Виртуальные книжные выставки в детских библиотеках. Виртуальные библиотечные выставки


Вам не слышатся стенания книг, запыленных и забытых на книжных полках библиотек? Никому не нужные, позабытые, отвергнутые. Жмутся они сиротливо друг к дружке в тщетной надежде, что кто-то когда-нибудь протянет к ним руку, возьмет с полки и снова начнет читать, тем самым не давая книгам окончательно исчезнуть среди себе подобных, обреченных на небытие. Постепенно эти книги приобретают статус «забытые». Большинство из них редко читают, они давно не переиздавались, но забыты совершенно незаслуженно…


В фонде библиотеки ГУО «Минский областной институт развития образования» тоже есть такие незаслуженно забытые книги. Предлагаем вспомнить некоторые из них, обратившись к виртуальной книжной выставке «Вспомнить нельзя забыть». Выставка содержит книги научного, художественного характера, литературу для досуга; рассчитана на разновозрастную категорию читателей. Благодаря выставке можно представить характер читательских запросов библиотеки несколько десятков лет назад.




Макаренко, А. Педагогическая поэма / А. Макаренко. – Минск: Народная асвета, – 542, с. – (Библиотечка отечественной и зарубежной классики). «Педагогическая поэма» - одно из наиболее значительных произведений А.С. Макаренко. В ней рассказывается о перевоспитании несовершеннолетних правонарушителей в детской трудовой колонии, создателем и руководителем которой в 20-е годы был автор. Описание жизни колонии на заре ее существования поражает читателя: несколько полуразрушенных зданий, тридцать кроватей-дачек и три стола в единственной пригодной для жилья спальне, полуистлевшая верхняя одежда, вши и обмороженные ноги, полуголодный паек, - словом, условия, где воспитание полноценной личности, казалось бы, невозможно…


Толстой, Л. Н. Педагогические сочинения / Л. Н. Толстой; под общ. ред. Е. Н. Медынского, Н. А. Константинова, Н. Н. Гусева. – М., – 398 с. : ил. В данное собрание сочинений включены избранные произведения, характеризующие педагогическую теорию и практику Л. Н. Толстого. В издании отражены взгляды великого русского писателя на вопросы образования, методы обучения грамоте, даны профессиональные наставления учителю.


Ньютон, И. Лекции по оптике / И. Ньютон; пер., коммент. и ред. акад. С. И. Вавилова. – [Москва] : Изд-во Акад. наук СССР, – 295 с. : ил. – (Классики науки). В наше время ньютоновы «Лекции по оптике» почти не известны. Отчасти, это объясняется тем, что долгое время «Лекции» в полном виде были опубликованы только на латинском языке и не переводились. Между тем, в данном издании даже для современного читателя обнаруживается много нового и интересного. «Лекции по оптике» сегодня – документ первостепенной важности для истории оптики и для биографии Ньютона.


Тарашкевіч, Б. Беларуская граматыка для школ / Б. Тарашкевіч. – 5-е выд., пераробл. і пашыр. – Факс. выданне. – Мінск: Народная асвета, – 132, с. – (Беларуская мова: гісторыя і сучаснасць). «Беларуская граматыка для школ» адыграла выключна важную ролю ў станаўленні беларускай літаратурнай мовы. Важна адзначыць, што «Беларуская граматыка» Б. Тарашкевiча на працягу х гадоў вытрымала некалькi выданняў i забяспечыла выкарыстанне беларускай мовы ва ўсiх сферах ужытку. Самае галоўнае яна забяспечыла функцыянаванне беларускай мовы ў сферы школьнага навучання. У сувязi з гэтым значэнне кнiгі надзвычай важнае, яго цяжка пераацанiць.


Античная география: книга для чтения / сост. : проф. М. С. Боднарский. – М. : Географгиз, – 375 с. : ил. Данная книга представляет собой попытку дать сводку представлений греческих и римских авторов в области географии. В издании текстам античных авторов предшествуют вводные статьи о них, в примечаниях приведены пояснения отдельным географическим названиям, встречающимся в тексте. Книга рассчитана на широкий круг читателей, желающих приобрести познания в античной географии.


Магидович, И. П. Очерки по истории географических открытий / И. П. Магидович. – М., – 752 с. : ил. Целевое назначение книги – показать, как сложилось, начиная с древности и до середины XX века, представление о физической карте мира. Также в издании дается характеристика основных этапов исследования Арктики и Антарктики, в том числе достижение Северного и Южного полюсов. Книга предназначена для учителей и других лиц, занимающихся географией и историей.


Осипов, А. М. Афанасий Никитин и его время / А. М. Осипов, В. А. Александров, Н. М. Гольдберг. – М. : Учпедгиз, – 189 с. : ил. – (Школьная историческая библиотека). Книга знакомит читателя с выдающимся русским путешественником XV в. по странам Среднего Востока и его «Хожением за три моря». Авторы не только раскрывают первостепенное значение путешествия Никитина и его записок для истории географических знаний, но и кратко излагают состояние русских земель к XV в. и историю средневековой Индии.


