Материальный поток в логистических системах. Логистические потоки

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями -- начиная от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Материальный поток -- это имеющая вещественную форму продукция, находящаяся в состоянии движения, рассматриваемая в процессе приложения к ней логистических операций и отнесенная к определенному временному интервалу. Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени переходит в материальный запас.

Размерность материального потока представляет собой дробь, в числителе которой указана единица измерения груза (штуки, тонны и т. д.), а в знаменателе -- единица измерения времени (сутки, месяц, год и т. д.).

Материальный поток характеризуется определенным набором параметров:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики; физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики и т.д.

Классификация материальных потоков:

По отношению к логистической системе различают внутренние, внешние, входные и выходные потоки.

По номенклатуре материальные потоки делятся на однопродуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидовые). Под номенклатурой понимается систематизированный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продукции в натуральном выражении для учета и планирования.

По ассортименту материальные потоки классифицируют на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции -- это состав и соотношение продукции определенного вида или наименования, отличающейся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и другим признакам. Ассортиментный состав потока существенно отражается на работе с ним. Например, логистический процесс на оптовом продовольственном рынке, торгующем мясом, рыбой, овощами, фруктами и бакалеей, будет существенно отличаться от логистического процесса на картофелехранилище, которое работает с одним наименованием груза.)

По количественному признаку материальные потоки делят на массовые, крупные, мелкие и средние.

- Массовый -- это поток, возникающий в процессе транспортировки грузов группой транспортных средств (например, железнодорожный состав или несколько десятков вагонов, колонна автомашин, караван судов и т. д.).

- Крупные -- это потоки нескольких вагонов или машин.

- Мелкие -- это потоки грузов, количество которых не позволяет полностью использовать грузоподъемность транспортного средства, и при перевозке их целесообразно совмещать с другими, попутными грузами.

Средние потоки занимают промежуточное положениемежду крупными и мелкими. К ним относят потоки,которые образуют грузы, поступающие одиночнымивагонами или автомобилями.

5. По удельному весу образующих поток грузов материальные потоки делят на:

- Тяжеловесные, обеспечивающие полное использование грузоподъемности транспортных средств. Тяжеловесные потоки образуют грузы, у которых масса одного места превышает 1 т при перевозках водным транспортом и 0,5 т при перевозках железнодорожным транспортом, например металлы.

- Легковесные, не позволяющие полностью использовать грузоподъемность транспорта. Одна тонна груза легковесного потока занимает объем более 2 м 2 (например, табачные изделия).

По степени совместимости материальные потоки делят на совместимые и несовместимые. Этот признак учитывается в основном при транспортировке, хранении и грузопереработке продовольственных товаров.

По физико-химическим свойствам материальные потоки делят на:

- Насыпные грузы (например, зерно), которые перевозятся без тары. Их главное свойство -- сыпучесть. Могут перевозиться в специализированных средствах: вагонах бункерного типа, открытых вагонах, на платформах, в Контейнерах и в автомашинах.

- Навалочные грузы -- как правило, минерального происхождения (соль, уголь, руда, песок и т. п.). Перевозятся без тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться. Также, как и предыдущая группа, обладают сыпучестью.

Тарно-штучные грузы, которые имеют различные физико-химические свойства, удельный вес, объем. Они могут перевозиться в контейнерах, ящиках, мешках, а также и без тары: длинномерные и негабаритные грузы.

- Наливные грузы, перевозимые наливом в цистернах и наливных судах. Логистические операции с наливными грузами, например перегрузка, хранение и другие, выполняются с помощью специальных технических средств.

По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие признаки, как вид транспорта и способ транспортировки, условия транспортировки и др.

Каждому материальному потоку соответствует некоторый информационный поток, однако материальный и информационный потоки обычно смещены относительно друг друга во времени и по направленности.

Специфичность концепции логистики в решении ряда проблем отражается через введение новых понятий или замену привычных терминов другими определениями.

Понятие материального потока является центральным в логистике. Оно обобщает непрерывность изменения и движения продуктов труда в сфере обращения и производства. Материальный поток рассматривается как некоторое пространственно динамичное явление, в процессе которого к определенному вещественному объекту, являющемуся носителем цели связанной с ним активности, прилагают различные логистические операции в установленный отрезок времени.

