Трансформация в архитектуре учебных зданий. Трансформация архитектуры предприятия: причины, действующие лица и пути реализации

Жилье должно быть трансформируемой системой, соответствующей динамике самого жизненного уклада семьи. Должна быть найдена такая система планировочной организа­ции квартиры, которая бы позволяла в дальнейшем осуществлять трансформацию внутренних пространств и получать новые варианты, также удовлетворяющие функциональным и эстетическим требова­ниям. Например, в многокомнатных квартирах современной постройки закладывается свободная планировка комнат, реализуемая по согласованию с владельцем.

В общем виде трансформация внутреннего пространства квартиры может быть подразделена на:

Суточную (трансформация детских и спальных комнат);

Кратковременную (трансформация общих комнат при приеме гостей, торжеств и пр.);

Сезонную (например, включение летних помещений в жилую или подсобную площадь);

Демографическую (в связи с вступлением семьи в новый период ста­новления).

В то же время на планировочные решения реконструируемых зданий влияет его конструктивная схема, т.е. расположение в пространстве стен, столбов, колонн. Причем наличие уже существующего остова заставляет принимать при реконструкции обратную новому строительству последовательность планировочных решений, включающую следующие этапы:

Разделение стенового остова на отдельные секции с существующими или вновь устраиваемыми лестничными клетками;

Распределение секций на квартирные ячейки (расположенные в одном или двух уровнях);

Выделение в каждой квартирной ячейке жилой и вспомогательной зоны (при одновременной увязке с размещением инженерного оборудования и вновь организуемых или существующих санитарно-технических коммуникаций).

Возможность выбора схемы размещения квартир (линейной, дву­сторонней, угловой и торцевой), количества, размеров и пропорций комнат, а также обеспечения проветривания и инсоляции определяются величиной и соотношением ширины корпуса и расстояния между лестничными клетками. Особого внимания заслуживает решение кухонно-санитарного блока, что во многом определяет уровень комфортности реконструируемого жилья.

1. Для малокомнатных квартир удобно располагать кухонно-санитарный блок компактной группой при входе в кварти­ру. При этом обеспечивается достаточный уровень изоляции жилых комнат, а также удается избежать необходимости устройства кори­дора.

2. В случае высокой сложности или невозможности переноса существующих санитарно-технических коммуникаций кухонно-санитарный блок может быть расположен в глубине квартиры. При этом связь с прихожей и комнатами осуществляется через коридор.

3. В больших многокомнатных квартирах наибольшие удобства обеспечивает разобщение кухонно-санитарного блока (и, возможно, дублирование его элементов). Например, кухня и туалет с раковиной расположены при входе в квартиру, а ванная комната и второй туалет расположены в глубине квартиры, рядом со спальнями.


А.О. Шилкова


арх. проект – проф. А.В. Меренков


ПРИЕМЫ И СРЕДСТВА ТРАНСФОРМАЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ



Сегодня качество архитектурной среды может реализовываться за счет трансформации – как одного из принципов построения архитектурного объекта. Все чаще предпринимаются попытки решить существующие в архитектуре проблемы с помощью динамических принципов формообразования.

В научно-исследовательской работе будет сделана попытка обобщить уже имеющиеся опыт проектирования и строительства динамически изменяемых архитектурных объектов, уделяя внимание такому аспекту динамической архитектуры, как трансформативная архитектура, рассмотреть приемы и средства трансформации и апробировать полученные материалы в проектной работе.

Трансформативная архитектура – вид архитектурных объектов,способных, в зависимости от поставленных целей и задач, изменять объем, композицию, внутреннюю структуру построения, планировочные решения. Характерным отличием является возможность повседневного регулярного и периодического изменения, преобразования планировки и пространства зданий и сооружений в течение определенного времени, в соответствии с требованиями проводимых в здании функциональных процессов.

В целом приемы трансформации можно классифицировать на пространственные, конструктивные, светоцветовые и интерактивные.

Пространственные приемы трансформации – «качественное» изменение архитектурного объекта путем преобразования внутренних элементов при сохранении его общих постоянных размеров. В данном случае происходят процессы внутренней адаптации архитектурного объекта в пределах его внешней оболочки.

Пространственные приемы трансформации позволяют приспосабливать здания к изменяющимся условиям и факторам на протяжении всего срока их эксплуатации, обеспечивая тем самым многофункциональность использования, а также улучшая эксплуатационные качества и повышая степень комфортности.

С помощью мобильных конструкций решается задача оптимизации статических элементов и параметров зданий, трансформируемое пространство создает среду «без границ».

Конструктивные приемы трансформации – «количественное» изменение общих габаритов здания (трансформация развивающихся зданий при помощи раскрывающихся покрытий, телескопически раздвигающихся частей здания, раздвижных стен и т. п.).
В данном случае происходят процессы внешней адаптации архитектурного объекта путем изменения его внешней оболочки, регулирующей связь между условиями окружающей среды и контролируемыми внутренними элементами.

Конструктивные приемы трансформации поддерживают взаимосвязь помещений с окружающей средой и ландшафтом. Таким образом, стираются четкие границы архитектуры. В зависимости от характера преграды, складывается динамика отношений человек – объект – среда.

Кроме того, трансформируемые фасадные системы призваны регулировать параметры микроклимата в помещении, изменяясь под воздействием факторов внешней среды.

