Типовая должностная инструкция библиотекаря. Должностные инструкции работников школьных библиотек

1. Общие положения.
1.1. Библиотекарь назначается и освобождается от должности директором гимназии.
1.2. Библиотекарь подчиняется непосредственно заведующей библиотекой, директору гимназии.
1.3. В своей деятельности библиотекарь руководствуется Законами РФ "Об образовании" и "О библиотечном деле", постановлениями правительства РФ, руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы, правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации, правилами по охране труда и технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка гимназии и настоящей инструкцией.

2. Функции.
Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:
2.1. Об6еспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей.
2.2. Формирование у читателей навыков независимого пользователя, обучение пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и критической оценке информации.
2.3. Совершенствование традиционных и освоение новых библиотечных технологий.

3. Должностные обязанности
3.1. Обслуживает читателей на абонементе и в читательском зале.
3.2. Занимается расстановкой и обеспылеванием фонда (детская литература, русская литература, справочная литература).
3.3. Занимается регистрацией и подшивкой периодических изданий.
3.4. Ведет индивидуальную и массовую работу с читателями.
3.5. Ведет обработку книг.
3.6. Проводит работу с задолжниками.

4.Права
4.1. На свободный доступ к информации, связанной с решением поставленных перед библиотекой задач.
4.2. На самообразование.
4.3. На ежегодный отпуск в соответствии с законом.
4. 4. На представление к различным формам поощрения.

5. Ответственность.
5.1. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительной причины Устава и Правил внутреннего трудового распорядка гимназии, законных распоряжений директора гимназии или иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке определенном трудовым законодательством.
5.2. За причинение гимназии или участникам образовательного процесса ущерба в связи с неисполнением своих должностных обязанностей библиотекарь несет частичную материальную ответственность в порядке, установленном трудовым законодательством.

6. Взаимоотношения. Связи по должности.
6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором гимназии.
6.2. Получает от директора гимназии, от зав. библиотекой информацию нормативно-правового и организационно- методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.
6.3. Работает в тесном коллективе с учителями, родителями обучающихся в гимназии.

Предлагаем Вашему вниманию типовой пример должностной инструкции главного библиотекаря, образец 2019/2020 года. На данную должность может быть назначен человек, имеющий высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности ведущего библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет, в должности библиотекаря I категории - не менее 5 лет. Не забывайте, каждая инструкция главного библиотекаря выдается на руки под расписку.

На сайте hr-portal представлена типовая информация о знаниях, которыми должен обладать главный библиотекарь. Об обязанностях, правах и ответственности.

Данный материал входит в огромную библиотеку должностных инструкций нашего сайта, которая обновляется ежедневно.

1. Общие положения

1.1. Главный библиотекарь относится к категории руководителей.

1.2. На должность главного библиотекаря принимается лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности ведущего библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет, в должности библиотекаря I категории - не менее 5 лет.

1.3. Главный библиотекарь должен знать:

  • законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регламентирующие научно-производственную или научную деятельность библиотеки;
  • структуру библиотеки;
  • устав библиотеки;
  • теорию и практику библиотечного дела, тенденции его развития;
  • технологию библиотечных процессов;
  • теоретические и практические методы обработки и получения информации с использованием современных технологий;
  • основы менеджмента;
  • основы трудового законодательства;
  • Правила внутреннего трудового распорядка;
  • правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

1.4. Главный библиотекарь в своей деятельности руководствуется:

  • Положением о ________________ (наименование библиотеки);
  • Положением о ________________ (наименование структурного подразделения, возглавляемого главным библиотекарем);
  • настоящей должностной инструкцией;
  • ___________________ (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией главного библиотекаря)

1.5. Главный библиотекарь подчиняется непосредственно ______. (наименование должности руководителя)

1.6. В период отсутствия главного библиотекаря (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

1.7. Главный библиотекарь относится к профессиональной квалификационной группе "Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена" (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) .


Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

2. Функции главного библиотекаря

2.1. Руководство _________________. (направление/направления деятельности библиотеки)

2.2. Участие в научно-производственных процессах библиотеки.

