К перспективным планам относятся. Перспективное планирование

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА в ДОУ

из опыта работы

Планирование – это заблаговременное определение последовательности осуществления воспитательно-образовательной работы с указанием необходимых условий, средств, форм и методов.

Для создания системы в планировании в дошкольном образовательном учреждении используется несколько различных видов планирования:

1. Перспективный план развития или программа развития ДОУ, составляемый на 3

Года;

2. Годовой план ДОУ;

3. Тематические планы (по основным видам деятельности);

4. Индивидуальные планы специалистов и администрации;

5. Календарное и перспективное планирование в конкретной возрастной группе.

Рассмотрим подробнее два вида планирования необходимые воспитателю – перспективное и календарно-тематическое, так как на практике доказано, что воспитатели, используя лишь календарный план, намного чаще допускают ошибки в планировании.

ПРИНЦИПЫ

ПЕРСПЕКТИВНОГО И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Давайте запишем первые три принципа, а потом подробно рассмотрим их.

  1. Соблюдение оптимальной учебной нагрузки на детей (количество и длительность занятий соответствует требованиям СанПиНа).
  2. Соответствие планируемого педагогического процесса физиологическому росту и развитию детей (учитываются биоритмы, сложные занятия планируются во вторник, среду).
  3. Учет медико-гигиенических требований к последовательности, длительности педагогического процесса и особенно к проведению различных режимных процессов.

Как Вы думаете, какую цель преследуют первые 3 принципа?

(Сохранение и укрепление здоровья детей). Откройте 1 страницу и скажите какие пункты необходимо выполнять при реализации 1 принципа?... 2 принципа?....

3 принципа?

  1. Учет местных и региональных особенностей климата.

Почти все комплексные программы составлены с учетом климатических условий нашего региона и в коррекции не нуждаются.

  1. Учет времени года и погодных условий. Этот принцип реализуется при проведении прогулок, закаливающих и оздоровительных мероприятий, занятий по экологии.
  2. Учет индивидуальных особенностей. (необходимо знать тип темперамента ребенка, его увлечения, достоинства и недостатки, комплексы, чтобы найти подход к его вовлечению в педагогический процесс).
  3. Разумное чередование в плане организованной и самостоятельной деятельности. (занятий; игр, кружковых занятий, совместной работы детей и воспитателя, а так же свободной спонтанной игровой деятельности и общения со сверстниками).
  4. Учет изменения работоспособности детей в течение недели при планировании занятий и требования к их сочетаемости (планирование занятий с максимальной умственной нагрузкой во вторник и среду, чередование статичных занятий с занятиями с высокой двигательной активностью).
  5. Учет уровня развития детей (проведение занятий, индивидуальной работы, игр по подгруппам).
  6. Взаимосвязь процессов обучения и развития (обучающие задачи планируются не только на занятиях, но и в других видах деятельности).
  7. Регулярность, последовательность и повторность воспитательных воздействий (одна игра планируется несколько раз, но изменяются и усложняются задачи – познакомить с игрой, выучить правила игры, выполнять правила, воспитывать доброжелательно отношение к детям, усложнить правила, закрепить знание правил игры и пр.)

Рассмотрим НА ПРИМЕРЕ Сюжетно-ролевой игры «Семья» какие задачи могут быть запланированы в течении 1 – 2 недель:

1 день – Способствовать формированию у детей умения выполнять правила ролевого поведения;

2 день – учить детей заранее придумывать план игры;

3 день – способствовать объединению с игрой «Магазин»,обратить внимание на

Культуру общения;

4 день – способствовать использованию в игре предметов заместителей;

5 день - воспитывать доброжелательное отношение к детям.

  1. Включение элементов деятельности, способствующих эмоциональной разрядке (психогимнастика, релаксация ежедневно, а также цветотерапия, музыка).
  2. Планирование строится на основе интеграции усилий всех специалистов.

Необходимо взаимодействие со специалистами, планирование работы над одной темой, проведение индивидуальной работы по подготовке к занятиям, проведение интегрированных занятий.

  1. Планируемая деятельность должна быть мотивирована.

Мотив – это интерес, желание.

Мотивация практическая – научиться сделать.

Мотивация игровая (использование на занятии игровых приемов Н: пришел в гости Незнайка, с ним что-то произошло, надо помочь. Как?…)

Мотивация познавательная (интерес к новой информации – Хотите узнать как

Живут птицы в лесу?…).

  1. Планировать разнообразную деятельность, способствующую максимально возможному раскрытию потенциала каждого ребенка.

Для того чтобы реализовать данный принцип необходимо не только планировать разнообразную деятельность, но и создать в группе полноценную предметно-развивающую среду: уголки – экологический, спортивный, театрально-музыкальный, патриотический (в ст. гр), художественно-речевой, ручного труда, ряжения (в гр. ран.возр. и мл.) – в ст. гр., сенсорный; центры «Науки», «Занимательной математики», зону сюжетно-ролевых игр.

  1. Планируемая деятельность педагога с детьми должна строиться на общих задачах ДОУ.

Предполагается обязательное привлечение родителей в общий образовательный процесс. (консультации, беседы, просветительская работа – «Чему научить дома?, «Что должен знать и уметь ребенок к концу года?» Выполнение домашней работы в тетрадях дается только на выходные дни.

УСЛОВИЯ СПОСОБСТВУЮЩИЕ УСПЕШНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ

1. Знание программных задач.

2. Знание индивидуальных возможностей и способностей детей.

3. Использование принципа повторности с усложнением задач (3 – 4 раза) с небольшим интервалом.

Очень удобно использовать таблицы задач по всем разделам программы.

Если задача используется на занятиях более 4 раз выносить ее в нерегламентированную деятельность.

4. Совместное составление плана обеими воспитателями. А также постоянный обмен мнениями по результатам наблюдений за детьми: как они усваивают пройденный материал, как выполняют свои обязанности, каковы их навыки культуры поведения, проявления каких черт характера наблюдались и прочее. Таким образом, основную часть плана намечают оба воспитателя, а детали – каждый в отдельности.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Перспективный план – составляется на квартал или на год (допустима коррекция в ходе работы в плане данного вида).

В перспективном плане планируются:

1. Цели и задачи (на квартал);

2. Виды детской деятельности:

А) игровая деятельность;

Б) социальное развитие;

В) физкультурно-оздоровительная работа (закаливание, спорт. упражнения,

Подвижные игры);

Г) познавательно-практическая деятельность (наблюдения, ознакомление, опыты,

Эксперименты);

Д) художественная деятельность (речевая, театральная, музыкальная, игровая,

Изобразительная);

Е) элементы трудовой деятельности.

3. Работа с семьей.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Календарно-тематическое планирование – структурирует содержание образовательного процесса. Для того чтобы разработать подробный календарно-тематический план необходимо:

  1. Установить объем плана в условно-учебных часах.
  2. Определить тематику, содержание, количество занятий для прохождения каждой темы.

Н: Овощи – 2 занятия, ОБЖ – 6 занятий, Времена года – 4 занятия.

  1. Выбрать оптимальные формы проведения занятий и методы обучения для достижения поставленных целей и задач.

Перенасыщать нерегламентированную деятельность нельзя, так как план получится очень жестким. Остальные виды деятельности можно добавить при необходимости по ходу календарного планирования в течении года.

КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ .

Цель: Организация целостного, непрерывного, содержательного педагогического процесса.

Педагогический процесс- это совокупность различных мероприятий, явлений, направленных на обучение, развитие и воспитание детей от цели до результата.

Педагогический процесс – совместная деятельность воспитателя и ребенка.

Календарный план – предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации на каждый день .

Календарный план является обязательным документом (1987 г).

Компонентами календарного планирования являются:

1. Цель. Она направлена на развитие, воспитание, обучение.

  1. Содержание (виды действий и задачи) определяется программой.
  2. Организационно-действенный компонент (формы и методы должны соответствовать поставленным задачам).
  3. Результат (что запланировали в самом начале и что получили должно совпадать).

