Оригинальные названия выставок в библиотеке. Определение целевого и читательского назначения

Названия книжных выставок

В помощь школьной программе

«Хочу всё знать»

«В помощь преподавателям литературы»

«Ужасно интересно всё то, что неизвестно»

«По материкам и странам»

«География континентов, океанов и морей»

«Русь. Россия. Российская империя»

«Историей дышит каждая строка»

«История в лицах»

«В двух шагах от учебника»

«Язык мой – друг мой»

«Твой друг навсегда»

«Язык есть исповедь народа»

«С книгой в мире интересных наук»

«За страницами учебника»

«Для Знаек и Незнаек»

«Познающим мир»

«Справочное царство – мудрое государство»

О книгах и чтении

«С книгой по жизни»

«Книга в твоих руках»

«Творческий читатель»

«Умный читатель»

«Читаем, думаем, рассуждаем»

«Читаем, обсуждаем, творим»

«Вам, книголюбы»

«Зарубежные писатели – детям»

«Юмор в детских книжках»

«На каникулы с книжкой»

«Вслух. Громко. Про себя. Про нас!»

«Любимые книги семей»

«Открой книгу, и чудеса начинаются»

«Читаем сказки, смотрим сказки»

«Чтение на бис»

«Вторая профессия – читатель»

«Каждая книга – про тебя, каждая – для тебя, только вглядись»

«Книжные вести»

«Книги, которые знают все»

«Чудо – имя, которому, книга»

«Библиотека – книга – современный читатель»

«Этическая грамматика»

«О красоте, моде и хорошем вкусе»

«Культурный человек – это…»

«Элегантность, красота, обаяние»

Сказки

«В мире сказок»

«Эта старая добрая сказка»

«Сказка – умница и прелесть»

«В гостях у сказки»

«Рисуем сказку»

«Путешествие на сказочную поляну»

«Путешествие в сказку»

«Там, на неведомых дорожках»

«Поиграем в сказку»

«В некотором царстве»

«Чудесный мир сказок»

«Волшебный мир сказок»

«Сказки доброго волшебника»

«Сказки народов мира»

«Сказки путешествуют по свету»

«Сказочная страна»

«По дорогам сказок»

«Сказки удмуртского народа»

«Ох, уж эти сказки»

О здоровье

«Если хочешь быть здоров»

«Здоровый образ жизни»

«Красота, здоровье, молодость»

«Твоё здоровье в твоих руках»

«Долголетие действительное и возможное»

«Берегите здоровье»

«Береги здоровье смолоду»

«Расти здоровым»

«Здоров будешь – всё добудешь»

«Будь здоров»

«Здоровому каждый день праздник»

Природа и экология

«С любовью к природе»

«Через книгу – любовь к природе»

«Мир, который нужно понять и полюбить»

«Край серебряных родников»

«Экология и книга»

«Мы и наши братья меньшие»

«О родной земле с любовью»

«Живи, природа»

«Живи, Земля!»

«Живой язык природы»

«Люблю Росси шум лесной»

«Человек и природа: гармония или трагедия?»

«Друзья наши четвероногие»

«Земля у нас только одна»

«Земля – наш дом родной»

«Наш общий дом – природа»

«Тебе и мне нужна Земля»

«Земля – родной дом человечества»

«Экологический вестник»

«Словами, красками, звуками»

«Человек и экология»

«Экология родного края»

«Природа родного края»

«Природа и мы»

«Природа и человек»

«Кто вокруг живёт, что вокруг растёт»

«Лес и его охрана»

«О братьях наших меньших»

«В судьбе природы – наша судьба»

«Дадим планете шанс»

«Земля, которой краше нет»

«Земля в тревоге»

«Губим природу – погубим себя»

«Знай, люби, береги»

«За чистоту земли и рек в ответе человек»

«Мы и наша Земля»

«Земля – планета голубая»

«Природа. Экология. Литература.»

«Тайны зелёного леса»

«В защиту природы»

«Колокола тревоги»

«Экология и дети»

«Экология и общество»

«Экология и быт: оглянись вокруг»

«Экологические проблемы: острота ситуации»

«Люби и знай удмуртский край»

«Душа природы присутствует в нас»

«Осторожно – природа!»

«Войди в природу другом»

«Под крышей дома твоего»

«Проблемы семейного воспитания»

О любви

«Строки любви»

«Любовь, любовь – загадочное слово»

«Любовь – это сердце всего»

«Есть книга вечная любви»

«Стихи о любви»

«Песнь любви»

«А любить мы всё-таки будем…»

«Писатели о любви»

О Пушкине

«Поэт на все времена»

«Пушкин и его эпоха»

«Поэт глазами современников»

«Пушкинское поэтическое эхо»

«Позволь душе моей открыться»

«Надежда и любовь, достоинство и честь»

«Пушкин в жизни»

«И жизнь, и слёзы, и любовь»

«Пушкин и его Мадонна»

«Я вас любил…»

«Прекрасный и таинственный Пушкин»

«Пушкин и Натали»

Периодика

«Калейдоскоп журналов»

«Газеты и журналы для детей»

«Детские журналы в гостях у ребят»

«Страна Журналия»

«О чём рассказывают журналы»

«Путешествие в страну Журналию»

«Здравствуй, страна Журналия»

«Листайте нас, читайте нас, и мы всему научим вас»

«Новинки периодики»

«Новинки журнального мира»

Искусство

«В мире прекрасного»

«Путешествие в страну Вдохновение»

«Путешествие в страну творчества»

«Поэзия и живопись романтиков»

«Учимся видеть прекрасное»

«Смотреть на мир восхищёнными глазами»

«Добро через красоту»

«Диалог истинного добра и красоты»

«Удивление и радость»

«В мире грёз»

«Прекрасное вокруг нас»

Выбор профессий

«В мире профессий»

«Кем быть?»

«Я выбираю профессию»

«Как найти себя»

«Кто я такой?»

«Вступая в жизнь»

«Выбирайте профессию»

«Твоя будущая профессия»

«Молодым везде у нас дорога»

«Путешествие по профессиям»

«Калейдоскоп профессий»

«Все работы хороши – выбирай на вкус»

Необычное, неопознанное

«Тайны раскрытые и нераскрытые»

«Очевидное, но непонятное»

«Очевидное – невероятное»

«Космическое путешествие»

«Тайны магии и колдовства»

Воспитание и образование

«Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки»

«В помощь педагогам»

«Навстречу друг другу»

«Мы и наши дети»

«Урок в современной школе»

«Школа: поиск в пути»

«От учебника к творческому замыслу урока»

«Путь к ученику»

Учим творчеству»

«Я - твой ученик, ты – мой учитель»

Домоводство и рукоделие

«Оч. Умелые ручки»

«Для умелых рук»

«Умелые руки не знают скуки»

«Сделали сами своими руками»

«Мастер на все руки»

«Шьём, вяжем, вышиваем»

«Добрых рук мастерство»

«Город мастеров»

«Домашнее рукоделие»

«Советы Марьи-искусницы»

«Умелые руки и кропотливый труд ещё не это создадут»

«Долгими зимними вечерами: шьём, вяжем, вышиваем»

«Под крышей дома твоего»

ПДД

«Азбука юного пешехода»

«Это должен знать каждый»

«О правилах движения всем без исключения»

«Пешеходная азбука»

«Красный, жёлтый, зелёный»

«Внимание, дорога!»

