Партнеров по общению или деятельности. Основные стороны процесса общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная, их связь с характером совместной деятельности и характером отношений партнеров по общению

Теория психологии общения.

Общение – это взаимодействие людей, включающее в себя 3 стороны.

а) Коммуникативную сторону – как обмен информацией;

б) Интерактивную сторону – как взаимодействие;

в) Перцептивную сторону – как восприятие человека человеком.

Коммуникативная сторона общения. На первом плане – «что говорится?», а не «кем» и «как».

Выделяют следующие виды коммуникации:

  1. Познавательная коммуникация – получение и передача информации.
  2. Экспрессивная коммуникация – обмен эмоциями, мнениями, взглядами.
  3. Убеждающая коммуникация – с целью заставить человека сделать что-либо полезное для нас.
  4. Социально-ритуальная коммуникация – с целью поддержания норм и обычаев.

Средства общения.

Речь (вербальные средства) – наиболее универсальное средство общения, потому, что с её помощью информация передаётся наиболее точно с наименьшими потерями.

Неречевые (невербальные) средства - мимика, пантомимика, позы, жесты, расстояние между партнёрами

Выделяют также 2 особые подгруппы.

Экстралингвистика – смех, слёзы, сопение и т.д.

Паралингвистика – звуки, сопровождающие речь.

С помощью речи человек передаёт информацию, а с помощью невербалики – своё отношение к ней. В случае противоречия между вербальными и невербальными выражениями, люди склонны доверять невербальным.

Как мы уже говорили, дистанция общения – расстояние между партнёрами – является невербальным фактором. Различают 4 зоны общения

  1. Интимная зона – 0 – 45 см.
  2. Личная (персональная) зона – 45 – 120 см.
  3. Социальная зона – 120 – 350 см.
  4. Публичная зона – от 350 см и выше.

Следует отметить, что в разных культурах величины этих зон варьируются. На ближнем востоке эти зоны ближе, на западе – дальше.

Интерактивная сторона – общение как взаимодействие людей. Вступая во взаимодействие, люди могут руководствоваться различными мотивами.

  1. Мотив максимизации всеобщего выигрыша. (Сотрудничество)
  2. Мотив максимизации собственного выигрыша. (Эгоизм)
  3. Мотив максимизации выигрыша других. (Альтруизм)
  4. Мотив максимизации собственного выигрыша при минимизации выигрыша других. (Соревнование)
  5. Мотив минимизации выигрыша других
  6. Мотив минимизации различий в выигрыше. (Равенство)

Общение успешно в том случае, если мотивы сторон совпадают.

Позиции партнёров в общении.

Нулевая позиция – позиция неприятия.

Пристройка «сверху» - доминирование над партнёром в общении.

Пристройка «рядом» - отношение к партнёру как к равному.

Пристройка «снизу» - добровольное подчинение себя партнёру.

Написать в памятке рядом с каждым из этих определений пример из вашей жизни.

Уровни общения.

  1. Конвенциальный – самый человечный уровень общения с пристройкой «рядом».
  2. Примитивный – к человеку относятся не как к личности, а как к вещи, либо нужной, либо нет. По отношению к нижестоящим осуществляется пристройка «сверху», а по отношению к вышестоящим добровольная пристройка «снизу».
  3. Манипулятивный – игра, которую непременно нужно выиграть. Выигрыш означает выгоду либо материальную, либо психологическую. Психологическая выгода – возможность пристройки «сверху» для безнаказанного нанесения психологических уколов партнёру.
  4. Деловой – конвенциальный уровень в деловом сотрудничестве.
  5. Игровой – похож на конвенциальный, но превосходит его тонкостью содержания и богатством оттенков. Цель такого общения – желание помочь другому человеку освободиться от недостатков и лучше понять себя. Допустим в группах психотерапии и между близкими людьми.
  6. Формальный уровень общения – контакт масок.
  7. Духовный – по отношению к харизматическим личностям

Перцептивная сторона общения – отражает восприятие и понимание людей друг другом. Основной механизм этой стороны общения – социальная перцепция - восприятие внешних признаков человека с одновременным оцениванием другого человека, его отношения к нам, а также прогнозирования его поведения.

Основные виды социальной перцепции.

  1. Идентификация – способность поставить себя на место партнёра по общению и посмотреть на ситуацию его глазами.
  2. Эмпатия – «вчувствование» в состояние другого
  3. Аттракция – переживание и формирование первичного отношения к человеку как основа познания этого человека.

Стереотипы восприятия.

  1. Эффект ореола – стремление судить о положительных свойствах характера на основе восприятия внешности. Приписывание отрицательных свойств – эффект антиореола.
  2. Установка – бессознательное стремление определённым образом думать о человеке или относиться к нему под влиянием чужого мнения или собственного опыта.
  3. Каузальная атрибуция – приписывание мотивов поведения на основе установок.

Для того чтобы избавиться от стереотипов или шаблонов восприятия, важно обладать рефлексией – уметь отражать себя.

Стадии общения.

Общение или беседа будет эффективна или успешна тогда, когда

а) Люди удовлетворены ею;

б) Найдено и принято решение, с которым все согласны.

Таким образом, напрашивается вывод, что для того, чтобы общение было эффективным, необходимо пройти четыре стадии общения.

  • Контакт.
  • Ориентация.
  • Поиск совместного решения
  • Принятие решения.

Контакт. Эта стадия очень важна, так как именно в этот момент устанавливается доверительный контакт, который помогает быстрее прийти к единому пониманию ситуации, а затем к решению задачи. Стадия контакта может длиться от нескольких секунд до нескольких часов. Например, когда собеседники здороваются и переходят к делу – тогда стадия контакта очень короткая. Но иногда люди сначала долго говорят на отвлечённые темы и только после того переходят к делу – тогда стадия контакта может быть больше чем остальное общение.

Ориентация. На этой стадии необходимо сориентироваться в собеседнике, в его проблеме и сориентировать собеседника в своём понимании проблемы.

Поиск совместного решения. Здесь основной акцент делается на совместности решения, то есть оба собеседника как партнёры должны прийти к единому решению.

Принятие решения – для того, чтобы подчеркнуть значимость принятого решения. Бывает, что люди поговорили, и у каждого осталось впечатление, что вроде бы всё решено, но непонятно, что за решение и кто ответственный. Поэтому на данной стадии самое главное – чётко проговорить принятое решение и убедиться в одинаковом его понимании.

Также важен выход из контакта или ритуал прощания.

Стадия «Контакт». «Правило угла». За спиной любого человека находится угол, в который его легко загнать, но из угла нет достойного выхода. Есть только два недостойных. Первый – это попытаться выиграть за счет агрессии. Но всё равно проиграть. Второй – согласиться, уступить, и потом чувствовать негативные эмоции, то есть сразу проиграть. Таким образом, есть два правила угла: не загонять другого в угол, т.е. не осуждать его без достаточного основания, и самому не заходить в этот угол, т.е. не обижаться.

Невозможно решить проблему, не установив контакта!

Правила вступления в контакт.

Первое правило – приветствие. Три составляющих: обращение к человеку по имени, улыбка, рукопожатие.

Второе правило – контакт глаз необходимо поддерживать 10-15% времени общения

Третье правило – сокращение социальной дистанции.

Четвёртое – сказать человеку о его значимости.

Пятое – не вести серьёзных разговоров на ходу.