Богословский, М. М. Петр I: материалы для биографии: в 5 т. / М. М. Богословский; под ред. проф. В. И. Лебедева. – М. : Соцэкгиз, 1940– Т. 5: Посольство Е. И. Украинцева в Константинополь, 1699–1700. – – 312, c. : ил. Представленный вниманию пятый том многотомного издания остался незавершенным по причине смерти автора. В нём охвачен период жизни и деятельности Петра I до начала событий Северной войны. Издание проиллюстрировано портретами Петра I, выполненными с натуры, а также созданными впоследствии русскими и зарубежными художниками по оригиналам Петровского времени.


Львов, В. Жизнь Альберта Эйнштейна / В. Львов. – М. : Молодая гвардия, – 318 с. : ил. – (Жизнь замечательных людей). Книга повествует о жизни и деятельности знаменитого физика. Рассказывая о сложном и противоречивом жизненном пути ученого, издание знакомит читателя с миром великих открытий Альберта Эйнштейна.


Никульченков, К. И. Адмирал Лазарев / К. И. Никульченков. – Москва: Воениздат, – 200 с. : ил. Книга знакомит читателя с жизнью и деятельностью выдающегося русского мореплавателя адмирала Михаила Петровича Лазарева, совершившего три кругосветных плавания, участвовавшего в открытии Антарктиды. Михаил Лазарев сделал значительный вклад в развитие военно-морского искусства России, который остается ценным и в настоящее время.


Кочин, Н. Иван Петрович Кулибин, 1735–1818 / Н. Кочин. – М. : Молодая гвардия, – 237 с. – (Жизнь замечательных людей). Много лет Николай Иванович Кочин работал над материалами биографии своего земляка – Ивана Кулибина, талантливого русского механика-самоучки. Эти материалы легли в основу данной книги. Страница за страницей – и перед читателем раскрывается трагическая судьба даровитого самоучки из народа…


Скляренко, С. Легендарный начдив: очерк о жизни и боевых подвигах Николая Щорса / С. Скляренко. – Симферополь: Крымиздат, – 112 с. : ил. Данная книга – биографический очерк о жизни и деятельности героя гражданской войны Николая Щорса. Автор рассказывает о славном боевом пути, который прошел герой, сражаясь за Родину. Книга рассчитана на детей старшего возраста.


Джалиль, М. Из Моабитской тетради: стихи / М. Джалиль; перевод с татарского; под ред. С. Щипачева. – Москва: Советский писатель, – 115 с. «Моабитская тетрадь» цикл стихотворений татарского поэта Мусы Джалиля, написанный им в Моабитской тюрьме. В двух тетрадях сохранилось около ста стихотворений. Впервые они были опубликованы в 1953 г. в «Литературной газете» благодаря главному редактору Константину Симонову. В 1957 г. автор за этот цикл стихотворений был посмертно удостоен Ленинской премии.


Дитякин, В. Леонардо да Винчи / В. Дитякин. – М., – 221 с. : ил. Книга знакомит читателя с титаном эпохи итальянского Возрождения Леонардо да Винчи. Знаменитый представитель своего времени вошел в историю не только как художник и ученый, но и как инженер, строитель, писатель и архитектор. Книга адресована учащимся средней школы.


Кончаловская, Н. Дар бесценный: романтическая быль / Н. Кончаловская. – Москва: Детская литература, – 393 с. : ил. Книга повествует о жизни и творчестве Василия Ивановича Сурикова, великого русского живописца. Автором издания является внучка художника – Наталья Кончаловская. Она показывает сложнейший процесс рождения картины неотрывно от жизни и быта знаменитого мастера кисти. Книга иллюстрирована репродукциями с картин и этюдов Сурикова.


Повести о Куликовской битве: [тексты, переводы и примеч.] / изд. подгот. М. Н. Тихомиров, В. Ф. Ржига, Л. А. Дмитриев; [отв. ред. М. Н. Тихомиров]. – М. : Изд-во Акад. наук СССР, – 511 с. – (Литературные памятники). Куликовская битва имела огромное национально-патриотическое значение. Она получила отражение в целом ряде исторических повестей Древней Руси. Содержание данной книги представлено поэтической «Задонщиной», остропублицистической повестью о сражении на Дону, наполненным воинской героикой «Сказанием о Мамаевом побоище».


Шевченко, Т. Кобзарь: переводы с украинского / Т. Шевченко; [ред. сост. А. Л. Дейч]. – Москва–Ленинград: ОГИЗ, ГИХЛ, – 686 с. : ил. Кобзарь – это народный певец, который аккомпанирует своему пению на кобзе (струнном щипковом инструменте). Вместе с тем в Украине живет слово Кобзарь (с большой буквы). Это слово означает Тараса Шевченко, только его и никого больше. Самое важное, что волновало поэта в жизни, вошло в поэтический сборник «Кобзарь». Таким образом был создан великий литературный памятник, отразивший украинский язык в его историческом развитии, народные судьбы во всей их тяжести, патриотизм.


Бианки, В. Лесная газета на каждый год / В. Бианки. – Ленинград, – 360 с. : ил. Самой знаменитой книгой Бианки стала «Лесная газета». Другой подобной просто не было. Это был поэтический гимн природе, уникальная книга- энциклопедия, книга-календарь, книга-игра, книга-организатор творческих открытий детей в природе, не имевшая аналогов в мировой литературе для детей, переведенная впоследствии на многие языки народов мира.