Разное

«Отвага, мужество и честь»

«Раздумья о высшей правде»

«Мораль и правовая ответственность»

«Я, ты, мы»

«Путешествие в страну Родарию»

«Под знаком Заходера»

«Родом из детства» (о С. Лагерлёф)

«CD в библиотеке»

«Повод для веселья: Незнайка и Дениска»

«Жизнь замечательных людей»

«Коротко о разном»

«Сам себе психолог»

«Детство моё, страна заветная»

Центральная городская детская библиотека. Город Большой Камень Приморский край © 2008-2015

КНИЖНАЯ РАДУГА
ПРЕДСТАВЛЯЕМ КНИЖНЫЕ ВЫСТАВКИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ НАШЕЙ БИБЛИОТЕКИ

Выставки литературы по творчеству писателей




Выставка-викторина "Лесные тайны Виталия Бианки"

Выставки литературы по разным темам

Выставка-идея "Встречаем Пасху"

На выставке представлена литература о празднике, художественные произведения пасхальной тематики, а также книги и журналы, предлагающие различные идеи к празднику. Выставка украшена игрушками, поделками, рисунками читателей, ставших участниками библиотечной пасхальной арт-студии

В библиотеке была организована акция "Я голосую за книгу", в ходе которой определились книги, самые любимые у наших читателей. По итогам акции были оформлены 2 выставки - на старшем и на младшем абонементах, на которых были представлены произведения, набравшие большее количество голосов юных книголюбов.

Выставка-акция "Золотая книжная полка нашей библиотеки

На выставке представлены русские народные сказки и сказочные произведения русских писателей. Кроме книг на выставке расположилось волшебное дерево с голыми ветвями, среди которых поселилась русалка. Ребятам было предложено украсить его разноцветными листочками в зависимости от их читательских предпочтений. Когда дерево полностью "распустится", мы узнаем, какие же сказки больше всего любят наши читатели.






Выставка-вопрос
"Знаешь ли ты символы России?"

Эта настольная выставка будет актуальна не только в дни государственных праздников России - День России, День государственного флага России, День народного единства, но и для постоянного экспонирования. Выставка украшена флагом РФ, плакатами с изображением президента нашей страны, герба РФ, текстом гимна РФ. Разделы выстаки оформлены в виде вопросов: "Кто автор гимна России?", "Почему флаг России трёхцветный?", "Почему на гербе России двуглавый орёл?". Выставку сопровождает компьютерная викторина "Гордо реет флаг России". (скачать викторину можно на странице "Игровая")


Книги на выставке представлены в трёх разделах: "Гостья из будущего" (об Алисе Селезнёвой), "Исторические лабиринты Булычёва" и "Герои Булычёва на экране" (книги, которые были экранизированы). Боковая часть стеллажа оформлена звёздами, на которых написаны загадки о планетах солнечной системы. Чтобы прочитать текст, увеличьте фотографию, она оставлена в большом разрешении.

Выставка-презентация "Встреча с Мурзилкой"

Выставка посвящена 90-летнему юбилею детского журнала "Мурзилка". При оформлении выставки выдержаны атрибуты дня рождения: праздничная корзина цветов, шары, серпантин, торт со свечами и юбилейной датой, тексты поздравлений (опубликованы на страницах разных номеров журнала). На одной из полок размещены портреты писателей и поэтов, писавших или пишущих в журнале, а также книга Пальмера Кокса "Приключения Мурзилки и его друзей", рассказывающая о жизни маленьких проказников эльфов, один из которых носит имя Мурзилка. Выставку дополняют посвящённые журналу детские рисунки и поделки, размещённые в фойе библиотеки.


КЛИКНИТЕ МЫШЬЮ ПО ЭСКИЗУ ФОТОГРАФИИ, ЧТОБЫ ПОСМОТРЕТЬ ИЗОБРАЖЕНИЕ В УВЕЛИЧЕННОМ ВИДЕ

На нашей выставке мы постарались представить с помощью книг, наглядных пособий, фото и иллюстраций те давние события, без которых не состоялась бы современность: это и материалы из энциклопедий для детей и юношества, исторические очерки о знаменитых русских генералах А. Брусилове, А. Самсонове, М. Алексееве, книги о «белых генералах» - А. Колчаке, Л. Корнилове, А. Деникине, которые сражались «за великую, единую и неделимую Россию» и до конца остались верны воинской присяге. Интересными и познавательными, на наш взгляд, являются иллюстрации и статьи об оружии и военной технике столетней давности, о форме, которую носили тогда солдаты и офицеры действующих армий разных стран, материалы о первых Георгиевских кавалерах. Выставка обращает внимание читателей к тому факту, что прославленные советские маршалы Г. Жуков, С. Будённый, К. Рокоссовский, Р. Малиновский так же были участниками той войны, будучи простыми солдатами или унтер-офицерами.

Настольная выставка-память
"1 августа - День памяти российских воинов, погибших в Первой мировой войне 1914-1918 г.г."


"Книжка с продолжением: писательские династии в детской литературе"

Книжная выставка «Дымок от сигареты…» оформлена к Международному дню отказа от курения и предназначена для читателей среднего и старшего школьного возраста. На ней представлена разнообразная литература, которая информирует подростков о пагубном влиянии курения на здоровье и о том, как бросить курить. Читателям предложены следующие книги: Ягодинский В. Н. «Школьнику о вреде никотина и алкоголя», Детская энциклопедия АИФ «Скажи жизни «ДА», Ленюшкин А. И. «Мальчику - подростку», Казьмин В. Д «Курение, мы и наше потомство», Детская энциклопедия «Здоровый образ жизни» и другие книги». Кроме книг на выставке размещены различные цитаты - выдержки из научных исследований о том, какие вредные вещества входят в состав табачного дыма, как они отравляют организм человека.

Выставка-цитата "Дымок от сигареты"


На выставке экспонируются книги авторов-членов одной семьи, книги, где действуют одни и те же литературные персонажи, а также книги-продолжения произведений других авторов. Выставка состоит из 3-х разделов. В разделе "Вся семья - писатели" представлены произведения Виктора и Ксении Драгунских, Николая и Игоря Носовых, Бориса и Галины Заходер, Татьяны и Галины Александровых, Натальи и Владимира Дуровых, Юрия Дружкова и Виталия Постникова.
В разделе разместились книги-пары: К. Коллоди - А. Н. Толстой, А. М. Волков - Л.Ф. Баум, В.И. Даль - А.Н. Островский, бр. Гримм - В. А. Жуковский - А.С. Пушкин. Раздел представлен книгами о жителях Волшебной Страны А.М. Волкова, Л. Владимирского и С. Сухинова; о Буратино и его друзьях авторов Е. Данько, А.Кумма и С.Рунге, А. Н. Толстого, Л.В. Владимирского, книгами о Незнайке Носовых, Б. Карлова и П. Кокса, серией книг о Карандаше и Самоделкине В. Постникова и Ю. Дружкова. Уважаемые коллеги! Эти книги мы нашли в фонде нашей библиотеки. Возможно, у вас есть и другие произведения. Выставка по содержанию получилась привлекательной.



Выставка "Под шапкой-невидимкой Николая Сладкова"

Выставка адресована читателям младшего школьного возраста. Состоит из заголовка и четырёх разделов. Раздел «Смелый писатель-фотоохотник» содержит информацию о Н. И. Сладкове - его жизни и творчестве, фотографии писателя. Кроме книг в данном разделе представлены наглядные материалы из пособия «Выставка в школьной библиотеке» (Приложение к журналу «Школьная библиотека»). В этом разделе размещён библиотечный плакат с информацией о датах жизни писателя. В разделе «Лесные тайнички» расположились многочисленные рассказы и сказки о зверушках и птицах, знакомящие читателей с богатым и таинственным миром лесов. Раздел украшают кленовые листочки с вопросами к произведениям. Литература, представленная в разделах «За пером синей птицы» и «Подводная газета», открывает читателю огромный мир Сладкова - путешественника. Здесь можно найти произведения писателя о его путешествиях в горах, в пустыне, в лесу, в подводном мире, а также книги, которые можно назвать экологическими энциклопедиями - «Белые тигры», «Миомбо», «Воробей в шляпе», «Подводная газета», «Земля солнечного огня», «Земля над облаками». В разделе «Подводная газета» выставлена цитата-информация «За книгу «Подводная газета» Николай Иванович Сладков был удостоен Государственной премии имени Н.К. Крупской». Выставку украшают лесные атрибуты - импровизированный скворечник с птичкой, бумажные и игрушечные лесные зверьки, птички, лукошко с грибами

Необычная выставка с очень красивым названием «Свидание со вкусом» оформлена ко Дню всех влюблённых и адресована читателям среднего и старшего школьного возраста. Выставка представлена в виде романтического салона для двоих, где всё говорит о любви. Идея этого салона такова, что, посетив его, человек как будто оказывается на свидании. Здесь он может встретиться с человеком, к которому проявляет симпатию, поговорить по душам за чашечкой чая и обязательно выбрать для себя одну из предложенных замечательных книг о любви. Оригинально оформление выставки: книга предсказаний о любви, розовые сердечки, россыпью расположившиеся на столе, свечи, милая коробочка с рубиновым сердечком, цветочки, бусы, перчатки и, конечно же, веер книг, - всё это говорит о романтическом настроении и теме праздника.