Планируемые в календарно-тематическом плане цели и задачи должны быть диагностируемыми. Н: воспитывать любовь к природе – цель не диагностируемая, а формировать бережное отношение к цветам в цветнике (поливать, не рвать и пр.) диагностируемая цель.

Календарно-тематический план должен быть составлен на один день, но практика показывает, что воспитатели, работая в паре поочередно составляют план на 1 – 2 недели. Рассмотрим, какие мероприятия и в какой промежуток времени необходимо планировать:

СОВМЕСТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

УТРО. Цель: создать бодрое, жизнерадостное, работоспособное настроение.

В утренний отрезок времени можно планировать все виды деятельности по желанию детей (игры, общение, труд, индивидуальную работу и пр.), но они должны отвечать следующим требованиям:

  1. Деятельность не должна быть продолжительной по времени (15-20 минут), ребенок должен увидеть результат своей работы. Н: сюжетно-ролевые и строительные игры длительны и не планируются в средних и старших группах.
  2. Не желательно планировать на утро деятельность предполагающую большую

Подготовку.

  1. Нельзя планировать утром деятельность, в которой предполагается

Использование колющих и режущих предметов труда.

  1. Утром планируем только знакомые для детей виды деятельности.
  2. Планируется утренняя гимнастика. Разученный на физкультурном занятии

Комплекс меняется через две недели.

ПРОГУЛКА. Цель: обеспечить высокую активную, содержательную, разнообразную, интересную деятельность и снять утомление.

Прогулка начинается с наблюдения, если ей предшествовало динамичное занятие (музыкальное, физкультурное, хореографическое и пр.) и начинается с подвижной или спортивной игры если перед прогулкой было статичное занятие. Рассмотрим подробнее, что нужно планировать на прогулке:

1. Наблюдение (за погодой, природой, транспортом, трудом взрослых, сезонными

Изменениями в одежде и пр.). За явлениями природы наблюдения проводятся

Чаще.

  1. Подвижная игра (сюжетная «Гуси-гуси…», бессюжетная «День – ночь»,

соревновательная – «Кто быстрее»), в которой принимают участие все дети группы. Она планируется с учетом погоды, особенностей сезона.

3. Спортивная игра, упражнение или элементы спортивной игры планируется в

Старших группах (бадминтон, баскетбол, футбол, хоккей, городки) .

4. Игры дидактические, хороводные, забавы, творческие.

5. Индивидуальная работа по развитию движений, по подготовке к

Занятиям (математике, развитию речи), с детьми которые не усвоили

Материал (3 – 7 минут), с одаренными детьми, по подготовке к праздникам.

6..Труд по подгруппам (по желанию детей – чем хотят заняться). У малышей

Необходимо формировать потребность в труде.

Соблюдать последовательность действий на прогулке не обязательно, все зависит от настроения и желания детей.

7. Планируются беседы по культуре общения, по воспитанию нравственных качеств.

ВЕЧЕР. Цель. Создать радостное настроение, чтобы на следующий день ребенок с удовольствием шел в детский сад.
В данный отрезок времени планируются:

1. Все виды игр - настольно-печатные, сюжетно-ролевые, строительные,

Подвижные, дидактические, развивающие, театральные. Учитываются желания и

Потребности детей.

2. Развлечения, праздники, сюрпризы проводимые воспитателем планируются 1 раз

В неделю (в четверг или пятницу).

Примерные названия праздников: праздник «Мыльных пузырей», «Воздушных шаров», «Бумажных снежинок», «Нитяных (бумажных) кукол», «Пушистиков», «Летящих голубей», «Скачущих лягушек», «Веселых слов» и пр. Также планируются различные виды театра, мини-концерты на которых дети исполняют любимые стихи, песни и танцы; вносятся и обыгрываются новые игрушки.

  1. Труд (ручной труд, хоз-быт (уборка, стирка) коллективный, по подгруппам.

Планировать знакомый вид дежурства нет

Необходимости, в плане отражается лишь нововведение.

4. Индивидуальная работа по всем видам деятельности. По изобразительной

Деятельности, конструированию до занятия, занятие – это результат работы

Воспитателя. До занятия желательно планировать индивидуальную работу с

Робкими, «слабыми» в данном виде деятельности детьми, для того, чтобы на

Занятии эти дети чувствовали себя увереннее.

6. Работа с родителями.

7. Работа по ЗКР.

Для того чтобы систематизировать в плане деятельность вне занятий необходима циклограмма.

Непосредственно образовательная деятельность.

Запись НОД в календарном плане необходимо делать следующим образом:

Тема.

Задачи (программное содержание).

Задачи (учебная, развивающая и воспитательная). Что сформировать, какие психические процессы развить (мышление, память, глазомер, любознательность и пр.) и какие нравственные качества привить. Тройственность задач обязательна.

Оборудование.

Активизация словаря.

Методы и приемы.

Источник.

В методической литературе подробно указываются учебные и развивающие задачи и зачастую отсутствуют воспитательные задачи (см. программу Васильевой).

Н: ВОСПИТЫВАТЬ – доброжелательность, умение заботиться о детях, выражать сочувствие, не перебивать говорящего, привычку спокойно себя вести в помещении (не шуметь, не бегать), в. отрицательное отношение к грубости, жадности и пр.

В конце каждого квартала планируются итоговые занятия в виде викторин, КВНов, развлечений.

ФОРМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Формы планирования зависят от программы и от профессионального уровня воспитателя. Существуют следующие формы планирования:

1. Текстовая – самая подробная форма плана. Она необходима начинающим воспитателям. В ней подробно расписываются все виды деятельности, задачи, методы, и формы.

2. Схема-сетка.

1 страница – список детей.

2 страница – сетка занятий.

3 страница – основные задачи обучения, развития и воспитания (не более 10). Эти задачи ставятся в процессе всей недели, во всех видах деятельности.

Н: записываем игру «Чудесный мешочек», а рядом в скобках № задачи.

Список детей по подгруппам от 2 до 6 детей располагается в конце тетради и заполняется карандашом, так как состав подгрупп в течение года может меняться. Чем младше дети, тем больше подгрупп. Комплектуются подгруппы по симпатиям детей.

Запланированные мероприятия должны быть взаимосвязаны одной тематикой в течении всей недели. Усложнение каждого мероприятия должно быть продолжением вчерашних событий. Схема-сетка используется опытными воспитателями.

3. Блочное планирование – вариант для творческих, ответственных воспитателей.

В течении недели обыгрывается один предмет, явление или тема.

Такая форма плана выполнима в группах раннего возраста и младших группах.

Н: Тема «Рыбка» Развитие речи Чтение стихотворения «Где спит рыбка»,

Рисование – «Нарисуем рыбке хвостик», Предметный мир – «Разноцветные рыбки» и т. д.

Главный критерий, по которому определяется качество хорошего плана – это обеспечение каждого ребенка содержательной и интересной деятельностью.

СХЕМА - СЕТКА

календарное планирование на 1 неделю

Игра

наблюдение

познават.разв.

Труд

развлечение

индивид.работа

1 половина дня

Дидактические, развив.

настольные.

1. с математическим

2. по экологии

3. по развитию речи

4. пальчиковые

5. ПДД, ППБ

Наблюдения из окна

за состоянием природы

птицами, снегом и пр.

В уголке природы.

1. Беседы (нравств, эколог.,

Патриот, ЗОЖ, безопасность)

2. Рассматривание

Иллюстраций.

3. Чтение художественной

Литературы.

В уголке природы

Самообслуживание

По математике,

развитию речи,

экологии

ПРОГУЛКА

Подвижные, спортивн.

сюжетно-ролевые

1. за погодой

2. за животн. и растен.

3. за изменениями в

Природе

4. за трудом взрослых

5. за транспортом

Беседы на нравственные

темы.

Закрепление знаний,

полученных на занятиях.

