Необходимым условием совместной деятельности является. Совместная деятельность

Оксана Семенова
Совместная деятельность детей - это средство формирования положительных взаимоотношений между ними

Совместная деятельность позволяет формировать у детей ориентацию на деятельность партнеров (деловое сотрудничество, разнообразные способы выражения своего отношения друг к другу (личностные взаимоотношения ) . Не последнюю роль здесь играет эмоциональная сфера ребенка.

Как показали многочисленные исследования взаимоотношения между сверстниками формируется уже у детей 3-4 лет через осуществление совместной деятельности . По мнению педагогов и психологов (М. И. Лисина, В. А. Петровский, Т. А. Репина, А. Г. Рузская, Л. С. Римашевская, Е. О. Смирнова, именно совместная деятельность и вызывает необходимость в установлении взаимоотношений . Сначала эти взаимоотношения выступают в пассивной форме (умении не мешать другому ребенку, не нарушать его деятельность , не отнимать предметов и пр., а затем принимают активную форму (умение установить контакт, соотнести свои действия с действиями другого ребенка и т. д.). На следующем этапе 4-5 лет начинают формироваться моральные нормы взаимоотношений , которые обусловлены постоянно изменяющимися жизненными ситуациями. Особенно хорошо это проявляется в процессе выполнения заданий, ставящих детей в условия необходимости распределения общего задания и совместного достижения общего результата.

Из всех проявлений активности в условиях совместной деятельности мы выделяем коммуникативную и продуктивную, т. е. активное общение, установление контактов, цель которых - качественное выполнение задания. Эта активность (при планировании общей работы, при распределении общего задания, при разрешении различных ситуаций, имеющих место в деятельности и требующих совместного решения и т . д.) выражается в высказывании своего мнения, в деятельном участии , в обсуждении коллективных замыслов, в предъявлении претензий к тем, кто допускает небрежность, ошибки.

Необходимо знакомить детей с основными правилами поведения в процессе совместной деятельности . Прежде всего, воспитатель должен определить правила поведения детей в процессе непосредственной образовательной деятельности (НОД, в быту, продуктивной и игровой деятельности . Основными критериями отбора правил являются их общественная направленность и доступность детям данного возраста.

В небольшом количестве правил должны отразиться основные нормы поведения ребенка в обществе сверстников. Например, для совместной игровой деятельности характерными правилами будут следующие :

1.Играть нужно дружно : не ссориться с товарищами из-за игрушек, ролей; принимать в игру любого желающего в ней участвовать; вежливо разговаривать, извиняться за неловкость.

2.Игрушки надо беречь : не ломать, не рвать, убирать на место.

3.В группе надо соблюдать порядок : разговаривать вполголоса (тихо, чтобы не мешать другим детям; не разбрасывать игрушки, знать, в какие игры можно играть в группе, а в какие - на улице.

4.Товарищам надо помогать : делиться игрушками, подавать материал, если научился чему-то сам - научи другого.

Детям пяти лет важно показать в правилах конкретные формы поведения в определенной ситуации и добиться их выполнения. Если, например, дети громко разговаривают и мешают друг другу, вследствие чего их совместная деятельность не может быть организована, воспитатель формулирует требование : в группе надо разговаривать тихо, чтобы не перекрикивать друг друга. Детям пятого года жизни даются не только конкретные указания, как поступить в той или иной ситуации, но и предлагается подумать и найти самостоятельное решение.

В группе пятого года жизни в основе педагогической работы по формированию взаимоотношений лежит совершенствование совместной игровой деятельности детей . Уровень этой деятельности , знание норм поведения имеют решающее значение для становления . Вследствие углубления знаний детей об окружающем количество ролей значительно возрастает, что дает возможность удовлетворить интересы каждого ребенка в совместной игре .

Потребность в общении и взаимодействии с окружающими детьми в процессе совместной деятельности выражается :

– во внимании ребенка к другому человеку, направленности на познание его чувств, состояний, действий, намерений;

– в эмоционально-нравственных проявлениях по отношению к окружающим его людям, желании оценивать их поступки, действия, состояния с позиции усвоенных нравственных представлений;

– в разнообразных действиях с целью привлечения внимания сверстников и вовлечения их в общение и совместную деятельность ;

– в чувствительности к отношению сверстников, стремлении вместе активно общаться, играть, дружить.

Важно помнить, что общение является одной из наиболее важных сфер духовной жизнедеятельности человека . Высшие психические функции ребенка, такие как намять, внимание, мышление, формируются сначала в общении со взрослыми и лишь затем становятся полностью произвольными. В процессе общения ребенок познает законы и нормы человеческих взаимоотношений . Правильно построенный процесс совместной деятельности , имеющий в своей основе общение - это и есть процесс воспитания и развития ребенка,который помогает :

Развивать способность ребенка к эмпатии, сопереживанию,

Развивать навыки социального поведения,

Способствовать уверенности в себе и развитию самостоятельности,

формировать позитивное отношение к своему "Я",

формировать позитивное отношение к сверстникам,

Учить ребенка выражать свое отношение к другим людям разными способами,

сформировать чувство принадлежности к группе, помочь ребенку почувствовать себя более защищенным.

Характерной составляющей совместной деятельности будет являться пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможности непосредственного личного контакта между ними в плане обмена действиями и обмена информацией ,в которое входит :

1) Создание условий для совместного общения и взаимодействия в заданном пространстве (зал, участок, группа, парк и. т. д.) с предполагаемыми участниками.

3) Привлечение детей к участию в совместной деятельности , которая организовывается естественным переходом от самостоятельной детской деятельности к мотивированной совместной деятельности с педагогом (главное – добровольное участие детей с постепенным подключением или наблюдением со стороны).

4) Проведение рефлексии педагогом – насколько он знает каждого ребёнка и как реагирует на возможные действия детей .

5) Наличие достаточного (количество, вариативность) материала (вдруг участие примет вся группа) и продуманность его размещения (для включения каждого ребёнка) с учётом индивидуальных и половозрастных особенностей .

6) Определить в соответствии содержания и целей совместной деятельности , возможностей детей , наиболее оптимальную организацию совместной деятельности с учётом разного количества участников.

