Варианты оттисков печатей на китайской живописи. Школа китайских резных печатей


Из истории китайских печатей

Трудно не заметить, что в последнее время возрос интерес к восточной культуре. На пике моды китайские и японские рестораны, индийские благовония и восточная философия. Что это: простое человеческое любопытство, стремление приобщиться к непознанному, экзотичному, или же верно утверждение о том, что русские - это азиаты с европейской внешностью?

Как бы то ни было, ловлю себя на мысли, что очень хочется откликнуться на модное увлечение. Надеюсь, окунуться в историю возникновения и развития китайских печатей будет интересно и читателям нашего блога印章 yinzhang)

Гравировка печатей входит список традиционных китайских видов искусства наравне с живописью , каллиграфией и поэзией. Красная печать - это не только подпись каллиграфа или художника, но и отдельное произведение искусства.

История этого искусства насчитывает около 3700 лет. Расцвета оно достигло при династии Цинь, то есть 22 столетия назад. Тогда люди делали гравировку своего имени на личных вещах и документах (тогда бамбуковых или деревянных), чтобы засвидетельствовать право хозяина или автора. Со временем появилась традиция вырезать свое личное имя на маленьких кусочках рога, яшмы или дерева, - то, что мы сейчас называем печатью.

Также как в других странах мира в Китае печати использовались как на официальных документах, так и на бумагах личного характера. Уже с эпохи Борющихся Царств (475-221 гг. до н.э.) правитель дарил высокопоставленных чиновникам печати, как символ власти . Частные печати использовались для идентификации различных документов и как символы удачи.

Иероглифы на печати могли быть выгравированы рельефно (когда изображение выпуклое) или интальо (когда изображение вырезано). По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные жители, как правило, использовали печати из дерева, камня или рога, а знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня Чанхуа, яшмы, агата, кристалла, слоновой кости и других ценных материалов. Для изготовления императорских печатей использовали золото и драгоценные камни. В наше время китайские чиновники центрального правительство пользуются печатями из металла, а на низшем уровне - из дерева.

Искусство изготовления печати требует мастерства в трех областях: каллиграфии , композиции и гравировке . Гравировщик должен уметь работать с различными материалами (камнем, металлом или слоновой костью).

Печати с рисунками (肖形印 xiaoxingyin)

Существует еще один вид гравировки печатей - гравировка рисунков . В общем, техника гравировки изображения на печати, в общем, практически не отличается от обычной гравировки. Единственное отличие - недостаточное пространство. Поэтому гравировку рисунков на печати называют миниатюрной.

Разнообразие рисунков существовало уже при династии Хань. На древних печатях, обнаруженных во время раскопках на различных предметах, изображали драконов и фениксов, тигров, журавлей и других животных , приносящих удачу. Также можно встретить рисунки куриц, уток, овец, гусей и рыбы . Кроме того, часто изображали сцены из жизни: танцы, игру на музыкальных инструментах или охоту . На маленькой печати, редко превышающей размеры обычной почтовой марки, отражалась жизнь современников автора, местные и общенациональные характерные черты.

С развитием туристической индустрии в Китае, в магазинах рядом с историческими памятниками появились сувенирные печати с изображениями Великой Стены, трехцветной глиняной лошади эпохи Тан и т.д. Так традиционное искусство нашло практическое применение и в наши дни.

Камни для изготовления печатей

Красный камень (鸡血石 jixueshi)

«Цзисюэши» (дословно камень цвета крови курицы) считается в Китае драгоценным камнем и используется для изготовления печатей. Кусочек этого редкого камня может стоить до 10 000 юаней. В его состав входит киноварь и пирофиллит. Свое имя он получил за ярко-красный цвет, как кровь курицы. Пирофиллит, наоборот, бывает разных цветов - белый, желтый, серый, зеленый или черный - которые в сочетание с красным создают неповторимый рисунок, который не способен воспроизвести человек. Рыночная стоимость камня зависит от количества красного, его яркости, чистоты и степени прозрачности.

