Внеклассное мероприятие "Мы и космос: первые шаги во Вселенную". Внеклассное мероприятие для начальных классов, посвящённое Дню космонавтики «Путешествие в страну космонавтики Сценарий день космоса для начальных кл

Составила: Василькова Елена Анатольевна, воспитатель, МБДОУ детский сад №57 «Синичка» города Брянска. Описание: Предлагаю Вашему вниманию развлекательно-познавательную программу, посвященную Дню космонавтики. Программу могут использовать воспитатели, музыкальные руководители, педагоги — организаторы. Данное мероприятие предназначено для детей, как подготовительной, так и средней группы. Цель: Познакомить детей с историей возникновения праздника День космонавтики. Воспитывать чувство патриотизма, уважение и любовь к покорителям космоса. Задачи: 1. Формирование познавательного интереса к космической тематике. 2. Дать первоначальные сведения о нашем покорении космических просторов, о первом человеке полетевшем в космос — космонавте Ю. А. Гагарине. Воспитывать патриотические чувства и гордость за наших героев космоса. 3. Дать первоначальные сведения о планетах, луне, звездах. 4. Закрепить знания о геометрических фигурах. 5. Воспитывать любознательность и развивать творческие способности. Предварительная работа: В преддверии праздника воспитатель с детьми проводит беседы, читает рассказы по теме, рассматривают иллюстрации и фотографии, рассматривают слайды, организует выставку творческих работ посвященную Дню космонавтике. Слушают песни и музыку по теме.

Ход праздника:

Зал украшен фотографиями, плакатами на космическую тематику. Звучит торжественная музыка, дети заходят в зал и занимают места на стульчиках.

Слайд: Звездное небо.

Люди всегда смотрели завораживающе на небо и думали о том, как бы подняться в таинственную высь и узнать что же там. Много-много времени прошло с тех пор пока люди не научились конструировать летательные аппараты. Ребята, а как называется этот летательный аппарат на котором люди летают в космос. Дети:

Ракета. Слайд: Ракета на старте. Ведущий:

Ребята, а как вы думаете кто первым полетел в космос?

Дети: Ответы детей. Ведущий:

Обобщает ответы детей. Да, ребята, первыми полетели в них не люди, а животные. Слайд: С изображением собачек Белки и Стрелки

И были это собачки Белка и Стрелка, которые успешно полетели и обратно вернулись на землю.

Слайд: Фотография Ю. А. Гагарина Ведущий:

И только после длительных испытаний, полетов в космос и удачных возвращений, туда отправился человек. И был это наш с вами соотечественник-Юрий Алексеевич Гагарин. Ребенок: Космический корабль С названием » Восток» Поднялся с человеком И к звездам его унес.

А произошло это 12 апреля 1961 года. И теперь каждый год в этот день мы отмечаем -День космонавтики. Это праздник космонавтов и всех кто помогает им успешно летать в космос. Слайд: Конструкторы ракет. Музыка: Ведущий:

И теперь многие мальчишки и девчонки мечтают стать космонавтами и полететь к далеким-далеким звездным мирам. Ребята, давайте отправимся с вами в космическое путешествие на «ракете». Может встретим инопланетян, понаблюдаем за звездами. Дети: Да. Ведущий:

Ну, что ж! Поиграем в космонавтов! Собираемся в полет — К новым звездам путь зовет. Дети:

1. Космонавтом хочешь стать — Должен много — много знать. Любой космический маршрут Открыт для тех, кто любит труд. 2. Чтоб ракетой управлять Нужно смелым сильным стать, Слабых в космос не берут — Ведь полет не легкий труд. 3. Мы мечтаем о ракетах, О полете, о Луне. Но для этого учиться Много надо на земле. 4. Если зря не зазнаваться, Каждый день тренироваться Бегать, прыгать и метать, Космонавтом можно стать. 5. Я еще не мастер спорта И еще не бью рекордов, Но зарядкой каждый день Заниматься нам не лень. Музыка: Ведущий:

Слабым в космосе не место Встали дружно Раз, два, три Мышцы свои ты укрепи. Физкультминутка: Мы к плечам прижали руки, Начинаем их вращать. Прочь усталость лень и скука Будем мышцы разминать. А теперь покрутим шеей — Это мы легко сумеем. А теперь вокруг себя Поворот туда …, сюда.. А теперь мы приседаем И колени разминаем, Ноги до конца сгибать Раз, два, три, четыре, пять! Напоследок пошагаем Выше ноги поднимаем! (движения под музыку по тексту) Ведущий:

Ребята, предлагаю вам загадку: 1. Ни пера, ни крыла И быстрее орла Только выпустит хвост — Понесется до звезд 2. Чудо — птица, алый хвост Прилетела в стаю звезд. (ракета) (можно загадывать на выбор любую) Правильно, ребята, это ракета. А хотите узнать как летает ракета? Дети: Да. Ведущий:

Я вам покажу на примере летящего шарика. Слайд: Летящая ракета (с «хвостом») Опыт с надувным шариком. Воспитатель надувает шарик и зажимает отверстие пальцами, а потом разжимает пальцы и шарик резко вырывается вверх. Ведущий:

Наш шар летел как ракета — он двигался пока в нем был воздух. А в ракете не воздух, а топливо.(можно нескольким детям дать запустить шарики) Ведущий:

Мы с вами выяснили как летит ракета. Будем считать, что наш эксперимент прошел успешно, и наша ракета к полету готова. Осталось собрать багаж.

ИГРА:Собираемся в полет (игра на внимание). Ведущий:

На космическом корабле нет ничего лишнего и случайного. Поэтому мы возьмем только те вещи, которые нужны во время космического путешествия. Я буду показывать вам различные предметы, а вы должны хлопать в ладоши если этот предмет пригодиться в путешествии и топать ногами если он не нужен: кислородный баллон, подушка, аптечка, кастрюля, половник, звездная карта, шуба, валенки, фонарик, подзорная труба, подзорная труба, удочка, губная гармошка., дудочка. (Можно предложить детям самим выбрать из набора различных вещей то, что можно взять с собой в «полет» Молодцы! Все справились с этим заданием. Теперь наш экипаж к полету готов. Проверим все ли системы космического корабля готовы к полету Упражнение «Ракета» —Пристегнули ремни —чик-чик —Проверим топливо — произносят ш. ш. ш. — открываем и закрываем люки— делают glissando на звук А —Проверяем радио —произносят короткие и длинные звуки У. —Включаем мотор —произносят звук Р и вращают кулачками Музыка: Упражнение на координацию речи движения «Полет». — 5, 4, 3, 2, 1 —Поднимают руки рывками через стороны — Вот мы в космос летим — Соединяют руки в замок — Мы взлетаем высоко — Бегут по кругу — Мчит ракета быстро К звездочкам лучистым — Вокруг звезд мы облетели — Кружатся — Выйти к звездам захотели — Одевают скафандры Скафандры все надели В невесомости плывем Рядом с нашим кораблем —Ходят, делая плавные движения руками. Танец: «Выход в открытый космос» (Плавно выходят, как в невесомости, становятся в кружок) После танца —Снова дальше летим —Садятся на свои места —В иллюминаторы глядим —Руками изображают иллюминатор смотрят в него. Слайд: с изображением неизвестной планеты Ведущий:

Мы приближаемся к удивительной разноцветной планете. Посмотрите, какая она. Но на ней нет ничего живого. Внимание! Находиться на ней человеку опасно. Слайд: с изображением планет нашей солнечной системы.

Космонавты и ученые выяснили, что на планетах, которые вертятся вокруг нашего Солнца, жизни на них нет: на одних слишком холодно, на других слишком жарко. Никто не живет на этих планетах. Ребята, а какие вы знаете планеты?

Ответы детей: Слайд: нашей планеты Земля вид из космоса Ребенок:

Только наша планета Земля Во все пригодна для жилья Ведь Земля — планета сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелетных Береги свою планету — Ведь другой похожей, нету!

Но может быть, где-то далеко-далеко, в другой космической галактике, на далеких планетах есть живые существа. Ребята, а как мы называем жителей других планет?