Стопка блинчиков, чайная пара в крупный горошек, скатерть в народном стиле, русский самовар... Всё так вкусно и притягательно! И всё говорит о приближающейся Масленице. А как подготовиться к празднику, читателям подскажут книги и журнальные статьи.




Выставка адресована читателям среднего и старшего школьного возраста. В разделе «Советуют читатели» размещены книги, которые были отобраны по результатам опроса подростков, читающих в нашей библиотеке. Среди полюбившихся ребятам книг энциклопедии по истории, приключения В. Сотника и Т. Крюковой, детективные истории Е. Вильмонт, А. Устиновой и А. Иванова. На полке среди книг стоит ящичек «Читатель советует прочитать», в который ребята могут опустить опросной листок со своими предложениями. В разделе «Предлагает Интернет» экспонируются книги, отмеченные литературными премиями, предложенные каталогом «Белые вороны», рекомендуемые книжными издательствами. С более полным списком читатели могут познакомиться в дайджестах «Интернет рекомендует» и «Десять лучших книг для детей и подростков». Раздел «Рекомендуют библиотекари» представлен книгами, которые предлагают своим читателям специалисты библиотеки. Среди них «Гордость и предубеждение» Д. Остен, «Поллианна» Э. Портер, «Тайна прошедших времён» И. Можейко, «Машина времени» Г. Уэллса и другие. Рекомендации библиотекарей обращают внимание читателей на интересные произведения, порой незаслуженно забытые.

Выставка-экспозиция «Нам лето дарит вдохновенье» - яркая и запоминающаяся. Все представленные на ней работы сделаны руками одного человека - юной читательницы библиотеки Шапоренко Анны. Она уже несколько лет занимается в кружке декоративно-прикладного творчества «Декор», создаёт чудесные работы из бумаги. На нашей выставке экспонируются сказочные персонажи, цветы, зверюшки и даже картины, выполненные в технике квиллинг. Выставка настолько привлекает внимание читателей, что им всё хочется потрогать, подержать в руках и, вероятно, понять, как создаётся такая красота. Кроме того, экспозицию сопровождает библиотечная литература, познакомившись с которой, ребята смогут создавать подобные произведения искусства, или хотя бы попытаться сделать это самим.



В ыставка – один из основных методов наглядной пропаганды литературы, предоставляющей читателям возможность получения дополнительных знаний, формирования и расширения интереса к представленной теме.

Наша задача – сделать выставку яркой, интересной, нестандартной. Выставки должны не только привлекать внимание к представленным изданиям, но и активизировать познавательную деятельность читателей, вызывать всплеск эмоций и побуждать читателя взять книгу. На выставки библиотекари, помимо книг, периодики, помещают всевозможный иллюстративный материал, аксессуары, содержательно связанные с проблематикой и дополняющие её в качестве фона.

Используются различные шрифты для заголовка, разделов и цитат, натуральные предметы, макеты, модели, бутафория. Аксессуары можно подразделить на: знаковые – цитаты, аннотации, текстовые рубрики, заголовки разделов; художественные – картины и репродукции картин, коллажи, иллюстрации, фотографии, плакаты; предметные – предметы и вещи, помогающие создать образ человека или эпохи (веер, бинокль, свеча, солдатский котелок, воздушный шарик, игрушки, макеты, муляжи и др.); декоративные – цветы, драпировки, вышитые полотенца, природный материал (шишки, ракушки, камни, причудливые корни, ветки) и поделки из него; конструкционные – различные средства оргтехники, канцелярские принадлежности (подставки из дерева, металла, папки, коробки, зажимы, прищепки, закладки и т. п.).


Однако, какой бы не была книжная выставка, не стоит забывать, что в центре внимания всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением. Главная задача выставки - представить книги и другие виды документов. Хорошее оформление, различные материалы и аксессуары – это не цель, а лишь средство, помогающее решить поставленную задачу. Поэтому они должны не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание.

Существует определенный порядок разработки и оформления книжной выставки, состоящий из следующих этапов:

1. ВЫБОР ТЕМЫ.

Тема должна быть актуальной, тщательно продуманной и интересной читателям. Если мы оформляем выставку для сопровождения массового мероприятия, она должна чётко соответствовать теме мероприятия и дополнять его.

2. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛЕВОГО И ЧИТАТЕЛЬСКОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Выставка должна иметь четкий читательский адрес, для кого вы оформляете выставку: для детей младшего или старшего возраста, либо для родителей или руководителей детским чтением. Книжные выставки для детской аудитории отличаются от выставок, создаваемых для взрослых. Они обязательно должны быть яркими, бросающимися в глаза, чему помогут: яркие издания, игрушки, поделки из бумаги и природного материала. Выстваки для детей могут содержать элементы игры (ребусы, загадки, кроссворды). Библиотекарь должен тщательно подобрать книги с иллюстрациями, красочными обложками и разместить их на уровне детских глаз, так, чтобы любую можно было взять с полки свободно, а не просить об этом библиотекаря. Возле выставки для детей обязательно создаётся свободное пространство, где они могут не только полистать выбранную книгу, но и принять участие в игре, выполнить задания, если выставка их предусматривает..

3. ВЫЯВЛЕНИЕ И ОТБОР ДОКУМЕНТОВ.

С помощью справочно-библиографического аппарата библиотеки: каталогов, картотек, используя методические рекомендации, пособия, библиографические указатели выявить все источники – книги, статьи из периодики, иллюстрации, фотодокументы, какие имеются в библиотеке по данной теме. Затем ознакомится с ними и отобрать те, которые соответствуют цели и читательскому адресу. Предпочтение отдается документам, содержащим новую информацию и имеющие привлекательный внешний вид.

4. РАЗРАБОТКА СТРУКТУРЫ ВЫСТАВКИ.

Сколько разделов? Всегда ли нужна цитата, обращение к читателю, сколько книг должно быть на выставке? Все ответы на эти вопросы зависят от объема и количества фонда, от того, где будет расположена выставка, размера выставочного стеллажа. И очень важно соблюсти чувство меры, выставка не должна быть перегруженной, заваленной. Каждый документ должен быть хорошо обозрим. С разработкой структуры выставки тесно связан другой вопрос – какая это будет выставка – выставка-викторина, выставка одной книги, выставка-экспозиция и т.д.

(картинки кликабельны, увеличить, смотреть)

5. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАГОЛОВКА, НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛОВ, ПОДБОР ЦИТАТ, ИЛЛЮСТРАЦИЙ, ПРЕДМЕТОВ.