Психолог Л. И. Уманский выделяет три возможные формы организации совместной деятельности :

1. Совместно-индивидуальная деятельность – каждый участник делает свою часть общей цели (задачи) независимо друг от друга (возможное количество участников - вся группа детей ) .

2. Совместно-последовательная деятельность , - когда общая цель (задача) выполняется последовательно каждым участником (вся группа детей , организованная в малые подгруппы) .

3. Совместно-совместная деятельность , - когда происходит одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными.

Психологический «рисунок» взаимодействия во всех этих моделях различен. Поэтому, требуется принять решение как организовать детей в малые группы : разделить или объединить.

Разделяя детей – мы делаем их более податливыми нашему влиянию, но менее творческими и самобытными. Соединяя детей , мы даём им почву, в которой вырастут спокойное самоуважение ребёнка, чувство собственного достоинства, возможное только среди равно достойных . Человек, имеющий группу поддержки, доверия, принятия, способен на полное самораскрытие и самовыражение, столь необходимые и для инициативного, не подражательного сотрудничества ребёнка с взрослым, и для содержательных разговоров и дискуссий ребёнка со сверстниками.

Основания к объединению детей :

По интересам

По симпатиям

По полу (мальчики, девочки)

По задачам

Вокруг персонажей

Вокруг лидеров

На основе дидактических материалов и др.

Главное – объединение для совместной деятельности должно быть успешным для развития положительных взаимоотношений между детьми .

Введение

Изучение человеческих отношений, ставшее по утверждению видных ученых, «проблемой века», является для социальной психологии ключевой проблемой. Современный уровень развития производства и масштабные изменения в экономической и социальной сферах общества предъявляют повышенные требования к человеку в его профессиональной деятельности. В том числе и в совместной деятельности. Возрастает значимость социальных последствий человеческих решений.

При анализе различных теоретических подходов к изучению совместной деятельности обращает на себя внимание тот факт, что, постулируя важнейшее ее значение в развитии других процессов и взаимовлияние психологических феноменов совместной деятельности, большинство авторов в принципе не обсуждают вопрос о психологической сущности последней. Анализ конкретных текстов описаний экспериментальных процедур и интерпретации их результатов показывает, что на уровне эмпирики исследователями изучаются фактически разные реальности, объединяемые лишь общим названием “совместная деятельность”. Это приводит к формированию весьма мозаичной картины, в которой отдельные исследования совместной деятельности, вместо того чтобы углублять, развивать и дополнять друг друга, в большинстве своем сосуществуют независимо, не имея практически точек пересечения. Хотя очевидно, что если не вскрываются и не обозначаются исходные основания совместной деятельности, то вопрос о сравнительной эффективности разных типов ее организации, а также о влиянии на нее различных психологических факторов во многом теряет свой смысл.

В связи с этим становится понятно, что вопрос изучения совместной деятельности и факторов, влияющих на ее эффективность является достаточно актуальным.

Понятие совместной деятельности

Главным фактором порождающего и определяющего содержание и процесс совместной деятельности является общение людей.

Существует различные понятия совместной деятельности. Смотря какую сторону жизни человека затрагивает данный термин. В соответствии с гражданским законодательством совместная деятельность - это договор, в соответствии с которым стороны обязуются сообща действовать для достижения общей цели. По договору о совместной деятельности стороны (участники) обязуются путем объединения имущества и усилий совместно действовать для достижения общей хозяйственной или другой цели, не противоречащей законодательным актам Российской Федерация Денежные или иные имущественные взносы участников договора, а так же имущество, созданное или приобретенное в результате их деятельности являются их общей долевой собственностью. Участник договора о совместной деятельности не вправе распоряжаться долей в общем имуществе без согласия остальных участников договора, за исключением той части продукции и доходов от этой деятельности, которая поступает в распоряжение каждого участника. Участник, которому поручено ведение общих дел, действует на основании доверенности, выданной остальными участниками договора Имущество, объединенное участниками договора для совместной деятельности, учитывается на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс предприятия-участника, ведущего общие дела, не включаются. Распределение прибыли, убытков и других результатов между участниками договора осуществляется в порядке, предусмотренном договором. Каждый участник свою долю прибыли, полученную в результате совместной деятельности включает в состав внереализационных доходов при формировании финансовых результатов.

С психологической точки зрения Совместная деятельность -- организованная система активности взаимодействующих индивидов, направленная на целесообразное производство (воспроизводство) объектов материальной и духовной культуры. Отличительными признаками совместной деятельности являются:

1) пространственное и временное соприсутствие участников, создающее возможность непосредственного личного контакта между ними, в том числе обмена действиями, обмена информацией, а также взаимной перцепции;

2) наличие единой цели -- предвосхищаемого результата совместной деятельности, отвечающего общим интересам и способствующего реализации потребностей каждого из включенных в совместную деятельность индивидов,

3) наличие органов организации и руководства, которые воплощены в лице одного из участников, наделенного особыми полномочиями, либо распределены между ними;

4) разделение процесса совместной деятельности между участниками, обусловленное характером цели, средств и условий ее достижения, составом и уровнем квалификации исполнителей. Это предполагает взаимозависимость индивидов, проявляющуюся либо в конечном продукте совместной деятельности, либо в самом процессе его производства. Если в первом случае индивидуальные операции осуществляются параллельно и не зависят от последовательности действий окружающих, то во втором они взаимообусловлены (специализированы и иерархизированы), поскольку должны реализовываться одновременно как функционально различные компоненты комплексной операции или же в строгой последовательности, когда итог одной операции служит условием начала другой. Примером высокоспециализированной совместной деятельности является коллективная научная деятельность, предполагающая разветвленную систему социальных ролей ее участников;

5) возникновение в процессе совместной деятельности межличностных отношений, образующихся на основе предметно заданных функционально-ролевых взаимодействий и приобретающих со временем относительно самостоятельный характер. Будучи исходно обусловлены содержанием совместной деятельности, межличностные отношения в свою очередь оказывают воздействие на ее процесс и результаты. В социальной психологии совместная деятельность рассматривается как главное условие социально-психологической интеграции включенных в нее индивидов. Совместная деятельность объективно имеет многоцелевой характер, что обусловлено ее внутри- и межсистемными связями. Тот факт, что акты индивидуальной деятельности являются условием существования и воспроизводства как самого индивида, так и процессов групповой активности в целом, свидетельствует о взаимопроникновении и взаимообогащении индивидуальной и совместной деятельности, о взаимодействии индивидуально-мотивационных и социально-нормативных условий совместной деятельности.