Светоцветовые приемы трансформации позволяют менять визуальные и смысловые характеристики световой среды, формируя новый, более сложный, динамичный художественно-виртуальный образ. Используя современные виды медиа-фасадов, интерактивные и светодиодные технологии, стало возможно визуально изменять объемно-пространственные характеристики архитектурной среды, создавать качественно новое восприятие пространства.

Интерактивные приемы трансформации представляют собойсамоорганизующуюся систему, в которой, вследствие взаимодействия человека с окружающей его средой, происходит внешняя или внутренняя трансформация архитектурной оболочки. Здание становится активной инсталляцией, где многочисленные управляющие устройства постоянно общаются с другими управляющими устройствами, их пользователями и окружающей средой.

Полученные результаты были апробированы в проекте Многофункционального культурного комплекса в г. Екатеринбурге. В проекте заложены принципы динамического формообразования, гибкие планировочные решения, идеи проникновения внешней среды в структуру здания и взаимосвязи с окружением, изменение пространственных характеристик помещений.

Например, за счет перемещения трибун спортивного зала и трансформации ограждающего покрытия осуществляется объединение внутреннего пространства комплекса с открытым театроном. Таким образом, увеличивается количество зрительных мест в случае проведения различных мероприятий на открытом воздухе (театральные постановки, световые и водные шоу). За счет использования различных средств планировочной трансформации (трансформируемые перегородки, подъемно-опускные и вращаемые механизмы пола и потолка, трансформируемые зрительные места) было запроектировано универсальное пространство зрительного зала. Данное решение позволяет выстраивать многовариантные конфигурации зрительного зала и сценического пространства для различных театральных и киноконцертных постановок.



Е.В. Акилова


Руководители: НИРС – доц. М.В. Винницкий,

арх. проект – доц. М.В. Винницкий

ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЛИКА ЗДАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ЭКСПЛУАТАЦИИ
КАК СРЕДСТВО АРХИТЕКТУРНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Как вид искусства, архитектура эстетически формирует окружение человека, выражает общественные идеи в художественных образах. Природа архитектуры лежит во взаимодействии между архитектором, объектом и публикой. Часто архитектурные единицы перманентны, их облик не изменяется с течением времени. Что, конечно, приводит к диссонансу с постоянно изменяющимися, развивающимися ценностными ориентирами, идеалами, требованиями общества.

Сегодня, с развитием науки и техники, в условиях глобализации, темпы этих изменений только возрастают. И те образцы, что были актуальны еще вчера, сегодня теряют свое значение.

Сокращаются и сроки на проектирование и строительство здания, но они все еще очень значительны. Если сравнить эти сроки, например, с темпом развития технических устройств, где моральное устаревание продукта происходит за 5 лет ее использования, получается, что, когда здание только выходит на этап эксплуатации, оно уже не может в полной мере отвечать современным тенденциям. Конечно, следует учесть, что моральный износ здания наступает не через 5 лет, но и не через 20. Фактически, моральный износ здания чаще является причиной реконструкции, чем его физический износ.

Актуальность проблемы адаптации здания к постоянным изменениям окружающей действительности только возрастает. С ускорением темпов современной жизни увеличивается потребность в непрерывном изменении образов (мода, стиль, бренд). В это же время достижения науки, применение новых материалов и технологий позволяет строить здания с большим сроком эксплуатации. Нецелесообразно, с точки зрения экономики и экологии, возводить здание на меньший срок, чем время его физического износа.

Реконструкция, с целью сохранения исходного вида здания не всегда может является оптимальным решением. Такое решение подходит для зданий, которые действительно представляют историческую и эстетическую, культурную ценность для города. Но существует и большое количество типовых проектов, в которых нет индивидуальности, например типовая застройка второй половины 20 века. Сегодня такие здания визуально устарели и не представляют какой-либо художественной ценности. Поэтому, чтобы облик здания оставался современным на всем сроке его эксплуатации, необходима трансформация его внешнего вида.

Изменение облика - один из наиболее оптимальных способов продлить зданию "жизнь".

В.С. Ларионова


Руководители: НИРС – проф. Ю.С. Янковская,

арх. проект – доц. В.В. Громада

ТРАНСФОРМИРУЕМЫЕ ФАСАДЫ



Динамичные пространственные объекты, использующие неожиданные метафоры, все более активно используются в архитектурной практике новейшего периода. Реализовать «новую систему» позволяют ультрасовременные материалы и технические средства, пришедшие в архитектуру из авиастроения, космического дизайна и компьютерных технологий, а также стремительно развивающаяся разработка инновационных методов архитектурного моделирования. Подобный интерес к «новым образам» плодотворно влияет на развитие экспериментальной архитектурной мысли.

Сегодня, в период «агрессивной» экономики, информационной экспансии, архитектура становится также частью коммуникативных полей, сетевой инфраструктуры, системы инвестиционных вкладов, то есть, представляет интерес не только с точки зрения истории архитектуры, истории технологий, но и находится в зоне социальных исследований.

О.В. Цайзер


Руководитель– проф. Ю.С. Янковская

КОНЦЕПЦИЯ АДАПТИВНОСТИ СПОРТИВНОГО СООРУЖЕНИЯ

Концепция адаптивности определяет специфику формирования архитектурного объекта, направленную на открытость к изменению структуры спортивного объекта для реализации изменяющихся потребностей современного человека и совершенствование организации взаимодействий с внешней средой.

Архитектурный объект должны быть способен к определенным трансформациям, исходя из потребностей пользователей.