Хозяйственно-

бытовой труд

Труд в природе

ФИЗО

Развитие речи

Подготовка к

Праздникам

2 половина дня

Сюжетно-ролевые,

строительные,

театральные, муз-дид.,

настольно-печатные…

Составление рассказов.

Пересказ.

Заучивание стихотворение.

Рассматривание картинок.

Ручной труд

Хозяйственно-

бытовой труд,

самообслуживание

1 развлечение в

неделю

ИЗО, конструирование

Математика

По подготовке к

Занятиям

ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВНЕ НОД С______ ПО ______ _________________

Игра

наблюдение

познават.разв.

Труд

развлечение

индивид.работа

1 половина дня

Д/и «Чудесный

мешочек» - закреп. зн.

геом. фигур

Д/и «Из чего что варят»

овощи – фрукты

Р/и «Танграмм»

Конструктор «Лего»

П/и «Съедобное –

несъедобное».

1. Рассмотреть

распустившийся цветок

(как ухаживать)

2. За ветром из окна –

гонит тучи, раскачивает деревья (гнутся).

1. Беседа «Город в котором мы

Живем» - архитект. памятники

2. «Части суток» -что мы

Делаем утром, днем, вечером.

3. «Я люблю овощи» - учить

Составл. описательный. рассказ.

4. «Природа живая и неживая» -

кто? что?

5. «В гостях у сказки» рассматр.

иллюстраций к сказкам.

1. Учить

Самостоятельно

готовить материал

к занятиям.

2. Уход за цветами

в уголке природы

(полив)

3. Учить

самостоятельно одеваться и раздев.

1. Правильно

пользоваться вилкой –

Петя, Кирилл.

2. Закрепить понятие

гласные звуки – Артем,

Дима.

3. Цвет, форма, величина-

Артем, Юля.

4. Названия деревьев –

Катя, Дима.

5 Артикул.упр. –Юля,

Дима, Артем.

ПРОГУЛКА

П/и «Бездомный заяц»

П/и «У медведя во

Бору»

П/и «День и ночь»

Сп/и «Футбол»

Сп/упр. «Городки»

С/р и. «Шоферы»

1 За облаками – чтение стихотворения «На что

похожи облака»

2 За насекомыми –

о пользе.

3 За играми старших

детей – соблюдение

правил, дружелюбие.

4. За грузовыми

машинами.

1. За покупками в магазин» -

Закр. знания об овощах, где

Растут, что с ними делают.

2. Составление рассказов по

Теме «Осень»

1. Сбор плодов

рябина для ручного

труда

2. Привлечь детей к

уборке засохших

цветов и клумб.

3. Мытье игрушек

После прогулки.

4. Уборка

Веранды.

5.Помочь малышам

Дойти до группы.

1.Закрепить временные

понятия: утро, день,

вечер, ночь – Катя, Петя.

2.Счет в пределах 10 –

Кирилл, Артем.

3.Учить бросать мяч в

цель – Юля, Артем.

4. Повторить текст

потешки – Катя, Вера.

5. Приучать активно участвовать в играх –

Владик, Настя.

2 половина дня

С/р и «Библиотека»

С/р «Семья»

С/р Магазин»

Д/и «Что изменилось»

(внимание)

Д/и «Скажи ласково»

Стр/и «Города и

улицы»

П/и «Мышеловка»

1. Составление рассказа «Если

Бы я был волшебником»

2. Пересказ сказки «Лиса и

Кувшин» (по иллюстрациям)

3. Заучивание пословиц об

Осени.

4. «Наша улица» (рассматрива-

Ние картин по ПДД)

5. Заучивание текста

Пальчиковой гимнастики.

1.Помыть

Строитель.

2. Учимся работать

По готовой

выкройке

«Кошелек»

3.Реставрация

старых книг (учить

подклеивать,

используя кальку).

1. Литературная

Викторина

«Узнай сказку»

(по

иллюстрации

По тексту,

По загадке)

1.Учить правильно

полоскать рот – Артем,Д

2. Расширение словаря по

теме «Осень» - Андрей,

Кирилл, Вера.

3.Учить вырезать из

бумаги фигуры по

контуру-Настя,Катя.

4.Учить отвечать на

вопрос полным ответом –

Юля, Вера.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедельник

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство со сказками.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Заучивание загадок, пословиц,

поговорок.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Знакомство с народными

промыслами.

Приобщение к русской

национальной культуре:

Чтение и заучивание потешек,

песенок.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Хозяйственно-бытовой труд.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Наблюдение за сезонными изменениями в природе.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Словесные игры и упражнения.

Вторник

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Забочусь о своем здоровье.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Наблюдение за животными.

Наблюдение за птицами.

Наблюдение за насекомыми.

Наблюдение за неживой

природой.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

художников.

Знакомство с творчеством

композиторов.

Знакомство с творчеством

композиторов.

Среда

ПДД (чтение).

ПДД (игры).

ПДД (беседа).

ПДД (наблюдение).

Экскурсия.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Целевая прогулка.

Игры с математическим

Количество, счет.

Игры с математическим

Форма, величина.

Игры с математическим

Время.

Игры с математическим

Ориентировка в пространстве.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Культурно-гигиенические

навыки.

Четверг

Литературный час.

Литературный час.

(мировое народное творчество)

Литературный час.

(поэтические произведения)

Литературный час.

(заучивание)

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Наблюдение за растительным

миром.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Театрализованные игры.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

Работа по закреплению темы

по познавательному развитию.

пятница

ППБ (беседа)

ППБ (чтение)

ППБ (игра).

ППБ (чтение).

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Вечер развлечений.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие памяти,

внимания.

Игры на развитие речи,

мышления.

Игры на развитие речи,

мышления.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

Наблюдение за неживой природой.

ЦИКЛОГРАММА. Распределение видов деятельности по дням недели.

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

понедьник

Развивающие игры

«Веселый счет»

«Количество»

Логические упражнения.

Ориентировка, форма.

«Время»

«День да ночь»

«Семь братцев»

«Времена года»

«Календарь», «Часы»

Наблюдение

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Изменения в природе.

Труд

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Самообслуживание.

Вторник

«Российская словесность»

развитие речи, словарь.

Составление рассказов,

творческое рассказ-ние

Пересказ.

Словесные игры.

Литературные викторины.

«Мир природы»

Растительный мир.

Животный мир.

Взаимосвязь человека с

природой.

Экология: беседы,

ситуации.

Наблюдение

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Животный и

растительный мир.

Труд

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Хоз.-бытовой.

Среда

«Учимся быть здоровыми»

Безопасность жизни.

Культура поведения,

правила этикета.

Безопасность жизни

Гигиенические основы.

Художественная литература

Чтение, драматизация,

театрализованные игры

Заучивание наизусть.

Знакомство с писателями.

Загадки и отгадки.

Наблюдение

За погодой.

За погодой.

За погодой.

За погодой.

Труд

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Труд в природе.

Четверг

«Мир вокруг нас»

«Космос»

«Вода».

«Суша».

«Воздух».

«Наша Родина»

«Наша Родина –

Россия»

«Наш город»

Труд взрослых.

«Открою сам» в клубе

«Почемучек».

Наблюдение

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд взрослых.

Труд

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

В уголке природы.

Пятница

ПДД

Чтение произведений.

Рассматривание плакатов,

иллюстраций, картин.

Создание проблемных

ситеаций, игры.

ППБ

Приобщение к русской

национальной культуре

Обряды, праздники.

Пословицы, поговорки,

народные приметы.

Экскурсия

Целевая прогулка

Наблюдение

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

За транспортом.

Ручной труд

С бумагой.

С природным материалом,

бросовым материалом.

Строитель, составление плана.

С тканью.

Формы работы во второй младшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Беседы по иллюстрациям

(развитие речи, ознаком. с окружающим).

Дидактическая игра по РЭМП.

Подвижная игра.

Настольные развивающие игры с правилами.

Артикуляционная гимнастика.

Наблюдения в уголке природы (экологическое воспитание, артикуляция речи).