3. Должностные обязанности главного библиотекаря

Главный библиотекарь исполняет следующие обязанности:

3.1. Ведет самостоятельный участок работы по ______________ (направление/направления деятельности библиотеки).

3.2. Осуществляет руководство функциональной группой, комплексом научно-производственной работы группы, в случае необходимости заменяет работников группы на любом участке работы.

3.3. Организует научно-производственную работу группы, распределяет и перераспределяет научно-производственные обязанности работников группы.

3.4. Принимает непосредственное участие в производственных процессах, обеспечивает их качество и эффективность на основе широкого использования современных технологий, прогрессивных форм организации труда, научно обоснованных нормативов, изучения передового опыта (отечественного и зарубежного).

3.5. Осуществляет контроль за выполнением научно-производственного плана группы.

3.6. Участвует в разработке и реализации текущих и перспективных планов (проектов, программ) группы и библиотеки в целом, библиотечных нормативных документов, положений, стандартов и технологий.

3.7. Участвует в научных исследованиях в соответствии с направлением деятельности, а также в реализации результатов исследований.

3.8. Принимает участие в работах, связанных с маркетинговыми исследованиями в области формирования и использования ресурсов библиотеки, состава читателей, спроса на библиотечные услуги.

3.9. Участвует в системе непрерывного образования и повышения квалификации библиотечных работников.

4. Права главного библиотекаря

Главный библиотекарь имеет право:

4.1. Участвовать в обсуждении проектов решений руководства учреждения (организации).

4.2. Распоряжаться вверенными ему имуществом и средствами с соблюдением требований, определенных нормативными правовыми актами, учредительными документами.

4.3. Подписывать и визировать ___________ (виды документов)

4.4. Инициировать и проводить совещания по организационным вопросам.

4.6. Проводить проверки качества и своевременности исполнения поручений.

4.7. Требовать прекращения (приостановления) работ (в случае нарушений, несоблюдения установленных требований и т.д.), соблюдения установленных норм, правил, инструкций; давать указания по исправлению недостатков и устранению нарушений.

4.8. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.9. Вносить на рассмотрение _____________ (наименование должности руководителя) представления о приеме, перемещении и увольнении работников возглавляемого им подразделения; предложения об их поощрении или о наложении на них взысканий.

4.10. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и прав.

5. Ответственность главного библиотекаря

5.1. Главный библиотекарь привлекается к ответственности:

  • за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;
  • за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, - в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;
  • за причинение ущерба учреждению (организации) - в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

Должностная инструкция главного библиотекаря - образец 2019/2020 года. Должностные обязанности главного библиотекаря, права главного библиотекаря, ответственность главного библиотекаря.

Утверждаю

Директор МОУ «Асановская СОШ»

_________________ Н.И.Чумаков 08.01.2007

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ

МОУ «Асановская СОШ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Должностные обязанности этой категории работников определяются на основании «Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», утвержденных постановлениями Министерства труда РФ от 10.10.92 № 30 и от 20.01.94 № 7, и «Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ - приказ № 463/1268 МОРФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95.

1.2. Библиотекарь относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности по приказу директора школы на основании заявления.

1.3. Подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.4. На должность библиотекаря:

- 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;

- 11-й разряд (ведущий библиотекарь) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1-й категории не менее 3 лет.

1.5. В своей работе руководствуется:

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- нормативно-методическими документами Правительства РФ

- Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка;

- трудовым договором;

- приказами и распоряжениями директора школы;

- настоящей должностной инструкцией.

1.6. Библиотекарь должен знать:

- Конвенцию ООН о правах ребенка;

- инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- основы библиотечного дела, библиографии

- основные библиотечные технологические процессы;

- формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми;

- режим образовательного учреждения;

- Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

2. ФУНКЦИИ

На библиотекаря возлагаются следующие функции:

2.1. Обеспечение библиотечных процессов библиотеки дошкольного учреждения (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, учет, организация и хранение фонда библиотеки).

2.2. Обслуживание юных читателей библиотеки, педагогических работников и родителей, предоставление необходимой литературы.