После того как вы определились со структурой выставки, переходим к выбору заголовка выставки, определению названий разделов, подбору цитат, иллюстраций, предметов. Название обязательно должно привлекать внимание, быть броским, и информационно емким, точно передавать суть. Оно должно быть достаточно коротким, не более 4-5 слов, часто в качестве названия используют афоризмы, крылатые фразы, пословицы, строчки из стихов, песен. Название разделов должно поэтапно раскрывать тему выставки и дополнять заголовок. Для оформления выставки можно использовать самые разнообразные предметы и аксессуары: портреты, иллюстрации, плакаты, репродукции картин, фотографии, декоративные элементы, природный материал, рисунки, поделки, отзывы на книги, мини сочинения, эссе, различные вещи, предметы, помогающие воссоздать образ эпохи или человека. Опять же, выбор аксессуаров зависит от формы и вида выставки. Также, с приходом в нашу жизнь Интернета, при оформлении выставок часто используют информацию, взятую с каких-либо сайтов. Такая информация должна быть проверена (исключение «жареных фактов»), тщательно скомпонована («прыжки» с одного на другое) и обязательно сопровождаться ссылкой на сайт, с которого скопирована информация.

6. ОФОРМЛЕНИЕ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ.

Хорошо продуманная и разработанная выставка часто не пользуется спросом у читателей, если она плохо оформлена. Первое требование – это композиционная целостность, которая достигается с помощью различных средств. Например, выделяют один или несколько визуальных центров, вокруг которых разворачивается основное действие. В других случаях используют «крупный план» и «глубинную экспозицию», которые создают эффект объемности. Композиция выставки может строиться на симметрии или, наоборот, асимметрии, на контрасте цвета, но при этом нельзя забывать о соразмерности представленных на ней книг, иллюстраций. Все они должны производить впечатление единого ансамбля. Его создают не перегружая предметами и расставляя эмоциональные акценты, например, с помощью подсветки, вазы, цветка. Чтобы правильно распределить, где что будет размещено на выставке, составляется её макет. В схематической форме на бумаге вы должны представить где у вас будет размещён заголовок, на каких полках разделы, цитаты и другая информация. На каких полках будет представлена книжная продукция, а на каких периодические издания и т.д. Макет поможет сэкономить время, когда вы будете оформлять выставку и размещать на ней документы.

Использование меморий. Подлинные вещи или замещающие их предметы - макеты, модели - обеспечивают глубокое восприятие созданного образа. Вещи на выставке должны быть содержательно и эстетически близки между собой, а также с книгами и иллюстрациями. Иллюстрации и вещи создают образ книги и образы её героев.

Использование раздаточной продукции. На выставке должна быть представлена раздаточная продукция, подготовленная к мероприятию (если выставка сопровождает его) или изданная по теме выставки. Это могут быть закладки, визитки, памятки, информационные листы, буклеты. Буклет должен лежать так, чтобы можно было его взять в руки и развернуть, если закладка издана в ограниченном количестве (или если хотим показать в цветном варианте) крепим её на стеллаж и одной и другой стороной. (чёрно-белый вариант выкладываем так, чтобы можно было взять).

Приёмы визуального выделения объектов . Один из способов обратить внимание на книгу или иллюстрацию - развернуть ее обложку под углом в три четверти. Также книга производит лучшее впечатление, когда стоит на держателе-подставке, и посетитель воспринимает её как объёмный предмет. Динамизм при показе достигается, если поместить изображения движущихся объектов (летящего навстречу поезда или бегущих детей), а также с помощью цветовой гаммы, которая подбирается по контрасту. Светлые обложки книг, как и предметов, хорошо воспринимаются на темном фоне и наоборот.

Статьи из изданий или периодической печати представляются двумя путями: поставить книгу в закрытом виде или развернуть книгу на том месте, где начинается нужная статья и к ней прикрепить карточку. На карточке указать библиографическое описание статьи. Статьи из газеты неудобно располагать на выставке, газета мнётся или не виден заголовок. Лучше сделать копию, к которой прикрепить карточку с библиографическим описанием. Выставка не должна выглядеть пустой, но она не должна быть и перегруженной. Это может привести к обратному эффекту, а потому «лучше меньше, да лучше».

Большое значение для читателя имеют ссылки, данные на выставках к разделам фонда или систематического каталога. Содержание ссылки может быть таким: «Литературу по тематике, предложенной на выставке, Вы можете найти также на стеллажах №№ ________ в разделах…(указываются разделы). Обращайтесь также к разделам систематического каталога (также указывают разделы).

(картинки кликабельны, увеличить, смотреть)

7. РАЗМЕЩЕНИЕ.

Нужно заранее продумать, где поместить экспозицию: в стеклянных витринах (которых у нас нет, но мы надеемся, что будут), на книжных стеллажах или столах. Иногда соединяют все три варианта, а также используют поверхности окон, стен или дверей. Витрина создает ощущение объема, глубины, которая воспринимается как упорядоченный и замкнутый мир. На выставках, размещённых на стеллажах и столах, трудно разместить иллюстрации и предметы, поскольку стандартные стеллажи не глубоки. Но зато представленные на стеллаже, внутри полки, книги оказываются заключены в своеобразную рамку, которая фокусирует внимание. Нередко соединяют стеллажи со столами, благодаря чему снимается монотонный характер показа. При недостатке свободного места (но не при его экономии! Выставка в первую очередь должна привлекать внимание, а потом экономить место) оформляются выставки-плакаты, которые размещаются на стенах фойе или коридоров, выставки-стенды на которых размещают фото-материалы или творческие работы (рисунки) – это очень удобный вид экспозиции. Выставка «Книжный дождь» на нашем старшем абонементе, где книги как бы спускаются с потолка. Эта выставка хороша тем, что она очень часто обновляется, так как книги находятся перед глазами читателей и привлекают внимание.

(картинки кликабельны, увеличить, смотреть)

Это слайд-шоу требует JavaScript.

8. РЕКЛАМА ВЫСТАВКИ.

Следует уделить внимание рекламе выставки - от этого во многом зависят её успех и эффективность. В основе рекламно-информационной поддержки выставки лежит создание рекламных сообщений и публикаций. Рекламное сообщение может быть внутренним (для читателей библиотеки) или внешним, ориентированным на потенциальных пользователей. Различные средства рекламы: объявления в местных СМИ, устная реклама, по телефону, наружная реклама (афиши, плакаты), печатная реклама (листовки, буклеты, проспекты), бегущая строка на фасаде библиотеки, красочная информация в «Уголке читателя».

9. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КНИЖНОЙ ВЫСТАВКИ.

Прежде всего, необходимо вести учет, для этого в Дневнике работы выделяется отдельная графа, в которой ежедневно заносится число документов, выданных с выставки. Соответствующие пометки делаются библиотекарем в формуляре читателя, взявшего книгу с выставки. В кармашек каждого документа, книги с выставки, вложить цветную индикатор-закладку с названием выставки. После того как период экспонирования завершился, библиотекарь по «Дневнику» подсчитывает сколько всего изданий было выдано за период работы выставки. Сравнив количество предоставленной литературы и выданной можно вычислить коэффициент эффективности. Коэффициент эффективности равен: «число книговыдачи» делённое на число представленной литературы.

Если эффективность низкая, необходимо выяснить, почему выставка не пользовалась популярностью среди читателей. Для этого надо проанализировать все этапы выставочной работы, начиная с выбора темы и заканчивая рекламой, и определить, где были допущены ошибки. Высокую эффективность также надо изучать, чтобы выявить причины успеха выставки у читателей. В настоящее время для изучения эффективности выставочной работы широко используются методы опроса читателей – беседы, интервью, анкетирование. Они помогают выявить интересы и потребности читателей и позволяют планировать выставочную работу в соответствии с читательскими ожиданиями. Таким образом, анализируя эффективность выставочной деятельности, можно избежать ошибок в дальнейшем и сделать каждую выставку яркой, содержательной, интересной и популярной среди читателей.

10. ОШИБКИ ПРИ ОФОРМЛЕНИИ ВЫСТАВКИ.