Рассказывание сказок по схемам-пиктограммам.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Игровая пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа по ознакомлению с окружающим (игра, общение)

Беседа по нравственному воспитанию.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Разучивание стихов.

Логоритмика.

Театрализованная деятельность.

Беседы по ОБЖ, рассказы из личного опыта.

Дидактическая игра на формирование грамматического строя речи.

Индивидуальная работа по трудовому воспитанию.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по формированию навыков самообслуживания.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по РЭМП.

Составление описательного рассказа.

Работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП (предварительная подготовка к будущему занятию).

Игра-экспериментирование.

Проблемно-игровая ситуация (воспитание гуманизма, ознакомление с окружающим).

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Лепка, «обыгрывание» поделок и речевая работа.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Конструирование, «Обыгрывание» поделок.

Игровое упражнение на развитие артикуляции (звукоподражание, чистоговорки).

Динамический час.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа

По закреплению навыков владения ножницами, кисточкой клеем.

Игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Хозяйственно-бытовая деятельность (по подгруппам).

Конкурс стихов.

Игра-драматизация.

Дидактическая игра на расширение и активизацию словаря.

Музыкально-спортивное развлечение.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в средней группе .

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Наблюдение в уголке природы.

Разучивание стихов.

Элементы ТРИЗ.

Развитие фонематического слуха (автоматизация звука).

Составление рассказов по схеме (описание).

Подвижная игра.

Дидактическая игра по развитию речи.

Беседа по нравственному воспитанию (решение проблемных ситуаций, рассказы из личного опыта, рассуждение).

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Составление рассказов по схеме (повествование).

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по грамматическому строю речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Народная игра.

Трудовое воспитание.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Предварительная работа по подготовке к аппликации (с бумагой и ножницами).

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Лепка.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по нравственному воспитанию.

Сюжетно-ролевая игра.

Составление рассказов по схемам.

Опыт.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Динамический час.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Развивающая игра на развитие памяти, внимания, мышления.

Работа по дифференциации звуков.

Сюжетно-ролевая игра.

Игра-экспериментирование.

Элементы ТРИЗ.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа (предварительная подготовка к будущему занятию по познавательному развитию).

Сюжетно-ролевая игра.

Чтение художественной литературы.

Театрально-игровое творчество.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в старшей группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по изодеятельности.

Подвижная игра.

Составление рассказов по схемам (описание).

Дидактическая игра по РЭМП.

Дидактическая игра по развитию речи.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Подвижная игра.

Наблюдение в природе.

Опыт.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Составление рассказов из личного опыта (повествование и рассуждение).

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа в тетрадях по развитию мелкой моторики рук, активизации мышления и речи.

Активизирующее общение (решение проблемных ситуаций).

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Вечер

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по формированию грамматического строя речи.

Элементы ТРИЗ.

Дидактическая игра по РЭМП.

Разучивание стихов.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по развитию памяти, внимания, мышления.

Чтение художественной литературы.

Лепка.

Театрально-игровое творчество.

Индивидуальная работа по физическому воспитанию.

Подвижная игра.

Сюжетно-ролевая игра.

Элементы ТРИЗ.

Динамический час.

Конструирование с «обыгрыванием» поделок.

Подвижная игра.

Игра-эксперимент.

Элементы ТРИЗ.

Чтение художественной литературы.

Драматизация сказки.

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по активизации словаря.

Сюжетно-ролевая игра.

Индивидуальная работа по развитию фонематического слуха.

Хозяйственно-бытовой труд.

Музыкально-спортивное развлечение; конкурс чтецов, загадок и т.п.

Циклограмма календарного планирования по программе «Детство».

Формы работы в подготовительной к школе группе.

Понедельник

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Утро

Активизирующее общение (рассказы из личного опыта, решение проблемных ситуаций).

Наблюдение и труд в уголке природы.

Индивидуальное обсуждение выполнения «домашних заданий» в тетрадях.

Подвижная игра.

Составление рассказов по схемам (повествование, описание).

Дидактическая игра по ознак. с окружающим.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика.

Подвижная игра.

Элементы ТРИЗ.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Игра-эксперимент.

Хозяйственно-бытовой труд.

Развивающая игра (логическое и пространственное мышление.

Подвижная игра.

Логоритмика.

Разучивание стихов.

Беседа (социально-нравственное воспитание).

Развивающая игра (пространственное и логическое мышление, воображение).

Подвижная игра.

Беседы с применением пиктограмм по ОБЖ.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастика

Подвижная игра.

Игра-забава (народная, хороводная, малой подвижности).

Драматизация сказки.

Вечер

Подвижная игра.

Индивидуальная работа по ознак. с окружающим.

Сюжетно-ролевая игра.

Дидактическая игра по подготовке к обучению грамоте.

Дидактическая игра по РЭМП.

Индивидуальная работа

по развитию фонематического слуха, элементов звукового анализа слова.

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию по познавательному развитию.

Сюжетно-ролевая игра.

Подвижная игра.

Опыт.

Индивидуальная работа по РЭМП.

Дидактические и развивающие упражнения с использованием карточек (внимание, память, моторика рук).

Предварительная работа по подготовке к будущему занятию изобразительного цикла.

Подвижная игра.

Чтение художественной литературы.

Дидактическая игра на активизацию словаря.

Индивидуальная работа по развитию мелкой моторики рук.

Хозяйственно-бытовой труд.

Элементы ТРИЗ.

Игра-экспериментирование.

Дидактическая игра (грамматический строй речи).

Индивидуальная работа по РЭМП.

Конструирование, обыгрывание поделок (2-я неделя- музыкально-спортивное развлечение).

Модели написания конспекта непосредственно образовательной деятельности (нод).

Вариант 1.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие).
  3. Оборудование.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы (формы организации познавательной деятельности):
  1. Организационный момент (мотивация)
  2. Первая часть (закрепление пройденного материала)
  3. Вторая часть (ознакомление с новым материалом, формирование понятий словарного запаса)
  4. Третья часть (закрепление нового материала)
  5. Итог занятия в соответствии с поставленными целями.

Вариант 2.

  1. Тема нод.
  2. Триединая задача (воспитание, обучение, развитие)
  3. Специально организованное рабочее пространство.
  4. Активизация словаря.
  5. Методические приемы:

а) Первая часть (вступительная). Назначение вида деятельности – настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью.

б) Вторая часть (мотивационная основа деятельности). Назначение вида деятельности – стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию занятия.

в) Третья часть (совместная продуктивная деятельность). Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее.

Четвертая часть (заключительная).

Разнообразие методов и приемов.

Словесные:

  1. рассказ Воспитателю увлекаться словесными методами
  2. чтение обучения нельзя – это приводит к
  3. беседа формальному усвоению знаний.

Наглядные (подключение к запоминанию и усвоению учебного материала

Всех органов чувств –слуха, зрения, обоняния, вкуса, осязания):

  1. Наблюдение Самые необходимые методы в процессе Демонстрация первоначального обучения.
  2. Рассматривание

Организационные:

  1. интригующее начало
  2. эмоциональная завязка
  3. сюрпризный момент и т. д.

Мотивирующие:

  1. создание ситуации занимательности
  2. загадывание загадок
  3. создание ситуации новизны
  4. эффект удивления и т.д.

Методы, возбуждающие интерес к получению знаний и умений:

  1. создание ситуации столкновения мнений
  2. игра (познавательная, развивающая, дидактическая, подвижная и пр.)
  3. игровое упражнение
  4. эвристический метод – метод открытий
  5. проведение опыта
  6. экспериментирование
  7. проблемно-поисковые методы

Календарно-тематическое планирование

Учебный год

Вид деятельности _______________________________________________

Возрастная группа_______________________________________________

Программа ___________________________________________________________________
_(комплексная, парциальная

_____________________________________________________________________________

Дата

Непосредственно образовательная деятельность

Совместная и самостоятельная деятельности

месяц

неделя

Тема НОД

Программные задачи

Дополнительное методическое обеспечение

Игры, игровые упражнения, чтение, заучивание, наблюдение, опыты. Эксперименты, экскурсии, поисково-исследовательская деятельность и пр.

