47.2.49. количество площадей от 245 до 250 кв. м включительно
47.2.50. количество площадей от 250 до 255 кв. м включительно
47.2.51. количество площадей от 255 до 260 кв. м включительно
47.2.52. количество площадей от 260 до 265 кв. м включительно
47.2.53. количество площадей от 265 до 270 кв. м включительно
47.2.54. количество площадей от 270 до 275 кв. м включительно
47.2.55. количество площадей от 275 до 280 кв. м включительно
47.2.56. количество площадей от 280 до 285 кв. м включительно
47.2.57. количество площадей от 285 до 290 кв. м включительно
47.2.58. количество площадей от 290 до 295 кв. м включительно
47.2.59. количество площадей от 295 до 300 кв. м включительно
47.2.60. количество площадей от 300 до 305 кв. м включительно
47.2.61. количество площадей от 305 до 310 кв. м включительно
47.2.62. количество площадей от 310 до 315 кв. м включительно
47.2.63. количество площадей от 315 до 320 кв. м включительно
47.2.64. количество площадей от 320 до 325 кв. м включительно
47.2.65. количество площадей от 325 до 330 кв. м включительно
47.2.66. количество площадей от 330 до 335 кв. м включительно
47.2.67. количество площадей от 335 до 340 кв. м включительно
47.2.68. количество площадей от 340 до 345 кв. м включительно
47.2.69. количество площадей от 345 до 350 кв. м включительно
47.2.70. количество площадей от 350 до 355 кв. м включительно
47.2.71. количество площадей от 355 до 360 кв. м включительно
47.2.72. количество площадей от 360 до 365 кв. м включительно
47.2.73. количество площадей от 365 до 370 кв. м включительно
47.2.74. количество площадей от 370 до 375 кв. м включительно
47.2.75. количество площадей от 375 до 380 кв. м включительно
47.2.76. количество площадей от 380 до 385 кв. м включительно
47.2.77. количество площадей от 385 до 390 кв. м включительно
47.2.78. количество площадей от 390 до 395 кв. м включительно
47.2.79. количество площадей от 395 до 400 кв. м включительно
47.2.80. количество площадей от 400 до 405 кв. м включительно
47.2.81. количество площадей от 405 до 410 кв. м включительно
47.2.82. количество площадей от 410 до 415 кв. м включительно
47.2.83. количество площадей от 415 до 420 кв. м включительно
47.2.84. количество площадей от 420 до 425 кв. м включительно
47.2.85. количество площадей от 425 до 430 кв. м включительно
47.2.86. количество площадей от 430 до 435 кв. м включительно
47.2.87. количество площадей от 435 до 440 кв. м включительно
47.2.88. количество площадей от 440 до 445 кв. м включительно
47.2.89. количество площадей от 445 до 450 кв. м включительно
47.2.90. количество площадей от 450 до 455 кв. м включительно
47.2.91. количество площадей от 455 до 460 кв. м включительно
47.2.92. количество площадей от 460 до 465 кв. м включительно
47.2.93. количество площадей от 465 до 470 кв. м включительно
47.2.94. количество площадей от 470 до 475 кв. м включительно
47.2.95. количество площадей от 475 до 480 кв. м включительно
47.2.96. количество площадей от 480 до 485 кв. м включительно
47.2.97. количество площадей от 485 до 490 кв. м включительно
47.2.98. количество площадей от 490 до 495 кв. м включительно
47.2.99. количество площадей от 495 до 500 кв. м включительно

Состав услуг общепита

Организация, оказывающая услуги общественного питания в муниципальном образовании, где в отношении такой деятельности допускается применение ЕНВД, может применять этот специальный налоговый режим.

Под ЕНВД подпадает совокупность услуг общественного питания:

  • по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий;
  • созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров;
  • проведению досуга.

Об этом сказано в абзаце 19 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.