Ответы детей: Ведущий:

Тех, кто живет на других планетах мы называем — инопланетяне. Вот и сейчас инопланетяне нуждаются в нашей помощи: нужно помочь им найти свои космические корабли. Дидактическая игра «Рассади инопланетян по своим космическим кораблям». Ведущий:

(раздает детям листочки и карандаши.) Ребята, посмотрите все внимательно на листочек, который я вам раздала, и ответьте мне на такой вопрос «Кто на какой ракете летает? » (На листочках бумаги нарисованы инопланетяне из геометрических фигур и ракеты в форме этих же геометрических фигур. Нужно соединить линией изображения ракеты с инопланетянином, состоящих из одинаковых геометрических фигур). Слайд: Ночное небо: звезды и луна. Музыка: Ведущий:

Когда ночью мы смотрим на небо, что мы видим? (Обращает внимание детей на слайд)

Звезды и луну. Ведущий:

Правильно. А сейчас нам ребята расскажут, что они знают про луну и про звезды.

1. Луна - это спутник нашей планеты Земля. Только Солнце спать ложится Луне на месте не сидится, Ночью по небу гуляет, Тускло Землю освещает. 2. Над Землею ночью поздней Только руку протяни Ты ухватишься за звезды Рядом кажутся они. 3. Над Землею ночью поздней Если бросишь в небо взгляд, Ты увидишь, словно гроздья Там созвездия висят. Дидактическая игра «Дай название созвездиям» Ведущий:

Ребята, астрономы -ученые, которые наблюдают и изучают звезды. Они обнаружили на небе новые созвездия и просят нас помочь придумать им названия. Ребята, давайте сделаем с вами из рук телескоп (дети складывают руки трубочкой и приставляют одна к другой, таким образом получается «телескоп») .теперь, посмотрите внимательно на созвездия (показывает детям листы с изображением звезд, собранных в какую-то фигуру) .Как можно назвать эту фигуру: колокольчик, домик, человечек, бантик, зонтик, капелька, самолетик, цветок, бабочка, мяч и др. Молодцы, мы все справились с этим заданием.

Воспитательное мероприятие, посвященное Дню космонавтики, на тему

«Мы и космос: первые шаги во Вселенную»

Данное внеклассное мероприятие посвящено Дню космонавтики. Ориентировано на учащихся 5 – 6 классов. Целью мероприятия является создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство. Формой проведения выбрана интеллектуальная игра. Игровая форма проведения учитывает возрастные особенности детей, способствует формированию активной позиции, умений учащихся работать в команде.

В интеллектуальной игре принимают участие две команды по 6 человек в каждой, которые совершают путешествие по 9 станциям. На каждой станции команды выполняют определенные задания из разных областей знаний. На игровое поле по результатам выполнения заданий вывешивается логотип той или иной команды. Побеждает команда, закрывшая своим логотипом наибольшее количество игровых полей.

Материал, представленный в красочной форме, стимулирует расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса, познавательную активность. Данное внеклассное мероприятие воспитывает такие моральные качества как гордость за страну, патриотизм.

Использование презентации необходимо для визуализации материала, большего проникновения в тему, способствует повышению интереса и внимания учащихся.

Целевая аудитория : 5 – 6 класс

Форма проведения : интеллектуальная игра

Цель мероприятия:

создание условий для формирования активной жизненной позиции учащихся посредством воздействия на их информационное пространство.

Задачи:

    стимулировать расширение и углубление знаний учащихся в области покорения космоса;

    развивать интерес к космонавтике как науке, эрудицию, интеллект, умение логически рассуждать;

    научить ценить, беречь и развивать наследие прошлого, заботливо относиться к своей истории;

    воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою страну;

    формировать качества активного гражданина.

Планируемые результаты:

    личностные

    развивать самостоятельность в поиске решения различных задач;

    воспитывать уважительное отношение к работе – как своей, так и других людей.

    познавательные УУД

    иметь первоначальные знания о строение космоса;

    уз нать о освоении космоса;

    делать выводы, быстро давать ответ на вопрос.

    регулятивные УУД

    определять цель действий, проговаривать план, предлагать версии;

    работать по предложенному плану;

    учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

    коммуникативные УУД

    высказывать свои мысли (предложения, дополнения), вступать в беседу;

    слушать и понимать других, в том числе развивать свою внимательность;

    договариваться о правилах выполнения коллективной работы; учиться выполнять свою роль в группе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, доска, раздаточный материал.

Аудиозаписи песен: «Знаете, каким он парнем был», «Трава у дома», мелодия А.Рыбникова из к/ф «Звездный мальчик», мелодия из к/ф «Гостья из будущего»

Межпредметные связи:

история, литература, русский язык, астрономия, математика, музыка, физика.

Темы для подготовки:

1) планеты Солнечной системы

2) созвездия

3) первые шаги человечества в космос

4) песни «Трава у дома», «Знаете, каким он парнем был»

6) Биография Юрия Гагарина

7) Наши космонавты http://persones.ru/person-18457.html

Ход мероприятия

    Организационный момент. Мотивация. Сообщение темы, цели мероприятия

Звучит музыкальный фон (слайд 2)

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это празник победы человеческого разума, преодолевшего земное притяжение. Для нас стало обыденным, что стартуют с Земли космические корабли. В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами на космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать «что тут особенного»?

Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. 12 апреля 1961 года началась новая эра – эра освоения космоса: впервые в мире на космическом корабле «Восток» совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

В день весенний, день апрельский,

Много лет тому назад,

Мчалась в космосе ракета

Завораживая взгляд.

Новость слышала планета:

«Русский парень полетел!»,

И героем-космонавтом

Каждый мальчик стать хотел.

Только первым быть непросто -

Очень сложно первым стать.

Надо вырасти достойным,

Всё уметь и много знать.

Но когда-нибудь ты тоже

Можешь к звёздам полететь.

Ты, дружок, всего добьешься,

Надо только захотеть.

Сегодня в преддверии Дня космонавтики мы с вами проводим интеллектуально-познавательную игру «Мы и космос: шаг во Вселенную». Сейчас вы станете свидетелями работы Центра подготовки космонавтов. И пусть сегодня мы с вами просто играем, но ведь, возможно, наши сегодняшние «космонавты» через несколько лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.

Встречаем экипажи космических кораблей.

Экипажам доложить о готовности.

Докладывают:

Экипаж корабля « Союз

Экипаж корабля « Восток » к космическому рейсу готов. Командир экипажа…

Ребята, сегодня очень многое будет зависеть от вашей предварительной подготовки, организованности, внимания, быстроты реакции к командам. Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним.

На протяжении всего полета за работой наших космонавтов будет наблюдать и оценивать их успехи Центр управления полетами

(представление жюри).

    Объяснение правил игры

Экипажи кораблей уже прошли обучение в Центре подготовки космонавтов, и сегодня у них выпускные экзамены. Экипажи проходят последнюю проверку на Земле.

Программа проверки готовности экипажей состоит из 9 модулей. Каждый модуль сосответствует той или иной области знаний, которые могут пригодиться в полете. На игровое поле по результатам выполнения заданий вывешивается логотип того или иного корабля. Побеждает экипаж, закрывший своим логотипом наибольшее количество клеток игрового поля.

По результатам проверки будет сделан вывод о том, какой корабль первым отправиться покорять просторы Вселенной.

Итак, начинаем выпускной экзамен!

    Модуль «Космолингвистика»

Экипажам в далеком космосе могут встретиться другие цивилизации, и они должны уметь находить с ними общий язык. А для этого надо иметь хорошие лингвистические способности.

З адание : за 3 минуты (пока играет музыка) экипажи должны составить как можно больше новых слов из слова «космонавтика», предоставить свои отчеты в Центр управления полетами. Выигрывает экипаж, составивший больше слов.

Зрители тоже могут сдать экзамен по космолингвистике.

(Звучит фоновая музыка «Гостья из будущего», пока дети работают)

(жюри оглашает результаты первого конкурса)

    Модуль «История космонавтики»

Чтобы космонавтом стать, надо много – много знать. Без знания истории возникновения космонавтики невозможно двигаться дальше. Проверим, насколько хорошо наши будущие космонавты знают, как все начиналось.

Задание: за 3 минуты (пока играет мызыка) ответить на 10 вопросов из истории космонавтики, выбрав один правильный ответ из четырех возможных. Побеждает космический экипаж, набравший наибольшее количество правильных ответов.

(звучит фоновая музыка А.Рыбаков «Звездный мальчик»)

А пока экипажи будут работать, экзамен для зрителей. Вам предстоит преодолеть космическое пространство под названием «Загадки». Готовы?

