Постановочная фотосъёмка. Особенности свадебной фотографии Постановочная фотосъемка

Постановочная фотосъёмка является одной из наиболее интересных. Как следует из названия, при её проведении должен быть чётко выделенный сюжет, соответствующий формату того или иного мероприятия. Постановочная фотосъёмка может быть организована на свадьбе, выпускном и так далее. Такая фотосъёмка широко распространена и при проведении частных фотосессий, а также в рекламной индустрии и на страницах журналов.

Для создания развёрнутого сюжета постановочная фотосъёмка подразумевает под собой участие двух и более лиц. Хотя зачастую проводятся и фотосессии с участием только одной модели. В этом случае разнообразие сюжета достигается путём частой смены декораций и интересного образа самой модели. При постановочной фотосъёмке действует одно правило – увеличение числа фотомоделей напрямую влияет на сложность самой фотосессии. Ведь в этом случае фотограф должен продумать композицию, разместить каждую фотомодель на своём месте и в своей позе. При постановочной фотосъёмке должен практиковаться комплексный подход в видении самого фотографа. Это значит, что целостность композиции не должна разбавляться отдельными элементами, если это не предусмотрено идеей фотосессии.

Постановочная фотосъёмка – это довольно увлекательный процесс, но вместе с тем и требующий приложения значительных усилий как со стороны фотографа, так и со стороны моделей.

Примером постановочной фотосъёмки с участием двух лиц можно считать Love Story, где основными актёрами выступают влюблённые. Идей, как и образов, для проведения постановочной фотосессии существует огромное множество, главное не пользоваться типичными примерами и включить свою фантазию по полной. К тому же опытные фотографы всегда будут рады помочь Вам.

Постановочная фотосъёмка может проводиться как в студии, так и в виде выездной фотосессии. При студийной фотосъёмке необходимо тщательно , а интересных и необычных эффектов можно добиться с помощью или .

Выездная фотосессия проводится в самых разнообразных местах – как в городе, так и , всё зависит от идеи. Простая постановочная фотосъёмка при этом подразумевает минимум декораций, которые должны гармонично вписываться во второй план – весь акцент только на фотомодель. Сложная постановочная фотосъёмка предусматривает участие в сюжете нескольких ключевых фигур, гармонично дополняющих друг друга.

Студийный фон играет далеко не последнюю роль в создании атмосферы будущего снимка, а правильное использование...

Репортажная съемка - это самый тяжелый и неблагодарный вид съемки. Моделей много, времени мало, работу принимает не только заказчик, но еще и родители моделей на свой субъективный вкус, не спрашивая как, где и при каких обстоятельствах проходила фотосессия. По этой причине фотографы не очень любят репортажные фотосессии - очень легко отхватить претензию к съемке на ровном месте.

95% претензий приходится именно на репортажную съемку

Давайте разбираться, как сделать так, чтобы постановочная репортажная фотосессия для выпускного фотоальбома всем понравилась и не было взаимных претензий к работе фотографа или заказчика:


I. Куда идут фотографии с репортажной съемки

Репортажная съемка проводится, чтобы получить репортажные (живые или постановочные кадры) для 2 разделов фотоальбома: личные страницы учеников, раздел групповых фотографий.

II. Из чего состоит постановочная репортажная фотосессия

(40-60 мин) и (30 мин). В конце фотосессии в течение 3-5 минут делается общая фотография класса.

Делается в классе или на улице или другой локации. Подробнее об этой части фотосессии рассказано в статье . В течение 40-60 минут фотограф снимает каждого ученика по 8-12 снимков в заранее заготовленных композициях с целью получить большое количество качественных фотографий. В этом случае фотограф убивает 2 зайцев: много фотографий каждого ученика + исключается претензия от родителей, типа: «почему у всех по 10 фотографий, а у моего только 3». Это очень частая проблема на фотосессиях и очень хорошо, что мы научились ее решать.

Персональный постановочный репортаж = много качественных персональных фотографий + защита от претензий

Оставшееся время фотограф тратит на . Обычно на него остается 30 минут. Заказчик выбирает локации, например кабинет биологии или географии или химии. За отведенное время фотограф успевает отработать 1 локацию - это около 100 фотографий, из них хороших (уникальных, не размытых, правильно экспонированных) получится 8-12 штук.

