Роль языка в правоохранительной деятельности. Язык и речь в профессиональной деятельности юриста

Охрана общественного порядка осуществляется 3-мя методами: уголовно - правовой, гражданско - правовой, административно - правовой.

Наибольшая часть компетентности в области охраны общественного порядка принадлежит Органам Внутренних Дел (ОВД). ОВД - весьма своеобразное звено исполнительной власти. Они организационно объединяют в себе достаточно разноплановые структуры: милицию, следственный аппарат, государственную противопожарную службу, паспортно - визовую службу, службу исполнения уголовных наказаний, а также, если брать систему МВД России в целом, то и внутренние войска МВД России.

Задачи ОВД:

1)- обеспечение общественного порядка;

2)- предупреждение и пресечение преступлений;

3)- расследование преступления и розыск преступников;

4)-предупреждение пожаров и борьба с ними.

Сущность их деятельности состоит в повседневном исполнении и проведении в жизнь законов и подзаконных актов, регулирующих общественный порядок. В соответствии с возложенными на ОВД задачами, их деятельность регулируется следующими законодательными актами: а)- Закон РСФСР «О милиции» от 18.04.91 г. (с последующими дополнениями); б)- ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12 94 г.;

в)- ФЗ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовное наказание в виде лишения свободы» от 21.07.93 г.;

г)- ФЗ «О внутренних войсках министерства Внутренних дел РФ» от 06.02.97 г.

В соответствии с законом «О милиции» , милиция - это система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств и наделённых правом применения мер принуждения. (ст.1). Отличительной чертой милиции является возможность применения к правонарушителям мер непосредственного государственного принуждения. Во многих случаях оказывается достаточно только потенциальной возможности принуждения. С деятельностью милиции не идёт ни в какое сравнение деятельность организаций общественной самодеятельности с ограниченными функциями охраны правопорядка: частные агентства, бюро и пр. Именно милиция находится на первой линии борьбы с правонарушениями, в частности, преступлениями. Действует она от имени и по поручению государства, что налагает на неё высокую ответственность.

Вышеназванный закон возлагает на милицию следующие задачи: 1)- обеспечение личной безопасности граждан;

2)- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений;

3)- раскрытие преступлений;

4)- охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;

5)- оказание помощи в пределах, установленных ФЗ «О милиции», гражданам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям и общественным объединениям в осуществлении их законных прав и интересов.

Например, обеспечение личной безопасности граждан, может быть достигнуто: наличием в системе милиции различных функциональных подразделений (ППС, служба участковых инспекторов), которые действуя в пределах собственной компетенции, в конечном счёте, обеспечивают достижение этой общей цели;

профилактической направленностью деятельности милиции;

принимаемыми в особых случаях мерами по обеспечению безопасности определённых лиц, например, участников уголовного процесса, в безопасности которых есть основания сомневаться.

Весь этот комплекс мероприятий, гласных и негласных, призван гарантировать личную, имущественную и иную безопасность граждан.

В деятельности милиции необходимо выделить три основных направления, каждое из которых имеет особую правовую характеристику:

1. Административная деятельность на основе административного законодательства. В ходе отправления административных полномочий сотрудники и аппарат милиции вступают в административно - правовые отношения в гражданами, учреждениями, организациями.

Виды админ. деятельности милиции: а)- деятельность участковых инспекторов милиции; б)- служба милицейских нарядов по охране порядка в общественных местах;

в)- обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов в населённых пунктах и на автомобильных трассах.

2. Милиция как орган дознания - следственные функции: а)- возбуждение уголовного дела; б)- следственные действия по установлению и закреплению следов преступления - осмотры, обыски, выемки, задержание и допрос подозреваемых, допрос потерпевших и свидетелей.

3. Оперативно - розыскная деятельность:

а)- предупреждение и пресечение преступлений; б)- розыск преступников.

В связи с возложенными на милицию задачами, свою деятельность последняя строит в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека и гласности. Принцип законности в деятельности милиции означает, что она не только является одним из гарантов точного и единообразного исполнения законов, отнесённых к её ведению, но и сама в своей деятельности обязана строго исполнять нормативные предписания. Недолжное выполнение своих служебных обязанностей, допущенные при этом служебные проступки преследуются по закону. Сотрудник милиции, совершивший должностное правонарушение, может быть привлечён к дисциплинарной или даже уголовной ответственности. Принцип гуманизма означает уважительное отношение к людям, в том числе и к правонарушителям. Во всех случаях запрещается применение методов воздействия, унижающих человеческое достоинство. Принцип уважения прав человека: В законодательстве РФ находит своё отражение международно - признанное положение об охране фундаментальных прав человека (всеобщая декларация прав человека, ст.29 и Конституция РФ, гл.2)). Их нарушение преследуется по закону. Милиция действует на основе гласности: это означает извещение правонарушителя об имеющихся к нему юридических претензиях, предоставление к нему в связи с этим возможности защищаться как лично, так и с помощью профессионального адвоката против выдвинутого обвинения (подозрения), возможность обжалования действий и решений должностных лиц милиции, которые он считает незаконными и необоснованными, в том числе и в судебном порядке. Кроме того, действия милиции могут в пределах, не разглашающих служебную тайну, освещаться средствами массовой информации. В ряде случаев закон допускает исключения из принципа гласности, в частности, в интересах расследования (ст.139 УПК). Материалы оперативно - розыскной деятельности, как правило всегда закрыты (с ними в рамках специальной процедуры могут знакомиться некоторые ответственные работники прокуратуры).

Милиция решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.(ст.3). При этом в рамках оперативно - розыскной деятельности допускается использование агентурных источников (ФЗ «Об оперативно - розыскной деятельности»). Кроме того, к выполнению задач милиции могут привлекаться сотрудники системы МВД, не являющиеся сотрудниками милиции с момента и в порядке, который определяется министром внутренних дел РФ. И в этом случае на них распространяются обязанности и права, гарантии правовой и социальной защищённости, а также ответственность, предусмотренные для сотрудников милиции. Следует отметить, что взаимодействие - не только принцип деятельности милиции, но и требование к ней.