«Космические загадки»

    Осколок от планеты
    Средь звезд несется где-то.
    Он много лет летит-летит,
    Космический … (Метеорит )

    НЛОлетит к соседу
    Из созвездья Андромеды,
    В нем от скуки волком воет
    Злой зеленый …(гуманоид )

    Свет быстрее всех летает,
    Километры не считает.
    Дарит Солнце жизнь планетам,
    Нам – тепло, хвосты – … (кометам )

    Специальный космический есть аппарат,
    Сигналы на Землю он шлет всем подряд.
    Как одинокий таинственный путник,
    Летит по орбите искусственный … (спутник )

    Освещает ночью путь,
    Звездам не дает заснуть.
    Пусть все спят, ей не до сна,
    В небе светит нам … (Луна )

    Всё комета облетела,
    Всё на небе осмотрела.
    Видит, в космосе нора -
    Это … (черная дыра )

    Он космос покоряет,
    Ракетой управляет,
    Отважный, смелый астронавт
    Зовется просто… (космонавт)

    Чтобы глаз вооружить
    И со звездами дружить,
    Млечный путь увидеть чтоб
    Нужен мощный … (телескоп)

    Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (космос)

    В черных дырахтемнота
    Чем-то черным занята.
    Там окончил свой полет
    Межпланетный … (звездолет)

    Телескопом сотни лет
    Изучают жизнь планет.
    Нам расскажет обо всем
    Умный дядя … (астроном)

    До Луны не может птица
    Долететь и прилуниться,
    Но зато умеет это
    Делать быстрая …...(ракета)

    Самый первый в космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень,

Наш космонавт ...(Гагарин)

    Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется... (Земля)

    Звездолет - стальная птица,
    Он быстрее света мчится.
    Познает на практике
    Звездные … (галактики)

Давайте проверим, насколько хорошо экипажи справились с заданием.

а) наука об астрах

б) наука о звездных законах

в) наука о кораблевождении

г) наука, изучающая Солнце

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

б) Мир

в) Восток

б) Восток

в) Апполон

б) Восток

в) Апполон

г) Буран

10) Когда и кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты второго конкурса)

    Модуль «Планеты Солнечной системы»

Константин Эдуардович Циолковский писал: «Земля есть колыбель разума, но нельзя вечно жить в колыбели». Вы не задумывались, как возникла Земля? По одной из гипотез Земля и другие планеты произошли в результате катастрофы, когда с Солнцем столкнулась комета. Из раскаленного вещества Солнца отделились спутники, которые, постепенно остывая, стали планетами.

Сколько планет в нашей Солнечной системе? (8)

До 2006 года считалось, что 9, но 24 августа 2006 года Международный астрономический союз вывел одну планету из общего состава и объявил ее карликовой планетой.

Настоящий космонавт должен знать все планеты своей Солнечной системы и уметь узнавать их по малейшим признакам.

Задание : каждому экипажу будет предложено 2 вопроса. Каждый вопрос состоит из 4 высказываний о некоторой планете. Если вы узнаёте планету с первого высказывания, вам начисляется 4 балла, если со второго - 3 и т.д. Экипажи отвечают по очереди.

Меркурий

4б) Атмосфера на планете практически отсутствует. Дневная температура достигает почти 500°, а ночью поверхность охлаждается до -180°.

3б) Фотографии планеты получены в 1974 году американской межпланетной станцией «Маринер-10»

2б) Темные области планеты названы пустынями, им даны имена героев древней мифологии, связанных с мифами о Гермесе (его имя по римской мифологии и есть название планеты)

1б) Наименьшая из планет земной группы, самая близкая к Солнцу планета.

Марс

4б) На планете находится самая высокая гора в Солнечной система – гора Олимп высотою 27 км

3б) Атмосфера на планете присутствует, но сильно разрежена; в ней часто возникают ветры и даже ураганы.

2б) Американские станции «Викинг - 1» и «Викинг - 2» взяли пробы грунта плантеы; исследования показали, что жизнь на планете отсутствует.

1б) С Земли планета видна звездой красноватого цвета, названа в честь бога войны по римской мифологии.

Сатурн

4б) Планета очень быстро вращается вокруг своей оси с периодом 10часов 15 минут.

3б) Газовая планета – гигант, не имеет твердой поверхности; за счет горячего ядра поддерживает на поверхности температуру -170°

2б) Вокруг планеты движутся 15 спутников, самый крупный из которых Титан – чуть меньше Меркурия.

1б) Вокруг планеты вращается 7 колец из множества отдельных частиц от нескольких сантиметров до 1 – 2 метров в диаметре

Венера

4б) Атмосфера планеты состоит в основном из углекислого газа; поверхность и нижние слои атмосферы постоянно нагреты до температуры 480°.

3б) По размерам и массе планета сходна с Землей, но вращается вокруг своей оси не против часовой стрелки (как Земля и другие планеты), а по часовой стрелке

2б) Ее можно увидеть невооруженным глазом даже при дневном свете.

1б) Вторая планета Солнечной системы, названа в честь древнеримской богини любви

Считалочка для болельщиков

Есть детская считалочка, которая помогает выучить планеты по мере удаления их от Солнца. Хотите выучить планеты Солнечной системы?

Землянику

Половину.

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты третьего конкурса)

    Модуль «Звездный атлас»

Настоящие космонавты хорошо знают звездное небо. Очень давно наблюдатели неба объединили наиболее яркие и заметные группы звезд в созвездия и дали им различные наименования. Например, в средних широтах всегда доступны наблюдению Большая и Малая Медведицы, Кассиопея и Дракон. В 1922 году на Международном астрономическом съезде навели порядок в небесном хозяйстве, уточнили границы и названия созвездий. На сегодня их 88.

Задание: найти за 3 минуты (пока играет музыка) как можно больше названий созведий, спрятанных в таблице. Слова могут ломаться, но не могут пересекаться.

Зрители тоже принимают участие в поиске созвездий.

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты четвертого конкурса)

    Модуль «Музыка и космос»

Космонавты проводят в космосе длительное время, и должны уметь отдыхать, что мы сейчас и проверим.

Задание: из предложенных строчек сложить песню о космосе и исполнить ее всем экипажем.

Песня «Т рава у дома »

Земля в иллюминаторе,

Земля в иллюминаторе,

Земля в иллюминаторе видна,

Как сын грустит о матери,

Как сын грустит о матери,

Грустим мы о Земле, она одна.

А звёзды тем не менее,

А звёзды тем не менее

Чуть ближе, но всё так же холодны,

И как в часы затмения,

И как в часы затмения

Ждём света и земные видим сны.

И снится нам не рокот космодрома,

Не эта ледяная синева,

А снится нам трава, трава у дома

Зелёная, зелёная трава.

Песня «Знаете, каким он парнем был»

Знаете, каким он парнем был,

Тот, кто тропку звёздную открыл.

Пламень был и гром, замер космодром,

И сказал негромко он.

Он сказал - поехали, он взмахнул рукой,

Пронёсся над Землёй.

Словно вдоль по Питерской, Питерской

Пронёсся над Землёй.

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты пятого конкурса)

    Модуль «Он сказал «Поехали!»

(Запись ТАСС о полете человека в космос)

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имен одни из самых ярких - имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева и имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина.

Юрий Алексеевич Гагарин впервые поднялся в космос на корабле «Восток-1». Его позывные – «Я – Кедр» – узнала вся Земля. Хоть и совершил он лишь один виток вокруг Земли и пробыл в космосе всего 108 минут, но это было начало - начало выходов человека в открытый космос, начало эры международных космических станций, начало полетов на Луну, к Марсу и Венере.

Задание: А теперь задание для экипажей. Мы проверим, как хорошо вы изучили биографию Юрия Гагарина? Кто даст больше ответов?