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СИСТЕМАХ .

План

1. Признаки, структура и динамика совместной деятельности. Модель регуляции совместной деятельности.

2. Фило- и онтогенез совместной деятельности. Стадии развития совместной деятельности.

3. Взаимосвязь общения и совместной деятельности. Мотивация. Феноменология мотивации

4. Подходы и модели описания мотивации

5. Мотивация учения, поведения и выбора профессии

6. Влияние мотивации на успешность учебной деятельности

1 . Признаки, структура и динамика совместной деятельности

Под признаками совместной деятельности (СД) обычно по­нимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным призна­кам совместной деятельности относится наличие:

1) единой цели для участников, включенных в деятельность; .

2) общей мотивации;

3) объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль­ных деятель-ностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;

4) разделения единого процесса деятельности на отдельные функцио-нально связанные операции и их распределения между участниками;

5) согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согласование обычно ведется с учетом многочисленных характеристик деятельности: пространственных, временных (темпа, ин­тенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;

6) управления - важнейшего признака и атрибута СД;

7) единого конечного результата (совокупного продукта);

8) единого пространства и одновременности выполнения ин­ив134идуальных деятельностей разными людьми.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты.

Общая цель совмест­ной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). Общая цель может распадаться на более частные и конкретные зада­чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ­екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу­ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности.

Следующий компонент совместной деятельности - совме­стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль­тат, полученный ее участниками.

А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет от­дельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий дости­жения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельностями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качест­венную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

В совместной деятельности, как правило, используется не­сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам:

а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;

б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желанииям, мнениям, поведению партнеров по взаи­модействию;

в) уклонение от взаимодействия, т.е. активный уход, избега­ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда си­туация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.

Исследователи выделяют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.

1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению инди­видуальных целей каждого и общих целей СД.

2. Противоборство: оба партнера противодействуют друг дру­гу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

3. Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.

4. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

5. Однонаправленное противодействие, т.е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня­ется от взаимодействия с первым.

6. Контрастное взаимодействие: один из участников старает­ся содействовать другому, а второй прибегает к стратегии активного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).

7. Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера про­являют отдельные элементы, как содействия, так и противодей­ствия

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированности), структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (продуктивность), пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива.

Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность , которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является, прежде всего, тип или ха­рактер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показате­лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти­воречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня, конфликтности и типичных способов поведе­ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна­чает упорядоченность, собранность, подчиненность определен­ному порядку выполнения совместной деятельности, способ­ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен­ным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельно­сти является его результативност ь, характеризующая способ­ность достигать позитивного итога.

Под признаками совместной деятельности (СД) обычно по­нимаются ее отличительные особенности как целостного, так и относительно самостоятельного феномена. К основным призна­кам совместной деятельности относится наличие:

единой цели для участников, включенных в деятельность;

общей мотивации;

объединения, совмещения или сопряжения индивидуаль­ных деятельностей (и индивида), понимаемых как образование единого целого;

разделения единого процесса деятельности на отдельные функционально связанные операции и их распределения между участниками;

согласования индивидуальных деятельностей участников, что предусматривает строгую последовательность операций в соответствии с заранее определенной программой. Такое согла­сование обычно ведется с учетом многочисленных характери­стик деятельности: пространственных, временных (те\та, ин­тенсивности, ритмичности) и т.д. Оно достигается с помощью управления;

управления - важнейшего признака и атрибута СД;

единого конечного результата (совокупного продукта);

единого пространства и одновременности выполнения ин­дивидуальных деятельностей разными людьми.

Психологическая структура СД включает ряд составляющих: общие цели, мотивы, действия и результаты. Общая цель совмест 1 ной деятельности - центральный компонент ее структуры. Под целью понимается идеально представленный общий результат, к которому стремится общность индивидов (групповой субъект). 06- щая цель может распадаться на более частные и конкретные зада­чи, поэтапное решение которых приближает коллективного субъ­екта к цели. Обязательным компонентом психологической структу­ры СД является общий мотив, побуждающий общность индивидов к совместной деятельности (т.е. непосредственная побудительная сила). Следующий компонент совместной деятельности - совме­стные действия, т.е. такие ее элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач СД. Структуру совместной деятельности завершает общий резуль­тат, полученный ее участниками.

А.Н.Леонтьев в "общем потоке деятельности" выделяет от­дельные (особенные) деятельности - по критерию побуждаю­щих их мотивов. Далее идет уровень действий - процессов, подчиняющихся сознательным целям. Наконец, это уровень операций, которые непосредственно зависят от условий дости­жения конкретной цели.

Целевое или предметно-направленное взаимодействие между индивидами (а значит, и между индивидуальными деятельно- стями) можно в первом приближении принять за "единицу" психологического анализа СД, которая раскрывает ее качест­венную специфику (аналогично тому, как предметное действие составляет специфику индивидуальной).

В совместной деятельности, как правило, используется не­сколько наиболее типичных стратегий поведения ее участников по отношению к партнерам:

а) содействие как результативная помощь другим, активное способствование достижению общих целей СД;

б) противодействие достижению целей другими участниками СД, совершение несогласованных с ними действий, идущих в противовес желаниям, мнениям, поведению партнеров по взаи­модействию;

в) уклонение от взаимоД|йствия, т.е. активный уход, избега­ние взаимодействия с партнерами даже в тех случаях, когда си­туация и обстоятельства не только способствуют, но и требуют взаимодействия участников СД для достижения общих целей.

Исследователи звд&ляют ряд социально-психологических типов взаимодействия. Перечислим их.

1. Сотрудничество: оба партнера по взаимодействию активно помогают друг другу, активно способствуют достижению инди­видуальных целей каждого_и обидах целей СД.

Противоборство: оба партнера противодействуют друг дру­гу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого.