Особую социальную значимость деятельность милиции приобретает вследствие того, что она сопряжена со вторжением в сферу прав с свобод граждан. Подобное вторжение необходимо постольку, поскольку в отсутствие третьей силы (милиции), способной осуществлять принудительную защиту права, в обществе может начаться «война всех против всех». Всякое ограничение граждан в их правах и свободах милицией допустимо лишь на основаниях и в порядке прямо предусмотренных законом. Закон здесь понимается как нормативный акт высшей юридической силы. В этой связи в настоящее время взят курс на решительное свёртывание подзаконного нормотворчества в сфере деятельности милиции. Вместе с тем нельзя считать, что если закон не уполномочивает милицию на совершение каких - либо действий в отношении граждан, то она обречена на бездействие. Важно подчеркнуть, что милиция вправе обращаться к гражданам с просьбой о добровольном принятии на себя некоторых обязательств или самоограничении в своих правах и свободах: оказать помощь сотруднику милиции в пресечении хулиганских действий и доставлении задержанного лица в милицию, разрешить «засаду» в своей квартире, предоставить в распоряжение милиции какие - либо предметы и т. п.. Но такое вмешательство допустимо лишь в том случае, если оно помимо наличия согласия или просьбы гражданина на противоречит общепризнанным нормам морали.

Закон требует от сотрудника милиции разъяснять гражданину во всех случаях ограничения его прав и свобод основание такого ограничения, а также возникающие в связи с этим права и обязанности гражданина.

Милиция обязана защищать человека независимо от его гражданства, места жительства, социального, имущественного и должностного положения, расовой и национальной принадлежности, пола и возраста, образования, языка, политических и иных убеждений. Ей запрещается прибегать к обращению, унижающему достоинство человека (п.2 ст. 5, ФЗ «О милиции). Кроме того, милиция должна предоставлять возможность реализовать установленное законом право на юридическую помощь; сообщать по их просьбе о задержании их родственникам (а в случае задержания несовершеннолетних - в обязательном порядке); при необходимости принимать меры к оказанию им доврачебной помощи, а также к устранению опасности чьей - либо жизни, здоровью или имуществу, возникшей в результате задержания указанных лиц.

4. Пути и средства совершенствования организации деятельности ОВД на современном этапе развития России

Законность и правопорядок - величайшие социальные ценности, основа нормальной жизни общества, его граждан. Поэтому их укрепление - одна из главных задач, стоящих перед обществом, одно из основных направлений деятельности государства, его функция. К сожалению, состояние законности и правопорядка в нашей стране подошло к критической черте. За последние годы резко возросло количество правонарушений, в том числе наиболее опасных из них - преступлений. Достаточно сказать, что в 1995 г. в России зарегистрировано 2 млн 755,7 тыс. преступлений, почти 60% которых тяжкие. Поэтому укрепление законности, борьба с возрастающей преступностью - жизненно важные задачи нашего сегодня.

Существует довольно распространенное мнение, что в росте правонарушений повинны прежде всего юристы, которые якобы недостаточно активно ведут борьбу с нарушителями законности. Практика показывает ошибочность подобных взглядов. Только в последние годы преодолено представление, что корни преступности в нашей стране - это пережитки прошлого в сознании людей. Юридическая и политическая практика доказала, что причины правонарушений нужно искать не в «пережитках», не в прошлом, а в действительности. Они порождены теми объективными условиями (экономическими, политическими, социальными), в которых находится общество на конкретном этапе развития.

Проблема ликвидации нарушений законности не только юридическая проблема. Для ее решения прежде всего должны быть устранены, изжиты те объективные факторы, которые поддерживают, «оживляют» преступную активность, создают условия для совершения правонарушений, для отступлений от требований законов. Стабилизация экономических отношений, рост материальной обеспеченности людей, их нравственное воспитание, укрепление социальных связей, развитие демократии - необходимые предпосылки и важнейшие пути укрепления законности и правопорядка.

Вместе с тем было бы неправильным рассчитывать только на эти объективные процессы. В обществе необходима специальная юридическая, государственно-властная деятельность по обеспечению законности. Формы этой деятельности весьма разнообразны. Основными из них являются убеждение, правовое воспитание, профилактика правонарушений, общественное воздействие на нарушителей и применение к ним мер государственного принуждения.

Убеждение как метод укрепления законности состоит в повышении правосознания как граждан, так и должностных лиц. Правовое воспитание предполагает внедрение в сознание людей знания права, понимания необходимости исполнения его требований, чувства нетерпимости к любым нарушениям законодательства. Это обеспечивается созданием стройной системы правового воспитания, обучения, средств пропаганды и систематической планомерной работой в данном направлении. Важное значение имеет обучение граждан умению воевать за свои права, защищать их законными средствами. Еще Р. Иеринг писал, что сопротивление личности неправу, т. е. нарушению права, есть обязанность (долг) управомоченных граждан по отношению к самим себе и к обществу.

С убеждением тесно связана профилактика правонарушений. Суть ее заключается в предотвращении возможных правонарушений путем тщательного изучения причин и условий, способствовавших совершению нарушений законности, и принятии мер по их ликвидации.

Не следует сбрасывать со счетов и роль общественности в обеспечении законности. В нашей стране имеется богатая практика привлечения ее к этой деятельности. Товарищеские суды, народные дружины, различные общественные образования граждан проводили большую работу по обеспечению законности и укреплению дисциплины в трудовых коллективах, по месту жительства, в общественных местах. К сожалению, в последние годы эти традиции оказались забытыми, в сознание людей все больше проникают идеи индивидуализма, основанные на принципе «Моя хата с краю». Полагаем, что процесс становления и развития местного самоуправления должен повлечь за собой и возрастание роли общественности в решении региональных проблем, в том числе укрепления законности.

Важнейшая же роль здесь безусловно принадлежит государству. Именно оно реализует функции охраны свобод, сооственности, правопорядка, которые проводятся в жизнь прежде всего правовыми средствами. Можно назвать следующие пути осуществления этих функций: постоянное совершенствование и своевременное обновление действующего законодательства, повышение роли правосудия, улучшение деятельности правоприменитель-ных и правоохранительных органов.

Укрепление правопорядка в обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как коррупция. Подчеркивая значимость подобного требования, Маркс в свое время писал, что «даже у англичан, у нации, наиболее почитающей закон, первым условием соблюдения законности со стороны народа является то, что другие органы держатся в рамках закона» И наконец, важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата.

Заключение

В процессе написания работы я выяснил, что органы внутренних дел играют важнейшую роль в государственной деятельности.

Современная государственная служба РФ представляет собой правовую материю, которая находится в постоянном движении: она изменяется, дополняется, идёт поиск новых инструментов в разрешении существующих проблем, разрабатываются новые нормативные акты, регламентирующие государственно-служебные отношения. Перечисление проблем государственной службы России свидетельствует о том, что в этой области в будущем должны произойти важнейшие изменения. Служба в ОВД является прекрасным примером несения государственной службы.

Сегодня, когда наша страна находится на пути правового обновления, пересмотр и переосмысление прежних традиций, форм и методов их работы только начался. Сегодня всеобщей становится идея об объективном процессе усложнения и многообразия общественных структур. В реальной жизни это будет отнюдь не возврат к старому, а возрождение и развитие новых социально-экономических структур.