Это понятие включает в себя ряд других, связанных с термином «поток». Например, «товарный поток »- в сфере распределения и сбыта, «грузовой поток» - в сфере материально-технического обеспечения и на транспорте.

Параллельно «материальный поток» рядом авторов определяется как совокупность технологически и организационно связанных операций, обеспечивающих целесообразное движение и необходимое преобразование материальных и других ценностей от источника их появления

до пункта потребления. Оба определения имеют право на существование, так как конструктивно дополняют друг друга. Однако в связке «предмет (субстрат) движения - комплекс действий, обеспечивающий данное движение» ведущую роль играет предмет, так как именно с ним непосредственно связана цель процесса, именно он задает адекватный комплекс логистических действий, точнее конкретное множество возможных комплексов как поле поиска оптимального варианта.

Обобщая вышесказанное, дадим следующее определение: материальный поток - конкретная совокупность материальных ценностей , находящаяся в процессе целесообразного перемещения от источника возникновения до потребителя (получателя) в результате приложения к пей соответствующего комплекса логистических воздействий и являющаяся объектом логистического управления.

Изучение материальных потоков служит основой для оптимизации технологических процессов производства, материально-технического обеспечения, транспортировки и распределения продукции, проектирования производственных, складских и вспомогательных помещений, правильного формирования комплексов технических средств, рационализации документооборота, создания высокоэффективной коммуникационной инфраструктуры и организационных структур логистического управления.

В тех случаях, когда материальные потоки рассматривают не во временном интервале, а на определенный момент времени, они приобретают форму материальных запасов (сырья, готовой продукции и т. д.).

Материальные потоки и их отдельные фрагменты, например партии товаров и материалов, в конкретные периоды и моменты времени могут находиться в двух противоположных состояниях в виде:

  • 1) динамичного материального потока - материальная субстанция потока перемещается в физическом пространстве;
  • 2) статичного материального потока - та же субстанция не меняет своих пространственных координат.

И то, и другое явление образуют вместе единый процесс доставки продукции от производителя до потребителя или от источника до пункта назначения (поглощения).

х Данное определение скорее соответствует понятию «логистический процесс».

Материальные потоки могут быть классифицированы по нескольким признакам.

По отношению к логистической системе они могут быть:

  • внешние;
  • внутренние.

Внешние материальные потоки протекают во внешней среде, а внутренние , соответственно, внутри логистической системы. Относительно внешних потоков следует отметить, что с позиций конкретного предприятия существенны только те из них, которые либо генерируются предприятием, либо в конце пути поступают на него. Остальные интересны лишь постольку, поскольку участвуют в создании общей внешней среды предприятия. Внутренние потоки являются объектами производственной логистики.

По предназначению

  • входные;
  • выходные.

Под входным материальным потоком понимается внешний поток, поступающий в логистическую систему из внешней для нее среды.

Выходной материальный поток - это поток, выходящий из логистической системы и поступающий во внешнюю для нее среду.

Входные и выходные материальные потоки являются формой реализации межсистемных связей, т. е. связей, в которых выход из одной микрологистической системы одновременно является входом в другую и наоборот. Такие связи имеют важнейшее значение в процессе адаптации логистической системы к динамике внешней среды.

По непрерывности во времени материальные потоки подразделяются на три группы:

  • 1. Непрерывные , если выполнено хотя бы одно из трех условий:
    • весь поток является единым физическим телом (пример - транспортировка жидкостей и газов по трубопроводу);
    • все элементы физически разделенного потока, например последовательность тарных единиц, постоянно подвергаются каким-либо логистическим операциям;
    • все модули (вплоть до отдельных единиц основного оборудования) технической системы, обеспечивающей движение потока, непрерывно загружены только его обработкой.
  • 2. Дискретные - если не выполнено ни одно из вышеперечисленных условий, пример - отправка с автозавода конкретным дилерам в различные регионы трейлеров, груженных легковыми автомобилями, величина транспортной партии - 5-7 единиц. Важно отметить, что эти потоки наиболее распространены, и представляют наибольший интерес для логистического менеджмента.
  • 3. Блиц-поток (единичная доставка) - это разновидность дискретного потока, когда, необходимый для доставки комплекс операций осуществляется без соблюдения какой-либо периодичности или даже повторяемости.