Существуют две основные проблемы: первая – теоретическая проблема формирования и развития концепций архитектурного объекта, вторая – практическая проблема, раскрывающая существующие возможности адаптации и трансформации различных элементов спортивного объекта под различные нужды.


Городская среда, как правило, формируется исходя из потребностей среднестатистического жителя, но для людей с ограниченными возможностями такая среда становится полосой препятствий.

Российская городская среда, в отличие от европейской, только начинает адаптацию к потребностям маломобильных групп населения. На сегодняшний день наблюдается отсутствие необходимой материальной и кадровой базы для предоставления всего комплекса социальных услуг населению и внедрения современных реабилитационных технологий.

Одной из задач, определенных Стратегией социально-экономического развития Свердловской области, является устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности инвалидов и содействие социальной адаптации и интеграции их в общество.

В современной городской среде можно выявить следующее противоречие: вновь создаваемые и реконструируемые объекты учитывают требования доступности, но их можно рассматривать только как «островки» доступной среды. В целом городская среда разорвана.

На практике движение МГН рассматривается либо внутри пространства ограниченного пределами квартала, либо вдоль улиц. При этом пересечение улиц и проезжих частей является одним из сложных барьеров. Концепция «Город без границ» ставит целью предложить вариант комфортного передвижения МГН в условиях значительного перепада отметок рельефа (понижение к реке) и безопасного пересечения магистральной улицы городского значения.

В рамках концепции предложены:

  • схема движения МГН на участке вдоль реки Исеть, совмещенная со схемой объектов культурно-бытового и социального обслуживания;
  • проект жилого квартала для инвалидов;
  • проект театра, учитывающего требования МГН;
  • концепция тренировочной водной базы для спортсменов с инвалидностью.

При проектировании различных функциональных зон для МГН ставятся задачи гуманизации городской среды; совершенствования функциональной организации; создания эстетически гармоничной жилой среды.

Открытость концепции к городскому пространству может стать толчком для дальнейшего развития безбарьерной среды города Екатеринбурга.

Билет № 6

Историческая этнокультурная эволюция видов жилых и общественных зданий и сооружений

Культура государства Кок-Орда и Ак-Орда. Могулистан.

Мобильная и трансформируемая архитектура современности.

1. Под системой поселения в источниках понимается территориальное сочетание поселений, между которыми существует более или менее четкое распределение функций, производственные и социальные связи. Кроме того, при анализе поселений оседло-земледельческих народов, вне зависимости от времени и места их функционирования, принято выделять такие основные элементы, как: селитьба, хозяйственные постройки, центр, культурно-бытовые учреждения, культовые объекты, оборонительные сооружения и т.д. В кочевых же поселениях в силу исторических и социально-экономических причин многие из этих элементов отсутствовали. В частности, не было оборонительных сооружений и культурно-бытовых учреждений, мечети появились в основном только при переходе к оседлости. Основу временных поселений составляли жилые постройки, при появлении сезонных стационарных населенных пунктов к ним добавились хозяйственные и мемориально-культовые сооружения. Тем не менее, для всего комплекса архитектурных объектов характерно взаимодействие морфологии (строения, структуры, формы) и аксиологии (содержания, смысла, ценности), что собственно и позволяет рассматривать систему скотоводческого поселения как модель целостно-структурированного объекта, включенного в гиперсистему – окружающую среду.

Таким образом, система казахского поселения определяется нами как пространственный локус , включающий все необходимые условия и средства для обеспечения жизнедеятельности людей, занятых скотоводством. Под пространственным локусом понимается в данном случае территория, хозяйственно освоенная родом (семьей): зимние, весенние, летние и осенние пастбища вместе с функционирующими сезонными поселениями и комплексом построек.

Конец XIX в. характеризуется интенсивным промышленным освоением Казахстана. Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (1892-1905гг.) способствовало ускорению этого процесса. Новым фактором, активно стимулировавшим развитие торговли и как следствие архитектуру торговых зданий и сооружений, послужило активное строительство железных9 дорог. Железнодорожные станции представляли собой крупные архитектурные комплексы, часть которых отдавалась под торговые помещения и здания. Таким образом, в исследуемом регионе выявлены следующие особенности: 1.Особенности развития архитектуры древнего и раннесредневекового Казахстана в целом обусловлены идеологией кочевого общества, тесно взаимодействующего с оседло-земледельческим хозяйствованием народов близлежащих государств; в качестве основных строительных материалов выступают глина, камень и дерево. 2.Положительное влияние на развитие торговых зданий и сооружений оказал Великий Шелковый путь, основное направление которого в VI-XVI вв. переместилось на территорию исследуемого региона. Он стимулировал возникновения ряда городских центров, а на юге Казахстана способствовал быстрому росту поселений и трансформации их в города; 3.После основания форпостов и крепостей Российской империи, постепенно трансформирующихся в города, активному проникновению торгового капитала способствовал рост промышленности и строительство железных дорог. Благодаря экономическим и политическим преобразованиям постепенно утвердились стационарные виды торговли: магазины, лавки, оптовые склады и т.д. Все рассмотренные типы торговых зданий XIX - нач. XX вв. можно разделить на 4 взаимосвязанные группы по функциональному и пространственному содержанию: 1) здания, предназначенные только для торговли; 2) торгово-складские помещения с преобладанием складских функций; 3) здания, сочетающие в равной степени жилые и торговые помещения; 4) торгово-деловые и торгово-общественные здания. Эти 4 группы включают следующие 6 типов торговых зданий, предназначенных для розничной и оптовой торговли готовых продуктов: 1) отдельно стоящая лавка; 2) лавки организованные в торговые ряды; 3) гостиные дворы; 4) лавки при жилых домах; 5) магазины; 6) торговые дома.