Детское питание: книга о том, как правильно кормить ребенка, чтобы вырастить его здоровым и крепким / [сост. : В. С. Вайль [и др.] ; стихи под фото и рисунками: Н. Кончаловская, С. Михалков]. – Москва: Госторгиздат, – 239 с. : ил. Несмотря на выходные данные, книга может вполне сойти за своеобразное кулинарное пособие для современной молодой семьи. Она содержит рецепты вкусных и полезных блюд для детей с рождения и до 7 лет, много полезных советов, исторические справки, цветные иллюстрации и фото.


Айтматов, Ч. Плаха: роман / Ч. Айтматов. – М. : Молодая гвардия, – 300, с. Роман основан на идее противоречивости человеческой природы. С одной стороны – человек подчиняет себе и использует природу, потребляя её через плоды своей деятельности, а с другой стороны – разрушает своими преобразованиями. Таким образом, мир природы превращается в мир человеческий. Роман заставляет задуматься, как мы живем, вспомнить, как коротка жизнь... Роман «Плаха», как и многие другие произведения Айтматова, предупреждает о том, что Судный день начался давно – надо только заставить себя это увидеть.


Иванов, А. Тени исчезают в полдень: роман / А. Иванов. – М. : Советский писатель, – 604, с. Отец убивает собственного сына. Так разрешается их многолетняя кровная распря. А вчерашняя барышня-хохотушка становится истовой сектанткой, бестрепетно сжигающей заживо десятки людей. Смертельные враги, затаившись, ждут своего часа... В небольшом сибирском селе Зеленый Дол в тугой неразрывный узел сплелись судьбы разных людей, умеющих безоглядно любить и жестоко ненавидеть.


Иванов, А. Вечный зов: роман: в 2 кн. / А. Иванов. – Москва: Воениздат, – 847 с. Главными историческими потрясениями и переломами XX столетия продиктован сюжет пронзительной саги о семье Савельевых. Все сложные периоды жизни огромной страны, все беды, как в капле воды, отражаются в сибирской Шантаре и ее окрестностях. Но живущие здесь люди пытаются справиться с невзгодами не по указке сверху, а собственным умом. Наиболее любимые герои Анатолия Иванова не ощущают себя винтиками в огромном механизме власти, стараясь не только ее осмыслить, но по мере возможности в чем-то переиначить.


Васильев, Б. А зори здесь тихие... : повесть / Б. Васильев. – М. : Детская литература, – 140, с. – (Школьная библиотека). Повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие...» – одно из самых пронзительных по своей лиричности и трагедийности произведений о войне. Пять девушек-зенитчиц во главе со старшиной Васковым в мае 1942 года на далеком разъезде противостоят отряду отборных немецких диверсантов-десантников. Хрупкие девушки вступают в смертельную схватку с крепкими, обученными убивать мужчинами…


Бондарев, Ю. В. Берег: роман / Ю. Бондарев. – М. : Советская Россия, – 400 с. «Берег» позволяет словно воочию увидеть быт войны, ее героику, оценить её жертвы. Роман знакомит с участниками великих и грозных событий, которые вопреки жестокости обстоятельств оставались людьми, мечтали, ненавидели, любили, искали правды. Проверяя людские характеры и отношения эталоном человечности, Ю. Бондарев на особо высокий пьедестал поднимает любовь чувство, исключающее эгоизм, жестокость, не говоря уже о подлости и цинизме. Любовь торжествует в романе Бондарева.


Быков, В. Обелиск: повести / Василь Быков. – М. : Вече, – 381, с. Повесть «Обелиск» - одно из бессмертных произведений Быкова, в котором затрагивается проблема преемственности поколений, неразрывной связи времен, верности традициям отцов и дедов. Писатель поднимает серьезный проблемный вопрос: что можно считать подвигом, не суживаем ли мы это понятие, исчисляя его только количеством сбитых самолетов, взорванных танков, уничтоженных врагов? Является ли подвигом поступок сельского учителя Алеся Ивановича Мороза?


Герман, Ю. Дорогой мой человек: роман / Ю. Герман. – М. : Правда, – 621, с. Герман Юрий Павлович – прозаик, кинодраматург. Наиболее известное произведение Германа – трилогия о врачах, о выборе жизненного пути. В общей сложности он писал её около десяти лет. Первая часть трилогии – роман «Дело, которому ты служишь». Продолжение романа «Дорогой мой человек», в котором автор прослеживает судьбы своих героев в Великую Отечественную войну и послевоенные годы.


Гроссман, В. Жизнь и судьба: роман. – Минск: Вышэйшая школа, – 670 с. «Жизнь и судьба» Василия Гроссмана – широчайшее эпическое полотно, центром которого является Сталинградская битва.. Роман является переворачивающей душу книгой, о многих эпизодах и многих персонажах которой можно без малейшего преувеличения сказать, что они запоминаются навсегда.


Липатов, В. И это все о нем: роман / В. Липатов; [автор вступительной статьи А. Г. Жаков]. – Минск: Юнацтва, – 447, с. Героя повести «И это все о нем» Виля Липатова сейчас помнят мало людей. Если сегодня перечитать эту повесть, то становится понятно, что многие современные молодые люди её просто не поймут. «Таких вообще не бывает!»- скажут они. Им покажется дикой сама мысль о том, что молодому человеку было не все равно, когда другие рядом с ним даже не то, чтобы нарушали закон, а просто работали не в полную силу и получали за это премии.... Кстати, героя книги не случайно ожидает трагический финал. Кажется, что автор просто не знал, что с ним делать в предлагаемых временем обстоятельствах.


