Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент. Образовательная программа «Менеджмент Функции маркетинговой службы школы

Министерство образования и науки Донецкой Народной Республики

ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Менеджмент

профессиональный учебный цикл основной программы базовой подготовки

по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)

2016

Программа учебной дисциплины разработана на основе государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям) , утвержденного приказом Министерства образования и науки ДНР от 17.09. 2015 г. No 525

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы СПО с получением среднего (полного) общего образования, разработанной в соответствии с требованиями ГОС СПО.

Организация-разработчик: ГПОУ «Горловский колледж промышленных технологий и экономики»

Разработчик: Кучеренко Т.В.

Рецензенты:

Должанский И.З.- зав. кафедрой «Экономика предприятия» МЭГИ

Курчева В.А. - главный бухгалтер ГП «ШСМУ №9»

с целью практического применения

цикловой комиссией профессиональной учетно-экономической подготовки

протокол № 1

от 31.08.2016 г.

Председатель ЦК___________ Горбатовская Н.В.

Рабочая программа переутверждена на 2017 / 2018учебный год

Протокол № 1 заседания ЦК от «____» _____________2017г.

Председатель ЦК ______________Горбатовская Н.В.

Рабочая программа переутверждена на 20___ / 20___ учебный год

Протокол No ____ заседания МК от «____» _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель МК ______________Горбатовская Н.В.

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт рабочей программы

Структура и содержание учебной дисциплины

Условия реализации программы учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Лист изменений

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОП.03 Менеджмент

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Менеджмент — это управление, которое является самой важной функцией в разных сферах человеческой деятельности. Менеджеры - это миллионы людей, которые в той или иной степени руководят в различных организациях другими людьми.

Менеджмент представляет собой науку о том, как добиться успеха в управлении людьми в организации, как создавать и совершенствовать организации, обеспечивать их развитие и достижение ими поставленных целей наиболее эффективными способами.

Многие предприниматели, руководители и специалисты предприятий и некоммерческих организаций, пока, к сожалению, не представляют сущности управления организацией и знакомы лишь с отдельными функциями менеджмента. Это в определенной степени происходит потому, что менеджмент помогает целенаправленно искать новые решения проблем, но не дает готовых рецептов для конкретных организаций в конкретный момент времени.

Потому особенно важно понимание сути, принципов, подходов и методов менеджмента, которые и раскрываются в данном курсе.

Цель изучения дисциплины - добиться всестороннего глубокого понимания студентами природы и сущности спектра отношений управления как определяющего фактора эффективности работы на всех уровнях в организации.

Основными принципами построения дисциплины являются:

Принцип научности заключается в обязательном соответствии содержания и методов преподавания современному уровню развития управления предприятием;

Принцип наглядности вытекает из сущности процесса восприятия, осмысливания и обобщения студентами изучаемого материала;

Принцип прочности знаний в обучении позволяет опираться на приобретенные раннее знания, умения и навыки, а также позволяет использовать приобретенные знания, умения и навыки на последующих этапах обучения;

Принцип последовательности означает, что обучение идет от простого к сложному, от представлений к понятиям, от неизвестного к неизвестному, от знания к умению, а от него к навыку;

Принцип систематичности предполагает соблюдение определенного порядка в рассмотрении, изучении и постепенном овладении основными понятиями и положениями менеджмента;

Принцип доступности предполагает ориентацию на уровень развития сил и способностей студентов для восприятия изучаемого материала.

Учебная дисциплина ОП.03 «Менеджмент» относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.

Вариативную часть (10 часов) предусмотрено использовать на расширение теоретических знаний и практических навыков по рабочей программе учебной дисциплине «Менеджмент».

Вариативная часть позволяет добиться в ходе учебного процесса более глубокого осмысления и понимания следующих профессиональных компетенций:

Изучение дисциплины предполагает не только познание теории управления при помощи таких традиционных методов обучения, как лекции и семинары, но и практическое закрепление теоретических знаний с применением методов активного обучения, таких, как рассмотрение управленческих ситуаций, деловые игры, тренинги и т.п. Итоговая аттестация проводится в форме дифференцированного зачета.

Данная программа предназначена для студентов очной и заочной форм обучения.