Стадия «Ориентация». Чтобы сориентировать человека в вашем понимании проблемы и сориентироваться самому в том, как ваш собеседник понимает проблему:

Нужно уметь говорить;

Нужно уметь слушать;

Обращать внимания на невербальные проявления.

Карта реальности. Собачки. Обобщение, упущение, искажение.

Люди думают с помощью образов, звуков и ощущений.

  • Любое произнесённое или прочитанное слово вызывает у них образ.
  • У каждого своя собачка в голове.
  • Внутренние картинки и образы объединяются в голове в целые фильмы. Именно эти фильмы запоминаются как воспоминания о сказанном или прочитанном.
  • Слова – это кнопки, пусковой механизм, запускающий процесс воображения.

Есть три процесса, участвующих в создании пространства внутренних представлений у человека.

  • Обобщение;
  • Упущение;
  • Искажение.

Обобщение. Обобщения помогают нам быстро учиться. Обобщения могут ограничивать наш мир.

Упущения. Мы можем отключать тот или иной канал восприятия и не воспринимать всю информацию, имеющуюся вокруг нас в данный момент.

Искажение. Без процесса искажения мир не мог бы изменяться и развиваться. Но и у этого процесса есть свои отрицательные стороны. Например, с помощью процесса искажения у людей появляются страхи.

Самые большие ошибки людей.

  • Люди часто думают, что другие думают точно так же как они.
  • Люди часто уверены, что в любой ситуации может быть только одно истинное восприятие и только одна трактовка событий – их трактовка.
  • Люди часто считают, что при произнесении слова, например, «собачка», другие люди подразумевают и видят то же самое, что и они.

Как добиться наиболее полного взаимопонимания с окружающими? Нужно сделать несколько вещей.

  • Во-первых – это осознать субъективность восприятия окружающего мира человеком.
  • Во-вторых научиться слушать и слышать человека.

Для этого необходимо освоить несколько техник. Одна из них – техника активного слушания.

Можно выделить три способа слушания:

  • Негативная оценка, игнорирование и эгоцентризм.
  • Выспрашивание, замечания о ходе беседы – техники пассивного слушания. С их помощью можно показывать партнёру, что «я тебя слушаю», но в действительности, слушать не помогают.
  • Техники активного слушания.

Техники активного слушания

предполагают следующие действия (вербализации):

  • Проговаривание. Собеседник дословно повторяет высказывания партнера, при этом он может начать с воной фразы: «Как я вас понял, ….», «Другими словами, …» и т.д.
  • Перефразирование. Собеседники воспроизводит высказывание партнёра в сокращённом и обобщённом виде, кратко формулирует самое существенное в его словах. «Вашими основными идеями, как я понял, являются…»; «Итак, ..»
  • Развитие идеи. Собеседник пытается вывести логическое следствие из высказывания партнёра: «Если исходить из того, что вы сказали, то выходит, что…»

Вербализации выполняют следующие функции:

  • Позволяет собрать информацию.
  • Позволяет отобразить наиболее важную информацию.
  • Помогает уточнить, правильно ли вы поняли партнера.
  • Помогает лучше запомнить информацию.
  • Помогает осмыслить информацию.
  • Помогает подвести итоги.
  • Помогает держаться в русле проблемы.
  • Является средством ориентации на партнёра.
  • Помогает лучше понять свою проблему.
  • Помогают закрепить точку зрения партнёра.
  • Даёт время на обдумывание.
  • Вербализация помогает использовать механизм паузы.

Стадия «поиск совместного решения». Её ещёчасто называют стадией аргументации, так как здесь необходимо аргументировать свою точку зрения и работать с аргументами партнёра.

Что необходимо делать с аргументами, которые ваш собеседник уже высказал? На какие-то из них нужно привести контраргументы, какие-то аргументы разобрать, рассмотреть с разных точек зрения

Существует две основные стратегии аргументации – по восходящей и по нисходящей.

Стадия «Принятие решения»

Четвёртая стадия – стадия принятия решения и выхода из контакта. Успешность прохождения и завершения этой стадии зависит от того, насколько эффективным было общение, то есть отвечало ли оно обоим критериям эффективности. Очень важно уделить внимание тому, чтобы принято единое решение, и все участники одинаково понимали это решение. Второй важный момент – это чтобы все участники общения были довольны как самим решением, так и процессом принятия решения, а, следовательно, и друг другом. В такой ситуации выход из контакта происходит естественно, всем легко сказать друг другу приятные слова.

Манипулятивное общение

Манипуляции. – скрытое управление поведением человека, совершаемое ради какой-либо выгоды того, кто управляет. Человека, который в своих интересах управляет поведением другого помимо его воли, называют манипулятором. Манипуляция сознанием присутствует во всех сферах общественной жизни.

Манипулятор – своего рода кукловод, который с помощью «ниток» управляет другими. Такими нитками могут быть человеческие комплексы, амбиции, общественное мнение, духовные и нравственные ценности. Кто и для чего применяет манипуляцию:

  1. Манипуляцию применяют в тех случаях, когда целью манипуляции является действие или намерение, аморальное в глазах общества;
  2. Манипулируют индивиды, для которых заявить о своих намерениях или просьбах невозможно, из – за влияния различных комплексов (чувство вины, чувство превосходства, повышенная тревожность, беспокойство о будущем и другие);
  3. Естественно, манипулируют политики, всегда. Просто по привычке, чтобы не потерять форму;
  4. Однозначно манипулируют журналисты, телеведущие, следователи, прокуроры, адвокаты и прочие юристы.
  5. манипулируют врачи, учителя и психологи.

Манипулятивная система может быть определена как манипулятивный или игровой стереотип. Можно выделить четыре основных манипулятивных схемы.

  1. Активный манипулятор пытается управлять другими с помощью активных методов. Он избегает демонстрировать свою слабость в отношениях, принимая роль полного сил. Обычно привлекает своё общественное положение.
  2. Пассивный манипулятор являет собой противоположность активному. Он решает, что поскольку он не может контролировать жизнь, то откажется от усилий и позволит распоряжаться собой активному манипулятору
  3. Соревнующийся манипулятор рассматривает жизнь как состояние, требующие постоянной бдительности, поскольку здесь можно выиграть или проиграть – третьего не дано. Он колеблется между методами первого или второго поэтому может рассматриваться как нечто среднее.
  4. Четвёртая форма манипулятивной системы – это система безразличной манипуляции. Манипулятор играет роль безразлично, ни на что не надеясь и пытаясь ускользнуть. «Мне плевать» - его любимая фраза.

Первый признак – человек ведет себя неестественно, неискренне и в то же время заученно, т.е. играет наиболее удобную для него на данный момент роль. Фальшивые нотки в голосе, преувеличенные или наоборот, неестественно подавленные эмоции – тоже признак манипуляции. У манипуляции, помимо всего этого, есть и вербальные проявления – это всевозможные словесные штампы, клише, банальные речевые обороты, не несущие смысловой нагрузки.

Метаязык.

Как мы выяснили ранее, в среднем 60 – 80% личного общения осуществляется через невербальные каналы, однако словесное общение тоже чрезвычайно важно. Как и язык тела, метаязык основывается на «интуиции», «предчувствии», «шестом чувстве» и понимании, что слова и мысли собеседника – совсем не одно и то же.