При хорошей организации и не шумных детях можно успеть сделать еще 1 локацию. В моей практике такие классы встречаются, но редко.

Общая фотография класса

На нее отводится 5-7 минут. Заказчик выбирает локацию для съемки общей фотографии, например крыльцо школы или актовый зал. Заказчик и учитель помогают фотографу расставить детей, потому что фотограф не знает, как их зовут, и какие пожелания к расстановке есть у заказчика.

Например:

  • одни заказчики хотят мальчиков выше, девочек ниже
  • другие заказчики наоборот предпочитают расставить мальчик-девочка
  • третьи следят за одежной, чтобы не образовывалось темное или светлое скопление учеников
  • четвертые расставляют по росту
  • пятые по своим предпочтениям


III. Живые или постановочные фотографии

Периодически заказчики обращаются с просьбой провести репортаж не в виде постановочной съемки, а фотографировать живые кадры. Мое мнение - это не самая лучшая идея, потому что:

  • на практике ни заказчик, ни фотограф не знает, что получится на выходе
  • кто-то может активно фотографироваться, а кто-то избегать камеры
  • не факт, что получится нужное количество фотографий
  • не факт, что ракурсы будут интересные
  • невозможно отследить всех учеников

Список можно продолжать еще долго. Резюмирую, я не рекомендую, но если очень хочется - заказчик может взять всю ответственность на себя.

Заявление: Я заказчик ФИО, прошу заменить постановочную фотосессию на живой репортаж. Я осознаю, что такая фотосессия может получиться хуже, чем предложенная фотографом. Я принимаю на себя ответственность, что результат таких фотосессии может быть неудовлетворительным, всецело и безоговорочно с этим соглашаюсь. Обязуюсь не предъявлять претензий к фотографу. Дата. Подпись.



  • На персональном постановочном репортаже фотограф сделает по 8-12 фотографий каждого ученика. Если в классе 25 учеников, это 200-300 кадров.
  • На групповом постановочном репортаже обычно получается около 100 кадров, но не спешите радоваться, из них рабочих 8-12.
  • Общая фотография класса. Фотограф делает кадров 10-20, чтобы из них выбрать 1

Давайте считать. Этого количества фотографий хватит, чтобы заполнить персональные страницы учеников и 2-4 страницы групповых фотографий. Если у вас в альбоме больше групповых страниц (например, при заказе в сентябре в каждом альбома + 8 стр), имеет смысл заказать дополнительную репортажную фотосессию или использовать свои архивные фотографии.

V. Что входит в обязанности фотографа на репортажной фотосессии

  1. Построение кадра
  2. Управление выдержкой фотоаппарата
  3. Управление диафрагмой фотоаппарата
  4. Настройка ISO фотоаппарата
  5. Настройка баланса белого
  6. Настройка экспозиции фотоаппарата (кадр не должен быть переэкспонирован или недоэкспонирован)
  7. Настройка фокусного расстояния
  8. Объект должен быть в фокусе
  9. Объект не должен быть размазан из-за движения
  10. Объект не должен быть обрезан
  11. Объект (один) не должен моргать или зевать (не распространяется на группы больше 4 человек)
  12. Сделать 8-12 ПЕРСОНАЛЬНЫХ постановочных репортажных кадров в одной локации
  13. Сделать 8-12 ХОРОШИХ ГРУППОВЫХ постановочных кадров в другой локации, 1 общую фотографию"
  14. Отобрать фотографии