Программа разработана:

- на основе Государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 27.02.04 Автоматические системы управления;

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.03 "Менеджмент" является частью основной программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ГОС СПО по специальности 38.02.01 Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих

Учебная дисциплина ОП.03 "Менеджмент" относится к общепрофессиональным дисциплинам профессионального учебного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

Использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения;

Анализировать организационные структуры управления;

Проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала;

Применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения;

Принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

Учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

Сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

Методы планирования и организации работы подразделения;

Принципы построения организационной структуры управления;

Основы формирования мотивационной политики организации;

Особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Внешнюю и внутреннюю среду организации;

Цикл менеджмента;

Процесс принятия и реализации управленческих решений;

Функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

Систему методов управления;

Методику принятия решений;

Стили управления, коммуникации, принципы делового общения;

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование общих компетенций (ОК), включающих в себя способность :

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, обеспечивать сплочение, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование профессиональных компетенций (ПК), включающих в себя способность ::

ПК 2.2. Выполнять поручения руководства в составе комиссии по инвентаризации имущества в местах его хранения.

ПК 2.2. Проводить подготовку к инвентаризации и проверку действительного соответствия фактических данных инвентаризации данным учета.

ПК 2.3. Отражать в бухгалтерских проводках зачет и списание недостачи ценностей (регулировать инвентаризационные разницы) по результатам инвентаризации.

ПК 2.4. Проводить процедуры инвентаризации финансовых обязательств организации.

1.4. Количество часов, отведенное на освоение программы учебной дисциплины

Максимальная учебная нагрузка обучающегося 65 часа, в том числе:

Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 45 часа;

Самостоятельная работа обучающегося 20 часов

2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

65

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

45

в том числе:

лабораторные занятия

(не предусмотрено)

практические занятия

(не предусмотрено)

контрольные работы

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:

самостоятельная работа над индивидуальным заданием

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОП.03 Менеджмент

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

Тема 1. Понятие и сущность менеджмента

1. Понятие менеджмента, его содержание и общая терминология.

2. Менеджмент как вид профессиональной деятельности

3. Методы менеджмента

4. Развитие науки управления

Тема 2. Организация как объект управления

Содержание учебного материала

1. Организация как объект управления

2. Внутренняя среда организации

3. Внешняя среда организации.

2,3

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия (не предусмотрено)

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение заданий в рабочей тетради

Тема 3. Информация и коммуникации в менеджменте

Содержание учебного материала

1. Процесс коммуникации.

2. Понятие и типы коммуникационных сетей (самостоятельную проработку)

3. Межличностные и организационные коммуникации.

4. Управление коммуникационными процессами.

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия:

Семинар по темам 1-3

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение заданий в рабочей тетради

Тема 4. Принятие управленческих решений

Содержание учебного материала

1. Основы теории принятия решений

2. Принципы и этапы процесса принятия решений

3. Методы творческого поиска альтернатив.

4. Методы принятия рациональных решений

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия (не предусмотрено)

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение заданий в рабочей тетради

Тема 5. Планирование в организации

Содержание учебного материала

1. Сущность планирования как функции управления

2. Цели управленческого планирования

3. Бизнес-планирование

4. Стратегическое планирование

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия:

Семинар по темам 4-5

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение заданий в рабочей тетради

Тема 6. Организация как функция управления

Содержание учебного материала

1. Сущность функции организации.

2. Основы теории организации.

3. Основы организационного проектирования.

4. Виды организационных структур управления

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия (не предусмотрено)

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение заданий в рабочей тетради

Тема 7. Мотивация

Содержание учебного материала

1. Понятие и сущность мотивации.

2. Содержательные теории мотивации.

3. Процессные теории мотивации

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия:

Семинар по темам 6-7

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение заданий в рабочей тетради

Тема 8. Управленческий контроль

Содержание учебного материала

1. Понятие и процесс контроля

2. Инструменты управленческого контроля

3. Контроль поведения работников в организации

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия (не предусмотрено)

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение заданий в рабочей тетради

Тема 9. Лидерство

Содержание учебного материала

1. Понятие и сущность лидерства

2. Стили руководства

3. Теории лидерства

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия:

Семинар по темам 8-9

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся

Тема 10. Управление конфликтами и стрессами

Содержание учебного материала

1. Природа конфликта, его составляющие и виды конфликтов

2. Причины конфликтов.