(1-3 мероприятия)

  1. Данный вид планирования разрабатывается на весь учебный год.
  2. Количество НОД должно соответствовать учебному плану ДОУ.
  3. Программные задачи должны соответствовать возрастному стандарту и требованиям программы.
  4. В 5 графе обязательно указание метод.литературы и страницы.
  5. Темы должны соответствовать программе.
  6. Совместная деятельность определяется по выбору педагога.

Выстраивание эффективной бизнес-модели на предприятии во многом зависит от качества проработки менеджментом различных планов. Есть большое количество подходов к решению подобных задач. Имеются самые разные основания для классификации планов на предприятии. Какова практика корпоративного планирования, сложившаяся в российском бизнесе?

Что такое планирование?

Планирование — это, в соответствии с распространенным определением, совокупность действий человека, направленных на составление алгоритма его активностей в будущем. Как правило, осуществляется с целью оптимизации какого-либо процесса — например, ведения бизнеса. Планирование — это отличный инструмент повышения эффективности какой-либо деятельности.

Рассмотрим, в каких формах оно может быть представлено, если речь вести о сфере бизнеса, как одной из тех, в которых соответствующие активности особенно значимы.

Формы планирования

Есть 3 основные формы планирования в бизнесе: долгосрочное, среднесрочное, а также краткосрочное. При этом, в зависимости от подходов конкретных исследователей или практикующих менеджеров, они могут иметь иные наименования. Какие, например?

Так, долгосрочная форма имеет такой синоним, как перспективное планирование. Что, в принципе, логично, поскольку предполагается расчет алгоритмов, имеющих отношение к отдаленному будущему. Другое распространенное название рассматриваемой формы — стратегическое планирование. И это тоже вполне объяснимо. Компания составляет план исходя из своих стратегических приоритетов.

Можно также отметить, что среднесрочное планирование иногда именуется текущим, а краткосрочное — оперативно-производственным. Какова специфика каждой из рассматриваемых форм работы предприятия по составлению планов развития?

Специфика долгосрочного планирования

Долгосрочное планирование предполагает определение ключевых целей предпринимательских активностей компании. В его рамках фиксируются желаемые результаты деятельности фирмы с учетом располагаемых ресурсов и доступных инструментов решения задач. Бизнес-планирование долгосрочного типа предполагает составление алгоритмов, выполнение которых рассчитано на 5 лет и более. Требует вовлечения в решение соответствующих задач всех сотрудников компании, а также значительных финансовых вложений.

Долгосрочное планирование предполагает задействование менеджментом предприятий прогнозов, касающихся развития бизнеса. Просчитывается наиболее вероятная потребность в тех или иных материалах, необходимая динамика продаж выпускаемой продукции на тех или иных рынках сбыта. Если уровень проработанности прогнозов достаточен, то составляются планы, исполнение которых будет осуществляться в течение 5 и более лет, если какие-либо значимые критерии не соблюдены, то соответствующие производственные процессы рассматриваются уже в среднесрочной перспективе.

Значимость стратегии для бизнеса

Какова основная специфика, которая характеризует долгосрочное или стратегическое планирование? Для него значимы не только цели, но также и некоторые элементы проблематики, связанной с развитием бизнеса. Так, менеджмент компании, формируя соответствующие задачи, может ставить акцент на необходимости достижения конкретных показателей, за счет которых бизнес сможет преодолеть те или иные сложности (например, технологическое отставание от конкурентов) и выйти на новый уровень развития.

Перспективное планирование отличается от иных форм также уровнем принятия решений в аспекте вертикальной организации управления компанией. Соответствующего типа планы утверждают топ-менеджеры компании. Однако представлены подобного типа документы могут быть также руководителями рангом ниже, а в некоторых случаях - рядовыми специалистами, если соответствующие полномочия у них есть.

Особенности среднесрочного планирования

Среднесрочное планирование предполагает формирование алгоритмов развития компании на 2-5 лет. В документах, которые определяются в процессе соответствующих активностей, обычно присутствуют количественные показатели — в частности характеризующие динамику пользования компанией теми или иными ресурсами. Среднесрочные планы, как правило, фиксируют сведения, касающиеся вопросов финансирования тех или иных инициатив. К решению соответствующих задач обычно подключаются все сотрудники фирмы — как и в случае с долгосрочным планированием.

Ключевые аспекты краткосрочного планирования

Бывает бизнес-планирование также краткосрочного типа. Предполагает формирование алгоритмов развития предприятия, ориентированных на выполнение в пределах 1 года. Характеризуется высокой степенью детализации задач и инструментов, которые должны задействоваться в ходе их решения. Как правило, предполагает осуществление тех или иных активностей по этапам в привязке к относительно небольшим периодам — неделе, месяцу или кварталу. В то время как долгосрочные и среднесрочные задачи могут требовать подключения всех сотрудников предприятия, активности в рамках краткосрочных планов могут осуществляться отдельными подразделениями компании, обладающими наивысшей компетентностью в решении тех или иных задач, или конкретными специалистами.

Система планирования предприятия в части составления краткосрочных, или оперативно-производственных документов, предполагает периодические уточнения, касающиеся заданий изначально сформированного плана. В некоторых случаях эта процедура регламентируется в локальных нормативных актах предприятия. Так, менеджеры, ответственные за планирование, могут иметь обязательство раз в месяц или в квартал обязательно запрашивать уточненные параметры задач.

Краткосрочные планы, как мы отметили выше, могут реализовываться как при участии всех сотрудников предприятия в целом, так и конкретными подразделениями фирмы или даже отдельными специалистами. Как правило, соответствующего типа документы включают сведения об ответственных за решение тех или иных задач структурах организации либо конкретных сотрудниках. Также в краткосрочных планах могут быть прописаны механизмы информирования отдельных специалистов о необходимости решения какой-либо задачи.

Планирование — это комплексный механизм. Все его формы, рассмотренные нами, взаимосвязаны. Крайне редко бывают краткосрочные планы, которые не являются частью стратегического. Аналогично и реализация долгосрочного алгоритма затруднена без определения тактических, текущих задач и отражения их в соответствующих документах.

Классификация планов: сроки

Планирование работы компании предполагает, что соответствующие алгоритмы будут зафиксированы в особых документах — планах. Они также могут быть классифицированы по ряду оснований. В числе распространенных — сроки.

Например, долгосрочное планирование предполагает, что менеджерами, ответственными за решение соответствующего типа задач, будут разработаны два типа планов — перспективные и долгосрочные. В свою очередь, среднесрочные активности должны будут сопровождаться созданием планов, предполагающих решение задач, характеризующихся умеренной длительностью сроков реализации.

Существует особый тип планов — текущие. Они чаще всего отражают следование компании алгоритмам в аспекте решения краткосрочных задач, а в ряде случаев — среднесрочных (собственно, в этом случае понятна природа синонима данной формы планирования, о котором мы сказали выше) и долгосрочных (например, в части их детализации).

Текущие планы, в свою очередь, также могут быть классифицированы на несколько категорий. В числе таковых — функциональные планы. Их создание нужно для своевременного внедрения решений менеджмента на тех или иных участках производства, которые характеризуются изменчивостью. Система планирования предприятия может предусматривать создание данных документов, если стоят задачи, требующие скорейшего выполнения.

Существуют единовременные планы, также относимые к текущим. Они создаются, если стоит задача внедрить некую совокупность активностей в производственный процесс, которая может носить вспомогательный характер либо предполагает дополнительные действия, которые нужно осуществить тем или иным сотрудникам. Главный признак единовременного плана — он не предполагает цикличности активностей. Группа планирования разрабатывает подобные документы с целью быстрого решения конкретной задачи.

Есть также так называемые стабильные планы. Они направлены на улучшение показателей эффективности предприятия на сформировавшихся, постоянных участках производственного процесса. Как правило, документы, в виде которых формируются стабильные планы, характеризуются высокой степенью детализации.