Алексеев, М. Ивушка неплакучая: роман. – М. : Вече, – 560 с. – (Народный роман). В романе «Ивушка неплакучая» автор дает широкую картину народной жизни от предвоенной поры до середины 60-х годов XX века. Центральной в романе является сюжетная линия, связанная с Феней Угрюмовой, прозванной ивушкой неплакучей за свой удивительной твердости нрав, - первой в Завидове солдатской вдове с маленьким сыном на руках. Ивушка неплакучая, она же Федосья Угрюмова, многострадальная Феня, с её гордым, неуступчивым, мужественным характером, - самая большая художественная удача Михаила Алексеева.


Листая потрепанные страницы книги в библиотеке или у домашней книжной полки, следует помнить, что в наших руках, возможно, целый мир впечатлений и переживаний, которые книга сумела вызвать у нескольких поколений людей… ВСПОМНИТЬ её или ЗАБЫТЬ? Выбор за каждым из нас.


На настоящее время нет четкого определения, что такое виртуальная выставка. Учебное пособие Н. В. Збаровской «Выставочная деятельность публичных библиотек» дает следующее определение: «Виртуальная выставка - это новый вид информационно-библиотечного обслуживания пользователей, синтез традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации» .

Виртуальная выставка – это публичная демонстрация в сети Интернет с помощью средств веб-технологий виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования .

Виртуальная выставка позиционируется как новый, многофункциональный информационный ресурс, предоставляющий широкому кругу пользователей возможность повысить эффективность поиска информации, расширить круг необходимых материалов (тексты, графика, аудио, видео и др.) .

Первые виртуальные выставки появились в рамках проекта Интернет-ресурсов Торгово - Промышленной Палаты России. Ресурс предполагает размещение на виртуальных выставочных стендах (мини-сайтах) информации на русском и английском языках для продвижения и обмена деловой информацией о предприятиях и организациях, их товарах и услугах. графические и видеоматериалы. В условиях развития новых информационных технологий, виртуальные выставки появляются в сфере культуры и образования: музеях, вузах, библиотеках всех типов.

Виртуальные выставки представляют фонд библиотеки, способствуют формированию и поддержанию имиджа, развитию и совершенствованию библиотечного сервиса.

Преимущества и возможности виртуальной выставки:

1. Для просмотра выставки читателю необязательно находиться в библиотеке, достаточно выхода в интернет. Читатель может ознакомиться с выставкой в любое время.

2. Возможность экспонирования большего количества документов по сравнению с тра-диционной выставкой, не занимая реального пространства библиотеки. На выставке может быть представлено большое количество книг; в любое время можно их менять, убирая ненуж-ные и выставляя новые.

3. Каждый документ можно сопроводить аннотацией, рефератом, копией оглавления и/или фрагментами текста, иллюстрациями, историей создания произведения, описанием эпо-хи, аудио- и видеофрагментами. Компьютерные технологии делают виртуальную выставку живой и динамичной.

4. Документам, представленным на виртуальной выставке, не грозят повреждения. Вы-ставка в интернете может функционировать постоянно.

5. Затраты на создание виртуальных выставок ниже, чем на организацию аналогичных традиционных.

Среди ограничений применения электронных книжных выставок, следующие:

1.Не каждый ПК соответствует требованиям, необходимым для просмотра вы-ставки. При технических неполадках представление выставки и ее просмотр становится не-возможным.

2. Не каждый пользователь библиотеки обладает необходимыми умениями для ознакомления с электронной книжной выстовкой

3. Производитель книжной выставки должен обладать необходимыми компьютер-ными умениями и художественным вкусом [савкина].

Типология виртуальных книжных выставок

Виртуальные книжные выставки, как и традиционные, могут быть классифицированы по ряду признаков: :

По статусу – самостоятельные или сопровождающие массовое мероприятие (например, при анонсировании книги в Интернете);

По целевому назначению - в помощь учебе, для повышения общеобразовательного и общекультурного уровня;

По времени публикации и поступления в библиотеку предоставленных на них материалов – новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий»;

По срокам функционирования – постоянные, длительные, кратковременные;

По видам изданий – книжные, других видов изданий (журнальные или газетные и др.), нескольких видов изданий одновременно (комплексные), новых носителей информации (CD-ROM, пластинки, микрофильмы, видеокассеты и др.), мультимедийные приложения;

По составу представленных изданий: выставка одной книги, серии, коллекции.

Виртуальные книжные выставки могут быть созданы как с помощью стандартного набора офисных программ MS Office, так и в онлайн-сервисах для последующей вставки их HTML-кода в блог или ссылки на странице в социальной сети.

Существуют различные формы представления виртуальных книжных выставок (в скобках указаны программы и онлайн-сервисы для создания выставки):

1.Презентация (Power Point, Slide Share)

2.Слайд-презентация (слайд-шоу)обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением (Power Point, Photopeach, Photosnack)

4.Выставка книг в виде интерактивного плаката (Power Point с использованием гиперссылок, ThingLink).

5.Выставка книг в виде ментальной карты, техники визуализации мышления в виде карты, в центре которой обозначена главная тема с отходящими от нее в разные стороны ключевыми словами, связанными с ней (Word, Power Point, Mindmeister, FreemindMap, Popplet).