К услугам общепита не относится реализация продукции, произведенной в торговых автоматах (стационарных и передвижных). Для целей обложения ЕНВД такая деятельность признается розничной торговлей (ст. 346.27 НК РФ, письмо Минфина России от 27 октября 2008 г. № 03-11-04/3/483).

Ситуация: что относится к услугам досуга при расчете ЕНВД с деятельности по оказанию услуг общепита ?

К услугам досуга при расчете ЕНВД относится проведение развлекательных мероприятий для посетителей общепита.

Налоговый кодекс РФ не содержит определения услуг досуга. Для ответа на этот вопрос следует обратиться к другим отраслям законодательства (п. 1 ст. 11 НК РФ).

По классификатору ОК 002-93 (код 122500) к услугам по организации и проведению досуга относятся:

  • музыкальное обслуживание, проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм;

Организация таких развлекательных мероприятий для посетителей общепита в целях применения ЕНВД признается деятельностью в сфере общепита при одновременном выполнении двух условий:

  • услуги по проведению досуга оказываются в том же помещении, что и сами услуги общепита (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-11-06/3/19, от 9 февраля 2006 г. № 03-11-04/3/75). При этом если, например, бильярд отделен от бара легкой перегородкой и посетители могут проходить туда с напитками и едой, считается, что услуги досуга (бильярд) оказываются в помещении общепита (письмо Минфина России от 31 августа 2006 г. № 03-11-04/3/399);
  • проведение развлекательных мероприятий не является отдельным видом деятельности организации, подлежащим налогообложению в рамках других налоговых режимов.

Ситуация: относится ли к услугам общепита при расчете ЕНВД продажа спиртных напитков и сигарет в кафе ?

Да, относится, за исключением алкогольных напитков и пива собственного производства.

ЕНВД действует в отношении услуг общепита, в том числе оказываемых через кафе с залом обслуживания посетителей площадью не более 150 кв. м (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом под услугами общепита понимается, в частности, и деятельность по реализации некоторых покупных товаров (абз. 19 ст. 346.27 НК РФ). К ним можно отнести спиртные напитки и сигареты, приобретенные для перепродажи. Реализация покупных продуктов питания и напитков, в том числе алкогольных, как в упаковке и расфасовке, так и без них, в точках общепита не относится к розничной торговле. Таким образом, их продажа, если она происходит через объекты общепита, включается в услуги общепита. А значит, в отношении этих услуг организация может применять ЕНВД.

Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 7 ноября 2014 г. № 03-11-11/56159.

Реализация алкогольных напитков и пива собственного производства на ЕНВД не переводится. С этих операций организация должна платить налоги по общей системе налогообложения. Такой порядок предусмотрен подпунктом 8 пункта 2 статьи 346.26 и абзацем 19 статьи 346.27 Налогового кодекса.

Плательщики ЕНВД

Платить ЕНВД с услуг общепита могут:

  • организации (предприниматели), которые ведут эту деятельность через залы обслуживания посетителей, площадь которых не превышает 150 кв. м по каждому объекту. Например, кафе, рестораны, столовые, закусочные, бары;
  • организации (предприниматели), которые организуют питание посетителей в объектах, не имеющих залов обслуживания посетителей. К ним относятся киоски, палатки, а также магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и т. п.

Совет: если организации выгодно применять ЕНВД, а площадь зала обслуживания посетителей превышает 150 кв. м, попытайтесь уменьшить этот показатель. Например, часть помещения можно сдать в аренду.

Площади, переданные в аренду, не придется учитывать при расчете предельной величины, которой ограничено применение ЕНВД, и организация сможет перейти на этот налоговый режим (письмо Минфина России от 25 ноября 2004 г. № 03-06-05-04/57). Однако с доходов, полученных от аренды, придется заплатить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.

Кроме того, ЕНВД могут применять образовательные, медицинские и социальные учреждения, которые получают доходы от оказания услуг общепита.