Уклонение от взаимодействия, т.е. оба партнера стараются избегать активного сотрудничества.

4.. Однонаправленное содействие, когда один из участников СД способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним.

Однонаправленное противодействие, т.е. один из партне­ров препятствует достижению целей другого, а второй уклоня­ется от взаимодействия с первым.

Контрастное взаимодействие: один из участников старает­ся содействовать другому, а второй прибегает к стратегии ак­тивного противодействия первому (в подобных ситуациях такое противодействие может маскироваться в той или иной форме).

Компромиссное взаимодействие, когда оба партнера про­являют отдельные элементы как содействия, так и противодей­ствия.

Основные признаки совместной деятельности и свойства субъекта СД тесно взаимосвязаны между собой. Среди основ­ных характеристик субъекта совместной деятельности необходи­мо выделить целенаправленность, мотивированность, уровень целостности (интегрированное™), структурированность, согла­сованность, организованность (управляемость), результатив­ность (продуктивность), пространственные и временные осо­бенности условий жизнедеятельности.

Целенаправленность группового субъекта деятельности пред­ставляет стремление к основной цели.

Мотивированность как свойство группового субъекта дея­тельности характеризует активное, заинтересованное и дейст­венное отношение (побуждение) к совместной деятельности.

Под целостностью (или интегрированностью) коллективного субъекта деятельности понимается внутреннее единство состав­ляющих его элементов. Целостность оценивается совокупно­стью следующих параметров: плотность функциональных свя­зей между его членами, показателями которой выступают часто­та и интенсивность контактов между ними; уровень функцио­нальной взаимосвязанности; отношение числа совместно вы­полняемых функций к общему их числу; тип целостности кол­лективного субъекта, проявляющийся в характере доминирую­щих связей между членами коллектива. Важным свойством группового субъекта деятельности является его структурированность, которая означает четкость и строгость взаимного распределения функций, задач, прав, обязанностей и от­ветственности между членами коллектива, определенность его структуры. Эмпирическими показателями структурированности могут выступать доминирующие способы распределения функций (взаимное дополнение, подстраховка, дублирование), способы при­нятия ответственности за выполнение функций в коллективе (кон­центрация, распределение, диффузия ответственности), характери­стики делового взаимовлияния и др.

Согласованность представляет собой гармоничное сочетание участников группы, взаимную обусловленность их действий. Параметром согласованности является прежде всего тип или ха­рактер согласования (соотношения) действий членов группы, который может оцениваться с помощью следующих показате­лей: доминирующих способов разрешения разногласий и проти­воречий, ведущей "зоны" согласования действий участников группы, уровня конфликтности и типичных способов поведе­ния ее участников в конфликтных ситуациях и т.п.

Организованность обобщенного субъекта деятельности озна­чает упорядоченность, собранность, подчиненность определен­ному порядку выполнения совместной деятельности, способ­ность действовать точно, в соответствии с заранее установлен­ным планом (планомерность).

Интегральным свойством коллективного субъекта деятельно­сти является его результативность, характеризующая Способ­ность достигать позитивного итога.

Модель регуляции совместной деятельности. Концептуальный анализ полевых наблюдений и результатов экспериментов по­зволяет построить относительно гипотетическую модель регуля­ции совместной деятельности. Как видим, централь­ным блоком в этой системе является блок "Условия деятельно­сти и взаимодействия". Разграничение таких понятий, как "дея­тельность" и "взаимодействие", не случайно. Они выступают вместе в совместной деятельности и взаимообусловливают друг друга. В.Е.Смирнов в своей работе "Психология юнощеского возраста" отмечал: "Для членов группы, производящих какое- либо совместное действие, всегда имеются две стороны: стиму­ляция со стороны самой работы и стимуляция, исходящая от других". В совместной деятельности можно выделить два аспекта: а) собственно предметную деятельность; б) совокупность про­цессов, устанавливающих различные связи и зависимости меж­ду людьми в процессе этой деятельности или общения.

Это мнение подтверждает факт разделения условий деятель­ности и взаимодействия. Й.Лингард выделяет две обратные свя­зи: собственно-обратную связь об индивидуальной деятельности и социально-обратную связь, обусловленную взаимодействием между индивидами. Обратная связь - это один из важнейших компонентов регуляции любой биологической и социальной системы. Если при действии человека с орудием и объектом труда практическая деятельность немыслима без обратной свя­зи, то в условиях взаимодействия большего числа людей систе­ма обратной связи усложняется. В зависимости от этого Курт Бак выделяет два типа коммуникаций (которым соответствуют определенные структуры языка):

а) направленных на отношения, т.е. взаимодействия;

б) направленных на действия и деятельность.

Р.Бейлз выделяет в совместной деятельности область эмоций и область решения задач. Область эмоций характеризуется на­личием таких форм речевых и поведенческих реакций, которые в большей мере направлены не на саму деятельность (решение задач), а на взаимодействие (межличностные отношения). Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, харак­теризуют степень удовлетворенности совместной деятельно­стью. Другое дело - область решения задач. Эта фаза связана с выдвижением гипотез, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенны­ми эмоциональными переживаниями участников групповой деятельности. Итак, мы выяснили принцип разграничения та­ких понятий, как "деятельность" и "взаимодействие".

Ясно, что эффективность деятельности группы зависит от многих факторов, а также и от условий, в которых она протека­ет. Это могут быть спокойная деловая обстановка, отсутствие давления извне или стрессовые условия, когда группа работает в экстремальной ситуации.

1. Одним из важнейший факторов, определяющих эффектив­ность совместной деятельности группы, является специфика и сложность задач. Это внегрупповой фактор, он задается извне и определяет содержание совместной деятельности. Сложность за­дачи зависит не только от того, какие психические процессы и функции вовлекаются в деятельность (сенсорно-перцептивные, мнемические, логические), но и от того, как часто выполняются действия и вырабатываются навыки - нормы взаимодействия с орудием и объектом труда.

Время совместной работы любого другого вида взаимодей­ствия, например общения приятелей, супругов, может рассмат­риваться с различных позиций.