7.Выставка книг в виде 3D-книги (MS Publisher, Flip Book Maker, Flip PDF, ZooBurst Calameo Photosnack Myebook.

8.Выставки на географической карте (Google Maps).

9.Выставка – виртуальная доска (Thinglink, Google Презентации).

10.Выставка – плакат (MS Publisher, Glogster, Thinglink, Playcast).

Подходы к организации виртуальных выставок весьма разнообразны: от уже ставшей традиционной, консервативной формы - изображение обложек книг и аннотаций изданий, до анимационного путешествия в мир книги. На выставках последнего типа помещается по-дробная информация об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов. Выставки перестают дублировать традиционные книжные, демонстрируемые в стенах библиотеки. Зачастую они начинают делаться как мини-сайты.

При создании виртуальных выставок используются дизайнерские программы: Adobe Pho-toshop, FSViewer, Corel DRAW, ImageReady. При размещении выставки на сайте, блоге, используется программный язык HTML. Сканирование обложек, иллюстраций по распознаванию и правке текстов производится в программе FineReader.

Алгоритм создания виртуальной книжной выставки следующий:

1.Разработка модели электронной книжной выставки: выбор темы, отбор документов, информационных, иллюстративных, аудио- и видеоматериалов, составление схемы выставки (на листе бумаги можно нарисовать макет выставки).

2. Техническая подготовка проекта: фото или сканирование обложек, иллюстраций, поиск изображений обложек в интернете, подготовка текстовых материалов, обрезка аудио- и видеофрагментов, сохранение предварительных материалов в отдельной папке.

3. Оформление работ в выбранной программе или онлайн-сервисе:

3.1. Выставка в программе MS Power Point с использованием гиперссылок:

На первом слайде размещается тематическая картинка, название выставки, а также элементы управления — кнопки перехода (т.е. книги, представленные на выставке, о которых будет подробно рассказано на соответствующем слайде или темы, нажимая на которые, пользователь переходит на слайд с подборкой изданий по ней).

Далее создаются отдельные слайды для каждой книги (темы), указанной на первом слайде. Например: Слайд 1 – «Творчество современных фантастов: Сергей Тармашев, Сергей Лукьяненко, Мария Семенова». Слайд 2 – «Издания Сергея Тармашева». Слайд 3 – «Издания Сергея Лукьяненко». Слайд 4 «Издания Марии Семеновой.

Оформляем гиперссылки - кнопки перехода. Первая кнопка перехода – надпись «Сер-гей Тармашев» на Слайде 1. Выделяем текстовый блок «Сергей Тармашев». Вверху, в панели управления, нажимаем «Вставка», выделяем «Гиперссылка». Выбираем «Связать с», далее нажимаем на «Место в документе» и выбираем из списка справа «Слайд №2» – «Издания Сергея Тармашева». Затем, для того, чтобы вернуться к началу выставки и выбрать следующую книгу (тему) для просмотра, создаем гиперссылку на Слайд 1 по следующей схеме: выделяем фото (либо текстовый фрагмент), на который в процессе показа презентации будем кликать мышкой, чтобы вернуться к началу викторины. Далее щелкаем правой кнопкой мыши и выбираем «Гиперссылка» - «Связать с» - «Место в документе» - «Слайд 1». Снова возвращаемся на Слайд 1 и повторяем с оставшимися названиями – «Сергей Лукьяненко», «Мария Семенова» те же действия.

Затем добавляем дизайн, анимацию (по желанию), настраиваем время показа: «Показ слайдов» - «Настройка времена» и выбираем продолжительность показа каждого слайда. Затем нажимаем клавишу F5 и включаем режим просмотра. На страницу с описанием издания также можно записать краткий аудирассказ-пояснение или прикрепить мелодию, звуковые эф-фекты.

При добавлении презентации на страницу в социальных сетях, необходимо написать схему просмотра выставки, а при ее показе на мероприятии объяснить правила и показать ее в фор-ме интерактивной игры. Во время показа презентации читатель выбирает книгу, кликает на нее мышкой и попадает на страницу с описанием выбранного издания. Чтобы вернуться в начало, он нажимает левой клавишей мыши на слайд и возвращается на первый слайд. Те же действия читатель выполняет для просмотра остальных изданий, размещенных на Слайде 1.

3.2.Создание виртуальной книжной выставки в онлайн-сервисе Thinglink для встав-ки в блог/страницу в социальной сети:

Заходим на сайт thinglink.com, нажимаем «get started»:

В открывшимся окне выбираем «Free» - бесплатную версию, и нажимаем «Start»:

В открывшейся форме регистрируем библиотеку: вносим свои данные, имя, e-mail, па-роль. Если есть аккаунт библиотеки в Google, Facebook или Twitter, можно зайти через них.

На появившейся странице с выбранной картинкой начинаем создавать виртуальную выставку, нажимая левой клавишей мыши по книгам и добавляя в поле слева аннотации, описания изданий и другие сопроводительные материалы:



Виртуальные книжные выставки

Дорогие друзья!

14 октября 2018 года исполняется 80 лет известному детскому писателю Владиславу Крапивину. Произведения В. Крапивина включены в «Золотую библиотеку избранных произведений для детей и юношества», «Библиотеку приключений и научной фантастики», «Библиотеку мировой литературы для детей», в японскую 26-томную серию «Избранные сочинения русских писателей для подростков».

Предлагаем Вашему вниманию электронную презентацию его книг.