VI. Что НЕ ВХОДИТ в обязанности фотографа на репортажной съемке

  1. Поправлять волосы моделей (это не входит в обязанности фотографа, но если успевает - хорошо)
  2. Поправлять одежду моделей (это не входит в обязанности фотографа, но если успевает - хорошо)
  3. Убирать мусор с заднего плана (предполагается, что если заказчик присутствует на фотосессии и сам ничего не меняет - его все устраивает)
  4. Красить стены и расчищать снег с заднего плана (Да, иногда прилетают претензии за разбитые стены на заднем плане)
  5. Вообще никаких взаимодействий проводить с задним планом (разводы на доске, бардак на учительском столе, открытые дверцы шкафа или мятые шторы в актовом зале - это не проблема фотографа)
  6. Сделать 200 разных фотографий чтобы заполнить все 20 страниц групповых фото по 10 шт на каждой. (иногда от фотографа хотят получить 500 разнообразных фотографий… за 1,5 часа… чтобы, дескать, было из чего выбрать… Это не возможно). Фотограф сделает 8-12 хороших персональных фотографий каждого ученика, 8-12 хороших групповых с 1 локации и 1 общую фотографию класса.
  7. Расставлять детей для общей фотографии (если класс молча стоит, фотограф может расставить. Но, если класс отвлекается, кричит, и занимается чем-то своим - нафиг-нафиг)

VII. Что обязан сделать фотограф ДО репортажной фотосессии

  1. Дать планшет с этой статьей. После прочтения заказчик должен поставить автограф на картинке статьи.
  2. Показать 3 фотографии с разным ББ для выбора, в какой цветовой гамме работать
  3. Показать фотографию с разной глубиной резкости. Предпочтительно, чтобы заказчик выбрал с наименьшей (чтобы фон был размыт)
  4. Предупредить, что если на заднем фоне что-то не нравится - убирайте сами. Я на него не успеваю смотреть.
  5. Растрепанные волосы или мятые рубашки - посмотрите и сами поправьте. У меня на это времени не хватит.
  6. Если в классе будет тишина и порядок, мы, возможно, успеем сделать 2 локации для групповых репортажных фотографий

Свадебная фотография - это один из жанров фотосъемки, развитие которого идет в ногу с развитием мировой фотоиндустрии и использует все ее достижения. У сегодняшних молодоженов гораздо больше возможностей запечатлеть на фотоснимках главный день своей жизни, нежели у их родителей. Когда-то верхом совершенства считалось сделать постановочные свадебные фото в фотоателье или сфотографироваться в ЗАГСе во время церемонии и вместе с гостями.

Все остальные фотоснимки могли появиться лишь в случае присутствия среди гостей обладателя собственного фотоаппарата. Сегодня же профессиональные фотографы, снимая свадьбы, работают на празднике от начала и до завершения. Вместе с тем любой профессиональный фотограф подтвердит, что свадебная фотография - это еще и один из самых сложных и трудоемких видов фотоработы.

Собственно съемка свадьбы сочетает в себе два стиля: постановочный и репортажный. Постановочные фотографии - это украшение свадебного альбома, снимки в классическом, романтичном стиле, когда молодожены позируют фотографу. Причем мнение о том, что постановочные фотографии - это обязательно кадры с застывшими позами и каменными лицами, в корне неверно: в современном понимании постановочная свадебная съемка - это «история», «рассказ» о свадебном дне, написанный отдельными очень красивыми и естественными кадрами.

Репортажные фотографии - это пойманные мгновения, запечатленные живые эмоции и неожиданные ракурсы. Все вместе в сочетании и образует постановочно-репортажный стиль свадебной съемки, в котором работают большинство профессиональных свадебных фотографов.

Как известно, день свадьбы разделен на несколько этапов, и в каждом из них приходится применять свой способ съемки. Можно рассмотреть эту тему подробнее на примере традиционной российской свадьбы (именно по такому сценарию она проходит в 90% случаев).

Подготовка, сборы невесты и жениха. Утренняя суматоха, волнения и радостные предчувствия: все это - хороший материал для репортажных кадров. Украшение машин перед выездом к невесте, жених, надевающий галстук, благословение родителей и т. п. Утренние сборы невесты - это возможность сделать как репортажные, так и постановочные фотографии.

Процесс наложения макияжа, создание свадебной прически, забота подруг и родственников - здесь получается довольно интересный репортаж. Постановочные кадры делаются, когда невеста уже одета в свадебный наряд, образ завершен, а праздничная круговерть еще не началась, соответственно, и наряд, и прическа еще идеальны.

Приезд жениха и выкуп невесты. В эти моменты получаются очень эмоциональные снимки: конкурсы и задания для жениха, подруги невесты, находящиеся в радостной эйфории от происходящего, друзья жениха, которые подбадривают своего товарища. Постановочную съемку можно провести тогда, когда уже вся компания оказалась в доме невесты и открыто шампанское.