3. Способы разрешения конфликтных ситуаций

4. Стрессы, факторы, которые их вызывают

5. Оганизационное развитие

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия (не предусмотрено)

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся: (не предусмотрено)

Тема 11. Эффективность управления

Содержание учебного материала

1. Содержание категории "эффективность управления"

2. Концепции определения эффективности управления

3. Управление производительностью: комплексный подход

Лабораторные работы (не предусмотрено)

Практические занятия

Семинар по темам 10-11

Контрольные работы (не предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающихся:

Выполнение заданий в рабочей тетради

Тематика курсовой работы (проекта) (если предусмотрены)

Самостоятельная работа обучающихся над курсовой работой (проектом) (если предусмотрены)

Всего:

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению:

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Менеджмента» и «Экономической теории» . Оборудование учебного кабинета:

Посадочные места студентов,

Рабочее место преподавателя с мобильной мебелью, т.к. подразумевается проведение занятий в интерактивной форме.

Технические средства обучения: компьютеры с лицензионным программным обеспечением; проектор, экран, мультимедиапроектор.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература:

1. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - М.: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2012. - 288 c.

2. Макаров В . М ., Попова Г . В . П58 Менеджмент: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2011. — 256 с.: ил.

3. Коротков, Э.М., Солдатова, И.Ю. Основы менеджмента: Учебное пособие / Э.М. Коротков, И.Ю. Солдатова, - М.: Дашков и К, 2013. - 272 c.-

Дополнительная литература:

1. Конспект лекций по дисциплине "Менеджмент". Разработал преподаватель: Т.В.Кучеренко - Горловка: ГМК, 2015г.

2. Инструктивно-методические материалы к семинарским занятиям по дисциплине "Менеджмент". Разработал преподаватель: Т.В.Кучеренко - Горловка: ГМК, 2015г.

Электронные учебники:

1. Цыпленкова М В, Моисеенко И В, Гуремина Н В , Бондарь Ю А Основы менеджмента: учебное пособие. - Академия Естествознания , 2013 http://www.monographies.ru/ru/book/view ?id=211

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения теоретических занятий, практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:

использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения

Наблюдение и оценка результатов деятельности обучающегося в процессе освоения образовательной программы при выполнении практических заданий на занятиях и внеаудиторных самостоятельных работ

анализировать организационные структуры управления

проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

принимать эффективные решения, используя систему методов управления;

учитывать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

Знания:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития;

Текущий контроль в форме: тестирования, внеаудиторной работы, фронтального опроса. итоговый контроль в форме дифференцированного зачета

методы планирования и организации работы подразделения;

принципы построения организационной структуры управления;

основы формирования мотивационной политики организации;

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

внешняя и внутренняя среду организации;

цикл менеджмента;

процесс принятия и реализации управленческих решений;

функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;

система методов управления;

методика принятия решений;

стили управления, коммуникации, принципы делового общения;

Программа дистанционного курса

« »

Цель и задачи дополнительной профессиональной образовательной программы повышения квалификации « Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент ».

Цель: ознакомление специалистов, имеющих высшее педагогическое образование с основными понятиями и направлениями образовательного менеджмента, с его типовыми задачами и подходами к их решению.

Задачи:

- понимание сущности образовательного менеджмента и его места в системе управления организацией;

Изучение основных направлений образовательного менеджмента и их особенностей;

Определение задач образовательного менеджмента и методов их решения.

Специалисты системы образования, имеющие начальное профессиональное, среднее специальное или высшее образование.

Прогнозируемы результаты:

Знание основных понятий, методов и инструментов теории моделирования организаций;

Знание основных информационных технологий в области управления образования;

Умение проводить моделирование образовательного процесса;

Владение навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;

Владение информационными технологиями для прогнозирования и управления образованием;

Владение активными методами преподавания управленческих дисциплин.