19 июля поэту Владимиру Маяковскому исполняется 125 лет со дня рождения.

Особое место в его творчестве занимает детская поэзия. Предлагаем Вашему вниманию виртуальную выставку «Маяковский - детям». (2,18Мб)

23 апреля отмечается Всемирный день книги и авторского права. Книги - одно из величайших наследий человечества. Благодаря книге, прежде всего, мы получаем доступ к знаниям, идеям, духовным и моральным ценностям, к пониманию красоты и творческим достижениям человека. Представляем Вашему вниманию электронную выставку «Галерея гениев» .

17 сентября 2016 года исполняется 110 лет со дня рождения русской писательницы Любови Фёдоровны Воронковой. Одной из самых известных её книг является повесть «Девочка из города».

Эта пронзительная повесть рассказывает о девочке, осиротевшей во время Великой Отечественной войны, о тяжёлом военном детстве, когда горе, слёзы, потери близких людей, одиночество чудесным образом компенсируются милосердием, добротой, пониманием, лаской со стороны совсем чужих, но неравнодушных людей.

Предлагаем Вашему вниманию презентацию книги «Девочка из города».

Великая война - великая победа (2,71 Мб) - название виртуальной книжной выставки, приуроченной к самой важной памятной дате нашей страны.

Представляем Вашему вниманию электронную выставку книг П. Астахова «Детям о праве» (3,9 Мб) . Книги этой серии адресованы школьникам 11-12 лет.

Из них они узнают о своих правах и о том, кто в государстве обязан защищать права детей, много полезной правовой информации в доступной форме, а также о возможных последствиях тех или иных поступков.

«Создание виртуальной выставки»

С выходом библиотеки в информационное пространство, наряду с книжными выставками в наше время получили широкое распространение электронные (виртуальные) книжные выставки. Электронная выставка является синтезом традиционного (книжного) и новейшего (электронного) способов предоставления информации. Её можно разместить на сайте, и сейчас это направление библиотечной деятельности очень актуально и востребовано.

Существует несколько определений "виртуальной книжной выставки":

"анимация с изображением картин, книг, других ресурсов, пресс-релизы, сведения о работах и авторах"

"3D-анимационное путешествие с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, дополнительная информация с других Интернет-сайтов".

Виртуальная выставка - публичная демонстрация в сети Интернет с помощью интернет-средств и инструментов виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.

Цель виртуальной выставки – публичное Интернет - представление различных видов документов. Такая выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Каждая выставка выполнена с помощью оригинального мультимедийного дизайна, имитирующего пребывание на выставке, облегчающего навигацию и восприятие информации.

Существенным достоинством виртуальных выставок является то, что виртуальные экспозиции доступны 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Какие задачи решает виртуальная выставка в библиотеке?

Создавая виртуальные выставки, библиотекари решают сразу несколько задач:

осваивают новый вид работы, применив цифровые технологии к выставочной работе библиотеки;

сохраняют экспозицию на более длительный срок, чем это предусматривает традиционная выставка;

поддерживают сохранность библиотечного фонда, представив материал в электронном виде;

дают возможность удаленному пользователю воспользоваться информационными ресурсами библиотеки.

Виды и формы виртуальных выставок книг:

Выставки одной книги

Презентация обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением

Коллекция буктрейлеров

Коллекция аудиозаписей

Выставка книг в виде интерактивного плаката

Выставка книг в виде карты ума

Выставка книг в виде 3D-книги.

Каков алгоритм подготовки и организации электронных книжных выставок?

Задумывая создать виртуальную выставку, нужно быть готовыми к долгой, кропотливой, но интересной работе. На материале любой выставки можно разработать её электронный вариант. Таким образом, выставка приобретёт форму компьютерной презентации.

Создание электронных библиографических ресурсов обязательно опирается на традиционную методику и включает новые возможности электронной компьютерной среды (текстовый процессор Word, система подготовки презентаций PowerPoint, язык разметки интернет-страниц HTML и др.). В виртуальной книжной выставке, как и в традиционной, используются разделы, цитаты, присутствует оформление (сюда относятся обложки и раскрытые книги, эстетика размещения, цветовая гамма и т. д.). Возможно применение дополнительных элементов, присущих традиционной книжной выставке (это, например, фактографическая справка об авторе или предмете, список дополнительной литературы) и отличающих виртуальную книжную выставку (гипертекстовые ссылки на полные тексты или фрагменты документов, мультимедийные эффекты, интерактивное взаимодействие с пользователем и т. д.).

Обязательным при организации виртуальных книжных выставок является чёткое следование стандартам представления традиционных книжных выставок:

– художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т. д.);

– библиографическое описание книги;

– аннотация представляемой книги (то, какую аннотацию – рекомендательную или справочную – использовать, зависит от целевого и читательского назначения, указанного в предисловии).

Разработка модели электронной книжной выставки:

Выберите тему вашей электронной выставки;

Проанализируйте, какой материал будет вам необходим для организации выставки;

Подберите необходимые вам книги и иллюстрации;

Составьте схему выставки.

Техническая подготовка проекта:

Проведите сканирование иллюстраций, подготовьте текстовые материалы;

Создайте на диске отдельную папку, в которой будут храниться ваши предварительные материалы.