Наиболее типичные раздражающие метаслова – это «понимаете ли», «так сказать», «ну» и последний шедевр современности – «как бы». Эти фразы наиболее распространены среди малообразованной части общества, хотя очень часто встречаются в СМИ.

Если убрать все метавыражения из речи, то беседа станет краткой, резкой и исключительно смысловой. Мы начнём казаться друг другу грубыми, жестокими и невнимательными. Метаязык смягчает удары, которые мы наносим друг другу, позволяет нам манипулировать собеседником, достичь собственных целей и выпустить эмоции, не нанося смертельной обиды.

Манипуляции в деловом общении.

В деловом общении очень важно уметь распознать психологическую позицию партнёра и занять такую, которая обеспечит конструктивное решение вопроса.

Способы манипуляции

Способы защиты

1. Навязывание роли. Угадав желания человека, манипулятор начинает навязывать роль незаменимого работника, бескорыстной сотрудницы, всеми обожаемого, неотразимой и т.д. Например, «Верочка, мы все прекрасно знаем, что если вы не сделаете, этого никто не сделает…»

Отказ от роли.

2. Вас делают другом. Манипулятор доверительно рассказывает о себе, а затем обращается с какой-нибудь обременительной просьбой: «Я вижу, вы мне так сочувствуете… вот спасибо… я думаю, вы не откажетесь…»

Не замечать намёков, не проявлять чрезмерного участия

3. Доброжелатель. Чрезвычайно любезно и доброжелательно расспрашивает о личных делах, трудностях, затем обращается с просьбой, в которой после такого разговора трудно отказать.

Не быть откровенным с человеком, который не является другом, не считать себя обязанным за проявление участия.

4. «Дружим против общего врага». Манипулятор доверительно сообщает о том, как плохо высказывался о вас руководитель или коллега. Он возбуждает неприязнь к «недоброжелателю», подталкивая к определённым действиям.

«С чего бы это он разоткровенничался»?

5. Вас делают соратником по общему делу. Например, посетитель доверительно, с расчётом на понимание и сочувствие, посвящает вас в свой замечательный проект реорганизации работы фирмы. И тут же именно его бумаги просит показать директору в первую очередь.

Не поддаваться пафосу собеседника. Самому оценить суть проекта.

6. Туманные намёки. Манипулятор не высказывает прямо свою просьбу, а ходит вокруг да около.

Прервать его высказывания вопросом «Вы это о чём?»

7. Берёт измором. Манипулятор с обворожительной улыбкой снова и снова повторяет одну и ту же просьбу, выполнить которую вы не можете или не хотите.

«Заезженная пластинка»

По теории Я-состояний Э. Берна, люди в процессе общения принимают одну из трёх манипулятивных позиций, своеобразных ролей: Дитя, Взрослый, Родитель. Название ролей говорит само за себя. Человек, вставший в позицию ребенка, снимает с себя всякую ответственность за происходящее и перекладывает её на других. Родитель проявляет давление и принимает на себя ответственность в принятии решений. Взрослый – это позиция наиболее конструктивная, основанная на уважении к собеседнику и осознании своей ответственности. Для наиболее конструктивного диалога необходимо перевести его в позицию Взрослый – Взрослый. Для этого необходимо:

  • При общении с Ребёнком напомнить ему о его значимости и ответственности.
    Например: « Не я принимаю решения»
    «если не вы, (зам. по снабжению, начальник отдела закупок) то кто же?»
  • При общении с Родителем – переждать поток эмоций, проигнорировать его и вывести собеседника на позицию взрослого, продолжая общение с позиции здравого смысла. К этому мы вернёмся позже.

Когда говорят о коммуникации в узком смысле слова, то прежде всего имеют в виду тот факт, что в ходе совместной деятельности люди обмениваются между собой различными представлениями, идеями, интересами, настроениями, чувствами, установками и пр. все это можно рассматривать как информацию, и тогда сам процесс коммуникации может быть понят как процесс обмена информацией. При всяком рассмотрении человеческой коммуникации с точки зрения теории информации фиксируется лишь формальная сторона дела: как информация передается, в то время как в условиях человеческого общения информация не только передается, но и формируется, уточняется, развивается.

Общение нельзя рассматривать лишь как отправление информации какой-то передающей системой или как прием ее другой системой потому, что в отличие от простого ""движения информации"" между двумя устройствами здесь мы имеем дело с отношением двух индивидов, каждый из которых является активным субъектом: взаимно информирование их предполагает налаживание совместной деятельности. Это значит, что каждый участник коммуникативного процесса предполагает активность также и в своем партнере, он не может рассматривать его как некий объект. Другой участник предстает тоже как субъект, и отсюда следует, что, направляя ему информацию, на него необходимо ориентироваться, т.е. анализировать его мотивы, цели, установки (кроме своих собственных), ""обращаться"" к нему, по выражению В.Н.Мясищева. Схематично коммуникация может быть изображена как интерсубъектный процесс (S D S).

В коммуникативном процессе и происходит не простое движение информации, но как минимум активный обмен ею. Главная ""прибавка"" в специфически человеческом обмене информацией заключается в том, что здесь особую роль играет для каждого участника общения значимость информации, потому, что люди не просто ""обмениваются"" значениями, но, как отмечает А.Н. Леонтьев, стремится при этом выработать общий смысл.. это возможно лишь при условии, что информация не просто принята, но и понята, осмыслена. Суть коммуникативного процесса – не просто взаимное информирование, но совместное постижение предмета. Поэтому в каждом коммуникативном процессе реально даны в единстве деятельность, общение и познание.

Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на поведение партнера, т.е. знак изменяет состояние участников коммуникативного процесса, в этом смысле ""знак в общении подобен орудию в труде"". Коммуникативное влияние, которое здесь возникает, есть не что иное как психологическое воздействие одного коммуниканта на другого с целью изменения его поведения. Эффективность коммуникации измеряется именно тем, насколько удалось это воздействие. Это означает, что при обмене информацией происходит изменение самого типа отношений, который сложился между участниками коммуникации. Ничего похожего не происходит в ""чисто"" информационных процессах.

Коммуникативное влияние как результат обмена информацией возможно лишь, тогда, когда человек, направляющий информацию (коммуникатор), и человек, принимающий ее (реципиент), обладают единой или сходной системой кодификации и декодификации. Для описания такой ситуации социальная психология заимствует у лингвистики термин ""тезаурус"", обозначающий общую систему значений, принимаемых всеми членами группы. Даже зная значения одних и тех же слов, люди могут понимать их неодинаково: социальные, политические, возрастные особенности могут быть тому причиной. Поэтому у общающихся должны быть идентичны – в случае звуковой речи – не только лексическая и синтаксическая системы, но и одинаковое понимание ситуации общения. А это возможно лишь в случае включения коммуникации в некоторую общую систему деятельности.

Средства общения. Передача любой информации возможна лишь посредством знаковых систем. Существует несколько знаковых систем, которые используются в коммуникативном процессе, соответственно им можно построить классификацию коммуникативных процессов. Различают вербальную и невербальную коммуникации, использующие различные знаковые системы. Соответственно возникает и многообразие видов коммуникативного процесса.

Вербальная коммуникация использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, т.е. систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения. При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а реципиент в процессе слушания декодирует эту информацию.