Церемония бракосочетания в ЗАГСе - главный и самый волнующий момент свадебного дня. В процессе ожидания приглашения на регистрацию практически всегда молодожены и гости заметно волнуются, поэтому задача фотографа - отвлечь их постановочными «общими» и групповыми снимками, но в то же время незаметно делая и портретные репортажные зарисовки. Во время церемонии делаются репортажные фотографии, которые на самом деле очень близки к постановочным: подписи в документах, надевание колец, первый поцелуй супругов, вручение свидетельства о браке и т. д.

Поздравления родных и гостей сразу после завершения регистрации - хорошая возможность сделать наполненный эмоциями кадр. То же можно сказать и о выходе молодоженов из ЗАГСа, забрасывании их лепестками цветов и зерном, выпускании голубей, разбивании хрустальных бокалов (опытным фотографам удается запечатлеть бокал в полете, его удар об асфальт и разлет осколков).

Иногда после ЗАГСа следует венчание в церкви. Для фотографа эта церемония представляет довольно сложную задачу, поскольку венчание - процесс достаточно интимный, в него нельзя вмешиваться и отвлекать молодоженов и священника, не везде можно ходить и перемещаться. К тому же в церкви нежелательно использовать вспышку. Для того чтобы сделать удачные репортажные кадры во время венчания, фотографу приходится становиться «невидимым». Постановочные кадры можно сделать в интерьерах церкви и перед входом уже по окончании церемонии венчания.

Прогулка. Все профессиональные фотографы подтвердят, что прогулка - это самая благоприятная для съемки часть свадьбы. Можно сделать все: и постановочную фотосессию с молодоженами на фоне достопримечательностей, природных ландшафтов, в интерьерах зданий (зависит от того, где проходит прогулка), и репортажные фото отдыхающих гостей, и общие снимки гостей с молодоженами. Можно сказать, что простор для творчества на прогулке безграничен. Именно во время прогулки делается основная часть снимков для свадебного фотоальбома, как репортажных, так и постановочных.

Свадебный банкет в ресторане или кафе. За исключением отдельных моментов, на банкете делается репортажная съемка. Красочная встреча молодоженов, поздравления гостей, танцы, конкурсы, зажжение «семейного очага», бросание букета невесты и т. п. Постановочные кадры на банкете чаще всего делаются, когда в зал вывозят свадебный торт: перед тем как это чудо кондитерской мысли разрежут, его, как правило, фиксируют целиком для истории. Репортажная съемка в ресторане может представлять определенную сложность для фотографа - если зал слишком темный, то приходится часто использовать вспышку и тщательно контролировать экспозицию, чтобы лица людей не выходили засвеченными.

Не редкость сегодня съемка свадьбы на две, а то и на три фотокамеры: и постановка, и репортаж делаются с разных точек и ракурсов, что существенно дополняет возможность компоновки наиболее удачных кадров.

Фотосъемка свадьбы - это одновременно и интересный, и сложный, и ответственный процесс («второй дубль» сделать, зачастую, невозможно, большинство событий происходит в первый и последний раз), поэтому фотографу приходится умело сочетать репортажный и постановочный стили съемки, понимая, где и какой стиль нужно применить, и не забывать при этом о творческом подходе: все-таки свадьба в большинстве случаев - достаточно красивое действо, и для настоящего художника это великолепный материал для творчества.

Одинаковых свадеб не бывает, поэтому важно еще и передать индивидуальность каждой пары. Правда, здесь многое зависит и от самих молодоженов… но это уже совсем другая тема.

Фотография – одно из немногих видов искусств, в котором результат (т.е. фото) может быть получен путём как изначальной подготовки, продумывания, так и совершенно спонтанно. Не всякий скульптор берёт в руки кусок глины, не зная хотя бы примерно, что он хочет вылепить. Так же как художник вряд ли станет изначально просто водить по холсту кистью, пока не получится нечто, похожее на картину. Но в фотоискусстве возможны оба способа творения произведений.
Существует два основных вида работы фотографа: постановочное фото и случайные, спонтанные снимки.
Рассмотрим их по порядку.

Что такое постановка?
Если кратко, то это реализация определённого замысла, сценария.