Вопросы викторины

    (Клушино Гжатского района Смоленской области )

    На каком самолете совершил свой первый полет Ю. А. Гагарин? (Як-18)

    На каком корабле совершил свой полет в космос Ю. А. Гагарин? («Восток-1»)

    Какое учебное заведение окончил Гагарин, чтобы стать летчиком? кончил с отличием Военно-воздушную инженерную академию имени Н. Е. Жуковского )

    (Формовщик-литейщик)

    В каком воинском звании находился Гагарин во время первого полета в космос? (старший лейтенант)

    (В звании майора )

    Сколько длился полет Гагарина? (108 минут)

    («Кедр»)

    Летая на истребителях и других самолетах, Гагарин частенько брал с собой в полет подушку. С какой целью? (Ю. А. Гагарин подкладывал подушку на сиденье, чтобы в самолетах видеть взлетно-посадочную полосу, так как был невысокого роста)

    (Хоккей и з песни «Знаете, каким он парнем был! Как на лед он с клюшкой выходил…»)

    (На трубе, гармони, баяне)

    Исторический факт. На одном официальном приеме за рубежом Гагарин увидел такое количество столовых приборов, что сначала растерялся, а потом честно признался, что не умеет ими пользоваться. «Сама их путаю! – ответила высокая особа. – Давайте есть, как каждому из нас удобно!» С кем обедал Гагарин? II )

    (Ю. А. Гагарин звание капитана никогда не имел)

    Как назывался самолет, на котором разбился Ю. А. Гагарин? (Миг – 15 УТИ)

    (Огромную каменную ромашку)

    В каком году в целях увековечения памяти Ю.А. Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал город Гжатск Смоленской области в город Гагарин. (В 1968 году)

Слово предоставляется Центру управления полетами

(жюри оглашает результаты шестого конкурса)

    Модуль «Наши в космосе»

После старта Юрия Гагарина прошло много лет. За это время многое изменилось в космонавтике: и техника, и подготовка экипажей, и программа работы на орбите. Работают в космосе теперь подолгу. Корабли уходят в небо один за другим. Орбитальные станции кружат вокруг планеты. Первыми космонавтами были летчики. Потом работу в космосе продолжили конструкторы, врачи. Сейчас космос зовет тех, кто умеет управлять электронно-вычислительными машинами, плавить металл, проводить монтажные и разгрузочные работы.

Задание: экипажи должны сопоставить фотографии наших космонавтов, которые внесли свой вклад в освоение космоса, и их фамилии.

    Герман Титов

    Валентина Терешкова

    Владимир Комаров

    Алексей Леонов

    Сергей Крикалев

    Владимир Титов

    Модуль «Инопланетная энциклопедия»

Существует предположение, что мы не одни во Вселенной. При полете к другим мирам мы можем встретить представителей внеземных цивилизаций. Космонавты должны быть готовы ко всему, даже к встрече с инопланетными существами. Инопланетная энциклопедия – это подборка фильмов про внеземные цивилизации.

Задание: по заданному видеофрагменту определить, какой это фильм.

    Модуль «Глубокий космос»

Последнее испытание для наших экипажей – это госэкзамен на знание глубин космоса.

Задание: разгадать космический кроссворд

    Итог мероприятия

Программу предполетной подготовки наши космонавты выполнили полностью.

А теперь все внимание на центр управления полетами, который проделал ответственную и сложную работу.

(слово предоставляется жюри )

В достижениях сегодняшней космонавтики живет мысль первого Главного Конструктора космоса академика Сергея Павловича Королева. И именно к сегодняшнему дню относятся его слова: «То, что казалось несбыточным на протяжении веков, что вчера было лишь дерзновенной мечтой, сегодня – становится реальной задачей, а завтра - свершением».

Мечта (Борис Дворный)

Подоконник ладонями стиснув,
Я стою, запрокинув голову,
И летят позывные мыслей
К дальним звёздам – белые голуби.
Где-то там, в беспредельной темени,
За границами звёздной Арктики,
В недоступном пространстве и времени
Проплывают иные галактики.
Я уверен: в каком-то созвездии
Есть планеты, как наша, зелёные,
И живут там мои ровесники –
Космонавты, поэты, учёные.
И в такую же полночь лунную,
Запрокинув мечтательно голову,
Загрустила ровесница юная
На планете в созвездии Голубя.

Благодарю всех за участие! Надеюсь, вам понравилось наше мероприятие и что вы узнали много интересного и полезного

Центр управления полетами

Экипаж «Союз»

Экипаж «Восток»

Лингвистика и космос

(количество придуманных слов)

История космонавтики

(количество правильных ответов)

Планеты Солнечной системы

(количество баллов, набранных экипажами)

Звездный атлас

(количество найденных созвездий)

Музыка и космос

(наилучшее исполнение песни)

Он сказал «Поехали»

(количество правильных ответов)

Наши в космосе

(количество правильно угаданных фотографий)

Инопланетная энциклопедия

(количество правильно угаданных фильмов)

Глубокий космос

(число угаданных слов)

Победитель

«История космонавтики» Экипаж _______________________

Выберите один правильный ответ из четырех возможных.

    Что означает слово «астрономия»?

а) наука об астрах

б) наука о звездных законах

в) наука о кораблевождении

г) наука, изучающая Солнце

    Какого российского учёного называют основоположником современной космонавтики?

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

    Когда был запущен первый космический спутник Земли?

    Какого советского учёного называют «пионером» освоения космоса?

а) Леонов

б) Гагарин

в) Королев

г) Циолковский

    Назовите дату первого пилотируемого человеком космического полёта?

    Когда и кто из космонавтов первый раз ступил на Луну?

    Как называлась российская орбитальная космическая станция, которая была затоплена в 2001 году?

в) Восток

    Как назывался корабль который доставил первого человека в космос?

б) Восток

в) Апполон

    Как назывался первый советский многоразовый космический корабль?

б) Восток

в) Апполон

    Когда и кто из космонавтов первый вышел в открытый космос?

Ключ к тесту «История космонавтики»

Звездный атлас

  1. скорпион

    козерогэ

  2. близнецы

  3. геркулес

Космический проект

К

М

Е

Т

Е

О

Р

И

Т

С

И

Р

И

У

С

Е

Л

Т

У

Г

А

Г

А

Р

И

Н

Ф

М

А

О

Б

А

Й

К

О

Н

У

Р

Д

Е

С

К

О

Р

О

Л

Е

В

Экипаж: ________________

Задание: найти за 3 минуты как можно больше названий созвездий, спрятанных в таблице (слова могут ломаться, но не могут пересекаться)

Космический кроссворд

Экипаж: _________________

По горизонтали:

2. Кусок небесного тела, падающий на землю.

6. Первый космонавт Земли

9. Главный космодром начала космической эры

10. Генеральный конструктор космических кораблей

По вертикали:

1. «Хвостатое чудовище»

4. Одежда космонавтов

5. Естественный спутник Земли

7. Красная планета

8. Созвездие, ярчайшей зведой которого является Альтаир

Раздел «Наши в космосе»

Экипаж: ________________

Задание: сопоставить фотографии космонавтов с их фамилиями

Валентина Терешкова

Владимир Комаров

Владимир Титов

Алексей Леонов

Герман Титов

Сергей Крикалев

Викторина,

посвященная 50-летию первого полета человека в космос

2. В каком году в СССР появился праздник День космонавтики? (В 1962 году)

4. Ю. А. Гагарин родом из деревни. Какой? (Клушино)

5. На каком самолете совершил свой первый полет Ю. А. Гагарин? (Як-18)

6. На каком корабле совершил свой полет в космос Ю. А. Гагарин? («Восток-1»)

7. Претенденты на первый полет в космос не были лучшими летчиками. Юрий Гагарин, например, числился летчиком 3-го класса. Гораздо важнее были отличное здоровье, возраст (не старше 30 лет), психологическая устойчивость, а также вес (до 72 кг) и рост (не выше 170 см) – только невысокий и худощавый космонавт мог поместиться в кабину «Востока». Какой рост был у Гагарина. (Рост Ю. А. Гагарина был 165 см, а иногда приводится и другое значение – 157 см)

8. Из-за отказа датчика герметичности Юрию Гагарину пришлось 3 часа просидеть в тесной кабине космического корабля, ожидая старта. Что он делал, чтобы время тянулось не так мучительно? (Пел и насвистывал простые популярные песенки (например: «Ландыши, ландыши – светлого мая привет…»)

9. Назовите позывной первого космонавта. («Кедр»)

10. Судьба распорядилась так, что из-за сбоя работы аппаратуры Гагарин приземлился не в расчетной точке, а вблизи города, где впервые сел за штурвал самолета. Назовите город. (Энгельс (Саратовская область)

11. Кто были первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта. (Жена лесника Анна Акимовна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита)

12. В каком звании Юрий Гагарин совершил посадку 12 апреля 1961 года? (В звании майора. За время своего полета Юрий Гагарин сделал стремительную военную карьеру. Он взлетел старшим лейтенантом Военно-воздушных сил, в полете получил звание капитана, а приземлился майором . И все это за 108 минут!)