При официальной организации взаимодействия людей время оценивается как фактор объективной необходимости для совме­стной деятельности; время же взаимодействия при неофициаль­ных отношениях определяется внутренними потребностями ка­ждого из участников общения. Время совместной работы и со­вместного проживания - это не только условие проверки проч­ности отношений, но и, что еще более важно, - фактор форми­рования личностных, в частности характерологических, особен­ностей взаимодействующих людей. С.Л.Рубинштейн пишет по этому поводу: "При длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы об­мен характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобре­тают общие черты, становятся в некоторых отношениях похо­жими друг на друга".

Количественный состав групп в условиях официальных отношений (например, учебная деятельность) определяется из­вне. Количественный состав имеет определенное значение для регуляции эффективности групповой деятельности. Б.Ф.Ломов писал: "С увеличением группы ее эффективность возрастает, но лишь до определенного уровня: при достижении некоторого "критического значения" величина группы перестает влиять на эффективность ее деятельности, а затем - при ее большем уве­личении - эффективность снижается (слишком большая чис­ленность приводит к тому, что люди начинают мешать друг дру­гу)". Но при этом необходимо соотносить специфику деятель­ности группы, сложность решаемых задач с реальной численно­стью.

Соотношение количества членов группы и эффективности ее работы имеет криволинейную зависимость. В проявлении этого фактора следует различать пороговые значения численности группы: а) нижний порог - это число лиц, способных спра­виться с общей задачей; б) верхний порог - это число лиц, эф­фективно справляющихся с заданием, но которое может быть незначительно сокращено без видимого ущерба.

Взаимосвязанность является одним из основных факторов, влияющих на взаимодействия в группе. При этом под взаимо­действием надо понимать такую систему действий участников, когда действия одного обусловливают определенные действия других людей. Степень взаимосвязанности определяется тем, каков характер взаимодействия между индивидами: официаль­ный или неофициальный. В официальной организации прин­цип взаимосвязанности не зависит от желания людей. Неофи­циальные межличностные взаимоотношения не являются задан­ными, они регулируются самими участниками общения.

Малая взаимосвязанность представляет большие возможно­сти для самостоятельной работы. По мере усиления взаимной связанности возможности самостоятельных действий уменьша­ются, но одновременно усиливается роль общегрупповых дости­жений. Больше того, увеличение взаимосвязанности усиливает значение руководителя.

Й. Лингард попытался определить уровни взаимной зависи­мости с учетом сложности и качества межличностных связей:

1й уровень взаимосвязанности характеризуется изменением поведения под влиянием присутствия других лиц, ведущих себя подобно зрителям, и обозначен ученым как "публичный эффект";

2й уровень - взаимосвязанность, при которой поведение изменяется под влиянием активно участвующих других лиц в конкретной деятельности. Совместное действие в данном.случае необходимо различать по степени взаимосвязанности: "... от эмоциональной и заинтересованной совместной деятельности других лиц без непосредственной помощи... - до взаимного со­трудничества. ..".

Функциональную структуру группы можно дифференци­ровать на: первичную (заданная условиями, а также формаль­ными признаками организации); вторичную (распределение ро­левых функций в процессе решения задач, например в зависи­мости от коммуникативных качеств участников). Любая группо­вая деятельность требует элементарного разделения функций. Без этого невозможно функционирование даже такой системы, как отношения между двумя людьми. Для оптимального регули­рования системы управления необходимо рациональное соотно­шение между заданным и произвольным распределением функ­циональных обязанностей. Произвольное (вторичное) распреде­ление функций определяется, с одной стороны, системой задач, которые решает группа, а с другой - индивидуально-типиче­скими, личностными и социально-психологическими особенностями членов группы. В сплоченных группах лидер эффективнее, чем в менее сплоченных. "Сплоченность группы" и "эффективность лидерства" - это взаимозависимые перемен­ные. Группа может быть сплоченной только при оптимальном распределении функций между ее членами, поэтому естествен­но, что и эффективность лидерства будет больше; это качество сплоченной группы есть следствие согласия внутри группы.

Для нас также является интересным тот факт, что многие группы являются изолированными от обычной социальной среды (экспедиции, экипажи морских судов и космических кораблей). Мера автономности группы может выражаться в характере поведения ее в конфликтной ситуации. При высокой автономности группы конфликт "замыкается" на какой-либо внешний объект (например, любое лицо, не входящее в состав группы; прибор, расцениваемый как внешний элемент). Слабая авто­номность группы выражается в конфликте, который замыкается между ее членами. Социальная изоляция более, пожалуй, чем физическая, действует на самочувствие человека. Но в отличие от индивидуальной изоляции отсутствие обычного круга общения компенсируется возрастанием уровня межличностных отно­шений внутри самой группы, хотя до известных пределов. Су­жение круга и углубление общения быстрее исчерпывают ин­формативную ценность каждого из членов группы, что в конечном счете приводит к индивидуальной изоляции.

Автономность группы выступает как следствие не только фи­зических условий, но и внутренних и внешних социально-пси­хологических. Это выражается в том, что хорошо сработавшаяся группа, включаемая во взаимодействия с другими группами, порой проявляет агрессивность по отношению к членам других групп.

В деятельности любого человека или группы людей выделяют мотив. Как побуждение - это источник или причина действия. В условиях индивидуального решения задач мотив связан с уровнем притязания данного человека и его возможностями. А в условиях совместной работы группы людей притязание од­ного может не согласовываться с притязаниями другого.

Характер мотивации каждого члена группы и всей группы в целям различается по силе и направленности. Внутренняя мо­тивация каждого члена группы, коллектива определяется прежде всего условиями решения задач, которые могут усиливать или ослаблять ее. Сила мотивированности зависит от взаимного влияния членов группы друг на друга. При высоком уровне по­ложительного отношения к работе происходит усиление мотивированности каждого члена и всей группы. Направленность мотивации выражается через ориентацию личности на личный успех (на самого себя), коллективистский (на группу) и деловой (на задание). Ориентация на собственный или групповой ре­зультат находится в непосредственной зависимости от степени взаимосвязанности между членами группы. При большей моти­вации увеличивается мотивация членов группы на общую эффективность совместной деятельности, либо в группе возникает конфликт вплоть до отказа решения задачи.

8. Разнообразной по структуре является система дополни­тельных факторов.