В зависимости от объекта, в рамках которого реализуется рассматриваемый потоковый процесс, материальные потоки могут быть:

  • продуктовые;
  • операционные;
  • участковые;
  • системные.

Продуктовые материальные потоки - те, субстанцией которых являются конкретные продукты и средства труда, при этом обычно не указаны масштабы соответствующего логистического процесса. Например, железная руда используемая в металлургическом производстве; газ, подаваемый на электростанцию и т. п.

Операционные материальные потоки - это потоки материальных ресурсов по отношению к отдельным логистическим операциям. Например, материальный ноток по операции разгрузки, укладки на поддоны и пр.

Параметры операционного материального потока соответствуют объемам работ по отдельным операциям, рассчитанным за некоторый промежуток времени. Данные потоки являются основой для расчета участковых материальных потоков.

Участковые материальные потоки - это потоки, рассматриваемые па отдельном участке логистической системы, например на складе, в цехе предприятия и т. д. При этом каждый такой поток в общем случае обеспечивается несколькими операциями. Объемные характеристики участковых материальных потоков определяют путем суммирования объемов работ по всем соответствующим логистическим операциям, осуществляемым на данном участке. Определенная условность такой оценки заключается в том, что она отражает не столько объем проходящей через участок субстанции потока, сколько затратность процесса его обработки.

Системные потоки - это материальные потоки, циркулирующие в целом по рассматриваемой логистической системе. Их параметры определяются путем суммирования параметров входящих в них участковых потоков действующей логистической системы.

Материальные потоки характеризуются рядом количественных и качественных показателей. Основными из них являются мощность и напряженность материального потока.

Мощность материального потока - это интенсивность перемещения материальных ресурсов, т. е. объемы продукции, перемещаемые за единицу времени (сутки, месяц, год) по соответствующему каналу (цепи).

Под напряженностью материального потока принято понимать степень использования им пропускной способности логистического канала или цепи, по которому проходит данный поток.

Показатели мощности и напряженности материальных потоков напрямую зависят от уровня производства и потребления, стратегии предприятий-операторов потоков, от состояния их инфраструктуры и инфраструктуры регионов функционирования потоков, используемых методов управления процессами производства и обращения, и т. д.

Зависимость между этими показателями неоднозначна. На нее прямое влияние оказывают объемы (масса) потоков и их стабильность во времени.

Играет роль и назначение продукции. Если она предназначена для предприятий сферы производства, то материальные потоки будут, как правило, более мощными по объемам, но менее напряженными. Другая ситуация наблюдается при управлении материальными потоками, состоящими из продукции потребительского назначения. В данном случае относительно частые поставки сравнительно большому числу потребителей делают поток менее мощным, но более напряженным ввиду его неравномерности. Влияет на мощность и напряженность материальных потоков также выбор транспортных средств и другие факторы.

Изучение материальных потоков является неполным без характеристики пути перемещения материальных ресурсов. В связи с этим для макрологистических (внешних) материальных потоков пользуются понятиями «логистический канал» и « логистическая цепь». Соответственно, для характеристики внутренних материальных потоков часто пользуются понятиями: микрологистическая цепь, микрологистический канал , пропускная способность микрологистической цепи, векторная направленность микрологистической цепи.

Микрологистическая цепь - это путь движения материальных ресурсов в рамках логистической системы от источника генерации до пункта назначения. В качестве фрагментов цепи рассматриваются производственные и другие подразделения предприятия, упорядоченные по ходу движения через них соответствующего потока.

Пропускная способность микрологистической цепи - это максимально возможная мощность материального потока, проходящего по данному пути перемещения.

Векторная направленность микрологистической цени - это направление движения материального потока внутри физического пространства, занимаемого логистической системой.