13. Сколько минут длился первый орбитальный облет Земли, совершенный Ю. А. Гагариным? (108 минут)

15. «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел…» Закончите эту историческую фразу первого космонавта. («Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее!»)

16. На одном официальном приеме за рубежом Гагарин увидел такое количество столовых приборов, что сначала растерялся, а потом честно признался, что не умеет ими пользоваться. «Сама их путаю! – ответила высокая особа. – Давайте есть, как каждому из нас удобно!» С кем обедал Гагарин? (С королевой Англии Елизаветой II )

17. Какое отношение к Юрию Алексеевичу Гагарину имеет первая женщина-воздухоплаватель Прасковья Юрьевна Гагарина (1762 – 1848)? (Никакое. Они однофамильцы)

18. Летая на истребителях и других самолетах, Гагарин частенько брал с собой в полет подушку. С какой целью? (Ю. А. Гагарин подкладывал подушку на сиденье, чтобы в самолетах видеть взлетно-посадочную полосу, так как был невысокого роста)

19. Назовите любимый вид спорта Юрия Гагарина, о котором упоминается в одной из песен Александры Пахмутовой, посвященной первому космонавту. (Хоккей (Из песни «Знаете, каким он парнем был! Как на лед он с клюшкой выходил…»)

20. Одну из памятных монет советского периода, где Юрий Гагарин изображен в форме капитана, можно назвать казусной. В чем же казус? (Ю. А. Гагарин звание капитана никогда не имел)

21. На каком музыкальном инструменте играл Гагарин? (На трубе, гармони, баяне)

22. Однажды космонавт на спор спрыгнул с балкона второго этажа, чтобы нарвать цветов с клумбы, но, ударившись о торчавший из земли рельс, получил серьезную травму головы. Этот случай мог бы на три года укоротить и без того короткую жизнь самого известного человека планеты. К счастью, тогда все обошлось. В каком году это произошло? (Летом 1965 года)

23. «Книги для меня как родные, как лучшие друзья» , - говорил Гагарин. Но одну, написанную тоже летчиком, выделял среди всех. Назовите ее. (Книга Антуана де Сент-Экзюпери «Планета людей»)

24. С инициативой восстановить этот московский храм, разрушенный большевиками, Юрий Гагарин выступил еще в 1964 году. И не где-нибудь, а на заседании пленума ЦК партии. Предложение было встречено бурными аплодисментами. О каком храме идет речь? (О храме Христа Спасителя)

25. Мало кто знает, что Юрий Гагарин помимо профессии летчика и космонавта имеет и гражданскую профессию. Назовите ее. (Формовщик-литейщик)

26. Юрий Алексеевич Гагарин погиб 27 марта 1968 года во Владимирской области. Около какого города и деревни это произошло? (Около города Киржача у деревни Новоселово)

28. В Звездном городке установлен, пожалуй, самый романтичный памятник Юрию Гагарину. Одна рука космонавта спрятана за спину. Что он в ней держит? (Огромную каменную ромашку)

29. В каком году в целях увековечения памяти Ю.А. Гагарина Президиум Верховного Совета РСФСР переименовал город Гжатск Смоленской области в город Гагарин. (В 1968 году)

    Герман Титов - Летчик-космонавт СССР, Герой Советского Союза генерал-лейтенант. Родился в 1935 году в селе Верхнее Жилино Алтайского Края. В августе 1961 года Герман Титов совершил второй в истории полет в космос продолжительностью 1 сутки 1 час,сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Является самым молодым из всех космонавтов, побывавших в космосе - 25 лет 11 месяцев.

    Валентина Терешкова - первая в мире женщина космонавт, Герой Советского Союза, генерал-майор. Родилась 6 марта 1937 года. Валентина Терешкова была зачислена в отряд космонавтов 12 марта 1962 года. 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6 Валентина Терешкова совершила первый в мире полет женщины-космонавта в космос.

    Владимир Комаров - советский летчик-космонавт, дважды Герой Советского Союза, инженер-полковник. Родился 16 марта 1927 года. Владимир Комаров является командиром первого в мире экипажа из трех человек. Полет Владимира Комарова продолжался 1 сутки 2 часа 47 минут 52 секунды. Владимир Комаров трагически погиб 24 апреля 1967 года при возвращении корабля «Союз-1» из космоса (скручивание строп парашюта привело к катастрофе корабля).

    Алексей Леонов - известный российский космонавт. Родился 30 мая 1934года. Алексей Леонов является первым человеком, который в марте 1965 года совершил выход в открытый космос. Продолжительность полёта 1 сутки 2 часа 2 минуты 17 секунд. В ходе этого полёта Леонов первый шагнул в открытый космос и находился там 12 минут 9 секунд.

    Сергей Крикалев - советский и российский космонавт, Герой Советского Союза, Герой России. Родился 27 августа 1958 года. В 2005 году Сергей Крикалев являлся рекордсменом среди космонавтов Земли по суммарному времени пребывания в космосе (803 дня за шесть стартов).

    Владимир Титов - советский и российский космонавт. Родился 1 января 1947года. Владимир Титов является Героем Советского Союза, награжден двумя Орденами Ленина. В 1988 году Франция удостоила Владимира Титова титулом Командир Легиона Славы, а в 1990 году (вместе с Мусой Манаровым) Владимир Титов были награждён медалью U. S. Harmon Prize, в знак признания их мирового рекорда по продолжительности полёта.

Кречнева Ирина Львовна

учитель начальных классах

МБОУ СОШ №47 г. Белгорода

Белгород 2015 г.

Сценарий праздника «День космонавтики» для учащихся 2 классах.

Цель: 1. Расширить представление детей о космосе и космонавтах.

2. Воспитывать чувство гордости за свою страну, прививать уважение

к истории России.

Предварительная подготовка. К этому мероприятию учитель может предложить учащимся для заучивания стихотворения.

Оборудование: компьютер + проектор.

Ход мероприятия

(Стихотворение читает ученик)

1. Куда девался снег?

Весенней стал водой,

Вот этот ручеёк-

Сугробом был недавно.

Снег – старый, а ручей –

Апрельский, молодой…

И потому весной

Так весело, так славно.

(1слайд)

Ведущий . 12 апреля 201 4 года исполяется 54 года со дня полета первого человека в космос. В один из таких весенних, солнечных дней произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. (2 слайд ) С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Этот день навсегда останется в истории и сердцах миллионов людей.

(ученик рассказывает заранее заученное стихотворение)

Живем мы на нашей планете

В такой удивительный век.

И первым из первых в ракете

Советский летит человек.

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летит он один во Вселенной

Чтоб снова вернуться к Земле.

(3 слайд)

Ведущий . Люди давно мечтали освоить космическое пространство и они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты. Ученые создали космические корабли, чтобы отправится в Космос. Но прежде чем отправился в космос Юрий Алексеевич Гагарин 3 ноября 1957 года в герметической кабине спутника летела над миром собака Лайка. (4 слайд)

За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? (Выслушать ответы детей). Вслед за Лайкой, последовали Белка и Стрелка (5 слайд). Потом полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.Благодаря старательным усилиям наших знаменитых ученых стал доступен на первый взгляд недосягаемый и необъятный космос!

А 12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут московского времени на космическом корабле «Восток» отправился в космос наш соотечественник Юрий Алексеевич Гагарин . 108 минут проведенные им в космосе открыли дорогу другим исследователям космического пространства. За короткий срок с момента первого полета в космос человек посетил Луну, исследовал почти все планеты Солнечной системы, но тот первый полет был самым тру дны м и опасным. Но увереность и оптимизм, стремление к покорению космоса преодолели все преграды.

(6 слайд)

(Двое учеников рассказывают заранее заученное стихотворение)

(1 ученик)

Спросил я у папы однажды:

"А кто такой Юрий Гагарин?

Наверное, он очень важный,

А я про него мало знаю..."

И папа тогда мне ответил:

(2 ученик)

"Я рад, что об этом меня ты спросил,

Он летчик отважный и смелый,

Прославил страну на весь мир.

Гагарин был первым на свете,

Кто в космос однажды полет совершил.

Мальчишкам на нашей планете

Мечту космонавтами стать подарил".

(1 ученик)

Теперь я горжусь тем, что знаю,

Кем же был Юрий Гагарин.