2. Государства Кок Орда и Ак Орда. До начала XIV века территория Золотой Орды совпадала с теми землями, которые понимали мусульманские источники под термином «Улус Джучи». Однако с начала XIV века Улус Джучи распался на два государства – Кок Орда и Ак Орда, из которых последняя была в вассальной зависимости от первой. В Ак Орду входили упомянутые выше земли в бассейне Сырдарьи, а так же степи и города на северо-востоке от Аральского моря и до рек Ишима и Сары-Су. После отделения Ак Орды термин Золотая Орда применяется главным образом к землям Кок Орды. Итак, Улус Джучи распался на Кок Орду и Ак Орду, каждая из которых имела свою собственную династию из потомков старшего сына Чингисхана Джучи. С первых лет образования Улуса Джучи и после распада на две указанных орды, согласно персидским авторам XV-XVII в.в., Кок Орда составляла правое крыло (бараункар, онкол) Улус джучиева войска, т.е. поставляла из среды своего кочевого населения все входящие в него тумены, а Ак Орда составляла левое крыло (джаункар, солкол), т.е. поставляла все тумены левого крыла. В результате распада Золотой Орды на территории Казахстана также появилось несколько феодальных владений. В середине XIV века фактически обособилась от Золотой Орды Ак Орда. В некоторых источниках перепутаны данные о местоположении Белой и Синей Орды. В частности, это касается "Анонима Искандера" Муин ад-дина Натанзи, ошибочноtestent.ru Page 52 24.12.15 поменявшего местами Белую и Синюю Орды. Дискуссия о местонахождении Орд, длившаяся с начала изучения истории Золотой Орды в России и на Западе, закончилась выводом о том, что Синяя Орда находилась на востоке, а Белая - на западе. Особняком стоит мнение И. Мингулова, который считает Белую Орду государством, существовавшим на востоке с середины XIII по первую четверть XV в. включительно. В самом Улусе Жоши понятия "Ак Орда" и "Кок Орда" обозначали только политические центры, ставки ханов, а само государство называлось Улуг Улусом.

Могулистан . В результате распада улуса Шагатая (Чагатая) в середине XIV века на территории Юго- Восточного Казахстана и Киргизии возникло новое кочевое государство. Политическая история Могулистана во второй половине XIV в. остается малоизвестной, особенно его внутренняя жизнь. В источниках нет достоверных сведений о событиях в северных областях, в Жетысу и на Тянь-Шане. Наиболее подробные сведения приводит Мухаммед Хайдар Дулати. После смерти потомка Шагатая Казан хана, являвшегося противником кочевого быта, племенная верхушка родов Жетысу принимает решение образовать независимое от шагатаидов государство. Однако во всех монгольских государствах по традиции верховным правителем мог быть только чингизид. Поэтому эмир Пуладчи, представитель родовой знати племени дулат, выступил с намерением создать самостоятельное ханство с помощью ставленника - хана из чингизидов. Чингизидом, на котором остановили свой выбор дулаты, оказался 18- летний Тоглук-Тимур. Сделав ханом своего ставленника, дулатские эмиры укрепили и свою власть в качестве ведущей политической силы страны. При поддержке родовой верхушки дулатов удалось в некоторой степени стабилизировать положение в стране, объединить под своей властью всю обширную территорию Могулистана, подчинить населявшие его племена. Ставка Тоглук-Тимур находилась в Алмалыке. Борьба за объединение всех областей под эгидой центральной власти была основным содержанием внутриполитической жизни государства. Кочевая знать отдельных племен упорно сопротивлялась попыткам со стороны хана ограничить ее независимость. Тоглук-Тимур сделал попытку реформировать административно-политическое устройство своего государства. Некоторые меры были приняты для упорядочения налоговой системы. Известен факт активного насаждения мусульманства среди подвластного населения. Тоглук-Тимур решил подкрепить свою власть испытанной идеологической опорой по примеру ханов Мавераннахра. Таковы некоторые факты внутренней жизни нового государства в первые десятилетия его существования. При преемнике Тоглук-Тимура Ильяс Ходже начались междоусобные войны, которые окончились разделом Могулистана на несколько частей. На большей части Жетысу власть перешла к эмиру Камар-ад-Дин дулату, а территория от Или до Тарбагатая была подчинена Енте торе. Фактически самостоятельными были племена булгачи, которые населяли Прииссыкулье, племена канглы, кереиты, аркенуты и др. В это время начинается вторжение в пределы территории Великого Улуса и Могулистана эмира Мавераннахра - Тимура. Отсутствие единой централизованной власти затрудняло организацию сопротивления захватнической политике Тимура. В этих условиях эмир Камар-ад-Дин и хан Великого Улуса Орыс решили выступить коллективно против Тимура. Походы Тимура на Могулистан. Первый поход Тимура в Могулистан состоялся в 1371- 1372 гг. Однако это был "разведывательный" поход, имевший целью демонстрацию сил и захват пленных и добычи. Более серьезные походы начались с 1375 г. и были направлены против эмира Камар-ад-Дина. Поход 1375 г. закончился полной победой Тимура, однако Камар-ад-Дину удалосьtestent.ru Page 53 24.12.15 сохранить власть. В 1376 г. новое войско Тимура выступило на Могулистан, но кыпчакские военоначальники подняли мятеж и перешли на сторону Орыс хана. Следующий поход был предпринят в 1377 г., когда был захвачен Сыгнак, где ханом стал Токтамыс. Войска Могулистана дважды потерпели поражение, но Камар-ад-Дину вновь удалось спастись. В 80-х гг. Камар-ад-Дин заключил союз с Токтамысом, Енге торе и Хызыр Ходжа ханом против Тимура. В 1389 г. эмир Тимур предпринял очередной поход в Жетису. Могольские правители не смогли организовать отпор, и войска Тимура прошли по всей стране, разоряя кочевья и города. Очередной поход 1390 г. вновь закончился поражением Могулистана. В 1404 г. Тимур решил окончательно покорить Жетису и во главе огромной армии вышел в поход. Только смерть потрясателя вселенной" в Отраре в начале 1405 г. отвела эту угрозу. В первой половине XV в. политическое положение в Могулистане характеризуется не только междоусобной борьбой сыновей и внуков Хызыр Ходжи, но и войной с Тимуридами, ойратскими племенами. Тимуриды пытались отторгнуть Восточный Туркестан от Могулистана. Уаис хан (1418-1428 гг.) вынужден был перенести столицу из Восточного Туркестана в Жетису. После смерти Уаис хана началась долгая и кровопролитная борьба между его двумя сыновьями, которая привели к расколу феодальной знати Могулистана. В середине 30-х годов XV в. власть перешла в руки одного из сыновей Уаис хана - султану Есен-Буге. Недовольный этим другой сын - Юнус, покинул пределы Могулистана, уводя с собой около 30 тыс. семей. Несмотря на усилия хана Есен-Буги, Могулистан еще долгое время оставался страной политически раздробленной. В середине XV в. многие племена откочевали из пределов государства. Фактически власть Есен-Буги распространялась лишь на часть Кашгарии. Длительная междоусобная борьба властвующих группировок кочевой знати привела в конце XV-начале XVI вв. к распаду Могулистана. Попытки могульских ханов восстановить политическое господство шагатаидов на бывшей территории Могулистана кончились неудачей. В середине XVI в. Могулистан перестал существовать как самостоятельное государство. Таким образом, объективные причины привели в начале XV века к распаду Улуг (Великого) Улуса и образованию на его территории ряда независимых национальных государств.