Классификация планов: сегмент деятельности

На российских предприятиях применяются самые разные основания для классификации планов. В числе популярных — сегмент хозяйственной деятельности. Так, процесс планирования на предприятиях может предполагать разработку соответствующих алгоритмов для подразделений следующих типов:

  • научно-исследовательские отделы, опытно-конструкторские структуры (в этом случае для них разрабатываются планы по созданию неких образцов продукции или решений);
  • фабричные цеха, линии по сборке продукции (для них создаются производственные планы);
  • отдел продаж (перед специалистами соответствующего подразделения может ставиться задача достичь каких-то цифр — также в соответствии с установленными алгоритмами);
  • финансовый отдел (для работающих в нем сотрудников разрабатываются соответствующие планы).

Безусловно, список можно продолжать. На большинстве предприятий значительное внимание уделяется активностям, связанным с развитием кадров. В рамках данного направления деятельности предприятие может осуществить, например, планирование образовательной работы, предполагающее, что специалисты будут направляться на дополнительное обучение в те или иные учреждения. В компании могут реализовываться активности, прямо не связанные с производственной деятельностью. Например, это может быть тематическое планирование корпоративных программ.

Распространенное основание для классификации планов — специфика организационной структуры фирмы. Так, могут разрабатываться алгоритмы, реализация которых должна осуществляться головным офисом, дочерней структурой или, например, переложена на франчайзи, либо в ведение конкретного подразделения компании.

Финансовое планирование, а также активности, связанные с составлением производственных алгоритмов, планов научных разработок или продаж, образуют систему. То есть, как и в случае с формами соответствующих активностей — стратегической, среднесрочной и краткосрочной, наблюдается взаимная зависимость элементов. Планирование — это во всех аспектах комплексное явление.

Структурирование планов

Рассмотрим то, как может осуществляться структурирование планов на примере составления алгоритма развития предприятия в части финансов. Работа в данном направлении предполагает проработку следующих ключевых этапов:

  • формирование подходов к определению стадий реализации алгоритма, заложенного в план;
  • исследование факторов, влияющих на процесс решения поставленных задач;
  • определение стратегических целей активностей фирмы по финансовому направлению;
  • формирование ключевых положений финансовой политики организации;
  • разработка необходимых мероприятий, связанных с обеспечением стратегии фирмы в части финансов;
  • определение критериев оценки денежной политики фирмы;
  • разработка ключевых показателей эффективности работы менеджеров и сотрудников в финансовых подразделениях предприятия.

Как только определены соответствующие положения финансового плана, то определяются конкретные элементы его реализации: например, в аспекте налоговых активностей, выпуска ценных бумаг, выплаты дивидендов и т. д. После этого менеджеры предприятия формулируют задачи, решение которых будет условием успешной реализации финансового плана организации. Назначаются ответственные за обеспечение нужного результата сотрудники фирмы, а также те, кто должен будет контролировать их деятельность или помогать им.

Как только финансовый план реализован, на предприятии обычно осуществляется оценка его эффективности. Критерии здесь могут быть самые разные — например, согласованность соответствующего направления политики развития фирмы с другими сферами активностей организации.

Аналогичным образом структурируется любой другой план — производственный или связанный с научными разработками.

Методы планирования

Рассмотрим, посредством каких методов может осуществляться планирование работы на предприятии. В российском бизнесе сложилась следующая их совокупность.

В числе самых популярных методов планирования — балансовый. Он предполагает, что в процессе составления соответствующих алгоритмов развития фирмы будут определяться связи между реальными потребностями компании в тех или иных ресурсах и необходимыми этапами решения задач. Финансовое планирование во многом использует именно этот метод.

При эффективном задействовании подхода, о котором идет речь, производственная программа может быть составлена с учетом конкретных мощностей, которые есть у предприятия, а также при их сопоставлении с кадровым составом фирмы. В процессе реализации данного метода планирования специалисты соответствующих подразделений могут составлять различные балансы: финансовый, материальный или, например, отражающий распределение рабочего времени сотрудников.

Процесс планирования может осуществляться посредством расчетно-аналитического метода. Его специфика - в использовании подходов, с помощью которых план анализируется на предмет факторов, от которых зависит выполнение количественных показателей. В расчет могут включаться различные индексы и зависимости, имеющие практическую полезность.

Есть математические методы планирования. С их помощью менеджмент предприятия может, к примеру, разработать модели, в рамках которых будут определены зависимости результатов деятельности компании, выражаемых в денежном виде, от количественных характеристик результатов активностей.

Специалисты выделяют также программный метод. Он позволяет менеджменту предприятия осуществлять планирование деятельности, исходя из комплексного алгоритма, предполагающего выполнение в рамках тех или иных этапов в соответствии с заданной схемой. Программный метод планирования предполагает, вероятно, наибольшую детализацию алгоритмов, так как значимую роль может играть каждая локально решаемая задача.

В статье рассматривается понятие, значение, виды, принципы перспективного планирования в ДОУ, даются примеры составления различных планов, которые помогут организовать деятельность педагогов.

Успешная реализация воспитательно-образовательного процесса в ДОУ осуществляется благодаря грамотному перспективному планированию. Оно предполагает заблаговременную разработку системы предстоящей воспитательной деятельности, формирование целей и задач. Перспективное планирование – не статичный процесс, который выполняется всего один раз, и может корректироваться в зависимости от достигаемых результатов.

Основой перспективного планирования воспитательно-образовательного процесса является общеобразовательная программа дошкольного учреждения. План составляется педагогом каждой группы на месяц, квартал, полугодие, год.

Основной задачей календарно-перспективного планирования является обеспечение научно-обоснованного подхода к образовательному процессу и его организацию таким образом, чтобы педагог получил возможность провести систематическую работу.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 2019

В журналах «Справочник руководителя дошкольного учреждения» и «Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения» опубликованы важные материалы для руководителей ДОУ:

ГОТОВЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ

Что должно быть включено в перспективный план?

В зависимости от программы ДОУ перспективный план включает:

  • планируемые сроки его реализации;
  • образовательные области (познавательное, социально-коммуникативное, речевое, физическое художественно-эстетическое развитие);
  • цели и задачи;
  • виды деятельности детей, которые планируется использовать;
  • методические пособия и литературу;
  • запланированную работу с родителями, ее формы.

В рамках перспективного и текущего планирования на начало каждого месяца определяются:

  • комплекс гимнастики утренней и после сна;
  • работа с детьми и родителями на месяц: консультации индивидуальные и групповые, родительские собрания, памятки, выставки, конкурсы, семинары, спортивные и музыкальные мероприятия, дни открытых дверей и пр.

На базе плана организации образовательной деятельности составляется циклограмма, которая разделяется на дни недели. Для каждого дня расписывается организация образовательной деятельности утром и в первой половине дня, прогулка, вторая половина дня, а также вторая прогулка и вечер. В циклограмме обозначаются формы организации детей, соответствующие каждому виду деятельности.

Принципы перспективного планирования в ДОУ

При осуществлении перспективного планирования в ДОУ по ФГОС необходимо придерживаться следующих принципов:

  • соблюдение рекомендуемой требованиями СанПиНа учебной нагрузки на детей;
  • соответствие нагрузки развитию детей;
  • учет медико-гигиенических требований, выдвигаемых к длительности и последовательности педагогического и различных режимных процессов;
  • учет особенностей климата;
  • учет погодных условий и времени года;
  • составление плана с учетом особенностей каждого ребенка;
  • чередование организованной деятельности и самостоятельной;
  • принятие во внимание работоспособности детей в течение недели при планировании чередования и сочетаемости занятий;
  • приведение в соответствие процессов развития и обучения;
  • последовательность, регулярность и повторяемость воспитательных действий;
  • включение в план упражнений, которые необходимы для эмоциональной разрядки детей;
  • интеграция усилий всех специалистов ДОУ;
  • направленность занятий на раскрытие потенциала каждого ребенка.