Спросите меня, отвечу вам гордо:

Он - космонавт, первым вышедший к звездам!

Ведущий . -Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, которому доверили полёт в космос? (трудолюбивый, выносливый, дисциплинированный, здоровый, не ленивый, добрый)

Ведущий. - Давайте посмотрим сценку про мальчика Сережу, который мечтал стать космонавтом

(Показ сценки «Хочу быть космонавтом»)

ХОЧУ БЫТЬ КОСМОНАВТОМ

За столом сидит папа (роль исполняет мальчик). Рядом стоит второй стул.

ВЕДУЩИЙ: Каждый мальчишка мечтает, конечно,

Что в космос когда-нибудь он полетит.

И мальчик Сережа не стал исключеньем,

Решил космонавтом, как вырастет, быть.

На середину зала выходит мальчик Сережа.

СЕРЕЖА: Вот космонавтам повезло,

Летают в космос каждый день,

Считают звезды, ходят по Луне...

Как хочется вот так же мне.

Я космонавтом стать хочу,

Вот вырасту и в космос полечу!

ВЕДУЩИЙ: Но для начала надо бы узнать,

Что нужно, чтобы космонавтом стать.

Сережа подходит к папе.

СЕРЕЖА: Спрошу у папы. Папа, подскажи,

Что нужно, чтобы космонавтом стать?

ПАПА: У космонавтов свой, особенный режим.

Зарядка каждый день, и вовремя они ложатся спать.

Ведь очень важно для здоровья

Режим особый этот соблюдать.

Пробежки, отжимания, приседанья,

Водой холодной обливанья.

Хотя бы с этого начни.

СЕРЕЖА: Ну, это пара пустяков.

Зарядку делать я и так готов.

И спать ложиться по часам.

Все это я и так умею сам.

ПАПА: Ну что ж, сынок, раз ты готов,

Давай сегодня и начнем.

ВЕДУЩИЙ: Весь день он с папой занимался,

И приседал, и отжимался,

Водой холодной обтирался,

И даже штангу поднимал.

Он прыгал, бегал и скакал.

И жутко к вечеру устал.

Папа и Сережа изображают пантомимой зарядку, бег, обтирания водой и т.д.

На последние слова ведущего Сережа садится устало на стул.

Папа: Ты что, сынок, такой угрюмый?

Стать космонавтом ты не передумал?

СЕРЕЖА: Теперь я понял – это труд нелегкий

Космические совершать полеты.

Я космонавтом стать не передумал,

Но я пока что не готов

Быть космонавтом очень нелегко!

Конечно, я не буду унывать,

В себе я силы буду развивать,

Зарядку делать по утрам

И вовремя ложиться спать.

ВЕДУЩИЙ: О космосе мечтают все мальчишки,

О космосе они читают книжки.

На небе звезды изучают,

Стать космонавтами мечтают.

Ведущий . - А кто дети из вас запомнил, сколько минут продолжался полёт Ю. Гагарина?(108 мин., менее 2 часов .). В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе.

После Юрия Гагарина много и других космонавтов побывали в космосе.

Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (Терешкова, Николаев, Леонов, Титов, Савицкая и др. ) Символом XX века стал космический корабль - легендарный «Восток», поднявший в космос первого в мире космонавта, гражданина СССР Юрия Гагарина.

(7 слайд)

А теперь ребята, я проверю ваши знания, что вы знаете о космосе.

Игра-викторина "Угадайка".

Самая большая и горячая звезда во вселенной

(Солнце)

Естественный спутник земли.

(Луна)

Человек, который летает в космос.

(Космонавт)

Как называется, летательный аппарат, в котором летят в космос?

(Космический корабль)

Как называется и животное, и созвездие?

(Медведица)

Почему на земле есть день и ночь?

(Планета вращается вокруг себя)

Кто был первым космонавтом, полетевшим в космос?

(Юрий Гагарин)

Как назывался космический корабль, на котором Гагарин совершил свой первый полет?

("Восток")

(День космонавтики )

Ведущий . – Молодцы ребята, ответили на все мои вопросы. А вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте внимательно!

Загадки

1. Чудо – птица, алый хвост,

Прилетала в стаю звезд. (Ракета)

2. Заворчу, зажурчу,

В небеса улечу. (Вертолет)

3. Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился … (Парашют)

4. У бабушки над избушкой

Висит небо краюшка

Собаки лают, достать не могут (Месяц)

5. Синенькая шуба

Покрыла весь мир (Небо)

6. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками

Дочкам не твердит она:

Спать ложитесь поздно!

Потому, что мать – Луна.А дочурки … (Звезды)

7. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (тарелка)

8. Летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга (ступа)

Ведущий . - Молодцы! Отгадали все - все мои загадки!

Ведущий . -А еще ребята приготовили вам стихотворения, которые они сейчас прочитают.

( Ученики читают стихи ).

Не забывать их имен

Всех космонавтов и учёных,

Которые законы нужные открыли

И нам дорогу в космос проложили (1 учен.)

Но кто построил первую ракету,

Вы знаете об этом?

Конструктор, академик Королёв.

К полёту первый спутник был готов

В минувшем веке, пятьдесят седьмом году. (2 учен.)

Через четыре года новый был успех –

Поднялся в космос первый человек

Гагарин Юрий выполнил полёт

Вокруг земли наш облетел пилот.

Благополучно завершил виток

Космический корабль «Восток»

Титов, Попович, Николаев и Быковский

После Гагарина слетели в космос. (3учен.)

Всё больше космонавтов новых

И Валентина Терешкова

Была средь первых космонавтов.

Конечно, каждый может захотеть

Из космоса на Землю посмотреть

Но хватит ли терпения и сил?

Лишь тот, кто храбро всё переносил,

Отправится в космический полёт. (4 учен.)

Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

Чтоб космонавтом стать,

Здоровьем крепким надо обладать

И образ жизни правильный вести,

И подготовку долгую пройти.

И только после многих испытаний

Ты космонавтом станешь. (5 учен.)

Ведущий. – Сегодня мы с вами показали сценку про космонавтов, читали стихи о космосе, а также угадывали загадки, а вот песенки не было. Дети, кто из вас знает песню о космонавтах? Какую? Давайте ее все вместе споем!

(Дети исполняют песню «ТРАВА У ДОМА») (8 слайд)

Ведущий. Молодцы ребята! А нам остается попрощаться и пожелать друг другу удачи, счастья, успехов и до встречи в межгалактическом пространстве.

Сценарий праздника «День космонавтики»

1. Куда девался снег?

Весенней стал водой,

Вот этот ручеёк-

Сугробом был недавно.

Снег – старый, а ручей –

Апрельский, молодой…

И потому весной

Так весело, так славно.

Вед. В один из таких весёлых славных дней 52 года тому назад произошло необыкновенное по тем временам событие: 12 апреля 1961 года на космическом корабле «Восток» первый в истории Земли полёт в космос совершил Юрий Алексеевич Гагарин. С тех пор каждый год 12 апреля наша страна отмечает день космонавтики. Это праздник лётчиков-космонавтов, учёных, инженеров, рабочих, которые придумывают и делают ракеты, космические корабли и спутники.

Живем мы на нашей планете

В такой удивительный век.

И первым из первых в ракете

Советский летит человек.

Не с целью разведки военной

На сверхскоростном корабле

Летит он один во Вселенной

Чтоб снова вернуться к Земле.

Вед. Люди давно мечтали освоить космическое пространство. Они долго думали над тем, чтобы построить космический корабль, чтобы полететь выше звезд. Люди мечтали узнать небо, а не просто поставить рекорды высоты.
В общую работу включились новые тысячи изобретательных умов и новые сотни тысяч умелых, талантливых рук… И вот создали космические корабли, и полетели в Космос. Но прежде чем полетел знаменитый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин (показ картины с изображением Юрия Гагарина)

3 ноября 1957 года в безжизненном, холодном, всегда черном пространстве космоса забилось живое сердце. В герметической кабине спутника жила, дышала, летела над миром собака Лайка.

За Лайкой полетели другие собаки. Может кто-нибудь из вас знает этих двух знаменитых собак? Вслед за Лайкой, дети, последовали Белка и Стрелка (показ фото Белки и Стрелки). Также полетели морские свинки, обезьяны, попугаи, мыши, кролики – все они честно послужили великой мечте.