Посредством речи не просто ""движется информация"", но участники коммуникации особым способом воздействуют друг на друга, ориентируют друг друга, убеждают друг друга, т.е. стремятся достичь определенного изменения поведения. Могут существовать две разные задачи в ориентации партнера по общению. А.А.Леонтьев предлагает обозначать их как личностно-речевая ориентация (ЛРО) и социально-речевая ориентация (СРО), что отражает содержание коммуникации.

Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы. Оптико-кинетическая – жесты, мимика, пантомимика. Пара- и экстралингвистическая – система вокализации, т.е. качество голоса, его диапазон, тональность; включение в речь пауз, других вкраплений, смеха; сам темп речи. Организация пространства и времени коммуникативного процесса – несет смысловую нагрузку как компонент коммуникативной стороны. Визуальный контакт. Совокупность этих средств призвана выполнять следующие функции: дополнения речи, замещение речи, репрезентация эмоциональных состояний партнеров по коммуникативному процессу.

Анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они играют большую вспомогательную роль в коммуникативном процессе. Обладая способностью не только усиливать или ослаблять вербальное воздействие, все системы вербальной коммуникации помогают выявить такой существенный параметр коммуникативного процесса, как намерения его участников. Вместе с вербальной системой коммуникации эти системы обеспечивают обмен информацией, который необходим людям для организации совместной деятельности.

Интерактивная сторона общения . Интерактивная сторона общения – это условный термин, обозначающий характеристику тех компонентов общения, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредственной организацией их совместной деятельности. Часть авторов просто отождествляют общение и взаимодействие, интерпретируя и то и другое как коммуникацию в узком смысле слова, другие рассматривают отношения между взаимодействием и общением как отношение формы некоторого процесса и его содержания. Иногда предпочитают говорить о связанном, но все же самостоятельном существовании общения как коммуникации и взаимодействия как интеракции. Часть этих разночтений порождена терминологическими трудностями, в частности тем, что понятие общение употребляется то в узком, то в широком смысле.

Если полагать, что общение в широком смысле слова (как реальность межличностных и общественных отношений) включает в себя коммуникацию в узком смысле слова (как обмен информацией), то логично допустить такую интерпретацию взаимодействия, когда оно предстает как другая – по сравнению с коммуникативной – сторона общения. Т.е. взаимодействие - это та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организацию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность. Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совместной деятельности, ""по поводу"" ее, и именно в этом процессе людям необходимо обмениваться информацией, и самой деятельностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

В ходе совместной деятельности для участников чрезвычайно не только обменяться информацией, но и организовать ""обмен действиями"", спланировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида ""планами, созревшими в голове другого"", которая и делает деятельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа.

Взаимодействие как организация совместной деятельности. В социальной психологии смысл взаимодействия раскрывается лишь при условии включенности их в некоторую общую деятельность. Конкретным содержанием различных форм совместной деятельности является определенной соотношение индивидуальных ""вкладов"", которые делаются участниками. Так одна их схем предлагает выделить три возможные формы: 1) когда каждый участник делает свою часть общей работы независимо от других – ""совместно-индивидуальная деятельность""; 2) когда общая задача выполняется последовательно каждым участником – ""совместно-последовательная деятельность""; 3) когда имеет место одновременное взаимодействие каждого участника со всеми остальными – ""совместно-взаимодействующая деятельность"".

Однако задача исследования взаимодействия этим не счерпывается. Подобно тому, как в случае анализа коммуникативной стороны общения была установлена зависимость между характером коммуникации и отношениями, существующими между партнерами, здесь также необходимо проследить, как та или иная система взаимодействия сопряжена со сложившимися между участниками взаимодействия отношениями.

Общественные отношения ""даны"" во взаимодействии через ту реальную социальную деятельность, часть которой взаимодействие является. Межличностные отношения также ""даны"" во взаимодействии: они определяют как тип взаимодействия, который возникает при данных конкретных условиях, так и степень выраженности этого типа.

Присущая системе межличностных отношений эмоциональная основа, порождающая различные оценки, ориентации, установки партнеров, определенным образом ""окрашивает"" взаимодействие. Но вместе с тем такая эмоциональная окраска взаимодействия не может полностью определять факт его наличия или отсутствия: даже в условиях ""плохих"" межличностных отношений в группах, заданных определенной социальной деятельностью, взаимодействие обязательно существует. В какой мере оно определяется межличностными отношениями и, наоборот, в какой мере оно ""подчинено"" выполняемой группой деятельности, зависит как от уровня развития данной группы, так и от той системы социальных отношений, в которой эта группа существует. Потому рассмотрение вырванного из контекста деятельности взаимодействия лишено смысла.

При анализе взаимодействия имеет значение и тот факт, как осознается каждым участником его вклад в общую деятельность: именно это осознание помогает ему корректировать свою стратегию. Только при этом условии может быть вскрыт психологический механизм взаимодействия, возникающий на основе взаимопонимания между его участниками.

Способы психологического воздействия. Социально-психологические воздействия обусловлены пребыванием личности в различных общностях и, представленные системно, включают: групповое воздействие; массовое воздействие; воздействие социума; планетарное воздействие.

Воздействия реализуются через социокультурную систему, в которое общение выполняет функции социально-психологического механизма.

Общение порождает ряд уникальных социально-психологических механизмов, посредством которых формируются явления социальной психики. Такие механизмы, как заражение, внушение, убеждение, подражание, мода.

Заражение – это бессознательная, спонтанная форма включения личности в определенные психические состояния. Заражение осуществляется путем передачи психического настроя, обладающего большим эмоциональным зарядом, накалом чувств и страстей. Основа возникновения эффекта заражения – эмоциональное воздействие в условиях непосредственного контакта.

Функции заражения – это усиление групповой сплоченности, когда такая сплоченность имеет место; компенсация недостаточной групповой сплоченности. Заражение – сопереживание общего психического состояния большой группы людей одновременно. Различают следующие формы проявления заражения: массовые психозы, спортивный азарт, религиозный экстаз.

Внушение – это социально-психологический механизм общения, ориентированный на формирование общего психического состояния и побуждений к массовым действиям.

Перцептивная сторона общения. Большое значение имеет тот, факт как воспринимается партнер по общению, иными словами, процесс восприятия одним человеком другого выступает как обязательная составная часть общения и условно может быть назван перцептивной стороной общения. Термин ""социальная перцепция"" впервые был введен Дж.Брунером в 1947 г. в ходе разработки так называемого нового взгляда на восприятие. Вначале под социальной перцепцией понималась социальная детерминация перцептивных процессов. Позже исследователи придали понятию несколько иной смысл: социальной перцепцией стали называть процесс восприятия так называемых социальных объектов, под которыми подразумевались другие люди, социальные группы, большие социальные общности. Именно в этом употреблении термин закрепился в социально-психологической литературе. Поэтому восприятие человека человеком относится, конечно, к области социальной перцепции, но не исчерпывает ее.

Если представить процессы социальной перцепции в полном объеме, то получается весьма сложная и разветвленная схема. Она включает в себя различные варианты не только объекта, но и субъекта восприятия. Когда субъектом восприятия выступает индивид, то он может воспринимать другого индивида, принадлежащего к ""своей"" группе; другого индивида, принадлежащего ""чужой"" группе (межличностная перцепция); свою собственную группу; ""чужую"" группу. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков, соотнесение их с личностными характеристиками воспринимаемого индивида и интерпретацию на этой основе его поступков.