Индивидуальные психологические особенности членов группы и однородность-разнородность ее по различным психологическим характеристикам - суть внутригрупповые факторы (их два):

первый фактор - уровень индивидуальных характеристик членов группы. Это показатель тех возможностей, которыми обла­дает каждый участник совместных действий в отдельности (сюда можно включить нейродинамические, психомоторные, интеллекту­альные, социально-психологические особенности людей);

второй фактор - однородность-разнородность группы (степень подобия между людьми в группе). Для одного типа совместной деятельности важным является близость, подобие чле­нов группы по каким-либо параметрам. Для других видов работ контраст и различия являются условием успешного выполнения групповых задач. Особое значение имеют возрастные и половый различия людей: их роль в регулировании взаимодействий (общения, отношений) чрезвычайно велика.

Фактор однородности-разнородности группы имеет два уровня:

1-й уровень однородности-разнородности группы (степень подобия-контраста вероятных участников взаимодействия) есть соотношение их индивидных (природных), личностных и социально-психологических параметров (темперамента, интеллекта, характера, мотивации, интересов, ценностных ориентаций, ми­ровоззренческих позиций). Этот уровень участвует в регуляции эффективности совместной деятельности и межличностных от­ношений людей. Однако его регулирующая функция может ма­ло осознаваться членами группы. Это совсем не означает, что партнеры не видят реального сходства или различия между со­бой. Просто это настолько очевидно, что воспринимается как само собой разумеющееся;

2-й уровень однородности-разнородности группы есть со­отношение (сходство-различие) их мнений, оценок, отношений к себе, к партнеру, к другим людям, предметному миру. Второй уровень подразделяется на два подуровня:

первичный (или исходный). Этот подуровень - есть ис­ходные данные до взаимодействия соотношения мнений, оце­нок (о мире предметов и о себе подобных) и отношений (к ми­ру предметов и к себе подобным);

вторичный подуровень - есть соотношение (сходство-раз- личие) мнений, оценок и отношений как следствие взаимодей­ствия между членами группы. Он является следствием взаимо­действия мнений, оценок и отношений общающихся партнеров и регулируется такими механизмами социального поведения, как подражание, внушение, конформность. Степень позитивной изменчивости мнений, оценок, позиций - один из основных показателей сплоченности, солидарности группы. Этот подуро­вень преобразуется благодаря изменчивости. Изменчивость за­висит не только от исходного соотношения параметров первич­ного подуровня неоднородности, но и от первого уровня неод­нородности группы, т.е. от соотношения индивидных, личност­ных и социально-психологических особенностей членов груп­пы. В свою очередь, изменение и принятие других мнений, оце­нок, отношений участвует в формировании ценностных ориен­таций, интересов, т.е. происходит изменение первого уровня однородности -разнородности.

Исходное, первоначальное соотношение мнений, оценок и отношений в группе характеризует единство взглядов и выража­ет сходство-различие интересов, ценностных ориентаций и лич­ностных установок. Партнеры не только осознают сходство-раз­личие в своих мнениях, оценках, отношениях, но и ощущают его реальную значимость для совместной деятельности и меж­личностных отношений.

Из всего выше изложенного можно сделать вывод о том, что в регуляции эффективности групповой деятельности участвуют самые разные системы факторов:

а) внегрупповые (физические и социальные);

б) внутригрупповые (нормы, межличностные отношения, исходные и результативные);

в) внеличностные (однородность-разнородность по индиви­ду ально-психологическим параметрам);

г) внутриличностные (индивидуально-психологические осо­бенности членов группы, их состояния, исходные мнения, оценки и отношения). "

Фактором, связывающим все перечисленные системы, явля­ется фактор общественной значимости совместной деятельно­сти группы людей.

Екатерина Анненкова, аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру". Фото Б. Мальцева ИА «Клерк.Ру»

Заключение договора о совместной деятельности (договора простого товарищества) предполагает объединение усилий и имущества коммерческих организаций (ИП) для достижения определенной цели.

В результате осуществления совместной деятельности стороны обычно планируют получение доходов, оптимизацию затрат и налогового бремени.

Договор простого товарищества предполагает особый порядок перераспределения доходов между товарищами (участниками договора), устанавливаемый условиями этого договора.

Совместная деятельность привлекательна, в том числе, простотой оформления, которая связана с тем, что стороны договора не создают нового юридического лица и, соответственно, нет нужды в совершении регистрационных действий и прохождении через множество формальностей.

Согласно п.1 ст.1041 ГК РФ, по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) двое или несколько лиц (товарищей) обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли или достижения иной не противоречащей закону цели.

В статье будут рассмотрены требования действующего законодательства к участникам договора о совместной деятельности и особенности бухгалтерского учета связанных с ее осуществлением хозяйственных операций.

Простое товарищество в гражданском законодательстве

Прежде всего, нужно отметить, что при осуществлении совместной деятельности очень важно уделить особое внимание составлению договора, так как от его условий зависит, в том числе:
  • оценка вкладов,
  • порядок распределения полученных доходов,
  • порядок покрытия расходов и убытков,
  • порядок принятия решений,
  • и т.п.
Согласно п.2 ст.1042 ГК РФ, сторонами договора простого товарищества, заключаемого для осуществления предпринимательской деятельности , могут быть только ИП и/или коммерческие организации.

В случае, когда целью совместной деятельности не является получение прибыли, участниками договора простого товарищества могут быть так же некоммерческие организации и физические лица.

Обратите внимание : Особенности договора простого товарищества, заключаемого для осуществления совместной инвестиционной деятельности (инвестиционного товарищества), устанавливаются Федеральным законом от 28.11.2011г. №335-ФЗ

«Об инвестиционном товариществе».

Вкладом товарища признается все то, что он вносит в общее дело, в том числе:

  • деньги,
  • иное имущество,
  • профессиональные и иные знания, навыки и умения,
  • деловая репутация,
  • деловые связи.
Вклады товарищей предполагаются равными по стоимости, если иное не следует из договора простого товарищества или фактических обстоятельств. Денежная оценка вклада товарища производится по соглашению между товарищами.