Как уже отмечалось, на выбор пути движения материальных потоков в логистической системе влияет много факторов. Задача логистики заключается в такой организации процессов перемещения, чтобы в совокупности они были оптимальными для логистической системы в целом. Это предполагает проектирование и сравнительный анализ ряда технически обоснованных вариантов маршрутизации потоков как на макроуровне, так и на предприятии (в целом и на отдельных участках).

  • 4 Некоторые авторы для этих же целей используют термины «внутренняя логистическая цепь» и «внутренний логистический канал».

Материальный поток - это продукция (в виде материально-технических средств и других товарно-материальных ценностей), рассматриваемая в процессе приложения к ней различных логис­тических (транспортировка, складирование и др.) и/или техноло­гических (механообработка, сборка и др.) операций и отнесенная к определенному временному интервалу.Материальный поток не на временном интервале, а в данный момент времени перехо­дит в материальный запас.

Материальный поток характеризуется определенным набо­ром параметров и может быть классифицирован по несколь­ким признакам.

Параметрами материальных потоков могут быть:

Номенклатура, ассортимент и количество продукции;

Габаритные характеристики (объем, площадь, линейные размеры);

Весовые характеристики (общая масса, вес брутто, вес нетто);

Физико-химические характеристики груза;

Характеристики тары (упаковки);

Условия договоров купли-продажи (передачи в собствен­ность, поставки);

Условия транспортировки и страхования;

Финансовые (стоимостные) характеристики;

Условия выполнения других операций физического рас­пределения, связанных с перемещением продукции, и др.

С каждым из указанных параметров связан определенный объем информации и со многими параметрами - финансовые показатели (издержки, цены, тарифы) и ограничения. Однако следует иметь в виду, что, зачастую, во временном и простран­ственном аспектах информационные и финансовые потоки могут не совпадать с материальными.

Абстрагируясь пока от анализа информационных и финан­совых аспектов, дадим классификацию материальных потоков с позиций логистики (рис. 9.4). В схеме классификации выде­лены следующие основные признаки:

1. По отношению к логистической системе (ЛС) различают внутренние (не выходящие за пределы ЛС) потоки и внешние, поступающие в ЛС из внешней среды (входные) и выходящие из Л С во внешнюю среду (выходные).

2. По отношению к звену логистической системы (ЗЛС) материальные потоки делятся на входные и выходные. Внут­ренние материальные потоки в ЗЛС обычно не рассматривают­ся в рамках заданной декомпозиции ЛС.

3. По номенклатуре материальные потоки делятся на одно-продуктовые (одновидовые) и многопродуктовые (многовидо­вые). Под номенклатурой мы будем понимать систематизиро­ванный перечень групп, подгрупп и позиций (видов) продук­ции в натуральном выражении для целей статотчетности, учета и планирования.

Рис. 9.4. Классификация материальных потоков

Классификация и кодирование продукции в пределах Рос­сийской Федерации осуществляется на основе ОКП - Обще­союзного классификатора продукции народного хозяйства - систематизированного перечня классов, подклассов и других группировок промышленной и сельскохозяйственной продук­ции. ОКП включает классификационную часть (К-ОКП) и иден­тификационную часть (А-ОКП).


К-ОКП содержит высшие классификационные группиров­ки, построенные по иерархической пятиуровневой классифи­кационной схеме, закодированные шестиразрядными десятич­ными цифровыми кодами.

А-ОКП содержит позиции номенклатуры продукции опре­деленных типов, марок, вариантов исполнения, комплектации и т. д., закодированных десятиразрядными кодами.

При экспортно-импортных операциях в Российской Феде­рации используется классификатор продукции ТНВЭД.

При классификации и кодировании продукции за рубежом используются:

МСТК - Международная стандартная торговая класси­фикация;

НСТС - Номенклатура Совета таможенного сотрудни­чества.

В 1983 г. Совет таможенного сотрудничества принял Гар­монизированную систему описания и кодирования товаров (Нагтошхес! СоттоШгу Оезспрйоп апй Сой\щ 8у81ет), разра­ботанную на основе НСТС, которая играет важную роль в ло­гистике. Большое значение для идентификации материальных потоков имеет штриховое кодирование.