Эффекты, феномены и механизмы межличностного восприятия.Поскольку человек вступает в общение всегда как личность, постольку он воспринимается и другим человеком – партнером по общению – также как личность. На основе внешней стороны поведения мы как бы ""читаем"" другого человека, расшифровываем значение его внешних данных. Впечатления, которые возникают при этом, играют важную регулятивную роль в процессе общения.

Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самосознания. Связь эта двоякая: с одной стороны, богатство представлений о самом себе определяет и богатство представлений о другом человеке, с другой стороны, чем более полно раскрывается другой человек, тем более полным становится представление о самом себе. Сопоставление себя с другим осуществляется как бы с двух сторон: каждый из партнеров уподобляет себя другому. Значит, при построении стратегии взаимодействия каждому приходится принимать в расчет не только потребности, мотивы, установки другого, но и то, как этот другой понимает мои потребности, мотивы, установки. Все это приводит к тому, что анализ осознания себя через другого включает две стороны: идентификацию и рефлексию.

Термин ""идентификация"", буквально обозначающий отождествление себя с другим, выражает установленный эмпирический факт, что одним из самых простых способов понимания другого человека является уподобление себя ему. В реальных ситуациях взаимодействия люди часто пользуются таким приемом, когда предположение о внутреннем состоянии партнера строится на основе попытки поставить себя на его место. В этом плане идентификация выступает в качестве одного из механизмов познания и понимания другого человека.

Процесс понимания друг друга осложняется явлением рефлексии. В социальной психологии под рефлексией понимается осознание действующим индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание или понимание другого, но знание того, как другой понимает меня, своеобразный удвоенный процесс зеркальных отражений друг друга, ""глубокое, последовательное взаимоотражение, содержанием которого является воспроизведение внутреннего мира партнера по взаимодействию, причем в этом внутреннем мире в свою очередь отражается внутренний мир первого исследователя"".

Выделяют различные ""эффекты"" возникающие при восприятии людьми друг друга: эффект ореола, эффект новизны и первичности, явление стереотипизации.

Сущность ""эффекта ореола"" заключается в формировании специфической установки на воспринимающего через направленное приписывание ему определенных качеств: информация, получаемая о каком-то человеке, категоризируется определенным образом, а именно – накладывается на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, выполняет роль ""ореола"", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия.

Эффект ореола проявляется при формировании первого впечатления о человеке в том, что общее благоприятное впечатление приводит к позитивным оценкам и неизвестных качеств воспринимаемого и, наоборот, общее неблагоприятное впечатление способствует преобладанию негативных оценок. В экспериментальных исследованиях установлено, что эффект ореола наиболее явно проявляется тогда, когда воспринимающий имеет минимальную информацию об объекте восприятия, а также когда суждения касаются моральных качеств. Эта тенденция затемнить определенные характеристики и высветить другие и играет роль своеобразного ореола в восприятии человека человеком.

Эффекты ""первичности"" и ""новизны"" касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем.

Каузальная атрибуция. Виды и ошибки каузальной атрибуции. Содержание межличностного восприятия зависит от характеристик как субъекта, так и объекта восприятия потому что они включены в определенное взаимодействие, имеющее две стороны оценивание друг друга и изменение каких-то характеристик друг друга благодаря самому факту своего присутствия. В пер в первом случае взаимодействие можно констатировать по тому, что каждый из участников, оценивая другого, стремится построить определенную систему интерпретации его поведения, в частности его причин. Интерпретация поведения другого человека может основываться на знании причин этого поведения, и тогда это задача научной психологии. Но в обыденной жизни люди сплошь и рядом не знают действительных причин поведения другого человека или знают их недостаточно. Тогда, в условиях дефицита информации, они начинают приписывать друг другу как причины поведения, так иногда и сами образцы поведения или какие-то более общие характеристики. Приписывание осуществляется либо на основе сходства поведения воспринимаемого лица с каким-то другим образцом, имевшимся в прошлом опыте субъекта восприятия, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в аналогичной ситуации. Но так или иначе возникает целая система способов такого приписывания (атрибуции).

Исследования каузальной атрибуции направлены на изучение попыток ""рядового человека"", ""человека с улицы"" понять причину и следствие тех событий, свидетелем или участником которых он является. Это включает также интерпретацию своего и чужого межличностного восприятия. Если на первых порах исследования атрибуции речь шла лишь о приписывании причин поведения другого человека, то позже стали изучать способы приписывания более широкого класса характеристик: намерений, чувств, качеств личности. сам феномен приписывания возникает тогда, когда у человека есть дефицит информации о другом человеке: заменить ее и приходится процессом приписывания.

Мера и степень приписывания в процессе межличностного восприятия зависит от двух показателей: от степени уникальности или типичности поступка и от степени его социальной ""желательности"" или ""нежелательности"". В первом случае имеется в виду тот факт, что типичное поведение есть поведение, предписанное ролевыми образами, и потому оно легче поддается однозначной интерпретации. Напротив, уникальное поведение допускает много различных интерпретаций и, следовательно, дает простор приписыванию его причин и характеристик. Точно также и во втором случае: под социально ""желательным"" понимается поведение, соответствующее социальным и культурным нормам и тем сравнительно легко и однозначно объясняемое. При нарушении таких норм диапазон возможных объяснений расширяется. Этот вывод близок к рассуждению С.Л. Рубинштейна о ""свернутости"" процесса познания другого человека в обычных условиях и его ""развернутости"" в случаях отклонения от принятых образцов.

В других работах было показано, что характер атрибуции зависит от того, выступает ли субъект восприятия сам участником какого-либо события или его наблюдателем. В этих двух различных случаях избирается разный тип атрибуции. Г. Келли выделил три таких типа: личностную атрибуцию (когда причина приписывается лично совершаемому поступок), объектную атрибуцию (когда причина приписывается тому объекту, на который направлено действие) и обстоятельственную атрибуцию (когда причина совершающегося приписывается обстоятельствам).

Точность межличностного восприятия. Формирование первого впечатления. При восприятии физических объектов можно проверить точность восприятия, сопоставив его результаты с объективной фиксацией, измерением некоторых качеств и свойств объектов. В случае познания другого человека впечатление, полученное о нем воспринимающим субъектом, не с чем сопоставить, так как отсутствуют методики прямой регистрации многочисленных качеств личности другого человека. Отсутствие возможности проверить точность восприятия другого человека путем прямого сопоставления с данными объективных методик заставляет искать иные подходы к самому пониманию проблемы и путям его решения. Один из таких путей – осмысление всей совокупности ""помех"", стоящих на пути межличностной перцепцию к таким ""помехам"", стоящих на пути межличностной перцепции. К таким ""помехам"" могут быть отнесены все механизмы, эффекты, возникающие в этом процесс. Важным фактором повышения точности восприятия другого человека является получение от него обратной связи, что помогает откорректировать образ и способствует более точному прогнозу поведения партнера по общению.

Описаны три наиболее типичные схемы формирования первого впечатления о человеке. Каждая схема ""запускается"" определенным фактором, присутствующим в ситуации знакомства. Выделяют факторы превосходства, привлекательности партнера и отношение к наблюдателю.


Центральным моментом в мотивации общения является выбор постоянного или ситуативного партнера по общению, а для исследователя-психолога - изучение причин и факторов, обусловливающих такой выбор или отказ от него.