Исключением из этого правила являются услуги общепита, которые одновременно отвечают следующим критериям:

  • являются обязательным условием функционирования таких учреждений (например, обеспечение питанием больных, находящихся в стационарах, или детей, посещающих дошкольные образовательные учреждения);
  • оказываются в объектах с залом обслуживания посетителей площадью не более 150 кв. м;
  • оказываются непосредственно самим учреждением (приготовление питания и создание условий для его потребления обеспечивается сотрудниками учреждения).

Если образовательное, медицинское или социальное учреждение за плату предоставляет питание своим сотрудникам (например, врачам, воспитателям или техническому персоналу), то на ЕНВД такая деятельность тоже не переводится. В зависимости от применяемой системы налогообложения с полученных доходов нужно платить налог на прибыль или единый налог при упрощенке.

Такой порядок следует из положений подпунктов 8, 9 пункта 2, а также подпункта 4 пункта 2.2 статьи 346.26 Налогового кодекса и подтвержден в письмах Минфина России от 28 октября 2009 г. № 03-11-06/3/255, от 26 октября 2009 г. № 03-11-06/3/251.

При оказании услуг общепита не вправе применять ЕНВД плательщики единого сельхозналога, которые реализуют через объекты общепита продукцию собственного производства (п. 2.1 ст. 346.26 НК РФ).

Условия применения ЕНВД

Применять ЕНВД при оказании услуг общепита можно независимо от того, какую форму расчетов с посетителем использует организация (предприниматель). Это может быть наличная, безналичная, с использованием пластиковых карт или же смешанная форма (письма Минфина России от 24 декабря 2007 г. № 03-11-04/3/516 и от 22 февраля 2007 г. № 03-11-05/34).

Также не имеет значения, кто заказывает и оплачивает услуги – частные лица, организации или предприниматели (письмо Минфина России от 9 августа 2013 г. № 03-11-06/3/32245). Так, применять ЕНВД можно, даже если услуги общепита организация оказывает на основании государственного или муниципального контракта (письмо Минфина России от 21 мая 2013 г. № 03-11-11/17969).

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность организации, которая оказывает услуги общепита в двух кафе? Площадь залов обслуживания посетителей: в одном кафе – 70 кв. м, в другом – 200 кв. м.

Подпадает, но только по одному объекту.

Право организации платить ЕНВД при оказании услуг общепита через объекты с площадью не более 150 кв. м не зависит от того, ведет ли она аналогичную деятельность через объекты, площадь которых превышает указанный лимит (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Поэтому с деятельности кафе, в котором площадь зала обслуживания посетителей составляет 70 кв. м, платите ЕНВД.

Оказание услуг общепита через объекты с площадью свыше 150 кв. м не подлежит переводу на ЕНВД. Следовательно, с деятельности второго кафе налоги нужно платить по общей системе налогообложения или по упрощенке (п. 7 ст. 346.26, п. 4 ст. 346.12 НК РФ). Аналогичная точка зрения изложена в письме ФНС России от 9 марта 2005 г. № 22-1-12/315.

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность интернет-кафе ?

Подпадает, если помимо доступа в Интернет посетители могут воспользоваться услугами общепита.

Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от характера услуг, которые интернет-кафе оказывает посетителям.

Если посетители получают только доступ в Интернет, то с такой деятельности организация должна платить налоги по общей системе налогообложения или единый налог при упрощенке. Если же помимо доступа в Интернет, посетители могут воспользоваться услугами общепита, то такая деятельность может быть переведена на ЕНВД. При условии, что услуги общепита соответствуют критериям, установленным в подпунктах 8 или 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ, а в муниципальном образовании, где размещено интернет-кафе, эти услуги подпадают под ЕНВД (п. 1 ст. 346.26 НК РФ).

Аналогичная точка зрения отражена в письме Минфина России от 7 мая 2007 г. № 03-11-04/3/148.

Ситуация: подпадают ли под ЕНВД услуги по доставке горячего питания собственного изготовления по заказам потребителей (в офисы, жилые помещения и т. п.) ?

Нет, не подпадают.