Развитые общественные структуры объективно находят адекватное отражение в государственном устройстве и, в частности, в структуре организации правоохранительных органов. Органы внутренних дел, как специфический социальный институт всегда четко реагировали на любые изменения не только в государственном устройстве и политике, но и в частной жизни граждан.

Органы внутренних дел, как элемент системы социального управления должны охранять и поддерживать новый механизм развития, восстановления, самовозрождения многообразия социально-экономических структур. Именно это должно стать одним из базисных принципов деятельности ОВД на современном этапе и в обозримом будущем.

Список использованной литературы:

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993.

2. Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I «О милиции» (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа 2001 г.)

3. Закон РФ «Об основах государственной службы Российской Федерации» от 31 июля 1995 г. // СЗ РФ 1995 г. № 31 ст.2990

4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 1997.

5. Бахрах Д. Н. Административное право. М., 1993

6. Габричидзе Б. Н. Принципы профессионализма в государственной службе //Государство и право. 1995. № 12

7. Комаров С. А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М.,1998

8. Костенко Н. И. Место прокуратуры в государственном механизме // Государство и право. 1995, № 11

9. Лазарев Б. М. Государственная служба. М., 1993.

10. Мирошниченко Е. В. Местное самоуправление в России. Теория и практика // Государство и право. 1993, № 6.

11. Ноздрачев А. Ф. Об основах государственной службы. // Дело и право 1996. - № 5.

12. Ноздрачев А. Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ // Государство и право. 1996. № 1

13. Теория государства и права. Курс лекций/ Под ред. М. Н. Марченко. - М.: Зерцало, 1997.

14. Теория права и государства: Учебник / Под ред проф В. В. Лазарева. - М.: Новый Юрист, 1997.

15. Хропанюк В. Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных организаций/ Под ред В. Г. Стренозова. - М.: Добахов, Ткачев, Димов, 1995

  1. Место судебных органов в механизме современного государства

    Курсовая работа >> Государство и право

    Ее структуры и принципов построения; определение места судебных органов в механизме современного государства . ... . Правосудие – вид правоохранительной деятельности по рассмотрению и... несомненно, способствует усилению роли и престижа Конституционного Суда...

  2. Государство и экология (3)

    Курсовая работа >> Экология

    Преступления. 9 Место и роль правоохранительных органов в решении экологических... государстве (личность, общество, государство ), общепринятыми международными нормами и требованиями борьбы с современными ... организационная структура органов прокурорского...

  3. Правоохранительная деятельность и правоохранительные органы (1)

    Статья >> Государство и право

    ... государства , сущности права. Конституционное право определяет основные положения, характеризующие место и роль правоохранительных

Введение

1. Особенности профессионального общения юриста

2. Этапы процесса делового общения юриста

3. Коммуникативные умения, необходимые юристу

4. Формирование образа партнера

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Значение общения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способом существования самого человека, установления, удовлетворения и регулирования основных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействия человека на других и наоборот. Наконец, общение - один из важнейших инструментов социализации человека.

Общение - это сумма выработанных наукой, практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм и правил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное доверие субъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатов их совместных действий.

Кроме того, общение - это способ существования и действия социальных образований, межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социального опыта от поколения к поколению.

В основе делового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственное конкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, а нередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектов общения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общения играет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическое содержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и, следовательно, на качество их служебной деятельности. Исходя из этого, знание и владение этикой делового общения является показателем профессиональной культуры сотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современным требованиям.

Деловое общение должно основываться на определенных нравственных принципах, среди которых главными являются следующие.

1. В основе делового контакта лежит интерес к делу, но ни в коем случае не личные интересы и не собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, именно этот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и не всегда находит в себе способность поступиться личными интересами, когда они входят в противоречие с интересами дела.

2. Порядочность, то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся на таких нравственных качествах, как:

Обостренная совесть;

Умение держать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного или социального статуса;

Моральная устойчивость, умение не поступаться своими принципами;

Обязательность, точность, верность своему слову.

3. Доброжелательность, то есть потребность делать людям добро.

4. Уважительность, реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность, тактичность, учтивость, заботливость).

В профессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то время как остальные 20% занимает оформление документации.


1. Особенности профессионального общения юриста

Профессиональное общение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям их деятельности. Среди них:

(1) специфичность поводов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом для вступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление, правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает круг участников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели;

(2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме получения информации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников в каждом акте общения, вне зависимости от того, сотрудниками какой службы проводится общение, должна реализовываться задача воспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качеств личности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данного лица, так и его окружения;

(3) конфликтный характер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление или правонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают (сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере друг другом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтность общения и, как следствие, необходимость специальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях;

(4) формализация общения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различными документами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК). Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характер регламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Цели формализации:

Защита психики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерных психологических перегрузок;

Усиление активности участников общения;

(5) специфика психических состояний участников общения. Специфика поводов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерны следующие особенности в психическом состоянии;

Повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результаты общения;

Доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

(6) особое значение психологического контакта. В связи с вышеперечисленными особенностями особое значение приобретает начальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденции дальнейшего общения.

2. Этапы процесса делового общения юриста

Юристу необходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидность юридической деятельности включает в себя ряд этапов.

Для успешного общения юристу необходимо обеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения

1. Установление контакта - достижение состояния обоюдной готовности к приему и передаче информации и поддержания взаимосвязи. Психологический контакт - начальная фаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересов партнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Установление психологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность по созданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении и достижение его целей. В основе контакта лежит умение понять цели, интересы партнера и способность продемонстрировать ему, что ваши цели совпадают или близки.

Психологическое содержание контакта - процесс адаптации субъекта к субъекту: адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новой системе взаимоотношений и стилю поведения партнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочных наборов.

Структура психологического контакта включает несколько элементов.

(1) Прогнозирование общения и формирование модели партнера. Главная задача этапа - сбор информации о партнере по общению.

В тех случаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информации целесообразно вести по следующим направлениям:

Общая характеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);

Ближайшее социальное окружение;

Образ жизни;

Склонности, интересы, привычки;

Манера общения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;

Привычные и запретные темы общения.

В тех случаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информации осуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении с другими людьми.

На основе собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и в какой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этом необходимо учитывать несколько требований:

Начальная фаза, действия должны предполагать обязательное развитие;

Необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

Ваша позиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать ему возможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованности партнера в продолжении общения.

(2) Создание внешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. выбор времени, места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения.

(3) Проявление внешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е. формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа - снять у партнера предубеждение и заинтересовать предстоящим общением.