Важную роль для успешной реализации перспективного планирования играет высокая мотивация педагогов и воспитанников в реализации поставленных задач.

Новые возможности для карьерного роста

Попробуй бесплатно! Учебная программа: Менеджмент, экономика и управление качеством в ДОО . За прохождение - диплом о профессиональной переподготовке. Учебные материалы представлены в формате наглядных конспектов с видеолекциями экспертов, сопровождаются необходимыми шаблонами и примерами.

Виды перспективного планирования в ДОУ

Пример удачного перспективного планирования в ДОУ включает работу в нескольких направлениях:

Стратегическое планирование соответствует образовательной программе и составляется на базе программы развития ДОУ в долгосрочной перспективе.

Тактическое планирование – это составление плана работы на год, который выступает обязательным для детского сада документом и принимается на педсовете в начале учебного года. Он содержит запланированные мероприятия по работе с семьей, педагогами, работе со школой.

В современных условиях к воспитательно-образовательному процессу выдвигаются требования использования принципа тематического планирования. Он подразумевает, что в заданный промежуток времени, например 1–2 недели, вся воспитательно-образовательная работа будет посвящена одной теме. К примеру, так можно составить перспективное планирование музыкального руководителя по ФГОС.

Скачать перспективное планирование музыкального руководителя по ФГОС
Скачать бесплатно в.docx

Во второй младшей группе можно использовать темы: «Кто мы, какие мы?!», «Весна пришла», «Что нам осень принесла!», «Моя мама – лучшая на свете», «Зимовье зверей», «Красивые тарелочки для семейного обеда», «Разноцветные мячики плавают», «Украсим сказочную рукавичку», «Коробка с кубиками для друзей» и пр. Обычно выбирается тема наиболее простая для детского восприятия с учетом их возраста и индивидуальных особенностей.

Результаты тематического планирования удобно оформлять в виде таблицы, где будут указаны месяц, темы и календарный срок. С эти видом планирования тесно связано перспективное планирование в ДОУ на год по отдельной образовательной области.

Скачать календарно-перспективное планирование на год
Скачать бесплатно в.docx

Оперативное планирование является основой для воспитательно-образовательной работы с детьми конкретной группы детского сада. Оперативный план составляется на день или неделю. В него входит описание работы воспитателя в течение дня: образовательная деятельность, режимные моменты, совместная деятельность воспитателя и детей, работа с семьями воспитанников.

Чтобы перспективное планирование привело к запланированным результатам, его следует осуществлять в соответствии с такими педагогическими требованиями:

  • обеспечение единства целей, содержания, методов и форм воспитательно-образовательного процесса;
  • грамотное сочетание различных форм и методов работы;
  • соответствие плана возрасту и индивидуальным особенностям детей;
  • постановка реальных задач, систематичное и последовательное их достижение;
  • согласованность плана работы с отдельной группой с планом всего дошкольного учреждения.

В помощь педагогу созданы различные пособия, например, перспективное планирование Голицыной, составленное с учетом федеральных государственных требований к организации процесса воспитания. Однако следует помнить, что перспективный план составляется каждым воспитателем в зависимости от особенностей группы и планируемых образовательных результатов.

Скачать пример перспективного планирования
Скачать бесплатно в.docx

Скачать перспективное планирование по Голицыной
Скачать бесплатно в.docx

Перспективное планирование ориентировано на долгосрочный период порядка 10-15 лет и определяет основные направления развития предприятия. В ходе перспективного планирования решаются вопросы о расширении области хозяйственной деятельности, об освоении новых видов продукции и услуг и определяются основные направления осуществления инвестиций, совершенствование технологий производства, кадровой политики, а также организацией производства и труда. Учитывая изменчивость рыночной коньюктуры, перспективное планирование не предусматривает достижения конкретных количественных показателей и, как правило, ограничивается разработкой важнейших направлений и характеристик развития предприятия, которые конкретизируются в среднесрочных и краткосрочных программах.

Среднесрочные планы разрабатываются на период от 3 до 5 лет. Основные задачи: развитие производственных мощностей, системы договоров, определяющих сбыт продукции, освоение новой продукции, освоение новых рынков, финансовую политику предприятия, совершенствование системы управления персоналом и системы материально-технического снабжения. В отличие от перспективного плана, среднесрочные разрабатываются не только для предприятия в целом, но и дл его отдельных производственных подразделений.

Текущие планы разрабатываются на 1 год и представляют собой детализацию среднесрочных планов. Основные планируемые показатели: объем производства, задание по материально-техническому обеспечению предприятия и сбыту продукции, финансовые результаты и экспортные показатели.

Календарные планы составляются на полугодие, квартал и месяц. Детализируются задания текущего плана. Они разрабатываются на основе полученных заказов, степени использования производственных мощностей, наличие материальных, финансовых, трудовых и информационных ресурсов, а также перспектив изменения состава основных производственных фондов.

Стратегическое планирование по времени осуществления совпадает с перспективным (10-15 лет). Отличие заключается в целях приоритетно-рассматриваемых в этих видах планов, а также в методологии к осуществлению планирования. При перспективном планировании, как правило, используется метод экстраполяции, предполагающий на базе достигнутых результатов располагаемой ресурсной базы и оптимистичной оценки развития макроэкономической коньюктуры определения возможных показателей развития предприятия в будущем. Стратегические планы, в отличие от перспективных, ориентированы на инновационный характер развития. На базе научного анализа проблем, с которыми может предприятие столкнуться в будущем, и, исходя из НТП, предприятием определяется стратегия развития. Эта стратегия предусматривает получение долгосрочных конкурентных преимуществ за счёт освоения новой продукции и выхода на новые рынки. Существенной проблемой многих предприятий является то, что стратегическим планированием не занимаются.


Тактическое планирование – процесс создания предпосылок для реализации стратегических планов. В ходе тактического планирования выявляются резервы для увеличения объемов производства, повышения качества продукции, роста производительности труда, снижения затрат и экономии капитальных сложений. Тактическое планирование осуществляется на уровне предприятия и его отдельных подразделений. Оперативные планы предназначены для конкретизации показателей тактических планов. Они нацелены на упорядочение ежедневной работы предприятия и его отдельных подразделений. Для этого составляют систему бюджетов (система источников доходов и расходов) по каждому отдельному производственному подразделению. В основном оперативное планирование осуществляется на уровне производственных подразделений. На основании этих планов составляется конселигированный бюджет предприятии и его финансовый план, содержащий информацию о доходах и расходах, объемах продажи, движении денежных средств, о плате налогов, дивидендов и т.д.

На макроэкономическом уровне осуществляется директивное и индикативное планирование.

Директивное планирование представляет собой процесс принятия государственными органами решений, имеющих обязательный характер для исполнения на предприятии. Эти планы обычно адресны и детализированы. В условиях рыночной экономики директивное планирование обычно используется для решения задач общенационального масштаба (оборона, социальная политика, защита окружающей среды и т.д.). На уровне отдельных предприятий директивное планирование применяется к унитарным предприятиям.

Индикативное планирование широко используется на макроэкономическом уровне в условиях рыночной коньюктуры. Индикативный план не является обязательным для исполнения. Он носит рекомендательный направляющий характер. Задание индикативного плана называются индикаторами, которые представляют собой показатели, характеризующие эффективность функционирования национальной экономики. Показатели, характеризующие состояние рынка ценных бумаг, финансов, уровень инфляции, курсы валют, качество жизни населения и т.д. На уровне отдельных предприятий индикативное планирование используется при разработке перспективных планов.

Ограничение горизонта планирования 1-5 годами, (в зависимости от размера предприятия) соответствует среднесрочному или перспективному планированию.

Перспективное планирование по своей сути является технико-экономическим планированием, задачей которого на предприятии является конкретизация его стратегии. Перспективное планирование предполагает выделение следующих основных разделов:

План реализации продукции (программа сбыта). На основании данных маркетинговых исследований и стратегических целей предприятия формируется программа сбыта продукции по номенклатуре и ассортименту по годам периода среднесрочного планирования. Программа сбыта формируется в натуральном и стоимостном выражении с учетом прогнозируемых цен реализации. Она является основой разработки плана производства.