Желание разместить на выставке как можно больше экспонатов - одна из наиболее распространенных ошибок. Так как избыточность информации снижает эффект визуального воздействия вплоть до полного неприятия. Хочется ещё раз сказать: не стоит забывать, что в центре внимания выставки всё же должна оставаться книга, а вся атрибутика является лишь её дополнением и сопровождением. Поэтому она должна не заслонить книгу, а наоборот, привлечь к ней внимание. Заголовок, названия разделов и атрибуты, сопровождающие выставку должны точно соответствовать её теме. (например выставка по экологии называется «Мир комнатных растений»). Выставка не будет работать если она плохо освещена или находится в труднодоступном месте. Бывает, что заглавие не «бросается в глаза» читателю при первом взгляде или нет так называемых сигнальных предметов, привлекающих внимание.

Самые распространённые ошибки при оформлении книжных выставок:


В библиотечной практике активно используются традиционные виды книжных выставок :

  • выставки новых поступлений;

  • выставки по актуальным темам и проблемам;

  • персональные выставки;

  • жанровые выставки;

  • выставки к знаменательным и памятным датам.

Кликни и смотри полностью

В ЧЕМ ОСОБЕННОСТЬ ВЫСТАВКИ НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ?

Цель выставки – познакомить читателей с новыми документами – книгами, газетами, журналами, фото- и видеоматериалами, поступившими в библиотеку. Чаще всего, эти выставки универсальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний и художественные, поэтому порядок расположения документов на таких выставках должен быть систематическим, то есть по системе таблиц ББК. Традиционный для такой выставки заголовок – «Новые книги». Он давно уже стал шаблоном, поэтому стоит поискать новые варианты названий, например: «К нам новая книга пришла», «Новинки на книжной полке», «Новинки из книжной корзинки».

Как правильно оформить выставку по актуальным темам и проблемам ?

Главная цель такой выставки – привлечь внимание читателей к конкретной теме, проблеме, побудить к чтению книг и других документов по этой теме путем представления и рекомендации лучших из них. Задача библиотекаря – выбрать актуальную, интересную читателям тему. Это могут быть:


Как правильно оформить персональную выставку ?

Цель – привлечь внимание к какой-то личности, персоне, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке, его жизни и деятельности. Такая выставка может быть посвящена художнику, писателю, поэту, композитору, ученому, политику, историческому лицу и др. Например: «Последний русский самодержец» (о Николае II) «Открыватель неведомых стран» (о Льве Кассиле); «Фантазии сеньора Родари» (о Джанни Родари).

Традиционно на персональной выставке присутствуют три раздела:

  • первый раздел рассказывает о жизни личности, персоны;

  • второй раздел посвящен её деятельности;

  • третий раздел представляет сами произведения, труды этого человека.

В чем особенность выставок к знаменательным и памятным датам ?

Цель выставки, оформляемой к знаменательной или памятной дате – представить информацию о каком-то событии, празднике, его истории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению. Традиционно в библиотеке оформляются выставки к «красным» дням календаря:

  • к Новому году («Весело, весело встретим Новый год», «Новогодняя мозаика», «Новогодний калейдоскоп»);

  • ко Дню защитника Отечества («Есть такая профессия – Родину защищать», «На страже Отчизны»)

  • к празднику 8 Марта («Милая мама моя», «Девчоночьи секреты»);

  • ко Дню Победы («Поклонимся великим тем годам», «Этот день мы приближали, как могли»).

Кликни и смотри полностью

ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ ЖАНРОВАЯ ВЫСТАВКА?

Цель – привлечь внимание читателей к книгам определённого жанра, заинтересовать, побудить к чтению. Как это сделать? Один из вариантов – представить на выставке не только произведения определённого жанра, но и материал о возникновении этого жанра, его основателях, интересные и малоизвестные факты из его истории. Первыми помощниками библиотекаря в подготовке такой выставки будут «Энциклопедический словарь юного литературоведа», «Словарь литературоведческих терминов» и популярная литература из раздела «Занимательное литературоведение». Например, можно оформить выставку, посвященную разным видам сказок. Назвать её, например, «Волшебный мир сказок». Цель выставки – познакомить детей с различными направлениям жанра «сказка», лучшими произведениями, написанными в этом жанре. Разделами такой выставки могут стать названия разных видов сказок: «Волшебные сказки», «Сказки о животных», «Бытовые сказки».

ФОРМЫ ВЫСТАВОК

В настоящее время существует огромное множество форм выставок.

Выставка одной книги – это незаслуженно забытая форма выставки. Её целью является заинтересовать читателей какой-то определённой книгой, достичь этого можно, если представить на выставке разнообразный материал, который помогает раскрыть содержание книги. Это может быть информация об авторе книги, его жизни и творчестве, об истории создания книги, о прототипах героев произведения, их судьбе, на выставке также могут быть представлены разные издания этой книги, иллюстрации, выполненные разными художниками, фотокадры из фильмов-экранизаций. Очень важно для такой выставки правильно выбрать книгу. Она должна быть яркой, содержательной, интересной, не рядовой. Это может быть классика - прошлых веков и современная, или краеведческая книга

Выставка забытых книг , или правильнее было бы назвать «выставка незаслуженно забытых книг». Задача таких выставок - напомнить о хороших художественных и научно-популярных книгах, которые по каким-то причинам не пользуются популярностью у читателей. Особенно велико значение этих выставок для читателей-детей. Многие из них читают современную детскую литературу и совсем не знают книг, которыми зачитывались их родители. Выставку можно так и назвать - «Любимые детские книги наших пап и мам» или «Мы читали и ты прочти». Такие выставки очень актуальны не только потому, что способствуют взаимопониманию поколений. Они помогают вернуть современным детям так необходимые для их развития книги нравственно-этической направленности - произведения Владимира Железникова, Владислава Крапивина, Юрия Яковлева, Альберта Лиханова, Анатолия Алексина.

Экспресс-выставка одной публикации (книги) представляет собой оперативную форму о материалах по актуальной, интересной для различных читательских групп теме. Организуются такие выставки в день поступления периодического издания (книги) и экспонируются 3-5 дней. В центре выставки с заголовком «Интересная статья» («Внимание, новая книга!») помещают статью или книгу, рядом представляют публикацию на данную тему другого автора, если экспонируется статья, и рецензии на данную книгу, если экспонируется книга.

Книжная выставка-экспозиция - это синтез библиотечной и музейной выставки, где предметы и аксессуары, представленные на ней, способствуют более глубокому проникновению в тему, которой посвящена выставка. Причём предметов и аксессуаров здесь значительно больше, чем на обычной библиотечной выставке, а книги и другие документы удачно вписываются в экспозицию. Выставка-экспозиция может быть организована в виде инсталляции, музейного уголка, оформлена в витринах.

Выставка-инсталляция – это выставка с использованием предметов интерьера, драпировок, природных материалов, игрушек и т.д. К примеру, стоит дерево, рядом лежит ручка и заготовки из бумаги, например цветы. Каждый ребенок пишет на заготовках свою мечту и прикрепляет к дереву. Когда дерево зацветет – мечта сбудется. Это ещё и своеобразная игра.

Например, при оформлении выставки-инсталляции, посвящённой Великой Отечественной войне можно использовать такие детали, как косынка медсестры, военная фляжка, муляж гранаты, противогаз, грампластинки с мелодиями времён войны, старая керосиновая лампа, пионерский галстук, плащ-палатка и, конечно же, книги о войне и её героях, взрослых и детях.

Выставка-сюрприз – это неожиданная встреча с хорошей книгой, подарок. Такие выставки создают обстановку комфорта и праздника. Например, выставка-сюрприз «Книжный кот в мешке», на которой представленные книги упакованы в бумагу и каждая пронумерована. Из красочной коробочки читатель выбирает карточку с номером, и книгу с соответствующим номером можно взять с собой и прочесть дома. Два непременных условия: участвовать один раз и книгу разворачивать только дома. Подобная выставка была оформлена на нашем старшем абонементе и пользовалась большим успехом у читателей. А на младшем абонементе уже продолжительное время действует выставка-сюрприз. Там книги помещены в задрапированную коробку и маленький читатель может не глядя вытащить любую книгу и взять домой.