3. В современной повседневной жизни мы все чаще используем термин «мобильность» . С развитием новых технологий и потребностей человека пришло время по-новому взглянуть на привычную для нас архитектуру. По разному трактуют понятие «мобильности»: в одном случае - это передвижной дом на колесах, в остальном это сборно-разборная конструкция, в третьих это железобетонное здание с малой площадью застройки. В 50-60 годах XX века появились первые проявления мобильной архитектуры в мире. Данная концепция сводилась к тому, что выполняло функцию передвижного жилья для временного проживания на одном месте, но постепенно приобрело более индивидуальный характер. Легкие дома, передвижные или в виде гостиничных номеров не требуют значительных материальных затрат, а также времени на проведение монтажных работ, поэтому они экономически выгодны. Характерным для мобильной архитектуры является «внутренняя мобильность». Имеется в виду приспособление объекта к новым условиям: социальный или экономический статус, изменение состава семьи, смена поколений, или просто смена жилья «под настроение», без изменения общих объемно-конструктивных параметров, путем трансформации внутреннего пространства объект объекта, его интерьера. И именно эти параметры характеризуют мобильную архитектуру.

Трансформативная архитектура – вид архитектурных объектов,способных, в зависимости от поставленных целей и задач, изменять объем, композицию, внутреннюю структуру построения, планировочные решения. Характерным отличием является возможность повседневного регулярного и периодического изменения, преобразования планировки и пространства зданий и сооружений в течение определенного времени, в соответствии с требованиями проводимых в здании функциональных процессов.

В целом приемы трансформации можно классифицировать на пространственные, конструктивные, светоцветовые и интерактивные.

Пространственные приемы трансформации – «качественное» изменение архитектурного объекта путем преобразования внутренних элементов при сохранении его общих постоянных размеров. В данном случае происходят процессы внутренней адаптации архитектурного объекта в пределах его внешней оболочки.

Здания и сооружения-трансформеры человечество возводит на протяжении многих лет — достаточно вспомнить разводные мосты. Однако сегодня динамическая архитектура вышла на новый виток, в считанные мгновенья изменяя не только свою функцию или наше окружение, но и качество жизни.

Любое преобразование большого объекта — будь то уже упоминавшийся развод мостов, или открывание потайных дверей на циферблате башенных часов, или превращение стены в экран для видео-мэппинга, — это всегда зрелище, всегда аттракцион. Неслучайно больше всего подобные приемы востребованы в зданиях, которые сами так или иначе связаны со зрелищами: театры, музеи, выставочные галереи, спортивные арены.