Чаще всего для создания виртуальной выставки используются такие программы:. Microsoft Office Power Point, Windows Movie Maker - программа для создания сайта и Web - страниц, Веб-альбом Picassa.

Программа Power Point служит для создания презентаций, используя упорядоченный набор слайдов, для графического пояснения выступлений на семинарах, конференциях и т. п. Программа помогает создать разработку электронных документов особого вида, которые отличаются комплексным мультимедийным содержанием и особенными возможностями воспроизведения. Power Point позволяет создавать захватывающие презентации с графикой, анимацией и другими мультимедийными элементами, также предоставляет более удобные средства для их показа. Удобные средства показа презентаций. Использование графики.

Windows Movie Ma ker - видеоредактор от Microsoft, который очень популярен среди пользователей. Он не относится к классу профессиональных редакторов и может использоваться даже самыми не опытными пользователями. С помощью Windows Movie Maker мы сможем относительно легко создать видео, или, например, слайд шоу. В целом вся работа с программой заключается в перетаскивании на временную шкалу видео, аудио и фото, и добавлении эффектов. С помощью этого простого видеоредактора мы можем обрезать видео, или наложить на его звуковую дорожку. А так же можно добавлять эффекты, заголовки и титры. Все эффекты можно предварительно просмотреть "в живую", и только потом применять их. Заголовки и титры можно использовать, например, при создании слайд шоу. Windows Movie Maker, предназначен, прежде всего, для создания не сложных, но порой очень эффектных роликов из видео или фото. Поддерживается множество форматов видео: AVI, ASF, DVR-MS, MPEG, MPG, MP2, WMV, M1V, WM, MPV2. Но сохранить конечное видео можно только в формате WMV.

Веб-альбом Picassa.

просмотр фотографий в обычном и полноэкранном режимах, в том числе в виде слайд-шоу

редактирование фотографий, кадрирование и выравнивание

применение к фотографиям различных эффектов, в том числе коррекция эффекта красных глаз

присвоение фотографиям ярлыков и ключевых слов

распечатка фотографий

создание коллажей фотографий

отправка фотографий по электронной почте публикация их в блогах с

создание на основе фотографий экранных заставок и компакт-дисков со слайд-шоу из фотографий.

Пояснительная записка

Чаще всего библиотекари используют виртуальную выставку в виде презентации обложек с аннотациями. Это не всегда удобно, т. к. читатель не может заглянуть вовнутрь книги, пролистать ее, рассмотреть иллюстрации. Решив отойти от этого варианта, я решила создать виртуальную выставку, где не только можно пролистать книгу, но и прослушать аудиозапись книги и даже прочитать ее всю. Виртуальная выставка включат в себя не только книги, но и аудиозаписи, видеофайлы, которые даже могут и не быть в фонде данной библиотеки.

Шаг 1.

Выбор темы выставки: «Люблю тебя, мой край родной». Выбор цитаты.

Актуальность темы определяется и тем, что краеведение есть не что иное, как важное средство связи школы с жизнью. Культурной традицией любого народа является изучение природы, истории, экономики, быта своего края. писал о том, что "краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки".

Шаг 2.

Сбор информации, материала по данной теме, анализ материала, необходимого для организации выставки. Было решено представить новые книги о нашем крае самыми разнообразными способами . Цель представления книг на выставке - привлечь читателя, заинтересовать его информацией, представленной на выставке, не просто проинформировать читателя, а включить эмоциональную составляющую, вызвать интерес к книге и автору. И для этого необходимо использовать о возможности Web-дизайна в числе других средств.

Шаг 3.

Итак, продумав дизайн выставки, мы начинаем художественное представление книги (изображение обложки, раскрытой книги, в том числе с возможностью интерактивного перелистывания страниц, возможность прочитать фрагмент текста и т. д.).

Обязательно добавляем на каждую книгу библиографическое описание на книгу; краткую аннотацию.

Шаг 4.

Расположение слайдов по схеме выставки, использование гиперссылок для возврата на главную страницу.

Виртуальную выставку «Люблю тебя, мой край родной» можно посмотреть, переходя по ссылке:

https://drive. /file/d/0B7J8sIEAaNh1YzhkeVpLODBGSTg/edit? usp=sharing

Сегодня для привлечения внимания к книге уже недостаточно просто поставить её на выставочную полку. Пользователи все чаще идут в Интернет за необходимой информацией и нужными книгами. Поэтому библиотекарям необходимо искать новые формы доведения информации до своих пользователей.

Использование мультимедийных технологий позволяет внедрить инновации в традиционную деятельность библиотеки - выставочную.

Виртуальная выставка - публичная демонстрация в сети Интернет с помощью интернет-средств и инструментов виртуальных образов специально подобранных и систематизированных произведений печати и других носителей информации, а также общедоступных электронных ресурсов, рекомендуемых удаленным пользователям библиотеки для обозрения, ознакомления и использования.


Цель виртуальной выставки – публичное Интернет - представление различных видов документов. Такая выставка мобильна, компактна, содержательна и является актуальным проводником в обширном потоке информации. Каждая выставка выполнена с помощью оригинального мультимедийного дизайна, имитирующего пребывание на выставке, облегчающего навигацию и восприятие информации.

Виртуальная выставка, в сравнении с традиционной, предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности и преимущества.

Использование информационных технологий делает виртуальную выставку живой и динамичной. Яркие, красочные, с мультипликацией, использованием игровых моментов, переключающие внимание с анимационных заставок на статичную страничку, виртуальные выставки привлекательны для читателей, и особенно для детей.