По своему содержанию такие услуги не соответствуют требованиям, которые налоговое законодательство предъявляет к деятельности в сфере общепита и розничной торговли.

Организации, оказывающие услуги общественного питания, могут применять ЕНВД только при соблюдении определенных условий. Они приведены в подпунктах 8 и 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Так, платить ЕНВД могут организации общественного питания с площадью зала обслуживания не более 150 кв. м или же реализующие продукты питания через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей. К последним относятся киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и т. п. При этом в целях ЕНВД деятельность объекта общепита, не имеющего зала для обслуживания посетителей, должна предусматривать создание условий для потребления приобретенной продукции на месте. Офисы, жилые помещения и другие аналогичные места, указанные в заказах на доставку горячего питания, не могут быть признаны объектами общепита. Таким образом, доставка горячего питания по местонахождению заказчиков (в офисы, на дом) не соответствует условиям применения ЕНВД при оказании услуг общепита.

Следует отметить, что в целях ЕНВД реализация продукции собственного производства розничной торговлей не признается (абз. 12 ст. 346.27 НК РФ). Поэтому, даже если рассматривать реализацию питания по местонахождению заказчиков как продажу товаров в розницу, в отношении такой деятельности нужно применять общую или упрощенную систему налогообложения.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 мая 2014 г. № 03-11-06/3/24936, от 2 мая 2012 г. № 03-11-06/3/29.

Совет: есть аргументы, позволяющие организациям применять ЕНВД в отношении услуг по доставке горячего питания собственного изготовления по местонахождению заказчиков. Они заключаются в следующем.

Под ЕНВД подпадает совокупность таких видов услуг общественного питания, как:

  • услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий;
  • услуги по созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров;
  • услуги по проведению досуга.

Об этом сказано в статье 346.27 Налогового кодекса РФ.

Составной частью деятельности по оказанию услуг общепита может быть доставка готовой кулинарной продукции клиентам по их местонахождению. Если оказание таких услуг предусмотрено договорами, заключенными организацией общепита, то они также подпадают под ЕНВД (при соблюдении прочих условий). Некоторые арбитражные суды признают правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 14 апреля 2009 г. № Ф04-2196/2009(4457-А67-19)).

Ситуация: подпадает ли под ЕНВД деятельность по оказанию услуг общественного питания в ресторанах, работающих в поездах или на теплоходах?

Нет, не подпадает.

На ЕНВД может быть переведена деятельность по оказанию услуг общепита:

  • через объекты с залами обслуживания посетителей (площадью не более 150 кв. м);
  • через объекты, которые не имеют залов обслуживания посетителей.

Об этом сказано в подпунктах 8 и 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ.

Вагоны-рестораны и рестораны на теплоходах имеют залы обслуживания. Однако в целях применения ЕНВД объектом общепита с залом обслуживания посетителей признается здание (его часть) или строение, имеющее специально оборудованное помещение для приема пищи и организации досуга (ст. 346.27 НК РФ). Согласно Общероссийскому классификатору основных фондов транспортные средства (поезда, теплоходы) не относятся к зданиям или строениям. Поэтому деятельность по оказанию услуг общепита в ресторанах, которые работают в поездах или на теплоходах, на уплату ЕНВД не переводится. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 15 июня 2007 г. № 03-11-04/3/218 и от 5 декабря 2006 г. № 03-11-04/3/524. Некоторые суды разделяют точку зрения финансового ведомства (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 14 января 2010 г. № А56-20453/2008).

Совет: есть аргументы, позволяющие применять ЕНВД при оказании услуг общепита в ресторанах, работающих в поездах или на теплоходах. Они заключаются в следующем.

Во-первых, по Общероссийскому классификатору основных фондов к транспортным средствам относятся средства передвижения, предназначенные для перемещения людей и грузов. Основным назначением вагонов-ресторанов и ресторанов на теплоходах является оказание услуг общественного питания, а не перевозка людей и грузов. Такие объекты можно считать передвижными предприятиями общепита и классифицировать их в качестве зданий (по аналогии со стационарными объектами общепита), а не транспортных средств. Об этом сказано во введении к ОКОФ.