4. По ассортименту материальные потоки можно разделить на одноассортиментные и многоассортиментные. Ассортимент продукции - это состав и соотношение продукции определен­ного вида или наименования, отличающийся между собой по сортности, типам, размерам, маркам, внешней отделке и дру­гим признакам.

Ассортимент подразделяется на групповой, видовой и внут­ривидовой. Развернутый ассортимент продукции черной ме­таллургии называют также сортаментом, лесной и деревообра­батывающей промышленности - сортиментом.

5. По характеристикам груза в процессе транспортировки материальные потоки могут быть отдельно классифицированы по транспортному фактору, включающему в себя такие при­знаки, как вид транспорта и способ транспортировки, габарит­ные, весовые и физико-химические характеристики груза, спо­собы затаривания, условия транспортировки и др.

Например, при транспортировке железнодорожным транс­портом грузы различаются:

а) в зависимости от весовых и объемных показателей:

Тяжеловесные (масса одного места больше 500 кг);

Большой массы (масса от 100 до 500 кг);

Легковесные (не обеспечивающие использования грузо­вместимости);

Негабаритные (высота одного места более 3,8 м, ширина - более 2,5 м, длина - больше длины грузовой площадки);

б) по физико-химическим свойствам:

Сыпучие (перевозимые навалом);

Наливные (жидкие и полужидкие), перевозимые в цистер­нах, бутылях и других специальных емкостях;

Штучные (единицей измерения которых являются штуки);

Тарно-штучные (измеряются количеством тары - мешки, ящики, рулоны и т. п.).

При перевозках грузов автомобильным транспортом все виды груза делятся на четыре класса по степени использования гру­зоподъемности автомобилей и формированию сдельных тари­фов. В то же время с точки зрения выполнения погрузочно-

разгрузочных работ при автоперевозках применяют следующую классификацию грузов:

Тарно-упаковочные и штучные;

Тяжеловесные;

Навалочные;

Лесоматериалы;

Металлы и металлические изделия;

Зерновые грузы и овощи;

Наливные грузы.

По способу затаривания при транспортировке различают грузы в:

Контейнерах;

Поддонах (паллетах);

Бутылях;

Мешках и т. д.

Очевидно, что такое большое количество характеристик предопределяет специфический подход и свою классификацию материальных потоков по рассматриваемому признаку при ана­лизе и синтезе конкретных ЛС.

6. По степени детерминированности параметров потока раз­личают материальные потоки детерминированные и стохасти­ческие. Детерминированным материальным потоком называют поток с полностью известными (детерминированными) пара­метрами. Если хотя бы один из параметров не известен или является случайной величиной (процессом), то материальный поток называется стохастическим.

7. По признаку непрерывности во времени различают не­прерывные и дискретные материальные потоки. К непрерыв­ным материальным потокам относятся, например, потоки сы­рья и материалов в непрерывных производственных (техноло­гических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродук­тов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транс­порта и др. Большинство материальных потоков являются дис­кретными во времени.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя. Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Прежде чем формулировать определение материального потока, разберем конкретный пример материального потока, протекающего внутри отдельного предприятия.

На рис.1.1 приведена принципиальная схема материального потока на торговой оптовой базе. Как следует из этой схемы, выгруженный из транспортного средства товар может быть направлен по одному из трех путей: либо на участок приемки, либо в зону хранения, либо, если груз поступил в нерабочее время, в приемочную экспедицию. В дальнейшем товар так или иначе сосредоточивается в зоне хранения.

Пути движения груза из зоны хранения на участок погрузки также могут быть различными:
а) участок хранения - участок погрузки;
б) участок хранения - отправная экспедиция - участок погрузки;
в) участок хранения - участок комплектования - отправочная экспедиция - участок погрузки;
г) участок хранения - участок комплектования - участок погрузки.

Рис. 1.1. Схема материального потока на торговой оптовой базе

По пути движения груза с ним осуществляются разнообразные операции: разгрузка, укладка на поддоны, перемещение, распаковка, укладка на хранение и т. д. Это так называемые логистические операции. Объем работ по отдельной операции, рассчитанный за определенный промежуток времени, за месяц, за квартал и т. п., представляет собой материальный поток по соответствующей операции.