Всё более популярными в библиотеках становятся интерактивные выставки. Они призваны обеспечить обратную связь между читателем и библиотекарем и организовать живое общение между посетителями выставки, призвать их к обсуждению поставленной проблемы. Можно предложить следующую типологию интерактивных библиотечных выставок:

  • Игровые выставки.

  • Диалоговые выставки.

  • Выставки, подготовленные при участии читателей.

  • Выставки-исследования.

ИГРОВЫЕ ВЫСТАВКИ.

Отличительная особенность подобных выставок состоит в наличии познавательно-игрового момента. Читателю предлагается не только познакомиться с представленными документами, но и выполнить некоторые задания. Среди форм выставок-игр наиболее часто встречаются:

  • выставка-викторина;

  • выставка-кроссворд;

  • выставка-загадка;

  • выставка-конкурс.

Выставка-викторина. Данный вид выставок получил в библиотеках наиболее широкое распространение. Выставка-викторина предполагает наличие ряда вопросов, ответить на которые можно, обратившись к книгам, представленным на выставке. Ответы на вопросы можно дать как в устной, так и в письменной форме. Существует два варианта проведения викторины: в процессе демонстрации выставки (вопросы и задания размещаются непосредственно на выставочном пространстве) и по завершению работы выставки (как итог ознакомления с представленными материалами).

Выставка-загадка. Вариантов организации таких выставок может быть несколько, главная её особенность - наличие загадки, которую посетителям предлагается отгадать. Загадки могут быть использованы в качестве названия выставки или её разделов. Можно оформить загадки в виде конкурсных вопросов и заданий. Загадка может присутствовать в самой тематике выставки. К одному из видов выставок-загадок можно отнести выставку-провокацию, при оформлении которой сознательно допускается одна или несколько ошибок (например, на ней размещаются книги или дополнительные экспонаты, не соответствующие заявленной теме). Читателю предоставляется возможность обнаружить ошибки и заявить об этом организаторам.

ДИАЛОГОВЫЕ ВЫСТАВКИ.

Их особенность заключается в создании условий для обмена мнениями между библиотекарем и читателем, а также между читателями. Как правило, их тематика носит дискуссионный характер. Возможно размещение на выставочном пространстве листов, тетрадей, в некоторых случаях закрытых ящиков для записок, чтобы читатели могли высказать свое мнение.

При подготовке диалоговых выставок библиотеки используют следующие варианты:

  • выставка-размышление;

  • выставка-предостережение;

  • выставка «вопрос-ответ»;

  • выставка-отзыв;

  • выставка-обсуждение;

  • выставка-диспут;

  • выставка-дискуссия.

Выставка «вопрос-ответ» является своего рода заочным выполнением тематических запросов читателей и библиографических справок. Как правило, устанавливается ящик или коробка, в которую читатель опускает листок с интересующим его вопросом. Через какое-то время на стеллажах появляются книги и статьи, содержащие ответы на вопросы читателей. Такая выставка может оказаться удобной при общении с читателями, которые нуждаются в конкретной информации, но не могут чётко сформулировать запрос.

Выставка-отзыв представляет наряду с книгами читательские отзывы на них. Таким образом, осуществляется рекомендация читателями друг другу интересных, с их точки зрения, книг. Можно размещать на таких выставках положительный и отрицательный отзыв на одну и ту же книгу.

В современных библиотеках наряду с традиционными книжными выставками, в наше время широкое распространение получили и электронные книжные выставки. Электронная книжная выставка представляет собой путешествие по страницам одной книги или от книги к книге с подробной информацией об авторах, художниках, списках литературы, викторинами. Электронную выставку несложно создать в формате электронной презентации, либо видео или спец. программы. Такую выставку при соответствующем звуковом оформлении и наличии мультимедийного проектора можно использовать в качестве иллюстративного материала на массовом мероприятии. Электронные выставки для детей имеют свою специфику. Возможность использования не только анимации, но и игровых моментов делает такую форму работы особенно привлекательной для детей и подростков. В отличие от традиционной выставки, электронная книжная выставка обладает рядом преимуществ:

  • восприятие через компьютер служит своеобразной «приманкой» для детей. Яркие, красочные, с использованием игровых моментов, переключающие внимание детей с анимационных заставок на статическую страничку – всё это повышает уровень мотивации ребёнка к прочтению книги, которую он видел на экране;

  • массовость: на обозрение может быть представлено большое количество книг, можно сравнивать их оформление, тем самым побуждая ребёнка рассмотреть эти книги «вживую»;

  • вариативность: в любое время можно быстро поменять слайды и их расположение, убрать ненужные или вставить новые, изменить цветовую гамму или общий дизайн, делая ставку на тягу юного читателя к новизне ощущений;

  • работу такой выставки можно оснастить озвученным текстом и музыкой, проводя параллель между содержанием книги и музыкальной иллюстрацией к ней;

  • мобильность: такая выставка очень удобна для выездных мероприятий;

  • экономичность: нет необходимости работать со стеллажами, стендами, выставочными шкафами.

Стихийные выставки , или как их ещё называют книжные развалы это книги, сданные накануне читателями и размещаемые около кафедр выдачи или разложенные библиотекарем на столиках вблизи соответствующих разделов фонда. На первый взгляд развалы бессистемны: нет определенной последовательности, отсутствует характеристика изданий, но именно это и привлекает читателей, особенно тех, кто не слишком доверяет рекомендациям или не знает, что выбрать. Развалы важны тем, что создают ситуацию свободного выбора: срабатывает эффект доверия к тем, кто прочитал книгу раньше («Если другие взяли, прочитали, значит – хорошая книга»). Опытный библиотекарь умело пользуется этим эффектом, по-своему упорядочивая кажущееся хаотичным нагромождение книг. Во-первых, подкладывает сюда хорошие, но малознакомые или по другим причинам недооцененные читателем издания. Во-вторых, выявляет таким вот образом читательские предпочтения и использует полученные сведения в дальнейшей работе. Развалы озаглавливают определенным образом. Вместо безликой формулы «Книги, сданные читателями» появляются эмоционально-приподнятые, энергичные формулировки, побуждающие к действию. Например, «Книга, которая мне понравилась» или «Прочитал – понравилась – советую другим»

Одним из вариантов представления книг может быть книжная или тематическая полка , так как этот формат выставки очень удобен: не занимает много места, не перегружен дополнительными элементами, очень лаконичен и её можно разместить в любом месте свободного доступа. Например, в старшем читальном зале часто используется эта форма («900 блокадных дней», «Дни воинской славы России»)

Понравилось это:

Выставки

Всем – привет!

Цитата: Подлинная выставка — это не просто собрание книг, оказавшихся вместе по ряду случайных обстоятельств, а осмысленное творение, призванное пробуждать в читателе целенаправленную интеллектуальную деятельность.

Дж. X. Шира, американский библиотековед

Предлагаю вашему вниманию информацию о некоторых выставках, которые интересны и необычны (опыт разных библиотек).

Случается так, что читатели - дети и взрослые, читая книги, зачастую оставляют в них вещи, используемые в качестве закладок. Вот сотрудники Национальной детской библиотеки Республики Коми и решили выставить все эти находки на всеобщее обозрение . Необычную экспозицию назвали «Подарок библиотекарю, или Что оставляют наши читатели в книгах» . Книги и найденные вещи размещали рядом в надежде, что так читатели их быстрее узнают. Выставка вызвала настоящий фурор. Она продержалась больше двух месяцев, ежедневно пополняясь новыми находками. Недаром говорят, что всё в книге может стать поводом для выставки, а не только текст.

Полной неожиданностью для читателей стала выставка «Когда книга умирает» , на которой были представлены ветхие и испорченные читателями издания.

Вместо цитаты — обращение к детям : «Читатель, задумайся, что ты оставишь своим друзьям и одноклассникам после себя».

Первый раздел: «Книги, зачитанные до дыр» . Представлены книги разных авторов, которые читало не одно поколение детей. Эти издания были подготовлены для списания, и встреча с читателями была для них последней.