(4) Оценка психического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению.

Риторика развивает в человеке целую систему ценных личностных качеств: культуру мышления, речи, поведения, эрудицию. Ведь в кругу важнейших категорий, которыми она оперирует, которые развивает и формирует, в первую очередь следует назвать: самостоятельность, гибкость, глубину и оперативность мышления, самокритичность, корректность, вежливость, тактичность, раскованность, уважение к собеседнику, ответственность за свои слова и поступки, ясность, точность, выразительность речи. Все это помогает адекватно выразить и утвердить себя и воздействовать на окружающих, убеждая их и увлекая за собой. Риторика необходима человеку любой профессии, независимо от того, связана ли его деятельность с умением общаться и хорошо говорить: личностные качества, развиваемые риторикой, дают возможность человеку гораздо полнее реализовать себя, развивают способности в выбранной специальности. Эффективная мыслеречевая деятельность - основа профессионализма.

Каждый юрист занимается лекционной пропагандой, проводит беседы, читает лекции, доклады по самым различным вопросам, и ему следует владеть навыками общения с аудиторией. Юрист должен произносить речи доходчиво, грамотно, со знанием дела, выразительно, т.е. уметь убеждать. Это является одним из его главных профессиональных качеств. К сожалению, юристы не всегда умеют хорошо выступить публично. В судах часто можно услышать стертые, тусклые, скучные речи, которые никого не могут ни взволновать, ни убедить.

Можно ли будущего юриста научить произносить яркие и убедительные речи? Нельзя отрицать того, что хороший оратор должен изначально иметь способности к публичным выступлениям, но тем не менее каждого человека можно научить строить речь целесообразно и логично, точно и убедительно выражать мысли, проявлять в публичной речи индивидуальность. Не каждый юрист может достичь вершин ораторского искусства, но каждый должен и может сформировать профессиональные риторические навыки.

Ораторское искусство понимается как комплекс знаний и умений оратора по подготовке и произнесению публичной речи: это умение подбирать материал, искусство построения речи и публичного говорения с целью оказать воздействие на слушателей; это умение доказывать и опровергать, умение убеждать; это речевое мастерство.

Профессиональные риторические навыки юриста следует понимать как комплекс знаний и умений юриста по подготовке и произнесению публичной судебной речи сообразно с требованиями уголовно-процессуального закона; как умение построить объективно аргументированное рассуждение, формирующее научно-правовые убеждения; как умение воздействовать на правосознание людей.

Юрист должен уметь построить свою речь так, чтобы привлечь внимание судей и удержать его в продолжение всего выступления, уметь полно и объективно проанализировать обстоятельства преступления и причины его совершения, дать психологический анализ личности подсудимого и потерпевшего, выстроить систему опровержений и доказательств, сделать правильные правовые и процессуальные выводы и убедить в правоте своих выводов судей и слушателей. Юрист также должен уметь оказывать психологическое воздействие на слушателей, находить точные языковые средства для выражения мыслей. Хороший юрист - это оратор, говорящий по существу, тщательно анализирующий материалы дела с опорой на нормы права; говорящий доходчиво, логично, убедительно, в соответствии с нормами литературного языка.

Красноречие как «умение говорить красиво» также является составной частью юридической речи - эффективным средством эмоционального воздействия. Правильно выбранные изобразительно-выразительные средства языка помогают судебному оратору оказывать психологическое воздействие на слушателей в ходе раскрытия картины преступления, анализа и оценки действий подсудимого, мотивов преступления, его последствий, создания психологической характеристики подсудимого.

Предметом юридической риторики как частной прикладной риторики является речь - инструмент и средство правоприменительной деятельности. Для юридической риторики характерно изучение речи (языка) с двух позиций: 1) с точки зрения соблюдения оратором норм литературного языка; 2) как средства аргументации, доказывания, развертывания мысли, углубленного изучения психологии преступления.

Задачи предмета юридической риторики следующие: обучаемые должны овладеть ораторским мастерством, навыками грамотной, аргументированной и доходчивой публичной речи; получить систематическое представление о сущности ораторского искусства, мастерства устного выступления; приобрести комплекс знаний, умений и навыков оратора по подготовке и произнесению судебной речи.

Введение

1. Особенности профессионального общения юриста

2. Этапы процесса делового общения юриста

3. Коммуникативные умения, необходимые юристу

4. Формирование образа партнера

Заключение

Список литературы


ВВЕДЕНИЕ

Значениеобщения в жизни человека трудно переоценить. Оно является способомсуществования самого человека, установления, удовлетворения и регулированияосновных потребностей личности, эмоций и поведения: главным каналом воздействиячеловека на других и наоборот. Наконец, общение - один из важнейшихинструментов социализации человека.

Общение - это сумма выработанных наукой,практикой и мировым опытом нравственно-этических требований, принципов, норм иправил, соблюдение которых обеспечивает взаимопонимание и взаимное довериесубъектов делового общения, повышает эффективность контактов и конечных результатових совместных действий.

Крометого, общение - это способ существования и действия социальных образований,межгруппового и внутригруппового воздействия: трансляции культуры и социальногоопыта от поколения к поколению.

В основеделового общения лежит решение важного служебного вопроса, ответственноеконкретное дело, касающееся судеб людей, материальных и финансовых затрат, анередко и правовых отношений с весьма малоприятными последствиями для субъектовобщения. Поэтому нравственная сторона решения и социального результата общенияиграет огромную роль. Кроме того, когда речь идет о руководителе, этическоесодержание общения прямо влияет на нравственные воззрения подчиненных и,следовательно, на качество их служебной деятельности. Исходя из этого, знание ивладение этикой делового общения является показателем профессиональной культурысотрудника правоохранительных органов, степени его соответствия современнымтребованиям.

Деловоеобщение должно основываться на определенных нравственных принципах, средикоторых главными являются следующие.

1. Воснове делового контакта лежит интерес к делу, но ни в коем случае не личныеинтересы и не собственные амбиции. Несмотря на кажущуюся банальность, именноэтот принцип нарушается чаще всего, ибо далеко не каждый и не всегда находит всебе способность поступиться личными интересами, когда они входят впротиворечие с интересами дела.

2. Порядочность,то есть неспособность к бесчестному поступку или поведению, основывающаяся натаких нравственных качествах, как:

Умениедержать себя ровно с любым человеком, независимо от его служебного илисоциального статуса;

Моральнаяустойчивость, умение не поступаться своими принципами;

Обязательность,точность, верность своему слову.

3. Доброжелательность,то есть потребность делать людям добро.

4. Уважительность,реализующаяся через нравственные качества (вежливость, деликатность,тактичность, учтивость, заботливость).