На оптовых базах материальные потоки рассчитывают, как правило, для отдельных участков. Для этого суммируют объемы работ по всем логистическим операциям, осуществляемым на данном участке.

Совокупный материальный поток для всей оптовой базы определяется суммированием материальных потоков, протекающих на ее отдельных участках.

Материальным потоком на предприятии называются различные грузы производственного назначения, детали и узлы, в том числе и готовая продукция. Все эти элементы рассматриваются в процессе приложения к ним различных логистических операций, отнесенных к временному интервалу.

При осуществлении некоторых логистических операций материальный поток может рассматриваться как фиксированный параметр для заданного момента времени. Тогда он превращается в материальный запас. Например, операция транспортировки груза железнодорожным транспортом. В тот момент, когда груз находится в пути, он является материальным запасом, так называемым «запасом в пути». Аналогично можно рассматривать запас груза на складе, запас деталей между разными видами оборудования, между участками и т.д.

Относительно конкретной логистической системы материальный поток может быть внешним и внутренним. Внешний материальный поток протекает во внешней среде, т. е. за пределами логистической системы. Внутренний материальный поток образуется в результате осуществления логистических операций с грузом внутри логической системы.

Различают входной и выходной материальный потоки. Входной материальный поток поступает в логистическую систему из внешней среды. Выходной материальный поток поступает из логистической системы во внешнюю среду. Для оптовой базы его можно определить, сложив материальные потоки, имеющие место при выполнении операций по погрузке различных видов транспортных средств.

При сохранении на предприятии запасов на одном уровне входной материальный поток будет равен выходному.

Классификация материальных потоков приведена на рис. 1.2.

Как отмечалось, материальный поток образуется в результате совокупности определенных действий с материальными объектами. Эти действия называют логистическими операциями. Однако понятие логистической операции не ограничивается действиями лишь с материальными потоками, именно: операцию сопровождает информация, документооборот и конкретное управленческое решение. Таким образом, для управления материальным потоком необходимо принимать, обрабатывать и передавать информацию, соответствующую этому потоку. Выполняемые при этом действия также относят к логистическим операциям.

Рис. 1.2. Виды материальных потоков

К логистическим операциям с материальным потоком можно отнести погрузку, транспортировку, разгрузку, комплектацию, складирование, упаковку и другие операции. Логистические операции с информационным потоком - это, как отмечалось, сбор, обработка и передача информации, соответствующей материальному потоку. Следует отметить, что издержки на выполнение логистических операций с информационными потоками составляют существенную часть логистических издержек.

Выполнение логистических операций с материальным потоком, поступающим в логистическую систему или покидающим ее, отличается от выполнения этих же операций внутри логистической системы. Это объясняется имеющим место переходом права собственности на товар и переходом страховых рисков с одного юридического лица на другое. По этому признаку все логистические операции разделяют на односторонние и двусторонние.

Некоторые логистические операции являются, по существу, продолжением технологического производственного процесса, например, расфасовка. Эти операции изменяют потребительские свойства товара и могут осуществляться как в сфере производства, так и в сфере обращения, например, в фасовочном цехе оптовой базы.

Классификация логистических операций приведена на рис.1.3.

Рис. 1.3. Классификация логистических операций

Предыдущая

Материальным потоком (МП) называют физическое перемещение материальных ресурсов, понимаемое как процесс их движения на пути от изготовителя до потребителя и внутри предприятия - потребителя этих ресурсов.

Понятие материального потока является ключевым в логистике. Материальные потоки образуются в результате транспортировки, складирования и выполнения других материальных операций с сырьем, полуфабрикатами и готовыми изделиями - начиная с первичного источника сырья и вплоть до конечного потребления.

Материальные потоки могут протекать между различными предприятиями или внутри одного предприятия.

Из материальных ресурсов часто выделяют группу под названием "материалы". Ее делят на две подгруппы:

  • 1) основные материалы - материалы, из которых в процессе их производственной обработки образуется вещественная основа изготовления продукции;
  • 2) вспомогательные материалы - материалы, которые в вещественной части готовой продукции отсутствуют, они входят лишь в ее денежную оценку, поскольку расходуются в производстве.