Наиболее распространенным фактором выбора постоянного партнера обще­ния, в частности детьми, по данным многих авторов, является привлекательность другого человека как личности по нравственным, деловым или физическим каче­ствам, проявление к этому человеку симпатии, любви, т. е. эмоциональное отно­шение. Так, у дошкольников привязанность к ровесникам обеспечивают такие качества последних, как чуткость, отзывчивость, проявление заботы и внимания, справедливость, приветливость, учет интересов другого, дружелюбие. Как пока­зала Н. Г. Полехина (1971), потребность учащихся в общении с учителями во вне­урочное время возникает при наличии у последних следующих качеств: человеч­ности, хорошего характера, чувства юмора, тактичности. Учитель должен обладать эрудицией, умением найти контакт, быть хорошим собеседником, понимать уча­щихся.

Деловые качества (интеллект, умение организовать игру, учиться, трудиться) тоже могут явиться причиной выбора постоянного или временного партнера об­щения (В. Н. Лозоцева, 1982; Я. Л. Коломинский, 1975). В возникновении привя­занности к кому-либо может играть роль (причем уже у детей 3-7 лет) и внешняя привлекательность человека (Т. А. Репина, 1988).

Немаловажную роль в выборе партнера общения играет наличие общих инте­ресов, ценностей, мировоззрения, а также необходимость сотрудничества, вза­имодействия в процессе получения или оказания помощи. В ряде случаев выбор партнера общения обусловлен внешними факторами: близостью проживания, зна­комством родителей (для детей) и т. д.

Устойчивость пар общения (а следовательно - и устойчивость мотива обще­ния), по данным И. К. Широковой (1973), полученным на студентах, не зависит от близости партнеров по социометрическому статусу и экстраверсии, но связана с близостью по нейротизму и эмоциональной экспансивности; кроме того, устой­чивыми оказались пары с противоположными значениями невербального интел­лекта и силой нервной системы.

Вообще данные о психологических факторах, влияющих на выбор партнера общения и устойчивость пар общения, кажутся на первый взгляд довольно про­тиворечивыми. Н. Н. Обозов (1979) обнаружил, что чаще дружат люди, сходные по характеристикам личности. Т. Б. Карцева (1981), исследовав пары друзей и не­другов, выявила, что в них соединяются и по принципу сходства, и по принципу контраста. Более половины друзей оказались людьми довольно замкнутыми, при­мерно половина из них обладала одинаковым уровнем интеллекта, а другая поло­вина - разным; чуть больше половины друзей показали разный уровень доминан­тности и «озабоченности - беспечности». Обнаружилось, что два рассудительных, осторожных, благоразумных или же робких и нерешительных человека редко бы­вают друзьями.

В действительности эти противоречия во многом преодолимы, если учесть, что врожденные качества в совместимых парах чаще контрастны, а приобретенные (ценности, установки и т. п.) - чаще подобны.

Нежелание общаться с тем или иным человеком в большей степени связано с его негативным поведением и с отрицательными нравственными качествами (лживостью, нечестностью, завистливостью, ленью).


Н. П. Ерастов (1979) дает классификацию мотивов общения, в основе которой по существу лежат различные виды потребностей. Он выделяет три вида их соот­ветствия друг другу: взаимодействующие (которые в процессе общения сближаются по содержанию друг с другом, будучи первоначально даже разными), противодей­ствующие (которые исключают друг друга, противоположны по направленности - один желает узнать правду, а другой не хочет ее говорить) и независимо протека­ющие (не влияющие друг на друга: у общающихся разные цели, но каждый не имеет ничего против цели другого).

Виды общения по средствам :

  1. вербальное общение – осуществляется посредством речи и является прерогативой человека. Оно предоставляет человеку широкие коммуникативные возможности и гораздо богаче всех видов и форм невербального общения, хотя в жизни не может полностью его заменить;
  2. невербальное общение происходит с помощью мимики, жестов и пантомимики, через прямые сенсорные или телесные контакты (тактильные, зрительные, слуховые, обонятельные и другие ощущения и образы, получаемые от другого лица). Невербальные формы и средства общения присущи не только человеку, но и некоторым животным (собакам, обезьянам и дельфинам). В большинстве случаев невербальные формы и средства общения человека являются врожденными. Они позволяют людям взаимодействовать друг с другом, добиваясь взаимопонимания на эмоциональном и поведенческом уровнях. Важнейшей невербальной составляющей процесса общения является умение слушать.

По целям :

  1. биологическое общение связано с удовлетворением основных органических потребностей и необходимо для поддержания, сохранения и развития организма;
  2. социальное общение направлено на расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений, личностного роста индивида.
  1. материальное – обмен предметами и продуктами деятельности, которые, служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
  2. когнитивное – передача информации, расширяющей кругозор, совершенствующей и развивающей способности;
  3. кондиционное – обмен психическими или физиологическими состояниями, оказание влияния друг на друга, рассчитанное на то, чтобы привести человека в определенное физическое или психическое состояние;
  4. деятельностное – обмен действиями, операциями, умениями, навыками;
  5. мотивационное общение состоит в передаче друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении.

По опосредованности :

  1. непосредственное общение – происходит с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Когда применяют термин «непосредственное», то подразумевают общение «лицом к лицу», в ходе которого каждый участник процесса воспринимает другого и производит контакт.;
  2. опосредствованное общение – связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией (природных (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.) или культурных предметов (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. п.) Это коммуникация, в которой присутствуют третьи лица, механизмы, вещи (к примеру, телефонный разговор).;
  3. прямое общение строиться на основе личных контактов и непосредственного восприятия друг другом общающихся людей в самом акте общения (например, телесные контакты, беседы людей друг с другом и т. д.);
  4. косвенное общение происходит через посредников, которыми могут быть другие люди (например, переговоры между конфликтующими сторонами на межгосударственном, межнациональном, групповом, семейном уровнях).

Другие виды общения:

  1. деловое общение – общение, целью которого является достижение какого-либо четкого соглашения или договоренности;
  2. воспитательное общение – предполагает целенаправленное воздействие одного участника на другого с достаточно четким представлением желаемого результата;
  3. диагностическое общение – общение, целью которого является формулировка определенного представления о собеседнике или получение от него какой-либо информации (таково общение врача с пациентом и т. п.);
  4. интимно-личностное общение возможно при заинтересованности партнеров в установлении и поддержании доверительного и глубокого контакта, возникает между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

В зависимости от участников общения называют лично-групповое, межличностное, и межгрупповое общение .

В первичной группе, первичном коллективе человек общается с каждым человеком. По ходу такого парного общения устанавливаются как личные, так и групповые задачи и цели. Знание общностей о содержании общения или наличии третьего в момент общения двух лиц между собой изменяют картину общения.

Лично-групповое общение более выражено проявляется между начальником и группой или коллективом.

Межгрупповое общение означает контакт двух общностей. К примеру командные баталии в спорте. задачи и цели межгруппового общения коллективов могут часто совпадать (общение обладает мирным характером), а могут и разниться (конфликтное общение). Межгрупповое общение - отнюдь не безликое аморфное воздействие. В этом общении каждая личность своеобразный носитель коллективной задачи, отстаивает ее, руководствуется ею.