2.3. Использование научных методов и передового опыта в области библиотечной деятельности.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:

3.1. Вести читательские формуляры и обслуживать педагогических и других работников школы, учащихся и их родителей.

3.2. Организовать и проводить:

- встречи-беседы с учащимися по вопросам бережного отношения к книгам;

- экскурсии с детьми в другие библиотеки;

- тематические выставки согласно плану работы библиотеки и школы с учетом задач опытно-экспериментальной деятельности;

- занятия с детьми по ремонту и реставрации старых книг;

- консультативную работу и беседы с учителями и родителями учащихся по вопросам:

- формирования читательских вкусов и предпочтений, на основе русской культуры и классической русской литературы

- навыков бережного отношения к книгам у учащихся

3.3. Планировать и осуществлять работу библиотеки школы в соответствии с программой эксперимента.

3.4. Принимать участие:

в Совете педагогов, районных методобъединениях по данному направлению деятельности;

- в разработке и реализации программы развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса в школе;

- в общих мероприятиях, проводимых в школе;

3.5. Пополнять фонд библиотеки школы литературой и необходимыми учебно-методическими

пособиями.

3.6. Вести необходимую учетно-отчетную документацию.

4. ПРАВА

Библиотекарь имеет право:

4.1. Требовать от администрации создания условий для выполнения своих должностных обязанностей.

4.2. На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ.

4.3. На ежегодный оплачиваемый отпуск.

4.4. Повышать свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Библиотекарь несет ответственность:

- за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

- за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся школы, библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Библиотекарь:

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу; план работы, утверждается директором школы работе.

6.3. Предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности.

6.4. Получает информацию от заместителя директора по учебно-воспитательной работеинформацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.6. Подотчетен заместителю директора по учебно-воспитательной работе и Совету педагогов.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):_______________________

(Назад) (Cкачать работу)

Функция «чтения» служит для ознакомления с работой. Разметка, таблицы и картинки документа могут отображаться неверно или не в полном объёме!

В обязанности монастырского библиотекаря того времени входило не только сохранение фонда и выдача книг, но и воспитания у детей культуры чтения, помощи им в усвоении прочитанного, научении бережному отношению к книге, организации коллективного чтения вслух.

Позже из монастырских библиотек эти методы по руководству чтением подрастающего поколения перейдут в практику школ и школьных библиотек.

Во второй половине XV в. появляется первая печатная книга для детей «Азбука», составленная первопечатником Иваном Фёдоровым и изданная в 1574г. Азбука, латинская грамматика да Псалтырь, рукописные или отпечатанные с лубочных досок, составляют главный свод детских книг в древнерусский период.

К концу XVII в. круг детского чтения значительно расширяется, у учащихся появляется возможность пользоваться учебными библиотеками в стенах светских специальных школ, главных народных училищ, но их было ещё очень мало.

Признаки более активного развития педагогики детского чтения прослеживаются в XVIII веке. Реализуется попытка целенаправленного и систематического воздействия на воспитание и образование юного поколения с помощью создаваемой литературы для детей. Библиотеку стали рассматривать как неотъемлемую часть учебного заведения и как самостоятельное учреждение, предназначенное для распространения просвещения и организации чтения учащихся.

В XIX в. в связи с развитием образования увеличилось количество библиотек при учебных заведениях. К работе в библиотеках привлекают выдающихся деятелей отечественной науки и культуры, которые не только внесли огромный вклад в её развитие, но и проявили себя за годы работы как талантливые библиотекари. Это и И.И. Тауберт, К.М. Бэр, И.А. Крылов, А.А. Куник, И.И. Срезневский, А.Б. Бычков и др. действительные члены Академии наук; и П.И. Рычков, Ф.Ф. Рейс, Н.И. Гнедич и др. – члены-корреспонденты Академии наук; и П.З. Кондоиди, А.И. Лужков, А.Н. Оленин, М.Н. Загоскин, М.А. Корф и др. – почётные члены Академии наук. Деятельность названных библиотекарей в немалой степени содействовала росту популярности библиотек и библиотечной профессии.