Камень «тяньхуан» (田黄 tianhuang)

«Тяньхуан» - это вид камня, который считается в Китае ценнейшим материалом для скульптуры. Поэтому его даже называют «императором камней». В прошлом одна унция этого камня стоила как унция золота, теперь он ценится даже выше. Осенью 1996 года пекинская компания Ханьхай выставила на аукцион цинскую печать из камня «тяньхуан», весом 460 грамм, со стартовой ценой в 300 000 юаней, а печать была продана - за 1,4 млн. юаней. Это самый дорогой камень «тяньхуан» известный в мире.В Китае этот камень, влажный на вид, считается лучшим материалов для гравировки печатей.

Чернильная паста для печатей (印泥 yinni)

Чернильная паста, используемая для оттиска печати, по-китайски называется «иньни» (чернильная глина). Происхождение имени связано с тем фактом, что в древности для печати на официальных документах использовали глину, как сургуч в наше время. Позже словом «иньни» стали называть традиционную замену чернильной подушки - пасту, как правило, красную.

В состав высококачественной чернильной пасты входит 8 компонентов: киноварь, жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло, красный краситель и moxa. Этот состав также называют «пастой из 8 драгоценностей». Именно благодаря ней получаются ярко-красные оттиски. В состав пасты высшего уровня может входить и чистое золото, и другие редкие вещества, с помощью которых оттиск сохранятся веками. Кроме того, паста приятно пахнет.

Чтобы сделать оттиск печати, необходимо гравировкой слегка коснуться несколько раз чернильной подушки, проверить, равномерно ли окрасился рисунок, и затем прижать слегка к документу. Прежде чем поднять руку, стоит выждать немного времени, чтобы оттиск был четким и аккуратным.

Особый статус печатей в Китае иллюстрирует тот факт, что им отводится особый раздел в музейных экспозициях, а в вузах по всей стране им посвящается особый курс. Китайская Ассоциация граверов выпускает собственные издания, устраивает лекции, семинары и выставки, поддерживающие интерес к этому чисто национальному искусству.

По материалам abirus.ru

Оригинал записи и комментарии на

Резьба печатей – одно из четырех традиционных китайских искусств, наряду с каллиграфией, живописью и поэзией. История китайских печатей уходит корнями к династии Инь, существовавшей 3700 лет назад. Тогда гадатели вырезали свои предсказания на панцирях черепах. 2200 лет назад китайцы стали вырезать свои имена на домашней утвари и на документах (из дерева или бамбука), чтобы обозначить их принадлежность хозяину. Затем появилась гравировка персональных имен на кости, камне и дереве – то, что мы подразумеваем под китайскими печатями сейчас.

История

С 5 века до н.э. печать стала непременным атрибутом назначения императором или князем чиновника на какой-либо пост. Печать олицетворяла собой должность и власть. Частные лица использовали печати для удостоверения письменных документов или просто как символ удачи и процветания владельцев.

Типичный высокий постамент с квадратным основанием

Материалы

По материалу, используемому для печати, можно было определить положение владельца в обществе. Обычные граждане использовали печати из дерева, камня или рога. Знаменитые поэты и чиновники предпочитали печати из красного камня чанхуа (тяньхуан), яшмы, агата, горного хрусталя, слоновой кости и других ценных материалов.

Особые ценители предпочитали печати, сделанные из драгоценных и полудрагоценных камней типа гелиотропа, нефрита, агата, хрусталя, из слоновой кости (ныне повсеместно запрещена к использованию) и других ценных материалов. Императоры использовали для своих печатей золото или драгоценные камни. Сегодня китайские центральные правительственные ведомства используют как правило бронзовые печати, ведомства уровнем пониже – деревянные.

«Тяньхуан» – вид камня, который считается в Китае лучшим материалом для скульптуры и гравировки печатей. Его даже называют «императором камней». В прошлом он ценился на вес золота, в наше время даже выше. В 1996 г. на аукциоен была выставлена печать эпохи Цинь из камня «тяньхуан» весом 460 грамм, со стартовой ценой в 300 000 юаней. Печать была продана за 1,4 млн. юаней (больше 6 млн руб). Это самый дорогой камень «тяньхуан», известный в мире.