В фотографии для этого используется точка съёмки, ракурс, фотоаппаратура, оптика, свет, актёры, фильтры и не только. Постановочная фотография или, как ещё её называют, художественная, подразумевает идею в замысле. Это основа любого постановочного фото. Оно будет отличаться от всех остальных тем, что не подразумевает объективное отображение действительности, а скорее фиксирует картины, специально подобранные или рукотворно созданные для фотосъёмки с целью отображения некой художественной идеи.

Пролистайте альбомы дома. Свадебные фото, снимки других торжеств, инсценированные фотографии школьных лет мальчиков в мушкетёрских шляпах и девочек в костюмах леди. Любые снимки где модель каким-либо образом позирует. Это всё постановочные фото. В обычной жизни этот жанр применяется для съёмки торжественных, памятных мероприятий и несёт в себе определённую информацию о событии, персонажах и, как правило, многие из таких снимков имеют ярлык «на память».

Но есть и профессиональные постановки. Ими занимаются фотографы-профессионалы в своих студиях, где любой может заказать специально серию снимков, имеющих определённый сюжет. Либо же фотограф занимается данным видом съёмок для себя, с целью повышения собственного мастерства, получения настоящих произведений искусства, которые достойны даже серьезных выставок, а их стоимость исчисляется немалыми суммами.

Для этого вида работ необходимы различные технические составляющие. Фотокамера, освещение, окончательная обработка снимка, элементы целенаправленной материализации – предметы, актёры, грим, природные элементы, и, непосредственно, художественная идея. Это своего рода итог совокупности образов и технических представлений, которые требуют довольно серьёзных навыков и знаний по работе с фото, и, конечно же, художественного взгляда и воображения фотографа, что, тем не менее, не лишает фотографов-аматоров возможности пробовать свои силы в постановочных фотосъёмках. Это доступно для всех, т.к. основным условием для них является наличие фантазии и образности мышления.
А теперь перейдём ко второму виду фоторабот.

Что такое спонтанное фото?
По-своему интересно и много более наполнено жизнью спонтанное, случайное фото. Здесь так же нет ограничений по степени профессионализма, наличию дорогостоящей оптики или реквизита, и, опять-таки, присутствует обязательное условие наличия воображения и художественного взгляда у автора.

В чём же тогда разница, спросите Вы?
Во-первых в отсутствии срежессированного, искусственного сюжета и запланированных картин для съёмки. Во-вторых, такие фотографии как нельзя более тонко и точно отображают особенности характера человека, его эмоциональное, душевное состояние. Можно сказать, что это самые правдивые фото. И вот почему.

Этот жанр подразумевает «охоту» за реальными картинами повседневной жизни, живыми эмоциями неподозревающих о том, что их снимают, людей, увлечёнными переживаниями или каким-либо действием лицами. Для семейного альбома такие снимки можно делать не выходя из дома, сняв моменты реальной жизни Ваших близких, домашних питомцев, причём стараясь поймать кадр, в котором персонаж ещё не успел понять, что его фотографируют и увлечённо занят чем-то своим. Для более серьёзных работ точно так же выйдя на улицу, причём в любую погоду, просто под настроение и безо всякой конкретной мысли пройдясь по городу, можно подметить много интересных картин и занимательных ситуаций.

Острый глаз прирождённого фотографа сразу же вырвет из суетящейся толпы даже в непогоду одно сияющее счастьем лицо, человека полностью погруженного в себя, или готового расплакаться. Обычно ведь прохожие редко такое замечают – все спешат по своим делам. Вот трогательный момент – трёхлетний карапуз, даже понятия не имеющий, что за ним наблюдают, протягивает ластящемуся дворняге свою конфету. Или вот девушка на тоненькой шпильке, негодуя от назойливых капель начинающегося дождя, бежит к сухому месту, чтобы укрыться от непогоды. Не замечая никого вокруг, очень смешно корчит милое личико. Это самые простые примеры того, какими могут быть спонтанные кадры. Но с приобретением опыта и навыков классической фотографии можно добиться также потрясающих результатов и в этом жанре.