Это кто вокруг планеты

В корабле своём летит?

Всем народам шлёт приветы,

С целым миром говорит.

Пообедав во вселенной

Бортовой ведёт дневник…

Это он, обыкновенный

Сельской школы ученик

Так кто же такой Юрий Алексеевич Гагарин? – первый космонавт планеты Земля? Где родился? Как рос, учился? Почему выбрал такую трудную и прекрасную профессию? Почему Родина доверила ему такое опасное и ответственное дело?

Юрий Алексеевич родился в Смоленской области, в городе Гжатске, теперь этот город назван именем героя – Гагарин.

В детстве Юра любил играть в мяч, в прятки, лазать по деревьям. Но беззаботное детство Юры внезапно кончилось: началась Великая Отечественная война.

После войны Юра пошёл в школу. Учиться было трудно: не хватало учебников, тетради шили из старых газет, в школе было очень холодно. Школу Юра окончил на одни пятёрки и пошёл учиться в техникум. Тут же он посещал аэроклуб, где учился водить самолёты и прыгать с парашютом.

Ребята, как вы думаете, каким должен быть человек, которому доверили полёт в космос? (трудолюбивый, выносливый, дисциплинированный, здоровый, не ленивый, добрый)

А кто знает, сколько минут продолжался полёт Ю. Гагарина?(108 мин., менее 2 часов.). В наше время космонавты проводят довольно длительное время в космосе

Обычным шумом улица полна

Идёт весна. Рабочий день в разгаре,

И из вселенной радиоволна

Приносит имя русское: ГАГАРИН!

Оно во все врывается края,

Во все сердца, как ласточка взлетает

И мать – Земля, дыханье затая,

Полёт героя – сына наблюдает!

И день обычный праздником цветёт,

Вся жизнь отныне – сказочный полёт,

Гигантский шаг космического века.

С победой люди! Поздравляю вас!

Свершилось! Пробил долгожданный час!

Рванулось к звёздам сердце человека!

После Юрия Гагарина много и других космонавтов побывали в космосе.

Кого из советских и российских космонавтов вы знаете? (Терешкова, Николаев, Леонов, Титов, Савицкая и др.)

Но также, ребята, мы должны с вами всегда помнить человека, который внёс большой вклад в развитие космоса – это Сергей Павлович Королёв, он занимался строением ракет и ракетных систем.

Очень важно

Не забывать имён их –

Всех космонавтов и учёных,

Которые законы нужные открыли

И нам дорогу в космос проложили

Но кто построил первую ракету,

Вы знаете об этом

Конструктор, академик Королёв.

К полёту первый спутник был готов

В минувшем веке, пятьдесят седьмом году.

Через четыре года новый был успех –

Поднялся в космос первый человек

Гагарин Юрий выполнил полёт

Вокруг земли наш облетел пилот.

Благополучно завершил виток

Космический корабль «Восток»

Титов, Попович, Николаев и Быковский

После Гагарина слетели в космос.

Всё больше космонавтов новых

И Валентина Терешкова

Была средь первых космонавтов.

Конечно, каждый может захотеть

Из космоса на Землю посмотреть

Но хватит ли терпения и сил?

Лишь тот, кто храбро всё переносил,

Отправится в космический полёт.

Вперёд, ребята, космос нас зовёт!

Сегодня мы с вами тоже совершим полёт – путешествие, но только воображаемый. В ходе игры мы выясним, кто же на самом деле у нас готов лететь в космос. А помогут вам ваша организованность, внимание, быстрота реакции. За каждую маленькую победу вы будете получать звезду, а в конце игры мы посчитаем их и определим победителя.

Врач. Здравствуйте, ребята! Я слышала, что вы в космос собираетесь лететь?

Вед. Да, доктор. Мы хотим с ребятами полететь в космос, посмотреть на звёзды, побывать на интересных планетах.

Врач .

Чтоб космонавтом стать,

Здоровьем крепким надо обладать

И образ жизни правильный вести,

И подготовку долгую пройти.

И только после многих испытаний

Ты космонавтом станешь.

Сейчас мы проверим, можно вас отправлять в космос или нет. Вам нужно будет пройти несколько испытаний.

Итак, 1 испытание 5 человек. Вам нужно за 1 минуту как можно дольше простоять на одной ноге.

2 испытание 5 человек. Нужно простоять 1 минуту, вытянув вперёд левую ногу и подняв вверх правую руку.

3 испытание 3 человека . Нужно повернуться вокруг себя несколько раз, затем пройти по разложенной прямо скакалке.

Вед . Ну что, доктор, можно нам с ребятами лететь в космос?

Врач . Можно! Я вижу, что вы, ребята, способные и здоровые. Удачи вам в пути!

Вед.

Не зевай по сторонам_

Ты сегодня космонавт.

Начинаем тренировку,

Чтобы сильным стать и ловким:

Встали, подтянулись,

Подпрыгнули и оглянулись,

И вновь подпрыгнули ещё,

И снова взгляд через плечо.

Теперь займите ваши кресла.

Надеюсь, всем хватило места?

Ребята давайте полетим с вами на Космолете. А как космонавт летает? (Ж-ж-ж-ж). Летим, Летим!

Прилетели! Заглушили все свои моторы!

Вот мы с вами попали на первую планету. На этой планете, до нас, еще никто не был. Ни одного раза, не ступала нога человека. Давайте придумаем ей название. (Дети придумывают название планете). Здесь живут Марсиане. И сейчас мы поиграем в игру «Я-планетоход»

Все участники встают в круг (15 чел.) Один в центре. Руками он изображает антенну, ходит по кругу и с самым серьёзным видом произносит: «Я- планетоход-1, стараясь рассмешить остальных. Тот, кто засмеётся, присоединяется к первому, встаёт за ним и говорит: «Я- планетоход-2», следующий «Я-планетоход-3» и т.д.

Планета «Альфацентавра».

Это планета, ребята, «Альфацентавра». Кого мы видим? Посмотрите, ребята, нас встречает инопланетянин, его зовут Вертунчик.

Вертунчик: Я очень рад, что вы прилетели. Вы любите отгадывать загадки? (Да). Тогда слушайте.

Загадки

1. Чудо – птица, алый хвост,

Прилетала в стаю звезд. (Ракета)

2. Заворчу, зажурчу,

В небеса улечу. (Вертолет)

3. Тучек нет на горизонте,

Но раскрылся в небе зонтик,

Через несколько минут

Опустился … (Парашют)

4. У бабушки над избушкой

Висит небо краюшка

Собаки лают, достать не могут (Месяц)

5. Синенькая шуба

Покрыла весь мир (Небо)

6. Ясными ночками

Гуляет мама с дочками

Дочкам не твердит она:

Спать ложитесь поздно!

Потому, что мать – Луна.А дочурки … (Звезды)

7. Летательный аппарат, на котором летают инопланетяне. (тарелка)

8. Летательный аппарат, на котором летала Баба-Яга (ступа)

Вертунчик: Молодцы! Отгадали все - все мои загадки!

Следующая планета на нашем пути – Планета Заставная. Чтобы продолжить путешествие, нам нужно выполнить следующее задание: перечислите все известные вам планеты.

Планета «Звездалия».

Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.

Эта планета, ребята, «Звездалия». На этой планете очень много звезд и звезды на это планете так и падают. (Из рук руководителя праздника падают разноцветные звездочки, сделанные из бумаги).

Игра «Кто быстрее соберет звезды»

Мне нужны 5 человек. (выходят 5 человек). Вот видите сколько звезд. Давайте соберем подарки. Я считаю до 5-ти, а вы собирайте эти звезды (на полу рассыпаны звезды). Итак, готовы? Начали! 1-2-3-4-5. Стоп! Считаем сколько звезд вы насобирали. (Руководитель подходит к каждому ребенку и у каждого пересчитывает собранные звезды). Победителя (тот, у кого больше оказалось звезд) я награждаю почетной звездой. (Дается большая красная звезда, нарисованная на бумаге). А кто проиграл, не расстраивайтесь, потому, что вам остаются те звезды, которые вы насобирали. (Дети рассаживаются на свои места).

Планета «Луна».

Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.

На этот раз, ребята, мы попали на Луну. Луна, ребята, - это спутник Земли. (Показ атласа с изображением Луны). Раз мы прилетели на Луну, то мы все – Лунатики.