Материалы составляют большую часть ресурсов каждого общества. По ним до недавнего времени проводились все разработки в области снабжения и сбыта, но со второй половины 80-х годов в мировой науке стало широко использоваться понятие "материальный поток", которое вытеснило прежний термин "материальные ресурсы". Но эти два понятия не идентичны и не являются синонимами. Материальные ресурсы не всегда превращаются в материальный поток, становятся таковыми лишь при особых условиях, они перестают быть материальным потоком, когда эти условия ликвидируются.

Существует несколько условий, при которых материальные ресурсы превращаются в материальный поток:

  • - конкретность наименования материальных ресурсов;
  • - четкость определения объема ресурсов;
  • - указание, какая организация является поставщиком материальных ресурсов и ответственна за их отгрузку покупателю;
  • - определение, в каком месте хранятся материальные ресурсы, которые передаются и подлежат перемещению;
  • - указание, какая организация является получателем материальных ресурсов;
  • - знание места, на которое должны быть доставлены передаваемые ресурсы их получателю;
  • - установление срока перемещения ресурсов от места хранения у поставщика до места хранения у получателя.

Таким образом, материальный поток - это материальные ресурсы определенных видов, в определенных количествах, перемещаемых от определенных поставщиков этих ресурсов к их определенным получателям, из одного определенного места в другое в заранее оговоренные сроки.

Если материальные ресурсы собраны в одном месте, но не перемещаются, хотя и предназначены для отправки какому-либо адресату, они не являются материальными потоками и представляют собой материальный запас.

Любой материальный поток характеризуется с качественной и количественной сторон. Для этого требуются, в первую очередь, параметры, определяющие состав потока по видам материальных ресурсов.

Видовой аспект часто называют номенклатурой материального потока, а детализацию этой номенклатуры - ассортиментом. Номенклатура потока может иметь разную степень укрупнения группировок материальных ресурсов, отнесенных к каждой из них. Наиболее часто среди этих группировок выделяют следующие:

b) подкласс;

c) группа;

d) подгруппа;

При планировании материальных потоков используют обычно номенклатурный аспект вещественной характеристики, представляющий ее в укрупненном виде. Часто в таком же порядке строится и учет материальных потоков. Видовой - групповой аспект позволяет обобщить выводы и сделать их понятными производителям и получателям продукции, поскольку уже само название группировки продукции часто характеризует одну ее основную черту либо несколько свойств этой продукции.

Для рациональной организации движения материальных ресурсов недостаточно номенклатурного аспекта, необходимо дополнить его ассортиментным, раскрывающий состав каждой номенклатурной группировки по позициям в специфицированном виде. Спецификацией материальных ресурсов называют детальное описание их технической характеристики. Такая характеристика различна у разных классов, подклассов, групп, подгрупп и видов продукции. Материальные потоки могут быть специфицированы в полной мере и частично.

Чтобы материальный поток рационально перемещать и складировать, необходимо специфицировать его полно, по всем признакам, от которых зависит выбор порядка перемещения груза, т.е. правильно описанная техническая характеристика каждой ассортиментной позиции материальных ресурсов является важной чертой материального потока, без которой нельзя организовать его эффективное перемещение. В характеристике материальных потоков должно быть отражено качество материальных ресурсов в соответствии с требованиями к нему покупателя. Требуемое качество материалов обычно подтверждает в ассортиментах производитель. Но нередко таких сертификатов нет, либо они не гарантируют качество. Тогда покупатель ресурсов проверяет их качество сам и включает ресурсы в материальный поток только после того, как их качество удостоверено контролем. Когда на такой основе сформирована номенклатура, ассортимент и качество материальных ресурсов, натурально-вещественный состав материального потока считается определенным.

Понятие "состав материального потока" является первой частью его характеристики. Когда она подготовлена, определяют количество материальных ресурсов, входящих в поток. Количественных характеристик у материальных ресурсов обычно не одна, а две и более.

В зависимости от показателей, характеризующих ассортимент, объем, массу, площадь, габариты материального потока, подбирается его упаковочное, тарное и транспортное обеспечение.