Согласно положениям ст.1044 ГК РФ, общей долевой собственностью товарищей признаются*:

  • имущество, внесенное товарищами (принадлежащее им на праве собственности),
  • произведенная в результате совместной деятельности продукция,
  • полученные от такой деятельности плоды и доходы.
*Если иное не установлено законом или договором простого товарищества либо не вытекает из существа обязательства.

Внесенное товарищами имущество, которым они обладали по основаниям, отличным от права собственности, используется в интересах всех товарищей и составляет наряду с имуществом, находящимся в их общей собственности, общее имущество товарищей.

Ведение бухгалтерского учета общего имущества товарищей может быть поручено ими одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.

Пользование общим имуществом товарищей осуществляется по их общему согласию, а при отсутствии согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

Обязанности товарищей по содержанию общего имущества и порядок возмещения расходов, связанных с выполнением этих обязанностей, определяются договором простого товарищества.

В соответствии со ст.1044 ГК РФ, при ведении общих дел каждый товарищ вправе действовать от имени всех товарищей, если иное не установлено условиями договора.

Договором может быть предусмотрено, что ведение дел осуществляется отдельными участниками либо совместно всеми участниками договора простого товарищества.

При совместном ведении дел для совершения каждой сделки требуется согласие всех товарищей.

В отношениях с третьими лицами полномочие товарища совершать сделки от имени всех товарищей удостоверяется:

  • доверенностью, выданной ему остальными товарищами,
  • договором простого товарищества в письменной форме.
Решения, касающиеся общих дел товарищей, принимаются товарищами по общему согласию, если иное не предусмотрено договором.

Обратите внимание: Условие договора, ограничивающее право товарища знакомиться со всей документацией по ведению дел товарищества - незаконно и является ничтожным (ст.1045 ГК РФ).

В соответствии с положениями ст.1046 ГК РФ, порядок покрытия расходов и убытков, связанных с совместной деятельностью товарищей, определяется их соглашением.

При отсутствии такого соглашения каждый товарищ несет расходы и убытки пропорционально стоимости его вклада в общее дело.

На основании ст.1048 ГК РФ, прибыль, полученная товарищами в результате совместной деятельности, распределяется пропорционально стоимости вкладов товарищей, если иное не предусмотрено:

  • договором простого товарищества,
  • иным соглашением товарищей.
Обратите внимание: Соглашение, полностью освобождающее кого-либо из товарищей от участия в прибыли, покрытии общих расходов или убытков, ничтожно.

Договор простого товарищества прекращается вследствие:

  • Объявления кого-либо из товарищей недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим*.
  • Объявления кого-либо из товарищей несостоятельным (банкротом)*.
  • Смерти товарища или ликвидации либо реорганизации участвующего в договоре простого товарищества юридического лица*. Договором или соглашением может быть так же предусмотрено замещение умершего товарища (ликвидированного или реорганизованного юридического лица) его наследниками (правопреемниками).
  • Отказа кого-либо из товарищей от дальнейшего участия в бессрочном договоре простого товарищества*. Заявление об отказе от бессрочного договора простого товарищества должно быть сделано не позднее чем за три месяца до предполагаемого выхода из договора. При этом, даже если товарищами было заключено соглашение об ограничении права на отказ от бессрочного договора простого товарищества, оно незаконно и является ничтожным.
  • Расторжения договора простого товарищества, заключенного с указанием срока, по требованию одного из товарищей в отношениях между ним и остальными товарищами*.
  • Истечения срока договора простого товарищества.
  • Выдела доли товарища по требованию его кредитора*
*Если договором или последующим соглашением не предусмотрено сохранение договора в отношениях между остальными товарищами.

При прекращении договора простого товарищества вещи, переданные в общее владение, пользование товарищей, возвращаются предоставившим их товарищам без вознаграждения , если иное не предусмотрено соглашением сторон.

С момента прекращения договора его участники несут солидарную ответственность по неисполненным общим обязательствам в отношении третьих лиц.

Раздел имущества, находившегося в общей собственности товарищей, и возникших у них общих прав требования осуществляется в порядке, установленном ст.252 ГК РФ.

Недвижимость, которая будет создана или приобретена в будущем

В некоторых случаях договор совместной деятельности заключается в целях строительства недвижимости, подлежащей продаже в будущем.

При осуществлении такого рода отношений необходимо учитывать мнение Пленума ВАС РФ, выраженное в Постановлении от 11.07.2011г. №54«О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем».

Согласно п.4 данного Постановления, при рассмотрении споров, вытекающих из договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, судам следует устанавливать правовую природу соответствующих договоров и разрешать спор по правилам глав 30 («Купля-продажа»), 37 («Подряд»), 55 («Простое товарищество») Кодекса и т.д.

Если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи .

При этом судам необходимо учитывать, что положения законодательства об инвестициях (в частности, статьи 5 Закона РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР», статьи 6 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений») не могут быть истолкованы в смысле наделения лиц, финансирующих строительство недвижимости, правом собственности (в том числе долевой собственности) на возводимое за их счет недвижимое имущество.

Право собственности на объекты недвижимости возникает у лиц, заключивших договор купли-продажи будущей недвижимой вещи (включая случаи, когда натакого рода договоры распространяется законодательство об инвестиционной деятельности), по правилам пункта 2 статьи 223 ГК РФ, то есть с момента государственной регистрации в ЕГРП этого права за покупателем.

В соответствии с п.6 Постановления, в случаях, когда по условиям договора:

  • одна сторона, имеющая в собственности или на ином праве земельный участок , предоставляет его для строительства здания или сооружения,
  • другая сторона обязуется осуществить строительство, к отношениям сторон по договору подлежат применению правила главы 37 ГК РФ, в том числе правила параграфа 3 названной главы («Строительный подряд»).
При разрешении споров, вытекающих из указанных договоров, судам необходимо учитывать, что на основании статьи 219 ГК РФ право собственности на здание или сооружение, созданное по договору, возникает у стороны, предоставившей земельный участок (застройщика), с момента государственной регистрации данного права в ЕГРП.

Сторона, осуществившая строительство, имеет право на оплату выполненных работ в соответствии с договором, а при неисполнении стороной, предоставившей земельный участок, обязанности по их оплате может требовать от нее возмещения причиненных убытков, уплаты предусмотренной договором неустойки, а также воспользоваться правом, предоставленным ей статьей 712 ГК РФ.