Эстафета «Воздушный шарик»

Из зала выбирается 12 человек. В каждой команде 6 человек, которые стают в колонны. Двум ведущим игрокам каждой команды дается воздушный шарик. Игроки обеих команд поднимают руки вверх. По команде руководителя участники игры передают воздушный шарик по рукам назад колонны. Выигрывает та команда, которая быстрее справится с заданным заданием. Победителям вручается почетная звезда.

Планета Земля.

Полетели! (Ж-ж-ж-ж). Летим, летим! Прилетели.

Вот мы и попали с вами на последнюю планету. Планету Земля. Прилетели домой

Ребята, что вы знаете о планете Земля?

Ребята, а какая цветом наша планета? Почему?

А какая по форме?

Здесь живет множество разных людей, животных, птиц, насекомых.

А теперь давайте поиграем с вами в одну игру.

Игра «Летит»

Если я называю слово, что летает - вы подымаете руки. Что не летает – руки вы не подымаете. Но будьте очень внимательны, так как я вас буду путать.

Самолет летает? … Летает.

Стол летает? … Не летает.

Козел летает? … Не летает.

Орел летает? … Летает.

Пулемет летает? … Не летает.

Вертолет летает? … Летает.

Ласточка летает? … Летает.

Бегемот летает? … Не летает.

Воробей летает? … Летает.

Цыпленок летает? … Не летает.

и т.д.

Молодцы! Вы знаете, что летает, а что не летает.

Вот и закончилось наше путешествие по неизведанным планетам. И снова мы оказались в нашем зале. На этом наш праздник подошел концу, благодарю всех за участие.


Начиная планирование мероприятия и сценария Дня космонавтики, главное внимание следует уделить разнообразию его элементов - детям должно быть интересно. Этот праздник проводится с учетом особенностей каждой возрастной категории школьников.

Младшие классы

Маленьких детей не следует перегружать информацией об освоении космического пространства. Мероприятия должны содержать больше подвижных и логических игр. Можно предложить детям создать своими руками оформление для праздника: игрушки, рисунки, поделки, посвященные Дню космонавтики.

Ученикам 1-4 классов информацию следует подавать в игровой форме. Только в этом случае праздник запомнится им надолго и вызовет много положительных эмоций.

Можно выбрать несколько детей из класса и распределить для них роли, дать выучить небольшие стихи. Это поможет вовлечь малышей в ход мероприятия, увеличить степень их участия в проведении праздника.

Старшая школа

Школьникам постарше будет интереснее воспринимать информацию при помощи медиа-презентаций, слайд-шоу. Конкурсы также должны присутствовать в сценарии, описывающем День космонавтики. Классный час будет активным и интересным.

Старшеклассникам предпочтительнее преподносить более серьезную, углубленную информацию по теме мероприятия. Можно уделить внимание биографиям легендарных космонавтов, основным событиям на пути освоения космоса и т. д.

Старшеклассники также должны принимать активное участие в проведении мероприятий ко Дню космонавтики. Это может быть такая форма работы, как распределение ролей между детьми, подготовка информации на заданную тему. Главное, чтобы было оригинально и динамично. Не стоит слишком затягивать проведение мероприятия.

Мотивация детей

Планируя День космонавтики, сценарий следует начать со вступления и мотивации проведения этого мероприятия. Это можно сделать самостоятельно или при участии детей-ведущих.

Обязательно нужно уделить внимание вопросу, почему именно 12 апреля отмечается всенародный праздник. Следует рассказать о подвиге Юрия Гагарина, открывшего путь человечеству к звездам, донести информацию детям в доступной для их возраста форме.

Можно рассказать о событиях, которые предшествовали первому полету в космос, после чего люди стали праздновать День космонавтики. Год 1957 положил начало эре освоения человечеством пространства за пределами нашей планеты.

Конкурсы и игры ко Дню космонавтики для младших школьников

Существует множество конкурсов, которые проводятся в этот день. Маленьким детям будет очень весело, представив себя космонавтами суперсовременного межпланетного корабля, узнать быт астронавтов. Для этого рекомендуется провести конкурс "Завтрак космонавта". На нитке привязывают несколько яблок и предлагают детям съесть фрукты, не касаясь их руками. Почти как в условиях невесомости. Выигрывает тот, кто съест свой "завтрак" быстрее всех.

Конкурс "Настоящий космонавт" позволит принять участие в игре всем желающим. Для его проведения на пол кладется веревка или лента. Каждый конкурсант перед началом своего маршрута 5 раз оборачивается вокруг себя (представляя преодоление перегрузок при выходе на орбиту), а после пытается пройти по прямой, не сходя с пути.

Очень хорошо, если перед проведением праздника была продумана система наград и поощрений для участников.

Тематические творческие работы

Конкурс "Космические художники" также внесет разнообразие в школьный День космонавтики. Поделки, выполненные детьми, должны рассказывать о кометах, астронавтах, звездолетах. Это будет способствовать развитию творчества и принесет много позитива классному часу, посвященному Дню космонавтики.

Также можно предложить построить ракету, на которой дети все вместе отправятся в воображаемый полет к звездам. Перед проведением мероприятия будет интересно предложить детям подготовить музыкальный номер на космическую тему. Такое выступление станет ярким воспоминанием как для участников, так и для зрителей.

Тематические приемы в старшей школе

Составляя сценарий Дня космонавтики для более взрослых учеников, можно уделить внимание таким формам активного участия детей в мероприятии, как викторины, слайд-шоу и заранее подготовленные выступления.

Проводя День космонавтики в школе, можно предложить детям разделиться на 2 группы, выбрать для них названия и принять участие в игре "Привет из космоса". Ученики должны написать послание астронавтов из глубин Вселенной, используя слова на букву "П". Письмо должно быть познавательным и оригинальным. Чье сообщение будет длиннее, та команда и победила.

Понравится всем присутствующим заранее подготовленное музыкальное выступление одного или нескольких участников. Номер репетируется детьми заранее, можно сделать соответствующие костюмы.

Игры для старших школьников ко Дню космонавтики

Еще один интересный конкурс называется "Метеоритный дождь". Космические корабли попали под атаку астероидов. Каждый участник команды должен проявить собранность и взаимопомощь, чтобы избежать столкновения с разрушительными объектами.
Нужно давать правильный ответ "да" или "нет" на поставленный вопрос, чтобы уберечь экипаж корабля от аварии.

Ведущий задает вопросы на космическую тематику. Например:

  • Ю. А. Гагарин облетел вокруг Земли за 1 час 48 минут? (Да)
  • Солнце меньше Земли? (Нет)

Каждый "меткий" ответ добавляет команде 1 балл и помогает ее космическому кораблю избежать столкновения с метеоритом.

Допускается использование более активных конкурсов. Проводя День космонавтики, мероприятия такого типа следует ставить рядом с пассивными формами работы.

Внесет большое оживление в проведение классного часа игра "Ракета". Для этого двум парам предлагается принять участие в построении межпланетного корабля. Желательно если это будет тандем "мальчик и девочка". Ученик поднимает руки и складывает ладони вместе, изображая ракету. Ученица начинает обматывать его бумажным полотенцем, не закрывая лица (оставляя иллюминатор для астронавта). Та пара, которая быстрее справится с заданием, получает награду и звание Главного конструктора.

Материал для проведения мероприятия

День космонавтики в школе должен быть соответствующе оформлен, поэтому необходимо подготовить теоретический материал.

Следует принести портрет Ю. А. Гагарина, материалы для конкурсов, подобрать соответствующее музыкальное сопровождение и слайды. Можно тематически оформить помещение, например звездами, плакатами с рисунками, подготовленными учениками и т. д.

Если планируется выкладка теории, можно с помощью проектора или специальных слайдов представить наглядный материал. Интересные факты о космической промышленности, пространстве Вселенной и другую информацию также будет интересно послушать детям.

Примером для подрастающего поколения станут биографии легендарных космонавтов Ю. А. Гагарина, Г. С. Титова, В. В. Терешковой. Они достигли своей цели благодаря силе характера, упорству, преданности Родине.

Грамотно спланированный День космонавтики в школе станет настоящим событием для всех участников. Такое мероприятие запомнится надолго. Учитывая возрастные особенности детей, проведение Дня космонавтики каждый год будет развивать в школьниках командный дух, чувство уважения, патриотизм, а также творческое мышление, фантазию, умение высказывать свои мысли. Праздник принесет массу ярких впечатлений и позитивных эмоций.