В результате изучения курса, обучающиеся должны иметь представление:

- о месте образовательного менеджмента в системе управления организацией;

О проблемах образовательного менеджмента как специфических проблемах управления;

О сфере деятельности образовательного менеджера;

- об основных подходах к организации управления;

- о методологиях и стандартах в области управления.

знать:

Конституцию Российской Федерации, законодательство Российской Федерации в области образования, а также другие законодательные и нормативные отраслевые акты;

Основы российского административного, гражданского и трудового права, порядок разрешения гражданских и трудовых споров;

Правовые нормы выдвижения законодательных инициатив в области образования;

- основные методы решения задач образовательного менеджмента;

- основные цели и задачи планирования образовательного менеджмента;

Основные типы организационных структур образовательного менеджмента.

уметь:

Составлять учебно-методические и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность образовательных систем;

Использовать информационные технологии, применяемые в управлении образовательными системами;

Организовывать ведение делопроизводства органов управления образованием;

- выполнять анализ состояния существующей образовательно й системы;

- составлять календарный план создания/развития образовательного менеджмента и организовывать процесс его реализации;

- выполнять оценку экономической эффективности образовательного менеджмента.

Аннотация курса

Образовательный менеджмент является новой отраслью знаний, возникшей на стыке различных направлений менеджмента.

Для успешного усвоения материала по дисциплине «Менеджмент в образовании или образовательный менеджмент» обучающимися должны быть прослушаны такие специальные дисциплины как: « Менеджмент в сфере образования», «Образовательный маркетинг», « Сущность и основные принципы управления образовательными системами», « Методы управления образовательными учреждениями», « Основы управления персоналом», « Делопроизводство в кадровой службе», « Информационные технологии в образовательной деятельности ».

Программой дисциплины «Образовательный менеджмент или менеджмент в образовании» предусмотрено чтение лекций он-лайн, а также выполнение обучающимися заданий по самоподготовке в рамках самостоятельной работы, а также подготовки к практическим занятиям, выполнение контрольных и тестовых заданий.

Лекционные занятия

Лекционные занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении лекционных занятий, посвященных вопросам, которые связанны с рассмотрением, как теоретических вопросов изучения дисциплины, так и практических приемов работы может быть использовано специальное оборудование (персональный компьютер и сеть Интернет).

Практические занятия

Практические занятия проводятся в объеме 21 часа. При проведении практических занятий для выполнения ряда индивидуальных заданий обучающимся необходим свободный доступ к глобальной сети Интернет.

Самостоятельная работа

Самостоятельная работа (16 часов, из них: по 2 часа на каждый модуль, 2 часа на написание итоговой работы) подразумевает подготовку обучающихся к лекционным и практическим занятиям, на основании материалов лекций и рекомендованных программой литературных и Интернет - источ¬ников, а также других информационных источников, закрепление теоретических знаний и практических навыков, подготовку к прохождению тестов по усвоению пройденного материала.

Самостоятельная работа также является дополнением к лекционному курсу и практическим работам, позволит расширить и углубить знания с помощью самостоятельной проработки отдельных тем и вопросов.

Текущий, промежуточный и итоговый контроль:

Текущий, промежуточный и итоговый контроль (28 часов) осуществляются с использованием организационных форм и количественных показателей контроля, закрепленных для данной дисциплины в соответствии с действующей системой оценки успеваемости обучающихся.

Изучение модуля завершается зачетом или дифференцированным зачетом, который включает проверку теоретических знаний обучающихся и приобретенных практических навыков работы. Обязательным условием получения, обучающимися зачета, является выполнение всех практических работ и наличие необходимого количества баллов по текущему контролю.

Учебная программа составлена в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта.

Основное содержание программы

Модуль 1.

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании:
-
Развитие науки об управлении, эволюция управленческой мысли;

Инфраструктура менеджмента;

Социофакторы и этика менеджмента в образовании;

Природа и состав функций менеджмента.

Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента:

Организационные отношения в системе менеджмента, формы организации;

Мотивация деятельности.

Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента:

Моделирование ситуаций и разработка решений;

Динамика групп и лидерство, управление человеком и управление группой; -Руководство: власть и партнерство;

Стиль и имидж менеджера;

Конфликтность;

Факторы эффективности менеджмента.