Впрофессиональной деятельности юристов общение составляет около 80%о, в то времякак остальные 20% занимает оформление документации.


1. Особенности профессионального общения юриста

Профессиональноеобщение юриста обладает рядом особенностей, относящихся ко всем направлениям ихдеятельности. Среди них:

(1) специфичностьповодов для вступления в общение. В большинстве случаев поводом длявступления в общение является совершенное либо готовящееся преступление,правонарушение, асоциальное поведение. Это обстоятельство ограничивает кругучастников общения (пострадавшие, свидетели, правонарушители), определяет содержание общения, его цели;

(2) наличие множественности целей в каждом акте общения. Кроме полученияинформации о конкретном преступлении, правонарушении и личностях участников вкаждом акте общения, вне зависимости оттого, сотрудниками какой службы проводитсяобщение, должна реализовываться задачавоспитания человека, преодоления социально-негативных свойств и качествличности, предупреждения преступлений и правонарушений со стороны как данноголица, так и его окружения;

(3) конфликтныйхарактер общения. Специфика поводов вступления в общение - преступление илиправонарушение - ведет к тому, что цели участников общения либо не совпадают(сотрудники милиции - правонарушители), либо не понимаются в полной мере другдругом (сотрудники милиции - свидетели). Это обуславливает конфликтностьобщения и, как следствие, необходимостьспециальной подготовки сотрудников для успешной деятельности в данных условиях;

(4) формализацияобщения, т.е. регламентация целей, характера и способов общения различнымидокументами (уставами, наставлениями, приказами, инструкциями, УПК).Формализация может быть жесткой, предусматривающей принудительный характеррегламентации общения (ситуация допроса), и гибкой (оперативное общение). Целиформализации:

Защитапсихики лиц, участвующих в правоохранительной деятельности от чрезмерныхпсихологических перегрузок;

Усиление активности участников общения;

(5) специфика психических состояний участников общения. Спецификаповодов вступления в общение приводит к тому, что для обеих сторон характерныследующие особенности в психическом состоянии;

Повышенное нервное напряжение в связи с высокой ответственностью за результатыобщения;

Доминирование отрицательных эмоциональных состояний;

(6) особоезначение психологического контакта. В связи с вышеперечисленнымиособенностями особое значение приобретаетначальная фаза взаимодействия, в ходе которой происходит формирование тенденциидальнейшего общения.

2. Этапы процесса делового общения юриста

Юристунеобходимо знать, что общение имеет свои закономерности. Общение как разновидностьюридической деятельности включает в себя ряд этапов.

Дляуспешного общения юристу необходимообеспечивать последовательное прохождение этапов процесса общения

1. Установлениеконтакта - достижение состояния обоюдной готовности к приему и передачеинформации и поддержания взаимосвязи. Психологический контакт - начальнаяфаза общения, в процессе которой происходит взаимная увязка целей и интересовпартнеров по общению, обеспечивающая их дальнейшее взаимопонимание. Установлениепсихологического контакта есть целенаправленная, планируемая деятельность посозданию условий, обеспечивающих развитие общения в нужном направлении идостижение его целей. В основе контакта лежит умение понять цели, интересыпартнера и способность продемонстрировать ему, что ваши цели совпадают илиблизки.

Психологическоесодержание контакта -процесс адаптации субъекта к субъекту:адаптация к новой роли, «принимаемость» в данном общении; адаптация к новойсистеме взаимоотношений и стилю поведенияпартнера; взаимная адаптация ценностно-ориентировочныхнаборов.

Структурапсихологического контакта включаетнесколько элементов.

(1) Прогнозированиеобщения и формирование модели партнера. Главнаязадача этапа - сбор информации о партнере по общению.

В техслучаях, когда возможна предварительная подготовка к контакту, сбор информациицелесообразно вести по следующим направлениям:

Общаяхарактеристика (пол, возраст, социальное положение и т.п.);

Ближайшеесоциальное окружение;

Образжизни;

Склонности,интересы, привычки;

Манераобщения, речевые, мимические, топомимичекие стереотипы;

Привычныеи запретные темы общения.

В техслучаях, когда предварительное изучение партнера невозможно, сбор информацииосуществляется в процессе наблюдения за его поведением, реакциями в общении сдругими людьми.

Наоснове собранной информации формируется стратегия предстоящего, т.е. как и вкакой ситуации целесообразнее начать общение с данным человеком. При этомнеобходимо учитывать несколько требований:

Начальнаяфаза, действия должны предполагать обязательное развитие;

Необходимо формировать у партнера заинтересованность в общении с вами, предлагать темы, интересные для него;

Вашапозиция должна быть немного ниже той, которую мы предлагаем партнеру (дать емувозможность взглянуть сверху вниз), это способствует заинтересованностипартнера в продолжении общения.

(2) Созданиевнешних условий, облегчающих установление контакта, т.е. выбор времени,места, ситуации, обеспечивающих реализацию намеченной стратегии поведения.

(3) Проявлениевнешних коммуникативных свойств в начале зрительного контакта, т.е.формирование образа и его демонстрация партнеру. Цель этапа - снять у партнерапредубеждение и заинтересовать предстоящим общением.

(4) Оценкапсихического состояния, отношения партнера к начавшемуся общению. Источник:мимические, топомимические, проксемимические знаки, речь, интонации партнера.

(5) Устранениепомех в общении. Помехи могут возникать в результате:

Формированияв процессе адаптации у сотрудника или у партнера отрицательной установки кпредстоящему общению (для сотрудника - мобилизовать волевые ресурсы, сломатьустановку; для партнера - сменить стиль поведения);

Непониманиепартнером сути предлагаемого поведения, формирование конфликта (два варианта:первый - обострить конфликт и тем самым заставить партнера продолжатьвзаимодействие (вариант «Вокзала для двоих»); второй - снять конфликт);

Психическоесостояние партнера затрудняет общение (депрессия, тревога, фрустрация,эйфория). Необходимо переключить внимание партнера на другой объект, тем самымснизить эмоциональное возбуждение.

(6) Стимулированиеинтереса к продолжению общения.

2. Информационныйобмен - передача сведений в ответ назапрос, обмен мнениями, замыслами, решениями.

3. Побуждениепартнера к активному обмену информацией.

4. Координацияобщения - согласование планов, действий, позиций юриста с партнером пообщению.

5. Установлениевзаимопонимания - понимание смысла сообщаемой информации. Но главное -понимание партнерами намерений, установок, переживаний, целей и т.д.

6. Эмоциональноевоздействие - побуждение в партнере нужных эмоциональных состояний,приведение его реакций к специфике общения.