Лучшие фотографии получаются в моменты естественных, непостановочных действий. Спонтанность и искренность делают снимки уникальными и живыми. Очаровательная полуулыбка на лице человека, не знающего, что его фотографируют, подчас красивее, чем миллион идеально отрепетированных поз и выражений лица. Естественные, спонтанные снимки - это настоящее искусство, и многие авторы стремятся его освоить.

by Lia Mstislavskaya

Энди Гамильтон (Andy Hamilton), свадебный фотограф из канадского города Саскатун, на себе прочувствовал, как тяжело даются "легкие" снимки. Автор, награжденный призами за необычный подход к творчеству, получающий заказы из Австралии, Саудовской Аравии, родной Канады и многих других стран, пропагандирует инновационный взгляд на фотоискусство. В его снимках страсть и чувство момента сочетаются с технической точностью и композиционной безупречностью. Энди подготовил несколько советов для тех, кто хочет научиться делать спонтанные снимки.

Что такое спонтанная, или внезапная, фотография?

Внезапными называют фото, модель на которых не осознает, что ее снимают. Человек в кадре поглощен каким-либо действием, мыслями, он улыбается, читает или просто идет по улице. Постановкой добиться нужного эффекта спонтанности невозможно, и фотографу приходится работать в условиях полной непредсказуемости.

Как правило, такая работа сложнее, чем съемка "с подготовкой" и требует от фотографа серьезного уровня мастерства. Только умелый автор с "натренированным" взглядом сможет сделать удачный кадр. Чтобы научиться снимать во "внезапной" технике на свадьбах, фестивалях, массовых мероприятиях, последуйте советам Энди.

Старайтесь не использовать вспышку

Спонтанные снимки лучше всего выходят, если модель вообще не знает, что ее фотографируют. Если вы не используете вспышку, у вас меньше опасности "быть обнаруженным". Чтобы минимизировать негативные эффекты от низкой освещенности, экспериментируйте с настройками камеры. Важно, чтобы снимок вышел настолько естественным, насколько это вообще возможно - в этом смысл спонтанных фото.


by Massimo Giachetti

Ищите подходящее место

Опытность фотографа проявляется, в том числе, в его умении выбрать правильный ракурс и точку для съемки. Найдите место, которое даст вам преимущества - особую обстановку, окружение, выгодную позицию модели. Можно разнообразить сюжет - например, если объект на переднем плане будет не в фокусе, вы сфотографируете главное действующее лицо из-за чьего-то плеча и так далее.


by Leniel Velazquez

Помните о динамике и композиции

Важнейший момент при спонтанной фотографии - непостановочность. Модель не должна производить впечатление позирующей, знающей, что ее снимают. Для создания "эффекта подглядывания" часто используют динамику. Снимая активно двигающихся людей, вы создадите нужное настроение. Если заставить объект двигаться невозможно - к примеру, при коммерческой съемке - нужную роль сыграет композиция. Измените угол, с которого снимаете (присядьте, лягте на пол) и снимок станет более естественным и нетривиальным.


by Brett Goldsmith

Используйте режим непрерывной съемки

Невозможно предсказать, когда наступит самый лучший момент для нажатия кнопки затвора. К тому же, всегда есть опасность, что модель окажется не в фокусе, а фото будет размытым. Уменьшить риски помогает использование режима непрерывной съемки. Сделайте быструю серию фотографий, чтобы иметь возможность выбрать самую легкую, спонтанную и эмоциональную. Непрерывный режим сильно повышает ваши шансы на успех, в особенности, если опыта спонтанной съемки у вас мало.

Возьмите с собой телеобъектив

Телевик позволяет снимать со значительного расстояния, сохраняя высокое качество фотографии даже на крупных планах. Чем дальше от модели стоит фотограф, тем меньше опасности, что она заметит его присутствие и направленную на нее камеру. С телеобъективами можно делать поразительные спонтанные фото, а также выстраивать эффектные сложные композиции, пользуясь большим расстоянием.


Спонтанные фото трудно создавать - качество кадра зависит от слишком большого числа факторов. Фотографу, которому нравится внезапно-эмоциональный жанр, важно научиться терпению. Чтобы сделать запоминающийся снимок придется ждать, все время оставаясь начеку. Не имеет значения, сколько времени вы потратили, если результатом труда стал уникальный момент истинных чувств и совершенной естественности, пойманный вашей камерой.