Многие библиотекари способствовали поиску новых, более совершенных форм и методов библиотечной работы, чем значительно обогатили библиотечную теорию. Библиотекари строили новые здания, собирали ценнейшие коллекции, как правило, передавали в фонды свои личные библиотеки, создавали классификационные системы, разрабатывали такие технологии обслуживания читателей, которые сохранились до сих пор. Многим даже не известен такой факт – формуляр, которым мы пользуемся «всю жизнь», придумал И.А. Крылов. Были изданы классификации А.Н. Оленина и К.М. Бэра, правила, отчёты и каталоги научных и публичных библиотек, речи и доклады при их открытии.

Специальной подготовки библиотекарей ещё не велось. Главное внимание уделялось обоснованию значения библиотечной специальности и требований к библиотекарю.

Значительные возможности в реализации теоретических и методических основ руководства чтением подрастающих поколений появились с открытием специальных детских библиотек. В 1870г. была открыта детская библиотека для чтения в Петербурге и детская библиотека в Кронштадте. Они были платные, с ограниченным числом читателей. А книговед, библиограф А.Д. Торопов на средства, собранные по подписке, открыл в 1878г. первую библиотеку для детей в Москве. В 1900-е гг. по инициативе частных лиц открываются детские библиотеки-читальни в Кишинёве, Костроме, Одессе, Благовещенске, Перми, Нижнем Новгороде.

Первые детские библиотеки возглавляли педагоги-энтузиасты – М.В. Бередникова, А.К. Покровская (в Москве), Д.Ю. Добрая (в Киеве), Х.Д. Харжевская (в Кишинёве) и др. Они создавали комиссии или комитеты при библиотеках, которые определяли программу их деятельности. Деятельность первых детских библиотекарей была основана на прогрессивных идеях известных педагогов, методистов-словесников, библиографов.

Первые детские библиотеки, несмотря на свою малочисленность, к 1911г. их было всего 23, оказали большое влияние на становление библиотечной специальности. Здесь было использовано много интересных методов и форм работы. Такие формы, как рассказывания, чтение вслух, драматизации, книжные выставки, беседы о книгах, экскурсии, кружки читателей получили в дальнейшем широкое распространение в деятельности библиотек по работе с детьми. Особое значение библиотекари-педагоги предавали изучению читателей. В этих целях они использовали методы наблюдения, беседы о прочитанном, анализ устных и письменных отзывов о прочитанном, анкеты. Всё это позволяло выявить содержание и характер чтения молодого поколения, их отношения к литературе разных видов и жанров, к творчеству конкретных писателей.

К концу XIX в. не только сформировались основные направления деятельности библиотекарей, работающих с подрастающим поколением, но и были накоплены значительные данные, позволяющие сформулировать новые требования к профессиональной подготовке кадров. Конкретное научное обоснование получает идея использования литературы в развитии личности растущего человека. Эта идея охватывает различные направления деятельности библиотекарей: организацию фондов и справочно-библиографического аппарата библиотек, формирование круга чтения, изучение читателей, использование активных форм и методов работы с ними. Конкретное обоснование получила и идея совместной деятельности учителей, библиотекарей и семьи в воспитании детей как читателей. Библиотекари почувствовали явную необходимость в основательных педагогических, психологических, филологических, библиографических и библиотечных знаниях.

С появлением бесплатных народных библиотек и библиотек-читален, публичных библиотек в губерниях и уездах основными их читателями становились дети и подростки. В большинстве своём в этих библиотеках трудились: учителя – 84,2%, писари – 3,8%, лица духовного сана – 3,1%, совмещающие свою работу в библиотеках. Лишь 1,4% из них работали только библиотекарями, имея практическую и самообразовательную подготовку. Проблема в увеличении штата стала решаться также и за счёт «вольнотрудящихся» женщин. Это были образованные дворянки, часть которых жила на жалование, получаемое в библиотеке, но были и такие, которые отказывались от него.

Рост изданий книг для детей, периодики, появление первых детских библиотек, интенсивная деятельность энтузиастов-библиотекарей по организации чтения – всё это способствовало подъёму библиотечной работы с подрастающим поколением. Большую роль в профессиональном становлении библиотекарей имели разработки теоретических и практических проблем библиотечной работы с детьми Л.Б. Хавкиной, В.А. Зеленко, утвердившего понятие «руководство детским чтением». На развитие теории и практики библиотечно-библиографического образования большое влияние оказали идеи Н.А. Рубакина.