С учетом своих производственных и транспортных возможностей продавец материальных ресурсов и покупатель согласовывают срок их доставки получателю, в нужное ему место.

Материальные потоки очень разнообразны. Важно учитывать следующие их различия:

  • · по номенклатуре: в них могут быть материальные ресурсы одной номенклатуры (класса, группы, и т.д.) и нескольких номенклатурных группировок;
  • · в зависимости от натурально-вещественного состава материальные потоки делятся на одноассортиментные и многоассортиментные - при двух и большем числе разных позиций материальных ресурсов;
  • · по степени готовности: среди материальных потоков выделяют проектируемые, планируемые, формируемые, созданные (сформированные), расформировываемые, расформированные (распоточенные) или ликвидированные;
  • · по месту в процессе обращения: материальные потоки делят на ожидающие отгрузки, ожидающие разгрузки, разгруженные, принятые на склад;
  • · по признаку непрерывности: материальные потоки бывают непрерывные и дискретные;
  • · по частоте прибытия или отправления: потоки делят на срочные, длительные, часовые, ежедневные, суточные, ежемесячные и т.д. Для крупных непрерывных производств характерны ежедневные или суточные потоки, мелких - ежемесячные и более редкие;
  • · по длительности пребывания материальных ресурсов в потоках: МП делят на краткосрочные (не более суток) и долгосрочные (двухнедельные, месячные);
  • · по различиям массы или объема: материальные потоки делят на массовые, крупные, средние и мелкие (массовыми считают потоки, перемещение которых осуществляется большой группой транспортных средств; крупные перевозки мельче массовых и реже; к мелким относят потоки, требующие совмещения с другими - попутными материальными потоками);
  • · по различиям массы: материальные потоки разделяют на тяжеловесные и легковесные;
  • · по степени повторяемости: материальные потоки бывают повторяющиеся и разовые, причем повторяющиеся делят на часто повторяющиеся и редкие;
  • · по степени агрессивности, огне- и взрывоопасности перевозимых материалов: потоки делят на огне- и взрывоопасные, агрессивные, неогнеопасные, взрывонеопасные, неагрессивные;
  • · по способу затаривания: потоки разделяют на грузы в контейнерах, ящиках, мешках и других видах тары (в особую группу выделяют бестарные потоки);
  • · по консистенции грузов: потоки делят на жидкие, насыпные, газообразные и твердые.

Материальные потоки делят на интенсивные и неинтенсивные. Интенсивными считают напряженные и усиленные потоки. Напряженным материальный поток становится по следующим признакам:

  • 1) при сложности формирования и усложнения отгрузки;
  • 2) при сложности комплектования;
  • 3) из-за необходимости ускоренной транспортировки груза;
  • 4) из-за трудностей в его приемке и т.д.

Неинтенсивными считают потоки, не приводящие к напряжению при их перемещении.

Материальные потоки делят на детерминированные и стохастические. Детерминированные потоки имеют четкие показатели характеристики материально-вещественного состава. Существуют следующие параметры детерминированного потока: натурально-вещественный состав; объем (количество); продавец и место отправки; покупатель и место доставки; срок отгрузки. Если один из этих параметров неизвестен, поток детерминированным не является, их считают неопределенными или стохастическими.

Материальные потоки различают по ритмичности отправок. К ритмичным относят периодически повторяющиеся потоки. Потоки, отгружаемые с разной периодичностью и разным интервалом времени, относят к апериодичным. Главный признак ритмичности - постоянство периодичности отгрузки.

Потоки делят на внешние и внутренние. Внешние материальные потоки перемещаются за пределами логистической системы, т.е. в среде, внешней по отношению к логистической системе, в которой он сформирован или в которую он направлен. Внутренний материальный поток перемещается только внутри одной логистической системы.

Различают потоки по месту их поступления и отправки. Поступающие материальные потоки считают входными, отгружаемые - выходными. Входной и выходной потоки - важные определения материальных потоков, указывающие момент начала движения потока (его выход) из логистической системы и окончание этого движения (вход в логистическую систему назначения). Есть и другие группировки материальных потоков.