Второй раздел: «Варвары XXI века» . Раздел включал произведения классиков русской литературы Н.В. Гоголя, А.С. Пушкина, И.А. Бунина и других писателей, которые изучаются в школе: в их книгах были вырваны целые главы и параграфы, разрисованы страницы. Дети и взрослые с интересом отнеслись к представленным документам, высказывали своё негативное отношение к варварству. В результате пользователи дарили библиотеке книги из домашних собраний и новые, купленные в магазине. Всего за год дарители передали в фонд отдела абонементов более 200 книг. (Из опыта работы Национальной детской библиотеки Республики Коми)

Презентация выставки «Книжные сокровища» была приурочена к Общероссийскому дню библиотек . На выставке представлены книги разных лет из коллекции библиотеки. Выставка ориентирована, прежде всего, на специалистов, но оказалась интересна и читателям. Её целевое назначение: ознакомление сотрудников с изданиями, которые можно использовать в своей профессиональной деятельности.

Книжная выставка состояла из следующих разделов:

«Они были первыми» (книги, положившие начало библиотеке);

«Раритеты библиотеки» (издания, относящиеся к разряду книжных памятников);

«Знаменитые люди — библиотеке » (книги, подаренные известными писателями, поэтами, художниками, музыкантами, с автографами).

Эффективным способом сплочения семьи , передачи семейных традиций и нравственных ценностей остаётся семейное чтение. На выставке-ностальгии «Хорошие книги живут долго» были представлены экземпляры из семейных библиотек, памятка по созданию домашней библиотеки .

Разделы выставки:

«Семейная реликвия» (книги из домашних библиотек сотрудников библиотеки и читателей). Каждая из представленных книг имела свою историю и входила в круг чтения нескольких поколений семьи;

«Поколение next выбирает» (лучшие книги, по мнению детей и подростков — читателей библиотеки);

«Как собирать домашнюю библиотеку» (книги с практическими рекомендациями, а также — буклет, в котором и родителям, и юным читателям предлагаются советы по созданию домашних библиотек ).

При оформлении выставки были использованы предметы быта 50-60-х гг. XX в.: статуэтки, игрушки, зелёная лампа, часы, салфетки , выполненные в филейной технике и ришелье; атрибуты современной молодёжной субкультуры : фенечки, браслеты, бейсболка, компьютерные диски. На стенде, также входящем в пространство выставки, были расположены фотографии из семейных альбомов, школьные грамоты, пионерский галстук, значки и открытки . Звуковым фоном была запись инструментальной музыки прошлых лет. Интерьер помещения соответствовал стилю 50-х гг. Помещение, где была оформлена выставка, на время презентации превратилось в обычную для тех лет коммунальную квартиру. Выставку представляли библиотекари отдела с участием известного краеведа-исследователя , который рассказал о семейных библиотеках горожан в дореволюционное время.

Завершением выставки стала викторина «Закончи афоризм» , в которой присутствующим предлагалось закончить общеизвестную фразу о книге:

2. Дом без книги подобен телу без (души).

3. Книги — корабли (мысли).

4. Не красна книга письмом, красна (умом).

5. Золото добывают из земли, а знания из (книги).

6. Человек без книги, как птица без (крыльев).

8. Недочитанная книга — не пройденный до конца (путь).

10. Коллекция книг — тот же (университет).

11. Книга — маленькое окошко, через него весь мир (видно).

12. Книга — лучший (товарищ).

13. Книга в счастье украшает, а в несчастье (утешает).

14. Испокон веков книга растит (человека).

15. Всем хорошим во мне я обязан (книгам).

16. Худая грамота — человеку (пагуба).

17. Кто много читает, тот много (знает).

18. Книга — твой друг, без неё как без (рук).

19. Прочёл новую книгу — встретился с (другом).

20. Дом без книги — день без (солнца).

21. Нет умного соседа, с книгой (беседуй).

22. Из глубины моря достают жемчуг, из глубины книг черпают (знания).

23. В книге ищи не буквы, а (смысл).

24. Книга подобна воде — дорогу пробьёт (везде).

25. Книга поможет в труде, выручит в (беде).

26. С книгой жить — век не (тужить).

27. Хорошая книга ярче звёздочки (светит).

На память о встрече всем участникам подарили книжные закладки.

(Из опыта работы Псковской областной библиотеки для детей и юношества )

Давайте поближе познакомимся с такой формой выставки, как выставка-познание и рассмотрим примеры.

ВЫСТАВКА-ПОЗНАНИЕ

Познание — это процесс целенаправленного активного отображения действительности в сознании человека. В ходе познания выявляются разнообразные грани бытия, исследуются внешняя сторона и сущность вещей, явлений окружающего мира. Субъект познавательной деятельности — человек — исследует также человека, то есть самого себя.

Результаты познания не только остаются в сознании конкретного человека, но и передаются из поколения в поколение, главным образом с помощью носителей информации — книг, рисунков, объектов материальной культуры. В процессе жизни человек выполняет два вида познавательных действий : познаёт окружающий мир непосредственно (то есть открывает нечто новое: либо для себя, либо для человечества); познаёт окружающий мир через результаты познавательной деятельности других поколений (читает книги, учится, смотрит кинофильмы, приобщается ко всем видам материальной или духовной культуры).

Исходя из определения познания, наверно, любую книжную выставку в библиотеке можно назвать выставкой-познанием. Тем не менее, библиотекари оставляют за собой право на такое определение формы выставки.

Любимая старшим поколением читателей была представлена на выставке-познании «Летопись событий» .

ЛЕТОПИСЬ СОБЫТИЙ

книжная серия «Жизнь замечательных людей»

(опыт Псковской областной библиотеки для детей и юношества)

Книжная серия «Жизнь замечательных людей» — это история человечества в лицах, история науки, техники и культуры.

Целевое назначение выставки:

—пробуждение у юношества познавательного интереса к истории посредством чтения историко-биографической литературы;

нравственное воспитание подрастающего поколения на примерах из жизни выдающихся людей;

— раскрытие фонда библиотеки.

Разделы выставки:

История серии «Жизнь замечательных людей»;

Исторические деятели;
Учёные;

Деятели искусства и литературы.

Цитаты:
«Когда мы любим, гордимся Отечеством — это значит мы гордимся его великими людьми» (академик Иван Павлов).

«Я твёрдо уверен, что люди поймут и начнут разрабатывать единственную нужную науку — науку, как жить» (Лев Толстой).

«Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная» (Александр Пушкин).

Библиографическое обеспечение выставки:

— буклет «Библиотека в тысячу книг: серия ЖЗЛ».

Презентация выставки состоялась с участием студентов факультета начального образования Псковского государственного педагогического университета. Студенты — участники презентации рассказали, как повлияли на их мировоззрение примеры жизни и творчества выдающихся людей.

Обзор серии «ЖЗЛ» прошёл прямо у книжной выставки. Читатели узнали об истории создания серии, её первых выпусках и издателях, а также о том, как пользоваться справочно-библиографическим аппаратом к серии.

На выставке помимо книг серии «ЖЗЛ» были представлены цитаты, буклеты, эмблемы, иллюстрации, портреты, предметы и аксессуары.

Завершающим моментом стала викторина «Назови книгу», суть которой заключалась в следующем: ведущая показывала предмет, который по смыслу подходил к содержанию той или иной книги об исторической личности . Присутствующим предлагалось назвать выдающихся представителей соответствующего вида деятельности. Таким образом, было обыграно несколько предметов:

Веер — Павленко, Н.И. Екатерина Великая / Н.И. Павленко. — 4-е изд. — М.: Молодая гвардия, 2004. — 496 с. — (ЖЗЛ).

Штурвал — Семанов, С.Н. Макаров / С.Н. Семанов. — 2-е изд., испр. — М.: Молодая гвардия, 1988. — 288 с. — (ЖЗЛ).