7. Установлениеотношений - определение взаимных позиций, правил, принципов взаимоотношений,условий и взаимных уступок.

8. Регуляцияповедения партнера - изменение поведения (намерений, решений, установок,представлений партнера в контексте взаимодействия.

Последовательноепрохождение этих этапов общения является одним из условий оптимизации делового общения юриста, т.е. обеспечения достижения целейюридической практики. Более того, сами эти этапы играют роль условийэффективного общения.

Дляуспешного профессионального общения юристу необходима коммуникативнаякомпетентность.

Коммуникативнаякомпетентность - этознание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Онаневозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативныхспособностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлятьактивность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальнуюпрограмму общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции вобщении.

Способностьобщаться с субъектами юридической деятельности реализуется в умениях. Подумениями понимаются двигательные, умственные и другие сознательные психическиедействия, которые выполняются быстро, правильно, при слабой концентрациивнимания на способах их выполнения влюбых условиях обстановки.


3. КОММУНИКАТИВНЫЕ УМЕНИЯ, НЕОБХОДИМЫЕ ЮРИСТУ

Речевыеумения - связаны совладением речевой деятельностью и речевыми средствами общения. К ним относятсяследующие умения: грамотно и ясно сформулировать свою мысль; достичь желаемойкоммуникативной цели; осуществить основные речевые функции (подтвердить,возразить, усомниться, одобрить, согласиться, предложить, узнать, пригласить ит.д.); говорить выразительно (выбрать правильный тон разговора, расставитьлогические ударения, найти точную интонацию и т.д.); высказываться «целостно»,т.е. достигать смысловой целостности высказывания; высказываться логично исвязно, продуктивно и содержательно; говорить самостоятельно (что проявляется вумении выбрать стратегию выступления, разработать самостоятельную программуречи, говорить без опоры на письменный текст, опираться на собственный анализпроблемы); высказываться экспромтно, без предварительной подготовки; выразить вречевой деятельности собственную оценку прочитанного или услышанного; передатьв речевой деятельности виденное,наблюдаемое.

2. Социально-психологическиеумения - связаны с овладением процессами взаимосвязи, взаимовыражения,взаимопонимания, взаимоотношений, взаимопроявлений и взаимовлияний. Это умения:психологически верно в соответствии с ситуацией вступить в общение;поддерживать общение, психологически стимулировать активность партнеров; психологическиточно определить «точку» завершения общения; максимально использоватьсоциально-психологические характеристики коммуникативной ситуации дляреализации своей стратегической линии; прогнозировать возможные пути развитиякоммуникативной ситуации, в рамках которой разворачивается общение;прогнозировать реакции партнеров на собственные акты коммуникативных действий;психологически настраиваться на эмоциональный тон партнеров по общению;овладеть инициативой и удержать инициативу в общении; и «спровоцировать»желаемую реакцию партнера по общению; формировать социально-психологическийнастрой партнеров в общении и управлять им; психологически стимулироватьпроявление инициативы партнера по общению.

3. Психологическиеумения - связаны с овладением процессами самомобилизации, самонастройки,саморегулирования. Это умения: преодолевать психологические барьеры в общении; снимать излищ-нее напряжение;мобилизовать психофизический аппарат на овладение инициативой в общении;эмоционально настраиваться на ситуацию общения; психологически и физически«пристраиваться» к партнеру по общению; адекватно ситуации общения выбиратьжесты, позы, ритм своего поведения; мобилизоваться на достижение поставленнойкоммуникативной цели; вести общение как столкновение мыслей, идей и позиций(коммуникативная борьба); распределять свои усилия в общении; использоватьэмоции как средство общения.

4. Уменияиспользовать в общении нормы речевого этикета в соответствии сконкретной коммуникативной ситуацией. Это умения: реализовать ситуативные нормыобращения и привлечения внимания; организовать знакомство с партнерами;использовать ситуативные нормы поведения;адекватно ситуации выразить просьбу; высказать совет, предложение, упрек,сочувствие, пожелание.

5. Уменияиспользовать невербальные средства общения. К ним относятся: паралингвистическиесредства общения (интонация, пауза, дыхание, дикция, темп, громкость, ритмика,тональность, мелодика); экстралингвистические средства (смех, щум, аплодисментыи т.п.); кинетические средства общения (жест, мимика); проксемические средстваобщения (поза, движения, дистанция общения).

6. Умениявзаимодействовать: на уровне диалога - с личностью или группой; на уровне полилога - с массой или группой; науровне межгруппового диалога.

Однакознание норм и правил профессионального общения принесет успех в том случае,если эти знания основаны на профессионально важных личностных качествах.

Какимиличностными качествами должен обладать юрист, чтобы успешно организоватьобщение?

(1) Знаниепсихологии другого человека. Что значит знать психологию партнера по общению?Главным образом это знание ценностных ориентации,которые находят свое выражение в потребностях, мотивах, интересах. Это то, чточеловек считает для себя принципиально важным и значимым. Юристу необходимобыть ориентированным на людей. К сожалению, часто бывает ориентация наисполнение документа. В результате действия негативных факторов впрофессиональной деформации некоторые юристы ориентируются на недостатки другихлюдей, в первую очередь на слабости, ощибки.

(2) Качества,которые определяют особенности психических познавательных процессов:

Достаточнобольшой объем внимания, умение его распределить по всему внешнему обликупартнера по общению;

Наблюдательность,способность фиксировать изменение в настроении и поведении и связывать это ссущественными явлениями в личности партнера по общению;

Особенности памяти, и в первую очередь памяти на лица, имена, факты биографии партнера по общению,на особенности эмоциональных реакций и т.п.;

Особенностимышления, способность анализировать поступки человека, видеть мотивы его поведения и прогнозировать поступки вразличных ситуациях;

Интуициюи воображение. Воображение в данном случае проявляется в умении ставить себя на место другого человека.

У людейбез развитого мышления и воображения часто встречается типичная ошибка -приписывание партнеру по общению своих мыслей, намерений, состояний.

(3) Эмоционально-волеваяустойчивость, эмоциональная воспитанность. От этого зависит, может ли человексопереживать другим людям. Такое качество называется эмпатией.

(4) Умениечеловека выбирать оптимальный стиль общения, т.е. способ обращения с партнером.Часто неправильный способ общения порождает поступки, нежелательные дляделового общения. Например, грубость порождается бестактностью,неисполнительность - попустительством, капризность - излишней уступчивостью.

Личностныечерты определяют общий стиль общения. Общение - это социально-психологическоеявление, которое детерминировано конкретно-историческими и личностнымиособенностями людей, Их социальным положением, целями и задачами деятельности.Эффективность делового общения юриста определяется как структурой и этапамипроцесса общения, так и развитием у него профессионально властных качеств, навыков, умений.