Печати вырезают двумя способами: инь – белая надпись на красном фоне, и ян – красная надпись на белом фоне. «Тело» печати украшено резьбой и скульптурой. чем они искуснее, тем дороже будет стоить заготовка печати. Цена печати так же зависит от материала, из которого она изготовлена. На цену резьбы печати влияют твердость материала, размер заготовки, выбранный способ резьбы – инь или ян, количество черт и иероглифов.

Иероглифы на печати могут быть рельефными (выпуклыми) или углубленными. Дорогие печати принято украшать различными надписями сбоку, а навершия часто сами по себе представляют произведения искусства, украшаются различными фигурами. Часто можно встретить фигуру льва – символ власти и процветания.

Китайские львы – они такие смешные

Драконо-черепаха из слоновой кости

Дракон с жемчужиной – популярный сюжет навершия, как и лев.

Еще одна необычная форма. Иногда делают дырочки для шнура. Как нэцке.

Печать как произведение искусства включает в себя три аспекта: каллиграфию, композицию и гравировку. Мастер должен владеть всеми стилями каллиграфии. Он должен владеть приемами компоновки и композиции, для того чтобы на ограниченном пространстве разместить несколько сложных иероглифов и добиться высокого эстетического эффекта. Он должен уметь работать с разными материалами. Для разных материалов применяются различные ножи и используются различные навыки резьбы. Наблюдение за работой резчика печатей – для китайцев естественный и популярный вид культурного отдыха.

Чернильная паста для печатей

Чернильная паста, используемая для оттиска печати, по-китайски называется «иньни» (чернильная глина). В древности для печати на официальных документах использовали глину, как сургуч в наше время. Позже словом иньни стали называть аналог чернильной подушки – пасту, как правило, красную.

В состав высококачественной чернильной пасты входят киноварь, жемчуг, мускус, коралл, рубин, касторовое масло, красный краситель. Настоящая паста приятно пахнет. Аналоги в наших магазинах восточной экзотики похожи на обычную гуашь, по виду, свойствам и запаху. В состав пасты высшего уровня может входить чистое золото и другие редкие вещества, с помощью которых оттиск становится неповторимым и сохранятся веками.

Чтобы сделать оттиск, необходимо гравировкой печати коснуться несколько раз чернильной подушки, проверить равномерность окраски и прижать слегка к документу, не сильно. Прежде чем поднять руку, выждать немного, тогда оттиск будет аккуратным и четким.

Печать ставится на каждом каллиграфическом свитке или живописной работе, она является эквивалентом подписи художника и придает произведению искусства дополнительную ценность. Приложением печати к бумаге художник завершает работу над картиной. Он видит пред собой законченную картину и выбирает место, на котором она лучше всего украсит и сбалансирует композицию. Печать отражает мастерство автора как каллиграфа и резчика.

Красный оттиск китайской печати – это не только подпись или знак, но и предмет эстетического созерцания и прикосновение к культуре Востока. Печатям в Китае отводится особый раздел в музейных экспозициях, в вузах им посвящается отдельный курс.

"Печатный" стиль в интерьере

И в завершение темы – уход за печатями (чистка).
Замечательная музыка: Aalborg - Deep Sea Orchestra. Из весьма далекого от Китая города, но подходит по духу и к Китаю, и к Новому году.

Copyright сайт, 2010. При копировании активная ссылка на первоисточник обязательна

Изготовление китайских резных печатей предполагает практические занятия, в ходе которых можно освоить различные инструменты и способы работы с ними, а также узнать о разных стилях выполнения таких изделий.

Мы научим вас не только работать с выбранными материалами, но и расскажем, как правильно подготовить инструмент. Благодаря таким урокам можно легко освоить принципы подбора иероглифов, которые наносятся на печати, после чего наши ученики могут не только изготавливать такие изделия самостоятельно, но и читать другие печати.

Курс - Традиционная резьба печатей

В ходе обучения наши ученики знакомятся со стилями других мастеров и разбирают особенности разных стилей изготовления таких изделий, а используя такие знания в качестве основы, вы сможете делать оригинальные и эксклюзивные печати для личного пользования.

В программу изучения китайских резных печатей входит:

Практические знания по инструментам, материалам, стилям и приемам резьбы.