Например, раздвижные кровли у стадионов стали уже практически общим местом, начиная с нашего сочинского с довольно простым механизмом трансформации и заканчивая олимпийским в Мадриде Доминика Перро (Dominique Perrault), в котором крыша, состоящая из трех подвижных «крышек», может принимать до 27 различных конфигураций. Все зависит от того, что нужно в данный момент — впустить больше солнца и воздуха или, наоборот, защитить корты от ветра и дождя. Бетонные плиты облицованы алюминиевыми панелями, приводятся в движение гидравлическими механизмами, и самая большая «крышка» весит 1200 тонн!


Центр водных видов спорта в Лондоне во время Олимпиады 2012 года. Заха Хадид

Функционально оправданы пространственные трюки и в выставочных центрах и галереях. Хотя бы потому, что организация любой экспозиции сопряжена с необходимостью создавать новые декорации — так же, как в театре. Например, в нью-йоркской Sperone Westwater Gallery сэр Норман Фостер (Norman Foster), решая задачу увеличить выставочные площади вдвое в рамках ограниченного пятна застройки, придумал сделать галерею-лифт. Параллелепипед размером 3,6×6 метров движется внутри «шахты» — вытянутого застекленного вертикального объема — и прекрасно просматривается с улицы благодаря яркому красному цвету. Этот лифт можно использовать как отдельный небольшой зал, через который посетители будут «телепортироваться» на другие уровни здания, либо «припарковать» на одном из этажей и задействовать его площади как продолжение другой экспозиции.

Еще более смелый подход к трансформации музейного пространства показал Рем Колхас (Rem Koolhaas, OMA) в своем проекте для Prada в Сеуле. Павильон так и назвали — Prada-трансформер. Он представляет собой сложную пространственную фигуру — стальной каркас, обтянутый тканью, такой же, какую используют для чехлов самолетов, яхт и прочих крупных объектов. Положил фигуру на один бок — и в основании оказался крест, а остальные стены приобрели одну конфигурацию. Положил на другой — и вот уже пол стал круглым, и пространство кардинально изменилось. При этом форма продумана так, чтобы при каждом повороте вход в павильон (на обычной «липучке», которую используют в спортивных куртках или палатках) оставался в зоне досягаемости.

Впрочем, тягу к зрелищам нередко испытывают и проектировщики — на пару с заказчиками — жилых домов. Не так давно archspeech с Дэвидом Фишером (David Fisher, Dynamic Architecture) — автором первого в мире вращающегося небоскреба. Его идея в том, чтобы разместить на каждом этаже ветровые турбины, которые будут не только вращать модули этажей, открывая жителям квартир новые виды, но и вырабатывать энергию, достаточную для самообеспечения здания. Пока реализация проекта под вопросом, но в разговоре Фишер намекнул, что первый такой небоскреб может появиться в Майями, и движением расположенного на самом верху пентхауса его владелец сможет управлять голосом.

Пока же идеи динамической архитектуры в жилом строительстве воплощаются в жизнь в малом масштабе. Летний дом Caja Obscura молодого кинорежиссера в Парагвае, недалеко от Асунсьона, в закрытом виде больше напоминает гараж: цоколь из песчаника увенчан бетонной плитой, на которой покоится «коробка» из листов гальванизированной стали. На деле же «коробка» оказывается крышкой, которая, поднимаясь с одного конца, открывает второй этаж с террасой, гостиной и кухней в глубине. Согласно проекту архитектора Ксавье Колана (Xavier Colan), механизм приводится в действие обычной лебедкой. Кому-то этот процесс может напомнить поднятие флага, но для владельца дома это, скорее, как вращать ручку старого киноаппарата. Тем более, что лебедка расположена на втором этаже, на переднем краю перекрывающей плиты, и по мере поднятия крыши пейзаж разворачивается прямо перед глазами, словно на гигантском экране.

А вот хозяевам дома в графстве Саффолк, Восточная Англия, приходится пользоваться электроприводом — ведь им приходится передвигать по специально спроектированным рельсам модуль с крышей, стенами и окнами длиной 28 метров и весом 50 тонн. Лондонские архитекторы dRMM пошли на смелый эксперимент под кодовым названием Sliding House (скользящий дом). Ловко и почти бесшумно перемещаясь между главным домом, гостевым домом и гаражом, модуль то защищает от непогоды открытый бассейн, то затемняет панорамные окна стеклянной гостиной (и тогда в ней становится возможным смотреть кино даже днем), то прячет от любопытных глаз террасу на крыше с установленной на ней ванной. А может и превратиться в дополнительный навес для автомобилей (хотя хозяин предпочитает мотоциклы) или козырек над входом в дом. Перемещение на самом длинном участке занимает всего 6 минут!

В школе и стены помогают. (перефразированная русская поговорка)


По данным статистики, в России в последние годы постоянно растёт количество школьников. Чтобы угнаться за выходом из демографической ямы федеральное правительство выделяет не менее 50 миллиардов рублей на строительство новых школ, реконструкцию и ремонт старых зданий. Государственная программа рассчитана на 10 лет и вступила в силу с 2016 года.

Возвращение к более-менее массовому строительству школ автоматически поднимает вопрос архитектуры современных школьных зданий. Хотя в обществе чаще обсуждаются вопросы, связанные с системой образования, компетентностью преподавателей, улучшением материально-технической базы и т.п. Да, учитель от Бога и «упакованный» компьюторный класс в каком-то сегменте дадут некоторый эффект. Но все же у современных систем преподавания мало приличного будущего в устаревших зданиях.