Возможные пути, методы, содержание профессиональной подготовки кадров библиотек обосновала Л.Б. Хавкина. По её инициативе в 1913г. в Москве открываются первые библиотечные курсы при народном университете им. А.Л. Шанявского. А в 1918г. было положено начало дифференцированной подготовке кадров для библиотечной работы с подрастающим поколением – открытием в Петербурге первого в стране высшего учебного заведения для подготовки культурно-просветительных и библиотечных кадров, Института внешкольного образования (ныне Санкт-Петербургский университет культуры и искусств). В 1930г. создаётся Московский библиотечный институт, где появилась самостоятельная специальность – «библиотековедение детских библиотек». С его созданием расширились возможности для дифференцированной подготовки кадров для детских и школьных библиотек.

В последующие годы в России складывается система профессионального образования библиотечных специалистов по работе с детьми, включающая подготовку специалистов средней квалификации – в училищах культуры и искусства, библиотечных техникумах и высшей – в вузах культуры. Определились квалификации, содержание образования, методика теоретической и практической подготовки.

С первых лет советской власти библиотеки попали в административно-командные тиски, их фонды опустошались «чистками», из

директор МБОУ « Актанышская средняя

общеобразовательная школа №1» (Р.Ф.Гиздатуллина)

Должностные обязанности

БИБЛИОТЕКАРЬ (ЗАВЕДУЮЩИЙ БИБЛИОТЕКОЙ)

Должностная инструкция школьного библиотекаря

МБОУ «АКТАНЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 »

Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно- квалификационных характеристик заведующего библиотекой и библиотекаря согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 и направленных для руководства в работе Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995г. №58-М

1.2 Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.

1.4 Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.2.Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.

3.2. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.

3.3.Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.

3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.

3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.

3.6.Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.

Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

3.8. Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.

3.9.Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

3.10. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.

3.11.Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1.Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.

4.2. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.

5. Ответственность

5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2.За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3.Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4.Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлена___________________Н.М.Хисамова

Утверждаю

Директор МОУ «Асановская СОШ»

_________________ Н.И.Чумаков 08.01.2007

ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ БИБЛИОТЕКАРЯ

МОУ «Асановская СОШ»

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Должностные обязанности этой категории работников определяются на основании «Тарифно-квалификационных характеристик по общеотраслевым должностям служащих», утвержденных постановлениями Министерства труда РФ от 10.10.92 № 30 и от 20.01.94 № 7, и «Тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников учреждений образования РФ - приказ № 463/1268 МОРФ и Государственного комитета РФ по высшему образованию от 31.08.95.

1.2. Библиотекарь относится к категории специалистов, назначается и освобождается от должности по приказу директора школы на основании заявления.

1.3. Подчиняется непосредственно директору школы и заместителю директора по учебно-воспитательной работе.

1.4. На должность библиотекаря:

- 2-й категории назначается лицо, имеющее высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу работы, или среднее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) не менее 3 лет;

- 11-й разряд (ведущий библиотекарь) - высшее профессиональное образование и стаж работы в должности библиотекаря (библиографа) 1-й категории не менее 3 лет.

1.5. В своей работе руководствуется:

- Конвенцией ООН о правах ребенка;

- нормативно-методическими документами Правительства РФ

- Уставом школы и Правилами внутреннего трудового распорядка;

- трудовым договором;

- приказами и распоряжениями директора школы;

- настоящей должностной инструкцией.

1.6. Библиотекарь должен знать:

- Конвенцию ООН о правах ребенка;

- инструкцию по охране жизни и здоровья детей;

- Правила внутреннего трудового распорядка;

- основы библиотечного дела, библиографии

- основные библиотечные технологические процессы;

- формы и методы индивидуальной и групповой работы с детьми;

- режим образовательного учреждения;

- Правила техники безопасности и противопожарной защиты.