Виртуальная выставка не ограничена местом и временем – с любого компьютера, в любом месте и в любое время суток можно получить в полном объеме всю необходимую информацию по данной теме.

Какие задачи решает виртуальная выставка в библиотеке? Создавая виртуальные выставки, библиотекари решают сразу несколько задач:

· осваивают новый вид работы, применив цифровые технологии к выставочной работе библиотеки;

· сохраняют экспозицию на более длительный срок, чем это предусматривает традиционная выставка;

· поддерживают сохранность библиотечного фонда, представив материал в электронном виде;

· дают возможность удаленному пользователю воспользоваться информационными ресурсами библиотеки.

Виды и формы виртуальных выставок книг:

· Выставки одной книги

· Выставки коллекции книг

· Презентация обложек и кратких аннотаций к книгам с музыкальным сопровождением

· Коллекция буктрейлеров

· Коллекция аудиозаписей

· Выставка книг в виде интерактивного плаката

· Выставка книг в виде карты ума

· Выставка книг какого-либо автора в виде ленты времени

· Выставка книг в виде 3D-книги.

В отличие от традиционной, виртуальная выставка предоставляет библиотекарям и читателям дополнительные возможности:

1. использование информационных технологий. Восприятие через компьютер служит своеобразной приманкой для читателей, особенно детей. Яркие, красочные, с мультипликацией, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статичную страничку – всё это делает виртуальную выставку живой и динамичной;

2. использование ИНТЕРНЕТ даёт возможность дистанционного знакомства с выставкой как массово, так и в порядке индивидуального обращения;

3. массовость. На обозрение может быть представлено большее количество книг;

4. вариативность. В любое время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму, или общий дизайн;

5. автономность. Работу выставки можно запускать в автоматическом режиме, оснастив её озвученным текстом и демонстрируя без специального сопровождения;

6. мобильность. Чаще всего электронные выставки разрабатываются (организуются) как выездные. Очень удобно их демонстрировать в разных образовательных учреждениях, аудиториях, кабинетах, классах;

7. экономичность. Электронные выставки экономят место. Нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Благодаря возможности организации постоянно действующих выставок, библиотеки могут создавать циклы виртуальных книжных выставок, действующих одновременно.

Структура

Виртуальная выставка, как и традиционная, должна состоять из разделов, которые сопровождаются цитатами, вступительными статьями, иллюстративным материалом. Выставка должна быть удобна для восприятия пользователем в веб-пространстве и может содержать следующую информацию:

Визуальную (изображение обложки, оцифрованные части книги: предисловие, вступление и т. п.),

Библиографические данные (библиографическую запись и шифры фонда библиотеки, представляющей выставку),

Аналитическую информацию (аннотации, рефераты к изданиям, рецензии, отзывы читателей и т. п.),

Оцифрованные части книги (главы, наиболее интересные выдержки и пр.),

Также можно разместить дополнительные материалы по теме выставки:

Сведения о наличии книг в других библиотеках, интернет-магазинах и пр.

Особые требования предъявляются к оформлению виртуальных выставок. Первый слайд должен содержать информацию, касающуюся виртуальной выставки в целом. Все последующие слайды – отдельные экспонаты выставки. Зрительный ряд виртуальной выставки представляют иллюстративным материалом (обложками книг, разворотами, иллюстрациями, картами, фотографиями и т. п.). Сам текст, сопровождающий и раскрывающий зрительный ряд, должен состоять из цитат, аннотаций, биографических справок. Рекомендуется размещать подсказки и справочные сообщения в верхней части экрана.

При использовании анимации учитываются два варианта режима показа: произвольная демонстрация и демонстрация, регулируемая пользователем. Целесообразно использовать анимационные эффекты применительно к тексту целиком или большим его фрагментам. Появление текста по принципу пишущей машинки замедляет время просмотра, а большой текст утомляет зрение. При использовании традиционных рисунков и фотографий важно правильно выбрать масштаб изображения и удачно использовать цветовую палитру. При этом если графическое изображение представляется на экране вместе с текстом, то рекомендуется оставлять 1/2 экрана пустым: размер деталей должен соответствовать разрешающей способности экрана и остроте человеческого зрения.

Существует определенный набор условий, обеспечивающих зрительный комфорт пользователя при работе с информацией в электронном виде:

Яркость объекта должна быть в разумных пределах;

Контрастность изображения относительно фона необходимо выбирать с учетом размеров объекта: чем меньше его размер, тем выше должна быть контрастность;

Наибольшую чувствительность глаз имеет к излучению желто-зеленого цвета, наименьшую – к фиолетовому и красному;

Размер символа должен быть согласован с остротой зрения человека; он также влияет на скорость и правильность восприятия информации;

Поскольку пространство виртуальной выставки ограничивается размером монитора, не стоит перегружать ее спецэффектами и цветовым разнообразием – внимание пользователя не должно рассеиваться на отвлекающие моменты. Исключение составляют выставки для детей, которых привлекают красочность, эффекты анимации. Но всё же нужно помнить, что обилие анимации, фото, картинок увеличивает время загрузки странички.


Стоит также отметить, что создание качественной, привлекательной и удобной для просмотра виртуальной выставки предполагает использование современной техники и программного обеспечения.