  • Вы научитесь работать с различными материалами
  • Сможете разбираться в инструментах и подготавливать их к работе
  • Поймете способы изучения иероглифов и принципы поиска их
  • Сможете самостоятельно читать печати других мастеров
  • Познакомитесь с принципами композиций печатей и стилями разных мастеров
  • Узнаете как можно создать самостоятельную работу из печатей или как использовать печати в дополнении к живописи.
  • Самостоятельно сделаете собственные печати для личного пользования

Искусству резьбы традиционных китайских печатей уже более трех тысячелетий, и за это время в этом направлении было выработано множество стилей, при этом люди, относившиеся к каждому классу, также имели печати с отличиями по виду и названиям имели представители чиновничьего класса, члены императорских семей и даже простолюдины.

Но если для жителей Китая назначение и виды таких изделий в большинстве случаев очевидны, то специалисты из других стран часто не могут сойтись в едином мнении по поводу значения и названия печатей. В то же время энтузиасты, которые увлекаются китайским художественным искусством, даже не знают о том, что некоторые китайские художники в первую очередь были талантливыми и известными резчиками печатей, и уже потом – живописцами.

Китайские печати имеют художественную очередь для коллекционеров, художников, а также среди самих мастеров, занимающихся таким ремеслом. Подобные изделия имеют и утилитарное значение: с помощью них на объектах традиционной китайской живописи (гохуа) художники оставляли подобие своего личного автографа, но при этом он передавал смысл и тему конкретной работы.

Печати представляют интерес и исключительно с эстетической точки зрения: в ходе изучения таких объектов начинающие и давно практикующие мастера создают свои стили и темы, а иногда даже разрабатывают уникальные иероглифы, которые отражают смысл, заложенный в них автором. В результате того, что содержание не всегда кроется лишь в одном слове или образе, некоторые печати представляют собой действительно сложные композиции, включающие неоднозначные загадки и ребусы.

По набору китайских печатей, созданных одним мастером на протяжении его жизни, можно очень много сказать о человеке, его жизни и характере, особенно если учесть, что многие такие мастера за всю жизнь применяли не одну сотню изделий. В этих печатях можно увидеть имена, даты, памятные места и важные для человека события, но иногда смысл печатей был достаточно простым и содержал лишь тезисы, которые приводили к рождению нового шедевра, и эти краткие мысли с помощью печатей фиксировались на таком художественном объекте.

В наше время о китайских резных печатях знает не так много людей, особенно за пределами Китая. Отчасти это обусловлено страхом перед сложностью таких работ и отношением к изготовлению этих изделий как к недосягаемому и тонкому ремеслу. Но стоит только начать постигать это сложное и интересное искусство – и остановиться уже невозможно.

Чудесные печати, которые вы увидите в этой статье, сделаны руками Скаткина Станислава, нашего мастера по резьбе. Эти печати были изготовлены для наших учеников. Подбирать иероглифы для печатей помогал я, Щербаков Андрей. За год работы накопилось уже достаточно много материала и мы со Стасом решили сделать серию постов, посвящённую этой теме. Первый пост этой серии уже размещен на сайте. Он посвящен . Речь пойдет про одну из древнейших художественных традиций Китая. Мы поговорим о создании печати – одной из четырех драгоценностей китайского художника.

Любому автору, работающему в технике традиционной китайской живописи и живописи У-Син, трудно будет обойтись без печати в своем инструментарии! Печать – это своего рода финальный аккорд, точка в нашем живописном произведении. В Китае говорят, что картина незакончена без каллиграфической надписи и печати, и это действительно так. Особенно, если речь идет о монохромных произведениях, в которых алая печать имеет ничем не заменимую функцию.

Личная печать для мастера художника-каллиграфа – больше, чем замена личного автографа, и даже больше, чем незаменимый атрибут стиля на картине. Это настоящая магическая вещь, личный амулет, и поэтому, к выбору личной печати стоит относиться достаточно ответственно. В предстоящей серии постов мы хотели бы раскрыть суть каждой из стадий выбора личной печати, ведь процесс создания печати имеет несколько стадий.

1. Что должно быть изображено на печати? Это может быть надпись, ваше китайское имя или даже некий образ. Например, графический
значок «дракон», «черепаха» или любое другое животное. Это также может быть графический образ близких Вам божеств. В китайской традиции есть «магические» иероглифы, которые также довольно часто вырезают на печатях.