2. ФУНКЦИИ

На библиотекаря возлагаются следующие функции:

2.1. Обеспечение библиотечных процессов библиотеки дошкольного учреждения (комплектование, обработка библиотечного фонда, организация и использование каталогов и других элементов справочно-библиографического аппарата, учет, организация и хранение фонда библиотеки).

Должностная инструкция библиотекаря

Обслуживание юных читателей библиотеки, педагогических работников и родителей, предоставление необходимой литературы.

2.3. Использование научных методов и передового опыта в области библиотечной деятельности.

3. ДОЛЖНОСТНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ

Для выполнения возложенных на него функций библиотекарь обязан:

3.1. Вести читательские формуляры и обслуживать педагогических и других работников школы, учащихся и их родителей.

3.2. Организовать и проводить:

- встречи-беседы с учащимися по вопросам бережного отношения к книгам;

- экскурсии с детьми в другие библиотеки;

- тематические выставки согласно плану работы библиотеки и школы с учетом задач опытно-экспериментальной деятельности;

- занятия с детьми по ремонту и реставрации старых книг;

- консультативную работу и беседы с учителями и родителями учащихся по вопросам:

- формирования читательских вкусов и предпочтений, на основе русской культуры и классической русской литературы

- навыков бережного отношения к книгам у учащихся

3.3. Планировать и осуществлять работу библиотеки школы в соответствии с программой эксперимента.

3.4. Принимать участие:

в Совете педагогов, районных методобъединениях по данному направлению деятельности;

- в разработке и реализации программы развития библиотеки, планов библиотечного обслуживания участников учебно-воспитательного процесса в школе;

- в общих мероприятиях, проводимых в школе;

3.5. Пополнять фонд библиотеки школы литературой и необходимыми учебно-методическими

пособиями.

3.6. Вести необходимую учетно-отчетную документацию.

4. ПРАВА

Библиотекарь имеет право:

4.1. Требовать от администрации создания условий для выполнения своих должностных обязанностей.

4.2. На социальные гарантии и льготы, установленные законодательством РФ.

4.3. На ежегодный оплачиваемый отпуск.

4.4. Повышать свою квалификацию.

5. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

5.1. Библиотекарь несет ответственность:

- за совершенные в процессе осуществления своей трудовой деятельности правонарушения в пределах, определяемых действующим административным, уголовным и гражданским законодательством РФ;

- за причинение материального ущерба в пределах, определенных действующим трудовым, уголовным и гражданским законодательством РФ.

5.2. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, иных локальных нормативных актов, законных распоряжений руководителя школы, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, в том числе за неиспользование предоставленных прав библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

5.3. За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических требований к организации жизнедеятельности учащихся школы, библиотекарь привлекается к административной ответственности в порядке и случаях, предусмотренных административным законодательством.

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ И СВЯЗИ ПО ДОЛЖНОСТИ

Библиотекарь:

6.1. Работает в режиме нормированного рабочего дня по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Самостоятельно планирует свою работу; план работы, утверждается директором школы работе.

6.3. Предоставляет заместителю директора по учебно-воспитательной работе письменный отчет о своей деятельности.

6.4. Получает информацию от заместителя директора по учебно-воспитательной работе информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.5. Систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в свою компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

6.6. Подотчетен заместителю директора по учебно-воспитательной работе и Совету педагогов.

С должностной инструкцией ознакомлен(а):_______________________

Библиограф

———————————— (наименование организации) УТВЕРЖДАЮ ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ——————————— (наименование должности) 00.00.0000 N 000 ——— ——————— (подпись) (инициалы, фамилия) Библиографа 00.00.0000

1.1. Библиограф относится к категории специалистов.

1.2. На должность:

— библиографа принимается лицо, имеющее среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы;

— библиографа II категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) без предъявления требований к стажу работы или среднее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) не менее 3 лет;

— библиографа I категории принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) II категории не менее 3 лет;

— ведущего библиографа принимается (переводится) лицо, имеющее высшее профессиональное образование (библиотечное, культуры и искусства, педагогическое) и стаж работы в должности библиографа (библиотекаря) I категории не менее 3 лет.