Модуль 2. Образовательный маркетинг:

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга:

- Сущность

Предпо сылки образовательного маркетинга.

Тема 2. Современ ная концепция маркетинга:

Услуга (товар) в мар кетинговой деятельности;

Комплексное исследо вание рынка образовательных услуг;

Методиче ские основы исследования рынка;

Оценка возможностей рынка;

Формирова ние политики выбора услуг и рыночной страте гии;

Роль маркетинговой деятельности в процессе разработки и создания услуги рыночной новизны;

- Разработка ценовой политики, продвижение ус луги, сбыт и сервис в маркетинговой деятельно сти, формирование спроса и стимулирование сбыта.

Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании :

- Специфика образовательных услуг;

- Что такое маркетинговая служба школы;

- Функции маркетинговой службы школы.

Модуль 3.

Тема 1. Управление функциониро ванием и развитием образовательных систем :

- Образовательная система как объект управления;

Системный, про цессный и ситуационный подходы к управлению;

- Понятие управления. Система управления. Функции управле ния;

Содержание функций управления образова тельными системами;

Эффективность управления образовательной системой;

- Планирование функционирования образователь ных систем;

Базовые организационные структуры систем управления образованием;

Органы управления образова нием;

Контроль в управлении образо ванием.

Тема 2. Мониторинг качества образования :

Организационные структуры управления развитием образования в регионе и муниципаль ном округе;

Построение региональной системы осуществления государственной аттестации, ак кредитации и лицензирования образовательных учреждений;

Планирование и экспертиза эффективности введения инноваций в образовании;

Эффективность управленческих нововведений.

Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами:

- Функции целевых комплексных программ;

Типы целевых комплексных программ;

Механизм разработки и реализации целевых комплексных программ.

Модуль 4.

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями:

Зарождение и развитие научных подходов к управлению образовательными учреждениями;

Функции управления. Система управления. Эффективность управления образовательным учреждением;

Образовательное учреждение как объект управления. Типы и виды образовательных учреждений;

Планирование функционирования и развития образовательного учреждения;

Организация управления функционированием и развитием образовательных учреждений;

Мотивация организационного поведения;

Методы стимулирования трудовой активности кадров в образовательных учреждениях;

Оценка эффективности деятельности педагогических кадров.

Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением:

- Методы контроля учебно-воспитательной, финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений и исполнения решений;

Основные стратегии развития образовательных учреждений;

Организационные структуры управления развитием образовательных учреждений.

Тема 3. Инновационный процесс и его этапы:

Оценка и выбор инноваций, планирование, апробация и освоение нововведений, оценка результатов инновационного процесса;

Мотивация кадров при осуществлении нововведений;

Системное управление развитием образовательного учреждения;

Целевая программа развития как инструмент управления.

Модуль 5.

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции:

Задачи управления персоналом в образовании. Органы и структура службы управления персоналом в муниципальных и региональных системах образования. Кадровое, информационно-техническое и правовое обеспечение системы управления персоналом. Функциональное разделение труда в образовании. Анализ и планирование развития кадрового потенциала образовательных систем. Перемещения в системе образования, работа с резервом, планирование деловой карьеры. Методы подбора и профориентации педагогических кадров. Система работы с молодыми специалистами. Профессиональная и организационная адаптация кадров. Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании.

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации управленческих и педагогических кадров в системах образования. Обучение новым технологиям. Мотивация поведения в процессе трудовой деятельности. Системы стимулирования труда педагогических и управленческих кадров. Конфликты в трудовом коллективе: методы предупреждения и разрешения конфликтов.

Тема 3. Оценка эффективности систем управления персоналом в образовании:

- Методы оценки эффективности системы управления персоналом;

Исследование системы управления персоналом;

Показатели эффективности систем управления персоналом в образовании.

Модуль 6.

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам:

Содержание, значение делопроизводства;

Службы документации и секретарской службы.

Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды:

Организация документооборота, работа с документами;

Дела: номенклатура дел, формирование дел;

Средства составления текстовых документов, средства копирования и оперативного размножения, средства хранения и поиска документов, средства передачи информации, использование ПК в делопроизводстве, программное обеспечение делопроизводства.