  • 1. План производства (производственная программа). В этом разделе содержится план выпуска основных видов производимой продукции в натуральном выражении, обоснованный расчетом производственных мощностей с учетом ввода нового оборудования, изменения производительности труда, структуры выпускаемой продукции, повышения качества производства.
  • 2. План технического развития и организации производства. Этот план должен включать в себя следующие подразделы:
    • -- освоение новых видов и повышение технического уровня выпускаемой продукции;
    • -- внедрение прогрессивных технологий;
    • -- повышение уровня механизации, автоматизации производства;
    • -- совершенствование системы управления, планирования и организации труда и производства на предприятии;

В этом же разделе должны быть приведены расчеты ожидаемого эффекта от инновационной деятельности в управленческой и производственной сферах. По каждому направлению инновационной деятельности разрабатываются конкретные мероприятия, рассчитываются необходимые объемы инвестиций и ожидаемый экономический эффект (в форме изменения прибыли или необходимого капитала). В зависимости от целей, определенных стратегическим планом предприятия, расставляются приоритеты инновационной активности. Это позволяет сосредоточить ограниченные инвестиционные ресурсы на направлениях, наиболее значимых для предприятия.

  • 3. Капитальное строительство. В этом разделе плана определяются объемы вводимых в плановом периоде в действие основных фондов, производственных мощностей и других объектов капитального строительства, а также уровень инвестиционного обеспечения и источники инвестиций. Одновременно для строительно-монтажных работ определяется метод их ведения (подрядный, своими силами и др.).
  • 4. План закупок (материально-техническое снабжение). В этом разделе определяются потребность в основных материальных ресурсах и источники их получения (основные поставщики, наличие долгосрочных договоров о поставке, производственная кооперация, обеспеченность ограниченными ресурсами и т.п.), а также повышение эффективности их использования и хранения.
  • 5. План по труду и кадрам. В этом разделе содержится анализ динамики производительности труда и ее прогноз, на этом основании определяется потребность в трудовых ресурсах, намечаются источники набора дополнительных трудовых ресурсов и методы повышения квалификации кадров, рассчитывается фонд оплаты труда при повременной оплате или определяется норматив для расчета заработной платы при иных формах оплаты труда.
  • 6. План по себестоимости, прибыли и рентабельности производства и предприятия. Содержит динамику издержек производства, определяет резервы снижения себестоимости продукции, влияние изменения уровня себестоимости на прибыль и рентабельность. В этом же разделе приводятся расчеты ожидаемой прибыли и рентабельности производства и их динамика по годам рассматриваемой перспективы.
  • 7. Финансовый план (бюджет). Этот раздел включает баланс доходов и расходов предприятия, расчет предстоящих расходов и отчислений, кредитные взаимоотношения, обязательства перед федеральным и местным бюджетом.
  • 8. Охрана окружающей среды. Этот раздел предусматривает мероприятия, имеющие экологическую направленность.

Процедура разработки перспективного плана состоит из следующих этапов.

На первом этапе уточняются данные маркетинговых исследований, проведенных при выработке стратегического плана. Анализируется динамика объемов продаж за предыдущие периоды, уточняются показатели фактического наличия и состояния производственных мощностей. На основе этих данных разрабатывается производственная программа предприятия и план реализации продукции с разбивкой по годам на рассматриваемую перспективу.

На основе производственной программы вырабатывается программа инвестиционной деятельности предприятия, в которой также учитываются необходимые расходы на охрану окружающей среды, оценивается потребность в материальных и трудовых ресурсах.

На следующем этапе осуществляется анализ динамики себестоимости производства продукции, рассчитывается планируемая прибыль и рентабельность производства. Рассматриваются возможности снижения себестоимости и оценивается его эффект.

Завершающим этапом составления перспективного плана является составление финансового плана (бюджета) предприятия на основе расчетов, осуществленных на предыдущих этапах.

Финансовый план включает баланс доходов и расходов предприятия на каждый год планируемого периода.

Большую роль при разработке перспективного плана развития предприятия имеют экономико-математические методы и использование современной вычислительной техники. Помимо автоматизации расчетных процессов использование ЭВМ позволяет проанализировать различные варианты развития фирмы при изменяющихся внешних условиях хозяйствования (изменение налоговой политики и таможенного законодательства, отмена или введение льгот, рыночные колебания спроса на Продукцию, динамика цен и т.п.). Многовариантность плана позволяет провести его оптимизацию, т.е. из множества вариантов выбрать один, который позволяет добиться оптимального значения выбранных в качестве критериев показателей при соблюдении существующих ограничений.

Многовариантность обеспечивается изменением отдельных показателей при прочих постоянных и расчетом плана с учетом внесенных изменений.

Следующий уровень конкретизации плана -- этап краткосрочного планирования, расчет годового плана предприятия.

Годовой план экономического и социального развития является уточненной в количественных и качественных показателях годовой программой производственно-хозяйственной деятельности предприятия, содержит все необходимые технико-экономические расчеты, охватывает все стороны производственно-хозяйственной деятельности предприятия и разрабатывается по тем же разделам, что и перспективный план. Годовой план составляется с разбивкой по кварталам. Исходными документами для его составления являются:

  • -- перспективный план развития предприятия;
  • -- изменения законодательной базы, влияющие на результаты производственно-хозяйственной деятельности;
  • -- уточненные данные маркетинговых исследований в области спроса на продукцию и динамика цен за предшествующий период;
  • -- отчеты предприятия за истекший год по производству, реализации и основным финансовым показателям;
  • -- планы-графики инвестиционных затрат и погашения кредиторской задолженности на планируемый период с учетом дефицита (профицита) за предшествующий период;
  • -- изобретения, патенты, рационализаторские предложения дополнительно к программе освоения нововведений на планируемый год.

Годовой план составляется в несколько этапов.

Начинается планирование с формирования проекта годового плана. На этом этапе осуществляется анализ результатов предшествующего года и работы предприятия за первое полугодие текущего года, на основе чего производятся предварительные расчеты использования имеющихся материальных, трудовых и финансовых возможностей предприятия с допущением, что все действия администрации предприятия в плановом периоде будут такими же, как в предшествующих. Целью предварительных расчетов является составление ориентировочной производственной программы на планируемый год, на основе которой будет выполнен прогнозный расчет прибыли предприятия.

Даже если не произойдет существенных изменений в управлении предприятием и будет принято решение о производстве такого же объема продукции, как и в предшествующем периоде, величина прибыли по прогнозу будет отличаться от отчетной величины за рассматриваемый год.

Подобное отклонение является прямым следствием изменения внешних условий хозяйствования, которые необходимо учесть при прогнозируемых расчетах.

Наряду с изменениями внешних условий могут произойти некоторые перемены внутри самого предприятия. Например, в соответствии с перспективным планом, на планируемый год предусмотрено начало внедрения новой технологии, осуществление инвестиционного проекта, изменение качественного или количественного состава работников и т.п.

После учета соответствующих изменений предварительный расчет по прибыли принимает скорректированный вид и может являться основой для осуществления последующих этапов планирования. Расчеты, основанные на анализе предшествующего периода без рассмотрения возможных перемен в управлении предприятием, относятся к пассивной стадии планирования. Скорректированный расчет по прибыли принимает вид плана, который будет использован при составлении финансового плана. На основе финансового плана составляется плановый баланс, предприятия на будущий год и производится анализ показателей прибыльности и ликвидности, а также анализируется соотношение показателей рентабельности и ликвидности. Если эти показатели свидетельствуют о стабильном экономическом положении предприятия, план принимается.

Естественно, что в условиях высокой неопределенности, нестабильности внешних экономических условий полная процедура формирования перспективных и годовых планов будет меняться в сторону упрощения, учитывая необходимость быстрой реакции на изменение окружающей экономической среды.