1.3. Библиограф должен знать:

— законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, определяющие развитие в сферах библиотечного и архивного дела;

— структуру библиотеки;

— основы библиотечного дела, библиографии, информационной работы;

— методические документы в области библиографии и информатики;

— книжный фонд и справочно-библиографический аппарат библиотеки;

— достижения библиографической и информационной работы отечественных и зарубежных библиотек;

— основы трудового законодательства;

— Правила внутреннего трудового распорядка;

— правила и нормы охраны труда и техники безопасности, производственной санитарии и противопожарной защиты;

— ______________________________________________________________________.

1.4. Библиограф в своей деятельности руководствуется:

— Положением о _______________________________________________________; (наименование структурного подразделения, в штат которого входит библиограф)

— настоящей должностной инструкцией;

— ____________________________________________________________________. (иные акты и документы, непосредственно связанные с трудовой функцией библиографа) 1.5. Библиограф подчиняется непосредственно __________________________. (наименование должности руководителя)

1.6. В период отсутствия библиографа (отпуска, болезни, пр.) его обязанности исполняет работник, назначенный в установленном порядке, который приобретает соответствующие права и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, возложенных на него в связи с замещением.

Реймер стал библиотекарем

Библиограф относится к профессиональной квалификационной группе «Должности работников культуры, искусства и кинематографии ведущего звена» (Приказ Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 г. N 570) <1>.

———————————

<1> Для должностной инструкции работника бюджетного учреждения.

1.8. ___________________________________________________________________.

2. Функции

2.1. Организация справочно-библиографического аппарата библиотеки.

2.2. Справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей.

3. Должностные обязанности

Библиограф исполняет следующие обязанности:

3.1. Осуществляет работы по организации справочно-библиографического аппарата библиотеки в традиционном и автоматизированном режиме.

3.2. Выполняет справочно-библиографическое и информационное обслуживание читателей.

3.3. Принимает участие в подготовке библиографических материалов и пособий, методических документов.

3.5. Ведет индивидуальное и групповое информирование абонентов о новой литературе.

3.6. _________________________________________________________________. (другие обязанности)

4. Права

Библиограф имеет право:

4.1. Участвовать в совещаниях по организационным вопросам.

4.3. Участвовать в обсуждении вопросов, касающихся исполняемых им должностных обязанностей.

4.4. Требовать от руководства учреждения (организации) оказания содействия в исполнении его должностных обязанностей и реализации прав.

4.5. _________________________________________________________________. (другие права)

5. Ответственность

5.1. Библиограф привлекается к ответственности:

— за ненадлежащее исполнение или неисполнение своих должностных обязанностей, предусмотренных настоящей должностной инструкцией, — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации;

— за правонарушения, совершенные в процессе своей деятельности, — в порядке, установленном действующим административным, уголовным и гражданским законодательством Российской Федерации;

— за причинение ущерба учреждению (организации) — в порядке, установленном действующим трудовым законодательством Российской Федерации.

5.2. ___________________________________________________________________.

6. Заключительные положения

6.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе Квалификационной характеристики должности «Библиограф» (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. Раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 30 марта 2011 г. N 251н), ___________________________________. (реквизиты иных актов и документов) 6.2. Ознакомление работника с настоящей должностной инструкцией осуществляется при приеме на работу (до подписания трудового договора). Факт ознакомления работника с настоящей должностной инструкцией подтверждается ____________________________________________________________ (росписью в листе ознакомления, являющемся неотъемлемой ___________________________________________________________________________ частью настоящей инструкции (в журнале ознакомления с должностными ___________________________________________________________________________ инструкциями); в экземпляре должностной инструкции, хранящемся __________________________________________________________________________. у работодателя; иной способ)

6.3. ___________________________________________________________________.

директор МБОУ « Актанышская средняя

общеобразовательная школа №1» (Р.Ф.Гиздатуллина)

Должностные обязанности

БИБЛИОТЕКАРЬ (ЗАВЕДУЮЩИЙ БИБЛИОТЕКОЙ)

Должностная инструкция школьного библиотекаря

МБОУ «АКТАНЫШСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 »

1. Общие положения

1.1. Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно- квалификационных характеристик заведующего библиотекой и библиотекаря согласованных постановлением Министерства труда Российской Федерации от 1 февраля 1995 г. № 8 и направленных для руководства в работе Министерства образования Российской Федерации от 4 августа 1995г. №58-М

1.2 Библиотекарь (заведующий библиотекой) назначается и освобождается от должности директором школы.