По мнению ряда экспертов - именно принципиально новая (отметим – для России) школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать гибкую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка. Здесь можно перефразировать русскую поговорку – в современной школе даже стены помогают - в буквальном смысле этого слова, учитывая нынешние мировые тенденции в школьной архитектуре.

Отметим, что под «современной архитектурой школ» мы имеем в виду не чудненький фасад, а сложную структуру взаимодействия многогранных функции учебного процесса, активностей и полюсов развития детей со структурой самого здания, их гармонию и общую работу на конечный результат: всемерное содействие раскрытию способностей и талантов школьников.

Этот посыл взят из послания Федеральному собранию от 3 декабря 2015 года президента России Владимира Путина, который подчеркнул, что сохранение нации, образование и воспитание детей, всемерное содействие раскрытию их способностей и талантов – это долгосрочная повестка работы правительства. Президент также заявил, что необходимо принять все возможные меры, чтобы ученики всех российских школ имели возможность заниматься любыми видами творчества, получать качественное образование, любимую профессию и реализовывать свой потенциал.

Какова текущая ситуация с градостроительным позиционированием школ и условиями их проектирования?

В России продолжается массированная преимущественно квартальная и микрорайонная застройка территорий многоэтажными жилыми зданиями, которые по нормативу должны быть обеспечены школами и детскими садами. Концептуально советская практика в данном вопросе остается непоколебимой. Хорошо это или плохо – вопрос уже другого порядка и философии развития первичного рынка жилья.

Сегодня в составе отдельного микрорайона могут размещаться одно – трёхкомплектные школы: основная школа на 9 классов (225 учащихся), на 18 классов (450 учащихся), средняя полная школа на 11 классов (275 учащихся), на 22 класса (550 учащихся) и на 33 класса (825 учащихся). Радиус пешеходной доступности средних учебных заведений нормируется по СНиП 2.07.01-89* и зависит от климатической зоны, категории обучающихся и расположения – в городе или селе. В среднем он составляет 300-500 метров.

Российские школы, как и в СССР, по-прежнему являются самыми крупными общественными объектами в микрорайоне. Строительный объём подобных зданий составляет в среднем более 30000 м3, что намного превышает объёмы других объектов общественного назначения в жилом образовании. В силу своих размеров школа является своеобразным композиционным центром и объединяет вокруг себя остальные здания. Отметим, что в последние годы получили распространение новые типы зданий, объединяющих школу с детским дошкольным учреждением, центром досуга, клубными и другими помещениями. Особенно это актуально для районов Крайнего Севера.

Высота современных школьных зданий принимается с учётом численности учащихся и степени огнестойкости: от одного до трёх этажей. Возможно строительство 4-этажных школ, но с существенными ограничениями – I, II степени огнестойкости, при этом на 4-ом этаже нельзя размещать первые классы, а остальных учебных помещений должно быть не более 25%.

Школьное образование становится более разнонаправленным, что непосредственно отражается на внешнем виде и внутреннем устройстве школ. Для этого увеличивается количество дневного света, проникающего в аудитории и коридоры, совершенствуются связи между различными группами кабинетов, разрабатываются оптимальные решения пришкольных участков.

При этом государству необходимо достичь двуединой и сложно совместимой (но все-таки возможной) цели – уложиться в оптимальный бюджет здания, строящегося за казенные деньги, и достичь высоких духовных целей, поставленных руководителем страны. А теперь еще и нового федерального министра образования Васильевой, которая сказала, что школа должна воспитывать в детях Человека, а не Потребителя.

Пока ситуация немного напоминает одного из героев сказки про Айболита – коня-мутанта Тянитолкая.

Так, Минстрой сформировал каталог типовой проектной документации для повторного применения, в котором содержатся проекты уже существующих объектов. То есть, к решению вопроса ведомство подошло с прямолинейной строительно-чиновничьей простотой, без видимых попыток философски осмыслить актуальные тенденции в образовательном процессе.

Тогда как еще прежним руководством федерального Минобраза перед Московским государственным строительным университетом была поставлена своя задача – разработать перспективные типовые проекты школьных зданий с учетом требований новых образовательных стандартов. Речь идет о создании школы нового типа, которая бы своей объемно планировочной, архитектурной концепцией, техническим оснащением способствовала реализации целого ряда новых функциональных требований к образовательному процессу, но при этом имела бы достаточную универсальность для всей страны, чтобы максимально удешевить затраты на строительство объектов за счет унифицированных элементов –модулей.

Андрей Волков, ректор НИУ МГСУ так прокомментировал работу в этом направлении в своём интервью «Строительной газете»: «… Пространство школы должно быть максимально вовлечено в образовательный процесс. Это определяет и экономическую эффективность проекта, потому что чем больше площадей мы задействуем для основной деятельности, тем эффективнее решение.
Должен быть реализован комплексный подход к проектированию, который заключается в учете различного рода национальных, социальных, территориальных, природно-климатических особенностей региона, в котором идет строительство.

Типовая школа, построенная в соответствии с принципами модульного проектирования, будет вовсе не тождественна безликой серой коробке. Проект в каждом конкретном случае будет индивидуальным как по визуальному восприятию, так и по компоновке модулей, функциональному назначению, масштабу».