Тема 3. Деловая переписка:

- Общие требования к деловой переписке;

Основные требования к тексту письма;

Виды деловых писем;

Особенности делового письма.

Модуль 7.

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием:

Назначение и области применения ЭВМ в образовании и управлении образовательными системами;

Компьютерный мониторинг качества образования;

Компьютерный банк инноваций.

Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений:

Информационные технологии нормативно-правового обеспечения работы образовательных учреждений.

Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании:

Программно-методическое обеспечение информационных технологий.

Объем программы 72 часа

Общее количество часов

Лекционная часть

Самостоятельная работа

Практическая работа

Контроль

72

21

16

7

28

Учебный план

Наименование разделов, модулей,

тем

Всего часов

Из них

Контроль

лекции

самостоятельная работа

практическая работа

количество часов

форма

контроля

Модуль 1. Менеджмент в сфере образования:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы менеджмента в образовании;

1

1

Тема 2. Стратегическое и тактическое планирование в системе менеджмента;

1

1

Тема 3. Регулирование и контроль в системе менеджмента.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 2. Образовательный маркетинг:

10

3

2

1

4

Диф. зачет

Тема 1. Сущность образовательного маркетинга;

1

1

Тема 2. Современ ная концепция маркетинга;

1

1

Тема 3. Организация деятельности маркетинговой службы в образовании .

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 3. Сущность и основные принципы управления образовательными системами:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Управление функциониро ванием и развитием образовательных систем;

1

1

Тема 2. Мониторинг качества образования;

1

1

Тема 3. Целевая комплексная программа развития как инструмент управления образовательными системами.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 4. Методы управления образовательными учреждениями:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Методологические основы управления образовательными учреждениями;

1

1

Тема 2. Контроль в управлении образовательным учреждением;

1

1

Тема 3. Инновационный процесс и его этапы.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 5. Основы управления персоналом:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Методические центры и отделы кадров в системе управления образованием и их функции;

1

1

Тема 2. Аттестация педагогических и управленческих кадров в образовании;

1

1

Тема 3. Оценка

эффективности систем

управления персоналом в

системе образования.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 6. Делопроизводство в кадровой службе:

10

3

2

1

4

Зачет

Тема 1. Государственные стандарты по документированию: документ, формы, классификация и унификация, реквизиты, требования к бланкам, формулярам;

1

1

Тема 2. Основные виды документов: служебные письма, телеграммы и телефонограммы, справки, акты, записки, приказы и выписки из них, протоколы и выписки из них, другие виды;

1

1

Тема 3. Деловая переписка.

1

1

Итоговое тестирование

1

Модуль 7. Информационные технологии в образовательной деятельности:

10

3

2

1

4

Диф.

зачет

Тема 1. Проектирование информационных систем управления образованием;

1

1

Тема 2. Новые информационные технологии выработки управленческих решений;

1

1

Тема 3. Дистанционное обучение кадров в образовании.

1

1

Итоговое тестирование

1

Итоговая практическая работа или тестирование

2

2

Всего:

72

21

16

7

28

Требования к оснащению рабочего места обучающегося

(если будут использоваться программы, которые требуют дополнительного оснащения ПК)

Компонент

Требования

Операционная

система

Windows 7 и выше

Доступ в

Интернет

браузер Mozilla Firefox, возможность доступа в сеть Интернет

Редактор слайдов

Компьютер и

процессор

Intel Pentium(или аналогичный AMD Athlon ) или выше

Оперативная

память

2 Гб

Жесткий диск

120 Гб

Дисплей

19

Принтер, сканер

По мере поступления заданий (если требуется)

Средства связи

Skype, электронная почта


Теория менеджмента

Основная дисциплина программы, включающая в себя изучение таких вопросов как современный менеджмент и менеджер, современная теория и инструменты менеджмента, основные показатели работы менеджера. У студентов формируется системное представление о профессии менеджера.

Деловые коммуникации

Эта дисциплина учит добиваться своих целей. Для этого студенты разбираются в коммуникативных особенностях и потребностях как в своих, так и оппонентов, осваивают различные техники и форматы коммуникации.