1.3 Библиотекарь должен иметь высшее или среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или общее среднее образование, курсовую подготовку и стаж работы в должности библиотекаря не менее трех лет.

1.4 Библиотекарь подчиняется непосредственно заместителю директора школы по учебно-воспитательной работе.

1.5. В своей деятельности библиотекарь руководствуется законодательством Российской Федерации о культуре, образовании и библиотечном деле; постановлениями Правительства Российской Федерации, определяющими развитие культуры; руководящими документами вышестоящих органов по вопросам библиотечной работы; правилами организации библиотечного труда, учета, инвентаризации; правилами по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите, а также Уставом и Правилами внутреннего трудового распорядка школы и настоящей Инструкцией.

2. Функции

Основными направлениями деятельности библиотекаря являются:

2.1. Информационное обеспечение учебно-воспитательного процесса в школе.

2.2.Пропаганда чтения как формы культурного досуга.

3. Должностные обязанности

Библиотекарь выполняет следующие должностные обязанности:

3.1. Организует работу библиотеки школы, формирование, обработку и систематизированное хранение библиотечного фонда.

3.2. Составляет каталоги, картотеки, указатели, тематические списки и обзоры литературы.

3.3.Обслуживает обучающихся и работников школы на абонементе, организует и проводит связанную с этим информационную работу (выставки, витрины и другие мероприятия по пропаганде книги), осуществляет подбор литературы по заявкам читателей.

3.4. Ведет учет работы библиотеки и представляет установленную отчетность.

3.5. Принимает книжные фонды на ответственное хранение по акту и разовым документам и ведет соответствующий учет, участвует в инвентаризации книжных фондов, списании устаревшей и ветхой литературы по установленным правилам и нормам.

3.6.Принимает в установленном порядке меры к возмещению ущерба, причиненного книжному и иным фондам библиотеки по вине читателей (пользователей) и в связи с недостачей, утратой или порчей книг.

3.7. Устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, организует межбиблиотечный обмен.

3.8. Оформляет подписку школы на периодические издания и контролирует их доставку.

3.9.Принимает меры к обеспечению библиотеки необходимым оборудованием.

3.10. Организует читательские конференции, литературные вечера и другие массовые мероприятия.

3.11.Соблюдает правила по охране труда, технике безопасности и противопожарной защите; следит за надлежащим санитарным состоянием помещений и фондов библиотеки.

4. Права

Библиотекарь имеет право:

4.1.Давать обязательные для исполнения указания обучающимся и работникам школы по вопросам, касающимся соблюдения правил пользования библиотечными фондами.

4.2. Контролировать и направлять работу уборщика служебных помещений и рабочего по обслуживанию к текущему ремонту зданий, сооружений и оборудования в помещениях библиотеки.

5. Ответственность

5.1.За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, в том числе за не использование предоставленных прав, библиотекарь несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством.

5.2.За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей библиотекарь несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.

Библиотекарь несет полную материальную ответственность в случае недостачи, утраты или порчи книг, принятых на хранение на основании письменного договора о полной материальной ответственности, если не докажет, что ущерб причинен не по его вине.

6. Взаимоотношения. Связи по должности

Библиотекарь:

6.1. Работает по графику, составленному исходя из 40-часовой рабочей недели и утвержденному директором школы.

6.2. Может привлекаться по распоряжению заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе к экстренной замене временно отсутствующих учителей и воспитателей в пределах нормальной продолжительности своего рабочего времени с дополнительной почасовой оплатой педагогической работы.

6.3.Получает от директора школы и его заместителей информацию нормативно-правового и организационно-методического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами.

6.4.Работает в тесном контакте с учителями, родителями обучающихся (лицами, их заменяющими); систематически обменивается информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками школы.

С инструкцией ознакомлена___________________Н.М.Хисамова