Временной интервал общения, оказывает большое влияние на его характеристику. Оно является неким катализатором способов и смыслового содержания общения. Узнать детально человека за маленький срок, естественно, нельзя, но попытка узнать особенности личности и характера существует постоянно. Длительное общение - не только путь к взаимному пониманию, но и дорогу к пресыщению. Длительное общение создает предпосылку психологической совместимости, либо конфронтации.

Общение также разделяется на законченное и незаконченное . Законченным общением может считаться такой вид общения, который одинаково расценивается участниками. При этом оценка общения фиксирует не только субъективную значимость итоговых результатов общения (удовлетворенность, безразличие, неудовлетворенность), а сам факт законченности, исчерпанности.

По ходу незаконченного общения содержание темы или совместного действия оказывается не исчерпанным, не результатным, который преследовала каждая из сторон. Незавершенность общения может быть вызвана объективными или субъективными причинами. Объективные или внешние причины - разъединение людей в пространстве, запреты, нехватка средств общения и другие. Субъективные - взаимное или одностороннее отсутствие желания продолжать общение, осознание необходимости его остановки и другие.

  • 9. Проблема формирования навыка, явления переноса и интерференции.
  • 2.Контроль за осуществлением действий и операций, смещается с пр-са на конечный рез-т.
  • 3.Упражнение.Тренировка упражнения- позволяет автоматизировать действия. Упражнение формирует навык и не даёт этому навыку пропасть!
  • 10. Действие и операция в структуре деятельности. Микроструктура и виды действий.
  • 11. Экстериоризация и интериоризация.
  • 12. Теория поэтапного формирования умственных действий п. Я. Гальперина.
  • 1.Выявление ориентировочной основы действия. На этом этапе происходи ориентация в задании первоначально выделяется то, что само бросается в глаза.
  • 13. Психологическая характеристика основных видов деятельности.
  • 14. Деятельность человека и поведение животных: сравнительная характеристика.
  • 15. Индивидуально-психологические особенности осуществления деятельности. Задатки и способности.
  • 16. Понятие об общении. Общение и совместная деятельность.
  • 2.Спецефическую(заключ в том, что у ребёнка при помощи общения формир. Сознание, речь, мышление, нравственные аспекты).
  • 17. Функции и мотивы общения.
  • 18. Стороны общения.
  • 1. Субъект а, каков он есть на самом деле.
  • 2. Субъект а¢, каким а сам себя представляет.
  • 3. Субъект а¢¢, каким его воспринимает партнер по общению.
  • 19. Вербальные и невербальные средства общения. Барьеры общения.
  • 20. Перцептивная сторона общения. Механизмы познания себя и собеседника в процессе общения (классификация, рефлексия, эмпатия).
  • 21. Явления стереотипизации и установки в общении.
  • 22. Роль каузуальной атрибуции в общении.
  • 2. Соответствие действия культурным нормам.
  • 23. Роль эффектов восприятия в общении: эффект ореола, эффект новизны и первичности, эффект проекции.
  • 24. Межличностная аттракция.
  • 25. Интероктивная сторона общения.
  • 26. Социальная роль и социальная норма в системе межличностных отношений.
  • 2.Социальные нормы.
  • 27. Понятие конфликта в психологии. Виды и Функции.
  • 28. Характеристика структурных компонентов конфликта.
  • 29. Динамика развития конфликта.
  • 30. Стратегии разрешения конфликтов.
  • 31. Индивид и личность: определение и соотношение понятий.
  • 32. Структура личности.
  • 33. Потребностно-мотивационная сфера личности.
  • 1.Осознание мотивов и смыслов. 2.Личностный выбор. 3.Формирование мотивов и смыслов.
  • 34. Характеристика самосознания как структурного компонента личности.
  • 35. Эмоционально-волевая сфера личности.
  • 36. Основные этапы развития личности в онтогенезе (а. Н. Леонтьев).
  • 37. Механизмы формирования личности.
  • 1) Появляются новые мотивы;
  • 2) Происходит соподчинение мотивов;
  • 3) Видоизменяются системы взглядов, ценностей, этических норм и отношений.
  • 38. Методы изучения личности.
  • 39. Социализация личности как психологическая проблема.
  • 41. Понятие о темпераменте. Сферы проявления темперамента.
  • 42. История изучения темперамента.
  • 43. Учение и. П. Павлова о свойствах нервной системы.
  • 44. Психологическая характеристика темперамента.
  • 45. Общее представление о характере. Характер и личность.
  • 46. Сравнительная характеристика понятий “темперамент” и “характер”.
  • 47. Клинический и теоретический подходы к построению типологий характера.
  • 48. Конституционные типологии характера э. Кречмера, у. Шелдона.
  • 49. Понятие о психопатическом характере (п. Ганнушкин). Признаки психопатий.
  • 50. Понятие об акцентуации характера. Типологии акцентуированных характеров к. Леонгарда, а. Личко.
  • 16. Понятие об общении. Общение и совместная деятельность.

    Общение- это особое проявление активности, как сложный многоплановый процесс, установления и развития контактов. Ч-к передаёт свои мысли, впечатления, чувства, переживания другому чел. Общение является деят-тью т.к. есть мотивы и побуждения цели. В любой совместной деят-ти возникает общение. Любое псих.развитие осуществляется благодаря общению. Потребность в общении появляется 1-1,5 мес – в комплексе оживления – появляется соц.улыбка. в первые фиксируется психика ч-ка. Потребность в общении имеет 2 стороны: 1.Неспецефическую(когда от общения получает эмоц. удовлетворение)

    2.Спецефическую(заключ в том, что у ребёнка при помощи общения формир. Сознание, речь, мышление, нравственные аспекты).

    У ребёнка 1 год: - Предметно - манипулятивная деят-ть.(при пом.родителя); -Игра - в игре развивается воображение, и любая игра не возможна без общения; -Учебная деят-ть- этот вид деят-ти невозможен без общения; - Личностно-значимая деятельность. Ф-ции общения(выд. Павлов): 1.Информационно- коммуникативная (передача инф-ции) 2.Регуляционно-комуникативная (регуляция собственного поведения и регуляция совместной деят-ти) 3.Аффективно-коммуникативная (речь идёт о понимании эмоц. состояний).Если с детьми не общаться это приводит к смерти.

    17. Функции и мотивы общения.

    Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга.

    В характеристике общения важны его функции. Б. Ломов выделяет три функции общения:

    информационно-коммуникативную; регулятивно - коммуникативную; эффективно - коммуникативную.

    Информационно-коммуникативная функция общения включает в себя процессы формирования, передачи и приема информации. Реализация этой функции состоит из несколько уровней. На первом осуществляется выравнивание сути различий в исходной информированности людей, вступающих в психологический контакт. Второй уровень - это передача информации и принятия решений. На этом уровне общения реализует цели информирования, необходимого обучения и др.. Третий уровень связан со стремлением человека суметь понять других. Общение в данном случае направлено на анализ и формирование оценок достигнутых результатов (согласование - не согласования, сравнение взглядов и т.п.).

    Регулятивно-коммуникативная функция заключается в корректировке поведения. Благодаря всеобщему общению человек осуществляет регуляцию не только модели собственного поведения, но и поведения многих других людей, реагирует на их действия. Происходит процесс так заванного - взаимного налаживания действий. Здесь проявляются феномены, свойственные совместной деятельности, в частности совместимость различных людей, их изношенности, осуществляются взаимная стимуляция и в некоторых случаях коррекция поведения. Регуляционно-коммуникативную функцию выполняют такие феномены, как внушение, имитация, др..