4. Формирование образа партнера

Крометого, в профессиональном общении юрист должен также учитывать возрастные, профессиональныеи индивидуальные особенности личности.

Остановимсяна характеристике процесса восприятия человека человеком. Формированиепредставления о другом человеке обеспечивают психические познавательныепроцессы, в первую очередь ощущение, восприятие, память, воображение, мышление.Каковы особенности формирования образа партнера?

1. Восприятиепартнера носит предметный характер. Эта конкретность выражается в восприятиитрех основных характеристик образа: физических данных; экспрессии, т.е.особенности самовыражения партнера; внешнего оформления. Поэтому юристу приполучении информации целесообразно придерживаться этих показателей.

2. Целостностьобраза. Например, целостный образ возникает постепенно в зависимости от приближения к объекту. Для людей с нормальнымзрением возможно выделить человека от фона на расстоянии 2 км, общий контур - 1 км, движения рук и ног - с 700м, голову, плечи, овал лица - с 300 м, лицо - 200 м, глаза, пальцы - 60 м.

Причемна дальних расстояниях характерно завышение роста, а верхние части фигурыраспознаются лучше нижних. Кроме удаленности важное значение имеет ракурс.

3. Константностьобраза. По мере накопления сведений образ объекта остается постоянным.

4. Осмысленность.В образ включаются обобщенные данные о категории людей, к которой принадлежитобъект восприятия. В данном случае особенно велика роль социальной установкинаблюдателя.

Основнымисходным психологическим механизмом формирования внешнего образа партнераявляется узнавание. Характерно, что порог узнавания людей ниже порогаузнавания вещей. Основная закономерность узнавания состоит в том, что идетрассматривание фигуры сверху вниз. Верх головы, волосы, лоб и глаза являютсяисходной точкой отсчета. Поэтому наиболее легко затем воссоздаются(портретируются) именно эти элементы.

Другаязакономерность формирования образа - целесообразность. В поле зренияпопадают те элементы внешности, которые определяются целью наблюдения.

Третьязакономерность - особенностистимулирования при построении образа партнера. При положительной стимуляцииобраз партнера описывается более привлекательно и полнее. Таким образом,подкрепление также участвует в конструировании восприятия человека человеком.Поэтому юристу при проведении процессуальных действий следует воздерживаться отсвоих оценок личности объекта деятельности.

Четвертаязакономерность - эмоциональное состояние партнера (свидетеля). Всостоянии эмоционального возбуждения партнеру дается также неполная и непривлекательная оценка.

Пятаязакономерность - характер взаимоотношений между партнерами. Дезорганизуетвосприятие и последующее портретирование чувство страха или взаимной антипатии.

Отражениепартнера обусловлено восприятием содержания личности человека. Для людейпри составлении образа партнера элементывнешности распределяются примерно следующим образом.

1. Физическийоблик - 82,5% элементов внешности человека: рост(длина тела); глаза (цвет); нос; особенности телосложения; цвет волос. Рост,цвет глаз и волос выполняют роль опорных признаков, с которыми затемсвязываются все остальные элементы внешности. Важными признаками физическогооблика также являются контур тела и форма лица. Но они выделяются не в первуюочередь.

2. Экспрессия- внешние особенности выражения чувств и поведения. К элементам экспрессии,которые чаще всего воспринимаются в первуюочередь, относятся: общее выражение лица; выражение глаз; особенности голоса и речи; жесты. Экспрессивные особенностипортретируемого лица обычно составляют около 14% информации о нем. Включениечерт экспрессии характерно при описании облика хорошо знакомых людей. Следуетучесть, что большинство людей во внешнем облике партнера быстрее отмечают теособенности, которые являются отклонением от общепринятой нормы.

3. Внешнийвид - одежда, прическа, косметика, украшения и т.п. Эти данные обычно не превышают 5% общей информации.

Соотношениеэтих трех групп элементов образа партнера у различных профессиональных ивозрастных групп различно, тем не менее, общие зависимости приблизительнотаковы:

Женщиныдают более точную оценку образа партнера;

Дляподростков характерна слабая фиксация экспрессии и сосредоточенность на внешнемоформлении портретируемого лица;

Длявзрослых типична сосредоточенность на экспрессии. Особенности восприятия уразличных групп людей зависят от уровня культуры и образования, от целей изадач деятельности, от жизненного опыта.

Наиболееобразованные и проницательные обращают внимание на особенности экспрессии,другие - на физические черты и оформление внешности.

Ихописания внешнего облика партнера можносвести в три группы.

(1) Суждения,которые имеют четко определенное описание и применялись для обозначенияконкретных элементов (70%).

(2) Сужденияна основе штампов обыденного сознания или сходства с чьей-то внешностью. Сюдаможно отнести суждения, в которых приводятся аналогии с психическимиособенностями, - «умный лоб», «волевой подбородок», «чувственные губы» (11%).

(3) Суждения,характеризующие «выразительное поведение», - «угрюмое лицо», «печальные глаза»,«виноватая походка» и т.п. (4%).

Такимобразом, отражая облик одних и тех же людей, партнеры по общению преломляют ихчерез ту систему образов и понятий, которая у них уже сложилась. Поэтому ихарактер осмысления облика одних и тех же людей всегда различен. Люди сразвитым образным мышлением, пожилые, необщительные, эмоционально неустойчивыеуспешнее опознают отрицательные эмоциональные состояния. Практически любыеэмоциональные состояния опознают люди с образным мышлением, эмоциональноподвижные, экстраверты.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Общениес людьми составляет основу профессиональной деятельности юриста любойспециализации. Поэтому знание социально-психологических закономерностей общенияявляется непременным условием его высокой квалификации.

Спецификапрофессионального общения юриста требует от него высокоразвитых коммуникативныхкачеств, навыков и умений, которые формируются как в процессе обучения, так и в процессе самообразования и практики.Особую роль в развитии этих качеств играет самоанализ, упражнения ипсихологические тренинги.

Коммуникативнаякомпетентность - этознание юристом норм и правил общения, а также владение его технологией. Онаневозможна без развитых способностей юриста к общению с другими людьми - коммуникативныхспособностей, т.е. способностей владеть инициативой в общении, проявлятьактивность, эмоционально откликаться на состояние партнеров общения, формировать и реализовать собственную индивидуальнуюпрограмму общения, способность к самостимуляции и взаимной стимуляции вобщении.