Если по условиям договора сторона, осуществившая строительство, имеет право в качестве оплаты по нему получить в собственность помещения в возведенном здании, названный договор следует квалифицировать как смешанный (пункт 3 статьи 421 ГК РФ) и к обязательству по передаче помещений применяются правила о купле-продаже будущей недвижимой вещи с учетом разъяснений, содержащихся в пунктах 2, 3 и 5 настоящего Постановления.

На основании п.7 Постановления, 7. вслучаях когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады:

  • передает земельный участок,
  • вносит денежные средства,
  • выполняет работы,
  • поставляет строительные материалы,
  • и т.д.,
с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества .

Бухгалтерский учет совместной деятельности товарищей

Правила и порядокотражения хозяйственных операций в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности организации в случаях совместного осуществления операций, совместного использования активов и совместного осуществления деятельностиустановлены .

Согласно , информация об участии в совместной деятельности подлежит раскрытию в бухгалтерской отчетности организации при наличии договоров, условиями которых устанавливается распределение между участниками обязанностей по финансовой и иной совместно осуществляемой деятельности с целью получения экономических выгод или дохода .

На основании , ведение бухгалтерского учета общего имущества может быть поручено одному из участвующих в договоре простого товарищества юридических лиц.

При отражении в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности операций, связанных с участием в совместной деятельности (договоре простого товарищества):

  • организация-товарищ руководствуется пунктами 13 - 16 настоящего Положения,
  • товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором простого товарищества, руководствуется пунктами 17 - 21 настоящего Положения.
  • Бухгалтерский учет у товарища, ведущего общие дела.
В соответствии с п.17 ПБУ 20/03, при организации бухгалтерского учета товарищ, ведущий общие дела в соответствии с договором о совместной деятельности, обеспечивает обособленный учет :
  • операций (на отдельном балансе) по совместно осуществляемой деятельности,
  • операций, связанных с выполнением своей обычной деятельности.
Обратите внимание: Показатели отдельного баланса в бухгалтерский баланс товарища, ведущего общие дела, не включаются .

Отражение хозяйственных операций по договору о совместной деятельности, включая учет расходов и доходов, а также расчет и учет финансовых результатов по отдельному балансу, осуществляются в общеустановленном порядке.

Согласно п.18 ПБУ 20/03, имущество, внесенное участниками договора, учитывается товарищем, ведущему общие дела, обособленно - на отдельном балансе.

Вклады, внесенные участниками совместной деятельности, учитываются товарищем, ведущим общие дела:

  • на счете по учету вкладов товарищей в оценке, предусмотренной договором .
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению*, имущество, внесенное товарищами в простое товарищество в счет их вкладов, приходуется:
  • По Дебету счетов учета имущества (51 «Расчетные счета», 01 «Основные средства», 41 «Товары» и др.) и Кредиту счета 80 «Вклады товарищей».
При возврате имущества товарищам при прекращении договора простого товарищества в бухгалтерском учете производятся обратные записи.

Аналитический учет по счету 80 «Вклады товарищей» ведется по каждому договору простого товарищества и каждому участнику договора.

*Утверждены Приказом Минфина России от 31.10.2000г. №94н.

Приобретенное или созданное в ходе осуществления договора о совместной деятельности имущество отражается в бухгалтерском учете:

  • в сумме фактических затрат на его приобретение, изготовление и т.д.
Учет приобретения или создания новых объектов ОС, НМА и других вложений во внеоборотные активы ведется в общеустановленном порядке.

Начисление амортизации по амортизируемому имуществу в рамках отдельного баланса осуществляется в общеустановленном порядкевне зависимости от фактического срока их использования и применяемых ранее способов начисления амортизации до заключения договора о совместной деятельности.

  • Бухгалтерский учет у товарищей - участников договора о совместной деятельности.
На основании п.13 ПБУ 20/03, активы, внесенные в счет вклада по договору о совместной деятельности, включаются организацией-товарищем:
  • в состав финансовых вложений по стоимости, по которой они отражены в бухгалтерском балансе на дату вступления договора в силу.
Таким образом, в отчетности совместной деятельности и в отчетности товарищей суммы вкладов могут не совпадать из-за разного подхода к их оценке (в балансе совместной деятельности - по договорной оценке, в балансе товарища - по балансовой стоимости).

Соответственно, в учете товарища передача вклада по договору совместной деятельности отражается следующими проводками:

  • По Дебету счета 58.4 «Вклады по договору простого товарищества» и Кредиту счетов учета имущества (51 «Расчетные счета», 01 «Основные средства», 41 «Товары» и др.)
Согласно п.14 ПБУ 20/03, при формировании финансового результата каждая организация-товарищ включает в состав прочих доходов или расходов:
  • прибыль или убытки по совместной деятельности, подлежащие получению или распределенные между товарищами.
При этом организации-товарищи делают следующие проводки:
  • По Дебету счета 76.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим расчетам» и Кредиту счета 91.1 «Прочие доходы» - получена прибыль по результатам совместной деятельности.
  • По Дебету счета 91.2 «Прочие расходы» и Кредиту счета 76.3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим расчетам» - получен убыток по результатам совместной деятельности
Согласно п.15 ПБУ 20/03, имущество, подлежащее получению каждой организацией-товарищем по результатам раздела в соответствии со ст.1050 ГК РФ при прекращении совместной деятельности, отражается как:
  • погашение вкладов, учтенных в составе финансовых вложений.
В случае возникновения разницы между стоимостной оценкой вклада, учтенного в составе финансовых вложений, и стоимостью полученных активов после прекращения совместной деятельности эта разница включается в состав:
  • прочих доходов или прочих расходов при формировании финансового результата.
Активы, полученные организацией-товарищем после прекращения совместной деятельности, принимаются к бухгалтерскому учету в оценке, числящейся в отдельном балансе на дату принятия решения о прекращении совместной деятельности.

    Екатерина Анненкова , аудитор, аттестованный Минфином РФ, эксперт по бухгалтерскому учету и налогообложению ИА "Клерк.Ру"