Руководитель университета также обозначил принципы, которые Министерство образования и науки хотело бы увидеть в новых проектах. Один из них - принцип универсального учебного кабинета, который рассчитан на организацию фронтальных, групповых и индивидуальных занятий. Кабинет своим объемно-планировочным решением, техническим оснащением, мебелью, схемой освещения должен обеспечивать возможность одинаковой эффективности работы по всем трем формам организации занятий. Предметные кабинеты должны включать учебные комнаты, помещения для практических занятий, лаборантские. Надо также предусмотреть общешкольное лекционное помещение с современным мультимедийным оборудованием.

По замыслу разработчиков - минимальная комбинация учебных модулей рассчитана на одну так называемую параллель - 330 мест с первого по одиннадцатый класс при расчетной наполняемости класса в 30 учеников. В зависимости от планируемой наполняемости школы можно варьировать количество модулей. Таким образом, можно получать объект нужного масштаба. Функционально модули делятся на два больших блока - базовые и дополнительные.

Базовые - это учебные, общешкольные помещения, столовая, спортзал, актовый зал, библиотеки, административные, медицинские помещения и так далее. Дополнительные модули - это, например, модуль технологических мастерских, специализированные модули для обучения детей с ограниченными возможностями, модули делового, лингвистического центра, зимний сад, живой уголок и даже жилые модули, если это школа-интернат.

Это вполне умещается в рамки мировых тенденций, которые отметила Полина Найданова, исследователь Уральской государственной архитектурно-художественной академии (Екатеринбург). Так, в архитектуре школьных зданий Европы и США прослеживается тенденция функционального разделения блоков школы на «деловую часть», в состав которой входит административный, спортивный и развлекательный блоки, обращенную к улице, и «учебную часть», которая скрыта от глаз прохожих, защищенную от шума и открытую на солнечную сторону. Блоки также разделяются на зоны для начальной и старшей школы. Между собой блоки обычно соединяются либо информационным переходом, в котором может находиться библиотека, либо внутренними двориками-рекреациями.

Также исследователь отмечает ещё направление - школьное здание становится нерасторжимым единством с природным окружением. Взаимопроникновение касается не столько внешнего эффекта «вписывания» объема в природу, сколько «раскрытия» интерьера и всего комплекса здания изнутри на природу и включения элементов природы в его интерьер.

Важной частью школы становится активно задействованный в учебно-воспитательный процесс атриум. О нём разработчики новой школы из МГСУ также не забыли. Внутришкольное пространство, окружённое помещениями, образуют единое пространство для игровой и учебной деятельности и служит местом встреч и проведения общих школьных мероприятий. В принципе, она же может рассматриваться как «Зона инноваций, или i-зона» (по формулировке Непорада В.И.). Это зона создания и обмена высокотехнологичными и творческими инновациями.

Андрей Волков резюмирует: «Школа, спроектированная в соответствии с новыми принципами, обладает большей эффективностью и, если угодно, смыслом. Существующий коэффициент эффективности рассчитывается из соотношения площадей, используемых непосредственно в образовательном процессе к общему количеству площадей. Как правило, в действующих школах этот коэффициент менее 0,5, тогда как в наш проект закладывается коэффициент, превышающий этот показатель. При этом мы имеем возможность снизить нормативную цену строительства. То есть стоимость строительно-монтажных работ при типовом проектировании станет прогнозируемо снижаться с одновременным повышением качества предлагаемых решений».

Кстати, МГСУ, вместе с архитектурными и объемно-планировочными решениями, взялся за анализ существующей нормативной базы с прицелом на их корректировку.

Меж тем, например, власти Москвы время напрасно не теряют. По заказу столичных властей разработан единый нормативный документ для проектирования общеобразовательных учреждений - «Свод правил «Здания общеобразовательных организаций. Правила проектирования», который уже вводит понятия «блочности» и «трасформации».

Документ объединил все имеющиеся нормативные требования в области проектирования таких объектов: технических регламентов, санитарных правил и правил пожарной безопасности. В своде впервые приведены требования к антитеррористической безопасности, эксплуатации и энергетической эффективности образовательных учреждений. Расширена типология зданий и помещений, что крайне важно в условиях дефицита территорий сложившейся уплотненной застройки, в том числе реконструируемой, а также для нового строительства с учетом волнообразных демографических колебаний.

Для подобных случаев в Своде правил предусмотрены требования для такого типа школьных зданий, как трансформируемые блоки начальных классов. Уникальность зданий-трансформеров в том, что они могут меняться с учетом потребностей в системе образования, т.е. трансформироваться из дошкольного учреждения в блок начальных классов и наоборот, а также совмещать две эти функции.

Дополнительно в Своде правил представлены правила расчета отдельных помещений - таких как актовые залы, столовые, вестибюли и т.д., введены нормы удельных площадей для помещений, ранее не охваченных нормативными документами. Данный свод уже утвержден приказом Минстроя России от 17 августа 2016 г. (№572/пр.)

Обобщая вышесказанное в качестве итога стоит привести основные тезисы современной школы, сформулированные Полиной Найдановой, а именно:

  1. возможность трансформации учебного пространства в малое, среднее и большое по принципу «ученик – группа – класс – поток»;
  2. формирование крупных функционально-планировочных зон: классов-студий, помещений для конференций и т.п.;
  3. формирование «открытой» системы: отсутствие традиционных замкнутых учебных помещений;
  4. наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т.п.);
  5. наличие мобильного оборудования в классах;
  6. наличие условий для развития здоровья учащихся, которые будут соответствовать запросам детей;
  7. новая система расположения инженерных коммуникаций, возможность автономного существования, наличие энергосберегающих систем.

Продолжение следует...