Если Вам нужна именная печать, встаёт вопрос подбора имени. Есть множество путей решения этого вопроса. Самый несложный ход – посмотреть на любом соответствующем сайте как имя пишется по–китайски. Более разумным ходом было бы попросить мастера, в
традиции которого вы хотите использовать вашу печать, дать вам имя. Так поступают даже китайцы, которым часто дается особое имя внутри школы.
-Если на Вашей печати будет надпись, то надо понять, какая именно. Подбор надписи – настоящее искусство, связанное с глубоким знанием китайской культуры.

2. После того, как мы определились с надписью, мы должны определиться и с каллиграфическим стилем печати. Дело в том, что за много тысячелетий существования китайской культуры, накопилось до сотни способов писать каждый иероглиф. Среди пяти основных стилей китайской каллиграфии три считают регулярными и применяют для создания печатей. Эти стили именуют Чжуань шу 篆书, Ли шу 隶书 и Кай шу 楷书. Но в каждом из этих стилей, особенно, в Чжуань шу 篆书 есть сотни «подстилей».

3. Далее определяются с формой и видом печати. Печати ведь можно делать не только на камне, но и на дереве, кости, можно отлить печать
из металла, в том числе и из драгоценного. Всё это мы делаем в нашей Школе живописи У-син. Но, всё же, наиболее распространёнными являются печати на камне. При этом, речь может идти, как о резьбе на необработанном минерале, так и на камне, с уже готовой «декоративной частью». Выбор камня для печати является одним из самых волнующих и ответственных моментов в процессе появления на свет будущего амулета, ведь каждый камень обладает своей энергетикой, своим воздействием на организм. Выбор камня – это целая практика, связанная с развитием чувствительности и интуиции.


4. Когда и камень, и надпись готовы, следует определиться со способом формирования отпечатка. Есть два подхода к формированию изображения, иньский и янский. Разница заключается в подходе к экстракции материала при резьбе. В случае с янским вариантом, исключается материал вокруг сформированного изображения и само изображение делает оттиск, таким образом иероглифы киноварным оттиском получаются красными, а фон белым. Иньский способ – обратная ситуация, извлекается материал внутри изображения, картинка на оттиске образуется фоном, иероглифы в иньском исполнении – белые, а фон заполненный красным. Ну и, конечно же, от выбранного способа крайне сильно зависит то, какое место будет занимать ваша печать в картине.

5. Далее, уже мастер, в данном случае – Скаткин Стас приступает к изготовлению печати. Цена его работы зависит, как от сложности самой
работы, так и от твёрдости выбранного материала. Ведь некоторые камни настолько тверды, что едва поддаются резцу и приходится применять бор-машину.

Вот таков процесс создания печати. Именно его, пункт за пунктом, мы хотим осветить в нашей будущей серии постов.

В последнее время изучаю китайский рисунок тушью - очень увлекатальное искусство. Оказалось, что даже катайские печати - тоже искусство. Также в статье собираю адреса тех, кто может изготовить печать.

Резьба печатей – это искусство, когда вместо кисти используется резец. Им на камне гравируются иероглифы и узоры. Резьба печатей – это китайское традиционное прикладное искусство, которое сочетает в себе два искусства: каллиграфию и резьбу по камню. Вырезанные печати имеют не только функциональное значение, но одновременно с этим являются произведениями прикладного искусства.

Резьба печатей не настолько известна, как китайская живопись и каллиграфия, но требует от автора не меньшего опыта и мастерства.

«Жуан ке», как ее называют в Китае, обычно означает гравирование слов на различных материалах - от дерева и камня до хрусталя и бронзы. Готовое клише было, а в Японии, Китае и Корее до сих пор остается печатью частного лица, компании и суда. Традиция использования факсимилье насчитывает 3 000 лет.

В наши дни резьба печатей не настолько популярна, как другие виды китайского искусства и имеет гораздо меньше последователей. Она не каждому по плечу, поскольку мастер должен освоить каллиграфию, дизайн и структуру материала. И, разумеется, иметь навыки резьбы. Резьба печатей, тем не менее, остается неотъемлемой частью китайского искусства.