Во-вторых, основным критерием принадлежности передвижных ресторанов к объектам общепита является деятельность, которую организация ведет с использованием этих объектов. Из положений статей 346.26 и 346.27 Налогового кодекса РФ не следует, что объекты общепита обязательно должны размещаться в объектах недвижимости. То есть деятельность ресторанов, работающих в поездах или на теплоходах, может подпадать под ЕНВД. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, п. 5 информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 157, определение ВАС РФ от 25 мая 2009 г. № ВАС-4430/09, постановление ФАС Уральского округа от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9263/08-С2).

Стоит отметить, что в связи с выходом информационного письма Президиума ВАС РФ от 5 марта 2013 г. № 157 арбитражная практика по данному вопросу должна стать единообразной.

Ситуация: подпадает ли под организации по производству и реализации кулинарной продукции (кондитерских изделий)? Зала для обслуживания посетителей в торговом помещении нет .

Ответ на этот вопрос зависит от того, создает ли торговая организация условия для потребления изготовленной продукции.

Продажа продукции собственного производства не относится к розничной торговле (абз. 12 ст. 346.27 НК РФ). Поэтому в отношении деятельности по реализации кулинарной продукции (кондитерских изделий), изготовленной торговой организацией, режим ЕНВД, предусмотренный подпунктами 6 и 7 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ (розничная торговля), не применяется.

В рассматриваемой ситуации реализацию кулинарной продукции (кондитерских изделий) собственного производства можно квалифицировать как деятельность по оказанию услуг общественного питания через объекты, не имеющие залов обслуживания посетителей. В отношении такой деятельности тоже допускается применение ЕНВД. Однако для этого требуется, чтобы помимо продажи продуктов питания организация создала посетителям условия для их потребления на месте (например, разместила рядом с торговым местом столики для приема пищи, обеспечила посетителей столовыми приборами). Такой порядок следует из положений подпункта 9 пункта 2 статьи 346.26, абзацев 22 и 24 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.

Поэтому если торговая организация создает условия для потребления произведенной кулинарной продукции (кондитерских изделий), она может применять ЕНВД на основании подпункта 9 пункта 2 статьи 346.26 Налогового кодекса РФ. Если такие условия не созданы, с деятельности по производству и реализации кулинарной продукции (кондитерских изделий) нужно платить налоги в соответствии с общей или упрощенной системой налогообложения.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 октября 2013 г. № 03-11-11/41042, от 17 мая 2013 г. № 03-11-11/161, от 23 января 2012 г. № 03-11-11/10, от 1 июля 2009 г. № 03-11-09/233, от 26 января 2009 г. № 03-11-06/3/10. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление ФАС Центрального округа от 26 марта 2013 г. № А54-4101/2012).

Ситуация: какие налоги нужно платить гостинице на ОСНО со стоимости завтраков, которую она включила в стоимость проживания? Деятельность ресторана, открытого при гостинице, переведена на ЕНВД .

Со стоимости услуг общепита, которые входят в стоимость гостиничных услуг, нужно платить налоги, предусмотренные общей системой налогообложения. То есть – НДС и налог на прибыль.

Это следует из положений пункта 2 статьи 153 и пункта 2 статьи 248 Налогового кодекса, согласно которым выручка (доходы), формирующая налоговую базу, определяется исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги).

Поскольку стоимость завтраков входит в цену номера и оплачивается постояльцем по единому документу (счету, квитанции и т. п.), оснований для того, чтобы исключать ее из выручки от гостиничной деятельности, нет. Соответственно, нет оснований и для того, чтобы признавать доходы от реализации завтраков полученными в рамках деятельности, переведенной на ЕНВД. Сумма ЕНВД, которую организация платит с деятельности ресторана, рассчитывается исходя из площади зала обслуживания посетителей (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Эта сумма не зависит от количества и стоимости услуг общепита, поэтому двойного налогообложения в рассматриваемой ситуации не возникает.

Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, связанные с предоставлением завтраков, уменьшают выручку от оказания гостиничных услуг (п. 1 ст. 252 НК РФ). Входной налог со стоимости продуктов питания, израсходованных на приготовление завтраков, принимается к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ). Однако и тем и другим правом организация может воспользоваться, только если она ведет раздельный учет доходов, расходов и входного НДС, связанных с разными видами деятельности (п. 7 ст. 346.26, п. 9 ст. 274, п. 4 ст. 170 НК РФ). В частности, применить вычет по НДС организация может при условии, что входной налог по продуктам, которые расходуются на приготовление завтраков и на оказание других услуг общепита (в рамках ЕНВД), учитывается раздельно. Это следует из пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса.

Внимание: отсутствие раздельного учета доходов и расходов, связанных с деятельностью в условиях общей системы налогообложения и ЕНВД, может служить основанием для привлечения организации к налоговой и административной ответственности (ст. 120 НК РФ, ст. 15.11 КоАП РФ).

Совет: Чтобы уменьшить налоговую базу по НДС и налогу на прибыль, исключите выручку от реализации завтраков из стоимости гостиничных услуг. Для этого организуйте раздельный учет доходов и расходов, связанных с оказанием гостиничных услуг (без учета стоимости завтраков) и услуг общепита.

Методику ведения раздельного учета закрепите в учетной политике организации для целей налогообложения (п. 6 и 7 ст. 346.26 НК РФ). Предоставление завтраков можно отнести к дополнительным услугам, оказываемым гостиницей (подп. «з» п. 10 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 9 октября 2015 г. № 1085). Стоимость дополнительных услуг (предоставление завтрака постояльцам гостиницы) лучше отразить в отдельных первичных документах.

Порядок расчета ЕНВД

Порядок расчета ЕНВД с услуг общественного питания зависит от того, имеет объект общепита зал обслуживания посетителей или нет.

Наличие зала обслуживания

Если объект общепита имеет зал обслуживания посетителей (столовые, кафе и рестораны), физический показатель для расчета ЕНВД – площадь зала обслуживания (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Она не должна быть больше 150 кв. м (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). Показатель базовой доходности по данному виду деятельности составляет 1000 руб. в месяц за 1 кв. м площади зала (п. 3 ст. 346.29 НК РФ).

Информацию о площади помещений, на которых оказываются услуги общепита, возьмите из инвентаризационных и правоустанавливающих документов (ст. 346.27 НК РФ). Например, технического паспорта на нежилое помещение, договора купли-продажи помещения, планов, схем, экспликаций, договора аренды (субаренды) помещения или его части (частей), разрешения на право обслуживания посетителей на открытой площадке и т. п. (письма Минфина России от 29 августа 2012 г. № 03-11-11/259, от 8 августа 2012 г. № 03-11-11/231).

Ситуация: какие помещения относятся к залу обслуживания посетителей при расчете ЕНВД по услугам общепита ?

Понятия «объект общепита» и «площадь зала обслуживания» следует разграничивать.

Под объектом общепита подразумевается здание (его часть) или строение, имеющее специально оборудованное помещение (открытую площадку) для оказания услуг общепита. Это специально оборудованное место и является залом обслуживания посетителей. Об этом сказано в статье 346.27 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, объект организации общепита – это комплекс, включающий в себя производственные, административно-бытовые, подсобные и другие помещения, необходимые для ведения предпринимательской деятельности. В то время как зал обслуживания – лишь часть этого помещения, где происходит непосредственное обслуживание посетителей. Площадь зала обслуживания и есть тот показатель, который применяется при расчете ЕНВД. При определении площади зала обслуживания не учитывайте кухню, места раздачи и подогрева готовой продукции, место кассира, а также подсобные помещения (см., например, письма Минфина России от 21 марта 2008 г. № 03-11-04/3/143, УФНС России по Московской области от 2 мая 2006 г. № 22-19-И/0192, постановления ФАС Уральского округа от 15 ноября 2007 г. № Ф09-8749/07-С3, Центрального округа от 19 декабря 2007 г. № А36-1291/2007, Поволжского округа от 26 июня 2007 г. № А65-17953/2006-СА1-19).