Управленческие решения

Результат работы менеджера — управленческое решение. От того, насколько качественно и своевременно принято решение зависит успех подразделения и организации в целом. Поэтому студенты осваивают процесс разработки решений в полном объёме, начиная с постановки целей и заканчивая оценкой рисков и последствий их реализации.

Лидерство и командообразование

Перед современным менеджером стоит непростая задача: с одной стороны, от него ожидают проявления лидерских качеств, с другой – навыков командного игрока, умеющего сотрудничать со своими коллегами и партнёрами. Студенты учатся находить баланс, необходимый для эффективного достижения индивидуальных, командных и организационных целей.

Управление проектом

Проектный менеджмент является неотъемлемой частью работы современной организации. Студенты не только изучают теоретические основы управления проектами, такие как содержание стандартов проектирования, но и в составе команды работают над учебными проектами, начиная с инициации проекта и заканчивая оформлением проектной документации.

Дизайн внутренней среды организации

Начиная с этого курса, студенты учатся работать на организационном уровне. У них формируются знания об организационных законах и принципах, диагностике организации и организационных изменениях. На практике учебные команды исследуют структуру и культуру реальной организации, ее внешнюю среду и предлагают варианты изменений.

Стратегический менеджмент

Этот курс формирует стратегическое мышление и дает теоретические основы стратегического управления организацией, что важно для повышения эффективности. На практических занятиях учебные команды разрабатывают варианты стратегий для реальной компании. В результате составляется деловой отчет.

Бизнес-планирование

Итоговая дисциплина, позволяющая использовать практически все ранее освоенные знания и навыки. Студенты учатся разрабатывать и использовать бизнес-план. Для этого студенческие команды разрабатывают бизнес-план и бизнес-модель для реальной организации, готовят и проводят их презентацию для представителей данной организации. У наших студентов есть опыт разработки индивидуальных бизнес-планов, которые они уже успешно реализовали по окончании учёбы.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ ТВЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ГПБОУ «Торопецкий колледж»

«Согласовано» «Утверждаю»
зам. директора по УПР Директор колледжа

Самуйлова З.Н. __________ Ю.С. Гапаненок

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент
Специальность 38.02.03 Операционная деятельность в логистики

г. Торопец
2016 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистики

Организация-разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Торопецкий колледж».

Разработчики: Петренева А.А., преподаватель.

Рецензенты:

Паспорт рабочей программы учебной дисциплины

Структура и содержание рабочей программы учебной дисциплины

Условия реализации рабочей программы учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения рабочей программы учебной дисциплины

паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент

1.1. Область применения программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью ППССЗ в соответствии с ФГОС СПО по специальности 38.02.03 Операционная деятельность в логистики.
Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО
Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен
уметь:
применять знания менеджмента при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
знать:
функции, сущность и характерные черты современного менеджмента;
процесс принятия и реализации управленческих решений;
сущность стратегического менеджмента: основные понятия, функции и принципы;
способы управления конфликтами;
функции стратегического планирования и методы реализации стратегического плана;
этапы, виды и правила контроля;
этику делового общения;

1.4. Требования к результатам освоения обязательной части ОПОП в части общих компетенций (ОК) и/или профессиональных компетенций (ПК)
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ПК 1.1. Принимать участие в разработке стратегических и оперативных логистических планов на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом. Организовывать работу элементов логистической системы.
ПК 1.2. Планировать и организовывать документооборот в рамках участка логистической системы. Принимать, сортировать и самостоятельно составлять требуемую документацию.
ПК 1.3. Осуществлять выбор поставщиков, перевозчиков, определять тип посредников и каналы распределения.
ПК 2.1. Участвовать в разработке инфраструктуры процесса организации снабжения и организационной структуры управления снабжением на уровне подразделения (участка) логистической системы с учетом целей и задач организации в целом.
ПК 2.2. Применять методологию проектирования внутрипроизводственных логистических систем при решении практических задач.
ПК 2.4. Осуществлять управление заказами, запасами, транспортировкой, складированием, грузопереработкой, упаковкой, сервисом.
ПК 3.2. Составлять программу и осуществлять мониторинг показателей работы на уровне подразделения (участка) логистической системы (поставщиков, посредников, перевозчиков и эффективность работы складского хозяйства и каналов распределения).
ПК 4.1. Проводить контроль выполнения и экспедирования заказов.
1.5. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 150 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 100 часов;
самостоятельной работы обучающегося 50 часов2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
Объем часов