Печать необходима на каждом каллиграфическом свитке или живописной работе, ведь она является эквивалентом подписи художника и придает произведению искусства дополнительную ценность. Приложением печати к бумаге художник завершает работу над картиной. Он видит пред собой законченную картину и потому может выбрать место, на котором она лучше всего украсит и сбалансирует композицию.

Резьба тесно связана с каллиграфией, потому что оба искусства используют один и тот же рукописный шрифт. В ее названии «жуан» относится к каллиграфии, а «ке» означает гравировку. Поэтому печать отражает мастерство автора как каллиграфа и резчика. А если он еще и рисует – то его работа ценится очень высоко.

Большинство печатей древности («гу хи») гравировалось на бронзе, роге, агате или нефрите. Однако Вань Мьян, живший в годы династии Юань (1271-1368) обнаружил новые виды мягких камней. Его открытие привело к настоящей революции в этой области, поскольку мастера могли полностью изготавливать печати сами (до этого их обычно делали металлурги). Смена материала превратила резьбу печатей из кустарного промысла в искусство, которое органично переплелось с культурой древнего Китая.

Резьба печатей, или «уин», является четвертым искусством древней Поднебесной, наряду с поэзией («ши»), каллиграфией («шу») и живописью («хуа»).

Печати вырезают двумя способами: инь - белая надпись на красном фоне, и ян - красная надпись на белом фоне.

Китайские печати сверху украшены резьбой, чем она искуснее, тем дороже будет стоить заготовка печати. Цена печати так же зависит от материала, из которого она изготовлена. На цену резьбы печати влияют такие факторы, как твердость материала, размер заготовки, выбранный способ резьбы - инь или ян, а так же количество черт и иероглифов.

История китайских печатей восходит к доисторической династии Инь, существовавшей 3700 лет назад. Тогда гадатели вырезали свои предсказания на панцирях черепах. Искусство резьбы печатей получило расцвет 22 века назад во время династии Цинь. Тогда китайцы начали вырезать свои имена на домашней утвари и документах(из дерева или бамбука), для того чтобы обозначить принадлежность их к тому или иному хозяину. Потом появилась гравировка персональных имен на кости, нефрите или дереве - собственно то, что мы сейчас подразумеваем под китайскими печатями.

Иероглифы на печати могут быть или рельефными или углубленными. Материал для печати выбирается по желанию заказчика. Обычно используется камень, дерево или кость. Но особые ценители и эстеты предпочитают печати сделанные из драгоценых и полудрагоценных камней типа гелиотропа, нефрита, агата, хрусталя, а также из слоновой кости и других ценных материалов. Императоры использовали для своих печатей золото или более драгоценные камни. Сегодня китайские центральные правительственные ведомства используют как правило бронзовые печати, в то время как ведомства уровнем пониже – деревянные.

Дорогие печати принято украшать различными надписями сбоку, а навершия часто сами по себе представляют иногда произведения искусства, так как украшаются различными фигурами. Особенно часто можно встретить фигуру льва – символ власти и процветания.

Печать, только что вышедшую из рук гравера, следует приложить к подушечке с красящей пастой и затем сделать оттиск на бумаге. Только после этого она готова к практическому использованию.

Многие печати могут служить своего рода талисманами, привлекающими богатство и удачу в нашу жизнь. С помощью таких печатей можно делать оттиски себе и своим знакомым, помещать их в красивую рамку и вешать на стену в качестве охраняющего амулета или амулета приносящего богатство, удачу, любовь.

Красная красящая паста является необходимым дополнением к самой печати; она изготовляется из киновари - соединения, в состав которого входит ртуть. Главными достоинствами красящего пигмента являются его интенсивность и блеск. Хорошая паста отличается сочным цветом, сохраняющим свои свойства на протяжении многих веков. Пасту необходимо время от времени размешивать специальной палочкой, дабы содержащееся в ней масло не скапливалось на поверхности, оставляя под собой затвердевшую корку. Для пущей сохранности фарфоровую коробочку с красящей пастой помещают в деревянный футляр, чаще всего обитый шелком, дабы уберечь ее от случайных повреждений. Искусство гравировки печатей весьма почитается в КНР и на Тайване.