Кромепотребностей юридической практики, общение обеспечивает удовлетворениесоциальных потребностей личности. К таким потребностям относятся: стремлениечеловека к взаимодействию, любви и поддержке; потребность к самоутверждению;потребность к самовыражению и самореализации; потребность в эмоциональнойподдержке и признании.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аракелов Ю.С.,Джегутанов Б.К., Олейников В.С. Профессиональная этика юриста: ответы на экзаменационныебилеты. - СПб.: Питер, 2006. - 128 с.

2. Афанасьева О.В.,Пищелко А.В. Этика и психология профессиональной деятельности юриста. М., 2001.

3. Жалинский А. Э.Введение в специальность «Юриспруденция». Профессиональная деятельность юриста.Издательство: Проспект, 2009.

4. Прикладная юридическая психология: Учеб. пособиедля вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. М., 2005.

5. Психология и педагогика в профессиональной подготовке сотрудников органоввнутренних дел: Учеб. пособие. М., 2003.

6. Реан А. Л. Психология личности. Социализация,поведение, общение. СПб.: Прайм - ЕВРОЗНАК, 2004.

7. Романов В.В. Юридическая психология. М.: ЮРИСТЪ,2006.

8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер.2001.

9. Сокова 3. К. Профессиональная этика. М., 2000.

10. Социальная психология / Под ред. А.М.Столяренко. М., 2001.

11. Филатов Ф.Р. Общая психология. Ростов н/Д:«Феникс», 2003.

12. Щекин Г. В. Визуальная психодиагностика: познание людей по их внешнему облику. М., 1992. (Библиотечкасотрудника органов внутренних дел).

13. Юридическаяпсихология: учебник для студентов вузов; под ред. В. Я. Кикотя. – М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2006.

14. Юридическая психология: Хрестоматия / Сост. В.В. Романов,Е.В. Романова. М., 2000. Майоров В.И. Введение в юридическую специальность:Учебное пособие. – Челябинск, 2005.

В законодательных актах, представляющих собой правовую основу деятельности правоохранительных органов Российской Федерации, закреплены правовые нормы, определяющие основные начала организации и деятельности этих органов. В правовой науке и юридической практике такие нормы принято называть принципами.

Основными принципами деятельности правоохранительных органов в РФ являются:

Принцип законности нашел свое законодательное выражение в ч.2 ст.15 Конституции РФ, согласно которой “органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы”. Таким образом, принцип законности распространяется на все сферы жизни общества, в том числе и на правовую сферу.

Принцип публичности (официальности) находит свое выражение преимущественно в деятельности правоохранительных органов, выполняемой с момента обнаружения признаков преступления. Сущность этого принципа состоит в том, что правоохранительные органы в силу своего официального положения обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело в каждом случае обнаружения признаков преступления, принять все предусмотренные законом меры к установлению события преступления, лиц, виновных в совершении преступления и их наказанию. Отсюда следует, что правоохранительные органы, действуя в интересах государства и общества (отсюда и наименование “принцип публичности”), обязаны проявлять активность и инициативу в раскрытии преступлений, изобличение лиц, их совершивших.

Принцип равенства граждан перед законом и правоохранительными органами. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства отношения к религии, убеждения, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности”.

Принцип неприкосновенности личности, жилища и тайны переписки, охраны личной жизни граждан, тайны телефонных переговоров и телеграфных сообщений. Истоки данного принципа находятся в Конституции РФ, где провозглашается право каждого на свободу и личную неприкосновенность (ч.1 ст.22); на неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны (ч.1 ст.23); на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений (ч.2 ст.23); неприкосновенность жилища (ст.25).

В деятельности правоохранительных органов эти принципиальные положения находят свое воплощение в том, что правоохранительные органы могут производить аресты граждан, их заключение под стражу и содержание под стражей только по решению суда и только при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый скроется от дознания, предварительного следствия или суда, или воспрепятствует установлению истины по уголовному делу.

Принцип обеспечения подозреваемому, обвиняемому и подсудимому права на защиту. Правоохранительные органы, в пределах своих полномочий и при наличии к тому законных оснований, могут задержать гражданина, подозреваемого в совершении преступления и предъявить ему обвинение в совершении преступления. Поскольку выполняемая в этой связи деятельность правоохранительных органов носит наступательный, активный характер направлена на изобличение гражданина в совершении преступления, постольку было бы несправедливым не наделить подозреваемого (обвиняемого, подсудимого) правами, достаточными и необходимыми для защиты от выдвинутого против него обвинения. Подробно данный принцип изучается в курсе «Уголовный процесс».

Принцип презумпции невиновности. Презумпция невиновности это общепризнанный мировым сообществом принцип, в соответствии с которым «каждый человек, обвиняемый в совершении преступления, считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности толкуются в пользу обвиняемого» 3 .

Принцип национального языка в деятельности правоохранительных органов. Сущность этого принципа состоит в том, что каждый гражданин вправе обращаться в любой правоохранительный орган за защитой своих прав и законных интересов на родном языке или любом другом языке, которым он владеет. В свою очередь, правоохранительные органы не вправе отказать гражданину в защите по мотиву незнания языка, на котором гражданин к ним обратился.

Принцип гласности в деятельности правоохранительных органов. В Конституции РФ закреплена обязанность органов государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных лиц обеспечивать каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом (ч.2 ст.24).

Принцип участия общественности в деятельности правоохранительных органов, заключается в том, что граждане участвуют в судебном разбирательстве в качестве присяжных заседателей и других участников судебного разбирательства (представители комиссий по делам несовершеннолетних, наблюдательных комиссий и др.). Представители общественности участвуют также в деятельности органов, ведущих борьбу с преступностью. Так, например, отдельные лица могут привлекаться к подготовке или проведению оперативно-розыскных мероприятий с сохранением по их желанию конфиденциальности сотрудничества с органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, в том числе по контракту.

Принцип гуманизма находит свое непосредственное проявление в деятельности правоохранительных органов, связанной с избранием меры пресечения. Принимая решение об избрании меры пресечения, органы, ведущие производство по уголовному делу, обязаны учитывать тяжесть совершенного преступления, личность обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение (ст.91 УПК РФ) и принять меры попечения о несовершеннолетних детях обвиняемого и охране его имущества (ст.98 УПК РФ).

Принцип демократизма в деятельности правоохранительных органов проявляется, прежде всего, в том, что решаемые этими органами задачи укрепления законности и правопорядка, охраны интересов общества, прав и свобод граждан отвечают интересам народа. Принцип демократизма находит свое выражение в иных принципах деятельности правоохранительных органов. В частности, принцип демократизма лежит в основе принципа участия представителей общественности в деятельности правоохранительных органов. Он находит свое выражение в принципе независимости судей и подчинении их только закону.