При расчете ЕНВД учитывайте не только собственные, но и арендуемые площади. Не включайте в расчет только те из них, которые переданы в аренду (субаренду) или не используются (например, находятся на ремонте). Об этом сказано в письме Минфина России от 25 ноября 2004 г. № 03-06-05-04/57.

Если по инвентаризационным документам для оказания услуг общепита используется помещение, части которого конструктивно друг от друга не обособлены и расположены в одном объекте недвижимости, то при расчете ЕНВД следует учитывать общую площадь помещения (письмо Минфина России от 31 марта 2011 г. № 03-11-06/3/38). Например, в расчет налога нужно включить и площади мест проведения досуга (бильярдных, танцзалов и т. п.) и открытых площадок, которые совмещены (объединены) с залом обслуживания посетителей. Это следует из писем Минфина России от 31 августа 2006 г. № 03-11-04/3/399 и УФНС России по Московской области от 2 мая 2006 г. № 22-19-И/0192.

Если же места проведения досуга конструктивно отделены от зала обслуживания посетителей, их площадь при расчете ЕНВД не учитывайте (письмо Минфина России от 8 июля 2008 г. № 03-11-03/14).

Ситуация: нужно ли учесть при расчете ЕНВД по услугам общепита площадь летнего кафе, размещенного перед рестораном? Столики для посетителей располагаются на открытой площадке. Посетителей обслуживает персонал ресторана.

Да, нужно.

Площадь летнего кафе включите в расчет общей площади ресторана. Если полученный показатель превысит 150 кв. м, откажитесь от применения ЕНВД.

В рассматриваемой ситуации кафе, которое в летний период размещается на территории, прилегающей к ресторану, следует квалифицировать как открытую площадку – специально оборудованное для общественного питания место, расположенное на земельном участке (абз. 25 ст. 346.27 НК РФ). Площадь таких объектов в организациях общепита признается частью зала обслуживания посетителей (абз. 23 ст. 346.27 НК РФ).

Поскольку посетителей летнего кафе обслуживает персонал ресторана, самостоятельное функционирование открытой площадки невозможно. Следовательно, ресторан и открытая площадка летнего кафе признаются единым объектом общепита. В этом случае общая площадь зала обслуживания посетителей для расчета ЕНВД определяется как сумма всех площадей, используемых организацией. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 19 марта 2013 г. № 03-11-06/3/8505.

Площадь территории, на которой в летнее время организуется открытое кафе, определяйте на основании любых имеющихся у организации правоустанавливающих и инвентаризационных документов. Например, на основании договора аренды земельного участка под летнее кафе или разрешения на право обслуживания посетителей на открытой площадке. Такой вывод подтверждается положениями абзаца 24 статьи 346.27 Налогового кодекса РФ.

Если суммарная площадь зала обслуживания посетителей (площадь зала ресторана и летнего кафе) превысит 150 кв. м, организация должна отказаться от применения ЕНВД и перейти на другой налоговый режим. Это следует из положений подпункта 8 пункта 2 статьи 346.26 и абзаца 3 пункта 3 статьи 346.28 Налогового кодекса РФ.

Предприятия общепита, имеющие несколько объектов своей деятельности, должны рассчитывать площадь зала обслуживания по каждому из них отдельно (подп. 8 п. 2 ст. 346.26 НК РФ). При этом все объекты общепита должны быть разделены в инвентаризационных и правоустанавливающих документах. Иначе их нужно рассматривать как единый комплекс и при определении площади зала обслуживания учитывать суммарную площадь всех объектов. Это следует из писем Минфина России от 31 января 2006 г. № 03-11-04/3/51, от 26 июля 2005 г. № 03-11-04/3/34.