    Эффективно-коммуникативная функция общения характеризует эмоциональную оболочку человека. Общение особенно влияет на эмоциональное состояния человека. В эмоциональной сфере проявляется отношение человека к окружающей среде, в том числе и социального.

    Существуют другие классификации функции общения. В частности, в зависимости от цели общения, Л.А. Карпенко определяет такие функции общения и их цель:

    ♦ контактная - установление контакта как состояния готовности к передаче и принятии информации и поддержание взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентрованности; ♦ информационная - обмен информацией, мнениями, решениями; ♦ побудительная - стимулирование партнера по общению; ♦ координационный - взаимная ориентация и согласование действий и целей при организации взаимодеятельности; ♦ понимание - не только адекватное восприятие и понимание сути, смысла сообщения, но и взаимное понимание партнерами друг друга (намерений, эмоциональных состояний и т.д.); ♦ эмотивная - возбуждение у партнера необходимых эмоциональных состояний ("обмен эмоциями") или изменение своих под влиянием партнера; ♦ установление и фиксация отведенного места в системе функций ролевых, статусных, деловых связей социума, в котором необходимо действовать индивиду; ♦ воздействие - изменение состояния, поведения, личностно-образных формирований (намерений, установок, решений, потребностей, действия и т.д.). Разновидностью ролевого типа общения является так же управленческое общение, т.е. общение между несколькими собеседниками, которые занимают разные позиции в социальной управленческой иерархии. А. А. Урбанович определяет следующие основные функции управленческого общения: ■ выдача необходимой распорядительной информации (распоряжения, приказы, рекомендации, советы и т.п.); ■ получение ответов обратной (контрольной) информации о ходе и результатах реализации распорядительной информации; ■ выдача оценочной информации о результатах реализации задачи.

    Первая функция общения в управленческой деятельности присутствует всегда, она является ведущей. Вторая и третья могут отсутствовать в том или ином конкретном случае управленческого общения. Одной из особенностей функции общения является формирования межличностных отношений.

    Вступая в контакт с людьми, современному руководителю, если он желает добиться успехов, необходимо понять мотивы общения его собеседников. Мотивы общения могут быть совпадающими и про­тиводействующими.

    Совпадающие мотивы облегчают общение.

    Противодействующие мотивы оказывают противоположное влия­ние, они препятствуют установлению хорошего общения.

    Мотивы общения могут быть устойчивыми и временными.

    Устойчивые мотивы имеются в том случае, когда одному человеку интересно (или неинтересно) общаться с другим в течение длитель­ного времени.

    Временные мотивы ситуативны, возникают под влия­нием тех или иных обстоятельств. Например, если у одного из со­трудников возникли неприятности в семье или сложности в трудо­вом коллективе, в отношениях с товарищами, то любое упоминание коллег о «больном» вопросе, даже нечаянный намек, может вызвать у него либо замкнутость, либо вспышку отрицательных эмоций.

    В таких случаях надо дать ему возможность успокоиться или из­лить душу собеседнику. Без понимания состояния того или иного сотрудника вместо психологического контакта может возникнуть эмо­циональный барьер отчужденности.

    В психологическом плане мотив есть желание общаться с определенной (но не всегда ясно осознаваемой) целью. В этой связи по обусловленности мотивы общения могут быть различными.

    Мотив-долг характеризует общение, реально мотивированное соображениями и чувствами долга, чести, совести, мировоззрения, нравственных и политических убеждений, высоких гражданских иде­алов. Человек общается потому, что это нужно, прежде всего, для общества, для других людей.

    Такие мотивы общения внутренне обя­зывают открыто выступать против чуждых обществу явлений, за­нимать активную гражданскую позицию в столкновениях с идей­ными противниками, с бюрократами, демагогами и т. д. В этих слу­чаях чувство долга и совести является ведущим мотивом слов и поступков.

    Мотив-потребность проявляется в общении, мотивы которого осложнены или психологически обусловлены биологическими, мате­риальными или духовными потребностями личности. Примером тому могут служить энергичные контакты студентов, когда надо достать к экзамену нужную книгу или конспект.

    Мотив-интерес преобладает в общении, мотивы которого ослож­нены или психически обусловлены интересами, любопытством, лю­бознательностью, страстями людей. Сила и направленность может быть различной.

    В практике общения нередко выделяют интересных собеседников, интересные беседы, лекции, информации, сообщения, книги, факты и т. д. Ясно, что людям, имеющим сходные интересы, легче общаться друг с другом. Вспомним, как легко и непринужденно общаются даже при первой встрече рыбаки, болельщики одной ко­манды и т. д. Общение по интересам почти всегда имеет особую эмоциональную окраску и облегчает достижение желаемого сближе­ния.

    Опытные коммуникаторы умело используют такие мотивы в качестве психологического момента сближения с собеседником и дальнейшего перевода разговора на заранее запланированную тему. В этой связи на практике необходимо различать реальные и показа­тельные мотивы-интересы.

    Мотив-привычка характерен для общения на основе привы­чек и склонностей людей. Последнее влияет и на выбор темы, це­лей и партнеров общения. Различие полезных и вредных привы­чек, мотивирующих общение, приводит к разным социальным оценкам конкретных актов общения. Сравните общение людей, которые давно знают друг друга, и общение двух малознакомых собеседников.

    Мотив-каприз представлен в общении, мотивированном кап­ризами, прихотями, аффективными вспышками и т. д.

    Мотивы этой группы относятся к числу жизненных, эгоистичных и обычно характерны для людей невоспитанных, несдержанных и морально распущенных.

    Нередки случаи, когда руководитель коллектива, получивший «нагоняй» от вышестоящего начальства, начинает «разносить» своих подчиненных, не разобравшись в сущности воп­роса. Разговаривать с человеком, общение которого мотивировано капризом, прихотью, чрезвычайно трудно.

    Поэтому вначале следу­ет разобраться в причинах возникновения мотивов-капризов, и только после этого определять оптимальные способы воздействия на партнера общения.

    Однако следует помнить, что мотив общения не всегда статичен. Первичные мотивы могут меняться в ходе общения под влиянием воздействия собеседника, обстановки и условий общения.

    Заметим, что уже только одно перечисление разновидностей мотивов свидетельствует о сложных закономерностях общения, ко­торые, тем не менее, каждому руководителю необходимо всегда иметь в виду.

    Руководителю по роду своей профессиональной деятельности приходится вступать в процесс общения с различными возрастными аудиториями. Учет их особенностей при установлении контакта с ними является важным фактором достижения взаимопонимания при обсуждении вопросов.

    Вступая в контакт с аудиторией, нельзя забывать, что дово­льно часто общение лиц старшего поколения и молодежи затрудне­но возрастными особенностями той и другой стороны.

    Иногда пре­одолеть психологический барьер удается с помощью рассказа взрос­лого о своем поведении в детстве или юности в аналогичной ситу­ации, оценив свои поступки с юношеской позиции и позиции взрос­лого.

    В общении с молодыми людьми нужно проявлять большой такт, терпение, внимание к их интересам и склонностям, чтобы из­бежать возникновения у молодежи пренебрежительного отношения к взрослым.

    Общение с людьми старшего поколения имеет свои особенности, которые надо учитывать и использовать в межличностном взаимо­действии

    "