Головной убор академика — Данин Д.С. Нильс Бор / Д.С. Данин. — М.: Молодая гвардия, 1978. — 560 с. — (ЖЗЛ).

Глобус — Первопроходцы: сборник. — М.: Молодая гвардия, 1983. — 352 с.— (ЖЗЛ).

Гусиное перо — Тыркова-Вильяме, А. Жизнь Пушкина / А. Тыркова-Вильяме. — В 2 т. Т. 1: 1799—1824. — М.: Молодая гвардия, 1998. — 480с.—(ЖЗЛ).

Орден, медаль — Полководцы и военачальники Великой Отечественной: сборник / сост. А. Киселёв. — М.: Молодая гвардия, 1985. —368с. — (ЖЗЛ).

Мольберт — Декарг П. Рембрандт / П. Декарг. — М.: Молодая гвардия, 2000. — 294 с. — (ЖЗЛ).

В конце презентации всем предлагалось угоститься яблоком — плодом познания.

Алгоритм выставки: соединение книги, читателя и библиотекаря в едином интерактивном пространстве. Важным моментом является вовлечение в программу непосредственно читателей. Восприятие материала читателями юного возраста идёт гораздо позитивнее, если информация исходит от ровесника.

Читатели библиотеки, имеющие хобби, откликаются на предложение библиотекарей продемонстрировать предметы своих увлечений на выставках. Это позволяет украсить пространство библиотеки, создать ощущение комфорта, сделать выставку привлекательной и уникальной. Такие предметы могут стать как самостоятельной экспозицией, так и частью выставки, посвященной народному творчеству.

Отдел обслуживания юношества оформил выставку-хобби «Умелые руки не знают скуки» и пригласил начинающих и опытных рукодельниц. Все предметы, представленные на выставке, были выполнены руками библиотекарей (картины, вышитые лентами; мягкие игрушки; скатерти; шляпки; игольницы; вещи, связанные крючком и спицами). О каждом виде рукоделия рассказывалось в экспонируемых изданиях с подробными инструкциями и схемами. На презентации выставки автор мог представить своё изделие и рассказать о технике его выполнения.

В отделе обслуживания старших школьников была организована тематическая выставка-путешествие «Мир загадок и чудес» , дающая возможность с помощью книг погрузиться в таинственный мир, раскрыть многие тайны, познать непознанное. Целевое назначение — предоставить читателям всё многообразие научно-популярной литературы в процессе их подготовки к учебным дисциплинам, развивать познавательный интерес, творческую активность.

Специалисты, занимающиеся подготовкой выставок, разделили их по форме организации на традиционные и нетрадиционные.

Традиционные и наиболее часто используемые выставки:

· новых поступлений;

· тематические;

· персональные;

· жанровые;

· к знаменательным и памятным датам;

· в помощь учебному процессу.

Из нетрадиционных выставочных форм получили поддержку и при­знание читателей, развиваются и совершенствуются следующие группы:

1. Диалоги: дискуссия, словарь, вопрос, спор, полемика.

3. Книжные развалы.

4. Выставка – лучший читатель, -досье, -бенефис, одного формуляра.

5. Выставка-концепция; выставка-настроение.

6. Выставка-сюрприз.

7. Выставка-игра: викторины, кроссворды, конкурсы, ребусы, игры, лото, хобби.

8. Выставка одного документа: книги, журнала, газеты, статьи.

9. Выставка-путешествие.

10. Электронные (виртуальные) выставки.

11. Выставка печатной продукции библиотеки.

12. Выставка-совет, -признание, -символ, -письмо, -лабиринт, предметная, -демонстрация, -презентация, -угощение, -суд, -коллизия и др.

13. Говорящие выставки.

Традиционные выставки

Большой популярностью в библиотеках пользуются тематические выставки . Их цель – привлечь внимание к конкретному вопросу, проблеме, побудить к чтению книг путем рекомендации лучших из них. Темы необхо­димо конкретизировать: чем они уже, тем интереснее выглядит экс­позиция, понятнее для читателей.

Тематическая выставка раскрывает наиболее ценную литературу оп­ределенной проблематики. Главный критерий при выборе заголовка – акту­альность и значимость заявляемой темы. Если она очень обширна и требует поэтапного рас­крытия, в этом случае в библиотеках целесообразно исполь­зовать выставоч­ный цикл. Его лучше планировать на год, заранее определив место для стеллажей. Если данные выставки пользуются успехом у читате­лей, их можно продолжить в следующем году.

Циклы книжных выставок позволяют предоставлять необходимую информацию регулярно и систематически. Их темы могут быть самыми раз­нообразными:

· экология – «Изменим цвет “Красной книги”!», «Хрустальная капля», «Большие проблемы маленькой планеты»;

· космос – «Покорившие космос» – ко Дню космонавтики, «На неведо­мых орбитах»;

· краеведение – темы родины, России – «Люблю свой край, люблю свой город»;

· актуальные темы для подростков: первая любовь – «Любовь – начало всех начал», «Научи свое сердце добру»;

· этика и этикет – «Помоги своей судьбе», «Наука о должном», «Долг че­ловека – быть интеллигентным», «Сохрани в себе человека».

Цель выставки новых поступлений – познакомить пользователей (де­тей) с новыми документами – книгами, газетами, журналами, аудио-, видео- , изоматериалами, компакт-дисками, и др. («Парад новых книг», «Внимание! Новые книги!», «Здравствуйте! Я – новая книга»). Чаще всего такие выставки уни­вер­сальны по содержанию. На них представлены книги по разным отраслям знаний. От­сюда особенность организации – порядок расположения докумен­тов должен быть систематическим, то есть по таблицам ББК.

Цель персональной выставки – привлечь внимание читателей к от­дельной фигуре, личности, пробудить желание как можно больше узнать об этом человеке – художнике, писателе, композиторе, ученом, политике и т. д. Поэтому здесь обязательно наличие трех разделов:

1. Рассказ о жизни личности.

2. Посвящен ее деятельности.

3. Представляет произведения, труды, творчество.

Приветствуется и большее количество разделов. В 4-ом раз­деле пред­лагается поместить творческие работы самих читателей, связанные с именем персоналии. Например: выставка, посвященная жизни и творчеству А. Т. Твардов­ского «Слова, пришедшие из боя» («Босоногое детство», «След в след за войной», «Я жил, я был – за все на свете я отвечаю головой»).

Выставки к знаменательным и памятным датам оформляются с целью предоставить информацию о каком-то событии, празднике, его ис­тории и традициях, дать советы и рекомендации по его проведению (к Но­вому году – «Новогодние узоры», «Новогодняя мозаика», «Новогодний ка­лейдоскоп»; ко Дню защитника Отечества; к празднику 8 марта; ко Дню По­беды – «Война была работой…», «В огнях победного салюта», «Война, ка­кой она была»; к различным христианским праздникам – Рождеству, Пасхе, Спасу; ко Дню матери и др.).

Выставки в помощь учебному процессу наиболее популярны в биб­лиотеках. Их цель – расширить рамки школьного предмета, увлечь им, рас­сказав то, о чем учащийся не узнал на уроке. Выставку литературы в помощь при подготовке к выпускным школьным и вступительным вузов­ским экза­менам можно назвать «Шпаргалка к экзамену». В дополнение к школьной программе: «Учимся на отлично», «Нам пятерка как воздух нужна!», «Там, где музыка живет», «Физикам не до лирики», «Похимичим!».

Цельжанровой выставки – привлечь внимание читателей к опреде­ленным видам изданий, заинтересовать, побудить к чтению. На такой экспо­зи­ции можно представить не только произведения определенного жанра, но и материал о его возникновении и авторах-составителях, интересные и малоизвест­ные факты из его истории.

Нетрадиционные выставки

Пытаясь удовлетворить меняющиеся потребности читателей, учиты­вая разнообразие их интересов, библиотекари при­шли к заключению, что у тра­диционных видов выставок должны появляться нетрадиционные формы.