Отсутствие зала обслуживания

Если объект общепита не имеет зала обслуживания посетителей (киоски, палатки, магазины (отделы) кулинарии при ресторанах, барах, кафе, столовых, закусочных и т. п.), физический показатель для расчета ЕНВД – количество сотрудников, включая индивидуального предпринимателя (п. 3 ст. 346.29 НК РФ). Значение базовой доходности по данному виду деятельности составляет 4500 руб. в месяц с каждого сотрудника (п. 3 ст. 346.29 НК РФ, письмо Минфина России от 8 апреля 2008 г. № 03-11-04/3/182).

Если индивидуальный предприниматель оказывает услуги общественного питания в помещении, имеющем специально оборудованный зал (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, площадь которого не более 50 кв. м., то в отношении таких услуг он вправе применять патентную систему налогообложения. Если же арендуемое им помещение не имеет такого зала (открытой площадки), патентную систему он применять не вправе.

(Письмо Минфина России от 16.11.2012 № 03-11-11/343).

Вопрос: Индивидуальный предприниматель оказывает услуги общественного питания и применяет УСН. ИП арендует помещение площадью 70 кв. м. Организация, у которой арендуется помещение, не является объектом общественного питания. Вправе ли ИП с 2013 г. перейти на патентную систему налогообложения?

Ответ:

Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел обращение по вопросу применения патентной системы налогообложения и сообщает следующее.

В соответствии с пп. 47 п. 1 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) патентная система налогообложения может применяться в отношении предпринимательской деятельности индивидуальных предпринимателей в сфере услуг общественного питания, оказываемых через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 50 квадратных метров по каждому объекту организации общественного питания.

Согласно пп. 6, 13 и 14 п. 3 ст. 346.43 Кодекса под площадью зала обслуживания посетителей понимается площадь специально оборудованных помещений (открытых площадок) объекта организации общественного питания, предназначенных для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, определяемая на основании инвентаризационных и правоустанавливающих документов.

Под услугами общественного питания понимаются услуги по изготовлению кулинарной продукции и (или) кондитерских изделий, созданию условий для потребления и (или) реализации готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также по проведению досуга. К услугам общественного питания не относятся услуги по производству и реализации подакцизных товаров, указанных в пп. 3 п. 1 ст. 181 Кодекса.

Под объектом организации общественного питания, имеющим зал обслуживания посетителей, понимается здание (его часть) или строение, предназначенные для оказания услуг общественного питания и имеющие специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга.

При этом согласно п. 4 ст. 346.43 Кодекса в целях гл. 26.5 Кодекса к инвентаризационным и правоустанавливающим документам относятся любые имеющиеся у индивидуального предпринимателя документы на объект стационарной торговой сети (организации общественного питания), содержащие информацию о назначении, конструктивных особенностях и планировке помещений такого объекта, а также информацию, подтверждающую право пользования данным объектом (договор купли-продажи нежилого помещения, технический паспорт на нежилое помещение, планы, схемы, экспликации, договор аренды (субаренды) нежилого помещения или его части (частей), разрешение на право обслуживания посетителей на открытой площадке и другие документы).

Таким образом, если индивидуальный предприниматель оказывает вышеуказанные услуги общественного питания в помещении, имеющем специально оборудованное помещение (открытую площадку) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, площадь которого не более 50 квадратных метров, то индивидуальный предприниматель в части оказания таких услуг общественного питания вправе применять патентную систему налогообложения.

В случае если арендуемое помещение, в котором оказываются услуги общественного питания, согласно договору аренды не имеет специально оборудованного помещения (открытой площадки) для потребления готовой кулинарной продукции, кондитерских изделий и (или) покупных товаров, а также для проведения досуга, то индивидуальный предприниматель не вправе применять патентную систему налогообложения в отношении таких услуг общественного питания.

Заместитель директора

Департамента налоговой

и таможенно-тарифной политики