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
100

в том числе:

Практические занятия
50

Самостоятельная работа обучающегося (всего)
50

в том числе:


20

Выполнение домашних заданий
21

проектно – исследовательская деятельность
9

Итоговая аттестация в форме комплексного экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины мЕНЕДЖМЕНТ

Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Объем часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Тема 1 Сущность и характерные черты современного менеджмента
ОК 1, 9 ПК 3.1-3.3

Введение. Предмет, метод и содержание дисциплины.
Основные понятия, применяемые в менеджменте. Элементы система управления. Функции управления. Принципы управления. Методы управления. Требования к личности менеджера.
12
1

2,3
Современные подходы к менеджменту. Эволюция управленческой мысли. Сущность характерные черты совершенного менеджмента.
Школы менеджмента. Процессный подход. Ситуационный подход. Системный подход.

5,6
Функция управления. Структура управления.
Функция управления производством. Организационные структуры. Организационные процессы. Законы организации.
Практическая работа №1 Основные понятия менеджмента
Практическая работа № 2 Теоретические основы менеджмента


Выполнение домашних заданий по теме 1 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
Подготовка к практическим занятиям

Тема 2. Внешняя и внутренняя среда организации
ПК 3.1-3.3

7
Характеристика внешней и внутренней среды организации.
Понятие «окружающая среда организации». Факторы внешней среды, их состав и влияние на деятельность организации. Факторы внутренней среды, их состав и влияние на деятельность организации.
4
2

8
Анализ внешней и внутренней среды организации.
Методы анализа внешней и внутренней среды. SWOT-анализ, методика его проведения.

9,10
Практическая работа № 3 Анализ внутренней и внешней среды организации Практическая работа № 4 Анализ внутренней и внешней среды организации
4

Внеаудиторная самостоятельная работа:
Выполнение домашних заданий по теме 2 (проработка конспектов занятий, учебной литературы)
Подготовка к практическим занятиям
Выполнение проекта «Выдающиеся управленцы истории и современности»

Тема 3. Функции менеджмента

ОК 4
ПК 1.1-1.3

11
Цикл менеджмента.
Понятие цикл менеджмента. Понятие функция менеджмента. Краткая характеристика функций менеджмента: планирование, организовывание, мотивация, контроль.
10
2

12
Планирование в системе менеджмента.
Назначение планирования. Виды планирования: тактическое, стратегическое, бизнес-планирование. Технология стратегического планирования.

13
Организационные структуры управления предприятием.
Понятие и элементы организационных структур управления. Виды организационных структур управления: иерархические и органические структуры управления, их характеристика.

14
Мотивация.
Понятие мотивации. Элементы мотивации. Эволюция теорий мотивации. Содержательные теории мотивации. Процессуальные теории мотивации.

15
Контроль и его виды.
Понятие и назначение контроля. Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный.

16,17,18
Практическая работа № 5 Сравнительный анализ основных структур управления
Практическая работа № 6 Построение и анализ организационных структур управления
Практическая работа № 7 Реализация функций мотивации и контроля в управлении
6

Внеаудиторная самостоятельная работа:
выполнение домашних заданий по теме 3 (проработка конспектов занятий, учебной литературы, подготовка к практическим занятиям).
Выполнение проекта «Выдающиеся управленцы истории и современности»

Тема 4. Система методов управления
ОК 2,8 ПК 3.1-3.3

19
Характеристика методов управления.
Понятие метод управления. Система методов управления: административные, экономические, социально-психологические, их характеристика. Особенности применения тех или иных методов управления.
2
3

20,21,22
Практическая работа № 8 Сравнительный анализ методов управления.
Практическая работа № 9 Анализ предпочтительности методов управления
Практическая работа № 10 Самоменеджмент
6

Внеаудиторная самостоятельная работа:
выполнение домашних заданий по теме 4 (